Конституция рф о природных ресурсах. Природные ресурсы: земля и участки недр

В чьих руках в большей степени находятся земля и другие природные ресурсы в РФ?

Конституция РФ Глава 1 Статья 9:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Самое главное, возможно, компании, занимающиеся добычей нефти в Западной Сибири, юридически обязаны сотрудничать с общинами, живущими вблизи нефтяных месторождений. Последствия этого обязательства во многом положительны. Например, «Роснефть» часто нанимает охотников за коренными народами для защиты участков добычи от диких животных, выделяет компенсацию перемещенным лицам и разрабатывает программы для содействия сотрудничеству между компанией и местными жителями. Коренные интересы, по-видимому, относительно и в значительной степени защищены федеральным, региональным и местным законодательством в богатой нефтью Тюменской области.

В статье 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Право частной собственности на землю регулируется многими законодательными и иными нормативными актами (основным является Земельный кодекс)

Земельный кодекс РСФСР содержит некоторые условия предоставления земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 58). В частности, право на получение земельного участка для ведения крестьянского хозяйства имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо прошедшие специальную подготовку. Преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности

Однако, несмотря на меры, принимаемые правительством и различными организациями, мирное сосуществование коренных народов и нефтяных компаний часто нарушается - компании не всегда эффективно включают интересы и субъекты коренных народов в свои добывающие проекты и, как мы видели в случае Сергея Кечимова, иногда местные акторы отчаянно сопротивляются.

Сахалинская область является одним из самых отдаленных регионов России. Он расположен недалеко от восточного побережья материковой части России, к северу от Японии. Этот совет проведет новый раунд трехстороннего диалога между коренными народами, государственной администрацией и энергетическими компаниями. Эти переговоры привели к созданию Плана развития коренных малочисленных народов Севера Сахалина, де-факто мирного договора между представителями «Сахалин Энерджи» и Совета. План был сосредоточен на финансировании образовательных, культурных, экономических и связанных со здоровьем инициатив в общине коренных народов.

Сторонники права частной собственности на землю полагают, что именно она будет способствовать изменению к лучшему ситуации в сельском хозяйстве. Фермерские хозяйства, основанные на частной земельной собственности, призваны стать альтернативой малоэффективным коллективным формам хозяйства. Противники же полагают, что введение частной собственности на землю будет чревато негативными для общества последствиями, связанными со спекуляцией землей, разорением

Континентальные Соединенные Штаты не чужды переговоров о земле и природных ресурсах. Этот географический регион находится в смежных Соединенных Штатах и, как правило, предполагает более высокую плотность населения как коренных, так и неместных народов, а также сильную институциональную структуру, обеспечивающую физический доступ к рынкам и бюрократические каналы для переговоров. Племенные районы в нижних Соединенных Штатах уникальны, поскольку их близость к столичным центрам и последующим воздуху, шуму и загрязнителям воды.

Континентальные коренные общины имеют разнообразную историю с коллективными действиями; в то время как в континентальных Соединенных Штатах существует множество случаев, когда отношения между промышленностью и коренными народами рассматриваются, эффективная организационная и переговорная тактика, продемонстрированная племенем Северной Уте из нынешней Юты, выделяется.

Земельный кодекс РФ. Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Член Великой классификации бассейнов коренных народов, племя Уте исторически разделялось на множество небольших кочевых групп, которые проживали на земле вокруг Скалистых гор Колорадо и высоких плато юго-западных Соединенных Штатов. Сегодня Северное племя Уте официально организовано и признано в федеральном порядке, его штаб-квартира находится в Форт-Дюшене, штат Юта, в Уинтах и ​​Оурейском заповеднике. Их резервирование является вторым по величине индийским резервированием в Соединенных Штатах, охватывающим примерно 5 миллионов акров земли доверия.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В то время как многие племена успешно достигли федерального признания в годы, непосредственно следуя Закону о реорганизации Индии, некоторые племена продолжают бороться за получение привилегий, связанных с признанием. Благодаря успешной экстракции и энергетической аренде конца 19-го века в связи с осознанием того, что нефть и газ являются невозобновляемыми и, следовательно, неустойчивыми ресурсами и источниками доходов, Северное племя Уте присоединилось к Совету энергетических ресурсных племен.

В заключение: в то время как коренные оленеводы и охотники изо всех сил пытаются найти занятость и долговечность в традиционных районах коренных народов, таких как Ханты-Мансийский автономный округ, Северный Уте эффективно научились монетизировать природные ресурсы на своей земле таким образом, чтобы поддерживать ее большое резервирование при уважении его священные места. Из этого случая ученые пришли к выводу, что хорошо организованный аборигенный субъект способен вести переговоры от своего имени.

Это прежде всего земельные участки, изъятые или ограниченные в обороте в соответствии с ЗК РФ. Изымаются из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками 2) зданиями, строениями и сооружениями для военных целей России

Таким образом, очевидно, что взяточничество заключается в том, что ответственность за создание благоприятных рамок, в которых участники могут эффективно торговаться, должна лежать в роли полномочного, нейтрального и объективного стороннего субъекта, такого как государство или международное сообщество.

Конфликт между коренными и промышленными субъектами часто связан с разным пониманием прав на землю. В Соединенных Штатах договоры западных колонистов с местными племенами часто основывались на лингвистических и культурных недоразумениях в собственности. Поскольку поселенцы перемещались по всей стране, чтобы выполнить «явную судьбу» нации и добраться до Тихоокеанского побережья, договоры все чаще становились орудиями перемещения, поддерживаемыми военным давлением, и теряли какое-либо значимое сходство с соглашением между равными сторонами.

3) объектами службы безопасности;

4) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и т.д. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности такие земельные участки, например, как: занятые особо ценными объектами культурного наследия народов, для нужд транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, занятые космической инфраструктурой, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами

Законы о раннем наследии в Соединенных Штатах продолжали отражать западные представления о частной собственности, что затрудняло защиту объектов, представляющих ценность для коренных народов, таких как природные ландшафты или объекты, которые смешивают естественное и культурное значение. Эти законы также были предназначены для защиты владельцев частной собственности от федеральных действий и не могли юридически учесть многие сценарии, связанные с промышленностью, в которых целая группа людей стремится защитить собственность от частных действий.

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. При этом реализуется главное качество земли – средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах – для создания производственной и социальной инфраструктуры.

Случаи конфликта в области защиты культурного наследия коренных народов на Аляске подчеркивают недостатки исторических правил сохранения, которые по-прежнему препятствуют использованию культурных ценностей коренных народов. Процесс обзора включает в себя выявление и исследование потенциально затронутых исторических ресурсов, определение воздействия на эти выявленные ресурсы, изучение мер по предотвращению или уменьшению негативных последствий и достижение соглашения с Государственным управлением по сохранению исторических данных или, в случае групп коренных народов, Офис по сохранению.

Основанияпрекращения права собственности на землю и дру­гие природные ресурсы: объективные причины: прекращение права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т. д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государствен­ных надобностей; несоблюдение условий пользования: неуплата налогов, нерацио­нальное использование земли и других природных ресурсов, не освоение земельного участка; нарушение законодательства: нецелевое использование, невы­полнение обязанностей по охране природных ресурсов, нару­шение экологических требований.

Некоторые проблемы, связанные с действующими нормативными актами, препятствуют процессам обзора, призванным защитить культурное наследие, особенно для групп коренных народов. Федеральные и государственные агентства, ответственные за контроль за исследованиями и соблюдение их честности, также могут видеть себя в процессе осуществления проектов гладко и рассматривать соблюдение как просто практическое применение. Системы соответствия настолько эзотеричны и гружены с жаргоном, что они почти полностью недоступны для общественности, что приводит к тому, что сторонники племени не имеют реальных возможностей для переговоров с инициаторами проекта до возникновения серьезных проблем.

Гос собственность. Согласно действующему Федеральному закону “О недрах”: “Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ” (статья 1-2). Как видно, природные ресурсы недр, о которых говорится в Конституции Российской Федерации, являются государственной собственностью, а участки недр в которых они содержатся: “не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Возможно, этот вид переговоров «черного ящика» имел смысл, когда процесс обзора был разработан полвека назад, когда агентства и сторонники проекта не имели доступа к столь большому опыту, и было меньше групп, которые могли бы внести свой вклад в принятие решений по управлению наследием.

С большим количеством неиспользованного масла, чем запасы в Техасе, инженеры из ведущих энергетических компаний бросились планировать трубопровод, который сделал бы нефтяное богатство Аляски доступным для материковой части Соединенных Штатов. Уроженцы и активисты по защите окружающей среды яростно выступали против трубопровода, который пересекал родные охотничьи и рыболовные угодья и национальные леса. Они потребовали отложить строительство, пока племена не смогут проконсультироваться и дать свое согласие.

Но право владения и пользования участками недр может предоставляться на основании лицензионных соглашений, а именно: “Лицензия предоставляет право владения участками недр на условиях определяемых лицензиями с целью временного пользования ..» Характерным примером реализации одновременно прав пользования и распоряжения участками недр является лицензирование добычи полезных ископаемых. “Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности ”, а это значит, что субъекты – недропользователи, получившие лицензию на право добычи полезных ископаемых, могут реализовать право пользования и распоряжения добытым сырьем в полном объеме в пределах установленной лицензией квоты на его добычу.

После 45-дневного периода обзора трубопровод был утвержден. Окружающие и коренные группы попытались подать апелляцию. Импульс для дальнейшей оппозиции сократился с арабского нефтяного эмбарго, что привело к росту цен на нефть. Никсон подписал Закон о санкционировании трубопровода в За-Аляске, установив прецедент для определения прав коренных народов на землю и экологических дебатов в интересах энергетической независимости.

В этой статье мы идентифицируем четыре очень разных случая отношений между коренными народами. В Тюменской области, одной из крупнейших нефтедобывающих территорий России, интересы коренных народов в значительной степени защищены федеральным, региональным и местным законодательством. Несмотря на случайные правовые и даже насильственные разломы, регион, похоже, прилагает усилия для интеграции общин коренных народов в предварительные переговоры, а также - в более широком смысле - в другие сектора, такие как система образования.

В чьей собственности должны быть недра и полезные ископаемые?

Соцопрос 1:

Олигархи качают нефть, газ и присваивают как частную собственность. Мне непонятно, когда и у кого они купили то что находится в недрах. Ведь все это должно принадлежать народу.

95% (225 чел) - Народа, в виде общественной (социальной)собственности.

Этот процесс можно было бы еще более усовершенствовать благодаря расширению институционального потенциала, который требует соблюдения регионального правительства. Обеспечивая, чтобы управляющие субъекты адекватно контролировали отношения между промышленностью и коренными народами в своей юрисдикции, сторонние органы, такие как государство или международное сообщество, могли создавать более благоприятные условия в отношении добывающих проектов.

Между тем, в Соединенных Штатах в отношениях между промышленностью и коренными жителями существует довольно много вариаций. В то время как некоторые общины коренных народов, такие как суверенное и богатое ресурсами Северное племя Уте, например, могут успешно торговаться с промышленными субъектами, другие племена, подобные тем, которые живут на крайне обедненном Саут-Дакоте-Пайн-Ридже и резервации Роуз-Бад, ресурсов и организации для эффективного обсуждения своих коллективных интересов. На севере жители Аляски, возможно, не добились успеха в своих попытках остановить трубопровод, но они смогли повлиять на институциональные и политические изменения, которые повлияли на будущие переговоры.

3% (8 чел) – государство

1% (3 чел) - Олигархов, в виде частной собственности.

Соцопрос 2: Социологи также обнаружили, что большинство россиян придерживаются социалистических взглядов на землю и промышленность. В частности, 55 процентов респондентов заявили, что приобретение частными лицами земли должно происходить под контролем государства, а 15 процентов считают передачу земли в собственность недопустимой. 45% - высказываются за государственный контроль над всеми крупными предприятиями

Конечно, здесь играет исторический институционализм; прошлые успехи накапливаются и определяют текущие действия, которые, в свою очередь, влияют на будущее поведение и возможности. В конечном счете, именно этот институциональный рост с течением времени ставит коренные общины Соединенных Штатов в состоянии монетизировать свои природные ресурсы и торговать коллективно. Вспомогательные рамки не появляются в одночасье, вместо этого им нужны десятилетия и даже столетия для создания и совершенствования.

Соединенные Штаты и Российская Федерация, несмотря на многочисленные разногласия и геополитическую напряженность, имеют много общего. В частности, у обоих есть многочисленные и значительные сообщества коренных народов - в некоторых докладах даже утверждается, что коренные американцы имеют генетический материал с коренными евразийцами. Во-вторых, обе страны обладают достаточными природными ресурсами, в частности нефтью и природным газом. В-третьих, обе страны в настоящее время рассматривают Арктику как следующий рубеж добычи ресурсов.

48% - за контроль над крупнейшими

3% - все предприятия должны контролироваться частными лицами.

Существует суеверие, что по Конституции РФ недра России принадлежат государству и народу, проживающему в данной местности. Этого заблуждения придерживается даже премьер министр В. Путин: «Я обращаюсь, уважаемые коллеги, ко всем вам - и к основным ключевым акционерам наших нефтяных компаний, и к менеджменту и хочу напомнить: вы работаете в Российской Федерации, - сказал Путин. - Получая лицензии на недра, вы эти недра используете, но они остаются в собственности российского народа: это - общенациональное достояние, это в соответствии с действующим законодательством. Даже получая лицензию на недра, недра остаются собственностью российского народа, российского государства ».

Согласно статьи 9, пункт 2 Конституции РФ: “Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”. То есть здесь однозначно прописано равное право на недра частной и государственной собственности.

Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения. Эти правомочия в комплексе составляют юридическое право собственности. (http://www.rosnedra.com/article/256.html). Право распоряжения - это предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Это значит, что по конституции РФ частный собственник, обладая тем же правом на недра, что и государство, может продать свою собственность на недра во владение, пользование и распоряжение любому другому юридическому лицу, в том числе и иностранным компаниям. Это напрямую затрагивает национальную безопасность и независимость России.

Сейчас, чтобы ограничить эту возможность, даваемую Конституцией РФ, существует Федеральный закон “О недрах» , где указано, что: “Недр а в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации” (статья 1-2).

Важно отметить, что группой заинтересованных лиц эти вопросы могут быть решены так, что пункт единоличной государственной собственности может исчезнуть из нового закона «О недрах», и тогда недрами России будет распоряжаться по своему усмотрению любой частный собственник, в том числе и иностранные компании. По мнению академика РАСХН В. Кашина (http://zlev.ru/71_10.htm) «содержание нового закона развивает линию на уничтожение прав Российской Федерации и ее граждан на свои ресурсы». Он пишет: «Недопустима конструкция закона, низводящего Российскую Федерацию, одну из крупнейших стран мира, владеющую богатейшими природными ресурсами, в положение простого партнера гражданско-правовых отношений с недропользователями - добывающими компаниями и даже отдельными физическими лицами… В проекте нового закона записано: «… в отношении стратегических видов минерального сырья федеральными законами может быть установлено приоритетное право Российской Федерации на заключение договоров о приобретении в собственность государства таких видов минерального сырья»… Кто же так маниакально "продавливает" этот законопроект? Ответ на этот вопрос очевиден, если рассмотреть новые законопроекты: «Земельный кодекс», «Лесной кодекс», «Водный кодекс», «Закон о недрах». Это стройный ансамбль, монолит, составные части которого подчинены единому замыслу: тотальное разгосударствление (читай - изъятие у народа природных ресурсов, превращение их в обычных товар, продажа частным лицам, включая иностранцев)…Итак, дан старт второму, этапу приватизации крупных стратегических объектов государства »

Чтобы исключить очередное разбазаривание природных ресурсов России, я предлагаю в Конституции РФ дополнить статью 9 пунктом 3: «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью». Тогда частной собственностью природные ресурсы Росси могут быть только после продажи государством уже добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов.