Контроль за рациональном использованием и охраной земель. Контроль за охраной и использованием земель (понятие и виды)
Основная задача контроля за использованием и охраной земель состоит в обеспечении исполнения земельного законодательства, соблюдении ус-
тановленных требований (норм, правил, нормативов), вы-
полнении мероприятий по охране земель Органами госу-
дарственной власти, местного самоуправления, юридичес-
кими лицами, их должностными лицами, а также граждана-
ми. Государственный контроль за соблюдением земельного
законодательства, использованием и охраной земель осу-
ществляют федеральные органы государственной власти,
органы государственной власти субъектов Российской Фе-
дерации, специально уполномоченные органы государствен-
ной власти по контролю за использованием и охраной зе-
мель, а также органы местного самоуправления. Общест-
венный контроль за использованием и охраной земель осу-
ществляется общественными объединениями и общественными
инспекторами, назначаемыми специально уполномоченными
органами государственной власти по контролю за исполь-
зованием и
охраной земель из числа лиц, знающих земельное законо-
дательство и имеющих опыт работы в области охраны окру-
жающей природной среды. На предприятиях, в учреждениях
и организациях проводится производственный контроль за
использованием и охраной земель. Государственный конт-
роль. В условиях рыночной экономики государственный
контроль за рациональным использованием земель приобре-
тает еще большее значение, чем раньше. Законодательство
о земельной реформе предоставляет собственникам, зем-
левладельцам, землепользователям, арендаторам широкие
права по самостоятельному хозяйствованию на земле. В то
же время такая деятельность не должна, как указано в
ст. 36 Конституции Российской Федерации, наносить ущерб
окружающей природной среде и нарушать права и законные
интересы иных лиц, а также государства. Должны также
исполняться обязанности, предусмотренные в ст. 53 ЗК, а
также указами Президента Российской Федерации, изданны-
ми в целях рационального использования и охраны земель.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации "О
регулировании земельных отношений и развитии аграрной
государственного контроля за использованием и охраной
1993 г. Правительство Российской Федерации постановле-
ке осуществления государственного контроля за использо-
ванием и охраной земель в Российской Федерации1. Это
Положение является основным нормативным актом, подробно
решающим вопросы земельного контроля. Определяя систему
органов государственного контроля, Положение называет
органы представительной и исполнительной властей, с од-
ной стороны, и органы, специально уполномоченные выпол-
нять функции государственного контроля, - с другой. К
первым относятся палаты Федерального Собрания Российс-
кой Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации),
Правительство Российской Федерации, органы представи-
тельной и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы местной администрации. Это государс-
твенные и местные органы общей компетенции. Они, решая
общие вопросы земельной реформы Российской Федерации,
республик в составе Российской Федерации, краев, облас-
тей, автономных образований, районов, городов и сел, а
также другие важные проблемы социально-экономического
развития соответствующей территории, выполняют вместе с
тем и функции государственного контроля в области ис-
пользования и охраны земель. В своей контрольной дея-
тельности государственные органы общей компетенции опи-
раются на систему органов, специально уполномоченных
заниматься земельным контролем, которые им подотчетны.
Положение не определяет компетенцию органов общего ру-
ководства и управ
1. Земельно-аграрная реформа в России.
Законодательство. М., 1994. С. 5, 13.
_________________________________________________________
ления и не может
этого определять, так как их деятельность регулируется
соответствующими законами об этих государственных орга-
нах. Данное Положение устанавливает лишь порядок дея-
тельности в этой области специально уполномоченных ор-
ганов государственного земельного контроля. Согласно п.
3 Положения специально уполномоченными государственными
органами, осуществляющими земельный контроль, являются:
Государственный комитет по земельным ресурсам и земле-
устройству и его органы на местах (бывший Роскомзем);
Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и
его органы на местах (бывший Минприроды РФ); органы са-
нитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Российс-
кой Федерации; Министерство строительства Российской
Федерации и его органы на местах (бывший Государствен-
ный комитет Российской Федерации по вопросам архитекту-
ры и строительства). Названные органы осуществляют свои
функции во взаимодействии с органами представительной и
исполнительной властей как в центре, так и непосредс-
твенно на местах. Кроме того, они согласовывают свою
работу между собой; при этом головной организацией по
общим вопросам земельного контроля является Госкомзем.
Председатель Государственного комитета РФ по земельным
ресурсам и землеустройству является главным государс-
твенным инспектором по использованию и охране земель
Российской Федерации, а заместители председателя и на-
чальник Управления госконтроля - заместителями главного
государственного инспектора по использованию и охране
земель Российской Федерации. В свою очередь, председа-
тели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству
субъектов Российской Федерации, городов и районов явля-
ются государственными инспекторами по использованию и
охране земель соответствующих территорий, а заместители
председателей и начальники подразделений государствен-
ного контроля за использованием и охраной земель этих
комитетов - заместителями соответствующих государствен-
ных инспекторов по использованию и охране земель. Пред-
седатели комитетов по земельным ресурсам и землеуст-
ройству субъектов Российской Федерации назначаются на
должность и освобождаются от должности председателем
Госкомзема по согласованию с органами исполнительной
власти этих субъектов Российской Федерации. Другие
должностные лица и специалисты Госкомзема, комитетов по
земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российс-
кой Федерации, городов и районов, на которых возложено
осуществление земельного контроля, являются инспектора-
ми по использованию и охране земель соответствующих
территорий. Они назначаются на должность председателями
соответствующих комитетов.
Главному государственному инспектору по использованию и
охране земель Российской Федерации, государственным
инспекторам и инспекторам по использованию и охране зе-
мель выдаются органами исполнительной власти удостове-
рения установленного образца. Государственный комитет
Российской Федерации по земельным ресурсам и землеуст-
ройству, Государственный комитет по охране окружающей
среды, органы Минздрава Российской Федерации; Минис-
терство строительства Российской Федерации осуществляют
государственный земельный контроль в соответствии со
своей компетенцией. Они, каждый в своей области дея-
тельности, организуют проверку и экспертизу изменения
качественного состояния земель и функционального зони-
рования городов и других поселений; принимают меры к
устранению нарушений земельного законодательства;
участвуют в подготовке нормативных и законодательных
актов, касающихся использования и охраны земель; вносят
в установленном порядке предложения о консервации дег-
радированных и загрязненных земель, дальнейшее исполь-
зование которых может привести к угрозе жизни и здо-
ровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам,
разрушению историко-культурного наследия и природных
ландшафтов, негативным экологическим последствиям и
загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных ис-
точников; информируют население о состоянии земельного
фонда, эффективности его использования и принимаемых
мерах по охране земель; участвуют в согласовании гра-
достроительной и землеустроительной документации, в ра-
боте комиссий по приемке мелиорированных, рекультивиро-
ванных и других земель, на которых проведены мероприя-
тия по улучшению их качественного состояния, а также
объектов, сооруженных в целях охраны земель. При реше-
нии конкретных вопросов земельного контроля функции
специально уполномоченных органов разграничены, чтобы
не допускалось дублирование в работе и обеспечивалась
согласованность контрольных действий и мероприятий. По-
этому в Положении определено содержание контрольных
функций каждого органа в отдельности. Государственный
комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству и его органы на местах осуществляют го-
сударственный контроль за соблюдением предприятиями уч-
реждениями, организациями и гражданами земельного зако-
нодательства, установленного режима использования зе-
мельных участков в соответствии с их целевым назначени-
ем; недопущением самовольного занятия земельных участ-
ков; предоставлением сведений о наличии, состоянии и
использовании земельных угодий, а также о наличии сво-
бодного земельного фонда; своевременной рекультивацией
нарушенных земель, восстановлением плодородия и других
полезных свойств земли, снятием, использованием и сох-
ранением плодородного слоя почвы при проведении работ
и строительством объектов, оказывающих влияние на сос-
тояние земель; своевременным и качественным выполнением
мероприятий по улучшению земель, предотвращению и лик-
видации последствий эрозии почвы, засоления, заболачи-
вания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуп-
лотнения, захламления, загрязнения и других процессов,
вызывающих деградацию земель; соблюдением установленных
сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о
предоставлении им земельных участков; установлением и
сохранностью межевых знаков; своевременным возвратом
земель, предоставленных во временное пользование. К
функциям Государственного комитета по охране окружающей
среды и его органов на местах относится государственный
контроль за выполнением природоохранных требований при
отводе земель под все виды хозяйственной деятельности;
соблюдением экологических норм при разработке новой
техники, технологий и материалов для обработки почв, а
также при размещении, проектировании, строительстве и
эксплуатации предприятий и других объектов; предотвра-
щением захламления земель, загрязнения почв сточными
водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсич-
ными и радиоактивными веществами; соблюдением установ-
ленного режима использования земель природоохранного,
природно-заповедного и рекреационного назначения; осу-
ществлением предусмотренных проектами землеустройства и
другими проектами мероприятий по предотвращению и лик-
видации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение
земель, а также по охране почв и рациональному исполь-
зованию земельных ресурсов; достоверностью сведений,
используемых при ведении государственного земельного
кадастра, осуществлении мониторинга земель и землеуст-
ройства; соблюдением земельного законодательства в час-
ти охраны земель; пресечением самовольного занятия зе-
мель природоохранного, при-родно-заповедного и рекреа-
ционного назначения; выполнением работ по рекультивации
нарушенных земель; проведением мероприятий по предотв-
ращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы.
Органы санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава
Российской Федерации, органы и учреждения государствен-
ной санитарно-эпидемиологической службы Российской Фе-
дерации контролируют соблюдение санитарного законода-
тельства при использовании земельных участков, установ-
лении охранных, санитарно-защитных, оздоровительных и
рекреационных зон, при проектировании и эксплуатации
предприятий, объектов по использованию, переработке и
захоронению радиоактивных, токсичных материалов и отхо-
дов производства; предотвращение загрязнения земель
В компетенцию Министерства строительства Российской Фе-
дерации и его органов на местах входит: контроль за
осуществлением всех видов градостроительной деятельнос-
ти в городах и
других поселениях в соответствии с утвержденной гра-
достроительной документацией; соблюдением норм и правил
планировки и застройки городов и других поселений; соб-
людением установленного порядка использования террито-
рий с особым режимом градостроительной деятельности;
предотвращением самовольного строительства, сноса зда-
ний и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего
пользования в городах и других поселениях; предоставле-
нием земельных участков в городах и других поселениях в
соответствии с их целевым назначением и градостроитель-
ными требованиями. Таковы основные функции органов го-
сударственного контроля в области рационального исполь-
зования и охраны земель. Чтобы их эффективно исполнять,
должностные лица названных органов наделены определен-
ными правами. Государственные инспекторы, например, в
соответствии с возложенными на них функциями по осу-
ществлению земельного контроля и в пределах их компе-
тенции имеют право направлять в соответствующие органы
материалы о нарушениях земельного законодательства для
решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответс-
твенности; обращаться беспошлинно в суд и арбитражный
суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в ре-
зультате нарушения земельного законодательства, по воп-
росам отмены неправомерных решений, связанных с изъяти-
ем и предоставлением земельных участков, а также по де-
лам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;
приостанавливать промышленное, гражданское и другое
строительство, разработку месторождений полезных иско-
паемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агро-
технических, лесомелиоративных, геологоразведочных, по-
исковых, геодезических и иных работ, если они проводят-
ся с нарушением земельного законодательства, установ-
ленного режима использования земель особо охраняемых
территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению,
заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию
эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам,
снижающим плодородие почв, включая сопредельную терри-
торию, а также если эти работы ведутся по проектам, не
прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное зак-
лючение. Они имеют право вносить в местную администра-
цию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе)
земельных участков в случаях, предусмотренных земельным
законодательством; составлять протоколы о нарушениях
земельного законодательства и передавать их в соответс-
твующие комиссии для привлечения виновных к администра-
тивной ответственности или рассматривать дела о наруше-
ниях земельного законодательства самостоятельно и уста-
навливать штраф в размере, предусмотренном администра-
тивным законодательством о штрафах. Помимо уже назван-
ных прав главный государственный инспектор по использо-
ванию и охране земель Российской Федерации и его замес-
тители, государственные инспекторы по использованию и
охране земель и их заместители имеют право контролиро-
вать проведение аукционов, конкурсов, заключение сделок
по купле-продаже, дарению, обмену, залогу, сдаче в
аренду земельных участков и другие операции с землей и
вносить предложения о признании в установленном порядке
недействительными указанных операций, если при этом бы-
ло нарушено действующее законодательство. Должностные
лица органов санитарно-эпидемиологического надзора
Минздрава Российской Федерации рассматривают дела о на-
рушениях земельного законодательства в порядке, уста-
новленном Законом о санитарно-эпидемиологическом благо-
получии населения; вправе беспрепятственно посещать при
предъявлении служебного удостоверения предприятия, ор-
ганизации и учреждения, обследовать земельные участки,
находящиеся в собственности, владении, пользовании и
аренде, а земельные участки, занятые военными, оборон-
ными и другими специальными объектами, - с учетом уста-
новленного режима их посещения; давать предприятиям,
организациям и учреждениям, а также гражданам обяза-
тельные для исполнения предписания по вопросам охраны
земель, устранения нарушений земельного законодательст-
ва; получать от министерств и ведомств утвержденную в
установленном порядке статистическую отчетность о сос-
тоянии земельного фонда; привлекать специалистов для
проведения обследований земельных угодий, экспертиз,
проверок выполнения мероприятий по охране земель; при-
останавливать исполнение неправомерных решений по воп-
росам изъятия и предоставления земельных участков до
рассмотрения протестов в соответствующих органах (в вы-
шестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитраж-
ном суде); вносить в соответствующие финансово-кредит-
ные органы обязательные для исполнения предписания о
прекращении финансирования (кредитования) строительства
и эксплуатации объектов и других работ в случае их при-
остановки, а также при отсутствии документов, удостове-
ряющих права на землю. В отличие от государственных
инспекторов, права и обязанности рядовых инспекторов
ограничены. Так, они не имеют права совершать большинс-
тво из названных выше контрольных действий. Эти инспек-
торы могут составлять протоколы о нарушениях земельного
законодательства, но не вправе рассматривать дела о
правонарушениях, что делают государственные инспекторы
или специальные комиссии. Всякий инспектор имеет право
беспрепятственно посещать предприятия, организации, уч-
реждения, обследовать земельные участки, но он не пра-
вомочен приостановить деятельность пользователей земли
или исполнение неправомерных решений по вопросам пре-
доставления и изъятия земельных участков. Эти действия,
существенно затрагивающие земельные права граждан и ор-
ганизаций, могут предпринимать только государственные
инспекторы. Должностные и физические лица, препятствую-
щие осуществлению государственного контроля за состоя-
нием, использованием и охраной земель, применяющие уг-
розы насилия или насильственные
действия по отношению к должностным лицам, осуществляю-
щим государственный земельный контроль, несут установ-
ленную законодательством ответственность. Как указано в
п. 10 Положения о земельном контроле, органы Министерс-
тва внутренних дел Российской Федерации в пределах сво-
ей компетенции оказывают помощь должностным лицам спе-
циально уполномоченных органов, осуществляющих земель-
ный контроль. В то же время эти должностные лица несут
ответственность за своевременное принятие мер к наруши-
телям земельного законодательства, за объективность ма-
териалов проводимых проверок. Убытки, причиненные собс-
твенникам земли, землевладельцам, землепользователям и
арендаторам неправомерными действиями таких должностных
лиц, возмещаются в порядке, установленном законодатель-
ством. Жалобы на их действия подаются вышестоящему
должностному лицу или в суд. Общественный земельный
контроль. Традиционно роль общественных организаций в
нашей стране определяется как помощь, которую они могут
оказать государственным органам земельного контроля.
Вместе с тем общественные организации не должны расс-
матриваться как послушные исполнители указаний госу-
дарственных контрольных органов, что было характерно
для их деятельности в недалеком прошлом, именуемом
обычно периодом застоя. Практика показывает, что об-
щественные организации недолго остаются под опекой го-
сударственных служб. Рано или поздно происходит процесс
"самопознания", при котором общественные организации
начинают осознавать, что они не всегда и не во всем
должны оставаться придатком государственных органов и
выполнять только их задания. Контроль за действиями на-
рушителей нередко приводит эти организации к конфликтам
с надзорными органами, если (по мнению общественности)
последние плохо борются с осквернителями природы или
даже потворствуют им. В то же время выявилась нецелесо-
образность наделения общественных организаций функциями
государственной инспектуры, ибо это приводит лишь к
дублированию функций государственных надзорных органов,
причем на менее высоком профессиональном уровне. С дру-
гой стороны, усилилась просветительская роль многих
природоохранных организаций. С помощью средств массовой
информации ныне почти все слои населения информированы
о многих экологических опасностях, связанных с бесконт-
рольной эксплуатацией земель и других природных ресур-
сов. Этому же способствовало введение экологических
дисциплин в учебных заведениях а также пропаганда эко-
логических знаний. Природоохранные организации проявля-
ют способность "на равных" выступать с государст-венны-
ми органами и при определении природоресурсной полити-
ки, и при осуществлении контроля за ее осуществлением.
Иногда природоохранители противопоставляют общественные
организации государственным надзорным службам в том
смысле, что не доверяют последним и считают необходи-
мым, чтобы общественное движение выступало независимо и
необязательно в союзе с государством. Это вынуждает го-
сударственные органы в ряде случаев искать поддержки
общественности при прохождении спорных проектов и (или)
природоресурсных законов. Закон Российской Федерации
1991 г. (ст. 13) приглашает заинтересованных граждан
объединяться и вступать в организации, т. е. создавать
организации, "выполняющие экологические функции". Этим
организациям предоставляется право разрабатывать,
участвовать в утверждении и пропагандировать свои эко-
логические программы, выполнять работы по охране и
воспроизводству природных ресурсов, требовать предос-
тавления своевременной достоверной и полной экологичес-
государственные экологические экспертизы, требовать в
судебном или административном порядке отмены решений о
размещении экологически вредных объектов и настаивать
на ограничении или прекращении их деятельности, вести
кампании за проведение обсуждения спорных проектов и
референдумы, ставить вопрос о привлечении к ответствен-
ности виновных должностных лиц, предъявлять иски о воз-
мещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненно-
го экологическими правонарушениями. Эти же права зак-
репляются за общественными организациями и Законом об
общественных объединениях1. Кроме того, в его ст. 17
указано, что вмешательство органов государственной
власти и их должностных лиц в деятельность общественных
объединений, равно как и вмешательство общественных
объединений в деятельность органов государственной
власти и их должностных лиц, не допускается. Как опре-
делено в ст. 27 данного Закона, общественность вправе
активно осуществлять свои права в полном объеме, высту-
пать с собственными инициативами по различным вопросам
экологии, вносить предложения в органы государственной
власти. Таким образом, позиция общественного объедине-
ния необязательно должна совпадать с мнением, решением
государственных органов и их должностных лиц. Более то-
го, общественные объединения могут добиваться реализа-
ции своих решений политическими методами, о чем прямо
указано в ст. 27 Закона. Для широких кругов обществен-
ности ближе и доступнее вопросы охраны природы, пос-
кольку они касаются здоровья граждан и их жизненного
благополучия. Вопросы хозяйственного использования зе-
мель занимают как бы вторую позицию. Практически правом
обращения в суд обладают лишь общественные организации,
специализирующиеся на охране природы, поскольку сложные
вопросы доказательства загрязнения земель и окружающей
среды и выявления виновных требуют специальных знаний,
соединения усилий целого ряда экспертов, включая право-
_________________________________________________________
1 СЗ. 1995. ь 21. Ст. 1930.
_________________________________________________________
Судебные иски могут быть направлены не только против
загрязнителей, но также против инициаторов проектов,
способных привести к загрязнению среды обитания. Пос-
ледний вид исков облегчается тем, что крупные проекты,
требующие утверждения со стороны федеральных ведомств
или даже их прямой поддержки, должны содержать экологи-
ческие прогнозы, относящиеся к последствиям осуществле-
ния этих проектов. Отсутствие или неполнота таких прог-
нозов, невыполнение процедуры публичного их обсуждения
дают судам основание забраковать проекты и не разрешить
их осуществлять. Следует отметить, что Закон об охране
окружающей природной среды дает возможность исковой за-
щиты уже нарушенных прав, в частности - требовать пол-
ного возмещения вреда, причиненного экологическими пра-
вонарушениями (ст. 86-90). Статья 91 дает также право
требовать прекращения экологически вредной деятельнос-
ти. Но исков о профилактике появления экологически
вредных объектов названная ст. 91 не предусматривает.
Подобные иски при отсутствии гласности вообще невозмож-
ны, ибо о проектах создания экологически вредных объек-
тов до сведения общественности не доводится. Между тем
иски о прекращении экологически вредной деятельности
(ст. 91) должны натолкнуться на мощные экономические
возражения. Когда вредный объект уже запущен в эксплуа-
тацию, с ним бывают связаны поставщики, обеспечивающие
его работу, и покупатели его продукции; объект дает ра-
боту многим занятым на нем рабочим и служащим; его при-
были учитываются как источник налоговых доходов бюдже-
тов разного ранга. Остановка производства при таких
обстоятельствах болезненно сказывается на материальных
интересах многих людей, на экономике района, города или
даже региона. Следовательно, охрана земель и повышение
рациональности их использования путем судебного иска
или иным способом реально может быть достигнута только
в том случае и на том этапе, когда речь идет о проекти-
ровании строительства. Когда же этот проект завершен,
требовать его запрета или изменения уже бывает поздно.
Поэтому главным методом должна быть профилактика, а не
попытка борьбы с уже выявившимся вредом.
Производственный контроль. Обычно производственный
контроль за использованием и охраной земель в той или
иной отрасли хозяйства осуществляют их должностные ли-
ца. Так же строится контроль и в земледелии, поскольку
должностные лица всегда заинтересованы в культурном ве-
дении сельскохозяйственного производства. Тем не менее
этот контроль нельзя назвать полноценным по двум основ-
ным причинам: - руководители хозяйств обременены многи-
ми другими заботами, поэтому они не могут специально
уделять внимание вопросам охраны плодородия почв, соб-
людению других требований земельного законодательства
по рациональному и эффективному использованию угодий
внутрихозяйственными подразделениями и отдельными ис-
полнителями сельскохозяйственных работ; - с другой сто-
роны, некоторые руководители сознательно или бессозна-
тельно отдают предпочтение текущим нуждам и результатам
производства по сравнению с перспективными задачами.
Это, безусловно, не может не ослаблять их контрольных
функций в отношении земель. . В некоторых хозяйствах
работают штатные землеустроители. В свое время их боль-
ше занимали дела, связанные с приусадебными земельными
участками. Ныне, в результате выделения крестьянских
(фермерских) хозяйств, важное значение приобретает сос-
тавление экономически и экологически обоснованных про-
ектов земельного устройства таких хозяйств, а также
контроль за соблюдением ими норм земельного законода-
тельства. В ряде хозяйств имеются специалисты, занятые
эксплуатацией мелиоративных и защитных устройств, а
также полезащитных лесонасаждений: гидротехники, агро-
лесомелиораторы, агрономы-экологи и др. Например, спе-
циалистов гидротехников-мелиораторов имеют многие хо-
зяйства на Кубани, занятые рисосеянием. Названные спе-
циалисты, отвечая за правильную эксплуатацию гидротех-
нических сооружений, уделяют внимание также их ремонту
и вообще рабочему состоянию. Это, несомненно, способс-
твует сохранности и работоспособности соответствующих
сооружений, а вместе с тем правильному режиму орошения
и осушения земель. Указания таких специалистов обычно
являются обязательными для всех работников данного
сельскохозяйственного предприятия. Опытом организации
внутрихозяйственной охраны плодородия сельскохозяйс-
твенных угодий следовало бы воспользоваться, чтобы ре-
комендовать колхозам, совхозам и другим хозяйствам вы-
за тем, как используется земля. Такой специалист должен
получить определенный статус, с тем чтобы он мог де-
тально знакомиться с планами и проектами хозяйства,
контролировать работу исполнителей, выносить на обсуж-
дение вопросы, которые требуют решения руководства
и(или) коллектива хозяйства. По-видимому, такую работу
следует сочетать с контролем за состоянием и рациональ-
ным использованием других природных ресурсов (естест-
венной растительности, вод, дикой фауны). Наличие в хо-
зяйствах подобных специалистов должно облегчить дея-
тельность инспекторов государственных контрольных орга-
нов, которым при письменных сношениях и посещениях хо-
зяйств в ряде случаев удобнее иметь дело с информиро-
ванными специалистами, чем с руководителями хозяйств.
Тем более что занятость последних обычно выше, а осве-
домленность ниже, чем у первых. В некоторых случаях та-
кие специалисты будут приближаться к общественным инс-
пекторам. В любом случае они, надо полагать, будут опи-
раться на своих единомышленников, болеющих за охрану
природы и хозяйское отношение к земле, но не имеющих
формальных прав и обязанностей в области внутрихозяйс-
твенного контроля за рациональным землепользованием.
Различные варианты внутрипроизводственного (внутрихо-
зяйственного) контроля заслуживают внимания законодате-
лей. Не исключено, что со временем закон потребует от
каждого крупного (по размерам) пользователя, чтобы в
хозяйстве было зарегистрировано должностное лицо, отве-
чающее за охрану и рациональное использование эксплуа-
тируемых хозяйством природных ресурсов и, следователь-
но, наделенное определенными контрольными полномочиями
в отношении производственной деятельности работников
хозяйства. В сельской местности происходит опасное зах-
ламление земель строительным мусором, и особенно прово-
локой. Нередко в этом повинны ремонтники электролиний и
линий связи, которые бросают где попало мотки заменяе-
мой или отслужившей проволоки. Но чаще проволока попа-
дает на землю после ликвидации так называемых культур-
ных пастбищ, которые полагается огораживать. На полевых
и лесных дорогах, на полях и лугах встречается рваный
трос, оставленный нерадивыми шоферами, выброшенные ши-
ны, поломанные детали и части от машин и тракторов. Та-
кие предметы не просто мешают обработке сельхозугодий,
но могут приводить к авариям техники, ранению скота и
диких животных. Во многих случаях они опасны и для че-
ловека. Уставы сельхозпредприятий не содержат пункта о
недопущении захламления угодий, в том числе опасными
предметами. Не выставляет такого требования и закон.
Когда же такое требование войдет в правило, то может
оказаться, что потребуется специальная кампания по
очистке сельхозугодий от мусора и опасного хлама. В
сельской местности нередко наблюдается самовольное
"расширение" дорог, когда водители объезжают увлажнен-
ные участки по сухому грунту. Расширяются также живот-
новодческие фермы за счет стихийного размещения на со-
седних угодьях силосных сооружений, загонов для скота,
а также отходов и отбросов. Все это сокращает площади
продуктивных земель и нарушает эстетику сельской мест-
ности, которая всегда была дополнительным плюсом в жиз-
ни сельских тружеников. В сельском хозяйстве не сущест-
вует понятия "земельная дисциплина" в отношении водите-
лей, механизаторов, связистов, строителей, животново-
дов. Это объясняется не только слабостью государствен-
ного контроля за состоянием земли, но и производствен-
ным консерватизмом. В сельском хозяйстве принято бо-
роться с потравами, но не с осквернением и разрушением
самой земли. Внутрихозяйственный (внутрипроизводствен-
ный) контроль за сельскохозяйственными землями целесо-
образен не только в сельскохозяйственных предприятиях.
Сельскохозяйственные земли нередко временно или посто-
янно отводятся в пользование несельскохозяйственных
предприятий, которые имеют возможность или даже обязаны
учитывать интересы сельскохозяйственного производства.
Так, многие современные нефтедобывающие предприятия
сначала принимают и используют, а затем обратно переда-
ют хозяйствам временно отчужденные у них земли. За сво-
евременностью отчуждения и передачи, а также за приве-
дением передаваемых участков в пригодное для сельского
хозяйства состояние следит маркшейдерская служба. Это
показывает, что внутрипроизводственный земельный конт-
роль желателен и целесообразен не только в сельском хо-
зяйстве, но и ряде иных землеемких предприятий. Многие
промышленные предприятия в составе своих земельных
участков имеют резервные территории, предназначенные
для развития (застройки), которые иногда располагаются
вместе с основной территорией, а иногда отдельно. Если
их застройка задерживается, что нередко происходит, та-
кие территории начинают рассматривать как "свободные",
ничейные. В ряде случаев это приводит к превращению их
в пустыри и даже свалки, чаще всего они используются не
по назначению. Этим злоупотребляют как посторонние ли-
ца, так и работники самих предприятий. Бороться с этим
злом трудно (или даже невозможно), если на предприятиях
нет лиц, ответственных за их территорию. На некоторых
предприятиях территория "распределена" по цехам, хо-
зяйствам и службам, так что руководители этих подразде-
лений отвечают также за подведомственные им земли.
Иногда такие земли находятся под присмотром особых
должностных лиц - смотрителей производственных зданий и
сооружений. Однако такой порядок не является правилом.
Уставы и Положения, которыми руководствуются государс-
твенные (и негосударственные) предприятия, обычно не
репленную территорию, а тем более о способах осущест-
вления такого порядка (например, путем "закрепления"
участков за отдельными службами, назначения ответствен-
ных лиц и т.п.). Не упоминают об этих обязанностях
предприятий также Типовые положения и Типовые уставы.
Как правило, не вмешиваются в земельные распорядки на
предприятиях местные власти. Все это приводит к тому,
что можно назвать ненужным "расползанием" производс-
твенных площадей [за счет земель другого назначения
(непроизводственного)]; состояние этих площадей, как
правило, оказывается неудовлетворительным. Любой вид
внутрипроизводственного контроля должен, как известно,
включать санкции за нарушение установленного порядка.
Не является исключением также земельный контроль. Одна-
ко в этом отношении он не находит поддержки в земельном
законодательстве. Статья 125 ЗК устанавливает и подт-
верждает административную и уголовную ответственность
за земельные нарушения и преступления; ст. 126 предпо-
лагает дополнительно гражданскую ответственность. Но о
дисциплинарной ответственности ЗК умалчивает. Это озна-
чает, что внутрипроизводственного земельного контроля
ЗК не предусматривает и не предполагает. Такая позиция
представляется явным пробелом права. Земельные и вообще
экологические нарушения, допускаемые работниками на
производстве, весьма нередки, однако в трудовом законо-
дательстве о них прямо ничего не сказано. По этой при-
надо полагать, умалчивают о них и многие Правила внут-
реннего трудового распорядка, принятые для отдельных
предприятий, организаций, а также некоторых отраслей
производства. Так, работника геологической партии труд-
но наказать в дисциплинарном порядке за неосновательную
(несанкционированную) порчу земли, ибо такой проступок
не предусмотрен в Правилах внутреннего трудового распо-
рядка, действующих в этой отрасли. В Законе об охране
окружающей природной среды имеется ст. 82 о дисципли-
нарной ответственности за экологические проступки. Но в
нее фактически включено условие, что ответственность
может иметь место, если это предусмотрено "положениями,
уставами, правилами внутреннего распорядка и другими
нормативными актами", т. е. эта статья не является нор-
го Закона посчитали "неудобным" вторгаться в сферу тру-
дового права, поскольку обе эти отрасли права имеют ма-
ло общего. Однако такая щепетильность представляется
излишней. Любой закон может быть комплексным, т. е. со-
держать нормы разных отраслей права. В названном случае
отказ от придания ст. 82 прямой силы лишь ослабляет си-
лу Закона. Этот отказ не увязан со ст. 83-85, где уго-
ловная, административная и имущественная ответствен-
ность установлены без лишних оговорок. Правовые формы
земельного контроля. Контрольная деятельность, так же
как и всякая исполнительно-распорядительная деятель-
ность органов государства, протекает в определенных
правовых формах, установленных законодательством. В
противном случае, выходя за рамки этих правовых форм,
органы контроля допускали бы произвол в своей работе.
Органы земельного контроля, требуя от подконтрольных
субъектов соблюдения земельного и экологического зако-
нодательства, не могут сами нарушать ни нормы матери-
ального права, ни нормы процессуального права. Правовые
формы земельного контроля в зависимости от характера их
последовательного, логического применения можно разде-
лить на три вида (стадии): а) информационно-правовые
формы контроля при сборе материалов; б) принятие реше-
ний по результатам проведенного контроля; в) исполнение
решений контрольных органов. Информационно-правовые
формы земельного контроля при сборе материалов. Для то-
го чтобы принять квалифицированное решение по результа-
там контроля, любой орган контроля должен располагать
точной и объективной информацией о том, есть ли наруше-
ние земельного законодательства, в чем оно выражается,
кто виновен в этом, что нужно предпринимать, чтобы пра-
вонарушение не оказалось длящимся, каков вред, причи-
ненный правонарушением, а если правонарушение еще не
наступило, как его предупредить или пресечь при самом
его начале. Возникают и другие вопросы на первоначаль-
ной стадии земельного контроля. Их выяснение требует
сбора материалов (документов), проведения проверок, ре-
визий, исследования (анализа) этих материалов. В необ-
ходимых случаях может назначаться экспертиза материа-
лов, полученных в процессе контроля. Независимо от то-
го, проводит ли государственный инспектор плановую про-
верку состояния использования того или иного объекта
природы или выезжает по жалобе, закон дает ему право
совершать ряд правовых действий: - проверку законности
оснований пользования земельным участком; - обследова-
ние фактического состояния использования или неисполь-
зования данного объекта; проверку его использования в
соответствии с его целевым назначением и в соответствии
со статусным положением субъекта природопользования.
Так, например, проверка оснований (законности) природо-
пользования должна касаться каждого земельного участка,
находящегося в собственности, землевладении, землеполь-
зовании, включая массивы, закрепленные за коллективами,
арендуемые участки, земли крестьянских (фермерских) хо-
зяйств и т.д. Особую значимость такие проверки приобре-
тают в случаях выявления нарушений законности привати-
зации земель. Названные проверки следует рассматривать
в качестве одного из предупредительных факторов контро-
ля. Современное выявление и прекращение незаконного
владения (пользования) землей позволит избежать возмож-
ных последствий неправомерного использования участка,
как-то: нанесение ущерба участкам земельных отношений,
ухудшение качества природной среды, отрицательное влия-
ние на другие условия землепользования. Определение по-
добных фактов на ранних стадиях в значительной степени
упростит процесс по восстановлению нарушенных прав,
возвращению земельного участка в прежнее состояние, не
потребует возможных дополнительных затрат или минимизи-
рует их. В тех случаях, когда нарушение земельного за-
кона выявляется достаточно поздно, на устранение право-
нарушения обычно требуются значительное время и денеж-
ные средства. Так как расходы в подобных ситуациях от-
носят на счет нарушителя, то при отказе от добровольно-
го возмещения ущерба он будет возмещать его в гражданс-
ко-правовом порядке, т. е. через судебные органы, что в
еще большей степени затянет процесс восстановления на-
рушенных прав. Восстановительные работы могут по реше-
нию суда потребовать проведения специального комплекса
мероприятий: рекультивационных, культуртехнических, ме-
лиоративных, противоэрозионных и других, выполняемых с
привлечением специальной техники и технологии. Чтобы не
допустить ненужных затрат, важно своевременно пресечь
правонарушение. При контроле проверяется наличие у
субъекта документов, удостоверяющих законность права
собственности, владения, пользования земельным участ-
ком, а также их содержание и соответствие экземпляру,
хранимому в Комитете по земельным ресурсам и землеуст-
ройству. В случае предоставления земельного участка в
пользование на основании договора проверяется закон-
ность этого договора (например, соответствие содержания
документа требовани-
ям земельного законодательства). При выявлении наруше-
ний госинспектор указывает на них или ставит вопрос о
прекращении (расторжении) договора. При необходимости
инспектор проверяет местоположение, окружную границу
(по межевым знакам), площадь участка как визуально, так
и инструментально. Инструментальная проверка потребует-
ся в основном при отсутствии долговременных межевых
знаков, сооружаемых в соответствии с установленными
требованиями, или при их уничтожении, повреждении, пе-
реносе. Бывает необходимо обследование фактического
состояния использования или неиспользования земли. Эти
проверки позволяют выявить недостатки природопользова-
ния, например используется ли земельный участок пол-
ностью или частично, имеются ли свободные участки. Да-
лее, требуется устранить нарушения земельного законода-
тельства, предупредить возможные отрицательные последс-
твия. По результатам обследования выявляются нерацио-
нально используемые угодья колхозов, совхозов, других
сельскохозяйственных предприятий для зачисления их в
специальный фонд распределения земель земельной рефор-
мы. Выявлению нарушений земельного законодательства
должна предшествовать подготовительная работа, содержа-
ние которой зависит от вида предполагаемого нарушения.
Сюда входит подбор планово-картографических материалов
(составление выкопировки, увеличение ее с изменением
масштаба, получение координат и Других данных), почвен-
но-геоботанических материалов, агрохозяйствен-ных обс-
ледований, учетно-регистрационных и др. В случае необ-
ходимости создается комиссия, в состав которой наряду с
инженером-землеустроителем войдут специалисты: почвове-
ды, агрохимики, мелиораторы или другие (в зависимости
от вида нарушения и предполагаемого вида работ). При
порче земель заключение о состоянии земель, качестве
почв, степени загрязнения должен дать почвовед по ре-
зультатам специального анализа. О характере развития
эрозии почв дает заключение почвовед или агролесомелио-
ратор; при нарушении, выразившемся в отступлении от ут-
вержденного проекта внутрихозяйственного землеустройс-
тва, к проверке следует привлечь представителя проект-
ного предприятия по землеустройству и т.д. Состав ко-
миссии может быть определен или уточнен после рекогнос-
цировочного обследования объекта нарушения. Само обсле-
дование объекта в зависимости от вида и характера нару-
шений может проводиться как камерально, так и путем не-
посредственного обследования объекта на местности для
изучения причин, источника, характера и последствий
неправомерных действий. О предстоящих обследовательских
работах заинтересованные лица должны быть уведомлены в
официальном порядке (повесткой о дне проверки, времени
и виде работ). Инспектор единолично или совместно с ко-
миссией проверяет объект, выполняет необходимые работы,
в состав которых могут входить натурные измерения, сбор
образцов, опрос граждан и должностных лиц, получение
объяснений, и принимает решение. Все этапы работы долж-
ны быть отражены в соответствующих документах, и в пер-
вую очередь в протоколе обследования землевладения,
землепользования и др. При этом могут быть обнаружены
самые разнообразные отклонения от требований земельного
законодательства. Так, если находящаяся во владении
промышленного или иного несельскохозяйственного предп-
риятия земля является излишней для их производственной
и иной деятельности, то эта часть земельного участка
может быть изъята и передана в установленном законом
порядке в пользование другим землепользователям, среди
которых преимущество на получение указанной земли имеют
сельскохозяйственные предприятия, пользовавшиеся ею ра-
нее. Полученные сведения отражаются в протоколе. При
установлении частичного неиспользования земель колхоза-
ми, совхозами и другими сельскохозяйственными предприя-
тиями органы контроля применяют иные меры: с одной сто-
роны, меры принуждения в форме предписаний, указаний к
этим предприятиям, с тем чтобы они полностью использо-
вали предоставленные им земли, а с другой стороны, ока-
зание им всесторонней помощи для устранения недостатков
в землепользовании. Проведение обследований земель
должно основываться на достаточно общих правилах, т. е.
выполняться по единой схеме для всех землепользовате-
лей, владельцев, собственников, арендаторов. Основная
задача проверки - определить состояние использования
земель, порядок их использования, установить, приступил
ли субъект к использованию предоставленного земельного
участка. Это делается визуально или инструментально с
привлечением планово-картографической или текстовой до-
кументации. Выбор метода обследования зависит от инфор-
мированности и компетентности специалиста, осуществляю-
бот, выполненных владельцем земель, проверяется, пол-
ностью или частично предоставленный участок вовлечен в
использование. Собственно, проверка будет заключаться в
фиксации (констатации) самого факта деятельности, при-
чем реальной деятельности, связанной с использованием
участка, а не ее имитации или подготовки к ней. Предус-
мотренные законодательством сроки, в течение которых
субъект обязывается приступить к использованию участка,
достаточно невелики и требуют немедленного его освое-
ния. Следующая форма контроля: проверка целевого ис-
пользования земель. В соответствии с законом все вла-
дельцы земли, в том числе собственники, обязываются ис-
пользовать землю в соответствии с целевым назначением.
Целевое назначение того или иного земельного участка
указывается в решении о его предоставлении и в докумен-
тах на право собственности, владения или пользования,
причем констатация цели является непременным элементом
ве основной обязанности закреплен в ЗК,
других законах и иных нормативных актах о природополь-
зовании. Проверка использования земли в соответствии с
целевым назначением может проводиться как одновременно
с обследованием фактического использования участка, так
и в качестве самостоятельного действия. Совмещение двух
видов проверки (двух форм контроля) имеет существенное
значение именно в начальный период использования, т. е.
освоения предоставленного земельного участка, это поз-
воляет своевременно выявить возможные нарушения в ха-
рактере осуществляемых субъектом действий и избежать
последующих непроизводительных расходов на устранение
последствий выявленных нарушений. Такого рода контроль,
именно на ранних стадиях освоения участка, достаточно
действен и эффективен при профилактике земельных право-
нарушений, причем профилактика дисциплинирует пользова-
телей земли, позволяет избежать в дальнейшем более
серьезных нарушений. Проверка использования земель по
целевому назначению в начальный период освоения участка
должна проводиться регулярно, особенно в тех случаях,
когда планом освоения предусмотрены значительные капи-
тальные вложения, изменения состава и соотношения уго-
дий, выполнение мероприятий, направленных на изменение
качества земель. Частота проверок, как показывает прак-
тика, должна определяться характером выполняемых работ
и степенью их интенсивности. Проверки и обследования
могут быть эпизодическими, по проверке, например, како-
го-либо факта (по жалобе, сигналу прессы и т.п.), а мо-
гут быть комплексными и плановыми. Последние являются
более сложными мероприятиями. Для успехов при проведе-
нии земельного контроля имеют значение обследования,
которые при учете земель определяют качественное состо-
яние и использование земель. Они подразделяются на спе-
циальные и агрохозяйственные. К специальным обследова-
ниям относятся почвенные, геоботанические, мелиоратив-
ные. В результате их проведения получают сведения о на-
личии питательных веществ в почве, степени ее увлажне-
ния и засоленности, качестве и видах растительности и
т.п., используемые для учета земель и для других мероп-
риятий (землеустройства, мелиорации и т.д.). При агро-
хозяйственном обследовании осматривают каждый контур в
натуре для установления фактического состояния и ис-
пользования угодий и определения их более целесообраз-
ной эксплуатации. Земельно-учетные сведения получают
также путем обмеров (сплошных и выборочных). В практике
органов земельного контроля проводятся в основном обме-
ры посевных площадей, других земельных участков. Приме-
няются два способа отражения земельно-учетных сведений
Текстовой и графический. При текстовом способе данные
выражаются цифровыми показателями, к которым в ряде
случаев прилагаются объяснительные записки или другие
пояснительные материалы. При графическом способе ре-
зультаты измерений в натуре (как первоначальные, так и
последующие) фиксируются на планах, что дает наглядное
представление о пространственном положении и размерах
земель и позволяет избегать пропусков и перекрытий учи-
тываемых территорий. Таким образом, эти два способа,
дополняя друг друга, позволяют всесторонне охарактери-
зовать земли при их учете. Принятие решения по резуль-
татам проведенного контроля. Характер принимаемого ре-
шения и его содержание основываются на данных проведен-
ных проверок, обследований и анализа полученных матери-
алов. Принимаемое решение может носить предварительный
характер. Это бывает тогда, когда необходимо проведение
дополнительных работ (лабораторных анализов, экономи-
ческих расчетов, оценки экологических последствий и
т.д.) при длящемся нарушении и невозможности его немед-
ленного устранения, при невыявлении субъекта или оспа-
ривании им факта (вины) нарушения. В дальнейшем при по-
лучении госинспектором всех материалов, позволяющих вы-
нести правильное обоснованное решение, они передаются в
комиссию и другие органы. Решение по рассматриваемому
вопросу может приниматься и на месте путем дачи соот-
ветствующих распоряжений об устранении выявленного на-
рушения или применения административных санкций. Так,
госинспектор при тех или иных обстоятельствах может
принять следующие решения: а) дать Указание (по утверж-
денной форме) о выполнении определенных действий, адре-
сованных пользователю данного земельного участка, со
полнения перечисленных в Указании конкретных работ, ме-
роприятий, отдельных действий; в Указании дается также
предупреждение пользователю земельного участка: если он
не выполнит всех требований, содержащихся в Указании,
то материалы будут переданы в комиссию по контролю за
использованием и охраной земель соответствующего (мест-
ного) Комитета по земельным ресурсам и землеустройству
для привлечения нарушителя к ответственности; б) соста-
вить Протокол о нарушении земельного законодательства
(по форме), который направляется в названную выше ко-
миссию; в) вынести постановление о наложении взыскания
на лица, виновные в совершении земельного правонаруше-
ния; г) предписать нарушителю Требование (по форме) о
приостановлении работ, эксплуатации объекта, ведущихся
с нарушением земельного законодательства; в Требовании
указывается также срок, в течение которого надлежит
устранить допущенные недостатки, и предупреждение, что
если работы будут продолжаться без устранения наруше-
ний, то по предписанию госинспектора будет прекращено
финансирование работ; д) направить банку или другой ор-
ганизации, финансирующей работы, Предписание (по форме)
о прекращении финансирования
(кредитования) строительства, эксплуатации объекта. Оно
вручается нарушителю, если он не выполнит определенных
действий по приостановке работ, указанных в Требовании
госинспектора. Лишь после устранения тех нарушений, ко-
торые были зафиксированы в Требовании госинспектора,
последний дает правонарушителю Уведомление (также по
форме) о праве возобновить приостановленные работы. И
одновременно с этим посылается Уведомление о возобнов-
лении приостановленного финансирования (кредитования)
работ. Исполнение решения госинспектора. Как известно,
исполнение судебного решения обеспечивает судебный ис-
полнитель. Исполнение решения госинспектора любой служ-
бы государственного контроля обеспечивается самим го-
синспектором. В этих целях инспекторы Госкомзема, сани-
тарно-эпидемиологического и строительного надзора имеют
книгу (журнал) учета выявленных земельных правонаруше-
ний, ведут записи в ней о принятых мерах, добиваются
восстановления нарушенных прав, делают отметки об ис-
полнении предписаний и указаний по вопросам надлежащего
исполнения требований земельного и экологического зако-
нодательства. Согласованная деятельность государствен-
ных органов земельного контроля и общественности с неп-
ременным участием экологических служб предприятий, уч-
реждений и организаций позволяет своевременно предупре-
дить правонарушения, повысить эффективность работы всей
системы земельного контроля и надзора в стране.
Контроль за использованием и охраной земель – это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель.
Выделяют 4 вида контроля:
1. государственный;
2. муниципальный;
3. общественный;
4. производственный.
Государственный земельный контроль .
Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием.
При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ.
Органы, осуществляющие государственный земельный контроль:
1. должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:
1) за выполнением обязанности по рекультивации земель;
2) по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
3) за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;
4) за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.
3. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:
1) за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;
Конечным результатом этой функции является:
1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;
2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;
3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.
Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2 х видов: плановые и внеплановые проверки.
Юридическими фактами для проведения проверок являются:
1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);
· в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;
· в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.
2. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;
3. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;
4. акты судебных органов.
Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца.
При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.
Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.
Муниципальный земельный контроль . Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Общественный земельный контроль . Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.
Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.
Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля. Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.
Информационную роль в обеспечении контроля осуществляет мониторинг земель. Мониторинг земель – это система наблюдения за состоянием земель.
Объектом мониторинга являются все земли в РФ. Выделяют подсистемы мониторинга в зависимости от категорий земель.
В процессе мониторинга проводятся изыскание, обследование, съёмки и наблюдения.
Мониторинг включает в себя следующие действия:
1. сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение;
2. непрерывное наблюдение за использованием земель
3. анализ и оценка качественного состояния земель.
По результатам мониторинга составляются научные прогнозы и рекомендации, оперативные сводки и доклады.
Существует 3 вида мониторинга в зависимости от изучаемого объекта:
1. федеральным (объектом являются все земли РФ);
2. региональный (предметом является территория, ограниченная административными, экономическими, физико-геологическими и иными границами);
3. локальный мониторинг (вплоть до отдельного земельного участка).
Библиографический список
Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768. (В ред. Законов РФ от 21 февраля 1992 г. и от 2 июня 1993 г.).
Закон РФ от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей природной среды” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111.
Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ “О мелиорации земель” // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 142.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 109-ФЗ “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 29. Ст. 3510.
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ “О гидрометеорологической службе” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 30. Ст. 3609.
Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 “Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 51. Ст. 4935.
Указ Президента РФ от 13 августа 1998 г. № 961 “О Государственном комитете РФ по охране окружающей природной среды и гидрометеорологии” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 33. Ст. 3965.
Постановление Правительства РФ от 15 июля 1992 г. № 491 “Об утверждении Положения о мониторинге земель в Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 4. Ст. 183.
Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами. Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 8. Ст. 505.
Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 “Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 2. Ст. 78.
Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 “О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя земли” // Российская газета. 1994. 5 марта.
Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1425 “Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды” // Собрание законодательства РФ. 1997. № 47. Ст. 5410.
Постановление Правительства РФ от 18 мая 1998 г. № 460 “Об утверждении Положения о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особо режимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 21. Ст. 2237.
Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 938 “О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 33. Ст. 4037.
Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1998 г. № 1439 “Вопросы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 50. Ст. 6157.
Дикусар В. М. Правовое регулирование разрешения земельных споров в Российской Федерации: Автореф. дис... канд. юрид. наук / М., 1997. 37 с.
Иконицкая И. А. Проблемы эффективности в земельном праве. М.: Наука, 1979. 183 с.
Вопрос 19. Контроль за использованием и охраной земель.
Контроль за использованием и охраной земель – это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель.
Выделяют 4 вида контроля:
государственный;
муниципальный;
общественный;
производственный.
Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием.
При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ.
Органы, осуществляющие государственный земельный контроль:
должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:
за выполнением обязанности по рекультивации земель;
по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;
за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.
Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:
за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;
выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;
исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;
привлечение виновных лиц к административной ответственности.
Юридическими фактами для проведения проверок являются:
планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);
в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;
в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.
жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;
сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;
акты судебных органов.
При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.
Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.
^ М униципальный земельный контроль . Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
^ О бщественный земельный контроль . Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.
^ Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.
Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля. Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.
Информационную роль в обеспечении контроля осуществляет мониторинг земель. Мониторинг земель – это система наблюдения за состоянием земель.
Объектом мониторинга являются все земли в РФ. Выделяют подсистемы мониторинга в зависимости от категорий земель.
В процессе мониторинга проводятся изыскание, обследование, съёмки и наблюдения.
Мониторинг включает в себя следующие действия:
сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение;
непрерывное наблюдение за использованием земель
анализ и оценка качественного состояния земель.
Существует 3 вида мониторинга в зависимости от изучаемого объекта:
федеральным (объектом являются все земли РФ);
региональный (предметом является территория, ограниченная административными, экономическими, физико-геологическими и иными границами);
локальный мониторинг (вплоть до отдельного земельного участка).
Вопрос 20. Охрана земель.
Охрана и защита земель – разные понятия. Законодатель отказался от легального определения охраны земель.
сохранение земель;
восстановление земель;
улучшение благоприятного состояния земель.
Превентивные мероприятия:
разрабатываются программы по охране земель:
проведение экологической экспертизы (государственной и общественной – в зависимости от объекта, органа, который осуществляет);
установление в законодательстве экологических, санитарно-гигиенических требований и норм, в том числе установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву, биологических веществ, несоблюдение которых может привести к загрязнению почв окружающей среды, деградации естественных экологических систем;
в законодательстве устанавливаются меры экономического стимулирования по охране и надлежащему использованию земель (напр., плата за загрязнение окружающей среды);
рекультивация земель (нормативные акты: Постановление правительства от 23.02.1994 г. № 140 “О рекультивации земель…”, Приказ Министерства природы Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67 – утверждены основные положения)
мелиорация земель,
консервация земель.
Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 года №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»; Приказ Министерства природы, Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67.
Рекультивация земель – это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
Рекультивация направлена на восстановление земель в целях использовании сельского лесного хозяйства, водного хозяйства, для строительства, рекреационных, природно-охранных и санитарно-защитных целях.
Органы, выдающие разрешения на проведение работ, разрушающих почвенный слой, органы, предоставляющие соответствующие земельные участки, обязаны определять условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для дальнейшего их использования, устанавливают порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя.
Разрабатывается проект рекультивации, в котором определены все условия. Он должен пройти экологическую экспертизу.
Приёмка рекультивированных земель проводится специальной комиссией, которая создаётся на местах.
Нарушенные земли – это земли, утратившие свою хозяйственную ценность либо являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного слоя, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.
^ Мелиорация земель.
ФЗ от 10.01.1996 г. “О мелиорации земель”.
Мелиорация – это коренное улучшение земельных участков путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, агротехнических и иных мелиоративных мероприятий.
Существуют 4 типа мелиорации:
гидромелиорация;
агролесомелиорация;
культуртехническая мелиорация (как правило, очистка земельных участков);
химическа мелиорация.
повышения продуктивности и устойчивости земледелия;
обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции;
создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель.
Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 г. №830 (им утверждено Положение о консервации земель и изъятия их из оборота).
Консервация земель проводится в целях:
предотвращения деградации земель;
восстановление плодородия почв и загрязненных территорий.
Органы, которые приняли решение о консервации, информируют об этом органы Росреестра.
Земельные участки, при принятии решения о консервации либо изымаются из оборота, но сохраняются за их собственниками, землевладельцами, землепользователями либо переводятся в земли запаса.
Частным случаем загрязнения является загрязнение радиоактивными химическими веществами.
В соответствии со ст. 14 ЗК РФ земли, которые подверглись радиоактивному или химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство сельскохозяйственной продукции, отвечающей установленным требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации.
На таких землях запрещается выращивание и реализация сельскохозяйственной продукции.
В целях реабилитации земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Разрабатываются специальные экологические программы. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному химическому загрязнению, определен в Постановлении Правительства от 27.02.2004 г. № 112.
Загрязненные земли в зависимости от степени загрязнённости могут:
переводиться в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека, необходимого качества, произведённой на этих землях продукции, и при отсутствии эффективных технологий при восстановлении таких земель;
земли используются по назначению с установлением особых условий использования и режима деятельности на этих землях в целях обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой продукции.
земли используются по целевому назначению без установления особых условий использования, режима деятельности, если уровень загрязнения не превышает установленных нормативов.
^
Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения.
Ответственность нужно понимать в двояком смысле:
юридическая ответственность как правовой институт (в объективном смысле) – это совокупность юридических норм, устанавливающих неблагоприятные последствия за совершение правонарушения в области использования и охраны земель и порядок их возложения на правонарушителя;
в субъективном смысле юридическая ответственность – это обязанность лица, виновного в совершении правонарушения, претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные законом или договором.
штрафная (репрессивно-карательная);
предупредительно-восстановительная (превентивная);
правовосстановительная (компенсационная).
Особенностью ответственности за земельные правонарушения является то, что привлечение виновных лиц к уголовной или административной ответственности не освобождает от обязанности возместить убытки и устранить последствия земельного правонарушения.
В состав правонарушения входят 4 элемента:
объект;
объективная сторона;
субъект;
субъективная сторона.
Виды ответственности в сфере использования и охраны земель:
административная ответственность;
уголовная ответственность;
дисциплинарная ответственность;
гражданско-правовая ответственность;
земельно-правовую ответственность.
- ^
Земельно-правовая ответственность.
Земельно-правовая ответственность принимается не так часто.
Специфической санкцией земельно-правовой ответственности является земельного участка у собственника либо принудительное прекращение прав на земельный участок.
Специфический порядок применения этой санкции, он определен в ст. ст. 44–47, 54 ЗК, 284–286 ГК, ст.6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Субъекты: собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи. Арендаторы земельно-правовой ответственности не несут , они несут гражданско-правовую ответственность.
Законодатель установил 2 различных вида порядка применения земельно-правовой ответственности:
прекращение прав у землевладельцев и землепользователей;
Принудительное прекращение данных прав производится в следующем порядке:
при наличии правонарушения, предусмотренного ст. 45 и 47 ЗК, орган государственного земельного контроля налагает административное взыскание и одновременно выносит предупреждение о необходимости устранения нарушения;
в этом предупреждении указывается допущенное правонарушение (его содержание, суть), устанавливается срок для устранения допущенного правонарушения; разъясняются права земледельца, землепользователя в случае принудительного прекращения прав; указывается возможность принудительного прекращения прав;
Если в течение установленного срока правонарушение не будет устранено, орган Госземконтроля направляет в суд заявление о принудительном прекращении права на земельный участок. По истечении 10 дней с момента вынесения решения, данный орган (который предоставил участок) уведомляет о таком решении орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество или сделок с ним.
изъятие у собственника.
неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства или строительства в течение 3-х лет, если более длительный срок не предусмотрен законом (ст. 8.8 КоАП);
использование земельного участка с грубым нарушением правил рационного использования земель, установленных земельным законодательством;
ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения.
При наличии оснований право собственности принудительно прекращается в судебном порядке путём продажи с публичных торгов. В соответствии со ст.286 ГК требуется 2 условия для того, чтобы орган обратился в суд:
необходимо заблаговременно предупредить собственника о допущенных нарушениях (п.3 ст. 53 ЗК можно использовать по аналогии);
отсутствует письменное согласие собственника земельного участка на добровольное исполнение решения об изъятии земельного участка.
В суд с требованием об изъятии земельного участка обращается орган Госземконтроля (хотя законе прямо не определено). При изъятии земель сельскохозяйственного назначения в суд обращается орган исполнительной власти субъекта РФ или в случаях установленных законом субъекта РФ – орган местного самоуправления.
Вырученная на торгах сумма не полностью возмещается собственнику. Из неё вычитаются расходы на исполнение судебного решения (ст. 240 ГК по аналогии).
- ^
Административная ответственность за земельные правонарушения.
Субъектами являются физические лица, в том числе должностные, и юридические лица. В земельном законодательстве юридические лица рассматривались как субъекты административной ответственности с 1991 года.
Должностное лицо – это лицо, которое наделено организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, вооруженных силах, а так же лицо, которое осуществляет функции представителя власти в силу служебного положения.
Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности с 16 лет Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности физическое лицо (должностное лицо).
В соответствии с требованиями земельного кодекса, если к административной ответственности привлечено юридическое лицо за ввод объекта в эксплуатацию, его строительство и в результате такого строительств (ввода) был причинен ущерб земельным участкам, то ответственности так же подлежат соответствующие должностные лица (главный инженер или другое лицо, которое выполняет соответствующие обязанности).
Основные санкции:
административный штраф;
предупреждение.
правонарушения в сфере права собственности и иных прав на землю (нап., самовольное занятие земельного участка
противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охрану (например, использование не по целевому назначению, неиспользование земельного участка для строительства);
деяния, нарушающие правила управления в сфере использования и охраны земель (напр., сокрытие информации для ведения кадастра недвижимости).
- ^
Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения.
возмещение в натуре (восстановление прежнего состояния земельного участка);
возмещение убытков (ст. 15 ГК).
Существует два вида гражданско-правовой ответственности:
договорная – наличие договорной связи между правонарушителем и потерпевшим;
внедоговорная (чаще используется этот вид ответственности).
Земельный участок является не только объектом недвижимости, но и частью окружающей среды. Если вред причинен земле как имуществу, то размер убытков доказывает собственник земли.
- ^
Уголовная ответственность за земельные правонарушения.
порча земель (ст. 254 УК);
государственная регистрация незаконных сделок.
За порчу земель предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность (в зависимости от последствий).
Порча земель – это ухудшение физических и биологических свойств почвы, снижение ценности земли.
Объект – это общественные отношения в области использования и охраны земель.
Объективная сторона – это действие или бездействие в форме отравления, загрязнения или иной порчи земель вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.
Необходимым условием является наступление последствий:
Этот состав материальный. Необходимым условием является вред, который выражается в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.
Причинение вреда окружающей среде может выражаться в гибели леса; гибели животных; загрязнении водных объектов, атмосферы воздуха; гибели водных биоресурсов.
Вред здоровью человека может выражаться:
причинение вреда тяжелой, средней, легкой степени;
временная или постоянная утрата трудоспособности;
расстройство здоровья.
^ Субъективная сторона – умысел (как косвенный, так и прямой), при смерти человека – неосторожность к данному последствию.
Квалифицирующие составы:
ч. 2 предусматривает совершение деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
ч. 3 – причинение по неосторожности смерти человека.
3 состава объективной стороны:
регистрация незаконной сделки с земельным участком, т.е. предание юридической силы сделке без достаточных правовых оснований;
искажение учётных записей кадастра недвижимости, т.е. их несоответствие фактическим, качественным, количественным, правовым характеристикам земельного участка;
умышленное занижение размеров платежей за землю (т.е. уменьшение земельного налога или арендной платы).
Субъект – это должностные лица, использующие своё должностное положение (должностные лица Росреестра, должностные лица налоговых органов).
Субъективная сторона – прямой умысел, обязательным элементом субъективной стороны является корысть или иная личная заинтересованность.
- ^
Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.
Субъект – специальный, это лицо, которое состоит с работодателем в трудовых, служебных отношениях, т.е. является работник, в обязанности которого входит соблюдение или исполнение норм земельного законодательства (землеустроители, агрономы, механизаторы и иные лица).
Объектом являются трудовые и земельные отношения (в сфере использования, управления, охраны земель).
Меры дисциплинарной ответственности установлены в ТК (общие: замечание, выговор, увольнение). Порядок применения предусмотрен в ТК РФ, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ. ФЗ, уставами, положениями о дисциплине могут предусматриваться дополнительные меры ответственности.
В течение месяца с момента обнаружения должны быть применены соответствующие санкции.
Приказ о наложении взыскания объявляется под расписку. Он может быть обжалован в КТС и в суд.