Понятие и структура англосаксонской правовой семьи. Англосаксонская правовая система: описание, история и интересные факты

Англосаксонская правовая семья

Родоначальником англосаксонского права (система общего права) является Англия. Считается, что исторической датой становления этой правовой семьи является 1066 г., когда нормандцы подчинили своему влиянию Англию. В этот период формируется централизованная судебная система, появляются королевские разъездные суды, которые решают дела с выездом на места от имени Короны. Вырабатываемые судьями решения берутся за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. так складывается единая система прецедентов, общая для всей страны, получившая название «common Law» (общее право). В решении судебных споров принимали участие присяжные – свободные граждане из числа местных жителей, которые чаще всего не знали прецедентов и актов королей, но знали свои обычаи и традиции. Воздействие обычных норм существенно сказывалось на содержании выносимых решений. В этом смысле общее право Англии – обычное, традиционное право.

С конца 14 века наряду с общим правом получает развитие так называемое право справедливости. Причиной этому явились нарождающиеся рыночные отношения, не находившие должного выражения в старых правовых формах, и постепенно стал складываться особый порядок апелляции к монарху рассмотреть дело «по совести», «по справедливости», а не по прецедентам. Вскоре сама функция разбирательства дел переходит к лорду-канцлеру, и он становится самостоятельным судьей.

Так в Англии сложились две самостоятельные правовые системы: общее прецедентное и право справедливости. Причем последнее претерпело существенные изменения: оно стало реализовываться на основе ранее рассмотренных казусов, а, значит, лорд-канцлер лишился возможности по собственному усмотрению решать спор при наличии готовых решений по аналогичным делам. Право справедливости тоже стало правом прецедентным, хотя до судебной реформы 1873-1875 гг. суд лорда-канцлера сохранялся. После 1875 г. нормы общего права и права справедливости составили органическую часть одного прецедентного права Англии.

Современный период развития англосаксонского права – период кардинальной правовой реформы, суть которой состоит в активизации законодательной деятельности, слияния судов общего права и права справедливости. Сегодня существенно повысилась роль законодательного регулирования, возросло значение закона среди других источников права. Меняется соответственно само юридическое мышление, правовая доктрина и образование. При выработке законопроектов учитывается опыт Романо-германского права, т.е. наблюдается постепенное сближение правовых систем.

Прецедентное право Англии существенно повлияло на правовое развитие многих стран мира. В сфере его воздействия находятся практически все англо-говорящие мира. А вот в Великобритании господство общего права ограничивается Англией и Уэльсом. В Шотландии, Северной Ирландии и ряде островных территорий данная правовая система не получила распространения.

Вместе с тем в последнее время такие страны как Канада, Австралия заявили о своей правовой автономии. В США правовой «суверенитет» стал складываться еще с XVΙΙΙ в., со времен борьбы за независимость, что, впрочем, не означает ухода из правовой семьи (за исключением штата Луизиана, чья правовая система всегда тяготела к романо-германскому праву).

Особенности норм. В англосаксонском праве существуют два вида норм: законодательные – правила поведения общего характера (как и в романо-германской системе), и прецедентные, которые представляют собой часть судебного решения по конкретному делу. К прецедентной норме («ratio decidendi») английские юристы относят: 1) юридическое заключение по делу; 2) аргументацию, мотивировку решения. Остальная его часть есть «попутно сказанное» («obiter dictum»).

Источники. Важнейшим является судебный прецедент. В Англии прецеденты создаются только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств – членов Содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Английское правило прецедента гласит: решать так, как было решено ранее (правило «star decisis»). Оно имеет императивный характер, т.е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом, а также созданным ею самой. Исключением из этого правила является Закон Парламента 1966 г. о возможности Палаты лордов отвергать свои прежние решения.

Другим источником является закон (статут), появившийся гораздо позже прецедента, но сегодня приобретший весьма важное значение.

По сфере действия английские статуты делятся на публичные, распространяющиеся на определенный круг субъектов и действующие на всей территории Великобритании, и частные, распространяющиеся на частных лиц и территории.

Нередко Парламент делегирует свои полномочия по принятию нормативных актов другим субъектам (королеве, правительству, министерствам). Совокупность этих актов составляет «делегированное законодательство».

Кроме того, выделяется автономное законодательство – акты местных органов власти, действующие на соответствующей территории, некоторых учреждений, организаций.

Статут имеет приоритет перед прецедентом в том смысле, что может отменить его. Но своеобразие англосаксонского права в том, что закон в нем реализуется не самостоятельно, а через прецеденты. Это означает, что прежде чем стать действующим актом, он должен «обрасти» конкретизирующими его обязательными судебными решениями. Иначе говоря, статут стал придатком системы прецедентов, дополняющим и совершенствующим ее.

Древним источником является обычай, роль которого сегодня непрерывно уменьшается. Обычай до сих пор заполняет ниши в праве, которые образовались из-за отсутствия писаной конституции.

Особое место занимает юридическая доктрина. В англосаксонском праве некоторые литературные источники имеют повсеместное признание используются при решении конкретных дел. Поэтому под английской доктриной понимают не собственно юридическую науку, как определенные конструкции, а судебные комментарии, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов.

Структура англосаксонского права. Здесь нет классического деления на публичное и частное право. Вместо этого сложилось его подразделение на общее право и право справедливости. Такое различие имеет глубоко закономерный характер, поскольку романо-германская система возникла рациональным путем, а англосаксонская – путем исторического генезиса, постепенного оформления сложившихся отношений. Так, в сферу действия права справедливости попали споры о недвижимости, дела о торговых товариществах, о банкротстве, наследовании. К предмету общего права отошли уголовные дела, договорное право, институты гражданско-правовой ответственности и т.д. Но жесткого разделения здесь нет: отдельные понятия, институты перекочевывают из одной сферы в другую, либо являются общими для обеих. Это связано с тем, что одни и те же судьи применяют прецеденты общего права и прецеденты права справедливости и поэтому заинтересованы в их сближении и унификации их понятий.



3. Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. и охватывала бывший СССР, европейские социалистические страны, ныне господствует в КНР, КНДР, Вьетнаме, на Кубе. Ее формирование было обусловлено, прежде всего, марксистско-ленинской идеологией, принципами политического устройства общества. В СССР и других странах социалистической правовой системы получили свое воплощение следующие идеи: централизованное управление экономикой в целом повлекло за собой использование императивных норм, плановых регуляторов, детальной регламентации гражданских договоров; обобществление собственности, создание государственной собственности; национализацию предприятий, банков, хозяйственного имущества, а в некоторых странах земли; регулирование меры труда и потребления.

Вмешательство государства во все сферы жизни привело к постепенному отмиранию частного права и доминированию публично-правовых институтов. Многие институты гражданского права, в том числе институт собственности, приобретали публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных договоров заключались и реализовывались на административно-правовой основе.

В уголовном и административном праве приоритетно защищалась государственная собственность, запрещалась частная предпринимательская деятельность, предусматривались серьезные санкции за антисоветскую агитацию и пропаганду.

Были упрощены процедурные нормы, ограничены права обвиняемых и подсудимых на защиту. В результате сформировался обвинительный уклон, идеологизация судебного производства, отказ от использования суда присяжных.

В тоже время социалистической правовой системе присущи определенные достижения: глубокая теоретическая и практическая проработка вопросов пользования, владения, распоряжения государственным имуществом; внедрение в мировую юридическую практику институтов планово-правового регулирования экономических отношений, нормативно-правовых форм защиты наемных работников, обеспечения гарантированного права на труд, бесплатного здравоохранения, образования и пр. По юридическим признакам близка к романо-германской правовой системе.

4. К религиозно-традиционным правовым системам относятся:

1) «обычное право» , т.е. существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев);

2) индусское право , основанное на религии индуизма (брахманизма), действует в ряде общин Индии, Пакистане, Малайзии, Сингапура, Непала, Шри-Ланки, а также в Восточной Африке (Кении, Уганде, Танзании);

Англосаксонскую правовую семью часто называют еще семьей общего права (common law).
В истории его развития обычно различаются четыре основных периода:
Первый период. Характерным для него является наличие многочисленных законов и обычаев варварских племен германского происхождения.

В стране не было общего для всех права. Действовали не связанные между собой в единую систему сугубо местные, локальные акты (обычаи).
Второй период развития английского права с 1066 г. и вплоть до 1475 г., Этот период считается периодом преодоления доминирующей роли местных обычаев и становления общего права.
Третий период с 1485 по 1832 г. и считается периодом расцвета общего права в Англии. Особенность его состояла в том, что в силу сложившихся условий в этот период оно вынуждено было соперничать и одновременно "сотрудничать" с так называемым правом справедливости.
Четвертый период определяется 1832 г. и продолжается до настоящего времени. В начале этого периода были проведены довольно радикальные правовые и судебные реформы. Была проведена также огромная работа по расчистке законодательства, освобождению его от архаичных, давно не действующих актов. Подверглись систематизации целые массивы нормативных актов, существующие в ряде областей английского права. В результате осуществленной судебной реформы все английские суды были уравнены в своих правах. В отличие от всех предшествующих периодов они получили возможность применять как нормы общего права, так и нормы "права справедливости".
Общая характеристика:
В английском праве отсутствует деление на публичное и частное, безусловный приоритет отводится процедурному праву, а не материальному. Формы исков, доказательства, процедурные правила, преимущественно устное и непрерывное судопроизводство, кратность мотивации, строгий ритуал вынесения решений - такова специфика английского права.
Отрасли английского права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел: публичные и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные и т.д. Во-вторых, английское право развивалось постепенно путем судебной практики и законодательных реформ по отдельным вопросам. В Англии нет кодексов европейского типа, поэтому право представляется однородным. Английская доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Она вообще предпочитает результат теоретическому обоснованию.
Прецедентные нормы представляют собой казусы, которым присущи свои структура и особое содержание. И связь этих первоначальных элементов (микроклеток) англосаксонского права в силу некоторых обстоятельств имеет часто не логический, рациональный, а традиционно-исторический характер.
Основным правовым органом традиционно был суд, так как именно судебные органы формировали основной источник права - прецедент. Судебное решение состоит из: юридического заключения по делу и мотивировки, аргументации принятия этого решения («ratio decidendi»); части носящей убеждающий характер « попутно сказанного» («obiter dictum”). К прецедентной норме относят только первую часть судебного решения, а вторая часть является необязательной для других судей.
Законодательные органы, а именно Парламент, действуют также под воздействием институтов прецедентов и обычаев. Порядок принятия законов в английском Парламенте, например, находится под влияние сильно устаревших обычаев. Исполнительные органы лишены права заниматься нормотворчеством, за исключением случаев делегирования права нормотворчества парламентом.
К источникам англосаксонского права можно отнести судебные прецеденты, законы (статуты), обычаи, юридическую доктрину.
Прецедент долгое время был главной формой выражения и закрепления норм английского права. Прецеденты создаются только высшими судебными инстанциями (Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного совета (по делам государств - членов содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецедентов не создают. Каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом и созданным ею самой. Правило прецедента гласит: “ stare decsis” (решать так, как было решено ранее). В 1966 году Палата лордов сделала заявление, в котором допускала возможность отмены ранее созданных ею прецедентов, в случае установленной необходимости. Это стало исключением из жесткого правила прецедента.
Вторым источником англосаксонского права является статут (закон). Статут имеет приоритет перед прецедентом, т. е. может отменить его. Это не значит, что прецедент производен от закона. Напротив, закон реализуется через прецеденты. Всякий законодательный акт конкретизируется посредством обязательных судебных решений. По сфере действия законы можно разделить на публичные (распространяются на неопределенный круг субъектов и действуют на всей территории государства) и частные (распространяются на отдельных лиц и территории). Выделяют также делегированное законодательство, т. е. акты, создать которые Парламент уполномочил других субъектов (правительство, королеву, министерства). Данные акты имеют силу закона и являются обязательными для исполнения всеми гражданами. Можно еще отметить так называемое автономное законодательство - акты местных органов власти, действующие на определенной территории, некоторых учреждений, организаций. Такие законы обязательны для исполнения на местном уровне, членами организаций, их клиентами и т. п. Сила автономных актов уступает силе актов Парламента и делегированного законодательства.
Древним источником англосаксонского права является обычай. Сегодня его роль среди других источников права непрерывно уменьшается. Однако в содержательном плане, для становления и развития англосаксонского права обычай имел весьма важное значение.
Особое место среди источников англо-саксонского права занимает Юридическая доктрина. Некоторые литературные источники имеют повсеместное признание и используются при рассмотрении конкретных судебных дел. К таким источникам можно отнести « Институцию» Кока, которая часто цитируется в судах (а именно судебные комментарии, описание прецедентной практики).

Англосаксонская правовая семья, или система (семья) общего права, как ее зачастую называют, является одной из самых распространенных, старейших и влиятельных правовых систем современного мира.

Под регулятивным и иным воздействием норм, доктрин, отраслей и институтов общего права в настоящее время находится третья часть населения земного шара. Общее право уже в течение длительного времени действует на территории Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и целого ряда других государств. Причем по мере развития мирового сообщества и расширения между различными государствами экономических, политических и иных связей сфера «влияния» общего права в последние столетия не только не уменьшалась, а, наоборот, постоянно росла. Разумеется, этому в немалой степени способствовала мировая Экспансия Британской империи, на территории которой первоначально возникло и развивалось общее право, сопровождавшаяся одновременно и правовой экспансией.

Англосаксонскую правовую семью очень часто называют семьей общего права (commonlaw). От других правовых семей она отличается, прежде всего, тем, что в качестве основного источника права в ней признаётся судебный прецедент. Согласно существующим правилам суд при решении, какого бы то ни было вопроса является формально связанным решением по аналогичному вопросу, вынесенным вышестоящим судом или судом той же инстанции. Однако фактически в процессе выбора соответствующего прецедента, его толкования, принятия или непринятия под предлогом значительного отличия обстоятельств вновь рассматриваемого дела от ранее рассмотренного и ставшего прецедентом, суд в целом и отдельные судьи обладают значительной свободой. Признание прецедента источником права дает возможность суду фактически творить право.

Следует отметить, что признание прецедента имеет место и за пределами англосаксонского права. Однако нельзя назвать его основным источником права. Прецедент свойствен лишь общему праву, которое создается судьями, при рассмотрении конкретных дел и расширении различных споров между людьми. В силу этого общее право нередко именуется судейским правом и тем самым выделяется как по названию, так по задержанию среди других правовых систем. Данная особенность общего права свойственна ему со времени возникновения и сохраняется по сей день.

Термин «общее право» нередко употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле «общее право» означает полный охват, «тотальность охвата всех национальных правовых систем, входящих в правовую семью англосаксонского права». При этом «общее право» рассматривается как правовая семья, не только не совпадающая, но и в известной мере противостоящая другой, не мене влиятельной в современном мире правовой семье - континентального или романо - германского права.

В узком смысле «общее право» рассматривается как составная часть правовой семьи англосаксонского права, исторически сложившаяся в Великобритании из решений королевских (вестминстерских) судов. В данном изначальном значении общее право противостоит исходящему от парламента страны так называемому статутному праву, а также праву в виде норм и судебной практики, порождаемому английскими «судами справедливости».

Помимо указанных значений термина «общее право» он употребляется и в других смысловых значениях. В частности, общим правом иногда называется вся правовая система Великобритании и подчеркивается, что речь идет именно об общей системе всей страны, а не о каких бы то ни было отдельных нормативно-правовых актах или локальных нормах и обычаях.

Какие же фундаментальные черты и особенности общего права придают ему как правовой семье специфический характер? В чем состоит коренное отличие общего, англосаксонского права от континентального, романо-германского?

Во-первых, особенностью английского права является то, что его система не признает деление на частное и публичное право. Также не признается выделение из норм гражданского права торгового права, как скажем это принято во Франции, в Германии, на Кипре и во многих других странах. Объясняется это принципом верховенства права.

Принцип верховенства права - это фундаментальный конституционный принцип. Согласно его требованиям все равны перед правом, поскольку закон не является единственным (или преимущественным) источником правовых норм. Согласно этому принципу, английский суд не выступает на стороне государства. Вот почему никто не может обвинить судей, что они состоят в некоем заговоре с теми, у кого в руках находится политическая власть в стране, или напрямую зависят от власть имущих.

Во-вторых, обращается внимание на то, что общее право по сравнению с другими правовыми семьями имеет ярко выраженный казуальный характер (castlaw), что это система доминирования прецедентного права и полного или почти полного отсутствия кодифицированного права, точнее - кодифицированного законодательства.

Данная особенность общего права исторически обусловлена преобладанием в нем в течение весьма длительного времени судейского права над статутным или парламентским правом. Установление жестокого принципа прецедента в деятельности судебной системы Великобритании и других стран, длительное доминирование в них прецедентного права над другими составными частями общего права отнюдь не способствовали, а, напротив, объективно препятствовали процессу его унификации и кодификации. Однако это не только не мешало, а, наоборот, всячески предполагало, исходя из сугубо практических целей, систематическое упорядочение и обнародование постоянно созываемых и многократно применяемых судебными инстанциями прецедентов.

Вместе с тем следует отметить, что с практической точкой зрения английское право продолжает оставаться весьма эффективным, достаточно гибким и социально ориентированным инструментом. Поэтому задача кодификации права рассматривается скорее как политическое требование, а не назревшая задача правого развития.

В-третьих, как уже отмечалось, другая особенность английской правовой системы состоит в том, что прецеденты продолжают оставаться для нее основным источником права. Поэтому есть все основания относить правовую систему Англии к прецедентному типу права.

В системе английского прецедентного права выделяют общее право и право справедливости (equity law). Причем изначально действовала система общего, нормы которого практически не поддавались изменению и нередко отличались суровой ответственностью. Право справедливости было призвано дополнить общее право системой боле гибких норм, основанных на таких принципах, как «суд по совести, а не по традиции и обыкновению» и равенство сторон. Вообще деление права на общее и право справедливости в Англии рассматривается как фундаментальная характеристика английской правовой системы. Можно сказать, что английский вариант, или эквивалент деления права, уникален в своем роде и не встречается в других странах в таком виде. Но это также условность, как подразделение права на частное и публичное, как это принято в странах романо - германского права.

В-четвертых, важной особенностью общего права, подчеркивающей ее весьма своеобразный, а целиком ряде аспектов даже уникальный характер, является довольно высокий уровень независимости судебной власти по отношению ко всем другим государственным властям, ее реальная, разносторонне гарантированная самостоятельность как в вопросах организации своей внутренней жизни, так и в отправлении правосудия, в решении относящихся к ее компетенции «внешних» проблем.

Суды в Англии, уверенно утверждает Р. Давид, - это «настоящая власть». Именно им Англия обязана созданием общего права и права справедливости; именно они формировали действующее иные английское право, так как законодательная и исполнительная власти в этом отношении играли до XX в. второстепенную роль.

Английские судьи независимы от Парламента и правительства. Это становится очевидным в силу того, что судьям приходится часто выносить решение против государства (Короны) или правительства. Судьи обладают неприкосновенностью и иммунитетом от ответственности, если действуют, не превышая своих полномочий. Судейский корпус играет важную роль, так как судьи вышестоящих судов оказывают большое влияние на формирование и развитие правовых норм. Судьи не ограничиваются применением только положений законодательства. Фактически они творят право, когда обращаются к толкованию законов и действуют в рамках развития доктрины судебного прецедента.

В-пятых, одной из особенности общего права, прежде всего, применительно к Великобритании, является обвинительный характер судебного процесса.

В отличие от других правовых систем, где на суд возлагается обязанность, как сбора, так и оценки собранных доказательств (по западной терминологии - инквизиционный процесс), судебный процесс в странах общего права носит иной, обвинительный (accusatorial) характер. В соответствии с уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными нормами обстоятельства по сбору доказательств возлагаются на стороны - участницы процесса, а суд (судья) при этом «остается нейтральным, заслушивает и оценивает аргументы обеих сторон ».

Англосаксонская правовая семья или англо-американская правовая система-правовая семья, объединяющая правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США.

В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.

Характерные черты

Среди отличительных черт англосаксонских правовых систем - доминирование прецедента среди всех других источников права, преобладание вопросов процессуального права над вопросами материального права, отсутствие четкого отраслевого деления системы права, невыраженность разделения права на публичное и частное (ввиду поглощения последнего первым). Содержание права отличается сложностью и казуистичностью.

Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:

соотношение и использование источников права,

роль суда в создании прецедентов,

происхождение и развитие системы права.

Существует иерархия прецедентов, согласно которой решения, принятые вышестоящими судами (например, Палатой лордов в Великобритании), обязательны для нижестоящих (см. Общее право).

В структуре англосаксонской правовой семьи выделяют две группы: английскую и американскую. Каждой из них присущи характерные особенности.

В странах англосаксонской правовой семьи основным источником права является судебный прецедент. Англо-саксонское право - это право судебной практики, в рамках которой суды не только применяют, но и создают нормы права.

Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, т. е. к указанному общему правилу требуется на практике поправка. При нынешней организации судебной системы это значит:

решения высшей инстанции – палаты лордов – обязательны для всех других судов;

апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций и его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

Сегодня степень обязательности применения прецедента зависит от места суда, вынесшего решение, в судебной иерархии.

Далеко не всякое решение любой судебной инстанции становится прецедентом, связывающим все остальные суды. Так, в США в каждом штате силу обязательного прецедента имеют решения, вынесенные федеральными судами всех инстанций и верховным судебным органом штата. Решения же судебных органов других штатов имеют силу лишь “убеждающего” прецедента. Как правило, безусловными являются судебные прецеденты, которые создает Верховный суд, рассматривая наиболее значимые дела, имеющие конституционное значение. Довольно стройная система, определяющая пределы действия прецедентов, сложилась в Англии. Обязательными для всех судов являются решения, принимаемые палатой лордов; решения Апелляционного суда становятся прецедентом для всех нижестоящих судов, но не связывают в принятии решения палату лордов и т. д. Прецедент может быть отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала.

Наряду с общим правом в Англии существует так называемое статутное право - законы и подзаконные акты, принятые во исполнение законом. Однако законы - статуты - считались и считаются второстепенными источниками права, дополнением к праву судебной практики. До сих пор в английском праве действует принцип, согласно которому норма закона приобретает реальный смысл только после ее применения в суде.

В отличие от романо-германской правовой семьи в англосаксонском праве разделение системы права на отрасли является менее четким: более важное значение придается правовым институтам. В самой Англии нет ни конституции как единого документа и основного закона государства, ни кодексов европейского типа, а нормативные акты под влиянием судебной практики содержат нормы казуистического характера. Отсутствует и деление права на частное и публичное. Его заменяет деление на общее право и право справедливости.

Что касается права США, то, хотя оно и развивалось в рамках общего права, тем не менее имеет ряд особенностей. Последние во многом были предопределены историческими условиями становления американского государства: прибывшие в Америку переселенцы хотели решительно порвать с “английским прошлым”. В правовой истории это выразилось в принятии Конституции, запрещении ссылаться на английские судебные решения, разработке в ряде штатов кодексов и др. Однако судебная практика сохранила свое значение в США и полной эволюции американского права из англо-саксонской правовой семьи в романо-германскую не произошло.

Английская правовая система развивалась автономно, и связь с европейским континентом не оказала на нее существенного влияния. Английские юристы любят подчеркивать историческую самобытность и преемственность своего права.

Система права Англии включается в англосаксонскую правовую семью, основным источником которой служит норма, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах , т.е. в судебных решениях по конкретному делу. Затем последним придается общеобязательная сила. Кроме того, источником права является и статутное (законодательное) право парламентского происхождения.

Страны англосаксонской правовой семьи условно можно разделить на две группы. В первую группу английского права входят, наряду с Англией, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи (в настоящее время 36 стран являются членами Содружества). Сегодня почти треть населения мира живет в значительной мере по принципам, сформулированным в английском праве. Ко второй группе относятся США. Имея своим первоначальным источником английское общее право, в настоящее время право в этой стране является практически самостоятельным.

Историческими корнями английское право уходит в далекое прошлое. После норманнского завоевания Англии (1066) основная нагрузка в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. В процессе их деятельности постепенно сложилась сумма решений (прецедентов), которыми и руководствовались в последующем все суды {общее право). Выработалось правило прецедента: однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным для всех судей.

Впоследствии в связи с большими социальными изменениями в феодальной Англии (развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, в связи с которыми их участники обращались к королю. Таким образом, параллельно с общим правом сложилось так называемое право справедливости. Оно, как и общее право, является составной частью прецедентного права, но прецеденты здесь созданы другим путем и охватывают иные отношения, чем общее право.

Несмотря на многие сходные черты общего права и права справедливости, прецеденты их судов фиксировались раздельно, что привело к дуализму английской правовой системы, который существовал вплоть до судебной реформы 1873-1875 гг. Эта реформа слила общее право и право справедливости в единую систему прецедентного права. Все английские суды получили право применять и нормы общего права, и нормы права справедливости.

Сегодня английское право традиционно продолжает оставаться в основном судебным, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных дел. Такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но одновременно придает праву большую казуистичность и меньшую определенность.

В английском праве отсутствует деление на публичное и частное. В нем в значительно меньшей степени восприняты категории и понятия римского права. Нет в Англии и кодексов европейского типа.

Отрасли английского права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах, и проблемам их классификации и на практике, и в научных доктринах уделяется несравненно меньше внимания. Дело в том, что суды в Англии имеют общую юрисдикцию и рассматривают разные категории дел: и гражданские, и торговые, и уголовные, и др.

При рассмотрении дела английский судья должен выяснить, не было ли аналогичное дело рассмотрено ранее, и в случае положительного ответа руководствоваться уже имеющимся решением. Степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом. Так, решения высшей судебной инстанции - палаты лордов - обязательны для всех судов. Апелляционный суд, состоящий из гражданского и уголовного отделений, обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высокий суд (все его отделения, включая и апелляционные) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций. Его решения обязательны для всех нижестоящих судов, а также влияют на рассмотрение дел в отделениях Высокого суда, не будучи, однако, строго обязательными для них. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентами не являются . Не считаются прецедентами и решения Суда короны, созданного в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений. Таким образом, в английском праве существует огромное количество прецедентов, разобраться в которых бывает довольно сложно.

Судебная инстанция не может отказаться от созданного ранее прецедента, который подлежит изменению лишь вышестоящей инстанцией или парламентским актом. Однако поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел случается не так часто, то судья по своему усмотрению может признать, сходны ли они, от чего зависит применение той или другой прецедентной нормы. Судья вправе констатировать совпадение обстоятельств и тогда, когда они, на первый взгляд, различаются. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств и, если вопрос не регламентирован статутным правом, сам создает правовую норму, становится как бы законодателем. Таким образом, пределы усмотрения судьи в английском праве весьма значительны и во многом предопределяют результаты рассмотрения дел.

Большое значение наряду с судебной практикой придается в английской правовой системе статутному праву (законы и разного рода подзаконные акты, принятые во исполнение закона), причем его роль в последнее время существенно возрастает. Это обусловлено в первую очередь потребностями развития международного экономического и иного сотрудничества. Имеет значение и вступление Великобритании в Европейский Союз.

В Англии нет писаной конституции. То, что обычно англичане называют конституцией, - это комплекс норм законодательного и судебного происхождения, призванных ограничивать произвол власти и обеспечивать права и свободы личности.

Закон по классической английской доктрине играет в правовой системе второстепенную роль, он подразумевается лишь внесением корректив или дополнений в судебную практику. Однако в наше время закон и основанные на нем подзаконные акты не могут считаться второстепенными: они фактически играют ту же роль, что и аналогичные источники на европейском континенте.

Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. За его многовековую деятельность количество действующих актов занимает около 50 увесистых томов (более 3000 актов). При этом формирование закона под воздействием судебной практики оказывает прямое влияние на его структуру, казуистический характер изложения норм.

Большим числом действующих законов обусловлена проблема их систематизации. В конце XIX в. в Англии были начаты и в настоящее время продолжаются работы по очистке законодательства от архаичных, фактически не действующих актов, а также по объединению нормативных положений, касающихся одного вопроса, из нескольких законов в единый акт. Принят специальный акт о консолидации законов.

В отличие от континентальных правовых систем исполнительные органы Англии были изначально лишены полномочий принимать акты во исполнение закона. Чтобы издать такой акт, исполнительный орган должен быть наделен соответствующим полномочием, делегированным ему парламентом. Поэтому правотворчество исполнительных органов именуется делегированием.

Проблема соотношения закона и судебного прецедента в Англии весьма своеобразна. Внешне она решается просто: закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается первому. Но при этом необходимо иметь в виду огромную роль судебного толкования закона, правило, согласно которому правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и тем толкованием, которое дано ему в предшествующих судебных решениях, именуемых "прецедентами толкования". В Англии предпочитают цитировать вместо текста закона судебные решения, в которых он применен.

Таким образом, английский суд обладает широкими возможностями усмотрения в отношении законов. Что касается делегированного законодательства и простых исполнительных актов, то суд официально имеет право их отмены.

  • Подробнее см.: Кросс К. Прецедент в английском нраве. М., 1985; Богдановская И. Ю. Прецедентное право. М.. 1993; Максимов А. А. Прецедент как один из источников английского права // Государство и право. 1995.; Долинский А. Прецедентная судебная система и особенности ее применения в различных регионах Соединенного Королевства. СПб., 2003.
  • См.: Общая теория права и государства. С. 173.