В россии может появиться первый город-банкрот. Список наиболее крупных городов-банкротов сша

Фото с сайта www.slate.com

В США развивается история о крупнейшем банкротстве города — Детройта — который еще недавно был символом американской промышленности и процветающим центром автомобилестроения. Как работает банкротство муниципалитета в США рассказывает "Право.Ru".

Идея банкротства целого города появилась сравнительно недавно, в эпоху Великой депрессии 1930-х годов. К 1933 году более двух тысяч муниципалитетов обратились за помощью к федеральному правительству. В 1937 году в законодательстве о банкротстве США появилась специальная глава, посвященная банкротству муниципалитетов — Chapter 9 . Банкротство города похоже на банкротство прочих юридических и физических лиц, с одним — но очень важным — отличием: суд не может заставить муниципалитет продать активы и не может вмешиваться в управление городом. Собственно, и сам муниципалитет ограничен в возможностях в этом отношении — нельзя, например, продать пожарную службу.

Целью законодательства о муниципальном банкротстве является то же, что и в прочих случаях: юридическому лицу помочь выжить, предоставив временную защиту от кредиторов, а кредитору — получить назад свои деньги. Тем временем городские власти должны употребить усилия для балансирования бюджета. Просто "распустить" город в рамках процедуры банкротства невозможно.

В годы последнего кризиса законодательство о муниципальном банкротстве использовалось существенно чаще, чем в прошлом. По данным Верховного суда США в 1991-2012 гг. 217 муниципалитетов обратились в суд с просьбой о защите от кредиторов, из них 20 в одном лишь 2012 г. По подсчетам The Governing Institute (Института управления) за последние два с половиной года 36 муниципалитетов, графств и т.н. SID (Sanitary and Improvement District — новые поселения на окраинах существующих городов) подали документы о банкротстве. За последние 20 лет только в одном континентальном штате США — на Аляске — не было подано ни одного заявления. Всего с 1937-го по 2011 г. было подано 617 заявок с использованием Chapter 9, говорит чикагский адвокат Джеймс Спиотто, ведущий специалист в области муниципальных банкротств.

Многие крупные города в разное время оказывались на пороге несостоятельности. Самый известный случай — это едва не случившееся в 1975 году банкротство Нью-Йорка. Власти города обратились к федеральным властям за помощью, но поначалу президент США, Джеральд Форд, проигнорировал просьбу. С этим связан легендарный заголовок в Daily News — "Ford to City: Drop Dead" ("Форд — городу: отвяжись!"); впрочем, эти слова Форд никогда не произносил. Так или иначе, Конгресс нашел для Нью-Йорка деньги, и город сформировал Municipal Assistance Corp, квазиправительственную организацию, чьим основным назначением было дать возможность Нью-Йорку одалживать деньги самому себе. В разное время и другие большие города, например, Филадельфия, Питтсбург и Майами, рассматривали возможность объявления себя несостоятельными.

Что случится, если даже защита от кредиторов и жесточайшее урезание бюджета не помогают сбалансировать городские финансы, сказать трудно. Пока до такого дело не доходило, обычно власти штата оказывали финансовую помощь в обмен на контроль за муниципальными финансами. Соседние города обычно также заинтересованы в том, чтобы несостоятельный муниципалитет не был официально признан банкротом, потому что такое соседство плохо влияет на их репутацию в глазах инвесторов — долги становятся дороже и дают в долг менее охотно.

Но как получается, что город становится несостоятельным? По тем же причинам, что корпорации или частные лица — внезапные крупные расходы, неудачное вложение средств, переоценка экономического благополучия города и страны. Например, иск к муниципалитету на значительную сумму может заметно приблизить городские финансы к коллапсу. Неудачное решение о постройке новой школы может не привлечь новых жителей в район и способствовать повышению цен на недвижимость, а оказаться выброшенными на ветер деньгами — а налоги на недвижимость и доходы частных лиц составляют одну из важнейших статей городского бюджета. Люди на избираемых должностях часто хотят быть щедрыми за чужой счет, что в долгосрочной перспективе оказывается разрушительным: например, договор с профсоюзами, необременительный в период процветания, тянет городской бюджет на дно, когда переоцененная недвижимость резко падает в цене — так было в городе Сан-Бернардино, штат Калифорния. В январе 2012 года городской совет одобрил решение о признании банкротом, когда на городских счетах осталось $150 000 при долге только по пенсиям превышающем $46 млн (в заявлении в суд муниципалитет указал сумму $143 млн, но и она может оказаться неокончательной).

История Детройта

Расцвет Детройта пришелся на 1950 год — население составляло 1,85 млн человек, крупнейшие автомобильные компании держали в городе производства, давая и хорошо оплачиваемую работу местному населению, и немалые суммы налогов для местного бюджета. Упадок Детройта начался после расовых столкновений 1967 года, когда в течение пяти дней было убито 43 человека и 467 ранено. Начался исход наиболее активного населения из города, постепенно ускорявшийся, особенно в последние годы. С 2000 года население города уменьшилось более чем на 250 000 человек. Теперь уровень безработицы в Детройте превышает 18%, не менее 70 000 домов и участков земли в городе заброшены, около 40% улиц не освещаются, уровень преступности, в частности, насильственных преступлений, втрое превышает средненациональный.

18 июля 2013 года, после долгой и продолжительной болезни города, мунициальные власти Детройта подали в Восточный окружной суд по банкротствам штата Мичиган заявление с просьбой о защите от кредиторов. Рик Снайдер, губернатор штата Мичиган, одобрил решение, принятое кризисным менеджером Кевином Орром (в прошлом — юристом по банкротствам). Этому предшествовали многие месяцы переговоров с профсоюзами, пенсионными организациями и кредиторами — число последних превышает 100 000. За день до подачи заявления два крупнейших муниципальных пенсионных фонда Детройта подали иск с целью не дать Орру уменьшить выплаты пенсионерам в рамках усилий по снижению дефицита городского бюджета. Согласно финансовому отчету, опубликованному в мае 2013 года, Детройт закончит текущий налоговый год с $162 млн дефицита бюджета текущих расходов. Общий долг города, по данным, указанным в заявлении в суд, составляет около $18,5 млрд; по оценкам Кевина Орра может доходить и до $20 млрд. Но и само банкротство будет стоить недешево — расходы города на юридические услуги составят "от десятков до сотен миллионов долларов", считает Дуглас Бернштейн, адвокат по банкротствам из фирмы Plunkett Cooney.

Судебные процессы

Кризисный менеджер рассматривает возможность продажи городских активов, но ему приходится считаться с многочисленными правила и ограничениями, действующими на местом уровне и уровне штата. Предполагается, что город сможет продать местный аэропорт; соседний канадский город Виндзор, штат Онтарио, выразил заинтересованность в покупке принадлежащей Детройту половины тоннеля , соединяющего два города.

Впрочем, некоторые заинтересованные стороны, особенно профсоюзы и пенсионные фонды, принялись бороться против присвоения городу статуса банкрота, потому что это не позволит им защищать свои интересы в переговорах. Поэтому юридическая история банкротства Детройта приняла захватывающий характер в последние несколько дней.

19 июля окружной суд графства Ингэм принял решение, что подача заявления о защите от кредиторов противоречит конституции штата Мичиган, которая запрещает властям штата или нижестоящих уровней отказываться от своих пенсионных обязательств, и потребовал от губернатора штата отозвать свое согласие. Однако федеральное законодательство допускает, чтобы судьи по банкротствам организовывали переговоры муниципалитетов с представителями пенсионеров с целью изменения действующих договоренностей. Пока прецедентов разрешения этого противоречия нет, поэтому прогнозов делать никто не решается.

Губернатор подал апелляцию, и 22 июля тот же суд отложил на неделю рассмотрение требования пенсионных фондов отозвать заявление о банкротстве и отказаться от любых попыток уменьшить пенсионные обязательства города. Это позволило вступить в дело федеральному суду по банкротствам, и судья Стивен Родс назначил заседание на 24 июля, указав, что именно его суд имеет полномочия рассматривать спор между городом и пенсионными организациями.

23 июля апелляционный суд штата Мичиган постановил приостановить рассмотрение дела в суде графства Ингэм до рассмотрения апелляции губенатора на постановление этого суда об отзыве заявления о банкротстве. В тот же день судья Родс указал, что хотел бы назначить посредником в переговорах Джеральда Розена, главного судью Восточного окружного суда штата Мичиган. Его назначение будет рассмотрено на следующем заседании 2 августа.

Наконец, 24 июля Суд по банкротствам рассмотрел просьбу города приостановить рассмотрение дела против губернатора и кризисного менеджера. Судья Родс пришел к тому же решению, что и апелляционный суд штата накануне — рассмотрение требования отозвать заявление о банкротстве приостановить, так же, как и иски кредиторов и пенсионных фондов. Кроме того, суд по банкротствам признал кризисного менеджера — Кевина Орра — законным представителем города в процессе банкротства. Следующее заседание пройдет 2 августа, на котором будет принято решение, имеет ли право Детройт получить защиту от кредиторов в соответствии с "главой 9" (Chapter 9).

Другие заметные банкротства последних лет

22 февраля 2013 года на сайте NBC News был список "самых убогих городов в Америке". Возглавляет его Детройт, но также в списке присутствуют два калифорнийских города, находящихся или находившихся в состоянии банкротства.

Стоктон (Stockton). В 2012 году вошел в десятку самых опасных городов Америки, а в 2013-м — в тройку "самых неграмотных" (менее 17% взрослого населения закончили школу). В июле 2012 года городские власти Стоктона подали заявление о банкротстве ; на тот момент город был самым крупным несостоятельным муниципалитетом в США. Город стал одной из жертв последней рецессии, когда медианная цена на недвижимость упала в 2007-2008 гг. почти вдвое.

Валлехо (Vallejo). Подал заявление о банкротстве в мае 2008 года; причиной банкротства считаются слишком высокие зарплаты местных пожарных и полицейских — на них уходило около 80% городского бюджета. За три года удалось существенно уменьшить обязательства городского бюджета, и 1 ноября 2011 года состояние банкротства закончилось . Затраты на юридическое обеспечение банкротства составили около $8 млн. Теперь город предпринимает попытки восстановить финансовую состоятельность, в частности, стал площадкой для т.н. Participatory Budgeting — эксперимента, в котором жители города сами определяют бюджетные приоритеты.

Среди других калифорнийских банкротов последнего десятилетияДезерт-Хот-Спрингс (банкрот в 2001-2004 гг.), Маммот Лейк (банкрот с июля 2012 года из-за проигранного иска на $43 млн) и Сан-Барнардино (банкрот с августа 2012 г.).

В других частях Соединенных штатов заслуживают упоминания графство Джефферсон , штат Алабама, подавшее заявление о банкротстве в ноябре 2011 г. по причине долга в $4,2 млрд. В 2011 году не сумел получить статус банкрота город Гаррисбург , штат Пенсильвания, обремененный долгом всего в $320 млн.; сейчас он находится под внешним управлением властей штата.

Сентрал Фоллс — самый маленький город самого маленького штата США — объявил себя несостоятельным в мае 2010 г., до июля 2011 г. находился под внешним управлением властей штата, а в августе 2011 года подал заявление в суд о банкротстве — обязательства муниципалитета по выплате пенсий и прочих пособий составляли $80 млн, при годовом бюджете всего $17 млн.

В последнее время в Сети уже не раз появлялись наводящие ужас фоторепортажи с развалинами бывшего «промышленного сердца Америки», в котором некогда респектабельные районы превратились в одичавшие трущобы.

И вот 19 июля 2013 власти города Детройт, штат Мичиган, объявили о банкротстве из-за невозможности выплатить почти 20-миллиардные долги. Это крупнейшее муниципальное банкротство в истории США.

Заглох город моторов не сразу. Все началось еще в 1958-м году с гибели легендарного «Паккарда». Двадцать лет спустя очередной удар по неповоротливому американскому автопрому нанес рост цен на бензин. С 2005 года большая автомобильная тройка GM, Ford и Chrysler, находящаяся в сложном положении, выставила на улицу четверть миллиона человек.

В конце концов Детройт добил ипотечный кризис.

Залатать дыры в бюджете города бывший мэр планировал с помощью доходов от казино. Но эта идея также провалилась. Кто поедет с большими деньгами туда, где полицию или скорую надо ждать по несколько часов?

Заброшенное здание в Детройте:

Добро пожаловать в Зомбиленд:

Вид из окна заброшенного завода в Детройте:

Кстати, мэр Детройта стал бывшим после того, как его посадили в тюрьму за вымогательства и коррупцию.


Плана «Б» у властей Детройта нет. Последнюю попытку спасти город от банкротства антикризисный управляющий использовал месяц назад. Он сделал «щедрое» предложение кредиторам: по 10 центов с доллара долговых обязательств. Те отказались. Теперь кредиторы не увидят и этих денег.


Что представляет из себя бывшая автомобильная столица Америки сейчас? Половина из тех, кто живет в Детройте и старше 16 лет, давно нигде не работает, просто потому что негде. Автозаводы превратились в ржавые руины. Нет зарплат - нет налогов.


На развалинах растет криминал. Население убегает из Детройта. 2 млн. жителей в 1950-х годах, сейчас в 3 раза меньше. С 2000 года население города сократилось более чем на четверть, до 700 тысяч жителей.


На великолепных цветных снимках из архива Библиотеки Конгресса США запечатлён Детройт 1942 года , полный сил и надежд на будущее:

Детройт, 1942 год:

Вид на Woodward Avenue с Maccabees Building, 1942 год:

В руинах находятся театр и вокзал, к шедеврам картинной галереи всерьез прицениваются, чтобы пустить с молотка.

Заброшенное здание театра Фокс:

Еще один театр в Детройте, сейчас представляет из себя парковку:

Брошенные жилые дома есть даже в центре. Сейчас около 40 тысяч домов и участков пустуют. Детройт, 3 марта 2013:

36% жителей живут за чертой бедности. Муниципалитет города ежегодно тратит на 100 миллионов долларов больше, чем зарабатывает, а остальное компенсирует займами.

Очередь за бесплатными продуктами, предметами личной гигиены и домашнего обихода, 18 декабря 2008 года:

Детройт лидирует по количеству убийств среди всех городов США с населением более 200 тысяч человек. Убийства в Детройте происходят в три раза чаще, чем в среднем по США.


Это крупнейшее муниципальное банкротство в истории США. Правда, пока прошение властей Детройта о признании города банкротом было признано незаконным. Такое постановление вынес суд штата Мичиган.

Центр Детройта и заброшенные офисные и торговые здания:

Заброшенный жилой дом:

Библиотека в заброшенной школе Детройта:

«Живи мечтой»:

Здание Центрального вокзала Мичигана в Детройте. Было открыто в 1913 году, а закрыто в 1988 году, когда пришло в упадок. 2 мая 2013:

Штаб-квартира General Motors и заброшенные здания фабрик:

Здание Центрального вокзала Мичигана в Детройте. Последний поезд ушел отсюда в далеком 1988 году:


Это был Детройт - город-банкрот.

Детройт, некогда центр американской автомобильной промышленности, признал себя городом-банкротом еще в 2013 году. И согласно официальным данным с 2010 еще семь городов в США обратились к властям штата, чтобы начать процедуру банкротства: Сан-Бернардино, Мамонт Лейкс и Стоктон в штате Калифорния, Джефферсон в штате Алабама, Харрисбург в штате Пенсильвания, Сентрал-Фолс в штате Род-Айленд и Бойсе в штате Айдахо. Некоторые из них к настоящему времени избежали этой угрозы, но риск все еще велик.

Банкротство города означает, что муниципальные власти не могут выплачивать долги и урезают все социальные программы включая: образование, выплату пенсий и пособий, а также резко сокращают инвестиции в инфраструктуру города. Но прежде, чем то или иное муниципальное образование объявит о своем банкротстве, оно должно согласовать это с властями штата. И если город не может выплачивать деньги пенсионерам, гражданским служащими и отдавать долги кредиторам, то тогда составляется специальный договор, схожий с бизнес-договором о выдаче ссуды. И только в случае, если долги не могут быть погашены таким методом, власти города рассматривают банкротство как последнее средство, чтобы добиться снижения долговых обязательств. И в отличие от частных лиц и предприятий, банкротство города является делом федерального значения и государство лишь предоставляет возможность муниципальным властям обратиться к властям штата, чтобы те, в свою очередь, предоставили им возможность реструктуризировать свои долги. Без разрешения федеральных властей – процесс банкротства будет нелегальным. Некоторые штаты, такие как Аризона и Вашингтон, предоставляют муниципалитетам право подать на банкротство, во многих других должны быть соблюдены определенные условия, например, проведение финансовой оценки города или разрешения от губернатора штата. В Иллинойсе, Колорадо и Орегоне имеются собственные ограничительные законы, которые предоставляют право банкротства только отдельным муниципалитетам. В Джорджии и Айове городам вообще запрещено объявлять себя банкротами, хотя в штате Айова есть закон для муниципалитетов, которые могут объявить себя банкротами, если это случилось вследствие независящих от муниципальных властей обстоятельств.

Детройт, возможно, самый крупный город в истории Америки, который обанкротился, но далеко не последний. Еще около 20 городов находятся на гране банкротства. Их долги в сфере здравоохранения и в сфере выплат муниципальным работникам составляют $118 млрд. И не только небольшие города составляют этот список, но и такие крупные как Чикаго, Филадельфия и Нью-Йорк. Улучшение на фондовом рынке в конце 2013 года помогло многим городам избежать процедуры банкротства, но любое ухудшение может вернуть все на свои места. К тому же штаты Иллинойс, Калифорния, Нью-Йорк и Пенсильвания не смогут в будущем предоставить ссуды и кредиты города т.к. сами штаты находятся в довольно неустойчивом положении, а штат Вашингтон и Округ Колумбия также не собираются помогать неблагополучным городам.

Сейчас Детройт начал процесс выхода из банкротства, но проблем от этого меньше не стало. Пока власти решают вопросы с кредиторами, социальные проблемы никуда не исчезают. В городе по-прежнему тысячи бедных семей, которые не получают никакой выгоды от восстановления города. Это приводит к росту преступности в городе, и сейчас Детройт является самым опасным городом США, среди городов с населением свыше 100.000.

Республиканцы склонны винить во всем власти города, которые, по их мнению, вели неправильную социальную политику. Некоторые из них даже утверждают, что вся ответственность лежит на профсоюзах, которые требовали слишком многого, а взамен лишь предоставили неквалифицированный труд и неконкурентную экономику. Республиканцы считают правильными действия, например, мэра города Стоктон, который хочет пополнить городской бюджет более чем на $1.6 млрд. за счет понижения заработных плат, пособий и урезания льгот. Если такое поведение властей сочтут наиболее правильным, то школьная система, сфера здравоохранения и многое другое будет «разграблено» властями. Но при этом условия не станут лучше, жить не станет легче. Полное восстановление экономик городов невозможно пока бизнес сфера ставится выше, чем социальная.

Каждый четвертый житель - в долговой яме

Котлас — районный центр в Архангельской области, в 2017 году ему исполнится 100 лет. В первой половине ХХ века это один из главных пересыльных центров для репрессированных, сегодня — столица индивидуальных банкротств. В городе, который за последние десять лет стал местным потребительским раем, нет работы, а каждый четвертый житель — в долговой яме.


ВЛАДИМИР РУВИНСКИЙ


У Татьяны, жительницы Котласа, кредиты в банках в 2012 году взяла вся семья: она, ее муж, дочь и даже брат — всего на 5 млн руб. Свою фамилию она просит не раскрывать, так как муж до сих пор не в курсе, что их дочь тоже брала в долг. Занимали, как говорит Татьяна, не для себя — подруга попросила. "Я работала у двух предпринимательниц, торговавших одеждой, мы были знакомы лет двадцать: в гости ходили, на дни рождения, свадьбы детей,— вспоминает она.— Одна и попросила: возьми, а то нам дают под 8% в месяц — столько просили на частном рынке".

Татьяна заняла 1,7 млн руб. в "Трасте", Тинькофф-банке, "Хоум Кредите" и ОТП-банке. "Я работала у подруг продавцом на элитной одежде, обороты были хорошие, поэтому я особо и не боялась",— поясняет она. Вскоре подруги уговорили ее взять для них кредиты, на что согласились ее муж — на 900 тыс., дочь — на 1,8 млн, брат — на 700 тыс. Все было на доверии: кредитные договоры ее семья отдала предпринимательницам, а те уже сами погашали долги. Так продолжалось два года. "В 2014-м к нам на работу пришла милиция, провели обыск, оказалось, что у них было что-то вроде пирамиды: занимали по безналу на приобретение товара, но ничего не покупали, а деньги обналичивали,— говорит Татьяна.— Так мы и попали. Хотя для себя кредитов никогда не брали".

У нас одна женщина из-за кредита повесилась. Кто-то застрелился. Ну повешусь я - долг-то на родственников перекинут. Поэтому я встала и пошла работать

Банки начали требовать возврата кредитов, Татьяне первое время, по ее словам, "хотелось повеситься": "Но и это не выход. У нас одна женщина из-за кредита повесилась. Кто-то застрелился. Ну повешусь я — долг-то на родственников перекинут. Поэтому я встала и пошла работать". К тому же ей повезло: полиция завела уголовное дело на предпринимательниц, и всю ее семью признали потерпевшими. Всего таких заемщиков по делу оказалось 90 человек. А в октябре 2015-го вступил в силу закон об индивидуальных банкротствах, позволяющий физлицам списать долги. Его Татьяна ждала как манны небесной. Благодаря уголовному делу ее с дочерью признали банкротами, сейчас решения арбитражного суда дожидаются брат и муж. "Государство дало шанс жить дальше. Я могу дышать спокойно, но к банкам уже близко не подойду. Никогда!" — чеканит она.

В последнее время кредитных организаций в Котласе становится меньше, но взять кредит по-прежнему не составляет никаких проблем

История Татьяны и ее семьи типична для Котласа. Городок, расположенный у границы с Республикой Коми вдалеке от крупных центров — до Архангельска 600 км, до Москвы 1 тыс. км, известный тем, что был частью ГУЛАГа, неожиданно стал российской столицей персональных банкротств. Котлас — первый по заявлениям от физлиц среди городов в Архангельской области, признал председатель судебного состава по делам о банкротстве местного арбитражного суда Александр Цыганков в интервью газете "Правда Севера".

На 60 тыс. жителей в городе — шесть арбитражных управляющих. "Котласу повезло. Вместе мы уже освободили от долгов около 140 котлашан",— говорит Виталий Непеин, самый известный в городе управляющий по таким делам. Его коллеги закончили два-три дела, а Непеин, по его словам, провел или заканчивает в Котласе 120 индивидуальных банкротств, по стране — 174. В Едином федеральном реестре сведений о банкротстве у котлашанина до недавних пор было первое место в РФ по количеству дел о банкротстве физлиц. Но этой активности, по словам Непеина, мало: "В Котласе хотят подать на индивидуальное банкротство, по моим данным, 15 тыс. человек". Это 25% котлашан — столько претендентов на банкротство нет ни в одном городе РФ.

Потребительский рай


Арбитражный управляющий Виталий Непеин считает, что банкротство - это процедура оздоровительная, избавляющая не только от головной боли, но и от всевозможных недугов

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Котлас — город с трагичной историей, в котором есть дома и дворцы культуры, сотни магазинов, спортивные секции, школа искусств, газета и телеканал, драмтеатр и широкая река, даже две, наконец, аэропорт, откуда три дня в неделю за 4,7 тыс. руб. можно на 19-местном Let L-410 долететь до Архангельска и Сыктывкара. Словом, есть все, кроме работы.

У города два центра — старый, строившийся в 1930-1940-е депортированными "врагами народа", раскулаченными, поляками и немцами, и новый — торговый, для их потомков. От ГУЛАГа в Котласе остались жилые дома и дворцы культуры с элементами античного декора, обветренные кирпичные и деревянные дома, кладбище ссыльных и незахороненные человеческие останки, которые тут время от времени находят.

Новый центр стал потребительским раем. На 60 тыс. котлашан — семь моллов, крупнейший из которых — четырехэтажная "Столица" площадью 30,8 тыс. кв. м. Здесь же четырехзальный 3D-кинотеатр "Рублион" (сеанс — 150-300 руб.).

В "яму", как переводится "Котлас" с языка коми, за покупками едут со всей Архангельской и соседней Вологодской областей, Республики Коми. "У нас постоянно бывают из Великого Устюга, родины Деда Мороза — тут всего-то 60 км. Газовики, лесозаготовители, работники ЦБК из Коряжмы, где неплохо зарабатывают. Даже из Сыктывкара приезжают — тут всего-то пять часов на машине",— рассказывает Татьяна, бывший продавец "Адмирала", другого торгового центра на 11 тыс. кв. м.

Местная пресса пишет о Котласе как о "городе дорогих шуб и автомобилей". На улице минус пять, но женщины в шубах уже встречаются, в основном те, кому на вид за 30. "У нас всегда одевались хорошо. В шубах толк знают, у некоторых — не одна. У нас это важно,— говорит Татьяна.— Самая крутая шуба — соболиная или норковая с отделкой соболем или рысью. Просто норковая шуба — у нас такое не носят". Встречаются на улице и женщины в бобровых шубах, но они в местной табели о рангах, кажется, статусом пониже. "У нас шубы были по 250-270 тыс. руб., покупали их наличкой спокойно,— вспоминает Татьяна.— Да и платья недешевые у нас были — от 10 тыс., галстуки — по 3 тыс., рубашки мужские — по 3-5 тыс. И покупали хорошо, ко мне приезжали клиенты из самого Архангельска. Потому что мы привозили одежду из Италии и Греции".

Хотя город небольшой, машин на улице много — и недешевых. Типичная для города картина — "Тойота" на фоне деревянного барака. Котлашане говорят, что в городе самое большое количество дорогих машин на человека. В будни на светофорах пробки. А вот общественного транспорта в Котласе почти не видно, на нем ездят те, кому личный автомобиль не по карману. Впрочем, отсутствие высокого дохода для многих не проблема — берут машину в кредит. Причем, по словам Непеина, обычно за 1 млн руб. "Тачек дорогих у нас много. Есть и "Харлеи". На хламах мало кто ездит,— замечает Татьяна.— Многие на этих кредитах для машин и попались. Сейчас у нас даже на "Туарегах" таксуют, чтобы рассчитаться. Если "Лексусы" начнут таксовать, никто не удивится". Копить придется долго: проезд по городу — 60-70 руб.

Автомобиль в городе не роскошь, а средство передвижения, на покупку которого люди тратят последнее и берут кредиты

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Котлашане гордятся не только машинами, шубами, но и депутатом Андреем Палкиным, который строил в городе экономное жилье — до 50 тыс. руб. за квадратный метр. Бизнесмен, прошедший в Госдуму по списку единороссов, стал самым богатым народным избранником последнего созыва. За 2015 год его доход по декларации составил почти 1,5 млрд руб., писал РБК, он владеет 59 квартирами в Архангельской и Московской областях, 200 транспортными средствами. Сам депутат пояснял, что 1,5 млрд руб.— это "общий валовый оборот возглавляемого им холдинга". Начинал Палкин в 1990-е с лесозаготовок, потом занялся строительством домов и дорог. В Котласе, где депутат построил микрорайон, который местные зовут "Палкин-стрит", его вспоминают часто — поднялся человек. "Скромный он, пальцы не гнул, жил как обычные люди",— говорит Татьяна. Некоторые котлашане даже сочувствуют: "Задавили его. Бизнес-то он вел как ИП, зарплату платил минимальную, остальное в конвертах, ну и ему за это хотели голову открутить, так как в бюджет от него мало поступало. Еле отбился, но бизнес отписал сыну".

Даже такое жилье многим местным не по карману — его, например, покупают жители Коряжмы, что в 20 км. "Там ЦБК, пахнет постоянно, поэтому люди строят коттеджи тут, а ездят работать туда — 30 минут",— поясняет местная жительница, тоже банкрот. Когда-то у Котласа градообразующим предприятием был судостроительный завод для речников, потом электромеханический — для военных.

В Котласе богатый выбор наручных часов, включая швейцарские: по заказу привезти могут практически любые. Но у котлашан они особым спросом не пользуются

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

"На сегодня градообразующее — это торговля",— резюмирует Непеин, начинавший еще в ОБХСС. На местном сайте о работе — 310 вакансий, большинство — торговых представителей и специалистов по кредитованию. Зарплаты — 14-25 тыс. руб. Продавцы в магазинах невесело шутят: торгуем друг с другом. "Работы нигде нет, люди собирают ягоды, грибы летом, сдают, кое-как денег насобирают,— говорит Непеин.— Был вроде какой-то в нулевые подъем, но это, мне кажется, за счет нефти. А сейчас-то доходы упали до самого низа". В мае 2015 года газета "Вечерний Котлас" опубликовала данные опроса котлашан: 25% жителей признались, что денег им до зарплаты не хватает — приходится занимать. Еще 19% сообщили, что на повседневные расходы уходит вся зарплата. Лишь 4% котлашан "практически ни в чем себе не отказывают".

Новый Котлас оказался не по карману многим местным. "Основные покупатели среди горожан — пенсионеры, у них повышенная на 50% пенсия, так как это район Крайнего Севера. У меня, например, за почти 40 лет стажа — 12,7 тыс. руб. Ну и бюджетники",— говорит Непеин. Дорогие товары покупают госслужащие, объясняют продавцы, а так в основном предприниматели, но их дела уже не ахти. Палочкой-выручалочкой для многих были кредиты. В городе работали 14 крупных банков, включая Сбербанк, ВТБ 24, Восточный экспресс банк, Севергазбанк, Росбанк, Газпромбанк, Собинбанк, Росгосстрахбанк. "Кредиты давали — как буханку хлеба купить. Кредитные эксперты получали с того, сколько наделают кредитов. Поэтому давали всем,— говорит Татьяна.— Только в одном отделе бытовой техники сидели представители четырех банков. Так было до последних пор". Некоторые банки из города ушли. Росбанк, например, закрыл офис в Котласе в июне 2016-го, сообщила пресс-служба банка: "В рамках оптимизации региональной сети". То есть банк не устроила экономическая ситуация в районе и показатели рентабельности отделения. Закрылся в городе "Хоум Кредит". Есть еще микрофинансовые организации — объявления с предложением "занять до 30 тыс." пестрят по городу. "Таких компаний в городе было около 50",— говорит Непеин.

Лечение банкротством


Грибы и ягоды - традиционный северный промысел, который позволяет населению сводить концы с концами

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Подруга Татьяны тоже взяла шесть займов по просьбе знакомых. Ей за них даже заплатили — по 5 тыс. за каждый. "Она мать-одиночка, трое детей, вот и повелась на эти 30 тыс. У нее комната была в городе, так она продала ее и переехала в заброшенную деревню, чтобы никто ее не нашел. Отремонтировала какую-то халупу и живет в ней. Работает продавцом за 13-15 тыс. в месяц и сидит там серой мышкой. А девчонке 35 лет всего!" — вздыхает Татьяна. Таких историй, по ее словам, много: "Девчонки выживают в долгах кто как может".

Таких случаев в Котласе, по словам Непеина, масса: "Многие отдали деньги предпринимателям". Сделок, когда "кредиты выдавались хитрым способом, но заемщик был добросовестный и передавал ссуду другому лицу", по его оценке, 70-80% всех проблемных кредитов. На это шли, как правило, люди с низким доходом — 18-20 тыс. руб. в месяц, уточняет одна из пострадавших. Тут, по наблюдениям Непеина, действовали три схемы: "автомобиль", "работодатель" и "девичник".

Первая — кредит на машину. Оформляется заем, заемщик получает от дилера шубу, ковер "в благодарность", заверения, что кредит будет гаситься, деньги уходят в некое ООО, машина по факту не продается. Дилер, уговоривший клиента на такую схему, банкротится. Выплаты по кредитам останавливаются. "Очень много кидалова идет по машинам в Котласе",— отмечает Непеин.

Чтобы переехать в нормальное жилье, котлашане берут ипотеку и первый взнос платят материнским капиталом. А дальше как повезет: с постоянной работой в городе неважно

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Вторая — человек берет кредит, чтобы устроиться на работу. "Его нанимают при условии, что он займет в банке для компании 3-5 млн руб. Без расписок, якобы на развитие бизнеса, а руководитель берется кредит гасить",— поясняет Непеин. По факту зарплату новому сотруднику руководитель платит из его же кредита, который в итоге еще и не гасит.

Третья — келейная схема. Соберутся девушки, выпьют, подруга из банка оформит им кредитные карты, которые должники отдают ей же либо предпринимателю. Или предприниматели сами уговаривали взять для них заем. "Взяла девочка кредит на 1 млн руб., ей подарили шубу, стиральную машину или ковер. Говорят: мы по кредиту будем платить, и действительно два-три месяца рассчитываются. Потом все. А через год девочке повестка: у вас просрочка полгода",— описывает одну из историй Непеин.

Банки предлагают ссуды всем желающим, и людей, взявших кредит по глупости, как говорят местные, в городе очень много

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

"У нас был человек на бытовой технике в отделе, он делал деньги на обналичке кредитов. Обычные люди могли к нему прийти, он предлагал им кредит на 130 тыс. руб. на покупку техники, 30 тыс. люди оставляли себе, 100 тыс. он забирал, техника не продавалась",— описывает Татьяна случаи двухлетней давности.

Ссуды, похоже, стали в Котласе чем-то вроде промысла. Во всех схемах участвуют кредитные эксперты банков, бывает, за откат. "Подруга из банка: девчата, у вас нет имущества? Ладно, по миллиону выдам вам — плохо, что ли? Все равно с вас ничего взять нельзя. Собирает паспорта, девчонки деньги получают, и ей по 100-200 тыс. руб. отстегивают. А кредитный эксперт через месяц-два из банка увольняется",— описывает схему управляющий.

Я сравниваю людей до банкротства и после - человек жить начинает, общаться. В лице меняется, у кого давление было, диабет - все проходит

Госструктуры законом о банкротстве манкируют, говорит Непеин: "Как уберут административный рычаг, коллекторов, снизят "физикам" оплату — банкротства пойдут массовые. Будет практика вырабатываться, люди — оживать, экономика поднимется". Возможно, он прав: Татьяна после банкротства из продавца выросла до управляющей двух десятков аптек. "Я сравниваю людей до банкротства и после — человек жить начинает, общаться,— говорит Непеин. — В лице меняется, у кого давление было, диабет — все проходит. У них лицо-то сияет — просто как солнце. А у нас говорят: "больные люди". Да не больные, просто набрали этот груз по психотипу нашему русскому — все мы такие, доверчивые, и он придавливает к земле, как камень".

Котлашане говорят, что район пустеет: за последние пять лет из Архангельской области уехало более 300 тыс. человек, поэтому профессионалов в городе все меньше

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ


Маммот Лейкс , штат Калифорния

Третьего июля Маммот Лейкс подал заявление о банкротстве из-за неспособности оплатить по иску о возмещении $43 миллионов, поданных городским планировщиком против города.

Сан - Бернардино , штат Калифорния

Сан-Бернардино подал документы о банкротстве, став третьим по величине обанкротившимся американским городом. Вместо крупных урезаний для полицейского и пожарного департаментов, как это делал Стоктон, город предпочёл подать документы о признании себя банкротом. Адвокат города Джеймс Пенман говорит, что документы, которые представлялись мэру и городскому совету, 13 из 16 лет были фальсифицированы, и таким образом скрывали истинные расходы города, в итоге лишь усугубив его финансовые проблемы.

Округ Рокланд , штат Нью-Йорк

Округ уже сократил 412 рабочих мест в середине прошлого года, после того как Moody’s дал ему негативный прогноз из-за его бюджетного дефицита в 18 миллионов долларов. В этом году власти пошли на увольнение еще 514 сотрудников. Все американские аналитики солидарны во мнении, что город вплотную подошёл к дефолту, которые неминуемо настанет в течение 1-1,5 года.

Скрентон , штат Пенсильвания

Скрентону в бюджете в данный момент не хватает примерно $16,8 миллионов. Чтобы помочь снизить расходы, город сократил около 400 государственных рабочих мест. "У города нет денег", говорит член городского совета Роберт Макгофф. "Мы каждый день живём, как последний". Прогноз банкротства: I квартал 2014 года.

Провиденс , штат Род-Айленд

В конце мая назначенный на рассмотрение банкротства Сентрал Фоллс (город в округе Провиденс) судья заявил, "Не знаю, как ещё они смогут из этого выбраться, кроме как объявив банкротство". Прогноз дефолта: осень 2013 года.

Санта-Ана , штат Калифорния

Лонг-Бич , штат Калифорния

Лонг-Бич пересмотрел договора с полицейским и пожарным профсоюзами относительно урезания пенсионных трат в попытке сокращения общих расходов и экономии для городского бюджета 18,5 миллионов долларов. Прогнозируемое банкротство: 2014 год

Коста-Меса , штат Калифорния

Чтобы сэкономить деньги, город Коста-Меса продал полицейские вертолёты и сократил фонд заработной платы. Банкротство ожидается уже в декабре 2013 года.

Сан - Диего , штат Калифорния

Пенсионные проблемы преследуют город уже много лет, и большинство из предлагаемых решений оказывают отрицательный эффект на новую рабочую силу, мало что делая для сокращения всё нарастающих долгов. Дефолт в 2014.

Лос-Анджелес , штат Калифорния

Дефицит городского бюджета составляет $238 миллионов, также у него огромные необеспеченные пенсионные обязательства и ежегодный бюджет почти в 7 миллиардов долларов. Ожидаемый дефолт (если его не спасет федеральный центр): февраль 2014 года.

Губенатор штата Мичиган Рик Снайдер в январе заявил, что по его подсчётам в его штате 235 больших и малых городов, которые являются функциональными банкротами. Одним из таких городов штата Мичиган является город Флинт . Когда-то Флинт называли «город-двигатель Америки», поскольку в нём находился завод по сборке Бьюиков, большое предприятие по производству свечей зажигания, и Fisher Body. Ни одна из этих единиц более не функционирует. «Город-двигатель» стал «городом убийств». В прошлом году в городе с населением в 102 тысячи человек было зарегистрировано 66 этих преступлений. Уровень убийств здесь даже хуже, чем в Багдаде.

По мнению аналитиков, у таких городов, как Чикаго и Санта-Фе (Нью-Мексико), существуют тревожно высокие пенсионные обязательства в сравнении с их доходами. Среди американских городов с высокими затратами на пенсии Moodys выделяет Санта-Фе (Нью-Мексико), у которого чистые пенсионные обязательства в шесть раз превышают его операционный доход, - худший показатель среди всех городов.

Лас Вегас (Нью-Мексико) - на третьем месте с превышением в 5.5 раза, в то время как Чикаго занимает четвёртое место с показателем 5.4. Агентство «Moodys Investor Services» понизило кредитный рейтинг Чикаго на три пункта до A3, а Цинциннати - до Aa2 из-за роста пенсионных расходов. Как и Детройт, Чикаго столкнулся с сокращением численности населения на 7 процентов с 2000 по 2010 год, но это все же цветочки, по сравнению с катастрофическим 25-процентным снижением населения Детройта за тот же период времени.

"В течение ближайших 3 лет мы ожидаем лавинообразного процесса банкротств городов США, который способен поставить уже всю страну на грань суверенного дефолта"

Эксперт Всемирного Банка Эрик Швайцерн

Cсылка оригинала.