Гражданско правовые аспекты опеки и попечительства патронаж. Опека и попечительство как гражданско-правовой институт

Введение 2

1. Общие положения об опеке и попечительстве 4

1.1 Понятие опеки и попечительства 4

1.2 Источники правового регулирования опеки и попечительства 8

1.3. Органы опеки и попечительства, их права и обязанности 10

2. Осуществление опеки и попечительства 15

2.1. Основание и порядок установления опеки и попечительства 15

2.2. Права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей 20

2.3 Прекращение опеки и попечительства 27

Заключение 31

Список используемой литературы 33

Выдержка из текста

В 2008 году был принят Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», в котором многие ранее существовавшие проблемы были решены. Однако закон породил много новых вопросов и проблем, и как принято говорить «больше вопросов, чем ответов». Все это обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Методологическую базу исследованиясоставили труды классиков теории государства и права, гражданского права, а также законы и иные нормативные акты Российской Федерации, регулирующие институт гражданско-правового статуса личности. При написании настоящей работы были использованы также специальные научные методы исследования, такие как: логико-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой и др.

Предметом исследования выступают правовые нормы российского законодательства, а также других нормативных актов, регулирующие гражданско-правового статуса личности, их интерпретация в комментариях, научных работах и правоприменительных актах.

Опека и попечительство по гражданскому законодательству Российской Федерации

При правовом регулировании отношений по опеке и попечительству значительная часть внимания уделяется опеке и попечительству над детьми. Будучи урегулированы в общем виде нормами гражданского права, опека и попечительство имеют законодательную регламентацию в нормах административного и гражданско-процессуального права. Определить правовые основы института опеки и попечительства.

Проблема правового регулирования органов опеки и попечительства на современном этапе развития законодательства РФ в гражданском и семейном праве является актуальной и дискуссионной темой современных научных исследований. Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты и материалы судебной практики в области в регулирования опеки и попечительства. Целью работы является анализ теории и практики в области правового регулирования органов опеки и попечительства на современном этапе развития законодательства РФ.

Предмет исследования — правовые нормы, регулирующие как правоотношения по опеке и попечительству над детьми в Российской Федерации, так и процедуру установления опеки и попечительства и правовые последствия ее применения.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, деятельностью приемной семьи и порядком ее прекращения.

Научная новизна настоящей курсовой работы заключается в том, что в ней рассматриваются и анализируются особенности защиты прав подопечных при назначении над ними опеки (попечительства) путем предоставления гарантий, установленных действующим законодательством РФ.

С этим связано постоянное развитие института опеки и попечительства как одной из основных форм устройства таких детей. Безвозмездность осуществления опеки и попечительства являлась сдерживающим фактором устройства детей под опеку или попечительство и приводила к тому, что даже близкие родственники ребенка в силу недостаточной обеспеченности их самих и незначительности сумм пособий, выплачиваемых государством на детей, находящихся под опекой или попечительством, не могли принять ребенка в свою семью. Разрозненность норм, регулирующих передачу детей под опеку и попечительство, не обеспечивала надежной защиты их прав и законных интересов, особенно их имущественных прав.

При правовом регулировании отношений по опеке и попечительству значительная часть внимания уделяется опеке и попечительству над детьми. В то же время законодательство предусматривает возможности применения норм указанных институтов не только в ситуациях, обусловленных возрастными характеристиками лиц, нуждающихся в защите своих прав и интересов, но и в силу тех или иных медицинских показателей. Причины, вызывающие необходимость предоставить гражданину законодательную защиту его прав и интересов в виде опеки или попечительства, являются также и критериями, позволяющими произвести разграничение этих институтов.

  • осветить общие положения правового регулирования опеки и попечительства;
  • рассмотреть приемную семью как форму опеки и попечительства правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства);Предметом — правовое регулирование общественных отношений, связанных с опекой и попечительством.

Законодательство об опёке и попечительстве

Роль опеки и попечительства в семейном и гражданском праве; изучить понятие и основы правового статуса опекунов и попечителей;

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // «Российская газета» №

23. от 25.12.1993 г. ;

2. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993;

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собр. законодательства Российской Федерации. — 1994. — N 32. — ст. 3301.;

4. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014)// «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16.;

5. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ// Российская газета, 2008.

3. апреля;

6. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"// «Собрание законодательства РФ», 23.12.1996, N 52, ст. 5880;

7. Постановление Правительства РФ от

42. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 10.02.2014) // СЗ РФ. 2009. N

55. «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"// «Собрание законодательства РФ» от

9. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N

48. «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»)// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru;

10. Закон г. Москвы от 14.04.2010 N 12 (ред. от 07.05.2014) «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве"// Ведомости Московской городской Думы, 16.07.2010, N 6, ст. 134.

11. Письмо Минобрнауки РФ от 31.08.2010 N 06−364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"// «Вестник образования», N 19, 2010.

Научная литература:

1. Беспалов Ю.Ф. Рассмотрение и разрешение судами гражданских и семейных дел с участием ребенка. Учебно-практическое пособие.// ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. -М.:

  • 2010.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой//под рел. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. -М.: 2007.;

3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный)// под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. -М.: 2005.;

4. Косевич Н.Р. Система законодательства Российской Федерации, гарантирующая права и интересы несовершеннолетних: научно-практическое исследование и судебная практика // СПС КонсультантПлюс. 2014.

  • 1997.

6. Маркосян А.В. Еще раз о договоре об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. N 4.

7. Матвеев П.А. Особенности реализации воспитательной функции семейного права в замещающей семье // Семейное и жилищное право. 2014. N 5.

8. Семейное право: учебник/Е.В. Ерохина, И.А. Найденов; Оренбургский гос. унив-т.: Оренбург: ОГУ, -2014. 300с.;

9. Организация защиты прав детей: учебное пособие/ Е.В. Филатова, К.М. Грабчук; Кемеровский государственный университет. Кемерово, 2011. -150с.;

10. Пронин А.А. «Сиротство: пути решения проблемы"// «Вопросы ювенальной юстиции, 2012, № 2;

11. Татаринцева Е.А. Договор об осуществлении опеки (попечительства) как основание возникновения правоотношений по воспитанию ребенка в семье.// Семейное и жилищное право. 2015. № 3. С. 10.

12. Толстой Ю.К., Гражданское право: учебник в 3 т./ Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев. -М.: Проспект, 2005, Т.3;

13. Ювенальное право: Учебник для вузов / А.А. Анисимов, С.А. Буданов, В.Ф. Воробьев и др.; под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005. 320 с.

список литературы

Государство просто вынужденно, на данный момент, брать на себя ответственность по воспитанию, социальной адаптации, материальному обеспечению, предоставлению жилья детям, оставшимся без родительской опеки. Кроме общества и правительства, никто не возьмет на себя ответственность по обеспечению таких детей. Им неоткуда ждать помощи и защиты, поэтому прямую ответственность за этих людей несет, только государство, в лице органов опеки и попечительства, департамента социальной защиты, опекунского совета и руководства учреждений, которое несет ответственность за воспитание и обеспечение этих детей за счет государственного бюджета.

Деятельность органов опеки и попечительства, которое выступает в лице органов местного самоуправления, регламентируется рядом федеральных региональных и международных правовых актов. В сферы их деятельности входят, обеспечение детей, оставшихся без родительской опеки и защита их прав свободы и интересов.

Согласно главе 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ и они осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.6 указанного закона). Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта РФ. Контроль за деятельностью вышеуказанных органов осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Задачи в ст.7 ФЗ "Об опеке и попечительстве" определены следующим образом:

1) Защита прав и интересов граждан РФ, нуждающихся в установлении над них опеке и попечительстве и граждан РФ уже находящихся под опекой и попечительством;

2) Установление контроля и надзор за органами, обеспечивающими защиту и содержание людей полностью или частично являющихся недееспособными;

3) Полный контроль за сохранностью имущества граждан РФ, являющихся полностью или частично недееспособными и нуждающимися в опеке и попечительстве, а также граждан находящихся в образовательных или медицинских учреждениях, под социальной опекой. Выявление граждан, которые являются недееспособными и предоставление им прав и защиту, которые регламентированы в федеральных правовых актах. Установление контроля и опеки над гражданами РФ являющихся несовершеннолетними и нуждающимися в опеке и попечительстве, а также контроль над гражданами, которым уже предоставлена социальная опека. Выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Подбор, учет и подготовка граждан РФ, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах. По вопросам о предоставлении дееспособности либо отказе от опекуна издаются нормативные правовые акты, согласно которым данное решение оспаривается в судебном порядке. Глава 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24. 04.2008 года "Об опеке и попечительстве

Данный закон работает как в отношении совершеннолетних, так и в отношении несовершеннолетних граждан нуждающихся в опеке и попечительстве, либо в том случае, если гражданин совершеннолетний, но недееспособный и хочет отказаться от опекунства над ним, или сменить своего текущего опекуна, данный вопрос, также рассматривается в судебном порядке. Исключительно в отношении детей вышеуказанные (и иные) вопросы систематизирует Семейный Кодекс РФ. Раздел VI полностью посвящен воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из положений ст.121 СК РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей; лишения их родительских прав; ограничения их в родительских правах; признания родителей недееспособными; болезни родителей; длительного отсутствия родителей; уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, опека и попечительство устанавливается на органы местного самоуправления, то есть на органы опеки и попечительства, по месту жительства опекаемого. Вышеуказанные органы исполнительной власти ведут контроль и учет за материальным обеспечением, воспитанием, опекой, защитой прав и интересами детей, оставшихся без попечительства родителей.

Согласно закону (п.1 ст.122 СК РФ) должностные лица или граждане, у которых есть информация о детях, оставшихся без попечительства родителей обязаны сообщить об этом органам местного самоуправления либо в органы опеки и попечительства по месту проживания этих детей. Согласно этому заявлению, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по рассмотрению условий жизни, медицинским показателям и материальному обеспечению этих детей, а также предоставить им в случае необходимости все условия для проживания и опеки, ставя под вопрос родительские права и право на опекунство родителей данного ребенка. Органы опеки и попечительства, в случае если ребенок остался без родительского присмотра и попечительства, в случае, если есть семья, готовая принять этого ребенка, в течение месяца, рассматривает и направляет документы этого ребенка на рассмотрение в федеральный орган исполнительной власти для учета в региональном банке о детях, оставшихся без попечения родителей. В свою очередь данный орган определяет устройство ребенка в новую для него семью, либо при отсутствии такой возможности, вносит данные ребенка в региональную базу данных для учета и усыновления, либо удочерения данного ребенка в семью, которая согласна взять за него ответственность на себя. Закон (п. 1 ст. 122 СК РФ).

Детей, оставшихся без родителей, передают в новую попечительскую семью, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п.1 ст.123 СК РФ).

Согласно Семейному Кодексу усыновление или удочерение ребенка новой семьей является одним из самых приоритетных вариантов устройства этого ребенка. Детально и четко формулируют порядок усыновления, критерии отбора усыновителей, порядок изменения усыновленному ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, обеспечение тайны усыновления, правовые последствия усыновления, порядок и основания для отмены усыновления статьи 124 - 144 СК РФ. Помимо всего прочего ст.138 СК РФ гласит, что за ребенком закрепляются все его материальные и имущественные права, а также право на пенсию и материальное пособие, выдающееся при смерти родителей и после его усыновления, либо удочерения (п.8 ст.9 закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ).

Над детьми, не достигшими 14ти летнего возраста устанавливается опека в целях защиты его интересов, прав, воспитания, получения образования и материального обеспечения. Для детей, оставшихся без попечительства родителей от 14 до 18 лет, устанавливается попечительство. Ст.145-148 СК РФ, а также федеральный закон № 48-ФЗ от 24.04.2008 года "Об опеке и попечительстве", а также иные законодательные акты РФ регулируют права усыновителей и опекунов, отказ от опекунства, установление порядка взятия на себя опекунства, возможность передать ребенка, оставшегося без попечительства родителей, в новую семью, либо передача его в социальное образовательное учреждение с постоянной пропиской до 18ти лет.

Одной из форм опеки и попечительства над ребенком по Главе 21 СК РФ признается приемная семья . В данном случае, перед приемом ребенка в новую семью, между опекунской семьей и органами опеки заключается договор, согласно которому приемная семья, берет на воспитание и обеспечение ребенка на установленный заранее в договоре срок. Согласно положению о приемной семье, в такой семье должно быть не более 8ми детей, усыновители выполняют воспитательную и образовательную функции и за свою воспитательную деятельность получают заработную плату. Между приемной семьей и ребенком нет алиментной, правовой или наследственной связи, поскольку приемная семья выполняет лишь временную воспитательную работу и является одной из форм устройства ребенка до периода совершеннолетия. Государство оплачивает работу этим семьям и предоставляет все необходимые льготы на содержание и обеспечение ребенка, установленные законодательством. Оплата идет за каждого приемного ребенка этой семье. Органы опеки обязаны обеспечивать условия жизни и проживания этим детям, а также обеспечивать постоянный контроль над условиями содержания и воспитания этих детей. Для того чтобы передать ребенка в возрасте от 10 лет в приемную семью необходимо его согласие. Запрещается разъединять братьев и сестер, если это происходит не в пользу усыновляемого ребенка.

Согласно Главе 22 СК РФ, только в случае отсутствия возможности передать ребенка в одни из форм семейного попечительства, ребенок, оставшийся без попечительства родителей, предается в социальное учреждение по опеке и попечительству.

В ст.155.1 - 155.3 СК РФ отражены положения и права передачи ребенка в вышеуказанные социальные учреждения по опеке и попечительству.

В законодательстве подчеркивается, что при устройстве ребенка должны быть учтены его этническое происхождение, родной язык, религия, культура, возможность характерных черт характера для преемственности воспитания и получения образования.

Для реализации возможности принятия семьями граждан РФ детей, оставшихся без родительской опеки, был принят Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". В первой статье первой главы данного закона формулируются понятия "государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "региональный банк данных о детях", "федеральный банк данных о детях", "федеральный оператор государственного банка данных о детях", "региональный оператор государственного банка данных о детях" и "граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи".

Государственный банк данных о детях, оставшихся без родительской опеки, учитывает процессы сбора, обработки, накопления и хранения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи, а также совокупность всех информационных ресурсов о них. Данный банк формируется из региональных и федеральных банков включающих сведения обо всех детях, оставшихся без родительской опеки. Орган исполнительной власти субъектов РФ, осуществляет передачу детей семьям, готовым их принять, на основании собранной о них информации.

Данный банк был создан с целью ведения государственного учета за детьми, оставшимися без родительской опеки, для более качественного сбора и передачи информации семьям, готовым принять их, для контроля состояния воспитания и уровня образования этих детей, для хранения и передачи информации опекунским семьям. Он имеет единые требования: наличие стандартной анкеты, фотографии ребенка, копий документов. Самым основным документом является анкета ребенка, в которую включены личная информация о ребенке, его приметы, этнические особенности, состояние здоровья, черты характера, данные родителей и причины отсутствия родительского попечения. В соответствующие графы вносится информация о родственниках ребенка. Учитываются данные о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором по устройству ребенка, оставшегося без родительской опеки в приемную семью. Фотография ребенка от 3х до 18ти лет обновляется раз в 3 года, для детей до 3х лет, раз в один год.

В том случае если ребенок, оставшийся без родительской опеки, устраивается в новую семью по месту его фактического пребывания по истечении одного месяца со дня его первой регистрации, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету, которую в семи дневной срок вместе с фотографией и копиями личных документов ребенка передает соответствующему региональному оператору государственного банка данных о детях для занесения сведений в региональный банк данных о детях. Копии документов о данных и порядке усыновления ребенка в приёмную семью хранятся у приемных родителей, в органе опеки и попечительства, в социальном учреждении из которого он был перенаправлен. При изменении данных анкеты ребенка региональный оператор, в течение 3х дней, информирует федерального и регионального операторов. Федеральный закон от 16. 04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"

В соответствии с законом Российской Федерации анкета ребенка является строго конфиденциальной информацией. Данная информация может быть использована в средствах массовой информации и воспрепятствовать жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, в новой семье лицами, заинтересованными в этом, в том числе уже незаконными родственниками.

Основанием для прекращения ведения учета информации о ребенке может являться окончательное устройство в приемную семью, усыновление, достижение совершеннолетия, смерть ребенка, достижение дееспособности до 18ти лет, возврат к биологическим родителям при восстановлении их родительских прав.

Вывод: Федеральное законодательство ведет фактический учет о детях, оставшихся без родительской опеки, и при возникновении возможности предает его на воспитание либо в социальное учреждение, либо в приемную семью, либо возвращает ребенка биологическим родителям, при восстановлении их родительских прав. Контроль над учетом и сбор информации о детях напрямую влияет на передачу детей, оставшихся без попечения родителей в новые семьи, тем самым помогая улучшить материальное положение, уровень образования, воспитания и в целом помогает ребенку дать новую семью, тем самым изменив его жизнь к лучшему.

Опека и попечительство представляют собой комплексный институт семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий своей целью защиту личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. С его помощью недееспособные граждане рассматриваются в качестве полноправных субъектов многих правоотношений. Потребность в опеке и усыновлении как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов. На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Сведения далекого прошлого дополняются сг. 99 «Русской Правды», где говорится, что дети после смерти своего отца отдавались тому, кто им был ближе, при этом перед смертью отец мог назначить опекуном постороннее лицо.

Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться более четко. Появилась опека при жизни родителя по его завещанию или по назначению церковью. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительства. В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям - ее главной чертой стала сословность.

В конце XIX -начале XX в. в России по-прежнему основу деятельности опекуна составляли правила, аналогичные разработанным во времена Екатерины II. Несовершенство опеки того времени связано с отсутствием четкости в отношениях между опекунским учреждением и опекуном, а также четких правовых границ в деятельности опекуна.

После Октября 1917 г. форма устройства детей вместо сословного приняла общегосударственный характер. Предметом особого внимания стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка, общеполитические, идеологические установки значительно влияли на судьбу детей. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. по-прежнему много внимания уделял опеке и попечительству над несовершеннолетними как одному из способов защиты их личных и имущественных прав. На каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества.

В соответствии с современным законодательством Российской Федерации опека устанавливается над детьми, оставшимися без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, а также над лицами, признанными судом недееспособными в силу душевной болезни.

Попечительство - это форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте дт 14 до 18 лет и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается, кроме того, с целью их содержания, воспитания и образования, а также защиты их интересов в случае утраты ими родителей.

Вопрос о правовой природе опеки над несовершеннолетними считается спорным. Во-первых, это способ восполнения дееспособности ребенка, во-вторых - своеобразный институт представительства, без которого практически невозможно защищать права и интересы несовершеннолетних детей. В-третьих, опека представляет собой одну из форм устройства в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения. Что же касается правовых оснований опеки, то после появления нового Гражданского кодекса РФ (1997) и Семейного кодекса РФ (2001) их стало больше, чем прежде. Теперь значительный круг вопросов, связанных с опекой над несовершеннолетними, регулируется гражданским законодательством, той его частью, которая относится к физическим лицам. Сюда входят: общие принципиально важные положения; порядок установления опеки; критерии подбора опекуна; правила относительно исполнения опекуном своих обязанностей по распоряжению имуществом подопечного; условия и порядок прекращения опеки. Следовательно, значительная доля вопросов, касающихся опеки, решается с помощью Гражданского и Семейного кодексов. При использовании опеки как способа устройства ребенка в семью возникают специфические проблемы, которые можно (и нужно) разрешать с помощью норм семейного права, особенно когда речь идет об осуществлении прав и обязанностей опекуна и подопечного. Поэтому Семейный кодекс дает подробный перечень прав детей, находящихся под опекой, а также их опекунов (попечителей). Особое место в данном документе занимают правила опеки над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и социальных службах, а также права воспитанников.

В законодательной практике Российской Федерации существуют три формы социальной работы с совершеннолетними гражданами, частично или полностью утратившими дееспособность: опека, попечительство и патронаж.

Содержание социальной работы, осуществляемой опекуном либо попечителем, направлено на достижение единой цели - продление пребывания в привычной среде (в условиях семьи) граждан, частично или полностью утративших дееспособность. Данные формы предполагают индивидуальный подход к клиенту, активизацию возможностей опекуна или попечителя для обеспечения реализации потребностей клиента. Опекун (либо попечитель) способствует поддержанию, а в лучшем случае восстановлению социального статуса человека, ранее частично или полностью утратившего дееспособность.

Опека - социально-правовая форма зашиты граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического заболевания. Исторически в России существовали противоречия, связанные с определением правового статуса граждан, имеющих психические заболевания. Отечественные психиатры О.А. Чесотин, Н.Н. Баженов, С.С. Корсаков, В. П.Сербский выступали за создание законодательства, обеспечивающего, с одной стороны, защиту прав душевнобольных, с другой - защиту общества от тех или иных социально опасных действий граждан, имеющих психические заболевания. Исторически сложилось, что чаще всего опекунами являются родители, а если человек состоит в браке, то супруг (супруга) должны защищать права и интересы гражданина, признанного судом недееспособным. В случае отказа родственников от выполнения обязанностей опекуна, человек содержится за государственный счет в специализированном стационарном учреждении. Основываясь на врачебном заключении, суд может вынести постановление о разводе по заявлению здорового супруга. В отличие от российского законодательства английское право не связывает учреждение опеки с потерей гражданской дееспособности. Гражданин, имеющий психическое заболевание, сохраняет личные права и может свободно совершать гражданские акты, не теряющие своей юридической силы. Недействительной сделка признается лишь в том случае, если удается установить явно нелепое поведение больного в момент ее оформления.

На основании французского гражданского кодекса, изданного в 1804 г. (Кодекс Наполеона), предусмотрено три вида опеки, которые зависят от степени тяжести заболевания. Полная интерзик- ция (опека) исключает возможность больного пользоваться своими гражданскими правами. В более легких случаях предполагается установление опекунского надзора, когда суд признает гражданина ограниченно дееспособным и назначает советника. Суд может назначить временную администрацию над психически больным. Права временного администратора ограничены. Он может в какой-то период опекать имущество больного и заботиться о его лечении. Данные три вида опеки, безусловно, эффективны, так как устанавливаются в соответствии со степенью тяжести заболевания и способствуют предоставлению большего спектра прав, влияя на изменение правового и социального статуса подопечного. Так, опекунский надзор и временное администрирование повышают его правовой и социальный статус, предоставляя больше прав и свобод опекаемому гражданину.

В российском законодательстве предусмотрено установление попечительства как формы защиты граждан, офаниченных судом в дееспособности вследствие злоупофебления спиртными напитками или наркотическими средствами. В данном случае попечитель назначается на основании решения суда.

По просьбе совершеннолетнего дееспособного фажданина, «который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа» . Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен только с согласия данного гражданина.

Опека - социально-правовая форма защиты прав и интересов несовершеннолетних от рождения и до достижения возраста 14 лет, а также фаждан, признанных судом недееспособными. По содержанию опека предполагает постоянное взаимодействие опекуна и подопечного, устанавливается на длительное время. Опекун несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, компенсирует утраченные семейные связи и обеспечивает воспитание ребенка в условиях семьи. В отношении фажданина, утратившего дееспособность, опекун обеспечивает постоянный уход и содействует предоставлению медико-социальной помощи, социальной реабилитации, способствующих улучшению состояния здоровья подопечного.

Попечительство - социально-правовая форма, обеспечивающая содействие в осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей несовершеннолетних старше 14 лет, а также фаждан, которые офаничены судом в дееспособности вследствие злоупофебления спиртными напитками или наркотическими веществами. По просьбе совершеннолетнего дееспособного фажданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности, устанавливается попечительство в форме патронажа, прекращаемое по фебованию данного фажданина. Попечительство предполагает защиту подопечных от злоупофеблений со стороны фетьих лиц. При установлении попечительства существует автономность во взаимоотношениях попечителя и подопечного. Допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органов опеки и попечительства и при условии, если это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов несовершеннолетнего. В результате установления попечительства нал совершеннолетними гражданами подопечный самостоятельно несет ответственность за совершенные им сделки и за причиненный вред. Но в случае совершения крупных сделок, осуществления финансовых расходов (заработной платы, пенсии и иных доходов) подопечный должен получить согласие попечителя. Попечительство допускает периодический контакт попечителя и подопечного с разрешения органов опеки и попечительства.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 1997. - Ч. 1, 2. - С. 39.

Страница 1 из 2

Особенности законопроекта о социальном патронате и деятельности органов опеки и попечительства: теоретико-правовой аспект

Jus est ars boni et aequi.*
Законы должны искоренять пороки
и насаждать добродетели.

Цицерон.

В любой научной деятельности есть два взаимосвязанных направления: фундаментальные инновационные исследования и прикладные разработки по практической реализации фундаментальных достижений. Между ними нет «китайской стены», они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Результаты фундаментальных исследований могут иметь прикладное применение, а прикладные разработки дать толчок новым фундаментальным изысканиям и их уточнениям, и новым законам. Таким законом является законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства».

Патронат – передача детей на воспитание в семью на определённый срок, по договору: лучшая форма устройства детей, временно лишённых родительского попечения.

Автор считает, что социальный патронат – это система административно-правовых мер, применяемых органами опеки и попечительства с целью предотвращения социального сиротства и оказания семье неотложной помощи в воспитании, лечении, образовании ребёнка.

Что же касается опеки и попечительства, то это индивидуальные административно-правовые формы защиты прав ребёнка, оставшегося без попечения родителей, представляющие комплекс мероприятий по устройству его в семью, а также содержанию, воспитанию, образованию и представительству. Над малолетними лицами в возрасте до 14 лет, оставшимися без попечения родителей, устанавливается опека, а над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.

В преддверии принятия закона о социальном патронате ещё есть возможность у всей общественности России высказать своё мнение, касающееся острой проблемы Детства, которая требует своего законодательного решения.

Социальный патронат…, Опека и попечительство… По мнению автора эти формулировки не новы! Они появились в результате длительных эволюционных шагов всей русской истории, и долгое время были обозначаемы хорошими исконно русскими словами: «призрение», государственное призрение, надзор малолетних, составной частью которого является, патронирование русской семьи в свете принятых международных и наших национальных документов, закрепляющих законодательными актами Российской Федерации такую необходимую и полезную деятельность. Назрела настоятельная необходимость внесения определённых уточнений в уже принятые решения, чтобы отразить в них те качественные изменения, которых требует время, политическая, экономическая, социальная и нравственная сегодняшняя ситуация в российском обществе.

«Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть лёгким окажется путь», – приходят на ум слова известной нам песни «Перед дальней дорогой». Но лёгких путей, как мы знаем, не бывает, а значит в который раз надо «посидеть» и подумать основательно.

Уже обозначился громким эхом «родительский код», высказались правозащитники, предложив своё видение этой проблемы, рассчитывающие, что соответствующие выводы будут сделаны институтами опеки и попечительства, приёмной семьи и др. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, как и большинство российских граждан, против внедрения институтов ювенальной юстиции в нашей стране. Она считает, что опыт других государств, на который ссылаются поборники этого института, не отвечает национальным особенностям, культуре России, ее народов. Для неё неприемлемо лежащее в основе ювенальной юстиции искусственное противопоставление прав родителей и прав ребёнка, причем этим последним придается абсолютный приоритет. Она не видит оснований для такого противопоставления. По её мнению, в России для отстаивания интересов ребенка достаточно структур Уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка, институтов гражданского общества.

А Президент России В.В. Путин, найдя «риски» в законе о патронате, заметил, что суверенитет семьи нарушать нельзя, русской семьи с её давно и своеобычно сложившимися национальными традициями, где рядом живут добродетели и пороки и надо, чтобы «первые» восторжествовали (добродетели), а вторые (пороки) были искоренены с помощью «умных» законов, обсуждаемых большой российской семьёй.

А в центре законопроекта – ребёнок, составляющий опору трона государства и, принимая документ, «…мы должны видеть в ребёнке залог новых судеб человечества; и только это заставит нас осторожно обращаться с тонкими нитями детской души, ибо как раз из этих нитей будут некогда сотканы мировые судьбы».

Он считает, что в законодательных актах (законах) до сих пор отсутствуют определения, касающиеся самого понятия «социальный патронат», а значит, отправляясь в дорогу, надо ещё на пороге договориться о терминах.

За три года, начиная с 2009-го, на 6,9% увеличилось число поступивших в органы опеки и попечительства сообщений о детях, находящихся в обстановке, угрожающей их жизни и здоровью: в 2009 г. – 37 355, в 2011 г. – 39 947, в 2012 и 2013 гг. идёт увеличение.

Тезис «дети, находящиеся в обстановке, угрожающей их жизни и здоровью» сам по себе тревожен. Факты о поступивших в органы опеки и попечительства «тревожных» сообщений красноречивы, – статистика упрямая вещь. Но каковы причины этих поступлений, – остаётся за кадром, анализ цифровой никак не подкреплён анализом нравственным.

Проведённое исследование показало, что картина детства в Российской Федерации, представленная в 2001 году на Всемирном антитеррористическом форуме директором НИИ детства Российского Детского Фонда профессором Е.М. Рыбинским, вызывает опасение. В своём докладе он утверждал, что беспризорных детей, занимающихся бродяжничеством, в России около 2 миллионов. Идёт увеличение числа преступлений со стороны несовершеннолетних: если в 1990 году их было зарегистрировано 164 тыс., то в 2000 году – 195 тыс. В России 2 миллиона неграмотных детей, 675 тыс. детей-инвалидов и около 700 тысяч детей-сирот. Численность детей, совершивших правонарушения и преступления, от года к году растёт, детская преступность молодеет и феминизируется. В 1999 году зарегистрировано 17 тысяч случаев посягательства на жизнь детей, 200 детей убиты своими родителями, 1500 подверглись сексуальному насилию, 2000 покончили жизнь самоубийством, зарегистрировано 208 тыс. преступлений, совершёнными подростками, в результате 195 тыс. несовершеннолетних лишены свободы. В колониях для несовершеннолетних – 171 тыс., в домах ребёнка при женских тюрьмах – около 500 детишек до трёх лет. В 2013 году положение в сфере детства в России продолжает оставаться не просто тревожным, но во многих случаях катастрофическим. В 2011 году было зарегистрировано 654 355 детей-сирот. И только 18 000 граждан приняли решение взять ребёнка в свою семью.

За 2012 год в России выявлено около 74,7 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 12,7 тыс. чел. – дети-сироты, оказавшиеся без родителей. Глобальной представляется угроза роста количества социальных сирот (социальные сироты – дети, оставшиеся без попечения при живых родителях) – ежегодно на 7о тысяч. Более 62 тыс. чел. (83,0 %) – социальных сирот, имеющих родителей, но воспитывающихся в детских домах, домах ребёнка и т.д. было выявлено в прошлом году. На начало 2013 года на учете состояло 643 757 чел. детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 516 592 ребенка устроены на семейные формы воспитания; более 104 тыс. детей живут в интернатах. Социологические опросы населения, проводимые ВЦИОМ показывают, что россияне больше всего переживают за будущее своих детей. Проведённое автором исследование показывает, что по экспертным оценкам Россия будет ежегодно терять по 300 тысяч детей. И к 2025 году на население в 125-145 миллионов она будет иметь лишь 22 миллиона детей. А это означает, что через 15 лет мы будем на грани официальной катастрофы. Для сравнения: в США в данное время – 72 миллиона детей, а у нас почти в 3 раза меньше. К 2021 году у них будет более 100 миллионов детского населения, а в России уже в 5 раз меньше.

Количество разводов относительно зарегистрированных браков – 75%. Автор представляет себе, что стоит за этим. Женщина после развода остаётся незащищённой, а закон не может обеспечить её право на получение алиментов. Службы судебных приставов в регионах не работают, особенно там, где лишь до десяти процентов взыскиваются алименты. Уже возник прецедент о государственном алиментном фонде. Закон 2004 года, отменивший необходимость согласия органов опеки на выписку с жилплощади ребёнка, – ещё одна лазейка для горе-отцов и коррупции. Она привела к многочисленным случаям выселения отцами бывших жён с детьми на улицу. Это очень похоже на законодательные диверсии. Таким образом, девелоперы (посредники на рынке недвижимости) заработали огромные деньги, но никто из них ни одной копейки не вложил в социальное жильё. Законодатель пошёл на поводу в угоду банкам, рыночным отношениям без всякого обременения жильё продавать, закладывать, отчуждать, а пострадали дети. Можно ли считать это конституционным?! Катастрофически не хватает детских садов: детсады, поликлиники, санатории закрывались, перепродавались, сдавались в аренду, в обход закона перепрофилировались. И это делали олигархи, зарабатывая на приватизации этих зданий. Сегодня очередь в детские сады – на 10-15 лет вперёд.

Жестокое обращение с детьми в России в XX веке, – это обескураживающий прецедент. До сих пор отсутствует единый телефон спасения детей. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка совместно с МЧС России озвучили эту проблему. Выделяемые бюджетом средства на создание центров социальной защиты детей тратятся «нецелево», не по назначению. Требуется увеличение помощи беременным роженицам, многосемейным. Нуждается в совершенствовании Семейный кодекс; необходимо внесение изменений в законодательство о разводах, а также усиление уголовного наказания за неуплату алиментов и т.д. Детские «риски» – это не решение проблем в Российском обществе. А ведь Россия пыталась их решать в своей истории, в том числе ещё в дореволюционный период, думая о системе административно-правового регулирования защиты прав ребёнка.

Проведённое исследование показывает, что статистика изобилует болезненными цифрами социального сиротства в России, детских правонарушений, правонарушений взрослых в семье, искажённых их представлений о нормах личной нравственности и нравственной жизни, которые они показывают детям в ходе их воспитания, развития, образования и которые непременно должны быть поправлены. Закон должен сказать в том числе и об этом. На слабость экономического положения отдельных семей следует ответить заботой государства об их материальном положении. И здесь требуется принятие новых законов и решений. На пути, на предстоящей дороге нас всегда ждут барьеры, которые нужно преодолеть. Значит, нужны усилия для преодоления косности и малоподвижности, усилия сконцентрированной воли, мысли, чувства, разума, желания победить. Об этом нам всем предстоит подумать. И, прежде всего, о совокупности мероприятий по отношению к семье, где ребёнку плохо, о размере и объёме социального патроната, о тесном увязывании нового законопроекта с другими, уже принятыми, действующими, никем не отменяемыми.

Пусть не покажется странным, что серьёзной теоретической статье по проблемам социального патроната автор предложит идеи трёх замечательных мировых сказок, точнее даже притчей о Маленьком человеке, который заслуживает к себе Большого уважения всех взрослых: А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (Франция), Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и «Далёких мест не бывает» (Англия), Андрея Усачёва «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых» (Россия). Речь идёт о серьёзных педагогических и нравственных формулах, без знания и понимания которых, а главное, без отсутствия их в руках реформаторов, нельзя ничего серьёзного решить и принять. Выберем две главные из них: «Мы в ответе за тех, кого приручили» и «Зорко одно лишь сердце». Перефразировав их, автор говорит, что формулы эти звучат сегодня категорично по отношению не к одному только отдельному взрослому человеку, а к государству: «Мы в ответе за тех, кого обязаны приручить». И снова промедление смерти подобно, ибо повторяющимся рефреном звучат слова: «Спасти детей, а значит – спасти будущее».

Все три автора сказали своим интуитивным творчеством о маленьком человеке, о его достоинствах и загадках, о том, что, пройдя через призму науки, личность ребёнка становится достоянием всего существа. То же – в современных разрабатываемых законах о ребёнке и о социальном патронате, к нему в трудных случаях, обращённых, когда семья и родители при определённых обстоятельствах с ним не справляются и государство в лице опеки и попечительства хочет и обязано ему, маленькому человеку, помочь.

И «Маленький принц» (Франция), и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (Англия), и девочка Рэй Хансен пяти лет, и «Всеобщая Декларация прав человека» для детей и взрослых, пересказанная русским детским писателем А. Усачёвым, рассказавшим о Маленьком человеке, который работал и поведал всем Взрослым, «что хоть они и Большие люди, а того не разумеют, что в их сказочном городе люди удивительно безграмотны, они не знают или плохо знают Всеобщую декларацию прав человека. Особенно большие начальники» – высказывают правильные идеи.

Прав был Профессор В.В. Лунеев, сказав, исследуя вопросы совершения несовершеннолетними правонарушений, что несовершеннолетние – это будущее любой страны. Они составляют около 20% населения страны, но это 100% её будущего. Как бы мы ни относились к профилактической и воспитательной работе с ними, ясно, что противодействие девиациям несовершеннолетних – самая главная криминологическая проблема общества.

По мнению автора статьи, главными причинами преступности несовершеннолетних являются:
– Грубость, жестокость родителей при воспитании ребёнка.
– Алкоголизм, наркомания родителей.
– Употребление несовершеннолетним наркотических средств, психотропных веществ, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков.
– Отсутствие должного воспитания: безразличие родителей к умственным способностям ребёнка.
– Неудовлетворение потребностей несовершеннолетнего: духовных и материальных.
– Развитие ребёнка в негативной семейной обстановке (драки, скандалы, конфликты и др.).
– Непрививание ребёнку нравственных стремлений, связанных с развитием воли, установлением гармонии везде и всюду, где только представится к этому случай.
– Зависть ребёнка своим сверстникам, стремление к самоутверждению.
– Тяжёлое материальное положение семьи.
– Стремление ребёнка подражать своим друзьям-несовершеннолетним, уже совершившим противоправные общественно опасные деяния и др.

Автор не будет подробно останавливаться на изучении причин и особенностей правонарушений несовершеннолетних, так как это уже блестяще сделано Г. М. Миньковским, автором и руководителем первых комплексных работ по борьбе с преступлениями несовершеннолетних, защитившим первую докторскую диссертацию ещё в далёком 1974 году на тему: «Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР» и профессором, Лауреатом Государственной премии РФ по науке и технике Виктором Васильевичем Лунеевым.

Концентрирование усилий на «патронате» (повторюсь) – и дань времени, и тревожной статистике, и задаче, вытекающей из требований международных документов и из недостатка законодательной базы, законодательных решений… Ребёнок просит государство: «Спасите, защите меня! Я – гражданин Вашей страны, я – ваше настоящее и будущее, я – равный с Вами, взрослые, в правах. Но мне тяжелее, чем Вам. Имея права и обязанности, зафиксированные Всеобщей Декларацией прав человека, Декларацией прав ребёнка К.Н. Вентцеля, представленной автором в приложении к статье, Декларацией прав ребёнка 1959 года, Конвенцией ООН о правах ребёнка, я в праве рассчитывать на безусловное их исполнение».

И социальный патронат становится в этом смысле и целью, и средством защиты детей в их жизненных устремлениях и перспективах жизни, ответом на ожидаемые ребёнком изменения в его «трудной» жизни.

Чем совершеннее Закон, тем ближе он к осуществлению Добродетели. Так встаёт вопрос об искоренении пороков в законе о маленьком человеке и его семье, о реальном обретении им своих прав.

Выступая в Колонном зале Дома Союзов на Первом съезде родителей России, где была учреждена новая общественная организация «Родительская всероссийское сопротивление», представленная шестьюдесятью регионами, В.В. Путин назвал некоторые из пунктов законопроектов о социальном патронате и о контроле за обеспечением прав детей-сирот неоднозначными в трактовке, содержащими явные социальные риски. И добавил по существу: «Такую острую общественную реакцию вызвали законопроекты, предлагающие прямое или косвенное регулирование отношений между родителями и детьми, а также особые правовые механизмы в работе с несовершеннолетними».

Предупреждающе и упреждающе прозвучала мысль о том, что современные методы нужны, но применять их следует аккуратно. Здесь «не может быть места никакой келейности и навязыванию».

С чем же нужно быть острожным? – закон можно принимать только после максимально широкого обсуждения и обретения консенсуса, необходимо:
– уйти от слепого копирования чужого опыта;
– не разрушать традиции российской семьи;
– быть особенно осторожными с лишением родительских прав;
– устранять причины социальных болезней;
– всё внимание семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
– работать с родителями, которые отказываются от детей;
– помогать беременным, которые сомневаются, что смогут вырастить ребёнка;
– помогать тем, кто хочет усыновить детей, в том числе больных, упрощать процедуры, предоставлять льготы;
– действовать и решительно, и деликатно, не забывая о чувственной сфере семьи;
– «уйти от холодных формулировок»;
– в семье видеть национальное достояние.

Кроме того, автор считает, что необходимо обеспечивать надлежащие условия жизни, безопасность, уход, воспитание, образование и развитие, соблюдая при этом права ребёнка; оказывать социально-педагогическую, медико-психологическую помощь, начиная с реабилитационных шагов.

Также следует говорить о системе социального патроната, которая должна пронизывать всё общество: детский сад и воспитателей, школу и учителей, производственные коллективы и родителей. В 1917 году выдающийся педагог К.Н. Вентцель сказал, что никогда, быть может, вопрос о воспитании и защите прав детей-сирот не приобретал такой острой формы, как в настоящее время. Проблемы воспитания и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуальны и на сегодняшний день.

Необходимо внести также серьёзные изменения в уже существующий Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также во всю систему административно-правовой защиты прав ребёнка, увязывать, завязать их в один крепкий демократический узел всей системы профилактики, в том числе с Семейным кодексом. В работе, важной и полезной, требуется не сбрасывать со счетов образовательные, медицинские, юридические и иные организации, в том числе суд, оказывающие социальные услуги.

Основной целью исследования является разработка поправок в законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», проект которого уже внесён в Государственную Думу. Данный документ предполагает внесение серьёзных изменений в Федеральные законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об опеке и попечительстве».

Однако объективно можно утверждать, что отдельные положения проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» в целях реформирования системы административно-правового регулирования защиты прав ребёнка в России нуждаются в корректировках и уточнениях. Поэтому он предлагает свою редакцию данного нормативного правового документа.

В абзаце 7 статьи 1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлено: «семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».

Законопроектом, пунктом «а» части 1 статьи 2, предусмотрено слова «либо жестоко обращаются с ними» заменить словами «либо жестоко обращаются с ними, либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию».

Считаю, что в целях реализации задачи повышения уровня защиты и соблюдения прав ребёнка в семье, в ст.1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» необходимо закрепить отдельным абзацем определение «социально-опасного положения семьи». Полагаю, что без изложения данного понятия, невозможно говорить о «семье, находящейся в социально опасном положении».

В связи с этим автором разработано новое, более полное определение термина «социально-опасного положения семьи», которое включает две составляющие. Оно звучит так: «социально-опасное положение семьи – уровень требований общества по отношению к родителям, нарушившим равновесие и гармонию взаимоотношений с воспитываемым(и) ими ребёнком (детьми), и затянувшийся во времени промежуток, в течение которого в семье, испытывающей жизненные трудности, препятствующие осуществлению должного уровня родительских функций, ребёнок становится трудновоспитуемым по причине утраты этого равновесия». И тут учебное заведение (где вырастет ребёнок) и органы опеки и попечительства объединяются для проведения профилактической работы в ситуациях пьянства, алкоголизма, наркомании родителей.

При этом целесообразнее записать, что «семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию, развитию и образованию».

Пунктом «б» части 1 статьи 2 законопроекта предлагается дополнить статью 1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» абзацем, содержащим определение «социального патроната».

В законопроекте сказано, что «социальный патронат – форма осуществляемой органом опеки и попечительства индивидуальной профилактической работы, направленной на предотвращение утраты родительского попечения путём оказания семье, находящейся в социально опасном положении, социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего».

Нельзя забывать, что социальный патронат – это систематический комплекс помощи семье, целью которого является оказание не только социальной и духовной помощи, но и материальной в том числе.

Поэтому автор разработал собственное определение «социального патроната». Итак, «социальный патронат – форма осуществляемой органом опеки и попечительства индивидуальной профилактической работы с семьёй, находящейся в социальном опасном положении, направленной на восстановление должного уровня родительского попечения путём предоставления социально-педагогической, медико-психологической, материальной помощи, а также помощи в воспитании, развитии, образовании и защите прав несовершеннолетнего».

Важно, что законодатель в пункте «а» части 2 статьи 2 законопроекта изложил ключевое дополнение в часть 1 статьи 5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В случае принятия законопроекта органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних получат возможность проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, проживающих в семье, находящейся в социальном опасном положении.

Автор соглашается с законодателем, что часть 2 статьи 5 Федерального закона необходимо редакционно поправить. Изменение содержится в пункте «б» части 2 статьи 2 законопроекта: после слов «профилактическую работу» дополнить содержание статьи словами «, в том числе в рамках социального патроната». Таким образом, законодателем предлагается использовать следующую конструкцию ч.2 ст.5 ФЗ: Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу, в том числе в рамках социального патроната, в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, развитию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Социальное обслуживание. Социальная помощь.

Социальное консультирование

В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каж­дый человек как член общества имеет право на социальное обес­печение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в эко­номической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в со-

ответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Все государства, в том числе и Россия, подписавшие Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), . признают право каждого человека на социальное обеспечение.

Социальное обеспечение - государственная система правовых, экономических и организационных мер, направленных на ком­пенсацию или минимизацию последствий изменения материаль­ного и (или) социального положения граждан вследствие наступ­ления обстоятельств, признаваемых государством социально зна­чимыми (страховые риски). Социальное обеспечение осуществля­ется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависи­мости от источника денежных средств различаются два вида социального обеспечения:

    государственное (за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов);

    негосударственное (за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц).

Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

    государственное социальное страхование (за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством);

    государственное социальное обеспечение (за счет бюджетных средств);

    государственная социальная помощь малоимущим гражда­нам (за счет средств федерального бюджета, субъектов РФ, мест­ных бюджетов или дополнительных источников в порядке, уста­новленном законодательством РФ).

Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:

    денежные выплаты:

социальные пенсии (по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и др.);

пособия (по беременности и родам, гражданам, имеющим детей, и др.);

компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными граждана­ми, и др.;

стипендии;

материальная помощь и т.д.

  1. натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, про­дукты питания, технические приспособления для инвалидов - слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т.д.).

    социальные услуги и льготы (содержание в домах-интерна­тах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому, медицинская помощь, санаторно-курорт­ное лечение и т.д.).

Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реаби­литации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная опека- одна из предусмотренных гражданским и семейным законодательством форм заботы о гражданах, нуждаю­щихся в специальных мерах правовой защиты своих прав и законных интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспече­ния им надлежащих условий содержания, воспитания и образова­ния, а также над лицами, признанными по суду недееспособны­ми вследствие психического расстройства.

Попечительство - форма защиты прав и интересов несовер­шеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей и совершеннолет­них граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими ве­ществами. *

Органами опеки и попечительства в РФ выступают органы ме­стного самоуправления. Функции по опеке и попечительству вы­полняются:

    органами управления образованием в отношении несовер­шеннолетних лиц;

    органами здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

    органами социальной защиты населения в отношении дее­способных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здо­ровья.

Органы опеки и попечительства выявляют детей и подрост­ков, оставшихся без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, ведут учет таких детей, избирают формы устройства детей, осуществля­ют дальнейший контроль за условиями их содержания, воспита­ния и образования. Предпочтение отдается семейным формам ус­тройства несовершеннолетних. К ним относятся опека, усыновле­ние, воспитание в патронатной семье.

Опекун (попечитель) - законный представитель подопечного, он выступает в защиту его прав и интересов. Опекуна (попечите­ля) назначают органы опеки и попечительства по месту житель­ства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости уста­новления опеки (попечительства) над гражданином. В исключи­тельных случаях опека (попечительство) может быть установлена по месту жительства опекуна (попечителя).

Основанием для назначения опеки (попечительства) над не­совершеннолетними лицами служат:

    смерть родителей;

    лишение родительских прав вследствие их асоциального по­ведения;

    ограничение родителей в правах;

    признание родителей недееспособными вследствие болезни;

    длительное отсутствие родителей (продолжительные коман­дировки, нахождение в местах заключения);

    уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

    другие причины отсутствия родительского попечения.

В случае если ребенок находится в соответствующем воспита­тельном, лечебном, социальном или ином аналогичном учрежде­нии, опекунские (попечительские) обязанности возлагаются на администрацию данного заведения.

Социальная помощь- периодические и {или) регулярные меро­приятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.

Социальная недостаточность - социальные последствия нару­шения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности че­ловека и необходимости его социальной защиты.

Жизнедеятельность - сущность и свойства человеческого орга­низма объективно выполнять свои физиологические и физические (обмен веществ, раздражимость, способность к размножению, рост, приспособляемость к окружающей среде и т.д.), социальные (соци­альные отношения и социально-ролевые предписания) и другие функции. Жизнедеятельность обеспечивается как самим человеком, так и сложной системой мер со стороны общества и государства.

Понятие помощи - основная категория в социальной работе. Часто социальная работа понимается как совокупность конкрет­ных практических действий по оказанию экономической, психо­логической, информационно-консультативной или иной помо­щи больным, немощным, социально незащищенным или соци­ально дезадаптированным людям, нуждающимся в поддержке и защите извне.

В социальной работе помощь выступает как средство достиже­ния определенной цели. Она носит вспомогательный характер и в первую очередь направлена на раскрытие самозащитных функ­ций, активизацию потенциала индивида, группы или общины.

Существует несколько видов помощи:

    материальная помощь (оказывается людям, испытывающим затруднения);

    психологические консультации, психотренинги;

    правовая помощь;

    помощь в устройстве на работу.

В федеральном законе от 14.07.99 № 178-ФЗ «О государствен­ной социальной помощи» устанавливаются правовые и органи­зационные основы оказания государственной социальной помо­щи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживаю­щим гражданам. В ст. 1 определено: «Государственная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюд­жетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых то­варов». Государственная социальная помощь рассматривается как временная мера адресной индивидуальной поддержки в кризис­ной ситуации (услуги, пособия), способствующей устранению или уменьшению социальной недостаточности. Мероприятия про­водятся в рамках общей политики контроля над доходами (посо­бие по нуждаемости и др.), а также в особых ситуациях (вынуж­денные переселенцы, ликвидация последствий стихийных бед­ствий и техногенных катастроф и т.п.). Государственная соци­альная помощь может оказываться единовременно или на пери­од не менее трех месяцев в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты) или нату­ральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Она назначается решением органа социальной защиты населе­ния по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Социальное консультирование. Особенность консультирования состоит в том, что упор делается на ресурсы клиента (гражданина, семьи, группы, общины), которого ориентируют на нахождение соб­ственных решений.

Эта процедура часто используется с целью ориентации путем советов, указания на альтернативные формы помощи, определе­ния целей и обеспечения необходимой информации.

Консультирование часто путают с предоставлением советов.

Совет - это односторонний процесс, в рамках которого высказыва­ются мнения, выносятся суждения, предлагаются рекомендации, и все эти воздействия опираются на механизм убеждения.

Руководство - также односторонний процесс поддержки и стимули­рования, включающий в себя указание дальнейшего пути, обучение, инструктирование, воздействие.

Консультирование - двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей проблемы, пониманию необходимости действовать и выполнять адекватные действия.

По определению Британской ассоциации консультирования, под этим термином «подразумевается работа с индивидами и их взаимоотноше­ниями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, психо-

терапию, наставничество или решение проблем. Задача консультирова­ния - предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворИ тельной и полноценной жизни».

Таким образом, консультирование помогает:

    выбирать способ действий и действовать по собственному усмотрению;

    обучаться новому поведению;

    развивать личность;

    акцентировать ответственность клиента, т.е. признать, что независимый, ответственный индивид способен в соответствую­щих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а кон­сультант лишь создает условия, которые поощряют волевое пове­дение клиента;

    взаимодействовать клиенту и консультанту, основываясь на философии клиент-центрированной гперапии.

Основоположник этой терапии известный американский пси­хотерапевт К.Роджерс выделяет т р J* основных принципа этого направления:

    каждая личность обладает безусловной ценностью и заслу­живает уважения как таковая;

    каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

    каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения-

Выделяются следующие направления социального консультиро­вания: медико-социальное, психологО -педагогическое, социально- правовое, социально-управленческое И ДР- Правомерно выделить и социономическое направление консультирования, основная цель которого - оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружаю­ щими. Это позволяет клиенту расширить представления о себе, соб­ственной ситуации, понять свои новые возможности.

В результате консультирования клиент должен принять на себя ответственность за происходящее с ним. Особенность технологии кон­сультирования состоит именно в активизации резервов и внутрен­них сил клиента для решения проблемных, кризисных или конф­ликтных ситуаций.

Психолого-социальное консультирование долж­но строиться на следующих основных принципах:

    добровольное участие клиента в консультировании;

    безоценочное отношение к клиенту;

    ориентация на нормы и ценности клиента;

    запрет давать совет клиенту;

    анонимность консультирования;

    клиент должен быть включен в процесс консультирования;

    разграничение личных и профессиональных отношений.

При консультировании происходит взаимодействие двух или нескольких человек, консультант передает консультируемому лицу специальные знания или соответствующую информацию, цель которых - помочь ему в решении его проблем.

Метод консультирования включает в себя исследование про­блемы клиента, совместный с клиентом поиск позитивных путей ее решения, советы и рекомендации по ее разрешению. Консуль­тации помогают клиенту оценить свои проблемы, из возможных вариантов решения выбрать наиболее оптимальный. Результатом консультирования должно стать изменение внутреннего мира кли­ента, переосмысление им своих жизненных ценностей.

Все проблемы клиентов можно разделить на две группы:

Разрешимые (для которых существует всего одно решение);

Неразрешимые (лежащие в сфере человеческих ценностей, отношений, для них есть несколько или огромное число решений. Эти проблемы имеют отношение больше к чувствам, чем к фак­там. Например, женщина, подвергающаяся насилию со стороны мужа. Способов разрешения данной ситуации несколько: она мо­жет уйти от насильника, остаться с ним и терпеть унижения и побои, обратиться к специалистам кризисного центра и поста­раться изменить мужа и себя, собрать необходимые доказатель­ства жестокого обращения и обратиться в суд или по месту его работы и т.п.).

У большинства людей есть «правильные», с их точки зрения, решения неразрешимых проблем, с которыми они согласны и следуют им в жизни. Именно с этой группой проблем социально­му работнику приходится работать. В таких случаях консультиро­вание часто заходит в тупик: консультант старается помочь, а кли­ент сопротивляется.

Консультирование состоит из следующих стадий: разблокиро­вания, изменения, блокирования. На первой стадии подвергают­ся сомнению прежние нормы и ценности, разблокируются суще­ствующие установки, «освобождается место» для новых норм и ценностей.

Для того чтобы произошли изменения в сознании клиента, необходимы идентификация и интернализация I . Если клиент иден­тифицирует себя с человеком, имеющим желаемые установки, то у него может возникнуть желание измениться. Необходимо, чтобы пробы были удачными.

Под заблоккрованием понимается окончательное принятие и интеграция желаемых установок, новые нормы и ценности ста­новятся постоянной частью личности и управляют ее деятельно­стью.

В социальной работе используется несколько типов консульти­рования:

    общее консультирование клиентов специалистами социаль- ^ ной работы;

    специальное консультирование клиентов специалистами со­циальных служб или учреждений по направлению социальных работников;

    обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреж­дений;

    договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.

При консультировании нужно помнить.

    Это процесс взаимовлияния, где воздействие консультанта заключается не столько в его словах, сколько в его личности.

    На консультанта налагается нравственная ответственность, т.е. необходимо быть таким человеком, чтобы можно было влиять на других.

    Консультант должен развивать в себе способность к эмпатии. Он должен уметь расслабляться физически, умственно и духовно, с готовностью входить в душевный мир другого человека и изме­няться в процессе консультирования.

Специфический вид консультативной деятельности - дистан­ционное консультирование, а его основная форма - телефонное консультирование. «Телефон доверия» относится к самостоятель­ным видам психологической помощи. «Телефоны доверия» раз­нятся типами отношений, складывающихся между собеседника­ми. Можно говорить об их трех типах.

Модель «Врач помогает пациенту». Телефонный кон­сультант, как врач, берет на себя ответственность за жизнь (и здоровье) обратившегося (например, телефон в США - 911).

Модель «Специалист помогает клиенту». Помощь специалиста-психолога в решении проблемы, которую ставит пе­ред ним позвонивший.

Модель «Человек помогает чел овеку». Общение двух людей, один из которых нуждается в помощи. Помощью служат как сами складывающиеся между ними отношения, так и дей­ствия телефонного консультанта по разрешению кризиса позво­нившего.

У «телефона доверия» две основные цели: предупреждение кри­зисов и их купирование. Для достижения первой цели необходимо добиваться снижения уровня агрессивности в обществе (агрессии, направленной на других, и аутоагрессии), предотвращения само­убийств и ослабления психологического дискомфорта в семьях. По «телефону доверия» ведется психологическое консультирова­ние, оказывается экстренная психологическая помощь, позвонив­ших адресуют к иным службам, где их запросы могут быть удов­летворены более полно и квалифицированно.

Для купирования кризиса необходимо оказывать неотложную психологическую помощь в момент обращения по телефону, по­мочь абоненту пережить кризисную ситуацию и иные психотрав- мирующие конфликты; выявлять случаи насилия над детьми и т.д.

Принципы деятельности «телефона доверия»:

    анонимность;

    конфиденциальность;

    равенство и взаимоуважение;

    раскованность и чистосердечность клиента в изложении си­туации или проблемы, так как с консультантом он никогда не встретится, отсюда и отсутствие страха;

    недирективность;

    доступность. Кризисная линия предполагает 24-часовой ре­жим работы;

    рабочие связи с другими службами города («скорая помощь», приемный покой травмопункта, больницы, ночной пункт про­филактики венерических болезней при КВД, отделения милиции, центры помощи наркоманам, алкоголикам, лицам, пережившим сексуальное насилие, и т.д.).

К дистанционному консультированию относится также кон­сультирование по переписке, или скриботерапия, когда нет теле­фонной связи в данном населенном пункте, телефона у клиента и в случаях нежелания клиента встречаться с глазу на глаз со специ­алистом.