Решение ктс определение таможенной стоимости. Споры бывают разные

Комментарий к статье 1. Если ни одна из сторон индивидуального трудового спора не обжаловала решение КТС в суд, наступает этап исполнения решения комиссии, который может быть как добровольным в течение 3 дней со дня окончания срока на обжалование, так и принудительным по истечении названного срока.
2. Удостоверение на принудительное исполнение решения выдает КТС организации. КТС структурных подразделений организации правом выдачи удостоверений, имеющих силу исполнительного листа, не наделены.
ТК не устанавливает требование к правомочности комиссии при выдаче удостоверения, как это сделано в ч. 5 ст. 387 ТК в отношении проведения заседания КТС при разрешении индивидуального трудового спора.
3. О выдаче удостоверения на принудительное исполнение решения комиссии работник обращается с письменным заявлением в КТС.
Срок, в течение которого работник может обратиться в комиссию о выдаче удостоверения, установлен и составляет один месяц со дня принятия КТС решения. Это определяет, что действительный (реальный) срок, который предоставляется работнику для получения удостоверения, значительно меньше, поскольку:
копия решения КТС вручается работнику в течение 3 дней со дня принятия решения КТС (ч. 3 ст. 388 ТК);
10 дней со дня вручения копии решения КТС предоставляется для его обжалования (ч. 2 ст. 390 ТК);
3 дня по истечении 10 дней, предоставленных на обжалование, дается работодателю для исполнения решения КТС.
Таким образом, названный законодателем месячный срок сокращается на периоды, которые названы выше.
Если работником пропущен указанный срок обращения, то при наличии уважительных причин КТС может его восстановить. При отказе в восстановлении этого срока работник может обратиться за рассмотрением спора в суд.
Выдавая удостоверение, комиссия не выясняет причины неисполнения ее решения и трудовой спор повторно не разрешает.
4. Удостоверение КТС должно соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. В соответствии со ст. 13 Закона об исполнительном производстве в нем должны быть указаны:
наименование и адрес органа, выдавшего исполнительный документ;
наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
дата принятия решения КТС;
дата вступления в законную силу решения КТС;
сведения о работодателе и работнике: а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания; б) для организаций - наименование и юридический адрес; в) для Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;
резолютивная часть решения КТС, содержащая существо решения (например, требование о возложении на работодателя обязанности по передаче работнику денежных средств, об отмене приказа работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания в виде выговора и т.д.);
дата выдачи исполнительного документа.
Удостоверение, выданное на основании решения комиссии, подписывается председателем комиссии и заверяется печатью КТС.
5. В случае утраты подлинника удостоверения основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке КТС (см. ст. 12 Закона об исполнительном производстве). В настоящее время ТК не регулирует вопроса о выдаче КТС дубликата удостоверения.
6. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа (удостоверения КТС) по заявлению работника. Заявление подписывается работником либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Заявление работника и исполнительный документ подаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Срок для добровольного исполнения не может превышать 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется работнику, работодателю, а также в орган, выдавший исполнительный документ (см. ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
7. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если: исполнительный документ предъявлен без заявления работника либо заявление не подписано работником или его представителем; исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий; документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. Устранение названных обстоятельств не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю (см. ст. 31 Закона об исполнительном производстве).
8. В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения работник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в КТС с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.
Заявление о разъяснении положений удостоверения, способа и порядка его исполнения рассматривается КТС в 10-дневный срок со дня его поступления (см. ст. 32 Закона об исполнительном производстве).
9. Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (см. ст. 36 Закона об исполнительном производстве).
10. Об участии в исполнительном производстве несовершеннолетних, о законных представителях граждан, участвующих в исполнительном производстве, о лицах, которые не могут быть представителями сторон исполнительного производства, см. коммент. к ст. 396 ТК.
11. Об ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве см. коммент. к ст. 396 ТК.
12. Если истек трехмесячный срок предъявления удостоверения судебному приставу-исполнителю, оно к производству не принимается, о чем выносится соответствующее постановление.
Положение ч. 4 ст. 389 ТК закрепляет право КТС восстановить срок, если он пропущен работником по уважительным причинам, которыми могут быть, например, длительная командировка, пребывание работника в стационаре в связи с болезнью.
Вместе с тем на основании ч. 2 ст. 23 Закона об исполнительном производстве пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, кроме исполнительного листа и судебного приказа, восстановлению не подлежат. Полагаем, что возникшая коллизия может быть решена на приоритете специального законодательного положения по сравнению с общим, т.е. в данном случае следует руководствоваться правилом ч. 4 ст. 389 ТК.

  • Ответы к квалификационному экзамену для специалистов по таможенным операциям (по сотоянию на 2014 год)
  • 3. Принципы деятельности и система таможенных органов. (311-фз, ст. 10, 11)
  • 4. Функции таможенных органов, их задачи, права и обязанности. (311-фз: ст.12,19,16, тк тс ст.6)
  • 5. Принципы и порядок проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств. (тк тс, ст.94, ст.95, порядок проведения - ответ к вопросу 6)
  • 6. Формы таможенного контроля. Особенности применения форм таможенного контроля. (тк тс, глава 16)
  • 7. Система управления рисками (цели ее применения, профили, объекты анализа риска). (тк тс, глава 18)
  • 8. Виды и цели таможенных проверок таможенными органами. Порядок проведения, права и обязанности лиц, участвующих в проверках. (тк тс, глава 19)
  • 9. Порядок обжалования решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. (311-фз, ст.36-38)
  • 10. Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа. (311-фз, ст. 49)
  • 11. Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. (ст. 12,18,23,28,33,38 тк тс)
  • 13. Таможенный представитель (права, обязанности, ответственность). (ст.12,15-17 тк тс)
  • 14. Специалист по таможенным операциям (права, обязанности, ответственность). (ст.63-64 311-фз, информ. Из интернета)
  • 15. Правовое регулирование деятельности таможенных представителей и специалистов по таможенным операциям.
  • 20. Условия получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора. Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору. (ст.38-42 тк тс)
  • 21. Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (тн вэд тс) (основное назначение и применение). (ст.105 311-фз, ст. 50,51 тк тс, решение ктс № 522 от 28..01.2011)
  • 22. Правила классификации товаров в соответствии с тн вэд тс. (ст.52 тк тс, опи, информ. Из интернета)
  • 23. Структура тн вэд тс: основная характеристика, принципы построения. (информ. Из интернета)
  • 24. Классификация товаров для таможенных целей. Порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по тн вэд тс. (ст.52-57 тк)
  • 25. Процедура принятия решений по классификации товаров, применяемых государствами - членами Таможенного союза. (ст.106-108 311-фз)
  • 26. Внешнеэкономическая сделка. Виды, порядок и способы оформления внешнеэкономической сделки. (информ. Из интернета)
  • 29. Соблюдение требований в области валютного контроля в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза. (ст. 22,23 173-фз)
  • 30. Порядок применения паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. (ст.20 173-фз, глава 6 138-и)
  • Глава 6. Порядок оформления паспорта сделки (сокращена!)
  • 31. Порядок применения паспорта бартерной сделки, при осуществлении товарообменных сделок. (Указ №1209)
  • 32. Таможенная стоимость товаров. Общая характеристика методов ее определения для ввозимых/вывозимых товаров. (ст.64 тк тс, личные записи)
  • 33. Порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров при производстве таможенных операций и помещение товаров под таможенные процедуры. (ст.112 311-фз, информ. Из интернета)
  • 34. Порядок декларирования таможенной стоимости товаров. Использование декларации таможенной стоимости (дтс). (решение ктс 376 - сокращено!)
  • 35. Корректировка таможенной стоимости в рамках проведения таможенного контроля: сущность, назначение, порядок осуществления, оформляемые документы. (ст.68 тк тс, решение ктс 376)
  • II. Процедура корректировки таможенной стоимости товаров
  • 36. Определение страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу. (ст.58 тк тс, ст.109,110 311-фз)
  • 37. Тарифные льготы. Порядок предоставления тарифных льгот. (Альта-форум)
  • 38. Порядок подтверждения страны происхождения товаров. Документы, подтверждающие страну происхождения товаров. (ст.59-62 тк тс, личные записи)
  • 39. Порядок принятия предварительного решения о стране происхождения товаров. (ст. 111 311-фз)
  • 40. Общие условия и способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. (ст.85,86 тк тс)
  • 41. Обеспечение уплаты таможенных платежей путем внесения денежных средств (денежный залог). (ст.145 тк тс)
  • 42. Исчисление и порядок уплаты таможенных пошлин. Виды ставок таможенных пошлин. (ст.76,84,71 тк тс)
  • 43. Порядок исчисления и уплаты акцизов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. (ст.194,204 нк рф)
  • 44. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. (ст.146, 166, ч.1 ст. 151, нк рф)
  • 45. Виды и порядок исчисления таможенных сборов при перемещении товаров через таможенную границу. (ст.123-128 311-фз)
  • 46. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. (ст.147-149 311-фз)
  • 47. Взыскание таможенных платежей. Общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов. Пени, требование об уплате таможенных платежей. (ст. 150-152 311-фз)
  • 49. Плательщики таможенных пошлин и налогов. Условия возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. (ст.79-81 тк тс)
  • 53. Квотирование и лицензирование товаров как меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности. (ст. 20-27 164-фз)
  • 54. Порядок ввоза лекарственных средств и фармацевтических субстанций. (Постановление от 29.09.2010 № 771)
  • 56. Производство таможенных операций при помещении под таможенные процедуры товаров в области экспортного контроля. (183-фз «Об экспортном контроле», инструкция 1545)
  • 58. Порядок ввоза/вывоза служебного и гражданского оружия. (Положение о порядке ввоза, вывоза и транзита гражданского и служебного оружия)
  • 59. Особенности выпуска товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при ввозе на территорию Российской Федерации. (ст. 18-20, 29,30 184-фз «о техническом регулировании»)
  • 60. Порядок оформления и использования форм документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов. (ст. 20-27 184-фз)
  • 61. Порядок ввоза/вывоза товаров, подлежащих ветеринарному контролю. (решение № 317)
  • 62. Порядок ввоза/вывоза товаров, подлежащих фитосанитарному контролю. (решение № 318)
  • 63. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц. (глава 45 тк тс)
  • 64. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. (глава 44 тк тс)
  • 65. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. (глава 47 тк тс)
  • 66. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. (глава 46 тк тс)
  • 67. Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов. (глава 50 тк тс)
  • 69. Особенности совершения таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа. (глава 48 тк тс)
  • 71. Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза (места и время убытия, требования к товарам при убытии, таможенные операции, совершаемые с товарами при убытии). (ст. 162-164 тк тс)
  • 72. Временное хранение товаров (места и сроки временного хранения, таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение). (ст. 167-170 тк тс)
  • 74. Таможенное декларирование товаров. Виды таможенных деклараций. (ст.179-182, 350 тк тс, решение ктс № 287 от 18.06.10)
  • 1) Декларация на товары;
  • 2) Транзитная декларация;
  • 3) Пассажирская таможенная декларация;
  • 75. Формы декларирования, сроки и места подачи таможенных деклараций. (ст. 204,205 311-фз, ст. 185 тк тс)
  • 76. Декларант (его права, обязанности и ответственность). Полномочия лиц выступать в качестве декларанта при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита. (ст. 186-189 тк тс)
  • 77. Представление документов при декларировании товаров таможенным органам. Изменение и дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации. (ст. 183,184,191 тк тс)
  • 80. Предварительное таможенное декларирование товаров. (ст. 193 тк тс, ст. 211 311-фз)
  • 81. Неполная таможенная декларация. Периодическая таможенная декларация. (ст. 212,213 311-фз)
  • 82. Временное периодическое таможенное декларирование российских товаров. (ст. 214 311-фз)
  • 83. Основания (условия) выпуска товаров. Срок выпуска товаров. Порядок и основания продления срока выпуска товаров до 10 рабочих дней. Отказ в выпуске. (ст. 195,196,201 тк тс, ст. 220 311-фз)
  • 84. Условно выпущенные товары. (ст. 200 тк тс, ст. 222 311-фз)
  • 85. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации. (ст. 197 тк тс)
  • Глава 17. Взаимная административная помощь
  • 87. Совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру. (глава 26 тк тс)
  • 88. Содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления и условия помещения товаров под данную таможенную процедуру. (глава 30 тк тс)
  • 89. Содержание таможенной процедуры экспорта и условия помещения под таможенную процедуру экспорта. (глава 31 тк тс)
  • 90. Содержание таможенной процедуры таможенного транзита и условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. (215,216,227,228 тк тс)
  • 93. Содержание таможенной процедуры таможенного склада и условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада. (ст. 229,230,237,238 тк тс)
  • 94. Таможенные склады и их типы. Сроки и условия хранения товаров на таможенном складе. Операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада. (ст. 231-234 тк тс)
  • 101. Содержание таможенной процедуры реимпорта и условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта. Возврат сумм вывозных таможенных пошлин при реимпорте товаров. (ст. 292-295 тк тс)
  • 104. Содержание таможенной процедуры уничтожения, условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения. Особенности применения таможенной процедуры уничтожения. (глава 42 тк тс)
  • 2. Таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров.

    Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

    ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.

    ДТС заполняется декларантом или таможенным представителем, если таможенное декларирование производится таможенным представителем (далее - лицо, заполняющее ДТС).

    В случае корректировки таможенной стоимости товаров таможенным органом ДТС заполняется уполномоченным лицом таможенного органа.

    4. ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. Подача ДТС должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена.

    Перечень документов, представляемых в подтверждение заявленной таможенной стоимости, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза (статья 183 Кодекса: Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом).

    5. В случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, ДТС может быть представлена в форме электронного документа.

    (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 785)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. ДТС составляется в двух экземплярах. Один экземпляр предназначен для таможенного органа, другой - для лица, заполнившего ДТС.

    Оба экземпляра ДТС подписываются и удостоверяются в соответствии с пунктом 18 Порядка.

    7. ДТС заполняется на все товары, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза), декларируемые с использованием декларации на товары, за исключением случаев, указанных в пункте 8 Порядка.

    При определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в соответствии с методом 1 заполняется ДТС-1. Остальные методы – ДТС-2.

    Остальные мктоды_

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8. Таможенная стоимость товаров заявляется в декларации на товары без заполнения ДТС в следующих случаях:

    Если товары помещаются под таможенные процедуры, не предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов;

    Если исходя из заявляемой величины таможенной стоимости не возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при соблюдении требований Кодекса;

    Если общая таможенная стоимость ввозимой партии товаров не превышает суммы, которая может быть установлена в государстве - члене Таможенного союза и не должна превышать сумму, эквивалентную 10000 (десяти тысячам) долларов США, за исключением многоразовых (два и более раза) поставок в рамках одного договора (контракта), а также повторяющихся (два и более раза) поставок одних и тех же товаров одним отправителем в адрес одного и того же получателя по различным договорам (контрактам);

    Если в соответствии с пунктом 2 статьи 64 Кодекса при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, ранее определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, за исключением случаев, когда такая таможенная стоимость товаров была определена неверно, или случаев, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза;

    Если в соответствии с Кодексом, иными международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами (не облагаются таможенными пошлинами и налогами).

    Во всех случаях, когда не установлено обязательное заполнение ДТС, таможенный орган при выявлении признаков, указывающих на то, что заявленные в декларации на товары сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, также вправе письменно мотивированно в произвольной форме потребовать представления ДТС.

    9. ДТС-1 состоит из двух основных и необходимого числа дополнительных листов. Первый основной лист содержит сведения, заявляемые в декларации на товары, во втором листе указываются сведения, используемые при определении таможенной стоимости декларируемых товаров, и расчет величины таможенной стоимости.

    Все листы ДТС, начиная с третьего, являются дополнительными. Нумерация дополнительных листов начинается с третьего номера (1-й и 2-й листы - основные листы формы, 3-й и последующие листы - дополнительные).

    ДТС-2 состоит из двух основных листов: первого листа, содержащего сведения, распространяемые на все товары, декларируемые в декларации на товары, и второго листа, в котором указываются сведения, используемые при определении таможенной стоимости декларируемых товаров, и расчет величины таможенной стоимости. Если по одной декларации на товары декларируется более трех наименований товаров, то для декларирования таможенной стоимости товаров используются дополнительные листы. В этом случае в качестве дополнительных листов используется бланк второго основного листа ДТС-2.

    Все листы ДТС-2, начиная с третьего, являются дополнительными. Нумерация дополнительных листов начинается с третьего номера (1-й и 2-й листы - основные листы формы, 3-й и последующие листы - дополнительные).

18.03.2018, 13:41

Как оформляется решение комиссии по трудовым спорам? В ходе ведения хозяйственной деятельности между работником и работодателем может возникнуть конфликт, предметом которого является применение законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения. При возникновении спора его пытаются урегулировать путем прямых переговоров между сторонами. Если это не удается, спор передают на рассмотрение в комиссию. Вынесенное решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению. Подробнее об этом читайте в статье.

Споры бывают разные

Сразу скажем, что понятие, причины и виды трудовых споров регламентированы Трудовым кодексом. В соответствии с законодательством трудовые конфликты подразделяются:

  • на индивидуальные;
  • коллективные.

Отличие индивидуального трудового спора от коллективного в том, что в ходе индивидуального спора оказываются затронуты интересы одного сотрудника. Если же разногласия возникают между работодателем и группой работников – это коллективный трудовой спор. Виды и порядок урегулирования конфликтов зависят от того, к какой категории относится спор.

Если трудовой конфликт относится к индивидуальным, то он должен рассматривать комиссией – специальным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. По каждому отдельному случаю комиссия по трудовым спорам принимает решение.

Трудовые отношения – это соглашение между работником и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) о выполнении работы, определенной договором, за плату. Во время работы сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и трудится в интересах работодателя (ст. 15 ТК РФ).

Результаты работы комиссии

Итогом рассмотрения трудового спора является соответствующее решение комиссии. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам обязательно для компании и работника. Конечно, это норма действует только в том случае, если администрация или работник не обжаловали вынесенное решение. Если этого не произошло, то, в общем случае, решение КТС (комиссии по трудовым спорам) должно быть исполнено. Порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам следующий:

  • решение о восстановлении на работе незаконно уволенного (переведенного на другую работу) сотрудника подлежит исполнению на следующий день после принятия соответствующего решения;
  • остальные решения КТС подлежат исполнению в трехдневный срок по истечении десяти дней, дающихся на обжалование решений комиссии по трудовым спорам.

К сведению

Индивидуальные споры между работником и администрацией должны рассматриваться (ст. 382 ТК РФ):

  • комиссией по трудовым спорам;
  • судом.

Коллективные трудовые споры рассматривает (ч. 2 ст. 398 ТК РФ):

  • примирительная комиссия;
  • посредник между работниками и администрацией;
  • трудовой арбитраж.

На практике встречается неисполнение решения комиссии по трудовым спорам. В этом случае КТС выдает администрации организации (работнику) удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. На основании этого документа суд (судебный пристав-исполнитель) исполняет решение комиссии по трудовым спорам в принудительном порядке.

Важно понимать, что комиссия по трудовым спорам принимает решение голосованием, в котором участвуют присутствующие на заседании члены комиссии. Понятно, что решение принимается большинством голосов участвующих в заседании.

Подробнее о порядке и правилах рассмотрения трудовых споров см. « »

Специально для читателей наши специалисты подготовили решение комиссии по трудовым спорам (образец), которое можно бесплатно скачать на сайте.

Решение комиссии является важным процессуальным документом, поэтому законодательством к нему предъявляются достаточно жесткие требования как по форме, так и по содержанию. Решение КТС должно иметь письменную форму*(56). В нем отражаются следующие сведения, указанные в ч. 2 ст. 388 ТК РФ:

  • 1) наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя - индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС структурного подразделения организации, - наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
  • 2) даты обращения в комиссию и рассмотрения трудового спора, его существо;
  • 3) фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;
  • 4) существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
  • 5) результаты голосования.

Однако это далеко не все содержание решения КТС. Оно состоит из следующих четырех частей:

  • 1) вводной;
  • 2) описательной;
  • 3) мотивировочной;
  • 4) резолютивной.

Вводная часть решения содержит сведения о наименовании организации (структурного подразделения); фамилию, имя, отчество, должность, профессию или специальность работника, обратившегося в КТС; дату обращения и дату рассмотрения спора; фамилии, имена, отчества членов КТС и других лиц, присутствовавших на заседании.

В описательной части излагаются существо спора, требования работника, его представителя, возражения представителя работодателя, объяснения других лиц, участвующих в рассмотрении заявления.

В мотивировочной части указываются обстоятельства, установленные в процессе заседания комиссии; доказательства, которые служат основанием для выводов комиссии; нормативные правовые акты (локальные нормативные акты, коллективные договоры, соглашения), на которые ссылается комиссия при вынесении своего решения.

Резолютивная часть состоит из сведений о существе решения со ссылкой на нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, которыми руководствовалась комиссия при вынесении решения, а также о результатах голосования.

Решение КТС должно иметь четкие, юридически правильные и грамотные формулировки. В него недопустимо включение формулировок, позволяющих различное их толкование. В решении по денежным требованиям указывается точная сумма, причитающаяся работнику.

Принятые решения комиссии в последующем утверждении не нуждаются и могут исполняться немедленно. КТС не вправе их пересматривать, т.е. возвращаться к разрешению спора по существу комиссия полномочий не имеет. Однако если при подсчете КТС денежной суммы допущена ошибка и в результате между работником и работодателем возникает спор уже не о праве работника на получение той или иной суммы, а о ее размере или индексации, комиссия вправе вернуться к разрешенному спору для уточнения суммы, подлежащей взысканию. В данном случае комиссией выносится дополнительное решение. Такие же юридические последствия наступают в том случае, если в основном решении комиссии не была точно определена сумма требования.

Решение КТС имеет обязательную силу. Обязательность решений комиссии заключается в необходимости исполнения их работодателем, а в случае отказа добровольно исполнить - в обеспечении принудительного исполнения.

Относительно юридической силы решения КТС ученые справедливо замечают, что обязанность выполнения решений КТС должна основываться не на ее властных полномочиях, а на обязанности сторон выполнять принятые на себя обязательства*(57). По своей сути решение КТС является соглашением сторон и не может иметь принудительного характера, придаваемого ему Трудовым кодексом РФ.

Копии решения КТС, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, в течение трех дней со дня принятия решения вручаются работнику и работодателю или их представителям.

Принятие решения завершает рассмотрение спора в комиссии по трудовым спорам.

Решение КТС должно быть законным и обоснованным. Законность этого решения означает, что члены КТС определили нормы права, направленные на регулирование возникших между работником и работодателем отношений, а также выделили из указанных норм юридически значимые обстоятельства.

Обоснованность вынесенного КТС решения предполагает исследование юридически значимых обстоятельств на предмет их подтверждения и опровержения совокупностью представленных сторонами индивидуального трудового спора относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств. Относимыми в данном случае признаются доказательства, которые направлены на подтверждение или опровержение обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Допустимыми являются доказательства, которые получены с соблюдением требований действующего законодательства. Вопрос о достоверности и достаточности доказательств для подтверждения или опровержения юридически значимых обстоятельств, выделенных из содержания норм, направленных на регулирование спорных отношений, определяются членами КТС при вынесении решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 388 ТК РФ КТС принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Для проведения тайного голосования необходимы опросные листы с вопросами о доказанности юридически значимых обстоятельств для каждого члена КТС, а также урна для обеспечения тайного характера голосования. В связи с изложенным члены КТС с участием сторон индивидуального трудового спора должны составить опросные листы, включив в их содержание юридически значимые обстоятельства, вытекающие из норм трудового права, направленных на регулирование спорных отношений, а также указав в них обязанность по доказыванию этих обстоятельств. В связи с чем вопрос опросного листа может быть сформулирован примерно следующим образом: "Доказано ли представителями работодателя совершение работником дисциплинарного проступка в виде отказа от выполнения должностных обязанностей 24 апреля 2004 года?". По отношению к работнику вопрос по поводу данного события может быть сформулирован таким образом: "Доказано ли, что представитель работодателя потребовал 24 апреля 2004 года выполнения от работника обязанностей, не предусмотренных трудовым договором?". Естественно, в опросный лист может быть включен один из перечисленных вопросов, поскольку они взаимосвязаны, и положительный ответ на первый вопрос влечет отрицательный ответ на второй. Следовательно, в опросный лист должны быть включены вопросы о доказанности юридически значимых обстоятельств, вытекающих из содержания норм трудового права, регулирующих спорные отношения. Лица, участвующие в рассмотрении индивидуального трудового спора в КТС, высказывают свое мнение по поводу включения в опросный лист вопросов о юридически значимых обстоятельствах. Однако решение о том, какие вопросы будут включены в опросный лист, КТС выносит простым большинством голосов. Данное решение может быть отражено в протоколе заседания КТС следующим образом: "КТС, совещаясь на месте, решила включить в опросный лист при вынесении решения по заявлению работника (Ф. И. О.) о снятии дисциплинарного взыскания следующие вопросы". Далее в решении перечисляются включенные в опросный лист вопросы. После чего утвержденные КТС вопросы вносятся в опросные листы, выдаваемые членам КТС, участвующим в заседании, они могут отвечать на поставленные вопросы в помещении или кабине, где находится урна для голосования. При проведении голосования должно быть исключено присутствие других лиц в помещении или кабине, где голосует член КТС. То есть каждый член КТС оформляет опросный лист и опускает его в урну в одиночестве, что позволяет признать решение КТС вынесенным путем проведения тайного голосования. После окончания процедуры голосования члены КТС извлекают опросные листы из урны и на основании ответов на поставленные вопросы выносят решение о том, подлежат ли удовлетворению заявленные работником требования, и если подлежат, то в каком объеме. По результатам голосования членов КТС необходимо составить резолютивную часть решения КТС, в котором указываются время проведения заседания КТС, члены КТС, присутствующие на ее заседании, суть заявленных работником требований, а также существо принятого КТС решения. Данное решение подлежит оглашению в заседании КТС, которое заканчивается оглашением резолютивной части решения. При наличии соответствующих временных возможностей решение КТС на основании результатов голосования может быть составлено в полном объеме. Отсутствие таких возможностей позволяет КТС вынести резолютивную часть решения. Затем КТС поручает одному из членов, участвовавших в ее заседании, составить полный текст решения. Полный текст решения КТС должен быть подписан каждым ее членом, принимавшим участие в рассмотрении заявления, по которому вынесено данное решение. Член КТС, который не согласен с принятым решением или изложенными в нем мотивировками, обязан подписать составленное решение, но при этом он вправе приложить к нему особое мнение, являющееся составной частью документов, оформляемых КТС при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. Мотивированное решение должно быть составлено в течение трех дней со дня его вынесения. Нарушение этого срока не должно влечь для работника и работодателя неблагоприятных последствий, в частности лишения права на обжалование решения КТС. Срок для такого обжалования необходимо исчислять с момента составления решения КТС в полном объеме и ознакомления с ним участников индивидуального трудового спора.

В соответствии с ч. 2 ст. 388 ТК РФ в решении КТС должны быть указаны: 1) наименование организации или ее структурного подразделения, в котором функционирует КТС; 2) фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в КТС работника; 3) даты обращения в КТС и рассмотрения спора в КТС; 4) существо спора; 5) фамилии, имена, отчества членов КТС и других лиц, присутствующих на заседании КТС; 6) существо решения КТС и его обоснование со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт, в том числе на действующие в организации соглашения, коллективный договор; 7) результаты голосования и принятое решение. Решение КТС следует составлять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Во вводной части решения КТС указываются: 1) наименование организации или ее структурного подразделения, в котором действует КТС; 2) фамилии, имена, отчества членов КТС, рассматривающих индивидуальный трудовой спор; 3) фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в КТС работника и существо заявленных им требований; 4) фамилии, имена, отчества других лиц, участвующих в заседании КТС; 5) дата вынесения решения КТС. Описательная часть решения должна начинаться словами о том, что установила КТС. В ней должны быть отражены: 1) дата обращения работника в КТС; 2) краткое изложение заявленных работником требований и приведенная им мотивация для их удовлетворения; 3) возражение представителей работодателя на заявленные требования и их мотивы, если таковые имеются, либо ссылка на отсутствие представителей работодателя, извещенных о времени и месте проведения заседания КТС, и отсутствие их возражений на заявленные работником требования; 4) краткое изложение выступлений других лиц, участвующих в заседании КТС, по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения индивидуального трудового спора. В мотивировочной части следует указать: 1) результаты голосования по юридически значимым обстоятельствам, включенным в опросный лист; 2) нормы трудового права, из которых вытекают юридически значимые обстоятельства; 3) доказательства, подтверждающие юридически значимые обстоятельства, их оценка на предмет достоверности и доказанности юридически значимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания; 4) доказательства, опровергающие юридически значимые обстоятельства, доказанность которых позволяет удовлетворить требования работника, их оценка на предмет достоверности и достаточности для отказа в удовлетворении требования работника; 5) принятое КТС решение на основании результатов голосования о доказанности или недосказанности юридически значимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания при разрешении возникшего индивидуального трудового спора. В резолютивной части следует отражать: 1) решение КТС в императивной форме, в частности, об отказе в удовлетворении требований работника либо указание на то, какие конкретно действия должен совершить работодатель на основании вынесенного КТС решения, например выплатить работнику премию, отменить приказ о наложении на работника дисциплинарного взыскания; 2) порядок и сроки обжалования решения КТС в судебном порядке; 3) дату вступления решения КТС в законную силу при отсутствии заявлений о его обжаловании. В связи с этим работодатель, не согласный с вынесенным КТС решением, должен сообщить в КТС о подаче соответствующего заявления в судебный орган. После чего решение КТС не может считаться вступившим в законную силу, а потому оно не будет исполняться в принудительном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 389 ТК РФ решение КТС подлежит исполнению после вступления в законную силу, то есть по истечении десяти дней, установленных для его обжалования. Данный срок следует исчислять с даты вручения сторонам индивидуального трудового спора полного текста решения КТС либо с момента отказа полномочного представителя работодателя от получения решения КТС. В ст. 389 ТК РФ предусмотрено два пути исполнения вступивших в законную силу решений КТС. Во-первых, решение КТС может быть исполнено полномочным представителем работодателя без использования принудительных механизмов его реализации. В соответствии с ч. 1 ст. 389 ТК РФ работодатель должен исполнить решение КТС в течение трех дней с даты его вступления в законную силу. Решение КТС после его вступления в законную силу может быть передано для исполнения полномочному представителю работодателя либо самим работником, либо членом КТС. Выбор варианта вручения решения КТС для исполнения остается за работником, который вправе в письменном заявлении потребовать от КТС направления сообщения полномочному представителю работодателя о вступлении решения КТС в законную силу и необходимости его исполнения. Работник может самостоятельно потребовать от полномочного представителя работодателя исполнения вынесенного решения. По истечении трех дней со дня вступления решения КТС в законную силу и неисполнения его полномочным представителем работодателя работник вправе обратиться в КТС с заявлением о выдаче удостоверения для принудительного исполнения вынесенного комиссией решения.

Во-вторых, решение КТС может быть исполнено в принудительном порядке по установленным в законодательстве правилам. КТС обязана выдать работнику по его заявлению удостоверение. Удостоверение КТС должно быть выдано по истечении трех дней со дня вступления решения в законную силу. Срок для выдачи удостоверения КТС законодательством не установлен. Поэтому работник вправе потребовать выдачу удостоверения КТС на принудительное исполнение вынесенного комиссией решения в любое время по истечении трех дней после вступления решения в законную силу. Срок получения работником удостоверения КТС для принудительного исполнения вынесенного комиссией решения законодательством не ограничен. В период до получения работником удостоверения КТС работодатель может исполнить ее решение.

После получения удостоверения КТС работник должен предъявить его для принудительного исполнения вынесенного комиссией решения судебному приставу-исполнителю по месту нахождения работодателя, обязанного выполнить решение КТС. Работник обязан передать полученное удостоверение КТС для принудительного исполнения ее решения в течение трех месяцев со дня его выдачи. Пропуск работником данного срока по уважительным причинам позволяет КТС восстановить этот срок. В этом случае к выданному КТС удостоверению при его предъявлении для принудительного исполнения прилагается решение КТС о восстановлении срока для предъявления удостоверения к принудительному исполнению.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" удостоверение КТС является основанием для возбуждения исполнительного производства с целью принудительного исполнения вынесенного комиссией решения. Исполнительным документом удостоверение КТС названо и в ст. 389 ТК РФ.

В связи с чем удостоверение КТС, как и другие исполнительные документы, должно иметь в своем содержании следующие сведения: 1) дату вынесения решения КТС, на основании которого выдано удостоверение; 2) резолютивную часть решения КТС с перечислением возложенных этим решением на работодателя обязанностей; 3) дату вступления решения КТС в законную силу; 4) сведения о работнике, являющемся взыскателем в исполнительном производстве, с указанием места его жительства; 5) сведения о работодателе, являющемся должником в исполнительном производстве, с указанием его банковских реквизитов.

В ст. 13 ФЗ "Об исполнительном производстве" на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность по исполнению решения КТС в течение двух месяцев со дня предъявления работником удостоверения КТС к принудительному исполнению. Отказ от принятия удостоверения КТС к исполнению, а также от своевременного возбуждения исполнительного производства, невыполнение решения КТС в установленные сроки позволяет работнику обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в районном (городском) суде по месту нахождения соответствующего подразделения судебных приставов-исполнителей.