Уведомительная регистрация коллективного договора. Порядок регистрации коллективного договора

Колдоговор содержит нормы трудового права, которые действуют в организации, заключившей с работниками это соглашение. Согласно ТК данный договор не может ухудшать положение работников по сравнению с установленным законодательством, поэтому колдоговор должен быть подвергнут тщательной проверке. В связи с этим коллективный договор подлежит регистрации.

Регистрация как этап заключения колдоговора

В ст. 44 ТК РФ указано, что порядок заключения колдоговора устанавливается самими сторонами согласно положениям ТК и иных законов федерального уровня.

Анализ указанных положений позволяет выделить следующие этапы:

  • сторона-инициатор направляет другой стороне предложение об организации коллективных переговоров;
  • сторона, получившая предложение, направляет инициатору ответ на предложение с указанием своих представителей, которые будут участвовать в переговорах;
  • в определенном сторонами порядке проводятся колпереговоры;
  • разрешаются возникающие разногласия;
  • стороны подписывают колдоговор;
  • коллективный договор направляется на уведомительную регистрацию;
  • вступление документа в силу.

Обязательно ли регистрировать колдоговор

Стороны, подписавшие колдоговор, могут задаться вопросом, нужно ли регистрировать коллективный договор. Необходимость направления договора на уведомительную регистрацию предусмотрена ст. 50 ТК РФ . Данная обязанность возложена законодательством на работодателя. За неисполнение этой обязанности нарушитель может понести ответственность в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) как за нарушение требований трудового законодательства.

Целями регистрации коллективного договора являются:

  • придание договору статуса правового акта;
  • сбор информации о количестве заключенных колдоговоров и их содержании;
  • выявление условий, противоречащих действующему законодательству для исключения возможности их применения работодателями;
  • обеспечение условий для контроля за исполнением коллективных договоров.

При этом, несмотря на то, что коллективный договор подлежит регистрации, он вступает в силу независимо от факта регистрации. Договор начинает действовать на следующий день после подписания или, если в нем указана дата вступления в силу, с указанной в договоре даты. С момента вступления колдоговора в силу стороны обязаны выполнять его и действовать в соответствии с его положениями. За неисполнение договора стороны могут быть привлечены к ответственности.

Где регистрируется коллективный договор

Согласно ст. 50 ТК РФ для регистрации колдоговор направляется в орган по труду. Имеется в виду орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам труда и занятости. Порядок проведения данным органом уведомительной регистрации устанавливается на уровне субъекта РФ в соответствии с федеральным трудовым законодательством.

Например, в Московской области регистрация колдоговоров осуществляется Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области на основании Положения от 26.11.2002, утв. Московской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок регистрации коллективного договора

Не позднее семи дней с даты подписания колдоговор направляется работодателем на регистрацию. Документ должен быть сброшюрован, прошит, листы - пронумерованы. На листе, на котором указаны реквизиты сторон, следует разместить строки «Регистрационный номер», «Дата регистрации», «Регистрирующий орган», «Место печати», которые будут заполнены регистрирующим органом. Эти требования относятся ко всем экземплярам договора. Как правило, колдоговор представляется на регистрацию в трех экземплярах (на один больше, чем участников соглашения).

Срок проведения проверки договора устанавливается актом, регулирующим порядок регистрации в данном регистрирующем органе. Например, в Московской области такой срок составляет 10 дней.

Выявление условий, ухудшающих положение работников, не является основанием для отказа в регистрации. Такие условия признаются недействительными и не должны применяться.

По результатам регистрации заявителю направляется соответствующее уведомление.

Обязательно ли наличие коллективного договора? Как его составить, и нужно ли регистрировать в органах власти? В течение какого срока действует коллективный договор? Рано или поздно каждая организация или индивидуальные предприниматели сталкиваются с подобного рода вопросами.

В нашей статье мы подробно рассмотрим значимые моменты заключения и регистрации коллективного договора. Соблюдение норм законодательства и рекомендаций практикующих юристов помогут избежать бумажной волокиты, споров с работниками и претензий со стороны проверяющих органов.

Для начала несколько слов о природе коллективного договора

Коллективный договор - одна из договорных форм регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Нормативное определение понятия «коллективный договор» законодатель закрепил в ст. 40 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). Так, согласно ч. 1 ст. 40 ТК РФ под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор, впрочем как и все остальные локальные акты работодателя, не должен содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения (ст. 43 ТК РФ).

Интересно отметить, что в отношении иностранных представительств российских организаций, действующих за рубежом, законодатели не предусмотрели каких-либо дифференцированных норм в части заключения коллективного договора. Следовательно, иностранное представительство может разработать «свой» вариант коллективного договора с учетом требований ТК РФ, законодательства страны, в котором оно находится, и практических нюансов деятельности, или оно может пойти по пути «наименьшего сопротивления» - и руководствоваться коллективным договором головной организации. При этом в коллективном договоре головной организации необходимо указать, что он также распространяет свое действие на всех работников обособленных структурных подразделений, в том числе и действующих за границей.

Сторонами коллективного договора являются: - Работники в лице их представителей (профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ).

- Работодатель в лице его представителя (руководитель организации, руководитель представительства, филиала и иного обособленного структурного подразделения, индивидуальный предприниматель лично или уполномоченные ими лица).

Зачем нужен коллективный договор сторонам трудовых отношений?

Казалось бы в организации и без того полно документов, регламентирующих трудовые отношения, и вполне можно было бы обойтись и без коллективного договора. В конце концов, у работников уже есть трудовой договор!

Но у законодателей своя точка зрения на данный вопрос.

В ТК РФ нет прямого предписания об обязательном наличии в организации или у индивидуального предпринимателя коллективного договора. Однако на основании ч. 1 ст. 21 ТК РФ и ч. 1 ст. 22 ТК РФ сторонам трудовых правоотношений предоставлено право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, а в силу ч. 2 ст. 36 ТК РФ представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, ОБЯЗАНЫ вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Проанализировав вышеуказанные нормы ТК РФ, можно прийти к следующему выводу: если ни одна из сторон трудовых правоотношений не направит другой стороне письменное предложение о начале коллективных переговоров, заключать коллективный договор не придется.

Ответственность за отсутствие коллективного договора в организации или у ИП законодательством не предусмотрена, в общем-то, как и цели принятия данного акта.

Однако с учетом современных экономических реалий и многогранности трудовых отношений, коллективный договор по праву приобретает особое значение в иерархии локальных нормативных актов работодателя.

На практике, заключая коллективный договор, стороны чаще всего преследуют следующие цели:

Стабилизация трудовых правоотношений с работниками;

Усиление мотивации работников в решении задач, стоящих перед организацией или ИП;

Обеспечение материальной заинтересованности работников в творческом и ответственном отношении к выполнению трудовых (должностных) обязанностей;

Достижение упорядоченности системы оплаты труда;

Оптимизация планирования и управления расходами на оплату труда;

Усиление социальной защиты и материальной поддержки работников.

Данный перечень носит примерный характер и подлежит расширению по усмотрению сторон коллективного договора.

Предположим, что работники или работодатель все же приняли решение о необходимости разработки коллективного договора. Каков же механизм взаимодействия сторон?

Заключению коллективного договора обязательно должна предшествовать процедура разработки такого документа. Начальной стадией этой процедуры являются коллективные переговоры.

Согласно ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. В работе комиссии должны присутствовать обычные работники организации!

Порядок ведения коллективных переговоров

Итак, для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из своих представителей, наделенных соответствующими полномочиями. Решением сторон определяется ее состав, сроки, место проведения и повестка дня переговоров. Решение оформляется в форме протокола составленного в произвольной форме, выписка из протокола будет служить документом, удостоверяющим полномочия профсоюза (иного представителя) по ведению переговоров и заключению коллективного договора.

Принцип формирования комиссии на равноправной основе имеет большое практическое значение - он означает, что вне зависимости от численности представители каждой из сторон обладают равными правами и равным числом голосов.

Представители работников

Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников могут выступать:

  • первичная профсоюзная организация;
  • иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
В случаях, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, или эта организаций не объединяет более половины работников и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников, на общем собрании для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган) (ст. 31 ТК РФ).

При очень большой численности трудового коллектива допустимо избрание представителей работников на конференции.

Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов (ч. 3 ст. 399 ТК РФ).

Под конференцией трудового коллектива понимается собрание представителей (делегатов) от всех структурных подразделений организации.

Заметьте, именно делегатов! Законодатели намеренно используют этот термин, однако не раскрывают ни его содержания, ни порядок избрания этой загадочной категории представителей.

Обычно под делегатами подразумеваются выборные или назначенные представители организации.

Обращаем ваше внимание, что представителями трудового коллектива могут быть не только работники, состоящие в штате организации, но и иные лица, например, юрисконсульт, с которым заключен договор оказания юридических услуг.

Результаты проведения общего собрания (конференции) работников (список его представителей) должны быть подтверждены протоколом.

Если организация, планирующая заключить коллективный договор, имеет две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников, то по решению их выборных органов может быть создан единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование такого органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган.

К примеру. В организации действуют 3 профсоюзные организации. От профсоюза численностью 25 человек в единый представительный орган для ведения коллективных переговоров может быть направлено 2 представителя, от профсоюза численностью 60 человек - 3 представителя, от профсоюза численностью 100 человек - 5 представителей. Закономерность в данном случае довольно простая - чем больше работников объединяет та или иная профсоюзная организация, тем больше ее членов будет в едином представительном органе.

Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или их совокупность, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой поручается направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или на данном предприятии вообще нет профсоюза, общее собрание (конференция) работников опять-таки тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (одного или нескольких в виде представительного органа) и наделить его соответствующими полномочиями.

Как только работники определят лицо, которому доверят проведение переговоров с работодателем, этот представитель (представительный орган) одновременно с направлением работодателю предложения о начале указанных коллективных переговоров должен известить об этом все иные профсоюзные организации работников данной организации и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия (если таковое будет получено) единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.

Форма уведомления о начале коллективных договоров не утверждена на законодательном уровне. При составлении уведомления рекомендуем обозначить следующие моменты: адресат, дата направления уведомления; примерный срок для формирования комиссии для ведения коллективный переговоров; список лиц, которые будут являться вашими представителями; дата, время и место начала работы комиссии. Предложение (уведомление) о начале коллективных переговоров может быть направлено другой стороне по почте с уведомлением о вручении либо передано непосредственно в руки представителю работников (работодателя) с проставлением на втором экземпляре отметки о принятии.

Представители работодателя

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют:

  • - руководитель организации;
  • - работодатель - индивидуальный предприниматель (лично);
  • - иные уполномоченные ими лица.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Объединения работодателей участвуют в коллективных переговорах, проводимых на межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальных уровнях, а также на федеральном уровне при заключении и изменении соглашений.

Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с ч. 1 ст. 33 ТК РФ. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (ч. 2-5 ст. 37 ТК РФ).

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Так гласит Трудовой кодекс. А что же это значит? Работодатель вправе согласиться с предложением работников и их представителей, а работники вправе отказаться от какой-либо инициативы работодателя. В любом случае, для формирования окончательного текста коллективного договора, устраивающего обе стороны, необходимо общее, согласованное в ходе переговоров, решение.

Для этого стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

В ч. 2 ст. 53 ТК РФ приведен примерный перечень информации, которую работники и их представители могут получать от работодателя:

Информация по вопросам реорганизации или ликвидации предприятия,

Вопросы введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

Вопросы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников;

Другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами, учредительными документами.

Законодательство не ограничивает объемы запрашиваемой сторонами информации, поэтому ни работникам, ни работодателю не стоит руководствоваться только лишь положениями ст. 53 ТК РФ. Коллективный договор должен учитывать интересы обеих сторон трудовых отношений, поэтому сотрудничество, взаимные уступки и максимальное информирование будут являться залогом успеха всего процесса коллективных переговоров.

В качестве гарантии, что полученная в ходе переговоров информация не станет известна конкурентам, проверяющим органам и т.д., законом для участников процесса установлен запрет на разглашение сведений, относящихся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

К сведению, разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей (ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ), а за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, может наступить уголовная ответственность - штраф в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок (ч. 2 ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ).

Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами.

Работа комиссии может начаться в день переговоров и должна быть завершена ранее дня подписания коллективного договора.

Комиссия подготавливает проект коллективного договора, при этом на подписание коллективного договора сторонам отводится не более 3 месяцев со дня начала переговоров (ч. 2 ст. 40 ТК РФ).

Отметим, что заключение коллективного договора должно базироваться на следующих принципах:

Соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих номы трудового права;

Уважение и учет интересов сторон;

Полномочность представителей сторон;

Равноправие сторон;

Свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора;

Добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

Реальность обеспечения принимаемых обязательств;

Обязательность выполнения коллективного договора;

Контроль за выполнением коллективного договора;

Ответственность сторон их представителей за невыполнение по их вине коллективного договора.

Несомненно, в ходе проведения коллективных переговоров перед сторонами встанет вопрос - что же включить в текст коллективного договора?

Трудовое законодательство в данном случае довольно лояльно и разрешает сторонам самостоятельно определить структуру и содержание коллективного договора.

Согласно ст. 41 ТК РФ в коллективный договор МОГУТ включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

Формы, системы и размеры оплаты труда;

Выплата пособий, компенсаций;

Механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

Занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

Рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

Улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

Экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

Гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

Оздоровление и отдых работников и членов их семей;

Частичная или полная оплата питания работников;

Контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

Отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

Другие вопросы, определенные сторонами.

Этот перечень не является прямым руководством к действию. Стороны вправе расширить или сузить круг положений, включаемых в коллективный договор.

Что именно из перечня, предусмотренного законодательством, следует зафиксировать в коллективном договоре?

В коллективном договоре необходимо отразить те аспекты трудовых отношений, которые не следуют из отраслевых соглашений или не нашли отражения в других локальных нормативных актах организации или ИП.

Предположим, что в организации уже действуют положение об оплате труда и положение о премировании работников, в таком случае не стоит в коллективном договоре подробно прописывать условия оплаты труда и порядок премирования, однако сделать ссылку в тексте на эти локальные акты лишнем не будет.

В коллективном договоре также не стоит указывать обязательства сторон, которые однозначно установлены трудовым законодательством. Коллективный договор должен содержать допустимые дополнения, улучшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством (ч. 3 ст. 41 ТК РФ).

Для удобства стороны коллективных переговоров могут составить таблицу, состоящую из двух граф:

Предложения сторон по содержанию коллективного договора.

Норма права, на которой основано предложение.

Данная таблица упростит восприятие большого объема информации и поможет соотнести интересы сторон с требованиями законодательства.

Прежде чем закрепить в коллективном договоре те или иные доплаты и компенсации, не забудьте поинтересоваться у бухгалтера или налогового консультанта, сможет ли организация признать их «расходами» и уменьшить на их величину налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, и определитесь с общей суммой финансирования предоставляемых работникам гарантий.

Максимальный размер финансирования коллективного договора устанавливается исходя из экономических возможностей организации, минимальный ограничивается фондом оплаты труда.

Структура коллективного договора может выглядеть следующим образом:

  • Общие положения.
  • Трудовой договор.
  • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
  • Высвобождение работников и содействие их трудоустройству.
  • Рабочее время и время отдыха.
  • Оплата и нормирование труда.
  • Охрана труда.
  • Гарантии и компенсации.
  • Гарантии профсоюзной деятельности (если в организации есть профсоюзная организация).
  • Обязательства Профкома (если в организации есть профсоюзная организация).
  • Разрешение трудовых споров.
  • Контроль за выполнением коллективного договора. Ответственность сторон.
  • У коллективного договора могут быть еще и приложения.
  • Вот примерный их перечень:
  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Графики сменности.
  • Положение об оплате труда работников.
  • Положение о премировании работников.
  • Перечни производств (работ) с тяжелыми, особо тяжелыми, вредными и особо вредными условиями труда, при работах в которых работники имеют право на доплаты за условия труда (если такие условия имеются в организации).
  • Нормы выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты.
  • Список работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (если такие условия имеются в организации).
  • План оздоровительно-профилактических мероприятий.
  • Перечень работ (производств), при выполнении которых (при работе в которых) работники получают бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты (если такие работы ведутся в организации).
  • Перечень действующих норм выработки (если они установлены по организации).
  • Перечень профессий (должностей), имеющих разъездной характер.
  • Соглашение по охране труда.
  • Перечень приложений к коллективному договору определяется по соглашению сторон.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Что происходит с закрепленными в протоколе разногласиями?

Вариант 1.

Разногласия могут стать предметом дальнейших переговоров (с соблюдением процедуры, которая предусмотрена для заключения коллективного договора).

Вариант 2.

Разногласия могут быть разрешены в порядке коллективного трудового спора в соответствии с гл. 61 ТК РФ.

Немаловажным этапом в процессе разработки коллективного договора является разрешение процедурных вопросов.

Комиссии необходимо определиться:

Со сроком действия коллективного договора;

С порядком применения коллективного договора;

С порядком изменения и дополнения коллективного договора.

Согласно ст. 43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Автоматическая пролонгация коллективного договора законодательством не предусмотрена. Стороне, которая изъявила желание продлить срок коллективного договора, необходимо заранее направить письменное предложение о продлении другой стороне (предложение составляется в произвольной форме). Оптимальный срок для отправки такого предложения - 2-3 месяца до окончания срока действия коллективного договора.

ТК РФ отдельно выделяет обстоятельства, при наступлении которых коллективный договор сохраняет или прекращает свое действие:

коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации;

при смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности;

при реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

при ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ), т.е. стороны вправе самостоятельно разработать более простую и менее затратную по времени процедуру внесения правок.

После завершения коллективных переговоров сторонам необходимо удостоверить своими подписями подготовленный коллективный договор.

Как показывает практика, право подписать коллективный договор от имени работников стороны предоставляют председателю профсоюзного комитета организации. Если в организации отсутствует профсоюз, можно предусмотреть и другие варианты. Например, предоставить право утверждения коллективного договора общему собранию трудового коллектива или председателю собрания трудового коллектива. Допустимо, чтобы от имени работников коллективный договор подписали ранее избранные представители или председатель комиссии. От имени работодателя коллективный договор подписывает руководитель организации или индивидуальный предприниматель самостоятельно, также это могут быть иные уполномоченные ими лица. Избранный порядок должен быть зафиксирован в коллективном договоре.

Регистрация коллективного договора

В течение 7 дней со дня подписания работодатель (его представитель) должен направить коллективный договор на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ч. 1 ст. 50 ТК РФ).

Уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений в г. Москве осуществляется Комитетом общественных связей г. Москвы (далее - Комитет).

В соответствии с Порядком регистрации коллективных договоров и соглашений в городе Москве, утвержденным решением Московской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 28 апреля 1999 года, для уведомительной регистрации коллективного договора вам необходимо будет в течение семи дней со дня его подписания представить в Комитет:

Три экземпляра коллективного договора.

Подписи представителей сторон и печати, их заверяющие, на всех экземплярах должны быть подлинными.

Листы (страницы) во всех экземплярах должны быть пронумерованы сквозной нумерацией (вместе с приложениями).

Все экземпляры должны быть прошиты, заверены подписью представителя работодателя и скреплены печатью с указанием количества прошитых листов (страниц).

Приложения к коллективному договору должны быть прошиты вместе с ним. В правом верхнем углу первого листа приложения следует указать:

«Приложение N___ к коллективному договору». Приложения должны быть оформлены надлежащим образом: иметь дату принятия, подписи соответствующих лиц, заверены печатью.

Сопроводительное письмо за подписью представителя работодателя, заверенное печатью организации, в котором должны быть указаны:

Юридический (фактический) адрес организации;

Административный округ, в котором зарегистрирована организация;

Фамилия, имя, отчество (полностью) представителей сторон, подписавших коллективный договор;

Контактные телефоны представителей сторон;

Отрасль, вид экономической деятельности (по основному виду деятельности);

Форма собственности;

Численность работников организации;

Численность членов первичной профсоюзной организации (при наличии двух и более первичных профсоюзных организаций указывается численность членов каждой из них);

Наименование вышестоящего профсоюзного органа (при наличии первичной профсоюзной организации);

Сумма средств, использованных на обеспечение льгот и выплат работникам и членам их семей, предусмотренных коллективным договором.

Выписка из протокола общего собрания о наделении представителя работников полномочиями на ведение переговоров и заключение коллективного договора от их имени.

Представитель организации, передающий документы на регистрацию, должен иметь при себе паспорт.

В случае ненадлежащего оформления документов, Комитет оставляет за собой право возврата документов для доработки.

По истечении 30 календарных дней со дня принятия документов Комитет обязан зафиксировать факт уведомительной регистрации штампом Комитета с регистрационным номером и подписью ответственного лица на каждом экземпляре коллективного договора.

При осуществлении регистрации коллективного договора Комитет выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Обычно проверяющие органы обращают внимание на следующие моменты:

Дата действия договора - не более 3 лет, указываются день/месяц/год вступления в силу и окончания.

Соответствие коллективного договора ТК РФ и другим нормативным правовым актам.

Терминология и наименование сторон договора: не допустимо использовать такие термины как «администрация», «разногласия», «конфликты», «под подпись».

Правильность ссылок и актуальность документов, указанных в коллективном договоре и приложениях.

Наличие приложений к коллективному договору.

Порядок нумерации страниц коллективного договора и приложений.

Наличие подписей представителей сторон.

Важно отметить, что вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

Интересным является тот факт, что в ТК РФ прямо не закреплена обязанность работодателя ознакомить работников с принятым коллективным договором. Однако анализ правовых норм позволяет сделать заключение о необходимости совершения подобных действий (ч.1 ст. 21, ч. 3 ст. 68 ТК РФ). В связи с этим рекомендуем разместить коллективный договор в общедоступном месте и сделать ведомость ознакомления работников с данным локальным актом.

Контроль за выполнение коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют работники, работодатели, их представители и соответствующие органы по труду (ч. 1 ст. 51 ТК РФ). При этом стороны обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для контроля информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ч. 2 ст. 51 ТК РФ).

Право на указанный контроль имеют также и профессиональные союзы. В этом случае работодатели в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений должны сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах их рассмотрения и принятых мерах (ч. 1 ст. 370 ТК РФ).

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Ст.ст. 54, 55 ТК РФ содержат отсылочные нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение обязательств, принятых сторонами по коллективному договору, а также за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора:

Вид нарушения Санкции Законодательная норма
1 Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей. ст. 5.28 КоАП РФ
2 Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения. ст. 5.30 КоАП РФ
3 Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению. Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей. ст. 5.31 КоАП РФ

Напомним, что органом государственной власти, уполномоченным на привлечение к административной ответственности за нарушения трудового законодательства, является государственная инспекция по труду.

Подводя итоги, еще раз отметим: коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Законодательство предоставляет обеим сторонам право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, однако не обязывает его заключать, если ни одна из сторон трудовых правоотношений не направит другой стороне письменное предложение о начале коллективных переговоров.

NEW: Для трудоустройства

На высокооплачиваемую работу подготовка к тестированию на соответствие квалификации (очно, дистанционно, в записи). Быстро, недорого, качественно.

Потребление электроэнергии без договора: как избежать негативных правовых последствий. Организатор: Высш.школа госаудита МГУ

Трудового кодекса РФ коллективный договор, соглашение должны быть направлены на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение 7-ми дней со дня подписания .

Направление на регистрацию - обязанность работодателя.

Изменения и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для его заключения , либо в порядке, предусмотренном коллективным договором ( Трудового кодекса РФ). Если коллективный договор не содержит особого порядка внесения в него изменений, они вносятся путем коллективных переговоров, как и при заключении коллективного договора.

Следует учитывать, что изменение условий коллективного договора так же нуждается в соответствующей уведомительной регистрации.

Орган, который осуществляет такую регистрацию, определяется на уровне субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 03.12.2012г. №234-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Трудовой кодекс РФ»).

В Ростовской области принят Областной закон Ростовской области от 24.12.2012г. №1013-ЗС (действует в редакции от 08.05.2013г.) «О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области».

Областной закон №1013-ЗС определяет порядок уведомительной регистрации коллективных договоров (и соглашений о внесении в них изменений), соглашений.

Согласно статьи 3 Областного закона №1013-ЗС заключенные коллективные договоры и соглашения в течение 7-ми дней со дня их подписания направляются работодателем на уведомительную регистрацию в областной орган исполнительной власти Ростовской области, обеспечивающий проведение единой государственной политики в области труда.

Министерство труда и социального развития Ростовской области располагается по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, 161, тел. 210-11-41, официальный сайт http://mintrud.donland.ru/ .

Порядок направления на регистрацию коллективного договора:

1. Организация направляет коллективный договор с приложениями и Заявление (Приложение №1) в электронном виде на один из электронных адресов Министерства труда [email protected] или [email protected] или [email protected]

2. К Заявлению прилагаются две копии документов, подтверждающих полномочия сторон на их подписание:

2.1. Приказа о назначении руководителя и

2.2. Протокола (выписки) общего собрания трудового коллектива об избрании председателя профсоюзной организации.

2.3. При регистрации соглашений (двух и трёхсторонних) - прикладывается список организаций, на которые распространяется соглашение и информация о численности работников данных организаций.

3. Титульный лист должен быть оформлен по образцу (Приложение №2).

4. Для дополнительного соглашения (изменений и дополнений) к коллективному договору отдельный образец оформления (Приложение №3)

5. После отправки необходимо позвонить по тел. 210-11-41 через два дня, чтобы убедиться в получении специалистами Министерства труда электронного сообщения и получить номер листа согласования.

При уведомительной регистрации коллективному договору, соглашению присваивается регистрационный номер.

Сведения о всех договорах, прошедших регистрацию, заносятся в Регистр соглашений и коллективных договоров в соответствии с Постановлением Минтруда России от 10.10.2003г. № 68.

В случае выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством сообщается об этом представителям сторон, а также в Государственную инспекцию труда в Ростовской области.

В действующем законодательстве нет специальной нормы, предусматривающей ответственность работодателя за отсутствие регистрации коллективного договора, соглашения. Однако если организация не представит договор на регистрацию, проверяющие органы могут расценить это как нарушение законодательства о труде. В таком случае организация может быть привлечена к административной ответственности по общим основаниям, предусмотренным

Коллективный договор (далее КД) – документ, заключаемый между нанимателем и работниками. Регламентирует трудовые и социальные отношения. Относится к категории правовых актов. Заключение данного соглашения не является обязанностью и происходит исключительно на добровольной основе при согласии обеих сторон. Согласно Трудовому Кодексу РФ положения коллективного договора не должны ущемлять права и условия труда работников. Важно знать, как происходит регистрация коллективного договора.

Общие положения

Взаимодействие по разработке и согласованию договора происходит при обоюдном участии сторон после того, как одна из них инициирует заключение колдоговора. Заинтересованные стороны согласовывают время и место переговоров, заявляют представителей для участия. В ходе проведения переговоров обсуждаются условия, регулируются разногласия. Итогом является согласованный и подписанный договор.

КД должен быть представлен в орган исполнительной власти по труду и занятости в течение 7-и дней с момента заключения. Этот момент зафиксирован в статье 50 ТК РФ. Данное действие является обязательным. Ответственность за выполнение этой обязанности возлагается на нанимателя. Однако, несмотря на законодательно утверждённую необходимость данной процедуры, документ вступает в силу вне зависимости от ее проведения.

Цели уведомительной регистрации коллективных договоров:

  • сбор и каталогизация данных о числе и составе действующих договоров;
  • контроль наличия в КД критериев, ухудшающих положение сотрудников;
  • наблюдение за исполнением всех пунктов КД.

КД начинает действовать с даты, указанной в соответствующем пункте. Если же данный пункт отсутствует, то начало действия КД датируется следующим рабочим днём после подписания.

За регистрацию КД отвечает территориальный орган по труду. До обращения туда заявителю придётся составить заявление в установленной законом форме, и собрать пакет необходимых документов.

Получить образец заявления и уточнить список документов можно:

  • обратившись непосредственно в ответственную организацию;
  • воспользовавшись официальным сайтом.

После обращения за услугой заявление регистрируется с присвоением уникального номера. Указывается также дата регистрации и данные заявителя. Далее производится проверка наличия нужных документов и их соответствия установленным нормам. После чего КД отправляется на проверку, в ходе которой выявляются условия, противоречащие действующему трудовому законодательству. Если ненадлежащие условия зафиксированы, стороны получают соответствующее извещение.

Отказ от регистрации не может быть основан на выявленных в соглашении нарушениях. Процедура проводится, но несоответствующие пункты признаются несостоятельными, а их применение незаконным.

По согласованию сторон в коллективный договор могут быть внесены изменения. Этот процесс также сопровождается переговорами и обоюдным подписанием дополнительных соглашений. Обязательной регистрации подлежат все внесённые изменения и дополнения.

Для начала процесса регистрации на этапе подачи заявления заявитель обязан представить нижеуказанную документацию:

  1. Заявление, заполненное по образцу.
  2. Коллективный договор в трёх экземплярах (два из них возвращаются заявителю, один остаётся в регистрирующей организации). К договорам предъявляются обязательные требования. Каждый экземпляр сброшюрован, пронумерован, количество листов указано на титульном листе и заверено печатью организации и подписью ответственного лица. Все экземпляры с оригинальными подписями представителей обеих сторон и с печатью организации. На последнем листе под реквизитами сторон необходимо добавить поля для заполнения сотрудником регистрирующего органа. Должны быть предусмотрены поля для регистрационного номера, названия органа, проводящего регистрацию, дата и место для печати.
  3. Копия протокола общего собрания о назначении посредника и передаче ему прав на обсуждение условий и последующее закрепление КД.

Перечень данных об организации, заверенный подписью руководителя и оригинальной печатью, включающий:

  • юрадрес организации + фактический;
  • адрес регистрации;
  • основной род деятельности;
  • общее число работников;
  • суммарный капитал для обеспечения льгот семьям сотрудников;
  • ФИО уполномоченных, подписавших документ;
  • контакты сторон.

Документы должны быть оформлены согласно предписанным нормативам. В противном случае они будут возвращены для переоформления.

Сроки оказания госуслуги по регистрации КД регулируются специальными актами.

Так в случае самостоятельного обращения, административное действие ограничено временными рамками:

  • проверка бумаг, решение о возможности оказания услуги – до 20 минут;
  • взаимодействие со специалистом, если в итоге принято решение услугу предоставить – до 30 минут;
  • передача заявляющему лицу нужных бумаг – до 10 минут.

Если заявка подаётся в письменной форме, нормативный срок проверки не более 15-и дней. При подаче заявления через МФЦ рассмотрение также в течение 15-и дней.

Предусмотрена также обязательная регистрация КД в электронном виде. Для этого существует электронный журнал регистрации. Данные в электронный журнал заносятся в течение пяти суток с момента регистрации. Проверка на наличие в КД условий, не отвечающих требованиям трудового законодательства, занимает не больше двадцати пяти суток.

Согласно принятым административным нормам должно быть обеспечено своевременное оповещение заявителя об итогах проверки либо об отказе от её проведения. Оповещение проводится сообразно тому, каким образом подавалась заявка на проведение процедуры.

В случае личного обращения гражданина, документы передаются ему лично при повторном посещении. Если же заявление отправлялось по почте, то сотрудники регистрирующего органа обязаны связаться с отправителем, чтобы уточнить, каким путём он предпочитает получить документы.

При несоблюдении его интересов истец имеет право обжаловать действия органа по труду или принятое им решение в досудебном порядке.

Этим правом можно воспользоваться в нижеприведённых ситуациях:

  • обращение не зарегистрировано должным образом;
  • срок оказания услуги не соответствует установленному;
  • от сотрудника ответственной организации получено требование о предоставлении дополнительных данных, не заявленных в нормативных актах;
  • отклонение правильно оформленных бумаг, поданных согласно списку;
  • немотивированное несогласие оказать услугу либо основания отказа надуманны и не законны;
  • выдвинуто условие оплатить услугу, которая заявлена как бесплатная;
  • сотрудники организации, ответственной за предоставление услуги, уклоняются от исправления допущенных в выданных документах ошибок и опечаток.

То есть досудебному опротестованию подлежат:

Подача претензии осуществляется несколькими вариантами:

  • при личном посещении того отделения, где запрос был подан либо там, где был выдан результат;
  • по почте;
  • в электронном виде на соответствующем сайте;
  • в районном отделении МФЦ.

Подаваемая претензия должна содержать следующую информацию:

  • паспортные данные заявителя, сведения о месте проживания (для юрлица месте нахождения), email-адрес, телефон;
  • полное наименование исполнительного органа, должность и ФИО сотрудника действия которых опротестовываются;
  • доводы для подачи жалобы.

Поданная претензия регистрируется не позже следующего рабочего дня.

Подписание коллективного договора, а также своевременное внесение поправок и дополнений – пример справедливых и здоровых отношений в рабочем коллективе, основанных на взаимоуважении и сотрудничестве. Необходимо помнить о том, что каждое изменение также необходимо зарегистрировать в соответствующем органе.

Отказ от регистрации самого договора или внесённых в него изменений может быть расценен органами федеральной инспекции труда как нарушение установленных законом положений. В этом случае к организации и руководителю применяются штрафные санкции.

В дальнейшем в организации должен быть налажен контроль за исполнением условий договора. Порядок проведения обсуждается и устанавливается заинтересованными сторонами на общем собрании. Также коллективно определяются сроки для отчётов по соблюдению договора.

Ответственные лица от работодателя, нарушающие или не выполняющие условия коллективного договора, подвергаются штрафным санкциям.

Размер штрафа в 2019 году устанавливается статьёй Кодекса об Административных правонарушениях.

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения – соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Комментарий:

Согласно статье 50 Трудового кодекса РФ коллективный договор и соглашение должно быть направлено на уведомительную регистрацию в течение семи дней со дня подписания его сторонами. Отраслевые и межрегиональные соглашения направляются на регистрацию в Министерство труда и социального развития РФ. Региональные соглашения регистрируются соответствующим органом по труду субъекта федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления (например, комитета по труду администрации муниципального образования) полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений. Вступает в силу соглашение вне зависимости от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении указанной процедуры соответствующие органы выявляют условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавших соглашение (договор).

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. До участников соглашения оно доводится, как правило, в месячный срок. После вступления в силу соглашения стороны в разумные сроки могут разработать планы по реализации его положений.

В трудовом законодательстве существует иерархия соглашений и коллективных договоров, согласно которой нижестоящее соглашение или коллективный договор не может ухудшать положение работников по сравнению с вышестоящим соглашением. Вышестоящие соглашения могут содержать в себе рекомендации и требования к содержанию нижестоящих соглашений, коллективных и индивидуальных договоров.

В этой связи стоит отметить Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства (утв. приказом от 2 марта 2012 г. N 192н).

Согласно Регламенту государственная услуга предоставляется по запросам заявителей (представителей работодателей – получателей государственной услуги), которыми являются:

общероссийские объединения работодателей;

представители работодателей.

Регистрации в рамках предоставления государственной услуги подлежат соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства.

Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется заявителям в местах, предназначенных для предоставления государственной услуги, с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, размещается на официальных сайтах органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, в сети Интернет, публикуется в средствах массовой информации, распространяется в виде информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.), а также другими способами.

Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется представителям заявителей на приёме при личном обращении, по телефону, по электронной почте, а также по каналам факсимильной и электронной связи. В Регламенте также указаны все возможные контакты Роструда: сайт www.rostud.ru телефон 84956988204, адрес в Москве – Биржевая площадь, д. 1. Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется бесплатно. При этом, при личном обращении заявителя, последний не должен ждать более 40 минут.

Государственная услуга по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства – также предоставляется Рострудом. Результатом предоставления государственной услуги является уведомительная регистрация отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства:

занесение в Журнал учета запросов заявителей по регистрации в уведомительном порядке отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства*(6), информации о регистрационном номере соглашения и дате регистрации либо об отказе в приёме документов;

направление заявителю письменного уведомления о регистрации соглашения и занесение соответствующей информации в Журнал учета запросов заявителей.

Максимально допустимые сроки предоставления государственной услуги не должны превышать 30 календарных дней с момента регистрации запроса заявителя в Роструде.

В случае необходимости получения дополнительной информации и уточнения имеющихся сведений, необходимых для предоставления государственной услуги, сроки предоставления государственной услуги могут быть продлены руководителем Роструда либо уполномоченным на то лицом не более чем на 30 календарных дней с сообщением заявителю о продлении срока предоставления государственной услуги.

Для получения государственной услуги необходимо направить в Роструд запрос заявителя, оформленный в соответствии с требованиями Административного регламента (приложение N 2 к Административному регламенту), при этом запрос может быть направлен в форме электронного документа.Запрос заявителя адресуется на имя руководителя Роструда и оформляется на бланке письма заявителя, за подписью уполномоченного представителя заявителя. Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, должны быть четкими для прочтения, оформлены в машинописном виде на русском языке, при этом не допускается использование сокращений слов и аббревиатур.

В запросе заявителя должна содержаться следующая информация:

1) наименование и правовой статус заявителя;

2) почтовый адрес заявителя, по которому должен быть направлен ответ;

3) контактные телефоны и адрес электронной почты заявителя (последнее – при наличии).

4) просьба заявителя об уведомительной регистрации соглашения;

5) фамилия, имя, отчество представителя заявителя (последнее – при наличии);

6) информация о второй стороне коллективных переговоров (наименование, правовой статус, почтовый адрес, контактные номера телефонов, адрес электронной почты (при наличии), фамилия, имя, отчество и должность представителя;

7) дата составления запроса, личная подпись представителя заявителя, его должность или статус согласно полномочиям.

К запросу заявителя должны прилагаться:

1) соглашение на бумажном носителе (подлинник), пронумерованное, прошитое и скрепленное печатями сторон соглашения;

2) соглашение в форме электронного документа;

3) для общероссийского объединения работодателей (дополнительно), заверенные надлежащим образом копии устава и свидетельства о регистрации, а также состав членов объединения на момент подписания соглашения.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;

предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В приеме документов отказывается по одному из следующих оснований:

1) заявителем не представлены документы, необходимые для предоставления государственной услуги, предусмотренные Административным регламентом;

2) представленные заявителем документы не соответствуют требованиям к оформлению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренным Административным регламентом.

3) обращение заявителя не относится по существу к предоставлению государственной услуги;

4) правовой статус заявителя не соответствует требованиям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и пунктом 2 Административного регламента;

5) текст запроса заявителя не поддается прочтению.

Оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги не имеется.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче представителем заявителя запроса о предоставлении государственной услуги

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявителем запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги не должен превышать 40 минут.

Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги не должен превышать 30 минут.

Учет запросов заявителей осуществляется специалистом Роструда в Журнале учета запросов заявителей.

Поступившие письменные заявления (в том числе в электронном виде) регистрируются в течение рабочего дня с момента поступления в структурном подразделении, на которое возложены функции по документальному обеспечению Роструда, и передаются в структурное подразделение, на которое возложены функции по предоставлению государственной услуги, в день регистрации.

В Журнале учета запросов заявителей в письменном виде фиксируется информация о процедуре исполнения государственной услуги.

Ведение Журнала учета запросов заявителей осуществляется также в электронном виде.

Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной и текстовой информации о порядке предоставления такой услуги

Прием заявлений от получателей государственной услуги (их законных представителей) и их регистрация осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях.

Каждое рабочее место специалиста, ведущего прием получателя государственной услуги, оборудуется персональным компьютером с возможностью доступа к информационным базам данных, печатающим, а также сканирующим устройством (по возможности).

Специалисты, осуществляющие прием получателей государственных услуг, обеспечиваются личными нагрудными идентификационными карточками (бэйджами) и (или) настольными табличками.

Кабинеты приема получателей государственных услуг оснащены информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета.

В помещениях, в которых предоставляется государственная услуга, для ожидания приема получателей государственной услуги (их законных представителей) оборудуются места (помещения), имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов, санитарно-технические помещения (санузел), в том числе для инвалидов, а также лиц с ограниченными физическими возможностями, и места хранения верхней одежды посетителей.

Количество мест для ожидания приема получателей государственной услуги определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании.

Помещения оборудуются системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций.

На стенах оборудуются стенды с информацией о правилах предоставления государственной услуги.

Текстовая и мультимедийная информация о порядке предоставления государственной услуги размещается на информационном стенде в помещении Роструда для ожидания и приема граждан (устанавливаются в удобном для граждан месте), а также на официальном интернет-сайте Роструда.

Оформление текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления государственной услуги должно соответствовать оптимальному зрительному и слуховому восприятию этой информации гражданами.

Основным показателем качества и доступности государственной услуги является оказание государственной услуги в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Оценка качества и доступности государственной услуги должна осуществляться по следующим показателям:

– степень информированности граждан о порядке предоставления государственной услуги (доступность информации о государственной услуге, возможность выбора способа получения информации);

– возможность выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственной услуги (лично, посредством почтовой связи, в форме электронного документооборота через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

– своевременность предоставления государственной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления, установленным Административным регламентом.

Показатели доступности и качества государственной услуги определяются на основе ежегодного мониторинга, путем сравнительного анализа нормативных значений показателей с фактическими значениями показателей в отчетном году.

Приложение № 2

к Административному регламенту предоставления Федеральной

службой по труду и занятости государственной услуги по

уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых)

соглашений, заключенных на федеральном уровне социального

партнерства, утвержденному приказом

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

На бланке письма Руководителю

заявителя Федеральной службы

по труду и занятости

Прошу предоставить государственную услугу по уведомительной регистрации ___________________________________________________

(полное наименование отраслевого (межотраслевого) соглашения,

заключенного на федеральном уровне социального партнерства)

Дата подписания соглашения сторонами коллективных переговоров ______________________________________________________________

Наименование и правовой статус заявителя

______________________________________________________________

Почтовый адрес заявителя (по которому должен быть направлен ответ) ________________________________________________________

Адрес электронной почты заявителя ___________________________

Контактные номера телефонов заявителя ______________________

Информация о второй стороне коллективных переговоров ___________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование, правовой статус, почтовый адрес, контактные номера телефонов, адрес электронной почты (при наличии), фамилия, имя, отчество и должность представителя)

________________________________

(дата составления запроса)

Представитель заявителя:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

(должность) (статус согласно полномочиям)

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Приложение № 3

к Административному регламенту предоставления

Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги

по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых)

соглашений, заключенных на федеральном уровне

социального партнерства, утвержденному приказом

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Показатели доступности и качества государственной услуги

Наименование показателей доступности и качества

Нормативное значение показателя (%)

Фактическое значение показателя в отчетном году (%)

1. Доступность

1.1. Количество заявителей, удовлетворенных информацией о порядке предоставления услуги и способами ее* получения

1.2. Количество правильно заполненных заявителем документов, сданных им с первого раза

1.3. Количество форм, информация о заполнении которых доступна через Интернет

1.4. Количество случаев предоставления услуги в установленный срок с момента сдачи документов заявителем

1.5. Количество заявителей, ожидавших получения услуги в очереди более максимального срока, установленного регламентом

2. Качество

2.1. Количество заявителей, удовлетворенных качеством процесса предоставления услуги

2.2. Количество правильно оформленных документов сотрудником Роструда в процессе оказания услуги

2.3. Количество обоснованных жалоб к общему количеству обслуженных заявителей

2.4. Количество обоснованных жалоб, рассмотренных в установленный срок

2.5. Количество заявителей, удовлетворенных установленным порядком, в т.ч. сроками обжалования