Международное публичное право: состав и нормы регулирования. Доктрина наиболее квалифицированных специалистов

Право международных договоров

Международные договоры заключались еще во втором тыся­челетии до новой эры, о чем свидетельствуют археологические находки.

В настоящее время действуют сотни тысяч двусторонних и многосторонних договоров. Только Российская Федерация имеет порядка 20 000 договоров с другими государствами.

Международными договорами считаются соглашения субъек­тов международного права по любому вопросу их взаимоотношений. Существуют и устные договоры (их называют джентльменски­ми соглашениями).

Веками порядок заключения и исполнения договоров основы­вался на международном обычае. В 1969 г. была принята Венская конвенция о праве международных договоров, которая кодифици­ровала нормы обычного права в этой области.

Договор - понятие родовое, т.е. договорами считаются заклю­чаемые государствами соглашения, конвенции, пакты, уставы, про­токолы и т.д.

По форме классический договор имеет название, преамбулу, материальные статьи, заключительные положения и подписи; часто договоры содержат одно или несколько приложений.

Тексты договоров на двух или нескольких языках считаются аутентичными (подлинными) и имеют одинаковую юридическую силу.

Заключение договора проходит несколько стадий - подготовка проекта по инициативе одного или группы государств либо международной организации, переговоры по согласованию текста договора, принятие текста, его подписание, а затем одобрение или ратификация высшими органами государств. Договор считается действующим с момента его вступления в силу. Порядок вступления в силу определяется в заключительных положениях самого договора (с момента подписания, после ратификации или после присоедине­ния к договору).

Двусторонний договор составляется в двух аутентичных экземплярах, подлинники которых хранятся у обеих сторон. Многосторонний договор составляется в одном экземпляре (хотя и на не­скольких языках), а его подлинник хранится у депозитария, кото­рым может быть назначено какое-либо правительство или высшее должностное лицо международной организации (например, Гене­ральный секретарь ООН).

Договор прекращает свое существование после исполнения всех действий, предусмотренных договором, после истечения срока действия, в результате его аннулирования с согласия сторон, замены другим договором. Односторонний отказ государства от договора называется денонсацией.

Дипломатическое право

Дипломатические сношения между государствами осуществля­ются уже несколько тысячелетий. Их порядок и условия регули­ровались обычным правом вплоть до 1961 г., когда оно было ко­дифицировано в Венской конвенции о дипломатических сноше­ниях.

Внешние сношения каждое государство осуществляет через специальные органы - внутригосударственные и зарубежные. К внутригосударственным органам относятся высший представи­тельный орган, определяющий основы внешней политики; глава государства; правительство и ведомство иностранных дел. К зару­бежным относятся посольства, консульства, представительства при международных организациях, делегации на переговорах и конфе­ренциях.

Состав сотрудников зарубежного органа внешних сношений включает дипломатический персонал, административно-техничес­кий и обслуживающий персонал. Дипломатический персонал поль­зуется в стране пребывания дипломатическими привилегиями и иммунитетами (неподчинением местной административной, уго­ловной, гражданской и судебной юрисдикции). У остальных кате­горий персонала иммунитеты являются в основном функциональ­ными, т.е. распространяющимися на действия, связанные с испол­нением служебных обязанностей.

Одной из важнейших норм дипломатического права является неприкосновенность служебных помещений и документов дипло­матического представительства и неприкосновенность дипломати­ческого персонала.

В случае нарушения местных законов или порядка деятельности представительства дипломат может быть выслан из страны пребы­вания, а ответственность за его поведение будет нести его государ­ство.

Во время нахождения граждан за границей большое значение имеет консульство, представляющее их страну. Консул обязан вести учет соотечественников, находящихся в стране его пребыва­ния, консультировать и оказывать практическую помощь своим согражданам, осуществлять широкий круг нотариальных действий. Деятельность консульств регламентируется Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.

Другие отрасли международного права

Международное морское право регламентирует порядок использования Мирового океана - мореплавание, рыболовство, на­учно-исследовательская деятельность, разработка ресурсов мор­ского дна и т.д. Соответствующие международно-правовые нормы содержатся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и многих конвенциях по специальным вопросам.

Международное воздушное право регулирует порядок международных воздушных сообщений. Общие принципы и нормы воздушного права отражены в Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., а конкретные условия осуществления регулярных полетов авиакомпаний за границу определяются госу­дарствами в двусторонних соглашениях о международных воздуш­ных сообщениях.

Международное космическое право регламентирует порядок деятельности в космическом пространстве. Важнейшим докумен­том этой отрасли является Договор о принципах деятельности госу­дарств по исследованию и использованию космического простран­ства включая Луну и другие небесные тела 1967 г.

Выделяют и другие отрасли - атомное право, природоохранное (или экологическое) право, право вооруженных конфликтов и т.д.

Одной из наиболее актуальных отраслей международного права сегодня считается международное гуманитарное право. Знание его основ необходимо каждому человеку, и неслучайно, что Генераль­ная Ассамблея провозгласила период, начинающийся с 1 января 1995 г., десятилетием обучения правам человека.

Международное гуманитарное право

Различные специалисты понимают под гуманитарным правом неодинаковый комплекс принципов и норм. По мнению одних, гуманитарное право охватывает ту часть международного права, ко­торая посвящена защите прав жертв войны - военнопленных, ра­неных, мирного гражданского населения в районах боевых дейст­вий (законы и обычаи войны и прежде всего Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.). Другие полага­ют, что международное гуманитарное право регламентирует меж­дународное сотрудничество по защите прав человека в обычных условиях, а также в чрезвычайных обстоятельствах, в том числе в ходе вооруженных конфликтов.

Мы остановимся на проблеме защиты прав человека в мирное время, исходя из того, что это - важнейшая часть международного гуманитарного права.

Со времени принятия Устава ООН в 1945 г. признается, что защита и поощрение прав человека должны быть предметом меж­дународного сотрудничества, ибо сохранение мира (а это - главная цель ООН) зависит не только от решения военно-политических проблем и проблем экономического развития, но и от уважения и соблюдения в каждом государстве основных прав и свобод личнос­ти, что считается одним из критериев миролюбивого и демократи­ческого государства.

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декла­рацию прав человека, в которой сформулированы минимальные стандарты прав человека, признаваемые на данном этапе челове­ческой цивилизации тем общим знаменателем, который должен быть законодательно обеспечен для каждой личности в любом госу­дарстве. Среди них право на жизнь, на труд, образование, на удов­летворительные материальные условия жизни, на семью, на свобо­ду слова, религии, передвижения, на справедливое судебное разби­рательство, равноправие, свободу от дискриминации и т.д.

Всеобщая декларация в дальнейшем была конкретизирована и развита в десятках международных конвенций, посвященных за­щите прав человека, которые были приняты в ООН, МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, а также в международно-правовых актах регионального уровня. Среди универсальных договоров этой отрасли права важ­нейшими являются международные пакты о правах человека 1966 г.

Международные пакты о правах человека

В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Международный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Факультативный протокол к последнему. Пакты вступили в силу в 1976 г. В 1989 г. был принят второй Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах (об отмене смертной казни), который вступил в силу в 1991 г.

В Пакте о гражданских и политических правах закрепляются право на жизнь, на свободу от пыток и жестокого обращения, право на свободу от рабства, на личную неприкосновенность, на уважение личности, на неприкосновенность жилища и тайну переписки, на свободу мысли, совести, религии и убеждений, на мирные собрания, на участие в выборах, на участие в ведении государственных дел и др.

Эти права и свободы имеют ограничения. Пакт запрещает пропаганду войны, национальной, расовой или религиозной ненавис­ти. Пакт предоставляет государствам право ограничивать законом некоторые права и свободы, если это необходимо для поддержания общественного порядка и для защиты прав других лиц.

В Пакте о гражданских и политических правах в ст. 28-45 предусмотрено создание Комитета по правам человека из 18 независи­мых экспертов, избираемых на 4 года государствами-участниками Пакта из числа своих граждан. Комитет уполномочен рассматри­вать доклады государств-участников Пакта и делать рекомендации общего характера.

Помимо этой процедуры Комитет по правам человека уполномо­чен принимать меры на основании Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Протокол предусматривает рассмотрение жалоб, поступающих от отдельных лиц, которые считают себя жертвами нарушений любо­го из прав, провозглашенных в Пакте. При этом могут рассматри­ваться только претензии к государствам-участникам Пакта.

В Протоколе указаны условия, при которых жалоба может быть признана приемлемой:

должно быть нарушено право, предусмотренное самим Прото­колом;

государство должно быть участником и Пакта, и Факультативно­го протокола;

должны быть исчерпаны все средства правовой защиты внутри страны;

жалоба не должна быть предметом одновременного рассмотре­ния другим органом.

Признав жалобу приемлемой, Комитет по правам человека на закрытом заседании изучает ее и обсуждает существо дела. Он может высказать свою точку зрения относительно того, были ли нарушены права, предусмотренные Пактом, правительству и жа­лобщику. Комитет включает свое мнение в ежегодный открытый доклад Генеральной Ассамблее ООН.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает право на создание профсоюзов, на социальное обеспечение, на защиту семьи, достойный уровень жизни, на здравоохранение, образование, участие в культурной жизни, на труд, на отдых и т.д.

?Кодификация - это:
!принятие на себя государством международных обязательств
*формулирование обычных норм в виде писаных правил, объединенных в международном договоре, и систематизация норм
!включение положений в уже существующие международные договоры
!соглашение между независимыми субъектами межвластных международных отношений
?Государство, которому принадлежит значительная роль в становлении международного права, - это:
*Древний Рим
!Древний Китай
!Древняя Индия
!Древняя Греция
?Первоначально единая Вселенская христианская церковь в 1054 г. разделилась на:
!римско-католическую и лютеранскую
*православную и римско-католическую
!православную и мусульманскую
!римско-католическую и исламскую
?Международное воздушное право регулирует полеты:
*воздушных судов
!беспилотных аэростатов
!космических кораблей
!судов на воздушной подушке
!метеорологических шаров
?Воздушные суда - это:
*самолеты
!суда на воздушной подушке
!космические корабли
!метеорологические шары
!беспилотные аэростаты
?Воздушное судно может быть занесено в реестр:
!группы государств
!двух государств
!четырех государств
!трех государств
*одного государства
?Воздушные суда осуществляют следующие типы полетов:
*международные
*национальные
!нерегулярные
!частные
?Международными являются все полеты, при которых пересекается граница более, чем:
!трех государств
!двух государств
!четырех государств
*одного государства
!пяти государств
?Государство вправе посадить иностранное воздушное судно, пролетающее над его территорией, согласно поправке … bis к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации.
!4
!5
*3
!2
!1
?В воздушном пространстве Арктики запрещено использовать государственные летательные аппараты в … целях.
!мирных
!научных
*военных
!личных
!исследовательских
?Международные полеты подразделяются на:
!одноразовые, многоразовые
*регулярные, нерегулярные
!частые, нечастые
!частые, нерегулярные
!постоянные, непостоянные
?Основными субъектами международного космического права являются:
!общественные организации
!государствоподобные образования

!международные организации
*государства
?Вторичными субъектами международного космического права являются:
!борющиеся за независимость нации
!общественные организации
!государствоподобные образования в соответствии со своей компетенцией
!государства
*международные организации в соответствии со своей компетенцией
?Объектами международного космического права являются:
*космическая деятельность
!отношения между естественными космическими телами
!правовые отношения людей и животных в космическом пространстве
*правовое положение искусственных космических объектов
*отношения по поводу космического пространства и небесных тел
?Наиболее полное определение космической деятельности:
!полеты в космическом пространстве
!деятельность на Земле, связанная с подготовкой полетов в космическом пространстве
*деятельность в космическом пространстве, а также на Земле, связанная с деятельностью в космическом пространстве
!полеты в космическом пространстве, а также деятельность, связанная с подготовкой полетов в космосе
?Согласно Договору по космосу 1967 г. в космическом пространстве государства имеют право:
*использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела
*изучения космического пространства, включая Луну и другие небесны тела
!проведения маневров, учений, испытаний техники и вооружения
!создания военных баз и других объектов военной инфраструктуры
?Видом космической деятельности, запрещенным международным правом, является:
!дистанционное зондирование Земли
!непосредственное вещание из космоса
!космическая геология
!создание орбитальных станций
*проведение маневров
?Ответственность за ущерб от космической деятельности на основании Конвенции 1972 г. лежит на:
!государстве-производителе космического объекта
!космонавте
*государстве, запускающем объект
!государстве, где этот космический объект зарегистрирован
?Совместный запуск космического объекта, произведенный двумя и более государствами, влечет за любой причиненный космическим объектом ущерб:
!ответственность государства, где этот космический объект зарегистрирован
!субсидиарную ответственность
*солидарную ответственность
!ответственность конструкторов
?Срок предъявления международной претензии за ущерб, причиненный космическим объектом:
!не более четырех лет
!не более одиннадцати месяцев
!не более двух лет
!не установлен
*не более одного года
?Государство, осуществляющее запуск космического объекта, а также государство, с территории или установок которого осуществлен запуск, называется:
!отправляющим государством
!посылающим государством
*запускающим государством
!направляющим государством
?Морские пространства, находящиеся за пределами действия суверенитета какого-либо государства, - это:
!внутренние (морские) воды, проливы
!проливы
!прилежащие зоны, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, проливы
*прилежащие зоны, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море, район морского дна
?Район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, - это:
!архипелажные воды
!внутренние (морские) воды
!проливы
*исключительная экономическая зона
?Правовой режим исключительной экономической зоны устанавливает:
!Женевская Конвенция 1896 г
*Конвенция ООН 1982 г
!Всеобщая декларация прав человека
!Решение СБСЕ 1975 г
?Зона, прилегающая к территориальному морю, где прибрежное государство осуществляет контроль, - это:
*прилежащая зона

!исключительная зона
!территориальная зона
?Морские научные исследования в исключительной экономической зоне осуществляются:
!без согласия прибрежного государства
*на основе согласия прибрежного государства
!на основе согласия ООН
!на основе согласия Международного морского комитета
?Суда в открытом море подчиняются исключительной юрисдикции:
!Международного органа по морскому дну
*государства флага
!ООН
!государств-архипелагов
?Морские пространства, находящиеся за пределами исключительной экономической зоны прибрежных государств, - это:
!континентальный шельф
!территориальное море
*открытое море
!государство-архипелаг
?Морские пространства в составе территории прибрежного государства, расположенные в сторону берега от исходных линий, - это:
!исключительная экономическая зона
!открытое море
!внешние морские воды
*внутренние морские воды
?Иностранное торговое судно в порту подпадает под действие уголовной юрисдикции:
!государства флага
*государства порта
!иностранного государства
!по договоренности сторон
?Иностранное торговое судно в порту подпадает по действие гражданской и административной юрисдикции:
!иностранного государства
!государства флага
*государства порта
!по договоренности сторон
?Военные суда:
!подлежат уголовной юрисдикции государства порта
!подлежат административной юрисдикции государства порта
!подлежат гражданской юрисдикции государства порта
*пользуются иммунитетом
?Морское пространство шириной до 12 морских миль, находящееся над территориальным верховенством прибрежного государства, - это:
!континентальный шлейф
*территориальное море
!исключительная экономическая зона
!внутренние морские воды
?Юридическая возможность осуществлять мирный проход через территориальное море иностранного государства, - это:
!разрешение иностранным военным судам проходить через территориальные воды
!возможность находиться во внутренних морских водах государства
!свобода судоходства в территориальном море
*право мирного прохода
?Морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря прибрежного государства, - это:
!исключительная экономическая зона
!территориальное море
*континентальный шельф
!открытое море
?Внутренние морские воды - это:
!территориальное море и прилежащая зона
!открытое море
*воды портов
!территориальное море
?Право мирного прохода - это юридическая возможность осуществлять мирный проход через:
!открытое море
*территориальное море иностранного государства
!исключительную экономическую зону
!открытое море, исключительную экономическую зону
?Право прокладывания трубопроводов на континентальном шельфе любого прибрежного государства:
!имеют транснациональные корпорации
!имеют страны, являющиеся членами ООН
!имеют прибрежные государства
*имеет любое государство
?Государствам, находящимся в прилежащей зоне, международное право запрещает осуществлять … контроль.
!таможенный
!санитарный
*прокурорский
!фискальный
!иммиграционный
?Военный корабль прекращает преследование невоенного судна в том случае, если преследуемое судно:
*входит в территориальное море своего или какого-либо третьего государства
!вошло в международный пролив
!находится на континентальном шельфе
!находится в экономической зоне
?Основанием ответственности государства за космическую деятельность служит:
!ведение космической разведки
!столкновение космического корабля с метеоритом в космосе
!падение космического объекта в море
*падение космического объекта на Землю, причинившее материальный ущерб
?Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством:
!учитывая мнение заинтересованных сторон
!исходя из существующей практики
!опираясь на соглашения с Международной морской организацией
*основываясь на своем суверенитете
?Наибольшее значение для международного морского права имеют:
*конвенции ООН
!двусторонние соглашения между государствами
!стандарты Международной морской организации
!решения Совета Безопасности ООН
?Правовой режим, действующий в международном районе морского дна, определяется:
*международным сообществом
!государствами, ведущими разработку находящихся там ресурсов
!международной морской организацией
!государством, первым обнаружившим там ресурсы
?Правовой режим международных каналов устанавливается:
!решениями Международной морской организации
*международными договорами
!положениями Устава ООН
!внутренним законодательством государства
?«Свободы воздуха» для воздушных перевозчиков предусматривают:
!права на полеты над открытым морем
!права на неконтролируемые полеты над территорией государства
!коммерческие права по соглашениям с международными организациями
*определенные коммерческие права
?Национальное воздушное судно, находясь в воздушном пространстве другого государства, подчиняется:
!этому государству и государству регистрации
!государству регистрации
!международной организации гражданской авиации
*государству, в воздушном пространстве которого оно находится
?Международные авиационные регламенты носят … характер.
!второстепенный
*рекомендательный
!вспомогательный
!обязательный
?Субъектами международного космического права являются:
*государства и международные организации
!физические и юридические лица
!правительственные и неправительственные юридические лица
!государства
?Искусственный космический объект обладает:
!статусом государств-участников запуска
!статусом космонавта
*статусом государства-собственника
!всемирным статусом
?Космонавты, находясь в космическом пространстве, обладают:
*национальным статусом
!статусом государства-собственника корабля
!статусом «посланцев человечества»
!национальным статусом и статусом государства-собственника корабля
?За вред, причиненный пассажиру, его багажу и грузу, авиаперевозчик несет ответственность:
!в размере, определяемом компетентными органами
*в размере максимального предела
!в размере, устанавливаемом по шкале ИКАО
!в размере полного возмещения ущерба
?Правовой режим континентального шельфа является:
*смешанным
!особым
!государственным
!международным
?Режим полетов в воздушном пространстве над Арктикой:
*свободный
!регистрационный
!разрешительный
!транзитный
?Территория … относится к международным пространствам.
*открытого моря
!космического корабля
!острова
!континентального шельфа
?Режим полетов в воздушном пространстве над открытым морем:
!разрешительный порядок
!регистрационный порядок
*свобода полетов
!запрет ведения наблюдений военного характера
?Международное право на Антарктическом континенте запрещает:
*разработку минеральных ресурсов отдельными государствами
!ведение рыбного промысла
!туризм
!участие военных специалистов в работе научных экспедиций
?Трансграничное загрязнение окружающей среды - это загрязнение:
!которое ведет к неблагоприятным последствиям для природных ресурсов
*территории других государств
!уникальных природных комплексов, находящихся на территории государства
!находящееся вне контроля государства
?Кодификация международного права окружающей среды необходима для:
!придания его нормам универсального характера
!отказа от норм, не отвечающих потребностям жизни
*систематизации существующих норм
!классификации принципов и норм
?Источником отрасли международного права окружающей среды является:
!Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г
!Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г
*Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г
!Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном загрязнении 1991 г
?Среди принципов охраны окружающей среды отсутствует принцип:
!суверенитета государства над своими природными ресурсами
*объявления природной среды в пределах международной территории долевой собственностью государств
!сотрудничества в чрезвычайных обстоятельствах
!предотвращения загрязнения природной среды
!свободы исследования природной среды
?Среди объектов международно-правовой защиты в области охраны окружающей среды отсутствует:
!животный и растительный мир
*космическая деятельность
!Мировой океан
!атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство
?Международное право из источников права окружающей среды исключает:
!Конвенцию об охране природы в южной части Тихого океана 1976 г
!Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г
!Конвенцию по причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе 1984 г
*Конвенцию о международном обмене изданиями 1958 г
?Международные рекомендательные акты являются … источниками международного права окружающей среды.
!условными
!основными
*вспомогательными
!второстепенными
?Трудящийся-мигрант - это лицо:
!имеющее двойное гражданство
*трудящееся в иностранном государстве
!находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу опасений стать жертвой преследований
!которое состоит в гражданстве другого государства
?Источниками международного экономического права являются:
!двусторонние международные договора о купле-продаже определенного количества военной продукции
!судебный прецедент в области международных экономических отношений
!предпринимательское право отдельных государств
*международные экономические договора
?Среди источников международного экономического права отсутствуют:
*акты, не регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики
!соглашения по налоговым, таможенным, транспортным вопросам
!торговые соглашения
!соглашения о международных расчетах и кредитах
?Соглашение, предусматривающее создание на базе ГАТТ ВТО, было подписано в:
*1994 г
!1989 г
!1992 г
!1990 г
?Компетенция Совета таможенного сотрудничества отсутствует в вопросах:
*поощрения здоровой конкуренции
!разработки рекомендаций и проектов конвенций по таможенным вопросам
!исследования взаимодействия национальных таможенных систем
!обеспечения тесного сотрудничества государств-участников Конвенции 1950 г
?Среди органов Совета таможенного сотрудничества отсутствует:
*Научно-исследовательский комитет
!Совет
!Генеральный секретариат
!Постоянный технический комитет
?Специальные принципы и нормы международного экономического права носят … характер.
!условный
!рекомендательный
*императивный
!второстепенный

!натурализация
*гражданство
!двойное гражданство
!подданство
?Бипатрид - это:
!иностранный гражданин
!лицо без гражданства
!гражданин государства
*лицо, имеющее двойное гражданство
?Гражданство определяет:
!нравственные и моральные качества человека
*правовое положение индивида
!социальный статус личности
!материальное положение гражданина
?Основной состав населения государства приобретает гражданство в силу:
!международного договора
!желания
*рождения
!Декларации прав человека и гражданина
?Нормативный акт, регулирующий приобретение гражданства в Российской Федерации, - это:
!Гражданский кодекс РФ
!Конституция РФ
!Декларация прав человека и гражданина
*Федеральный закон «О гражданстве» 2002 г
?Экспатриация - это:
!восстановление гражданства
!утрата гражданства
*выход из гражданства по собственному желанию
!приобретение гражданства
?Денатурализация - это:
!восстановление гражданства
!выход из гражданства по судебному решению
!утрата гражданства
*принудительное лишение гражданства
?Отсутствие гражданства какого-либо государства - это:
!оптация
!эмансипация
!бипатризм
*апатризм
?Лицо, у которого отсутствует гражданство государства пребывания и имеется гражданство другого государства, - это:
!апатрид
!беженец
!бипатрид
*иностранец
?Лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу опасений стать жертвой преследований по ряду оснований, - это:
!апатрид
*беженец
!вынужденный переселенец
!иностранец
?Устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями - это:
!натурализация
*гражданство
!двойное гражданство
!подданство
?Международный документ, сформулировавший ряд принципов, регулирующих соблюдение прав человека, - это:

!Устав Генеральной Ассамблеи
!Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г
*Устав ООН
?Первым в истории международных отношений документом универсального характера, провозгласившим перечень прав и свобод, является:
!Устав ООН
!Устав Генеральной Ассамблеи
*Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г
!Всемирная конференция по правам человека 1993 г
?Термин «права человека» появился после:
!принятия Устава ООН (1945 г.)
!подписания Заключительного Акта СБССЕ (1975 г.)
*Великой французской революции (1789 г.)
!правозащитного движения в СССР (60-70-е гг. XX в.)
?Права человека регулируются:
*внутренним законодательством государства
!правоохранительными организациями
!комиссией по правам человека
!международными соглашениями
?Права человека обеспечивает:
!борьба за реализацию этих прав
*внутреннее законодательство государства
!международные организации
!Хартия прав человека
?Ограничение прав и свобод личности допускается для:
!выполнения решений международных правозащитных организаций
!выполнения соглашений между двумя или несколькими государствами
*охраны безопасности государства, общественного порядка, здоровья населения
!выполнения решений ООН
?Государство, придерживаясь международных стандартов в области прав человека, должно соблюдать:
*права человека
!права человека, определенные внутренним законодательством
!предписания правоохранительных общественных организаций по правам человека
!решение международных органов о принудительных мерах по правам человека
?Всеобщая декларация прав человека была принята в:
*1948 г
!1975 г
!1945 г
!1966 г
?Выдача преступников (экстрадиция) производится на основании норм:
!национального права
!Устава международной организации уголовной полиции
*международного права
!Устава ООН
?Иностранные арбитражные решения приводятся в исполнение в России:
!судом, действующим при ТПП РФ
!судом субъекта Федерации
!судом общей юрисдикции
*в зависимости от сторон спора и правил подведомственности
?Направление, которое включает в себя международная борьба с преступностью, - это:
!выдача всех преступников без исключения
*розыск преступников
!обмен преступниками
!совместное судопроизводство
?Международный терроризм - это:
!захват и убийство заложников
!взрывы в общественном транспорте
*насильственные акты, затрагивающие интересы более, чем одного государства
!подавление политических противников насильственными методами
?Согласно международному праву выдаче подлежат:
*лица, осужденные или обвиняемые в преступлении
!граждане своего государства
!лица, которым предоставлено убежище, но в отношении которых продолжается судебное преследование в их государствах
!иностранцы, находящиеся на территории данного государства
?Международным преступлением является:
*геноцид
!захват заложников
!шантаж
!терроризм
?Persona nоn grata в международном праве - это:
*нежелательное лицо
!лицо, пользующееся доверием страны пребывания
!лицо, ограниченное в реализации своих прав
!желательное лицо
?Дипломатический корпус составляют главы посольств и миссий, аккредитованные в:
!своей стране
!международной организации
*стране пребывания
!стране-участнице международного договора
?Привилегиями дипломатического агента пользуются:
!члены семьи, не живущие с ним
*члены семьи, живущие вместе с ним
!те, кого дипломатический агент считает нужным наделить привилегиями
!любые лица, проживающие с ним
?Основным нормативным актом, регулирующим статус специальных миссий, является:
!Инструкция о положении специальных миссий в стране пребывания 1969 г
*Конвенция о специальных миссиях 1969 г
!Конвенция о представительстве государств 1934 г
!Закон о специальных миссиях 1969 г
?Основным нормативным актом, регулирующим консульское право, является:
*Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г
!Конвенция о привилегиях и иммунитетах объединенных наций 1946 г
!Устав ООН

?Особое разрешение со стороны государства для допуска главы консульского учреждения называется:
!акцептом
!ад референдумом
*экзекватурой
!офертой
?Объявление консульского должностного лица Persona non grata влечет за собой:
!продление срока пребывания в стране
!наделение данного лица дополнительными полномочиями
*отзыв данного лица в представляемое государство
!назначение данного лица главой консульства
?Занятие консульских служащих коммерческой деятельностью с целью извлечения доходов влечет:
!прекращение полномочий
!повышение налогов в пользу представляемого государства в 1,5 раза
*отказ в предоставлении им предусмотренных Венской конвенцией привилегий и иммунитетов
!удвоение налогов в пользу представляемого государства
?Консульские должностные лица:



!платят все налоги, сборы и пошлины
?Консульские служащие:
!платят все предусмотренные государством налоги, сборы и пошлины
!уплачивают налоги, но освобождаются от уплаты сборов и пошлин
*освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин
!уплачивают только региональные и местные налоги
?Старший по рангу среди дипломатов - это:
!атташе
!первый секретарь
!дипломатический курьер
*советник
?Фискальный (налоговый) иммунитет дипломатических представительств означает освобождение от платы за:
!коммунальные услуги
!хранение грузов, поступивших в адрес посольства, на таможне
!пользование городским транспортом
*земельный участок, строение
?Согласие государства пребывания на деятельность конкретного лица в качестве консула выражается в:
!выдаче агремана
!соглашении об установлении консульских отношений
!консульском патенте
*выдаче экзекватуры
?Дипломатический и консульский корпус - это:
*совокупность членов дипломатического и консульского персонала, а также членов их семей, находящихся в данной стране
!совокупность дипломатических должностных лиц одного государства
!организация дипломатических и консульских должностных лиц в данном государстве
!профессиональное объединение дипломатических и консульских должностных лиц
?Источниками дипломатического и консульского права могут быть:
!нормы национального законодательства
*обычаи
!международные обыкновения
!решения международных организаций
?Основанием нарушения экстерриториальности дипломатического представительства является:
!пожар
!нахождение преступника на территории представительства
*разрешение его главы в чрезвычайных обстоятельствах
!стихийное бедствие
?Различия дипломатического и консульского иммунитетов:
!исчезли в процессе развития дипломатического и консульского права
!носят условный характер
!являются принципиальными, и связаны с особенностями деятельности дипломатических и консульских представительств
*носят незначительный характер, и со временем нивелируются
?Дипломатическое право - это совокупность норм, регламентирующих статус и функции:
!государственных органов, связанных деятельностью с иностранными государствами
!зарубежных органов внешних сношений
!центральных органов внешних сношений и внешнеэкономических сношений
*государственных органов внешних сношений
?Термин «агреман» означает:
!соглашение между государствами
!признание за дипломатом привилегий и иммунитетов
*согласие на назначение данного лица в качестве посла
!право на открытие посольства
?Дипломатический корпус возглавляет:
!генеральный директор
*дуайен
!старший дипломат
!президент
?Согласие на аккредитацию лица как главы представительства в международном праве - это:
!референдум
*агреман
!оферта
!акцепт
?Временный зарубежный орган внешних сношений, выполняющий функции представления интересов государства, - это:
!посольство
!правительство
*делегация
!президент
?Основной договор в области дипломатического права - это:
!Положение о посольстве РФ 1996 г
*Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г
!Устав ООН
!Положение о МИД РФ 1995 г
?Органы внешних сношений делятся на:
!общемировые, международные
!международные, межгосударственные
!общемировые, межгосударственные
*внутригосударственные, зарубежные
?Зарубежные органы внешних сношений подразделяются на:
*постоянные, временные
!единоличные, многосторонние
!гражданские, социальные
!единоличные, коллегиальные
?Внутригосударственными органами внешних сношений являются:
!ЮНЭСКО
*глава государства
*парламент
!МВД
*правительство
!ООН
?Дипломатические представительства функционируют:
!временно
!сессионно
!факультативно
*постоянно
?Обычно посольства имеют следующие отделы:
!консульский, информационный, отдел связи со страной пребывания
!административный, гражданский, уголовный
!гражданский, трудовой, социальный
*политический, экономический, печати, культуры
?Средства и способы ведения войны в средние века (V в. н.э. - 1648 г.):
!ограничивались заключенными между сторонами договорами
!отдавались на волю участников вооруженного конфликта
*регламентировались рядом обычаев
!ограничивались моральными устоями
?Некомбатантами в международном праве являются:
!партизаны
!строевой состав вооруженных сил
*медицинский персонал
*духовный персонал
!ополчения
?Обеспечение соблюдения надлежащего правового режима военнопленных и ответственность за его нарушение лежат на:
!отдельных лицах, взявших в плен
*воюющем государстве, во власти которого находится пленник
!воинских частях, взявших в плен
!политотделах воинских частей
?Специальной защитой культурных ценностей является внесение объектов, имеющих очень большое значение в:
*Международный реестр культурных ценностей
!Протокол № 6 Устава ООН
!Международную картотеку культурных объектов
!Красную книгу
?Запрещенным методом ведения войны является:
!нападение на лиц, шедших в строю
!расстрел военнопленных
!бомбардировка военных объектов
*предательское убийство и ранение лиц, принадлежащих к войскам неприятеля
?Наиболее распространенной формой прекращения военных действий является:
!частичная капитуляция вооруженных подразделений
!отказ от применения актов агрессии
*перемирие
!полное уничтожение вооруженных сил противника
?Перемирие может быть:
*общее
!локальное
!глобальное
*местное
?Местное перемирие имеет своей целью приостановление военных действий для:
!передышки
!проведения мирных переговоров
*того, чтобы подобрать раненных и больных, произвести погребение мертвых, эвакуировать женщин и детей
?Основной международно-правовой формой прекращения состояния войны является заключение:
!пакта о ненападении
!универсального международного договора против войны
!договора о военной взаимопомощи
*мирного договора
?Международное право отказывается признать комбатантом:
!парламентера
*лазутчика (шпиона)
!военного советника
!разведчика
?Судьи Международных трибуналов избираются:
!Международным Судом
!Советом Безопасности ООН
*Генеральной Ассамблеей
!Генеральным Секретарем ООН
?Постоянно нейтральными государствами являются:
*Швейцария, Австрия, Туркменистан
!Россия, Япония, США
!Венгрия, Китай, Румыния
!Россия, Прибалтика, США
?Правомерным является применение вооруженных сил:
!по решению высших органов государства
*в случаях самообороны
!в период вооруженных конфликтов
!при реализации справедливых требований к другому государству
?Нейтральным считается государство:
!проводящее пацифистскую политику
*не участвующее в конфликте и не помогающее его участникам
!ликвидировавшее все свои виды вооружения
!выполняющее решение ООН о прекращении вооруженного конфликта
?Комбатантом является:
!медицинский персонал регулярных военных сил
!священнослужитель
!военный корреспондент
*участник партизанского движения
?Абсолютная ответственность - это:
!ответственность за причиненный ущерб, не требующая доказательства вины правонарушителя
!ответственность, возлагаемая за весь причиненный ущерб
!ответственность вне зависимости от вины причинителя ущерба, нанесенного в результате неправомерной деятельности
*ответственность вне зависимости от вины причинителя ущерба, нанесенного в процессе правомерной деятельности
?Политическая ответственность реализуется в форме:
!заверения о возмещении материального ущерба
*заверения в недопустимости подобного, сожаления, извинения, наказания виновных
!наказания виновных в правонарушении
!исчерпывающих объяснений по поводу причин правонарушения
?Последствием международного конфликта является:
!применение всех средств и методов ведения войны
!прекращение действия всех норм международного права между воюющими сторонами
*прекращение всех отношений между воюющими сторонами
!конфискация всего имущества неприятельского государства
?Борьба с международными преступлениями является первоочередной задачей:
!международного органа по борьбе с преступностью
!Интерпола
!Генеральной Ассамблеи
*Совета Безопасности ООН
?Одним из первых актов ООН по борьбе с преступностью является:
!Устав Международной уголовной и пенитенциарной комиссии
*Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г
!Конвенция ООН по борьбе с преступностью от 12 марта 1951 г
!Устав Совета Безопасности ООН
?Убийство короля … в 1934 г. заставило Лигу Наций разработать Международную конвенцию по предотвращению и наказанию актов терроризма.
!Голландии
*Югославии
!Швеции
!Норвегии
?Основной целью соглашений по борьбе с терроризмом является:
*признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, независимо от мотивов совершения террористических актов
!противодействие любым актам терроризма
!осуждение террористических актов в зависимости от их мотивов совершения, в частности, против государственного устройства
!обеспечение международной безопасности
?Главной задачей международного сообщества является:
!запрет войны
!защита суверенного равенства государств
!охрана и защита прав и свобод человека
*обеспечение международного мира и безопасности
?Международно-правое регулирование в области мирного использования атомной энергии развивается в следующих направлениях:
!физическая защита ядерных материалов, ядерное разоружение
*ядерное разоружение, использование ядерных источников энергии в космосе, физическая защита ядерных материалов
!ядерное разоружение, использование ядерных источников энергии в космосе
!использование ядерных источников энергии в космосе
?Международное агентство по атомной энергии действует на основании:
*устава
!правил
!договора
!конвенции
?Главными органами МАГАТЭ наряду с Генеральной конференцией являются:
!Секретариат
*Совет управляющих, Секретариат
!Генеральный секретарь
!Совет управляющих
?Серьезной проблемой при перевозке ядерных материалов является:
!радиационная опасность груза
!охрана окружающей среды
*охрана груза от хищения и несанкционированных перемещений
!высокая стоимость транспортировки
?Источником международного атомного права нельзя считать:
!Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г
*Договор о создании безъядерной зоны в Африке 1996 г
!Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г
!Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г
?Среди источников права международной безопасности отсутствует:
!двустороннее соглашение
!универсальный договор
*национальное законодательство
!региональный договор
?Право международной безопасности в свой состав отказывается включать:
*право убежища
!меры доверия
!разоружение
!региональную безопасность
?Средством укрепления мира в праве международной безопасности является:
!гуманитарная помощь
!поддержка беженцев
!помощь переселенцам
*разоружение
?Средство восстановления мира в праве международной безопасности - это:
!помощь беженцам
!разъединение противоборствующих сторон
!гуманитарная помощь
*принудительные действия ООН
?Современная концепция поддержания мира в праве международной безопасности предусматривает:
*миротворчество
!поддержку переселенцев
!помощь беженцам
!разоружение
?Средства обеспечения международной безопасности, исключенные международным правом - это средства … мира.
!поддержания
!восстановления
*построения
!укрепления
?Нормативным актом региональной организации в праве международной безопасности является:
!Устав МОТ
!Устав ОБСЕ
*Устав ООН
!Устав ВОЗ
?Финансирование операций по поддержанию мира в праве международной безопасности осуществляется:
!государствами-членами ОБСЕ
!только заинтересованной стороной
*путем участия в расходах всех государств - членов ООН
!только государствами - постоянными членами Совета Безопасности
?Основным принципом права международной безопасности является принцип:
!территориальной целостности государств
*ответственности государств за агрессию
!равноправия и самоопределения народов
!обязанности государств сотрудничать друг с другом
?Кроме переговоров, смешанных комиссий, добрых услуг и посредничества к мирным средствам разрешения международных споров относят:
!экономические, политические и другие санкции
*международные арбитражные и судебные процедуры
!бойкот
!ограниченные меры военного воздействия
?Международный арбитраж - это:
!принудительный способ рассмотрения международных споров субъектов права с обязательством выполнить решение арбитража
!добровольный способ рассмотрения международных споров между участниками международных отношений
*добровольное рассмотрение спора с обязательным исполнением решения арбитража
!принудительный способ рассмотрения спора между субъектами международного права
?Основой мирного разрешения международных споров является:
!Заключительный Акт СБСЕ
*Устав ООН
!Статус Лиги Наций
!Конвенция о мирном разрешении международных столкновений
?Реальное разоружение обеспечивает:
!Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.)
!Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой (1963 г.)
!Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (1972 г.)
*Договор об обычных вооружениях в Европе (1990 г.)
?Заявление (ходатайство) о принудительном исполнении иностранных арбитражных решений подается в суд по месту нахождения:
*имущества стороны, против которой было вынесено решение
!одной из сторон
!суда государства, право которого регулирует отношения сторон
!центра управления юридического лица
?Арбитражное решение признается в России:
!только при наличии взаимности
!обязательным, но в зависимости от того, в какой стране оно вынесено
*обязательным, независимо от того, в какой стране оно вынесено и заключен ли этим государством международный договор
!если оно вынесено в стране-участнице Нью-Йорской Конвенции 1958 г
?Двусторонний договор, заключаемый Ватиканом с различными странами, называется:
!реторсией
*конкордатом
!интервенцией
!факторингом
?Субъектами права международных договоров являются субъекты … права.
!гражданского
!национального
!международного частного
*международного
?Соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме - это:
*международный договор
!устав
!пакт
!конвенция
?По кругу участников международные договоры могут быть:
!межгосударственные, межправительственные
*двусторонние, многосторонние
!закрытые, открытые
!универсальные, региональные
?Цели международного договора формулируются в:
!приложении
!введении
!заключительной части
*преамбуле
?Договорная инициатива - это:
!исключительное право при заключении международного договора для членов ООН
*предложение какого-либо государства заключить международный договор
!предложение Президента какого-либо государства другому государству заключить международный договор
!преимущественное право какой-либо стороны при заключении договора
?Принятие текста договора происходит путем:
!утверждения
*подписания
!одобрения
!согласования
?Орган (должностное лицо), осуществляющий ратификацию международного договора, - это:
*глава государства
!министр иностранных дел
!председатель правительства
!глава посольства
?Депозитарий - это:
!глава ООН
!научный работник, занимающийся разработкой международного сотрудничества
!представитель государства на международной арене
*хранитель подлинного текста договора
?Вступление договора в силу означает, что его стороны:
!ответственны за выполнение его условий
*приобретают права и несут обязанности
!несут обязанность друг перед другом
!сотрудничают
?Исчерпывающий перечень оснований недействительности международных договоров содержит:
!Гражданский кодекс
*Венская Конвенция
!Уголовный кодекс
!Конституция РФ
?Денонсация используется при … договора.
!расторжении
!ратификации
!заключении
*прекращении
?Приостановление действия международного договора предусматривает:
!Гражданский кодекс
!Уголовный кодекс
*Венская Конвенция
!Конституция РФ
?Порядок внесения поправок к международным договорам устанавливает:
!Гражданский кодекс
*Венская Конвенция
!Конституция РФ
!Уголовный кодекс
?Выполнение международного договора может обеспечиваться:
!международным сотрудничеством
!международными протоколами
*международными гарантиями
!международными обещаниями
?Ратификация договора - это:
*утверждение договора высшего органа государственной власти, когда договор приобретает обязательную для государства силу
!утверждение договора ООН
!установление аутентичности текста договора
!подписание договора всеми его сторонами
?Бессрочными договорами являются:
*договоры о территориальных разграничениях
*мирные договоры
!локальные договоры
!универсальные договоры
?Аннулирование международного договора представляет собой:
!наступление отменительного условия
!исполнение договора
*односторонний отказ государства от заключенного им договора
!нарушение договора одним из участников
?Приостановление действия договора влечет:
*временный перерыв
!прекращение действия договора
!возникновение новых обстоятельств
!изменение существенных условий договора
?Международный договор обеспечивается с помощью:
!ООН

*международной гарантии
*международного контроля
?Опубликование международного договора внутри страны обозначается термином:
*промульгация
!денонсация
!имплементация
!пролонгация
?Пролонгация международных соглашений - это:
*продление срока действия
!определение срока действия
!прекращение соглашения
!возобновление соглашения
?Право международных договоров регулирует отношения:
!юридических и физических лиц по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров
!государств относительно заключения, действия и прекращения международных договоров
!носителей международных прав и обязанностей по поводу заключения международных договоров
*субъектов международного права относительно порядка заключения, действия и прекращения международных договоров
?Депозитарий международного договора - это:
!государство, осуществляющее исключительно функции хранителя договора
*государство, принимающее договор на хранение и выполняющее в этой связи ряд определенных функций
!государство, занимающееся не только хранением договора, но и его толкованием
!государство-хранитель договора в римском праве
?Открытый международный договор - это:
!договор, носящий универсальный характер для актов международных отношений
*договор, присоединение к которому не требует согласия его участников
!договор, стать членом которого возможно по решению государств, участвующих в нем
!договор, положения которого известны субъектам международного права
?Ратификация международного договора - это:
*его утверждение высшим органом государственной власти участника
!процесс его регистрации в Секретариате ООН
!утверждение договора органом высших сношений участника
!процесс его передачи на хранение государству-депозитарию
?Аутентичность текста договора на языках его участников означает:
!одинаковое толкование текста договора его участниками
!необходимость в незначительном согласовании
!составление текста договора в соответствии с договорной практикой римского права
*одинаковую подлинность и равную силу
?Международные договоры приобретают обязательный характер после:
!одобрения мировым сообществом
!регистрации в ООН
*ратификации
!референдума
?Принятие текста договора осуществляется путем:
!утверждения
!согласования
!одобрения
*подписания
?Основным источником международного права является:
!нормативно-правовой договор
!судебный прецедент
!резолюция международных организаций
*международный правовой договор
?Правила процедуры - это сложный документ, который может предопределить исход:
!пакта
!международного договора
*международной конференции
?Представление интересов государства на международной конференции осуществляет:
!министр иностранных дел
!министр внутренних дел
*глава делегации
!сотрудник, занимающийся разработкой данного вопроса в науке
?Международные конференции по статусу участвующих бывают:
*межправительственными, неправительственными
!закрытыми, открытыми
!универсальными, региональными
!главными, второстепенными
?Международные конференции завершаются:
!исполнительным листом
!выпиской из протокола
*заключительным актом
!судебным решением
?Международная конференция - это:
!акт о сотрудничестве государств
*собрание официальных представителей государств
!нормативно-правовой акт
!акт о неприменении силы и угрозы силой
?Организация Объединенных Наций образовалась в:
!1920 г
*1945 г
!1963 г
!1942 г
?Процедурой рассмотрения частых жалоб на основе резолюции Экономического и Социального Совета может воспользоваться:
!только государство, член ООН
!любое государство
*гражданин любого государства, независимо от согласия государства
!гражданин с согласия государства
?ООН пользуется иммунитетом от любой формы судебного вмешательства в соответствии с:
*Конвенцией о привилегиях и иммунитетах объединенных наций 1946 г
!Уставом ООН
!Статутом международного суда
!Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г
?Судебное вмешательство в дела ООН:
*допускается только в случае отказа ООН от иммунитета по конкретному делу
!допускается практически без ограничений
!не допускается
!допускается относительно определенной категории дел
?Международные конференции созываются для:
!обсуждения проблем экологии
!принятия международных договоров
!интенсификации международного сотрудничества
*решения политических, экономических, военных проблем
?Международная конференция созывается при наличии:
!Генерального секретаря ООН
!двух делегаций и Генерального секретаря ООН
*делегаций трех государств
!международных неправительственных организаций
?Делегация на международной конференции - это:
!представители ООН
!представители высших органов власти
*временный зарубежный орган внешних сношений
!члены международных организаций
?Международная организация - это:
!ООН
!временное объединение государств
*постоянное объединение государств
!НАТО
?Международная организация может называться:
*ассоциацией
!конгрессом
*лигой
!съездом
?Руководящими органами НАТО являются:
!ООН
!Европейский совет
*Североатлантический совет
*Комитет оборонного планирования
?Основными органами Европейского Союза являются:
!Комитет оборонного планирования
*Европейский парламент
*Палата аудиторов
!Североатлантический совет
?Отдельное лицо может подать петицию (жалобу) в ЕСПЧ в связи с нарушением прав и свобод человека:
!после использования отдельных внутригосударственных мер защиты
*согласно принятой в ЕСПЧ процедуры
!обратившись в правоохранительные органы
!получив согласие Уполномоченного по правам человека
?Индивид с частной жалобой о нарушении своих прав может обратиться:
Генеральному секретарю ООН
!в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
*в Комитет по гражданским и политическим правам
!в Совет Безопасности ООН
?Процесс создания новой международной организации заключается в принятии учредительного документа и … .
*создании структуры, созыве главных органов
!общей декларации с обнародованием целей вновь создаваемой организации
!определении ее компетенции
!выборах руководящего состава
?Право и дееспособность международной межправительственной организации состоит в:
!создании, применении и обеспечении норм международного права
!заключении международных договоров
!выполнении декларативных обязательств
*обладании правами и обязанностями, участии в создании, применении и обеспечении норм международного права
?Документы, принимаемые ГА ООН, носят … характер.
!декларативный
!информационный
!обязательный
*рекомендательный
?Процедура консенсуса при голосовании в международных организациях заключается в:
*принятии решения без голосования при отсутствии прямых возражений
!принятии решения без голосования и учета возражений по поводу его принятия
!согласовании проекта решения и голосовании присутствующих членов организации
!использовании процедуры, применяемой в римском праве
?Статусом наблюдателей в Совете Европы обладают:
!Азербайджан, Армения, Беларусь
*США, Канада, Япония
!Россия, Украина, Молдова
!Босния-Герцеговина, Туркмения, Грузия
?Российская Федерация вступила в Совет Европы в:
*1996 г
!1998 г
!1992 г
?Применение вооруженных сил входит в компетенцию:
*Совета Безопасности ООН
!Военно-штабного комитета ООН
!Совета Безопасности совместно с Генеральной Ассамблеей ООН
!Генеральной Ассамблеи как самого представительного органа ООН
?Кодификацией международного права занимается:
!Международный Суд ООН
!Постоянная Палата Третейского Суда
*Комиссия международного права ООН
!Совет Безопасности ООН
?Вопросами охраны окружающей среды занимается:
*Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
!Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
!Международный валютный фонд (МВФ)
!Всемирный почтовый союз (ВПС)
?Совет Безопасности ООН применяет право вето при:
!решении вопросов процедурного характера
!выборе членов Международного Суда
*расследовании спора или ситуации, развитие которых может угрожать поддержанию мира и безопасности
!решении о созыве Генеральной конференции по пересмотру Устава ООН
?Решение об использовании вооруженных сил ООН имеет право выносить:
*Совет Безопасности ООН
!Генеральная Ассамблея ООН
!Экономический и Социальный Совет ООН
!Международный Суд ООН
?Совет Европы - это организация, учрежденная на основании:
!резолюции ООН
!решения Европейского Парламента
*договора 10 государств, придавшего ей статус международной
!решения Европейского Совета
?Положения Устава Совета Европы для государств-членов Совета Европы:
*являются обязательными
!носят рекомендательный характер
!закрепляют стандарт прав человека
!являются обязательными только в вопросах коллективной безопасности
?Совет Европы рассматривает все важнейшие вопросы европейского сообщества, за исключением:
!вопросов сотрудничества в правовой сфере
*вопросов обороны
!социальных и экономических вопросов
!вопросов окружающей среды регионального сотрудничества
?Членом Совета Европы может стать любое Европейское государство при условии:
*признания принципа главенства закона
!гарантии прав и основных свобод человека для каждого проживающего на его территории
!приведения своего законодательства в соответствие с документами Совета Европы
!содействия обороны Европейского Содружества
?Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Дополнительные протоколы к ней включают права:
*личные, духовные, гражданские, социально-экономические, юридические, политические, имущественные
!гражданские, политические, экономические, социальные, культурные
!индивидуальные, региональные, коллективные
!политические, религиозные, культурные, социально-экономические
?Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод вступила в силу в:
!1952 г
!1951 г
*1953 г
!1950 г
?Права человека в государствах-членах Совета Европы регулируются:
!только обязательствами, вытекающими из Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г
!только внутренним законодательством
*внутренним законодательством с учетом обязательств, принятых в Совете Европы
!международными правозащитными организациями
?Высшую юридическую силу имеют нормы:
!обычные
*jus cogens
!ad hoc
!договоров
?Принцип международного права - это:
!категория правосознания, регулирующая общественные отношения
*норма международного права, обязательная для всех его субъектов
!норма международного права диспозитивного характера
!руководящее правило поведения участников международной системы
?Принцип суверенного равенства - это … с другими субъектами права.
!юридическое и фактическое равенство
*юридическое равенство
!формальное равенство
!фактическое равенство
?Принцип сотрудничества государств:
!выступает как международный обычай
*является правовой категорией
!носит декларативный характер
!имеет условное значение, так как содержится во многих международных документах
?Юридическая сила принципа добросовестного выполнения международных обязательств:
!имеет условное значение, поскольку отсутствует юридически точное определение понятия «добросовестность»
*является универсальной императивной нормой международного права
!распространяется на все международные договоры, создающие права и обязательства субъектов международного права
!носит декларативный характер, так как содержится во многих международных документах
?Становление принципа всеобщего уважения прав человека связано с:
!Французской революцией 1870 г
!Образованием Лиги Наций
!Утверждением Хартии прав человека
*Принятием Устава ООН
?Наиболее результативным средством мирного разрешения международных споров является:
*непосредственные переговоры
!международная следственная процедура (обследование)
!судебная процедура (деятельность Международного Суда ООН)
!посредничество
?Свойством (принципом) «нового» современного международного права является:
!колониальное право
!классово-однородное право
*равноправие государств
!право «цивилизованных государств»
?Среди основных принципов международного права выделяется:
!неприкосновенность частной собственности
*невмешательство во внутренние дела государства
!использование вооруженной силы при разрешении конфликтов
!мирное использование космического пространства

ИСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАН

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ

А.Х. САИДОВ

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

В СХЕМАХ И ОПРЕДЕЛЕНИЯХ

Учебное пособие

Москва

Юристъ

УДК 341(075.8)

ББК 67.412. я 73

А.Х. САИДОВ

С. 14 Международное право в схемах и определениях: Учеб. Пособие / Отв. ред. И.И. Лукашук. – М.: Юристъ, 2004. – 349 с.

ISBN 5–7975–0618–1

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Международное право» и дает наглядное представление об основных понятиях и категориях данного учебного курса. В нем схематично представлены основные международно-правовые акты и другие значимые с учебной точки зрения материалы, дается оценка действующих норм международного права и международной практики государств. Пособие содержит также основные сведения об институтах и отраслях международного права.

В качестве методического материала предлагаются тесты по курсу «Международное право», вопросы для самопроверки и рекомендуемая литература.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших юридических учебных заведений, сотрудников МИДа и других органов и организаций, специализирующихся в области международных отношений, а также для всех, кто интересуется международными отношениями и международным правом.

УДК 341(075.8)

ББК 67.412. я 73

ISBN 5–7975–0618–1

Ó «Юристъ», 2004

Ó А.Х. Саидов, 2004
Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………7

Общая часть

Тема 1. Понятие, предмет и значение международного права ………………………………………………13

Тема 2. История развития международного права……………………………………………………………33

Тема 3. Источники международного права……………………………………………………………………34

Тема 4. Субъекты международного права……………………………………………………………………..42

Тема 5. Основные принципы международного права…………………………………………………………50

Тема 6. Территория и другие пространства в международном праве………………………………………...63

Тема 7. Население в международном праве…………………………………………………………………….72

Тема 8. Ответственность в международном праве……………………………………………………………..76

Особенная часть

Основные отрасли международного права

Тема 9. Право международных договоров……………………………………………………………………..89

Тема 10. Дипломатическое и консульское право………………………………………………………………103

Тема 11. Право международных организаций…………………………………………………………………117

Тема 12. Международное право прав человека………………………………………………………………...167

Тема 13. Международное гуманитарное право…………………………………………………………………199

Тема 14. Международное экономическое право………………………………………………………………..224

Тема 15. Международное экологическое право…………………………………………………………………229

Тема 16. Международное уголовное право………………………………………………………………………239

Тема 17. Международное морское право………………………………………………………………………..259

Тема 18. Международное воздушное право…………………………………………………………………….272

Тема 19. Международное космическое право…………………………………………………………………..276

Тема 20. Международно-правовые средства разрешения международных споров…………………………..280

Тема 21. Международное право в период вооруженных конфликтов………………………………………….294

Тема 22. Право международной безопасности…………………………………………………………………...310

Вопросы для самопроверки……………………………………………………………………………………….320

Тесты по учебному курсу «Международное право»…………………………………………………………….330

Литература по учебному курсу «Международное право»

Введение

Современное международное публичное право (далее – международное право) – это система юридических принципов и норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права и направленных на поддержание мира, международной безопасности и сотрудничества, обеспечиваемых в случае необходимости принуждением, осуществляемым его субъектами в индивидуальном или коллективном порядке.

Международное право признается сегодня высшим достижением цивилизации, общечеловеческим достоянием и правовой основой современного правопорядка. Признав примат международного права в регулировании международных отношений, необходимость его изучения, преподавания, пропаганды, и распространения, Генеральная Ассамблея ООН в 1989 г. приняла Резолюцию о провозглашении 90-х годов ХХ в. Десятилетием международного права.

Международное право как особая система права не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает в себя нормы внутригосударственного права. В то же время международное право оказывает влияние на формирование внутригосударственных правовых норм, обязывая государства приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они являются.

Значение международного права в начале XXI в. повышается повсеместным признанием общечеловеческих ценностей и важностью глобальных проблем современности, решить которые можно только общими усилиями всего человечества. Знание международного права необходимо не только юристам, но и широкому кругу должностных и других лиц, потому что оно оказывает воздействие на все основные сферы общественной жизни.

Как учебная дисциплина международное право отличается весьма сложным языком, значительным объемом фактического материала, динамикой нормативной основы. Учебники по международному праву просто не в состоянии подробно раскрывать содержание всех программных положений и сравнительно быстро устаревают. Поэтому предлагаемые учебные материалы призваны в какой-то мере восполнить эти пробелы, обновить фактический материал, стимулировать самостоятельное и углубленное изучение международного права. С методической точки зрения настоящее учебное пособие может облегчить предметное усвоение изучаемого материала. В него включены схемы, таблицы, тематические подборки событий, связанных с кодификацией или принятием комплекса международно-правовых актов, а также наиболее значимые с учебной точки зрения выдержки из международных договоров, извлечения из резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

Учебное пособие предназначено для углубленного изучения студентами международного права в сочетании с самостоятельной проработкой основополагающих вопросов учебной дисциплины и собственными оценками действующих норм международного права и международной практики государств. Представленный в нем материал охватывает весь курс международного права, изучаемого в юридических вузах.

На основе предварительных изучений рекомендованной и самостоятельно подобранной литературы, таблиц и текстов международных договоров студент должен дать краткие по объему и глубокие по содержанию ответы на поставленные вопросы, подтверждая из примерами из международной практики государств со ссылками на конкретные статьи международных конвенций, договоров и соглашений.

Студент может получить предварительную консультацию по всему курсу и отдельным вопросам у преподавателя. Общие методические указания по изучению курса международного права могут даваться и на лекциях. Такой подход позволяет глубже усвоить основные вопросы курса.

Учебное пособие может быть использовано студентами на разных этапах обучения и в разных формах учебных занятий.

Лекции . Ознакомление накануне лекции с материалом соответствующей темы позволит, во-первых, быстрее войти в рабочий режим, во-вторых, избавит студентов от машинального записывания всего того, что говорит лектор. Достаточно будет записать дополнительную информацию. Обратившись вновь к пособию после прослушивания лекции, студент быстро приведет всю полученную информацию в логически стройную и последовательную систему.

Семинары. Материал, содержащийся в данном пособии, может быть использован в качестве своеобразного плана для ответа на семинарском занятии.

Самостоятельная работа. Схематическое освещение вопросов предполагает, что во время самостоятельной работы студенты, изучающие международное право, должны осмыслять теоретические. Положения, «усомниться» в них и «поспорить» с ними, «перекинуть мостик» к реалиям международной жизни.

Курсовые и дипломные работы. Предлагаемое учебное пособие призвано помочь уяснить объект и предмет современного международного права. Уточнение и дополнение схем может стать фрагментом дипломной или курсовой работы, свидетельствующей о способности студента критически оценивать международно-правовой материал.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Основные понятия и институты международного права

Система международного права представляет собой комплекс его отраслей и институтов. Отрасль международного права - это совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большей степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

Отраслями международного права являются: право международных договоров; дипломатическое право, международное морское, воздушное, космическое, атомное право, природоохранное право; право вооруженных конфликтов; гуманитарное и другие отрасли права. Рассмотрим предмет некоторых отраслей международного права.

Государства с древних времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, толкования и прекращения условий договора. Эти нормы составили особую отрасль международного права - право международных договоров.

В соответствии со ст. 2 Венской Конвенции 1969 года и Венской Конвенции 1986 года, под договором понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одной, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования документа.

Каждое государство само определяет, какие меры необходимы для выполнения заключенных им договоров.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что международные договоры для своего применения не требуют издания какого-либо нормативного акта, они действуют непосредственно.

Международное морское право регламентирует порядок использования Мирового океана: мореплавание, рыболовство, научно-исследовательскую деятельность, разработку ресурсов морского дна и т.п. Международное морское право - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанных с деятельностью по использованию Мирового океана.

Долгое время обычаи являлись единственным источником международного морского права. Однако уже в XVIII столетии стали появляться договоры, которые касались, в частности, вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежных государств. В 1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву были приняты конвенции о территориальном море и прибрежной зоне; об открытом море, о континентальном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря.



Источниками международного морского права являются и другие договоры. Например, Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года и другие.

Международное воздушное право регулирует порядок международных воздушных сообщений. Международное воздушное право - часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства.

Первым международным документом в области международного воздушного транспорта стала Парижская конвенция 1919 года об аэронавигации, участниками которой стали 38 государств. На сегодня основополагающим актом является Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года (Чикаго). В 1944 году принято Соглашение о транзите, или о «двух свободах воздуха», насчитывающее 112 участников, и Соглашение о международном воздушном транспорте, или «о пяти свободах воздуха», насчитывающее 11 участников.

В области международного воздушного права действует ряд принципов: принцип исключительного и полного суверенитета государств в отношении воздушного пространства, расположенного над их сухопутной территорией; принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве; принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Дипломатическое право определяет порядок внешних сношений государств через внутригосударственные и зарубежные органы.

Дипломатическое право - наиболее древняя отрасль международного права. С образованием государств стали складываться отдельные обычаи, которые затем постепенно находили отражение в договорах, регулирующих международные отношения.

Дипломатическое право возникло и развивалось как посольское право, т.е. как совокупность норм, определяющих положение посла. Лишь к началу XX века посольское право стало постепенно превращаться в дипломатическое, т.е. в совокупность норм, регулирующих все официальные отношения государств.

В настоящее время основным актом дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Велика роль Конвенции 1969 года о специальных миссиях и Конвенция 1975 года о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, а также соответствующие внутригосударственные нормативные акты (например, Указ Президента РФ от 14 марта 1995 года, утвердивший Положение о МИДе).

Международное гуманитарное право регулирует сотрудничество по защите прав человека, в том числе в чрезвычайных обстоятельствах и военных конфликтах.

Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения средств и методов ведения войны посредством выработки договоров, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием, защитить человека - такова цель международного гуманитарного права. Таким образом, гуманитарное право - это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в период вооруженного конфликта с целью ограничения применения средств и методов ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за ее нарушение. В составе международного гуманитарного права лежат следующие принципы: гуманизация вооруженных конфликтов; международно-правовая защита жертв войн; охрана гражданских объектов и культурных ценностей; защита интересов нейтральных государств; ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны.

Основополагающим актом в этой сфере является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. В данном акте сформулированы минимальные стандарты прав человека: право на жизнь, на труд, образование, удовлетворительные материальные условия жизни, право на семью, на свободу слова, религии, передвижения, справедливое судебное разбирательство, равноправие, свободу от дискриминации и т.п.

Основные институты международного права

Международное право включает ряд институтов. Международно- правовой институт - это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.п.). Рассмотрим некоторые из них.

Институт признания означает признание государства в качестве суверенного партнера. Вопрос о признании встает при появлении нового государства, которое намерено стать членом международного сообщества. Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему государству путем его официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей).

Правопреемство государств - это переход прав и обязанностей от государства (или государств) к государству (или государствам) - правопреемнику. В случае правопреемства при соединении государств, международные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-правопреемника. При разделении государства международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства. Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами.

Государственная территория и границы также представляют собой институт международного права.

Под территорией в международном праве понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическое пространство.

По видам правового режима территория подразделяется на три категории: 1) государственная территория; 2) международная территория общего пользования; 3) территория со смешанным режимом.

Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении нее и в ее пределах свое территориальное верховенство.

Территория государства включает сушу, воду с находящимися под ними недрами, воздушное пространство в пределах границ.

Границы государства проходят по суше (сухопутные границы), по воде (морские и речные границы) и по воздуху (воздушные границы).

Водная территория государства состоит из внутренних вод (озера, воды портов, некоторых заливов) и территориального моря (прибрежная полоса шириной до 12 морских миль).

Воздушная граница представляет собой столб воздуха, ограниченный воображаемыми плоскостями, восходящими перпендикулярно по периметру государственной границы.

За пределами государственных территорий находится территория общего пользования. Государства не вправе подчинять эти территории своему суверенитету.

В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Общим для всех этих частей международной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не принадлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом.

Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах, как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прибрежная зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Население - это совокупность лиц, проживающих на территории государства: граждане, иностранцы и лица без гражданства. В этом институте велика роль понятия гражданства, которое представляет собой устойчивую правовую связь лица с государством. Законы каждого государства определяют порядок приобретения его гражданства.

Проживающие в государстве иностранцы, как правило, пользуются теми же правами, что и граждане данного государства, т.е. национальным режимом.

Обусловлен сей факт самым банальным, но от этого не менее важным процессом - глобализацией. А потому важно четко понимать, какие отрасли являются составляющими и при помощи каких актов они регулируются.

Отрасли международного публичного права

Как и в национальном законодательстве, в международном аналоге существуют свои особые отрасли публичного права. Они многообразны и затрагивают практически все сферы деятельности как государств, так и простых физических лиц.

Наиболее важной среди них считается раздел «Право международных договоров». Такое положение объясняется простым фактом: отрасль фактически является базой для функционирования остальных составляющих международного публичного права. Она вбирает в себя правовое регулирование всего процесса создания, функционирования и прекращения

Второй по значимости отраслью является «Право дипломатических и консульских связей». Фактически она представляет собой продолжение первой отрасли и является её источником.

Логично вытекает из первых двух третья отрасль - «Право международных организаций», устанавливающая все аспекты деятельности межправительственных и иных государственного уровня союзов и организаций. На одном уровне с ней расположилась отрасль «Международное право прав человека».

  • право международной безопасности - куда входит, в том числе и пресечение захватнических войн;
  • право, регулирующее основы территории стран;
  • международное право, направленное на борьбу с терроризмом, а в последнее время и борьбу с международном пиратством;
  • уголовное право в международном контексте.

Следующий блок получил условное название «экономический». В него включены следующие отрасли публичного права: экономическое, трудовое, морское, воздушное и космическое. Хотя последнее с равным успехом может быть отнесено и к следующему блоку.

Международное публичное право разрешает вопросы, которые связаны также с наукой. Поэтому естественным образом сформировался блок из права сотрудничества в научно-техническом прогрессе, экологического, а также права охраны мирового наследства.

Особняком стоит отрасль международного процессуального права.

Как видно, международное публичное право успешно охватывает все наиболее значимые

Источники международного публичного права

А вот регулирование указанных выше отраслей происходит несколько иным способом, нежели это принято в национальном законодательстве. В данном случае источники международного публичного права следует разделить на две категории.

Первый носит как многосторонний, так и двусторонний характер. Он может называться непосредственно договором или же конвенцией, соглашением и пр. Главное условие состоит в том, что его должны принять, по крайней мере, 2 государства.

Такой процедуры не требует. Само его название четко указывает, что это негласное правило уже принято в отношениях между странами, а потому специальной процедуры ратификации не требует.

Второй блок составляют производные и вспомогательные источники. К ним международное публичное право относит резолюции, международные судебные прецеденты и доктрины.

Из всего перечисленного видно, что на сегодняшний день международное публичное право играет значительную роль не только в кругу его субъектов, но и серьезно влияет на развитие законодательства стран.