Фонд защитных сооружений. Методические рекомендации по порядку предоставления населению защитных сооружений гражданской обороны и обеспечению их сохранности в мирное время
Фонд защитных сооружений (ЗС) для наибольших работающих смен (НРС) создается на территории предприятий и вблизи них, а для остального населения - в районах жилой застройки.
Создание фонда ЗС осуществляется заблаговременно, в мирное время, и при переводе ГО на военное положение.
Основными направлениями по созданию фонда ЗС и его наращиванию могут быть:
1. Комплексное освоение подземного пространства городов для нужд экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения:
а) приспособление под ЗС подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;
б) приспособление под ЗС вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;
в) приспособление под убежища метрополитенов;
г) приспособление для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей.
2. Приспособление под ЗС помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся ЗС.
На объектах и в жилой застройке населенных пунктов в одном из ЗС должен быть оборудован ПУ объекта, населенного пункта, района города.
1.3.7. Объемно-планировочные решения защитных сооружений
Помещения убежищ подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относятся те, которые предназначены для размещения укрываемых, пунктов управления и медицинских служб. К вспомогательным - фильтровентиляционные камеры, санузлы, помещения дизельной электростанции и электрощитовой, помещения для хранения продовольствия, воды, станции перекачки фекальных вод, тамбуры-шлюзы, тамбуры.
К объемно-планировочным и конструктивным решениям защитных сооружений, к санитарно-техническим и другим устройствам и оборудованию устанавливаются следующие требования:
– в помещениях для укрываемых устанавливаются двух- и трехъярусные нары: нижние - для сидения из расчета 0,45х0,45 м на человека, верхние - для лежания из расчета 0,55х1,8 м на человека;
– норма по площади для укрываемых составляет не менее 0,5 м 2 /чел. при двухъярусном и 0,4 м 2 /чел. - при трехъярусном расположении нар, а в рабочих помещениях пунктов управления 2 м 2 /чел;
– количество мест для лежания должно составлять 20% от вместимости убежища при двухъярусном и 30% - при трехъярусном расположении нар;
– высота "в чистоте" должна быть не менее 2,2 м, а свободный объем - не менее 1,5 м 3 на одного человека (учитывается в пределах зоны герметизации за вычетом объемов помещений дизельной и тамбуров);
– для оборудования санитарных постов выделяется площадь из расчета 2 м 2 на 500 чел., в убежищах вместимостью 900 - 1200 чел. должен оборудоваться медпункт площадью 9 м 2 и более (на каждые последующие 100 чел. сверх 1200 добавляется 1 м 2).
– в убежищах в необходимом количестве размещают оборудование, мебель, приборы, инструменты, ремонтные материалы, противопожарное, медицинское имущество;
– для обеспечения заполнения в минимальный срок предусматривается, в зависимости от вместимости, необходимое количество входов (выходов), но не менее двух;
– один из них - аварийный может быть в виде тоннеля или вертикальной шахты с выводом на не заваливаемую территорию;
– для убежищ вместимостью 300 чел. и более предусматривается устройство при одном из входов тамбура-шлюза;
– входы оборудуются защитно-герметическими и герметическими дверями (люками, воротами);
– электроснабжение убежищ необходимо для питания электродвигателей систем вентиляции, откачки фекальных вод, освещения; оно осуществляется либо от сети города (предприятия), либо с помощью защищенной дизельной электростанции, а также в убежищах без дизельных электростанций предусматриваются местные источники освещения (переносные электрические фонари, аккумуляторные светильники);
– каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления предприятия и репродукторы радиотрансляции, подключенные к городской и местной сети;
– водоснабжение и канализация убежищ осуществляется на базе городских и объектовых водопроводных и канализационных сетей, на случай их отключения или повреждения создаются аварийные запасы воды (из расчета 3 л/чел, питьевой воды в сутки) и аварийные резервуары для сбора стоков;
– отопление убежищ обеспечивается от сети предприятия (здания) по самостоятельным ответвлениям;
– в противорадиационных укрытиях, как и в убежищах, предусматриваются основные и вспомогательные помещения; площадь помещения для укрываемых рассчитывается исходя из нормы на одного человека 0,4 - 0,5 м 2 , оборудуются не менее 2входов с установкой обычных дверей при обеспечении их плотного прилегания;
– трубопроводы инженерных сетей внутри убежищ окрашиваются в определенные цвета: белый - воздуховоды режима частной вентиляции (ЧВ); желтый - режима фильтровентиляции (ФВ); красный - режима полной изоляции (ПИ) (до термокаталитического фильтра); черный - трубы электропроводки; зеленый - водопроводные трубы; коричневый - трубы системы отопления, при этом стрелками указывают направление движения (воздуха или воды).
– приспособление под ПРУ любого пригодного помещения сводится в основном к выполнению работ по повышению его защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции показано на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4. Приспособленные под противорадиационные
укрытия: а - подвал; б - подполье; в - отдельно стоящий погреб; г - помещение наземного здания.
– защитные свойства повышаются увеличением толщины стен, перекрытий, дверей, заделкой окон и других элементов;
– для этого снаружи вокруг стен, выступающих выше поверхности земли, устраивают грунтовую обсыпку, заделывают оконные и лишние дверные проемы, перекрытия засыпают грунтом (после предварительного усиления их конструкций).
– для герметизации помещений тщательно заделывают все трещины, щели, отверстия в потолках, стенах, дверях, местах ввода отопительных и водопроводных труб;
– двери обиваются войлоком, рубероидом, линолеумом или другими плотными материалами, а их края - пористой резиной.
Вентилирование помещений осуществляется по следующим режимам:
– чистой вентиляции (режим I) - наружный воздух очищается от аэрозолей (обычной пыли) в пылефильтрах и (или) предфильтрах. Норма подачи для убежищ 8 - 13 м 3 /ч*чел.;
– фильтровентиляции (режим II) - основной режим при возникновении или угрозе возникновения ЧС, воздух проходит двух- или трехступенчатую очистку в пылефильтрах, предфильтрах и фильтрах-поглотителях; норма подачи для убежищ - не менее 2м 3 на одного укрываемого в час;
– полной изоляции (режим III) - предусматривается в убежищах, на предприятиях и в других местах, где возможна загазованность наружного приземного воздуха продуктами горения или сильнодействующими ядовитыми и другими вредными веществами, защита от которых не обеспечивается обычными фильтрами-поглатителями, в них обеспечивается регенерация внутреннего воздуха и создание подпора.
Система воздухоснабжения убежищ включает в себя: оголовки, воздухозаборы, противовзрывные устройства, пылефильтры, предфильтры, фильтры-поглотители, вентиляторы, гермоклапаны, а также устройства (установки) регенерации воздуха и подпора.
Вентиляторы для систем вентиляции убежищ без дизельных электростанций предусматриваются с электроручным приводом, а в убежищах с защищенным электропитанием - с электрическим.
Для защиты от пыли обычно используют ячейковый масляный фильтр. Он представляет собой металлическую снаряженную сетками коробку, закрепленную пружинными защелками в установочной рамке, показанных на рисунках 1.5. и 1.6.
Рисунок 1.5. Ячейка противопыльного масляного фильтра:
1 – сетка;
2 – обойма ячейки;
3 – кольцо для вынимания ячейки из корпуса фильтра.
Унифицированный фильтр ФЯР заполняется 12 рядами гофрированных сеток различных номеров, образующими три слоя. Размеры отверстий в сетках и относительные площади их сечения уменьшаются по ходу движения воздуха. Частички аэрозоля, проходя с воздухом через сетки, смоченные минеральным маслом (висциновым, индустриальным и др.), прилипают к поверхности сеток. Эффективность очистки у этих фильтров составляет примерно 50%.
Для очистки воздуха от грубодисперсных аэрозолей используются предфильтры со сменными фильтрующими кассетами: ПФП-1000, ПФ-300, а также ПФ-1500 и ПФ-500. Эффективность очистки достигает 99,9%.
Рисунок 1.6. Смена ячейки противопыльного масляного фильтра
Для высокоэффективной очистки воздуха от любых аэрозолей, паров (газов) отравляющих веществ (ОВ)и некоторых СДЯВ в ФВУ (ФВК) используются фильтры-поглотители ФП-300, ФП-300-1, ФПУ-200 и ФП-100у. Фильтры-поглотители показаны на рисунках 1.7. и 1.8.
Рисунок 1.7. Фильтр-поглотитель
Фильтры-поглотители могут монтироваться в колонки по 2-3 шт. в каждой, а колонки (равноценные по числу ФП) объединяются в единую систему очистки воздуха в зависимости от потребностей.
Рисунок 1.8. Общий вид ФВА-49 (тип 3)
В убежищах относительно небольшой вместимости используются фильтровентиляционные комплекты ФВК-1 или ФВК-2. Для регенерации воздуха - регенеративные установки (РУ-150/6, устройство регенерации 300) или баллоны со сжатым кислородом и регенеративные патроны РП-100.
Для создания подпора воздуха в сооружениях могут использоваться каталитические фильтры ФГ-70, в которых оксид углерода окисляется кислородом воздуха до углекислого газа.
1. Общие положения
В последние десятилетия XX века и начала XXI века на вооружение ряда стран приняты новые образцы обычных средств поражения и средств их доставки, что обусловило изменение характера вооруженной борьбы. Применение обычных современных средств поражения (крылатые ракеты морского и наземного базирования, класса «Воздух – Земля» большого радиуса действия и т. п.)
в Югославии, Ираке и Ливии четко свидетельствует о вероятности активного использования в будущем указанных средств для достижения победы
над противником. Особенностью применения обычных современных средств поражения по военным объектам и объектам тыла является нанесение точечных ударов, в результате которых объект теряет свою способность к нормальному функционированию. Вместе с тем, после завоевания превосходства в воздухе
и при разрастании конфликта на территории противника не исключается вероятность нанесения бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов городов
и населенных пунктов, что неизменно приведет к гибели мирного населения.
В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года № 000
«О Военной доктрине Российской Федерации», ядерное оружие продолжает оставаться важным фактором сдерживания военных конфликтов
с применением оружия массового поражения. В случае возникновения военного конфликта с применением обычных современных средств поражения, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт. Тем не менее, вероятность глобальной войны ядерных держав друг против друга невысока.
Но абсолютно понятно, что в мирное время невозможно, а в ряде случаев
и нецелесообразно (исходя из финансовых возможностей), обеспечить защитными сооружениями все население. В связи с чем, работникам органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны
и чрезвычайных ситуаций, не следует стремиться к достижению
100% обеспеченности установленных групп населения ЗС ГО, которая вызывает сомнение в достоверности. В части, касающейся показателя обеспеченности установленных групп населения, рекомендуется соблюдать требования приказов МЧС России ДСП и.
В соответствующих планах гражданской обороны необходимо учитывать комплекс мероприятий, который необходимо осуществить при угрозе нападения противника, а именно:
приведение в готовность к приему укрываемых всех имеющихся ЗС ГО;
ускоренную достройку строящихся ЗС ГО, при этом защитные сооружения с готовностью 50% достраиваются согласно проекту, остальные – с установкой упрощенного оборудования;
строительство для соответствующих групп населения быстровозводимых убежищ (на предприятиях) и противорадиационных укрытий,
как в категорированных городах, так и в городах и населенных пунктах,
не отнесенных к группам по гражданской обороне. При этом необходимо определить количество организаций, осуществляющих строительство, места хранения (складирования) конструкций ЗС ГО и инженерно-технического оборудования;
приспособление подвалов и иных подземных помещений под ПРУ, строительство простейших сооружений для укрытия населения,
не обеспечиваемого защитными сооружениями в планомерном порядке.
4.4. Исходными данными для проведения мероприятий по накоплению фонда ЗС ГО являются сведения, приведенные в п. п. 3.6. – 3.11.
4.5. Из основных направлений (или способов) накопления необходимого фонда защитных сооружений (убежищ и противорадиационных укрытий)
в мирное время следует считать:
Сохранение имеющегося фонда ЗС ГО и поддержание его в готовности
к приему укрываемого населения
К мероприятиям, направленным на сохранение фонда ЗС ГО и поддержание его в готовности к приему укрываемого населения, относятся:
1. Проведение текущих и капитальных ремонтов , техническое обслуживание и при необходимости замена инженерно-технического оборудования с истекшими сроками эксплуатации.
Данное мероприятие требует значительных капитальных вложений и должно быть тщательно спланировано.
Справочно
Средняя стоимость капитального ремонта убежища – от 5,2 млн. рублей ПРУ – от 2,5млн. рублей (цены могут меняться.)
Для муниципального образования рекомендуется ежегодно планировать проведение 1 капитального ремонта или 2-3 текущих ремонтов ЗС ГО,
что представляется реальной возможностью.
2. Использование ЗС ГО органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций
в интересах экономики региона, развития предпринимательства и бизнеса,
в качестве мест проведения занятий спортивных секций, культурно-массовых
и иных мероприятий, подземных автостоянок и т. п.
Передача защитных сооружений, не используемых в мирное время
по прямому предназначению, на арендной основе или иных условиях
в хозяйственное ведение юридическим или физическим лицам, позволит обеспечить их сохранность. Для того, чтобы заинтересовать юридическое
или физическое лицо в аренде ЗС ГО, следует предусматривать минимально возможную арендную плату за пользование сооружением с обязательным условием надлежащего их содержания и проведения арендатором текущих ремонтов.
3. Тщательный отбор защитных сооружений, предлагаемых для снятия
с учета, и проверка документации для их списания.
Представляется, что работники органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций из-за недостаточной обеспеченности населения защитными сооружениями, в первую очередь должны проявлять высокую принципиальность при принятии решения о списании ЗС ГО, быть своеобразным барьером сокращения фонда ЗС ГО.
Справочно:
В соответствии с приказом МЧС России
«Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (в ред. приказа МЧС РФ от 01.01.2001
N 377) ЗС ГО снимаются с учета в случаях:
утраты расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно
или экономически нецелесообразно;
проводимого нового строительства, реконструкции, технического переоснащения зданий и сооружений, осуществляемых по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда ЗС ГО ;
при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО
в оперативное управление , хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО
на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года N 1309.
При направлении актов снятия с учета ЗС ГО с прилагаемой документацией следует руководствоваться порядком, установленным МЧС России.
При этом:
акты снятия с учета ПРУ с прилагаемой документацией для согласования направляются в Южный региональный центр МЧС России через главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
акты снятия с учета убежищ с прилагаемой документацией
для согласования направляются в МЧС России через главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации и Южный региональный центр МЧС России.
4. Осуществление контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;
Собственники (балансодержатели) обязаны обеспечить беспрепятственный доступ в ЗС ГО и исполнение обязанностей по контролю их состояния,
как представителям надзорных органов, так и представителям органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
Подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием
Вследствие изменения характера вооруженной борьбы в современных условиях, снижения уровня военной опасности, ограниченные экономические возможности государства, проблемы заблаговременного накопления фонда ЗС ГО для укрытия всего населения не ставятся в разряд первоочередных государственных задач.
Вместе с тем, главной задачей мирного времени следует считать накопление достаточного количества конструкций быстровозводимых убежищ и ПРУ, инженерно – технического оборудования (с учетом необходимости укрытия населения, проживающего в некатегорированных городах, поселках и сельских населенных пунктах, и населения, эвакуируемого в указанные населенные пункты), определить места их складирования (хранения). Важно также определить места строительства, организации (силы и средства), привлекаемые для возведения быстровозводимых защитных сооружений.
Быстровозводимые защитные сооружения (убежища и ПРУ) с упрощенным внутренним оборудованием возводятся в короткие сроки в угрожаемый период
и в военное время с применением сборных конструкций, производство которых целесообразно организовывать в районах строительства или вблизи от них. Работы, приводящие к удлинению сроков возведения (укладка монолитного бетона, сварочные работы и т. п.) или требующие квалифицированной рабочей силы, должны быть сведены к минимуму. В качестве ограждающих конструкций используются, как правило, сборные железобетонные изделия, бетонные блоки, лесоматериалы, металлопрокат, листовая или волнистая сталь, ткани и прочие подручные материалы. Применение конструкций и элементов специального изготовления нецелесообразно, так как требует больших капитальных затрат, вкладываемых задолго до возможного их использования и связанных
с необходимостью проведения существенной переоснастки и перестройки технологических линий предприятий-изготовителей.
Использование подземного пространства под защитные сооружения гражданской обороны
Указанный способ накопления необходимого фонда защитных сооружений является наиболее экономичным и менее трудоемким.
В настоящее время в городах и крупных населенных пунктах разворачивается строительство подземных гаражей и тоннелей (переходов), складов и других заглубленных помещений. При относительно небольших затратах они могут быть приспособлены для использования в качестве убежищ и укрытий для населения.
Справочно:
Подземный гараж на 100 автомашин может быть приспособлен
для укрытия до 5 тысяч человек.
Не следует пренебрегать возможностью укрытия населения
в метрополитенах, в горных выработках, пещерах естественного происхождения
и иных подземных выработках (шахты). Такие сооружения обладают высокими защитными свойствами от поражающих факторов, как обычных средств поражения, так и оружия массового поражения. Что касается затрат
на их приспособление для укрытия населения, то они, как правило, меньше,
чем на строительство ЗС ГО котлованного типа.
Приспособление для укрытия населения подвальных помещений
в зданиях существующего жилого и производственного фонда , строительство укрытий простейшего типа (подвалы, погреба, подполья, щели, траншеи, блиндажи и т. д.)
5. Заключение
5.1. В современных условиях в системе мероприятий гражданской обороны укрытие людей в ЗС ГО как способ защиты от опасностей, возникающих
в военное время, в сочетании с эвакуацией из зон поражения (загрязнения)
и использованием средств индивидуальной защиты повышает надежность защиты населения. В условиях, когда по ряду причин могут быть затруднены эвакуационные мероприятия из крупных городов в короткие сроки, это способ защиты становится единственно возможным и эффективным.
Установленная в государстве система инженерной защиты населения предполагает проведение комплекса мероприятий по улучшению содержания
и использования в мирное время имеющихся ЗС ГО, поддержанию
их в готовности к укрытию работающих смен организаций и населения, а также приспособление в мирное время и в угрожаемый период заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства под убежища и укрытия, подготовку к строительству и строительство в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
5.2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в пределах Южного федерального округа, органам местного самоуправления
и организациям, а также органам, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, предоставляется право вносить дополнения
в настоящие рекомендации, применять дополнительные меры и способы для накопления фонда ЗС ГО, направленные на совершенствование условий содержания и эксплуатации ЗС ГО, поддержания их в постоянной готовности
к использованию по предназначению.
Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах Южного федерального округа рекомендуется изучить данные рекомендации, внести дополнения и изменения применительно
к условиям социального и экономического развития региона.
Укрытие населения в защитных сооружениях
В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение, а в связи с трудностью и даже в ряде случаев невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из больших городов значение этого мероприятия резко возросло.
Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) - обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.
Следует отметить, что в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций успешно используются защитные сооружения гражданской обороны, классификация которых представлена на рис. 4.3.1.
Рис. 4.3.1. Классификация защитных сооружений гражданской обороны
Заблаговременное накопление фонда убежищ и укрытий решаются на основе строительных норм и правил с учетом развития средств поражения и экономических возможностей государства.
В результате реализации инженерно-технических мероприятий сегодня в отрасли создан значительный фонд защитных сооружений гражданской обороны. Эти сооружения создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья человека не только в условиях военного времени, но и в чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и иного характера.
Создание фонда защитных сооружений осуществляется на базе следующих основных принципов:
* защитные сооружения для персонала потенциально опасных объектов, населения в зонах возможного опасного радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения) вокруг этих объектов, а также в зонах возможного катастрофического затопления (со временем добегания волны прорыва до 4 часов) возводятся заблаговременно;
* накопление убежищ и укрытий планируется и осуществляется дифференцированно в зависимости от степени возможной опасности на данной территории, с учетом экономических возможностей, исходя из принципа разумной достаточности, который предполагает выбор оптимальных вариантов защиты, повышение уровня универсальности защитных сооружений.
Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях.
Имеющийся опыт и расчеты показывают, что наиболее эффективно в чрезвычайных ситуациях используются убежища, оборудованные системами вентиляции с тремя режимами: чистая вентиляция (режим I), фильтровентиляция (режим II), регенерация внутреннего воздуха с созданием подпора режим III). Такие убежища обеспечивают защиту людей при радиационных, химических и биологических авариях, пожарах, задымлениях, загазованностях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах, бурях, сильных снегопадах и т.п.
Кроме того, в убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской и другой неотложной помощи, сбора пострадавших и другие.
Дизельные электростанции убежищ могут быть использованы для электроснабжения и освещения участков, проведения аварийно-спасательных работ.
Пребывание населения в противорадиационных укрытиях увеличивает надежность режимов радиационной защиты при радиоактивном загрязнении местности.
Укрытия простейшего типа (подвалы, погреба, подполья, внутренние помещения зданий, траншеи, овраги и др.) также снижают уровень воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в сельской местности.
Проблемы создания фонда защитных сооружений гражданской обороны для населения в современной социально-экономической обстановке решаются в соответствии с "Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309.
Настоящий порядок определяет категории населения, подлежащие укрытию в убежищах, - это работники наибольших работающих смен организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работники работающих смен дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих деятельность городов.
Предусматривается заблаговременное накопление убежищ для работников атомных электростанций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций, нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, где возможны сильные разрушения, а также обслуживающего этих больных медицинского персонала.
По-новому решается защита населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне. Здесь должно быть обеспечено убежищами все трудоспособное население по месту жительства и месту работы.
Для защиты работников и населения территорий, не отнесенных к группам по гражданской обороне, с учетом эвакуируемого в них населения создается фонд противорадиационных укрытий.
Задания по заблаговременному созданию фонда защитных сооружений на потенциально опасных объектах определяются министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании предложений этих объектов.
В соответствии с установленным порядком определены задачи всех органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Они, каждый в своих компетенциях:
* определяют потребности в защитных сооружениях;
* осуществляют контроль за созданием защитных сооруже-
ний и поддержанием их в готовности;
* ведут учет существующих и создаваемых защитных соору-
жений.
В качестве путей накопления фонда защитных сооружений в
мирное время рекомендуется:
* приспособление существующих, реконструируемых и
вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы для целей защиты людей;
* строительство этих объектов.
Основные санитарно-гигиенические нормы по проектированию и эксплуатации убежищ представлены в табл.4.3.1.
Таблица
4.3.1
Основные санитарно-гигиенические нормы
по проектированию и эксплуатации убежищ
Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
* освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
* постановки на учет и, в случае необходимости, дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
* строительства, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
* возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
Мероприятия по наращиванию недостающих средств защиты в необходимых объемах в угрожаемый период и в военное время отражаются в разделах "Мероприятия гражданской обороны" территориальных и отраслевых планов, а также в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях РСЧС.
Эти планы, как правило, включают:
* количество и размещение защитных сооружений на объектах экономики и в жилой зоне;
* порядок изготовления конструкций и внутреннего оборудования для защитных сооружений, производства строительно-монтажных и других работ в объемах, обеспечивающих создание необходимого фонда убежищ и укрытий;
* порядок приведения в готовность имеющихся и наращивания недостающих защитных сооружений;
* приспособление для защиты людей подвальных и других заглубленных сооружений;
* строительство укрытий простейшего типа.
Потребность в защитных сооружениях определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рабочих и служащих подведомственных предприятий, учреждений и организаций и населения, проживающего на данной территории, федеральными органами исполнительной власти - для рабочих и служащих подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. Исходя из этих потребностей, по заданиям органов местного самоуправления проектными организациями разрабатываются схемы размещения защитных сооружений в составе проектов (схем) планировки микрорайонов, кварталов в городах, населенных пунктов в сельской местности.
На предприятиях, в учреждениях, организациях, ЖЭКах, ДЭЗах, домоуправлениях разрабатываются схемы привязки укрытий простейшего типа и указания по производству работ для руководителей строительных бригад. В ходе практических мероприятий по подготовке населения к защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется опытное приспособление и возведение защитных сооружений.
Установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.
Защитные сооружения на атомных станциях, других потенциально опасных объектах содержатся в постоянной готовности к использованию по прямому назначению. Конкретные нормативы и требования в этом направлении определены строительными нормами и Временной инструкцией о порядке учета и содержания защитных сооружений гражданской обороны от1998 года.. Периодичность текущего и капитального ремонта строительных конструкций защитного сооружения представлена в табл.4.3.2
Таблица 4.3.2.
Периодичность текущего и капитального ремонта
строительных конструкций защитного сооружения
В целях выполнения задач по созданию и содержанию защитных сооружений МЧС России и органы управления ГОЧС на местах осуществляют следующие функции:
* принимают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию защитных сооружений и поддержанию их в состоянии постоянной готовности;
* участвуют в проведении госэкспертизы проектов строительства, реконструкции и расширения объектов;
* организуют согласование типовых и индивидуальных
проектов защитных сооружений;
* организуют учет существующих и создаваемых объектов;
* осуществляют методическое руководство и контроль за
созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в постоянной готовности.
Периодичность и содержание проверок состояния
защитных сооружений
Состояние защитных сооружений проверяется при ежегодных и специальных (внеочередных) смотрах и комплексных проверках.
Ежегодные осмотры производятся в порядке, установленном руководителями предприятий, учреждений и организаций, эксплуатирующих защитные сооружения в военное время.
Специальные осмотры производятся после пожаров, землетрясений, ураганов, ливней и наводнений.
При осмотрах защитных сооружений должны проверяться:
общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов;
исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания;
исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования;
использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения;
наличие и состояние средств пожаротушения.
Комплексная проверка защитного сооружения проводится один раз в три года, для чего в органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям составляются перспективные планы проведения комплексных проверок.
При этом проверяется:
герметичность убежища;
работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств;
возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом;
эксплуатация в режиме защитного сооружения в течение 6 часов с проверкой работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции.
Комплексная проверка состояния защитного сооружения на объекте проводится в порядке, установленном руководителями предприятия, учреждения или организации, эксплуатирующей сооружение.
Кроме проверок, планируемых руководителями предприятий, учреждений и организаций, осуществляются периодические проверки по планам органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В состав комиссий по проведению проверок состояния защитных сооружений должны включаться: представители органов управления ГОЧС, соответствующие специалисты объектов экономики и служб; представители территориальных комитетов по управлению государственным имуществом.
Председателями комиссий могут быть: объектовой - заместитель председателя объекта, главный инженер, главный энергетик; районной - заместитель главы администрации района; городской (областной) - заместитель руководителя городской (областной) администрации.
Результаты проверки состояния защитного сооружения оформляются актом. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе осмотров и проверок, предложения по их устранению отражаются в журнале проверки состояния убежища (противорадиационного укрытия).
С результатом проверок должны быть ознакомлены руководители предприятий, учреждений и организаций, на балансе которых находятся защитные сооружения, с целью принятия мер по устранению недостатков и улучшению их содержания и использования.
На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций.
Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющихся защитных сооружений, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.
способ защиты населения путем укрытия их в защитных сооружениях, ускоренного их создания с возникновением опасностей, а также возведения инженерных сооружений (дамб, плотин и т.п.) и проведения других инженерно-технических мероприятий.
Накопление фонда защитных сооружений. Пути и способы накопления фонда защитных сооружений гражданской обороны показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 - Основные направления накопления фонда защитных сооружений
Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает:
сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений.
дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений, наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств и постановку их на учет;
освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения. В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обсле-дование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений;
строительство, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.
При угрозе применения ядерного оружия в военное время защитные свойства защитных сооружений гражданской обороны доводятся до требований Норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в части защиты населения от поражающих факторов ядерного оружия.
Как отмечалось в главе 1 создание защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».
Происхождение опасностей по времени, локализации, вызываемым последствиям, приносимому ущербу и сфере появления опасностей
Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека. Человеческая практика и научные исследования дают основания утверждать, что ни в одной сфере деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности (аксиома потенциальной опасности, имеющая исключительное методологическое и эвристическое значение).
Признаки опасности: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные.
По происхождению опасности можно примерно разделить на 6 групп: природные, экологические, биологические, социальные, техногенные, антропогенные.
По характеру воздействия на организм человека различают следующие группы опасностей: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.
По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.
По локализации опасности бывают связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.
По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы.
По приносимому ущербу: социальный, технический, экономический, экологический.
По структуре опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.
Сферы проявления опасностей: бытовая, производственная, спортивная, учебная, дорожно-транспортная, военная и т. д.
Поскольку любая опасность, как правило, носит потенциально латентный характер, чрезвычайно важное значение приобретает процесс ее идентификации, т. е. обнаружения и установление временных, пространственных, количественных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. Главное в идентификации - установление причин и обстоятельств, инициирующих проявление опасности, возможных последствий, величины ущерба.
Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период времени. Ожидаемый ущерб в ситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью своей величины.
В настоящее время возникла и активно развивается теория рисков, которая положена в основу новой науки - рискологии. Ее становление связано с увеличением опасностей для человека в результате возросшей агрессивности среды его обитания. Несмотря на достижения научно - технического прогресса, значительное совершенствование технологии в производственных процессах, способствующие повышению безопасности, возникают новые виды опасностей, которые по своим последствиям превосходит ранее существование. Это обусловлено:
- ? структурными и технологическими сдвигами в экономике, связанными с развитием принципиально новых производств, распространением микроэлектроники, робототехники, освоением космического пространства и др.;
- ? ростом потребления всех видов энергии и природных ресурсов;
- ? глобальными изменениями природной среды (потепление климата, образование «озоновых дыр» в атмосфере);
- ? увеличением концентрации и возникновение новых загрязнителей и форм нарушения качества окружающей среды, в частности высокотоксичных химических соединений, мутагенных и канцерогенных органических веществ и др.;
- ? информационным давлением на психику человека, приводящим к распространению большого числа психических расстройств;
- ? появлением новых заболеваний (наркомании, СПИДа и др.);
- ? усилием военного противостояния в локальных и межнациональных конфликтах и обострением криминогенной обстановки.
В результате действия перечисленных опасностей увеличиваются масштабы и количество рисков. Управление рисками становится одной из актуальных и сложных проблем.
Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде. Эта концепция базируется на необходимости достижения допустимых на данном этапе уровней риска и безопасности.
Виды рисков. Существует ряд классификационных признаков рисков природных, социальных, финансовых, предпринимательских и прочих, позволяющих свести их в определенные группы. Ниже приводятся виды рисков, относящихся к вопросам безопасности жизнедеятельности.
Опасность. Виды опасностей. Источники их формирования
Воздействия, способные вызвать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.
Опасность - свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).
Все опасности по источникам их возникновения (происхождению) принято делить на естественные и антропогенные.
Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как наводнения, землетрясения, цунами и т.п., а также обусловлены климатическими условиями и рельефом местности. Их особенностью является неожиданность возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, оползни. Естественные опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью человека, выделяют в природные опасности. Такие опасности как жара, холод, туман, естественные электромагнитные поля и излучения, обычно не рассматриваются, т.к. они не представляют непосредственной угрозы жизни человеку. Подразделяются на литосферные (горные обвалы, камнепады), гидросферные (водная эрозия, сели, приливы), атмосферные (ливни, снегопады), космические (солнечная радиация). Общие закономерности таких явлений следующие: чем больше интенсивность, тем реже такое явление; каждому виду опасности предшествуют определенные признаки; существует определенная пространственная приуроченность.
Антропогенные опасности, в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения - все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств (технических систем). Человек всегда взаимодействует с техническими средствами (орудия труда, бытовые приборы), которые помогают ему в труде и быту, а с другой стороны - являются источником так называемых техногенных опасностей. Техногенные опасности воздействуют и на человека, и на природу. Опасность для человека определяется характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Подробную классификацию техногенных опасностей дадим выше (для производственной деятельности человека).
1.3.6. Создание фонда защитных сооружений
Фонд защитных сооружений (ЗС) для наибольших работающих смен (НРС) создается на территории предприятий и вблизи них, а для остального населения - в районах жилой застройки.
Создание фонда ЗС осуществляется заблаговременно, в мирное время, и при переводе ГО на военное положение.
Основными направлениями по созданию фонда ЗС и его нара щиванию могут быть:
1. Комплексное освоение подземного пространства городов для нужд экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения:
а) приспособление под ЗС подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;
б) приспособление под ЗС вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;
в) приспособление под убежища метрополитенов;
г) приспособление для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей.
2. Приспособление под ЗС помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся ЗС.
На объектах и в жилой застройке населенных пунктов в одном из ЗС должен быть оборудован ПУ объекта, населенного пункта, района города.
1.3.7. Объемно-планировочные решения защитных сооружений
Помещения убежищ подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относятся те, которые предназначены для размещения укрываемых, пунктов управления и медицинских служб. К вспомогательным - фильтровентиляционные камеры, санузлы, помещения дизельной электростанции и электрощитовой, помещения для хранения продовольствия, воды, станции перекачки фекальных вод, тамбуры-шлюзы, тамбуры.
К объемно-планировочным и конструктивным решениям защитных сооружений, к санитарно-техническим и другим устройствам и оборудованию устанавливаются следующие требования:
в помещениях для укрываемых устанавливаются двух- и трехъярусные нары: нижние - для сидения из расчета 0,45х0,45 м на человека, верхние - для лежания из расчета 0,55х1,8 м на человека;
норма по площади для укрываемых составляет не менее 0,5 м 2 /чел. при двухъярусном и 0,4 м 2 /чел. - при трехъярусном расположении нар, а в рабочих помещениях пунктов управления 2 м 2 /чел;
количество мест для лежания должно составлять 20% от вместимости убежища при двухъярусном и 30% - при трехъярусном расположении нар;
высота "в чистоте" должна быть не менее 2,2 м, а свободный объем - не менее 1,5 м 3 на одного человека (учитывается в пределах зоны герметизации за вычетом объемов помещений дизельной и тамбуров);
для оборудования санитарных постов выделяется площадь из расчета 2 м 2 на 500 чел., в убежищах вместимостью 900 - 1200 чел. должен оборудоваться медпункт площадью 9 м 2 и более (на каждые последующие 100 чел. сверх 1200 добавляется 1 м 2).
в убежищах в необходимом количестве размещают оборудование, мебель, приборы, инструменты, ремонтные материалы, противопожарное, медицинское имущество;
для обеспечения заполнения в минимальный срок предусматривается, в зависимости от вместимости, необходимое количество входов (выходов), но не менее двух;
один из них - аварийный может быть в виде тоннеля или вертикальной шахты с выводом на не заваливаемую территорию;
для убежищ вместимостью 300 чел. и более предусматривается устройство при одном из входов тамбура-шлюза;
входы оборудуются защитно-герметическими и герметическими дверями (люками, воротами);
электроснабжение убежищ необходимо для питания электродвигателей систем вентиляции, откачки фекальных вод, освещения; оно осуществляется либо от сети города (предприятия), либо с помощью защищенной дизельной электростанции, а также в убежищах без дизельных электростанций предусматриваются местные источники освещения (переносные электрические фонари, аккумуляторные светильники);
каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления предприятия и репродукторы радиотрансляции, подключенные к городской и местной сети;
водоснабжение и канализация убежищ осуществляется на базе городских и объектовых водопроводных и канализационных сетей, на случай их отключения или повреждения создаются аварийные запасы воды (из расчета 3 л/чел, питьевой воды в сутки) и аварийные резервуары для сбора стоков;
отопление убежищ обеспечивается от сети предприятия (здания) по самостоятельным ответвлениям;
в противорадиационных укрытиях, как и в убежищах, предусматриваются основные и вспомогательные помещения; площадь помещения для укрываемых рассчитывается исходя из нормы на одного человека 0,4 - 0,5 м 2 , оборудуются не менее 2 входов с установкой обычных дверей при обеспечении их плотного прилегания;
трубопроводы инженерных сетей внутри убежищ окрашиваются в определенные цвета: белый - воздуховоды режима частной вентиляции (ЧВ); желтый - режима фильтровентиляции (ФВ); красный - режима полной изоляции (ПИ) (до термокаталитического фильтра); черный - трубы электропроводки; зеленый - водопроводные трубы; коричневый - трубы системы отопления, при этом стрелками указывают направление движения (воздуха или воды).
приспособление под ПРУ любого пригодного помещения сводится в основном к выполнению работ по повышению его защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции показано на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4. Приспособленные под противорадиационные
укрытия: а - подвал; б - подполье; в - отдельно стоящий погреб; г - помещение наземного здания.
защитные свойства повышаются увеличением толщины стен, перекрытий, дверей, заделкой окон и других элементов;
для этого снаружи вокруг стен, выступающих выше поверхности земли, устраивают грунтовую обсыпку, заделывают оконные и лишние дверные проемы, перекрытия засыпают грунтом (после предварительного усиления их конструкций).
для герметизации помещений тщательно заделывают все трещины, щели, отверстия в потолках, стенах, дверях, местах ввода отопительных и водопроводных труб;
двери обиваются войлоком, рубероидом, линолеумом или другими плотными материалами, а их края - пористой резиной.
Вентилирование помещений осуществляется по следующим режимам:
чистой вентиляции (режим I) - наружный воздух очищается от аэрозолей (обычной пыли) в пылефильтрах и (или) предфильтрах. Норма подачи для убежищ 8 - 13 м 3 /ч*чел.;
фильтровентиляции (режим II) - основной режим при возникновении или угрозе возникновения ЧС, воздух проходит двух- или трехступенчатую очистку в пылефильтрах, предфильтрах и фильтрах-поглотителях; норма подачи для убежищ - не менее 2 м 3 на одного укрываемого в час;
полной изоляции (режим III) - предусматривается в убежищах, на предприятиях и в других местах, где возможна загазованность наружного приземного воздуха продуктами горения или сильнодействующими ядовитыми и другими вредными веществами, защита от которых не обеспечивается обычными фильтрами-поглатителями, в них обеспечивается регенерация внутреннего воздуха и создание подпора.
Система воздухоснабжения убежищ включает в себя: оголовки, воздухозаборы, противовзрывные устройства, пылефильтры, предфильтры, фильтры-поглотители, вентиляторы, гермоклапаны, а также устройства (установки) регенерации воздуха и подпора.
Вентиляторы для систем вентиляции убежищ без дизельных электростанций предусматриваются с электроручным приводом, а в убежищах с защищенным электропитанием - с электрическим.
Для защиты от пыли обычно используют ячейковый масляный фильтр. Он представляет собой металлическую снаряженную сетками коробку, закрепленную пружинными защелками в установочной рамке, показанных на рисунках 1.5. и 1.6.
Рисунок 1.5. Ячейка противопыльного масляного фильтра:
1 – сетка;
2 – обойма ячейки;
3 – кольцо для вынимания ячейки из корпуса фильтра.
Унифицированный фильтр ФЯР заполняется 12 рядами гофрированных сеток различных номеров, образующими три слоя. Размеры отверстий в сетках и относительные площади их сечения уменьшаются по ходу движения воздуха. Частички аэрозоля, проходя с воздухом через сетки, смоченные минеральным маслом (висциновым, индустриальным и др.), прилипают к поверхности сеток. Эффективность очистки у этих фильтров составляет примерно 50%.
Для очистки воздуха от грубодисперсных аэрозолей используются предфильтры со сменными фильтрующими кассетами: ПФП-1000, ПФ-300, а также ПФ-1500 и ПФ-500. Эффективность очистки достигает 99,9%.
Рисунок 1.6. Смена ячейки противопыльного масляного фильтра
Для высокоэффективной очистки воздуха от любых аэрозолей, паров (газов) отравляющих веществ (ОВ) и некоторых СДЯВ в ФВУ (ФВК) используются фильтры-поглотители ФП-300, ФП-300-1, ФПУ-200 и ФП-100у. Фильтры-поглотители показаны на рисунках 1.7. и 1.8.
Рисунок 1.7. Фильтр-поглотитель
Фильтры-поглотители могут монтироваться в колонки по 2-3 шт. в каждой, а колонки (равноценные по числу ФП) объединяются в единую систему очистки воздуха в зависимости от потребностей.
Рисунок 1.8. Общий вид ФВА-49 (тип 3)
В убежищах относительно небольшой вместимости используются фильтровентиляционные комплекты ФВК-1 или ФВК-2. Для регенерации воздуха - регенеративные установки (РУ-150/6, устройство регенерации 300) или баллоны со сжатым кислородом и регенеративные патроны РП-100.
Для создания подпора воздуха в сооружениях могут использоваться каталитические фильтры ФГ-70, в которых оксид углерода окисляется кислородом воздуха до углекислого газа.