Ядерная безопасность как основа международной безопасности. Ядерная безопасность и радиационная защита Что такое ядерная безопасность

Понятие «ядерная безопасность», являясь по своему характеру и сущности достаточно емким и многогранным, имеет в виду этого весьма сложную природу. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что ядерная безопасность - понятие комплексное, своего рода «система», состоящая из нескольких структурных подразделений (элементов системы).

В качестве основных аспектов ядерной безопасности можно выделить три наиболее главных: 1) Недопущение применения накопленного в мире ядерного оружия. 2) Обеспечение безопасности - с одной стороны, и предотвращение использования в военных целях ядерных материалов, высвобождающихся в результате демонтажа ядерного оружия при осуществлении разоружения, - с другой. 3) Обеспечение безопасности при мирном использовании атомной энергии.

Обеспечение безопасности при мирном использовании атомной энергии направлено на выполнение двуединой задачи.

Во-первых, недопущение переключения ядерных материалов, используемых в мирной атомной деятельности, на военные цели.

Во-вторых, обеспечение безопасности при обращении с ядерными материалами с целью предотвращения радиоактивного заражения населения планеты, атмосферы, вод Мирового океана, почв, растительною и животного мира, то есть всей биосферы Земли; недопущение возникновения ситуаций, приводящих к неконтролируемой ядерной реакции и разгону ядерного реактора; ликвидация последствий ядерных аварий и т.д.

Исключительно важным связующим элементом обеспечения безопасного использования атомной энергии и укрепления режима нераспространения ядерного оружия является задача недопущения незаконного обращения с расщепляющимися материалами, высвобождающимися в результате демонтажа ядерного оружия.

Проблема обеспечения ядерной безопасности возникает при осуществлении любой атомной деятельности (эксплуатация атомных электростанций; перевозка радиоактивных материалов; использование судов, оборудованных ядерными энергетическими установками; хранение и утилизация радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего радиоактивного топлива и др.). Разумеется, такая проблема остро стоит и при испытаниях ядерного оружия.

Экологический портрет ядерных технологий СССР складывался из двух основных составляющих: 1. Экологические проблемы, явившиеся следствием испытаний ядерного оружия. 2. Экологические последствия аварий и инцидентов в процессе использования «мирного атома».

Понятие ядерной безопасности при мирном использовании атомной энергии можно рассматривать в широком и узком смыслах. Широкое толкование данного понятия состоит в том, что ядерная безопасность является составным элементом всеобъемлющей международной безопасности. Понимание ядерной безопасности в узком смысле предполагает необходимость ее обеспечения в различных сферах мирного использования ядерной энергии.

Важнейшими задачами в деле безопасного использования атомной энергии являются: решение проблем захоронения и утилизации высокорадиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, а также обращения с ядерными материалами, высвобождающимися в результате демонтажа ядерного оружия; предотвращение террористических актов в отношении ядерных материалов, ядерных объектов и установок путем создания и обеспечения эффективного функционирования систем учета, контроля и физической защиты; предотвращение радиоактивного загрязнения биосферы земли посредством заключения соответствующих международных конвенций и договоров.

Атомная отрасль отличается от всех остальных двумя известными особенностями: высокой концентрацией энергии и длительностью существования продуктов распада, которые могут оказывать глобальное воздействие в случае ядерных аварий. Это накладывает специальные требования к ядерной безопасности реакторных установок.

Существует общепринятое утверждение, что «абсолютной безопасности не бывает». Оно постулируется и не является предметом доказательств так же, как ни в научной, ни в нормативной документации не определено понятие «абсолютной безопасности». Но речь идёт не об абсолютной безопасности, а о ядерной - свойстве реакторной установки с определённой вероятностью предотвращать возникновение ядерной аварии. Так что вероятность аварии является важнейшей, принципиальной, неотъемлемой характеристикой понятия «ядерная безопасность».

К сожалению, практически все положения, принципы культуры безопасности не только не нашли отражение в идеологии технического регулирования в СССР, но и вступали с ними в определенные противоречия. Так, в литературе встречаются описания попыток советских учёных создать реакторную установку, в которой ядерные аварии в принципе невозможны. Но такое их стремление возникло из их собственного, внутреннего понимания логики развития атомной энергетики. Советское государство такую задачу никогда не ставило ни перед военной отраслью, ни перед наукой, что было вызвано недооценкой и пренебрежением возможными негативными эффектами известных физических явлений.

Эксплуатирующей организации, в признанном цивилизованным миром понимании, несущей полную ответственность за безопасность, в СССР не существовало. В стране отсутствовало, включая высший государственный уровень, то, что сегодня во всем мире признано как «культура безопасности». Важность возникших опасений для безопасности была недооценена, и меры, которые могли предотвратить, например, Чернобыльскую катастрофу, реализованы не были.

СССР, безусловно, достиг значительных успехов в развитии ядерной науки и техники, особенно в военной области. Однако эти успехи чрезмерно политизировались. В то же время скрывались недостатки и ошибки, приводившие к крупным авариям на ядерных установках как гражданского (Ленинградская АЭС, 1975 г., и т.д.), так и военного (Челябинск, 1957 г., бухта Чажма, 1985 г. и т.д.) назначения. В стране отсутствовал должный государственный контроль деятельности ядерных ведомств (до 1984 г. фактически такого контроля не существовало). Все это привело к тому, что в ядерной энергетике утвердились настроения непогрешимости, суть которых наиболее точно отражает формула: «советские ядерные реакторы - лучшие в мире».

Это также красноречиво проявилось в реакции на аварию, происшедшую на американской АЭС «Три Майл Айлэнд» в 1979 г., когда руководители ядерной отрасли СССР заявили, что «при социализме такая авария невозможна». Политический престиж государства доминировал и подавлял основное условие мирного использования ядерной энергии - обеспечение ее безопасности. В начале 1980-х гг., после упомянутой аварии, в СССР начали проявляться тенденции критической переоценки безопасности АЭС. Однако объективные оценки безопасности отечественных реакторов были заблокированы авторитетами и руководителями советской ядерной науки и техники. Роль независимой экспертизы, в первую очередь со стороны государственных органов регулирования ядерной безопасности, была практически нулевой. Сильный и независимый орган ядерного регулирования, который является основой государственного режима ядерной безопасности, до Чернобыльской аварии 1986 г. в СССР практически не существовал.

До сегодняшнего дня продолжает жить миф о том, что ядерная наука и техника СССР имели неограниченные финансовые и материальные ресурсы. Это справедливо, если говорить о том, что было предназначено для военных целей. В действительности ядерная энергетика испытывала хроническую нехватку средств, в первую очередь на прикладные исследования в обоснование безопасности и надежности, экспериментальной отработки оборудования и т.д. Достаточно сказать, что затраты на научно-исследовательские работы в обоснование безопасности АЭС в СССР были более чем в 10 раз ниже, чем в США, но это стало известно только после падения «железного занавеса». Имели место отсутствие средств на создание экспериментальной стендовой базы, закупку современной вычислительной техники, на проведение исследований и разработку технологии обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, создание качественной дозиметрической аппаратуры, создание тренажеров. Можно совершенно обоснованно заявить, что экономические основы обеспечения ядерной безопасности в СССР не были решены, и не играет роли причина такого положения - непонимание проблемы или отсутствие средств. Важно то, что безопасность ядерной энергетики не была обеспечена экономически.

Итак, государственная политика СССР как в области ядерного оружия, так и в области использования мирного атома не основывалась на приоритете безопасности. Исключение возможности ядерной аварии на АЭС никогда не ставилось государством перед учёными и конструкторами в качестве первоочередной задачи. Создатели атомного оружия также имели совсем другие приоритеты. Конечно, проблемы безопасности рассматривались, но не были приоритетными. Такой подход закономерно привел к тяжелым экологическим последствиям.

Используя понятие «риск», можно дать следующее смысловое определение понятия «безопасность», близкое к приведенному в ФЗ «О техническом регулировании»: безопасность - состояние системы, при котором значения всех рисков не превышают их допустимых уровней (приемлемого риска).

В нормативных и технических документах используются и другие определения. Безопасность - это:

  • состояние защищенности внешнего окружения - человека и среды, в которой размещается объект, от опасностей, присущих объекту как источнику опасности;
  • свойство (совокупность свойств), специально придаваемое объекту (реактор с внутренне присущей безопасностью) для снижения уровня его опасности и аварийности;
  • условие осуществления деятельности человека.

Последний вариант определения «безопасности» по сути содержится в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в определениях понятий «лицензия» и «лицензионные требования и условия» (ст. 2) и в ст. 9. «Лицензионные требования и условия», в которой соблюдение норм и правил безопасности провозглашается обязательным условием при осуществлении лицензируемых видов деятельности, а также в Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, один из принципов которых (раздел IV) сформулирован следующим образом: «обеспечение ядерной и радиационной безопасности как непременное условие осуществления любой деятельности в области использования атомной энергии».

Требования (нормы) по безопасности - требования (критерии) о том, чем характеризуется безопасность, т.е. набор признаков, критериев, условий, задающих уровень безопасности (риска), разделяющий опасные и безопасные состояния, при которых заданный уровень безопасности считается достигнутым. Требования по безопасности зависят в том числе от формы определения безопасности (свойство, состояние, условие).

Обеспечение безопасности - деятельность, мероприятия, способы, средства, использование ресурсов, за счет которых достигается исполнение требований (норм) по безопасности, заданный уровень безопасности (риска).

Требования (нормы) по безопасности и способы обеспечения безопасности определяют экономику безопасности (сколько стоит безопасность).

Безопасность - категория экономическая, а норма безопасности - это консенсус между источниками опасности и субъектами безопасности, который зависит от уровня развития (самоосознания и экономики) общества, а также от личного и коллективного восприятия и способности (предрасположенности) к риску.

Ядерная безопасность и ее цель в понимании МАГАТЭ. В документах МАГАТЭ нет четко сформулированного определения понятия «ядерная безопасность», но дано четкое определение общей цели ядерной безопасности (публикация МАГАТЭ «Безопасность ядерных установок» № 110. Вена,1993)

Общая цель ядерной безопасности состоит в защите отдельных лиц, общества и окружающей среды от вредных последствий путем создания и поддержания на ядерных установках эффективных средств защиты от радиационной опасности.

Эта цель достигается путем принятия мер для предотвращения аварий на ядерных установках и смягчения их последствий, если они произойдут, что составляет техническую цель ядерной безопасности, и путем обеспечения поддержания дозы облучения во всех эксплуатационных состояниях на установке или в результате любого запланированного выброса радиоактивных материалов с установки ниже предписанных пределов и на разумно достижимом низком уровне, а также обеспечение смягчения радиологических последствий любых аварий, что составляет цель радиационной защиты общей цели ядерной безопасности.

Таким образом, общей целью ядерной безопасности в понимании МАГАТЭ является защита от аварий на ядерных установках и от техногенной радиации, возникающей при нормальной работе ядерных установок или вследствие аварий на них.

Эта общая цель практически объединяет две цели, которые достигаются разными путями, методами, усилиями: достижение собственно ядерной безопасности и достижение радиационной безопасности.

Тем не менее, следует привести некоторые определения из документов МАГАТЭ последних лет. Так, в соответствии с Глоссарием МАГА ТЭ по вопросам безопасности (МАГА ТЭ, Вена, 2008) (ядерная) безопасность (nuclear) safety - это «достижение надлежащих условий эксплуатации, предотвращение аварий или смягчение последствий аварии, благодаря чему обеспечивается защита работников, населения и окружающей среды от чрезмерной радиационной опасности».

Такое же определение практически дословно, за исключением того, что вместо слов «условий эксплуатации» используются слова «эксплуатационных условий» приведено в «Требованиях безопасности №GS- R-3. Система управления для установок и деятельности» (МАГАТЭ, Вена, 2008).

В Основах безопасности МАГАТЭ «Безопасность ядерных установок» (Публикация № 10, Вена, 1993) говорится о том, что эксплуатация ядерных установок обычно связана с рисками (опасностями) различного вида. Эти риски должны строго контролироваться и должны приниматься адекватные меры для их снижения и достижения общей цели ядерной безопасности ядерной установки. К числу опасностей ядерной установки относятся не только такие специфические виды, как ядерная опасность, радиационная опасность, но и общетехнические, связанные с пожарной опасностью, опасностью эксплуатации гидравлических систем и сосудов высокого давления, электрической и другими опасностями, словом все то, что надо учитывать для предотвращения аварий такой сложной технической системы, как ядерная установка.

Именно поэтому в определениях культуры безопасности говорится о «безопасности ядерного объекта» в целом, о «всех работах, влияющих на безопасность».

Понятия «ядерная безопасность» и «радиационная безопасность» в отечественных документах. В отечественных правилах и нормах дано несколько определений ядерной безопасности, суть которых сводится к предотвращению СЦР и ограничению ее последствий, например:

ядерная безопасность - предотвращение возникновения СЦР (ядерной аварии) и ограничение ее последствий - ПБЯ-06-00-96;

ядерная безопасность ЯЭУ - совокупность свойств ЯЭУ, состояний технических средств и организационных мер, исключающих с определенной вероятностью ядерную аварию (возникновение и развитие неуправляемой цепной реакции деления) - ОПБ-К-98;

ядерная безопасность - свойство реакторной установки и атомной станции с определенной вероятностью предотвращать возникновение ядерной аварии (аварии, связанной с повреждением твэлов). Это определение было дано в ПБЯ РУ АС-89, которые в настоящее время заменены документом НП-082-07 («Правила ядерной безопасности реакторных установок АС»), в котором нет определения ядерной безопасности, но сформулировано то, чем она определяется и чем обеспечивается:

  • 1. Ядерная безопасность РУ и АС определяется техническим совершенством проектов, требуемым качеством изготовления, монтажа, наладки и испытаний элементов и систем, важных для безопасности, их надежностью при эксплуатации, диагностикой технического состояния оборудования, качеством и своевременностью проведения технического обслуживания и ремонта оборудования, контролем и управлением технологическими процессами при эксплуатации, организацией работ, квалификацией и дисциплиной персонала.
  • 2. Ядерная безопасность РУ и АС обеспечивается системой технических и организационных мер, предусмотренных концепцией глубо- коэшелонированной защиты, в том числе за счет:
    • использования и развития свойств внутренней самозащищен- ности;
    • использования систем безопасности, построенных на основе принципов независимости, разнообразия и резервирования; единичного отказа;
    • использования надежных, проверенных практикой технических решений и обоснованных методик, расчетных анализов и экспериментальных исследований;
    • выполнения требований нормативных документов по безопасности РУ и АС, соблюдения требований проектов РУ и АС;
    • устойчивости технологических процессов;
    • реализации систем обеспечения качества на всех этапах создания и эксплуатации АС;
    • формирования и внедрения культуры безопасности на всех этапах создания и эксплуатации АС.

Эти определения подтверждают главную отличительную особенность ядерной установки, указанную в документах МАГАТЭ, - выделение энергии в результате ядерной цепной реакции, которое может привести к выбросу радиоактивного материала за пределы ядерной установки в процессе аварии.

В этих определениях видны исторические корни понятия «ядсрная безопасность», уходящие в концепцию критической массы, и возможность возникновения самопроизвольной цепной ядерной реакции деления в делящемся материале при достижении критической массы. Не зря же этот вид опасности (безопасности) в отечественной литературе первоначально назывался «критмассовой» и лишь позднее стал называться «ядерной».

Определение радиационной безопасности дано в Федеральном законе № З-ФЗ от 09.01.1996 «О радиационной безопасности населения»:

  • - радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
  • - ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.

Понятия «ядерная опасность» (безопасность) и «радиационная опасность» (безопасность) являются существенно разными понятиями, т. к. базируются на различных носителях опасности (ядерные материалы и установки, с одной стороны, и радиоактивные вещества и радиационные источники, с другой), проявляются в различных физических процессах (в неконтролируемом выделении ядерной энергии и выходе технологического процесса за установленные рамки и в наличии полей радиационных излучений), обеспечиваются различными способами технического и правового регулирования (см., например, ст. 3 ФЗ «Об использовании атомной энергии»). Отметим также различные системы учета и контроля источников ядерной опасности и радиационной опасности и особое отношение к нераспространению ядерных материалов и технологий, а также то, что эти виды безопасности имеют различные принципы обеспечения безопасности и единицы измерений (вероятность аварии и доза облучения).

Поэтому эти понятия должны быть снова разделены, как это было ранее, когда в отечественной литературе использовалась «критмассо- вая безопасность».

Отметим также, что в случае возникновения ядерно-опасного события всегда возникает радиационная опасность, которая может нанести ущерб. Ядерной опасности без радиационных последствий не бывает. Зато радиационная опасность (безопасность) существует в большинстве случаев без всяких признаков ядерной опасности для тех объектов, которые содержат радиоактивные вещества и источники излучения, но не содержат делящихся материалов.

Определяются три цели безопасности для атомных электростанций. Первая цель является очень общей по своему характеру. Две другие являются дополнительными целями, интерпретирующими эту общую цель. Цели безо­пасности не являются независимыми, их взаимодействие обеспечивает полноту охвата и расставляет акценты в вопросах обеспечения безопасности.

Общая цель ядерной безопасности – защитить отдельных лиц, общество и окружающую среду от радиологической опасности путем создания и поддержания на атомной электростанции эффективных защитных мер.

В сформулированной общей цели ядерной безопасности радиологическая опасность означает вредные последствия облучения для здоровья отдельных лиц как из числа персонала станции, так и населения, и радиоактивное загрязнение земли, воздуха, воды или пищевых продуктов. Она не включает какие-либо обычные виды опасностей, которые существуют при любой промышленной деятельности. Система защиты является эффективной если она предотвращает значительный дополнительный вклад либо в риск для здоровья, либо в риск другого ущерба, которому подвергаются отдельные лица, общество и окружающая среда вследствие уже осуществляемой промышленной деятельности.

Цель радиационной защиты обеспечить, чтобы дозы облучения на станции при нормальной эксплуатации и в результате любого выброса радиоактивных веществ со станции находились на разумно достижимом низком уровне и ниже установленных пределов, и обеспечить уменьшение дозы облучения в результате аварий.

При нормальной эксплуатации и ожидаемых нарушениях нормальной эксплуатации соответствующая радиационная защита обеспечивается выполнением стандартов радиационной защиты. Эти стандарты радиационной защиты были разработаны в целях предотвращения вредных последствий воздействия излучения путем поддержания доз на приемлемом уровне. Такой подход применяется для контролируемых условий. На случай аварии, в результате которой источник облучения может находиться не полностью под контролем, на стан­ции планируются меры безопасности, а вне площадки готовятся контрмеры с целью ограничения ущерба отдельным лицам, населению и окружающей среде.

Техническая цель безопасности – предотвратить с высокой достоверностью аварии на атомных станциях; обеспечить, чтобы для всех аварий, учитываемых в проекте станции, даже для тех, вероятность которых крайне мала, радиологические последствия, если они. есть, были бы малы, и обеспечить, чтобы вероятность больших радиологических последствий тяжелых аварий была чрезвычайно мала.

С точки зрения безопасности предотвращение аварий является первоочередной задачей как проекта, так и эксплуатации. Однако ни в одном виде деятельности человека нельзя гарантировать полного успеха в предотвращении аварий. Поэтому проектировщики атомных станций предполагают, что возможны отказы оборудования, систем и ошибки человека, и что они могут вести к аномальным событиям, начиная с незначительных возмущений и кончая крайне маловероятными путями развития аварии. Дополнительная защита достигается путем использования на АЭС многочисленных инженерно-технических средств безопасности. Они предназначены для прекращения развития целого ряда аварий, учитываемых в проекте, и, в случае необходимости, ослабления их последствий. Также уделяется внимание авариям более тяжелым, чем те, которые явным образом учтены в проекте (т. е. запроектным авариям). Такие аварии потенциально могут привести к большим радиологическим последствиям в случае, если не произойдет необходимого удержания высвободившихся радиоактивных веществ. В результате осуществления политики предотвращения аварий вероятность их мала. Если тем не менее такие аварии произойдут, предусмотрены меры по управлению их развитием и ослаблению их последствий.

Защитная оболочка является прочноплотным и герметичным барьером, охватывающим паропроизводительную установку и основные системы, важные для безопасности. Конструкция защитной оболочки должна обеспечивать такую ее герметичность, чтобы утечка газов была бы не выше 1% в сутки.

Защитное ограждение должно обеспечивать нормальные условия для обслуживания эксплуатационным персоналом оборудования и систем установки.

Ядерная безопасность

Ядерная безопасность (ЯБ) - это свойство предотвращать ядерные аварии, связанные с повреждением ядерного топлива или переоблучением персонала. ЯБ достигается за счет исключения возможностей тяжелых ядерных аварий, например исключением разгонов реактора на мгновенных нейтронах.

Неразгоняемость реактора на мгновенных нейтронах обеспечивается в частности тем,что значения коэффициентов реактивности по удельному обьему теплоносителя, по температуре теплоносителя, по температуре топлива и по мощности реактора не должны быть положительными во всем диапазоне изменений параметров реактора при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплутации и проектных авариях.

При этом активная зона должна быть такой, чтобы любые изменения реактивности при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эсплуатации и проектных авариях не приводили к нарушению соответствующих пределов повреждения твэлов.

Пределом безопасной эксплуатации, определяющим допустимый уровень активности теплоносителя первого контура по количеству и величине дефектов твэлов следует считать 0,1% твэлов с дефектами типа газовой неплотности и 0,01% твэлов с прямым контактом теплоносителя и ядерного топлива.

Максимальный проектный предел повреждения твэлов соответствует непревышению следующих предельных параметров:

· температура оболочек твэлов - не более 1200 градусов С,

· локальная глубина окисления оболочек твэлов - не более 18 % от первоначальной толщины стенки,

· доля прореагировавшего циркония - не более 1% его массы в оболочках,

· импульсное предельное удельное энерговыделение твэлов, т.е. энергия, выделяющаяся за короткий промежуток времени в единице массы ядерного топлива при быстром вводе реактивности, - не более 200 ккал/кг (для окисного топлива), при котором не происходит существенного разрушения, фрагментации твэла.

Радиационная безопасность

Радиационная безопасность есть система мер по защите персонала, населения и окружающей среды от воздействия проникающих излучений, направленная на обеспечение отсутствие неблагоприятных эффектов или вреда здоровью от облучения ионизирующими частицами людей, живых существ и элементов природы.

В документе "Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций" , СП АС-88 установлены следующие дозовые пределы:

· для персонала АС в зоне строгого режима - 5 бэр/год,

· для персонала в зоне свободного режима - 0,5 бэр/год,

· для населения,проживающего вблизи АС - 25 мбэр/год.

Отметим, что при нормальной эксплуатации АС дозовые квоты населения не должны превышать:

· за счет газоаэрозольных выбросов АС - 20 мбэр/год,

причем за счет радионуклидов благородных газов 10-12 мбэр/год,

за счет радиоизотопов иода - 6-8 мбэр/год и

· за счет жидких отходов - 5 мбэр/год.

При любой аварии АС облучение населения на границе санитарно-защитной зоны не должно превышать 10 бэр.

Аварийные выбросы и сбросы радиоактивных веществ должны быть столь малыми, чтобы исключалась необходимость эвакуации больщих групп населения при самых тяжелых авариях.

Следует сказать, что в международных стандартах радиационной безопасности рекомендуемые дозовые нагрузки примерно в 2,5 раза ниже. C учетом этого в настоящее время готовятся новые национальные нормативные документы,в которых предельные дозовые нагрузки будут также существенно снижены.

В федеральном законе РФ "О радиационной безопасности населения" , вступившем в силу в январе 1996 г. , определены допустимые пределы доз, которые будут введены в действие с января 2000 г. Так, для населения средняя годовая эффект ивная доза составляет 0,001 зиверта (за период жизни, ~70 лет - 0,07 зиверта), для работников АС - средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта (за период трудовой деятельности, ~50 лет - 1 зиверт).

Экологическая безопасность

Под экологической безопасностью АС понимают ее свойства не оказывать на окружающую среду таких воздействий за счет выбросов или сбросов радиоактивных веществ, тепла, химических веществ, которые могли бы причинить вред для обитателей окружающей среды, флоре и фауне в природных экосистемах, нарушали бы биологическое равновесии, изменяли бы климатические условия и другие условия, необходимые для сохранения и обогащения природы.

Атомные станции не должны оказывать чрезмерных постоянно действующих или аварийных тепловых, химических, радиационных и других воздействий на природные экосистемы, под влиянием которых происходило бы деградирование экосистем во времени, накапливались и закреплялись неблагоприятные изменения состояний динамического равновесия. Важно, чтобы все изменения в экосистемах были бы обратимы, чтобы имелись достаточные запасы устойчивости до предельных, необратимых возмущений. Нормирование антропогенных нагрузок на экосистемы и предназначено для того, чтобы предотвращать все неблагоприятные изменения в них, а в лучшем варианте направлять эти изменения в благоприятную сторону.

Чтобы избежать травмирования экосистем должны быть определены и нормативно зафиксированы некоторые предельные поступления вредных веществ в организмы особей, другие пределы воздействий, которые могли бы вызвать неприемлемые последствия на уровне популяций.

Экологические емкости экосистем для различных вредных веществ следует определять по интенсивности поступления этих веществ, при которых хотя бы в одном из компонентов биоценоза возникнет критическая ситуация, т.е. когда накопление этих веществ приблизится к опасному пределу, превышение которого грозит деградацией экосистемы. В значениях предельных концентраций химических веществ, в том числе радионуклидов, конечно, должны учитываться и синергетические эффекты.

Нормативы безопасности

Атомное законодательство

В странах с развитой атомной промышленностью, ядерной энергетикой, существует система государственного регулирования общественных отношений при использовании атомной энергии, проблем обеспечения безопасности атомных электростанций, радиационной защиты населения, защиты окружающей среды. Эта система "атомного права" постоянно совершенствуется, дополняется новыми законоположениями и нормативами. Однако смена основополагающих, принципиальных актов происходит медленно и не всегда поспевает за потребностями жизни. Кроме того в законодательстве подчас отсутствуют многие важные или принципиальные документы. Например, Атомный Закон РФ , который должен быть фундаментом атомного права под названием "Закон об использовании атомной энергии" вступил в действие лишь в ноябре 1995 г. . Другой важный закон - "О защите окружающей среды" еще не стал реальным инструментом технической политики.

  • Общие положения обеспечения безопасности атомных станций ОПБ-88/97 (ПНАЭ Г-01-011-97) .
  • Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций ПБЯ РУ АС-89.
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации исполнительных механизмов органов воздействия на реактивность (ПНАЭ Г-7-013-89).
  • Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (НП-053-04)
  • Правила ядерной безопасности при хранении и транспортировке ядерно-опасных делящихся материалов (ПБЯ-06-09-90).
  • Правила ядерной безопасности при транспортировании отработавшего ядерного топлива (ПБЯ-06-08-77)
  • Правила безопасности при хранении и транспортировке ядерного топлива на объектах атомной энергетики (ПБ-ЯТ-ХТ-90, ПНАЭ Г-14-029-91)
  • Основные положения подготовки, рассмотрения и принятия решений по изменениям проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, влияющим на обеспечение ядерной и радиационной безопасности (РД-03-19-94)
  • Водно-химический режим атомных станций. Основные требования безопасности (РБ Г-12-43-97)
  • Требования к управляющим системам, важным для безопасности атомных станций (НП-026-01).
  • Правила устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станций (НП-010-98).
  • Общие положения по устройству и эксплуатации систем аварийного электроснабжения атомных станций (ПНАЭ Г-9-026-90)
  • Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции (НП-015-2000).
  • Основные правила учёта и контроля ядерных материалов (НП-030-01)
  • Требования к составу комплекта и содержанию документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, пункта хранения, радиационного источника и/или заявленной деятельности (для атомных станций) (РД-04-27-2000) (Утратили силу с 1 сентября 2006 г. - Приказ Ростехнадзора от 18.05.2006 N 432)
  • Положение о выдаче разрешений Федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций (РД-04-29-99)

Международные соглашения

Напишите отзыв о статье "Ядерная безопасность"

Примечания

Литература

Отрывок, характеризующий Ядерная безопасность

– Запрягать надо, пора запрягать, ваше сиятельство! Ваше сиятельство, – повторил какой то голос, – запрягать надо, пора запрягать…
Это был голос берейтора, будившего Пьера. Солнце било прямо в лицо Пьера. Он взглянул на грязный постоялый двор, в середине которого у колодца солдаты поили худых лошадей, из которого в ворота выезжали подводы. Пьер с отвращением отвернулся и, закрыв глаза, поспешно повалился опять на сиденье коляски. «Нет, я не хочу этого, не хочу этого видеть и понимать, я хочу понять то, что открывалось мне во время сна. Еще одна секунда, и я все понял бы. Да что же мне делать? Сопрягать, но как сопрягать всё?» И Пьер с ужасом почувствовал, что все значение того, что он видел и думал во сне, было разрушено.
Берейтор, кучер и дворник рассказывали Пьеру, что приезжал офицер с известием, что французы подвинулись под Можайск и что наши уходят.
Пьер встал и, велев закладывать и догонять себя, пошел пешком через город.
Войска выходили и оставляли около десяти тысяч раненых. Раненые эти виднелись в дворах и в окнах домов и толпились на улицах. На улицах около телег, которые должны были увозить раненых, слышны были крики, ругательства и удары. Пьер отдал догнавшую его коляску знакомому раненому генералу и с ним вместе поехал до Москвы. Доро гой Пьер узнал про смерть своего шурина и про смерть князя Андрея.

Х
30 го числа Пьер вернулся в Москву. Почти у заставы ему встретился адъютант графа Растопчина.
– А мы вас везде ищем, – сказал адъютант. – Графу вас непременно нужно видеть. Он просит вас сейчас же приехать к нему по очень важному делу.
Пьер, не заезжая домой, взял извозчика и поехал к главнокомандующему.
Граф Растопчин только в это утро приехал в город с своей загородной дачи в Сокольниках. Прихожая и приемная в доме графа были полны чиновников, явившихся по требованию его или за приказаниями. Васильчиков и Платов уже виделись с графом и объяснили ему, что защищать Москву невозможно и что она будет сдана. Известия эти хотя и скрывались от жителей, но чиновники, начальники различных управлений знали, что Москва будет в руках неприятеля, так же, как и знал это граф Растопчин; и все они, чтобы сложить с себя ответственность, пришли к главнокомандующему с вопросами, как им поступать с вверенными им частями.
В то время как Пьер входил в приемную, курьер, приезжавший из армии, выходил от графа.
Курьер безнадежно махнул рукой на вопросы, с которыми обратились к нему, и прошел через залу.
Дожидаясь в приемной, Пьер усталыми глазами оглядывал различных, старых и молодых, военных и статских, важных и неважных чиновников, бывших в комнате. Все казались недовольными и беспокойными. Пьер подошел к одной группе чиновников, в которой один был его знакомый. Поздоровавшись с Пьером, они продолжали свой разговор.
– Как выслать да опять вернуть, беды не будет; а в таком положении ни за что нельзя отвечать.
– Да ведь вот, он пишет, – говорил другой, указывая на печатную бумагу, которую он держал в руке.
– Это другое дело. Для народа это нужно, – сказал первый.
– Что это? – спросил Пьер.
– А вот новая афиша.
Пьер взял ее в руки и стал читать:
«Светлейший князь, чтобы скорей соединиться с войсками, которые идут к нему, перешел Можайск и стал на крепком месте, где неприятель не вдруг на него пойдет. К нему отправлено отсюда сорок восемь пушек с снарядами, и светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственные места закрыли: дела прибрать надобно, а мы своим судом с злодеем разберемся! Когда до чего дойдет, мне надобно молодцов и городских и деревенских. Я клич кликну дня за два, а теперь не надо, я и молчу. Хорошо с топором, недурно с рогатиной, а всего лучше вилы тройчатки: француз не тяжеле снопа ржаного. Завтра, после обеда, я поднимаю Иверскую в Екатерининскую гошпиталь, к раненым. Там воду освятим: они скорее выздоровеют; и я теперь здоров: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба».