Основные понятия (охрана труда), управление профессиональными рисками. Профессиональные риски и специальная оценка условий труда Оценка уровней профессиональных рисков на производстве

Сегодня все больше слышится разговоров о том, что будущее охраны труда — это оценка рисков. Безусловно это правильно, но тем, кто работает не в высоких кабинетах министерств, а на «земле» до конца не ясно что же делать с оценкой риска.

Обязательна эта процедура или еще нет? Если обязательна, то какими документами регламентирована? Можно ли сделать оценку риска самим или для этого обязательно нужно нанять стороннюю компанию? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить (по крайней мере, по состоянию государственного нормативного регулирования на дату написания этой статьи, а именно февраль 2018)

***
Нормативное регулирование

Нужно дождаться весны, чтобы увидеть запланированные изменения в 10 главе Трудового кодекса, которые обещают нам новые требования, по систематической оценке рисков работодателем.
Однако уже сейчас мы уже имеем дело с требованиями к оценке вероятности свершения негативных событий. А для многих компаний это уже давно пройденный этап.
Во-первых, это всем привычная специальная оценка условий труда (СОУТ). Класс условий труда есть не что иное как риск развития у работника профессионального заболевания. Механизм проведения спецоценки достаточно близок к классическому способу оценки рисков. Общими являются следующие процессы: Идентификация опасностей; Обоснование, планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий труда; Информирование работников об условиях труда; Накопление статистических данных об условиях труда; Включение в трудовой договор характеристики условий труда; Коллективная работа (комиссия по СОУТ, оценочная команда при оценивании рисков).
Самое существенное отличие СОУТ от оценки рисков, которое по сути выводит спецоценку из понятия управления риском, это статичность данной процедуры (периодичность проведения СОУТ 1 раз в 5 лет). Но тем не менее при оценке рисков обязательно учитываются результаты специальной оценки.
Во-вторых, для понимания обязаны мы делать что-то по охране труда или это только рекомендованная процедура, мы уже можем обратиться к чек-листам.
Чек-лист №31 проверяет наличие у работодателя наличие системы управления охраной труда (СУОТ). В нем два пункта:

  • Наличие у работодателя Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом;
  • Наличие у работодателя Политики в области охраны труда.

При разработке положения о системе управления работодатель должен руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Минтруда №438н. Отдельно остановимся на пунктах типового положения регламентирующих процедуру оценки риска.

  • Наличие у работодателя документированной процедуры управления профессиональными рисками (пункт 33);
  • Наличие перечня идентифицированных опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников (пункт 34);
  • Наличие в процедуре описания метода (методов) оценки уровня профессиональных рисков, связанных с идентифицированными опасностями (пункт 37);
  • Наличие у работодателя перечня мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков (пункт 39).

То есть, согласно положения, система управления охраной труда подразумевает наличие процедуры оценки профессионального риска и выстраивание работы по охране труда в соответствии с выявленными опасностями.

Логично начинать оценку риска с выбора метода оценки

Существует несколько Стандартов описывающих методику выявления опасностей, в том числе в техногенных системах. Здесь мы не будем подробно их анализировать, скажем только, что все методы можно разделить на прямые и косвенные.
Прямые методы основываются на данных статистики. Приемлема такая оценка только там, где соответствующая статистика набрана. Метод может быть применим в целом к отрасли, но даже для крупного предприятия метод в лучшем случае не сработает, а в худшем только помешает, ведь факт того, что неприятность еще не произошла, совсем не значит, то что риск минимален.
Косвенные методы оценки риска подразумевают: аудит (интервью, опрос сотрудников), аудит безопасного поведения, аудит организации рабочих мест и прочее.
Как правило, для удобства оценки принято применять чек-листы. Тут нужно понимать, что, не смотря на определенный приказом Минтруда №438н перечень опасностей (пункт 35), он не является закрытым и не достаточно просто распечатать их на бумаге и обозвать чек-листом.

Опрос работников

На проверочных листах вообще следует остановиться подробнее, потому что неграмотно составленный чек-лист сведет на нет всю работу. На практике очень часто этот процесс представляет собой отправку руководителю подразделения опросника где содержатся пункты следующего содержания: «Проведен инструктаж?», «Выданы СИЗ?», «Есть риск травмы?», «Соблюдаются правила?» и в том же духе. Само-собой бригадир ответит утвердительно на все пункты и отправит анкету назад. Получивший ее специалист удовлетворенно зафиксирует низкий уровень риска, что в принципе и было нужно всем участникам процесса. Понятно, что это не имеет ни чего общего с настоящей оценкой риска.
Даже если предположить, что локальный руководитель в полной мере осознает свою роль в обеспечении безопасных условий труда и обладает достаточной квалификацией и уровнем вовлеченности, ему как владельцу риска практически невозможно оценить его реальный уровень. Происходит это из-за целого набора психологических и профессиональных барьеров, которые мы уже и не будем сейчас повторяться. Остановимся мы на механизме аудита.
Для проведения грамотной оценки нам нужен человек со стороны (штатный сотрудник или специально нанятый для этого эксперт). Его задача осмотреть рабочее пространство, организацию рабочих мест, изучить используемый инструмент и познакомиться с рабочими процессами. При этом следует понимать, что, работая «под надзором», сотрудники будут демонстрировать примеры идеально безопасного поведения. Здесь следует обращать внимание на детали. Такие, например, как резкую смену или остановку работы или оперативный поиск СИЗов при вашем появлении.
Но сколько бы времени эксперт не провел в подразделении, он все равно не изучит все возможные варианты выполнения работы. Вот тут кроме интервьюирования работников и их руководителей нам ничего не поможет. Только вопросы следует задавать не «в лоб» типа: «Вы прошли инструктаж?», а спрашивать: «Когда был последний инструктаж?», «Перечислите требования охраны труда перед началом работы». Если ответы о дате инструктажа начисто разошлись с журналом или сотрудники не помнят базовые правила - следует вывод о формальности процесса. Анализируя совокупность полученных ответов, мы можем сделать вывод о том, каков уровень риска нарушения правил безопасности в подразделении.

Механизмы визуальной оценки

Мы подобрали в интернете картинки для наиболее яркой иллюстрации примеров для анализа.
Пример анализа используемого инструмента:

Два ножа для распаковки коробок, при их сравнительно одинаковой стоимости представляют совершенно разный уровень опасности.

Пример анализа рабочего места:

Свободно болтающиеся провода одна из главных причин падения в офисе.

Захламленность рабочего места, отсутствие элементов защиты (защитных щитков) значительно увеличивают вероятность травмы.
Пример анализа рабочего пространства:
Нарушение правил проведения погрузочно-разгрузочных работ подвергают риску не только рабочего допустившего нарушение, но и остальных участников рабочего процесса.
Пример анализа рабочего процесса:

Склады традиционно являются самыми наглядными примерами небезопасного поведения.

Отсутствует ограждение места проведения работ. Существует риск наезда транспорта на работника.

Отсутствие средств защиты при проведении работ в комментариях не нуждается.
Конечно это только некоторые и наиболее яркие примеры. На практике все намного сложнее и требует глубокого погружения в изучение работы компании.

Карты риска

Разберем пример составления карты анализа риска для самого распространённого риска - «риска падения».
Форма карты риска разрабатывается исходя из того, что она должна включать в себя следующие основные пункты:
Производственный процесс. Процесс в результате, которого возможна эскалация риска в нашем случае будет носить название: «Передвижение в пространстве для осуществления трудовой деятельности».
Опасное событие может иметь варианты (необязательно все они должны присутствовать в анализируемом подразделении):

  • образование наледи, гололеда;
  • образование конденсата на кафеле за счет разницы температур;
  • скользкая поверхность полового покрытия;
  • дефекты напольного покрытия;
  • свободно лежащие провода;
  • высокий порог;
  • неприменение спецобуви.

Могут быть и другие события, связанные с выполнением работы, которые мы не учли.
Меры управления риском. Перечисляются существующие меры для снижения риска, и оценивается их эффективность.
Обязательно оценивается вероятность и возможная тяжесть травмы в результате наступления анализируемого события. Для этой оценки вполне приемлем «матричный метод» о котором мы тоже уже рассказывали.
Выявленные и описанные риски сводятся в общие карты идентификации риска по подразделениям и в целом по компании.
Удобно представить их в виде таблицы:

Шапка карты идентификации риска

Наименование

производств-енного

процесса

Опасность Опасное событие Последствия

Условия

возник-новения

опасного

события

Существующие

меры

управления

Оценка риска Ссылка на Карту анализа риска (для средних и высоких рисков)

Жизнь человека, как свободного существа, тесно связана с выбором и в результате, неизбежно столкновение с такими явлениями как риск и опасность. Что означает понятие опасности и риска, и как можно управлять ими?

Понятие опасности и риска

Опасность - это возможность либо вероятность возникновения такой совокупности различных факторов, при которой конечный результат окажет негативное воздействие, в данном случае - на человека. Если же говорить проще, то это вероятность того, что произойдет некоторое нежелательное событие. В деятельности человека невозможно достичь абсолютной безопасности в чем-либо, то есть, не может быть ситуации, в которой шанс нежелательного события равен нулю. Для человека может быть два источника опасности: естественный (природные катаклизмы) и искусственный (вызванный деятельностью человека). Закономерно, что с повышением темпов развития цивилизации растет количество искусственных опасностей.

Последствия воздействия опасности

Последствия воздействия опасности на человека могут быть таковы:

  • дискомфорт;
  • заболевание;
  • травма;
  • летальный исход.

Риском называют совокупность вероятности и последствий. Таким образом, чем выше один из этих показателей, тем выше риск.

Риск как мера опасности

Зная вероятность определенного нежелательного события и вероятные его последствия можно определить степень риска, в этом случае это будет прямой показатель опасности.

Оценка риска опасности важна во всех сферах человеческой деятельности, управление риском называют риск-менеджмент и благодаря правильному применению можно максимально обезопасить себя, своих близких, предприятие и тд.

Правильное взвешивание риска дает человеку возможность делать правильный осознанный выбор, четко осознавая что он может при этом потерять. Как правило, люди меньше всего готовы рисковать жизнью и здоровьем, в таких ситуациях выбор может сделан в пользу любого варианта ради избежания такой опасности.

Как научиться управлять риском

Для того, что бы повысить навык риск-менеджмента, необходимо читать соответствующую литературу, обучающие пособия, а также развивать аналитические способности мозга. В совокупности эти навыки помогут вам значительно сократить степени риска во всех сферах жизни.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
от ____ _____ 2011 года N _____

1. Общие положения

1.1. Положение о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение) устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками у работодателя и процедурам управления профессиональными рисками.

1.2. Настоящее Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.3. Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:

а) политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;

б) планирование работ по управлению профессиональными рисками;

в) процедуры системы управления профессиональными рисками;

г) контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;

д) анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

1.4. Работодатель должен поддерживать в актуальном состоянии систему управления профессиональными рисками в соответствии с требованиями настоящего Положения.

2. Требования к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению

2.1. Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики работодателя в области охраны труда (далее - Политика). Политика должна:

а) соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

б) включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками;

в) включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;

Источник, ситуация или действие с потенциальным вредом в виде травмы или ухудшения состояния здоровья либо их сочетания.


г)1 регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;

д) быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

2.2. Работодатель должен установить цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. При этом цели должны быть, где это практически возможно, измеримыми и согласованными с политикой в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья, включая обязательства предотвращать травмы и ухудшение состояния здоровья работников, обязательства соответствовать законодательным, нормативным и другим требованиям, применимым к деятельности работодателя.

2.3. Устанавливая цели, Работодатель должен учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

2.4. Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии Программы для достижения целей в области управления профессиональными рисками (далее - Программы). Программы должны включать:

а) установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями;

б) технологические, финансовые и производственные средства для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.

2.5. Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т.п.

2.6. Работодатель должен регулярно проводить анализ выполнения Программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

3. Требования к планированию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками

3.1. Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений, а также включать анализ следующей основной исходной информации:

а) данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании;

б) результаты анализа производственного травматизма;

в) результаты анализа профессиональных заболеваний;

г) результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;

д) результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков;

3.2. Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять Работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.

3.3. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.

Процесс признания того, что опасность существует, и определения ее характеристик.

Процесс оценивания риска, связанного с опасностью, принимающий во внимание полноту всех существующих средств управления и позволяющий решить вопрос о том, является ли риск приемлемым или нет.

3.4. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны Работодателя.

Систематический, независимый и документируемый процесс получения "свидетельств аудита" и их объективного оценивания для определения степени соответствия "критериям аудита".

3.5. Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.

3.6. Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.

3.7. Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

4. Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками

Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:

а) обучения и подготовки персонала;

б) идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

в) управления профессиональными рисками;

г) документирования системы управления профессиональными рисками;

е) информирования работников и их участия;

д)* подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

________________



4.1. Требования к процедуре обучения и подготовки персонала

4.1.1. Обучение и (или) подготовка, а также другие планируемые мероприятия должны быть направлены как на достижение соответствия требованиям по компетентности, так и на повышение осведомленности персонала.

Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

4.1.2. Работодатель должен обеспечить, чтобы любое должностное лицо, участвующее в принятии управленческих решений, которые могут повлиять на профессиональную безопасность и здоровье работников, являлось компетентным на основе соответствующего образования и (или) подготовки, проводимой в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.1.3. Работодатель должен специально учитывать требования к компетентности для тех лиц, которые будут выполнять следующие функции:

а) представители работодателя;

б) выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;

в) выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками;

Процесс постоянного отслеживания показателей (результатов качественных и количественных измерений и оценок выполнения требований настоящего Положения) с целью получения информации о состоянии условий труда и эффективности работы системы управления профессиональными рисками.


г) организация и проведение внутренних аудитов;

е)* допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков, как связанные с повышенной опасностью.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1.4. Программы подготовки работников должны учитывать функции, выполняемые сотрудниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия работников внешних организаций. Программы подготовки персонала должны включать в себя обучающий материал по следующим вопросам:

Работники и посетители, не состоящие в трудовых отношениях с Работодателем, на территории которого выполняется работа или другая деятельность.


а) порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного технологического процесса;

б) последствия действий сотрудников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;

в) необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых работодателем, а также процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками;

4.1.5. Работодатель должен обеспечивать повышение осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников внешних организаций.

4.2. Требования к процедуре идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков

4.2.1. Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны учитывать:

а) повседневную (стандартную, обычную) и редко выполняемую деятельность работников, а также деятельность работников внешних организаций, имеющих доступ к зоне выполнения работ;

в)* человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


г) опасности, выявленные, как вблизи, так и вне зоны выполнения работ, которые способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;

е)* инфраструктуру, оборудование и материалы, находящиеся в зоне выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


ж) изменения или предполагаемые изменения видов деятельности и технологических процессов;

з) проекты зоны выполнения работ, технологические процессы, сооружения, машины, технологическое оборудование и организацию работ.

4.2.2. Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья. Идентификация опасностей проводится в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.2.3. Процедура оценки профессиональных рисков должна:

а) соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;

б) давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;

в) в случае сомнений в оценке профессионального риска, или когда предварительные оценки указывают на высокий риск, должны рассматриваться варианты оценки профессиональных рисков на основе проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений, при проведении которых должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;

г) при оценивании профессиональных рисков должны рассматриваться все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность, а также учитываться характер воздействия опасностей по времени.

4.2.4. Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков.

Риск, сниженный до уровня, который может поддерживать организация, учитывая свои правовые обязательства и свою собственную политику в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья.

4.2.5. Работодатель должен выявлять опасности и оценивать профессиональные риски для здоровья и безопасности работников, связанные с осуществляемыми в организации изменениями в системе управления профессиональными рисками или в деятельности Работодателя в целом, до того, как эти изменения будут реализованы, и обеспечить учет таких оценок при выборе средств управления профессиональными рисками, отраженными в п. 4.3 Положения.

4.2.6. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков должны проводиться совместно Работодателем и Аттестующей организацией, обладающей компетентным в соответствующих методиках и технических приемах идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков персоналом.

4.2.7. Привлечение работников Работодателя к процессу идентификации опасностей следует осуществлять в соответствии с п.4.6 Положения.

4.2.8. Работодатель должен документировать выявленные опасности, результаты оценки уровня профессиональных рисков и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.3. Требования к процедуре управления профессиональными рисками

4.3.1. Работодатель должен периодически анализировать результаты оценки профессиональных рисков для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся рисков.

4.3.2. При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае планирования изменений существующих средств управления должны рассматриваться возможности снижения профессиональных рисков в соответствии со следующей иерархией :

а) устранение риска;

б) замена одних рисков другими, менее значимыми;

в) применение технических средств снижения уровня риска;

г) применение плакатов и предупреждающих об опасности знаков и (или) административных средств управления рисками;

д) применение средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) персонала.

При применении средств индивидуальной защиты для обеспечения защищенности работника он должен быть информирован о тех рисках, для защиты от которых его может защитить данное СИЗ; при применении СИЗ необходимо обеспечить соответствие их существующим условиям труда на рабочем месте, а также правильное использование и обслуживание СИЗ; при неправильном использовании или обслуживании СИЗ у работника может создаваться ложное чувство защищенности; СИЗ могут создавать неудобства или быть вредными для здоровья или опасными для работы, т.е. являться дополнительным источником риска; СИЗ защищают только данного пользователя, в то время как другие работники, оказывающиеся в этой рабочей зоне, остаются незащищенными.

4.3.3. Для предотвращения угроз профессиональной безопасности в системе управления профессиональными рисками Работодатель должен применять ко всем видам деятельности и производственным процессам, связанными с опасностями, средства оперативного контроля в соответствии со следующей их иерархией:

Повседневная целенаправленная деятельность по предотвращению возникновения и ликвидации опасных ситуаций при выполнении производственных (технологических) процессов и действий.


1) Изменение конструкции оборудования или технологий, направленные на предотвращение возникновения опасности или ее ликвидацию;

2) Применение средств сигнализации (предупреждения) о существовании опасности;

3) Применение организационных и обучающих мер управления;

4) Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4.3.4. Средства оперативного контроля применяются к следующим областям:

а) работы повышенной опасности (использование методик, инструкций или утвержденных методов работы в зонах повышенной опасности; применение необходимого оборудования; предварительная оценка на соответствие требованиям к работам повышенной опасности, обучение и др.);

б) применение опасных материалов (условия использования опасных материалов, включая информацию по применению аварийного оборудования; ограничения зон, в которых допускается использование опасных материалов; безопасные условия хранения опасных материалов и контроль доступа; условия предоставления доступа к опасным материалам; экранирование опасных материалов и др.);

в) использование оборудования и услуг (регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования, его проверка и испытание в целях предотвращения условий, угрожающих безопасности; проверка состояния зданий, сооружений, помещений и поддержание в надлежащем состоянии пешеходных путей, управление движением; предоставление, контроль и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты; проверка и испытание систем защиты от падений, систем обеспечения электробезопасности, спасательного оборудования, системы блокирующих выключателей, оборудование для обнаружения и тушения пожара, устройства для контроля облучения, системы вентиляции и др., а также погрузочно-разгрузочного оборудования (кранов, погрузчиков, лебедок, и др. подъемного оборудования); проверка полученных товаров, оборудования, услуг, и (периодическая) проверка их характеристик, относящихся к профессиональной безопасности и здоровью работников и др.);

г) работники внешних организаций (определение критериев выбора подрядчиков; сообщение требований безопасности и охраны труда подрядчикам; оценка и мониторинг профессиональной деятельности подрядчиков в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья; определение требований к посетителям; инструктаж и обучение; предупредительные вывески и наглядные средства предоставления информации; мониторинг поведения посетителей и руководство их работой и др.);

д) общие меры (поддержание порядка в помещении и техническое обслуживание свободных дорожек для прохода; поддержание тепловой окружающей среды (температура, качество воздуха); поддержание в актуальном состоянии планов действий в аварийных ситуациях; недопустимость злоупотребления наркотиками и алкоголем и т.п.; программы охраны здоровья (программы медицинского обследования и т.п.); программы обучения и повышения осведомленности работников, включая работников внешних организаций, меры контроля допуска и др.

4.3.5. Работодатель должен использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих местах, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.

4.3.6. При реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия должны быть направлены на выполнение законодательных, нормативных и других требований, применимых к работодателю.

4.3.7. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками, работодатель должен использовать, как правило, сочетание различных мер, и не полагаться на одну единственную меру.

4.4. Требования к процедуре подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них

4.4.1. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить:

а) выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;

б) реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).

4.4.2. Работодатель должен реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Для этого он должен, где это практически возможно, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны.

4.4.3. Работодатель должен периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и реагирования на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после имевших место аварийных ситуаций.

4.5. Требования к процедуре документирования системы управления профессиональными рисками

4.5.1. Работодатель должен поддерживать соответствующую текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками, достаточную для обеспечения доказательства того, что данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям настоящего Положения.

4.5.2. Документация системы управления профессиональными рисками должна включать:

а) политику в области охраны труда и управления профессиональными рисками и цели в области управления профессиональными рисками;

б) документацию выполнения требований настоящего Положения;

4.5.3. Работодатель должен поддерживать документацию в актуальном состоянии путем:

а) утверждения документов на предмет их адекватности до их выпуска;

б) анализа, актуализации (при необходимости) и переутверждения документов;

в) обеспечения идентификации изменений и статуса действующей в настоящий момент редакции документов;

г) обеспечения того, чтобы соответствующие версии (редакции) применимых документов находились в местах их использования;

д) обеспечения сохранности документов в состоянии, позволяющем их прочитать и легко идентифицировать;

е) обеспечения того, чтобы документы, определенные Работодателем как необходимые для планирования и функционирования системы управления профессиональными рисками, могли быть выявлены и использованы;

ж) предотвращения непреднамеренного использования устаревших (вышедших из употребления) документов.

4.5.4. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить учет законодательных, нормативных и других требований по обеспечению безопасных условий труда и здоровья. При этом информация о применимых к работодателю законодательных, нормативных и других требованиях должна постоянно актуализироваться и доводиться до работников и работников внешних организаций и других заинтересованных лиц.

4.6. Требования к процедуре информирования работников и их участия

4.6.1. Для обеспечения эффективной работы системы управления профессиональными рисками, а также использования процессов обмена информацией и консультаций в рамках функционирования системы, Работодатель должен обеспечить:

а) обмен информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий труда и здоровья между различными уровнями и структурными подразделениями Работодателя, а также с работниками внешних организаций;

б) документирование соответствующих обращений внешних заинтересованных сторон, а также ответа на них.

4.6.2. В рамках информирования работников внешних организаций Работодатель должен определить структуры и назначить ответственных исполнителей, предназначенных для информирования подрядчиков и посетителей о своих требованиях в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья. При этом информация должна соответствовать опасностям и профессиональным рискам, связанным с выполняемой работой и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности.

4.6.3. Работодатель должен информировать работников внешних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля (системы контроля прохода на территорию, наличие нарядно-допускной системы выполнения работ, и т.п.)

4.6.4. Работодателем в рамках информирования работников внешних организаций должен быть установлен порядок, обеспечивающий проведение консультаций на месте выполнения работ.

4.6.5. В отношении работников внешних организаций обмен информацией должен включать как минимум:

а) требования безопасности, относящиеся к посетителям;

б) процедуры эвакуации и реакция на сигналы тревоги;

в) контроль перемещения;

г) контроль доступа и требования по сопровождению;

д) средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять (каски, защитные очки и т.п.).

4.6.6. Работодатель должен создать условия для:

а) вовлечения работников в деятельность в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья путем:

б) привлечения их к идентификации опасностей, оценке профессиональных рисков и выбору средств управления профессиональными рисками;

в) привлечения их к проведению анализа несчастных случаев;

Это связанное с работой событие(я), которое привело к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти.


г) привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области охраны здоровья и безопасности труда;

д) консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на охрану их здоровья и обеспечение безопасности их труда;

е) привлечения их официальных представителей к рассмотрению вопросов охраны здоровья и безопасности труда;

Работники должны быть информированы о возможностях их участия в деятельности по охране здоровья и безопасности труда, включая информацию о том, кто является их полномочным представителем по вопросам охраны здоровья и безопасности труда.


ж) консультирования работников внешних организаций в случае реализации каких-либо изменений, которые могут повлиять на обстоятельства, влияющие на охрану здоровья их работников и обеспечение безопасности их труда.

4.6.7. Работники обязаны оказывать поддержку политике Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья за счет ответственного выполнения обязательств соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования настоящего Положения.

4.6.8. Работники должны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

4.6.9. Работники должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

4.6.10. Работники обязаны содействовать наиболее полному выявлению источников опасностей и причин неправильных действий, участвовать в оценке рисков.

4.6.11. Работники должны оказывать содействие проведению анализа несчастных случаев на производстве.

4.6.12. Работники должны знать, кто является их полномочным представителем по вопросам безопасных условий труда и здоровья.

4.6.13. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае травмирования, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления), а также о выявленном у него профессиональном заболевании.

4.6.14. Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством России.

Работники несут ответственность за соблюдение выполнения порученных им работ (действий), регламентированных процедурами в рамках системы управления профессиональными рисками.

5. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

5.1. Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.

5.2. Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные и количественные измерения и оценки состояния выполнения требований настоящего Положения, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

а) мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;

б) мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;

в) мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

Невыполнение требования.


г) мониторинг Программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

д) мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

5.3. Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита.

Совокупность политики, процедур или требований, используемых для сопоставления с ними свидетельств аудита.

5.4. В результаты внутреннего аудита (проверки) должны включаться свидетельства аудита (факты) подтверждающие выполнение или невыполнение требований настоящего Положения. Результаты внутреннего аудита должны быть использованы в анализе системы управления профессиональными рисками высшим руководством с целью формирования корректирующих действий по улучшению системы управления профессиональными рисками.

Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Действия для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой выявленной нежелательной (негативной) ситуации.

6. Требования к процедуре анализа эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей

6.1. Работодатель должен обеспечить анализ функционирования системы управления профессиональными рисками, входными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов предыдущего анализа со стороны работодателя и его представителей.

6.2. Результаты анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей должны быть согласованными с обязательством работодателя относительно постоянного улучшения и включать все решения и действия, относящиеся к возможным изменениям политики, целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников, а также всех элементов системы управления профессиональными рисками.

7. Требования к надзору и контролю

7.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем требований настоящего Положения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

7.2. Контроль за соблюдением работодателями требований Положения в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Минздравсоцразвития России
www.mzsrrf.ru
по состоянию на 28.11.2011

Грамотно проведенная оценка профессиональных рисков позволяет работодателю значительно улучшить условия работы персонала и снизить затраты на охрану труда. Расскажем об алгоритме расчета профрисков.

Читайте в статье:

Оценка профессиональных рисков на предприятии: цели

При проверках ГИТ уже начала штрафовать предприятия за отсутствие оценки профрисков, хотя утвержденной методики её проведения пока нет. Штраф для юридических лиц составляет от 50 000 до 80 000 руб. Такая позиция ГИТ обоснована: ст. 212 Трудового кодекса требует создания на предприятии СУОТ, включающей управление профессиональными рисками.

Правильно проведенная оценка профрисков позволяет определить «слабые» места в охране труда на конкретном предприятии. Планирование мероприятий по безопасности будет гораздо эффективнее, если ориентироваться на результаты такого анализа. Определение приоритетов поможет правильно направить ресурсы работодателя (финансовые, юридические и т.д.), обосновать компенсации за потенциальный вред здоровью персонала. Как итог, предприятие получает снижение затрат на охрану труда, уменьшение количества профзаболеваний, ущерба от них.

Оценка профрисков, производимая системно, постоянно, становится частью системы управления предприятием в целом. Появляется возможность прогнозирования показателей профтравматизма, расходов на охрану труда. Такой расчет ложится в основу обоснования управленческих решений и анализа эффективности менеджмента.

Методика оценки профессиональных рисков

Поскольку методика оценки не утверждена, работодатель вправе воспользоваться любой из существующих. Перечислим самые известные: Risk assessment code, прямые количественные методы (Британский стандарт BS-8800), метод построения Графа оценки риска, Risk score, расчет согласно стандарту ДСТУ OHSAS 180001 – 2007, косвенный метод на основе ранжирования уровня требований (индекс ОВР) и т.д. Один из самых простых и эффективных – метод Файна–Кинни. Можно провести процедуру самостоятельно или же воспользоваться услугами сторонней экспертной организации.

Пошаговый алгоритм

Предлагаем вам воспользоваться следующей схемой оценки.

1.2. Профессиональные риски и их оценка в охране труда
Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных или опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях , установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно Трудовому кодексу, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Классификации профессиональных рисков при этом могут быть различными, некоторые из них показаны в таблице 1.2.1.

До 2014 года уровень профессионального риска в России всегда оценивалась с помощью аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ). Однако в 2014 года ей на смену пришла специальная оценка условий труда (СОУТ) в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда является немаловажным звеном в огромной системе управления профессиональными рисками и предоставляет возможность работодателю принимать обоснованные и рациональные управленческие решения касающиеся охраны труда.

Таблица 1.2.1

Классификации профессиональных рисков в организации


Основа классификации

Виды профессиональных рисков

Примеры

по типу риска

- механические;

Химические;

Эргономические;

Психологические;



Обрушение конструкций

Отравления

Неудобная рабочая поза

Эмоциональный стресс



по характеру ущерба

- ухудшение слуха в результате воздействия шума;

Физические раны, нанесенные опасным оборудованием;

Заболевания опорно-двигательного аппарата в результате постоянного напряжения


Тугоухость, глухота

Переломы, растяжения

Остеохондроз


С позиции допустимости для общества

- Недопустимые ни при каких условиях

Допустимые только в ограниченные временные периоды

Допустимые только при наличии эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты, регулярного мониторинга состояния здоровья и выполнения необходимых регламентных мер защиты

Приемлемые при соблюдении правил и инструкций по технике безопасности, гигиене труда и периодическом мониторинге условий труда на рабочих местах и здоровья работающих



Разрушенные взрывоопасные объекты

Спасатели водолазы, пожарные

Аварийные и ремонтные работы на объектах повышенной опасности

Работа при повышенном уровне шума, вибрации, загазованности, запыленности.



По степени предсказуемости

- Предсказуемые

Непредсказуемые



Движущийся транспорт

Стихийные бедствия, аварии



По частоте возникновения

- Редкие

Риски средней частоты

Частые


-

Оценка профессиональных рисков - это система мероприятий , которые предусматривают и СОУТ, и оценку рисков травмирования, и оценку защищенности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), и оценку индивидуальных профессиональных рисков работников. Можно сделать вывод, что принципиальным отличием специальной оценки условий труда от оценки профессиональных рисков - в масштабах:

СОУТ настроена на проверку конкретного рабочего места, оценка профрисков - на всю деятельность работника, связанной с опасностью, которой он себя подвергает.

СОУТ занимается оцениванием рабочего места, оценка профессиональных рисков - работника.

СОУТ предполагает инструментальные замеры конкретных вредных и опасных факторов и составление вывода на основе этих показателей .

Цель оценки рисков - главным образом помочь работодателю принять эффективные меры, которые необходимы для обеспечения безопасности и здоровья работников.

Основополагающими принципами, регулирующими процесс оценки профессиональных рисков и управления ими, являются:

Предвидение, идентификация, распознавание опасных и вредных производственных факторов;

Оценка и контроль рисков на рабочих местах.

Оценка профессиональных рисков - это часть общего процесса управления в сфере охраны труда. Для того чтобы понять это, необходимо четко определить три основных термина:

1) опасность - это потенциальный вред, который несут в себе различные вещества, механизмы, методы работы либо другие аспекты деятельности организации;

2) риск - это вероятность того, что конкретная опасность реализуется;

Специальной оценки условий труда (СОУТ);

Аудита охраны труда (внешнего и внутреннего);

Текущего и периодического контроля за состоянием условий и безопасности труда.

Сильные стороны оценки профессиональных рисков заключены в:


  1. Подготовке организации к сертификации по международной системе менеджмента профессиональной безопасности OHSAS;

  2. Подготовке к проведению СОУТ ;

  3. Организации контроля опасных факторов производственной среды;

  4. Предоставлении работнику объективной информации о рисках, которым он себя подвергает.
Конкретной официальной методологии и нормативных актов, позволяющих определить профессиональные риски, в России пока не принято, но в 2017г. будет принято много поправок в ТК РФ в области охраны труда . Основой для оценки профессиональных рисков служат:

  • Принципы OHSAS 18001:2007 «Порядок оценки профессиональной безопасности и здоровья» (Occupational Health and Safety Assessment Series);

  • Руководство по системам управления охраной труда МОТ - СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001 ;

  • Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки;

  • Стандарты ССБТ .
Работодателю следует держаться двух главных принципов при оценке профессиональных рисков:

  1. Оценивать все возможные риски при организации деятельности работника ;

  2. Выяснить, возможно ли устранить риск полностью, или просчитать его вероятные последствия.
Простой пример: во время установки шумозащитных пленок на стекла в офисе или цеху, необходимо заранее оценить, смогут ли они обеспечить надлежащую вентиляцию воздуха. Если работодатель снизит уровень шума, но при этом будет нарушена вентиляция, то работодатель сможет избавиться от одного риска и в то же время приобрести другой.

Для уменьшения профессиональных рисков для конкретного работника, можно использовать различные стратегии:

Автоматизировать трудовой процесс (вывести человека из зоны риска);

Равномерно распределить нагрузку между несколькими сотрудниками;

Внедрить новые технологии, сырье или материалы, снижающие степень опасности;

Использовать более эффективные средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Цель оценки рисков - помочь работодателю принять эффективные меры, необходимые для обеспечения безопасности и здоровья работников.По закону оценку рисков организует работодатель. К ней привлекаются различные подразделения организации в соответствии со своими заданиями. Хорошая оценка рисков основана на принципе Р-С-Р, иными словами, в ней участвуют работодатель, специалисты и работники. Однако, если оценка проводится сторонними специалистами, то она должна проходить совместно с работниками . Привлечение собственного персонала должно активно сопровождаться его информированием о ходе выполнения, и участие работников является совершенно необходимым элементом успешно функционирующей системы управления охраной труда (СУОТ) в любой организации. На рис.1.2.3 показан порядок оценки профессиональных рисков.


  1. Определение перечня профессий и рабочих мест, которые необходимо оценить;

  1. Определение количества работников, занятых на той или иной должности на конкретном рабочем месте;

  1. Определение регулярно производимых работником операций и их частоты;

  1. Выявление опасностей (рисков) для каждой такой операции;

  1. Определение количества опасных операций;

  1. Определение возможности устранения рисков или тяжести их последствий;

  1. Расчет и анализ рисков.
Рис. 1.2.3 Порядок оценки профессиональных рисков

Почему так важно участие работников? Потому что мало создать условия для минимизации опасности. Согласно законодательству, работники должны быть проинформированы об их существовании, а также о способах устранения или уменьшения риска . Персоналу необходимо проходить специальное обучение посвященное охране труда. Все сотрудники обязаны знать не только как управлять вверенным им механизмами, но и как делать это безопасно. Исходя из норм и сводов правил МОТ, а также повседневной практики, можно выделить три уровня вероятности возникновения несчастного случая:

1) низкая: несчастный случай вряд ли произойдет в обозримом будущем или маловероятен;

2) средняя: несчастный случай со временем произойдет, если не принять профилактических мер;

3) высокая: несчастный случай может произойти в любой момент или в ближайшем будущем.

Тяжесть последствий мы также можем разделить на три категории:

1) низкая: может привести к легким травмам (заболеваниям) без пропусков работы;

2) средняя: может привести к пропускам работы по причине травм (заболеваний);

3) высокая: может привести к серьезным либо смертельным травмам (заболеваниям).

Работодатели обязаны обеспечить безопасность рабочих мест, механизмов, оборудования и процессов. То есть должно быть выстроено эффективное управление рисками (физическими, химическими или биологическими).