Конституционный суд рф осуществляет следующие полномочия. Конституционный суд РФ: история, структура, полномочия

  • 8. Административное правонарушение (аПр): юридический состав
  • 9. Административное расследование
  • 10. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений
  • 11. Административно-правовой статус гражданина
  • Гарантии
  • 12. Административно-правовой статус общественных объединений (организаций)
  • 13. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан
  • Гарантии
  • 14. Административно-правовые отношения (апо): понятие и особенности
  • 15. Административно-предупредительные меры
  • 16. Административное наказание
  • Обстоятельства, отягчающие ао:
  • 17. Административный процесс и его виды
  • 18. Административный штраф
  • 19. Виды административно-правовых отношений (апо)
  • 20. Виды правовых актов управления (пау)
  • 21. Возбуждение дел об административных правонарушениях
  • 1) Задачи производства:
  • 2) Порядок производства:
  • 22. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 23. Давность привлечения к административной ответственности
  • 24. Дисквалификация
  • 25. Исполнительная власть (ив): понятие, соотношение с государственным управлением
  • 27. Классификация органов исполнительной власти
  • 2. По характеру компетенции:
  • 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов:
  • 28. Административно-процедурная деятельность: понятие, особенности, виды
  • 29. Меры административного пресечения
  • 30. Место ив в системе разделения властей.
  • 31. Метод административного права: понятие, особенности
  • 32. Назначение административного наказания (ан)
  • Обстоятельства, отягчающие ао:
  • 33. Общее понятие управления и его виды.
  • 34. Органы (должностные лица), назначающие административное наказание
  • 35. Органы исполнительной власти субъектов рф
  • 36. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 37. Отмена и приостановление действия правовых актов управления (пау)
  • 38. Полномочия президента рф в сфере ив
  • 39. Понятие административного принуждения
  • 40. Понятие административной ответственности (ао)
  • 41. Понятие и виды административно-правовых методов управления
  • 42. Понятие и виды административно-правовых норм
  • 43. Государственные должности и должности государственной службы: особенности, виды. Соотношение
  • 44. Виды государственных служащих. Общие условия прохождения государственной службы
  • 45. Понятие и признаки органа исполнительной власти
  • 46. Государственная служба: понятие, система и виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы
  • 47. Понятие и юридическое значение правовых актов управления (пау)
  • 48. Поощрение и ответственность государственных служащих
  • 49. Права и обязанности государственных служащих. Ограничения и запреты для замещения должностей государственной гражданской службы
  • 50. Правительство рф: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами гос. Власти
  • 51. Право жалобы
  • 52. Предмет административного права
  • 53. Прохождение государственной службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы
  • 54. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 55. Сущность государственного регулирования. Соотношение государственного регулирования с государственным управлением
  • 56. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
  • 57. Федеральные министерства Указ Президента №314 от 09.03.2004 «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (фоив)»
  • 58. Федеральные службы и надзоры Указ Президента №314 от 09.03.2004 «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (фоив)»
  • 59. Формы реализации ив: понятие и виды
  • 60. Функции административного права
  • 6. Административное задержание

    По целевому назначению меры административного принуждения:

      административно-предупредительные (превентивные) – «до » совершения правонарушения – носят профилактический характер (инспектор ГИБДД проверяет документы). Виды :

      меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, тяжких последствий (введение карантина);

      меры, направленные на предупреждение совершения правонарушений (таможенный досмотр, проверка документов);

      меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование);

      лечебно-предупредительные меры принуждения , назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных.

      административно-пресекательные – «в момент » совершения правонарушения – принудительное прекращение противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих установленный порядок. Тесно связаны с мерами административной ответственности, нередко предшествуют им. Виды :

      меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, доставление в милицию);

      меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений);

      меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта);

      меры финансового характера (отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, прекращение кредитования);

      меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных);

      меры специального и исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических, слезоточивых веществ).

      меры административной ответственности – «после » совершения правонарушения;

      меры административно-процессуального обеспечения.

    Примеры мер административного пресечения:

    Меры обеспечения производства по делу об ад. правонарушении

    доставление;

    административное задержание;

    личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

    изъятие вещей и документов;

    отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

    медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

    задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

    арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

    привод.

    Статья 27.3. Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Осуществляют :

    должностные лица органов внутренних дел (милиции);

    старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при ОВД, военнослужащие внутренних войск МВД РФ;

    должностные лица военной автомобильной инспекции;

    военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (милиции) и другие.

    По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

    Об административном задержании составляется протокол , в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

    Административное задержание может применяться только при наличии правонарушения. Исключение составляет административное задержание психических больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих и для них самих.

    Административное задержание не допускается:

      При малозначительности административного правонарушения и возможности его пресечения другими способами;

      При наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

      При наличии основания для назначения наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения;

    Задержанным разъясняются их права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Они имеют право:

      Знать, за совершение какого админ. правонарушения они задержаны;

      Требовать проверки прокурором правомерности задержания;

      Пользоваться юридической помощью защитника;

    Задержанные освобождаются:

    Сроки административного задержания:

      Общий срок – не более 3 часов;

      Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об админ. правонарушении, влекущем в качестве одной из мер админ. наказания админ. арест, может быть подвергнуто админ. задержанию на срок не более 48 часов .

    Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

    Главным в уяснении статуса Конституционного Суда РФ является вопрос его компетенции (юрисдикции). Раскрывая этот вопрос, не следует ограничиваться только положениями ст. 125 Конституции РФ, необходимо исходить также из положений ст. 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», иных федеральных конституционных законов, а также правовых позиций, содержащихся в решениях самого Конституционного Суда. В компетенции Конституционного Суда РФ можно выделить следующие группы полномочий:

    1) проверка конституционности правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля (нормоконтроля);

    2) проверка конституционности законов в порядке конкретного конституционного контроля;

    3) разрешение споров о компетенции;

    4) официальное толкование Конституции РФ;

    5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

    6) иные полномочия.

    Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Конституционный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.

    В первой группе полномочий важным является вопрос о предмете и пределах конституционного контроля. Конституционный Суд проверяет конституционность следующих правовых актов:

    1. Акты федерального уровня – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ. Необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, термин «федеральные законы» следует толковать расширительно, понимая под ним и федеральные конституционные законы (в практике Конституционного Суда РФ есть дела, связанные с рассмотрением положений Федеральных конституционных законов от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 27.09.2002 № 5-ФКЗ «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон „О референдуме Российской Федерации“» и др.). Во-вторых, Конституционный Суд РФ рассматривает только нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и палат Федерального Собрания РФ. Акты ненормативного характера (индивидуальные правовые акты) конституционному контролю в Конституционном Суде РФ не подлежат. В-третьих, не подлежат рассмотрению в Конституционном Суде РФ иные, кроме перечисленных (в частности, ведомственные), нормативные акты.

    2. Акты регионального уровня – конституции, уставы, законы и иные (в том числе и подзаконные) нормативные правовые акты субъектов РФ. Здесь принципиальным является положение о том, что конституционному контролю в Конституционном Суде РФ подлежат не все указанные региональные нормативные правовые акты, а лишь изданные по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, акты, изданные органами государственной власти субъектов РФ по предметам собственного ведения, Конституционный Суд РФ рассматривать не вправе. Кроме того, несмотря на отсутствие прямого предписания, следует исходить из того, что контролю в Конституционном Суде РФ подлежат только акты, изданные высшими органами государственной власти субъектов РФ.

    3. Внутрифедеративные договоры, т. е. договоры между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти. Речь здесь идет о договорах публично-правового характера, связанных прежде всего с разграничением властных полномочий (например, споры, вытекающие из договоров имущественного характера, подведомственны арбитражным судам). Пока в практике Конституционного Суда РФ подобных дел не было.

    4. Не вступившие в силу международные договоры РФ. Объектом конституционного контроля являются не все международные договоры РФ, а лишь подлежащие ратификации или иному утверждению федеральными органами государственной власти (речь идет прежде всего о межгосударственных договорах).

    Завершая характеристику первой группы полномочий Конституционного Суда РФ, следует отметить, что, во-первых, все указанные акты проверяются Конституционным Судом РФ исключительно на соответствие Конституции РФ – проверка этих актов на соответствие, в частности федеральным конституционным законам и федеральным законам, относится к юрисдикции общих и арбитражных судов. Во-вторых, проверка конституционности данных актов может быть осуществлена в порядке абстрактного конституционного контроля, т. е. вне связи с применением оспариваемого акта в конкретном деле.

    Основанием для проверки Конституционным Судом РФ правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля является запрос, правом на который обладают: Президент РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; группа численностью 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; Правительство РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ; органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, в Постановлении от 18.07.2003 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Гражданского процессуального кодекса РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Конституционный Суд РФ сделал вывод о возможности обращения в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ в порядке абстрактного нормоконтроля Генерального прокурора РФ.

    В отличие от абстрактного конкретный конституционный контроль связан с проверкой Конституционным Судом оспариваемого акта только в связи с его применением в конкретном деле (равно как и в том случае, если оспариваемый акт, по мнению заявителя, подлежит применению в конкретном деле). Предметом такого контроля Конституция РФ и Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» называют только закон (как федерального, так и регионального уровней). Однако, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 № 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Гражданского процессуального кодекса РФ изложена правовая позиция, в соответствии с которой если имеет место прямая нормативная связь постановления Правительства РФ с федеральным законом и если эти акты применены или подлежат применению в конкретном деле в неразрывном единстве, то Конституционный Суд может признать допустимым как запрос суда в связи с рассматриваемым им конкретным делом, так и жалобу гражданина на нарушение конституционных прав и свобод, в которых оспаривается конституционность как федерального закона, так и нормативного акта Правительства РФ.

    Основанием рассмотрения Конституционным Судом РФ дела в порядке конкретного конституционного контроля может быть конституционная жалоба либо запрос суда. Жалоба может быть как индивидуальной, так и коллективной, т. е. поданной группой граждан, объединениями граждан (включая юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации). Кроме того, с жалобой в Конституционный Суд РФ могут обратиться иные органы и лица, которым федеральное законодательство предоставляет право обращаться в суд в интересах граждан (в частности, органы прокуратуры). Обязательным условием допустимости жалобы является то, что оспариваемый акт должен затрагивать конституционные права и свободы, т. е. права и свободы, предусмотренные непосредственно в Конституции РФ, а не права, предусмотренные исключительно отраслевым или корпоративным законодательством. С запросом в Конституционный Суд РФ в рассматриваемом аспекте может обратиться суд (судья) любого уровня системы общих и арбитражных судов. При этом обращение в Конституционный Суд РФ (с приостановкой производства по делу) в случае сомнения в конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, является не правом, а обязанностью соответствующего суда.

    Раскрывая полномочие Конституционного Суда РФ по разрешению споров о компетенции, необходимо иметь в виду следующее. Субъектами обращения в Конституционный Суд РФ в данном случае являются только органы публичной власти: он не разрешает споры между гражданами, между юридическими лицами, между гражданином и организацией, между организацией и государством и т. д. Правом обращения в Конституционный Суд РФ за разрешением спора о компетенции наделены не все властные институты, а только органы государственной власти федерального и регионального уровней. Органы местного самоуправления доступа в Конституционный Суд не имеют. Споры о компетенции возможны как в «горизонтальном аспекте», т. е. между органами государственной власти одного уровня – между федеральными органами государственной власти (например, между Президентом РФ и Советом Федерации, между Правительством РФ и Государственной Думой и т. п.) или между высшими государственными органами субъектов РФ, в том числе и одного субъекта РФ (например, между мэром Москвы и губернатором Московской области, между мэром Москвы и московской городской Думой и т. п.), так и в «вертикальном аспекте» – между государственными органами разных уровней (например, между Правительством РФ и законодательным собранием Красноярского края, между Президентом РФ и губернатором Свердловской области и т. п.). Предметом обращения в таких спорах может быть только разрешение противоречия в позициях сторон о принадлежности (нарушении, неосуществлении) конституционного полномочия тому или иному государственному органу. Конституционный Суд РФ не разрешает хозяйственные споры между органами государственной власти, споры о подсудности или подведомственности дел судам и пр. Формой обращения в Конституционный Суд РФ за разрешением спора о компетенции является ходатайство соответствующего федерального или регионального органа государственной власти. Кроме того, с таким ходатайством в Конституционный Суд может обратиться Президент РФ в порядке реализации предусмотренного ч. 1 ст. 85 Конституции РФ полномочия по осуществлению согласительных процедур для разрешения разногласий между соответствующими органами государственной власти.

    Конституционный Суд РФ – единственный в стране орган, наделенный полномочием по официальному толкованию Конституции РФ (аутентичное толкование Основного Закона практически невозможно в силу того, что Конституция РФ принята гражданами России путем всенародного голосования). Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании обладают: Президент РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; Правительство РФ; органы законодательной власти субъектов РФ. Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является обязательным для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. При этом речь идет не о казуальном толковании Конституции (т. е. толковании Основного Закона в связи с реализацией Конституционным Судом РФ иных своих полномочий), а о толковании Конституции в качестве самостоятельного полномочия Конституционного Суда, реализованного на основании специального запроса о толковании.

    Участвуя в предусмотренной ст. 93 Конституции РФ процедуре отрешения Президента РФ от должности, Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. С запросом в Конституционный Суд РФ обращается Совет Федерации после того, как соответствующее обвинение выдвинула Государственная Дума, а Верховный Суд РФ дал заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. В случае принятия Конституционным Судом РФ решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения дальнейшее рассмотрение обвинения прекращается.

    К иным полномочиям Конституционного Суда РФ относятся те, которые предусматриваются федеральными конституционными законами и внутрифедеративными договорами. В качестве примеров здесь можно привести предусмотренное Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5 «О референдуме Российской Федерации» полномочие Конституционного Суда РФ по проверке конституционности документов и материалов, представленных в связи с реализацией инициативы проведения федерального референдума; полномочие по осуществлению обязательного конституционного контроля международного договора Российской Федерации с иностранным государством о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, предусмотренное Федеральным конституционным законом от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

    При осуществлении любого полномочия Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

    Не все из рассмотренных полномочий Конституционного Суда РФ могут быть реализованы в заседаниях палат. Исключительно в пленарных заседаниях проверяется конституционность основных законов субъектов РФ, даются толкование Конституции РФ и заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Кроме того, в пленарных заседаниях принимаются послания Конституционного Суда РФ, решаются вопрос о выступлении с законодательной инициативой и организационные вопросы (выборы председателя, заместителя председателя и секретаря, формирование персонального состава палат, принятие регламента и т. п.).

    Конституционный Суд РФ осуществляет главным образом последующий конституционный контроль, т. е. осуществляет проверку уже вступивших в силу правовых актов. Однако предусмотрено осуществление и предварительного конституционного контроля, в частности, проверка конституционности не вступивших в силу международных договоров, инициативы проведения референдума. При этом конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ, преимущественно инициативный (факультативный). Поводом к рассмотрению дела является соответствующее обращение в Конституционный Суд с запросом, ходатайством или жалобой (конкретная форма зависит от субъекта и предмета обращения); Конституционный Суд не вправе осуществлять производство по делу по собственной инициативе. В то же время есть примеры и обязательного конституционного контроля: дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, проверка конституционности международного договора о принятии в состав России нового субъекта РФ или материалов по реализации инициативы проведения общероссийского референдума.


    Похожая информация.


    Конституционный Суд РФ, как считают многие эксперты, - это один из ключевых органов власти с точки зрения государственной стабильности и качества политического управления страной. Интересно изучить его структуру, компетенции, а также спектр полномочий. Какие источники права регулируют каждый из этих аспектов? Каковы особенности работы судей КС РФ?

    Определение

    Как звучит определение Конституционного Суда РФ? Корректными источниками, откуда мы можем взять необходимые формулировки, могут быть действующие правовые акты. Многие юристы предпочитают, к примеру, брать за основу положения соответствующего Согласно формулировкам, в данном источнике рассматриваемый орган власти признается органом конституционного контроля, который самостоятелен и автономен.

    Как мы видим, определение звучит достаточно просто. В некоторых случаях изучаемая инстанция именуется как федеральный Конституционный Суд РФ, но это, строго говоря, не вполне верно. В релевантных источниках права такое определение изучаемого органа власти отсутствует.

    Главный источник права, в соответствии с которым осуществляет свою деятельность Конституционный Суд, - Конституция РФ, основной закон государства. Согласно ей рассматриваемая инстанция относится к высшим федеральным органам власти. В ключевых компетенциях КС РФ - рассмотрение судебных дел, связанных с анализом законов и иного типа правовых актов на предмет соответствия основному закону страны, его толкование и разрешение релевантных споров. Определение Конституционного Суда РФ также дано в соответствующем федеральном законе.

    сроки полномочий

    Рассматриваемая инстанция осуществляет свою деятельность в рамках двух палат. В первой работают 10 судей, во второй - 9. Комплектация каждой осуществляется согласно жребию и регламенту. В среде юристов есть мнение: срок полномочий Конституционного Суда РФ в аспекте функционирования палат в неизменном составе - три года. Данная точка зрения соотносится с положением 20-й статьи ФЗ, регулирующего деятельность данного органа власти. Однако нет такого требования, что судьи должны меняться одновременно. Более того, ни в одном из законов не отражено условий, по которым данный орган власти может прекратить деятельность. Поэтому можно сказать, что срок полномочий Конституционного Суда РФ России законом не ограничен.

    Судьи КС РФ назначаются Верхней Палатой Федерального Собрания по представлению главы государства. Деятельность они могут вести до достижения ими возраста 70 лет. Правда, это правило не касается Председателя КС. Данное должностное лицо также утверждается по представлению Президента РФ Советом Федерации и выбирается из числа действующих судей. Срок полномочий на этой должности - 6 лет. При аналогичных условиях назначаются Заместители председателя КС РФ.

    В КС РФ работают также и рядовые сотрудники. Они формируют аппарат КС РФ, главной структурой которого является Секретариат. Сотрудники КС РФ осуществляют обеспечение работы Суда в аспекте организационных нюансов, научно-аналитических направлений, информационной и справочной поддержки, а также помогают судьям в их работе.

    Свои функции Конституционный Суд осуществляет в Санкт-Петербурге. При этом заседания могут проводиться, если данный орган власти сочтет нужным, в любом другом городе. Представительство КС РФ открыто также и в Москве. Оно отвечает, в частности, за взаимодействие Конституционного Суда с другими органами власти в столице.

    Назначение и работа судей

    Рассмотрим аспект, связанный с назначением, а также работой судей в КС РФ, более подробно. Соответствующую должность в изучаемом органе власти может занять гражданин России, которому исполнилось 40 лет, имеющий диплом об окончании вуза по юридической специальности. Минимальный стаж по профессии - 15 лет. Назначаются судьи КС РФ, как мы уже отметили выше, происходит посредством тайного голосования сенаторов. Для того чтобы человек был назначен судьей КС РФ, ему достаточно набрать простое большинство голосов. По факту выборов Председатель Совета Федерации приводит избранного судью к присяге.

    Деятельность граждан РФ на соответствующей должности в КС РФ несовместима с рядом других активностей - таких, как, например, работа в качестве депутата Федерального Собрания и других органов законодательной власти. Нельзя занимать государственные или связанные с общественной деятельностью должности, заниматься бизнесом и иной работой, которая может чем-то помешать выполнению основных трудовых функций. Вместе с тем, судьи КС РФ могут преподавать, заниматься наукой или творчеством.

    Кто может обращаться в КС РФ?

    Взаимодействовать с КС РФ могут граждане, органы власти или организации посредством запроса, жалобы или же ходатайства. В общем случае, основанием для того, чтобы КС России принял решение о начале рассмотрения дела, может являться неопределенность касательно того, соответствует ли некий нормативный акт основному закону России. К жалобе, ходатайству или запросу в КС РФ нужно приложить текст правового акта, который необходимо проверить на предмет конституционности. Для участия в судебном слушании могут быть вызваны свидетели и эксперты.

    Юридическая сила решений КС

    Решения данного органа власти обязательны к исполнению федеральными и региональными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, гражданами, организациями и общественными объединениями, включая и главу государства. Таким образом, никто из субъектов общественно-политических процессов не вправе издавать указания в отношении Конституционного Суда. Поскольку полномочия Конституционного Суда РФ подразумевают затрагивание непосредственных интересов государства, то в отношении данного органа власти существуют определенные гарантии независимости. Свою деятельность рассматриваемая инстанция может осуществлять, обладая финансовой, организационной, а также материальной автономией от других властных институтов, с поправкой на то, что денежное обеспечение работы судей осуществляется за счет бюджета.

    Конституционный Суд и другие органы власти

    С Конституционным Судом РФ взаимодействуют также и другие высшие органы власти: Президент, Госдума, Совет Федерации, а также Правительство. Они назначают постоянных представителей в данной инстанции, которые принимают непосредственное участие в судебных заседаниях и могут занимать некоторую позицию в отношении рассматриваемых дел.

    Таким образом, как считают эксперты, институты конституционного права в РФ представлены не только Судом соответствующей компетенции, но также и всеми базовыми структурами политической власти. Однако, участвуя в заседаниях, указанные органы власти не вправе оказывать на судей, рассматривающих дела, никакого давления.

    Специфика компетенций

    Согласно модели, которая формирует российское конституционное право, Конституционный Суд РФ обладает компетенцией, именуемой "связанной". Что это значит? Буквально следующее: полномочия Конституционного Суда РФ могут быть реализованы только при наличии запросов от субъектов общественно-политических процессов, предусмотренных основным законом государства. Таким образом, данный орган власти не наделен правом рассматривать дела, исходя из инициативы входящих в его состав судей. Вместе с тем, такого типа полномочия Конституционного Суда РФ возможно осуществлять в рамках задействования права законодательной инициативы. Так сказано в основном законе страны, в 104-й его статье.

    Специфика решений, принимаемых Конституционным Судом

    Какими особенностями характеризуются решения Конституционного Суда РФ? Прежде всего отметим, что постановления, а также заключения данного органа власти публикуются незамедлительно после их принятия КС РФ в официальных изданиях. Касательно юридической силы, которой обладают любые решения Конституционного Суда РФ, стоит отметить, что они не подлежат никакому обжалованию. Каких-либо подтверждений со стороны других органов власти действия КС РФ получать не должны. Если, например, Конституционный Суд принял постановление признать некий правовой акт противоречащим основному закону государства, то повторное его принятие не может быть инструментом обхода вынесенного решения. Соответствующие источники права утрачивают юридическую силу.

    Итак, мы изучили важные аспекты: специфику деятельности такого органа власти, как Конституционный суд РФ, состав. Полномочия данной инстанции, а также особенности их реализации - вот следующий объект рассмотрения.

    Полномочия КС РФ: толкование Конституции

    Каковы ключевые полномочия Конституционного Суда РФ? К таковым, в частности, относится толкование основного закона страны, то есть разъяснение смысла формулировок, в нем содержащихся, с целью четкого для всех участников общественно-политического процесса восприятия соответствующих положений. Также толкование Конституции РФ осуществляется судом с целью корректного приспособления правовых норм основного закона к реальности, устранения двусмысленности формулировок.

    Данного рода полномочие КС РФ осуществляется согласно запросу других высших федеральных структур власти, а также политических институтов субъектов РФ. Толкование основного закона страны обладает самой высокой юридической силой относительно каких-либо актов, связанных с правоприменительной практикой.

    Проверка правовых актов на предмет соответствия Конституции

    Каковы другие ключевые полномочия судей Конституционного Суда РФ? К таковым можно отнести проверку правовых актов на предмет соответствия главному закону государства. Соответствующие формулировки, наделяющие данный орган власти таким полномочием, содержит, в частности, Закон о Конституционном Суде РФ. Возможным поводом для изучения тех или иных норм и правовых актов на предмет соответствия ключевому для государства источнику права могут быть запросы или жалобы от органов власти, других судов, а также граждан России.

    Субъектами, которые могут образовать с последующим рассмотрением дела в Конституционном суде, если речь идет о госорганах, могут быть Президент России, Совет Федерации, Госдума, Правительство, Верховный, а также Высший Арбитражный Суды и политические институты в субъектах РФ.

    Соотнесение законов с правами и свободами граждан Российской Федерации

    В рамках процесса рассмотрения запросов и жалоб, связанных с определением Судом конституционности правовых актов, часто изучаются прецеденты, связанные с возможным нарушением гарантированных законами РФ прав и свобод. Обратиться в рассматриваемую инстанцию могут граждане, которые считают, что их интересы были нарушены в силу некоторых формулировок в законах. Конституционный Суд при этом не должен изучать обстоятельства, которые подтверждают факт нарушения прав и свобод человека. Его полномочие может быть связано только с тем, чтобы изучить нормативный акт на предмет соответствия основному закону государства.

    Конституционный Суд и импичмент Президента

    Выше мы отметили, что институты конституционного права в России представлены наряду со структурами высших судебных органов, но, как считают некоторые эксперты, также и всеми остальными государственными органами власти РФ. Вместе с тем соответствующие политические институты могут обладать не только правами в аспекте участия в конституционном процессе, но и обязанностями и ответственностью. Реагирование на соответствующие нарушения - также в числе полномочий рассматриваемой нами инстанции.

    КС РФ может участвовать в процессе импичмента Президента - процедуры, связанной с выявлением факта или иного правонарушения, допущенного главой государства. Данного рода полномочие подразумевает, что рассматриваемый нами орган власти дает заключение, касающееся корректности механизма, по которому Президент РФ в чем-либо обвиняется. Конституционный Суд не определяет, насколько серьезно нарушение, допущенное Президентом, рассматривая, скорее, процессуальный аспект. Изучается то, насколько корректно Госдума и Верховный Суд РФ обвиняют главу государства. Соответствующий запрос в КС РФ может сформировать Совет Федерации.

    Споры касательно властных компетенций

    Изучая полномочия Конституционного Суда РФ, кратко рассматривая их, можно обратить также внимание на следующий аспект деятельности данного органа власти - решение споров, связанных с определением компетенции тех или иных политических институтов. Дело в том, что в ряде случаев между органами на федеральном или региональном уровне могут возникать разногласия. Закон о Конституционном Суде РФ позволяет соответствующей инстанции содействовать в разрешении подобного рода споров. Правом ходатайствовать в КС РФ обладает любой орган власти. Полный перечень политических институтов указан в 125-й статье Конституции РФ.

    Прочие полномочия

    Перечисленные основные полномочия КС РФ, конечно, дополняются многими другими. Например, поводом для возможного обращения в Конституционный Суд РФ может стать вопрос, связанный с соответствием основному закону государства некоторого международного договора, который не вступил в законную силу. С соответствующим запросом в КС РФ могут обратиться Президент, Правительство России, Верховный Суд или же политические структуры субъектов РФ. Рассмотрение дела подобного типа возможно, если международный договор должен быть ратифицирован Госдумой или же у заявителя есть подозрение на то, что положения в документе не могут быть реализованы в РФ в силу несоответствия положениям Конституции России.

    КС РФ уполномочен также рассматривать запросы судов любых инстанций, связанных с предполагаемым несоответствием правовых актов, применяемых в рамках тех или иных дел, основному закону РФ. В полномочия КС РФ входит и рассмотрение дел, связанных с исследованием на предмет конституционности источников права, принятых органами государственной власти, а также договоров, заключаемых между различными политическими структурами.

    Организация судебного процесса

    Заседания КС РФ проводятся под руководством Председателя данного органа власти. Данное должностное лицо вносит на обсуждение судьями релевантные вопросы. Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ также включают взаимодействие рассматриваемого органа власти с другими политическими структурами и общественными организациями. Данное должностное лицо осуществляет деятельность, издавая приказы, а также распоряжения.

    Дела и спорные вопросы рассматриваются Конституционным Судом РФ в коллегиальном порядке. При этом решения принимают только те судьи, которые непосредственно участвовали в слушаниях. Выносить постановления данный орган власти может только в случае, когда в заседаниях приняло участие по меньшей мере две трети от общего количества судей.

    Дела рассматриваются КС РФ, как правило, в открытом формате. Но даже если то или иное заседание, в силу требований закона, было проведено в закрытом режиме, все принятые решения опубликовываются. Обсуждение вопросов, касающихся судебных дел, осуществляется в устном формате. КС РФ изучает объяснения всех сторон, мнения экспертов, свидетелей, исследует документы. Рассматриваются дела непрерывно. Паузы берутся для отдыха судей и проведения необходимых для дальнейшего продолжения заседаний процедур.

    “Конституционный суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства”, - гласит ст.1 Закона о Конституционном суде РФ. В нем четко определены характер, сущность и место Конституционного суда в системе органов государственной власти. Следовательно, Конституционный суд - прежде всего - составная часть судебной власти России, предназначенная для того, чтобы удерживать все ветви власти в рамках права.

    Полномочия Конституционного суда определяются Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г.

    Изменения, внесенные Конституцией 1993 г. по сравнению с ранее действовавшей конституцией России и Законом о Конституционном суде 1991 г. в правовой статус Конституционного суда, касаются, прежде всего, численного состава Суда, порядка его образования, основных полномочий, юридической силы и последствий его решений.

    В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:

    1. Решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

    Федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

    Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;

    Договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимных договоров между последними;

    Еще не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

    2. Разрешать споры о компетенции:

    Между федеральными органами государственной власти;

    Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

    Между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

    3. Проверять конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав граждан и по запросам судов;

    4. Давать толкование Конституции РФ;

    5. Давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений в адрес Президента России в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления;

    6. Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

    7. Осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

    Рассмотрим их подробнее. Во-первых, Конституционный суд России решает вопросы исключительно конституционного права. Однако среди отечественных правоведов вызывает много споров вопрос о целесообразности наделения Конституционного суда Российской федерации правом толкования не только Конституции, но и законов, а также других нормативных актов, в том числе по собственной инициативе. Федеральный закон о Конституционном суде по этому поводу высказывается весьма однозначно.


    Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

    Конституционный Суд РФ согласно новому законодательству утратил ряд полномочий, имевшихся у него ранее. Из компетенции этого органа исключено рассмотрение дел о конституционности партий, общественных объединений, действий и решений всех высших должностных лиц РФ и ее субъектов, о даче заключений о наличии оснований для их отречения от должности. Теперь нет у Конституционного Суда и права давать заключения о наличии у соответствующих должностных лиц стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с их деятельностью полномочия. По-новому решен ряд вопросов, связанных с субъектами, которые вправе возбуждать дела в Конституционном Суде. Ранее действовавшее законодательство предоставляло Суду право рассмотрения вопросов по собственной инициативе. Такая практика имеет место и в некоторых зарубежных государствах, новое законодательство не предоставляет Конституционному Суду права рассмотрения вопросов по собственной инициативе. Таким образом, обеспечивается принцип объективности и беспристрастности в деятельности этого органа. Ранее с запросами в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности мог обратиться любой депутат парламента, теперь - пятая часть состава каждой из палат парламента. Право возбуждения дел в Конституционном Суде общественными организациями ограничивается в настоящее время лишь возможностью подачи жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Все это призвано предотвратить перенесение политических вопросов и дебатов в зал Конституционного Суда.

    В Конституции нет однозначного определения понятия «принятый закон». В разных частях статьи 105, статьи 106 и части 3 статьи 107 оно означает не одно и то же. Конституционный Суд внес в этот вопрос ясность, установив, что под понятие «принятый федеральный закон» подпадают:

    1. законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации;

    2. законы, повторно принятые Думой после их неодобрения Советом федерации;

    3. законы, повторно одобренные Думой и Советом Федерации после их отклонения Президентом.

    Не охватывается этим понятием термин «принятый Государственной Думой федеральный закон» (используемый законодателем в частях 1, 2 и 3 статьи 105 и статье 106 Конституции), ибо он относится к промежуточной, а не к завершающей стадии законодательного процесса.

    Потребность в толковании этого понятия возникла в связи с практическими неувязками в законодательном процессе, когда палаты парламента оспаривали друг у друга право направлять принятый закон на подписание Президенту. Президент получал законы на подпись то от Думы, то от Совета Федерации; были случаи, когда ему поступали два текста одного и того же закона от разных палат, не вполне между собой совпадавшие. Поэтому решение вопроса о том, что такое принятый федеральный закон и кем он окончательно принимается, имело кардинальное значение для определения палаты, которая направляет принятый закон Президенту.

    Конституции несомненно способствует усилению роли и престижа Конституционного Суда, более полному раскрытию его юридической природы и сущности. Вместе с тем ряд норм в определенной степени ограничил полномочия специализированного органа Конституционного контроля, что служит целям деполитизации Суда.

    Несомненно, что известная политизация Конституционного Суда в любой стране неизбежна, так как предмет его деятельности - контроль за соблюдением Основного закона, который всегда является не только юридическим. но в не меньшей степени и политическим документом. При этом, однако, Конституционный Суд не должен допускать своей чрезмерной вовлеченности в политику.