Чем отличается формальный состав от усеченного. Материальный и формальный состав преступления

  • признание конкурентных процедур несостоявшимися ;
  • банковская гарантия .

Полный перечень случаев содержит часть 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

1. Естественные монополии и центральный депозитарий

Речь идет о закупках (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • услуг, которые оказывает центральный депозитарий, а также

Услуги центрального депозитария

Центральный депозитарий может оказывать учреждениям следующие услуги:

  • хранение сертификатов ценных бумаг, учет и переход прав на ценные бумаги;

Полный перечень услуг приведен в главе 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».

Товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий

К деятельности субъектов естественных монополий относятся:

  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи, в том числе местной или междугородной телефонной связи (письма Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-900, от 12 марта 2015 г. № Д28и-658, от 28 января 2015 г. № Д28и-169);
  • услуги общедоступной почтовой связи, в том числе пересылка внутренней письменной корреспонденции и телеграмм;
  • услуги по передаче тепловой энергии;

Полный перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий приведен в ункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ).

Внимание! Предметом контракта с единственным поставщиком по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ может быть только деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя), которая относится к сфере естественных монополий. Дело в том, что субъекты естественных монополий могут вести и другие виды предпринимательской деятельности, на которые действие данного пункта не распространяется. Например, ФГУП «Почта России» - монополист в части оказания услуг общедоступной почтовой связи. В то же время она реализует почтовые марки и не является монополистом в этой сфере. Поэтому заключить контракт на покупку почтовых марок на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ нельзя. Такие пояснения дает Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2015 г. № Д28и-900.

Чтобы определить статус потенциального поставщика, заказчик может воспользоваться данными реестра субъектов естественных монополий. Его ведет ФСТ России. Он содержит сведения об организациях-монополистах, которые подпадают под государственное регулирование и контроль (п. 2 Административного регламента, утвержденного приказом ФСТ России от 30 августа 2010 г. № 417-э). Реестр разделен на сферы деятельности организаций и опубликован на официальном сайте www.fstrf.ru . Например, по данным реестра, в г. Москве к субъектам естественных монополий относятся следующие организации:

  • ГУП «Московский метрополитен», РАО энергетики и электрификации «ЕЭС России», ЗАО «Энергосбыт», ЗАО «Электросеть», Московское государственное унитарное предприятие «Мосводоканал», ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов (ГУП ЭВАЖД) - в топливно-энергетическом комплексе;
  • ФГУП «Почта России» - по услугам общедоступной почтовой связи;
  • ОАО «Московская городская телефонная сеть», ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» - по услугам общедоступной электросвязи;
  • ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» - по услугам железнодорожных перевозок.

Однако наличие информации о поставщике в реестре субъектов естественных монополий - не обязательное условие для подтверждения его статуса. Основной признак - ведение деятельности в условиях естественной монополии. Подача сведений в реестр не поименована в перечне обязанностей субъектов естественных монополий. Об этом сказано в абзаце 3 статьи 3, статье 8 Закона № 147-ФЗ. Такой вывод подтверждает и судебная практика (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 18 января 2011 г. № А55-15711/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2010 г. № А67-6886/2009).

2. Военная сфера и безопасность

Сюда относятся следующие закупки.

1. Заключение контрактов, предмет которых - работы по мобилизационной подготовке (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

К таким работам относятся:

  • создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов;
  • подготовка техники, которая предназначена для поставки в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или для использования в их интересах;
  • создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты национального достояния;
  • подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами.

Полный перечень работ по мобилизационной подготовке и мобилизации указан в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - Закон № 31-ФЗ).

Однако чтобы стать заказчиком, нужно:

1) быть:

  • либо государственным (муниципальным) учреждением;

2) иметь:

  • либо задачи по мобилизационной работе.

Об этом сказано в статье 12 Закона № 31-ФЗ.

При закупке работ по мобилизационной подготовке необходимо:

1) составить отчет:

  • о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика,
  • цене и

2) разместить извещение в ЕИС.

2. Закупка отечественного вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и которые создает единственный производитель (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Перед тем как заключить контракт по этому основанию, нужно проверить, есть ли данные о потенциальном поставщике в реестре единственных поставщиков российского вооружения и военной техники. Для этого нужно обратиться в ФАС России. Служба предоставляет информацию из реестра в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Об этом сказано в пункте 23 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 826. Ранее ответственным за ведение реестра был Рособоронзаказ, но теперь он упразднен и эта функция передана ФАС России (Указ Президента РФ от 8 сентября 2014 г. № 613, п. 5.3.4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331).

Цену контракта с единственным поставщиком нужно определить по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 января 2008 г. № 29.

Извещение необходимо разместить в ЕИС.

3. Закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения органов внешней разведки России средствами разведывательной деятельности (п. 40 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Проводить закупки по данному пункту можно только по перечням, которые утверждают руководители соответствующих органов внешней разведки. В открытом доступе утвержденных перечней нет.

4. Закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения органов ФСБ России средствами контрразведки и борьбы с терроризмом (п. 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Такие закупки можно проводить только по перечню, который утверждает руководитель органа ФСБ России. В открытом доступе утвержденных перечней также нет.

3. Малые закупки

К малым закупкам относятся два случая:

Причем в этих случаях можно как заключать письменные контракты, так и проводить закупки через подотчетников. Так, можно выдавать сотрудникам наличные под отчет на покупку:

Это подтверждает и Минэкономразвития России в письме от 15 июля 2015 г. № Д28и-2150.

Закупка товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. Это самые распространенные и актуальные закупки среди заказчиков. Но по ним установлен лимит.

Все закупки заказчика по этому основанию не должны превышать:

  • либо 5 процентов совокупного годового объема закупок и составлять не более 50 млн руб. в год. (этот вариант подходит учреждениям, СГОЗ у которых составляет более 40 млн руб.);
  • либо 2 млн руб. (если СГОЗ учреждения меньше 40 млн руб.).

При этом учитываются только те контракты, которые исполнены и оплачены в текущем году.

Внимание! Из правила о выборе расчета лимита есть два исключения. Это касается следующих закупок.

1 . Закупки для муниципальных нужд сельских поселений. Так, учреждения-заказчики, расположенные на территориях сельских поселений, вправе проводить закупки по данному пункту только до 100 000 руб. А вот общая сумма таких контрактов за год для них не ограничена. При этом проводить такие закупки могут только администрации сельских поселений и их подведомственные учреждения.

2 . Закупки для нужд Президента РФ и Правительства РФ. Так, особый порядок может быть установлен для госорганов, которые проводят такие закупки. В этом случае расчет ограничения малых закупок нужно производить отдельно по каждому госоргану.

Такие правила установлены пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, а в части закупок для сельских поселений дополнительно разъяснено в письмах Минэкономразвития Росси от 29 января 2015 г. № ОГ-Д28-1629 и от 23 декабря 2014 г. № Д28и-2792.

При расчете СГОЗ :

  • учитывают все средства на закупки, выделенные на год (в т. ч. и средства на оплату контрактов, которые заключили до 1 января 2016 года, но подлежат оплате в текущем году);
  • не учитывают средства по элементам видов расходов, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, это КВР 111, 112, 119, 310).

Также это правило распространяется на долгосрочные контракты, в которых выделены этапы. То есть стоимость каждого этапа необходимо учитывать в СГОЗ того года, в котором прошла его оплата.

Это следует из пункта 16 статьи 3 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 16 ноября 2015 г. № Д28И-3349, от 8 июля 2015 г. № Д28и-2062, пункте 2 письма Минэкономразвития России от 4 марта 2015 г. № Д28и-506. В последнем письме рассмотрен порядок расчета объема закупок у СМП и СОНКО . Однако данный в нем расчет СГОЗ распространяется на все случаи, когда применяется совокупный годовой объем.

Стоит отметить, что рассчитанный по вышеприведенным правилам лимит малых закупок действует также и для закупок в рамках гособоронзаказа. Считать отдельно лимит в рамках оборонного заказа или вне его рамок не нужно. Так считает Минфин России (п. 1 письма Минфина России от 7 мая 2015 г. № 02-02-08/26427).

Пример выбора расчета лимита малых закупок

Утвержденный размер финансирования ГУ НИИ «Альфа» (заказчик) на 2016 год составил 7 000 000 руб.

Так как у заказчика 5 процентов совокупного годового объема составляют 350 000 руб. (7 000 000 руб. × 5%), контрактный управляющий принял решение применять для закупок у единственного поставщика (до 100 000 руб.) лимит 2 млн руб.

1 марта 2016 года на основании решения учредителя заказчику выделили дополнительное финансирование в сумме 63 000 000 руб.

Контрактный управляющий определил, что в связи с изменением объема финансирования стало выгоднее применять для закупок у единственного поставщика (до 100 000 руб.) лимит в размере 5 процентов от СГОЗ. Он составил:

(7 000 000 руб. + 63 000 000 руб.) × 5% = 3 500 000 руб.

В связи с этим по закупкам, которые планировалось проводить конкурентными способами, теперь возможно заключить контракт с единственным поставщиком. Соответствующие изменения контрактный управляющий внес в план-график.

Нужно ли в 5-процентный лимит малых закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) включать закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по другим основаниям?

Нет, не нужно.

Заказчик проводит закупки у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) строго в . Каждый из них имеет свои особенности. Так, малые закупки товаров (работ, услуг) до 100 000 руб. заказчик вправе проводить на общую сумму, которая не должна превышать 2 млн руб. или 5 процентов от СГОЗ (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Если заказчик рассчитывает общую сумму закупок от СГОЗ , то данное ограничение по сумме контрактов относится исключительно к закупкам по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Суммы контрактов по другим основаниям, перечисленным в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в 5-процентном лимите малых закупок до 100 000 руб. учитывать не нужно.

Можно ли заключить контракт в рамках малой закупки (до 100 000 руб.), если закупка товаров (работ, услуг) включена в другие основания для заключения контракта с единственным поставщиком по статье 93 Закона № 44-ФЗ?

Да, можно.

Кстати, даже если закупка товаров (работ, услуг) включена в другие основания для заключения контракта с единственным поставщиком по статье 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик все равно может по желанию заключить контракт в рамках малой закупки (до 100 000 руб.). Такая позиция высказана в письмах Минэкономразвития России от 7 декабря 2015 г. № Д28и-3554, от 12 марта 2015 г. № Д28и-658, от 28 января 2015 г. № Д28и-169.

Закупка товара (работы, услуги) на сумму до 400 000 руб.

Такие закупки могут проводить:

  • образовательные учреждения, которые в качестве основного вида деятельности реализуют образовательную деятельность на основании лицензии (п. 18 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • учреждения культуры, уставные цели которых - сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
  • зоопарк;
  • планетарий;
  • парк культуры и отдыха;
  • заповедник;
  • ботанический сад;
  • национальный, природный или ландшафтный парк;
  • театр;
  • концертное или телерадиовещательное учреждение;
  • цирк;
  • музей;
  • дом (дворец) культуры;
  • клуб;
  • библиотека;
  • архив.

При этом нужно соблюдать установленные ограничения. Закупки не должны:

  • превышать 50 процентов от СГОЗ (включаются только те контракты, которые исполнены и оплачены в текущем году) и
  • составлять не более чем 20 млн руб. в год.

Об этом сказано в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 8 июля 2015 г. № Д28и-2062, от 10 апреля 2015 г. № Д28и-998, от 6 апреля 2015 г. № Д28и-949.

Стоит отметить, что вправе проводить закупки у единственного поставщика на сумму как до 100 000 руб., так и до 400 000 руб. Такие контракты будут считаться заключенными по разным основаниям (подп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Аналогичные разъяснения приведены в письме Минэкономразвития России от 25 мая 2015 г. № Д28и-1363.

Совет: Чтобы проконтролировать ограничения, которые установлены для малых закупок, стоит вести раздельный учет контрактов на суммы до 100 000 руб. и до 400 000 руб.

Вправе ли образовательное учреждение «Детский дом» заключать контракты с единственными поставщиками до 400 000 руб. (по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)? Основной вид деятельности - предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а дополнительный - оказание на основании лицензии образовательных услуг.

Да, вправе.

Такую позицию высказывают специалисты Минэкономразвития России в частных разъяснениях.

Из буквального толкования пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ следует, что заключать контракты с единственным поставщиком на сумму до 400 000 руб. имеют право, помимо прочих, государственные (муниципальные) образовательные учреждения .

При этом процесс образования включает в себя как обучение, так и воспитание гражданина (п. 1 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). А в компетенцию образовательного учреждения «Детский дом» как раз входит воспитание и обучение подопечных. Причем на ведение образовательной деятельности учреждение имеет соответствующую лицензию.

Кроме того, учреждение зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРЮЛ с формулировкой в уставе «Образовательное учреждение "Детский дом"». А, как известно, при подаче документов на регистрацию регистраторы досконально проверяют учредительные и другие документы. То есть статус образовательного учреждения является законным.

4. Коммунальные услуги

Сюда относятся два случая закупок.

1. Заключение контракта с поставщиками коммунальных и коммуникационных услуг:

  • водоснабжения;
  • водоотведения;
  • теплоснабжения;
  • газоснабжения (кроме услуг по реализации сжиженного газа);
  • подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);

Об этом сказано в пункте 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

На основании данного пункта заказчик может заключить контракт также с управляющей компанией, которая выбрана на основании решения собственников или открытого конкурса (п. 37 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889).

Извещение о такой закупке необходимо разместить в ЕИС.

2. Заключение контракта энергоснабжения или приобретения электрической энергии с гарантирующим поставщиком (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Так, гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, которая обязана заключить договор (контракт) купли-продажи электрической энергии с любым потребителем, обратившимся к ней (ст. 3 Закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ). Перечень организаций, получивших статус гарантирующего поставщика, опубликован на официальном сайте ФСТ России - www.fstrf.ru .

5. Медицина, ликвидация ЧС, оперативный розыск

Сюда относятся три случая закупок.

1. Закупка товаров (работ, услуг) в следующих случаях:

1) авария;

2) чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера;

3) обстоятельства непреодолимой силы. К ним относят:

  • военные действия;
  • эпидемии;
  • крупномасштабные забастовки;
  • другие внезапные, чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.

Например, в 2014 году к таким обстоятельствам относили обеспечение беженцев из Украины, которые прибыли в Россию в поисках убежища из-за сложной внутриполитической ситуации на родине.

Если у заказчика есть возможность прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени, то заключение контракта с единственным поставщиком могут признать недействительным;

4) необходимость оказать медицинскую помощь в экстренной или неотложной форме;

5) закупка федеральным органом исполнительной власти у иностранной организации услуг по лечению в экстренной или неотложной форме российских граждан за пределами государства.

В этих случаях заказчик может заключить контракты на такое количество товаров (работ, услуг), которое необходимо для ликвидации последствий указанных событий или оказания помощи. При этом объектом закупки не могут быть товары (работы, услуги), которые включены в перечень для обязательного проведения запроса котировок , утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2013 г. № 1765-р.

Об этом сказано в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, письмах Минэкономразвития России от 30 ноября 2015 г. № Д28и-3454, от 3 августа 2015 г. № Д28и-2327, от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2872 и от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2780, разъяснениях от 16 октября 2014 г. Минэкономразвития России № 25361-ЕЕ/Д28И, ФАС России № АЦ/41845/14.

Внимание! По данному пункту заключить контракт с единственным поставщиком можно только в случае, если нет достаточного времени для закупки конкурентным способом. Поэтому к обоснованию стоит приложить документы, которые подтверждают:

  • факт аварии,
  • наступление чрезвычайных обстоятельств,
  • наступление обстоятельств непреодолимой силы или
  • оказание экстренной или неотложной помощи.

Например, это может быть:

  • акт о пожаре или акт обследования по результатам пожара,
  • акт освидетельствования,
  • справка о дорожно-транспортном происшествии (ДТП),
  • иные документы, выданные МЧС России, ГИБДД, Ростехнадзором, медицинскими учреждениями.

Не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта заказчик должен направить уведомление о закупке в контрольный орган в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию контракта и обоснование его заключения. Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! Даже в не терпящих отлагательств чрезвычайных ситуациях заключить контракт можно только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Иначе учреждению и должностным лицам (в частности, руководителю) грозит ответственность. На это указано в пункте 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ и письме Минэкономразвития России от 15 мая 2015 г. № Д28и-1373. В случае нарушения на должностных лиц организации могут наложить штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

2. Закупка лекарственных препаратов, которые по предписанию врача и решению врачебной комиссии назначены для лечения пациенту.

При этом медицинские показания и решение комиссии должны быть отражены в документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Заказчик должен учитывать ограничения:

  • количество лекарств, которые можно закупить у единственного поставщика, не должно превышать объем, необходимый пациенту до проведения закупки путем запроса предложений , а
  • сумма не должна быть более 200 000 руб.

Для лечения каждого пациента необходимо заключать отдельный контракт.

Это можно сделать на следующий день после того, как будут внесены изменения в план-график (п. 2, 7 особенностей, утвержденных совместным приказом от 31 марта 2015 г. Минэкономразвития России № 182 и Казначейства России № 7н).

В течение трех дней с даты заключения контракта сведения о нем нужно внести в реестр контрактов с приложением решения врачебной комиссии. При этом персональные данные пациента должны быть обезличены.

Такие правила установлены пунктом 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

3. Закупки за счет средств на оперативно-разыскную деятельность.

Перечень товаров, работ и услуг, которые можно купить по этому основанию, устанавливает руководитель федерального органа, уполномоченного на оперативно-разыскную деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Составы преступления можно сгруппировать по различным критериям.

По степени общественной опасности они подразделяются на следующие виды:

  • - основной состав содержит признаки, присущие всем преступлениям определенного вида (к примеру, состав хулиганства, зафиксированный частью 1 статьи 339 УК);
  • - состав с квалифицирующими (отягчающими) обстоятельствами содержит дополнительные признаки, усиливающие ответственность (например, часть 2 ст. 339 УК по сравнению с частью 1 этой же статьи). Состав с особо квалифицирующими обстоятельствами предусматривает повышенную ответственность по сравнению не только с основным, но и с квалифицирующим составом (часть 3 ст. 339 УК);
  • - состав со смягчающими обстоятельствами содержит признаки, существенно смягчающие ответственность (например, убийство в аффекте, с превышением пределов необходимой обороны и др.).

По кругу охватываемых деяний выделяются:

  • - общий (родовой) состав, который имеет признаки, свойственные ряду однородных преступлений, например, состав хищения;
  • - специальный (видовой) состав, который имеет признаки, выделяющие из общего состава разновидности этого же деяния. Например, ст. 188 УК предусматривает ответственность за клевету, а ст. 367 УК - за клевету в отношении Президента Беларуси.
  • - простые составы, которые содержат только один объект, одно деяние, одну форму вины, одно последствие;
  • - сложные составы, которые включают несколько однотипных элементов и признаков. Сложный состав может включать несколько объектов (например, ст. 207 Уголовного кодекса - разбой, имеет два объекта: и собственность, и здоровье человека).

По структуре (особенностям описания) составы делятся на:

  • - материальные, которые имеют обязательным признаком объективной стороны наступление конкретных последствий (так, ст. 153 УК предполагает наступление лёгких телесных повреждений). Эти последствия могут быть прямо указаны в статье, либо предполагаться исходя из смысла описанного в ней деяния.
  • - формальные, которые не содержат в диспозиции описания последствий (ст. 418 УК - уклонение от уплаты штрафа). Ответственность в таких случаях наступает при совершении деяния. Отсутствие указания на последствия не означает, что они отсутствуют. Они, безусловно, имеются, преступным деянием причиняется вред общественным отношениям, но последствия не указаны в диспозиции статьи потому, что их трудно определенно описать.
  • - усеченные составы, которые переносят момент окончания преступления на стадию приготовления к нему или покушения на его совершение (например, ст. 357 УК - заговор с целью захвата государственной власти) .

Усеченный состав преступления -- это состав, для признания которого оконченным не требуется не только наступления преступного результата, но и доведения до конца тех действий, которые способны вызвать данные последствия. Усеченные составы преступлений законодатель считает оконченными на более ранней стадии преступных действий (разбой, бандитизм и др.).

Наступление преступною последствия является последней стадией преступной деятельности -- стадией окончания преступления. Однако в советской уголовно-правовой литературе существует и иное мнение. Полагают, что в некоторых составах преступлений момент окончания перенесен законодателем на более ранние стадии -- стадии исполнения и даже приготовления. В этих составах преступное последствие оказывается таким образом «усеченным», а отсюда и составы были названы «усеченными».

Характерной чертой «усеченных» составов, по мнению Н. Д. Дурманова, является то, что законодатель признает преступление оконченным, «когда деяние, прямо направленное на объект, охватываемый умыслом виновного, еще не совершено, (но этот объект уже ставится в явную опасность причинения ему ущерба.

Проблема «усеченных» составов уходит своими корнями в работы немецких криминалистов конца XIX и начала XX веков. Наиболее обстоятельно она впервые была изложена в восьми томной монографии Биндинга «Нормы и их нарушения».

Биндинг, ярко выраженный сторонник нормативистской теории, делил составы на три вида в зависимости от характера запретительных норм. Первый, нормальный вид -- норма, запрещающая причинение результата. Эта норма предполагает полный состав преступления - состав причинения ущерба (убийство, хищение и т. п.).

Второй вид нормы -- норма, запрещающая создание опасности причинения вреда. Ей соответствуют деликты опасности (оставление в беспомощном положении и т. д.). Наконец, третий тип норм - простой запрет. В соответствии с этой нормой конструируются составы простых правонарушений (быстрая езда, недозволенное хранение оружия и т. п.).

Первый состав - нормальный, два остальных - являются «усеченными», при этом во втором нужно доказывать не реальное причинение ущерба, а лишь опасность такого причинения, а в третьем доказывается только наличие самого действия.

В русском дореволюционном уголовном праве теория об «усеченных» и «не усеченных» составах не имела сторонников. Исключение составляли лишь А. М. Круглевокий и С. П. Мокринский. А. М. Круглевский в монографии «Имущественные преступления» отстаивал и развивал точку зрения Биндиига об «усеченных» составах. Он также признавал основные и неосновные нормы. «Усеченный» состав, по его мнению, «не заключает в себе всех признаков, принадлежащих акту нарушения основной нормы». «Усеченный» или, как он его называл, «урезанный» состав полностью выполняет состав правонарушения и частично состав преступления.

Н. Д. Дурманов считает неудачным термин - «усеченный состав» и предлагает в подобных случаях говорить о составах, в которых момент окончания преступления перенесен на более раннюю стадию, то есть приготовление и покушение.

Сторонники деления преступлений на «усеченные» и «не усеченные» правы в том, что законодатель в стремлении максимально оградить ценные объекты от преступных посягательств конструирует составы таким образом, чтобы действия, которые создают даже самые отдаленные возможности причинения ущерба этим объектам, оказались в сфере уголовно-правовой репрессии. И, конечно, конструируя составы создания опасности для жизни или здоровья гражданам, законодатель в конечном итоге исходил из того, что эти преступления могут причинить вред личности. Но сторонники теории «усеченных» составов недопустимо смешали эти мотивы законотворчества с конструкцией составов указанных преступлений .

Таким образом, усеченный состав преступления -- это состав преступления, в котором деяние носит суженный характер, будучи перенесено на раннюю стадию, соответствующую приготовлению к преступлению или покушению на преступление.

Преступление с усеченным составом признается оконченным с момента совершения части деяния (деяний), установленного статьей Особенной части данного УК.

В теории уголовного права по этому вопросу не сложилось единого мнения. Одни ученые утверждают, что усеченный состав преступления возможен только на стадии приготовления к преступлению, другие утверждают, что формальный состав возможен как на стадии приготовления, так и на стадии покушения на преступления.

Состав преступления - это совокупность объективных и субъективных признаков кот.позволяют определить индивидуально-совершенное деяние, как преступление.

Выделяются также материальные и формальные составы преступлений. Материальные составы преступлений предусматривают в качестве обязательного признака наступление конкретных общественно опасных последствий, материального или физического вреда. В формальных составах общественно опасные последствия подразумеваются, установление их конкретного содержания не является обязательным для привлечения к ответственности лица, совершившего данное деяние. Ввиду этого некоторыми учёными указывается, что правильнее было бы говорить о материальной или формальной конструкции диспозиции уголовно-правовой нормы, а не состава преступления . Так, к преступлениям с материальным составом относится убийство (состав преступления включает наступление общественно опасных последствий - смерти потерпевшего), а к преступлениям с формальным составом - клевета (состав преступления включает лишь распространение порочащих сведений, вне зависимости от того, причинило ли это распространение какой-либо вред).

Некоторые составы преступлений имеют альтернативную формально-материальную конструкцию: в них перечислено два альтернативных деяния, одно из которых является преступным только при условии наступления конкретного поименованного в законе последствия . Такую конструкцию имеет, например, ч. 1 ст. 171 УК РФ.

Кроме того, выделяют также составы угрозы причинения вреда (другое их название - усечённые составы или составы конкретной опасности). Деление составов на материальные, формальные и усечённые используется при определении момента, когда преступление уже считается оконченным, содержащим все признаки, предусмотренные уголовным законом: преступления с материальным составом окончены в момент наступления последствий, с формальным составом - в момент совершения акта поведения, составляющего суть преступного деяния, с усечённым составом - как только поведение виновного создаст реальную угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам, благам и общественным отношениям

Момент окончания преступления

Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом. При этом значение имеет не столько фактическое наличие в деянии признаков преступления, сколько соответствие представления субъекта о желаемом результате фактическим обстоятельствам дела: реализация им всех задуманных общественно опасных действий и наступление всех общественно опасных последствий .

Даются и более развёрнутые определения оконченного преступления. А. И. Ситникова считает, что под оконченным преступлением следует понимать «деяние, содержащее в себе все элементы и признаки конкретного состава преступления, в котором полностью (до конца) реализован преступный умысел, за исключением усеченных преступлений, которые по воле законодателя считаются оконченными даже в тех случаях, когда умысел реализован частично» . Она же даёт определение неоконченного преступления: это «умышленное деяние, не доведенное до конца по не зависящим от лица обстоятельствам, а также добровольно оставленное при приготовлении к преступлению и покушении на преступление» .

Преступление с материальным составом считается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий. Преступление с формальным составом является оконченным с момента совершения общественно опасных действий (бездействия), описанных в законе. Преступления с усечённым составом считаются оконченными не в момент наступления последствий, а с начала совершения действия, которое создаёт угрозу наступления последствий .

Существует три точки зрения, касающиеся момента окончания преступления. Сторонники первой из них указывают, что в расчёт должно приниматься лишь субъективное представление виновного о совершении всех необходимых для завершения преступления действий. Другие авторы заявляют о том, что оконченность преступления определяется исходя из объективного присутствия в деянии всех установленных законодателем признаков состава преступления. Третьи же говорят о том, что необходимо учитывать как объективное наличие тех признаков, которые предусмотрены законом, так и субъективное представление субъекта о законченности деяния, которое он планировал совершить .

Момент признания преступления оконченным далеко не всегда совпадает с моментом, когда преступление вообще признается совершённым. Если, согласно распространённой в современном уголовном праве позиции, временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий, то, например, убийство, совершённое с применением медленно действующего яда, будет признано оконченным преступлением с момента наступления смерти, однако временем совершения преступления будет время, когда виновный дал потерпевшему этот яд

Вопрос Грабеж и разбой(сходства и различия)

Вопрос Субъективная сторона преступления. Понятие и общая характеристика признаков субъективной стороны преступления

Субъективная сторона преступления - это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию.

Признаки и значение субъективной стороны

Субъективную сторону преступления образуют следующие признаки: вина, мотив, цель и эмоциональное состояние лица. Обязательное значение имеет только вина. Значение признаков субъективной стороны :

  • Разграничение преступного и непреступного поведения (не является преступным причинение общественно опасных последствий без вины, деяние, предусмотренное нормой уголовного права, но совершённое с не указанной в ней формой вины, мотивом или целью).
  • Разграничение сходных по объективным признакам составов преступлений (убийство и причинение смерти по неосторожности; самовольное оставление службы и дезертирство).
  • Признаки субъективной стороны определяют степень общественной опасности преступления и преступника, являясь смягчающими и отягчающими обстоятельствами

Вина

Согласно психологической теории, вина определяется как психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Существуют и другие теории вины.

Современное уголовное право исходит из того, что преступным может являться деяние, совершение которого является осознанным и волевым. Вследствие этого вина является необходимой предпосылкой уголовной ответственности и наказания . Только виновная ответственность за совершение преступления образует сущность субъективного вменения: какими тяжкими не были бы последствия, ответственность наступает только за виновное их причинение, объективное вменение является недопустимым .

Выделяют две формы вины: умысел и неосторожность. Форма вины - это определяемое законом сочетание интеллектуальных и волевых признаков, свидетельствующих об отношении виновного к совершаемому им деянию и его последствиям. Форма вины либо указывается в уголовно-правовых нормах, устанавливающих ответственность за конкретное преступление, либо подразумевается.

Умысел

Умышленная форма вины предполагает осознание виновным сущности совершаемого деяния, предвидение его последствий и наличие воли, направленной к его совершению .

Умысел бывает прямой и косвенный. При прямом умысле лицо сознаёт общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент) и желает их наступления (волевой момент). При косвенном умысле виновный предвидит не закономерную неизбежность, а лишь реальную возможность наступления последствий в данном конкретном случае. С точки зрения волевого элемента виновный не желает, но сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично. Следует отметить, что во многих государствах основным интеллектуальным элементом умысла считается осознание не общественной опасности деяния, а его противоправности.

Неосторожность

Неосторожность характеризуется легкомысленным расчётом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий. Неосторожность встречается реже, чем умысел, однако по своим последствиям неосторожные преступления (особенно связанные с использованием некоторых видов техники, атомной энергии и т. д.) могут быть не менее опасными, чем умышленные. Неосторожность может быть двух видов: преступное легкомыслие и преступная небрежность.

При преступном легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент схож с косвенным умыслом), не желает их наступления, и без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (волевой момент). При этом лицо не расценивает свои действия как общественно опасные, хотя и осознаёт, что они нарушают определённые правила предосторожности.

При преступной небрежности виновный не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Лицо может быть привлечено к ответственности за такие действия, поскольку его поступки связаны с пренебрежительным отношениям к закону, требованиям безопасности и интересам других лиц

Невиновное причинение вреда

Невиновное причинение вреда или уголовно-правовой казус имеет место, когда лицо по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своего деяния, либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и не должно или не могло их предвидеть. В последнее время наличие казуса также может признаваться в случаях, когда лицо хотя и предвидело возможность наступления последствий, но не могло их предотвратить в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Способ описания состава преступления , в соответствии с которым выделя­ют простой, сложный.

Простой состав включает признаки одного объекта, одного деяния, влекущего одно послед­ствие, одну форму вины. Например, кража чужого имущества: объект - собственность, объективная сторона - противоправное, безвозмездное, тайное изъятие чужого имущества с причинением ущерба собственнику; субъективная сторона - умысел.Сложный состав характерен тем, что он включает либо два объекта посяга­тельств (разбой - ст. 162 УК), либо несколько деяний (массовые беспорядки - ст. 212 УК), либо несколько последствий (захват заложника, если это повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия), или две формы вины (ч. 4 ст. 111 - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, по­влекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Следует иметь в виду, что, несмотря на такую сложную конструкцию, речь идет об одном составе, и квалифицировать деяние следует по одной норме УК РФ.

11.Материальный, формальный и усеченный составы преступлений.

По конструкции и числу обязательных признаков, относящихся к объективной стороне деяния, составы преступлений подразделяют на материальные, формальные и усеченные. Если в составе в качестве обязательного его признака указывается либо предполагается общественно опасное последствие, такой состав называется материальным. Так, в составе халатности без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 293 УК) в качестве преступного последствия требуется установить причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 293 УК) - причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека; при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 293 УК) - причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.

В формальных составах не указывается на конкретные последствия, для таких составов достаточно совершения предусмотренного в статье УК действия (бездействия). Последствия в подобных составах лежат за пределами состава преступления и, если они наступили, учитываются при назначении наказания, а также в других, указанных законом случаях. К таковым относится, например, состав воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК).

Разновидностью формальных составов являются так называемые усеченные составы , когда окончание преступного деяния законом перенесено на более раннюю стадию его совершения. Так, состав разбоя (ст. 162 УК) сформулирован как нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Разбой признается оконченным преступлением с момента нападения, совершенного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с момента угрозы применения такого насилия. Окончание данного преступления перенесено на стадию покушения, когда незаконное завладение чужим имуществом еще не состоялось.

По особенностям конструкции составы преступлений дифференцируются на три вида: 1) материальный; 2) формальный; 3) усеченный. Материальный - это такой состав преступления, в который включено последствие, предусмотренное статьей Особенной части УК (например, составы преступлений, предусмотренные ст. 105, 111 УК РФ). Преступление с таким составом признается оконченным с момента наступления указанного в законе последствия. Формальный - это состав преступления, в который включено только деяние и который не содержит последствия (к примеру, составы преступлений, предусмотренные ст. 123 – производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования, 213УК хулиганство – грубое нарушение общественного порядка). Преступление с таким составом является оконченным с момента совершения деяния, независимо от фактически наступивших последствий. Усеченный - это состав преступления, в котором деяние носит суженный характер, будучи перенесено на раннюю стадию, соответствующую приготовлению к преступлению (например, составы преступлений, предусмотренные ст. 209 – бандитизм, 210 – организация преступного сообщества) или покушению на преступление (к примеру, составы преступлений, предусмотренные ст. 162, 163 УК РФ). Преступление с усеченным составом признается оконченным с момента совершения части деяния (деяний), установленного статьей Особенной части данного УК. В теории уголовного права по этому вопросу не сложилось единого мнения. Одни ученые утверждают, что усеченный состав преступления возможен только на стадии приготовления к преступлению, другие утверждают, что формальный состав возможен как на стадии приготовления, так и на стадии покушения на преступления.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

П. В. ФЕДЫШИНА

СОСТАВЫ ПОСТАВЛЕНИЯ В ОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Проблема классификации составов преступлений по конструкции объективной стороны не является новой, однако до настоящего времени исследователи не пришли к единому мнению и не выработали критериев, которые позволили бы однозначно отнести состав преступления к тому или иному виду. Данный вопрос представляет значительный интерес и актуален прежде всего даже не с теоретических позиций, а с практических, поскольку понимание конструкции объективной стороны предполагает правильное определение момента окончания преступления, т. е. наличие в содеянном всех признаков оконченного состава преступления (а не какой-либо его стадии, что имеет значение при назначении наказания) и обусловливает в конечном счете законное и обоснованное решение правоприменителя о привлечении виновного к уголовной ответственности.

Составы преступлений в зависимости от законодательной конструкции объективной стороны традиционно делятся на материальные и формальные. К формальным относят составы, обязательным признаком объективной стороны которых является только деяние, а наступление общественно опасных последствий для квалификации содеянного как преступления не требуется (ст. 125 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)).

Для наличия в деянии признаков материального состава преступления необходимо не только совершение деяния, но и как следствие — наступление общественно опасных последствий (ст. 105 УК РФ).

Выделяют также усеченные составы преступления, в которых момент их окончания по определенным причинам перенесен на более раннюю стадию — приготовления или покушения (ст.ст. 162, 227 УК РФ). Иногда усеченные составы рассматривают как самостоятельный вид , иногда — как разновидность формальных .

С делением составов преступлений на формальные, материальные и усеченные в указанном виде согласны не все исследователи, однако такое деление вполне пригодно в качестве базового для более глубокого изучения данного вопроса.

Приняв за основу приведенную классификацию и обратившись к Уголовному кодексу, мы увидим, что далеко не все имеющиеся в УК РФ составы укладываются в один из предложенных вариантов.

Так, в объективную сторону составов, предусмотренных ст.ст. 277, 295, 317 УК РФ, входят как оконченное убийство, так и покушение на убийство. Таким образом, данные составы содержат признаки как материального состава, так и формального, т. е. по конструкции объективной стороны являются формально-материальными.

Как отмечает Л. Л. Кругликов, «законодатель в ходе конструирования состава применяет типы законодательных конструкций: материальный, формальный и формально-материальный. <…> В теории уголовного права выделяются также составы создания опасности, которые многие ученые по своей конструкции признают материальными…» .

Рассмотрим, например, диспозицию ч. 1 ст. 217 УК РФ: «нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причинение крупного ущерба».

Здесь последствия совершенного деяния (нарушения правил безопасности) представлены альтернативно — как вероятный вариант развития событий («могло повлечь смерть человека») или как свершившийся факт («причинение крупного ущерба»). Аналогичную конструкцию можно увидеть также в ч. 1 ст. 217, ч. 1 ст. 340, ч. 1 ст. 341 УК РФ. Данные нормы сформулированы таким образом, что с объективной стороны состав преступления представлен и как материальный, и как состав, когда возникает возможность наступления общественно опасных последствий — так называемый состав поставления в опасность (деликт опасности). «Значит, уголовному закону известны два типа преступных последствий — реальные … и возможные… В рамках одного состава преступления в ходе его конструирования нет смысла одно и то же последствие закреплять и как возможное и как реальное» . Составы поставления в опасность зачастую не выделяют в отдельный вид, рассматривая в качестве разновидности материальных составов, «специфика конструирования которых состоит лишь в использовании особого приема юридической техники, при котором в тексте статьи Особенной части уголовного закона указывается не на реальный вред, причиненный преступлением, что характерно для большинства материальных составов преступлений, а на угрозу (опасность) наступления такого вреда…» .

При выделении состава поставления в опасность возникает вопрос его разграничения с формальным и с усеченным составами, поскольку ни один из этих составов не предполагает наступление последствий.

Формальный состав отличается от состава поставления в опасность тем, что для последнего, чтобы состав был окончен, требуется указанное в диспозиции статьи возникновение опасности наступления общественно опасных последствий, в то время как для первого необходимо лишь совершение деяния.

Понятие усеченного состава в науке уголовного права также трактуется неоднозначно: «…спорно деление составов на “усеченные” и “неусеченные”. Под первыми разумеются составы угрозы причинения вреда, под вторыми — реальное причинение ущерба... Правильнее было бы делить составы на составы с реальным вредом и с созданием угрозы его причинения» . Понимание усеченного состава преступления как состава «угрозы причинения вреда» фактически превращает его в состав поставления в опасность. Представляется, однако, что смысл усеченного состава не в «меньших» по сравнению с реально наступившими последствиях, а в перенесении момента окончания состава преступления на стадию приготовления или покушения. Если связывать усеченность состава не со стадией преступной деятельности, а с последствиями, тогда усеченный состав и состав поставления в опасность становятся суть одно и то же.

Условно можно выстроить иерархию основных видов составов преступлений по моменту возникновения и возрастанию общественной опасности содеянного в зависимости от наличия или отсутствия указания при описании состава преступления общественно опасных последствий:

1) формальный состав — в объективную сторону не включены общественно опасные последствия (без вреда и угрозы его причинения);

2) усеченный состав (без вреда);

3) состав поставления в опасность, когда возникает опасность, т. е. возможность наступления последствий (создание угрозы причинения вреда);

4) материальный состав с обязательным наступлением общественно опасных последствий (причинение реального вреда).

Поддерживая позицию о делении составов на материальные и формальные, В. Д. Филимонов объясняет ее тем, что первые «нарушают как охраняемые, так и охраняющие общественные отношения,

а вторые (“формальные”) — в обязательном порядке только охраняющие общественные отношения. Специфика преступного нарушения последних состоит в том, что оно создает опасность причинения вреда охраняемым общественным отношениям. При этом составы преступлений делятся на три группы в зависимости от видов опасности:

1) составы, предусматривающие опасность, грозящую широкому кругу общественных отношений (ст. 220 УК РФ);

2) составы, конкретизирующие опасность по объекту возможного причинения вреда (ст.ст. 125, 270 УК РФ);

3) составы, содержащие признаки, указывающие, кому и какая конкретно угрожает опасность (ч. 1 ст. 215.1, ст. 217 УК РФ)» .

Особого внимания заслуживает такое понятие, как реальность опасности, т. е. возможность наступления последствий. Ряд авторов обоснованно подразделяют ее на абстрактную и конкретную. При конкретной опасности «бездействие или действие, совершенное лицом, создало возможность наступления вредных последствий в данной обстановке» . При абстрактной опасности «создается серьезная опасность для жизни и здоровья людей или для окружающей среды… Понятие опасности означает состояние, которое содержит в себе возможность возникновения вреда». Составы поставления в опасность предполагают, что объект находится только под угрозой причинения вреда, т. е. вред может быть причинен, а может быть не причинен, что невозможно ни в формальных, ни в материальных составах. При этом в случае нереализации опасности должна быть учтена причина, по которой вред не был причинен, — произошло ли это по воле или помимо воли виновного. Если последствия не наступили по обстоятельствам, зависящим от воли виновного, тогда в зависимости от состава имеются основания говорить или о добровольном отказе от совершения преступления, или о деятельном раскаянии. Если же вред не был причинен в результате иных причин, не связанных с волей виновного, в силу стечения обстоятельств, то в его действиях имеется состав поставления в опасность.

В конструкции статей Уголовного кодекса на базе указанных выше видов составов (формального, материального, усеченного и состава поставления в опасность) возможно различное их сочетание.

Так, А. Г. Безверхов и Д. В. Решетникова приводят пример формально-усеченного и формально-материально-усеченного составов . К формально-усеченным они относят состав ч. 1 ст. 353 УК РФ, поскольку формальным составом является лишь использование наемника в вооруженном конфликте или вооруженных действиях, а вербовка, обучение, финансирование и иное материальное обеспечение наемника — это приготовление к преступлению, т. е. усеченный состав преступления.

Еще более сложным по конструкции — формально-материально-усеченным — является состав преступления, предусмотренного ст. 357 УК РФ «Геноцид», в котором содержатся составы материальный (убийство членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы, причинение тяжкого вреда их здоровью), формальный (принудительная передача детей, насильственное переселение) и усеченный (иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы).

В случае наступления общественно опасных последствий состав поставления в опасность превращается в материальный. Такой вариант возможен в рамках одной статьи: основной состав — формальный или поставления в опасность, а квалифицированный — материальный. Так, ч. 1 ст. 247 УК РФ предполагает состав поставления в опасность:

«производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде», а квалифицированный состав той же статьи, указанный в ч. 2, — материальный: «те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации». В данном случае в описанной конструкции объективной стороны мы видим деликтоопасно-материальныйсостав преступления, момент окончания которого разнится в зависимости от наличия или отсутствия последствий.

Рассмотрим другой пример — убийство (или причинение тяжкого вреда здоровью) общеопасным способом. С одной стороны, налицо материальный состав — причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшего (т. е. реальный вред жизни или здоровью потерпевшего), с другой — общеопасный способ, т. е. угроза или поставление в опасность причинения вреда жизни или здоровью третьих лиц. Опасность должна быть реальной, но не реализованной, поскольку в случае реального причинения смерти или вреда здоровью третьим лицам состав в этой части превратится в материальный и потребует дополнительной квалификации. Но когда общеопасный способ создал лишь угрозу жизни и здоровью, речь идет о составе поставления в опасность, и в приведенном примере, в отличие от предыдущего, состав будет окончен в момент наступления смерти (тяжкого вреда здоровью) при совершении самого деяния общеопасным способом. Иными словами, во время причинения смерти (тяжкого вреда здоровью) потерпевшему возникает две опасности — для жизни (здоровья) потерпевшего и для жизни (здоровья) третьих лиц, т. е. возникает двойной состав поставления в опасность. Затем одна опасность — для жизни (здоровья) основного потерпевшего — реализуется и состав превращается в деликтоопасно-материальный.

Целесообразно упомянуть об общественной опасности как одном из признаков преступления, которую можно определить как наступление в результате совершения общественно опасного деяния какого-либо реального вреда общественным интересам или угрозу наступления такого вреда. Таким образом, даже если состав преступления формальный и не требуется наступление последствий, такое преступление тем не менее априори всегда является общественно опасным, т. е. или причиняющим вред общественным отношениям, или ставящим общественные отношения под угрозу причинения вреда. Данный факт выдвигается некоторыми авторами как аргумент в пользу позиции о невозможности преступления без общественно опасных последствий.

Теоретически могут быть и другие сочетания основных видов составов — и формально-деликтоопасный, и усеченно-материальный составы, которые для законодателя в настоящее время интереса не представляют.