Правовые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: понятие, структура, непосредственное действие Непосредственное действие основных прав и свобод означает

Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, а также призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Конституция Российской Федерации в ст. 2 рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности:

"Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Таким образом, Основной закон выражает общепризнанное понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного правового государства, его обязанностью.

Помимо самого определения, существует также такое объемное понятие, как правовой статус личности, который включает в себя совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права. К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы, в состав которых входит также комплекс личных (гражданских) прав и свобод.

Необходимо также отметить, что личные права и свободы, являясь первоосновой гражданского общества, способствуют укреплению демократии в государстве, именно поэтому основные права и свободы не только признаются государством именно в Конституции как Основном законе, но и защищаются им как необходимое условие его существования и поддержания гражданского - правового строя.

Исходя из выше изложенного, можно понять, что гражданские права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами.

Такая трактовка обусловлена рядом признаков, определяющих содержание категории личных прав и свобод:

  • 1) нормы, содержащие личные права и свободы адресованы максимально широкому кругу субъектов и соответственно закрепляются абсолютно за каждым человеком и гражданином.
  • 2) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения, а значит, признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми людьми без исключения.
  • 3) единственным основанием возникновения личных прав и свобод является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Реализация этого комплекса прав не связана с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому человеку как субъекту права.
  • 4) личные (гражданские) права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, в форме постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения.
  • 5) наконец, личные права и свободы имеют особую юридическую форму закрепления, а именно - фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу - в Конституции.

Исходя из этого, второй вариант понятия личных (гражданских) прав и свобод можно сформулировать следующим образом:

Личные права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в силу его гражданства) и защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности.

При этом необходимо заострить внимание на том факте, что эти права и свободы являются, по сути, правами и свобод ами каждого человека, а значит, не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, однако, вытекают из него.

Также следует подчеркнуть, что эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, ибо такие права и свободы необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности

Личные права и свободы человека - это еще и общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение и поддержание которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса.

В широком понятии, характер многих конституционных прав и свобод, неотъемлемых от человека, делает ненужной какую-либо активную юридическую деятельность гражданина, направленную на их получение. Они и так принадлежат ему с момента рождения.

Реализация личных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. И только при необходимости гражданин сам предпринимает активные, юридически значимые действия по осуществлению, защите своих конституционных прав и свобод.

В заключение главы, резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить следующее:

  • 1) Под личными правами и свободами можно понимать неотъемлемый комплекс прав и свобод человека и гражданина, приобретаемый сразу после рождения и утрачиваемый после смерти, играющий основополагающую роль в формировании правового статуса человека и необходимый для поддержания демократического строя государства. Комплекс личных (гражданских) прав и свобод охраняется государством в особом порядке и зафиксирован в Конституции Российской Федерации.
  • 2) Личные права и свободы играют первостепенную роль в государстве, оказывая прямое воздействие на личность гражданина. Другими словами, каждый человек при рождении приобретает важнейшие элементы общечеловеческих ценностей, составляющих внутреннюю структуру личности, "естественные" права и свободы, свойственные социальной природе человека, необходимые для человеческого существования, которые могут быть утрачены только после его смерти.

Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и основного Закона государства РФ.

Подраздел 1. Становление института правового статуса человека и гражданина.

Подраздел 2. Структура и характер прав человека.

Подраздел 3. Современное правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина.

Раздел 2. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ .

Подраздел 1. Понятие и гарантии конституционных прав и свобод.

Подраздел 2. Личные права и свободы в системе прав и свобод.

Раздел 3. Личные права и свободы в системе правового статуса человека.

Подраздел 1. Проблемы практической реализации личных прав и свобод

Раздел 4. Защита прав человека .

Подраздел 1. Международные принципы защиты прав человека .

Подраздел 2. Права и бесправие человека сегодня.

Права человека.

Права человека - это права, образующие основу правового статуса личности.

Права человека - это права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.

Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека - это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-пра­вовых государственных актах, и приобретенных право­мочий, выработанных в ходе развития общества и госу­дарства.


Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и основного Закона страны РФ .

Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Отказ в предоставлении человеку прав и свобод является не отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

Собственно говоря, права человека являются правами, которыми мы обладаем просто потому, что мы люди. У этой обманчиво простой идеи, однако, очень существенные социальные и политические последствия.

Права человека по той простой причине, что они являются лишь таковыми не более того, являются универсальными, равными и неотъемлемыми. Они принадлежат всем людям на планете. Или ты человек, или ты не человек. То же самое с правами - либо как человек ты обладаешь правами человека, либо не обладаешь. И лишиться этих прав так же невозможно, как перестать быть человеком, как бы бесчеловечно к тебе не относились.

Мы имеем право на права человека, и они, в свою очередь, дают права нам. Каждый человек обладает правами человека, защищающими его от государства и общества, и они создают определенные рамки для политической компании и определяют уровень политической легитимности. В случаях, когда происходит систематический отказ в правах человека, требования этих прав могут быть революционно-позитивными. Даже в обществах, в которых права человека в целом уважаются, они оказывают постоянное давление на правительство и тем самым обеспечивают свое соблюдение.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явилась буржуазно-демократические революции ХVII — ХVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

После второй мировой войны проблема прав человека из чисто внутренней стала превращаться в международную. Постепенно Конституционное право начало попадать под влияние международных стандартов. Сегодня, в какой бы стране не жил человек, его права находятся под защитой мирового сообщества. Были приняты ряд международных документов, обязывающие государства, подписавшие их соблюдать и развивать уважение к правам человека, без какой-либо дискриминации. Первым крупным правовым актом стала Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, причем СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались. 3 сентября 1953 года была принята Европейская о правах человека. Этот документ гарантировал гражданам государств членов Совета Европы соблюдение их конституционных прав. Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия по правам человека, центр прав человека, Европейский суд, который рассматривает нарушение прав человека на государственном уровне.

Существенным отличием международных правовых документов от прочих международных соглашений является то, что обязательства, накладываемые на государства члены Совета Европы , регулируют отношения не столько с другими государствами, сколько имеют своей целью защитить права и свободы граждан именно этого государства. Однако, во многих странах дела с развитием конституционного права, а самое главное с его выполнением обстоят не лучшим образом. Казалось бы, что говорить о рабстве в 20 веке уже смешно, но в средневосточном султанате Оман рабство было отменено лишь в 1962 году.


Становление института правового статуса человека и гражданина.

Современное понимание правового статуса, которое ассоциируется у нас, прежде всего, с всеобщей декларацией прав человека и конституционными нормами, возникло не так давно. И главная тому причина - особенности исторического развития Российской Федерации.

Возникновение понятия «права человека», т. е. осо­знание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V—IV вв. до н. э. древнегреческие мысли­тели (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обуслов­ленные природой права. Аристотель одним из основопо­лагающих считал право на частную собственность, кото­рое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальней­шее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную дейст­вительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали крите­рием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Непре­ходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопас­ность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1948 г. Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека игра­ют Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах и Международный пакт об экономичес­ких, социальных и культурных правах 1966 г. В на­стоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах боль­шинства государств, являющихся членами фирмы Объединенных Наций. Стремление нашей страны ре­шительно и в полном объеме учитывать в законодатель­стве и соблюдать на практике нрава человека выра­жено в принятии Декларации прав человека и гражда­нина 1991 г. и основного Закона государства России 1993 г.

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Госу­дарство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для опре­деленной группы лиц, сословия, класса, то оно характе­ризуется как антидемократическое (авторитарное, тота­литарное и т.

Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Права человека имеют естественную природу и не­отъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-пра­вовых государственных актах, и приобретенных право­мочий, выработанных в ходе развития общества и госу­дарства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечива­ется их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

В Российском государстве наука государственного (конституционного) права начала складываться на рубеже XIX и XX вв. Первые попытки создать писаную Конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали «Основные государственные законы », принятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства.

Между тем Основные государственные законы не выделяют правовой статус личности и гражданина (а вернее подданного). Вообще понятие «личности» и «прав личности» - это не характерные категории для данного периода развития конституционного права. Они встречаются разве что в переводных трудах иностранных авторов, и в некоторых трудах юристов Российской Федерации, но не находят законодательного закрепления, даже в виде декларации.

Не обернись история революцией и сменой всего строя, власти , взглядов на государство и права, возможно, правовой статус личности нашел бы правовое закрепление, но происходит, последнее, уже при власти Советов.

В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года (Ленинская Конституция) и СССР от 6 июля 1923 года (окончательная редакция от 31 января 1924 г.), от 5 декабря 1936 г. (Сталинская Конституция), впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства.

Современная историческая мысль скептически относятся к «самым демократическим» конституциям того времени. А между тем, данный этап конституционного права интересен именно стремительным развитием конституционно-правовой мысли: от неимения основного Закона страны к «самой демократической» основного Закона государства мира (как иногда, в последнее время называют сталинскую Конституцию). А развитие конституционной мысли на лицо: в основного Закона страны РСФСР 1918 г. была закреплена концепция прав и свобод гражданина.

Если Конституция РСФСР 1918 года, в основном, концентрировала внимание на обязанностях граждан, основная из них - труд. Ст.18 закрепляла: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!». То в основного Закона государства СССР 1936 года правам и обязанностям человека и гражданина посвящается целая глава! И если Конституция 1918 года говорила об обязанности трудиться, то Конституция 1936 года закрепляла право на труд.

Фактически, впервые объемное конституционное закрепление прав и обязанностей человека и гражданина происходит в основного Закона страны 1936 года (Сталинской основного Закона государства). В Сталинской основного Закона страны была выделена специальная Глава Х.

Конституция впервые гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности.

В соответствии с положениями ст.ст.118-133 граждане СССР имеют право:

На труд;

На отдых;

На материальное обеспечение в старости;

На образование.

Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

«Де юре» гражданам СССР обеспечивалось право объединения предприятий в общественные компании : профессиональные союзы, кооперативные треста , фирмы молодежи, спортивные и оборонные компании, культурные, технические и научные общества.

Как отмечалось в ст. 123 основного Закона государства, равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом.

Законом гарантировалось:

Свобода слова; - свобода печати; - свобода собраний и митингов;


Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии - экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение. в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов . В-третьих, создание специальных институтов , например, уполномоченного по правам человека.Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.

Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции. Следующий механизм, гарантирующий конституционные права – институт гражданства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека.



Таким образом, гарантия конституционных прав и свобод – это, прежде всего, обязанность государства. В целях гарантии прав и свобод государство создает институты, способствующие реализации таких прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека. В-четвертых, - институт гражданства.

Ограничения прав человека – это установленные государством пределы, в рамках которых человек может реализовать свои права и свободы. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам закон относит:

– попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, маовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.



Не могут быть ограничены такие права, как право на жизнь, право не подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести и религии и т.д.

70. Понятие и структура правоотношений

Под правоотношением понимается урегулированное нормами права общественное отношение, участки которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.

Правоотношения имеют сложное строение (структуру) . Под структурой правоотношений понимают совокупность ее внутренних элементов и способ связи между ними на основании распределения между участниками данных отношений субъективных прав, обязанностей и ответственности по поводу определенного социального блага или обеспечения законных интересов.

Итак, термин "структура" содержит элементный состав правоотношений и правовой связи между ними.

В состав правоотношений входят следующие элементы :

1) Субъекты – это физические (люди) и юридические (организации) лица, а также социальные общности и группы, участвующие в правоотношении обладающие субъективными правами и несущие юридические обязанности. К основным видам субъектов правоотношений относятся физические лица, юридические лица, социальные общности (группы);

2) Объекты – материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения. В качестве последних могут выступать: вещи, имущество (движимое и недвижимое), ценные бумаги, деньги, документы, произведения литературы, произведения искусства, научные достижения, изобретения, услуги, жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, и иные блага, имеющие материальную и нематериальную ценность;

3) Юридическое содержание (включает субъективные права и юридические обязанности).

Субъективное право – мера возможного поведения управомоченной стороны в целях получения блага, по поводу которого возникло правоотношение.

Юридическая обязанность – мера должного поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной.

71. Монистический и плюралистический взгляд на объекты правоотношений. Классификация объектов

Выделяют две основные теории объекта правоотношения: монистическую (ее авторы отстаивают единый объект правоотношения) и плюралистическую (в ней признается множественность объектов правоотношения).

Согласно монистической теории объектом правоотношения является поведение обязанного лица или то фактическое общественное отношение, на которое правоотношение воздействует. Ученые, признающие множественность объектов правоотношений, по-разному определяют его понятие. Так, одни под объектом правоотношения понимают тот имущественный объект, по поводу которого существует данное отношение между субъектами. Другие считают объектами правоотношений те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности.

Плюралистическая теория разделяет объекты правоотношений и относит к ним:

Материальные блага – вещи, деньги, ценности, иное имущество и т. п. Такие объекты типичны для гражданско-правовых отношений. Материальные блага могут являться объектом и в иных отраслях права (в частности, быть объектом уголовно-правовой защиты);

Нематериальные блага – это жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его безопасность и свобода, неприкосновенность личности и др. (в уголовно-правовых отношениях, а также в процессуальных, трудовых и отдельных других правоотношениях);

Культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческой деятельности, а именно: произведения искусства, литературы, научные изобретения, различные услуги, т. е. результаты духовного творчества людей, социального и бытового обслуживания. Все они являются как объектами гражданско-правовых, трудовых и других отношений, так и объектами уголовно-правовой защиты;

Ценные бумаги, документы – паспорта, акции, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий и т. п. Данные объекты более типичны для административных и процессуальных отношений;

Поведение субъектов – это правоотношения, которые складываются на основе норм административного права в сфере бытового обслуживания, управления хозяйственной, культурной деятельностью и т.д.


Выделяют фактическое и юридическое содержание правоотношений. Фактическим содержанием правоотношений принято считать реальные действия, к примеру, в договоре перевозки это доставка груза из одного пункта в другой.

Юридическое содержание составляет субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.

Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. В корне субъективного права лежит интерес управомоченного лица - того, кому принадлежит субъективное правомочие. Субъективное право проявляется в трех формах:

В праве на собственные положительные действия, к примеру, пользоваться вещью, находящейся в собственности, включая возможность ее обменять, продать; другой пример - право на совершение сделок (купля-продажа);

В праве требования от обязанного лица определœенного поведения, определœенных действий, вытекающих из его обязанностей, к примеру, провести капитальный ремонт определœенного помещения; возвратить долг;

В правопритязании, ᴛ.ᴇ. возможности управомоченного лица обратиться к компетентным государственным органам за защитой своего права (с исковым заявлением в суд, с жалобой в органы прокуратуры, МВД и т.д.). Правопритязание есть определœенная гарантия, обеспечивающая такие правомочия, как право на собственные положительные действия и право требования от обязанного лица выполнения соответствующих обязательств.

Юридические обязанности - мера должного поведения, гарантированная государством. Это такое поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ с точки зрения удовлетворения субъективного права, его реализации, можно назвать необходимым. В противном случае субъективное право становится необеспеченным. Как должное поведение, его мера и порядок осуществления регламентируются правовыми нормами. От обязательного поведения отказаться в одностороннем порядке нельзя, оно обеспечивается принудительной силой государства.

Юридические обязанности подразделяют на два вида:

Пассивная обязанность предполагает воздержание от определœенных действий, поступков;

Активная обязанность - предполагает совершение определœенных действий конкретного характера (выполнение алиментных обязательств, уплата налогов, пошлин, штрафов; передача вещи из незаконного владения).

Разновидностью юридических обязанностей многие авторы считают и юридическую ответственность, представляющую собой форму претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность выступает и самостоятельной формой юридических обязанностей, одновременно являясь гарантией обеспечения реализации юридических обязательств.

Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности корреспондируют, соответствуют друг другу, ᴛ.ᴇ. направлены навстречу друг другу, и тем самым связывают субъекты правоотношений. Именно это и составляет так называемое юридическое содержание правоотношения - это основа правоотношения, главное в нем.


73. Юридические факты: понятие и виды

Юридические факты – это предусмотренные нормами права конкретные жизненные обстоятельства, обусловливающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Существуют различные способы классификации юридических фактов. В зависимости от оснований различают такие виды юридических фактов:

По волевым критерием:

· Юридические действия - это обстоятельства, связанные с волевой поведением субъекта правоотношений и характеризуются как внешнее проявление его воли и сознания. Могут быть правомерными (такими, которые соответствуют требованиям норм права – например, заключение договора) или неправомерными (которые не отвечают требованиям норм права – например, совершение правонарушения).

· Юридические события - это обстоятельства или явления, возникновение, действие и прекращение которых не зависит от воли субъектов правоотношений, но с наступлением которых наступают определенные правовые последствия. Различают стихийные (природные), антропогенные (человеческие) и техногенные события. Указанные события никаких юридических обязательств не вызывают, а лишь служат основаниями для них;

По юридическим последствиям:

· правообразующие, то есть такие факты, обусловливающие возникновение правоотношений (например, при достижении определенного возраста субъект имеет право принимать участие в выборах депутатов)

· правоизменяющие, то есть такие факты, которые обусловливают изменение правоотношений (например, при переводе работника на другую работу меняется круг его прав и обязанностей);

· правопрекращающие, то есть такие факты, которые обусловливают прекращение правоотношений (например, при отмене государственной регистрации прекращается существование юридического лица);

По составу:

· простые (которые состоят из одной жизненной события или действия субъекта права, которого достаточно для наступления юридических последствий (например, написание заявления о предоставлении ежегодного отпуска));

· сложные (которые составляют определенную совокупность отдельных простых юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (например, пенсионные правоотношения могут возникнуть лишь при наличии таких фактов, как достижение определенного возраста, трудового стажа, решения органа социального обеспечения о начислении пенсии)).

По продолжительности действия:

· одноразовые, то есть такие факты, которые состоят из одноразового акта их обнаружения (например, покупка билета, дающего право на проезд в транспорте);

· продолжающиеся, то есть такие факты, которые состоят из непрерывных юридических действий или юридического состояния (например, пребывание в браке, пребывания на службе в органах внутренних дел).

Юридические факты играют важную роль в правовой системе, они сочетают нормы права с реальными общественными отношениями. С их помощью жизненные обстоятельства приобретают юридическое значение и таким образом влияют на общественные процессы и явления.

Непосредственное действие прав человека – это возможность индивида осуществлять и защищать права всеми правомерными способами, без какого бы то ни было правоприменительного акта, руководствуясь только КРФ и её высшей юридической силой.

Принцип проявляется в следующем:

1) Поведение человека является правомерным. Если он руководствуется правами и свободами, закрепленными в КРФ. Такому поведению не должно быть причинено никаких препятствий.

2) Реализация прав не требует разрешения от гос-ва, в некоторых случаях достаточно уведомления.

3) Многие права и свободы можно осуществлять, не вступая в конкретные правоотношения. П/о возникают тогда, когда п/о нарушены. Например: право на свободу, личную неприкосновенность, н пользование родным языком. И др. права могут реализовываться как п/о так и ……….

4) Права и свободы, закрепленные в КРФ действуют во отношении всех Су, находящихся на территории РФ. Права и свободы распространяются на граждан, лиц без гржданства, иностранных лиц.

3 Принцип: личная неприкосновенность человека.

Личная неприкосновенность – стержень прав и свобод, основа всего правового статуса чел. Это право на жизнь и право на свободу.

Право чел на жизнь означает, что он неприкосновенен, что в свою очередь обуславливает неприкосновенность жилища, переписки, доброго имени. С другой стороны, право на жизнь определяется достоинством личности, т.е. её общественной ценностью и связана в т.ч. с правом не подвергаться пыткам и иному насилию.

Неприкосновенность – это недопустимость посягательств на индивидуальную свободу,личную безопасность, частную жизнь человека и необходимость эффективной гос-правовой защиты.

Неприкосновенность охватывает собой не только правомочие гарантирующие человеку телесную, нравственную, психологическую, и неприкосновенность честной жизни.

1) Право личной неприкосновенности реализуется во всех личных правах. Личность свободна до тех пор, пока не нарушено хотя бы одно её право распоряжаться собой по своему усмотрению. Соответственно каждая из прав и свод неприкосновенна.

2) Все личные права не требуют от человека каких либо положительных действий. Действия требуются лишь тогда, когда права были нарушены.

3) Право личной неприкос. Порождает обязанности всех тех, кто входить в соприкосновение с человеком не посягать не только на его личную, но и на семейную информационную и др. неприкосновенности.


4) Когда нарушается неприкосновенность тайны частной жизни, переписки, жилища и т.д., Об посягательства является не сведение, не жилищи само не информация, а личная неприкосновенность человека. Это особо важно для квалификации преступлений.

Об личной неприкосновенности – личная безопасность. это условие человеческой жизни, заключающаяся в отсутствии насилия над человеком, которое дает возможность беспрепятственно в рамках закона располагать собой, при осуществлении личных и иных прав.

Виды личной безопасности:

1) Индивидуальная свобода человека

2) Физическая неприкосновенность

3) Нравственная неприкосновенность

4) Психическая неприкосновенность.

Индивидуальная свобода человека – это предоставленная человеку возможность располагать собой по своему усмотрению, определять место своего пребывания.

Она состоит из 2 аспектов - 1. Свобода определять свое место пребывания. Чел может передвигаться по своему усмотрению. 2. Чел определяет свои внутренние установки.

Физическая неприкосновенность – предполагает такое фактическое состояние человека, когда человек свободен он посягательств любых Су на его жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, в т.ч. недопустимость пыток насилия, других унижающих человеч достоинство обращений и наказаний, + недопустимость осуществление в отношении человека медицинских опытов без согласия чел

Нравственная неприкосновенность. КРФ гарантирует чел охрану достоинства личности и доброго имени. В законодательстве раскрывается достоинства через следующие понятия:

Честь – основывается не на равенстве всех людей, а на их дифференциации, в зависимости от соц. положения профессиональной и иной принадлежности.

Достоинство – признание за человеком им самим или окружающими принятых в обществе нравственных, профессиональных, интеллектуальных и иных качеств.

Репутация – мнения, сложившиеся у окружающий о нравственном и профессиональном облике человека, основанное на его предшествующей деятельности и выражающееся в признании его услуг и авторитета.

С момента зарождения цивилизации общество было озабочено проблемой обеспечения нормальной жизнедеятельности, процессом дальнейшего собственного развития, для чего требовалось объединить усилия личности и общества, направив их на общее благо путем ограничений поведения его членов. Именно в этот момент абсолютная свобода человека приобретает ограниченный характер. Появление правил поведения в первобытно-общинном обществе, а в особенности норм-табу выводилось из необходимости ограничения, сдерживания биологических инстинктов. Обычное, традиционное право формировалось в виде системы норм-запретов, норм-ограничений. В результате именно ограничения явились фактором, обеспечившим первым людям выживание. Так, табу на инцест, каннибализм, убийство своих соплеменников явилось тем «тотальным фактором», который выделил человека из мира природы и способствовал структурализации общества.

При дальнейшем становлении права общество было заинтересовано в том, «чтобы возвести существующие положения в закон и те его ограничения, которые даны обычаем , традицией, фиксировать как законные ограничения».

Лексическое значение слова «ограничение» означает грань, предел, рубеж, удержание в известных рамках, границах; правило, ограничивающее какие-либо права, действия; стеснение определенными условиями; лимитирование сферы деятельности; сужение возможностей и т.п.

Безусловно, ограничения призваны обеспечить соблюдение интересов общества в целом или отдельной личности в частности. Однако ограничения прав и свобод нельзя напрямую связывать только с функцией сдерживания противоправного деяния, они, как правило, носят превентивный характер, остерегают от возможных неблагоприятных последствий как субъектов, относительно которых действуют ограничения, так и иных лиц.

«Мудрый законодатель, - отмечал К. Маркс, - предупредит преступление , чтобы не быть вынужденным наказать за него».

Таким образом, ограничения прав и свобод человека и гражданина - это предусмотренное правовыми нормами уменьшение количества вариантов или установление пределов юридически дозволенного поведения (вплоть до полного запрета определенных действий), обусловленное необходимостью защиты охраняемых общественных отношений.

К основным свойствам ограничений прав и свобод относятся:

  • наличие обязательного законодательного закрепления ограничений с установлением соответствующих пределов пространственного, временного и субъектного характера. Например, ограничение избирательного права при лишении свободы за совершение преступления; отмена прав и свобод иностранцев за действия, которые противоречат законодательству страны пребывания; непризнание государством за своим гражданином гражданства иного государства;
  • чаще всего ограничения прав и свобод носят превентивный характер, т.е., воздействуя на социальную систему, сознание, волю и поведение людей, направлены на недопущение нарушения существующих правоотношений , прав и законных интересов гражданина (их коллективов и организаций), общества и государства в целом;
  • многообразие способов ограничений: от уменьшения количества вариантов свободного (т.е. дозволенного правовыми нормами) поведения до его полного запрета;
  • ограничения являются частью механизма согласования личных и общественных интересов, закрепляют необходимый баланс между интересами отдельной личности и интересами других индивидов, общества и государства;
  • многообразие видов ограничений прав и свобод человека и гражданина подразумевает возможность их классификации.

Так, по лицам ограничения делятся на общие и специальные. Общие ограничения распространяются на все категории населения, тогда как специальные устанавливаются для отдельных категорий и чаще всего направлены на определение специального правового статуса конкретной социальной группы (например, государственные служащие , сотрудники органов внутренних дел и т.д.). Так, ограничения прав государственных служащих закрепляются для предотвращения злоупотребления ими своими полномочиями.

Изъятие как вид ограничений означает выделение, отделение чего-либо, исключение из общего круга. Законодательством предусмотрены изъятия из конституционного статуса человека и гражданина, из круга полномочий, составляющих нормативное содержание прав.

Своеобразным видом ограничений прав и свобод личности могут выступать цензы. Так, возрастные цензы ограничивают круг субъектов какого-то права достижением необходимого возраста, цензом оседлости, образовательным цензом. Например, ч. 2 ст. 81 Конституции Российской Федерации содержит сразу несколько цензов, которыми должен обладать Президент Российской Федерации : гражданством Российской Федерации, возрастом не моложе 35 лет, постоянным проживанием в Российской Федерации не менее 10 лет.

Ограничения прав и свобод как самостоятельные средства правового регулирования могут быть выражены следующими основными способами:

  • запреты на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет) (в случае их использования речь идет о границах признаваемой свободы или предоставленных полномочий);
  • запреты на реализацию права в целом (абсолютный запрет) и приостановление. Причем приостановление можно рассматривать как временный запрет на конкретный срок для конкретного лица, предприятия или учреждения. Приостановление содержит принудительные элементы со стороны вышестоящего, контролирующего, надзорного или судебного органа;
  • вмешательство в реализацию прав уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Данный способ активными действиями должностных лиц и пассивным поведением самой личности;
  • возложение обязанностей. Их воздействие чаще всего опосредованно, так как существенным отличием обязанностей от других правовых ограничений является и то, что они требуют действий, а не воздержания, как, например, запрет и приостановление.

Учитывая многообразие способов реализации ограничений прав личности, следует признать, что многие из них играют роль юридической базы для отраслевых ограничений, т.е. предопределяют конкретные их способы.

Ограничения прав и свобод граждан является средством обеспечения оптимального соотношения интересов личности и государства. Разработка ограничений прав и свобод человека и гражданина должна осуществляться на межгосударственном уровне в силу их предназначения для регулирования межгосударственного сотрудничества и адресоваться государствам, которые обязаны в пределах своей юрисдикции обеспечить защиту основных прав своих граждан и нести ответственность перед своим народом, международным сообществом за соблюдение основных прав.

Цели, основания и пределы ограничений прав и свобод человека и гражданина

Необходимо отметить, что «цели ограничений прав и свобод граждан» неразрывно связаны с понятием «основания ограничений прав и свобод человека и гражданина». Термин «основание» означает конкретную причину применения соответствующих ограничений в отношении прав и свобод человека. Более того, «основание» не предполагает последующей оценки результата действия, в то время как «цель» очерчивает именно конечные последствия и именно с ней связывает необходимость ограничений прав и свобод личности. Так, военные действия, катастрофы являются основанием введения чрезвычайного положения , при котором ограничиваются права и свободы.

Основания ограничений прав и свобод человека и гражданина - это обусловленные правовой концепцией свободы личности причины, которые предопределяют закрепление в Конституции Российской Федерации и иных правовых актах пределов реализации человеком прав и обеспечивают соблюдение должного равновесия между интересами личности, общества и государства.

Защита публичных интересов представлена такими основаниями ограничения прав и свобод, как защита основ конституционного строя , обеспечение обороны страны и безопасности государства. При этом частные интересы также могут быть положены в основу ограничений прав и свобод личности в случаях защиты здоровья, защиты прав и законных интересов других лиц.

Рассматривая основания ограничений прав, необходимо указать на их юридическую природу. Поскольку именно права человека и гражданина являются главнейшим институтом, при помощи которого регулируется правовой статус личности, определяются способы и границы правового воздействия на нее, пределы вторжения государства в личную сферу, возможность участия граждан в процессе политического волеизъявления, устанавливаются и юридические гарантии защиты и реализации прав и свобод. Так, в уголовном судопроизводстве основанием ограничений прав является совершение лицом преступления , которое является наиболее общественно опасным из всего многообразия деликтов , так как его совершением создается угроза либо наносится вред конституционно охраняемым ценностям (жизнь, здоровье, угроза общественной безопасности). В административном производстве основанием ограничений является правонарушение , которое в меньшей степени, чем преступление, может нанести вред охраняемым общественным отношениям. В зависимости от совершенного проступка к виновному лицу применяют соответствующие ограничения прав (к примеру, лишение права управления транспортным средством). Основания ограничений прав содержатся и в гражданском праве . Например, с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности (ч. 1 ст. 152 ГК РФ). Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152 ГК РФ).

Следует отметить, что положение Всеобщей декларации прав человека, представляющей в настоящее время модель, используемую многими странами для разработки отдельных положений своих конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека, определяет: «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом» (п. 2 ст. 29). Закон как единственное основание ограничений основных прав и свобод человека и гражданина закрепляет и Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 55).

Таким образом, основания ограничений прав и свобод личности имеют двойственную природу. С одной стороны, единственным основанием ограничений прав является, безусловно, закон. С другой стороны, основаниями ограничений прав человека выступают содержащиеся в законах факты совершения противоправного деяния, необходимость обеспечения реализации интересов и безопасности личности, общества и государства.

Классификация оснований ограничений прав и свобод разнообразна и может быть распределена по следующим критериям:

  • по конструкции законодательства:
    • международные (международно-правовые акты);
    • федеральные нормативные правовые акты ;
    • подзаконные нормативные акты;
    • региональные;
    • местные;
  • по субъектам, на которых они распространяются:
    • защита индивидуальных интересов;
    • защита интересов государства и общества;
  • по степени законности: правовые и неправовые. Неправовыми ограничениями прав личности в данном случае могут выступать дополнительно вводимые ограничения, содержащиеся в ведомственных нормативных актах, малодоступных для ознакомления, которые, конкретизируя порядок реализации законов, иногда предусматривают неправовые ограничения прав личности;
  • по степени значимости: первостепенные и дополнительные (первые действуют в условиях нормального конституционного правопорядка, вторые - только при чрезвычайных обстоятельствах).

В настоящее время остается дискуссионным вопрос определения границ, пределов ограничений прав и свобод граждан. Дело в том, что в международно-правовых актах и конституциях государств практически невозможно встретить четкие и ясные упоминания о возможных пределах ограничений. Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах указывается, что в случаях чрезвычайного положения возможны отступления от некоторых положений статей (ч. 3 ст. 4), однако какова предельная граница этих отступлений, не оговаривается. Сира-кузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах (1984) содержат некоторые пределы ограничений, но изложены они в виде оценочных понятий, что в определении пределов ограничений прав и свобод личности вряд ли способствует достижению поставленных субъектами нормотворчества целей.

Следовательно, для определения пределов ограничений прав человека важно установить, для какой цели, на каком основании и как далеко распространяются вводимые ограничения прав и свобод, поскольку именно в соотношении цели, оснований и пределов ограничений прав сосредотачиваются объективно-субъективные факторы, опосредующие саму деятельность по ограничению прав и свобод человека.

Сам термин «предел» обозначает пространственную или временную границу; последнюю, крайнюю степень. Недопустимы как чрезмерные ограничения прав граждан, так и чрезмерная свобода, предоставляемая в ущерб правам других граждан и их общностей. Пределы ограничений прав и свобод человека и гражданина должны определяться основным принципом: в какой минимально необходимой мере это требуется для защиты конституционно значимых ценностей.

Права граждан могут быть ограничены государством в той мере, в какой это необходимо для предупреждения либо устранения вреда или иного ущерба, угрожающего правоохраняемым благам при использовании этих прав, если это невозможно осуществить другими средствами и причиняемый при этом вред правам граждан является наименьшим из возможных.

Четких критериев пределов ограничений прав и свобод не существует. Однако потребность в таких критериях заключается прежде всего в том, чтобы ограничения не превратились в препятствия для осуществления прав и свобод человека и гражданина, чтобы из необходимого и законного средства они не трансформировались в социально вредные и противозаконные.

Принципы государственно-правового обеспечения ограничений прав и свобод человека и гражданина

Однако для признания тех или иных руководящих идей правовыми принципами требуется их официальное закрепление, в частности в Конституции Российской Федерации , т.е. идеи и установки должны быть облечены в высшую нормативно-правовую форму. Принципы ограничений прав и свобод личности, соблюдение которых обязательно в том числе и для России, содержатся в ряде международных правовых актах о правах человека (например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка , Резолюция VIII Конгресса ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями 1990 г.).

Однако национальное законодательство, развивая свои положения, опирается не только на принципы, содержащиеся в международных правовых актах, но и вырабатывает собственные основополагающие начала, которые признаются его принципами. Они либо совпадают с международными принципами, либо, отражая некоторое своеобразие, носят по отношению к международным принципам подчиненный характер.

Кроме того, принципы ограничений прав и свобод человека и гражданина, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации , должны быть: а) необходимыми и соразмерными конституционно признаваемыми целями таких ограничений; б) при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; в) публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права , с тем чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации.

Из существующего многообразия принципов ограничений прав и свобод особо выделяется ряд основных, тесно взаимосвязанных, взаимопроникающих и взаимно обусловливающих, соблюдение которых, во-первых, обеспечит оптимальный баланс интересов субъектов правового ограничения, и которыми, во-вторых, обязан руководствоваться субъект установления правовых ограничений. К числу вышеуказанных принципов относятся: всеобщего уважения прав и свобод человека и гражданина, законности и допустимости ограничений прав и свобод исключительно федеральным законом , формального равенства, справедливости, соразмерности, целесообразности.

Исходным принципом ограничений прав и свобод человека и гражданина является принцип всеобщего уважения прав и свобод человека и гражданина. Неслучайно данный принцип нашёл своё конституционное закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где сказано, что «человек, его права и свободы являются ценностью». Таким образом, суть указанного положения сводится к следующему: правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной. Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод реализуется международным сообществом государств как один из основных принципов международно-правовой защиты человека, что приобретает все большее значение в интернациональном сотрудничестве государств. Устав ООН явился первым в истории международных отношений договором , который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека. В данном документе обязательства государств по соблюдению прав человека изложены в самой общей форме.

Принцип законности и допустимости ограничений прав и свобод исключительно федеральным законом закреплен в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так, все без исключения международно-правовые акты единственным основанием ограничений прав называют закон. Принцип законности ограничений прав и свобод предполагает, во-первых, строгое соблюдение всех необходимых правовых процедур при введении ограничений. Во-вторых, содержанием данного принципа являются требования, содержащиеся в международных и внутригосударственных российских нормативных правовых актах и документах о том, что ограничения должны быть «предусмотрены (установлены) законом» или введены «федеральным законом».

Фундаментальным, всеобщим, применимым, в том числе к ограничениям прав и свобод личности, является принцип формально-юридического равенства, выражающий сущность права как особого социального явления. Равенство субъектов прав и свобод человека и гражданина прямо или косвенно закреплено в целом ряде статей Конституции Российской Федерации. Так, в ст. 19 Конституции Российской Федерации провозглашается, что все равны перед законом и судом . При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств. Соответственно, содержанием принципа формально-юридического равенства является введение равных ограничений для субъектов, обладающих равнозначными правовыми статусами.

Принцип целесообразности ограничений прав и свобод личности. Как указано во многих документах международного и внутригосударственного характера, ограничения прав и свобод вводятся с определенными целями, которые должны иметь законный характер. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека, «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали , общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» . Применительно к институту ограничений прав и свобод человека и гражданина принцип целесообразности означает внутреннюю оправданность, соответствие поставленной цели, разумность применяемых ограничительных мер.

Содержанием принципа целесообразности ограничений прав и свобод личности является, во-первых, применение ограничений только для тех целей, ради которых они вводятся, выход за пределы указанных целей ограничения неправомерен. Во-вторых, перечень целей ограничения прав носит закрытый характер, а сами цели не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами Российской Федерации.

Одним из важнейших принципов ограничений прав является принцип справедливости, который заключается в соблюдении устанавливающим ограничения субъектом представлений о справедливости, сложившихся в данное историческое время в данном обществе. При характеристике справедливости учитывают понимание общечеловеческих ценностей, связь права с моральными и нравственными явлениями. Попытки дать определение справедливости предпринимались и продолжают предприниматься научными деятелями юридических, философских, психологических, биологических и других наук.

Естественно, что исчерпывающего понятия справедливости дать невозможно, поскольку для каждого периода времени характерны свои суждения о справедливости. В настоящее время содержание термина справедливости определяют, исходя из следующих категорий: общепринятые морально-нравственные нормы, долг, совесть, честность, иные общечеловеческие ценности. Содержанием принципа справедливости ограничений прав является соблюдение устанавливающим ограничения субъектом представлений о справедливости, сложившихся в данное историческое время в данном обществе. Кроме того, справедливость не должна противоречить законности, поскольку действует юридическое правило: что незаконно, то несправедливо.

Общепризнанным является положение о том, что ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут являться чрезмерными и должны быть адекватны обстоятельствам, обеспечившим их возникновение. Речь идет о не менее важном по отношению к уже рассмотренным принципе соразмерности (пропорциональности) ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Содержание принципа соразмерности есть адекватность степени и объема ограничений прав и свобод граждан; применение ограничений прав и свобод как чрезвычайной меры только в случаях, когда арсенал мер государственного принуждения, применяемых в обычных условиях, исчерпан; определение в качестве цели чрезвычайных мер по ограничению прав и свобод граждан стабилизации или ликвидации конкретной экстремальной ситуации. В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации обращает внимание на то, что «установление ограничений прав и свобод должно быть соразмерно защищаемым Конституцией и законами ценностям правового государства. Эти ограничения должны учитывать необходимый баланс интересов человека, общества и государства».

Кроме того, существенными составляющими принципа соразмерности являются: минимальность ограничительных мер и сохранение сущности ограничиваемого права, поскольку именно их соблюдение является гарантом реализации конституционного принципа о высшей ценности прав человека. Соблюдение принципа соразмерности ограничений прав и свобод человека и гражданина является также одним из основных условий пропорциональности и законности принимаемых государством чрезвычайных мер.

Таким образом, правомерное ограничение прав и свобод личности включает в себя все рассмотренные принципы, которые органично дополняют друг друга, образуя непротиворечивое единство. Пренебрежение принципами ограничений прав и свобод, как следствие, оборачивается нарушением прав и свобод личности, которая и так в силу каких-либо обстоятельств ограничена в своих правах.