Конституция как основной источник конституционного права. Конституция российской федерации как источник права

Конституционные основы правосудия, организации правоохранительных органов, как и деятельность по осуществлению правосудия и судопроизводства, наиболее ярко выражены в тех положениях, которые принято называть принципами. Однако в Конституции немало и других положений, оказывающих влияние на формирование законодательства о судебной власти, правосудии, судопроизводстве, организации и деятельности других правоохранительных органов.

Необходимо иметь в виду, что Конституция как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия является источником права о судебной власти и правоохранительных органах. Следовательно, она содержит правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше сферах.

Конституция провозгласила высшей ценностью человека, его права и свободы (ст. 2). Она исходит из универсальной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Такая обязанность в сфере судопроизводства лежит на судебной власти, прокуратуре, других правоохранительных органах. В числе последних в уголовном процессе существенное место принадлежит следователям, дознавателям и органам дознания.

В то же время положения ст. 2 Конституции оказывают воздействие на формирование в новом законодательстве, принимаемом в ходе судебной реформы в Российской Федерации, задач, стоящих перед судебной властью, право охранительными органами, судопроизводством. Данные положения учтены при подготовке ряда принятых законов и разработке проектов нового законодательства. Именно Конституция обозначила современные ориентиры при определении круга нормативных актов, подлежащих разработке в первую очередь, сформулировала параметры многих законов и других нормативных актов, поставила перед законодательными органами глобальную задачу – всестороннее обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Под влиянием Конституции были разработаны, приняты и вступили в действие федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о судебной системе, о судах общей юрисдикции, об арбитражных судах, о военных судах. Конституция инициировала разработку одних и способствовала активизации подготовки других крупных нормативных актов. В их числе такие федеральные законы, как законы о государственной защите, о содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых, о судебных приставах, о мировых судьях, УК, УПК, АПК, ГПК, законы об органах судейского сообщества, об адвокатской деятельности и др. Однако не только в теории и учебной литературе, но и на практике необходимо учитывать, что правильное понимание современных задач правосудия и судопроизводства не может быть достигнуто только на основе освоения отраслевого законодательства, если нет глубокого и системного понимания положений Конституции.

Основываясь на конституционных положениях, можно сделать вывод, что центральное место среди задач, стоящих перед правосудием и судопроизводством, занимает обеспечение и защита прав и свобод участвующих в судопроизводстве граждан. Однако надо иметь в виду, что эта задача не может быть противопоставлена другим задачам, например, установлению в процессе судопроизводства по уголовному делу преступления, лиц, его совершивших, а также масштабов уголовной ответственности. Моделируя в процессуальных нормах возможные в ходе производства по уголовному делу общественные отношения, законодательство о судопроизводстве и правосудии тем самым обеспечивает реализацию уголовным правом охранительных функций.

Правильное применение норм уголовного права может быть осуществлено только путем вынесения соответствующих актов органами правосудия. В связи с этим выполнение уголовным правом охранительных функций без судопроизводства и правосудия невозможно. Поэтому законодательство о правосудии и судопроизводстве, взаимодействуя с уголовным правом, осуществляет охранительную функцию. Реализуя эту функцию, уголовное право, судопроизводство, правосудие охраняют в числе других объектов жизнь, здоровье, интересы и свободы граждан.

Следовательно, уточняя задачи суда и других правоохранительных органов с учетом ст. 2 Конституции, надо иметь в виду указанные аспекты процессуальной деятельности суда и других государственных органов по охране и защите прав человека и гражданина, которую осуществляют судебная власть, а также другие субъекты уголовного судопроизводства, ответственные за ведение уголовного дела (в том числе следователи, дознаватели, органы дознания, прокуратуры).

Конституция всегда оказывала большое влияние на формирование законодательства о судопроизводстве, судоустройстве, правоохранительных органах, прокурорском надзоре. Конституция, сохраняя прежнее предназначение – влияние на отраслевое законодательство, – непосредственно является источником права, поскольку в ней: а) получили нормативное решение многие вопросы правосудия и судопроизводства; б) сформирована система конституционных принципов правосудия; в) определены основополагающие начала и предпосылки прямого действия ее норм (ст. 15).

Безусловно, положительную роль для становления системы нового законодательства о суде, судебной системе и правосудии играет более четкое и последовательное (чем прежде) решение в действующей Конституции вопросов: а) разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства (ст. 71–73); б) установления приоритета федеральных конституционных законов и федеральных законов, имеющих прямое действие на территории РФ; в) признания недопустимым противоречия федеральных законов федеральным конституционным законам; г) провозглашения недопустимости противоречия законов субъектов РФ законам, принятым по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Российской Федерации (ст. 76).

Надо признать, что конституционное положение о прямом действии норм Конституции непривычно для субъектов правоприменения России, так как подобного положения в прежних российских конституциях не было. Поэтому отсутствовала соответствующая правоприменительная практика. Сложная ситуация возникла не только в регулировании общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства. Как показала практика, суды и правоохранительные органы оказались психологически не готовыми к прямому применению конституционных норм в ходе производства по уголовному делу.

Именно с учетом этого обстоятельства Пленум Верховного Суда РФ вынужден был накануне опубликования текста Конституции принять постановление от 24.12.1993 № 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации". Имеются в виду прежде всего положения ч. 2 ст. 23 Конституции о допустимости только по решению суда ограничения прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. То же положение относится к ст. 25 Конституции, согласно которой "никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения". В этом постановлении Пленум Верховного Суда РФ разъяснил судам порядок принятия к рассмотрению материалов, подтверждающих обоснованность ограничения прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции. Но и в дальнейшем Пленум Верховного Суда вынужден был обращаться к разъяснению вопросов применения Конституции (см. постановления Пленумов Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8, от 29.04.1996 № 1, от 24.02.2005 № 3).

Нельзя, однако, упрощать проблему прямого применения конституционных норм при производстве по уголовному делу. Далеко не все нормы Конституции могут быть применены без их конкретизации, без установления в отраслевом законодательстве механизма их применения. Более того, во многих нормах Конституции содержатся отсылки к текущему федеральному законодательству (например, ст. 20, 25, ч. 1 ст. 47, ч. 2, 3 ст. 50, ч. 2 ст. 51, ч. 2 ст. 121, ч. 2 ст. 122, ч. 1, 2, 4 ст. 123).

В Конституции также закреплены нормы, прямо не отсылающие к другим федеральным законам, но содержание которых предполагает необходимость соответствующих норм отраслевого закона, направленных на обеспечение действия конституционных норм. Однако отсутствие в тех или других законах и иных нормативных актах необходимых норм права, обеспечивающих реализацию положений Конституции, не может быть препятствием к их применению. Следовательно, положения Конституции имеют прямое действие вне зависимости от того, соответствуют они нормам отраслевого законодательства или нет. В этом случае действуют правила ст. 15 Конституции, согласно которым: а) Конституция имеет высшую юридическую силу; б) законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Иными словами, при наличии коллизий между нормами законодательства о суде, судопроизводстве и Конституции приоритет принадлежит конституционным нормам.

Имевшее место отставание законодательства о суде и судопроизводстве от Конституции отнюдь не всегда означает "замораживание" соответствующих конституционных норм. Например, положения ст. 49 Конституции, устанавливают: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". С провозглашением на конституционном уровне требования об обязательном соблюдении принципа презумпции невиновности и даже раскрытием содержания этого принципа уголовного процесса Конституция существенно опередила законодательство о судопроизводстве и о судоустройстве и предопределила рамки ее формулировок в отраслевом законодательстве.

В Конституции сформулирован еще ряд существенных для судопроизводства и правосудия положений, вытекающих из презумпции невиновности. В частности, предусмотрено, что: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49); б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49); в) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).

Приведенные конституционные положения теоретически безупречны, они не вступают в противоречия с нормами законодательства об уголовном судопроизводстве и правосудии, а, наоборот, усиливают положения существующих правил. Например, УПК РСФСР содержал предписание, запрещающее суду, прокурору, следователю, дознавателю "перелагать обязанность доказывания на обвиняемого" (ч. 2 ст. 20). Юридически более предпочтительным и, безусловно, более четким представляется положение ч. 2 ст. 49 Конституции: "Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность". Уголовно-процессуальный кодекс не просто воспроизвел указанное конституционное положение, а развил его, указав, что бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения (ч. 2 ст. 14 УПК). Такая интерпретация положений Конституции является правомерной, так как она не ослабляет, а усиливает защиту прав личности.

Иное положение сложилось с действием ч. 1 ст. 51 Конституции, согласно которой "никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом". Независимо от того, что в УПК вопросы свидетельского иммунитета не были решены ни на момент принятия Конституции, ни в течение продолжительного времени после этого, правомерность прямого действия приведенного нормативного установления (т.е. показания против самого себя и своего супруга) не вызывала сомнения. Что касается освобождения лица от обязанности свидетельствовать против близких родственников, то Конституция (ч. 1 ст. 51), решив этот вопрос положительно, не дала конкретного перечня круга лиц, относящихся к числу близких родственников. Этот перечень содержался в действовавшем отраслевом законодательстве, например, об уголовном судопроизводстве (п. 4 ст. 5 УПК). Поэтому ст. 51 Конституции при производстве по делу применялась и применяется в совокупности с нормами уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства.

Часть 4 ст. 15 Конституции признает составной частью правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права. При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

Приведенные конституционные положения означают, что в российскую правовую систему включены три группы международно-правовых норм: 1) общепризнанные принципы международного права; 2) общепринятые нормы международного права; 3) нормы международных договоров. Трудности в их применении на практике, однако, исключить нельзя.

Имеющиеся трудности с применением норм Конституции при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел не умаляют ее значения как источника права. Более того, принятие Конституции не только оказало прямое воздействие на практику применения законодательства при осуществлении правосудия, но и создало определенные юридические предпосылки для интенсификации законотворческой деятельности по формированию и развитию российского законодательства о судебной системе, правоохранительных органах, судопроизводстве.

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Республики Беларусь является Основным Законом Республики Беларусь и имеет высшую юридическую силу. В Конституции закреплены основополагающие принципы и нормы правового регулирования общественных отношений. Конституция Республики Беларусь не только формирует данные общественные отношения, но и определяет развитие всей системы государства. Основной Закон закрепляет конституционный строй, основы государства и общества, положение в нем личности, основные права, свободы и обязанности граждан, принципы избирательной системы, порядок формирования государственных органов, их компетенция и взаимодействие.

Современная Конституция Республики Беларусь вобрала в себя основные правовые идеи: разделение властей, политический плюрализм, верховенство права, многообразие форм собственности, провозглашение человека, его прав и свобод высшей целью и ценностью общества и государства. Конституция является основным источником национального права. Она обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым на национальном уровне.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что научное осмысление и активация механизма действия норм Конституции Республики Беларусь будет способствовать совершенствованию всех элементов правовой системы.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые Конституцией Республики Беларусь.

Предмет исследования - принципы, нормы, сущность и функции Конституции Республики Беларусь

Цель курсовой работы состояла в комплексном исследовании Конституции как Основного Закона Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:

Проанализировать Конституцию Республики Беларусь как основной источник конституционного права;

Изучить социальную, политическую и правовую сущность Конституции;

Проанализировать роль Конституции в формировании и развитии национальной правовой системы.

В курсовой работе использованы научные труды в области конституционного права Г.А. Василевича, С.Г. Дробязко, Д.М. Демичева, А.П. Петрова, В.Н. Кивеля, В.М. Веремеенко, М.Ф. Чудакова и других.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников.

КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле под источником права понимается внешняя форма выражения правовых норм. В соответствии с этим под источниками конституционного права понимаются нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. Из сказанного следует, что в качестве источников конституционного права Республики Беларусь могут выступать только нормативные правовые акты, которые следует отличать от актов, носящих правоприменительный характер.

Нормативный правовой акт - это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Как видим, в нормативном правовом акте, в отличие от правоприменительного, устанавливаются правила общеобязательного характера, рассчитанные на длительное действие и многократное применение.

Что же касается мировой практики понимания источников конституционного права, то в некоторых странах (Великобритания, Новая Зеландия и др.) в качестве таковых могут выступать и ненормативные акты, например, правовые обычаи, труды видных ученых и т.п. .

Правовой наукой выработано понятие юридических источников права. Под источниками права в юридическом смысле понимается внешняя форма выражения правовых норм. В соответствии с этим источниками конституционного права являются различные формы выражения конституционно-правовых норм.

Характерной особенностью источников конституционного права является их взаимосвязь, взаимозависимость и иерархическая соподчиненность. Место конкретного источника в иерархии источников определяет его юридическая сила, которая устанавливается Конституцией Республики Беларусь.

Источниками позитивного конституционного права являются нормативные правовые акты, которые можно подразделить на законодательные акты (Конституция, законы, декреты и указы Президента) и подзаконные акты, регулирующие конституционно-правовые отношения.

По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на Конституцию как Основной Закон, программные законы и обычные .

В рамках рассмотрения проблемы источников конституционного права важным является определение их классификации и места в системе источников. Обычно это осуществляется по двум критериям: по видам актов и по их юридической силе. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в редакции от 02.07.2009 г.) иерархия нормативных актов выглядит следующим образом:

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (далее - Конституция Республики Беларусь), в том числе и конституционные законы, например, закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Конституция является основным источником конституционного права. Эта ее роль обусловлена следующими факторами. Конституция устанавливает правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения;

Конституция характеризуется широтой содержания установленных в ней норм: она охватывает своим воздействием все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от всех иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений;

Конституция обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории Беларуси.

Законы, декреты, указы и иные акты государственных органон издаются па основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, т.е. не должны ей противоречить.

Что же касается конституционных законов, то, хотя на данный момент такой вид актов и не называется в конституции, но в ст. 140 речь по существу идет о подобных актах. К ним следует относить законы о внесении изменении и дополнений в Конституцию, о введении в действие Конституции, о ее толковании. Особенностью этих законов является то, что закрепленные в них предписания являются базовыми для других актов, они являются наиболее устойчивыми и имеют долговременное действие .

Как отмечает А.П. Петров, Конституция выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа, устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Она закрепляет форму правления и форму государства, механизм государственной власти, функционирование гражданского общества, права и свободы человека и гражданина. Другие источники конституционного права детализируют указанный круг общественных отношений .

Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция - основной источник конституционного права, так как она содержит его важнейшие нормы и институты. Конституция, являясь основным законом государства, имеющим высшую юридическую силу, регулирует важнейшие общественные отношения. Это значит, что обычные законы и иные нормативные акты должны находиться с Конституцией в соподчинении. Они издаются на основе и в соответствии с Конституцией и не могут быть в противоречии с ней. Если они не соответствуют Конституции, то считаются незаконными и отменяются в соответствии с процедурой, закрепленной в законодательстве. Обычными законами нельзя отменить или изменить нормы Конституции. Следовательно, Конституция Республики Беларусь задает тон всему текущему законодательству .

Следующее место в иерархии источников конституционного нрава занимают решения референдумов. Решение референдума - нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским пли местным референдумом.

Источником конституционного права могут являться также международные договоры и соглашения, заключенные Республикой Беларусь с другими государствами. Конституция Республики Беларусь (ст. 8) признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Это значит, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К числу источников конституционного права относятся программные законы. Программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным вопросам. В соответствии со ст. 104 Конституции к ним относятся: законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь. Важное место в системе источников конституционного права принадлежит Кодексам Республики Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Они имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Например, Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Самым распространенным источником конституционного права являются обычные законы.

Закон Республики Беларусь - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Однако, источником конституционного права являются те законы, которые содержат конституционно-правовые нормы (например, Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»).

В качестве источников конституционного права выступают и содержащие конституционно-правовые нормы, правовые акты, принимаемые Президентом Республики Беларусь - декреты, указы и директивы.

Постановления Парламента - Национальном Собрания Республики Беларусь.

Постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента - Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь - нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь. Постановления Совета Министров Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Министров Республики Беларусь Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены актами Президента Республики Беларусь.

Источниками отрасли конституционного права являются акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной

Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления.

Постановления республиканских органов государственного управления - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления могут приниматься (издаваться) только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, положениями о соответствующих органах, а также нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления принимаются (издаются) в форме постановлений и приказов.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются министерствами, иными республиканскими органами государственного управления коллегиально в форме постановлений.

Решения органов местного управления и самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений .

Принцип верховенства Конституции Республики Беларусь и его действие. Конституция является правовым фундаментом государственной и общественной жизни, основным источником национальной правовой системы. Она определяет конституционный строй, главные устои государства и обеспечивает своими предписаниями и установлениями их стабильность и надежную защиту, закрепляет политический и идеологический плюрализм, а также правовой статус человека и гражданина. Как уникальный документ наивысшей юридической силы, Конституция базируется на выработанных мыслителями разных эпох главных ценностях конституционализма, наработках мирового конституционно-правового опыта, на накопленном собственном опыте государственно-правового строительства.

Будучи каркасом государственно-правовой модели общества. Конституция определяет правила политических процессов в государстве и обществе, их демократический вектор, выступает в качестве основного гаранта и существенного фактора обеспечения политической и экономической стабильности, функционирования государственного механизма в устойчивом режиме законности и правопорядка. Таким образом, сфера конституционной регламентации имеет всеохватывающее свойство и характер, которыми не обладает ни один нормативный правовой акт государства .

Принцип непосредственного действия Конституции означает, что любой гражданин имеет основания защищать свои права и свободы, определять обязанности, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее.

Предшествующая практика сформировалась именно таким образом, что в первую очередь представительные органы непосредственно руководствовались Конституцией. Что же касается судебной и исполнительной властей, то здесь доминировал, прежде всего, анализ подконституционных актов, очень редки ссылки в принимаемых этими органами решениях на Основной закон.

Конечно, и сами статьи Конституции имеют различную степень конкретизации. Одни изложены так, что сразу определен объем прав и обязанностей (например, часть 2 ст. 10, ст. 27 Конституции), другие - более абстрактно и намечают для нормотворческого органа границы правового регулирования, но и в этом случае, несмотря на ссылку о необходимости принятия закона в развитие конституционной нормы, могут содержаться прямые указания на соответствующие гарантии. Так, в ст. 44 содержится ряд норм, как достаточно абстрактного (например, согласно ее части третьей собственность, приобретенная законным способом, защищается государством), так и конкретного свойства (в соответствии с частью пятой принудительное отчуждение имущества допустимо лишь в двух случаях).

По мнению Н.С. Малеина не все статьи Конституции имеют нормативный характер. К ним он относит те, где речь идет, например, о том, что материнство и детство находятся под защитой государства; об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду. В этих статьях, как считает Н.С. Малеин, формируются правовые принципы, имеющие высокую степень обобщенности, являющиеся основой для отраслевого законодательства, издания законов и подзаконных актов .

Конечно, с его утверждением о ненормативном характере конституционных положений нельзя согласиться. Степень абстракции конституционной нормы (необходимость ее первоначальной реализации на законодательном уровне), конечно, влияет на возможность ее непосредственного применения (прямого действия) гражданином.

Но это не значит, что это есть статьи Конституции, которые не отвечают признакам нормативности. Даже преамбула Конституции, не говоря уже о статьях, содержащихся в основной части Конституции, имеет нормативный характер. Другое дело, что есть нормы, ясно и однозначно сформулированные, есть и такие, которые содержат положения неопределенные. В таком случае необходимо толкование, принятие закона, а может быть и вынесение первого судебного постановления для формирования судебной практики.

Высока роль в уяснении смысла Конституции, а значит и в содействии в обеспечении непосредственного действия конституционных норм, Парламента (дает нормативное толкование Конституции, принимает законы в ее развитие), а также Конституционного Суда, который при вынесении своих заключений осуществляет казуальное толкование Основного закона.

Принцип верховенства Конституции закреплен в ст. 137 Конституции Республики Беларусь. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется особенностями ее принятия, изменения или отмены.

В связи с закреплением в ч. 2 ст. 137 Конституции принципа приоритета Конституции по отношению к законам, декретам, указам можно сделать вывод и о верховенстве Конституции по отношению к актам Правительства (они должны базироваться на Конституции, законах, актах Президента) и других государственных органов.

В соответствии с ч. 3 ст. 137 Конституции в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. В данной норме получил развитие принцип разделения властей. Каждый орган государственной власти имеет свои пределы ведения. Поэтому у государственного органа есть право принимать акты, базируясь исключительно на нормах Конституции. В этой связи не всегда принятие декрета или указа должно основываться на законе - такое право может вытекать непосредственно из содержания текста Конституции.

Верховенство конституции - самостоятельный конституционный принцип, гарантирующий единство и целостность правовой системы государства. Принцип верховенства конституции обусловлен такими качествами Основного закона, как демократизм, выражение воли народа, преемственность, высшая юридическая сила.

Конституция выделяется среди законов и иных правовых актов высокой значимостью регулируемых ею общественных отношений. Она как бы учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. Конституционные нормы становятся своего рода импульсом для создания иных актов и норм, влияя на их темы, содержание, методы регулирования.

Любой правовой акт, любое действие (равно как и бездействие) органа публичной власти или его должностного лица должны соответствовать Конституции. Соответствие Конституции - это не воспроизведение ее, как иногда понимается, это не только ее соблюдение или исполнение, а, по крайней мере, непротиворечие ей. Акт или действие соответствуют Конституции, если вытекают из ее предписаний либо осуществлены в сфере, которая ею ни прямо, ни косвенно не регулируется. Верховенство Конституции обусловливается необходимостью обеспечить целостность и непротиворечивость всей огромной системы правовых актов, прежде всего тех, которые содержат правовые нормы с неопределенным сроком действия. Только так могут быть достигнуты основные цели любой Конституции - гарантировать права человека, поставив пределы публичной власти, и обеспечить демократическое и рациональное устройство этой власти, ее демократическое функционирование .

Таким образом, можно прийти к выводу, что Конституция Республики Беларусь является основным источником конституционного права, так как она содержит его важнейшие нормы и институты. Конституция характеризуется широтой содержания установленных в ней норм: она охватывает своим воздействием все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную, что и отличает Основной Закон от всех иных видов источников конституционного права.

Конституция Республики Беларусь имеет высшую юридическую силу и закрепляет основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа, устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Она закрепляет форму правления и форму государства, механизм государственной власти, функционирование гражданского общества, права и свободы человека и гражданина.

К источникам конституционного права Республики Беларусь также относятся решения референдумов, международные договоры и соглашения, Кодексы Республики Беларусь, постановления Парламента, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Конституционного, Верховного, Хозяйственного Судов Республики Беларусь, нормативные правовые акты министерств, а также решения местного управления и самоуправления.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Конституционные основы правосудия, организации правоохранительных органов, как и деятельность по осуществлению правосудия и судопроизводства, наиболее ярко выражены в тех положениях, которые принято называть принципами. Было бы, однако, не совсем точно конституционные основы деятельности в сфере правосудия и судопроизводства сводить лишь к принципам, хотя бы и сформулированным Конституцией Российской Федерации. В Конституции имеется немало и других положений, оказывающих влияние на формирование законодательства о судебной власти, правосудии, судопроизводстве, организации и деятельности других правоохранительных органов. Необходимо иметь в виду, что Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной власти и правоохранительных органов. Следовательно, Конституция содержит правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше сферах.

Основываясь на приведенных конституционных положениях, можно сделать вывод, что центральное место в блоке задач, стоящих перед правосудием и судопроизводством, занимают обеспечение и защита прав и свобод участвующих в судопроизводстве граждан. Однако надо иметь в виду, что эта задача не может быть противопоставлена другим задачам, например, установлению в процессе судопроизводства по уголовному делу преступления, лиц, его совершивших, а также масштабов уголовной ответственности.

Конституция Российской Федерации, сохраняя прежнее предназначение (в смысле влияния на отраслевое законодательство), непосредственно является источником права. Такой вывод базируется на том, что в ней: а) получили нормативное решение многие вопросы правосудия и судопроизводства; б) сформирована система конституционных принципов правосудия; в) определены основополагающие начала и предпосылки прямого действия ее норм (ст. 15).

Безусловно, положительную роль для становления системы нового законодательства о суде, судебной системе и правосудии играет более четкое и последовательное (чем прежде) решение в действующей Конституции вопросов: а) разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства (ст. 71-73); б) установления приоритета федеральных конституционных законов и федеральных законов, имеющих прямое действие на территории Российской Федерации; в) признания недопустимым противоречия федеральных законов конституционным законам; г) провозглашения недопустимости противоречия законов субъектов Российской Федерации законам, принятым по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Федерации (ст. 76).

В Конституции сформулирован еще ряд существенных для судопроизводства и правосудия положений, вытекающих из презумпции невиновности. В частности, предусмотрено, что: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49); б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49); в) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).

Иное положение сложилось с действием ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, согласно которой «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Вне зависимости от того, что в УПК вопросы свидетельского иммунитета не решены ни на момент принятия Конституции, ни в течение продолжительного времени после этого, приведенное нормативное установление (имеются в виду показания против самого себя и своего супруга) действуют напрямую. Что касается освобождения лица от обязанности свидетельствовать против близких родственников, то Конституция (ч. 1 ст. 51), решив этот вопрос положительно, не дала конкретного перечня круга лиц, относящихся к числу близких родственников. Но он (этот перечень) имеется в действующем законодательстве об уголовном судопроизводстве.

Приведенные конституционные положения означают, что в российскую правовую систему включено три группы международно-правовых норм: а) общепризнанные принципы международного права; б) общепринятые нормы международного права; в) нормы международных договоров. Нет никаких препятствий к тому, чтобы указанные нормы и положения международного права включить в число источников законодательства о судопроизводстве и правосудии. Применение последнего из перечисленных источников, видимо, не встретит трудностей принципиального характера, хотя затруднения технического порядка весьма реальны.


Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Сам термин «конституция» произошел от латинского constitution, что означает установление, учреждение. Это название как нельзя лучше раскрывает суть этого документа. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, установлением формы правления и государственного устройства.
Регулирующая роль конституции касается всего общества. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную. Важность и значимость отношений, которые регулирует конституция, и обусловили формирование такой отрасли права как конституционное право.
  1. Предмет, источники и система конституционного права РФ
Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих права человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Предметом конституционного права РФ являются общественные отношения в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина, а также устройства государства и государственной власти. Однако, приведенные сферы социально-экономической и общественнополитической жизни общества весьма разнообразны и многогранны, что в свою очередь, обуславливает необходимость более подробного и тщательного рассмотрения аспектов жизни общества и государства, которые являются предметом конституционного права РФ.
Таким образом, предметом конституционного права РФ являются:
  1. Принципы государственного устройства. В них выражаются основные характеристики государства - суверенитет, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы и ее реализации, общие основы функционирования всей политической системы;
  2. Основы правового статуса личности. Представляет собой совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых конституцией обязанностей человека.
  3. Основы федерализма. Это основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ за счет, которого обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации;
  4. Основы построения государственного аппарата. Конституционные нормы закрепляют основные принципы построения системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности;
  5. Основы политического режима. Это система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе. Характер политического режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма
распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Источники конституционного права РФ
Традиционно под источником права понимается внешняя форма выражения норм права. В соответствии с этим, источниками конституционного права являются различные формы выражения конституционно-правовых норм. Они, как и источники других отраслей права, являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов - парламента, главы государства,
правительства, региональных органов власти и др.
Кроме результатов нормотворческой деятельности
государственных органов источниками конституционного права являются судебные решения (прецеденты), международно-правовые акты. Характерной особенностью источников конституционного права является их взаимосвязь, взаимозависимость и иерархическая соподчиненность. Место конкретного источника в иерархии источников определяет его юридическая сила, а она обычно устанавливается конституцией страны. Однако вопрос о месте того или иного источника конституционного права в системе источников не является простым для всех стран, что обусловлено рядом причин: наличием конституционно-
правовых обычаев, норм прецедентного права, действием
международно-правовых актов и др.
Система источников существенно зависит от государственнотерриториального устройства страны. В федеративных государствах, где имеется конституция и система законодательства не только на уровне федерации, но и в каждом регионе, в систему источников входят нормативные акты и федерации, и ее субъектов.
Таким образом, система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой государственно-территориального
устройства, иными факторами. Вместе с тем источникам конституционного права присущи общие черты, позволяющие их классифицировать.
Рассматривая классификацию источников конституционного права Российской Федерации, следует отметить, что они подразделяются на две основные группы источников: естественное и позитивное право. Думается, однако, такой подход характерен для конституционного права, как науки или учебной дисциплины, но не как для отрасли российского права.
Естественным правом являются общечеловеческие представления о свободе, справедливости, а также неотъемлемости прав человека.
Несмотря на это, в современной России источником права признается лишь позитивное право, о котором будет сказано далее.
К позитивному праву, относятся следующие источники конституционного права РФ:
  1. Конституция Российской Федерации.
Конституция является основным источником конституционного права Российской Федерации. Ее роль обусловлена различными факторами, определяющими положение конституции среди других источников конституционного права.
Во-первых, конституция выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа. Она принимаются на референдуме народом Российской Федерации. Конституция устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Они касаются сущности и формы государства, механизма государственной власти,
функционирования гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, конституция обладают высшей юридической силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органов не должны противоречить конституции.
В-третьих, конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. Для конституции не существует каких- либо обязательных предписаний позитивного права.
В-четвертых, нормы конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права: они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений в Российской Федерации.
  1. Законы.
Конституция Российской Федерации предусматривает издание Федеральным собранием РФ федеральных конституционных законов и федеральных законов. Конечно, источником конституционного права являются не все законы, а только те, которые содержат конституционноправовые нормы. В первую очередь, таковыми являются федеральные конституционные законы. Что же касается федеральных законов, то они являются источником конституционного права, если содержат нормы регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управления.
  1. Нормы международного права, международные и
внутригосударственные договоры и соглашения.
Эти акты служат источником конституционного права в том случае, если регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их прямое применение в данной стране. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15). И это не удивительно, в конституциях многих стран есть положение о приоритете международного права перед внутригосударственным.
Внутригосударственные договоры заключаются обычно между центральными органами государственной власти и органами государственной власти регионов в целях разграничения между ними полномочий. Широкую практику получили внутригосударственные договоры в Российской Федерации, где источником конституционного права остается Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., договоры между Российской Федерацией и отдельными субъектами Федерации (Татарстаном, Башкортостаном, Краснодарским краем, Свердловской областью и др.). Некоторые субъекты Федерации заключили между собой договоры по конкретным вопросам. В таких актах также содержатся конституционно-правовые нормы. Возможность заключения договоров между субъектами Российской Федерации, в частности между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области, в состав которого входит округ, предусмотрена Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 66).
  1. Нормативные правовые акты исполнительной власти.
К ним относятся многочисленные акты, издаваемые главой государства, правительством, министрами и т. д. Важность этих актов в жизни каждой страны объясняется ролью в государственном механизме главы государства и правительства.
Акты главы государства и акты правительства являются подзаконными, что же касается юридической силы, то акты главы государства, как правило, имеют преимущество перед актами правительства. Такие акты называются по-разному: декреты, указы, ордонансы и др. В некоторых странах парламент может делегировать главе государства право на издание актов, имеющих силу закона. В Российской Федерации Президент издает Указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может издавать указы и по тем вопросам, которые законодательно не урегулированы. Однако с принятием Федеральным Собранием соответствующего закона акт Президента теряет силу.
Акты исполнительной власти являются источником конституционного права лишь тогда, когда содержат его нормы.
  1. Судебные решения.
Помимо нормативно-правовых актов исполнительной власти, к источникам права относятся постановления Конституционного суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.
  1. Акты органов местного самоуправления.
Поскольку Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12), то акты органов местного самоуправления могут содержать нормы конституционного права. Такие нормы имеются, например, в уставах, статутах муниципальных образований, поскольку они регулируют отношения, связанные с осуществлением публичной власти.
Система конституционного права РФ
Традиционно, под системой права понимают его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные группы. Однако, это определение системы права в широком смысле, которое предлагает нам теория государства и права. Что же касается системы конституционного права РФ, то критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм,
регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционноправовых отношений. Следовательно, понятие системы
конституционного права можно сформулировать следующим образом.
Система конституционного права - это единство взаимосвязанных норм конституционного права РФ, образующих совокупность конституционно-правовых институтов.
Система конституционного права РФ включает в себя следующие институты:
  1. основы конституционного строя РФ;
  2. основные права и свободы человека и гражданина в РФ;
  3. федеративное устройство;
  4. избирательная система (избирательное право);
  5. президентская власть;
  6. законодательная власть;
  7. исполнительная власть;
  8. государственная власть субъектов РФ;
  9. судебная власть и прокуратура в РФ;
  10. местное самоуправление;
  11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.
Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные институты представлены отдельными разделами в Конституции РФ. Исключение составляет лишь избирательная система (избирательное право), что характерно для многих конституций зарубежных стран. Однако, избирательная система является одним из основных институтов конституционного права РФ. Таким образом, нельзя говорить о полном совпадении системы Конституции РФ и системы конституционного права РФ.
Поскольку все институты конституционного права состоят из конституционных норм права, следует сказать несколько слов об особой специфике этих норм.
Одна из особенностей конституционно-правовых норм состоит в том, что в них отсутствует трёхзвенная структура (гипотеза, диспозиция, санкция). Они, как правило, содержат в своей структуре только диспозицию, то есть само правило поведения.
Нормы конституционного права подразделяются на нормы общего регулирования и нормы детального, подробного и, как правило, исчерпывающего регулирования. Первые - выступают как нормы- принципы, нормы-цели. К ним можно отнести, например, нормы Конституции Российской Федерации, определяющие Россию как демократическое, правовое, социальное государство, нормы, закрепляющие принцип разделения властей. Вторые - это, например, нормы Конституции Российской Федерации о предметах ведения Федерации, о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, о предметах ведения Совета Федерации, Государственной Думы.1
Классифицировать конституционно-правовые нормы можно по следующим основным признакам:
  • по характеру содержащихся в них предписаний - на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, отсылочные;
  • по степени определенности содержащихся в них предписаний - на императивные и диспозитивные;
  • по действию во времени и пространстве - на нормы, действующие постоянно, и нормы, действующие определенное время, на нормы, реализуемые на всей территории Российской Федерации или на территории ее субъектов, а также в муниципальных образованиях;
  • по юридической силе - на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормы других нормативных правовых актов.

Понятие и сущность Конституции.

Конституция лат происхождения в переводе «установление, учреждение».

Под Конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы, либо всего народа в целом, либо отдельных социальных групп и слоёв в государстве и закрепляющий в их интересах важные начала общественного строя и государственной организации в соответствующей стране.

Первой писаной конституцией является Конституция США 1787 года. В этот же период в Европе была разработана 1791 года Конституции Франции и Польши. Норвегии – 1814 года, Китая – 1911 года/1982 года, Австрии – 1920 года, Мексики – 1917 года, Италии – 1947 года, Японии – 1947 года, ФРГ – 1949 год, Киргизия – 2010 года.

По форме К это всегда документ государства. Т.е. правовой акт, который принимается в особом порядке. По своему содержанию К всегда является политическим документом, поскольку главными вопросами её содержания являются вопросы власти, собственности, вопросы правового положения личности, а также вопросы устройства самого государства (форма правления, форма гос устройства, политический режима).

Виды конституции.

1. В зависимости от формы: писаные (это особый законодательный акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и неписаные; особый законодательный акт, либо несколько нормативных актов, которые официально провозглашаются основными законами страны) и неписаные (это совокупность различных законов, судебных прецедентов и устных обычаев).

2. По порядку принятия: принятие на референдуме; парламентом; учредительным собранием (выборный орган, образуемый специально для разработки и принятии новой конституции), может быть дарована (октроированная), иметь договорный характер (в рамках ЕС действует Лиссабонский договор, вступивший в силу с 1 декабря 2009 года).

3. По порядку внесения изменений и дополнений: гибкие (изменяются в том же порядке, что и обычные законы) и жесткие (для внесения изменений и дополнений требуются особые условия – квалифицированное большинство голосов в палатах Парламента; голосование в Парламенте и голосование на референдуме), имеющие смешанный характер (предполагает, что отдельные статьи конституции не подлежат изменению вообще, другие изменяются в усложненном порядке, третьи изменяются в упрощенном порядке – Конституция Франции 1958 года).

4. От периода времени: постоянные и временные (принимаются либо на определенный срок, либо до наступления определенного события – ФРГ основной закон Германии, рассматривался как временный документ, действующий до момента объединения Германии; Временная К Ирака 1980 года).

5. По форме правления: монархические (1978 года Испании, 1947 года Японии) и республиканские (1787 года США, Франции 1968 года).



6. По форме гос устройства: унитарного государства (Италии 47 года), федеративного (Индии 50 года, Швейцарской Конфедерации 99 года), в некоторых федеративных государствах субъекты федерации могут сами принимать конституцию (США).

7. По политическому режиму: демократические и антидемократические (82 года Китай).

8. Формальная (совокупность правовых норм) и фактическая (реальные общественные отношения, которые существуют в обществе и государстве).

Преамбула - Вводная часть договора, важного акта и т.д., содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели.

НПА, закон и подзаконный акт.

Основные черты конституции.

Они характеризуют К, как специфическую реальность, оказывающую воздействие на общественные отношения.

1) Конституция имеет основополагающий характер, поскольку она регулирует наиболее важные общественные отношения и при этом конституционное регулирование имеет обобщающий характер и главными задачами такого регулирования является

§ раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях;

§ в конституционных нормах четко и ясно отобразить суть общественных отношений, чтобы К нормы давали направление и определяли принципиальное содержание актов текущего законодательства.

2) К имеет прямое действие. Соответственно, данная хар-ка получает закрепление в ст.15 К, в соответствии с которой К нормы не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении.

3) Незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ст.2, определяет, что признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина, является обязанностью гос-ва.

4) Реальный характер конституции, т.е. соответствии Конституции фактически существующим общественным отношениям, и реальность Конституции во многом зависит от политической и социальной стабильности и от соблюдения режима законности и правопорядка.

5) Стабильный характер К, т.е. обеспечение длительного действия норм К без внесения в них существенных изменений и дополнений. Стабильность К достигается во-первых, путем предельной абстрактности К норм, во-вторых, путем особого порядка внесения в К изменений и дополнений.

К предусматривает главы 1,2,9 могут быть пересмотрены, с 3-8 возможно внесение поправок.

6) Народность К. Эту черту связывают с тем, что К выражает и характеризует волю народа. Народность К обуславливается следующими факторами:

· именно сам народ создает объективные предпосылки появления новой К, поскольку, закрепляемы в К общественные отношения являются результатом деятельности народа;

· народ может непосредственно участвовать в разработке и принятии К; данное положение характерно для отечественных К, поскольку при принятии К 1936 года и 1977 года проводилось всенародное обсуждение проектов К, и К 1993 года была принята путем всенародного голосования;

Юридические свойства Конституции

Это её признаки, как основного государства.

1. Конституция – это НПА, и как всякий НПА К обладает следующими признаками (характеристиками):

К состоит из норма права

Нормы К носят общеобязательный характер

Нормы К действуют независимо от их исполнения

Нормы К рассчитаны на многократное применения

Действие К норм обеспечивается принудительной силой гос-ва.

Особенности К норм

ü Для многих положений К характерно политическое звучание.

ü Нормы К имеют более высокую юр силу.

ü Внутри К имеются нормы, которые предопределяют содержание других ном самой К.

ü Некоторые нормы К изменяются в более усложненном порядке, чем иные её нормы.

2. К обладает верховенством, в частности, впервые в истории России данный принцип получил закреплении в самом тексте К (ст.4 ч.2). Верховенство означает, что в Российском гос-ве утверждается К строй и имеется стремление к созданию правового гос-ва. Во-вторых , верховенство означает, что в К заложена идея подчинения гос-ва К и праву. В третьих , означает, что в соответствии с её принципами, нормами и концепциями, должны строить свою деятельность все государственные органы, должностные лица, граждане и общественные организации. В четвертых, означает, что К РФ действует на всей территории РФ, в том числе и в республиках в составе РФ, которые также имеют свою К.

3. Высшая юридическая сила. Ст.15, ч.1 определяет, что К РФ имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Законы и иные НА не должны противоречить К

Органы гос власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать К.

Таким образом, высшая юр сила в отличие от верховенства характеризует место К иерархии НПА, действующих в РФ.

4. К является ядром правовой системы и базой текущего законодательства. Соответственно, К 1993 года предусматривает принятие НПА, которые развивают её положения и К делает это следующими методами:

Ø К прямо указывает виды ФКЗ и ФЗ, которые принимаются для более подробного регулирования определенных вопросов;

Ø К использует указания на то, что определенные общественные отношения регулируются ФЗ, но при этом не называется наименование или содержание акта (ст.36 ч.3);

Ø К предусматривает необходимость дополнительного регулирования общественных отношений, либо закрепление гарантий для их участников в акте текущего законодательства, но при этом не решается вопрос о виде акта и органе, который его принимает;

Ø К содержит нормы, из текста которых вытекает обязательность последующего текущего нормативного регулирования, которое обеспечивает применение данной К нормы (ст.46).

Функции К

Различные проявления её назначения, которые отражают роль основного закона, политики, жизни общества и государства и осуществление задач государства. Любой К независимо от соц системы свойственны следующие ф-ии:

1) учредительная

2) организаторская

3) внешнеполитическая

4) идеологическая

5) юридическая

1 Учредительная . Суть этой ф-ии состоит в том, что К, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой развития общества на следующем историческом этапе. Само слово учредительное понимается в том смысле, что К закрепляет то, что уже существует как результат влияния людей, либо создает предпосылки для новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут возникнуть без необходимой правовой базы, которая учреждается с принятием новой К.

2 Организаторская . Заключается в том, что К не только оформляет достигнутое, но и ставит новые задачи перед обществом и государством, а также стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы, общественные объединения, граждан действовать в духе основного закона.

3 Внешнеполитическая . Данная ф-ия К состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни общества, в то же время является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. К может рассматривается как важнейший информационный источник за пределами государства.

4 Воспитательная или идеологическая . Каждая К закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на её основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества. Институт собственности, семьи. Это преамбула К, а также раздел, посвященный правам и свободам.

5 Юридическая . К становится основой новых правовых систем и правопорядка. К сама регулирует общественные отношения и, как документ прямого действия, может быть основой для их возникновения. К дает импульс развитию зак-ва и принятию большого кол-ва НПА (ФКЗ, ВЗ, указы, постановления).