Победитель электронного аукциона забыл подписать проект контракта. У него были намерения подписать и исполнить контракт

Стали первым в конкурсе, аукционе, запросе предложений

Поставщик компьютерной техники Максим — новичок в закупках. Он пришел на аукцион просто посмотреть, как прикреплять заявку на ЭТП, как конкуренты ведут себя в аукционном зале и т.д. Он не планировал побеждать и исполнять контракт, так как у него нет нужной техники на складе. Максим отправил заявку, в нужное время пришел в аукционный зал на торговой площадке, но не подал ни одного ценового предложения.

В течение часа, после того как аукцион закончился, заказчик опубликовал протокол его итогов, а Максим продолжил искать подходящие ему закупки техники. Он очень удивился, когда через 3 дня заказчик прислал ему проект контракта на подпись. Максим по сути не участвовал в аукционе, у него нет свободных денег для обеспечения контракта и компьютеров нужной марки — можно ли в этой ситуации отказаться заключать контракт?

Нет, в аукционе, конкурсе и запросе предложений нельзя отказаться от контракта без плачевных последствий, если заявка:

  • единственная в закупке и соответствует всем требованиям,
  • единственная из всех присланных, которая соответствует требованиям.

Обязательно следите за итогами любой закупки, на которую прислали заявку:

  • Комиссия в рассматривает одновременно и заявку участника, и его соответствие требованиям закупки и закона.
  • проводят в два этапа, а итоги подводят после второго, когда участники первого этапа делают окончательные предложения. Если никто не подал окончательных предложений, победит тот, кто предложил меньшую цену на первом этапе.
  • А в победителя объявляют только после того, как рассмотрят вторые части заявок. Именно поэтому на публикации итогов аукциона участие в закупке не заканчивается — нужно дождаться, когда заказчик рассмотрит вторые части заявок участников.

Если бы Максим отказался от контракта, он с первой же закупки оказался бы в РНП и лишился обеспечения заявки, поэтому он решил подписать контракт. Плюс ситуации Максима в том, что он заключил контракт по начальной цене, без снижения. Минусы в том, что ему пришлось срочно оформлять банковскую гарантию и заплатить пени за просрочку поставки, так как на заказ нужной техники у дистрибьютора потребовалось время.

Стали первым или вторым в запросе котировок

Фирма Ирины поставляет продукты питания и приняла участие в запросе котировок на поставку колбасы и сосисок. Уже отправив заявку, Ирина поняла, что ошиблась в цене: в закупке требовались сосиски высшего сорта, а она посчитала цену, как для первого. Скрестив пальцы, Ирина дождалась итогов и обрадовалась, когда ее заявка оказалась второй, ведь она помнила, что обычно участник, который занял второе место, не обязан заключить контракт.

Когда заказчик предложил ей заключить контракт, от которого отказался победитель, Ирина отказалась, так как поставка ей была невыгодна. Тогда заказчик напомнил, что отказ влечет попадание в РНП. И был прав.

В котировках обязанность заключить контракт есть не только у того, кто победил, но и у того занял второе место. Отказ грозит попаданием в РНП.

Ирине пришлось заключить контракт и поставить продукцию по предложенной цене, а заработать на закупке не удалось.

Победили, но передумали выполнять контракт

Игорь покупает в Германии расходные материалы для офтальмологии. Он выиграл очередную закупку, но через две недели, когда пора было подписывать контракт, курс евро вырос. Чтобы не поставлять товары себе в убыток, первым делом он предложил заказчику отменить результаты торгов и провести новую процедуру из-за форс-мажорных обстоятельств, но заказчик отказался. И был прав.

К сожалению, рост евро не является уважительной причиной для отказа от контракта по 44-ФЗ. Так же как и ситуации, когда:

  • вы обнаружили в закупке условия, которые не можете исполнить,
  • заказчик, с которым вы планируете работать, находится в стадии банкротства и т.д.

44-ФЗ в этом плане очень негибкий: нельзя менять цену и другие существенные условия контракта, менять объект закупки на более дешевый и т.д. Поэтому целесообразность участия, риски и условия из техзадания нужно проверять до подачи заявки. Если вы подписали контракт, значит согласились с его условиями и придется их исполнять.

Во всех случаях, описанных выше, единственным вариантом избежать РНП является договоренность с госзаказчиком заключить госконтракт и тут же его расторгнуть по соглашению сторон. Хотя госзаказчики редко бывают в этом заинтересованы, не желая проводить закупочную процедуру повторно.

Кроме того, к расторжению по обоюдному согласию могут придраться проверяющие органы, которые смотрят, насколько эффективно заказчик проводит свои закупки. Это возможно в ситуации, когда поставщик по каким-то причинам не хочет выполнять контракт, а заказчик соглашается на расторжение контракта по обоюдному согласию.

Можно отказаться

Стали вторым в конкурсе или аукционе, третьим в запросе котировок

Тут все просто: заключать контракт или нет, вы решаете сами. Заказчик не имеет права вас заставить и не будет передавать информацию о включении вас в РНП.

Может ли отказаться заказчик?

Заказчик по 44-ФЗ может отказаться заключать контракта только в определенных случаях:

    Если после подведения итогов, но до заключения контрактов обнаружил, что победитель не соответствует единым, дополнительным или факультативным требованиям.

    Предельная отпускная цена лекарств не зарегистрирована.

    Предельная цена на лекарства ниже той, что предложил участник, но он отказывается ее снижать.

    Поставщик не успел вовремя предоставить обеспечение контракта.

В первых трех случаях победитель просто лишается возможности заключить контракт, но в РНП не попадает. Обеспечение заявки возвращают в течение 5 дней после публикации протокола.

Если вы не успели предоставить обеспечение или сделали это неправильно, то можно договориться с заказчиком продлить срок подписания контракта и предоставить обеспечение. Если этого не удается сделать, заказчик передает сведения в ФАС. На заседании комиссия решает, считать вас уклонистом или нет.

Выводы

Старайтесь не допускать таких ситуаций, в которых приходится искать способ отказаться от контракта. Оценивайте свои силы, внимательно читайте контракт и документы, не забывайте про обеспечение.

  • Во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок, только победитель обязан заключить контракт. Для остальных участников это право.
  • В котировках обязанность заключить контракт есть не только у того, кто победил, но и у того, кто занял второе место.

Провели аукцион, победитель определен, но он уклонился от заключения контракта. В каких случаях его признают уклонившимся? Как поступить заказчику и что грозит участнику в этом случае? Подробнее в нашем материале.

Когда победителя признают уклонившимся

Аукцион состоялся, победитель определен. Но он совершает ряд действий или, наоборот, бездействует, что дает заказчику повод усомниться в реальном намерении победителя заключить контракт.

Последствия уклонения победителя от заключения контракта

Уклонение от заключения контракта влечет за собой ряд последствий для участника, среди которых:

  • Уклонившийся от заключения контракта участник попадает в РНП, что не позволит ему в течение двух лет участвовать в закупках, где установлено требование об отсутствии участника в реестре;
  • С такого участника заказчик может взыскать сумму убытков, которую не покрывает размер обеспечения заявки;
  • Сумма обеспечения заявки на лицевом счете участника блокируется и направляется заказчику.

Что же теперь остается делать заказчику, если победитель отказался от заключения контракта?

Если победитель аукциона уклонился от заключения контракта, то заказчику можно заключить контракт со вторым после победителя участником, в течение 10 дней с момента признания победителя уклонившимся. Второй участник вправе согласиться заключить контракт, но отказ не повлечет за собой никаких последствий, в том числе, касающихся уклонения от заключения контракта.

Поскольку ч. 14 ст. 70 говорит о том, что второй участник имеет право, а не обязанность заключать контракт, в случае если победитель уклонился от заключения. Информацию об уклонившемся участнике заказчик должен направить в ФАС, ФАС принимает решение о включении такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков . Участник, которого решили внести в РНП, вправе оспаривать решение ФАС.

Как заключить контракт со вторым участником

Если участник аукциона, предложивший вторую по выгодности цену контракта после победителя согласен заключить контракт, то алгоритм действий заказчика будет выглядеть следующим образом:

  • Надо скорректировать контракт под условия, предложенные вторым участником;
  • Проверить обеспечение исполнения контракта;
  • Если обеспечение соответствует установленным требованиям - заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС.

Не позднее трех дней с даты уклонения от заключения контракта победителем, заказчик должен предоставить сведения в ФАС об уклонившемся участнике. Если он этого не сделает, то может понести ответственность по ст. 19.7.2 КоАП в виде штрафа :

  • Для должностных лиц - 15 тысяч рублей;
  • Для юридических лиц - 100 тысяч рублей.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Контракт с остальными участниками аукциона

Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможности заключения контракта с участниками аукциона, которые заняли третье и последующие места, поэтому заказчик не может предлагать контракт остальным участникам закупки.

Эта ситуация подробно разъясняется в письме ФАС России от 17.09.2014 : в случае, когда победитель уклонился от заключения контракта, а второй участник не захотел его подписывать, то аукцион признается несостоявшимся по ч. 15 ст. 70 Закона № 44-ФЗ. Эти сведения надо внести в план-график. Через 10 дней заказчик вправе провести запрос предложений или иную процедуру в соответствии с законодательством.

Заказчик также может обратиться в суд, чтобы взыскать убытки с уклонившегося победителя.

Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

Если заказчик отказался от заключения контракта

Если заказчик отказался от заключения контракта с победителем

В соответствие с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), регулирующим сферу государственных закупок, госзаказчик может отказаться от заключения контракта с участником-победителем даже после завершения всех конкурсных процедур.

Положительным фактором является то, что такой отказ возможен лишь в нескольких исключительных случаях, которые четко регламентированы ФЗ-44. Необоснованное уклонение госзаказчиком от подписания контракта не предусмотрено и является грубым нарушением ФЗ-44, а также поводом для обращения участником-победителем конкурса с жалобой и соответствующего судебного разбирательства.

С целью предотвратить возможность отказа заказчика от подписания договора после объявления результатов торгов стоит внимательно изучить условия, при которых данный отказ является законным и обоснованным и постараться избежать их возникновения.

В каких случаях заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем?

Один из основных мотивов для отказа заказчика от подписания контракта с участником, победившим в конкурсе - это предоставление недостоверной информации при подаче заявки на участие. На этапе проведения конкурса у заказчика может быть недостаточно времени для выяснения соответствия действительности всей информации, предоставляемой участниками конкурса или аукциона.

Какая информация, предоставленная участником, может быть проверена заказчиком и явиться поводом для отказа в подписании контракта?

В первую очередь, информация, касающаяся основных требований, предъявляемых ко всем участникам системы государственных закупок. Выявление госзаказчиком фактов нарушения таких требований является неоспоримым основанием для отказа поставщику, победившему в конкурсе, в подписании контракта.

К требованиям, выполнение которых является обязательным, относятся:

  • На момент подачи заявки для участия конкурсе или аукционе не должна быть инициирована процедура банкротства или ликвидации компании-участника. Кроме того, деятельность организации не может быть приостановлена в соответствии со статьей 3.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Участник не должен иметь задолженность за прошедший год по налогам и сборам, а также иным обязательным платежам, подлежащим уплате в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Размер просроченной задолженности перед бюджетами, при наличии которой возможно получение отказа в заключении госконтракта, должен превышать 25 процентов балансовой стоимости всех активов компании-участника на последнюю отчетную дату. Долг в размере менее 25 процентов активов по последней бухгалтерской отчетности не может являться достаточной причиной для незаключения контракта с победителем.

Кроме того, если участник считает, что такая задолженность предъявлена участнику налоговыми органами необоснованно, то до предоставления заявки на участие в конкурсе компания должна в обязательном порядке подать заявление об обжаловании такой задолженности или недоимки. Если такое заявление подано, но на момент начала конкурса не рассмотрено, участник все равно считается выполнившим требование и заказчик не вправе уклониться от заключения контракта с таким победителем;

  • Руководитель (генеральный директор или иное уполномоченное лицо) участника-победителя, члены его действующего исполнительного органа, а также главный бухгалтер не могут иметь судимости за преступления в финансовой сфере, либо такая судимость должна быть соответствующим образом погашена или снята. Аналогичное требование об отсутствии судимостей по экономическим правонарушениям касается участников государственных торгов, являющихся физическими лицами;
  • Если результатом исполнения государственного контракта становится приобретение заказчиком прав на результаты интеллектуальной собственности, то исполнитель на момент подачи заявки для участия в конкурсе должен обладать такими правами;
  • Между участником закупки и государственным заказчиком должны отсутствовать какие-либо связи, предусматривающие наличие конфликта интересов. Выявление конфликта интересов возможно в случаях, если представитель заказчика (исполнительный орган, руководитель, иное уполномоченное лицо) является супругом\супругой или близкими родственниками представителя (выгодоприобретателя) компании - победителя конкурса.

Нормативными актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к поставщикам , при выявлении несоблюдения которых победителем конкурса заказчик вправе отказаться от заключения контракта с ним. Такие требования актуальны для конкурсов, предусматривающих ограничение участия, закрытых конкурсов, а также двухэтапных конкурсов. Так, заказчик вправе контролировать:

  • Наличие у поставщика достаточного объема финансовых ресурсов, которые могут быть необходимы для своевременного и полного исполнения обязательств исполнителя по государственному контракту;
  • Наличие основных средств, оборудования, а также прочих материальных ресурсов, без которых невозможно качественное выполнение работ или оказание услуг, предусмотренных госконтрактом;
  • Наличие в штате квалифицированного и профессионального персонала, который будет задействован при выполнении работ;
  • Наличие положительной деловой репутации и достаточного опыта работы в сфере работ и услуг, в которой планируется заключить договор на государственную закупку.

Если исполнитель для участия в конкурсе предоставил недостоверные сведения, касающиеся наличия у него всех необходимых ресурсов, гарантирующих выполнение обязательств по контракту, и победил в конкурсе, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с таким победителем. Такой отказ будет являться обоснованным и оспорить его не представится возможным.

Конкурсная документация по госконтракту также может содержать требование заказчика об отсутствии участника конкурса в реестре недобросовестных поставщиков. Если выяснится, что победитель ранее был внесен в этот перечень, государственный или муниципальный заказчик вправе не подписывать договор и продолжить поиск исполнителя для осуществления работ. В реестре недобросовестных поставщиков также должна отсутствовать информация об исполнительном органе участника и его учредителях.

Существуют некоторые особенности и при заключении договоров на выполнение отдельных работ и услуг. Так, при заключении контракта на предоставление аудиторских услуг, либо прочих услуг, связанных с консультированием, заказчиком могут быть установлены и дополнительные требования strong>, прямо не перечисленные в ФЗ-44. Их нарушение также может стать причиной отказа от заключения контракта с победителем. Стоит внимательно ознакомиться с контрактной документацией, которая должна содержать исчерпывающий перечень требований к участнику конкурса на предоставление таких услуг.

Также если контракт предусматривает поставку лекарственных средств, то отказ от заключения договора с победителем может быть осуществлен по нескольким основаниям:

  • не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарственного препарата, реализуемого по планируемому к заключению госконтракту;
  • цена закупки такого препарата превышает предельную отпускную, с поставщиком проведены переговоры, но он отказывается от ее снижения.

Все дополнительные требования, которые предъявляет госзаказчик к потенциальному исполнителю госконтракта, должны в обязательном порядке содержаться как в извещении об осуществлении закупки, так и в конкурсной документации. Отсутствие полного перечня требований, несоблюдение которых является основанием для отказа в заключении договора с победителем, является нарушением Закона о контрактной системе.

Еще одной распространенной причиной, по которой в заключении контракта победителю может быть отказано является непредставление обеспечения исполнения контракта или предоставление обеспечения, которое не соответствует конкурсной документации и требованиям 44-ФЗ. В случае, если обеспечение не предоставлено в срок и в форме, предусмотренной конкурсной документацией, компания-победитель считается уклонившейся от заключения контракта. Контракт с такой компанией не заключается, и организация попадает в перечень недобросовестных поставщиков.

При выборе формы обеспечения исполнения контракта в виде предоставления банковской гарантии исполнителю важно тщательно ознакомиться со всеми требованиями закона и конкурсной документации, которые предъявляются к такому виду обеспечения. Несоответствие формы и содержания банковской гарантии заявленным заказчиком требованиям - одна из частых причин отказа от подписания контракта с участником, победившим в конкурсе.

Заключение государственного контракта с победителем по результатам конкурса может не состояться и по причине несоблюдения участником сроков и обязательств по подписанию госконтракта. Правила подписания госконтрактов, регламентируемые 44-ФЗ гласят, что победитель конкурса должен в обязательном порядке подписать государственный контракт в срок, не превышающий 10 рабочих дней. И не только подписать, но и направить все подписанные экземпляры документов заказчику. Кроме подписанного контракта заказчик в десятидневный срок должен получить подтверждение информации о предоставлении обеспечения исполнения контракта, предусмотренного конкурсной документацией. Исполнитель, не соблюдающий сроки подписания госконтракта и предоставления обеспечения, считается уклонившимся от подписания договора. Кроме невозможности подписать контракт, конкурс по которому уже выигран, такой участник, с высокой долей вероятности, может попасть в перечень недобросовестных поставщиков, что влечет собой риск потери доступа к участию в системе госзакупок. Кроме того, заказчик вправе обратиться в суд и взыскать с участника убытки, которые обусловлены отказом последнего от заключения контракта. Контракт в таком случае будет заключен с участником торгов, заявке которого по результатам конкурса был присвоен второй номер.

Для того, чтобы предотвратить возникновение ситуации, при которой участник-победитель имел намерение заключить государственный контракт и начать выполнение работ по нему, но не успел предоставить все необходимые документы в срок, стоит внимательнее отнестись ко всей процедуре подписания контракта. Часто государственный заказчик намеренно затягивает согласование версии государственного контракта, что приводит к невозможности для участника подписать контракт в положенный срок. Участнику-победителю стоит внимательнее отнестись к соблюдению всех сроков, предусмотренных 44-ФЗ, в том числе к обязательствам заказчика.

Обязанности заказчика при отказе от заключения контракта

Обоснованно отказываясь от заключения контракта с победителем, государственный или муниципальный заказчик обязан соблюсти все процедуры, предусмотренные законодательством в сфере госзакупок.

Отметим еще раз, что госзаказчик не вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса без объяснения причин. Закон о контрактной системе предусматривает исчерпывающий перечень мотивов, по которым в заключении контракта победителю может быть отказано и обоснование заказчика в отказе должно содержать только те причины, которые регламентированы законом.

Какие действия должен предпринять заказчик, приняв решение, что контракт с участником-победителем заключен не будет?

При выявлении государственным заказчиком причины, по которой госконтракт с победителем не может быть заключен, заказчик обязан в срок, не превышающий один рабочий день, сообщить об этом участнику посредством размещения в единой информационной системе соответствующего протокола об отказе в заключении договора. Такой протокол должен содержать информацию о месте и времени его составления, реквизиты исполнителя, с которым госзаказчик отказывается заключить контракт, а также обоснованную причину такого отказа. Заказчик обязан также приложить документы, которые подтверждают существование мотива, по которому в заключении контракта отказано. Кроме размещения протокола в единой информационной системе, в течение двух рабочих дней с даты его подписания заказчик должен направить такой протокол победителю.

Следующий шагом, который обязан предпринять заказчик, является возврат обеспечения. Обеспечение заявки, перечисленное исполнителем на счет заказчика для участия в конкурсе, должно быть возвращено участнику, договор с которым подписывать не планируется, в срок, не превышающий пяти рабочих дней. Задержка возврата обеспечения является достаточным основанием для предъявления участником претензии госзаказчику.

Обжалование отказа государственного заказчика от заключения контракта с победителем

Отказ государственного заказчика от подписания контракта с компанией, победившей в конкурсе, в соответствии со ст. 31.12 Закона о контрактной системе может быть обжалован в порядке, предусмотренном этим же федеральным законом, в котором регулированию процедур обжалования неправомерных действий государственных и муниципальных заказчиков посвящена Глава 6.

Обжалование неправомерных действий госзаказчика, связанных с отказом в подписании госконтракта, возможно до истечения срока заключения соответствующего контракта.

Закон 44-ФЗ предусматривает ряд требований, предъявляемых к жалобе, которую может составить участник на незаконные действия госзаказчика.

Во-первых, такая жалоба может быть подана только в письменной форме. Форма жалобы - произвольная, но с указанием всех необходимых данных, предусмотренных 44-ФЗ;

Во-вторых, основными и необходимыми реквизитами документа являются: данные компании-участника: фирменное наименование, место нахождения, все контактные данные, а также аналогичные сведения о компании-заказчике. Участник должен подробно описать суть обжалуемых действий с указанием всех необходимых для рассмотрения жалобы подробностей. Кроме того, жалоба должна содержать все реквизиты закупки, по которой она составляется.

В-третьих, к составленной должным образом жалобе необходимо приложить все документы, подтверждающие ее обоснованность. Такие документы должны являться приложением к жалобе и быть перечислены в ней.

Жалоба должна быть подписана уполномоченным лицом участника. В обязательном порядке необходимо приложить копию документа¸ который подтверждает полномочия лица, подписавшего жалобу.

Стоит отметить, что оформление жалобы с нарушением требований 44-ФЗ может являться основанием для отказа в ее рассмотрении. Кроме того, причиной отказа может стать ее подписание лицом, которое не уполномочено участником на осуществление таких действий. Поданная по истечении возможного срока подачи жалоба также не будет рассмотрена. Возврат жалобы без рассмотрения возможен в течение двух рабочих дней с даты ее подачи. Отказ в рассмотрении должен быть письменным и содержать причины, по которым осуществлен возврат.

Таким образом, Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает следующие основные принципы регулирования возможности госзакачика отказаться от заключения контракта с победителем:

  • Отказ от заключения госконтракта с участником, победившим в конкурсе, ни в коем случае не может являться необоснованным. Подробное обоснование причин отказа должно содержаться в соответствующем протоколе об отказе в заключении контракта. Государственный или муниципальный заказчик обязан опубликовать такой протокол в единой информационной системе в срок не более одного рабочего дня с даты его подписания. Такой протокол должен быть также направлен участнику в течение двух рабочих дней.
  • Поводами для отказа могут быть только причины, предусмотренные законодательством, регулирующим госзакупки, либо соответствующей конкурсной документацией. Следует внимательно отнестись к выполнению всех основных и обязательных требований, предъявляемых к участникам системы госзакупок, а также тщательно ознакомиться с условиями конкурсной документации.
  • Одной из распространенных причин для отказа в подписании договора является несвоевременное и (или) несоответствующее требованиям предоставление обеспечения исполнения обязательств по госконтракту. Поэтому стоит изучить все требования к обеспечению и позаботиться об его оформлении заранее, чтобы в случае победы в конкурсе успеть предоставить его в положенный законодательством срок.

Все незаконные и необоснованные действия, бездействие или не предусмотренные законодательством требования государственного или муниципального заказчика могут быть обжалованы в порядке, установленном 44-ФЗ. Несмотря на то, что данный закон действует не так давно, уже существует практика обжалования подобных действий, которая показывает, что суды и регулирующие госзакупки органы часто принимают сторону компании, которой незаконно было отказано в заключении контракта. Вместе с тем, если отказ являлся обоснованным, то его обжалование не принесет желаемых результатов. В связи с этим важно знать все требования законодательства о госзакупках и не допускать их нарушения.

По 44-ФЗ отказаться от заключения контракта может и заказчик, и поставщик. Как правило, в первом случае документ остается неподписанным из-за каких-то нарушений со стороны поставщика (например, из-за отсутствия обеспечения), а во втором речь чаще всего идет об уклонении. Когда возможен отказ от заключения контракта по 44-ФЗ и что грозит за уклонение от его подписания, читайте в этом материале.

Может ли заказчик отказаться от заключения контракта по 44-ФЗ

Об отказе заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ говорится в статье 31 Федерального закона о контрактной системе. Там сказано, что принять такое решение заказчик вправе в любой момент до подписания контракта. Отказ возможен, если выяснилось, что участник закупки не соответствует обязательным или дополнительным требованиям или предоставил недостоверную информацию о себе.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Подробнее рассмотрим такую причину, как несоответствие требованиям. Многим она покажется странной, ведь это должны проверять на этапе подачи заявок. Дело в том, что обстоятельства могут измениться. К примеру, закончится действие предыдущего контракта, и поставщика внесут в реестр недобросовестных. Или его компания начнет процедуру банкротства. Также может «всплыть» наличие задолженности по налогам. В числе оснований может быть начало уголовного преследования в отношении руководителя фирмы за экономические преступления.

К участникам предъявляют не только базовые требования, но еще и . Заказчик вправе отказаться от подписания контракта, если выяснится, что ресурсов победителя недостаточно для выполнения обязательств.

Отдельно в законе говорится об отказе заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ при закупке лекарств. Выделяют 2 причины:

  • не зарегистрирована предельная отпускная цена препаратов, которые предлагает участник;
  • предложенная участником цена превышает отпускную, указанную в специальном реестре, а от ее снижения участник отказался.

Самая полная инструкция по одностороннему расторжению. Умные календари, алгоритм из 5 шагов и схема

Каждый десятый заключенный контракт расторгают из-за нарушений поставщика. В расторжении, как правило, никто не заинтересован. Но бывают ситуации, в которых нельзя поступить иначе. В алгоритме из пяти шагов смотрите, как собрать документы и уведомить поставщика, чтобы расторгнуть контракт быстро и законно. Умные календари покажут, как меняется порядок ваших действий в зависимости от реакции поставщика. А на схеме - все это вместе и наглядно.

Схемы, календари, алгоритм

В течение 1 рабочего дня после отказа заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ он должен разместить в ЕИС протокол и вносит в него:

  • место и время составления;
  • данные победителя;
  • причины отказа;
  • реквизиты подтверждающих документов.

Пошаговую инструкцию по размещению протокола в ЕИС,

В течение 2 дней протокол отправляют победителю. , чтобы контролер признал, что вы сделали все корректно. При этом заказчик может заключить контракт с участником, предложившим такую же цену или лучшие условия среди остальных допущенных заявок. С первоначального победителя он вправе потребовать возмещения убытков, не покрытых обеспечением.

Обратите внимание: если при закупке лекарств участник предложил цену выше отпускной, и заказчик из-за этого отказался заключать с ним контракт, победитель признается уклонистом со всеми вытекающими последствиями. Решение об отказе заказчика от подписания контракта можно обжаловать в ФАС. Правда, нужно успеть до истечения срока его заключения. Если участник не направит претензию в установленный законом период, придется разрешать спор в суде.

Ответственность за отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ

Уклонение заказчика от заключения контракта 44-ФЗ, как правило, подразумевает, что он вовремя не разместил в ЕИС проект контракта для подписания победителем или не опубликовал документ со своей подписью. Ответственность предусмотрена статьей 7.32 КоАП РФ. Должностному лицу грозит штраф в размере 50 тыс. руб. По этой же статье наказывают за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа. Должностному лицу придется отдать в казну государства 50 тыс. руб., а юридическому - 200 тыс. руб.

Как поставщик доказал, что у заказчика нет права отказываться от контракта

Заказчик остался недоволен размерами школьной мебели. Поставщик исправил ошибки и смонтировал столы и стулья по новым размерам. При этом оказалось, что часть ошибок допустил сам заказчик, когда вносил размеры в техническое задание. Экспертиза зафиксировала, что характеристики части товаров стали лучше по сравнению с первоначальными. Несмотря на это, заказчик отказался платить по контракту и от самого контракта в одностороннем порядке. Как действовать в таких ситуациях?

Отказ поставщика от заключения контракта по 44-ФЗ

Может ли поставщик отказаться от заключения контракта по 44-ФЗ? Да, но это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков, если только причиной не стали чрезвычайные обстоятельства. Но об этом поговорим далее.

Основанием для внесения в реестр служит отказ от подписания контракта поставщиком по 44-ФЗ, иначе говоря, уклонение от его заключения. Уклонистами называют таких участников, которые в установленный законом срок не направили заказчику подписанный проект контракта, не предоставили необходимые документы и сведения или не внесли обеспечение исполнения контракта. Всегда обращайте внимание на условия документации о закупке и сроки.

Вложенные файлы

  • Протокол отказа заказчика от контракта по 44-ФЗ.docx

1. Запрос на разъяснение конкурсной документации При возникновении вопросов в конкретных положениях документов, исполнитель вправе сделать запрос на разъяснение. Данную возможность предоставляет ЭТП любому участнику, который прошел аккредитацию на этой .

Каждый конкурсант может подать запрос на разъяснение конкурсной документации в количестве 3 штук в рамках одного аукциона. Заказчик гарантированно отвечает на запрос разъяснений в срок - 2 дня . А оператор электронной площадки обязуется передать запрос заказчику от исполнителя в течение часа. Тут стоит уточнить, что конкурсант, который подавал запрос нигде не фигурирует, информация о нем остается конфиденциальной.

С первого июля 2018 года добавятся новые правки на запрос данной документации, ознакомиться с ними вы можете .

2. Изменение в конкурсной документации

При проведении разъяснения документов, они могут быть изменены. А также, за заказчиком остается право изменять их в любой момент. Условиями такой операции являются:
  • Документы, подлежат изменению вплоть до срока в 2 дня до окончания подачи заявок.
  • Уведомление о правках в документации, должно быть опубликовано, за один день , после того, как заказчик внес правки.
  • После того, как были приняты правки, срок подачи заявлений продлевается для того, чтобы до его конца было как минимум 7 - 15 дней , все зависит от ценового номинала сделки.
  • При разъяснении должна быть внесена ясность в конкурсной документации, но не нужно видоизменять суть контракта или объекта торгов. Данные критерии запрещено менять правилами.

3. Протокол разногласий, как составить

В 44 законе РФ нет пункта о том, что можно изменить положение договора, но вместе с тем, можно подать заявление о том, что в настоящем документе, который заказчик прислал на подпись, есть разногласия тому, что указывалось в извещении, конкурсных документах и в заявлении конкурсанта. В протоколе несоответствий указываются элементы, из-за которых произошли разногласия. В течение 3 дней, после составления протокола, заказчик должен дать ответ исполнителю. Ответ может содержать:

    Исправленный договор, в котором больше нет тех элементов, которые вызвали разногласия

    Договор остается тем же, но к нему прикрепляется новый лист с обоснованием положений договора.

После чего у исполнителя так же есть 3 дня на подписание договора или направления нового протокола несоответствий. Протоколы подаются неограниченное количество раз. Но все же загвоздка есть, последний отправленный протокол, не может приходиться на дату, больше чем 13 дней со дня публикации протокола с итогами аукциона. После того, как все разногласия будут улажены, заказчик подписывает договор в течение 3 дней.

4. Признание конкурсанта уклонившимся от подписания контракта по 44-ФЗ

Выигравшего конкурсанта могут признать уклонившимся, если он нарушит следующие правила:
  1. Не поставит и не отправит договор заказчику
  2. Отправит протокол разногласий после того, как пройдет 13 дней со дня публикования аукционного протокола с итогами
  3. Не предоставит заказчику обеспечение сделки или же оно будет не соответствовать заявленным требованиям

В данном случае, стоит помнить о том, что заказчик всегда может прибегнуть к судебному разбирательству, чтобы последний возместил убыток, который произошел в следствии отказа от сделки, а так же исполнителю грозит . В данном случае, договор переходит к участнику, который оказался на втором месте после главного конкурсанта. Если второй конкурсант отказывает в заключении договора по истечению 10 дней, то в этом случае аукцион признается несостоявшимся.

5. Видео-инструкция если электронный аукцион признан несостоявшимся


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!