Политико правовые учения гроция. Политико-правовые взгляды гуго гроция


Билет №13.

^ Политико-правовые идеи Г. Гроция.
Гуго Гроций (1583 – 1645 гг.) – знаменитый голландский доктор права, идеолог нидерландской революции.

Основное сочинения: «О праве войны и мира», «Свободное море».

Учение о праве. Соотношение естественного и позитивного права. Естественное право у Гроция – право «в собственном смысле слова», не зависящие от Бога. Его источник - разумная воля человека с присущим ему «стремлением к спокойному, руководимому собственным разумом общению с себе подобными». Философское основание такого суждения – рационализм. Свет разума, а не божественное откровение может разрешать социально-политические конфликты и быть верховным судьей. Гроций выделяет естественное право и волеустановленное (позитивное ). Последнее, в свою очередь делится на божественное (не желал вступать в конфликт с богословием), и человеческое внутригосударственное и международное (воля людей является источником обязательных правил, установленных соглашением, «договоры должны выполняться»). Нормы, установленные людьми, должны соответствовать принципам естественного права. Естественное право не может быть изменено даже Богом. Естественное право – справедливость между равными, а волеустановленное регламентирует отношения между господами и повинующимися.

Понимание государства. Право предполагает возможность принуждения , осущест. государством. Государство – «совершенный союз свободных людей ради соблюдения права и общей пользы». Государство – результат сознательной деятельности людей, оно возникло как следствие общественного договора. До учреждения государства люди находились в естественном состоянии. В начале оно было весьма благополучным, не было частной собственности. С развитием ремесел, искусств, появления частной собственности исчезли равенство, справедливость, а возникли конфликты. Чтобы восстановить чувство безопасности люди заключают общественный договор , т.е. объединяются в государство. Гроций не считал народ носителем суверенитета (он добровольно передал свой суверенитет избранным лицам).

Формы правления. Не делает вывода о том, какая из форм – лучшая. Главное, чтобы она отвечала потребностям народа. Тем не менее симпатии склоняются к аристократическому или монархическому правлению.

Сопротивление власти. С одной стороны, Гроций признает, что никого нельзя принудить подчиняться распоряжениям,противоречащим нормам естественного права. С другой стороны, государство во имя обеспечения безопасности наделяется высшим правом лишать подданных возможности сопротивления. Право народа на восстание допускается лишь в исключительных случаях (не приведет к разрушению государства и к гибели большого числа ни в чем неповинных людей).

Международное право. Считал, что в основе международных отношений должны лежать право и справедливость. Источник этого права – природа и разум человека, а так же соглашения народов. Это часть естественного и часть положительного права. Не всякая война, по мнению Гроция, должна быть запрещена. Война – естественный способ защиты законных интересов государства. Войны делил на справедливые (оборонительные) и несправедливые (завоевательские). Войны должны вестись по правилам, чтоб не страдало мирное население.

Билет №14.

Политико-правовые взгляды Б. Спинозы.
Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.). родился в Амстердаме.

Основные произведения: «Богословско-полит. трактат», «Полит. трактат».

Философия . Спиноза придерживается метафиз. механистического материализма. Утверждения о единстве мира, о единой субстанции, которая никем не сотворена, вечно существует и должна быть объяснена через саму себя, означает разрыв с религиозными представлениями. Природа не создана Богом, природа сама есть Бог. Придерживается пантеизма – учение об отождествлении Бога и природы.

Естественное состояние . Человек – часть природы. Естественное право индивида широко и сдерживается только тем, чего люди не желают. Все имеют право на все по своему произволу и желанию, поэтому люди в естественном состоянии равны. Нестабильный и конфликтный характер естественного состояния. Интересы людей вступают в противоречие, решаемые силой, борьбой за утверждение своих прав. Вне общества человек не может быть в безопасности, его естественное право не обеспечено. Поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское .

Высший закон Природы . По естественному праву – «человек человеку – волк». Но борьба каждого за самосохранение в естественном состоянии приводит к угрозе истребления людей. Высший закон природы – решения Бога, раскрытые человеческим разумом. Знание всеми этой истины предохраняют человечества от самоистребления.

Гражданское состояние . Выход из тупика естественного состояния – общий договор и переход в состояние гражданское, т.е. к обществу и государству. Люди живут в гражданском состоянии, выражающем естественные основы государства.

Отождествление общества и государства . Отличительный признак гражданского состояния - верховная власть и верховное право как сила (суверенитете государства), совокупное тело кот. и есть государство. Естественное право государства . В гражданском состоянии по договору появляется высшее естественное право государства в лице верховной (суверенной) власти. Это общий для всех гарант безопасности, являющийся духом государства. Человек действует по законам своей природы, исходя из своей пользы, страха, надежды, но суверенная власть вправе решать,что справедливо, творить законы, суд, выбирать должностных лиц, но сама не связана никакими законами.

Последоговорное право гражданина . Частное право регулирует истинное познание Бога, взаимную любовь и ненависть, естественные права, не отчуждаемые в пользу государства (право не свидетельствовать против себя, право на попытку избежать смерти).

Форма государства . Лучшая форма – та, в кот. наиболее обеспечены мир и безопасность, прочность и устойчивость. Его симпатии на стороне демократии. «Цель государства в действительности есть свобода». Такая цель лучше всего достигается в демократическом государстве.
Билет №15.

Политико-правовые взгляды Т. Гоббса.
Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – английский философ.

Основные произведения: «О гражданине», «Левиафан».

^ Естественное состояние. Изначально все люди неравны, но компенсируют это физическими или умственными способностями, поэтому все имеют одинаковое «право на все». Однако эгоизм, жажда власти и наживы приводят к «войне всех против всех», что равнозначно отсутствию прав вообще.

^ Естественное право. Естественный закон. Естественные законы, по Гоббсу, не элемент естественного права. Наоборот, они приходят ему на смену. Право состоит в свободе делать или не делать что-либо, а закон обязывает либо к тому, либо к другому. Естественное состояние и действующее в нем естественное право на все – это неограниченная свобода, а диктуемый разумом естественный закон – это предписание, ограничение закона.

Фундаментальный закон: следует искать мира и следовать ему . Остальные (18) естественных законов можно сформулировать: не делай другому того, чего ты не желал бы по отношению к себе .

^ Общественный договор. Путем взаимной договоренности индивиды доверяют единому лицу – суверену – верховную власть над собой. Государство и есть это лицо использующее средства всех людей так, как оно считает необходимым для их общей защиты.

^ Государство – единое лицо . «Государство - это есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты ».

^ Аналогия государства с человеком : государство – «искусственный человек» (Левиафан); суверен – душа государства, судебная и исполнительная власть – суставы, тайные агенты – глаза государства, гражданский мир – здоровье, а гражданские войны – болезнь государства. Составляющие государство люди как бы срослись, стали новым организмом, утратили свою первоначальную обособленность. Гоббс отвергает теорию разделения властей, так это означало бы разделение суверенитета.

^ Соотношение государства и закона . Естественные законы сами по себе к исполнению не обязательны, ибо это свобода что-либо делать или не делать. Необходим позитивный закон, лимитирующий право каждого на все и решающий, кому что принадлежит, что право, а что не право. Заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утратили право протеста против решений суверена. Отсутствие суверена оборачивается непрерывной «войной всех против всех». Абсолютная власть государства – гарант мира и реализации естественных законов. Государство издает гражданские законы. По своему содержанию гражданские законы – те же естественные законы, но только подкрепленные абсолютным авторитетом и мощью государства.

^ Формы государства. Выделяет 3 формы государства: демократию, аристократию, монархию. Демократию не одобряет - «черни недоступна большая мудрость»; при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Монархия – лучшая форма – соответствует идеалу абсолютной и нераздельной власти.

^ Отношения между государствами. Отношения между государствами представлялись Гоббсу сферой, где сохраняется естественное состояние, т.е. идет война всех против всех.
Билет №16.

Политико-правовые взгляды Дж. Локка.
Джон Локк (1632-1704 гг.) – идейный оппонент Гоббса, идеолог социального компромисса.

^ Основные произведения : «Два трактата о государственном управлении».

Естественное состояние . В нем пребывали люди до возникновения государства. В этом общежитии не было «войны всех против всех» (в отличии от Гоббса). По Локку, полная свобода и равенство людей все же не есть «состояние своеволия». Жизнь людей регулируется диктуемыми разумом законами природы, а закон природы требует мира и безопасности для всех. Разум предписывает необходимость примирять свои интересы с интересами других людей. Отсутствие органов для беспристрастного решения споров, наказания виновных все же дестабилизировало жизнь.

^ Общественный договор . Для обеспечения свободы и равенства, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество («Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа»).Люди, добровольно создавая государство, передают ему не все принадлежащие им естественные права (в отличии от учения Гоббса). Государство получает от людей столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества (политическая власть вытекает из общественного договора и состоит в праве издавать законы и применять для их исполнения силу сообщества). Право на жизнь и владение имуществом, свобода и равенство – окончательные границы власти и действия государства, кот. оно преступать не должно (собственность, свобода мнений – неотчуждаемые права).

Государство. Государство – совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона, создавших судебную инстанцию, правомочную решать конфликты между ними. И наказывать преступников. От других форм коллективности (семей, хозяйственных единиц) оно отличается монополией на политическую власть, т.е. правом во имя общественного блага создавать законы (с различными санкциями) для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для их исполнения.

Право на восстание. Против деспотической власти люди вправе «воззвать к небесам» и применить силу. По закону, «изначальному и превосходящему все людские законы», народ «обладает правом судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам». Суверенитет народа в конечном счете выше суверенитета созданного им государства. Восстание правомерно, если большинство народа решает прекратить нарушения общественного договора и вернуть государство на путь свободы и закона.

^ Разделение властей. Этот принцип не приобрел у Локка классической формы. Он различает три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Публично-властные полномочия государства четко разграничены и поделены между разными его органами («уравновесить власть правительства, вложив отдельные ее части в разные руки»). Законодательная: принимать законы полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Исполнительная : претворять законы в жизнь должны монарх и кабинет министров. Федеративная: внешняя политика, отношения с иностранными государствами (может сочетаться с исполнительной). Судебная : ветвь исполнительной власти. Система сдержек и противовесов реализует принципы связи и взаимодействия властей. Первое место отводится власти законодательной как верховной в стране. Иные власти должны подчиняться ей, но и оказывая на нее влияние (буржуазный конституционализм).

^ Формы государства. Трехчленная система: демократия, олигархия, монархия . Любую форму правления он ставит на почву общественного договора, объявляя ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности. Абсолютная монархия вообще не признавалась формой гражданского правления. Смена форм правления в соответствии с волей общества – нормальное явление. Не выделяет лучшую форму государства.
Билет №17.

Политико-правовые взгляды Ш. Монтескье.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) – умеренный философ, сторонник социального компромисса.

^ Основные произведения : «О духе законов», «персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян».

«Дух законов. Это объективные социальные закономерности, познание кот. благодаря разумной природе человека, устанавливает факторы, влияющие на законодательство (климатические, национальные, культурные, политические, нравственные, религ.). Выражая дух нации в справедливых законах, люди добиваются «триумфа морали над климатом».

^ Естественное состояние и общественный договор. В учении Монтескье государство зарождается не одновременно с образованием общества, а на той ступени его развития, когда среди людей возникает вражда и война из-за распределения богатства и одна часть людей начинает стремиться использовать общие блага в своих корыстных целях. В таких условиях люди вынуждены были заключить между собой соглашения и создавать государство для прекращения состояния войны в обществе. Цель государства – примирять противоречия, возникшие между людьми в обществе и разрешать споры и противоречия, возникшие между людьми в обществе и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя общую силу, если кто-то не пожелает подчиняться правопорядку.

^ Систематизация права. Естественное право, опираясь на представления о справедливости, предшествует позитивному; «дух законов», по-разному проявляясь в формах права, дает основу их систематизации. Система отраслей права – основа дифференциации позитивного законодательства на естественное, божественное, каноническое, международное, государственное, семейное право.

^ Формы правления. В истории государства он выявлял четыре типичные формы: демократию, аристократию, монархию, деспотию. Первые три – умеренные формы правления, деспотия – неумеренная. При их характеристики пользовался понятиями: природа правления (это отношения между правителями и управляемыми, определяемые тем, кому принадлежит власть ) и принцип правления («человеческие страсти, кот. двигают им», вытекает из природы правления).

Гуго Гроций (1583–1645) – голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Гроций создал более 90 произведений. Его основной труд – «О праве войны и мира». Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625). Политико-правовые взгляды Гроция изложены и в таких его работах, как трактат «О праве добычи», «О древности и строе Батавской республики», «Введение в изучение права Голландии» и др.

Цель трактата «О праве войны и мира» – решение важных проблем международного права. Исходный пункт учения Гроция – природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право на: естественное (источник – человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания естественного права, к которым относит «воздержание от чужого имущества и возвращение полученной чужой вещи, возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания») и волеустановленное (делится на человеческое и Божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права. Так как Бог в доктрине Гроция подчинен законам природы, то естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и Божественное волеустановленное право (предписания религии).

Развитие человечества, стремление людей к общению побудили их заключить договор о создании государства. По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных, а не как «заговор богачей» против бедных и слабых.

Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Верховная власть – суверенная власть. Общим носителем верховной власти является государство в целом, носитель – одно или несколько лиц.

Суверенитет составляет отличительный признак государства.

Форма правления, по мнению Гроция, не имеет существенного значения. Отрицательно относился к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), и предпочитал единоличную и аристократическую форму правления. Гроций не отвергал и демократическую форму правления.

Не отрицая саму возможность суверенитета народа, Гроций вместе с тем приложил много усилий для опровержения мнения, будто «верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать».


Гроций также уделяет внимание вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти. Собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. Праву подданных на сопротивление властям он противопоставляет «закон о непротивлении», отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Гроций считал, что «на самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее – свобода или мир». Несомненное предпочтение при конфликте этих ценностей он отдает миру.

Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. «Невозможно,– подчеркивал он,– не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, как соблюдая границы права и добросовестности».

Война определяется им как «состояние борьбы силою как таковое». Это общее понятие, по его словам, охватывает как войны частные (между частными лицами), так и публичные (войны, которые ведутся органами гражданской власти); выделяет Гроций и «смешанную войну», в которой сочетаются элементы двух первых типов войн.

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву. Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые (оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества) и несправедливые (войны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов). По мнению Гроция «войны ведутся ради заключения мира» и что мир является «конечной целью войны».

Политические и правовые воззрения Гуго Гроция.

Гуго Гроций - 1583-1645гг.

Юрист. Писатель.

Является отцом Международного права. Т.к. его работы посвящены аспектам права войны и мира (Jus gentium).

1. О праве войны и мира 1625.

2. Трактат о праве добычи. - опросы о свободе мореплавания.

Нидерланды становятся республикой в этот период.

По его мнению природа человека являются определяющими в развитии общества, а не божественные установления.

Он разделяет: естественное право и право волеустановленное.

Естественное право - предписания человеческого разума. В зависимости от которого, при условии соответствия или противоречия разумной природы признается одобряемым или порицаемым.

Источником является человеческий разум. Разум стремиться найти формы и способы спокойного и стабильного существования.

Гроций считает - из требования разума вытекают справедливые и четкие правила:

1. Воздержись от присвоения чужого.

2. Верни чужую вещь, если она оказалась в твоем владении.

3. Возмести выгоду за пользование чужой вещью.

4. Договоры должны выполняться.

5. Возмести ущерб причиненный по твоей вине.

6. Воздаяние за совершенные правонарушения.

Данные правила позволяют человеку регулировать спокойное общение с себе подобными.

Волеустановленное право:

право человеческое

право божественное.

1. Человеческое право складывается из права внутригосударственного, которое содержит нормы естественного права и права народов, которое обладает обязательной силой для всех народов. Право традиционно делится на частное и публичное. Все производные от естественного права должны соответствовать его началам.

2. Божественное право - воля бога, но естественное право незыблемо настолько, что не может быть изменено и самим богом. Божественное право должно соответствовать естественному праву.

По мнению Гуго Гроция естественное право является приоритетным.

Основным является вопрос частной собственности.

Частная собственность не является естественным право. Является позитивным правом. Но в силу принципов естественного права посягать на частную собственность нельзя.

Гуго Гроций акцентирует внимание на государстве.

Государство - возникает в результате договорных отношений. Догосударственная стадия - естественное состояние, но в силу естественных качеств люди стремятся к защите имущества и жизни и потому договариваются о совместном общежитии для противостояния насилию.

Цель государства - охрана частной собственности и правопорядок.

Гос-во - союз свободных людей заключенный ради соблюдения права и достижения общей пользы.

Благоденствие - идеал существования самого государства

Признаком государства является суверенная власть.

Носителем верховной власти является государство в целом. Абсолютным обладателем суверенитета. Конкретным обладателем может быть одно или несколько лиц. Форма правления значения не имеет. Важна цель.

Носитель верховной власти представляет гос-во в международных отношениях. Т.к. народ не может быть субъектом международных отношений.

Поскольку суверенитет передан государству - неподчинение гос-ву незаконно.

Страх толпы - толпа - власть циклопов, которых нельзя остановить.

В случае если явно или не явно народ охраняет за собой право и часть определенного суверенитета и не представляет право вести войну против себя самого, то он вправе восстать против монарха, но чтобы это не привело к потрясению государства и гибели многих подданных.

Международно-правовые взгляды ГГ.

Естественное право сохраняет свое действие и во время войны. Т.о. именно не сила, а право и справедливость являются определяющими в международных отношениях, даже если идет война. Война не противоречит естественному праву, поскольку каждый является защитником своего права. Кроме того существуют войны справедливые и несправедливые.

Справедливые - войны, причиной которых явилось правонарушение против народа (оборонительные, на защиту имущества, территорий)

Несправедливые - захватнические, покорение др. народов.

Зачинщики войн ответственны за все, чем сопровождается война и за ее последствия.

Войны неизбежны. Гроций призывает установить правила ведения войы:

1. не допускать напрасных захватов.

2. Щадить женщин, детей, стариков

3. Военнопленных.

4. не воевать против мирных граждан.

Войну надо вести из принципов естественного права, но и стремиться заключать мир.

Такие правила позволят резко уменьшить количество несправедливых войн, и сократится само количество войн.

Человек - явление социальное, создание свободное, предназначенное для социального общежития в интересах достижения общей пользы.

Приоритет учения Гроция отдается человеку.

Книги Гроция были запрещены церковью.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/

Гуго де Гроот Гроций (1583-1645 гг.) родился в г. Делфте. В 11 лет поступил и в 15 лет закончил университет и получил ученую степень доктора права. Занимался адвокатской практикой. В 1607 г. назначен обер-прокурором при Верховном суде Голландии и Новой Зеландии. В связи с участием в религиозно-политической борьбе в 1619 г. был предан суду и приговорен к пожизненному заключению. В 1621 г. бежал в Париж, где пробыл до 1631 г. С 1634 г. стал шведским посланником при французском дворе, отказавшись предварительно от голландского гражданства. В 1644 г. по собственной просьбе освобожден от должности. В следующем году отправился через Голландию в Швецию, на обратном пути произошло кораблекрушение, Гроций больной добрался до Ростока, где и умер.

Основные произведения: Сочинение «Свободное море», вышедшее в 1609 г. В 1625 г. вышел его труд «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Написал более 90 произведений по юриспруденции, филологии, истории. Кроме того он был поэтом, драматургом. Писал на латыни. Автор стихов на религиозные, социальные, семейные темы, а также трагедий на библейские сюжеты («Адам изгнанный»).

Теоретические воззрения Г. сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Ж.Бодена.

Государство - это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Признак государства – верховная власть, к атрибутам которой Гроций относил: издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Происхождение государства . Было время, когда существовало естественное состояние , т.е. не было государства и частной собственности. Но постепенно люди утратили простоту общения, началось насилие, появилась угроза жизни. И тогда разум привел их к мысли о необходимости объединения, т.е. по мысли Гроция, государство – результат сознательной деятельности людей, и возникновение его явилось следствием договора. Форма правления. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия ее изменить, ибо договоры должны соблюдаться (Pacta sunt servanda). Относительно разновидностей форм правления Г. Гроций придерживался взглядов древнегреческих мыслителей: единодержавная власть (монархия), власть знатнейших вельмож (аристократия) и гражданская община (демократия). Симпатии его явно находились на стороне аристократического или монархического правления.



Право. Вслед за Аристотелем он делит право на естественное и волеустановленное. Он считает, что право коренится в стремлении человека к спокойному и направленному разумом общению с другими людьми. Это стремление свойственно каждому индивиду. Право же есть сумма норм, которые оформляют и закрепляют правила этого общения. Нормы права: воздержание от незаконного приобретения чужого имущества, возвращение этой вещи, соблюдение данных обязательств, возмещение виновным причиненного вреда, заслуженное наказание провинившихся в чем-либо и т.д. Это право естественное. Оно «столь незыблемо, что не может быть изменено даже Богом».

Наряду с естественным правом есть и позитивное (волеустановленное) право, включающее право человеческое (внутригосударственное и международное, т.н. право народов) и божественное, основанное на естественном праве. Источник естественного права – природа человека, источник человеческого права – соглашение между людьми, народами, государствами. А поскольку человеческое право получает свою силу от естественного, то «природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права».

Международное право. Г. Гроций считается отцом науки международного права. Вопросы международного права он соотносит с общей проблематикой права и государства, пытаясь с точки зрения юриспруденции, а не политики анализировать итоги Тридцатилетней войны<. Гроций приходит к выводу, что предметом юриспруденции являются вопросы права и справедливости. Это отличает ее от предмета политики, изучающей вопросы целесообразности и пользы.

Отношения между государствами и должны строиться на принципах права, т.е. в основе этих отношений должны лежать право и справедливость. Это есть «право народов». Источниками этого права являются соглашения, а также разум человека. Оно существует даже тогда, когда государства находятся в состоянии войны друг с другом. Войны делятся на справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические, правонарушающие). Несправедливые войны подлежат запрету. Необходим специальный орган, который обладал бы полномочиями разрешать споры между государствами. Его идеалом было единое мировое сообщество, которое состоит из суверенных государств, отношения между которыми регулируются рациональными принципами международного права.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI–XVII ВЕКОВ)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ПЕРИОДА БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ГОЛЛАНДИИ

Первая буржуазная революция произошла в Нидерландах – в самой развитой для того времени стране (республике семи провинций и нескольких областей) .

Начало буржуазной революции совпало с победой Голландии в освободительной войне против феодальной Испании (1565–1609 гг.). После этого открылись возможности для бурного развития капитализма в Нидерландах. Новый общественный уклад обусловил развитие передовых идей, которые обосновывали его легитимность. Их доктринальной основой выступала теория естественного права.

Политико-правовая доктрина Гуго Гроция

Голландский правовед Гуго Гроций (1583–1645) является одним из создателей новой рационалистической философии права и государства, основанной на теории естественного права. Он сформулировал ее в трактате "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625 г.). Труд был написан Гроцием в эмиграции (во Франции), куда ученый был вынужден бежать, спасаясь от преследования враждебной религиозной секты. В 1627 г. трактат по распоряжению папы римского был внесен в перечень запрещенных книг.

Учение о праве. По мнению Гроция, учение о естественном праве составляет "естественную, неизменную часть юриспруденции" как науки. Мировоззренческая основа его правовой доктрины опирается на тезис о том, что все люди от рождения равны и наделены природой естественными страстями, стремлениями, разумом. Основываясь на этом положении, Гроций вводит в научный оборот новое понимание права: право есть совокупность предписаний человеческого разума, без которых невозможно существование самого индивида.

Потребность в праве обусловлена природой человека: внутренне присущим каждому индивиду стремлением к спокойному общению с себе подобными; способностью человека руководствоваться в этом общении разумом. Однако присущая каждой личности склонность к совместной жизни, природная общительность людей нуждаются в социальных регуляторах, которые опосредуют подобное взаимодействие. Такими регуляторами выступают предписания естественного права, представляющие собой требования человеческого разума. В этом смысле право рассматривалось как набор правомочий индивида, закрепленных в социальных нормах. Среди них целый ряд предписаний естественного права: "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи, и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

Согласно Гроцию, в условиях бурного развития рыночных отношений именно право призвано быть мерилом справедливости. Будучи разумным существом, человек оценивает поступки людей на основе их соответствия или несоответствия целям совместного общения. По мнению Гроция, "общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия" . Поэтому справедливость как условие общежития "целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние". Следовательно, право рассматривалось как нравственное свойство, присущее индивиду. По природе своей индивид обладает только справедливыми притязаниями на вещи и действия, в соответствии с которыми он поступает законно, сообразно началам естественного права.

В зависимости от источника происхождения мыслитель выделяет два вида права:

  • 1) право естественное, источником которого является "сама природа человека";
  • 2) право волеустановленное, источником которого выступает воля субъекта.

По субъекту – носителю воли Гроций подразделяет волеустановленное право на:

  • 1) право божественное, основанное на "свободной воле Бога, повиноваться которой беспрекословно повелевает нам наш разум";
  • 2) право человеческое.

Человеческое право также неоднородно, оно включает:

  • 1) право народов, т.е. нормы, приобретшие "обязательную силу волею всех народов или многих из них";
  • 2) внутригосударственное право, т.е. предписания органов публичной власти.

Признавая существование божественного права, Гроций утверждал верховенство естественного права. По этому поводу он замечал: "Естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом... Подобно тому, как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро" . Исходя из этого естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право.

Различная природа предписаний естественного права и иных правовых установлений позволяет Гроциго развести понятия "закон" и "право".

Понятие "право" имеет следующие отличия от понятия "закон":

  • источником права выступает человеческий разум, естественные права, а природа закона коренится в воле, а потому причисляется Гроцием к волеустановленному праву;
  • в основе права лежит справедливость, в то время как закон держится на силе.

Следовательно, Гроций использует два понимания закона:

  • 1) в узком понимании закон есть волеустановленное право, идущее от гражданской власти;
  • 2) в широком смысле иод законом понимаются правила нравственных поступков.

Однако даже в широком смысле Гроций не отождествляет закон и право, поскольку они имеют различные источники происхождения, не совпадают и по содержанию.

Закон и право различаются по механизму реализации правовых предписаний. Это выводит Гроция на проблему соотношения силы и права. Данная тема была чрезвычайно актуальна в период написания трактата, поскольку в это время шла Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.). В обоснование своей позиции мыслитель исходил из того, что право есть внутреннее свойство индивида, которое опирается на стремление человека к справедливости. По мнению Гроция, соблюдение справедливости сообщает совести спокойствие, а несправедливые поступки причиняют терзания и муки. Хотя человек, как существо разумное, обладает только справедливыми притязаниями, иногда его поступки не согласуются со стремлением к общежитию. В этом случае люди принуждаются силой к соблюдению справедливости. Это делается с помощью законов, которые выступают средством осуществления права. Следовательно, Гроций не отрицал роль силы в обеспечении права: "Право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь". Такой силой является государство.

Общие проблемы права, правообразования, его источников, механизма реализации правовых норм Гроций переносит на анализ отношений между государствами. Принципы равенства, сотрудничества и взаимопомощи должны составлять, по мнению ученого, основы нового мирового порядка. Он считается одним из создателей основополагающих принципов международного права. Как полагал Гроций, в основе международных отношений должны лежать справедливость и соображения пользы всех государств. Эти принципы закрепляются и внешне выражаются в нормах права (право народов), которые создаются соглашениями между государствами. Право народов не должно противоречить естественному праву. Он допускал, что решение определенных вопросов в отношениях между государствами возможно не на основе права народов, а с помощью силы, т.е. войн.

Опираясь на принципы справедливости, он различал войны грабительские , захватнические, которые он осуждал и за которые, как он считал, инициаторы должны нести международно-правовую ответственность, и войны справедливые, оборонительные, которые он одобрял.

Однако начавшаяся война должна вестись по определенным правилам , которые бы минимизировали страдания мирного населения. Среди таких принципов Гроций выделял:

  • гуманное обращение с пленными;
  • следование нормам естественного права, воспрещающим истребление мирного населения (стариков, женщин, детей), напрасное уничтожение имущества воюющих сторон;
  • стремление к скорейшему заключению мира;
  • неукоснительное соблюдение международных договоров и т.д.

Учение о государстве. Основываясь на теории естественного права, Гроций одним из первых стал развивать договорную теорию возникновения государства. Он отрицал Божественный Промысел в создании государства, полагая, что "первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть" .

Источником, побудившим людей к созданию государства, являлось их стремление к общению, которое направлялось разумом человека. Существовавшее до государства "естественное состояние" общества, при котором взаимодействия между людьми были примитивными, заметно усложняется с появлением частной собственности, возрастающего многообразия интересов.

В основе государства как общественного договора лежат отношения господства и подчинения, которые складываются между монархом и подданными. Сущность государства Гроций видел в том, что это "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы" .

Государство определяется Гроцием не только с точки зрения его социального назначения – реализации общезначимых потребностей, но и как особая форма организации публичной власти, способная их осуществить. Специфика данной формы гражданской власти в суверенитете. Суверенитет государства выражается в ряде признаков:

  • исключительное право на издание законов;
  • осуществление правосудия;
  • назначение должностных лиц;
  • взимание налогов;
  • право на заключение международных договоров, решение вопросов войны и мира.

Следовательно, государство заключает договор между пародом и носителем государственного суверенитета. Гроций, с одной стороны, признавал законной любую форму правления, в которой источником власти выступал общественный договор. По этой причине носителями суверенитета могут выступать монарх, группа лиц (аристократия), собрание лиц, уполномоченных и избранных народом (республика), или сочетание выборных и назначенных лиц. С другой стороны, парод, избравший определенную форму правления, должен повиноваться правителям и без их согласия не может изменить данную форму правления.

Позднее Гроций заметно расширил полномочия подданных, включая их право на вооруженное сопротивление насилию:

  • народ вправе изменить форму правления, если такое правомочие указано в общественном договоре или если договор расторгнут самим правителем;
  • при чрезвычайных обстоятельствах народ также имеет право изменить систему правления. Такими обстоятельствами, по Гроцию, могут быть случаи "крайней необходимости", когда правитель, "проникнутый враждебным духом, замышляет гибель всего народа" или "ради благополучия одного народа... задумал гибель другого, чтобы устроить там колонии" .

Последним тезисом он обосновывал правомерность освободительной войны Голландии против испанского короля.

Несмотря на весь рационализм политико-правового учения Гроция, оно носит достаточно умозрительный Гроций Г. О праве войны и мира. С. 47.

  • Гроций Г. О праве войны и мира. С. 45.
  • Там же. С. 47.
  • Гроций Г. О праве войны и мира. С. 375.