Социально-экономический и политический строй России в конце XV- начале XVI вв. Избрание Михаила Фёдоровича считается обыкновенно концом Смуты

Освобождение от монголо-татарского ига принесло русскому народу новые возможности по развитию торговли и политики. Усиление производственной сферы в Московском государстве стало важнейшей предпосылкой складывания всероссийского рынка. Жёсткая политика Ивана Грозного внесла значительные противоречия в российское общество, которые выразились в дальнейшем в массовых городских выступлениях. Споры в сфере религии проявлялись в противостоянии нестяжателей и иосифлян – главной причиной дискуссий стало отношение к церковному имуществу. Несмотря на все внутренние проблемы, международный авторитет России значительно увеличивался.

  • - К концу ХVI века число городов в Московском государстве достигло двухсот. Некоторые из них выросли из ремесленных центров, находившихся при крупных монастырях. Старые города обрастали посадами и слободами, в которых трудились ремесленники разных специальностей.
  • - Государственная территория оказывается охвачена крестьянскими восстаниями, причиной которых послужил феодальный произвол. На фоне социальной нестабильности в середине XVI века проявляют себя вольнодумцы и еретики, однако, что-то серьезно изменить в обществе им пока не под силу.
  • - Середина XVI века - время дворцовых переворотов и борьбы за власть дворян и боярских группировок. На руку последним сыграла проведенная судебная реформа, лоббирующая интересы феодального класса. Однако, все должно измениться в 1547 году, после прихода к власти Ивана IV.
  • - Крым и Казань оказываются самыми проблемными территориями для Русского государства на рубеже XV-XVI веков. Длительные военные кампании, длящиеся с переменным успехом обеих сторон, приводят к приемлемым результатам. Роль государства на международной политической арене возрастает с каждым годом.
  • - Москва превращается в третий Рим - и таким образом, формулируется основной принцип российского самодержавия. Учение нестяжателей отвергается, однако, это не помешало Максиму Греку, дважды подвергавшемуся осуждению и заключенному в монастырь, стать известным публицистом своего времени.
  • - В начале XVI века верховные правители всерьез задумываются о создании четкой иерархии званий и титулов. Это необходимо для ведения внешней и внутренней политики. Борьба за престол ведется между двумя основными конкурентами - Дмитрием (внук Ивана III) и Василий III.
  • - Работа над «Судебником» началась по указанию Ивана III. Этот свод законов предусматривал разные наказания за уголовные преступления для разных сословий. Он также закреплял за крестьянами право переходить от одного помещика к другому, но разрешал делать это один раз в году – в Юрьев день.
  • - В процессе централизации удельные княжества постепенно заменялись на уделы, а местные органы самоуправления уступали свою власть институту приказчиков. Власть князя постоянно укреплялась, хотя он всё ещё нуждался в опоре на крупную аристократию, представленную боярской думой.
  • - На московских рынках реализовались товары не только из ближних сёл, но и из далёких городов: Устюга, Перми и Ярославля. Получая сырьё, московские ремесленники изготовляли из него готовые изделия. Изделия из Москвы достигали таких далёких стран, как Бухара и Иран.
  • - В Московском государстве ХVI века насчитывалось 186 ремесленных специализаций. Самые эффективные ремесленные производства, сосредоточенные в городах (Новгород, Москва, Вологда), вытесняли с рынка доморощенную продукцию вотчинных ремесленников, зависимых от феодалов.
  • - Русские крестьяне в ХV–ХVI веках осваивали новые земли Поволжья и Урала. Они всё больше зависели от феодалов, которым должны были платить оброк и натуральную ренту. Крупнейшим феодалом была церковь – ей принадлежала треть всех сельскохозяйственных земель.

Победа на Куликовом поле положила начало свержению ордынского ига и способствовало созданию единого русского централизованного государства. Данное явление было закономерным и неизбежным на определенном этапе развития российского феодального общества. Русские города становятся центрами производства и торговли, что обусловило развитие взаимного общения, прекращения войны и опустошения Руси.

Интересы средних и мелких феодалов перестали совпадать с интересами удельных князей и представителей боярства. Они стремились освободиться от их власти. Все это стало возможно при образовании единого крупного централизованного государства. Первым шагом к политической самостоятельности Русской земли было возложение Ордою на русских великих князей обязанности собирать дань с них и поставлять ее в Орду. В период междоусобных войн между отдельными ханствами, на которые распалась Золотая Орда, русским князьям было разрешено возобновить строительство городских укреплений и содержать военные дружины. Рядом с новыми городами-крепостями были построены новые монастыри-крепости.

Центром объединения русских земель стало Московское княжество. Первоначально, в 1147 году Москва была крепостью, поставленной на южной границе Суздальской земли, и принадлежала Владимирским князьям. Быстрое усиление и возвышение московских князей было вызвано несколькими причинами:

Выгодное географическое положение Москвы. Она была расположена на пересечении дорог, ведущих из Южной России в Северную и из Новгородской земли в Рязанскую. Река Москва была выгодным торговым путем, соединявшим Волгу с Окой. Этим путем пользовались новгородцы, которые перевозили хлеб, мед и воск из богатой Рязанской земли;

Дипломатические таланты московских князей, умело использовавших выгоды своего положения. Князь Даниил и его сын Юрий присоединили к Москве города Коломну, Можайск и Переяславль-Залесский. Юрий Даниилович решил искать в Орде ярлык на великое княжение Владимирское и вступить в борьбу за Владимир с тверским князем Михаилом, своим дядей. Оба князя в Орде были убиты. В Москве стал княжить брат Юрия Иван по прозвищу Калита (Кошель).

В 1328 году Иван Калита добился великого княжения, которое с той поры уже не выходило из рук московской династии. Благодаря нему, Москва получила разрешение собирать дань без участия татарских сборщиков, чем был устранен главный повод для набегов татар. Иван Калита способствовал переводу в Москву Митрополита всея Руси из Владимира Петра и строительству знаменитого Успенского собора, что сделало Москву духовной столицей всей Руси. Преемники Ивана Калиты - Семен Гордый и Иван Красный продолжали расширять территорию Московского княжества.

Дмитрий Иванович Донской в свою очередь подчинил себе суздальского и нижегородского князей, победил рязанского князя Олега и привел в зависимость от Москвы Тверь. В 1375 году между Тверью и Москвой был заключен мир, по которому тверской князь признал себя младшим братом московского князя и отказался от притязаний на Владимирское великое княжение. Самостоятельность Новгорода также была ограничена. В результате в распоряжении великого московского князя оказался гигантский фонд казенной земельной собственности, что явилось материальной основой для усиления его власти – боярские и церковные земли Новгорода перешли в руки служилых людей – дворян, становящихся основой русского войска и государственности.

Вместе с тем традиционное постоянное дробление отчины (великого княжения) на уделы не соответствовали происходящим интеграционным процессам и дальнейшему укреплению великокняжеской власти. Переход на новый принцип престолонаследия (от отца к сыну) привел к династической войне 1433-1453 гг. Несмотря на огромные бедствия и тяжелые неудачи в ходе войны, Василий II Темный отстоял свою власть, и процесс объединения русских земель вступил в завершающую фазу – Московское княжество из удельного превращалось в Русское государство.

Правнук Дмитрия Донского Иван III являлся соправителем отца (Василия Темного) начинал свое правление в обстановке междуусобиц и взаимной ненависти князей друг к другу. Иван III подчинил себе Новгород, Тверь, Ростов Великий, Ярославль, Рязань. Иван III отказался платить дань татарским ханам. Великое стояние на реке Угре (1480г.) закончилось отступлением татар. В 1487 году была взята Казань, а в 1514 году присоединен Смоленск. Русское централизованное государство в основном оформилось к середине 16 века.

Иван III (1462-1505 гг.) и Василий III (1505-1533 гг.) завершают политическое объединение собственно русских земель и создание единого Русского государства. Формы, методы и последствия при этом не были одинаковы. Большинство земель вошло в состав Русского государства на добровольное основе, их прежние князья и бояре превращались в служилых людей великого князя московского. При отъезде к недругам московского князя служилые князья теряли право на свою вотчину, так как она жаловалась в «вотчину и в удел» только на условиях службы. Часто наиболее влиятельные представители местной элиты вывозились из присоединяемых земель и переселялись во внутренние области, а на их место посылали переселенцев из коренных московских мест, что вело к ассимиляции региональных элит московским боярством. Региональные элиты селились со своей челядью в Москве улицами, кварталами, перенося в столицу многообразие архитектуры присоединенных городов, тем самым превращая Москву в символический образ всего государства.

Наряду с «собиранием» собственно русских земель происходило включение в состав Московского государства иноязычных народов как имевших, так и не создавших собственную государственность. Пути их присоединения были различны и зависели от уровня развития народов, конфессиональной принадлежности и политических условий. Вассальная политика Москвы в иноязычных регионах наряду с принуждением опиралась на народную колонизацию и гибкие, разнообразные формы сотрудничества с местной знатью, которые включали в себя и равноправные династические союзы, и различные формы службы и прямого подкупа через государеву «милость» местным элитам.

Московское княжество было окружено повсюду русскими владениями: новгородским, тверским, ростовским, ярославским, рязанским княжествами. Подчинив себе этих князей, Иван III превратился в единого государя целой русской народности. Сначала его политика была удельной, затем национальной. По завещанию старшему сыну Василию Иван III давал державные права. Василий один получил в наследство 66 городов, а четверо его братьев – только 30 мелких городов. Василий имел право чеканить монету, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами. Вместе с объединением Руси совершалось превращение московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси. Успехи Москвы в объединении русских земель способствовали развитию отношений с Западными странами. Папа Римский был заинтересован в установлении отношений с Москвой. Для подчинения Москвы своему влиянию овдовевший Иван III был обручен с племянницей последнего Константинопольского императора Зоей Палеолог. В 1472 году этот брак состоялся. В Москве все активнее звучала мысль о том, что Москва является преемницей Византии. Иван III, женившись на греческой царевне, считался преемником византийских императоров. Этим объясняется введение им византийского герба – двуглавого орла. В русском народе возникла идея о всемирной роли Москвы как третьего Рима (первый – Рим, второй – Константинополь, третий – Москва).

Общественный строй российского государства этого периода также характеризовалось некоторыми особенностями. Класс феодалов в Московском государстве не был однородным. На вершине феодальной лестницы находился князь. Следом шли удельные князья, ставшие на службу великому князю и потерявшие свою самостоятельность. Они должны были нести военную службу. Со временем удельные князья составили верхушку боярства. Следующую группу феодалов составляли бояре – наиболее крупные и влиятельные землевладельцы.

Звание боярина не приобреталось по наследству. Боярином мог стать всякий, кому удалось выдвинуться по службе или приобрести богатство. Иногда боярами могли стать сын смерда, сын ремесленника и т.д. Бояре не обладали исключительными правами, а отличались лишь богатством и властью. В состав боярства входили и князья. Звание князя было наследственным. Следом за боярами шли средние и мелкие феодалы – как их называли, бояре и «дети боярские». Служба бояр носила добровольный, а не обязательный характер. Однако они не могли обойтись без этой службы, поскольку, только неся службу, они могли рассчитывать на защиту князя. Московские князья старались привлечь себе на службу как можно больше служилых людей и закрепить за собой их службу навсегда путем раздачи им на время службы крестьянские села. В дальнейшем самовольное прекращение службы и переход к другому феодалу было запрещено законом. Низшую группу феодалов составляли слуги, которые исполняли различные административные и хозяйственные обязанности и получали за свою службу земли.

В 15 веке боярство становится самым важным придворным чином, оно объявлялось торжественно. Боярство лишалось права свободного выбора князя. Оформляется и другая группа феодалов – дворяне. Основным ядром, из которого выросла эта группа, были слуги при дворе князя. Удельные князья превращались в служилых, и дворянство пополнялось за счет включения в свой состав слуг тех князей, свободных землевладельцев и «детей боярских». Со временем дворяне приобретают все большее влияние, используя свою близость ко двору. Все разряды царских служилых людей в 14 веке получают общее имя «дворянин» и дворянство начинает делиться на чины или должности, которые жалуются царской властью.

Крестьяне делились на:

Черно-тягловых, т.е. живших на земле великого князя и на землях удельных князей;

Вотчинных или поместных крестьян, которые жили в вотчинах и поместьях, а также церковных землях.

Все они должны были платить дань. Так было заведено со времен татаро-монгольского нашествия, когда татарские завоеватели переписали все русское население. Черные крестьяне делились на лучших, средних и молодших. У каждого крестьянина был свой участок земли – «выть». Владелец черного участка имел право передать его по наследству, отдать в наем и даже продать другому лицу, но не иначе, как с согласия общины. Люди, не владевшие землей, назывались «безветные», а также презрительно именовались батраками, молодшими людьми. Они жили во дворах крестьян, помогали хозяевам обрабатывать надел, получали содержание как вольнонаемные работники и домашние слуги. Постепенно идет процесс закрепления черно-тягловых крестьян за определенными землями.

С 16 века начинается ликвидация княжеских наместников-кормленщиков и передача черных земель и крестьян служилым людям в поместья по царским указам. Старожильными назывались крестьяне, которые издавна жили и работали на земле своего феодала и платили ему дань. Серебренниками назывались крестьяне, бравшие в долг от своих феодалов серебро под проценты. За исключением старожилов и серебренников основная масса населения в 15 веке пользовалась свободой перехода от одного хозяина к другому. Наиболее подходящим для этого считался глубокой осени 26 ноября, так называемый Юрьев день, когда заканчивались все сельскохозяйственные работы. Под страхом суровой зимы мало кто из крестьян использовал это право.

По законам 15 – 16 веков все имеющиеся разряды крестьян – землевладельцев – черные, дворцовые, боярские, вотчинные, поместные по отношению к землевладению делились на три неравные категории:

Крестьяне тягловые, государственные, обложенные государственными податями и повинностями, не имевшими права перехода.они составляли преобладающую массу государственного народонаселения;

Крестьяне частновладельческие, жившие на земле своих господ, вносивших за них государственную подать, платившие своим господам оброк;

Вольные крестьяне – колонисты, жившие на чужих землях освобожденные от податей и повинностей на определенный льготный период, по истечении которого они зачислялись в разряд крестьян черных или частновладельческих.

Помещики и вотчинники были судьями своих крестьян по всем делам за исключением дел уголовных. Городское население стали называть посадскими людьми. Они не имели никаких прав на самоуправление, а управлялись князьями или посадниками – наместниками великого князя. Однако из среды городского населения стали выделяться более состоятельные люди, которым удалось добиваться различного рода преимуществ и привилегий. Среди них выделились купцы и гости – так называли иноземных купцов. А просто купцом назывался человек, занимающийся внутренней торговлей. Торговать мог всякий – и князь, и боярин, и смерд. Но для гостя и купца торговля являлась профессией. Класс торговцев на Руси был довольно многочисленным. В городах жили так называемые черные или молодшие люди. К ним, прежде всего, относились ремесленники и чернорабочие. Подобно крестьянам черные посадские люди составляли общину. Община характеризуется выборным управлением, общинным землевладением и круговой порукой по уплате податей и отбыванию повинностей.

Монгольское нашествие привело к гибели огромных масс людей, запустению ряда районов, перемещению значительной части населения из Приднепровья в Северо-Восточную и Юго-Западную Русь. Страшный урон народонаселению наносили и эпидемии. Тем не менее, воспроизводство населения имело расширенный характер, за 300 лет (с 1200 по 1500 г.) оно выросло примерно на четверть. Население Российского государства в XVI в., по подсчетам Д.К. Шелестова, составляло 6-7 млн. человек.

Однако рост населения значительно отставал от роста территории страны, которая увеличилась более чем в 10 раз, включив такие обширные регионы, как Поволжье, Приуралье, Западную Сибирь. Для России являлась характерной низкая плотность населения, сосредоточение его в определенных районах. Наиболее густонаселенными были центральные районы страны, от Твери до Нижнего Новгорода, Новгородская земля. Здесь была самая высокая плотность населения - 5 человек на 1 кв.км. Населения явно не хватало для освоения столь обширных пространств.

Российское государство формировалось как многонациональное с самого начала. Важнейшим явлением этого времени стало складывание великорусской (русской) народности. Формирование городов-государств лишь способствовало накоплению этих различий, однако сознание единства русских земель сохранилось. Арсланов Р.А., В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова. История России с древнейших времен до конца 20 века. Пособие для поступающих в вузы. - 2000 г. 519 с.

Славянское население междуречья Волги и Оки испытало на себе

сильное влияние местного финно-угорского населения. Оказавшись под властью Орды, жители этих земель не могли не впитать в себя и многие черты степной культуры. Со временем язык, культура и быт более развитой Московской земли начали все больше влиять на язык, культуру и быт населения всей Северо-Восточной Руси.

Развитие экономики способствовало усилению политических, религиозных и культурных связей между жителями городов и сел. Одинаковые природные, хозяйственные и прочие условия помогали созданию у населения некоторых общих черт в его занятиях и характере, в семейном и общественном быту. В сумме своей все эти общие признаки и составили национальные особенности населения северо-востока Руси. Москва в сознании народа стала национальным центром, и со второй половины XIV в. появляется и новое название этого края - Великая Русь.

На всем протяжении этого периода в состав русского государства вошли многие народы Поволжья, башкиры и др. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2-х кн.: Кн. 1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ,2000. - 1056 с. - Классики исторической мысли.

После монгольского нашествия экономика Северо-Восточной Руси переживает кризис, начиная лишь примерно с середины XIV в. медленно возрождаться.

Основными пахотными орудиями, как и в домонгольский период, были соха и плуг. В XVI в. соха на всей территории Великороссии вытесняет плуг. Соха усовершенствуется - к ней прикрепляют специальную доску - полицу, которая увлекает вместе с собой взрыхленную землю и сгребает ее на одну сторону.

Основными культурами, которые выращиваются в это время, становятся пришедшие на смену пшенице и ячменю рожь и овес, что связано с общим похолоданием, распространением более усовершенствованной сохи и, соответственно, освоением под пахоту ранее недоступных районов. Были широко распространены и огородные культуры.

Системы земледелия были разнообразны, здесь было много архаики: наряду с недавно появившимся трехпольем широко было распространено двухполье, переложная система, пашня наездом, а на севере очень долго господствовала подсечно-огневая система.

В рассматриваемый период начинает применяться унавоживание почвы, которое, правда, несколько отстает от распространения трехпольной системы. В районах, где господствовало пашенное земледелие с навозным удобрением, животноводство занимало очень большое место в сельском хозяйстве. Роль животноводства была велика и в тех северных широтах, где хлеба сеяли мало. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. Книга I. М., 2001. - 347 с.

Рассуждая о сельском хозяйстве и экономике нужно обязательно учесть, что основной авансценой русской истории стали земли Нечерноземья. На всем этом пространстве господствуют малоплодородные, главным образом дерново-подзолистые, подзолистые и подзолисто-болотные, почвы. Эта худородность почв была одной из причин низкой урожайности. Основная же причина ее - в специфике природно-климатических условий. Цикл сельскохозяйственных работ здесь был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней. Вот почему крестьянское хозяйство коренной территории России, обладало крайне ограниченными возможностями для производства товарной земледельческой продукции. В силу тех же обстоятельств в Нечерноземье практически не было товарного скотоводства. Именно тогда возникает многовековая проблема русского аграрного строя - крестьянское малоземелье.

По-прежнему большую роль в жизни восточных славян играли древние промыслы: охота, рыбная ловля, бортничество. О масштабах использования "даров природы" вплоть до XVII в. свидетельствуют многие материалы, в том числе записки иностранцев о России.

Однако и ремесло постепенно начинает возрождаться. Происходит ряд существенных сдвигов в ремесленной технике и производстве: появление водяных мельниц, глубокого бурения соляных скважин, начало производства огнестрельного оружия и т.д. В XVI в. процесс дифференциации ремесла идет очень интенсивно, появляются мастерские осуществляющие последовательные операции по изготовлению продукта. Особенно быстро росло ремесленное производство в Москве и других крупнейших городах.

Товарная продукция обращалась в основном на местных рынках, но торговля хлебом уже перерастала их рамки.

Многие древние торговые связи утратили свое былое значение, но появились другие, и торговля со странами Запада и Востока получает достаточно широкое развитие. Однако особенностью внешней торговли России был высокий удельный вес таких предметов промыслов, как пушнина и воск. Масштабы торговых сделок были невелики, а торговлю вели главным образом мелкие торговцы. Впрочем, существовали и богатые купцы, которые в XIV-XV вв. фигурируют в источниках под именем гостей или нарочитых гостей.

В XIV в. начинает развиваться вотчинное землевладение.

В более выгодных условиях оказалась церковная вотчина. После нашествия церковь пользовалась поддержкой ханов, проявлявших веротерпимость и проводивших гибкую политику в завоеванных землях.

С середины XIV в. в монастырях происходит переход от "келиотского" устава к "общежитийному" - на смену житию монахов в oтдельных кельях с отдельной трапезой и хозяйством шла монастырская коммуна, обладавшая коллективной собственностью.

российское государство смута романов

Крупным землевладельцем со временем становится и глава Русской Церкви - митрополит, в ведении которого находилось разветвленное и многофункциональное хозяйство. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2-х кн.: Кн. 1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ,2000. - 1056 с. - Классики исторической мысли.

Однако основной массив земель в XIV-XV вв. составляли так называемые черные волости - своего рода государственные земли, распорядителем которых выступал князь, а крестьяне считали ее "Божьей, государевой и своей". В XVI в. из массива черных земель постепенно выделяются "дворцовые земли", и великий князь становится одним из крупнейших землевладельцев. Но более важен был другой процесс - распад черной волости за счет раздачи земель церковным и светским землевладельцам.

Поместье, которое получает широкое распространение с конца XV в. и становится экономической и социальной опорой власти вплоть до позднейших времен.

До широкого распространения поместья основной доход бояр составляли всякого рода кормления и держания, т.е. вознаграждения за исполнение административных, судебных и других общественно полезных функций. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. Книга I. М., 2001. - 347 с.

Остатки прежних княжеских родов, бояре, "поместчики" постепенно формируют костяк "высшего сословия". Основную массу населения в XIV-XV вв. по-прежнему составлял свободный люд, который получил наименование "крестьяне".

Крестьяне, даже оказываясь в рамках вотчины, пользовались правом свободного перехода, которое оформляется по мере развития крупного землевладения и входит в первый общероссийский Судебник 1497 г. Это известный Юрьев день - норма, согласно которой крестьяне, уплатив так называемое пожилое, могли переходить от одного землевладельца к другому.

В худшем положении были зависимые крестьяне: половники и серебреники. Видимо, и те и другие оказывались в столь сложной жизненной ситуации, что вынуждены были брать ссуды и затем отрабатывать их. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2-х кн.: Кн. 1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ,2000. - 1056 с. - Классики исторической мысли.

Основной рабочей силой вотчины по-прежнему оставались холопы. Впрочем, число обельных холопов сокращалось, а возрастал контингент кабальных холопов, т.е. людей, оказавшихся в рабской зависимости по так называемой служилой кабале.

В конце XVI в. начинается процесс интенсивного закрепощения крестьян. Некоторые годы объявляются "заповедными", т.е. в эти годы запрещается переход в Юрьев день. Однако магистральным путем закрепощения крестьян становятся "урочные лета", т.е. срок сыска беглых крестьян, который становится все более длительным. Следует также иметь в виду, что с самого начала процесс закрепощения захватывал не только крестьян, но и посадское население страны.

Горожане - черные посадские люди - объединяются в так называемую черную посадскую общину, которая существовала в архаических формах на Руси вплоть до XVIII в. Арсланов Р.А., В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова. История России с древнейших времен до конца 20 века. Пособие для поступающих в вузы. - 2000 г. 519 с.

Еще одна важная черта, характеризующая сословия восточнославянских земель того времени, - их служилый характер. Все они должны были выполнять те или иные служебные функции по отношению, к государству.

Крупнейшим феодалом был великий князь. Он владел дворцовыми землями, которые принадлежали ему и его семье непосредственно, и черносошными (чернотяглыми) землями, которые принадлежали князю как главе государства.

Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами, а крестьяне черносошных земель несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись его наместниками.

Удельные князья по мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю становились крупными вотчинниками, а затем подданными великого князя, обязанными ему службой. Бояре – крупные землевладельцы – также были вассалами, а затем и подданными великого князя. Бояре возглавляли Государев двор, представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XV в. это орган разделился на Дворец – хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя) его семьи, и Двор, ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.

В рассматриваемый период происходят разрушение вассальных отношений и замена их службой великому князю, По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр: было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальный иммунитет и привилегии.

Бояре входили в состав Боярской Думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством в вооруженных силах и т.д. Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Уравнение вотчин и поместий сблизило эти социальные группы.

Дворяне представляли собой служилое сословие. Они владели землей на поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую Думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлений и быть наместниками. Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Дворянство было заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь был заинтересован в поддержке такой многочисленной социальной группы.

Монастыри и церковь в XV-XVII вв.

Являлись одними из крупнейших землевладельцев – они владели 1/3 земель в русском государстве. Духовенство становится влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства. Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями - не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т.д. В начале XVI в. иммунитеты были ограничены: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты податей, из юрисдикции церковного суда изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях и др. Была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.

Городское население получило название посадские люди. Рост городов, развитие ремесленного производства и торговли привели к увеличению численности городского населения. Складывалась следующая иерархия посадского населения:

– гости и гостиная сотня – крупные купцы;

– суконная сотня, черная сотня – средние и мелкие торговцы;

– слободы – ремесленные кварталы и цехи. Часть торгово-ремесленных дворов в городе, находившихся в собственности духовных и светских феодалов («белые слободы») освобождалась от государственного тягла. Великокняжеская власть делала попытки ограничить влияние бояр и монастырей в городах и усилить власть государевой администрации. Но проблема взаимоотношений жителей посада и феодалов в целом была решена только в 1649 г.

Крестьяне подразделялись на следующие основные группы: чернотяглые (черносошные), дворцовые и частновладельческие. Чернотяглые крестьяне несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого князя. Число этих крестьян постоянно сокращалось, так как князь часто передавал их феодалам. Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов и платили им ренту, натуральный либо денежный оброк, или отрабатывали барщину. Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами. В целом в XIV–XVI вв. происходит усиление эксплуатации крестьян и увеличение размеров оброка и барщины. Судебник 1497 г. устанавливал правило «Юрьева дня» - срок для перехода крестьян к другому хозяину. Различий в положении крестьян, холопов и кабальных людей становилось все меньше.

Еще по теме ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XIV–XVI ВВ.):

  1. Общественно-политический строй и право в период становления и укрепления централизованного Русского государства (XIV-XVII вв
  2. ГЛАВА 3. Образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV - середина XVI вв.). Судебники 1497 и 1550 гг. Причины государственной централизации

В XV - первой половине XVI вв. в Российском государстве сельское хозяйство оставалось основным занятием. Существовал трехпольный севооборот . В городах быстро восстанавливались старые ремесленные профессии, утраченные в период татаро-монгольского нашествия, и возникали новые.

Феодальную знать Русского государства составляли: служилые (бывшие удельные) князья; бояре; слуги вольные - средние и мелкие феодалы-землевладельцы, находившиеся в услужении у крупных феодалов; дети боярские (средние и мелкие феодалы, несшие службу великому князю). Крупным феодалом остается церковь , владения которой расширяются за счет захвата неосвоенных и даже черносошных (принадлежащих государству) земель, и за счет пожертвований бояр и местных князей. Великие князья все больше начинают искать опору в целиком от них зависящем дворянстве, формировавшемся прежде всего из «слуг под дворским».

Крестьянство делилось на: черносошных - зависимое от государства сельское население, несшее натуральную и денежную повинности в пользу государства; частновладельческих - жившее на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам. По праву собственности господину принадлежали холопы (на уровне рабов). Верхушку холопства составляли т.н. большие холопы - княжеские и боярские слуги. Холопы, посаженные на землю, а также получавшие от землевладельца рабочий скот, инвентарь, семена и обязанные работать на господина, именовались страдники .

Кабальные люди - одна из разновидностей холопов, возникшая в России с середины XV в. в связи с получением займа под обязательство отработать проценты в хозяйстве кредитора, что создавало временную (до уплаты долга) холопскую зависимость должника (кабала - форма личной зависимости, связанная с займом). В конце XV в. появились бобыли - обедневшие люди (городские и сельские), не несшие государственного тягла, получавшие у феодалов, церкви или даже у крестьянской общины жилище.

В XV в. появляется особое сословие - казачество , защищающие наравне с регулярной армией пограничные регионы.

Русский город

Городское население России делилось на собственно город (огороженная стеной крепость-детинец) и примыкающий к городским стенам торгово-ремесленный посад . Соответственно в крепости в мирные годы жила свободная от налогов и государственных повинностей часть населения -- представители феодальной знати и их слуги, а также гарнизон.

Свободными от городского тягла были и жители расположенных в городе дворов, принадлежавших отдельным феодалам; они несли повинности только в пользу своего господина (тягло - денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей). Посад населяли относившиеся к тяглому «черному» люду ремесленники и торговцы .