Моральные нормы в системе соц контроля план. Международное гуманитарное право

Мораль (нравственность) - вид социальных норм, охватывающий своими оценками почти все сферы общественной жизни.

Моральные нормы имеют следующие признаки:

1) Нормы морали устанавливаются в обществе на основе моральных взглядов и убеждений о том, что есть зло, а что добро, какое поведение в обществе принимается как надлежащее и желанное, а какое считается недопустимым с точки зрения большинства его членов, какие действия соответствуют интересам общества, а какие им противоречат.

2) Моральные нормы, как правило не требуют какого-либо документального оформления, в отличии от норм права, они находятся в сознании людей. Например, каждый член общества должен понимать, что недопустимо нарушать покой граждан, оскорблять их, распространять клеветнические измышления. И напротив, общепризнанным в обществе признается уважительное отношение к лицам поклонного возраста, инвалидам, детям, к своим родственникам и близким.

3) Нормы морали регулируют те отношения, которые не поддаются регулированию нормами права. Невозможно, например, достичь правового урегулирования отношений или чувства дружбы и презрения, мира и вражды, любви и ненависти, уважения, чести, достоинства, бесстыдства, подлости. Эти отношения, как правило, не имеют общегосударственного значения, и они подлежат лишь моральной оценке со стороны общества. Нечитайленко А.А. Основы теории права. - Х. - 1998. - с. 16.

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношения к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершевич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относится к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относится к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 169 - 170.

В обобщенном виде общечеловеческое содержание морали выражено в так называемом золотом правиле, древнейшем нор-мативном предписании, известном еще в Древних Греции, Индии и Китае: "(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

Общечеловеческие нормы и принципы морали -- это нравст-венные ценности. Так называются достигнутые человечеством и воплощенные в общественном сознании общепризнанные нрав-ственные идеалы, для поддержания и более полного осуществле-ния которых общество должно предпринимать постоянные уси-лия, необходимость которых со стороны всех и каждого также входит в понятие нравственной ценности. Защита этих нравст-венных ценностей объединяет общество или по крайней мере его значительную часть.

Общечеловеческие нормы и принципы, составляющие стер-жень, системообразующее начало общественной морали, имеют разные модификации в соответствии с особенностями общества. Они санкционируются общественным мнением, воспитанием и помимо внешней санкции приобретают индивидуальную интел-лектуально-психологическую санкцию, именуемую совестью. Кроме того, нормы общественной морали могут иметь сверхъестественную санкцию в системе религиозных взглядов; значитель-ная часть населения большинства стран находится под влиянием различных вероисповеданий, содержащих моральные заповеди (в том числе "золотое правило").

Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью. Правовое регулирование дей-ствий и отношений осуществимо лишь там, где объективно су-ществуют доказуемость и исполнимость правоотношений средст-вами юридического процесса, возможность их охраны органами государственного надзора и принуждения. Выходя за эти пределы, право становится пустой декларацией. Сфера действия морали шире и глубже, однако мораль почти безразлична к некоторым отношениям, которые регулируются правом. Таковы, в частности, формы объединения людей, структура и виды организационных отношений.

Исторически сложилось так, что в любом обществе, где суще-ствуют право и мораль, правом регулируются отношения, связан-ные с организацией государства (учреждение государственных органов, должностей, определение их соподчинения и соотноше-ния, их задач и правомочий по отношению к обществу), с при-менением государственного принуждения (установление запретов и санкций за их нарушение, регламентация деятельности право-охранительных органов), с охраной и регулированием собствен-ности (отношения производства, обмена, торговли, распределе-ния, налоговые отношения и др.).

Мораль тоже регулирует многие из этих отношений, но оце-нивает их с помощью иных категорий. Кроме того, мораль регу-лирует множество личных, бытовых и других отношений, подвер-женных лишь косвенному и отдаленному воздействию со стороны права.

Мораль ближе всего связана с правом через правосознание (взгляды, идеи, оценки, выражающие отношение людей, групп, классов к праву, к правопорядку), но содержит и самостоятельные по отношению к нему оценки ряда правовых норм, а также ситуаций, в которых они реализуются. Такова, например, мораль-ная оценка соотношения законодательства и практики его осу-ществления. Там, где право граничит с декларативностью, а закон при его применении искажается по произволу чиновников и судей, мораль содержит негативные оценки и права, и нарушаю-щего его государства ("закон что дышло, куда повернул, туда и вышло"). Общая теория права. /под ред. Пиголкина. - М.. - 1996. - с. 106-107

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОС ТЬ. 1. 2. 3. План урока: Мораль в жизни людей. Мир моральных категорий. Нравственная культура. Дз: § 30.

МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. Мораль – это совокупность одобренных обществом норм поведения людей, их обязанностей друг перед другом и обществом. МОРАЛЬНЫЕ Моральные нормы и требования Нравственное сознание взгляды убеждения чувства Отражение в сознании людей отношения к нравственным нормам: от следования до неприятия этих норм. Аспекты морали ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ РЕГУЛЯТИВНЫЙ

ФУНКЦИИ МОРАЛЬНЫХ НОРМ: 1. 2. 3. Поддерживают устойчивость общества и основных групп. Регулируют и координируют деятельность людей в разных общественных сферах. Помогают найти человеку оптимальное решение нравственных проблем. НРАВСТВЕННОСТЬ - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни – выражение человеческого в человеке. Моральные убеждения Моральный автоматизм

МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ. ДОБРО Наименование категории Категория чести и достоинства личности ДОЛГ СОВЕСТЬ Ее значение ЗЛО

МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ. ДОБРО ДОЛГ СОВЕСТЬ ЗЛО Наименование категории Ее значение Категория чести и достоинства личности Признание личности на основе таких черт как благородство, самоотверженность, уважение прав других людей

МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ. ДОБРО ДОЛГ СОВЕСТЬ ЗЛО Наименование категории Ее значение Категория чести и достоинства личности Признание личности на основе таких черт как благородство, самоотверженность, уважение прав других людей Категория счастья

МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ. ДОБРО ДОЛГ СОВЕСТЬ ЗЛО Наименование категории Ее значение Категория чести и достоинства личности Признание личности на основе таких черт как благородство, самоотверженность, уважение прав других людей Категория счастья Творческое развитие, содержательный труд, полноценное человеческое общение

МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ. ДОБРО ДОЛГ СОВЕСТЬ ЗЛО Наименование категории Ее значение Категория чести и достоинства личности Признание личности на основе таких черт как благородство, самоотверженность, уважение прав других людей Категория счастья Творческое развитие, содержательный труд, полноценное человеческое общение Моральный идеал

МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ. ДОБРО ДОЛГ СОВЕСТЬ ЗЛО Наименование категории Ее значение Категория чести и достоинства личности Признание личности на основе таких черт как благородство, самоотверженность, уважение прав других людей Категория счастья Творческое развитие, содержательный труд, полноценное человеческое общение Моральный идеал Стремление человека к самоопределению и самосовершенствованию

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. Познакомьтесь с текстом пункта «Нравственная культура» и ответьте на вопросы: 1. Что такое нравственная культура личности? Чем она отличается от общей культуры? 2. Чем эгоизм отличается от индивидуализма?

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание - по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды:

  • (правовые нормы);
  • нормы морали (нравственности);
  • религиозные нормы;
  • корпоративные нормы;
  • нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Рассмотрим их подробнее (нормы права рассмотрим в отдельной главе).

Нормы морали

Следует отметить, что в теоретическом аспекте точек зрения па мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение - фелицитология (от лат. felicia - счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм , связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во веем середины, тот обретет счастье и покой.

Второе течение - перфекциопизм (от лат.peifectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал несгибаемого революционера, борца за справедливость и т. д.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития , определяющих, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и др. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе правил поведения.

Эта точка зрения является самой распространенной, и именно ее мы и будем в дальнейшем принимать во внимание.

Итак, мораль или моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название — латинского происхождения(mores - нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греч.ethic a , ethos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

Имеет внутренний и внешний аспекты.

Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.

«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

Внешнии аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей.

Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, как самого себя» - эти заповеди относились только к израильтянам , т. е с этой точки зрения с представителями других народов можно было поступать иначе.

Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Следует отметить, что начало этой позиции положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.

Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали , т. е системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Так, в реальной жизни имеет место антисоциальная мораль криминальных слоев общества, где налицо не просто противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Нормы морали охраняются силой и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.

Религиозные нормы

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

  • определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;
  • определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
  • регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;
  • закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

  • создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

  • условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;
  • компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

  • не обладают общеобязательностью права;
  • не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.

Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

Виды социальных норм но содержанию:

  • политические — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;
  • нормы культуры или этические нормы. Это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);
  • эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному, посредственному, безобразному;
  • организационные нормы — определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций. Например, уставы общественных организаций.

Урок по теме "Мораль и нравственность" знакомит с сущностью морали и нравственности, с причинами изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, позволяет проанализировать нравственную культуру; развивает у учащихся умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формирует у учащихся отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

Цели и задачи урока:

Оборудование урока:

Тип урока: урок-проблема.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступление учителя. И. Кант как-то записал: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Прав ли он? Попробуем ответить на этот вопрос сегодня на уроке.

Тема урока: «Мораль и нравственность». Тема рассчитана на два урока.

Объявляются цели и задачи уроков.

План уроков

  1. Мораль в жизни людей
  2. Мир моральных категорий
  3. Нравственная культура.

Объявляется и записывается домашнее задание: выучить § 30, подготовить наглядный ответ по творческому заданию группы.

(на оргмомент отводится 3 минуты).

  1. Изучение нового материала.
  1. Мораль в жизни людей.

Стержнем человека, который помогает ему встретить радость и выдержать невзгоды, является мораль. Что же это такое? Какова ее природа и сущность? Каковы ее функции?

Посмотрите на схему и ответьте на вопросы.

Мораль и ее функции

Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях.

Моральные требования и представления

Функции морали

Нормы поведения: не лги, не укради, не убей, почитай старших и т.д.

Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей.

Фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.

Утверждает человеческое в человеке

Нравственные принципы: коллективизм - индивидуализм, эгоизм – альтруизм и т.д.

Морально-психологические механизмы: долг, совесть

Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье

(Схема на доске и каждому ученику на парте, на изучение схемы отводится 10 минут)

Вопросы

  1. Что такое мораль?
  2. Назовите основные моральные требования и нормы. Какая из них вам кажется самой важной? Почему?
  3. Назовите и охарактеризуйте функции морали.
  4. Охарактеризуйте нравственные принципы.
  5. Как вы думаете, когда мораль эффективна?
  6. А что такое нравственность и чем она отличается от морали?

Нравственность – это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке.

Это уровень реального морального поведения людей . Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Важно руководствоваться ими в повседневной жизни.

(Обсуждение вопросов закончить за 15 минут).

  1. Мир моральных категорий.

Обсудим в группах вопрос о способах и механизмах формирования нравственности. Работу представить наглядно. Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает дополнительный рабочий материал, изучает пункт 2 § 30 и определяет анализ и характеристику моральных категорий:

Первая группа – добра и зла;

Вторая группа – долга;

Четвертая группа – счастья;

Пятая группа – совести;

Рабочим материалом служит рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

(Данная работа в группах занимает 15 минут)

  1. Подведение итогов первого урока по теме.

Вывод.

Таким образом, мы познакомились с сущностью морали и нравственности, выяснили причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировали художественный текст о нравственной культуре. На уроке развивали умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. Считаю, что на этом и следующем уроке по этой теме вы сформируете свое отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Второй урок.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель предлагает учащимся определиться по тем группам, которые работали на предыдущем уроке. Учащиеся должны наглядно оформить свое исследование, выступить с доказательствами своей проблемы.

  1. Изучение нового материала.

Изучение нового материала начинается со второго вопроса.

2. Мир моральных категорий.

Каждая группа выступает по той проблеме, с которой работали на первом уроке.

Первая группа – добра и зла;

Вторая группа – долга;

Третья группа – чести и достоинства личности;

Четвертая группа – счастья;

Пятая группа – совести;

Шестая группа – морального идеала.

Каждой группе выделяется для выступления 3-4 минуты. (Итого на эту работу уходит 18-20 минут).

Вывод: если у человека есть совесть, тогда исчезнут все неправды, коварства, насилия. Потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться жизнью человека.

  1. Нравственная культура.

Учитель резюмирует. Понятно, нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему?

Учащиеся выводят факторы, определяющие уровень нравственной культуры.

  1. Низкая общая культура людей
  2. Принадлежность к разным социальным группам и слоям
  3. Различные интересы и цели своей жизни и деятельности
  4. Различия в степени нравственных переживаний и сопереживаний.
  1. Итог уроков

Учитель проводит обсуждение проблемы.

«Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же» (К. Тосси).

Какие качества представляют для вас наибольшую ценность – качества гражданина или человека?

Каждый рожден как бы начерно; условно назван «человек». Но по-настоящему каждому надо еще заслужить это имя.

Что, по вашему мнению, для этого надо делать?

Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нравственности является внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья.

Часто ли вы ведете такой внутренний диалог, в какой роли в нем чаще всего выступаете?

Римский философ Марк Аврелий предостерегал о том, что «неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души».

Согласны ли вы с этим мнением?

Домашнее задание: выучить § 30, выполните задания.

Самоанализ урока.

открытого урока по обществознанию в 11 классе

по теме «Мораль и нравственность».

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру;
  2. Развивать у учащихся умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
  3. Формировать у учащихся отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Оборудование урока: схемы, документы, презентация.

Тип урока: урок-проблема.

Все этапы урока были продуманы по минутам, выстроены в логическую цепочку. На уроке учащиеся не были просто пассивными слушателями, а активными участниками познавательного процесса. Такие вопросы, как понятие морали, ее природу и сущность, ее функции учащиеся рассматривали в практической работе. Обсуждали в группах вопрос о способах и механизмах формирования нравственности, используя дополнительный рабочий материал, изучая пункт 2 § 30, определили характеристику моральных категорий. Работу представили наглядно. Активно участвовали в беседе по новому материалу - у чащиеся выводят факторы, определяющие уровень нравственной культуры.

Особое место на уроке занимает анализ документа – обществоведческого текста, представленного как рабочий материал: рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». По итогам обсуждения, которое построено по образцу заданий «С» на ЕГЭ, учащиеся высказали свое видение проблемы «Мораль и нравственность».

В итоге учащиеся обсудили в форме эссе высказывание немецкого философа начала XIX века И. Канта: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас».

На уроке учащиеся получили знания о сущности морали и нравственности, о причинах изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировали нравственную культуру. Развивали умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. На уроке у учащихся сформировалось отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Уместна была наглядность в форме презентации, где обозначены основные этапы урока.


1) Понятие о международном гуманитарном праве. / Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека.

2) Первичные принципы гуманитарного права, закрепленные Женевскими и Гаагскими конвенциями:

а) установление системы мирных средств для разрешения споров между государствами;

б) направление военных действий только против сражающихся армий;

в) защита мирного населения от военных нападений, военных действий;

г) обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

д) запрет на применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

е) признание оккупации временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

3) Основные источники международного гуманитарного права:

а) Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

в) Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и др.

4) Принципы современного международного права, закрепленные ООН:

а) принцип равноправия и самоопределения народов.

б) принцип уважения прав человека.

в) принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, экоцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

г) принцип международной уголовной ответственности индивидов.

5) Роль международного гуманитарного права в соблюдении и укреплении прав и свобод человека.

Гражданское право

1 Виды гражданских прав-й

А)имущественные права

Б)личные неимущественные права

В)право на интеллектуальную собственность

Г)наследование

3.Защита гражданских прав

1.признание права

2.восстановление положения существовавшего до нарушения права

3.взыскание неустойки

4.компенсация

4.Источники гражданского права

А)конституция

Б)постановление правительства

В)указы президента

Г)федеральные законы

Д)министерства и ведомства

Задание №28. План Социология

«Нормы морали в системе социальных норм» .

1. Нормы и санкции как элементы социального контроля

2. Виды социальных норм:

а) нормы морали

б) нормы права

в) религиозные нормы

г) корпоративные нормы

д) обычаи и традиции

3. Соотношение морали и нравственности

4. Особенности морали:

а) опирается на совесть человека

б) имеет исторический характер

в) охраняется силой общественного мнения



г) ориентирована на ценности людей

а) добро и зло

б) долг и совесть

в) честь и достоинство личности

г) счастье

«Социализация личности ».

1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:

а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):

а) имитация (дети копируют поведение взрослых);

б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);

в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).

4. Агенты (институты) социализации:

а) агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);

б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.

5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.

«Социальный контроль в обществе ».

1. Со­ци­аль­ный контроль. Определение.

2. Эле­мен­ты со­ци­аль­но­го контроля:

Социальные нормы.

Социальные санкции.

3. Виды со­ци­аль­ных норм:

Моральные.

Правовые.

Корпоративные.

Религиозные и др.

4. Виды со­ци­аль­ных санкций:

Формальные.

Неформальные.

5. Фор­маль­ные со­ци­аль­ные санкции:

Позитивные.

Негативные.

6. Не­фор­маль­ные со­ци­аль­ные санкции:

Позитивные.

Негативные.

7. Формы со­ци­аль­но­го контроля:

Внутренний (совесть).

Внешний (формальный и неформальный).