Законодательная инициатива. Стадии законодательного процесса. Законодательная инициатива - закон и правопорядок.

Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации и его члены; 3) депутаты Государственной Думы РФ; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 6) Конституционный Суд РФ; 7) Верховный Суд РФ; 8) Высший Арбитражный Суд РФ.

Давайте посмотрим на конституционное право инициативы граждан на законодательные акты в довоенных конституциях Литвы и в современной Конституции Литовской Республики в некоторых европейских странах. Мы рассмотрим источники права Литовской Республики, регулирующие отношения между гражданами и государством при реализации этого права. Он также вкратце рассмотрит другие правовые процессы, связанные с юридической способностью граждан участвовать в принятии и принятии законов - референдумах, петициях.

Систематизированы и проанализированы законы, связанные с предметом. В статье рассматривается участие граждан в самом законодательном процессе. Мы кратко обсудим факторы, определяющие участие граждан в законодательном процессе и правовые возможности законодательной инициативы граждан.

Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.

Субъекты законодательной инициативы в Государственную Думу РФ вправе вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Исключение составляют высшие судебные органы РФ, которые могут вносить законопроекты и законопредложения только по вопросам своего ведения.

Мы также подытожим проблемы, возникающие в связи с реализацией законодательной инициативы по гражданству в Литве. Автор представляет систематизированные и оцененные мнения различных ученых-правоведов, рассматривает вопросы, связанные с этой темой, и возможные пути решения этих проблем.

Жилиса. Конституционный закон о законодательной инициативе граждан. Прежде чем приступать к анализу закона законодательной инициативы граждан, следует определить основные понятия, используемые в этой работе, и разъяснить смысл терминов «законодательный процесс», «законодатель» и «субъекты законодательного процесса».

45. Референдум, понятие и виды.

Референдум - одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.Референдум РФ - голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.В зависимости от содержания законопроекта,вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

Термин «законодательный процесс» может использоваться многими способами. Термин «законодатель» в этой работе относится к субъекту, который имеет право сделать окончательную и неоспоримую волю в отношении принятия закона. Эта власть определяет существенную роль соответствующего субъекта в законодательном процессе.

Термин «участники законодательного процесса» предназначен для обозначения субъектов, которые имеют определенные права и обязанности, предусмотренные Конституцией, законами или Уставом Сейма, при инициировании, рассмотрении, принятии или подписании и издании законов. Однако их компетенция не связана с возможностью принятия окончательного и неоспоримого решения об усыновлении или отклонении закона.

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо- дательный); 2) утверждающий (послезаконодатель- ный).По порядку проведения могут быть референ- -*- думы: 1) обязательные; 2) факультативные. СЛ Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Поэтому законодатель должен считаться суверенным. Тот, кто заявляет, что определенное правило является законом и обязано следовать, в то время как власти другого государства и большинство граждан подчиняются ему. В настоящее время у Рагаускаса в Литве есть два таких образования - Нация и Сейм. Только нация является суверенной, а сундук представляет собой суверенитет.

В соответствии с нашей Конституцией ни Правительство, ни Президент Республики ни при каких обстоятельствах не допускают законодательных актов, но они играют определенную роль в законотворчестве. Оба учреждения могут представить законодательные предложения Сейму; Они могут участвовать в этих проектах при обсуждении в Сейме; Президент Республики также обладает дополнительными полномочиями - он подписывает и публикует законы. Иными словами, оба учреждения не имеют существенных, но достаточно значительных полномочий, которые, хотя и не могут быть отнесены на счет законодателей, могут и должны рассматриваться в качестве участников законодательного процесса.

Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).

46. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской ФедерацииВ частности, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ст.111 Конституции РФ)Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ст.117 Конституции РФ)Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

В статье 2 Конституции Литовской Республики говорится, что «суверенитет принадлежит народу». Таким образом, согласно нашей Конституции, нация является суверенной. В статье 4 также говорится, что «нация осуществляет свою верховную суверенную власть напрямую или через демократически избранных представителей». В статьях 55 и 77 Конституции при описании правового статуса членов Сейма и Президента используются две различные структуры: члены Сейма называются представителями нации, а президент Республики - глава государства.

Кроме того, в пункте 2 статьи 77 Конституции предусматривается, что президент представляет не нацию, а государство Литва. Следовательно, в смысле юридического устава президент не является ни суверенным, ни его представителем. В смысле только определений, согласно Конституции, только Литва и Сейм могут принимать законы только в Литве. Однако помимо них многие другие организации участвуют в реализации этой функции, но мы не будем анализировать другие объекты в этой работе.

Законодательная инициатива в РФ представляет собой стадию нормотворческой процедуры. Она состоит в предоставлении предложения по отмене, принятию либо изменению правового акта. Круг лиц, наделенных такой возможностью, определяется национальными нормами. Предоставление предложения в уполномоченную структуру налагает обязательство рассмотреть его согласно установленной процедуре. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет законодательная инициатива.

Конституционное право на инициативу граждан в доконституционных конституциях Литвы. Хотя в настоящее время президент Республики и правительство не имеют полномочий принимать законы, они не являются неизвестными истории Литвы. Статья 102 Конституции Литвы также установила, что Сейм, Правительство или 50 тысяч граждан, имеющих право избирать Сейма, могут поднять идею изменения Конституции или дополнения ее.

Конституция Литовской Республики уже имела право законодательной инициативы граждан иметь Сейм, правительство и нацию. Кстати, очень интересный факт - помимо права законодательной инициативы было предусмотрено право народа вето на законы, принятые Сеймом, и законопроекты, которые были отклонены. Вето удалось привлечь около 50 тысяч граждан или президента Республики. Право вето или отклоненный проект должны были быть предоставлены голосованию народа.

Общие сведения

Законодательной инициативой обладают правительство и члены парламента. Но в зависимости от норм, принятых в отдельно взятой стране, эта возможность может иметь ограничения. Законодательная инициатива может входить в круг полномочий президента. В некоторых странах ею наделяются самостоятельные объединения граждан. Вне зависимости от того, кто имеет возможность представлять предложения по изменениям, отмене или принятию нормативных актов, действующая правовая система предъявляет ряд требований к составу группы и непосредственно самой процедуре, в рамках которой обсуждается проект закона. Лица, которые не наделяются такой возможностью прямо, могут предоставлять предложения опосредованно, через тех, кто ее имеет официально.

Далее, после разработки закона Конституции Литвы и законодательной инициативы граждан, можно наблюдать тенденцию пассивного участия граждан в государственном управлении. Граждане теряют достаточно широких прав законодательной инициативы, закрепленной в ранее существовавших конституциях Литвы.

Инициатива граждан Литовской Республики по законодательству в конституционных конституциях. Это право закреплено в пункте 2 статьи 68 Конституции. Эта норма гласит, что право законодательной инициативы без Сейма, правительства и президента также имеет граждан Литовской Республики: 50 тысяч граждан, имеющих право голоса, могут представить проект закона Сейму в отличие от Временного основного закона, в котором указанное право было предоставлено даже девяти юридическим лицам, В статье 2 Временного основного закона также говорится, что суверенная власть принадлежит народу Литвы, и народ свободно выражает свою суверенную власть по инициативе закона.

Россия

В нашей стране законодательная инициатива принадлежит:

  1. Представительным региональным органам власти.
  2. Совету Федерации.
  3. Президенту.
  4. Депутатам Госдумы.
  5. Членам Правительства.

Конституционный и Верховный Суды России также выступают как субъекты законодательной инициативы в пределах вопросов их ведения. В настоящее время идет дискуссия о предоставлении такой возможности некоторым гражданским объединениям. Эти группы могли бы представлять предложения в общественную палату. Соответствующий проект закона был создан Робертом Шлегелем. Возможность представлять предложения сейчас имеют граждане Томской, Ярославской областей и Алтайского края.

Ссылаясь на действующую Конституцию, Сейм должен рассмотреть представленный ему проект закона о гражданах. Следует подчеркнуть, что право гражданского законодательства и право на изменение Конституции напрямую связано с конституционным положением, согласно которому суверенитет принадлежит нации, и, следовательно, к праву граждан на участие в управлении своей страной. С другой стороны, это право имеет связь с правом гражданства на публикацию референдума. В первом случае законопроект о 50 тысячах граждан представляется Сейму, и здесь он должен рассматриваться, а во втором случае законы или их положения представляются всем избирателям для рассмотрения.

Законодательный процесс

Он представляет собой комплекс действий, сменяющих друг друга в установленной последовательности. В соответствии с установленными правилами осуществляется представительная деятельность ФС. Законодательный процесс включает в себя пять основных стадий. На первом этапе представляется предложение от лиц, наделенных соответствующей возможностью. Дальнейшие стадии предусматривают:

Принят Закон о законодательной инициативе граждан. Закон устанавливает правовые положения, направленные на обеспечение осуществления этого права, т.е. у. для консолидации конкретных правовых и организационных форм ее реализации. Закон о законодательной инициативе граждан не применяется к осуществлению права граждан на подачу ходатайств, права граждан на проведение референдумов и права Президента Республики, правительства и Сейма законодательной инициативы в Сейме.

В соответствии с законом о подготовительных действиях, связанных с предоставлением проекта устава гражданам Сейму или идеей внесения изменений в Конституцию, формируется инициативная группа из не менее 10 человек, имеющих право голоса. Он зарегистрирован Центральной избирательной комиссией в порядке, установленном Законом о референдуме. Руководящая группа информирует Центральную избирательную комиссию о том, какие законодательные нормы предлагается принять, изменить или дополнить Конституцией или законами.

  1. Предварительное рассмотрение.
  2. Обсуждение и принятие Госдумой.
  3. Рассмотрение и одобрение СФ.
  4. Подписание и обнародование Президентом.


Кроме этих основных процедура может включать в себя и факультативные (дополнительные) этапы:

  1. Преодоление разногласий, которые возникли между Госдумой и СФ вследствие отклонения последним принятых актов.
  2. Повторное рассмотрение законов, которые отклонены Президентом.

Вся процедура проводится в соответствии с конституционными положениями (ст. 104-108), а также Регламентами Палат СФ.

Центральная избирательная комиссия должна, по крайней мере, через неделю после инициативы Руководящей группы обратиться к инициаторам с просьбой выдать необходимое количество подписей избирателей. Сбор подписей 50 тыс. Граждан устанавливается на два месяца, а 300 тыс. Подписей избирателей на подачу Сейма предложения о внесении изменений или дополнений в Конституцию Литовской Республики определяются четырехмесячным сроком подачи на страницы сбора подписей граждан. В листе сбора подписей граждан также содержится полный текст закона или его поправка, дополнение или проект поправок или дополнений к Конституции Литовской Республики и подписи граждан, а на подпись указываются имя, фамилия, личный код и постоянный адрес подписи.

Специфика процедуры

Право законодательной инициативы реализуется при представлении:

  1. Пояснительной записки. В ней должен указываться предмет регулирования и излагаться концепция предложения.
  2. Текста проекта закона. На титульном листе указывается его автор.
  3. Списка федеральных нормативных актов, которые должны быть признаны утратившими действие, подлежащих изменению или принятию вследствие утверждения предложения.
  4. Финансово-экономического обоснования, если реализация предлагаемого акта требует материальных затрат.

Законодательная инициатива Государственной Думы

Предложение считается принятым с даты его регистрации Управлением документационного обеспечения. Совет Госдумы направляет его в соответствующий комитет. Он назначается ответственным по нормативному акту. Вместе с этим внесение законодательной инициативы осуществляется в другие комитеты, депутатские объединения, комиссии, Главе страны, Правительству, в Совет Федерации. Эти институты подготавливают и предоставляют свои замечания, отзывы, предложения. Нормативные акты, касающиеся предметов совместного ведения регионов и Российской Федерации, направляются в представительные органы субъектов. Они, в свою очередь, подготавливают свои замечания и предложения.

Гражданам, политическим партиям и другим политическим и общественным организациям предоставляется право беспрепятственно проводить кампанию за поправку к Конституции или законопроекту. После того, как Центральная избирательная комиссия представила собранные подписи избирателей и проверит их подлинность, Центральная избирательная комиссия представляет свое мнение вместе с избирательными документами граждан Сейму. Если инициаторы не выполняют законодательную инициативу, Президент Республики, Правительство или любой член Сейма могут представить тот же проект Сейму, и он рассматривается в порядке, установленном Уставом Сейма.

Подготовка

Для работы над представленным текстом комитет может сформировать соответствующую группу. В ее состав входят депутаты, представители субъекта, наделенного возможностью выдвигать законы на обсуждение. В рабочей группе также присутствуют эксперты, должностные лица от госорганов власти, специалисты. Обсуждение в комитетах проводится открыто. Оно может освещаться СМИ. По поручению Совета либо ответственного комитета Управление Аппарата Госдумы проводит юридическую экспертизу законодательного акта. Подготовленный текст отправляется в Совет для предоставления на рассмотрение палатой. Право законодательной инициативы предполагает возможность изменить содержание акта или отозвать его на основании заявления.

Если Центральный избирательный комитет определит, что количество подписей, соответствующих требованиям настоящего Закона, не было собрано в течение установленного срока, Сейм решает не рассматривать такой проект. Сейм представлен представителем инициативной группы или другим лицом, уполномоченным инициаторами представить проект Конституции или закона. Если Сейм решает, что проект неадекватен, он возвращается не инициативной группе и Комитету Сейма, что является основным соображением в законопроекте.

После представления и рассмотрения Сейма идеи граждан изменить или дополнить Конституцию Литовской Республики Сейм просто решает большинством членов Сейма, участвующих в заседании, одобрить ли такую ​​инициативу граждан. Проект поправки к Конституции Литовской Республики, инициированный гражданами, рассматривается в общей процедуре, установленной Уставом Сейма о внесении изменений в Конституцию Литовской Республики.

Рассмотрение

Оно проводится в трех чтениях. В первом обсуждается концепция законопроекта, оценивается соответствие его основных положений Конституции страны. Кроме этого, определяется практическая значимость и актуальность документа. Обсуждение начинается с доклада лица, которому предоставлена законодательная инициатива. Также выступает представитель ответственного комитета. В процессе рассмотрения заслушиваются замечания и предложения полномочных представителей Главы страны, депутатских объединений, членов Правительства, представительных органов регионов и прочих лиц, которые приглашены на заседание.

Результаты обсуждения

Госдума по итогам рассмотрения в первом чтении может:

  1. Принять текст.
  2. Отклонить проект.
  3. Принять акт в первом чтении и продолжить его рассмотрение с учетом замечаний и предложений в виде поправок.


В последнем случае устанавливается срок, в течение которого должны быть поданы поправки. Предложения и замечания по документу, принятому в первом чтении, лицами, которыми реализуется законодательная инициатива, вносятся в ответственный комитет. Этот институт, в свою очередь, исследует и обобщает поправки. Ответственный комитет формирует отдельные таблицы замечаний и предложений, рекомендуемых к принятию и отклонению, а также тех, по которым решения принято не было. Текст с учетом одобренных поправок и таблицы отправляются в Совет Госдумы для включения в календарь по рассмотрению во втором чтении. Проект вместе с предложениями и замечаниями рассылается также Президенту, Совету Федерации, Правительству, автору, депутатам за 15 дней до начала обсуждения.

Второе чтение

Перед началом рассмотрения выступает член ответственного комитета. Он сообщает о результатах обсуждения, поступивших поправках и итогах их изучения. После этого председательствующий выясняет, есть ли возражения против замечаний и предложений, рекомендуемых для внесения ответственным комитетом. При их отсутствии уполномоченное лицо ставит на голосование вопрос о принятии поправок. Если возражения есть, то председательствующий ставит на голосование предложения и замечания, которые одобрены всеми, а затем отдельно каждую поправку, вызвавшую несогласие. Далее рассматриваются дополнения, рекомендуемые к отклонению. Принятие решения по ним осуществляется также, как и для одобренных поправок. После этого обсуждаются оставшиеся дополнения. Поправки, по которым ответственный комитет не принял решения, ставятся на голосование отдельно. Далее вносится предложение обо всем законопроекте в целом. Принятый во втором чтении акт отправляется в ответственный комитет. При участии Правового Управления устраняются вероятные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей. Также проводится редакционная правка на основании поправок, принятых во втором чтении. По окончании этой работы документ представляется в Совет Госдумы.

Третье чтение

В ходе него проводится голосование для принятия текста в качестве закона. В третьем чтении запрещены поправки и возвращение к обсуждению документа в целом или его частей, статей, глав. В случае непринятия Госдумой законопроекта, дальнейшее рассмотрение не производится. В исключительных случаях по обращению депутатских объединений, выступающих в большинстве, председательствующий обязан объявить голосование о возвращении текста ко второму чтению. Закон будет считаться одобренным при согласии не менее чем 2/3 от общего количества депутатов Госдумы. В пятидневный срок акт передается в Совет Федерации. Если закон не подлежит рассмотрению этим органом или не был рассмотрен за две недели, то в течение 5 дней он отправляется Президенту на подписание и для последующего обнародования.

Этот орган регистрирует одобренный Госдумой закон в течение 48 часов. Документ и сопровождающие его акты отправляется членам СФ. Председатель формирует комитет палаты. Он будет ответственен за составление заключения по принятому закону. Что касается актов, которые не подлежат обязательному рассмотрению в СФ, то комитет может:

  1. Одобрить норму и не отправлять ее на обсуждение в Совет Федераций.
  2. Рекомендовать закон к рассмотрению в СФ.

Председатель может согласиться с мнением комитета и не включать акт в повестку дня или отклонить решение и внести его на обсуждение.

Важный момент

Председатель СФ не может не включать в повестку дня заседания закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, если на этом настаивает Президент, Правительство, два члена СФ, представляющие один регион. Данное положение действует, если не прошел двухнедельный срок для обсуждения в Совете Федерации принятого текста. По тем законам, которые подлежат обязательному рассмотрению, может быть принято решение:

  1. Рекомендовать отклонить акт. При этом должны быть изложены основания, в соответствии с которыми принято такое решение.
  2. Рекомендовать одобрить документ.

Рассмотрение на заседании СФ

Оно начинается с оглашения заключения, составленного ответственным комитетом СФ. Решение отклонить или одобрить закон без обсуждения либо рассмотреть его на заседании. По итогам обсуждения Совет Федераций принимает или отклоняет документ. Закон, который не подлежит обязательному рассмотрению, считается одобренным, если не был рассмотрен в двухнедельный срок. Акты, которые должны быть обсуждены в СФ, ставятся на голосование. При недостаточной подготовке вопроса о рассмотрении, Совет Федерации может перенести процедуру на следующее заседание.

Постановление

Закон будет считаться отклоненным, если за него не проголосовало нужное количество членов СФ. Решение об этом должно быть оформлено в виде Постановления. В этом документе может содержаться список статей, разделов, глав, по которым следует преодолеть разногласия между Госдумой и СФ. Кроме этого, в Постановление может включаться предложение о формировании согласительной комиссии. В случае повторного рассмотрения Госдума принимает закон с учетом замечаний СФ, ответственный комитет подтверждает это в форме заключения. После этого направляется предложение в СФ об одобрении документа без обсуждения. Если Госдума приняла только часть рекомендаций Совета Федераций, рассмотрение в СФ осуществляется как вновь принятого документа. Постановление об отклонении либо одобрении нормативного акта направляется в Госдуму. Это должно быть сделать в пятидневный срок с момента принятия соответствующего Постановления.

Завершающий этап

Закон, который принят Госдумой и одобрен в Совете Федерации, отправляется Председателем СФ главе государства. Вместе с документом передается и Постановление СФ. Отправка нормативных актов осуществляется в пятидневный срок с даты подписания решения Советом Федерации. Президент страны подписывает принятый закон. После этого нормативный акт официально обнародуется. Вместе с официальным опубликованием указывается срок, с которого закон вступает в действие.