Кто издает указы и распоряжения. Виды нормативных правовых актов

Полномочия Президента издавать указы определяются прежде всего конституционными нормами. Из 137 статей Конституции Российской Федерации непосредственно Президенту посвящены около тридцати.

Круг вопросов, по которым могут издаваться президентские указы, во многом зависит от конституционного закрепления статуса Президента. Статус Президента Российской Федерации определяется статьёй 80 Конституции Российской Федерации. В соответствии ней Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Как своеобразное дополнение конституционного статуса Президента можно рассматривать статью 11 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Президент наряду с другими государственными органами осуществляет государственную власть.

Есть ли Дональд Трамп с его планами по дерегулированию финансового сектора на стороне своих избирателей или на стороне Уолл-стрит? Уровень оплаты Александр Бергер объясняет возможные последствия. Сам Трамп должен быть раздражен тем, что он не был проинформирован обо всем содержании декрета, прежде чем подписал его, с которым он продвигал Бэннона в качестве постоянного члена Совета национальной безопасности - беспрецедентное увеличение числа политических деятелей в профессионалы в области безопасности.

Теперь он попросил своего начальника штаба Рейнса Приебуса, противника Бэннона, запустить более традиционные протоколы примирения для подготовки президентского указа. Трамп также хочет участвовать в ранних этапах Декрета. Возможно также, что он уже известен как «Манионная битва» в карикатурах и колоннах.

Подчеркнём, что названные статьи Конституции посвящены исключительно статусу главы государства. И было бы неверно считать, что эти статутные положения не ограничивают исчерпывающим перечнем полномочия Президента, предусмотренные Конституцией, как это делает, например, А.А. Котенков. Они содержат лишь характеристику конституционного назначения главы государства.

По крайней мере, процессы голосования в правительстве теперь становятся более профессиональными, чтобы избежать дальнейшего владения. «Шок и трепет» - военная тактика американцев из войны в Ираке. Она планирует проявить себя так сильно, так беспощадно и так жестоко в первом появлении, что противник попадает в панику и не находит постоянного сопротивления.

Некоторые из них, похоже, происходят из «альтернативной реальности», но соглашение, подписанное Трампом, немедленно меняет реальную реальность. Каждая из них представляет собой цезуру, которая делит реальность на мир до и после козыря. Исполнительные приказы не предусмотрены в Конституции и не стандартизированы в юриспруденции, они являются юридической практикой в ​​России. На самом деле, это не что иное, как команды администрации. Поэтому они являются обязательными для всех должностных лиц исполнительной власти.

Конституция Российской Федерации прямо не определяет круг вопросов, по которым Президент может издавать указы, (за исключением издания указов о введении военного или чрезвычайного положения). В настоящее время решению этой проблемы посвящено распоряжение Президента № 85-рп. В соответствии с ним при подготовке проектов актов Президента следует исходить из того, что решения Президента нормативного характера, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных и почётных званий, классных чинов, помиловании оформляются указами Президента. Отсюда изданием указов должны осуществляться следующие конституционные полномочия Президента:

И Трамп, очевидно, любит создавать хаос, делая их действительными немедленно. Президиальные указы не делают президента всемогущим. Уже предшественники на посту Джорджа Буша и Барака Обамы последовательно расширяли власть президента. Подарок, который Трамп теперь падает на колени.

Правила не заменяют каких-либо законов, как предшественники Козыря, с которыми теперь должен столкнуться Обама. Его президентские приказы просто отменили преемник Дональд Трамп. Обама блокирует трубопровод, Трамп снова выпускает строительство. Кроме того, все положения могут быть юридически проверены. Они идеально подходят для специальных мер, таких как текущая остановка ареста.

1) назначение Председателя Правительства Российской Федерации (пункт «а» статьи 83);

2) принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации (пункт «в» статьи 83);

3) назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров (пункт «д» статьи 83);

Правила не нужны

Даже если федеральные суды в конце регламента Трампа противоречат в некоторых пунктах, цель должна была достичь своей цели. Республиканцы имеют большинство в Палате представителей и в Сенате в течение следующих двух лет, и они скоро станут большинством высших судей. Реальный вопрос: почему правило Трампа с правилами и не готовит какие-либо законы в качестве надлежащего президента? Бараку Обаме, наконец, пришлось искать нормативные акты, потому что у него не было парламентского большинства для его законодательства.

Трамп представляет темпы и темы

Для него это было: либо регулирование, либо ничего. Это не относится к Дональду Трампу. Он выбирает путь рецепта, потому что он соответствует стилю Трампа. Так он создает факты, представляет темп и повестку дискуссии. Тот, кто быстро реализует свои предвыборные обещания. Ему нужно только подписать бумагу перед камерой. Долгосрочный процесс формулирования и принятия нормативного правового регулирования будет предоставлен Президенту. Случилось бы, что некоторые козыри экстремальных позиций ослаблены - но в отличие от Обамы ему не нужно сталкиваться с фундаментальной оппозицией в парламенте.

4) утверждение военной доктрины Российской Федерации (пункт «з» статьи 83);

5) назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации (пункт «л» статьи 83);

6) назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (пункт «м» статьи 83)

Если Трамп поддерживает этот темп и стиль, он будет продолжать нажимать средства массовой информации и наблюдателя. Трамп может быть хаотичным и нервным, как человек, но за этим хаосом существует метод. Каждое утро политические наблюдатели по всему миру просыпаются и сначала проверяют, что Трамп сделал снова. Это настройка повестки дня с помощью деревянного молота, но он работает.

Можно сомневаться в том, что Дональд Трамп предполагает, что все, что делают таинства, является прочным. В соответствии с его положениями президент создает экстремальную сцену ужаса, перед которой последующие правила «не кажутся такими плохими», даже если они являются чрезвычайно ограничительными.

7) назначение выборов Государственной Думы (пункт «а» статьи 84);

8) роспуск Государственной Думы (пункт «б» статьи 84, часть 4 статьи 117);

9) назначение референдума (пункт «в» статьи 84);

10) приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 85);

Проще говоря, Силиконовая долина, вероятно, будет рада получить приемлемое разрешение для сотрудников, их иждивенцев и деловых партнеров - сирийские беженцы и семейные воссоединения семьи будут прекращены. Это именно тот подход, который Трамп рекомендует в деловой жизни для хорошей сделки.

И еще кое-что, что Трамп ясно дал в дни своего президентства: он ничего не боится. Плохая печать, хаос в компаниях и плач в аэропортах, даже сердитые избиратели Трампа - все это заставляет Дональда Трампа выдвигать свою повестку дня. Был вкус к нелегальным иммигрантам. И кто теперь сомневается, что Дональд Трамп заберет деньги из городов, которые не отслеживают, даже если в школах светятся огни. Существуют так называемые «исполнительные приказы» или по-немецки: декреты.

11) введение чрезвычайного положения (часть 2 статьи 87, пункт «б» статьи 102);

12) введение военного положения (статья 88, пункт «в» статьи 102);

13) решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища (пункт «а» статьи 89);

14) награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почётных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий (пункт «б» статьи 89);

Указ является юридически обязательной директивой, которая в большинстве случаев адресована должностным лицам. Другими словами, указом является приказ Президента, поскольку власти должны иметь дело с определенной ситуацией - например, с входом людей из Ирана.

Это звучит, но пока не оооооооочень

Правительство принимает закон, парламент передает его. Нормальный случай таков: Конгресс принимает новый закон, после чего президент принимает указ посредством указа о выдаче конкретного перевода властям. Однако решающая вещь в указах заключается в том, что президент может давать указания, если парламент не должен был принять закон заранее - он может фактически обойти конгресс.

15) осуществление помилования (пункт «в» статьи 89);

16) отмена противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента России постановлений и распоряжений Правительства России (часть 3 статьи 115).

Несмотря на исчерпывающим образом определённый распоряжением Президента круг вопросов, по которым издаются указы, на практике указами оформляются также назначение судей федеральных судов, кроме судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации (пункт «е» статьи 83); формирование Совета безопасности Российской Федерации (пункт «ж» статьи 83); назначение и освобождение полномочных представителей Президента Российской Федерации (пункт «к» статьи 83); назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (пункт «м» статьи 83). Фактически указы издаются по всем предметам ведения, закреплённым Конституцией за Президентом, по которым могут быть изданы его акты.

У нас тоже есть это: регулирование. Когда президент Обама мало одобрился на Республиканском конгрессе, ему нравилось принимать «средний» указ. Это именно то, что делает Дональд Трамп сейчас, но по другим причинам. Он хочет быстро показать результаты и доказать, что он выполняет свои обещания.

И парламент этим не может помочь?

И теперь поговорка для главной таблицы: «Исполнительный приказ», указ, является чириканью среди политических инструментов: быстрым, прямым и потому что не поддерживается, иногда также сыпь. Идеальный инструмент для Дональда Трампа. Конгресс может многое сделать для прекращения декретов.

Необходимо отметить, что перечисленные полномочия прямо закреплены Конституцией за Президентом, но они не являются исчерпывающими. Президент Российской Федерации может издавать указы и по вопросам, требующим законодательного решения (круг которых очерчен другими статьями Конституции), при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов. К такому выводу пришёл Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 апреля 1996 года № 11-П. Дополнительно к этому Конституционный Суд в Постановлении от 27 января 1999 года № 2-П, причислив к статьям Конституции, определяющим полномочия Президента, статью 80, установил, что «само по себе отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации) не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда сама Конституция Российской Федерации исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного или федерального закона».

В конце концов, теперь у вас есть судебный козырь иммиграционного декрета?

С другой стороны, президент может наложить вето на свою позицию, которая, в свою очередь, может быть превзойдена большинством в две трети голосов в Конгрессе. Конгресс может отказаться от необходимых финансовых ресурсов, необходимых правительству для реализации указа. Например, козыри знаменитой конструкции стен теоретически могут быть остановлены, если ему нужны дополнительные деньги для этого. Конгресс может принять закон, который отменяет указ. . Указ не должен создавать нового права - он должен всегда ссылаться на уже существующий закон.

По нашему мнению, названные постановления Конституционного Суда, толкуют полномочия Президента издавать указы неоправданно широко. «Президент может делать только то, на что он уполномочен Конституцией и законом. Никакое расширительное толкование функций и конкретных полномочий Президента, базирующихся на его якобы особой роли как главы государства неосновательно с правовых позиций и в конечном счёте ведёт к неоправданному увеличению и без того обширных прерогатив одного органа государственной власти за счёт других».

Поэтому указ может быть только толкованием уже существующих и сформулированных законов. Как правило, в тексте упоминаются законы, на которые ссылается указ. Поэтому его указ был признан недействительным. Соответственно, декреты не должны противоречить уже существующей судебной практике. Это козыри, но частичное, и поэтому оно было обезврежено.

Есть ли другие вещи, которые вам нужно знать о декретах?

Там все равно будет: насколько далеко вы можете ездить с «исполнительными распоряжениями», не сформулировано в деталях в американском праве. Неясно, может ли президент или не может использовать армию без согласия Конгресса. Как будет выполняться команда для такой операции? Он один принимает решение об использовании ядерного оружия. Обычно Конгресс должен согласиться на объявление войны. Но в случае развертывания ядерного оружия система сдержек и противовесов, то есть разделение полномочий, не работает.

Для того, чтобы оценить объём полномочий Президента Российской Федерации по изданию указов, необходимо рассмотреть соответствующие конституционные полномочия президентов других государств.

Во всех странах СНГ президенты наделены конституциями правом издавать собственные нормативные акты По общему правилу они называются указами и считаются подзаконными актами. Однако в некоторых случаях президенты наделены правом издавать указы, имеющие силу закона, и даже законы.

Как принято решение? Перед ядерным оружием Президент консультируется со своими гражданскими и военными советниками, включая министра обороны, советника по национальной безопасности и председателя Объединенного комитета начальников штабов. Если президент находится в Белом доме, ситуационная дискуссия проходит в так называемой ситуационной комнате. Если он находится в дороге, телефонная конференция созывается по безопасной линии. Один из участников конференции - командующий стратегическим командованием Соединенных Штатов, отвечающий за ядерные силы. Он тот, кто разговаривает с президентом о вариантах и ​​последствиях, - говорит Блэр. «Он спрашивает президента об обстоятельствах применения ядерного оружия, например, хочет ли он избежать нападения на населенный пункт».

Так, статья 101 Конституции Беларуси предусматривает, что палаты парламента большинством голосов от полного состава палат могут делегировать Президенту законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. При этом не допускается делегирование Президенту полномочий на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, её толкование, изменение и дополнение программных законов; утверждение бюджета и отчёта о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Теоретически обсуждения продолжаются до тех пор, пока президент хочет их. Консультации могут длиться не более 30 секунд. Даже если министерство обороны, военные или другие консультанты не согласятся: решение президента является обязательным, команда должна быть выполнена.

Во-первых, нет такой вещи, как знаменитая «Красная кнопка», хотя он всегда появляется в голливудских фильмах. Чтобы выполнить команду ядерного оружия, президенту нужен «бисквит», «бисквит». Это пластиковая карточка с авторизационными кодами, так называемые «золотые коды». Пентагон передает команду огня, которая имеет примерно длину твита, на соответствующие базы ядерного оружия. «Эти подразделения получают заказ в течение пяти минут после решения президента, а затем начинают его исполнять», - говорит ученый из Принстона Блэр.

Президент Украины, являясь главой государства, наделён достаточно широкими полномочиями, в осуществление которых он издаёт указы и распоряжения (статья 106 Конституции Украины). Значительная часть таких актов скрепляется подписями (контрассигнуется) премьер-министра и министра, ответственного за акт и его исполнение. Кроме того, Переходные положения украинской Конституции предоставляют Президенту в течение трёх лет после вступления в силу Конституции (т.е. до 28 июля 1999 года) право издавать одобренные кабинетом министров и скреплённые подписью премьер-министра указы по экономическим вопросам, не урегулированным законами, с одновременным представлением соответствующего законопроекта в парламент. Такой указ вступает в силу, если в течение тридцати календарных дней со дня представления законопроекта (за исключением дней межсессионного периода) парламент не примет закон или не отклонит представленный законопроект большинством от его конституционного состава, и действует до вступления в силу закона, принятого парламентом по этим вопросам.

Что происходит, когда президент путешествует? Если президент находится в дороге, «ядерный футбол» вступает в игру - ядерное дело. «Ядерный футбол» всегда близок к президенту. Пять солдат несут его поочередно за главнокомандующим. Черный портфель весит около 20 килограммов. Он содержит различные планы атак, а также так называемые «коды кодов», с которыми заказываются планы атаки. Президент может быть связан с его советниками и вооруженными силами в любое время с помощью телефона, который защищен от несанкционированного доступа.

«Бисквит» с кодами авторизации не включен в дело. На самом деле президент всегда должен носить его на своем теле. Билл Клинтон не мог найти карточку ежемесячно. По крайней мере, генерал Хью Шелтон, тогдашний председатель Объединенного комитета начальников штабов, написал в своих мемуарах. Джимми Картер однажды привез свой костюм - с кодами авторизации в сумке - в уборку. Однако это никогда не подтверждалось.

Президент Казахстана может издавать указы, имеющие силу закона, если парламент в течение месяца со дня внесения ему законопроекта, объявленного Президентом срочным, его не рассмотрит. Такой указ действует до принятия парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке. Президент Казахстана может издавать и законы, если парламент двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой палаты по инициативе Президента делегирует ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года (статья 53 Конституции Казахстана).

Издавать указы, имеющие силу закона, может и Президент Кыргызстана (статья 47 Конституции Кыргызстана). В соответствии со статьёй 68 Конституции Кыргызстана палаты парламента могут делегировать законодательные полномочия Президенту на срок не более одного года. Законодательные полномочия переходят к Президенту в случае роспуска палат парламента. В случае роспуска одной из палат Президент осуществляет законодательные полномочия только этой палаты.

Более чётко подзаконный характер президентских указов определён Конституцией Азербайджана. Широко трактуя законодательство и относя к нему также указы (статья 191), Конституция тем не менее закрепляет, что указы не должны противоречить не только Конституции и законам, но также праву и справедливости (статья 195).

Статьёй 110 Конституции Эстонии предусмотрено, что, если Государственное Собрание Эстонии не может собраться, Президент Эстонии в случае неотложной государственной необходимости имеет право издавать скреплённые подписями Председателя Государственного Собрания и Премьер-министра Эстонии указы, имеющие силу закона. Как только Государственное Собрание собирается, Президент представляет ему указы, и Государственное Собрание немедленно принимает закон об их утверждении либо отмене. Специально оговаривается, что указом Президента не могут быть введены в действие, изменены или отменены Конституция и законы.

Целесообразно обратиться также к рассмотрению конституционного закрепления полномочий издавать указы президентов других стран.

Президент Австрии издаёт декреты по вопросам регламентации внутренней структуры и деятельности государственных органов без права увеличения их личного состава и изменения подчинённости. Эти декреты издаются по получении заключения высшего совета, на две трети состоящего из судей. Полномочия по изданию декретов в определённых областях могут быть делегированы законами, намечающими принципы и направления регулирования и устанавливающими временные пределы использования такой делегации.

Президент Австрии издаёт декреты во исполнение законов, не обладая при этом властью откладывать применение самих законов, не освобождая кого-либо от их исполнения. Президент может издать декреты в силу специальной законодательной делегации по предложению соответствующего министра и в пределах этой делегации.

Ни один акт Президента Австрии не является законом и не может исполняться без контрассигнации соответствующего министра, который своей подписью берёт на себя ответственность за этот акт, в том числе пока он не будет официально опубликован.

Президент Греции может по предложению Совета Министров издавать акты, имеющие законодательную силу, но только при чрезвычайных обстоятельствах. Эти акты передаются на утверждение Палаты депутатов в 40-дневный срок, следующий за их изданием, или в течение сорока дней, считая со дня созыва этой Палаты на сессию. Если такие акты не переданы в Палату депутатов в указанные сроки или если они не утверждены ею в течение трёх месяцев со дня передачи, то они считаются недействительными.

В случае войны или мобилизации, объявленной вследствие внешней угрозы, Президент Греции может путём издания декрета, контрассигнованного Советом министров, а также в случае угрозы государственному строю и безопасности государства вследствие внутренней угрозы, путём издания декрета, контрассигнованного премьер-министром, приостанавливать действие отдельных положений Конституции.

Конституция Индии предусматривает, что Президент имеет право законодательствовать путём издания указов в то время, когда немедленное принятие парламентом закона по данному вопросу не представляется возможным. Это означает, что указы могут издаваться во время перерывов в работе парламента. В то же время Конституция определяет, что Президент должен издавать указы только с согласия Кабинета министров, и прежде всего Премьер-министра. Президентские указы имеют временное действие, поскольку они должны быть представлены на утверждение парламенту на его ближайшей сессии. Высший законодательный орган Индии вправе утвердить или отменить любой указ Президента.

Конституция Италии предусматривает, что никакой акт Президента не действителен, если он не завизирован предложившими его министерствами, которые ответственны за этот акт. Акты Президента могут иметь силу закона, если скреплены подписью Председателя Совета министров.

Президент Кореи вправе издавать указы, имеющие силу закона, в условиях экономического кризиса или угрозы национальной безопасности. Однако после их издания высший законодательный орган страны должен их одобрить или отклонить. Так, летом 1993 года была созвана внеочередная сессия южнокорейского парламента, чтобы принять решение относительно антикоррупционного указа Президента о введении системы обязательной идентификации личностей и организаций при финансовых операциях.

Все акты Президента Мексики должны быть скреплены подписью Государственного секретаря или главы административного департамента, к ведению которых относится вопрос, в противном случае указанные акты не подлежат исполнению.

В США Президент обладает полномочием издавать указы, которые называются исполнительными приказами. Это право специально не оговорено в Конституции США и возникло на основе прецедентного права. Президент США постоянно использует данное полномочие, но оно применяется главным образом в сфере деятельности федерального правительства. Президентские акты могут касаться реорганизации различных органов исполнительной власти, издания правительственных директив, определения условий труда в учреждениях, относящихся к федеральной собственности, и т. п. Некоторые акты могут вводить чрезвычайные экономические меры, такие как временное закрытие коммерческих банков или введение государственного контроля над ценами и заработной платой. Наконец, посредством своих актов Президент США оформляет свои решения по использованию военной силы в случае возникновения экстренных ситуаций.

Акты Президента США не подлежат отмене Конгрессом, но могут быть аннулированы Верховным судом США, если тот сочтёт эти акты не соответствующими Конституции. При этом на решения Верховного Суда большое влияние оказывает конкретная общественно-политическая обстановка, в условиях которой Президент издал свой указ. Так, в 1863 году, в разгар Гражданской войны между Севером и Югом, Президент Линкольн пошёл на беспрецедентное расширение полномочий главы исполнительной власти, издав Прокламацию об отмене рабства. Этот шаг Президента нашёл широкую поддержку в американском обществе, и Верховный суд ни разу не ставил под сомнение конституционность его Прокламации. Когда же в 1952 году Президент Трумэн издал указ о национализации ряда сталелитейных предприятий, то Верховный суд постановил, что этот акт противоречит Конституции, и аннулировал его. Конституция Турции предоставляет Президенту право издавать указы, имеющие силу закона, в периоды чрезвычайного положения.

Президент Финляндии имеет право издавать указы по вопросам, которые ранее регулировались административными постановлениями; уточняющие предписания об исполнении законов; о ведении государственного имущества; об организации и деятельности административных ведомств и общих учреждений. В указ не должны включаться положения, содержащие изменения закона.

Ещё более ограничены полномочия президентов издавать указы и их юридическая сила конституциями Венгрии, Польши, ФРГ.

Подчеркнём, что полномочия президентов некоторых стран издавать указы законодательного характера не следует абсолютизировать. М.Ф. Чудаков, проведя основательное исследование соответствующих президентских полномочий различных стран и президентской власти в целом, справедливо заключает, что «акты глав государств по своей природе носят подзаконный характер».

Что касается Российской Федерации, то разработчики её Конституции не скрывали, что берут за основу французскую модель организации власти, особенно в части статуса главы государства. Действительно, концептуальное влияние французской конституции на Конституцию Российской Федерации чрезвычайно велико. Это касается прежде всего концепции «президента-арбитра», стоящего над ветвями власти. Однако даже с формальной точки зрения полномочия российского президента заметно превосходят полномочия французского президента.

Так, Президент Франции может распустить Национальное собрание только в том случае, если депутаты выразили недоверие Правительству. Президент Российской Федерации наряду с этим может распустить Государственную Думу также в случае, если она троекратно отклонит предложенную им кандидатуру Председателя Правительства.

Президент Франции может сформировать Правительство только в том случае, если оно пользуется поддержкой большинства депутатов Национального Собрания. Президент Российской Федерации может сформировать Правительство по своему усмотрению.

Президент Франции может отправить в отставку Правительство только в том случае, если оно утрачивает доверие большинства депутатов.

Президент Российской Федерации может отправить Правительство в отставку, даже если Государственная Дума поддерживает его единогласно.

Президент Франции не имеет права законодательной инициативы. Президент Российской Федерации имеет это право.

Президент Франции принимает свои решения после обсуждения в Совете министров. Президент Российской Федерации свои решения ни с кем обсуждать не обязан.

Акты Президента Франции подлежат контрассигнатуре. Без подписей Премьер-министра и соответствующего министра они не вступают в силу (за исключением актов о назначении Премьер-министра, проведении референдума, введении чрезвычайного положения, назначении трети состава Конституционного совета). Акты Президента Российской Федерации издаются им единолично.

В Российской Федерации правовой основой для издания указов Президента первоначально был закон от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР». Через месяц положения этого закона об издании указов были зафиксированы в Конституции РСФСР. Но уже 1 ноября 1991 года было принято упоминавшееся выше Постановление Съезда народных депутатов № 1831-1, существенно расширившее полномочия Президента издавать указы, в том числе законодательного характера. «Очевидно, что практика делегирования Президенту права издания указов законодательного характера по вопросам экономической реформы и исполнительной власти не основывалась на прямом предписании действовавшей тогда Конституции РСФСР. Но она и не противоречила смыслу Основного Закона, поскольку в силу статьи 104 Конституции РСФСР Съезд мог решить любой вопрос, относящийся к ведению РСФСР».

21 апреля 1992 года в Конституцию были внесены изменения, в соответствии с которыми Президент мог издавать акты «по вопросам, отнесённым к его ведению». Видимо, это изменение было обусловлено Постановлением № 1831-1. А после прекращения деятельности законодательных органов Российской Федерации правом издавать указы фактически по тому же кругу вопросов, что закреплялся Постановлением № 1831-1, Президент наделил себя сам, издав Указ от 7 октября 1993 года № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации». Наконец, 25 декабря вступает в силу Конституция Российской Федерации, также закрепляющая полномочия Президента издавать указы.

Отметим, что Конституция Российской Федерации разрабатывалась неконституционным органом под название «Конституционное совещание». Оно было сформировано также на основании президентского Указа - от 20 мая 1993 года № 718 «О созыве Конституционного Совещания и завершении проекта Конституции Российской Федерации» - и подготовило нужную ему редакцию Конституции. По словам С. Филатова, Президент 8 ноября 1993 года, «когда я сдавал ему готовый проект (Конституции - авт.), своей рукой внёс несколько последних поправок, в том числе и о статусе президента: он внёс дополнение, что указы Президента носят нормативный характер...» Известно также, что применительно к изданию указов (статья 90 Конституции Российской Федерации) Президент Б. Н. Ельцин слова «в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами» исключил из окончательной редакции проекта Конституции. Следует отметить, что в соответствии со статьёй 35 действовавшего тогда Закона РСФСР «О референдуме РСФСР» при проведении референдума по вопросам принятия Конституции решение считалось принятым, если за него проголосовало более половины граждан, внесённых в списки для участия в референдуме. Однако в соответствии со статьёй 22 Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, утверждённое Указом Президента от 15 октября 1993 года № 1633, Конституция признавалась принятой, если за её принятие проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании. Следовательно, для того, чтобы Конституция была принята, Президент своим указом существенно снизил необходимое для её принятия число голосов избирателей.

Таким образом, Президент Российской Федерации принял непосредственное участие не только в наделении себя широкими полномочиями издавать указы, не только в редактировании конституционных норм, имеющих отношение к изданию указов, но и в обеспечении положительного результата голосования по принятию этой Конституции. Тем самым был созданы правовые предпосылки для издания президентских указов по самому широкому кругу вопросов.

В целях упорядочения подготовки актов Президента Российской Федерации, повышения их качества и соответствия действующему законодательству Российской Федерации:

2. Признать утратившими силу распоряжение Президента РСФСР от 30 сентября 1991 г. N 49-рп "Об утверждении Положения о порядке издания официальных документов Президента РСФСР" и распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. N 128-рп "Вопросы подготовки актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации".

3. При подготовке проектов актов Президента Российской Федерации исходить из того, что решения Президента Российской Федерации нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании оформляются указами Президента Российской Федерации.

Решения Президента Российской Федерации по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента Российской Федерации принимаются в форме распоряжений. Распоряжения Президента Российской Федерации не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер.

4. Росархиву совместно с Госстандартом России в I квартале 1993 г. внести в Администрацию Президента Российской Федерации предложения о разработке и внедрении единой системы документационного обеспечения центральных органов федеральной исполнительной власти.

1. Ответственность за качество проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, их согласование с заинтересованными сторонами несут руководители органов федеральной исполнительной власти или структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, которые вносят эти документы.

2. Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации вносятся письмом с пояснительной запиской, содержащей краткое изложение существа проекта, необходимые обоснования, справочные и аналитические материалы.

Письмо с пояснительной запиской подписывается руководителем органа федеральной исполнительной власти, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации или другим должностным лицом, ответственным за подготовку проекта указа или распоряжения.

3. Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации в необходимых случаях должны содержать пункт о возложении контроля за их выполнением.

4. Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации по кадровым вопросам подготавливаются Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров на основании соответствующих представлений.