Форма отчеты по производственному экологическому контролю. Программа производственного экологического контроля в организации
Добрый день, уважаемые подписчики! Нас ждут новые требования к производственному экологическому контролю. В этой заметке предлагаем вашему вниманию новый приказ Минприроды России от 16.03.2017 г. № 92 «Об утверждении требований к содержанию производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Данный приказ вступил в силу с 01.06.2017 г., за исключением абзаца 3 пункта 9.1.1, пунктов 9.1.6-9.1.8 требований, вступающих в силу с 01.01.2018 г.
Всю информацию по производственному экологическому контролю можно взять из этой заметки .
Обзор новых требований к производственному экологическому контролю
В новом приказе согласно Приложению 1 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, и порядок и сроки представления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, согласно Приложению 2.
Итак, что новенького:
- Указан полный перечень требований к содержанию проекта. Не нужно читать старые методические рекомендации к разработке!
- Отчёт об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — Отчёт) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты), отнесенных к объектам I, II и III категорий в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчётным.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, предоставляют Отчёт в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, предоставляют Отчёт в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.
- Отчёт оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией Отчёта на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган исполнительной власти или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
- Отчёт может быть направлен в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
- Отчёт должен быть подписан уполномоченным должностным лицом.
- В случае осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности на нескольких объектах, Отчёт представляется по каждому объекту.
- Результаты контроля объемов и (или) массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, осуществляемого автоматическими средствами на стационарных источниках объектов I категории, передаются техническими средствами фиксации и передачи информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в установленном порядке.
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
Приказ Минприроды России от 16.03.2017 г. № 92 «Об утверждении требований к содержанию производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
Всем удачных разработок и сдачи отчётности!
Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.
На этом всё. Если информация пригодилась, чуть ниже незабываем ставить рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!
Продолжение следует...
Ключевые вопросы
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)
Требования к содержанию программы ПЭК
Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.
Экологический контроль подразделяется на несколько видов: государственный, производственный и общественный. Государственный контроль осуществляют государственные органы, общественный — общественные объединения, граждане, СМИ. Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) осуществляется непосредственно природопользователями и входит в систему производственного контроля на предприятии.
ПЭК регулируется ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Лица, эксплуатирующие объекты I-III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК, документируют информацию и хранят результаты ПЭК.
Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
[…]
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
[…]
При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).
Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:
О технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
О фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
Об обращении с отходами производства и потребления;
О состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
По результатам ПЭК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I-III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.
Обратите внимание: порядок и сроки представления отчетности, а также форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению в настоящий момент не установлены.
При этом согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.
Указанное требование вступает в силу 01.01.2018 , однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами, хотя и подготовлены несколько проектов актов, утверждающих такие перечни.
Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. Однако пока это только проект акта.
Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб.
Так или иначе, разработать и утвердить программу ПЭК на данный момент проблематично. Точнее, нет гарантии, что ее не придется переделывать через какое-то время. Причина этому — отсутствие утвержденного порядка.
Единственные действующие по всем правилам документы по ПЭК — это ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» (далее — ГОСТ Р 56061-2014) и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» (далее — ГОСТ Р 56062-2014).
СЛОВАРЬ
Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).
В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 56062-2014 документами, регламентирующими ПЭК, являются:
Положение о ПЭК;
Программа ПЭК;
Планы-графики ПЭАК;
Программа производственного экологического мониторинга;
Инструкции работников, осуществляющих ПЭК.
В ГОСТ Р 56061-2014 подробно рассмотрены структура программы ПЭК, ее разделы, отчетность по результатам ПЭК.
Помимо этого, разработан и принят Приказ Минприроды России от 16.03.2017 № 92 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 92, Требования, Порядок). Однако на момент написания статьи Приказ № 92 все еще не утвержден Минюстом России.
Согласно п. 3 Сведений о ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере природопользования, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р, Минюст России письмом от 13.04.2017 № 01/43573-ЮЛ возвратил Приказ № 92 без государственной регистрации .
По неофициальной информации, новая редакция Приказа № 92 также возвращена. Как бы то ни было, в свободном доступе есть принятая Минприроды России редакция Приказа № 92, с которой мы предлагаем ознакомиться в надежде на то, что она будет утверждена лишь с небольшими изменениями.
М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале
ПЭК - производственно экологический контроль
Одним из требований по соблюдению законодательства в области охраны природы является наличие у организации программы производственного экологического контроля (ПЭК). В нашей статье мы опишем все тонкости при составлении данной программы, а также расскажем о нововведениях 2018 года.
Как разработать программу ПЭК?
Программа ПЭК систематизирует результаты экологического контроля компонентов ОПС и дает оценку воздействия организации на ОПС. Требование по составлению ПЭК существует с 2016 г., но до настоящего времени четкого понимания процесса подготовки ПЭК не было. В 2018 году ситуация должна измениться.
Утвержденный образец ПЭК
В настоящее время утвержденного образца по составлению ПЭК нет. Так как документ, регламентирующий данный процесс еще не утвержден.
Программа ПЭК в 2018 году
В 2018 году ожидается утверждение документов:
- «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
- «Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»
Из чего состоит программа ПЭК:
Руководствуясь проектом приказа по содержанию программы ПЭК можно четко определить все требования к содержанию данного документа.
Для кого разработка ПЭК программы обязательна
До недавнего времени требование по разработке программы ПЭК было применимо ко всем организациям без исключения. В настоящее время данное требование регламентируется Постановлением Правительства РФ № 1029, в котором указано, что объекты I, II, III категорий НВОС обязаны осуществлять разработку программы ПЭК. Но стоит отметить, что в рамках экологического менеджмента в любой организации должно быть положение по производственному экологическому контролю, что по своей сути является не чем иным как программа ПЭК. Поэтому разработать и утвердить программу ПЭК желательно каждой организации независимо от форм собственности и категории.
Как составить программу ПЭК
Разработать программу ПЭК требуется для каждого объекта организации с учетом его категории. Так, например, обязательно следует составлять программу ПЭК для таких объектов как: очистные сооружения сточных вод, ПГУ, источники выбросов в атмосферу, участки (производства) как источники образования промышленных отходов, складские территории и т.д.
Срок действия программы ПЭК
ПЭК относится к документам без установленного срока действия. Корректировка программы ПЭК предусмотрена лишь в том случае, если произошло изменение в технологии производственной деятельности организации, добавились или, наоборот, уменьшилось количество источников негативного воздействия на ОПС, изменились реквизиты организации.
Отчет по программе ПЭК
В программе ПЭК должны быть описаны мероприятия по контролю компонентов ОПС (воздух, почва, вода, экологический менеджмент и т.д.) с указанием сроков их проведения. И результаты контроля данных мероприятий следует оформлять в отчет. Форма данного отчета на установлена, но в 2018 году планируется ее утверждение на законодательном уровне. В настоящее время можно взять за основу формы, указанные в проекте приказа Минприроды РФ «Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»
Сроки предоставления отчета по ПЭК
Данный отчет следует направлять в уведомительном порядке в срок до 25.03 года, который следует за отчетным в Росприроднадзор.
Штраф за отсутствие программы ПЭК
Если в результате проверки будет выявлено, что на предприятии отсутствует программа ПЭК, то за данное нарушение предусмотрен штраф по статье 8.1 КоАП РФ на сумму от 100 тысяч рублей.
За отсутствие предоставленного в установленном порядке отчета по результатам программы ПЭК предусмотрен штраф по статье 8.5 КоАП РФ на сумму от 80 тысяч рублей.
Из вышеуказанного следует сделать вывод о том, что программа ПЭК следует разрабатывать и утверждать еще до вступления в силу регулирующего нормативно-правового акта.
Штрафы за ее отсутствие не малые и составлять ее должен грамотный специалист. Компания ОЛФОЭКО обладает всеми необходимыми знаниями и опытом в данной области.
Пресс-релиз подготвлен компанией ОЛФОЭКО
Наши специалисты составят программу ПЭК для Вашей организации в кратчайшие сроки и по приемлемой цене.
Мы грамотно составим программу ПЭК, чтобы при проведении контрольных мероприятий по ней сэкономить средства для их осуществления.
Оставьте заявку на нашей почте [email protected] с указанием организации, количества площадок и наличия природоохранной документации (ПДВ, НДС, ПНООЛР, паспорта отходов 1-4 класса опасности) и мы составим для Вас индивидуальное предложение.
Обеспечение контроля на производстве за охраной окружающей природы предназначено для выполнения задач по рациональному применению ресурсов природы и их восстановлению. Все учреждения обязаны обеспечивать соблюдение требований нормативов по соблюдению экологии, на основании ФЗ N 219 от 21.07.2014 года и изменениях, принятых в этом Законе 28.12.2017 года.
Для соблюдения данного законодательства по экологии, необходимо составить программу экологического контроля (ПЭК). Это обеспечит систематизацию итогов экологического наблюдения и выявить влияние производства на окружающую природу.
Что такое производственный экологический контроль
Надзор за экологией на производстве является одним из наиболее важных мероприятий для промышленного учреждения. В результате этого процесса определяется уровень влияния учреждения на окружающую природу, и степень соответствия учреждения нормативам РФ.
Закон РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г в п. 1 ст. 26. «Об отходах…» (изменения от 25.11.2013 г.) обязывает юридические лица осуществлять необходимые меры по выбросу вредных веществ, организовывать и обеспечивать наблюдение за выполнением требований отображенных в законодательстве РФ в данном сегменте.
С 1.01.2015 года на основании ФЗ № 7 от 01.01.2015 года (п. 2 ст. 67) и ФЗ № 219 с изменениями от 28.12.2017 года учреждениями и ИП, занимающимися хозяйственным функционированием на объектах I, II и III категорий, обязательно оформляются планы ПЭК.
План ПЭК представляет собой подробное отображение производственных процессов промышленного учреждения с целью обнаружения негатива, оказываемого на природу.
При оформлении плана ПЭК необходимо отобразить:
- Информацию об учреждении с отображением структурных подразделений, производственных и админ-зданий, гаражей, с размещенным транспортом, амбаров, складов и т. д.
- Отходы, образуемые в учреждении.
- Территории, на которых сохраняются отходы до их утилизации или вывозу.
- Обязанности и зоны наблюдения инженером-экологом учреждения.
- План проверок всех зданий в учреждении.
- Предпринимаемые учреждением меры для недопущения аварий и ликвидация последствий аварий, в случае их состава.
- Ответственность учреждения за сверхнормативные выбросы отходов, данные о прочих природоохранных документах (планы СЗЗ, ПДВ, измерения выбросов на границах с жилыми массивами и т. д.).
Для полного знакомства со структурой оформления программы ПЭК, можно .
Ориентировочные изменения, которые начнут действовать с 1.01.2019 года:
- Существенных корректировок в программе ПЭК не планируется. К нормативам, на базе которых разрабатывается ПЭК, относятся:
- ГОСТ Р 56062-2014.
- ГОСТ Р 56061-2014.
- К более значительным изменениям подвергнутся объекты 1-й категории, которые являются наиболее опасными по загрязнению экологии. К ним относятся:
- Металлургические предприятия.
- Текстильные учреждения.
- Кожевенное производство
- Энергетические объекты
- Мясокомбинаты
- Предприятия химической отрасли и т. д.
Для них вводятся новые нормативы, требующие оснащения автоматическими измерительными приборами, определяющими количество выбрасываемых отходов.
Кем и когда разрабатываются
ПЭК выполняется службой, созданной руководством учреждения во главе с главным инженером. Программа ПЭК разрабатывается ежегодно и утверждается руководителем учреждения.
В программе обязаны содержаться следующие разделы:
- Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу и их источники.
- Инвентаризация сбросов отходов наружу и их источники.
- Инвентаризация отходов от производства и место их вывоза.
- Работники, отвечающие за соблюдением ПЭК.
- Наличие исследовательских лабораторий, соответствующих законодательству РФ.
- Периодичность, способы и места взятия проб и виды замеров.
Требования к программе
Росприроднадзор, своим письмом № ВС-03-01-32/14309 с 01.01.2015 года отменил процедуру согласования составленного плана ПЭК с федеральными исполкомами власти РФ.
При этом, необходимо помнить, что ст. 26 ФЗ № 89 регламентирует, что учреждения, работающие с выбросами, формируют контрольное подразделение, являющееся частью производственного процесса за соблюдением экологии.
Кроме того, ст. 67 ФЗ № 7 обязывает учреждения и ИП, которые работают с выбросами на объектах I, II и III категорий, создавать план ПЭК и отчитываются перед соответствующими службами РФ об итогах выполнения ПЭК.
Согласно Положению о ФС, осуществляющей надзор в области природопользования, принятого Правительством РФ № 400, в п. 5.5.8 говорится, что отчетность об итогах выполнения ПЭК принимает Росприроднадзор.
Основные правила к разработке плана ПЭК, наблюдению за выбросами, сбросами отходов, документов, отображающих информацию об итогах выполнения ПЭК, определены ст. 67 ФЗ № 7.
При изменении технологии производства, установки нового оборудования, сырья, изменяющего влияние на природу, необходимо выполнить корректировку Программы ПЭК на протяжении 30 рабочих дней с даты изменений.
В документе должны содержаться следующие подразделы:
- Общие положения.
- Данные об инвентаризации выбросов в атмосферу и их источниках.
- Данные об инвентаризации сбросов наружу и их источниках.
- Данные об инвентаризации накопленных учреждением отходов и месте их размещения.
- Данные о должностных работниках, контролирующих экологию производства.
- Данные о исследовательских лабораториях, соответствующих законодательству РФ.
- Данные о периодичности и способах надзора за выбросами, о местах выделения проб и способах замеров.
Утверждение программы
ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.
Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.
Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:
- Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
- Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
- Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
- Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
- Инструкции для сотрудников.
- Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
- Периодичности инструктажа работающих с отходами.
- Ответственности за нарушение инструкций.
Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).
Как составить отчет по ПЭК
Приказом по Министерству энергетики РК №258 от 21.06.2016 года были приняты изменения к Требованию в отчетности по ПЭК, которые утверждены Министерством охраны природы РК № 16-Ө от 14.02.2013 года, обязывающие составлять планы ПЭК, как юридических, так физических лиц – использующих недра.
Согласно законодательства РФ юр-лица и ИП обязаны представлять отчетность по ПЭК уполномоченному федеральному исполкому в сроки, определенные этой структурой. Образец отчетности по ПЭК и правила его оформления, в т. ч. электронного бланка, также определяется этой уполномоченной службой.
Однако, в настоящее время данная образец отчетности и сроки ее сдачи в ч-ч. 4, 7, 8 ст. 67 ФЗ №7 находится в стадии разработки . Поэтому, учитывая, что ПЭК является внутренним документом, причем с 01.01.2015 года Росприроднадзором в письме № ВС-03-01-32/14309 отменена процедура согласования, отчеты сдавать не нужно.
Необходимо записывать результаты замеров выбросов на производстве и СЗЗ, и данные замеров складывать в папку, в ожидании проверки инспектором Росприроднадзора.
Какова ответственность за отсутствие программы на предприятии
Отсутствие программы ПЭК является административным нарушением и, на основании п. 8.1 КОаП РФ:
- Учреждение подвергается штрафу размере от 100 000 до 250 000 рублей или приостановка работы учреждения до 90 суток.
- Должностное лицо подвергается штрафу от 10 000 до 30 000 рублей.
- Дли ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановка деятельности ИП до 90 суток
В связи с изменениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) и Федерального закона № 89-ФЗ
С 1 января 2015 г. производственный контроль в области обращения с отходами будет являться составной частью Программы производственного экологического контроля. Отдельно разрабатывать Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (далее - Порядок) будет не нужно.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.11.2013; далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
1 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 219-ФЗ), за исключением отдельных положений. Данным Федеральным законом будут внесены изменения, в частности, в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) и Федеральный закон № 89-ФЗ, касающиеся производственного экологического контроля (далее - ПЭК).
Так, с 1 января 2015 г. производственный контроль в области обращения с отходами будет являться составной частью ПЭК, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ в редакции Федерального закона № 219-ФЗ). Таким образом, будет отменена необходимость отдельного согласования Порядка с уполномоченным органом.
С 1 января 2015 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ в редакции Федерального закона № 219-ФЗ). В соответствии с п. 3, введенным в указанную статью Федеральным законом № 219-ФЗ, программа ПЭК должна будет
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Согласно пп. 6–8 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ, введенным Федеральным законом № 219-ФЗ, документация, содержащая сведения о результатах осуществления ПЭК, должна будет включать в себя документированную информацию:
- о технологических процессах, технологиях,
- об оборудовании для производства продукции (товара),
- о выполненных работах, об оказанных услугах,
- о применяемых топливе, сырье и материалах,
- об образовании отходов производства и потребления;
- о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
- об обращении с отходами производства и потребления;
- о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели будут обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и результатах осуществления ПЭК в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК, методические рекомендации по ее заполнению, в т.ч. в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, должны быть утверждены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На сегодняшний день форма отчета об организации и результатах осуществления ПЭК, а также методические рекомендации по ее заполнению не утверждены.
- - ГОСТ Р 56059–2014 «Производственный экологический мониторинг. Общие положения»;
- - ГОСТ Р 56061–2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля»;
- - ГОСТ Р 56062–2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения».
В ходе проверок природоохранных органов, появиться пункт « Производственный экологический контроль ». требования к разработке данного порялка основаны на № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральном законе № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» На сегодняшний день есть «Временное положение по разработке Производственного экологического контроля определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий , где перечисляются цели и задачи осуществления ПЭК приводится перечень документов, необходимых для его оформления, перечень приложения на сегодняшний день не регламентрован.
Если предприятие ведет учет по образованию и движению отходов, не осуществляя производственную деятельность, сопровождающуюся образованием большого количества видов производственных отходов (образуются только ТБО и ртутные лампы). Во время подает ежегодные отчеты, ежеквартально отчитывается по расчету платы за негативное воздействие. Это не означает, что разработка ПЭК не может быть полезной, а является лишь тербованием законодательства. (ст.26 89-ФЗ)
При разработке ПЭК применятеся методичный подход к подготовке сбора необходимых данных позволяющий привести в полное соответсятвие практически весь перечень необходимых документовпо экологии. Можно сказать что на предприятии провводится полный экоаудит
И оценка природоохранной деятельности предприятия.
Работа по разработке состоит из нескольких этапов:
1. Проводится инвентаризация по источникам загрязнения
2. Проверяется наличие разработаных проектов по нормированию отходо, выбросов в атмосферу, на рельеф.
3.Проводится проверка по сданной отчетности и наличию паспортов опасных отходов.
4.Проверка по наличию или отсутствию журналов учета движения отходов, проводимых замеров.
В процессе согласования ПЭК предприятием предоставляется План мероприятий на текущий год с ссылками на соответствующие нормативные документы.
Отчет о выполнении мероприятий производственного контроля юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в Росприроднадзор или его территориальный орган ежегодно, следующего за отчетным.
Преимущества разработки порядка производственного контроля по обращению с опасными отходами:
1. Позволит оптимизировать нормы образования отходов;
2. Помогает привести в соответствие договора с компаниями осуществляющими транспортировку и обращение с опасными отходами;
3. Приведет в соответствие возможность информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений;
4. Определяет оперативное и своевременное устранение причин возможных аварийных ситуаций, связанных с негативным воздействием на окружающую среду;
5. Позволяет определить перечень отходов, которые могут принести прибыль, не только путем сокращения затрат;
6. Позволяет перейти на эффективную работу системы природоохранной службы
перечень услуг по разработке природоохраной документации (ПДВ, ПНООЛР, расчет платы НВОС, 2ТП, кадастровый талон, НДС) и их стоимость
Подробности о стоимости разработки можно узнать, позвонив нашим