Значение слова кодификация. История России XIX–XX вв

Для этого были веские основания: действительно, лучшим способом устранить путаницу со множеством актов является их объединение с отбором, переработкой и согласованием всех необходимых норм.

Однако создание кодекса — дело не только не легкое, но и не быстрое. Практический опыт показывал, что иногда лучше интегрировать множество актов в один без их коренной переработки и дело улучшится, чем годами приближаться к созданию кодекса. Так возник новый вид систематизации — консолидация, занимающая очень близкое положение к кодификации. В 1990-е гг. ученые включили консолидацию в предмет своего изучения.

Одновременно с этим началась переоценка собственно кодификации. Так, В. К. Бабаев полагает, что кодификация относится скорее к , нежели к систематизации.

К этой позиции стоит присоединиться и выдвинуть следующие аргументы:

  • систематизация имеет дело с законодательными актами. В процессе же создания кодекса дело приходится иметь с правовыми предписаниями;
  • для создания кодекса используется сугубо правотворческий инструментарий, касающийся построения содержания, структуры, логики нормативного акта, использования языка. При инкорпорации эти инструменты не используются.

Таким образом, систематизировать можно лишь то, что имеется. Тем не менее если создание кодекса позволяет расчистить правовое поле от завалов и нагромождений нормативных актов, то с этой стороны кодификацию можно считать способом упорядочения нормативных документов. Но это только с точки зрения эффекта, который позволяет достичь кодификация, но не исходя из ее сущности.

Понятие кодификации

Кодификация — в интеллектуальном плане самый трудный вид систематизации. Не случайно создание кодекса занимает довольно длительный период и требует объединения усилий множества высококвалифицированных специалистов. Например, для подготовки ныне действующего Гражданского кодекса РФ был создан Центр частного права, где были собраны лучшие специалисты в области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового, Семейного, Уголовно-процессуального и т. д.) также формировались большие коллективы из видных ученых России, опытных практических работников и др.

Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

Таково понимание кодификации в российской правовой науке. Теперь обратимся к зарубежному опыту.

В Европейском Союзе существует слишком вольное понимание кодификации: это издание любых нормативных актов органами Евросоюза (инструкций, директив, постановлений и др.).

Во Франции — центре романо-германской семьи права — кодификацию понимают в узком и широком смысле. В узком смысле кодификация — это процесс создания классических кодексов, в широком — процесс объединения нормативных актов в единый документ, где законодательные нормы, по существу, не пересматриваются, устраняются только противоречия между ними, отсекаются устаревшие положения и т. п. Более того, некоторые французские ученые и соединение нормативных актов в единый сборник готовы считать кодификацией. Здесь уже практически стирается разница между видами систематизации. Однако нельзя сказать, что они не правы. Слово «кодекс» в переводе с латыни означает «книга», и тогда получается, что создание системного сборника нормативных актов правомерно называть кодексом.

И все же слова «кодификация», «кодекс» все больше употребляются в специальном смысле: как совокупность разрозненных правовых норм, приведенных в форму единого целого.

С развитием общества увеличиваются языковые возможности людей. Это позволяет использовать множество терминов для дифференциации различных правовых явлений. Вряд ли стоит обозначать единым термином «кодификация» различные виды систематизации. Поэтому использование в российской правовой науке слова «кодификация» в специфическом смысле представляется оправданным.

Особенности кодификации

Кодификация существенно отличается от других видов . Рассмотрим ее признаки:

  • целью кодификации является создание единого и согласованного нормативного акта;
  • кодекс — это фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет существование других видов нормативных актов, более того — предполагает их необходимость;
  • цельность кодексу придает не только однородность регулируемых им общественных отношений (его предмет), но и специфический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы отрасли права;
  • кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки;
  • при кодификации приходится иметь дело с правовыми предписаниями, нормами права, институтами права. Именно они являются ее предметом;
  • собранные правовые предписания перерабатываются основательно, т. е. они могут быть изменены, дополнены, преобразованы. На их основе или только с их учетом могут быть созданы новые правовые предписания;
  • все правовые предписания, намеченные для включения в кодекс, требуется увязать и расположить по заранее разработанной логической схеме;
  • кодификация имеет определенные ограничения , которые должны быть приняты во внимание:
  • время существования отрасли, института, ставших объектами кодификации (лишь «старые» отрасли, накопившие значительный нормативный массив, могут быть кодифицированы);
  • скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации (быстро изменяемые жизненные ситуации, например пенсионные, вряд ли могут быть кодифицированы);
  • результаты кодификации всегда имеют официальный характер. Только законодательный орган (Федерации или ее субъекта), по статусу самый компетентный в области правотворчества государственный орган, может дать жизнь кодексу и принять его в качестве закона;
  • кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов;
  • кодифицированные законы, хотя и считаются по юридической силе равноправными с законами некодифицированными, но такой подход противоречит одному из основных правил юридической техники: специальный закон имеет преимущество перед законом общим. Кодекс не всегда регулирует все тонкости общественных отношений. И если по этой причине приходится издавать закон более детальный и специализированный, нет никаких оснований оказывать преференции кодифицированному акту. Несмотря на это кодексы в системе законов занимают видное место и имеют большой авторитет. В настоящее время такую позицию принимает все большее число ученых.

Технико-юридические правила кодификации

Поскольку по своей сути кодификация относится к правотворчеству и лишь (исходя из ее результатов) примыкает к систематизации, правила се проведения в большей мере входят в правотворческую технику. Инструменты формирования содержания кодекса и его оформления во многом сходны с теми, которые применяются при создании других нормативных актов (они рассмотрены в гл. 6 и 7). Уточним их применительно к кодификационной работе:

  • это очень сложная и высокозатратная работа. Поэтому она должна начинаться только тогда, когда вынесено решение государственного органа о ее проведении и финансировании. Именно государственный орган берет на себя решение вопроса, необходима ли кодификация;
  • создание рабочего коллектива — задача не из легких. В нем должны быть собраны профессионалы высокого класса, причем разного профиля: и ученые — юристы, лингвисты, политологи, специалисты в той сфере жизни, которая стала объектом кодификации, и политики, и практические работники с большим опытом;
  • план работы коллектива должен быть разбит на этапы с указанием примерных сроков выполнения работ на каждом из них;
  • необходимы распределение обязанностей между членами рабочего коллектива и определение этапа включения их в работу;
  • важны сбор и отбор нормативного материала, подлежащего кодификации;
  • важно обобщение зарубежного опыта в сфере законодательства, являющейся объектом законопроектных работ;
  • необходимы предварительный анализ нормативного материала и решение вопроса о целесообразности кодификации. Создание кодекса не может быть просто модной затеей, реализацией чьей-то идеи или политических амбиций. Кодификацию следует начинать только тогда, когда это целесообразно и тем более если проявляются негативные явления, связанные с ее отсутствием.

Например, в области избирательного права накопился довольно значительный нормативный объем. Центром избирательного законодательства является довольно мощный Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Но по своему содержанию он таков, что пользоваться им крайне затруднительно. Возникла настоятельная потребность в создании избирательного кодекса, не только объединяющего, но и упрощающего многие законодательные положения проведения выборов;

  • следует изучить реальную обстановку в стране и определить объективные и субъективные факторы, которые могут сказаться на действии будущего кодекса.

Например, создатели Трудового кодекса РФ, изучив социальную обстановку в стране, не пошли на радикальные изменения в регулировании трудовых отношений, а остановились на принятии в 2001 г. упрошенного варианта Кодекса, в большей мерс сохранившего прежние традиции в сфере труда. Прошло несколько лет, обобщен опыт его применения. Сегодня уже есть понимание того, что в регулировании трудовых отношений надо идти дальше;

  • важны анализ собранных для переработки нормативных актов и вычленение нормативных предписании, которые войдут в кодекс. Одним из важных моментов является решение вопроса, однородные ли общественные отношения они регулируют; в противном случае кодекс не будет цельным актом, а больше будет походить на консолидированный акт.

Кодекс РФ об административных правонарушениях по содержанию четко делится на две части: материально-правовые и процессуальные нормы. Понятно, что они связаны друге другом. Но направленность этих двух видов норм разная: охранительная и процессуальная. Если подходить к кодификации профессионально, то следовало бы нормы, закрепляющие порядок зашиты административно-правовых отношений, оформить в виде особого нормативного акта — административно-процессуального кодекса;

  • нормативные предписания, отобранные для переработки, должны быть классифицированы по вопросам, которые предположительно должны найти отражение в будущем кодексе. Эта классификация должна стать основой разработки структуры кодекса;
  • самый ответственный этап — составление текста проекта кодекса, формулирование его статей. Здесь, как правило, не удается обойтись классификацией отобранных и переработанных нормативных предписаний. Приходится их дополнять новыми нормативными предписаниями , как бы восполнять имеющиеся пробелы в правовом регулировании этой сферы общественных отношений. Одному человеку это, конечно, не по силам. Распределение структурных элементов текста между составителями должно проводиться с учетом их желания, которое обычно определяется их компетентностью в том или ином вопросе;
  • текст проекта должен подвергнуться широкому обсуждению среди научной общественности. Возможно, отдельные вопросы (скорее, социального характера), регулируемые проектом, следует вынести и на суд широкой общественности;
  • после этого проект кодекса должен пройти всестороннюю экспертизу различного профиля (юридическую, лингвистическую, логическую, политологическую и др.);
  • далее проекту — кодекса с учтенными замечаниями предстоит утверждение на комиссии по кодификации;
  • обычно проводится отраслевая кодификация. Однако может быть осуществлена институциональная кодификация, только в ее названии не всегда используется термин «кодекс» (например, Лесной кодекс РФ, но «Закон о несостоятельности (банкротстве)», Правила дорожного движения). Из истории известны общеправовые кодификации, например Соборное уложение. В настоящее время в развитых странах в силу возросшей сложности и специализации правового регулирования они не используются.

В зависимости от того, каким органом они приняты и какой юридической силой обладают, нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Законом называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной власти (парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой. Все остальные нормативные правовые акты называются подзаконными и не должны противоречить закону. Законами регулируются наиболее важные общественные отношения: они закрепляют общественный и государственный строй, основные права и свободы граждан и их обязанности, компетенцию центральных органов государственной власти и т.д. Подзаконные акты могут детализировать, конкретизировать нормы законов.

Законы, в свою очередь, делятся на виды. Среди всех законов особое место занимает основной закон, который иначе называется конституцией. Основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 г. Далее, в соответствующем разделе будет дана подробная ее характеристика.

Так как Россия является федеративным государством, то в ней действуют федеральные законы и законы субъектов Федерации. Первые принимаются Федеральным Собранием (федеральным парламентом) и действуют на территории всей Федерации. Вторые принимаются органами законодательной власти субъектов Федерации и действуют только на территории данного субъекта Федерации. К примеру, закон, принятый Московской городской Думой, действует только на территории Москвы, так как город Москва согласно действующей Конституции России является субъектом Российской Федерации.

Федеральные законы в свою очередь делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральным конституционным законом относятся те законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это закреплено в ст.108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч.3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.

Текущими (обыкновенными) называются федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

1) постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;

2) нормативные указы Президента Российской Федерации . К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ по повышении размера пенсий и пособий – это нормативный и правовой акт, так как рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3) постановления Правительства Российской Федерации , которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

4) нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

В субъектах Федерации помимо законов также принимаются и подзаконные нормативные акты. Как они называются и какие органы их принимают – определяется в конституциях или уставах в соответствующих субъектов Федерации.

www.bibliotekar.ru

newinspire

Понятие, место, признаки и виды законов

Ключевые слова: понятие, место, признаки, виды, закон

Законы занимают главное место в системе нормативно-право­вых актов .

Их ведущее положение определяется следующими ос­новными признаками .

Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или не­посредственно народом в порядке референдума.

Во-вторых, обладают высшей юридической силой , которая оз­начает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения . В законах закрепляется общественный и государст­венный строй, компетенция центральных звеньев государствен­ного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного харак­тера . Все иные акты призваны в основном детализировать и кон­кретизировать нормативные установления законов.

В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке .

Таким образом, закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных обще­ственных отношений. Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями ре­гулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и те­кущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для теку­щего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, кон­кретизирующие ее содержание .

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку полити­ческих сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интере­сов.

Различают фактическую и юридическую конституции.

Фак­тическая конституция - это реальные отношения в обществе.

Юридическуя конституция представляет собой правовое офор­мление этих отношений.

Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства.

Перечень конституционных законов исчерпывающе опреде­лен Конституцией Российской Федерации. Это законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конститу­ционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного по­ложения и т.д. (всего их 14).

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее за­конодательство и регулируют различные стороны экономичес­кой, политической, культурной жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органи­ческие и чрезвычайные законы .

Органические (кодифицированные) законы - юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высо­ким уровнем нормативных обобщений и призванные комплекс­но регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.

Текущие законы;

Законы

Законы и подзаконные акты

Виды нормативных актов по юридической силе

Конституция представляет собой основополагающий учредительный юридический акт страны, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы граждан, форму государства, систему органов государственной власти и другие основные устои жизни общества.

Конституция может быть принята путем октроирования (фр. octroyer - жаловать, даровать) – пожалована монархом, а также парламентом или специальным учредительным органом (например, Учредительным собранием), но каждый раз от имени. Реже Конституция принимает непосредственно народом на референдуме.

Во многих странах, в том числе в России, законы, в свою очередь, подразделяются на два вида:

1) федеральные конституционные законы;

2) федеральные законы (их зачастую называют текущими).

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя. Они служат своего рода продолжением конституции, ее дополнением, конкретизацией, развитием. Процедура их принятия — более сложная, чем текущих законов. Сама конституция при этом считается Основным законом. Конституционных законов — не так уж много.

Например, в Конституции РФ имеется глава 6 «Правительство Российской Федерации». В этой главе помещена статья 114, перечисляющая функции Правительства. Вторым пунктом статьи установлено: «Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом».

В соответствии с данным пунктом был принят Федеральный конституционный закон (сокращенно — ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.

Примерами федеральных конституционных законов могут служить, в частности, также:

Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем «просто» федеральные (или текущие) законы. Федеральных законов насчитывается несколько тысяч.

Регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

В группе текущих законов выделяются так называемые кодифицированные законы, или кодексы. Есть у них и другое название: органические законы.

Кодексы — сложные, систематизированные законы. В России насчитывается более двух десятков кодексов: уголовный, гражданский, семейный, трудовой, налоговый, бюджетный, водный, лесной, воздушный, таможенный и др.

Кодифицированные и текущие законы

Система законодательства — это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения — в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права — в этом их специфический признак.

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта .

Юридическая сила нормативно-правового акта — это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

1. Законы;

2. Подзаконные акты.

Закон — это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Признаки закона.

1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.

2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

3) Высшая юридическая сила — важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона — необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.

Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция
Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:
— Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.
— Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2) Федеральные конституционные законы
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

3) Федеральные законы
Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:
— кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);
— текущее законодательство.
Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

4) Законы субъектов федерации.
Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

Подзаконные нормативные акты — это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они

1) принимаются на основе закона,
2) принимаются во исполнение закона,
3) не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;
  • акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

    Юр. сила закона

    Много раз слышал, что Кодексы имеют юр. силу выше, чем федеральный закон. Однако странно, согласно п. 5 ст 76 Конституции РФ «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В СЛУЧАИ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ И ИНЫМ АКТОМ ИЗДАННЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЙСТВУЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН.

  • Вопрос о систематизации российского законодательства не сходил с повестки дня на протяжении всего XVIII в. и начала XIX в При императоре Николае I систематизация, наконец, была осуществлена и оформлена система российского права, в своей основе сохранившаяся до 1917 г Речь идет, прежде всего, о Своде законов (1832 г.) и Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.).

    Главную цель кодификации Николай видел в том, чтобы, не вводя никаких «новшеств», упорядочить российское законодательство и тем самым обеспечить более четкую законодательную основу российского абсолютизма. Для этого было учреждено II отделение императорской канцелярии во главе с профессором права Петербургского университета М. А. Балугьянским, но практически всю работу по кодификации проводил М. М. Сперанский, определенный к нему в «помощники».

    По плану Сперанского кодификация законов должна была пройти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича 1649 г. и до конца царствования Александра I; на втором -- издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений; на третьем этапе предусматривалось составление и издание «Уложения» - нового систематического свода действующего законодательства, «с дополнениями и исправлениями, сообразно правам и обычаям и действительным потребностям государства».

    Из архивов Сената, Синода, коллегий и министерств было доставлено и просмотрено свыше 3 тыс. рукописных и печатных фолиантов, содержавших указы, манифесты, рескрипты, уставы, постановления. Все подготовленные к изданию акты сверялись с подлинниками, затем при формировании томов располагались в строго хронологическом порядке. При II отделении работала собственная типография, в которой печаталось многотомное «Полное собрание, законов Российской империи». В течение 1828 -- 1830 гг. было издано 45 объемистых томов и 3 тома указателей и приложений к ним. Они составили «Первое собрание», в которое вошла 31 тыс. законодательных актов за 1649--1825 гг. Кроме того, были изданы еще 6 томов законов, вышедших с конца 1825 по 1830 г., -- этими томами начиналось «Второе собрание», включавшее законы, изданные в царствования Николая I и Александра II.

    Однако в строгом смысле слова его нельзя назвать «полным». Как установлено историками российского законодательства, в него за первую четверть XVIII в. вошла лишь треть законодательных актов, а за вторую четверть XVIII в. - не более пятой их части. Полнее представлено законодательство Екатерины II и Павла I. Почти полностью включены законы, изданные во время царствования Александра I. О включении в «Полное собрание» ранее не публиковавшихся законов принимал решение сам Николай I, который предварительно знакомился с их содержанием.

    Одновременно на основе «Полного собрания законов» готовился и «Свод законов Российской империи». При его составлении изымались законы, утратившие силу или замененные последующими актами. Проводилась и текстовая обработка статей «Свода». При этом все исправления, а тем более дополнения, делались только с санкции императора, контролировавшего весь ход кодификации. В 1832 г. «Свод» был издан в 15 томах, заключавших в себе 40 тыс. статей. Государственный совет 19 января 1833 г. одобрил «Свод», а Николай I наложил резолюцию: «Свод рассматривать как исключительно положительный закон». В царствование Николая I он с необходимыми дополнениями издавался в 1834, 1839 и 1842 гг. Кроме того, были изданы подготовленные Сперанским «Свод военных постановлений», «Свод законов Остзейских и Западных губерний» и «Свод законов Великого княжества Финляндского».

    Во второй четверти XIX в. велись и другие кодификационные работы, которые начались сразу после издания Свода законов. Параллельно с подготовкой Уложения о наказаниях с 1839г. велись работы по составлению Устава уголовного судопроизводства. К числу материалов по его подготовке относится записка Блудова 1844г об улучшении следствий процессуального законодательства. Цель предложений Блудова состояла в том, чтобы обеспечить более или менее правильное применение Уложения о наказаниях судебными чиновниками, а также ограничить произвол последних.

    В 1845 г. Блудов докладывал императору, что в текущем году «главнейшею и первою работой» II Отделения являлось «окончательное приготовление материалов для устава о производстве дел по преступлениям и проступкам и потом самое начертание сего устава».

    В 1850 г. были готовы первые четыре части уголовно-процессуального кодекса. В 1852 г. работа над проектом «Устава судопроизводства по преступлениям и проступкам в Империи» была завершена. Процесс по существу изменен не был: он сохранил инквизиционный характер, о суде присяжных даже не упоминалось. К числу улучшений относились предоставление подсудимому возможности знакомиться с материалами дела, обжаловать приговор, приглашать в судебное заседание родственников и друзей. Из 15-ти особых судопроизводств оставлялось 3: о преступлениях по должности, государственных и религиозных. Был учрежден особый Комитет для рассмотрения проекта, обсуждение затянулось и к началу нового царствования закончено не было. Летом 1855 г. оно продолжалось. Блудов предложил использовать проект для составления процессуального кодекса Царства Польского. Этот же проект фигурирует в деле подготовки судебной реформы.

    Как совершенно верно отметила И.В. Ружицкая «заслуга данных проектов в том, что именно они подготовили законодательную основу дальнейшего судебного реформирования: они стали «базой для коренной переработки законодательства в сфере уголовного процесса при подготовке актов судебной реформы 1864 г., прежде всего, Устава уголовного производства»».

    При Николае I были изданы также «Полное собрание духовных узаконений в России со времени учреждения Святейшего Синода», «Собрание морских узаконений от 1845 по 1851 г.» и «Свод законов кочевых инородцев Восточной Сибири».

    Таким образом, кодификация законов, проведенная при Николае I, несомненно упорядочила российское законодательство. Издание Свода законов имело огромное значение не только для дальнейшего развития русского права и судопроизводства. Свод стал шагом к правовому государству, а также базой для реформ 1860-х гг.

    Кодификация – это система упорядочивания какого-то документа, пакета документов. Это составление нумерации его частей, составление аспектов разделения на главы, параграфы. В юриспруденции это специализированный способ систематизации, который представляет собой изменение, переработку и обновление правовых норм, исключительно в четко определенной отрасли права. Также в данный аспект входит принятие нового кодификационного акта. К таким актам можно отнести основы законодательства, своды законов, кодексы и уставы, регламенты и определенных положения и пр.

    Что собой представляет кодификация законов?

    В принципе, кодификационный акт отличается повышенным качеством содержания нормативно-правовых положений. То есть, другими словами, это новый акт, который имеет новые аспекты формирования формы, характера и нормативно-правового содержания. В тоже время, некоторые кодификационные акты, которые представлены в нашей стране в виде кодексов, имеют общеотраслевой характер и включают в себя ряд основных норм, которые соответствуют той или же иной отрасли права. Есть также кодификационные нормы, которые в своем составе объединяют нормы право четко определенной подотрасли. К данной кодификации можно отнести Таможенный кодекс, Бюджетный кодекс и пр.
    1. Кодификация представляют собой систематизацию определенных законов всего государства, по четко определенным отраслям права, причем, в данном случае, формируется возможность пересмотра или же отмены устаревших норм законодательной базы;
    2. Кодификация включает в себя систематизацию подзаконных актов, а также актов в определенной подотрасли. В данном случае, речь идет о кодексах, которые в своем составе имеют сбор правил четко определенной направленности, например, Бюджетный кодекс страны.

    Особенности кодификации

    В нашей стране кодификацией считается процесс деятельности специализированных компетентных государственных органов. Данная деятельность изначально направлена на переработку несистематизированного правового массива. Другими словами, каждый кодекс представляет собой своеобразную кодификацию законодательной базы четко направленного значения в определенном правовом поле. Например, Уголовный кодекс РФ в своем составе содержит всю законодательную базу, которая прямо или же косвенно затрагивает вопрос уголовного права.

    Сам по себе процесс кодификации напрямую связан с созданием нормативно-правовых актов, которые в своем составе содержат взаимосвязанные нормы и гармонизированные аспекты. То есть, в один свод включаются все законодательные акты, которые используются в четко определенном правовом поле. Как яркий пример кодификации можно привести процесс создания кодексов, в состав которых входят все нормативные акты, касающиеся четко определенного вида деятельности – правового поля.


    Приобретая квартиру, новый собственник практически всегда начинает делать ремонт. Это касается как первичного, так и вторичного жилья. Часто, следуя моде или своим представлениям...


    В принципе, нет федерального закона, который смог бы определить, что именно должно остаться в помещении, после продажи. В тоже время, опытные юристы указывают на необходимость...

    один из видов законодательной деятельности, состоящей из издания законов, систематизирующих по определенному плану отдельную отрасль или иную часть права государства. В процессе К. отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. К. обычно сопровождается большой научной работой; создание некоторых кодексов становится важным этапом в развитии права данной страны, а иногда и права в целом. Такой сложный характер кодификационных работ объясняет, почему разработка и принятие важнейших кодифицированных актов в некоторые странах занимает до 20-30 лет. От другого способа систематизации права - инкорпорации - К. отличается по методу. К. как вид издания сложных законов, охватывающих какую-либо отрасль права или законодательства, противопоставляется так называемому фрагментарному законодательству, устанавливающему частные правовые положения.

    История К. восходит ко времени падения Римской империи (V В.), когда стали предприниматься попытки систематизировать огромный правовой материал, накопленный римлянами за несколько столетий. Главным итогом этих усилий стал Свод Юстиниана, подготовленный в Византии в VI в.

    Крупные кодификационные работы проводились в Европе в период позднего средневековья и начала Нового времени. Однако характер этих К. резко отличался от современного. Во-первых, создатели кодифицированных актов стремились охватить в них все национальное право, а не его отдельную отрасль; во-вторых кодексы XII-XVIII вв. отличала казуистичность, крайне слабая систематизация материала, отсутствие общей части. Первой из таких кодификаций стали Семь Партид (исп. Siete Partidas) - всеобъемлющая кодификация, составленная в Кастилии (Испания) в 1256-1263 гг. и заложившая основы национального права Испании. В середине XVII в. была осуществлена кодификация русского права под названием Соборное уложение 1649 г. Примерно в тот же период были составлены Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 г. (в 1687г. его действие было распространено на Норвегию под названием "Норвежское право"), и Свод законов Шведского государства 1734 г., которые формально действуют и поныне.

    В Европе переход к современной К., начался на рубеже XVIII-XIX вв. К это-му периоду относится осуществление трех крупнейших гражданских кодексов: Общее земское право прусских провинций (1794), сокращенно – Ландрехт; Австрийское гражданское уложение (1811) и Французский гражданский кодекс (1804) (см. Кодекс Наполеона). Почти на 100 лет позже вышло Германское гражданское уложение (1896). Во главе движения за К. стоял Бентам, посвятивший значительную часть своих трудов этой идее. Он исходил из той мысли, что законы должны преследовать наибольшее благо наибольшего количества людей; по своему содержанию они должны быть универсальны; по форме - общедоступны и ясны. Все эти качества достигаются путем издания их в виде писаного кодекса. Свои мысли Бентам попытался осуществить на практике. Он написал обширный универсальный кодекс права, предназначенный для всех народов.

    Полностью отвергли идею К. в Англии, где возражения против К. вытекали из самой природы общего права. Значительная часть права, особенно права гражданского, здесь развивалась вне всякого воздействия со стороны законодателя, путем создания судьями прецедентов. Кодифицировать это право недопустимо уже потому, что тогда ему придется придать жесткую форму, которая лишит общее право его главной ценности - свободной приспособляемости к конкретным обстоятельствам дела. Кроме того, застывшее кодифицированное право не может предусмотреть изменений в общественных отношениях, что потребует его постоянной переделки.

    В то же время в других странах, правовая система которых в большей или меньшей степени основана на общем праве, К. проводилась, хотя и менее последовательно. чем в странах континентальной правовой системы. В США с середины XIX в. К. активно развивалась на уровне штатов, где были приняты собственные гражданские и уголовные кодексы. Среди них видное место занимают гражданские кодексы Калифорнии (1872). Луизианы (1875), Нью-Йорка, Небраски (1909) и др. уголовные кодексы Нью-Йорка (1881, 1967), Висконсина (1956), Иллинойса (1961), Миннесоты (1963) и др. Методы американской кодификации весьма близки к инкорпорации, и в кодексах обычно отсутствует так называемая общая часть. С начала XX в. на уровне федерации принимаются так называемые "модельные кодексы".

    В дореволюционной России К. проводилась, однако к 1917 г. была далека от завершения. Несмотря на значительные усилия русских ученых-цивилистов, так и не удалось принять Гражданское уложение. В советском государстве кодификационные работы начались сразу после окончания гражданской войны и охватили все основные отрасли права. К. происходила (после образования СССР) в основном на уровне союзных республик. На уровне Союза принимались Основные начала по отдельным отраслям права.

    В послевоенный период, и особенно в конце 50-х - начале 60-х гг., проходит вторая масштабная К. советского законодательства. В результате были приняты союзные Основы законодательства и Гражданский, Гражданско-процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы в союзных республиках. Всего в 1958-1977 гг. было принято 15 Основ законодательства. С меньшей интенсивностью К. продолжалась и в 70-80-е гг., когда были приняты Кодекс законов о труде РСФСР (1971). Жилищный кодекс РСФСР (1983), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (1984).

    Смена социально-экономической и политической систем, образование нового Российского государства обусловили последнюю по времени К. отечественного права. В 1993 г. принят Таможенный кодекс РФ. В 1994 г. была принята и вступила в силу с 1 января 1995 г. первая часть Гражданского кодекса РФ, в 1995 г. принята и с 1 марта 1996 г. действует вторая часть Кодекса, посвященная отдельным обязательствам. Приняты также новые семейный (1995). Водный (1995), Уголовный (1996). Уголовно-исполнительный (1997), Воздушный (1997), Лесной (1997), Градостроительный (1998) кодексы, Кодекс торгового мореплавания (1999).

    Кодификационные работы проводятся также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 90-е гг. приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Татарстан, Карелия), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Мурманская области) кодексы.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓