Правоохранительная деятельность их виды и понятия. Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи

Правоохранительные органы есть репрессивный силовой блок государственного аппарата.

Закон от 27 мая 2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» дает понятие правоохранительной службы - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Признаки правоохранительной деятельности:

1) правоохранительная деятельность осуществляется не любым способом, а с помощью применения юридических мер воздействия - принуждения

Защищая одни права, правоохранители объективно ограничивают другие права (досмотр в аэропорту).

Деятельность по охране права сопровождается принуждением, а принуждение есть ограничение прав.

2) Применяемые меры должны строго соответствовать предписаниям закона.

Не вся правоохранительная деятельность может быть полностью урегулирована законом. Контртеррористическая операция (правовой режим, устанавливаемый законом). Но: есть такие возможные ситуации в этом режиме, которые НЕЛЬЗЯ заранее предусмотреть в законе.

3) Реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур.

5) выявление и расследование преступлений;

6) оказание юридической помощи - адвокатура и нотариат.

Задачи:

1) защита личности, ее прав и свобод;

2) защита общества, его материальных и духовных ценностей ;

3) защита государства, его конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета .

Подходы к понятию «правоохранительная деятельность»:

1) Узкий подход - борьба с преступностью. ПД связывается только с уголовной репрессией, с пресечением,выявлением, раскрытием преступлений, изобличением преступника.

2) Средний - преступление и админ правонарушения.

3) Широкий - борьба с противоправностью вообще.

Иногда в систему правоохранительных органов включают Уполномоченного по правам человека (РФ, в субъектах), Уполномоченного по правам ребенка и Общественную палату. Все зависит от того, как автор смотрит на понятие, цели, задачи правоохранительной деятельности.

Предназначение правоохранительной деятельности - обеспечение в демократическом обществе режима законности. Ее цель - охрана права. По отношению к этой цели ПД выступает средством ее достижения и как средство достижения этой цели представляет собой саму деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных к ответственности, рассмотрением дел в судах, проведением в жизнь карательных или право-восстановительных мер.

Правоохранительную деятельность можно представить как процесс - это планирование, координация, осуществление принятых решений и контроль за их выполнением.

Правоохранительная деятельность есть властноорганизующая деятельность компетентных органов и лиц, направленная на охрану прав и свобод личности, на обеспечение законности и правопорядка в обществе.

В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков. Тонков Е. П. Кнайкин В. С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - С. 431

Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание, установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая по закону; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т. д. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.

В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т. д. Во всяком случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.

Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими -- по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений. Ендольцева А. В., Галустьян О. А., Кизлык А. П. и др. Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - С. 10-11

В науке также наиболее распространенным является рассмотрение круга правоохранительных органов через понятие правоохранительной деятельности. При этом, как правило, оно раскрывается через описание присущих данной деятельности признаков. Представляется обоснованным отнести к числу таковых следующие:

  • 1) основополагающим для осуществления такой деятельности является реализация присущей государству внутренней функции - правоохранительной, а значит, она может осуществляться только государственными органами;
  • 2) цель такой деятельности - создание условий беспрекословного соблюдения прав и законных интересов граждан, организаций и государства в целом, а также реализации ими возложенных на них обязанностей. Иначе говоря, целью правоохранительной деятельности является создание условий обеспечения законности и правопорядка. В связи с этим законность -такое состояние общества, при котором гарантировано точное и неуклонное соблюдение правовых норм, предписаний закона и основанных на нем юридических актов всеми участниками общественных отношений. А под правопорядком понимается система отношений складывающихся в социуме, которые устанавливаются при неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми субъектами права; при этом следует обратить внимание на то, что «цель» является все же категорией философского порядка, так как представляет собой предмет стремления. Адекватно данная цель может быть и недостижимой, но стремление к ее осуществлению, безусловно, необходимо;
  • 3) данная деятельность реализуется посредством выполнения присущих только правоохранительным органам задач и функций, закрепленных в нормативных актах, устанавливающих основы их организации и деятельности;
  • 4) правоохранительная деятельность не может осуществляться иначе как на основании закона и исполнения его предписаний, а процедура ее осуществления четко им регламентирована. Иначе говоря, правоохранительная деятельность является жестко формализованной, а неисполнение предписаний закона влечет признание такой деятельности незаконной и как следствие должно влечь привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности;
  • 5) такую деятельность реализуют специально уполномоченные на это государственные органы, относящиеся к судебной и исполнительной ветвям власти. И комплектуются они, как правило, лицами, которые должны иметь юридическое образование;
  • 6) эта деятельность осуществляется не любым способом, а, как правило, посредством применения юридических мер воздействия. Бобров В.К. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки. Учебное пособие / Под ред. В.К. Боброва. - М:, Юрайт,1999. - 501с.

1. Понятие, цели, задачи и признаки деятельности правоохранительных органов и самих правоохранительных органов.

2. Система и функции (направления) правоохранительных органов.

3. Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами.

4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов.

5. Понятие, цели, задачи и признаки деятельности правоохранительных органов и самих правоохранительных органов.

Защита прав и свобод гражданина и человека (глава 2 Конституции) - конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

Задачами правоохранительной деятельности признаются:

1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эко-логической безопасности Российской Федерации;

4) надзор за процессом правоприменения;

5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;

6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;

7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:

Непосредственные цели :

1) обеспечение и защита (охрана):

Нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;


Нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

Нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Общественного строя Российской Федерации;

Установленных системы хозяйства и собственности;

Порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном произ-водстве;

3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был при-влечен к ответственности;

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня:

1) укрепление законности и правопорядка;

2) предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;

3) исправление осужденных;

4) правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.

Прежде всего, рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Что она подразумевает?

1) восстановление нарушенного права;

2) наказание правонарушителя;

3) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя, то есть охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. Нельзя никого осудить до совершения им преступления. Для гражданина важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно было восстановлено, а нарушитель его прав преследовался законом и восстановлена была бы справедливость, но прежде всего, чтобы права его никогда не нарушались. Поэтому в суть охраны права следует добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы - это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое).

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. К ним относятся, например, законы «О полиции», «О Прокуратуре Российской Федерации» «О Федеральной службе безопасности» и т.д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Таким образом, признаками правоохранительных органов являются:

1) цель деятельности правоохранительных органов - охрана и защита прав граждан, предупредительные (профилактические) меры для предотвращения правонарушений;

2) правоохранительные органы - это государственные органы;

3) деятельность правоохранительных органов осуществляется на основе и в соответствии с законом;

4) применение мер принуждения.

Это признаки первой очереди - основные признаки.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Но есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.

К признакам второй очереди относятся:

Право применения норм уголовного закона;

Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы - это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Правоохранительная деятельность - это регламентированная правовыми актами государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права, свобод и законных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств специально уполномоченными органами посредством применения регламентированных законом юридических мер воздействия.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности полиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Но Адвокатура по роду своей деятельности способствует деятельности правоохранительных органов в осуществлении и защите прав и законных интересов граждан .

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы - это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Конституция России в ст. 2 провозглашает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, а ст. 18 гласит, что права и свободы личности определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, Конституция РФ в полном соответствии с международными актами о правах человека, с современными представлениями о правовом государстве, поставила перед государственными органами задачу обеспечения охраны прав и свобод человека. Все без исключения государственные органы должны действовать во имя этой высокой цели. Но функции государства многогранны и они не ограничиваются охраной прав граждан, каждый государственный орган имеет свои специфические задачи. Поэтому из всей совокупности государственных органов необходимо специально выделить те, что непосредственно призваны осуществлять правоохранительную деятельность в качестве своей главной функции, как основное направление деятельности. Таким образом, эту группу органов объединяет выполнение ими правоохранительной деятельности.

Что же это за деятельность? На данный вопрос в учебной и научной литературе даются различные ответы. Ряд авторов трактует понятие правоохранительной деятельности весьма узко - как деятельность по поддержанию общественного порядка. Другие авторы предлагают именовать правоохранительной лишь деятельность в сфере предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений. Однако с такими позициями трудно согласиться.

Термин «правоохранительная деятельность», как представляется, имеет более широкий смысл и подразумевает охрану правопорядка в целом.

Понятие правопорядка определяется в теории государства и права как такое состояние общественных отношений, когда установленные в правовых нормах правила поведения неуклонно соблюдаются всеми физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными органами1. Только

1В большинстве юридических вузов учебная дисциплина «Правоохранительные органы» преподается уже в первом семестре, т.е. параллельно с теорией государства и права (а точнее, только с первой ее частью – теорией государства). В этой связи при использовании в учебнике отдельных понятий теории права, не знакомых еще студентам, авторы посчитали необходимым дать соответствующие краткие разъяснения, с тем, чтобы облегчить усвоение материала.

при обеспечении правопорядка в обществе возможна полная реализация права. Таким образом, охрана правопорядка выступает сущностью правоохранительной деятельности.

Чтобы сформулировать определение понятия правоохранительной деятельности необходимо обозначить ее признаки, то есть существенные ее черты, которые выделяют эту деятельность из комплекса всех функций государства, определяют ее специфику.

Можно сформулировать следующие признаки правоохранительной

деятельности:

Правоохранительная деятельность направлена на охрану правопорядка, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение к юридической ответственности лиц, виновных в их совершении.

Такая деятельность осуществляется компетентными, специально уполномоченными на то государственными органами, должностные лица которых имеют специальную профессиональную подготовку, и, как правило, высшее юридическое образование.

Она осуществляется в соответствии с законом, то есть, во-первых,

только при наличии соответствующих правовых оснований, и, во-вторых, в определенном порядке, установленном законом и иными правовыми актами. В большинстве случаев порядок осуществления правоохранительной деятельности досконально регламентируется законом, т.к. эта деятельность только и может осуществляться в рамках четко установленной процедуры, нарушение которой не допустимо. Такая процедура в отношении производства по уголовным, гражданским, административным делам, а также делам, рассматриваемым в порядке конституционного судопроизводства устанавливается процессуальным законом (Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде РФ») и именуется процессуальной формой.

Правоохранительная деятельность, как правило, носит характер применения права. Применение права определяется в общей теории права как способ реализации правовых норм путем издания уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами специальных процессуальных актов - документов, устанавливающих права и обязанности тех или иных субъектов (физических и юридических лиц). Правоприменительными актами являются любые решения, выносимые органами, осуществляющими гражданское, уголовное, административное и конституционное судопроизводство (т.е. решения суда, постановления следователя, органа дознания, прокурора).

Эта деятельность, как правило, связана с применением мер государственно-правового принуждения к лицам, совершившим

правонарушения, а также для предупреждения их совершения. Меры государственно-правового принуждения в теории государства и права подразделяются на две группы: юридические санкции и меры предупредительного характера.

Меры предупредительного характера как разновидность мер государственно-правового предупреждения применяются в случае вероятности совершения правонарушений с целью предупредить их негативные последствия. Так, подписка о невыезде, залог, домашний арест, заключение под стражу и другие меры пресечения избираются обвиняемому в уголовном процессе при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от органов предварительного расследования или суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью либо может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, может уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Юридические санкции бывают двух видов - меры защиты и меры ответственности. Меры защиты возникают как реакция государства на неисполнение лицом своих обязанностей и новых отрицательных последствий для лица не влекут, правонарушитель лишь принуждается к исполнению своих обязанностей. Например, таково содержащееся в решении суда понуждение продавца к исполнению обязанности передать определенную вещь по договору купли-продажи, или указание лицу, самовольно занявшему чужой земельный участок, прекратить нарушение права собственности. Таким образом, меры защиты носят исключительно восстановительный характер. Меры ответственности возникают также после совершения правонарушений, но в отличие от мер защиты влекут для нарушителя дополнительные неблагоприятные последствия, а не только принуждение к исполнению нарушенных им обязанностей. Так, лицо, совершившее преступление, и осужденное обвинительным приговором суда, вступившим в законную силу, наряду с обязанностью возместить материальный и моральный вред потерпевшему, подвергается определенному наказанию, предусмотренному соответствующей нормой Особенной части Уголовного кодекса РФ. Пеня, штраф, возмещение причиненных убытков, взысканные с ответчика по решению арбитражного суда или суда общей юрисдикции по гражданскому делу, также являются мерами юридической ответственности. Следовательно, меры ответственности, преследуют не только правовосстановительные, но и штрафные цели.

Рассмотрев признаки правоохранительной деятельности можно сформулировать следующее определение ее понятия. Правоохранительная деятельность - это деятельность, направленная на охрану правопорядка, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, которая осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами на основании закона и в порядке, им установленном, и, как правило, связана с применением мер государственно- правового принуждения.

охрана прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

разрешение споров о праве (юридических конфликтов);

предупреждение и пресечение правонарушений, применение мер ответственности к лицам, виновным в их совершении.

Необходимо отметить, что все перечисленные задачи правоохранительной деятельности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому их подобное разделение весьма условно.

Еще по теме §1. Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи. Основные направления правоохранительной деятельности:

  1. §2. Основные направления правоохранительной деятельности и общая характеристика правоохранительных органов РФ
  2. Глава 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы». Нормативные акты о правоохранительных органах

Понятие и признаки правоохранительной деятельности. Задачи и система правоохранительных органов: общая характеристика.

Охрана прав и законных интересов личности, общества и государства является функцией правового государства. Выполнение данной функции обеспечивается специально создаваемыми правоохранительными органами, а деятельность этих органов по реализации этой функции именуется правоохранительной.

Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, борьбе с преступностью и другими правонарушениями, оказанию гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи и обеспечению доступа к правосудию.

В научной литературе имеются и другие определения данного понятия. Так, Л. К. Савюк определяет правоохранительную деятельность как властно - организующую деятельность компетентных органов и лиц, направленную на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе. А Гуценко К. Ф. и Ковалев М. А. под правоохранительной деятельностью понимают деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядке.

Для правоохранительной деятельности присущи следующие признаки (схема 1 ).

Признаки правоохранительной деятельности

1) Вид государственной деятельности, цель => охрана самого права

2) Осуществляется не всеми органами государственной власти, а только специально уполномоченными органами, для которых правоохранительная функция является основным содержанием их деятельности

3) Это особый вид правовой деятельности => осуществляется в правовых формах, в порядке, установленном законом, с соблюдением определенных процедур

4) Осуществляется посредством применения мер государственного принуждения (например, задержания, уголовного преследования, привлечения к юридической ответственности и т.п.)

5) Решения и действия правоохранительных органов и должностных лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, принятые в пределах их компетенции и в соответствии с законом, обязательны для граждан, органов и организаций, которым они адресованы

Правоохранительная деятельность в государстве направлена на охрану личности, ее прав и свобод, охрану общества, его материальных и духовных ценностей, охрану государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности. Эти задачи решаются в процессе реализации правоохранительными органами соответствующих функций.



Правоохранительные функции - основные направления деятельности правоохранительных органов, направленные на защиту прав и законных интересов личности, общества, государства от противоправных посягательств.

К основным функциям правоохранительной деятельности относятся:

1. Выявление и расследование преступлений и правонарушений

2. Организационное обеспечение деятельности судов

3. Оказание юридической помощи

4. Прокурорский надзор

5. Конституционный контроль

6. Отправление правосудия

7. Предупреждение преступлений и правонарушений

8. Исполнение судебных решений

9. Обеспечение правопорядка и безопасности в Российской Федерации

Конституционный контроль занимает особое место в правоохранительной деятельности. Эту функцию осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Задача Конституционного Суда РФ - защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории Российской Федерации.

Отправление правосудия - это деятельность специально создаваемых государственных органов - судов по рассмотрению и разрешению различных категорий дел (гражданских дел, разрешению экономических споров, уголовных дел, административных и иных дел, подсудных судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом) в пределах своей компетенции и вынесению по ним законных, обоснованных и справедливых решений. Для реализации этой функции в Российской Федерации создана система федеральных судов общей юрисдикции, система федеральных арбитражных судов и мировые судьи в субъектах Российской Федерации.



Организационное обеспечение деятельности судов заключается в осуществлении мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на обеспечение нормального функционирования судебных органов и создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов судейского сообщества, обеспечение оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Прокурорский надзор - направление правоохранительной деятельности, осуществляемое от имени государства специально уполномоченными должностными лицами - прокурорами. Прокурорский надзор призван обеспечить верховенство закона, точное исполнение и единообразное применение законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Выявление и расследование преступлений - правоохранительная деятельность должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц, привлечение их к уголовной ответственности, а также установление всех обстоятельств совершенного преступления.

Обеспечение правопорядка и безопасности в Российской Федерации - это деятельность правоохранительных органов исполнительной власти (органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов службы внешней разведки, органов федеральной службы охраны, органов юстиции, таможенных и налоговых органов), в пределах их компетенции, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение общественной безопасности, а также на борьбу с преступлениями и правонарушениями, создающими угрозу безопасности личности, обществу и государству.

Исполнение судебных решений - деятельность органов Министерства юстиции в лице Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, направленная на обеспечение исполнения наказаний и принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Оказание юридической помощи - деятельность, направленная на обеспечение правовой защищенности личности в обществе. Эту функцию призваны осуществлять: адвокаты путем оказания квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию; нотариусы путем совершения предусмотренных законодательными актами Российской Федерации нотариальных действий от имени государства; частные детективные и охранные службы в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Предупреждение преступлений и правонарушений - эту функцию реализуют все правоохранительные органы. Она направлена на установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, выявление нарушений прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом и принятие мер по их устранению.