Импорт товаров бухгалтерский и налоговый учет. Бухгалтерский учет импортных контрактов

Любая внешнеэкономическая сделка начинается с составления и подписания контракта. Прежде всего из содержания контракта необходимо уяснить момент перехода права собственности на товар к покупателю. Положения договора могут дублировать общие правила указанного перехода (с момента вручения вещи, с момента передачи перевозчику) либо устанавливать иные моменты перехода права собственности (с момента оплаты, с момента пересечения границы и т.д.).

При этом данный момент следует отличать от условий поставки товаров, которые прежде всего указывают на то, откуда, куда, каким образом и за чей счет будет она осуществляться. Условия поставки устанавливаются Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс-2000". Однако этими Правилами определены обязательства по несению расходов, связанных с доставкой, страхованием грузов, момент перехода рисков потери и повреждения товаров, но момент перехода права собственности ими не установлен. Об этом нужно помнить при ознакомлении с договором, ведь дата поставки не всегда с ним совпадает и может наступить раньше или позже. Правильное определение момента перехода права собственности необходимо для того, чтобы верно отразить в учете контрактную стоимость ввозимого (импортируемого) товара, транспортные расходы, курсовые разницы, возникающие в связи с изменением курсов валют, и исчислить НДС и налог на прибыль.

Международный контракт является одним из документов, подтверждающих импорт товаров. После того как он будет подписан, начнется исполнение внешнеэкономической сделки. Иностранный поставщик отгрузит товары. Они пересекут границу, поступят на таможенную территорию РФ, и начнется их таможенное оформление, будут рассчитаны таможенные платежи. Затем товар прибудет на предприятие. Для расчетов с иностранным поставщиком организация должна закупить валюту, предоставив соответствующие документы для валютного контроля. Вот сколько операций должно быть отражено в учете, и все они должны подтверждаться документами: счетами иностранного продавца, транспортными и экспедиторскими документами (международными авто-, авиа-, железнодорожными накладными, багажными квитанциями, коносаментами и т.д.), справками об уплате пошлин, сборов.

Таможенное оформление при ввозе (импорте) товаров

Признается его ввоз (импорт) на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе. Так гласит п. 10 ст. 2 Федерального закона N 164-ФЗ. В Таможенном же кодексе (далее - ТК РФ) термин "импорт" не встречается. Вместо него используется оборот "выпуск для внутреннего потребления". Импорт товара является таможенным режимом, характеризующимся тем, что ввезенные на таможенную территорию РФ товары находятся на территории их ввоза (импорта) и не связаны обязательством об их вывозе с этой территории.

В соответствии с п. 1 ст. 69 ТК РФ прибытие товаров на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Перевозчик после пересечения таможенной границы обязан доставить ввезенные им товары в пункт пропуска, предъявить их таможенному органу и представить документы, а так же сведения, установленные статьями 73 - 76 ТК РФ.

Учитывая нормы ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, следующие через таможенную границу, в обязательном порядке должны проходить процедуры таможенного оформления при импорте товаров и таможенного контроля. начинается с предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации или документов установленных ст. 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие производится ранее), а завершается помещением товаров под таможенный режим ввоза, исчислением и взиманием таможенных платежей.

Декларирование товаров осуществляется декларантом либо таможенным брокером (ст. 124 ТК РФ). Декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого они декларируются (пп. 15 п. 1 ст. 11 ТК РФ), то есть в случае ввоза (импорта) товара из-за рубежа им будет являться российский покупатель. Таможенный брокер - это посредник, осуществляющий проведение таможенных операций от имени и по поручению декларанта. Им может быть только российское юридическое лицо, в обязательном порядке включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 1 ст. 139 ТК РФ). Организация-импортер должна заключить с ним договор поручения и выдать ему доверенность.

Таможенная декларация на ввозимые (импортируемые) товары подается не позднее чем через 15 дней считая со дня их предъявления таможенным органам в месте прибытия указанных товаров либо со дня завершения режима внутреннего таможенного транзита, в случае, когда декларирование осуществляется не в месте прибытия товаров (ст. 129 ТК РФ).

При их декларировании в таможенный орган представляются документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (ст. 131 ТК РФ):

Внешнеторговые договоры купли-продажи либо иные виды договоров, заключенных в процессе внешнеэкономической сделки;

Имеющиеся в наличии у декларанта коммерческие документы;

Транспортные (перевозочные) документы;

Разрешительные документы, такие как: разрешения, лицензии, сертификаты и другие документы установленные для предъявления таможенным законодательством РФ;

Документы, удостоверяющие происхождение декларируемых товаров (в случаях, предусмотренных ст. 37 ТК РФ);

Банковские документы: платежные и иные расчетные документы;

Документы, удостоверяющие сведения о декларанте.

На импортируемые товары до времени их прибытия на таможенную территорию РФ либо до завершения режима внутреннего таможенного транзита может быть подана предварительная таможенная декларация (ст. 130 ТК РФ). Для этого в таможенный орган представляются заверенные декларантом копии транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, сопровождающих товары. После прибытия товаров таможенный орган сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях, с теми, которые написаны в оригиналах документов. Однако если товары фактически не предъявлены в таможенный орган, в адрес которого направлена предварительная таможенная декларация, в течение 15 дней с момента ее принятия, то такая декларация не может считаться неподаной.

Покупка валюты для расчетов с иностранными поставщиками

Как правило, организация-импортер расчеты со своими иностранными партнерами осуществляет в валюте. Валютные операции в нашей стране являются объектом валютного контроля, который в соответствии со ст. 22 Закона о валютном регулировании осуществляется Правительством РФ, кроме того контроль валютного регулирования осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН). В качестве агентов валютного контроля выступают уполномоченные банки, Внешэкономбанк, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы.

Купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится только через уполномоченный банк (п. 1 ст. 11 Закона о валютном регулировании), в котором на каждый импортный контракт резидент должен оформить паспорт сделки (ПС). Составление ПС не требуется только в исключительных случаях, например, в случае, когда общая сумма по договору составляет меньше 5000 долларов США.

Для оформления ПС резидент представляет в банк два экземпляра заполненного ПС и внешнеторговый контракт. Если резиденту требуется разрешение со стороны органа осуществляющего валютный контроль на осуществление валютной операции, то для его оформления он представляет в банк и это разрешение (п. 3.5 Инструкции ЦБ РФ N 117-И). ПС должен содержать такую информацию, как: полные реквизиты российской организации-импортера (наименование, адрес, ИНН и др.).

Если ПС оформлен верно, тогда оба его экземпляра подписываются уполномоченным лицом банка и на них ставится печать банка. При этом один экземпляр возвращается резиденту (вместе с оригиналом контракта), а другой - помещается банком в досье по ПС (вместе с копией контракта). Если после оформления и подписания банком ПС во внешнеторговый контракт вносятся изменения, касающиеся сведений, указанных в ПС (порядок расчетов, сроки поставки товаров и т.д.), то резиденту необходимо его переоформить.

Не имея на руках подписанного ПС, импортер не сможет провести платеж в адрес своего иностранного контрагента, что чревато финансовыми санкциями, предусмотренными импортным контрактом. После того как обе стороны внешнеторгового контракта исполнят свои обязательства по договору, банк закрывает ПС.

Перевод валюты иностранному контрагенту осуществляется на основании платежного поручения, которое, помимо обязательных реквизитов, должно содержать код вида валютной операции (см. Приложение 2 к Инструкции N 117-И), дату и номер паспорта сделки. Одновременно с платежным поручением на списание денежных средств с расчетного счета для расчетов с иностранным поставщиком резидент должен направить в уполномоченный банк такой документ как - справка о валютных операциях (см. Приложение 1 к Инструкции N 117-И).

С целью учета валютных операций по валютному договору и организации контроля за проведением таких операций резидент в порядке, установленном Положением N 258-П, должен представить в банк документы, на основании которых проводились указанные операции, фактически подтверждающие ввоз (импорт) товаров на таможенную территорию РФ (копии ГТД, накладные). Документы представляются одновременно со справкой о подтверждающих документах, составленной в двух экземплярах, оформленной в соответствии с Приложением 1 к Положению N 258-П, в срок, не более 45 календарных дней после окончания месяца, в котором по договору фактически осуществлялся ввоз (импорт) товаров на таможенную территорию РФ. При этом ЦБ РФ вправе устанавливать иные сроки представления резидентом вышеуказанных документов.

Пример: Организация приобретает валюту для расчетов с иностранным поставщиком в размере 20 000 евро. Валюта куплена 21.07.2008 по курсу 37,5 руб/евро. Курс ЦБ РФ на эту дату (условный) - 37,0 руб/евро, на дату оплаты (22.07.2008) - 37,1 руб/евро. Комиссионное вознаграждение банку составило 400 руб.

В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:

Списаны денежные средства с расчетного счета организации на покупку 20 000 евро по курсу 37,5 руб/евро Дт 76 Кт 51 - 750000-00

Отражена покупка 20 000 евро по курсу ЦБ РФ 37 руб/евро Дт 52 Кт 76 - 740000-00

Отражен убыток от покупки валюты по курсу, превышающему официальный курс на дату покупки Дт 91.2 Кт 76 - 10000-00

Комиссионное вознаграждение банка за услугу по покупке валюты Дт91.2 Кт 51 - 400-00

Произведена оплата иностранному поставщику (20 000 евро x 37,1 руб/евро) Дт 60 Кт 52 - 742000-00

Отражена положительная курсовая разница ((37,1 руб/евро - 37 руб/евро) x 20 000 евро) Дт 52 Кт 91.1 - 2000-00

В налоговом учете курсовые разницы будут представлены таким образом. В составе внереализационных доходов положительная курсовая разница от переоценки имущества в виде валютных ценностей, проводимой в ввиду изменений официально установленного курса иностранной валюты по отношению к рублю, составила 2000 руб. (п. 11 ст. 250 НК РФ). Датой получения дохода будет считаться последнее число текущего месяца (пп. 7 п. 4 ст. 271 НК РФ).

В состав внереализационных расходов будут включены отрицательная разница вследствие отклонения курса покупки иностранной валюты от официального, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту, в размере 10 000 руб. (пп. 6 п. 1 ст. 265 НК РФ) и комиссионное вознаграждение банка в размере 400 руб. (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Датой осуществления расходов от покупки иностранной валюты будет считаться дата перехода права собственности на иностранную валюту (пп. 9 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Обратите внимание: в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить возврат в РФ денежных средств, которые были уплачены нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары. Иными словами, если российская организация в счет поставки товаров перечислила иностранному поставщику аванс, а тот не поставил товар в срок, указанный в договоре, то этот аванс он обязан вернуть. Наказание за невыполнение резидентом в установленный срок данной обязанности - путем наложения административного штрафа на юридических лиц размер которого составит от трех четвертых до одного размера исходя из суммы денежных средств, не возвращенных в РФ (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

В связи с этим возникает вопрос: будет ли российский покупатель привлекаться к ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, если, к примеру, срок отгрузки товара согласно внешнеторговому контракту 60 дней, а фактически товар отгружен через 70 дней?

Подобная ситуация была рассмотрена в Постановлении ФАС СЗО от 26.02.2006 N А56-30586/2005. Как следует из материалов дела, во исполнение импортного контракта организация в мае перечислила поставщику аванс. Контрактом определен срок ввоза товара - 21 июля, фактически товар поставлен 30 августа. Управление ФСФБН посчитало, что в установленный срок организация не выполнила обязанность по возврату денежных средств, которые были уплачены нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, за что была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

Суд указал, что по смыслу законодательства сроки по возврату денежных средств определяются в контракте и могут не совпадать со сроками ввоза товара. В заключенном сторонами контракте эти сроки возврата не определены, а общий срок действия договора установлен до 31 декабря. В действиях общества отсутствует вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, поскольку им предприняты все зависящие от него меры по сокращению срока поставки и товар фактически ввезен. (Аналогичного мнения придерживается и ФАС МО в Постановлении от 20.06.2007 N КА-А40/5136-07: если на момент привлечения заявителя к административной ответственности договорные обязательства были выполнены, товар был ввезен, то основания для привлечения к ответственности отсутствуют.)

Что же должна предпринять российская компания, если на момент проверки выяснится, что товар на территорию РФ не ввезен и аванс не возвращен? Она должна принять все зависящие от нее меры для соблюдения норм и правил, регулирующих спорные правоотношения с иностранным контрагентом: предъявить претензию, обратиться в суд. Если подобными действиями организация не добьется отмены наказания, то, возможно, уменьшит размер штрафа. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 21.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5545 суд посчитал, что принятие мер по взысканию с инофирмы денежных средств, ранее перечисленных в счет поставки товара, о чем свидетельствует принятие к рассмотрению его заявления арбитражным судом иностранного государства, является обстоятельством, которое в силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания, но не является основанием для освобождения от него.

Имейте в виду, что таможенные и налоговые органы контролируют соблюдение валютного и налогового законодательства при ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию РФ. В их компетенцию входит проверка документов и в случае необходимости написание акта по результатам проверки. Составлять же протокол, рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать к ответственности, предусмотренной ст. 15.25 КоАП РФ, полномочны органы валютного контроля (ст. 23.60, пп. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Поэтому налоговые и таможенные органы могут только сообщить в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора о выявленном по результатам проверки административном правонарушении.

Из арбитражной практики по этому вопросу в качестве примера можно привести Постановление ФАС ДВО от 14.06.2006 N Ф03-А51/06-2/1510, в котором говорится об отсутствии у налоговых органов РФ полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.

Упрощенное декларирование

Федеральная таможенная служба России может устанавливать в отношении отдельных лиц установленные законом специальные упрощенные процедуры таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ), а именно:

Подача одной периодической таможенной декларации в отношении всех товаров, пересекающих таможенную границу в течение определенного периода времени;

Выпуск товаров при условии представления сведений, необходимых для их идентификации (ст. 150 ТК РФ). При этом импортер должен в письменной форме дать обязательство о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, не превышающий 45 дней со дня выпуска товаров;

Проведение таможенного оформления не по месту нахождения таможенного органа, а на объектах импортеров;

Возможность хранение этих товаров на своих складах;

Иные упрощенные процедуры, допускаемые ТК РФ.

Кто из импортеров может воспользоваться всеми преимуществами упрощенных процедур? Такое право дано организациям, осуществляющим ВЭД не менее трех лет. При этом у них отсутствуют вступившие в силу и неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях, они не считались подвергнутыми административному наказанию за совершение подобных административных правонарушений в области таможенного дела. К тому же эти организации ведут систему учета своей коммерческой документации способом, дающим возможность таможенным органам сверять сведения, содержащиеся в ней, а так же сведения, представленные ими при производстве таможенного оформления товаров.

Что это за система учета, позволяющая предприятию претендовать на применение упрощенных таможенных процедур? Перечень документов и сведений, обязательный для применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления, список этих процедур, а также применяемый Порядок ведения системы учета коммерческой документации приведены в Приказе Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9 (далее - Порядок).

Данный порядок устанавливает необходимые требования к правилам ведения системы учета коммерческой документации. Она должна включать информацию о внешнеэкономической сделке, о товарах, находящихся в каждой товарной партии, а так же последующих операциях с этими товарами (п. 6 Порядка).

В системе учета отдельно должны присутствовать сведения о товарах, которые проходят процедуру декларирования (п. 7 Порядка) в отдельно подаваемых таможенных декларациях, в одной таможенной декларации, но имеющими разные номера товара, а также в одной ГТД под одним номером товара, правда, они имеют разные технические и коммерческие характеристики.

В п. 8 Порядка указано: в коммерческой документации обязаны содержаться сведения по каждому товару товарной партии (реквизиты внешнеторгового договора, паспорт импортной сделки, счета на оплату и поставку товара, информацию о ввозимом (импортируемом) товаре включающую в себя: наименование, страну происхождения этих товаров, код по ТН ВЭД РФ и фактурная стоимость). Система учета должна иметь возможность формировать сведения в виде формуляра внешнеэкономической сделки, образец которого приведен в Приложении к Порядку, с целью представления таможенным органам в случае проведении таможенной ревизии или по их письменному запросу.

Требования к системе учета коммерческой документации достаточно жесткие. Они предусматривают подробную идентификацию импортируемого товара и контроль дальнейших операций с ним в каждой партии, однако организациям, претендующим на право применения упрощенных процедур таможенного оформления, необходимо их соблюсти.

Таможенная стоимость как база для исчисления таможенных платежей

Организация при ввозе (импорте) товаров на территорию РФ обязана уплатить таможенные платежи, к которым в соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ относятся таможенная пошлина, НДС, акциз (для подакцизных товаров), таможенные сборы,.

Базой для исчисления ввозных таможенных платежей, как правило, является , поэтому правильность ее определения будет влиять на размер платежей. Она исчисляется одним из шести методов, изложенных в ст. 12 Закона о таможенном тарифе. Подробно на этих методах останавливаться не будем, отметим только, что чаще всего используется первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Если его применить невозможно, то берется второй метод, а если и он не подходит - используется третий и т.д., то есть эти методы применяются не по желанию декларанта, а последовательно. При этом последний имеет право выбрать очередность применения четвертого и пятого.

Для определения таможенной стоимости декларант заполняет специальные формы. При применении первого метода - по стоимости сделки с ввозимыми (импортируемыми) товарами заполняется форма ДТС-1, в иных случаях - ДТС-2.

Сущность первого метода (ст. 19 Закона о таможенном тарифе) заключается в том, что таможенная стоимость ввозимых (импортируемых) товаров определяется как стоимость совершаемой сделки, то есть цена, формально уплаченная либо подлежащая уплате за указанные товары, плюс дополнительные начисления, предусмотренные ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе (стоимость транспортировки, погрузки, выгрузки, перегрузки и перевалки товаров, затраты на страхование груза и др.). При этом дополнительные начисления к этой цене осуществляются на основании подтвержденных документально и позволяющих определить количественные сведения с на основании данных бухгалтерского учета покупателя. В случае отсутствия таких сведений данный метод не применяется (п. 2 ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе).

Кроме расходов, которые увеличивают таможенную стоимость ввозимых (импортируемых) товаров, п. 7 ст. 19 Закона о таможенном тарифе предусмотрены расходы, в нее не включаемые: расходы на установку (строительство, возведение, сборку, монтаж) и техническое обслуживание товара, на его перевозку по таможенной территории РФ, а также пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ.

Обратите внимание: транспортные расходы непосредственным образом влияют на величину таможенной стоимости товара. При определении этой стоимости относительно цене, фактически уплаченной либо подлежащей уплате за эти товары, следует дополнительно начислить расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места их прибытия на таможенную территорию РФ (пп. 5 п. 1 ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе). Данные расходы после прибытия товаров на таможенную территорию РФ в их таможенную стоимость не включаются при условии, если они выделены из цены, заявлены декларантом и подтверждены им документально (пп. 2 п. 7 ст. 19 Закона о таможенном тарифе).

То есть если место отправления обозначить как пункт А, место прибытия на таможенную территорию РФ - пункт Б, а конечный пункт назначения - пункт В, то транспортные расходы на отрезке АБ будут включаться в расчет таможенной стоимости товаров, а транспортные расходы на отрезке БВ, соответственно, нет. Однако на практике чаще всего перевозка от пункта А до пункта В осуществляется одним лицом. Это может быть сама организация-импортер либо перевозчик. Может случиться так, что транспортные расходы на всем пути следования берет на себя иностранный поставщик и в соответствии с условиями поставки эти расходы включены в цену сделки. В любом случае эти расходы от А до В должны быть разделены (АБ + БВ), а правильность подобного разделения необходимо подтвердить документально.

Согласно Инструкции определяющей порядок заполнения декларации таможенной стоимости при осуществлении перевозки (транспортировки) безвозмездно либо посредством собственных транспортных средств покупателя расчет осуществляется на основании установленных на момент транспортировки груза тарифов по перевозке соответствующим видом транспорта. Если же у декларанта отсутствуют сведения о единых тарифах, то для целей таких расчетов должны использоваться данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с обязательным включением всех требуемых статей или элементов затрат. Если ДТС-1 заполняется в отношении товаров нескольких видов, то расходы на перевозку (транспортировку) товаров до места прибытия на таможенную территорию РФ распределяются между товарами различных наименований исходя из пропорций их веса брутто.

Если в соответствии с предусмотренным внешнеторговым контрактом базисом поставки расходы по доставке товара по территории РФ (после места ввоза) были включены в цену сделки, то для импортера предусмотрена возможность вычета их из цены сделки (при соответствующем документальном подтверждении).

В старой Инструкции по заполнению форм декларации таможенной стоимости были установлены обязательные условия, позволяющие декларанту заявлять соответствующие расходы к вычету: раздельное указание в счете-фактуре, выставляемом продавцом покупателю для оплаты товаров, расходов по доставке до и после ввоза (импорта) на таможенную территорию РФ, а также соответствующая оговорка во внешнеторговом контракте. В связи с этим интересным представляется мнение ГТК России, изложенное в Письме от 13.03.2000 N 01-06/6088 "Об учете затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров". Письмо хоть и ссылается на эту старую Инструкцию, однако смеем предположить, что подход таможенных органов к данному вопросу вряд ли изменился. Раздельное указание в счете-фактуре и внешнеторговом контракте расходов по доставке товаров до и после места ввоза является обязательным, но недостаточным для их учета (исключения из цены сделки) условием при определении таможенной стоимости ввозимых (импортируемых) товаров. Так, в результате контроля таможенной стоимости ГУТНР были выявлены случаи, когда на основании раздельного приведения соответствующих расходов в счете-фактуре декларантом значительно завышалась стоимость доставки товара по территории РФ. В связи с этим сведения о стоимости доставки товара по территории РФ должны быть подтверждены документами, позволяющими однозначно доказать правомерность этих вычетов и определить их величину. Для этого в документах должен быть четко определен устанавливаемый порядок расчета стоимости транспортировки таких грузов в зависимости от расстояния (дальности перевозки).

Таможенная стоимость, рассчитанная в ДТС, переносится в грузовую таможенную декларацию (ГТД), которую декларант предъявляет таможенным органам. Если эту стоимость, указанную в ГТД, необходимо скорректировать, например, в случае обнаружения опечаток, арифметических, технических или методологических ошибок, повлиявших на ее величину, несоответствия заявленной величины этой стоимости сведениям, предъявленным в подтверждение документов и т.д., то заполняется форма КТС-1 или КТС-2.

В случае если для определения таможенной стоимости товаров по импортному контракту требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется ее курс по отношению к рублю, устанавливаемый Банком России и действующий на день принятия таможенным органом таможенной декларации (ст. 326 ТК РФ).

Таможенные платежи

Организация при ввозе (импорте) товаров на территорию РФ обязана уплатить таможенные платежи, к которым в соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ относятся:

Ввозная таможенная пошлина;

НДС, который взимается в установленном порядке при ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию РФ;

Акциз (для подакцизных товаров);

Таможенные сборы.

Таможенная пошлина

Согласно ст. 4 Закона о таможенном тарифе в РФ применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

Адвалорные, ставки, начисляемые в процентах относительно таможенной стоимости облагаемых товаров;

Специфические, ставки, начисляемые в установленном размере на единицу ввозимых товаров;

Комбинированные, такие ставки включают в себя оба названных вида таможенного обложения.

При импорте товаров основным документом, по которому определяется размер ввозных таможенных пошлин, является Таможенный тариф РФ. Согласно Закону о таможенном тарифе ставки ввозных таможенных пошлин используются дифференцированно с учетом страны происхождения товаров. Так, например, в отношении товаров, страной происхождения которых являются развивающиеся страны - пользователей схемой преференций РФ, используются ставки в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ. Что касается товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ, они вообще не применяются.

Обратите внимание: ставки ввозных таможенных пошлин на разные товары могут меняться, что является своего рода механизмом регулирования внешнеторговой деятельности. При этом следует учитывать, что эти ставки на одни и те же товары, систематизируемые в соответствии с ТН ВЭД России, не могут изменяться чаще чем один раз в 6 месяцев, а единовременное их изменение не может превышать 10%-ных пунктов (Постановление Правительства РФ от 22.10.1997 N 1347).

Таможенный сбор за таможенное оформление

При осуществлении внешнеторговых операций с импортеров взимается таможенный сбор за таможенное оформление, который должен быть уплачен до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации (п. 1 ст. 357.6 ТК РФ). Ставки таможенных сборов устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 357.10 ТК РФ). Они фиксированы и зависят от таможенной стоимости товара. Например, при размере таможенной стоимости до 200 000 руб. включительно ставка сбора составляет 500 руб., а сбор за оформление партии товаров с таможенной стоимостью более 30 млн руб. - 100 000 руб.

Если после принятия таможенной декларации в ходе проверки будет осуществлена ее корректировка, которая повлияет на величину сборов за таможенное оформление, то эта величина не должна пересчитываться, а дополнительное взыскание и возврат сумм установленных таможенных сборов за проведение процедур таможенного оформления не производятся (п. 2 ст. 357.8 ТК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Ввоз (импорт) товаров на таможенную территорию РФ признается объектом налогообложения в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ. При этом налогообложение осуществляется исходя из условий избранного таможенного режима, например при выпуске для свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме (пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ).

Список товаров, которые не подлежат налогообложению при импорте, изложен в ст. 150 НК РФ. Перечисленные в нем товары ввозятся (импортируются) далеко не каждым налогоплательщиком. Наиболее часто льгота применяется в отношении технологического оборудования, комплектующих, а так же запасных частей к такому оборудованию, в случае ввоза (импорте) их в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Во всех остальных случаях, не перечисленных в ст. 150 НК РФ, налог при ввозе (импорте) товаров придется уплачивать.

При ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию РФ налогооблагаемая база исчисляется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащая уплате таможенной пошлины и акцизов (если ввозятся подакцизные товары) (п. 1 ст. 160 НК РФ). При этом налоговая база устанавливается отдельно в отношении каждой группы товаров одного наименования, вида и марки (п. 3 ст. 160 НК РФ).

Таким образом, сумма НДС, которую импортер должен уплатить на таможне, будет рассчитываться следующим образом (абз. 3 п. 1 ст. 153 НК РФ):

НДС = (ТС + ВТП + А) x 18% (или 10%),

где: ТС - таможенная стоимость ввозимого товара;

ВТП - ввозная таможенная пошлина;

А - сумма акциза (для подакцизного товара).

Сумма НДС исчисляется в российских рублях (п. 3 ст. 324 ТК РФ) и округляется до второго знака после запятой (п. 30 Инструкции ГТК России от 07.02.2001 N 131).

Уплата таможенных платежей

В Таможенном кодексе предусмотрена уплата таможенных платежей и налогов двумя способами: в кассу и на счет таможенного органа (ст. 331 ТК РФ). Оплата производится в рублях. Вносить платежи при ввозе (импорте) товаров нужно не позднее 15 дней с момента фактического предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия в РФ либо со дня завершения режима внутреннего таможенного транзита, в случае, когда процедура декларирования таких товаров производится не в месте их прибытия.

По требованию плательщика уполномоченное лицо таможенных органов обязано выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 5 ст. 331 ТК РФ), стандартная форма которого утверждена Распоряжением ГТК России N 647-р (Приложение N 3).

В большинстве случаев импортеры осуществляют авансовые платежи (ст. 330 ТК РФ), когда денежные средства вносятся на счет таможенного органа в счет будущих таможенных платежей и не идентифицируются плательщиком в качестве конкретных видов и сумм этих платежей в отношении конкретных товаров. Данные денежные средства являются имуществом лица, которое произвело эти авансовые платежи, и их не рассматривают в качестве таможенных до тех пор, пока это лицо не оформит распоряжение об этом таможенному органу. Подача таможенной декларации выступает в качестве такого распоряжения.

Если таможенная декларация представлена таможенным брокером от имени организации, внесшей авансовые платежи, то она также будет рассматриваться в качестве распоряжения данной организации, и тогда авансовые платежи можно считать таможенными. В данном случае дополнительного согласия лица, внесшего указанные платежи, на их расходование не нужно.

По требованию плательщика в обязанности таможенного органа входит представление ему отчета о расходовании денежных средств в письменной форме, в срок не позднее 30 дней со дня получения такого требования. Форма отчета утверждена Распоряжением ГТК России N 647-р (Приложение N 1).

В случае несогласия плательщика с результатами предоставленного ему отчета проводится взаимная выверка расходования денежных средств указанного плательщика. Ее результаты оформляются Актом выверки авансовых платежей.

Итак, для целей бухгалтерского и налогового учета будут необходимы следующие документы, подтверждающие уплату таможенных платежей:

ДТС (декларация таможенной стоимости);

КТС (корректировка таможенной стоимости) - если она оформлялась;

ГТД (грузовая таможенная декларация);

Подтверждение уплаты та

На сегодняшний день Российские предприятия и организации, ввозящие товар из-за рубежа, сталкиваются с массой вопросов и задач.

Для самостоятельного решения всех вопросов, связанных с импортом товаров в РФ необходимо иметь опыт импортных поставок и содержать в своем штате,как минимум, сотрудника по организации ВЭД, либо целый отдел. Обратившись к нам, вы полностью снимаете с себя необходимость контакта с таможенными органами и какого-либо участия при осуществлении закупки товара, его транспортировке, сертификации и растамаживании, являясь при этом прямым покупателем импортного товара от поставщика/производителя за рубежом.

Наиболее распространенные схемы сотрудничества с нашей компанией при импорте товара из-за рубежа в РФ выглядят следующим образом:

1. Импорт товара «под ключ» с использованием услуги «контрактодержателя».

При данной схеме работы наша компания заключает внешнеэкономический контракт с Вашим поставщиком, находящимся за пределами РФ и параллельно заключаем внутрироссийский договор купли-продажи с Вашей организацией. Мы полностью берем на себя весь комплекс задач, связанный с импортом товара в РФ, вы получаете полностью растаможенный, сертифицированный товар у себя на складе, либо в любой другой точке России с полным пакетом таможенной и бухгалтерской документации.
Вы сами находите поставщика необходимых Вам товаров за границей и обращаетесь к нам, либо мы можем предложить Вам поиск поставщиков за границей с представлением подробного отчета о месте нахождения поставщиков, их ценовой политики, надежности и т.д... Наши специалисты проведут переговоры с поставщиками на английском либо китайском языках, сформируют для Вас оптимальное предложение поставки товаров.

Схема поставки вашего товара на импорт будет выглядеть следующим образом:

Заключение внешнеэкономического контракта с поставщиком и получение инвойса (счета) на оплату товара;
Подписание договора купли-продажи с покупателем в РФ (Ваша компания);
Оплата товара ООО «ФриЭкспорт» согласно договора купли-продажи с покупателем в РФ (Вашей компанией);
Оплата товара поставщику за рубежом в любой конвертируемой валюте. (в зависимости от условий поставки, оплата может быть осуществлена после отгрузки товара);
Получение разрешительной документации на импорт товаров (сертификация, разрешения контролирующих органов и т.д...);
Страхование и транспортировка груза до таможенного терминала (местонахождение терминала определяется в зависимости от маршрута доставки);
Таможенное оформление товара в соответствии с выбранным таможенным режимом, уплата таможенных платежей;
Передача товара Российскому покупателю (Ваша компания), с полным пакетом документации;
Претензионная работа с поставщиком (в случае необходимости).

2. Импорт товара «под ваш контракт» с использованием услуги «сопровождение сделки» .

При данной схеме работы вы являетесь непосредственным импортером товара в РФ. Наша компания оказывает вам консультационную поддержку на всех этапах вашей импортной сделки. Мы поможем вам:

Грамотно составить внешнеэкономический контракт;
Откроем паспорт сделки в банке, для соблюдения мер валютного законодательства;
Оформим все необходимые сертификаты и разрешения, необходимые для импорта товара в РФ;
Зарегистрируем вашу организацию в качестве участника ВЭД на таможенном посту;
Осуществим международную перевозку Вашего товара;
Произведем таможенное оформление (подача и выпуск Таможенной Декларации).

Таким образом Ваша организация станет непосредственным участником внешнеэкономической деятельности. Вы сможете осуществлять импортные операции от своего имени, действуя при этом в рамках таможенного законодательства и в своих интересах.
Мы имеем своих представителей в различных странах СНГ и дальнего зарубежья, а так же на таможенных терминалах РФ, что позволяет нам оперативно решать вопросы, возникающие в ходе поставки товаров в РФ.

Рассмотрим основные Сложности при Импорте товаров в Россию :

1. Первое, с чем сталкивается организация-импортер при импорте товаров в Россию – поиск поставщика необходимого товара на внешнем рынке.

Для каждой организации в РФ, решившей осуществлять импорт товаров в Россию одним из наиболее важных условий является закупка товара напрямую у производителя за рубежом, но, зачастую, товар предлагается на продажу перекупщиками, так называемыми «трейдерами», в особенности это касается поставщиков из Китая. В «поднебесной» товаром от одного производителя могут торговать десятки «компаний-трейдеров» искусно выдающих себя за производителей и об этом необходимо помнить при импорте товаров в Россию из Китая.
В КНР, как у крупнейшего экспортера в мире, существуют свои законы и правила торговли на экспорт, по которым экспортная деятельность является лицензируемой. Это означает, что не каждый производитель товара, имеет лицензию, позволяющую продавать свой товар на экспорт в другие страны. Поэтому совершенно нормальным является тот факт, что у Фабрики-производителя есть отдельные компании трейдеры, осуществляющие продажу товара на экспорт, но их количество обычно составляет не более одного-двух для одной Фабрики. Важно при импорте товаров в Россию заключить контракт на поставку именно с «официальным дилером» конкретного производителя, а не с так называемыми «черными трейдерами», которые занимаются лишь многоступенчатой перепродажей китайских товаров, наценка которых может составлять до 70% от продажной цены производителя внутри Китая.
В случае с импортом товаров в Россию из США, Евросоюза и других стран, поиск добропорядочного поставщика – так же является одним из основных факторов конкурентоспособности импортируемого товара на рынке РФ.
Компания «ФриЭкспорт» оказывает услуги по «поиску поставщиков» по всему миру, с использованием международно-признанных инструментов проверки надежности поставщика и качества поставляемой продукции, таких как портфель SGS. Если Ваша компания планирует осуществлять импорт товаров в Россию – обратитесь к нам, наши специалисты займутся поиском поставщика-производителя необходимого Вам товара. Наши представители в Китае, Европе, Канаде и США - выедут на фабрику, склад и т.п., отберут пробы, сопоставят заявленные характеристики товара – фактическим, проведут анализ учредительной документации и репутации поставщика на определенном сегменте рынка продукции, с предоставлением по итогам проверки подробного отчета международного образца.

Прежде чем заключить контракт на поставку (импорт товаров в Россию ), необходимо определить маршрут и средства доставки товара от поставщика до склада получателя в России.

Планируя импорт товаров в Россию , важно грамотно определить маршрут доставки вашего товара, так как это является одной из основных составляющих затратной части при импорте товаров в Россию .
Помимо расстояния, важным является наличие необходимой инфраструктуры по пути следования груза, такой как таможенные терминалы, склады временного хранения (СВХ), перегрузочные площадки и т.д... Кроме того, зачастую, имеют значение транзитные территории и страны. Так, например, при импорте товаров в Россию из некоторых стран среднеазиатского региона, иногда имеет смысл транспортировать груз через территорию Казахстана, в ущерб расстоянию, то есть транзит через территорию сопредельных государств, не смотря на меньшее расстояние, обходится дороже и, в определенных случаях, выгоднее осуществлять перевозку «в обход». А при осуществлении перевозки из КНР в Россию сборного груза, иногда оказывается более экономичной и безопасной доставка авиатранспортом вместо консолидации сборного контейнера.
Специалисты по международной логистике компании «ФриЭкспорт» имеют огромный опыт грузоперевозок товаров в международном сообщении. Мы подберем наиболее экономически обоснованный вид транспорта, доставим Ваш груз по оптимальному маршруту с наименьшими временными и финансовыми затратами с Вашей стороны! Планируя импорт товаров в Россию – обратитесь к нам по телефону, либо заполните онлайн заявку на импорт товаров в Россию , наши специалисты окажут Вам консультационную поддержку на любом этапе Вашей импортной сделки.

3. После подписания контракта на поставку товара, его оплаты, составления коммерческой и товаросопроводительной документации и осуществления транспортировки важно грамотно произвести таможенное оформление на импорт товаров в Россию .
Наши специалисты в области таможенного оформления помогут Вам грамотно составить всю товаро-сопроводительную документацию, зарегистрируют Вашу организацию на таможне в качестве участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД), присвоят код ТНВЭД вашему товару, рассчитают все таможенные платежи, произведут сертификацию продукции и оформят таможенную декларацию на импортируемый товар. Итогом работы таможенного декларанта (таможенного брокера) станет «выпуск товара» в свободное обращение на территории Российской Федерации.

Обратитесь в компанию «ФриЭкспорт» на любом этапе вашей Внешнеэкономической сделки и будьте уверенны в профессионализме и индивидуальном подходе к решению Ваших задач.

Для получения более подробной информации вам необходимо связаться с нами по телефонам:

либо на нашем сайте

Порядок учета операций по внешнеторговым контрактам* представляет для бухгалтера повышенную сложность. В процессе их учета необходимо соблюсти много различных норм и требований российского законодательства. Помимо документального оформления перед бухгалтером стоит задача правильно их отразить в компьютерной программе. В этой статье Е.В. Барышникова (консультант) рассматривает порядок отражения операций по импорту в экономических программах фирмы "1С".

Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3

  • таможенная пошлина;
  • таможенный сбор;

При проведении документ формирует проводки:

  • 44 "Расходы на продажу";
  • 91 "Прочие доходы и расходы".

Отражение импортных операций в "1С:Бухгалтерии 8"

В "1С:Бухгалтерии 8" для проведения операций по импортному контракту и правильному учету взаиморасчетов с поставщиком необходимо определить условия договора в справочнике "Договоры" (рис. 1).

Рис. 1

В поле "Вид договора" необходимо указать "с поставщиком"; выбрать валюту, в которой оформлен договор. Порядок взаиморасчетов с контрагентом зависит от настройки конфигурации и возможен в двух вариантах:

  • по договору в целом (при закрытии договора программа сама найдет нужные расчетные документы);
  • по расчетным документам (при закрытии договора пользователь должен самостоятельно указать расчетный документ).

Для перечисления денежных средств по импортному контракту в счет предварительной оплаты поставщику используется документ "Платежное поручение исходящее". На панели инструментов данного документа по кнопке "Операция" выбирается вариант "Оплата поставщику". Счет учета выбрать 52, указать "Банковский счет" (валютный), по которому происходит движение. Счета бухгалтерского учета по расчетам и авансам выбрать - 60.21 и 60.22 (см. рис. 2).

Рис. 2

Для правильного расчета рублевой суммы нужно своевременно заполнять в справочнике "Валюты" информацию о курсах валют. В случае необходимости пользователю доступно для редактирования поле "Курс", в котором отражается текущий курс валюты на дату документа.

В справочнике "Валюты" имеется возможность загрузить автоматически курсы валют с сервера РБК. Для этого на панели документов необходимо использовать кнопку "Загрузить курсы". В открывшемся диалоговом окне обработки указать период за который необходимо загрузить курсы. С помощью кнопки "Подбор" или "Заполнить" сформировать список валют, по которым необходимо загружать курсы. Загрузка курсов производится при нажатии на кнопку "Загрузить". После загрузки информация о курсах валют автоматически записывается в регистр сведений для каждой валюты.

При проведении документ "Платежное поручение исходящее" формирует проводку:

Дебет 60.22 Кредит 52 - на сумму контрактной стоимости поставки.

Формирование стоимости приобретаемых материальных ценностей может отражаться:

  • с применением счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";
  • без применения счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", непосредственно на счетах 10 "Материалы" и 41 "Товары".

Порядок формирования фактической стоимости материальных ценностей должен быть закреплен в учетной политике предприятия.

Формирование фактической стоимости материальных ценностей с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" доступно пользователю с помощью ручных операций.

В данной статье рассмотрим схему учета фактической стоимости непосредственно на счетах учета материальных ценностей.

В качестве примера рассмотрим учет импортного товара.

Поступление товара от иностранного поставщика оформляется документом "Поступление товаров и услуг" (главное меню Основная деятельность - Покупка). На панели инструментов документа по кнопке "Операция" выбрать вариант - "Покупка, комиссия".

По кнопке "Цена и валюта" снять флаг "Учитывать НДС" (стоимость товара не включает в себя сумму налога, налог уплачивается таможенным органам).

На закладке "Товары" заполнить табличную часть документа информацией о товарах. В табличной части документа необходимо также указать страну происхождения импортного товара и номер грузовой таможенной декларации (рис. 3). Для этого может понадобиться настроить видимость колонок табличной части документа. Видимость тех или иных колонок табличной части настраивается в специальном окне "Настройка списка", вызываемом из контекстного меню табличной части документа (открывается нажатием правой клавиши мыши при условии нахождения курсора над табличной частью - подробнее о настройке видимости колонок можно прочесть в "Руководстве по ведению учета").

Рис. 3

При проведении документ формирует проводки:

Дебет 41.01 Кредит 60.21 - на сумму контрактной стоимости; Дебет 60.21 Кредит 60.22 - на сумму зачтенного аванса; Дебет ГТД (без корреспонденции) - на количество поступившего товара (без суммы).

В соответствии с ПБУ 5/01 первоначальная стоимость материальных ценностей формируется с учетом расходов, связанных с их приобретением. При осуществлении внешнеторговых операций к расходам, включаемым в стоимость товара, относятся:

  • таможенная пошлина;
  • таможенный сбор;
  • другие расходы (услуги таможенного брокера, услуги по транспортировке и т.д.).

Для отражения информации о таможенных сборах и пошлинах, зафиксированных в грузовой таможенной декларации, используется документ "ГТД по импорту" (главное меню - Основная деятельность - Покупка). Данный документ может "вводиться на основании" документа "Поступление товаров и услуг". На закладке "Основная" указывается номер ГТД и суммы таможенных сборов, на закладке "Разделы ГТД" вводится информация о материальных ценностях и суммах таможенных платежей. При проведении документа формируются проводки:

Дебет 41.01 Кредит 76.05 - на сумму таможенной пошлины; Дебет 41.01 Кредит 76.05 - на сумму таможенного сбора; Дебет 19.05 Кредит 76.05 - на сумму НДС.

Для отражения прочих расходов, формирующих фактическую стоимость материальных ценностей, необходимо использовать документ "Поступление доп. расходов" (главное меню - Основная деятельность - Покупка). В данном документе имеется возможность распределять сумму дополнительных расходов двумя способами:

  • пропорционально сумме товаров ("по суммам");
  • пропорционально количеству товара ("по количеству").

При проведении документ формирует проводки:

Дебет 41.01 Кредит 60.21 - на сумму расходов; Дебет 19.04 Кредит 60.21 - на сумму начисленного НДС.

Для отражения расходов, связанных с приобретением, но не включаемых в стоимость материальных ценностей, используется документ "Поступление товаров и услуг", которым отражается поступление материальных ценностей. В этом документе заполняется закладка "Услуги", на которой указывается информация о расходах и определяется счет затрат, на который эти расходы должны быть отнесены. Расходы, не включаемые в стоимость материальных ценностей, могут учитываться на счетах:

  • 44 "Расходы на продажу";
  • 91 "Прочие доходы и расходы".

Таким образом, операции по поступлению материальных ценностей и по отражению услуг, не включаемых в стоимость, можно отразить в одном документе.

Следует обратить внимание, что на практике часто возникает необходимость учитывать импортные товары в период их доставки в качестве материальных ценностей, находящихся в пути. Поскольку на счетах учета материальных ценностей в программе предусмотрена аналитика по складам, то для учета ценностей, находящихся в пути, можно на счетах учета материальных ценностей (10 "Материалы", 41 "Товары" и др.) создать дополнительный "виртуальный склад". Для этого в справочник "Склады" добавить элемент с произвольным наименованием (например, "МЦ в пути" или др.) и оприходовать материальные ценности на этот склад. При фактическом поступлении материальных ценностей документом "Перемещение товаров" (главное меню Основная деятельность - Складские операции) отразить поступление ценностей на склад предприятия.

Отражение операций по импортному контракту в налоговом учете происходит при проведении документов. В конфигурации пользователю предоставлена возможность самостоятельно определять необходимость отражения в налоговом учете конкретной операции. Для этого в каждом документе имеется флаг "Отразить в нал. Учете".

При установленном в документе флаге формируются "дублирующие" проводки по налоговому плану счетов. Налоговый план счетов по структуре счетов, аналитике подобен плану счетов бухгалтерского учета для облегчения сопоставления данных бухгалтерского и налогового учета. Коды счетов в большинстве случаев соответствуют кодам счетов бухгалтерского учета аналогичного назначения.

Для анализа проведенных операций используется набор стандартных бухгалтерских отчетов.

Отражение импортных операций в "1С:Бухгалтерии 7.7"

В конфигурации "1С:Бухгалтерия 7.7" для правильного проведения расчетов с иностранным поставщиком по внешнеторговому контракту также необходимо в справочнике "Договоры" для контрагента, от которого поступают материальные ценности, правильно определить условия договора (см. рис. 4).

Рис. 4

Цены в договоре устанавливаются в валюте (USD, EURO), оплата договора устанавливается также в валюте.

Перечисление оплаты поставщику за импортный товар отражается документом "Выписка" (валютная). При проведении документ сформирует проводки:

Дебет 60.22 Кредит 52

Оприходование импортного товара (материала) непосредственно на счетах учета материальных ценностей - 41 "Товары" (10 "Материалы") - осуществляется с помощью документа "Поступление товара" ("Поступление материала"). При проведении данный документ формирует проводки:

Дебет 41.1 Кредит 60.11 - на сумму контрактной стоимости; Дебет 60.11 Кредит 60.22 - на сумму зачтенного аванса; Дебет Н02.02.1 (без корреспонденции) - отражено поступление товара для налогового учета.

При заполнении документа особое внимание следует обратить на порядок учета НДС.

Для учета взаиморасчетов с таможенными органами используются счета:

  • 76.5 "Расчеты с дебиторами и кредиторами";
  • 19.4 "НДС, уплачиваемый таможенным органам по ввозимым товарам".

Поскольку стоимость товара, поступившего от поставщика, не включает в себя сумму налога, а сумма налога уплачивается непосредственно таможенным органам, в документе "Поступление товара" ("Поступление материала") необходимо снять флаг "Счет-фактура", а информацию о сумме налога, уплаченного на таможне, ввести документом "Счет-фактура полученный" (см. рис. 5).

Рис. 5

В данном документе на закладке "Корреспондирующие счета" выбрать счет Дебета - 19.4 "НДС уплач. таможенн. орг.", счет кредита - 76.5 "Расчеты с дебиторами и кредиторами"; на закладке "Импортные товары" указать номер грузовой таможенной декларации и количество поступившего по ней товара. При проведении документ формирует проводки:

Дебет 19.4 Кредит 76.5 - на сумму налога, уплаченного на таможне; Дебет ГТД (без корреспонденции) - на количество поступивших по декларации материальных ценностей.

Учет дополнительных расходов, связанных с приобретением материальных ценностей у иностранного поставщика, отражается в конфигурации документом "Услуги сторонних организаций". Для включения расходов, связанных с уплатой таможенной пошлины и таможенного сбора, в первоначальную стоимость приобретаемых материальных ценностей, в документе "Услуги сторонних организаций" в поле "Документ поступления" необходимо указать тот документ поступления, которым отражено оприходование импортного товара. В этом случае расходы, указанные в табличной части документа "Услуги сторонних организаций" будут включены в первоначальную стоимость товара. В поле "Тип исполнителя" указать - 76 "Прочий кредитор" (расчеты с таможней учитываются по счету 76.5 "Расчеты с дебиторами и кредиторами). При проведении документ формирует проводки:

Дебет 41 "Товары" (10 "Материалы") Кредит 76.5 - на сумму дополнительных расходов.

Для учета расходов, не включаемых в стоимость материальных ценностей, также используется документ "Услуги сторонних организаций". В данном случае поле "Документ поступления" остается не заполненным. В табличной части документа в поле "Корр. Счет" следует указать счет затрат, на который эти расходы должны быть отнесены:

  • 44 "Расходы на продажу";
  • 91 "Прочие доходы и расходы".

В обиходе очень часто встречаются слова «импорт» или «импортный товар». Но определено ли это понятие законодательством? Под импортом товара понимается ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе (п. 10 ст. 2 Закона от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Закон № 164-ФЗ)).

Т еперь заострим внимание на первичных документах (ст. 9 Закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), отражающих импорт товара. Такими документами являются:

  • внешнеэкономический контракт;
  • паспорт внешнеторговой импортной сделки;
  • транспортные, экспедиторские, страховые документы (международные авто-, авиа-, железнодорожные накладные, багажные квитанции, коносамент, страховые полисы и сертификаты, другие документы);
  • таможенная декларация, подтверждающая пересечение товаром таможенной границы Российской Федерации;
  • справки об уплате пошлин, сборов;
  • складская документация (накладные, акты приемки, подтверждающие фактическое поступление товаров на склад импортера) и др.

Итак, фирма заключила с иностранной компанией контракт на поставку товара, оформила паспорт внешнеторговой импортной сделки. Дальше она принимает решение оплатить товар по импортному контракту. Стоимость товара может оплачиваться предварительно, то есть путем перечисления аванса (предоплаты) на счет иностранного контрагента.

Рассмотрим отражение стопроцентной предоплаты в бухгалтерском учете, учитывая тот факт, что контракт заключен в валюте (в евро).

Шаг 1. Предоплата по импортному контракту

Стоимость активов и обязательств, выраженную в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности следует пересчитать в рубли (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 г. № 154н (далее - ПБУ 3/2006)). При этом пересчет иностранной валюты производится по курсу Центробанка России, установленному на дату совершения операции.

Обратите внимание: с начала этого года действуют изменения, согласно которым сумма предоплаты (аванса) в валюте пересчитывается в рубли один раз, на дату его получения (выплаты). В последующем пересчет предоплаты (авансов) после принятия к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса валюты не производится (п. 9, 10 ПБУ 3/2006).

Предоплата в бухгалтерском учете не признается расходом организации, а учитывается как дебиторская задолженность (п. 3, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н).

Таким образом, пересчет в рубли данной дебиторской задолженности, выраженной в евро, производится по курсу евро к рублю РФ, установленному Центробанком на дату принятия к учету «дебиторки».

В бухгалтерском учете перечисление предоплаты отражается по Кредиту 52 «Валютные счета» в корреспонденции с Дебетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Шаг 2. Товары прибывают на таможню

При прибытии товаров на таможенную территорию РФ перевозчик обязан представить таможенному органу соответствующие документы и сведения (ст. 72, 73, 76 ТК РФ). Только после представления всех документов и сведений товары могут быть разгружены и перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму или к внутреннему таможенному транзиту (п. 1 ст. 77 ТК РФ).

При ввозе товаров на таможню организация-покупатель или таможенный брокер должны их задекларировать, то есть подать таможенную декларацию. В таможенной декларации, в частности, указывается таможенная стоимость товаров, которая необходима для исчисления ввозных таможенных пошлин, НДС, акцизов, сборов за таможенное оформление (124 ТК РФ).

Таможенная стоимость определяется разными методами (п. 12 Закона от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон № 5003-1)). Одним из них является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

При этом методе таможенная стоимость импортируемых товаров определяется как стоимость сделки, то есть цена товаров, уплаченная или подлежащая уплате при их продаже на экспорт в Россию. Кроме того, к цене сделки могут быть произведены дополнительные начисления, в частности, расходы на тару (если она рассматривается как единое целое с товарами); на упаковку, расходы по погрузке, разгрузке товара и т.д. (ст. 19, 19.1 Закона № 5003-1).

С таможенной стоимостью определились. Теперь разберемся с налогами, пошлинами и сборами.

Товары приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных сборов, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 163 ТК РФ). Выпуск товаров для внутреннего потребления производится только при условии уплаты всех необходимых таможенных платежей (подп. 4 п. 1 ст. 149 ТК РФ).

Таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию РФ и уплачиваемый по ставкам, устанавливаемым Правительством РФ в соответствии с законодательством (Закон № 5003-1).

Таможенные сборы подразделяются на сборы:

  • за таможенное оформление;
  • за таможенное сопровождение;
  • за хранение (ст. 357.1 ТК РФ).

Правительство РФ установило ставки таможенных сборов за таможенное оформление в абсолютных суммах (постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление»).

Пошлины и НДС должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия. Что касается сборов за таможенное оформление, то они должны быть уплачены до подачи декларации или одновременно с ее подачей (п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 357.6 ТК РФ).

Обратите внимание: в счет уплаты таможенных платежей может быть перечислен аванс. Денежные средства, полученные в качестве аванса, не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока покупатель не даст распоряжение таможенному органу о намерении использовать эти средства в качестве таможенных платежей (п. 3 ст. 330 ТК РФ).

Остановимся на налогообложении. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации подлежат обложению НДС (146 НК РФ). Объектом обложения НДС являются товары, перемещаемые через таможенную границу. При ввозе товаров на таможенную границу обязанность по уплате НДС возникает с момента ее пересечения (ст. 319 ТК РФ). Уплачивает НДС по операциям ввоза импортных товаров декларант - физическое лицо, которое декларирует товары .

Пример 1

Свернуть Показать

Таможенная стоимость импортных товаров, ввезенных на территорию РФ, составила 50 000 EUR. 18 апреля 2008 г. декларант представил в таможенные органы декларацию. Допустим, курс евро на дату принятия таможенной декларации оставил 37,30 руб. ЦБ. Сумма ввозной таможенной пошлины установлена в размере 15 процентов. Ставка НДС - 18 процентов.

  1. Пересчитаем в рубли таможенную стоимость товара:
    50 000 EUR х 37,30 руб. ЦБ = 1 865 000 руб.
  2. Таможенная пошлина составит:
    1 865 000 х 15% = 279 750 руб.
  3. Определяем налоговую базу для исчисления НДС:
    279 750 руб. + 1 865 000 руб. = 2 144 750 руб.
  4. НДС, подлежащий уплате на таможне, составит:
    2 144 750 руб. х 18% = 386 055 руб.

Шаг 3. Учет импортных товаров

Напомним, что товары являются составляющей материально-производственных запасов (МПЗ), поэтому и учитывать их нужно так же (Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н (далее - ПБУ 5/01)). В бухгалтерском учете импортные товары отражаются по фактической себестоимости, которой признается сумма фактически произведенных затрат на приобретение товаров, за исключением НДС и возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п. 6 ПБУ 5/01). К фактическим затратам, помимо сумм, уплачиваемых поставщику по контракту, относятся таможенные пошлины, расходы на заготовку и доставку товаров до места их использования, включая расходы на страхование и другие расходы, непосредственно связанные с их приобретением (сборы за таможенное оформление, платежи за хранение товаров и т.д.).

Свернуть Показать

Обратите внимание: затраты по заготовке и доставке, производимые до момента передачи товаров в продажу, организация может включать в состав расходов на продажу и учитывать на счете 44 «Расходы на продажу».

Транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете могут учитываться по-разному. Выбранный метод учета этих расходов организация должна зафиксировать в учетной политике.

В рассматриваемой ситуации импортные товары принимаются к учету в оценке в рублях по курсу, установленному на дату перечисления предоплаты (абз. 2 п. 9 ПБУ 3/2006).

При принятии товаров на учет организация производит запись по Дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции с Кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Шаг 4. «Импортный» вычет

НДС, уплаченный таможенному органу при ввозе импортируемых товаров на таможенную территорию РФ, организация может принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). Вычет производится на основании документов, которые подтверждают фактическую уплату НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 1 ст. 172 НК РФ). В данном случае документами, подтверждающими фактическую уплату налога, являются грузовая таможенная декларация и платежное поручение на уплату НДС таможенным органам. При этом необходимо выполнение еще одного условия: товары должны быть приняты к учету.

Сумма НДС может быть принята к вычету после оприходования товаров при наличии счета-фактуры поставщика (подп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Налоговые органы также считают, что для вычета обязательным условием является наличие счета-фактуры. При этом счет-фактура может быть выставлен в валюте (п. 7 ст. 169 НК РФ, письма УФНС России по г. Москве от 06.12.2007 г. № 19-11/116396, от 12.04.2007 г. № 19-11/33695).

Какие проблемы могут возникнуть?

Казалось бы, все здесь ясно и понятно. Однако налоговые органы ищут всевозможные причины для отказа организациям в вычете. Случается, что налоговая инспекция отказывает в вычете, так как от таможенных органов не поступили сведения, подтверждающие факт уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

А вот суды приходят к выводу, что ответ таможни на запрос налоговых органов не имеет правового значения при применении налогового вычета НДС. Поэтому если организация-покупатель окажется в подобной ситуации, у нее есть шансы оспорить решение налоговых органов в судебном порядке (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2006 г. № А56-9685/2006).

Проблемы могут возникнуть и с документами, подтверждающими уплату НДС таможенным органам. Это касается случая, когда платежи вносятся авансом. Здесь налоговый орган может усомниться в том, действительно ли таможенный орган засчитал из аванса именно ту сумму, которая приходится на уплату НДС.

Выход из этой ситуации есть. Для этого таможенный орган может проставить на оборотной стороне платежных поручений отметку. В ней указывается номер таможенной декларации, а также суммы авансовых платежей, приходящихся на уплату НДС. Отметка должна быть заверена печатью и подписью работника таможенного органа. Таким образом, данная отметка будет подтверждать фактическую уплату НДС при ввозе импортных товаров.


Ввозить в государство товары, работы либо услуги на таможенную территорию из-за границы без обратного вывоза. Существует и другое понятие - реимпорт, которое представляет ввоз товаров, вывезенных ранее, но не переработанных. В последнее время набирают свои обороты импортируемые товары в Россию. Это, в основном, объясняется возрастающим спросом на отечественных потребителей, а также привлекательностью в цене и качестве на них. Именно поэтому в данной статье этому вопросу будет уделено особое внимание.

Преимущества импорта

Осуществляя закупки товаров за рубежом, можно получить отличный доход. Например, некоторые марки автомобилей так могут обойтись намного дешевле (зачастую в два раза), чем их аналоги на внутреннем рынке.

К положительному может быть отнесен тот факт, что товар импортированный - это такая позиция на рынке, на приобретение которой действуют определенные скидки, являющиеся обязательной составляющей оптовых закупок.

Еще один плюс - покупатель, приобретая продукцию непосредственно у европейского производителя, таким образом оберегает от подделок как себя, так и своих компаньонов. У него появляется возможность получить настоящий брендовый товар из первых рук.

Нельзя забывать и о таком негативном факторе, как инфляция, а товар импортированный - это довольно эффективный механизм борьбы с ней.

Территориальность - важный фактор импорта

Экономистами отмечено, что в Польше и Литве цены, практически, никогда не меняются, а на товар импортированный - это постоянно развивающийся инструмент торговли. В основном из этих государств осуществляется ввоз продуктов питания, цена которых на 20% ниже, чем у отечественных аналогов. А под воздействием выгода от ввоза продукции будет только возрастать в течение некоторого времени.

Российским предпринимателям выгодно осуществлять закупки в европейских странах. Обращаясь к официальной статистике, необходимо отметить существенный рост объемов ввоза продукции из Франции.

Где лучше хранить товар импортированный?

Это достаточно важный вопрос при осуществлении данного вида деятельности.
Так, ввозимые товары очень выгодно хранить на складах, обустроенных в Калининградской области, которая граничит с европейскими странами. Если оплата НДС и пошлины производится при реализации товаров, то при их растаможивании появляется возможность сэкономить, например, на оборотных средствах.

Нельзя забывать и о человеческих качествах, которые могут стать преимуществом бизнеса такой направленности. В данном случае больших инвестиций не потребуется, однако необходимо наличие дипломатических навыков, коммуникабельности и удачи.

Условия успешного старта

Чтобы начало бизнеса было успешным, необходимо решить следующие вопросы:

  1. Где и что приобретать?
  2. По какому принципу отбирать поставщиков и каким образом с ними сотрудничать?
  3. Каким маршрутом импортируемые товары будут перевозиться и как их растаможивать?
  4. Из чего будет состоять себестоимость?

Также предприниматель должен обладать хотя бы элементарными знаниями нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ввоза продукции из-за рубежа.

Поэтапное развитие бизнеса импорта товаров

Как уже указывалось выше, данный вид бизнеса не требует наличия существенного стартового капитала. Можно начинать, имея доступ в Интернет и телефон под рукой.

Первым этапом является формирование круга необходимых связей и контактов. Однако параллельно необходимо позаботиться о наличии визитных карточек и бланков предприятия.

Второй этап - выбор с целью его импортирования в дальнейшем. Этот важный вопрос могут помочь решить посольства РФ в других странах. Именно через них можно получить полную информацию о компаниях, имеющих высокую репутацию и платежеспособность. На данном этапе необходимо проводить полный мониторинг цен различных зарубежных интернет-магазинов. Также очень важные результаты может принести проведенный анализ всего европейского рынка.

Третий этап - определиться с банком, который специализируется на работе в области международного бизнеса. Такое финансовое учреждение может обеспечить начинающего предпринимателя полезной информацией о зарубежных рынках.

Надежный зарубежный производитель найден, договора о поставках заключены, поэтому можно переходить к последнему этапу - непосредственному осуществлению своей деятельности. Оплаченный товар импортированный - это только начало торговли, его еще необходимо транспортировать в Россию. Сегодня существуют такие виды классических перевозок: авиаперевозки, автомобильные, железнодорожные и мультимодальные. Каждому из указанных видов характерны свои сроки проведения. Необходимо также обращать внимание и на расположение самих пунктов - как назначения, так и отправки.