Создание централизованного аппарата управления во франции. Центральный государственный аппарат

Усиление королевской
власти в XVI-XVII вв.
Абсолютизм в Европе

ПЛАН УРОКА

Абсолютизм
Один король – одна страна
Ограничение роли органов сословного представительства
Централизация государства

1. Образование централизованных государств

В начале Нового времени на территории Европы возникают крупные государства.
В чем отличие от Средневековья?
Англия
Франция
Испания
Речь Посполитая
Русское государство

1. Абсолютизм

«Рожденный подданным должен повиноваться» - смысл абсолютизма. Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.
Абсолютизм складывался в конце XV – XVI вв.

Создание общегосударственного аппарата управления, постоянной профессиональной армии, государственной налоговой системы, единого государственного законодательства и административного устройства, единой государственной экономической политики и т.д.

2. Один король – одна страна

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ?

2. Один король – одна страна

После завершения Столетней войны во Франции были ликвидированы старые права провинций (Нормандия, Бургундия и др.), они потеряли свою независимость и перешли под власть короля. В Англии король подчинил своей власти отдаленные северные графства и Уэльс (созданы Совет Севера и Совет Уэльса).

Для предотвращения начала новых феодальных усобиц у старой непокорной и своенравной знати отбирались земли, разрушали замки, распускались отряды феодалов. Ограничения свобод коснулись и городов, отстаивавших свои старинные права.

2. Один король – одна страна

В период абсолютизма органы сословного представительства (английский парламент, испанские кортесы, французские Генеральные штаты) утрачивают свое значение. Короли стремятся избавится от их влияния.

За 37 лет правления Генриха VIII парламент собирался только 21 раз, а за 45 лет правления его дочери Елизаветы – 13 раз. Короли не могли избавиться от парламента совсем, но значительно ограничили их влияние, тем самым укрепив свою абсолютную власть.

3. Ограничение роли органов сословного представительства

Вступивший на английский трон после Елизаветы Яков I Стюарт (1603-1625) в течение всего своего правления боролся с парламентом, всячески ограничивая его роль.

Яков I считал, что парламент вредит делам управления государством. В своей речи обращенной к парламенту в 1604 г. король заявил, что он является полновластным хозяином всей страны: «я – глава, а остров мое тело, я – пастырь, а остров – мое стадо».

Яков I Стюарт

Слайд №10

3. Ограничение роли органов сословного представительства

Во Франции абсолютная монархия начала складываться к XVI веку. Король Франциск I Валуа (1515-1547) единолично принимал все важнейшие решения, на своих указах он писал: «Ибо нам так угодно». Генеральные штаты во Франции не превратились в постоянно действующий орган, а собирались только в случае большой необходимости по решению короля. С 1614 до 1789 г. Генеральные штаты не собирались ни разу.

Франциск I Валуа

Слайд №11

4. Централизация государства

В Англии центральным административным и исполнительным органом был Тайный совет, члены которого назначались королем. Во Франции при короле существовал совет, считавшийся правительством, но его члены также назначались королем и выполняли его волю. Членами этого правительства были принцы крови, высокие духовные чины, финансисты, юристы, но в стране было личное правление короля.

Французские
Генеральные штаты
в 1614 г.

Слайд №12

4. Централизация государства

В Англии большая часть судебных дел велась двумя королевскими судами. За правосудием и мятежной знатью наблюдала Звездная палата. На местах существовали выборные мировые судьи (из старой аристократии и нового дворянства), но они избирались под контролем правительства и Тайного совета.

Английский юрист 16 в.

Слайд №13

4. Централизация государства

Во Франции ограничением королевской власти являлись высшие судебные органы в провинциях – парламенты. Они могли обжаловать судебные и правительственные решения. Короли остро конфликтовали с парламентами. Король Людовик XIV в споре с Парижским парламентом заявил: «Государство – это я!»

Людовик XIV

Слайд №14

4. Централизация государства

Управление страной и в Англии и во Франции осуществляли чиновники. Должности чиновников передавались по наследству, покупались. Личные достоинства не играли роли – важно было наличие денег. Большинство чиновников не получало платы от государства, а жило за счет населения (подарки, подношения, взятки).

Слайд №15

2. Монархия и дворянство

В возникающих централизованных государствах этот принцип не устраивает монархов. Они стремятся к полному подчинению себе всех сословий общества.

С этой целью феодалы постепенно лишаются своих привилегий и влияния. Короли принимают на службу дворян (новое сословие, положение которого полностью зависит от его службы королю)

Старая аристократия – феодалы (герцоги, графы, бароны, маркизы, баронеты) всячески противостоят этим попыткам.

Слайд №16

3. Абсолютизм

Монархи стремятся к максимально возможной централизации управления, сосредоточения всех рычагов власти в своих руках – АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ.

Слайд №17

3. Абсолютизм

Для обоснования притязаний короля выдвигается теория КОРОЛЕВСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА король ни с кем не делится своими полномочиями и властью.

Король соединяет в своих руках все ветви власти ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ АДМИНИСТРАТИВНУЮ СУДЕБНУЮ решал все основные вопросы внутренней и внешней политики

Король-солнце

Слайд №18

3. «Бюрократическая» монархия

Откройте стр.79 и прочитайте раздел «Бюрократическая» монархия»

1. Что такое бюрократия? Какие функции она выполняет?

2. Почему короли вынуждены были терпеть упрямство и волокиту государственных чиновников?

3. К какому результату привело усиление бюрократического аппарата во Франции?

Слайд №19

Генрих Наваррский

Образцом абсолютизма стала Франция. Генрих IV восстановил религиозный мир, выступая в роли верховного судьи.
В 1610 г. он был убит религиозным фанатиком. Власть перешла в руки Марии Медичи. Католики-аристократы потребовали восстановить все свои привилегии. Началась «Смута», которая продолжалась 10 лет.

Мария Медичи

Слайд №20

4. Аристократическая оппозиция

Кардинал Ришелье

В годы правления Генриха VIII произошла радикальная реорганизация государственной административной системы, в которой до этого сохранялись многочисленные пережитки принципов дворцово-вотчинного управления. В результате был построен более современный аппарат - разветвленный, постоянно действующий, формируемой на кадровой, профессиональной основе. Следует, однако, отметить, что как величина, так и степень централизации и бюрократизации этого аппарата значительно уступал аналогам, существовавшим в континентальных абсолютных монархиях. Число высших государственных чиновников не превышало 1,5 тыс. человек. Основные расходы на содержание этого аппарата поступали не из казны, а складывались из тех взносов и поступлений, которые вносили частные посетители, обращавшиеся к должностным лицам. Крупные чиновники предпочитали формировать штат своих ведомств из числа людей, находившихся под их покровительством. Поскольку выплата жалования этим мелким клеркам также в значительной степени осуществлялась не из государственных средств, а из средств их патронов, низовой чиновничий аппарат оказывался в подчинении своему начальству не только в плане должностной субординации, но и по линии материальной зависимости.

Центральным административным и исполнительным органом в системе правительственных учреждений являлся Тайный Совет (Privy Council), сложившийся в своих основных чертах в годы правления Генриха VII и получившего законодательное оформление в 1526 году. Этот орган возник на базе старого Постоянного совета, в который традиционно входили пэры королевства и представители высшего церковного клира. Члены Тайного совета персонально назначались королём из числа своих наиболее надёжных приверженцев; при этом в составе Совета могли оказаться не только представители знатных аристократических фамилий, но и лица весьма скромного происхождения. Первоначально Тайный совет имел исключительно совещательные функции, но при Генрихе VIII приобрёл статус высшего постоянно действующего органа, наделённого правом решения всех важнейших вопросов из сферы внутренней и внешней политики - финансовых, военных, дипломатических и т.д. С ведома Совета осуществлялось назначение и смещение чиновников. Кроме того, Тайный совет имел право рассмотрения некоторых судебных дел в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке. Число членов Тайного совета в соответствии с регламентом 1526 года было определенно в 20 человек; при первых Стюартах оно увеличилось до 42 человек. В Совете были представлены высшие должностные лица государства: королевский секретарь, лорд-канцлер, лорд-казначей, лорд-хранитель королевской печати, глава придворного ведомства, высшие военные армейские и морские чины, руководитель столичной полиции и др. Заседания Тайного совета происходили, как правило, без личного участия короля; посреднические функции между королём и Советом осуществлялись королевским секретарём. Должность последнего в эпоху Тюдоров претерпела значительную эволюцию: из личного слуги монарха он превратился в могущественного министра, на которого была возложена задача координации деятельности различных государственных ведомств. Регламентом 1526 года предусматривалось и существование Малого совета, состоявшего из 10 членов Тайного совета, особо приближённым к королю. Государство и право Древнего мира и средних веков: В двух частях. под ред. Кучма В.В. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2004. - с. 450

Значение Совета - а вместе с тем и абсолютистской власти - возросло с обособлением Звёздной палаты. Созданная впервые в 1488 году в качестве особого королевского суда из членов Постоянного совета, Звёздная палата к 1530-м годам стала совершенно особым учреждением. Это был орган борьбы с мятежными феодалами, политической преступностью; в 1540 году он получил права королевской обще уголовной юстиции. Формально задачей палаты было противостояние "происходящим шумным беспорядкам и противозакониям продажности должностных лиц", а на деле она стала органом ничем не ограниченной политической и уголовной репрессии. Формировалась палата из членов Тайного совета и судей других королевских судов по личному усмотрению короля. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2т. под ред. Омельченко О.А. Т. 1 - М.: Остожье, 2003. - с. 284

С начала XV в. роль и значение английского парламента начинают сокращаться. В Англии, как и в других государствах Европы, начинает складываться абсолютная монархия. Однако, в отличие от континентальной Европы, английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как "незавершенный".

Во-первых, в Англии наряду с сильной королевской властью продолжал существовать парламент. Во-вторых, в Англии продолжало существовать местное самоуправление и отсутствовала централизация и бюрократизация государственного аппарата. Кроме того, в Англии не было и крупной постоянной армии.

Борьбу королевской власти против крупных феодалов и церкви поддерживали "джентри" (новое дворянство) и буржуазия. Союз между джентри и буржуазией позволил сохранить свое значение парламенту и местному самоуправлению.

Однако реальная власть в этот период сосредоточилась в руках короля, которую он осуществлял через подчиненные непосредственно ему органы исполнительной и судебной власти. Сюда входили Тайный совет в составе лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-адмирала и др., осуществлявший непосредственное управление, и чрезвычайные судебные органы - Звездная палата и Высокая комиссия.

Своеобразие источников английского права. Формы судебных исков. Статуты и судебные прецеденты, трактаты английских юристов. Формирование двух систем права: общего и справедливости. Регулирование права собственности. Институт доверительной собственности. Основные институты обязательственного, семейного, наследственного и уголовного права. Судебный процесс.

16-18. Государство и право Франции в средние века

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии этапы феодальной раздробленности (1Х-Х111 вв.), сословно-представительной монархии (XVI-XV вв.) и абсолютной монархии (XVI-XVIII вв.).

В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли практически независимые политические образования. Соответственно власть короля на местах была или очень слабой, или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях - "королевском домене" - он полностью контролировал ситуацию.

Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета.

Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (условного наследственного земельного владения). Они считались вассалами короля, а он их сеньором.

Глава государства - король в этот период был выборным. Его избирали представители знати и бывшие иерархи церкви. власть короля на многих территориях была номинальной. Этому способствовало и утвердившееся во Франции правило: "Вассал моего вассала - не мой вассал".

В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась Королевская курия, или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны.

Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериалы, местное - прево.

Судебная власть еще не была отделена от административной. Судебные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип "суда равных", когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии.

Несвободное население, крестьян судили их феодалы или их должностные лица - министериалы и прево.

Начиная с XIII в. во Франции усиливается тенденция укрепления королевской власти и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны.

В XIV в. объединение страны завершается. Государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная власть сочетается с представительством от сословий - Генеральными штатами.

Можно выделить три основные причины усиления королевской власти и преодоления раздробленности. Это поддержка городов, мелкого и среднего дворянства и необходимость борьбы с врагом.

В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов.

Первая палата состояла из высшего духовенства. Во второй - заседали выборные от дворянства. Причем наиболее знатные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов). Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество.

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное им решение.

После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они перестают созываться.

К органам центрального управления в этот период относились Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль отдельных звеньев государственного аппарата, и Счетная палата - орган финансового управления.

К началу XVI в. во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследственного главы - короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. А все французы, включая дворянство и аристократию, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословным подчинением.

Система государственного управления включала: Государственный совет - высший совещательный орган при короле, который дополняли Совет финансов, Совет депеш и т.д., Генеральный контролер финансов и государственные секретари по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Кроме того, существовали аппарат местного управления и полиция.

Источники права: в 1Х-Х1 вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, которое сложилось на территории его проживания. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами.

В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права.

Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы.

Вещное право. Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю: право собственности и право держания.

Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству. Был характерен лишь для раннего средневековья.

Феод - благородное (дворянское) держание земли, полученное на основе вассальных связей. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины - рельефа.

Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания - цензива. Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог.

Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами.

Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста:

мужчинам от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет. Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось.

Первоначально для заключения брака было достаточно согласия сторон и фактического брачного сожительства, затем церковь добилась обязательного церковного освящения брака. Брак, заключенный без церковного обряда, признавался не действительным.

Развод, по каноническому праву, не допускался. Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться мужу и всюду следовать за ним.

В области уголовного права приблизительно до XVI в. господствовали постановления обычного права. Согласно "Кутюмам Бовези" различались: 1)преступления, караемые смертью, 2) преступления, караемые долголетним тюремным заключением с конфискацией имущества и 3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения. При этом подчеркивалось, что сила наказания должна зависеть от проступка, а также оттого, кто его совершил и кому нанесен ущерб.

Становление абсолютизма способствовало оформлению единой системы преступлений и наказаний. Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом этого периода, можно разделить на три категории:

1) преступления против религии: богохульство, атеизм, ересь, колдовство и т.д.;

2) преступления против государства: посягательство на короля и членов его семьи, измена королю, посягательство на безопасность государства;

3) преступления против частных лиц.

Наказания в этот период преследуют выраженную цель устранения и носят чрезвычайно жестокий характер. Виды наказания подразделялись на:

1) тяжкие наказания: различные виды смертной казни, вечная ссылка, пожизненная каторга и т.п.;

2) членовредительные и телесные наказания: отрезание языка, ушей, носа и т.д., бичевание плетьми;

3) тюремное заключение и срочные каторжные работы;

4) позорящие наказания: штраф с выставлением у позорного столба, не сопровождаемые выставлением у позорного столба и прочие.

В период феодальной раздробленности судебный процесс продолжает оставаться обвинительным, дело возбуждается по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение происходит в форме спора между сторонами, которые обладают равными процессуальными правами. Представительство первоначально не допускалось, но с XIII в. начинают появляться адвокаты.

Проблема: Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны всех против всех. Но в то же время в XVI– XVII вв. в Европе происходят революции, одна из задач которых – уничтожение системы абсолютизма. Почему же в обществе велась борьба против абсолютизма? Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения? 2






Члены корпораций были равны,отве-чали друг за дру-га. В основе их дейст-вий лежало право данное богом. Другим источником права были древ-ние обычаи. 1.Понятие АБСОЛЮТИЗМ.. Абсолютизм Неограниченная верховная власть Во главе государства- МОНАРХ Власть принадлежит одному лицу форма правления




Работа над таблицей «Отличие централизованного государства от феодально раздробленного » 7 Вопросы для сравненияРаздробленноеЦентрализованное 1.Кому принадлежала власть в стране? ФеодаламКоролю 1.Права короля: А) по отношению к Феодалам; Б) в государстве. А) Б) А) Б) 1.Источники доходов короля. 1.Какими военными силами располагал король? 5. Суд и законы. 6.Административное управление. 6.Города в системе государства.


Работа над таблицей «Отличие централизованного государства от феодально раздробленного » 8 Вопросы для сравненияРаздробленноеЦентрализованное 1.Кому принадлежала власть в стране? ФеодаламКоролю 1.Права короля: А) по отношению к Феодалам; Б) в государстве. А) Первый среди равных. Б) Формальное право. А) Верховное право короля (феодалы подданные короля). Б) Глава государства. 1.Источники доходов короля. Королевский домен.Казна государства. 1.Какими военными силами располагал король? Личная дружина. Вассалы. Постоянное войско. 5. Суд и законы.В каждой области свой суд и законы.Единые суд и законы. 6.Административное управление. Органы управления в каждой отдельной области. Местная власть назначается и подчиняется центральной власти. 6.Города в системе государства. Резиденции местных правителей.Центры ремесла и торговли.




2. Характерные черты абсолютизма 1.Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; 2.Формирование постоянной профессиональной армии. 3.Создание государственной налоговой системы; 4.Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; 5.Образование государственной церкви; 6.Проведение единой государственной экономической политики. 10 Проверь свою схему




Текст на 163 Доп. материал «Этикет при дворе Людовика XIV» Выберите источник самостоятельно 12 1.Составить устный рассказ Из чего складывался культ монарха – помазанника Божьего? Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Монарх – «помазанник божий»




Отводили парламенту английские монархи Отводили Генеральным штатам французские монархи 14 Выясните, какое место в системе государственного управления… Генрих VIII Тюдор. Король Англии Елизавета I Тюдор.Королева Англии Англии Яков I Стюарт. Король Англии и Шотландии. Франциск I Валуа. Король Франции


Единая система управления (с.29-30) Англия Тайный совет: 1.Внешняя политика 2.Внутренняя политика 3.Финансы 4.Оборона страны. королькоролькоролькороль ФранцияПравительство 1.Внешняя политика 2.Внутренняя политика 3.Финансы 4.Оборона страны. королькоролькоролькороль 15 Сравните деятельность государственного аппарата Англии и Франции


Единая судебная власть Англия Звездная палата судьи мировые судьи судьи 1.Вести судебные процессы; 2.Разоблачать заговоры; 3.Подавлять мятежи; 4.Преследовать бродяг; 5.Собирать налоги; 6.Сбор денег бедным. ФранцияПарламенты 1.Право обжаловать судебные и правительственные решения; 2.Назначение регента; 3.Рассмотрение договоров, указов. 16


Местная власть Англия Франция Чиновники Жалованье + плата населения за услуги 17 Средства к существованию?










22 Меркантилизм – экономическая политика, в основе которой лежит идея преобладания вывоза товаров над ввозом с целью накопления золота Протекционизм - Протекционизм - экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.


Закончите предложения и запишите их: 1.У населения таких европейских стран, как _____________________________________ в эпоху абсолютизма складывается национальное самосознание и образуются централизованные государства. 2. В Германии и Италии в XVI – XVII веках не сложились централизованные государства, т.к. здесь существовали _____________________________ 23


Итог урока: Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Черты: 1.Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; 2.Формирование постоянной профессиональной армии. 3.Создание государственной налоговой системы; 4.Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; 5.Образование государственной церкви; 6.Проведение единой государственной экономической политики. 24


Кому принадлежат слова? «Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться». Яков I Стюарт Яков I Стюарт «В моем лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров – моя законная жена. Я глава, а остров – моё тело. Я пастырь, а остров – моё стадо». (из речи на первом парламенте). Яков I Стюарт «Такова моя добрая воля, ибо так мы желаем» Людовик XV. 25 «Вы думали господа, что государство – это Вы? Ошибаетесь. Государство – это Я!». Людовик XIV Людовик XIV