Работники администрации государственные служащие. Профессия Государственный служащий

Льготы госслужащим устанавливаются законом. Давайте рассмотрим, на что могут рассчитывать граждане, желающие построить карьеру чиновника.

Кто относится к госслужащим

Когда говорят о госслужащих, то имеются в виду только гражданские лица.

К ним относятся работники органов таких ветвей власти:

  • исполнительной;
  • судебной;
  • законодательной.

Все указанные лица относятся к гражданской службе. Она, в свою очередь, делится на два уровня Каждый финансируется из одноименного бюджета. Выделяют такие уровни госслужбы:

  • федеральный;
  • местный (субъектов РФ).

Служащие различаются уровнем полномочий и ответственности, которая компенсируется соответствующими благами за счет бюджета.

Описанные ниже преференции не относятся к военным и правоохранителям. Их льготы определяются иными актами.

Перечень льгот госслужащим в России в 2019 году

Лица, состоящие на службе, одновременно, являются и простыми гражданами. На них распространяются все социальные гарантии. Кроме того, эти люди имеют возможность использовать и специализированные льготы, созданные специально для них.

Преференции и блага указаны в законе «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27.07.2004. К примеру, п. 10 ст. 52 данного документа гласит:

Закон «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27.07.2004. п. 10 ст. 52:

«…гражданским служащим гарантируются:

защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом.»

Гарантии безопасности - это одна из льгот. Но она обоснована, так как власть обязана защищать свою кадровую базу.

В целом основные льготы на 2019 год, положенные гражданским государственным служащим, выглядят так:

  1. Право на получение безвозмездного лечения в любом учреждении здравоохранения.
  2. Ежегодная единоразовая выплата - премия.
  3. Возмещение затрат на бензин, в случае использования личного транспорта по служебным нуждам.
  4. Дополнительный оклад при увольнении на пенсию. Исчисляется в среднем за последние десять лет работы.
  5. Увеличение продолжительности отпуска. За год работы прибавка составляет 1 день. Преференция ограничена десятью сутками в общем.
  6. Обучение за счет бюджета с сохранением места службы.
  7. Пенсионное обеспечение, зависящее от выслуги.
  8. Зачисление в кадровый резерв на вышестоящую должность.
  9. Получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья.
Каждый субъект РФ может расширить круг преференций своим служащим. Законодательство этого не запрещает.

Медицина


Как и в предыдущие периоды, за всеми чиновниками сохраняется право пользоваться безвозмездно услугами больниц любой аккредитации.

Речь идет практически обо всех необходимых манипуляциях: операциях, обследованиях, включая использование аппаратуры, анализах и тому подобное.

Перечень услуг медучреждений утверждается правительственным актом.

Кроме того, служащим обязаны провести протезирование зубов. Здесь есть небольшое исключение: за металлокерамику и драгоценные металлы придется доплатить.

Привилегии госслужащего сохраняются за пенсионерами - бывшими чиновниками.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Субсидии на жилье

Право на бюджетную помощь служащим закреплено в вышеуказанном законе. Так, статья 53 гласит:

«Статья 53. Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих.

Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на:

4) единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.»

Размеры и порядок начисления денег определяются отдельно каждым регионом для своих служащих. То же касается чиновников федерального уровня.

Звание госслужащего не запрещает присоединиться к иной программе, позволяющей использовать бюджет для приобретения дома. Главное, чтобы условия были подходящими.

Дополнительные преференции

Этот вид льгот касается положения родственников чиновников. К ним относятся следующие:

  1. Устройство детей в дошкольное образовательное учреждение без ожидания своей очереди.
  2. Компенсации на погребение.
  3. Пенсионное обеспечение иждивенцев погибшего при исполнении обязанностей чиновника.
Первые два пункта сохраняются за пенсионерами.

Куда обращаться за получением льготы


Большей частью преференций руководит начальник служащего.

Он издает приказ (распоряжение), в соответствии с которым:

  • начисляются премии;
  • компенсируются затраты;
  • выплачиваются оклады к пенсиям;
  • выписываются направления на учебу.
  1. Для медобслуживания следует обращаться непосредственно в учреждение, оказывающее необходимые услуги. Там нужно предъявить документ, доказывающий принадлежность к классу чиновников.
  2. Вопросы назначения дотаций на жилье тоже решаются в госоргане соответствующего уровня. Следует писать заявление и собирать пакет документов, доказывающих необходимость помощи.
  3. Дополнительные преференции даются также при предъявлении удостоверения чиновника либо при наличии заявления близких родственников.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Многие россияне слышали о такой профессии, как госслужащий. Однако не все точно понимают, какие именно виды должностей входят в это понятие. А перечень государственных профессий необходимо знать для того, чтобы иметь возможность рассказать подрастающему поколению о том, какие профессии бывают, какие из них наиболее престижные, высокооплачиваемые, и кроме того, дают определенные льготы.

Государственным служащим признается гражданин страны, который осуществляет профессиональную деятельность на региональных, а также федеральных должностях, относящихся к государственной службе. А также главным условием для таких профессий является получение заработной платы из средств бюджета региона или страны, в зависимости от должности.

Система государственных служащих является одной из наиболее востребованных мест трудоустройства, где постоянно требуются компетентные сотрудники. Это огромная иерархическая пирамида, которая состоит из множества должностей. И чем выше занимаемая должность в этой иерархии, тем она престижнее и более оплачиваемая.

Иерархия должностей

Государственная служба разделяется на 2 основных вида:

  • военная;
  • гражданская.

Военнослужащие получают оплату труда за счет средств из бюджета Министерства обороны. А гражданские служащие — из федерального или регионального бюджета страны.

ГГС – это сокращенная аббревиатура, обозначающая гражданскую государственную службу. Данные сотрудники должны обеспечить исполнение переданных им полномочий на федеральном или региональном уровне.

Кроме этого, ГГС подразделяется на следующие уровни:

  1. Должности, которые утверждаются федеральным законодательством или непосредственно указом Президента. Данные сотрудники обеспечивают надлежащее исполнение возложенных полномочий на федеральные органы, а также на индивидуальные государственные посты.
  2. Должности, которые утверждаются законами и другими законодательными актами субъектов РФ. Эти сотрудники осуществляют надлежащее исполнение всех органов власти в определенном субъекте.

Это основное деление государственных служащих, которое предусмотрено в Российской Федерации.

Категоризация

Помимо деления между федеральной и региональной категоризацией всех должностей, также существуют и более мелкое деление на группы в зависимости от выполняемых функций. Существует следующая категоризация:

  1. Руководители и их заместители, которые являются главным звеном госорганов и их подразделений. Эти должности могут быть выборными на определенный срок, а также постоянными без ограничения. Для них предоставлены самые большие полномочия, в том числе право издавать определенные нормативные акты, обязательные для других.
  2. Помощники являются личными заместителями каждого руководителя. С ними заключается срочный контракт, на основании которого с уходом руководителя заканчивается срок этого контракта. Их основная функция — осуществлять всестороннюю помощь своим руководителям.
  3. Специалисты — это те люди, которые имеют специализированное образование в определенной отрасли. И они должны обеспечить надлежащее выполнение поставленных перед ними приоритетных задач. У них нет ограничений по времени сотрудничества. А работа предоставляется на основании конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты — это те профессии людей, которые занимаются непосредственно организационным, информационным, документационным обеспечением деятельности государственных органов. Они выполняют вспомогательные функции. Их срок деятельности также не ограничен.

На основании установленной категоризации предъявляются определенные требования к сотрудникам, их занимающим, а также к тем, кто временно их замещают.

Основные требования

Законодательством РФ установлены определенные требования, кто может занимать, а также замещать государственные должности:

  • достаточный уровень необходимого образования;
  • владение необходимыми навыками по рабочей специальности и конкретному направлению;
  • достаточный служебный стаж;
  • свободное владение определенными умениями и навыками, характерными для должности.

Так, для руководителей, их помощников и специалистов обязательно наличие высшего образования (магистратуры или полного), специалисты могут владеть только бакалавриатом, а обеспечивающие специалисты должны иметь среднее профессиональное образование.

Аналогично выставлены и требования по стажу таких работников:

  • руководители, их помощники и специалисты должны проработать более 4 лет;
  • средние специалисты должна иметь стаж не менее 2 лет;
  • обеспечивающие специалисты могут быть приняты без стажа.

Таким образом, к госслужащим относятся все, кто работает в государственных органах законодательной, исполнительной, судебной власти, при этом получает зарплату из бюджета РФ или субъекта РФ.

Льготы

Важно знать, что кроме престижа и возможного быстрого карьерного роста данные сотрудники имеют определенные привилегии и льготы. Законодательством предусмотрены следующие виды льгот:

  1. Бесплатное лечение в государственных специализированных центрах, при этом виды лечения не ограничены. Все услуги будут оказаны на бесплатной основе.
  2. Компенсация затрат на топливо, если он исполняет служебные обязанности на своем личном авто, то ему обязаны компенсировать затраты на ГСМ.
  3. Повышение квалификации на бесплатной основе с сохранением заработной платы на период обучения. Если повышение уровня знаний требуется для присвоения нового звания, то сотруднику должно быть предоставлено это обучение.
  4. Субсидии на приобретение личного жилья. Государством могут быть компенсированы определенные суммы из бюджета для своих сотрудников.
  5. Предоставление мест без очереди в детских дошкольных учреждениях при оформлении в них своих детей. Также этим правом могут пользоваться и некоторые другие родные служащего.
  6. Постоянное увеличение положенного оплачиваемого отпуска.
  7. Получение дополнительных премий.
  8. Реальная возможность быстрого продвижения по работе.

Помимо этого, льготы предоставляются и тем, кто собрался выходить на пенсию. Им положено следующее:

  1. Пенсионер имеет право получать доплату к обычной пенсии 55-80% от каждой выплаты в месяц.
  2. В случае смерти гражданина все расходы, связанные с погребением, оплачиваются из бюджета.
  3. Неиспользованные путевки в профилактории и санатории можно поменять на денежные выплаты.
  4. Пенсионер сохраняет свое право на получение всех медицинских услуг бесплатно.
  5. Все гарантии, предоставляемые госслужащему при выполнении им своих обязанностей, сохраняются впоследствии на пенсии.

В настоящее время возраст выхода для государственных служащих установлен с 65 лет для сотрудников женского пола и 67 лет для сотрудников мужского пола. Что превышает стандартно установленный возраст для остальных граждан на 10 и 7 лет соответственно. При этом трудовой стаж должен составлять не менее 20 лет.

Помимо федеральных льгот, каждый субъект РФ имеет право устанавливать дополнительные меры поддержки госслужащих. Их нужно уточнять в администрации региона.

Покупка жилья

Госслужащие имеют право получить единовременно определенную субсидию в виде конкретной суммы денежных средств для покупки собственного жилья. Это право имеют следующие категории служащих:

  • работники администрации Президента и некоторых других структур, непосредственно связанных с ним;
  • лица, работающие в аппарате, занимающиеся государственной безопасностью;
  • судебные работники;
  • сотрудники прокуратуры, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты.

Для получения положенных средств необходимо обращаться с заявлением в Федеральный государственный орган. При этом в первой очереди будут стоять сотрудники, имеющие трех и более детей.

Это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета .

Определение государственного служащего субъекта Российской Федерации идентично вышеприведенному, с той лишь разницей, что этот гражданин осуществляет служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получает денежное содержание за счет средств бюджета данного субъекта.

Таким образом, на основании определения, приведенного в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», можно выделить следующие существенные признаки государственных служащих.

1. Государственным служащим признается физическое лицо , являющееся гражданином Российской Федерации или гражданином иностранного государства . Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает возможность замещения должностей государственной службы, в том числе и гражданами иностранного государства. Об этом прямо говорится в ст. 18.1, предоставляющей право иностранным гражданам поступать на военную службу по контракту и соответственно право прохождения ими военной службы.

В то же время иные специальные законы о государственной службе предусматривают право поступления на государственную службу исключительно граждан Российской Федерации. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает, что гражданским служащим может быть только гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» устанавливает, что сотрудником органов Федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства.

Помимо указанного признака (гражданство) лицо, поступающее на государственную службу, должно обладать полными дееспособностью и деликтоспособностью, быть вменяемым. Специальное законодательство о государственной службе может устанавливать также и иные дополнительные требования к лицам, поступающим на государственную службу.

2. От государственного служащего требуется профессиональное исполнение должностных обязанностей , что предполагает:

  • наличие специального образования, позволяющего исполнять обязанности по замещаемой должности;
  • наличие необходимого стажа и опыта работы, позволяющих эффективно применять специальные знания и исполнять должностные обязанности.

3. Государственным служащим признается только лицо, замещающее соответствующую должность государственной службы . Должность государственной службы является определяющей для замещающего ее лица. Именно от должности зависят размер денежного содержания, объем властных полномочий, классный чин или иное специальное звание, а также иные статусные аспекты. Подробнее о должностях государственной службы речь пойдет ниже.

4. Государственный служащий осуществляет исполнение должностных обязанностей за соответствующее вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации . Указанное вознаграждение признается законодательством о государственной службе основным законным источником средств к существованию государственного служащего, что также предполагает установление запрета на осуществление государственным служащим иных видов трудовой деятельности, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Классификацию государственных служащих можно провести по следующим основаниям.

В зависимости от вида государственной службы:

  1. государственные гражданские служащие - граждане Российской Федерации, взявшие на себя обязательства по прохождению гражданской службы и осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях гражданской службы в соответствии с актами о назначении на должности и со служебными контрактами и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ;
  2. военнослужащие - граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти , Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане, проходящие государственную военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях;
  3. государственные служащие правоохранительных органов - граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях правоохранительной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

В зависимости от уровня государственной службы:

  1. федеральные государственные служащие - граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (к таковым служащим относятся: федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, государственные служащие правоохранительных органов);
  2. государственные гражданские служащие субъекта РФ - граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ.

Рассмотрев базовые составляющие категории «государственный служащий», перейдем к анализу категорий «должность государственной службы» и «должностные лица ».

Законодательство о государственной службе (в том числе Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.) не содержит четкого определения должности государственной службы. Тем не менее должность государственной службы можно считать базовым элементом государственного органа, нормативно и организационно определенным и обособленным, обладающим частью компетенции государственного органа. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для лица, состоящего на государственной службе, так как предоставляет конкретный объем полномочий, определяет общий размер денежного содержания (довольствия), характеризует его положение в служебной иерархии.

Таким образом, на основании вышеприведенного определения можно выделить следующие существенные признаки должности государственной службы .

1. Организационная и правовая обособленность . Должность государственной службы является самостоятельным образованием, наряду со структурными и территориальными подразделениями государственного органа.

2. Наличие части компетенции государственного органа . Должность государственной службы обладает определенной компетенцией, которой соответственно наделяется лицо, замещающее данную должность. Компетенция должности государственной службы представляет собой определенную часть компетенции государственного органа и определяется ей.

3. Должность государственной службы имеет первостепенное значение для замещающего ее лица , поскольку определяет не только полномочия, но и размер денежного содержания (обеспечения, довольствия) государственного служащего, а также размеры иных денежных выплат. Должностям государственной службы подчинены классные чины и иные специальные звания; кроме того, должности государственной службы характеризуют положение государственного служащего в служебной иерархии.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает следующие виды должностей государственной службы :

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы.

Чего только не услышишь о людях государевых. Говорят, госслужащий – это коррупционер, лишний элемент, крохобор и так далее. На самом деле все совсем не так. И разбираться с тем, кто он такой, следует с основ работы государства. Дело в том, что управленческий механизм любой страны громоздок и обширен. Но без него государство становится недееспособным. Оно просто развалится в течение очень короткого времени. А основой его успешного функционирования является госслужащий – это факт, доказанный временем и историей. Давайте разбираться более предметно.

Определение

Госслужащий – это человек, занимающийся реализацией политики страны во всех областях, определенных законодательно. Следует понимать, что власть регулирует абсолютно все сферы жизни общества в той или иной степени. Государство заботится о гражданах, их безопасности, создает условия для культурного развития, роста экономического благосостояния. Каждый из этих вопросов объемен и многомерен. Возьмем, к примеру, сферу культуры. Необходимо организовать работу с детьми и молодежью, выявлять и поддерживать таланты, помогать людям искусства творить и продвигать свои произведения, поддерживать индустрию и предприятия. Так во всех сферах. И решение вопросов, во множестве возникающих в обществе, ложится на людей, принявших на себя обязанности государственных служащих. Ежедневно в стране принимаются тысячи управленческих решений. За ними стоят такие же граждане, как и мы с вами. Госслужащий – это тот человек, который решает проблемы сограждан, опираясь на законодательство, отслеживает и корректирует их выполнение. Это огромный и тяжелый труд.

Виды государственной службы

Работа по принятию властных решений идет в различных сферах. Принято выделять два вида госслужбы: гражданскую и милитаризованную. К первой относятся работники органов федерального и местного уровней. Ко вторым – военные, полицейские и представители специальных органов. Все эти люди осуществляют функции государства в той или иной сфере. У них есть собственные права и обязанности, регламентируемые действующим законодательством. Причем нормативно-правовое регулирование деятельности каждой из категорий осуществляется отдельно. Кроме того, каждый субъект РФ принимает собственный закон о госслужащих. В документе прописываются права и обязанности, цели и задачи людей, уполномоченных на реализацию властных полномочий. Они довольно объемны. Мы не будем касаться всех, выделим лишь основные. Для этого следует вспомнить основные функции государства. Именно их реализуют служащие на практике в своей повседневной деятельности.

Основные функции государства

Наверное, человеку, наблюдающему за жизнью страны со стороны, довольно трудно разобраться в тонкостях управленческого механизма. Как говорил герой одного известного фильма: «Для этого двадцать лет учиться нужно». Мы коротко выделим функции государства, как их описывает специализированная литература. К ним относятся:

  • охранительная;
  • регулятивная;
  • организационная;
  • экономическая;
  • законотворческая;
  • контрольная.

Каждый элемент связан со всеми остальными. Вместе они создают устойчиво функционирующий механизм государства. Цель его - создание благоприятных условий для граждан и общества. А винтиками этого механизма являются госслужащие. Потому требования к этим людям особые.

Кто может быть госслужащим

Просто так попасть на работу во властные структуры невозможно. Необходимо ознакомиться с требованиями и ограничениями, установленными для госслужбы. Они описываются в законодательстве. На госслужбу принимают граждан страны. Исключением являются только вооруженные силы, куда могут устраиваться иностранцы по контракту. Возраст госслужащего тоже законодательно ограничен (с 18 до 65 лет). Человек добровольно принимает на себя ряд обязанностей и ограничений. Первые связаны с выполнением функций государства. Вторые – с запретом получать иные доходы, кроме тех, что ему выплачивает наниматель. Всем гражданам описываемой категории платится зарплата из бюджета. Они не могут заниматься предпринимательством, представлять корпорации и фирмы, быть избранными в представительские органы. Исключение: доходы от преподавания и творчества.

Принципы

Знаете, народ все больше интересует зарплата госслужащих. Эти люди действительно имеют доход чуть выше, чем в общем по региону. Это, конечно, зависит от должности. Но огульно критиковать такое положение дел нельзя. Зарплата госслужащих компенсирует им ограничения, связанные с выполнением профессионального долга. А они, если внимательно разобраться, велики. Принципы госслужбы таковы:

  • верховенство закона;
  • приоритетность прав человека и гражданина;
  • профессионализм и гласность;
  • внепартийность;
  • обязательность для исполнения решений вышестоящих органов.

Это неполный перечень. Но и он наглядно демонстрирует, насколько ограничены в своих действиях люди, выполняющие функции государства. Они обязаны и в быту, и на службе, и на отдыхе помнить, какова их ответственность перед обществом.

Пенсионное содержание

Этот вопрос тоже обсуждается в обществе. Граждане жалуются, что пенсии госслужащим назначаются в большем объеме, чем у других. Но во-первых, это законодательно обосновано. Люди работали на государство, потому заслужили содержание. Они не могли реализовывать предпринимательские инициативы, тем самым повышая уровень своей жизни, помогая семье. Потому пенсии госслужащим рассчитываются по специальному закону. Тем более что в работе этих людей много рисков. Они связаны с огромной ответственностью, лежащей на их плечах. Неправильно принятое решение приводит к ответственности, которая может быть уголовной. Кроме того, наниматель время от времени проводит сокращение госслужащих. Люди теряют работу, оказываясь на улице. Это тоже риск.

Права госслужащих

Перечень того, что позволено данной профессиональной категории, широк. Это связано с выполнением должностных обязанностей. Госслужащие имеют право на получение информации, документов, материалов, которые необходимы для принятия решений. Им нельзя отказать в посещении предприятий и организаций, находящихся в сфере влияния (по должностной инструкции). Госслужащие могут претендовать на повышение по службе, повышать профессиональный уровень, защищаться в случаях, когда их пытаются опорочить. Имеются и специальные права, такие как требовать расследования, если к ним применены незаконно меры воздействия, знакомиться с материалами личного дела и некоторые другие. В целом вся деятельность этих людей направлена на реализацию обязательств перед гражданами, принятых на себя государством.

Обязанности

Люди государевы, что бы они ни делали, в первую очередь заботятся о сохранении целостности государства, исполнении его законов. Это их основная обязанность. Кроме того, они работают с населением, соблюдают права и законные интересы всех граждан. Если человек обратился в государственный орган, ему должны дать полноценный, всеобъемлющий ответ на вопрос. Служащим надлежит поддерживать уровень квалификации, развиваться, изучать новые законы и иные материалы. Они обязаны подчиняться приказам, независимо от собственного мнения по их поводу. Единственным исключением является незаконность распоряжения. В этом случае следует поставить в известность начальство. Знаете, у этих людей нагрузка такова, что приходится постоянно работать, чтобы соответствовать положению. Потому сокращение госслужащих неизменно, как шутят в Сети, приводит к их увеличению. Обязанностей и требований много, людей, им соответствующих, поди поищи. Это только со стороны кажется, что госслужба – сплошной мед с сахаром. На самом деле деньги там зарабатывают, а не получают. Несогласным предлагается самим попробовать пожить в таких жестких рамках. Удачи!

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации», государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном этим зако­ном, обязанности по государственной должности государственной службы (категории «Б» и «В») за денежное вознаграждение, выплачи­ваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Через государственных служащих реализуются полномочия госу­дарственных органов во всех сферах жизни общества.

Однако состав государственных служащих неоднороден, их функ­циональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэ­тому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям (см. схему 10).

1. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие могут быть разделены на феде­ральных служащих и служащих субъектов Федерации.

Характер деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных государствен­ных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального Собрания РФ и т. д.

В субъектах Федерации сосредоточена основная часть государст­венных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся де­централизацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осу­ществляющие полномочия по предметам ведения органов государст­венной власти этих субъектов.

2. Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при не­обходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства лич­ности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.

3. В соответствии с принципом разделения властей различаются госу­дарственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Схема 10. Классификация государственных служащих

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполне­ния этих ответственных функций, например, палаты Федерального Со­брания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» (руко­водители аппарата и секретариата, их помощники и советники, началь­ники управлений и отделов и др.) подбираются специалисты-практики и ученые в области государственного управления, информатики, эко­номики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечи­вать нормальную работу парламента.


Органы исполнительной власти осуществляют организационно-уп­равленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных слу­жащих. Управление требует прежде всего способностей к комплекс­ному, системному и прогностическому видению общественных яв­лений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем ру­ководителям, самостоятельно принимающим управленческие реше­ния, и другим государственным служащим, участвующим в подго­товке таких решений. Главным критерием пригодности для занятия той или иной должности категорий «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции, осуществляется по­средством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функ­ция - возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции). Обеспечение исполнения пол­номочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В». Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые воз­ложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах»* на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению ус­тановленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Вер­ховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрис­дикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов.


* СЗ РФ. 1997, №30. Ст. 3590

Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О судебном департамен­те при Верховном Суде Российской Федерации* установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и об­ластных судов, судов городов федерального значения, судов автоном­ной области и автономных округов, районных судов, военных и спе­циализированных судов. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»** определил требования к про­фессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров раз­личного уровня, а также меры правовой и социальной защиты проку­роров и следователей, являющихся государственными служащими.


* СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 223.

** СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999 № 7 Ст. 878.

Исходя из текущей и перспективной потребности в государствен­ных служащих государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы по специальности, необхо­димого для выдвижения на вышестоящие должности. При этом, со­гласно Указу Президента от 3 сентября 1997 г.*, обязательную профес­сиональную переподготовку проходят лица, впервые назначенные на руководящие государственные должности федеральной государствен­ной службы (не ниже заместителя начальника отдела), в течение пер­вого года работы в этих должностях, а затем - обязательное повыше­ние квалификации (не реже одного раза в три года). Обязательная про­фессиональная переподготовка и повышение квалификации этих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Еже­годно планом предусматривается возможность подготовки и лиц, за­мещающих государственные должности государственной службы субъектов Федерации.


* СЗ РФ. 1997 .№36. Ст. 4131.

4. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов и технических испол­нителей - с чем были связаны государственно-властные полномочия и их объем - утратило свое значение. Теперь характер государствен­но-служебных отношений и объем государственно-властных полномо­чий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими государственных должностей категорий «А», «Б» и «В». Поскольку деятельность государственных служащих по обеспече­нию и исполнению полномочий государственных органов, где они служат, может иметь различную направленность, государственно-слу­жебные отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние.

Внутриорганизационные правоотношения - это отношения слу­жебной подчиненности внутри данного органа (системы). Они возни­кают, изменяются и прекращаются у каждого государственного служа­щего на основе законодательства в связи с замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполни­тельной, судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать, перемещать на соответствующую должность (а следовательно, и увольнять граждани­на РФ с государственной службы). Внутриорганизационными являют­ся также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками - с момента замещения государственной долж­ности - по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения, ответственности и других вопросов, которые, как прави­ло, определяются должностными инструкциями.

Внешними считаются государственно-служебные отношения, ко­торые на основе законодательства складываются между государствен­ным служащим и не подчиненными ему гражданами, государствен­ными и негосударственными организациями в связи с осуществлени­ем им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возни­кают с момента замещения им государственной должности. Но в ка­честве представителя государства (органа исполнительной власти) может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделен государственно-властными полномо­чиями в сфере исполнительной власти, - должностное лицо (пред­ставитель власти). К должностным лицам (представителям власти) можно отнести работников государственных органов, чьи властные полномочия публичного характера выходят за пределы этих органов. Их распорядительные действия (полномочия) могут распространяться на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных им по службе. К числу таких государственных служащих, которых назы­вают представителями власти, относятся: прокуроры, следователи, со­трудники милиции, налоговой полиции, судебные исполнители, го­сударственные инспектора различных контрольно-надзорных орга­нов, представители государства в акционерных обществах. Согласно федеральному закону от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»*, должностными лицами являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены установленные этим законом специальные звания (от пра­порщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы РФ).


* СЗ РФ 1997. № 30. Ст. 3586

5. В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопреде­ленный срок (например, на должность категории «В»), на определенное время (например, на должность категории «Б»), с установленным испы­тательным сроком (при поступлении на государственную службу).

6. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образова­ния и профессиональной подготовке, государственные служащие под­разделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).

7. Критерием для подразделения государственных служащих явля­ются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждо­му государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалифи­кационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соот­ветствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны.

Квалификационные разряды подразделяются на группы соответст­венно тем группам, на которые подразделяются государственные долж­ности государственной службы. В этом выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категории «Б» или «В», зависимость разряда от замещаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответст­вие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим уста­новленным требованиям, возникает право на присвоение ему квали­фикационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренно­го для этой должности.

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации» (п. 3 ст. 7), лицам, замещающим должности категорий «Б» и «В», могут быть присвоены следующие квалифика­ционные разряды:

действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса - лицам, замещающим высшие (5-й группы) государственные должнос­ти государственной службы;

государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса - лицам, замеща­ющим главные (4-й группы) должности;

советник РФ 1,2 и 3-го класса - лицам, замещающим ведущие (3-й группы) должности;

советник государственной службы 1,2 и 3-го класса - лицам, заме­щающим старшие (2-й группы) должности;

референт государственной службы 1,2 и 3-го класса - лицам, заме­щающим младшие (1-й группы) государственные должности государ­ственной службы.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с за­коном вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные звания, дипломатические ранги.