Социальная обусловленность законодательства. Социальная обусловленность правовых норм

Развитие медицинской науки позволяет спасти жизнь безнадежно больным людям, разработка и внедрение новых лекарственных средств приблизило Россию к мировым стандартам качества оказания медицинской помощи.

Произошедшие в последнее десятилетие изменения в экономике страны привели к созданию принципиально новых условий, в которых приходится функционировать лечебным учреждениям. Изменились источники финансирования, появилась система медицинского страхования, в повседневную жизнь вошли товарно-денежные отношения, договоры. Пациент теперь не просто больной, а потребитель медицинских услуг, т. е. в условиях развивающегося капитализма идет формирование рыночной экономики3. В период проведения социально-экономических реформ в стране здравоохранение распалось на государственное: федеральное и региональное, а также муниципальное, происходит формирование института частной медицинской практики. Дезинтеграция государственной монополии здравоохранения носила стихийный характер, не имея под собой ни стратегии, ни нормативно-правовой базы. В результате чего сложилась несбалансированная и нестабильная система национального здравоохранения. Особенностями новообразованной структуры являются: нарушение вертикали управления на всех уровнях и, как следствие, преобладание интересов отдельных муниципальных образований в ущерб государственной программе обеспечения охраны здоровья граждан. Утрачена профилактическая направленность в системе здравоохранения. Основное внимание сосредоточено на дорогостоящей стационарной медицинской помощи, при том что амбулаторное лечение более экономично и доступно широким слоям населения. Декларированные Конституцией Российской Федерации гарантии бесплатной медицинской помощи гражданам на практике ничем не подтверждаются, люди вынуждены оплачивать предоставляемые им услуги и лекарства.

Несовершенство системы сопровождается низкой эффективностью использования внутренних ресурсов со смещением медицины как вспомоществовательной отрасли в сторону удорожания обслуживания. Наиболее острые из перечисленных проблем вошли в комплексные программы здравоохранения и медицинского страхования. При этом некоторые их них требуют оперативного вмешательства и незамедлительного разрешения. Это: -

снижение демографических показателей ввиду отрицательного влияния на здоровье человека экономических, политических и социальных кризисных факторов; -

недостаточное финансирование отрасли и отсутствие тенденции к его увеличению; -

низкое качество оказания медицинской помощи, рост недовольства таким положением вещей со стороны пациентов, медработников и экспертов страховых медицинских компаний4.

На фоне обозначенных недостатков в системе здравоохранения прослеживается негативная тенденция развития взаимоотношений «пациент - медицинский работник». Нарушения законодательства в области медицины не получают должной оценки со стороны правоохранительных органов, и конфликтные ситуации, имеющие в своей основе гражданско- правовую природу, постепенно перерастают в деяния, квалифицируемые Уголовным кодексом Российской Федерации.

Еще не так давно медицина широко использовалась «компетентными

органами» для решения политических проблем"5. Анализируя возникновение и раз витие криминогенной ситуации в медицинских учреждениях, приходим к выводу, что она обусловлена в большей степени личностью самого преступника, т. е. медицинского работника.

В традиционном понимании это лицо, совершившее преступление, с ярко обозначенной антиобщественной направленностью, выражающей совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения. В данном определении отражена взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием понятия личности преступника. Всякая личность - индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальная форма отражения бытия и духовных ценностей общества. Выделяют несколько классификаций преступников, однако ни одну из них мы не считаем полной, поскольку мы говорим об особой группе лиц, совершивших преступные деяния. Необходимо изучение личности врача-преступника, ее трансформаций как субъекта профессии, обусловленных сферой деятельности в системе общественных отношений. В связи с чем требуется переосмыслить некоторые общие теоретические положения.

Целесообразно определить структуру личности преступника, совершающего правонарушения в медицинской отрасли. Как правило, это лицо в возрасте от 17 и от 22 лет для среднего и высшего медицинского образования соответственно. Интеллектуальное развитие - среднее или выше среднего, так как жесткий конкурсный отбор при поступлении в медицинские вузы предполагает глубокие знания абитуриентов как по специальным, так и по общеобразовательным предметам. Хотя коррумпированность приемных комиссий позволяет зачислять в число студентов и лиц, обладающих весьма примитивными познаниями в области наук6. По уровню социального благосостояния наблюдается относительное равноправие среди студентов: примерно по 33% приходится на каждый социальный слой (дети из малообеспеченных семей, дети из семей среднего уровня дохода и дети из семей с высоким уровнем дохода; последние - это дети из среды медицинской интеллигенции). К моменту окончания первичной специализации (интернатуры или ординатуры) наблюдается четкое расслоение:

На медицинских работников, имеющих низкий уровень дохода (средняя заработная плата начинающего врача составляет 2,7 тыс. рублей в месяц);

медицинских работников, имеющих материальный доход значительно выше среднего (большая часть таких работников занимает достаточно высокое должностное положение и (или) имеет ученую степень и (или) ученое звание).

Изучение потребностно-мотивационных и ценностно-нормативных характеристик личности врача позволяет сделать вывод: основные мотивационные искажения, ведущие доктора к нравственному конфликту между выполняемыми им общественно полезными функциями и фактическим пренебрежением к своим должностным обязанностям закладываются еще на этапе обучения в высшем учебном заведении. Психолого-педагогическая направленность большинства медицинских вузов страны не соответствует тем нормам и требованиям, которые предъявляет к ним общество.

Среди главных проблем современного медицинского образования выделяются следующие: 1)

недостаточность финансирования для реализации программ высшего профессионального образования; 2)

дефицит высококвалифицированного профессорско- преподавательского состава вуза; 3)

отсутствие должного этического отношения к студенту.

Специалист, заканчивающий высшее учебное заведение, в настоящее

время оказывается неподготовленным к выполнению обязанностей врача: недостаточная квалификация сочетается с моральной дезориентацией. Вопросам профессионального, качественного состава большое внимание уделял профессор судебной медицины Я. А. Чистович (1820-1885 гг.). В своей книге «История первых медицинских школ в России» он пишет, что среди студентов медицинских факультетов «оказались такие, которые не только не знают, но и не способны к учению по тупости и неразвитости. Содержание их в госпитале истощало бюджет, не подавая никаких надежд на будущее, не говоря уже о том, что они закрывают двери Петербургских школ другим и более даровитым молодым людям»7.

Для выявления социальных факторов, влияющих на формирование личности потенциального преступника, среди студентов Челябинской государственной медицинской академии было проведено исследование- анкетирование, включающее 10 вопросов. Студенты могли выбрать один, несколько вариантов ответа или же не отвечать вовсе. Тестирование проводилось анонимно для получения более полных ответов.

Из анализа полученных данных следует: большинству студентов (84,3%) нравится их специальность, самостоятельно выбор в пользу медицины сделали 25,3%, мнение родителей повлияло на 61,3% опрошенных.

Одна из причин - желание получить высшее образование (6,7% студентов), сомневаются в «получении материальных благ от результатов врачебной деятельности» 1,7% студентов.

Получив диплом врача, можно с успехом реализоваться в другой профессии, требующей концентрации внимания и трудоспособности: менеджер, частный предприниматель, представитель фармфирм и др., - так считают 43,0% опрошенных.

Лишь 15,0% респондентов собираются работать по специальности. Неоднозначную реакцию у студентов вызвал вопрос: «Как Вы считаете, что (кто) играет важную роль при формировании личности будущего врача?». Ответы анкетируемых распределились следующим образом: 62,7%- преподаватели; 100- собственный труд; 21,0- стремление (воля); 8,3- дисциплинированность; 3,3 - генетические задатки; 91,0% - коллеги.

При обучении испытывают трудности 95% студентов: постоянно либо во время сессии. Учеба в медицинском институте считается одной из самых сложных. При этом на вопрос: «Что Вам не нравится при обучении в медицинском институте?» - ответы распределись следующим образом: человеческие трупы- 19%; отвлеченное отношение к человеку (как к подопытному) - 37; большое количество предметов / загруженность учебной программы, постоянный контроль знаний- 99; нарушение профессорско- преподавательским составом вуза поведенческих и морально-этических норм по отношению к студентам - 71%.

На вопрос: «Вы бы пошли на прием к своим сокурсникам?» - 97% анкетированных ответили - «нет».

При ответе на вопрос: «Что Вам не нравится в выбранной профессии?» - студенты выделили следующее: низкий уровень оплаты труда - 52%; низкий социальный статус - 38; вредные условия труда- 7; постоянно видеть больных и «измученных» людей - 3%.

Большинство опрашиваемых (77,7%) неоднократно становились свидетелями конфликтных ситуаций между врачами и пациентами. Процесс оказания медицинской помощи относится к категории «трудных ситуаций» для больного. Предпосылок для их развития в медицине много, и если подобные факты не предупреждать, то ситуации из «трудных» перерастают в конфликтные. Сотрудники медико-правового центра Иркутского государственного медицинского университета убеждены, что рост числа конфликтов между пациентами и врачами можно остановить, и прежде всего- повышением мотивации медицинских работников к соблюдению прав пациента8.

Проанализировав ответы респондентов на вопросы о моральных качествах врача, можем предложить идеальный образ медицинского работника: лицо, обладающее интеллектом, профессионализмом, внимательностью, тактичностью, терпеливостью, чувством долга, эмоциональной стабильностью, коммуникативностью, гуманизмом, уверенностью в себе, увлеченностью работой, быстротой принятия решения, лидерскими и другими положительными качествами.

Следовательно, любое отклонение в поведении врача от данной модели воспринимается обществом как минимум неэтичным, и абсолютно неприемлемы невнимательность, цинизм, агрессивность, мелочность, лень, расизм.

При беседе с пациентами, находящимися на излечении в трех ведущих клиниках г. Челябинска, было выяснено следующее: 59,7% считают, что врач к ним относится невнимательно; 5,3% опрошенных отмечают агрессивность в поведении врача; 25,0% больных убеждены, что поведение их лечащего врача является идеальным с этической точки зрения; 10,0% респондентов полагают, что поведение врача является непрофессиональным, но в чем именно затрудняются ответить. На вопрос: «Какие в основном эмоции Вы испытываете по отношению к медицинским работникам?» - ответы распределились следующим образом: доверие- 65,7%; симпатию- 15,3; антипатию- 14,3; недоверие- 4,7%. Таким образом, большая часть пациентов доверяет своему лечащему врачу.

Однако реальное восприятие личности врача все же не соответствует идеальной модели, студенты медицинских вузов отчетливо это понимают, но не стремятся противодействовать нарастающей негативной тенденции в восприятии образа врача, тем самым способствуя постепенной профессиональной деформации личности медицинского работника.

Профессиональная и моральная деформация медицинского работника обусловлена следующими причинами: 1)

отсутствием профессионального взаимопонимания между бывшим студентом и практикующими врачами; 2)

негативным восприятием пациента как источника эмоционального дискомфорта (трудозатраты врача на обследование и лечение больного намного выше, чем моральное, а главное - материальное удовлетворение от выполненной работы); 3)

чувство сплоченности, характерное для медицинских коллективов, способствует перераспределению профессиональных обязанностей по отношению к пациенту, и, как следствие, происходит перекладывание ответственности за допущенные ошибки; 4)

нереализованность в выбранной специальности вызывает у врача чувство профессиональной никчемности, что приводит к врачебным ошибкам - профессиональным преступлениям.

Важен и статус медицинского учреждения, в котором работает врач.

Нас интересуют, прежде всего, условия труда и как их оценивают сами медицинские работники. Результаты нашего исследования приведены в приложении 1.

Можно сделать вывод, что большинство врачей удовлетворены своим местом работы и ощущают уверенность в завтрашнем дне. В то же время оснащение лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) современным диагностическим оборудованием и медикаментами, по мнению опрошенных, не соответствует нормативам, предусмотренным государственной программой и возросшим потребностям пациентов. Существенными моментами, осложняющими медицинскую деятельность, являются: низкий уровень заработной платы (его отметили 100% анкетируемых) и отсутствие правовой защиты (97%). Полагаем, что именно внешняя составляющая работы программирует стереотип поведения врача.

Стратегия, выбранная врачом, проявляется в ролевых установках, где поведение доктора - доминирующий фактор в развитии событий.

Существенное значение при характеристике личности преступника играет его социальный статус. Именно в соответствии с социальным статусом человека ассоциируется определенная манера поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызывать конфликт личности с обществом либо со своим окружением. Необычная тенденция наблюдается в медицинском коллективе: социальный статус врача считается настолько неповторимым, что представитель другой профессии воспринимается как «чужак», неспособный понять уникальность менталитета большинства. Но чувство единства и сплоченности между людьми, выбравшими свой путь в медицине, всегда остается незыблемым. Например, существует негласное правило: если врач приходит на прием к своему коллеге, то не стоит в очереди среди других пациентов. Это, как правило, негативно сказывается на качестве оказываемых услуг. При анонимном анкетировании врачей одной из клиник г. Челябинска на вопрос: «Как часто к Вам обращаются пациенты по поводу некачественного оказания Вами медицинской помощи?» - мы получили следующие результаты: -

пациенты никогда не обращались по данному вопросу - 27%; -

крайне редко - 35%; -

часто, но их претензии являются необоснованными - 33; -

«обращаются, но пусть попробуют что-нибудь доказать» - 5%.

Общим является крайне негативное отношение врачей к тому, что

пациенты могут усомниться в их квалификации, а в случае необходимости врачами не отрицается и возможная фальсификация медицинских документов9.

Ненадежность такого источника медицинской информации, как история болезни (карта амбулаторного или стационарного больного), общеизвестна, однако никто не может предложить другого, более эффективного и объективного способа оценки предоставляемых услуг в медицинских учреждениях.

Крайне небрежное оформление медицинских документов в поликлиниках и больницах почти что норма.

Зачастую при поступлении больных в стационар описание их органов и систем в документах не отражено, что ведет к упущениям, влекущим за собой диагностические ошибки. В сложных случаях не проводят дифференциальную диагностику, иногда больные несколько дней находятся в стационаре без диагноза. При возникающем затруднении квалификации диагноза в приемном отделении не проводят (либо не оформляют) осмотры пациента группой специалистов. При этом каждый медик выступает в качестве консультанта, без участия лечащего врача, отвечающего за больного при поступлении в медицинское учреждение. При осмотре находящихся на излечении заведующий отделением вносит в историю болезни скупые, эпизодические записи. Этапные эпикризы не оформляются, не дается трактовка состояния больных. Консилиумы собираются неоправданно редко, как правило, с большим запозданием, когда состояние больных уже безнадежно10.

Недостатки в ведении документации свидетельствуют о некачественном оказании медицинской помощи. Зачастую встречается небрежное оформление как самой истории болезни, так и ее титульного листа11, что является нарушением при заполнении медицинских бумаг, имеющих юридические функции. Можно выделить наиболее частые отступления от правил: -

поверхностный, неинформативный характер записей дежурного врача - 82%; -

неразборчивый почерк - 72%; -

логические ошибки в последовательности развития заболевания -

отсутствие обоснования диагноза - 54%; -

сокращения в истории болезни (в тексте, диагнозах) - 45%; -

исправления или зачеркивания - 33%; -

подписи клинических интернов или ординаторов вместо подписи лечащего врача - 26%; -

неуказание времени осмотра пациента дежурным врачом в стационаре - 15%; -

отсутствие даты установления клинического диагноза - 12%. Общими недостатками являются: неинформативность дневников, отсутствие интерпретации исследований, неудовлетворительное описание текущего статуса больного, употребление терминов «норма», «без особенностей», отсутствие полного описания наблюдаемой картины. Все это свидетельствует о небрежном отношении лечащих врачей к функциональным обязанностям.

Еще одним важным моментом является возможность реализации личностных установок медицинского работника в конкретных жизненных ситуациях. Существуют три типичные ситуации, в которых может реализоваться преступный потенциал личности.

Первая ситуация связана с интенсивной рабочей нагрузкой врача или медсестры. Например, врач-хирург может провести на своем рабочем месте непрерывно около 30 часов, врач-анестезиолог во время суточного дежурства может наблюдать до 10 больных, находящихся в крайне тяжелом состоянии. При подобной нагрузке в напряженной обстановке врач склонен к стереотипным, шаблонным действиям и не в состоянии объективно проанализировать сложившуюся ситуацию, что может привести к нарушению прогнозируемого течения заболевания. Нарушается физиологическая способность контролировать свои действия и адекватно оценивать имеющееся положение вещей; вероятность того, что врач совершит ошибку и профессиональное преступление, достаточно высока.

Вторая ситуация связана с тем, что врач, в силу отсутствия необходимых профессиональных знаний, выбирает неверную тактику обследования и лечения.

Третья ситуация связана с грубым нарушением основ медицинской этики и отказом доктора от оказания медицинской помощи больному. Нарушение определенных моральных правил и положений деонтологии является для лиц этой категории закономерным звеном жизни, бессознательным стремлением оказаться в таких ситуациях, в результате которых они могли бы испытывать максимальное чувство превосходства над другими и пребывать в этом состоянии длительное время.

Можно предположить, что вероятность ошибки уже запрограммирована в общественных отношениях «врач - пациент». Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложен весьма нелогичный выход из сложившейся ситуации. По данным информационного агентства «Новые известия», Минздравсоцразвития готовит документ, который позволит штрафовать недобросовестных медиков. Таким образом планируется уберечь россиян от врачебных ошибок. Можно отнестись к этой идее скептически. Бороться с ошибками надо страхованием медицинской ответственности, повышением заработной платы и улучшением качества подготовки специалистов. Сколько именно придется «заплатить» врачам, «забывшим» в теле пациента скальпель или поставившим неправильный диагноз, еще неизвестно. Однако инициатива штрафов уже вызвала бурное обсуждение в медицинских кругах. «Если врач виноват, то он должен отвечать за свои поступки, - сообщил "Новым известиям" заведующий травматологическим отделением при Московской городской больнице № 33 А. Назыров. - Я бы таких и диплома лишал. Обвинение врача в некомпетентности, как правило, имеет под собой реальную основу. Случаи, когда медика обвиняют в недобросовестности ни за что, по личным соображениям, встречаются все же редко»10. Впрочем, не все разделяют это мнение. Размер штрафов не определен, система установления медицинской вины не разработана и даже само понятие «недобросовестный» слишком абстрактно.

Кроме того, нельзя забывать о проблеме загруженности российского врача. Влиять на добросовестность эскулапов надо не только «кнутом». Существенно снизили бы процент врачебных ошибок «пряники» в виде четкого регламентирования взаимоотношений «врач- больной». «До тех пор, пока врач не заинтересован в этом месте работы, до тех пор пока нет конкуренции в этой сфере, социальной защиты (как в форме высоких зарплат, так и в виде страхования ответственности), никакие штрафы не помогут, - пояснил "Новым известиям" президент Национальной ассоциации защиты прав пациентов Д. Фустов. - Необходимо также обращать внимание на уровень подготовки специалистов. Сейчас многие медвузы выпускают недоучек. Но даже при таком комплексном подходе результаты проявятся не сразу, а лет через пять в лучшем случае»1\ Самые безобидные последствия в случае принятия законопроекта- недовольство в медицинских кругах и резкий отток кадров. Возможно, штрафы спровоцируют показательную «охоту на ведьм»12.

Анализ основных тенденций реформы в области здравоохранения позволил нам выявить проблемы, требующие первоочередного разрешения: 1)

низкий уровень профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях при высоком уровне коррупции (взяточничество при поступлении в медицинский вуз сопровождается «поборами» при сдаче сессионных экзаменов); 2)

низкий уровень заработной платы медицинского работника при ненормированности и большой напряженности трудового дня; 3)

принцип коллективизма, который присутствует во многих больницах, способствует «перекладыванию» ответственности за больного с одного врача на другого; 4)

чувство безнаказанности за совершение профессиональных проступков обусловлено тем, что судебно-медицинские эксперты скрывают ошибки своих коллег, а отсутствие специальных знаний не позволяет потерпевшему и сотрудникам правоохранительных органов в полной мере разобраться в обстоятельствах дела; 5)

отсутствие надлежащего контроля за медицинской документацией: значительное количество историй болезни переписывается, дописывается, теряется в архивах; 6)

отсутствие необходимого оборудования, недостаточное обеспечение лекарственными средствами больниц, особенно сельских.

В заключение подчеркнем исключительную роль личности медицинского работника в аспекте криминологической профилактики преступности в сфере оказания медицинских услуг. В связи с чем необходимо проведение комплексных исследований в данном направлении с привлечением специалистов в области права, здравоохранения, экономики (социального страхования) с целью создания необходимых условий для развития медицины.

I0J 1,12 Обзор прессы // http://www.roLru/news/misc/press/07/03/22_001 .htm#2. - 2007. - 22 марта.

Социальная обусловленность права.

Социальная обусловленность права входит в круг вопросов, исследуемых социологией права. Социология права – отрасль социологии, изучающая влияние социальных условий на весь жизненный цикл нормы права – правотворчество, правоприменение и правоохрану, ибо правовые нормы возникают из фактически существующих общественных отношений. Это главный тезис социальной обусловленности права. Помимо этого, право возникает непосредственно из социальных предпосылок, т.к.:

· право относится к системе социальных норм, которые в совокупности определяют поведение личности в обществе и формируют структуру общественных отношений. Социология права изучает воздействие права на общественные отношения во взаимодействии с другими социальными регуляторами: обычаями, моралью и т.д. Этот раздел социологии также рассматривает проблему о соотношении права и морали, права и традиций и т.п.

· социология права как часть социологии рассматривает правовую область как одну из социальных подсистем, изучаемую сквозь призму социального действия и взаимодействия.

Итак, проблематика социальной обусловленности правовых норм и порожденных ими правоотношений включает в первую очередь вопросы адекватности существующего права фактической социальной реальности, соответствия законодательства реальным тенденциям развития общественных отношений.

Исследование социальной обусловленности права предусматривает анализ социальных факторов, имеющих в первую очередь неправовой характер и оказывающих воздействие на процесс формирования и развития права.

Рассмотрение права как социальной системы вызвало необходимость исследовать взаимовлияние совокупности социальных факторов, воздействующих на право и обратное действие права на социальную практику.

Правовые нормы функционируют в сфере фактических общественных отношений, регулируют их и одновременно соответствуют их содержанию.

Правовое оформление тех или иных общественных отношений происходит в условиях, когда еще не сложились устойчивые принципы социального взаимодействия. Зачастую сама законодательная практика выступает инициатором создания совершенно новых отношений, призванных решать актуальные задачи удовлетворения социальных потребностей и обеспечения наиболее важных направлений в общественном развитии.

Конкретные социологические исследования социальной обусловленности права направлены на выявление таких видов общественных отношений, которые не охваченны действием права или же конкурируют с законом.

Социальная обусловленность права означает также и выполнение правом социальных функций. Основной социальной функцией права является интегративная – функция сплочения социальных образований. Правовая система направлена на достижение основной цели – социального согласия, консенсуса.

К дополнительным социальным функциям права можно отнести:

· регулятивную, выражающуюся в наделении субъектов правоотношений определенной суммой прав и обязанностей как по отношению друг к другу, так и по отношению к государству и его органам;

· коммуникативную, призванную при помощи юридических норм довести до сведения участников общественных отношений позицию государства о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении;

охранительную, обусловленную необходимостью защиты общественных отношений, охраны интересов гражданина, социальной группы, общества в целом, предотвращения правонарушений.

Социальные функции права. В социальном институте можно выделить внешнюю форму проявления и внутреннее содержание. Внешне социальный институт представляет собой совокупность учреждений, финан совых и материальных средств, кадровых ресурсов. Внутренняя же сторона социальных институтов предстает как совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, ответственных за осуществление определенных функций.

Праву свойственны все общие черты социальных институтов: наличие определенных функций, иерархии, нормативной стороны и культурно-идеологических символов. Рассмотрим частные особенности права как социального института. Право - важнейший фактор социального порядка. Оно обеспечивает социальную ста­бильность, предохраняя индивидов и общество в целом от различных проявлений деструктивного и антисоциального поведения. Право выступает гарантом стабильности и предсказуемости в общественных отношениях. Нормы права регулируют все важнейшие стороны общественной жизни, контролируют работу государственных учреждений и организаций. Как нормативное образование право участвует в формировании структуры общества, контролируя пределы допустимого в деятельности индивидов и государства. Право является частью действующего в обществе социального контро­ля. Право тесно связано с политической жизнью общества, выступая как инструмент политики. Наконец, право выступает составной частью ценностной системы общества, отражая и воплощая ценности, характерные для этого общества.

Вопросы функционирования социального института права представляют большой интерес для изучающих право исследователей. Среди функций, выполняемых в обществе правом как социальным институтом, можно выделить следующие:

Интегративная функция. Она проявляется в том, что право обеспечивает существование и сохранение в обществе объединяющего и полностью пронизывающе го его порядка. С помощью правовых норм и соответствующих санкций достигается превалирование в обществе тенденций к его сохранению и укреплению над тенденциями к разрушению и аномии. Обеспечи­вая наличие в обществе определенного необходимого уровня конформности, право способствует выживанию и адаптации общества как системы. Не случайно право сравнивают с иммунной системой общества. Интегративную функцию права можно считать ос­новной его функцией, рассматривая все остальные как производные.

Регулятивная функция. Право регулирует все происходящие в обществе процессы, выполняя роль уни версального социального регулятора. Оно четко предписывает каждому индивиду, организации, группе вы полнять определенные обязанности, а также пользовать ся определенными правами. Тем самым право стиму лирует слаженное развитие социального организма, за крепляет существующие социальные отношения и спо собствует их совершенствованию.

Охранительная функция. С регулятивной функ цией права тесно связана его охранительная функция, направленная на защиту индивидов, групп и организа ций от возможных нарушений их прав и ущемления

интересов. Эта функция выполняется правом посредством наложения запретов на определенные действия и поступки, подпадающие под категорию противоправ ных. В законодательстве четко сформулированы при

знаки таких действий, квалифицируемые как состав правонарушения, и соотнесены с определенными санк циями, выступающими в качестве наказаний. Помимо этого охранительная функция права проявляется в вос становлении нарушенного права, компенсации причи ненного ущерба и реабилитации несправедливо обви ненных. К мерам такого порядка относятся отмена не законного приговора, возмещение причиненного материального и морального ущерба и т.п.

Коммуникативная функция. Она заключается в том, что право, как и все другие социальные институты, вписано в единое информационное пространство, како вым является общество. Все правовые документы, такие,

как законодательные акты, договоры, постановления су дов, являются не только регуляторами социальных про цессов, но и носителями очень важной для индивидов ин формации, сообщая им содержание их прав и обязанностей, доводя до их сведения требования, предъявляемые к ним со стороны государства и общества. Особенностью правовой информации является ее предписывающий ха рактер. Своевременное узнавание и усвоение такой информации способствует успешному и безопасному социально му существованию индивидов, которые сами заинтересо ваны в правовых знаниях, поскольку незнание законов в любом обществе не освобождает от ответственности.

Социализирующая функция. Она является пря мым продолжением интегративной функции. Для того чтобы социальная интеграция сохранялась и остава лась стабильной, необходимо, чтобы подрастающее

поколение глубоко усвоило социальные ценности и нор мы, содержание которых ориентирует на поддержание социального порядка. Все существующие в обществе институты в той или иной мере помимо своих основных функций попутно участвуют в той или иной степени в социализации индивидов, способствуя их постепенно му вовлечению в единый процесс социальной жизни.

В целом процесс социализации личности длится всю жизнь. Конечно, наиболее интенсивно он идет в детстве и юности, но и позже, в годы зрелости, индивид продолжает испытывать на себе действие этого процесса. Сущность социализации заключается в постепенной ин- тернализации (усвоении) индивидом выработанных об ществом ценностей и норм, а ее результатом является появление у него внутреннего императивного саморе­гулятора - совести, которая и без давления внешнего социального контроля, без угрозы санкций способна удерживать его от нежелательных для общества, потенциально дезинтегрирующих его действий.

Участие в процессе социализации личности представляет собой одну из важнейших функций института права. Оно реализуется через правовое воспитание - особую сферу воспитательного процесса, в ходе которого правовые ценности и нормы вначале просто доводятся до сведения индивида, а в дальнейшем становятся его глубоким внутренним убеждением, препятствуя совершению противоправных деяний. Результатом правильного правового воспитания становится формирование у индивида правосознания и правовой культуры.

На состоянии социальных институтов отражается уровень стабильности и развития всей общественной системы. В современной российской конституции гарантируются права и свободы личности. Но в реальной жиз­ни эти права и свободы постоянно нарушаются со стороны административной власти, органов юстиции и правопорядка, работодателей. Защита своих прав в судах стоит очень больших денег, так что многие граждане не в состоянии оплатить услуги адвоката. Не яв­ляется секретом и коррупция в судебных органах: по уровню коррумпированности российское государство занимает одно из первых мест в мире наряду с некоторыми африканскими республиками. Много проблем возникает и в связи с федеративным устройством Рос­сии. Так, в законодательствах многих субъектов федерации содержатся моменты, прямо противоречащие Конституции Российской Федерации. Российское гражданское законодательство закрепило рыночные отношения в нашей стране и подтвердило право собственности, как неотъемлемое право каждого человека. Ведущую роль в российской экономике играет инвестор, но его правовой статус недостаточно четко прописан в российском законодательстве. На уровень общенациональной вышла проблема проникновения криминальных кругов в бизнес. Значительная часть российского биз­неса контролируется мафиозными структурами, суще­ствует целая сфера теневого бизнеса. Слабость правоохранительных органов и в значительной степени их коррумпированность позволяют криминалу постепенно подминать под себя все больше и больше коммерчес­ких организаций. Нелегальный бизнес теперь не ограничивается торговлей оружием, наркотиками и контрабандой. В сферу влияния криминальных структур попадают и предприятия промышленности.

Таким образом, состояние права в России связано с политическими и экономическими проблемами, стоящими перед страной на переходном этапе развития. Существование этих проблем снижают результативность и ¦ потенциал института права. Во многом здесь просматривается вина политической элиты страны, деятельность которой не всегда соответствует правовым нормам

В цивилизованной правовой действительности каждый правовой институт или отдельные нормы права имеют глубокие социальные корни и учреждаются для выполнения определенных общественно значимых функций. Являясь выражением воли государства и народа и имея в основе своей политическую природу, они всегда вызываются к жизни как ответная реакция на назревшие социально-экономические потребности существующего строя1, преследуют цель наиболее эффективного регулирования конкретных общественных отношений.

Но общественные отношения, практика, как известно, постоянно развиваются, каждый этап развития выдвигает свои задачи, наполняет их новым конкретным содержанием. А закон должен улавливать пульс общественной жизни, отражать объективные ее запросы и служить этим задачам.

Так как социальная обусловленность права (правовых норм) - это их необходимость, соответствие, адекватность регулируемым общественным отношениям2, изучение социальной обусловленности уголовного преследования предполагает установление того, насколько они социально значимы, объективно необходимы и гармонируют с задачами сегодняшнего дня. Отправляясь от марксова учения о том, что "процесс есть форма жизни закона"3, "преступник производит не только преступление, но и уголовное право... всю уголовную юстицию... и т.д."4, и учитывая, что институт уголовного преследования есть крупное подразделение уголовно-процессуального права, в самом общем виде на этот вопрос можно было ответить так: уголовное преследование нужно для обслуживания уголовно-правовых отношений, будет необходимо до тех пор, пока существует преступность и надо бескомпромиссно, решительно с нею бороться. Но такой ответ проблему не решает, ибо специфику уголовного преследования не отражает, приемлем для аналогичного ответа применительно к любым другим институтам уголовного процесса.

Чтобы ответить на указанный вопрос, надлежит осмыслить и оценить социальную полезность целей уголовного преследования, ибо именно в целях правовой материи, в их содержании находят отражение объективные социальные потребности, именно в них "все социальные цели уже представлены в правовой форме"5. Базируясь на этом, можно сказать, что обозначенные в законе цели уголовного преследования есть правовое выражение тех социальных причин, которые определяют необходимость упомянутого института как средства решения задач уголовного процесса.

В МУПК (п.23 ст.10), УПК РК (п.13 ст.7), ПУПК РФ (п.17 ст.5) эти цели представлены в тексте разъяснения понятия уголовного преследования. По ПУПК РФ его цель - изобличение на основе собранных доказательств подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Согласно МУПК и УПК РК цели уголовного преследования - установление деяния, запрещенного уголовным законом, и совершившего его лица, виновности последнего в совершении преступления, а также обеспечение применения к такому лицу наказания или иных принудительных мер. По существу здесь речь идет об обеспечении выполнения задач уголовного процесса по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению и привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливому судебному разбирательству и правильному применению уголовного закона. Стало быть, благодаря своим целям это правовое подразделение обладает высокой социальной значимостью, выступает важной и активной силой в деле борьбы с преступностью.

В свою очередь, данное обстоятельство подчеркивает неразрывную связь понятия "социальная обусловленность уголовного преследования" с его юридической природой, связанной с необходимостью проведения в жизнь норм уголовного права и реализации обязанности виновников преступления отвечать за свои действия. Уголовный закон может всецело проявить себя и применяться к конкретному виновному лицу только через уголовное преследование. В правовом плане именно уголовный закон диктует необходимость этого феномена как института и как деятельности органов уголовной юстиции.

Соответственно уголовное преследование следует истолковывать не только как процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в вышеотмеченных целях (п.23 ст.10 МУПК), но и как правовой институт, регулирующий эту деятельность. Как институт оно складывается из норм, имеющих отношение к данной деятельности, начиная с возбуждения уголовного дела и кончая последней стадией уголовного процесса, а при определенных условиях даже мерами постпенитенциарного воздействия. Его источником являются нормы различных отраслей права: международного, конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, гражданского, прокурорско-надзорного, трудового, семейного и т.д. Отсюда названный институт носит межотраслевой, многоплановый, комплексный характер. Его суть как регулятора - адресованное органам обвинения требование принять все дозволенные меры, чтобы достичь целей уголовного преследования.

Несмотря на то что в уголовно-процессуальном законодательстве выделена специальная глава, посвященная уголовному преследованию, оно не является какой-то обособленной правовой категорией, а, напротив, тесно связано со всеми другими уголовно-процессуальными институтами, взаимодействует с ними. Поэтому его правовыми основами выступает по существу весь массив законодательства, относящегося к уголовному процессу. Поскольку уголовное преследование как деятельность есть способ выполнения задач уголовного судопроизводства, достижению этой цели служит все уголовно-процессуальное право.

В юридической литературе уголовное преследование нередко трактуется как уголовно-процессуальная функция, как одно из основных направлений уголовно-процессуальной деятельности6. Однако в это понятие вкладывается разное содержание. Так, по мнению М.С.Строговича, "уголовное преследование - это обвинение как процессуальная функция, т.е. обвинительная деятельность"7. По утверждению Л.М.Ларина, "уголовное преследование есть предшествующая разрешению дела уголовно-процессуальная деятельность, которая состоит в формулировании и обосновании вывода о совершении определенным лицом конкретного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом"8. Оба автора возбуждением уголовного преследования считают вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, а также задержание и применение меры пресечения до предъявления обвинения9.

Вместе с тем А.М.Ларин усматривает своеобразное уголовное преследование в производстве по применению принудительных мер медицинского характера, предлагая признать специфическим актом возбуждения уголовного преследования постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы10.

С точки зрения М.А.Чельцова, в уголовное преследование входит также возбуждение уголовного дела11. Для этого были правовые основания. В частности ст.94 УПК РСФСР 1923г. устанавливала обязанность прокуратуры "возбуждать уголовное преследование перед судебными и следственными органами по всякому совершившемуся и подлежащему наказанию преступлению", а ст.4 того же УПК содержала правило: "Уголовное преследование не может быть возбуждено, а возбужденное не может быть продолжаемо и подлежит прекращению во всякой стадии процесса"12. Следовательно, в понятие "возбуждение уголовного преследования" законодатель того времени вкладывал смысл возбуждения уголовного дела.

В том же смысле употреблялся термин "возбуждение уголовного преследования" в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924г. и в иных правовых актах советского времени13. Такой вывод напрашивается также при анализе ст.1, 27, 31, 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Закона от 17 ноября 1995г. Очевидно, поэтому уголовное преследование применительно к прокуратуре раскрывается как функция, состоящая "в возбуждении уголовного дела по основаниям и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, в осуществлении расследования преступлений, в решении вопроса о направлении уголовных дел для рассмотрения в суд независимо от того, каким органом осуществлено расследование, и в поддержании государственного обвинения в суде по любому уголовному делу"14.

Думается, основание для подобного понимания уголовного преследования дает и содержание ст.26 ПУПК РФ, которая называется "Обязанность осуществления уголовного преследования". В ней записано: "В целях выполнения задач уголовного процесса прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель обязаны в пределах своей компетенции, в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию, равно как принять меры к реабилитации невиновного".

Тем не менее сущность уголовного преследования не может быть ограничена только этими положениями. Как уголовно-процессуальная функция оно имеет более емкое содержание. В этом плане З.З.Зинатуллин прав, когда пишет: "Уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и имеет место на всем протяжении производства по уголовному делу, во всех стадиях уголовного процесса, т.е. до тех пор, пока есть основания считать определенное лицо виновным в совершении преступления и заслуживающим применения к нему подлежащей отбытию той или иной меры уголовного наказания... По своему содержанию уголовным преследованием охватывается весь возможный комплекс действий и отношений, связанных с задержанием лица по подозрению в совершении преступления, применением мер уголовно-процессуального пресечения, производством комплекса действий, связанных с собиранием, исследованием и оценкой средств доказывания (доказательств, их источников и способов получения и использования доказательств), направленных на его изобличение, обоснование уголовной ответственности и осуждения, а также обеспечение правового режима отбывания назначенного по приговору суда наказания"15.

Сказанное согласуется с этимологией слова "преследовать": "следовать за кем-нибудь с целью поимки", "подвергать чему-нибудь неприятному", "притеснять", "стремиться к чему-нибудь"16 , - например, к установлению оснований возбуждения уголовного дела, к раскрытию преступления, к изобличению преступника, к выяснению отягчающих уголовную ответственность обстоятельств или причин и условий совершения преступления. Если исходить из такой интерпретации слова "преследовать", то к элементам уголовного преследования относятся: собирание доказательств, дающих основание для признания лица подозреваемым в совершении преступления, уличающих обвиняемого в причастности к преступлению, применение к подозреваемому и обвиняемому мер процессуального принуждения, их розыск, меры к установлению лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, формулирование и предъявление обвинения, составление и утверждение обвинительного заключения, отстаивание позиции обвинения при назначении судебного заседания, вручение подсудимому копии обвинительного заключения, поддержание обвинения в суде первой инстанции и действия субъектов обвинения в стадиях исполнения приговора, апелляционного, кассационного, надзорного производства и производства по вновь открывшимся обстоятельствам дела.

В любом случае уголовное преследование нерасторжимо институтом уголовной ответственности, производно и зависимо от него, существует во имя торжества принципа неотвратимости ответственности за содеянное. Оно может проявить себя в виде негативных последствий для лица и после полного отбытия им уголовного наказания, снятия или погашения судимости.

Таким образом, уголовное преследование - многофакторное, многостадийное, имеющее сложную структуру явление. И оно не завершается вынесением и вступлением в законную силу обвинительного приговора, как это утверждает М.С.Строгович17, а продолжается и в последующих стадиях уголовного процесса, если, разумеется, есть к тому надлежащие предпосылки. Такой вывод находит подтверждение в законодательстве. В частности, в ст.62 УПК РК, ст.83 МУПК записано, что прокурор осуществляет уголовное преследование на всех стадиях уголовного процесса.

Значение уголовного преследования громадно, тем более на современном этапе, когда преступность в стране достигла уровня, реально угрожающего жизненно важным устоям общества, гарантированным законом правам и свободам граждан, национальной безопасности, социально-экономическому развитию и стабильности государства. Усиливаются ее организованность, агрессивность и профессионализм, появляются новые, все более опасные виды преступлений. Происходит сращивание экономической и насильственной преступности, получают распространение убийства, терроризм, бандитизм, разбойные нападения, похищения людей, захваты заложников, незаконный оборот оружия, наркобизнес и другие тяжкие и особо тяжкие виды преступлений.

При этих условиях многократно возрастает роль уголовного преследования в борьбе с преступностью, ибо без расследования и раскрытия преступлений, без успешного решения процедурных вопросов в установленном законом порядке невозможно эффективно реализовать нормы уголовного закона. Именно в силу своего призвания воплотить в жизнь положения Уголовного кодекса РФ по конкретным делам, оно является необходимым средством борьбы с преступными проявлениями. В тех случаях, когда преступления связаны с посягательствами на личность, ее права и свободы, уголовное преследование обеспечивает уголовно-правовую защиту этих общечеловеческих ценностей, а также реализацию конституционного принципа доступа потерпевшего к правосудию и возмещения ему причиненного вреда (ст.52 Конституции РФ). Напомним в этой связи, что в соответствии с Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. "О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса" основной функцией уголовного правосудия должно быть удовлетворение запросов и охрана интересов потерпевшего18. Она осуществляется вследствие уголовного преследования. Не будь этого канала, в принципе невозможно было бы и приведение в действие средств защиты прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого. По словам А.М.Ларина, "защита мыслима лишь постольку, поскольку существует обвинение, уголовное преследование, от которого надо защищаться"19.

Введение

ГЛАВА 1 Социально-правовая обусловленность уголовной ответственности за кражу в Российском законодательстве

1.1 История вопроса о понятии кражи в Российском уголовном законодательстве

1.2 Кража как форма хищения

ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного статьей 158 Уголовного кодекса РФ

2.1 Объект и предмет преступления

2.2 Объективная сторона преступления

2.3 Субъективные признаки преступления

2.4 Квалифицирующие признаки преступления

ГЛАВА 3 Проблемы применения законодательства об уголовной ответственности за кражу

3.1 Отграничение кражи от иных форм хищения

3.2 Вопросы квалификации кражи

Заключение

Список использованной литературы и источников

ВВЕДЕНИЕ

Право собственности занимает особое место в системе гражданских прав. Оно является регулятором экономических отношений и показателем личного благополучия граждан. Способами законодательного регулирования и юридической защиты этого важнейшего права во многом определяется характер общественных отношений. Действующая Конституция РФ не только провозглашает право собственности, которое признается и охраняется государством, но и раскрывает его содержание: «каждый в праве иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно и с другими лицами».

Государство гарантирует гражданам защиту их прав и свобод. Никто не может быть лишен своего имущества и иначе как в случае установленной законом общественной необходимости при условии справедливого предварительного возмещения.

Кроме того, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ обеспечивающих нормальное функционирование экономики. В любой стране отношения собственности являются материальной основой, и служит средством удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Для того чтобы отношения собственности выполняли свою задачу, они нуждаются в надежной защите от преступных посягательств. Государство всегда считало необходимым вести самую решительную борьбу с посягательствами на имущество собственника. В настоящее время задача состоит в том, чтобы усилить охрану всех видов собственности, обеспечить в соответствии с законом суровое наказание лиц, злостно посягающих на имущество собственника, добиваться полного возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а так же интересов общества и государства, является их уголовно-правовая защита.

Современное состояние криминальной ситуации в России характеризуется резким обострением негативных тенденций и процессов, связанных с преступностью. Это особенно проявляется в структуре корыстной преступности, увеличение которой в последние годы происходит в основном за счет роста краж чужого имущества, совершаемых с незаконным проникновением в жилище.

Основными причинами роста корыстных преступлений является социально-экономическое положение большей части населения страны, в частности снижение жизненного уровня населения, безработица, низкий размер зарплат, пенсий, пособий.

Кража чужого имущества является самым распространенным деянием, известных уголовному кодексу РФ (до 50%) в структуре всей преступности, и уже в силу одного этого факта представляют повышенную степень общественной опасности для экономических интересов граждан и государства.

Однако в настоящее время наблюдается низкая раскрываемость краж, что объясняется, на наш взгляд, тремя обстоятельствами: во-первых, низкой профессиональной подготовкой следователей, дознавателей, и оперативных работников; во-вторых, недостаточным использованием специалистов, оснащенности и использованием технических средств при расследовании краж и, в-третьих, недостатком специальной литературы по расследованию преступлений данной категории.

В связи с этим резко возросла актуальность проблемы борьбы с данной категорией корыстных преступлений.

Предметом квалификационной работы является кража и ее уголовно-правовая характеристика, а под объектом понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Целью данной квалификационной работы является анализ уголовно-правовой характеристики кражи, а так же разрешение спорных вопросов, касающихся применения законодательства об ответственности за преступления, предусмотренные ст.158 УК РФ на практике.

При написании квалификационной работы поставлены задачи: определить понятие кражи как формы хищения и сопоставить труды известных ученых при данном исследовании; проанализировать понятия «объекта» и «предмета» кражи, которые являются необходимыми элементами состава преступления; разграничить понятия «хищения» и «мелкого хищения», определить виды ответственности за данные деяния; охарактеризовать объективную сторону и субъективные признаки преступления; отгранить кражу от иных форм хищения.

В качестве теоретических источников при подготовке работы были использованы труды известных ученых юристов: А.А. Гурова , Б.Д. Завидова , С.М. Кочои , Ю.И. Ляпунова , И.С. Тишкевич , и др.

Поставленные задачи квалификационной работы решались с помощью исторического, диалектического, системного, формально-юридического, социологического и статистического методов.

В процессе рассмотрения теоретических вопросов были использованы материалы судебной практики правоохранительных органов Искитимского района НСО.

ГЛАВА 1 Социально-правовая обусловленность уголовной ответственности за кражу в Российском законодательстве

1.1 История вопроса о понятии кражи в Российском уголовном законодательстве

Понятие хищения не является новым для современного уголовного права. Первое место по численности совершаемых преступлений в XI-ХII вв. на Руси занимает «татьба»- воровство, кража. Данное понятие аналогично понятию «хищение» и встречается еще в памятниках отечественного права – Русской Правде. Русская Правда предусматривала деление кражи на простую и квалифицированную по объективной стороне. Квалифицированной считалась кража вещей особо охраняемых собственником. «Если кто украдет скот в хлеве и кража эта совершена ночью, потерпевшему предоставлялось право убить вора без суда и следствия» Ст.38-39 Карамзинского списка .

Татьба различалась и в зависимости от места совершения преступления. Кража по Русской правде рассматривалась как более опасное поведение, чем открытое хищение имущества. Тайность свидетельствовала о коварстве и низости лица, его совершившего.

В период феодальной раздробленности Руси наиболее известным источником, содержащим нормы уголовно правового характера, считается Псковская Судная Грамота (ПСГ) 1467 г. В этом документе была деятельно разработана ответственность за имущественные преступления.

Создание Российской Империи было ознаменовано принятием Воинского артикула Петра 1 (1715 г.) который представлял собой военно-уголовный кодекс без Общей части. В то же время он предусматривал и обще уголовные преступления, в том числе преступления - кражу, грабеж и др., в связи, с чем он мог применяться не только к военнослужащим. С тех пор институты уголовной ответственности за корыстные имущественные преступления непрерывно развиваются, не прекращается это развитие, и по сей день. Основы советского уголовного законодательства были заложены в декретах о суде №1 и №2. Декрет №1 наметил деление всех преступлений на контрреволюционные и другие более опасные - мародерство, хищение и др. все остальные. В первом Уголовном кодексе РСФСР от 1922 г. систематизировались в порядке значимости преступления: государственные, должностные, хозяйственные и т.д. Особенная часть УК РСФСР 1922 г. состояла из восьми глав. В главе 16 «Имущественные преступления» были предусмотрены такие посягательства на собственность: кража, грабеж (простой и насильственный), разбой, присвоение вверенного имущества, мошенничество, вымогательство (в том числе его разновидность шантаж), повреждение имущества. Жижиленко А.А. считал, что такая группировка имущественных преступлений в законодательно-техническом отношении не совсем удачна. Все случаи хищения он предлагал делить, как и в Уложении 1903 г., на две группы: ненасильственное похищение (к нему они относили похищение тайное или открытое, но без насилия над личностью); насильственное похищение (похищение открытое с насилием над личностью). Из ненасильственного похищения с учетом особенностей способа совершения преступления он выделял мошенничество .

Социальная обусловленность права – это его способность отражать объективные потребности и выражать социальные интересы различных индивидов, групп и общностей. Понятие социальной обусловленности права рассматривается социологией права как отражение механизмов правообразования и правотворчества. Правообразование представляет собой реализацию в обществе правообразующего интереса различных социальных групп таким образом, чтобы права одних не ущемляли свободы других. Правообразующий интерес – это выражение общего интереса в регулируемой сфере общественной жизни. Социологические исследования позволяют изучить социальные интересы всех элементов социальной структуры общества и выразить их в обобщенном правообразующем интересе. Таким образом, учет интересов всех членов социума в механизме правообразования превращает социальное управление в правовом социальном государстве в активное и сознательное правотворчество всех граждан.

Правотворчество как особая деятельность, в результате которой образуется и развивается система правовых норм, может осуществляться следующими способами:

Санкционирование государством уже фактически сложившихся норм поведения

Непосредственная выработка новых норм компетентными правотворческими органами.

Таким образом, через механизмы правообразования и правотворчества право выступает в роли важного инструмента социального управления, основной целью которого является достижение общественного согласия, обеспечение общественного прогресса, снижение уровня социальных конфликтов.

Общественное мнение и его значение для выработки социально обусловленного правового решения.

Если попытаться обобщить и упростить многочисленные определения понятия «общественное мнение», существующие в современной социологической литературе, то ложно сказать, что общественное мнение - это специфическое проявление массового сознания, связанное с высказыванием суждений по общественно значимым проблемам. Общественное мнение как особое явление социальной жизни возможно лишь при условии, когда «общественность осознает себя в качестве субъекта социального поведения; располагает свободной и доступной информацией по предмету обсуждения; способна и имеет возможность выражать свою позицию, располагает широкой сетью функционирующих каналов межперсональной и межгрупповой коммуникации» .



Такой подход существенно отличается от принятого ранее в советской социологии понимания общественного мнения как отношения населения к каким-либо явлениям, в формировании которого ведущую роль играет классовая позиция носителей общественного мнения. И дело че только в привычном для историко-материалистической доктрины указании на классовую природу данного феномена. Главные отличия состоят в том, что в рамках современного подхода общественное мнение, во-первых, связывается с высказываниями суждений (что предполагает свободу публичных высказываний), и, во-вторых, речь идет о высказываниях по актуальным проблемам общественной жизни. В прежнем же, советском, варианте общественное мнение рассматривалось как отношение населения к той или иной проблеме. Вопрос о том, может ли это отношение высказываться публично, оставался непроясненным, а в некоторых работах прямо утверждалось, что общественным мнением считается не только явное, но и скрытое отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. При этом предмет, суждения о котором выдавались за общественное мнение, мог быть незначительным.

Подобное понимание общественного мнения очень недалеко ушло от обыденного представления о наличии некоего народного мнения, отражающего сложившееся в обществе отношение людей к событиям и явлениям общественной жизни. Такое народное мнение существует в любом обществе. Еще А. С. Пушкин в поэме «Борис Годунов» вложил в уста своего предка знаменитую фразу: «Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогай, а мнением: да! мнением народным». Но это «мнение народное», которое в России испокон веков было загнано в подполье и прорывалось наружу лишь в периоды страшных российских бунтов, отнюдь не есть то общественное мнение, о котором говорит современная социология.

Факторы реализации права.

Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.

Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.

Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо,исполняя возложенные на него обязанности, в то же времяиспользует определенные права,соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права: 1)непосредственный , который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2)опосредованный , когда реализация права осуще- ствлястся государственно-властным правоприменительным решением; 3)договорный , который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами;

как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации.Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

Факторы реализации права.

За последние годы наметилось два основных подхода к классификации факторов, влияющих на эффективность норм, а соответственно, и к определению условий их эффективности. Один подход связан с выделением во внешней среде, в которой действует право, основных объективных и субъективных свойств, явлений и процессов, во взаимодействии с которыми правовая норма воздействует на поведение граждан и коллективов. Речь идет о следующих группах условий эффективности правовых норм: а) макросоциальные условия (реальные возможности общества, состояние общественного сознания); б) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы; в) микросоциальные условия (малые группы, трудовые коллективы); г) личностные условия субъекта, реализующего право.

Есть и другое основание для классификации условий эффективности действия правовой нормы. В этом случае они разделяются в соответствии с элементами механизма действия права. С этой точки зрения условия эффективности действия нормы будут относиться, во–первых, к самой норме; во–вторых, к деятельности правоприменительных органов; в–третьих, к особенностям правосознания и поведения граждан, соблюдающих или нарушающих требования правовой нормы.

Исследование процесса применения нормы права важны не только для понимания причин неэффективности действия немалого числа законов, но и как показатель уровня работы государственного аппарата. Трудно будет реализовать задачу формирования правового государства, если не преодолеть тех недостатков, которые препятствуют юридически грамотному, быстрому и эффективному проведению в жизнь выраженной в законах воли. Более того, негативные явления в общественной жизни общества зачастую могут породить "теневое нормотворчество". Исходным пунктом его развития является неудовлетворительное функционирование официальных норм. Их несоответствие социально–экономическим потребностям общества влечет за собой деформацию социальных институтов, отношений между людьми, нарушение нормального взаимодействия между членами общества, их статусов и форм обычной жизнедеятельности.

В связи с деформацией социальных институтов и отношений усиливаются внутренние противоречия, которые всегда имеются в нормативной системе. Вследствие этого из–за несовпадения нормативных требований с реальными условиями жизни конкретных индивидов, социальных групп быстро проявляется "двойная мораль". Именно на этой основе и возникает так называемое "теневое нормотворчество", то есть создание неофициальных правил поведения.

В связи с этим критерий справедливости вообще представляет собой достаточно точный и очень чуткий эталон для оценки степени соответствия той или иной нормы интересам людей.

В чем же проявляется "теневое"? В одних случаях – в установлении собственных, подчас полезных нормативов в рамках данного предприятия, колхоза, населенного пункта (например, доплата к пенсиям сверх установленной нормы). В других – в создании структур, не предусмотренных законом (например, вооруженных формирований или неформальных групп по борьбе с преступностью). Эти примеры свидетельствуют о том, что местная общественность стремится так или иначе компенсировать близорукость или некомпетентность соответствующих органов государственной власти.