Научная работа по пожарной безопасности. Исследовательская работа

Проект

по основам пожарной безопасности на тему:

«Пожарная безопасность.

Служба спасения 01»

Подготовила:учитель начальных классов

Калашникова Ольга Викторовна

2014 г.

Актуальность проекта

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем селе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Школе и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта :

    Образовательные

    • Познакомить с историей возникновения огня.

      Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

      Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

    Развивающие

    • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

      Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

      Развивать творческие способности дошкольников

    Воспитательные

    • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

      Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

      Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

    Практические

    • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

      Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

      Показать ученикам других классов знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Принципы реализации проекта:

    Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.

    Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.

    Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.

    Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Субъекты проекта:

    Учителя

    Дети 7-10 лет.

    Родители.

Ожидаемый результат:

      Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.

      Профилактика панического страха перед огнём.

      Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.

      Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

      Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Срок реализации проекта : 2 недели.

Реализация проекта

Работа с родителями (день первый)

Выставка литературы по теме.

Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»

Объявление конкурса детско-родительского плаката «Не играй с огнём»

Анкета для родителей по теме.

«Что такое огонь?» (день второй)

Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка».

Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».

Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница».

«Полезный огонь» (день третий)

Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»

Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял»

Познавательное занятие «Огонь – друг».

«Опасный огонь» (день четвёртый)

Дидактическая игра «Причины пожаров».

Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастеров художественного слова.

Интегрированное занятие «Саламандра – повелительница огня». (Познавательное развитие, аппликация, леп ка).

«Правила пожарной безопасности в школе (день пятый)

    Экскурсия по школе : знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.

    Игры-соревнования.

    Чтение сказки С.Я.Маршака «Дядя Стёпа »

«Правила пожарной безопасности дома» (день шестой)

Практическое занятие «Чтобы не было беды».

Просмотр видеофильма

Чтение произведения С.Я.Маршака «Пожар».

«Правила пожарной безопасности в лесу» (день седьмой)

Познавательное занятие «Чудо-дерево».

Чтение произведения Б.Жидкова «Дым».

Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»

«Что такое служба противопожарной безопасности» (день восьмой)

    Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»

    Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).

    Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»

«Огонь в литературе» (день девятый)

Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар».

Литературная викторина.

«Огонь в картинках и загадках»

Итоговый день (день десятый)

Открытое мероприятие в школе.

План занятия:

I. Вводная часть

1.Организационный момент

II. Основная часть

1. Огонь – давний друг человека

2.Причины пожаров

4. Игра-физминутка: «Правила пожарной безопасности»

5.Разбор ситуаций. Тестирование.

6.Закрепление учебного материала

III. Итог занятия

1. Частушки

2.Рефлексия

Цели:

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности;

Предупредить баловство детей с огнём.

Задачи:

Научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодоления;

Формировать чувство самосохранения;

Пропагандировать труд пожарных;

Познакомить детей с историей противопожарной службы в России и на Кубани;

Побуждать детей к бережному отношению к личному и государственному имуществу.

Оборудование:

ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор;

Выставка книг по теме урока.

Пособия:

Презентация

Памятки учащимся

Ход занятия

I. Вводная часть

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели урока

Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам!

Владимир Маяковский

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему, но я хотела бы, чтобы вы сами сформулировали тему нашего занятия, прослушав звуковую подсказку.

Бежит-сверкает,мерцает,переливается,

А заденешь-жжёт,кусается? Огонь.

Сегодня мы поговорим об огне, а точнее тему нашего занятия вы сформулируете позже.

II . Основная часть

1.Огонь-давний друг человека.

Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь.

А как ещё в древние времена люди добывали огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень. Люди научились добывать огонь, считали его священным, но зачем он так был нужен людям? Какую пользу приносит огонь?

С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. - А только ли пользу приносит огонь? Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас. Вспомните, ребята, на одном из занятий внеурочной деятельности вы загадывали загадки об огне и о пожаре, также вы для своих проектов находили песни и стихи, пословицы о пожарной безопасности. Так вот я хотела бы, чтобы вы попробовали сформулировать тему нашего занятия одной из пословиц.Итак, возьмите ваши проекты, найдите пословицы, прочитайте их друг другу и выберите самую подходящую к нашему занятию. Я согласна с вами, что эту пословицу можно взять темой нашего занятия. Но, а я для вас нашла ещё несколько пословиц, прочитайте и объясните, как вы их понимаете.

2.Причины пожаров.

Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар, и сегодня на занятии мы с вами поговорим о правилах пожарной безопасности.

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Неумелое обращение с огнём в быту.

Неисправность и неправильное использование электрических приборов. Игры со спичками и зажигалками. Пожар может возникнуть по природным причинам - гроза, молния и пр. Запуск фейерверков. 3.Правила пожарной безопасности.

Давайте составим правила пожарной безопасности:

Если огонь небольшой, можно затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю воды.

Если огонь сразу не погас, нужно немедленно уйти из дома в безопасное место и обязательно сообщить о случившимся взрослым.

Если не можешь убежать, нужно открыть окно в не горящем помещении и позвать на помощь соседей или прохожих.

При пожаре никогда нельзя садиться в лифт. Он может отключиться, и человек, находящийся в лифте, задохнётся.

Когда приедут пожарные, их необходимо слушаться и ни в коем случае не прятаться.

4.Игра-физминутка. Произносим хором, где речь идёт о вас: «Это я, это, я, это все мои друзья!», а если речь пойдёт не о вас, то вы должны повести себя следующим образом. Вспомните, мы беседовали о том, как вести себя,если не удалось потушить огонь, что вы должны делать. (убежать)

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре? Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?
Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?
Ветку кто не поджигает, от пожара лес спасает? Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички? Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву…

Итак, мы спаслись, но пожар не потушили.

Кто нам приходит на помощь?

Когда случается пожар, на помощь приходят пожарные. Пожарные одеты в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает каска. Они приезжают на специальной пожарной машине, которая оснащена высокой лестницей, баком с водой и шлангом.

На одном из занятий мы свами рисовали пожарные машины, а сейчас я вам предложу собрать такую машину из….

А вот из чего вы будете собирать машину, вы узнаете, когда отгадаете загадку

Она о домик тесный свой
Лишь почесалась головой
И сразу-словно не жила-
Сгорела, бедная, дотла.

Спичка.

Каким бы одним словом заменили слово пожар. Пожар –это (беда, опасность, горе,несчастье)

Итак, пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, а значит это ЧС (чрезвычайная ситуация).


А что главное в ЧС? (не паниковать и правильно, грамотно действовать)
Вызовите пожарную службу.
Дети вызывают по телефону пожарную службу.
- Почему телефон пожарной службы – 01?

    Он простой, его легко запомнить.

    Номер короткий, на пожаре дорога каждая минута.

Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.

5. Разбор ситуаций. Тестирование.

- Ну а теперь я предлагаю вам решить несколько ситуаций. Необходимо подумать и из предложенных вариантов ответа выбрать правильный.

Ситуация 1. Пожарным необходимо сообщить

А) Фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.

Б) Фамилию, адрес, объект возгорания.

Г)Где лежат семейные ценности и сбережения

Ситуация 2. Если невозможно потушить возгорание…

А)Надо покинуть помещение.

Б)Надо спрятаться в другую комнату.

Ситуация 3. Если у вас мелкое возгорание…

А)Надо спрятаться под кровать.

Б)Надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом).

В)Надо убегать из дома.

Ситуация 4. Если в помещении много дыма…

А)Необходимо быстро убегать.

Б)Необходимо двигаться ползком

В) Открою окно и дверь.

Ситуация 5. Пожарных вызвать по телефону….

01 02 03

Ситуация 6. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава…

А)Постараюсь затушить, забросав пламя землей

Б) Сообщу об этом взрослым.

В)Пройду мимо.

Ответы: 1)2 2)1 3)2 4)2 5) 3 6)1

6.Закрепление изученного материала.

А теперь проверьте свои знания и выполните самостоятельную работу.

Соединив начало фраз с их окончанием, вы получите правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

    Огонь нельзя оставлять Если увидишь пламя - Вызывай пожарных От огня Из горящего помещения

    Опасней всего при пожаре


Давайте прочитаем памятку, которая у нас получилась.

ПАМЯТКА

    Огонь нельзя оставлять без присмотра.

    Если увидишь пламя – зови на помощь взрослых.

    Вызывай пожарных по телефону 01.

    От огня нельзя прятаться.

    Из горящего помещения надо быстро уйти.

    Опасней всего при пожаре дым.

III . Итог занятия 1.Специально для нашего занятия, ребята приготовили частушки о безопасности. Надеюсь, что они будут также полезны для вас, как и всё наше занятие.

Частушки про пожарных.

1. Мы частушки пропоем,
Правила расскажем,
Как вести себя с огнем,
вам сейчас покажем.
2. То, что спички не игрушка
Знает каждый,
Знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.
3. Когда из дома ты выходишь
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.
4. Разводить костер у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.
5. Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладится.
6. Собрались мы здесь сегодня,
Чтобы ловкость показать.
Научиться быть пожарным
И пожар не создавать

2.Рефлексия урока.

На столе у вас магниты. Ребята, если вы уверены, что сможете правильно поступить в чрезвычайной ситуации, вы должны прикрепить свой магнит на зелёный круг, если сомневаетесь - на жёлтый, если не уверены – на красный.

Ну что я вижу, что в основном все магниты на зелёном круге, что говорит о том, что вы сможете правильно поступить в чрезвычайной ситуации.

Желаю вам во всем удачи

И я прошу вас об одном

« Быть осторожными с огнем!»


Исследовательский проект по пожарной безопасности кружка « Юные пожарные » «Как из искры возгорается пламя, как его потушить до пожара? »

обучающихся 4-б класса

МОУ «СОШ № 6» г. Луги

Руководители:

Баллод О.Г.

Логинова Н.В.

Афанасьева Н. Ю.

2016 г.

Предмет исследования : огонь. Цель исследования : выявить условия, необходимые для горения, и способы тушения огня.

Задачи исследования :

  • Создать условия для развития навыков исследовательской деятельности: выдвигать гипотезы, работать с информацией, проводить эксперименты, делать выводы.
  • Выявить условия, необходимые для горения, и способы тушения огня.
  • Составить правила противопожарной безопасности.
  • Прививать потребность осторожного обращения с огнем, умение уверенно действовать в чрезвычайных ситуациях.
  • Формы работы, используемые в проекте: внеурочная.
  • Мотивация к работе : актуальность темы, личный интерес.
  • Доминирующий вид деятельности : поисково-исследовательский.
  • Методы : анализ, наблюдение, исследование, работа с информацией, экскурсия.

Этапы работы над проектом

  • Первый этап : обоснование, осознание и принятие идеи (идея – задача).
  • Второй этап : технологическая разработка идеи.
  • Третий этап : практическая работа над идеей.
  • Четвертый этап : практическая работа над идеей, анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, публичная демонстрация результатов – продуктов проектной деятельности каждой группы. Место проведения презентации итогов проекта: учебный кабинет.
  • Сроки реализации : январь-февраль 2016 г.

Чтоб к истине нам сегодня прийти

Исследования наши необходимо провести.

И в этой работе на вас я буду полагаться,

На вашу эрудицию я буду опираться!

Загадка :

Накормить – живёт,

Напоить – умрёт.

Как от искры возгорается пламя, как потушить его до пожара?

Разделы исследования :

Статистические данные по пожарам нашего района;

Условия горения, способы тушения огня; ознакомление с первичными средствами тушения;

Работа пожарной службы города;

  • самые мощные пожарные машины в мире;

Правила противопожарной безопасности.

Отчет исследовательской группы «статистов»

Количество пожаров

За текущий период

В целом по ОГПС

За АППГ

Погибло на пожаре по ОГПС

Травмировано на пожаре по ОГПС

Спасено людей на пожарах

Причины возникновения пожаров

Декабрь

декабрь

Неосторожное обращение с огнем

Неисправности в электроприборах

Неправильное устройство печей и дымоходов

Неосторожность при курении

Неисправность систем транспортного средства

Неустановленные

Неосторожное обращение с огнем детей

На пожаре погибло-10 человек(в 2014 году-23) Пострадало-6 (АППГ 2014г.-12) Количества погибших на 100 тыс. населения -7

Анализ погибших по возрасту

Моложе 18 лет

Более60 лет

Вывод: Большинство пожаров возникает по вине людей,

неосторожного обращения с огнем.

Отчет «испытателей» Какие условия необходимы для горения?

Три условия для горения

кислород

Если одно из них не исполняется, пламя гаснет

Действия при пожаре

Сообщите в пожарную охрану.

Покиньте помещение. Идите в сторону противоположную пожару,.

Если нет возможности это сделать, Уйдите в дальнее помещение, закройте щели. Старайтесь привлечь внимание прохожих.

  • При пожаре набери
  • по телефону номер «01» Сообщи в пожарную охрану:
  • адрес горящего объекта;
  • название объекта;
  • что горит конкретно;
  • назови свою фамилию;
  • сообщи номер своего телефона

Отчет исследовательской группы «журналистов» о работе пожарной службы города Луги

Отчет группы «теоретиков» о самой мощной в мире пожарной машине «ошкош»

  • Самооценка, самоанализ проектной деятельности.

Подведение итогов в группах.

  • Получили ли удовольствие от своей работы? Что удалось, а что нет? Какие вопросы хотели еще доработать?
  • Итог работы

Нужно правила пожарные учить,

Чтоб огня нигде не допустить!

Пожарная охрана – это не только борьба с огнем, героизм, спасение жизней. Это не только профилактика и предупреждение возгораний, не только контроль требований и норм пожарной безопасности. Пожарная охрана – это еще и наука. Когда как не сегодня, в год, который носит официальное название «Года пожарной охраны» в системе МЧС России, вспомнить об этом.

Наука в пожарной охране всегда имела прикладное значение. Конечно, без элементарных знаний физики и химии бороться с огнем очень сложно. Но бывают ситуации, когда необходим точный ответ на вопрос, выходящий за пределы компетенции пожарно-технического минимума. Например, вот этот новый, только что изобретенный материал – токсичен ли он при пожаре? Или, если мало что осталось от сгоревшего дома, можно ли выяснить, не имелась ли в этом случае вероятность поджога?

На эти вопросы дают ответы пожарно-испытательные лаборатории. В нашем регионе такая лаборатория носит официальное название ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Калининградской области. О том, чем занимается это специальное подразделение, рассказывает Диана Множина, начальник сектора судебных экспертиз.

Ч ем занимается лаборатория и как давно она функционирует?

Д.М.: Датой образования Испытательной пожарной лаборатории Управления ГПС УВД Калининградской области считается 24 июля 2002 года. В 2005 году она была преобразована в судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы.

Основная задача ИПЛ – это исследование причин и реконструкция развития пожаров. Сотрудники лаборатории лично принимают участиев работе межведомственных следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с пожарами и нарушениями требований пожарной безопасности, а также взрывами, и другими происшествиями, сопряженными с пожарами. Лаборатория проводит судебные экспертизы в ходе предварительного расследования и судебного производства по делам о нарушениях требований пожарной безопасности и экспертные исследования по делам об административных правонарушениях и при проведении мероприятий по контролю (надзору) в ходе осуществления государственного пожарного надзора должностными лицами ГПН.

Также мы устанавливаем соответствие различной продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, определяем степень пожаровзрывоопасности веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций. Ещев соответствии спланом научно-технической деятельности МЧС России лаборатория проводит научные исследования в области пожарной безопасности.

Непосредственно сектор судебных экспертиз, который я возглавляю, занимается расследованием причин пожаров и проводит исследованияотдельных изделий, проб веществ, материалов и их обгоревших остатков в целях получения информации, необходимой для поиска очага пожара и установления его причины. Мы производим оценку степени термического поражения проб неорганических и органических материалов для установления очага пожара, производим работы по обнаружению и классификации инициаторов горения, то есть, легковоспламеняющихся или горючих жидкостей при отработке версии поджога. Также в ходе осмотра места пожара ищем признаки протекания аварийного режима работы в электросети и оборудовании при отработке электротехнической версии причины пожара.

Какое оборудование у ИПЛ на вооружении, и по какому принципу оно работает?

Д.М.: Этостационарные и переносные приборы, позволяющие решать целый ряд задач.

Легковоспламеняющиеся (ЛВЖ) или горючие жидкости (ГЖ), использованные для поджога, обнаруживают и классифицируют в «полевых условиях». На месте пожара при помощи анализатора-течеискателя можно установить места с остатками ЛВЖ или ГЖ, этот прибор показывает концентрацию их паров. При помощи анализатора с индикаторными трубками можно на месте классифицировать данные остатки по составу. Потом они изымаются и исследуются уже в лаборатории, где методом газовой хроматографии и флуоресцентной спектроскопии можно более точно установить химический состав изъятых жидкостей или их остатков и определить, что это было: дизельное топливо, бензин, керосин, нефрас, жидкость для розжига или растворитель.

При помощи метода ИК-спектроскопии при исследовании неорганических и органических веществ, изъятых с места пожара, можно сделать качественную и количественную оценку температуры и степени термического разложения материала, составить зоны термических поражений на объекте. Например, сгорел кирпичный жилой дом, и есть трудности с установлением очага пожара. В этом случае можно изъять со стен образцы кладочного раствора и определить, где была больше температура, как распространялся пожар - снизу вверх и сверху вниз. Это важно в случаях, когда неясно, где произошло возгорание – в мансарде или на первом этаже, а межэтажное перекрытие полностью выгорело. Также можно установить природу изъятого с места пожара вещества, если оно сильно обгорело. Или сделать сравнение на идентичность жидкостей, тканей, красок и тому подобное.

При помощи рентгенофазового и металлографического анализа при исследовании проводников можно установить первичное или вторичное ли было в данном случае короткое замыкание. То есть, произошло ли оно перед пожаром и стало причиной его возникновения, либо - в результате пожара, точнее, теплового воздействия. Также этими методами можно установить наличие признаков больших переходных сопротивлений и токовой перегрузки при рассмотрении версии о причине пожара в результате протекания аварийного режима работы в электропроводке и электрооборудовании.

Есть также специальные приборы, позволяющие оценить степень огнезащитной обработки различных конструкций, текстильных изделий.

Как используются исследования ИПЛ в прикладной научной деятельности?

Д.М.: Лабораторияежегодно проводит научно-исследовательские работы по плану научно-технической деятельности СЭУ ФПС на базе всей России, по следующим темам:

Во-первых, исследования пожаров, представляющих научный и практический интерес. Это такие, которые были вызваны редко встречающимися причинами. Например, всегда интересны возгорания в автомобилях, которые произошли по вине аварийного режима работы в электропроводке и электрооборудовании, либо в результате утечки горючей жидкости в моторном отсеке.

Во-вторых,в круг научно-прикладной работылаборатории входит обобщение результатов исследования пожаров в автотранспортных средствах, подготовка материалов для всероссийской электронной базы данных. Здесь проводится анализ причин пожаров в автомобилях: поджог, электро-технические причины, утечка топлива, имеется в виду разгерметизация в топливной системе, системе отработавших газов и т.п. А также градация по очагу пожара, то есть, где он был зафиксирован: в кабине или салоне, на наружных кузовных деталях, в моторном отсеке, в багажном, наличие двух и более очагов.

В-третьих, пополнение базы хроматографических и спектральных данных по потенциальным средствам поджога, речь идет о легковоспламеняющихся и горючих жидкостях. Данная база обновляется каждый год, так как на рынок поступают все новые растворители, жидкости для розжига и тому подобное.

И, в-четвертых, мониторинг средств и методов поджога, выявленных в ходе исследования пожаров. Особо отслеживается применение различного рода самодельных зажигательных устройств, это емкости с горючей смесью с замедлителем-воспламенителем в виде скрутки из ветоши, взрыво-зажигательные устройства, снабженные электронным исполнительным механизмом и прочие. К счастью, они встречаются редко.

Любопытный с научной точки зрения пожар был зафиксирован в августе прошлого года в Зеленоградском районе. На трассе у поселка Муромское загорелся автомобиль«Пежо 307». Огонь сильно повредил моторный отсек и детали, близко расположенные к нему. Специалист нашей лаборатории участвовал в осмотре места происшествия, кроме того, ему были предоставлены свечи зажигания и колпачки свечей из горевшей машины. Осмотрев повреждения, специалист пришел к выводу, что они вызваны высокой температурой и наиболее проявлены со стороны резьбы. Уплотнительное кольцо одной свечи зажигания было смещено относительно посадочного места. Специалист пришел к выводу, что очаг пожара располагался внутри моторного отсека, на головке блока двигателя, в районе места расположения наиболее поврежденной свечи. Из анализа материалов проверки по факту пожара установил, что наиболее вероятной причиной возникновения пожара стало воспламенение горючей смеси от рабочего искрения системы зажигания двигателя.

Как часто приходится проводить испытания и исследования?

Д.М.: Количество исследований и испытаний для СЭУ регламентировано государственным заданием, согласно которому сотрудниками СЭУ должно быть выполнено определенное количество судебных экспертиз, выездов на места пожаров, технических заключений, исследований объектов, изъятых с мест пожаров, испытаний на соответствие установленным требованиям пожарной безопасности продукции и услуг. Также в СЭУ организованы суточные дежурства для выездов на места пожаров, в том числе в праздничные и выходные дни.

Приведите пример недавних пожаров, в работе по которым понадобились данные испытаний лаборатории?

Д.М.: В январе прошлого года крупный пожар произошел в жилом доме в Черняховске. Огонь уничтожил 800 кв.м. кровли и мансардных помещений. Наши специалисты установили, что очаг пожара находился в центральной части чердачного помещения дома, в районе расположения кирпичного стояка с дымовыми каналами, расположенного в северной стене коридора. При помощи тепловизионной камеры сотрудники лаборатории обнаружили изгиб дымового канала. Эта конструктивная особенность препятствовала свободному выходу газов, они скапливались, что приводило к сильному перегреву кирпичной кладки канала, к которой вплотную подходили горючие элементы чердачного перекрытия.

Ранним октябрьским утром в 2014 году в поселке Авангардное Гурьевского района сгорел автомобиль «Citroen C5», огонь также повредил асфальтоукладчик, стоявший рядом. Пожарные спасли от огня 14 автомобилей, припаркованных поблизости. Специалистам МЧС требовалось подтвердить или опровергнуть версию о намеренном поджоге. Казалось бы, она очевидна: начало пятого утра, когда на улицах практически нет людей, - очень удобное время для преступления. Но исследование, проведенное специалистами лаборатории, эту версию опровергло. С места пожара был изъят фрагмент электропровода автомобиля, расположенного в месте очага пожара. В представленном образце были выявлены признаки характерные для первичного короткого замыкания.

В июле прошлого года в Мамоново горела хозпостройка из силикатного кирпича. Огонь повредил кровлю и мебель внутри постройки. На этом пожаре пострадало двое подростков. Сотрудник ИПЛ принимал участие в осмотре места происшествия. Там применялся тепловизор для измерения температуры на конструкциях, для того, чтобы установить очаг пожара. А также анализатор-течеискатель АНТ-3 для поиска и установления следов ЛВЖ или ГЖ. В полутора метрах от западной стены была обнаружена обгоревшая металлическая канистра. Анализатор-течеискатель зафиксировал внутри канистры высокую концентрацию следов углеводородов, также следы углеводородов были обнаружены и на остатках бумаги, найденных под канистрой. Эти объекты были изъяты с места пожара и доставлены в лабораторию, где в результате обследования на обгоревшей бумаге и в канистре действительно были обнаружены остатки ЛВЖ. Наиболее вероятной причиной возникновения пожара было признано возгорание легковоспламеняющейся жидкости в результате детской шалости или неосторожного обращения с огнем.

Где готовятся кадры для работы в пожарно-испытательных лабораториях МЧС?

Д.М.: В настоящее время в ИПЛ работает семь сотрудников: начальник, его заместитель, начальник сектора судебных экспертиз, начальник сектора исследовательских и испытательных работ, двое экспертов сектора судебных экспертиз и главный бухгалтер.

Учитывая множество задач, пожарно-испытательной лаборатории необходимы сотрудники разного профиля, имеющие высшее техническое или естественно-научное образование. Наши сотрудники имеют высшее образование по следующим специализациям: судебный эксперт по специальности «Судебная экспертиза», инженер по специальности «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», инженер по специальности «Стандартизация и сертификация», инженер транспортных и технологических машин, инженер по специальности «Радиотехник», инженер-химик, юрист.

В настоящее время в СЭУ ИПЛ аттестовано три сотрудника на право производства судебных экспертиз по специализациям: «Реконструкция процесса возникновения и развития пожара», «Рентгенофазовый анализ при исследовании объектов судебной пожарно-технической экпертизы (СПТЭ)», «Молекулярная и атомная спектроскопия при исследовании объектов СПТЭ», «Обнаружение и классификация инициаторов горения при исследовании объектов СПТЭ», «Анализ нарушений нормативных требований в области пожарной безопасности, прогнозирование и экспертное исследование их последствий».

Соответственно, наши кадры готовились в различных образовательных учреждениях: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, БФУ им. Канта, Балтийский военно-морской институт, Балтийская государственная академия РФ, Пензенский государственный университет, Московский финансово-юридический университет, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова.

Дипломная работа *

4 700руб.

Покупка временно недоступна

Описание

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ. Безопасность как важнейшее условие жизнедеятельности касается всех слоев населения, однако события последних лет свидетельствуют, что особое внимание для ее обеспечения требуется в образовательных учреждениях, где концентрируются большие масса детей, подростков и молодежи. Неотъемлемым элементом системы обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения является система обеспечения его пожарной безопасности. В соответствии с заданием на дипломную работу рассмотрен комплекс вопросов, включающих в себя анализ и разработку мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательного учреждения. В результате проделанной работы достигнуты следующие результаты: ...

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Пожарная безопасность образовательного учреждения
1.1. Требования нормативных документов по пожарной безопасности
1.2 Анализ возможных причин возникновения пожара в образовательном учреждении
1.3. Типичные нарушения требований норм и правил пожарной безопасности, выявляемые органами Государственного пожарного надзора при проверках образовательных учреждений
2. Разработка системы пожарной безопасности образовательного учреждения
2.1. Способы повышения пожарной безопасности зданий образовательных учреждений
2.2. Особенности выбора схемы построения комплекса пожарной безопасности образовательного учреждения
2.3. Выбор и обоснование системы пожарной безопасности учреждения
2.3.1 Выбор и обоснование системы пожарной сигнализации
2.3.2 Технические характеристики используемых элементов системы (датчиков, вторичных приборов и т.д.)
2.3.3 Определение мероприятий и средств обеспечения эвакуации людей
3. Предложения по обеспечению системы пожарной безопасности образовательного учреждения
3.1 Типовые формы документов по организации пожарной безопасности в образовательном учреждении
3.2 Рекомендации по повышению эффективности мер противопожарной профилактики
Заключение
Библиография
Приложения
Приложение А Основные нормативные документы в области пожарной безопасности
Приложение Б Система пожарной сигнализации ОУ (пример)
Приложение В Типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
Приложение Г Перечень локальных документов образовательного учреждения по пожарной безопасности

Введение

Обеспечение безопасности является одной из приоритеных в существовании любого государства. Самые разные сферы жизни общества, в том числе и национальная система образования, непосредственно затрагиваются ею. Понятия безопасности непосредственно присущи процессам обучения и воспитания граждан, независимо от нахождения в образовательных учреждениях или же за их пределами, они учитываются при организации досуга, отдыха и оздоровления. Иногда и создание комфортных бытовых условий проживания, обеспечение проезда к месту учебы и обратно сопряжены с понятиями безопасности. В последнее время участились случаи возгорания зданий, в том числе и принадлежащих учреждениям образования. Поэтому соблюдению Правил противопожарной безопасности в целях защиты жизни и здоровья учащихся и воспитанников, сохр анения государственного или муниципального имущества в образовательных учреждениях должно уделяться особое внимание. В соответствии с Концепцией комплексной безопасности образовательного учреждения, неотъемлемым элементом системы ее обеспечения является реализация администрацией образовательного учреждения мероприятий по обеспечению его пожарной безопасности [ 23 ] . Высоким уровнем пожарной опасности, присущим именно учебным заведениям и обуславливается актуальность проблемы совершенствования системы безопасности в учреждениях образовательной сферы. Следует также отметить, что в образовательной сфере несовершеннолетних детей вместе с педагогами зафиксировано более 30 млн. человек, а с учетом членов их семей это почти половины населения РФ. Именно поэтому в системе национальной безопасности отдельное место и роль отведено обеспечению безопасности в образовательных учреждениях [ 20 ]. В обозримом будущем проблема борьбы с пожарами в ОУ не утратит своей актуальности и остроты и будет требовать к себе постоянного внимания не только собственников и работников учреждений, но и всех организаций, в обязанности которых входит предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера. Одним из необходимых компонентов нормализации функционирования ОУ является создание и внедрение комплекса обеспечения пожарной безопасности, что определяет актуальность темы исследования. В связи с рассмотренной актуальностью нами сформулирована тема работы: Пожарная безопасность в общеобразовательных учреждениях. При проведении анализа выявлен комплекс противоречий, которые обуславливают необходимость внедрения и совершенствования системы пожарной безопасности ОУ в современных условиях. Можно выделить противоречия между: требованиями безопасности образовательного процесса и состояние технологий управления системами пожарной безопасности; необходимостью усовершенствования системы управления процессом пожарной и материальной безопасности объектов и недостаточным развитием научно – методической базы по обоснованию ее построения и задач. Целью данной работы является анализ и разработка рекомендаций организации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательного учреждения. Для достижения цели исследования необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач, а именно: провести анализ теоретических и правовых основ обеспечения пожарной безопасности ОУ. предложить на основе анализа способов повышения пожарной безопасности схему построения комплекса пожарной безопасности ОУ. разработать практические рекомендации по обеспечению пожарной безопасности ОУ. Объектом исследования является образовательное учреждение. Предмет исследования – разработка комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности ОУ. Гипотеза исследования. Нормальное функционирование образовательного учреждения будет осуществляться эффективно, если: будет разработана комплексная система пожарной безопасности; будет подобрано необходимое оборудование для обеспечения обнаружения и тушения пожара. Теоретической основой работы послужили научные труды, разработки ведущих российских и зарубежных ученых в области пожарной безопасности образовательных учреждений. Информационной базой работы являются данные статистических отчетов и справочников МЧС России, нормативно-методическая документация, данные периодической печати, информационные ресурсы глобальной сети Интернет. Экспериментальной базой послужили статистические данные, собранные и проанализированные автором по образовательным учреждениям г. Москвы. Выбор методов исследования был обусловлен требованиями наиболее адекватного и полного решения задач на каждом этапе работы. В зависимости от особенностей решаемых задач использовались: абстрактно-логический метод (при постановке целей и задач исследования, обосновании рабочей гипотезы, разработке теоретических и практических основ системы пожарной безопасности ОУ); монографический метод (при изучении тенденций развития современных проблем пожарной безопасности); сравнительный анализ (при выборе оптимальных схем функционирования систем); метод моделирования (при проведении обоснования разработанных решений). Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается четким и последовательным применением методов при решении задач исследования, совпадением полученных результатов с аналитическими. Научная новизна результатов исследования состоит в том, что обобщены данные о состоянии пожарной безопасности ОУ, установлены типичные нарушения требований норм и правил пожарной безопасности, проведено обоснование выбора элементов системы обнаружения пожара. Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных решений при разработке требований к пожарной безопасности (ПБ) образовательных учреждений. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе проведен анализ требований нормативных документов по пожарной безопасности, возможных причин возникновения пожара в образовательном учреждении, а также типичных нарушений требований норм и правил пожарной безопасности. Во второй главе на базе анализа осуществлен в ыбор и обоснование системы пожарной безопасности учреждения. В третьей главе предложены рекомендации по методическому и организационному обеспечению системы пожарной безопасности образовательного учреждения. Дипломная работа выполнена на __ страницах машинописного текста, содержит __ рисунков, __ таблиц, список использованных источников из __ наименований. Общий объем работы – __ страниц.

Список литературы

БИБЛИОГРАФИЯ
I. Нормативно-правовые акты
1.Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I “О безопасности” (с последними изменениями от 26 июня 2008 г.).
2.Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” (с последними изменениями от 22 июля 2008 г.).
3.Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ “О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (с последними изменениями от 26 апреля 2007 г.).
4.Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (с последними изменениями от 4 декабря 2006 г.).
5.Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 390-ФЗ"О безопасности".Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
6.Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 “О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности” (с изменениями от 8 мая 2005 г.).
7.Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (с изменениями от 21 октября 2005 г., 21 апреля, 23 октября 2008 г.).
8.Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 738 “О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций” (с изменениями от 1 февраля 2005 г.).
9.Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2003 г. № 11 “О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности” (с изменениями от 6 мая 2003 г., 11 января 2006 г.).
10.Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями от 27 мая 2005 г., 3 октября 2006 г.).
11.Программа Министерства образования России на 2004-2007 годы от 19 мая 2003 г. № 589-30 “Безопасность образовательного учреждения”.
12.Приказ МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 “Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации”.
13.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 40-51-9/02 “О мерах по развитию нормативной правовой базы в области защиты от чрезвычайных ситуаций, совершенствованию защиты работников и обучающихся образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций”.
14.Приказ МЧС России от 25 октября 2004 г. N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
15.Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2005 года № 03-1572 “Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях”.
16.Распоряжение Мэра Москвы от 30 августа 2000 г. N 923-РМ "О дополнительных мерах по обеспечению общественной и пожарной безопасности в общеобразовательных школах и дошкольных детских учреждениях".
17. Постановление Правительства Москвы от 30 марта 2004 г. N 180-ПП "О Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности" (с изменениями от 11 апреля 2006 г., 30 октября 2007 г., 3 июня 2008 г.).
18.Приказ Департамента образования города Москвы от 10 июня 2004 г. № 294 “О введении в штатное расписание должности заместителя руководителя по обеспечению безопасности” (Приложение 1. Должностная инструкция (примерная) заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности) (с изменениями от 6 октября 2005 г.).
19.Решение Коллегии Департамента образования города Москвы от 7 октября 2004 г. № 18 “О состоянии безопасности учащихся и мерах, принятых по ее обеспечению в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы”.
20.Приказ Департамента образования города Москвы от 23 мая 2011г. № 357 “О создании Координационного совета Департамента образования города Москвы по комплексной безопасности образовательных учреждений и организаций города Москвы”.
21.ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации Утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313
22.НПБ 88-2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования – М.: Типография ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2001 – 74 с.
23.НПБ 104-03 Системы оповещения и управления эвакуации людей при пожарах в зданиях и сооружениях – М.: Типография ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2003 – 12 с.
24.Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89) – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. – 48 с.
25.СП 5.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования – М.: Типография ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2009 – 104 с.
26.ТСН 31-306-2004 (МГСН 4.06-03) Общеобразовательные учреждения. г. Москва – М.: МНИИТЭП Москомархитектуры, 2004 – 76 с.
2. Научные и учебные издания
27.Балыхин Г.А. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы. В Сб.: Комплексная безопасность в системе образования. – М.: ИФ «Образование в документах», 2007. – 248 с.
28.Безопасность образовательного пространства: Проблемы охраны здоровья и безопасности детей подростков в системе образования: Материалы регион. научно-практ. конф., 26-27 марта 2002 г. – Новосибирск: Изд-во НИПКи ПРО,2002. – 196с
29.Гаврилов М. А, Пилипенко В.Ф.. Организация мероприятий по гражданской обороне в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 5 /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 112 с.
30.Даниленко А.С., Пилипенко В.Ф. Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 9. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 120 с.
31.Дмитриченко А.С. Новый подход к расчету вынужденной эвакуации людей при пожарах / А.С. Дмитриченко, С.А. Соболевский, С.А. Татарников // Пожаровзрывобезопасность, №6. – 2002. – С. 25–32.
32.Кисляков П.А., Михайлов А.А. Безопасность образовательного учреждения: Учебно-методический комплекс. – Шуя: ГУЗ ВПО «ШГПУ», 2011. – 215 с.
33.Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 160 с.
34.Мастрюков Б. С. Оценка уязвимости образовательных учреждений России в техногенных и природных чрезвычайных ситуациях // Безопасность жизнедеятельности №5, 2008 – С. 56-61
35.Методика оценки пожарного риска для объектов общественного назначения (проект). – М.: ВНИИПО МЧС России, 2008. – 105с.
36.Надежность технических систем и техногенный риск Электронное учебное пособие для специалистов РСЧС и студентов МЧС [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://www.obzh.ru/obzh,76.html
37.Назаров В.И., Рыженко В.И. Охранные и пожарные системы сигнализаций. Справочник / Сост. В. И. Назаров, В. И. Рыженко. - М.: Издательство Оникс, 2007. - 32 с
38.Олишевский А. Т., Кирьянов А. В., Холодов А. С., Иванов С. А. Причины возникновения пожаров в образовательных учреждениях // Безопасность жизнедеятельности №12, 2010 – С. 46-50
39.Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Рабочие материалы заместителя руководителя /(сост. А.И. Котова, Е.С. Кушель, Л.Я. Олиференко, В.Ф. Пилипенко; под общ. ред. Л.Н. Антоновой, Н.В. Буркова; отв. ред. Л.Я. Олиференко, В.Ф. Пилипенко). – М.: Айрис-пресс, 2006. – 160 с
40.Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения – М.: Издательство «Русский журнал», 2010 – 260 с.
41.Пилипенко В.Ф. Справочник руководителя образовательного учреждения. Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 432 с..
42.Пожары и пожарная опасность в 2011 г. Статистический сборник. Статистика пожаров и их последствий. Под общей ред. В.И. Климкина. ФГУ ВНИИПО МЧС России. – М.: 2012 – 137 с.
43.Рагимов Р.Р. Основы пожарной безопасности объектов (организаций, предприятий, учреждений): Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006. – 45 с.
44.Рекомендации по выбору оптимальных требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений – М.: ГУГПС МЧС России, 2004 – 60 с.
45.Собурь С.В. Пожарная безопасность предприятия. Курс пожарнотехнического минимума: Справочник. - 8-е изд., доп. (с изм.). - М.: Пожкнига, 2004. - 496 c.
46.Техническое регулирование пожарной безопасности в образовательных учреждениях – Барнаул, АГТУ им. Ползунова, 2010 – 20 с.
47.Файнбург Г.З. Организация охраны труда работников и безопасность обучающихся в образовательном учреждении: Основные понятия и сведения / Серия: Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. Вып. 1. - Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2004. - 80с
48.Холщевников В.В., Самошин Д.А. Эвакуация и поведение людей при пожарах. Учеб. пособие. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – 212 с
49.Анализ обстановки с пожарами и их последствиями в городе Москве за 2012 год [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.mchs.ru/stats/detail.php?ID=783402&rc_id=moscow
50.Сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/Stats/Pozhari
51.Новости на сайте Информационного агентства REGNUM [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.regnum.ru/news/

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Тема НИР: «Проведение исследований и разработка системы научно-технического проектирования Республики Казахстан»

Послание Главы государства народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана»- это 10-летняя Казахстана, реалистичный и тщательно выверенный перспективный план по дальнейшему повышению благосостояния всего народа, каждой семьи, каждого человека. В числе приоритетов форсированной - нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора; металлургия и производство готовых металлических продуктов; , энергетика и транспорт. Их – источники повышенных индустриальных рисков. Все это ведет к увеличению потенциальных источников возникновения пожаров, а также косвенно несет за собой огромную опасность для жизни и здоровья граждан.

Новые промышленные, транспортные и , бурный индустриально-инновационный рост потребуют от центральных и местных исполнительных органов, а также соответствующих структур МЧС скоординированных с предпринимателями действий по внедрению новых производств и технологических процессов, в том числе обеспечивающих достаточный уровень промышленной и пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности является неотъемлемой частью государственной деятельности по охране жизни и здоровья людей, собственности, национального богатства и окружающей среды. Необходимо принять меры по повышению ответственности опасных производств, ужесточению технических норм в области промышленной и пожарной безопасности, а также повышению уровня государственного и производственного контроля на взрыво-пожаропасных объектах, а также приступить к развитию и методической базы, регламентирующей безопасную эксплуатацию новых, технологически прорывных производств, выработать к внедрению новые формы и подходы контроля за состоянием промышленной и пожарной безопасности.

3. Разработка пожарам и состоянию пожарной защиты в Республике Казахстан.

4. Разработка и создание республиканской карты рисков возникновения и оценки возможных последствий пожаров

5. Разработка нормативных правовых актов регламентирующих на научной основе создание системы научно-технического проектирования пожарной безопасности Республики Казахстан.

Обоснование выбора направлений и актуальность исследований

Комплексное решение задач по обеспечению пожарной безопасности в стране должно способствовать сохранению жизни и здоровья граждан, сохранению материальных, культурных и природных ценностей, а также дальнейшей интенсивной индустриализации страны и росту благосостояния народа Казахстана.

На основе изучения системы обеспечения пожарной безопасности Республики Казахстан, отдельных ее блоков и элементов нами обозначены основные проблемы, связанные с ее совершенствованием. Глубокий и детальный анализ, моделирование и прогнозирование работы системы позволит нам принимать своевременные меры по ее оптимизации и эффективности деятельности.

Разработка и создание общегосударственной системы мониторинга и прогнозирования обстановки с пожарами и системы научно-технического проектирования пожарной безопасности Республики Казахстан являются основой построения системы пожарной безопасности Казахстана.

Разработанная нами математическая модель, а на ее основе и программа компьютерного моделирования позволят повысить точность и скорость проводимых расчетов.

Разработка программного продукта позволит повысить точность расчетов при решении задач, а также сократит трудозатраты при их выполнении. Представится возможность моделировать и наблюдать за поведением объекта, находящимся рядом с горящим с помощью графических средств. Это позволит наглядно представлять обстановку при пожаре в разные периоды времени, температурного режима облучаемого объекта и его живучести в условиях воздействия опасных факторов пожара, позволит проводить исследования и прогнозировать обстановку при пожаре на виртуальных, смоделированных пожарах.

Использование данного программного продукта позволит изучить наиболее важные и значимые элементы системы пожарной безопасности в Республике Казахстан.

Новизна и перспективность исследований, отличие от ранее проведенных аналогичных исследований в республике, странах ближнего и дальнего зарубежья

В 80-90 годы прошлого века предпринимались попытки создания системы обеспечения пожарной безопасности народного хозяйства. Эта система взаимодействует со всеми элементами народнохозяйственного комплекса страны и призвана активно участвовать в процессе его устойчивого функционирования, безопасности трудовых процессов среды обитания, непрерывно меняющихся и усложняющихся под воздействием научно-технического прогресса. Основной целью ее создания и функционирования являлась охрана жизни и здоровья людей от опасных факторов пожара и защита национального богатства от уничтожения при пожарах, т. е. предупреждение возникновения и ликвидация в случае возникновения. С распадом СССР данная система до конца внедрена не была. А исследования проводимые в области создания систем обеспечения пожарной безопасности касались отдельных городов и населенных пунктов.

Подобные исследования проводятся в России, странах восточной Европы, США, Кубе. В Казахстане ранее подобные исследования не проводились.

Существующая сегодня система государственного пожарного контроля и противопожарной службы была основана еще в условиях административно-командных . В последние годы Правительство Казахстана по инициативе МЧС неоднократно предпринимало попытки реформирования системы обеспечения пожарной безопасности. Однако все они носили, как правило, организационно-структурный характер. И не смотря на комплекс принимаемых организационно-правовых, технических мер, значительных снижений динамики пожаров в стране происходит.

Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость коренного изменения организационно-правовых схем обеспечения пожарной безопасности.

Наши исследования предполагают создание общегосударственной системы проектирования пожарной безопасности, где каждый населенный пункт будет являться компонентом единой системы. Применение зарубежных разработок и моделей ограничено в силу того, что Казахстан имеет свою нормативно-правовую базу, социально-экономические, геополитические, климатические и другие особенности.

Перспективность работы заключается в том, что необходимость создания системы научно-технического проектирования пожарной безопасности диктуется необходимостью обеспечения пожарной безопасности населения и объектов народного хозяйства, а на ее основе будет строиться деятельность всей противопожарной службы Казахстана

Ожидаемые результаты:

1. Будет разработана математическая модель для оценки и прогнозирования обстановки с пожарами в Казахстане;

2. Создана база данных по мониторингу, анализу данных по пожарам и дальнейшему прогнозированию обстановки.

3. Создана республиканская карты рисков возникновения и оценки возможных последствий пожаров

4. Будут подготовлены соответствующие нормативные, технические и методические документы и внесены дополнения в нормативные документы регламентирующие создание системы научно-технического проектирования пожарной безопасности Республики Казахстан