Одним из основополагающих принципов административного права является. Принципы административного права - фондовые лекции по административному праву

Принципы административного права:

Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита;

Принцип разделения властей – исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РБ;

Принцип законности – предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Республики Беларусь, должны соответствовать положениям Конституции РБ;

Принцип гласности – предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;

Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности;

Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают;

Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности.

5 . Источники административного права.

Источники (формы) административного права - это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. В практическом варианте имеются в виду нормативные акты.

К числу источников административного права относятся:

1. Конституция РБ 1994 года (с изменениями и дополнениями).

2. Кодекс об административных правонарушениях РБ и Процессуально-исполнительный Кодекс об административных правонарушениях РБ.

3. Законы Республики Беларусь . Например: «О Совете Министров Респ. Беларусь», «О государственной службе в Респ. Беларусь» и т.п.

4. Нормативные указы и декреты Президента Республики Беларусь (ст. 85 Конституции Республики Беларусь). Например, Указ Президента «Об утверждении положения о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь и др.

5. Нормативные постановления Правительства Республики Беларусь (например, постановление Совета Министров «Об утверждении Положения о проведении конкурса на занятие государственной должности»).

6. Нормативные акты государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Республики Беларусь, т.е. ведомственные нормативные акты . Например, Постановление Государственного пограничного комитета, Министерства внутренних дел и Министерства транспорта и коммуникаций.

7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного управления и самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 122 Конституции РБ).

8. Локальные нормативные акты, т.е. акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях.

Многие управленческие проблемы регламентированы также в кодификационных актах других отраслей права (например, в Водном, Воздушном, Таможенном кодексах Республики Беларусь).

Во многих странах на основе анализа административно-правового законодательства формулируются принципы административного права. Необходимость их выявления обосновывается как целесообразностью выработки общих подходов к законодательному регулированию и административной деятельности, так и потребностями судопроизводства. В западных странах считается, что суд не должен отказывать в праве на правосудие, даже если отсутствует конкретная правовая норма, которая регулирует спорную ситуацию; в таких случаях следует обращаться к общим правовых доктрин и основ права. В административном праве применяются как общие правовые принципы, признанные в той или иной стране, так и специальные принципы, характерные только для этой правовой отрасли. Среди специальных действуют принципы административно-правового регулирования, а также принципы организации и функционирования отдельных административно-правовых институтов.

Рассмотрим общие принципы административного права, то есть те основополагающие идеи, на которых базируется административно-правовое регулирование в подавляющем большинстве зарубежных стран.

самым Важным для любого правового государства является принцип, провозглашающий приоритет прав и свобод человека и гражданина, устанавливает пределы действия норм административного права. Административно-правовое регулирование по общему правилу допустимо только в том случае, если оно не нарушает основных прав и свобод личности. Вторжение в сферу этих основных прав и свобод может осуществляться только на основе специальных законодательных предписаний и должно быть разумно обоснованным. В отличие от естественных прав, которые закреплены в конституции и должны по своей юридической природе абсолютный характер, полномочия, предоставленные административным правом, относительны и обусловлены конкретными, специально указанными обстоятельствами. Конкретизацией указанного принципа в административном праве стал принцип пропорциональности или соразмерности. Первоначально этот принцип был наиболее точно сформулирован в странах австро-германской системы, а затем Европейский Суд признал его как общеевропейский принцип. Согласно принципу пропорциональности государственные органы имеют право налагать на граждан только такие обязательства, которые необходимы для достижения определенной публичной цели. Любое мероприятие, применяется администрацией, должен оцениваться с точки зрения разумности ограничений прав и свобод гражданина. Следует выбирать наименее обременительные для человека административные меры. Из принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина вытекает принцип недискриминации, что требует установления общих правил, гарантирующих справедливое и беспристрастное отношение администрации к каждому гражданину.

Принцип законности является основополагающим для всех правовых отраслей любого современного государства, в том числе и для административного права. Как принцип правового регулирования принцип законности трактуется в административном праве широко и многогранно и рассматривается как один из признаков правового государства. В странах англосаксонской системы принцип законности формулируется как принцип господства права (rule of law). Суть этого принципа в том, что "государство имеет в своем распоряжении соответствующие гарантии, защищающие разумные интересы индивида". Согласно этого принципа администрация не может совершать каких-либо действий без законодательного разрешения - они должны быть урегулированы и/или прописаны законом. Относительно административных органов действуют принципы intra vires ("в рамках прав") и ultra vires ("против прав"): администрация обязана действовать в рамках предписанных полномочий, иначе ее действия могут быть оспорены в суде и признаны незаконными.

В странах континентальной правовой семьи принцип законности конкретизируется рядом принципов, из которых ведущими считаются принципы верховенства закона и основания на законе. Принцип верховенства закона предусматривает, что законы, как акты высшей юридической силы, являются первичными источниками административного права, они должны регулировать наиболее важные общественные отношения и определять основные подходы административно-правового регулирования. Другие нормативно-правовые акты в определенной мере субсидіарними источниками, дополняют и конкретизируют положение законов. Любые административные акты нормативного и индивидуального характера должны приниматься в соответствии с законом. Административные акты, противоречащие законам, могут быть обжалованы в суде и признаны недействительными. Принцип основания на законе требует, чтобы все институты административного права создавались, а полномочия административных органов и других субъектов административно-правовых отношений предоставлялись только на основе закона. Администрация не может сама наделить себя публично-властными полномочиями. Закон, который предоставляет полномочия администрации, должен определять цели и задачи, которых необходимо достичь. Неслучайно поэтому во французском административном праве в качестве условия законности административных действий рассматривается также их совершение указанных общественно полезных целях. Если административный орган использует свои полномочия в других целях, то это рассматривается как нарушение законности, злоупотребление властью. Конкретизирует принцип законности также принцип оговорки в законе. Например, в немецком административном праве считается, что администрация имеет право реализовывать свои полномочия только на основе прямого указания (специальной оговорки) в законе, если: а) административные органы вмешиваются в права граждан; б) принимаются "важные", принципиально важные для общества решения; в) действие этого принципа для конкретных обстоятельств специально указана законом.

Административное право выполняет функцию стабилизации управления, защиты граждан от произвольных действий администрации. В связи с этим в основу административного права положен принцип правовой стабильности. С одной стороны, он предполагает, что административно-правовое регулирование должно не только основываться на нормах закона, но и учитывать все действующие нормативно-правовые акты. В связи с этим принцип законности нередко трактуется шире, чем принцип правомерности. С другой стороны, продолжением идей законности стал принцип правовой определенности, который в ряде стран называется принципом правовой безопасности. Согласно этого принципа администрация не может внезапно отказаться от установленной ею законной правовой практики. Изменения допускаются при наличии веских оснований и должны означать не единичные исключения, а последовательную замену старой практики новой.

Принцип разумности и необходимости дополняет основной принцип законности. Никакие требования, устанавливаемые в административном праве, не должны противоречить здравому смыслу. Они должны быть разумными и обоснованными. В связи с этим в западных странах чаще всего устанавливаются запреты надформалізму: не допускаются ограничения прав граждан, которые употребляются только ради соблюдения формы. Например, если гражданин подает заявление административного органа, тот не вправе отказать по мотивам несоблюдения установленной формы заявления. Запрещается бессмысленное применение права: правовая норма не должна применяться, если в сложившихся обстоятельствах ее применение не имеет никакого смысла.

Принципы континентальной системы права преимущественно находят свое отражение в европейских принципах административного права, которые были определены в 1988 г. в работе Юргена Шварца "Europaisches Verwaltungsrecht" ("Европейское административное право"). В перечень вошли: принцип законности, принцип недискриминации, принцип скасовності незаконного административного акта, принцип юридической определенности, право на защиту, принцип пропорциональности, принцип уважения фундаментальных прав человека и гражданина, принцип субсидиарности, принцип надлежащего управления, принцип прозрачности, принцип применения. На их основе сформировались современные принципы европейского административного права. Рассмотрим их подробнее:

Принцип законности (англ. the principle of legality) заимствован из французского права;

Принцип скасовності (или возможности отзыва) незаконного административного акта (англ. the revocability of unlawful administrative action) основывается на недопустимости негативного влияния нормативно-правового акта на права граждан;

Принцип недискриминации (англ. non-discrimination) - означает, что подобные дела не будут рассматривать по-разному, если нет объективных оснований для дифференциации;

Принцип юридической определенности (англ. legal определенность) - один из основных принципов европейского административного права, согласно которому все субъекты права должны руководствоваться в своих действиях правовыми предписаниями;

Право на защиту (фр. droit de la defence) - термин заимствован из французского языка;

Принцип пропорциональности - заимствован из немецкого концепции Verhältnismässigkeit;

Принцип уважения фундаментальных прав человека и гражданина (англ. respect for fundamental human rights) - вытекает из положений Европейской конвенции по правам человека и их толкование Европейским судом по правам человека;

Принцип субсидиарности (англ. subsidiarity) - означает, что решения должны приниматься на самых низких уровнях и обеспечивать эффективность предложенных мероприятий, что приводит к деволюции (передачи) властных полномочий внутри ЕС по наднационального на национальный уровень;

Принцип надлежащего управления (англ. good administration) объединяет требования по использованию лучшего опыта управления и введение института омбудсмена для рассмотрения жалоб на ненадлежащее управления (управления), что имели место в деятельности учреждений и организаций ЕС;

Принцип прозрачности (англ. transparency) - развился под влиянием скандинавских принципов надлежащего управления. Был заимствован в середине 90-х годов XX в. со вступлением в ЕС Швеции и Финляндии. В европейском праве касается преимущественно доступа к официальным документам;

Принцип применения (англ. applicability) - право ЕС непосредственно действует на тех, кого касается, не нуждаясь инкорпорации или имплементации европейских норм национального правопорядка.

Принципы административного права

В науке административного права вопросу принципов отрасли уделяется незаслуженно мало внимания. Теоретические рассуждения на данную тему можно обнаружить далеко не во всех монографических и учебных работах современных ученых. В связи с этим нет единого подхода к перечню таких принципов.

Например, Ю.М. Козлов выделял следующие принципы административного права, подчеркивая при этом их родственность принципам, на основе которых происходит реализация исполнительной власти: принцип приоритета личности и ее интересов, принцип разделения властей, принцип федерализма, принцип законности, принцип гласности, принцип ответственности. *(37) При этом особое внимание в указанном перечне уделено конституционным принципам, отмечен их приоритет.

Французский ученый Г. Брэбан представляет систему принципов административного права совсем иначе, в виде совокупности ключевых прерогатив и обязанностей государственной администрации. К числу первых он относил полномочия (такие, как право принятия решения обязательного для исполнения и право на принуждение) и меры защиты государственной администрации (правовой защиты государственных служащий и имущества администрации). К числу же обязанностей государственной администрации Г. Брэбан относит соблюдение принципа законности в деятельности органов администрации, принципа ответственности администрации и принципа юрисдикционного контроля *(38).

Профессор Ю.А. Тихомиров в числе принципов административного права называет следующие: иерархичность построения субъектов и их отношений, подзаконность деятельности, функционально-специализированный характер деятельности, участие граждан и их объединений в государственном управлении, осуществление властных полномочий профессиональным постоянно действующим аппаратом и его служащими. *(39)

Некоторые специалисты, как, например, профессор Ю.Н. Старилов, предлагают более развернутую систему принципов административного права, основанную на выделении двух категорий принципов: конституционных и организационно-функциональных, что, безусловно, продвигает теорию принципов административного права вперед на пути к формированию полноценного перечня принципов отрасли. Если конституционные (политико-юридические) обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах, то организационно-функциональные принципы отражают механизмы построения и функционирования исполнительной власти и государственного управления, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах. При этом Ю.Н. Старилов предполагает выделение также двух взаимосвязанных групп принципов в системе отрасли: общие принципы, присущие всему административному праву в целом, и институциональные принципы, характерные для того или иного института отрасли *(40).

Под принципами отрасли права в теории понимается совокупность основополагающий идей, представлений, умозаключений, черт и характеристик отрасли, которые лежат в основе формирования ее норм, определяют вектор правового регулирования общественных отношений, составляющих ее предмет, порядок использования приемов и способов, составляющих ее метод, характер, степень и меру вмешательства отрасли права в регулируемые ею отношения.

Освещение принципов административного права позволит более четко представить себе, на основе каких постулатов законодатель и правоприменитель осуществляют создание и реализацию норм административного права, какие "аксиомы" заложены (должны быть заложены) в их головах в качестве априорных положений, предполагаемых изначально и не требующих дополнительного подтверждения.

Теоретическое и, возможно, законодательное закрепление принципов административного права определит отправные моменты для организации и функционирования всей системы государственного управления, в том числе для формирования государственных органов, осуществления деятельности государственных служащих в рамках задач и функций, возложенных на эти органы, а также обусловит нормативно обусловленную направленность регулирования административно-правовых отношений правом, предопределит тенденции развития административного законодательства в целом.

Согласно определению Ю.Н. Старилова, "принципы административного права - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов (полномочий государственных служащих), действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий" *(41).

Следует отметить, что как бы многословно мы не определяли понятие принципов административного права, переоценить значение этого феномена трудно. Принципы современного административного права находят отражение во множестве нормативно-правовых источников. Основным из них закономерно является Конституция РФ. Хотя Основной закон нашей страны и не закрепляет понятия государственного управления, он, тем не менее, уделяет достаточно внимания вопросам функционирования исполнительной власти и общим принципам взаимоотношений государства и гражданина.

Однако, кроме Конституции РФ, принципы закрепляются в огромном числе нормативно-правовых актов, как правило, законодательного уровня. Это те принципы, на основе которых сформированы отдельные институты в структуре отрасли. Отдельные нормы посвящены принципам в таких законах, как: Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании валютном контроле", Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и т.д.

Принципы отдельных административно-правовых институтов, закрепленные в данных актах, не отражают всей совокупности принципов административного права и зачастую имеют исключительно прикладной характер по отношению к группе отношений, урегулированных нормами данного правового института, однако, все они вытекают из общих положений, определяемых как принципы отрасли.



Итак, в системе административного права выделяются такие положения, которые применимы ко всем отношениям, урегулированным нормами данной отрасли, и всегда учитываются в деятельности органов государственного управления при применении норм административного права. Охарактеризуем их, разделив на две группы.

А. Общие принципы административного права. Данная группа принципов не является в собственном смысле слова группой конституционных принципов, потому что не все из них нашли непосредственное отражение в Конституции РФ. Более того, перечень конституционных принципов был бы гораздо солиднее, поскольку каждое положение основного закона суть принцип правовой системы. Определяя нижеприведенные принципы как общие, мы имеем в виду то, что они распространяются свое действие на всю совокупность отношений, возникающих в сфере административного права.

Принцип законности. Это центральный принцип всей системы права Российской Федерации. Его сущность может быть определена, как "связанность администрации законом" *(42). Конституция РФ закрепляет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это подразумевает, в частности, и то, что все нормы административного права должны соответствовать положениям Основного закона страны. Кроме того, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. То же относится и к международным договорам Российской Федерации, являющимся частью ее правовой системы.

Таким образом, в Конституции напрямую закреплен принцип, согласно которому субъекты государственного управления обязаны действовать четко в соответствии с законом. Так, нормотворчество Правительства РФ обусловлено принципом законности: Правительство РФ согласно ст. 115 Конституции РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

Комментируя принцип законности, необходимо отметить следующее: помимо необходимости действовать в соответствии с законом данный принцип предполагает возложение на органы государственного управления, их должностных лиц обязанности инициативного отношения к нормам административного права. Действительно, если гражданин может и не знать о существовании какого-либо административно-правового института, его принципах и предписаниях, за исключением тех, которые возлагают на него конкретные обязательства, то управляющий субъект обязан подходить к каждому нормативно-правовому акту с точки зрения необходимости претворения в жизнь его положений.

Например, принятие федерального закона об основах государственной политики в конкретной области жизнедеятельности, предусматривающего, что отдельные нормы, связанные с реализацией политики, определяются Президентом РФ, Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, означает, что в соответствии с принципом законности соответствующие органы обязаны предпринять соответствующие действия, издать нормативно-правовые акты, организовать проведение определенных мероприятий и т.д.

Принцип федерализма. Данный принцип основан на федеративном государственном устройстве нашей страны, закрепленном ее Конституцией РФ. С принципом федерализма связаны сразу несколько обстоятельств, имеющих принципиальное значение для системы административного права.

Прежде всего, согласно ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это решающим образом отражается на системе источников административного права. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и соответствующие им законы субъектов Федерации. При этом административные законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и в случае противоречия не действуют.

Кроме того, на основе принципа федерализма организована система органов исполнительной власти. Ст. 77 Конституции РФ определяет, что по предметам ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в России. Однако, помимо федеральных и региональных органов исполнительной власти, в России создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые при определенных условиях взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Принцип приоритета личности. Этот принцип в теории именуется также принципом гуманизма. Согласно данному принципу вся деятельность органов государственного управления, которая, как мы говорили выше, освящена стремлением соблюсти публичный (общественный) интерес, опирается на положение о неприкосновенности личности и ее прав, свобод и законных интересов, установленных законом. В соответствии с этим принципом система административного права изобилует охранительными нормами, призванными оградить эти самые права и свободы от нарушения.

Являясь по сути своей отраслью права, предназначенной для ограничения произвола индивида по отношению к обществу, определения рамок частного поведения, оптимальных для обеспечения всеобщего благополучия, наделенной для этого громадным властным потенциалом, административное право серьезно ограничено в своих управленческих возможностях указанным конституционным принципом. Этот принцип должен быть положен в основу принятия всякого подзаконного нормативно-правового или индивидуального распорядительного акта, совершения любого властно окрашенного действия субъектом государственного управления.

Приоритет личности установлен в ст. 2 Конституции РФ, где указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. Ст. 55 Конституции РФ дополняет принцип указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, ст. 56 определены те права и свободы личности, которые не подлежат ограничению ни при каких условиях (право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и другие).

Приоритет интересов личности дополняется постулатом о равенстве граждан перед законом и судом. Этот постулат находит свое выражение в том, что все люди, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, имеют равный правовой статус по отношению к предписаниям закона. В деятельности органов государственного управления этот постулат проявляется в невозможности оказания предпочтения тем или иным лицам по вышеперечисленным признакам, зависящим от особенностей личности лица, вступившего в урегулированные правом отношения с государством в лице его должностных лиц. Равно недопустимо принимать во внимание указанные признаки при принятии административных решений (например, о предоставлении гражданства, о первостепенности оказания помощи и т.д.).

Принцип ответственности. Указанный принцип является краеугольным камнем, на который опирается все здание административно-правовых предписаний. Поскольку управление - это всегда немного насилие над личностью, ее свободой делать то, что хочется и когда хочется, постольку административно-правовые нормы, как никакие другие, нуждаются в подкреплении реально действующими санкциями, т.е. возможностью государственного принуждения. В структуре отрасли существует специальный институт административной ответственности. Следует обратить внимание на то, что ответственность предусматривается не только за нарушение предписаний норм административного права со стороны граждан и юридических лиц, но и со стороны властных субъектов управления.

Принцип гласности предусматривает открытость для всеобщего сведения аспектов государственно-управленческой деятельности. Прежде всего, законы и все прочие нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию. Следовательно, любые нормативно-правовые акты административного законодательства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы. В административном праве также действует постулат, обеспечивающий открытость государственного управления, о праве граждан на участие в управлении делами государства и равном доступе к государственной службе.

Б. Функционально-управленческие принципы административного права более дробны, это частные принципы административного права, отражающие тот аспект отрасли, который связан с управленческими структурами и их деятельностью. Задача функционально-управленческих принципов состоит в обеспечении построения структуры государственного управления и обеспечении ее бесперебойного и эффективного функционирования.

Принцип контроля проявляется в подконтрольности и (или) поднадзорности деятельности государственного аппарата, государственных служащих, а также в обязательности применения контрольных процедур по отношению к управляемым субъектам.

Принцип разделения властей предполагает, что исполнительная власть отделена от законодательной и судебной и не имеет права вмешиваться в деятельность органов и представителей этих ветвей государственной власти. С другой стороны, исполнительная власть самостоятельна и защищена от вмешательства извне.

Принцип профессионализма и компетентности в государственном управлении заключается, прежде всего, в установлении специфических процедур допуска к осуществлении функций по государственному управлению, что связано с возможностью ущемления прав и законных интересов граждан и организаций при применений властных полномочий.

Принцип иерархичности системы управления обусловливает проявляющийся в сфере государственного управления эффект субординационности складывающихся властеотношений внутри системы управления и применительно к управляемым субъектам.

Принцип специализации государственного управления отражает подход к множественности регулируемых правом отношений, что предполагает создание специальных управляющих систем и введение особых административно-правовых режимов в каждой из сфер регулирования.

Принципы административного права - это основополагаю­щие идеи, установления, выражающие объективные закономер­ности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), опре­деляющие научно обоснованные направления реализации компе­тенции, задач и функций государственных управленческих ор­ганов по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий).

Административное право строится на таких принципах , кото­рые свойственны:

1) организации государственного управления и местного са­моуправления (принципы так называемого "организацион­ного" административного права);

2) функционированию государственного управления и местного самоуправления (принципы государственной и муниципаль­ной службы);

3) процессу управления (управленческим процедурам), т.е. про­цессу совершения административных действий;

4) административно-юрисдикционному процессу;

5) судебному процессу по защите прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления, от нарушений прав и свобод граждан.

Конституционные принципы административного права:

1. Принцип законности. Этот принцип можно назвать также принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, устанавливающими организацию и функционирование исполнительной власти, государственного управления, деятельность государственных служащих, обеспечение прав и свобод граждан.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты. Права и свободы человека и гражданина являются наивысшей ценностью. Обладание правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, которая есть сочетание взаимных прав и обязанностей.

3. Принцип единства системы государственной власти, раз­граничения предметов ведения между Российской Федераци­ей и субъектами Российской Федерации. Этот принцип иногда называют принципом федерализма. Административное право рег­ламентирует организацию государственной власти в РФ, устанав­ливает единую систему органов государственной власти, которые в свою очередь состоят из множества государственных должнос­тей. Государственная власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником согласно ст. 3 Конституции РФ является многонациональный народ России. Никакой госу­дарственный орган, а следовательно, никакой вид государствен­ной службы или никакие государственные служащие не могут претендовать на суверенное осуществление государственной влас­ти. Они исполняют лишь соответствующие функции государ­ственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Административное право распространяет свое регулирование на специфическую сферу общественных отноше­ний, складывающихся преимущественно в системе исполнитель­ной ветви государственной власти (не следует забывать, что адми­нистративное право регулирует определенные отношения в систе­ме законодательной и судебной власти - так называемые внут­ренние, внутриаппаратные, управленческие отношения).

5. Принцип обеспечения права граждан на участие в госу­дарственном управлении; принцип эффективного управления. Статья 32 (ч. 1) Конституции РФ декларирует, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое учас­тие обеспечивается реализацией гражданином своего права изби­рать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референду­ме. Наиболее важным институтом непосредственного участия граждан в управлении делами государства в ч. 4 ст. 32 Конститу­ции РФ определяется государственная служба. Согласно этому положению, граждане РФ имеют равный доступ к государствен­ной службе. Данная конституционная норма соответствует ст. 25 (п. "с") Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

6. Принцип равенства граждан перед законом. Этот прин­цип выражается в том, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и дол­жностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом.

7. Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма зак­лючается в том, что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкос­новенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, дру­гому жестокому или унижающему человеческое достоинство об­ращению или наказанию.

Организационно-функциональные принципы административного права:

1. Принцип подконтрольности и подотчетности государ­ственных органов и государственных служащих (принцип вер­тикальной подчиненности в системе управления). Контроль представляет собой одну из основных функций государственного управления. Административно-правовые отношения пронизаны контрольными механизмами и регламентируются множеством федеральных законов и иными нормативными правовыми акта­ми. Контрольно-надзорная деятельность - обязательный спут­ник административно-правовых отношений. Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффек­тивность функционирования государственных органов, реализа­цию прав и свобод граждан в сфере управления. Надзорные орга­ны должны также обеспечивать законность в деятельности государ­ственных служащих.

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственному управлению. Согласно этому принципу еди­ными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственному уп­равлению, так и к государственной службе (а следовательно, и к государственному служащему): к организации управления, к ус­тановлению стандартов управленческой деятельности и требова­ний к служащим, к порядку взаимоотношений и взаимодействия между органами управления, к определению квалификационных требований к служащим, требований по выполнению ими своих должностных обязанностей и т. д.

3. Принцип профессионализма и компетентности государ­ственных служащих при осуществлении государственного уп­равления. Административное право устанавливает правовые ос­новы управленческой деятельности в государственных органах. Следовательно, государство должно обеспечивать профессиональ­ное выполнение публичных задач и функций. Это действительно важнейший принцип административного права, ибо с его помо­щью можно судить о степени соответствия самого государства с его многочисленными органами тем целям, которые оно про­возгласило в качестве государственных.

4. Принцип гласности в осуществлении государственного управления. Административное право, регулируя процедуру го­сударственного управления, должно обеспечивать открытость ин­формации об осуществляемой управленческой деятельности. Принцип гласности в системе управления - важнейшая правовая ос­нова выполнения государством провозглашенных целей; этот принцип обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, на его органы исполнительной власти с целью достижения истины и эффектив­ности.

5. Принцип ответственности государственных органов за принятые административные акты (решения); принцип ответ­ственности государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип призван стимулировать добросовестное и пра­вильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязатель­но должно сопровождаться применением мер ответственности (как правило, дисциплинарной). Решения, принимаемые органами го­сударственного управления, должны отвечать требованиям целе­сообразности и законности, должны соответствовать общему характеру осуществляемой управленческой деятельности. Неком­петентные управленческие решения могут причинить ущерб об­щественным отношениям, поэтому подготовке и принятию таких решений следует придавать особо важное значение.

6. Принцип обязательного учета научных основ организа­ции государственного управления. Вданном случае речь идет о том, что административное право, регламентируя управленческие отношения, устанавливает и принципы организации самого про­цесса управления. Сюда относятся такие принципы, как диффе­ренциация и фиксирование управленческих функций и должност­ных полномочий; учет отраслевого начала (управление отрасля­ми народного хозяйства) и функционального начала в системе управления (реализация надведомственных функций, функций ме­жотраслевого характера, функций координации); территориаль­ный принцип управления (обеспечение управления на конкрет­ной территории страны, в крае, области, республике); соединение единоначалия и коллективности при осуществлении управленчес­кой деятельности.

Принципы – основополагающие положения деятельности в рамках административного права. Данная отрасль права имеет повсеместное распространение в повседневной жизни и охватывает огромный круг общественных отношений. Основным источником административного права выступает кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). КоАП РФ выступает в качестве федерального закона, как нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере административного законодательства. Рассмотрим кратко основные принципы.

К основным относятся

  • Принцип законности . Основополагающий принцип, администрирования общественных отношений. Все участники данных правоотношений независимо от их роли (государственные органы власти, нарушители правопорядка, надзорные и контролирующие органы) должны в неукоснительном порядке соблюдать нормы законодательства, прежде всего федерального, что позволит соблюсти принцип законности и не нарушить права субъектов данных правоотношений;
  • Презумпции невиновности . Это общеотраслевой принцип отечественного законодательства, применяемы во многих сферах права. Смысл его заключается в невиновности лица и неприменении в отношении него административной ответственности до момента подтверждения его вины. Лицо – субъект административных отношений, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и не вынесено решение компетентного органа (суда, должностного лица, органа государственной власти). Основополагающим моментом данного принципа является отсутствие обязанности у привлекаемого к ответственности лица доказывать свою невиновность, а также в трактовке всех сомнений в пользу обвиняемого;
  • Приоритетности интересов личности . Конституционный принцип, распространяющий свое влияние и на административное право. Государственные органы согласно данному постулату гарантируют в своей деятельности в первую очередь руководствоваться интересами личности во благо общества. При административном производстве органы должны руководствоваться не только совершенным правонарушением, но и вопросом соблюдения основных прав и свобод гражданина, гарантированных Конституцией РФ;
  • Законности при применении мер административного воздействия . Зачастую в практической правоприменительной деятельности возникают нарушения со стороны органов государственной власти норм административного права (превышение должностных полномочий, неправильное толкование норм законодательства, противоправные действия по отношению к субъектам правоотношений). В административном законодательстве предусмотрены механизмы привлечения обвиняемого к ответственности без нарушения его прав и свобод. Согласно КоАП РФ привлечение лица к ответственности осуществляется без превышения полномочий органов государственной власти, а применение процедур воздействия не должно нарушать основных свобод, закрепленных законодательством в отношении привлекаемого к ответственности лица;
  • Разделения властей . Еще один конституционный принцип, применяемый в области административных правоотношений. Ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) в образцовом правовом государстве должны быть независимы друг от друга и осуществлять свою деятельность без какого-либо давления со стороны. В случае административной деятельности органы власти осуществляют свою деятельность, руководствуясь, прежде всего законодательством и не должны оказывать на другие ветви власти никакого давления, что позволит объективно осуществлять выявление нарушений, вынесение решений судами, осуществлять законотворческую деятельность в данной области;
  • Гласности, предполагает вступление в силу судебных решений, постановлений надзорных органов, приказов должностных лиц, то есть актов, имеющих административную составляющую с момента их оглашения, опубликования. При этом деятельность органов, осуществляющих деятельность в рамках административного права не должна являться закрытой от общественности. Все решения, имеющие административную составляющую, могут быть преданы огласке, с согласия субъектов правоотношений. Это неотъемлемый общеотраслевой принцип права, позволяющий обществу осуществлять контроль за деятельностью надзорных и проверяющих органов, а данным госструктурам этот принцип не позволяет принимать неправомерных решений без общественной огласки;
  • Ответственности сторон . Нормы законодательства должны соблюдаться всеми сторонами правоотношения, иначе нарушитель будет подвергнут санкциям. Это относится не только к гражданам, организациям и предприятиям, но также и к государственным органам надзора и контроля и их должностным лицам. В случае несоблюдения норма законодательства нарушителя ждет определенная мера наказания. Данный принцип гарантирует соблюдение сторонами законодательства и установленного порядка деятельности при осуществлении своих полномочий со стороны государственных органов и субъектов права;
  • Разумности и достаточности . Одним из основных законотворческих принципов в области администрирования. Данный принцип означает, что любые условия, положения или требования законодательства не должны противоречить здравому смыслу и быть достаточными для вынесения объективного решения (наложение административного штрафа должно быть соразмерно с совершенным правонарушением и соотносится со здравым смыслом – к примеру, штраф за вождение в нетрезвом виде составляет несколько десятков тысяч рублей, что соотносится с опасностью совершения ДТП и причинения более серьезного урона себе и другим лицам).