Страны основавшие оон. Генеральная Ассамблея ООН. Существует ли свод правил или принципов, по которым работает ООН

Организация объединенных наций — является самой крупной — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату.

Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну .

Совет Безопасности проводит периодические заседания, на которых каждый из его членов может быть представлен членом правительства или любым другим специально назначенным представителем по своему желанию. Совет Безопасности может также проводить заседания в других местах, помимо штаб-квартиры Организации, если он считает, что это максимально облегчает его работу.

Совет Безопасности может создать необходимые вспомогательные органы для выполнения своих функций. Совет Безопасности устанавливает свои собственные правила процедуры, в том числе правила выборов своего Председателя. Любой член Организации Объединенных Наций, который не является членом Совета Безопасности, может участвовать без права голоса в обсуждении любого вопроса, представленного Совету Безопасности, если он считает, что интересы этого члена особенно затронуты.

В соответствии с Уставом ООН ее основными целями являются:

  • поддержание международного мира и безопасности;
  • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
  • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека;
  • согласование действий наций в достижении общих целей.

Основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех членов, добросовестность выполнения принятых обязательств, мирное разрешение международных споров, воздержание от угрозы силой. Устав ООН не дает права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию отдельного государства.

Любой член Организации Объединенных Наций, который не является членом Совета Безопасности или какого-либо государства, не являющегося членом, приглашается участвовать в обсуждении спора без права голоса, если этот член или государство будет проверяться Советом Безопасности Спорная вечеринка есть. Совет Безопасности устанавливает условия, которые он сочтет целесообразными для участия государства, которое не является членом Организации Объединенных Наций.

Мирное урегулирование споров. Стороны любого спора, продолжение которого может поставить под угрозу поддержание международного мира и безопасности, должны попытаться найти решение для него путем переговоров, расследования, посредничества, урегулирования, арбитража, судебного урегулирования, направления в региональные органы или соглашения или другими мирными средствами по своему выбору.

Система ООН имеет сложную организационную структуру:

  1. Главные органы ООН (собственно ООН).
  2. Программы и органы ООН.
  3. Специализированные учреждения и другие самостоятельные организации в рамках системы ООН.
  4. Другие организации, комитеты и родственные органы.
  5. Организации, не входящие в систему ООН, но связанные с ней соглашениями о сотрудничестве.

Органы ОНН

Уставом учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций : Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

Совет Безопасности при необходимости призывает стороны урегулировать свой спор с помощью таких средств. Совет Безопасности может расследовать любой спор или ситуацию, которая может вызвать международные трения или вызвать спор, с тем чтобы определить, является ли продолжение спора или ситуация таковой, чтобы поставить под угрозу поддержание международного мира и безопасности.

Любой член Организации Объединенных Наций может обратить внимание Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи на любой спор или ситуацию, о которых говорится в статье 34. Государство, которое не является членом Организации Объединенных Наций, может направлять внимание Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи на любой спор, участником которого он является, если он заранее принимает для этого спора обязательства по мирному урегулированию, предусмотренные настоящим Уставом.

Генеральная Ассамблея (ГА) является главным совещательным органом ООН. Она состоит из представителей всех стран-членов , имеющих по одному голосу. Решения по вопросам мира и безопасности, приему новых членов, проблемам бюджета принимаются двумя третями голосов. Для других вопросов достаточно простого большинства голосов. Сессии Генеральной ассамблеи проходят ежегодно обычно в сентябре. Каждый раз избираются новый председатель, 21 заместитель председателя, председатели шести главных комитетов Ассамблеи. Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности, второй — экономикой и финансами, третий — социальными и гуманитарными проблемами, четвертый — специальными политическими вопросами и деколонизацией, пятый — административными и бюджетными вопросами, шестой — правовыми вопросами. Пост председателя Ассамблеи по очереди занимают представители африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских (включая Карибский бассейн), западноевропейских государств. Решения ГА не имеют обязательной юридической силы. Они выражают мировое общественное мнение по той или иной проблеме.

Положения статей 11 и 12 применяются к разбирательствам Генеральной Ассамблеи по вопросам, которым их внимание было привлечено в соответствии с настоящей статьей. Совет Безопасности может на любой стадии спора типа, упомянутого в статье 33, или ситуации подобного характера рекомендовать соответствующие процедуры или методы урегулирования.

Совету Безопасности следует рассмотреть любую процедуру урегулирования споров, уже принятую сторонами. Совет Безопасности при вынесении рекомендаций на основе статьи также принимает во внимание, что в принципе юридические споры сторон представляются в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда.

Совет Безопасности (Совбез) отвечает за поддержание международного мира . Он осуществляет расследование и рекомендует методы урегулирования споров, в том числе призывает членов ООН к применению экономических санкций для предупреждения агрессии; предпринимает военные действия против агрессора; планирует регулирование вооружений; рекомендует принятие новых членов; осуществляет опеку в стратегических районах. Совет состоит из пяти постоянных членов — Китай, Франция, Российская Федерация (преемница СССР), Великобритания и Соединенные Штаты Америки — и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Решение по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало хотя бы 9 из 15 голосов (две трети). При голосовании по вопросам существа необходимо, чтобы из 9 голосов «за» проголосовали все пять постоянных членов Совбеза — правило «единогласия великих держав».

Если стороны спора, упомянутого в статье 33, не могут урегулировать спор в порядке, предусмотренном в настоящей статье, они представляют его Совету Безопасности. Если Совет Безопасности сочтет, что продолжение спора фактически может поставить под угрозу поддержание международного мира и безопасности, он принимает решение о принятии мер в соответствии со статьей 36 или рекомендовать условия, которые он считает уместными.

Без ущерба для положений статей 33-37 Совет Безопасности может, по просьбе всех сторон спора, вынести рекомендации для мирного урегулирования спора между сторонами. Меры в случае угроз миру, нарушения мира и наступательные действия. Совет Безопасности в любое время заявляет, что существует угроза миру, нарушение мира или наступления, и выносит рекомендации или принимает решение о мерах, которые должны быть приняты в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Если постоянный член не согласен с решением, то он может наложить вето (запрет). Если постоянный член не хочет блокировать решение, то она может воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет координирует Соответствующие вопросы и специализированные учреждения и институты, известные как «семья» учреждений ООН. Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее.

Чтобы не допустить какого-либо обострения ситуации, Совет Безопасности до вынесения рекомендаций или принятия мер, предусмотренных в статье 39, может предложить заинтересованным сторонам представить временные меры, которые он считает необходимыми или желательными. Такие временные меры не влияют на права, требования или позицию заинтересованных сторон. Совет Безопасности должным образом учитывает несоблюдение таких временных мер.

Совет Безопасности может принять решение о любых мерах, не применяющих силу оружия, для осуществления своих решений и может предложить членам Организации Объединенных Наций осуществить такие меры. Они могут включать полное или частичное нарушение экономических отношений железнодорожного, сухопутного, воздушного, почтового, телеграфного, радио и других связей и разрыва дипломатических отношений.

Вспомогательный механизм ЭКОСОСа включает:

  • девять функциональных комиссий (Комиссия социального развития и др.);
  • пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки и др.);
  • четыре постоянных комитета: Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными организациями;
  • ряд экспертных органов;
  • исполнительные комитеты и советы различных органов ООН: Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.

Совет по опеке осуществляет наблюдение за подопечными территориями и содействует развитию их самоуправления. Совет состоит из пяти постоянных членов Совбеза. В 1994 г. Совбез прекратил действие Соглашения об опеке, поскольку все 11 первоначально подопечных территорий приобрели политическую независимость или присоединились к соседним государствам.

Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, недостаточны или оказались недостаточными, он может осуществлять воздушными, морскими или сухопутными силами операции, необходимые для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, Такие меры могут включать демонстрации, блокады и другие операции воздушных, военно-морских или сухопутных сил членов Организации Объединенных Наций.

Все члены Организации Объединенных Наций в качестве вклада в поддержание международного мира и безопасности предоставляют Совету Безопасности по его просьбе и в соответствии со специальным соглашением или специальным соглашением вооруженные силы, помощь и привилегии, включая право проезда, на поддержание международного мира и безопасности необходима международная безопасность.

Международный суд , расположенный в Гааге (Нидерланды), разрешает юридические споры между государствами, являющимися участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Частные лица не могут обращаться в Международный суд. Согласно Статуту (положению о правах и обязанностях), Суд использует международные конвенции; международный обычай как доказательство всеобщей практики; общие принципы права, признанные нациями; судебные решения наиболее квалифицированных специалистов разных стран. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Совбезом, голосующих независимо. Они избираются на основе квалификации, а не на основе гражданства. В составе Суда не может быть двух граждан из одной и той же страны.

В таком специальном соглашении или соглашениях указывается количество и тип вооруженных сил, степень готовности и его местоположение в целом и характер получаемых пособий и помощи. Специальное соглашение или специальные соглашения должны быть согласованы как можно скорее по инициативе Совета Безопасности. Они заключаются между Советом Безопасности и отдельными членами или между Советом Безопасности и группами членов и подлежат ратификации подписавшими его государствами в соответствии с их конституционными положениями.

Если Совет Безопасности решит применить силу вооружений, он пригласит представителя, не представленного в нем, прежде чем пригласить его представить свои вооруженные силы во исполнение своих обязательств по статье 43 решениям Совета Безопасности об использовании квоты вооруженных сил этого члена.

Секретариат ООН имеет наиболее разнообразные функции. Это постоянно действующий орган, осуществляющий весь документооборот, в том числе переводы с одного языка на другой, организации международных конференций, общение с прессой и др. Персонал Секретариата насчитывает около 9000 человек из разных стран мира. Генеральный секретарь ООН — главное административное должностное лицо — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет и может быть переизбран на новый срок. Кофи Аннан (Гана) вступил в должность 1 января 1997 г. С 1 января 2007 г. вступил в должность новый Генеральный секретарь — Пан Ги-Мун (бывший глава МИД Южной Кореи). Он высказался в пользу реформирования ООН ради будущего этой организации. Авторитет Генерального секретаря весьма существенен для осуществления превентивной дипломатии в целях предотвращения возникновения международных конфликтов. Весь персонал Секретариата имеет статус международных гражданских служащих и дает присягу, обязуясь не исполнять указаний, исходящих от любых государств или организаций, кроме ООН.

Для того чтобы Организация Объединенных Наций могла принять срочные военные меры, члены Организации Объединенных Наций должны иметь контингенты своих ВВС, готовые незамедлительно принять немедленные меры для принятия единых международных принудительных мер. Сила и степень готовности этих контингентов и планы их совместных действий определяются Советом Безопасности при содействии Генерального штатного комитета в соответствии с специальным соглашением или специальными соглашениями, упомянутыми в статье 43.

Планы использования вооруженных сил разрабатываются Советом Безопасности при участии Генерального штаба. Будет создан Комитет Генерального штаба для консультирования и оказания помощи Совету Безопасности по всем вопросам, связанным с его военными потребностями для поддержания международного мира и безопасности, использования и командования вооруженными силами, которые он предоставил, и регулирования Броня и ссылайтесь на возможное разоружение.

Бюджет ООН

Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные учреждения и программы ООН, утверждается ГА на двухлетний период. Основным источником средств являются взносы государств-членов , которые рассчитываются исходя из платежеспособности страны , в частности по таким критериям, как доля в и на страны. Шкала оценок взносов, установленная Ассамблеей, может меняться от 25% бюджета до 0,001% . Долевые взносы по бюджету составляют: США — 25%, Япония — 18%, Германия — 9,6%, Франция — 6,5%, Италия — 5,4%, Великобритания — 5,1%, РФ — 2,9%, Испания — 2,6%, Украина — 1,7%, Китай — 0,9%. Государства, не являющиеся членами ООН, но участвующие в ряде ее мероприятий, могут участвовать в расходах ООН в таком соотношении: Швейцария — 1,2%, Ватикан — 0,001%. Доходная часть бюджета в среднем колеблется около 2,5 млрд. долл. США. Из 13 расходных статей более 50% расходов приходится на Проведение общей политики, руководство и координацию; службу общей поддержки и обеспечения; региональное сотрудничество в целях развития .

Комитет Генерального штаба состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей. Любой член Организации Объединенных Наций, не постоянно представленный в Комитете, должен быть приглашен Комитетом для участия, если для эффективного выполнения задач Комитета требуется участие этого члена в его работе.

Комитет Генерального штаба, находящийся под руководством Совета Безопасности, отвечает за стратегическое руководство всеми силами, предоставленными Совету Безопасности. Вопросы о командовании этими силами будут урегулированы позже. Комитет Генерального штаба может с разрешения Совета Безопасности и после консультаций с соответствующими региональными органами создать региональные подкомитеты.

Программы ООН

Однако «семья» ООН или система учреждений ООН шире. Она охватывает 15 учреждений и несколько программ и органов . Это Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также такая специализированная организация, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты и руководящие органы.

Меры, необходимые для осуществления решений Совета Безопасности по поддержанию международного мира и безопасности, должны выполняться всеми членами Организации Объединенных Наций или отдельными членами, как решает Совет Безопасности. Эти решения принимаются непосредственно членами Организации Объединенных Наций и путем их участия в соответствующих международных организациях, членами которых они являются.

Члены Организации Объединенных Наций присоединяются к осуществлению мер, принятых Советом Безопасности, и тем самым обеспечивают взаимную помощь. Если Совет Безопасности принимает превентивные или принудительные меры в отношении любого государства, любое другое государство, являющееся членом Организации Объединенных Наций или нет, которое сталкивается с особыми экономическими проблемами в результате осуществления таких мер, имеет право связаться с Советом Безопасности для решения этих вопросов Повернуть совет.

ЮНКТАД

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. в качестве главного органа ГА по данным проблемам прежде всего для ускорения торгового и экономического становления , которые, обретя политическую независимость, имеют значительные проблемы в самоутверждении на мировых рынках. ЮНКТАД включает 188 государств-членов . РФ и другие страны являются членами этой организации. Ежегодный оперативный бюджет, финансируемый из регулярного бюджета ООН, составляет около 50 млн. долл. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

Ничто в этом статуте не влияет на естественный закон индивидуальной или коллективной самообороны в случае вооруженного нападения на члена Организации Объединенных Наций до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимые меры для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые странами-членами, осуществляющими это право на самооборону, незамедлительно представляются в Совет Безопасности и никоим образом не влияют на полномочия и обязательства Совета Безопасности, предусмотренные настоящим Уставом, в любое время принимать любые меры, которые могут быть сочтены необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности во всем мире международной безопасности.

Организационная структура ЮНКТАД

Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции проводятся раз в четыре года на уровне министров для определения главных направлений работы.

Совет по торговле и развитию исполнительный орган, обеспечивающий непрерывность работы в период между сессиями. Рабочие группы по среднесрочному планированию и финансированию программ. Объединенная консультативная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД — ВТО.

Постоянные комитеты и временные рабочие группы . Было создано четыре постоянных комитета: по сырьевым товарам; по снижению уровня нищеты; по экономическому сотрудничеству между развитыми странами; по развитию , а также специальный комитет по преференциям и межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике.

Секретариат является частью Секретариата ООН. В его состав входят службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, развитие услуг и эффективность торговли, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, глобальная взаимозависимость, и , наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ) и объединенные подразделения, работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных товарных соглашений, созданы исследовательские группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций и соглашений.

С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД — «Повышение согласованности между национальными стратегиями и глобальными экономическими процессами в целях , в частности, развивающихся стран». показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств.

Самостоятельные учреждения ООН

К самостоятельным специализированным учреждениям, функционирующим в рамках системы ООН, относят Международную организацию труда (МОТ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), (МВФ), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Нарастание разрыва между бедными и богатыми странами , усиление опасности глобальных конфликтов (теракты 11 сентября 2001 г. в США) стимулируют поиск решения проблем регулирования и финансирования развития во всем мире. В этом контексте под эгидой ООН в 2002 г. прошли два форума : Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) — с 26 августа по 4 сентября и Международная конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) — c 18 по 22 марта. В итоге встреч были приняты соответственно Йоханнесбургская декларация и Монтеррейский консенсус. На встрече в ЮАР особый акцент был сделан на коллективной ответственности за социально-экономическое развитие , экологию на всех уровнях от местного до глобального. Была отмечена необходимость в сотрудничестве в таких областях, как водоснабжение и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. В Мексике проблема устойчивого развития мира рассматривалась с точки зрения его финансирования. Признается, что имеется крайняя нехватка ресурсов, необходимых для целей преодоления нищеты и неравенства, изложенных в Декларации тысячелетия ООН. Предложены соответствующие либеральной идее развития, способы решения проблемы:

Мобилизация национальных финансовых ресурсов развивающихся стран на основе повышения результативности и последовательности и борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Мобилизация международных ресурсов, в том числе (ПИИ) и других частных ресурсов.

— важнейший и часто единственный внешний источник финансирования развития. Признано наличие серьезных торговых диспропорций, вызванных субсидиями экспорта со стороны промышленно-развитых стран, злоупотребление антидемпинговыми, техническими, санитарными и фитосанитарными мерами. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) обеспокоены наличием тарифных пиков и тарифной эскалацией со стороны промышленно развитых стран (ПРС). Признано необходимым включать в торговые соглашения эффективные и функциональные положения о Специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран.

Активизация международного финансового и технического сотрудничества в целях развития означает увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР). Конференция призвала ПРС предпринять конкретные усилия для достижения целевого показателя выделения развивающимся странам ОПР в объеме 0,7% от и в объеме 0,15-0,2% от их ВНП развитых стран на нужды наименее развитых стран.

Является элементом мобилизации ресурсов на цели государственных и частных инвестиций. Признано, что должники и кредиторы должны нести совместную ответственность за предотвращение и урегулирование ситуаций, связанных с неприемлемым уровнем задолженности.

Совершенствование системы глобального экономического управления предполагает расширение круга участников процесса принятия решений по вопросам развития и устранения организационных пробелов. Надо усилить вовлеченность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процесс принятия решения в и , в Банке международных расчетов, Базельском комитете и Форуме финансовой стабильности

Критики Монтеррейского консенсуса указывают, что, как и в случае Вашингтонского консенсуса, развитые страны исходят из либеральной модели развития, делают акцент на необходимость изыскания ресурсов для развития внутри развивающихся стран и при помощи частного сектора. Сами развитые страны не дают никаких четких обязательств в отношении перераспределения ресурсов. Соответственно практически невозможно преодолеть разрыв между бедностью и богатством.

Вынесенный на обсуждение ГА ООН вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его состава, не был решен.

Российская позиция состоит в поддержании любого варианта расширения при условии достижения широкого согласия между всеми заинтересованными странами.

Таким образом, имеется несколько взаимоисключающих подходов реформирования СБ ООН, что предполагает неопределенную длительность процесса преобразования.


  • Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддержание мира и безопасности на планете; развитие дружественных отношений между странами; сотрудничество в решении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека; и согласование действий разных стран. В достижении этих целей сотрудничают более 30 родственных организаций, которые вместе образуют систему ООН .
  • Организация Объединенных Наций не является мировым правительством и не устанавливает законы. Она предоставляет возможности для урегулирования международных конфликтов и выработки стратегий по вопросам, которые касаются каждого из нас.
  • В этом процессе все государства - члены ООН - крупные и малые, богатые и бедные вне зависимости от политического устройства и социальных систем - имеют право голоса. Организация Объединенных Наций дает странам возможность в условиях всеобщей взаимозависимости соблюдать национальные интересы при решении международных проблем.
  • Деятельность системы ООН направлена на содействие уважению прав человека, уменьшение масштабов нищеты, борьбу с болезнями и охрану окружающей среды. Организация Объединенных Наций возглавляет международные кампании по борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом .
  • ООН и ее учреждения помогают наращивать производство продуктов питания, оказывают помощь беженцам, направляют работу по борьбе со СПИДом , разрабатывают программы разминирования и делают многое другое в разных странах мира.

Что такое Организация Объединенных Наций?

Организация Объединенных Наций - это уникальная организация независимых стран, которые объединились во имя всеобщего мира и социального прогресса. Официальной датой рождения Организации является 24 октября 1945 года, а ее основателями считается 51 страна . В июле 2011 года число стран, входящих в ООН, достигло 193 . За время существования Организации ни одна страна не была из нее исключена. В 1965 году Индонезия временно вышла из состава ООН в связи со спором с соседней Малайзией, однако в следующем году восстановила свое членство.

Значит, ООН - что-то вроде мирового правительства?

Это не так. Правительства представляют страны и народы. А Организация Объединенных Наций не представляет ни конкретное правительство, ни какую-либо одну страну. Она представляет всех своих членов и делает только то, что государства-члены ей поручат.

Существует ли свод правил или принципов, по которым работает ООН?

Кто оплачивает деятельность ООН?

Всю работу Организации Объединенных Наций оплачивают входящие в нее 193 государства-члена . Других средств у нее нет. У Организации Объединенных Наций четыре вида бюджетов:

  • регулярный бюджет, покрывающий расходы основных подразделений в Центральных
    учреждениях в Нью-Йорке и местных отделений во всем мире;
  • бюджет операций по поддержанию мира , из которого оплачиваются различные операции,
    которые нередко проводятся в «горячих точках» планеты;
  • бюджет Международного уголовного трибунала по Руанде и Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии ;
  • бюджет так называемого «Генерального плана капитального ремонта» (1,9 млрд.долл.
    США) для финансирования ремонтных работ в комплексе штаб-квартиры ООН).

Взносы в бюджет ООН вносятся в обязательном порядке. Размеры взносов определяются по шкале , которая утверждается всеми государствами-членами. Эта шкала рассчитана с учетом платежеспособности стран, их национального дохода и численности населения.

Оправдывает ли ООН расходы на ее содержание?

Регулярный бюджет Организации Объединенных Наций утверждается Генеральной Ассамблеей на два года. Бюджет на 2008–2009 годы составил 4,17 млрд. долл. США, которые идут на оплату деятельности ООН, выплату окладов сотрудникам и содержание основных объектов инфраструктуры. Примерно такую же сумму граждане Соединенных Штатов ежегодно тратят на покупку срезанных цветов и комнатных растений. Бюджет операций по поддержанию мира на период с 1 июля 2007 года по 30 июня 2008 года составил около 6,8 млрд. долл. США, что соответствует 0,5 процента общемировых военных расходов, которые в 2007 году составили ориентировочно 1339 млрд. долл. США. На эту сумму можно было бы содержать всю систему ООН в течение более 65 лет. Миротворческая деятельность гораздо дешевле, чем война, и поэтому затраты на нее оправданы!

ООН финансируется входящими в нее странами. 10 государств, вносящих наибольший взнос в ООН >>

История Организации Объединенных Наций: хронология событий

Сентябрь 1939 года
Так выглядела Варшава (Польша) спустя считанные недели после начала второй мировой войны. Война превратила значительную часть территории Европы в руины.

14 августа 1941 года
Президент США Рузвельт и премьер-министр Великобритании Черчилль провели встречу на борту боевого корабля в Атлантическом океане. Они приняли Атлантическую хартию , содержавшую набросок плана достижения мира во всем мире.

1 января 1942 года
В первый день 1942 года президент Рузвельт, Уинстон Черчилль, Максим Литвинов - от имени Советского Союза - и Цзы-вень - от имени Китая подписали краткий документ, который впоследствии стал известен как «Декларация Объединенных Наций ». На следующий день эта декларация была подписана также представителями двадцати двух других государств.

30 октября 1943 года
Представители Китая, Советского Союза, Соединенного Королевства, и Соединенных Штатов подписали Московскую декларацию и договорились о создании по окончании войны организации наций для поддержания мира.

Лето и осень 1944 года
Руководители Великобритании, Китая, Советского Союза и Соединенных Штатов встретились на вилле Думбартон-Окс под Вашингтоном и выработали принципы и цели будущей Организации Объединенных Наций.

11 февраля 1945 года
Президент США Рузвельт, премьер-министр Великобритании Черчилль и председатель Совнаркома СССР Иосиф Сталин после встречи в Ялте (Советский Союз) объявили о своем твердом намерении создать Организацию Объединенных Наций . Кроме того, они договорились о системе голосования в Совете Безопасности.

24 октября 1945 года
После того как большинство стран, включая (Соединенное Королевство, Китай, СССР, США и Францию), подписали и официально признали Устав ООН, начался отсчет истории Организации Объединенных Наций . Поэтому 24 октября отмечается День Организации Объединенных Наций .

Каким образом страны становятся членами ООН?

Какова структура ООН?

Организация Объединенных Наций работает практически во всех странах мира, а руководят этой деятельностью шесть главных органов:

Все эти органы заседают в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, за исключением Международного Суда, который находится в Гааге, Нидерланды. С Организацией Объединенных Наций связаны 15 специализированных учреждений , которые координируют свою работу с ООН, являясь при этом отдельными, самостоятельными организациями. Они действуют в самых разных областях: здравоохранение, сельское хозяйство, телекоммуникации, климат. Кроме того, существуют 24 различных вида программ, фондов и других органов с конкретными сферами деятельности. Эти органы наряду с собственно ООН и ее специализированными программами образуют систему Организации Объединенных Наций .

Что такое Постоянный наблюдатель?

Государства, являющиеся членами одного или более специализированных учреждений, не будучи при этом членами Организации Объединенных Наций, могут получить статус Постоянного наблюдателя . Статус Постоянного наблюдателя возник исключительно из практики - в Уставе Организации Объединенных Наций никаких положений на этот счет нет. Эта практика существует с 1946 года, когда Генеральный секретарь признал назначение правительства Швейцарии в качестве Постоянного наблюдателя при Организации Объединенных Наций. Впоследствии своих наблюдателей направляли некоторые другие государства, которые позднее стали членами Организации Объединенных Наций, например Австрия, Италия, Финляндия и Япония. Швейцария стала членом ООН 10 сентября 2002 года.

Постоянные наблюдатели могут посещать большинство заседаний и имеют доступ почти ко всей соответствующей документации. Многие региональные и международные организации также участвуют в качестве наблюдателей в работе Генеральной Ассамблеи и ее ежегодных сессий.

Какие языки являются официальными языками ООН?

Первоначально в качестве рабочих языков ООН использовались английский и французский. Позже арабский, испанский, китайский и русский языки были добавлены к числу рабочих языков Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета. Рабочими языками Совета Безопасности являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

В Организации Объединенных Наций используются следующие официальные языки: английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Рабочими языками Секретариата ООН являются английский и французский.

Делегат может выступать на любом из официальных языков, а его выступление синхронно переводится на другие официальные языки. Большинство документов ООН также издаются на всех шести официальных языках. Иногда делегаты выступают на неофициальных языках. В этом случае делегация обязана либо обеспечить устный перевод, либо предоставить текст выступления на одном из официальных языков. Дополнительная информация >>

Крупным планом

Какова процедура признания нового государства или правительства ООН?

Признание нового государства или правительства - это акт, который могут совершить или отказаться совершить только другие государства и правительства. Как правило, этот акт означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединенных Наций не является ни государством, ни правительством и поэтому не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство. Будучи организацией, объединяющей независимые государства, она может принимать в свои члены новые государства или принимать полномочия представителей нового правительства.