Объективные признаки получения взятки. Субъективные признаки получения взятки Пример из судебной практики

1) имущественное вознаграждение

2) вручается только должностным лицам, перечисленным в прим. №1 к ст. 285

3) передача вознаграждения обусловлена совершением или несовершением в интересах дающего каких-либо действий / бездействия, которые входят в его компетенцию и оно правомочно или обязано выполнить эти действия в соответствии со своими служебными полномочиями, либо неправомерные действия, которые вытекают из служебного положения должностного лица или совершается вопреки интересам службы (п.10 ППВС 2000 года).

В приговоре нужно указать, за что именно была вручена взятка. Так же была ли обусловлена общим покровительством, либо попустительством по службе (п.4 ППВС 2000 года).

Общее покровительство по службе – действия, связанные с незаслуженными поощрениями, продвижениями по службе или иными действиями, которые не вызывают крайне важно сть.

Попустительство по службе – не принятие должностным лицом мер за упущение и нарушение служебной деятельности взяткодателя, не реагирование на неправомерные действия.

В этих ситуациях взяткодатель не оговаривает, за что конкретно передается взятка, но взяткодатель рассчитывает, что при крайне важно сти должностное лицо примет выгодное для него решение, при этом взяткополучатель осознает, что ему платят за исполнение служебных действий. В процессуальных доказательствах нужно указать не только статус, но уточнить, за какие функции и в каком направлении должен исполнять.

Возможна ситуация, когда должностное лицо берет взятку за деяние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он якобы совершит, хотя у него нет полномочий или не может изменить, либо вообще не собирался (п.20 ППВС 2000 года). В этом случае действия должностного лица квалифицируются по ст. 159, а взяткодателя – ст.30 – ч.1 ст.291 (оконченное покушение). Но с точки зрения Кондрашовой Т.В.: взяткодатель – ст.30 ч.1 ст. 291, а взяткополучателя - ст.33, 30 ст. 291. При такой квалификации суды РФ не передают деньги потерпевшему.

Момент окончания: оба состава по конструкции формальные и согласно п.11 ППВС – закончены в момент получения должностным лицом хотя бы части взятки.

В случае если взятка передается услугой, то она считается принятой с момента͵ когда начнет пользоваться услугами.

Не является покушением высказывание намерений дать или получить взятку, в случае если это не было подкреплено действиями.

Взятка должна быть не только лично, но и с ведома должностного лица другими должностными лицами. П.9 ППВС 2000 года: если эти лица были осведомлены о том, что через них передается взятка, то они физические пособники (ч.5 ст.33 – ст. 290).взятка всœегда дается за деяния, которые совершаются с использованием своего служебного положения.

Использовать служебное положение можно 2 способами:

1. самому совершать какие-либо деяния, входящие в круг служебных обязанностей, то есть с использованием служебного положения в узком смысле слова

2. оказать воздействие на другое должностное лицо своими авторитетом или связями, то есть второе лицо совершает какие-либо действия. Лицо, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказывают влияние, не знает, что кому-то дали взятку. Использование своего влияния, должности возможно в 2 случаях:

· воздействие по вертикали – когда должностное лицо, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказывают воздействие, находится в определœенной служебной зависимости. Признается всœеми.

· по горизонтали – оба должностных лица имеют равный правовой статус и не зависят друг от друга, следовательно, используются служебные связи. По поводу признания существует несколько точек зрения: первая – использование личного знакомства, следовательно, нельзя дать взятку; вторая – зависимость именно та͵ за которую нужно давать взятку; третья – п.4 ППВС 2000 года – использование личных отношений, в случае если они не связаны с занимаемой должностью, не могут рассматриваться как использование служебного положения.

В случае если 1 должностное лицо, получив взятку, без предварительной договоренности с другим должностным лицом, передает часть взятки другому должностному лицу, то у первого ст.290 на всю сумму денег и ст. 291 за отданное.

Взятка дается за деяние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ совершается в интересах дающего или лиц, представленных им, лица бывают любые.

Субъективная сторона – только прямой умысел. Взяткодатель должен знать, что передает должностному лицу именно за использование служебных функций. Взяткополучатель должен понимать, за что ему платят. В случае если взяткодатель заблуждался и считал, что платит, к примеру, штраф, то взятки нет, а у должностного лица должна быть ст. 285.

Субъект – должностное лицо, с 18 лет – получатель; общий, с 16 лет – взяткодатель.

В случае если должностное лицо заставляет подчинœенных передать взятку другому должностному лицу, то взяткодатель – должностное лицо, следовательно, ст.291, а те, кто передает – ст.33 ст. 291.

Лжевзяточник: если лицо, не являясь должностным лицом, выдает себя за таковое и получает незаконное денежное вознаграждение, то у взяткодателя – ст. 30 ч.1 ст. 291, у лжевзяточника (если он был инициатором, то кроме ст. 159) должна быть ст.33, 30 ст.291. В случае если лжевзяточник был государственным или муниципальным служащим, то у него еще и 288, помимо всœего прочего.

Критерии Взятка Коммерческий подкуп
Кому дается Должностные лица Лица с управленческими функциями
Где работают См. прим. к ст. 285 Коммерческая или иная организация
По предмету Деньги, имущество, выгода имущественного характера Деньги, имущество, услуги имущественного характера
Когда До и после нужных действий. Как с предварительной договоренностью, так и без нее. До и после, только с предварительной договоренностью
За какие действия За законные и незаконные Только незаконная передача, то есть либо за незаконные действия, либо за действия, нарушающие интересы других лиц
Квалифицирующие признаки Есть такие признаки Нет признаков, связанных с размером вознаграждения и с правовым статусом взяткополучателя

Ч.4 ст. 290 – ответственность за особо квалифицированные виды получения взятки

Группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п.13 ППВС 2000 года).

Группу лиц образуют только должностные лица + оба должны быть соисполнителями. У всœех остальных кроме ст.290 еще и ст.33. нет групповой взятки в случае передачи подчинœенным лицом по указанию начальника. Соисполнителями бывают и те, кто совершит нужные действия, и те, кто не будет совершать сам нужных действий, но даст согласие или попустительствовал.

Предварительный сговор должна быть об одной взятке или должна быть оговорена вся взяточная деятельность на будущее без указания конкретных лиц и сумм.

В случае если одно должностное лицо получит взятку по договоренности с другим должностным лицом, а потом ее поделит, то есть предварительный сговор и взятка будет закончена, когда первый субъект получит взятку.

В случае если взяткодатель, передавая взятку одному должностному лицу, просит отдать другому, без которого нельзя решить вопрос, то в данном случае у мздоимца – ч.1 ст.290 и ст.33 ч.1 ст. 291. У того, кто дает: ч.1 ст. 291 и ч.1 ст.291.

Для вменения признака ʼʼгруппа лицʼʼ не нужно, чтобы взяткодатель был осведомлен о наличии нескольких взяткополучателœей. В случае если группа лиц, то взятка вменяется каждому в полном объёме.

Получение взятки, сопряженное с вымогательством

Требование и вымогательство – разные вещи.

П.16 ППВС 2000 года

Вымогательство – это требование взятки под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленно создают такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения вреда своим законным интересам.

Должностное лицо либо совершает то, что должен, либо не совершает, что должен.

Вымогательства не будет, в случае если взяткодатель платит за незаконные действия. Может быть ситуация, когда гражданин одновременно платит и за законные интересы, и за незаконные.

Вымогательство может выражаться, как в прямом требовании передать вознаграждение, так и в завуалированной форме - ϶ᴛᴏ совершении / несовершение деяния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ставит под угрозу законные интересы взяткодателя или его близких.

Признак вымогательства должен вменяться всœем соисполнителям, которые знали о нем, хотя сами и не участвовали в вымогательстве.

П.24 ППВС: лицу, у которого взятка вымогалась предмет взятки возвращается, но только при вымогательстве.

Крупный размер – более 150 тысяч.

В случае если взятка была неоднократной самостоятельными действиями, то сумма вознаграждения не складывается, но если имела место одна продолжаемая взятка, выплачиваемая в рассрочку, либо имели место взятки, поборы за попустительство, покровительство, то здесь вменяется одна статья и сумма складывается.

В случае если лицо имело намерение получить крупную взятку, но не успело, то по закону и логике нужно квалифицировать как покушение на п.г) ч.4 ст. 290.

Квалифицирующий признак нужно вменять всœем соучастникам, которые о них знали.

Уважаемый коллеги!

Продолжаю доводить до Вас всю имеющую судебную практику по теме «взятка».

И так, что необходимо знать адвокатам о квалифицирующих признаках получения взятки и коммерческого подкупа, рассмотрим для начала квалифицирующий признак «группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой».

Согласно ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Так как субъект преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ является специальным, то при квалификации действий по данному признаку необходимо руководствоваться содержащейся в ч. 4 ст. 34 УК РФ нормой, согласно которой лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части УК, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве организатора, подстрекателя или пособника.

Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (далее Пленум) взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более должностных лица или два и более лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.

При квалификации действий указанных лиц, не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.

Непосредственное участие в совершении преступления означает выполнение полностью или частично действий, составляющих объективную сторону преступления.

Преступление считается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из участником группы с намерением последующего дележа незаконного вознаграждения между соучастниками в соответствии с достигнутой договоренностью.

Рассмотрим один пример.

Пензенским областным судом были осуждены по п.п. «а, в» ч.4 ст.290 УК РФ Н.- руководитель филиала ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пензенской области» и Х.- психолог того же учреждения за получение взятки путем вымогательства группой лиц по предварительному сговору.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставила без изменения, указав о правильности квалификации действий осужденных.
Из показаний свидетеля Р. следовало, что он привел свою дочь, являющуюся инвалидом с рождения, на комиссию по продлению ребенку срока инвалидности.
Н., осмотрев ребенка, направила ее к психологу Х., которая заявила, что ребенок хорошо выглядит, могут возникнуть проблемы с освидетельствованием и предложила поговорить об этом с Н.
Р. повторно обратился к Н., которая заявила об отсутствии оснований для продления девочке инвалидности и сослалась на то, что результат будет отрицательным в случае назначения повторной экспертизы.
Р., зная, что улучшения здоровья дочери не наступило, попросил Н. еще год понаблюдать ребенка, на что она ответила: «Вы нас заинтересуйте, тогда мы все оставим.» Он предложил Н. 2 000 рублей, но она дала понять, что этой суммы недостаточно и предложила встретиться в этот же день позже.
Прибыв в назначенное время в больницу, Р. встретил Х., которая пригласила его в кабинет и на листке указала сумму взятки в размере 7000 рублей. Р. в кабинете Н. передал ей деньги, после чего Н. сообщила об оформлении справки об инвалидности его дочери.
Заключением медико-социальной экспертизы, проведенной в ходе предварительного следствия, было установлено, что Е. подлежала определению категории «ребенок-инвалид».
О предварительности сговора свидетельствовали как согласованные совместные действия Н. и Х., так и действия каждой из них, направленные на получение взятки.
Доводами кассационных жалоб о том, что деньги Х. не получила, а поэтому ее действия не подлежали квалификации как оконченное преступление, являются несостоятельными, поскольку в результате совместных и согласованных действий обеих осужденных деньги уже были получены Н., часть из которых была передана для вручения другим лицам, в том числе Х., которой причитающаяся сумма не была вручена ввиду того, что она уже ушла с работы
(Бюллетень Верховного Суда РФ, 2010, № 6).

В соотвествии с ч. 3 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Согласно п.16 Пленума, организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя.

В организованную группу - п. «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ и п. «а“ ч. 4 ст. 204 УК РФ, помимо одного или нескольких должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут входить лица, не обладающие признаками специального субъекта получения взятки или коммерческого подкупа.

В случае признания получения взятки либо предмета коммерческого подкупа организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке и совершении этих преступлений, независимо от того, выполняли ли они функции исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника, подлежат квалификации по соответствующей части ст. 290, ст. 204 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ.

Преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом организованной группы.

Рассмотрим один пример.

ВС РФ признал наличие данного квалифицирующего признака в действиях сотрудников ГИБДД, получавших с водителей взятки за несоставление протоколов об административных правонарушениях.

Приговором Астраханского областного суда Кирсанов А.А., Кирилин В.П., Тархов В.В., Кадыров Н.Н., Санжапов М.И., Муханов Г.М. признаны виновными в том, что они, являясь должностными лицами, в составе организованной группы получили лично взятки в виде денег за бездействие в пользу взяткодателя.
Как установил суд, с начала 2008 года по 5 февраля 2010 года в целях систематического получения денежных средств (взяток) члены преступной группы, инспектора ДПС на стационарных постах ДПС, выявляя административные правонарушения, допущенные со стороны водителей, отводили лично либо направляли их к старшему стационарного поста, осознавая при этом, что с определенной их части за несоставление административного протокола «старший» поста получит взятку в виде денег, а во время отсутствия в помещении по какой-либо причине старшего поста, а также в случае его занятости, сами непосредственно получали с водителей взятки в виде денег, которые затем передавали старшим поста, в том числе с начала 2008 г. - Г., с конца 2009 г. - С., со 02.01.2010 г. - Тархову В.В., для вложения полученных сумм в общую часть (общий котел), собранных за смену денег, чтобы затем распределить ее между всеми участниками организованной преступной группы, а также передать установленную лично Кирсановым долю непосредственно ему, через старшего инспектора Тархова В.В. и иных конкретно определенных для этого лиц.
В то же время часть инспекторов, в том числе старший поста Тархов, приступивший к исполнению должностных обязанностей со 02.01.2010 г. после выхода из очередного отпуска, при несении службы на посту в качестве автоматчика, вопреки поставленной перед ними задачи по осуществлению охраны общественного порядка на территории стационарных постов ДПС и огневого прикрытия в целях обеспечения безопасности работы других инспекторов поста, исходя из отведенной им роли, следили за окружающей обстановкой в целях исключения любой возможности обнаружения преступной деятельности группы со стороны правоохранительных органов в момент получения взяток старшими постов.
При этом старшие постов, как члены организованной группы, в число которых входили и С. и Г. во время несения службы на любом из стационарных постов, в ходе общения с водителями автотранспортных средств, допустивших административные правонарушения вследствие нарушения Правил дорожного движения, систематически лично получали с них взятки в виде денег за незаконное бездействие, выражавшееся в несоставлении на данных лиц (водителей) протоколов о выявленных правонарушениях, что влекло их освобождение от административной ответственности за совершенное правонарушение.
Затем в течение рабочей смены незаконно полученные с водителей денежные средства (взятки) старшие постов - члены организованной группы, среди которых были Г. с конца 2009 г. С., со 2 января 2010 г. Тархов В.В., хранили у себя, и по завершении шестидневной рабочей смены часть незаконно полученных денежных средств в фиксированной сумме, из расчета прямо установленного Кирсановым со стационарных постов ДПС, передавалась вышеуказанными лицами и другими старшими постов каждой из 4 смен, старшему смены, члену организованной преступной группы Кирилину В.П., непосредственно передававшему данную сумму командиру роты Кирсанову А.А.
Оставшаяся часть денежных средств, полученная в виде взяток сверх установленных Кирсановым А.А. ставок, распределялась в зависимости от их остатка между другими членами организованной группы и расходовалась ими по собственному усмотрению.
Признавая несостоятельными доводы жалоб стороны защиты об отсутствии в действиях виновных квалифицирующего признака «организованной группы лиц», Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала, что созданная и руководимая командиром роты Кирсановым А.А. преступная группа являлась устойчивой и высокоорганизованной, поскольку в нее вовлекались наиболее доверенные лица. В группе существовала необходимая конспирация, согласно которой инспектора передавали деньги, полученные в виде взяток на постах, старшим постов, но не напрямую их руководителю, а те, либо старшие смен передавали их, как правило, в удобном для этого месте (подсобном помещении при отсутствии посторонних лиц, автомашине, на улице). Кроме того, как показал стажер С., молодые сотрудники ДПС и стажеры о существовании преступной схемы получения с водителей денежных средств и распределении их между членами организованной группы осведомлены не были.
В группе были разработан план действий и распределение ролей между участниками группы в соответствии с занимаемой ими должностью и служебными обязанностями, направленные на достижение общего результата в виде систематического незаконного сбора денежных средств с водителей-нарушителей при проезде через стационарный пост ДПС. Она имела своего организатора и руководителя, каковым являлся Кирсанов А.А., осуществлявший общее руководство и контроль за подчиненными ему должностными лицами, входившими в члены организованной группы, обеспечивая полное подчинение себе созданной им группы. Он же создавал необходимые условия для ее преступной деятельности и лично участвовал в подборе и расстановке кадров.
Кирсанов, будучи наделенным организационно-распорядительными полномочиями в силу занимаемой руководящей должности, определял конкретные роли каждого из участников группы, требовал соблюдать порядок и выполнять схему сбора взяток, распределяя их между всеми членами группы, отдавал указания, обязательные для исполнения всеми членами организованной группы, способствовал в соответствии с занимаемым служебным положением совершению его подчиненными бездействий в пользу взяткодателей. Давал указания о соблюдении конспирации в целях исключения возможности обнаружения преступной деятельности со стороны правоохранительных органов либо иных посторонних лиц.
При этом независимо от того, кто из членов организованной группы, в какое время, на каком посту, в какой смене лично получал взятку, каждый ее участник получал причитающуюся ему долю от общей суммы.
На протяжении всего периода действия преступной группы ее члены поддерживали между собой тесную связь путем личного общения. Указания Кирсанова до них доводились, как правило, через старших постов или смен (наиболее доверенных Кирсанову лиц) и неукоснительно исполнялись. При этом вопросы, касающиеся получения взяток, обсуждались при личных встречах.
Во время совершения преступлений каждый участник организованной группы выполнял ту роль и действия, которые были отведены ему согласно разработанному плану преступной деятельности организованной группы, что являлось необходимым условием продолжения совершения незаконных действий другими участниками группы, и в общей согласованности направленными на достижение общего преступного результата - незаконного обогащения и извлечения постоянных доходов путем получения взяток.
(определение ВС РФ от 19.12.2012 № 25-О12-23).

Согласно п. 17 Пленума, при решении вопроса о квалификации получения взятки или предмета коммерческого подкупа в составе группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы следует исходить из общей стоимости ценностей, например, имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера, предназначавшихся всем участникам преступной группы.

Продолжение следует…

Взяточничество разрушает устои общества , нарушает принцип справедливого распределения материальных и иных благ, ущемляет права граждан и противостоит развитию здоровой конкуренции в обществе.

Понятие

Взяточничество – преступление против государственной власти.

Проникая повсеместно, оно дискредитирует систему общественных отношений и структуру установленного государством, порядка.

Взяточничество разрушает установленный порядок и вносит хаос в регламентированный порядок решения значимых для общества, вопросов.

Особенно опасно взяточничество тогда, когда оно совершается лицом, которое призвано охранять законы или осуществлять надзор за их исполнением и производством.

Получение взятки является предумышленным преступлением и всегда имеет корыстный мотив.

За получение взятки вменяется уголовная ответственность и наказание, предусмотренное статьёй 290 УК РФ .

За покушение на взятку, при условии, что лицо по объективным причинам её не получило, наказание вменяется по статье 30 УК РФ.

Наказание следует не только за получение, но и за дачу взятки!

Виды

Данное преступление может иметь следующие разновидности, которые определяют квалифицированные виды получения взятки :

  1. Простое получение взятки, подарков, услуг за мелкие уступки и преимущества.
  2. Получение взятки в значительном размере, превышающем 25 000 рублей.
  3. Получение взятки в крупном размере, превышающем 150 000 рублей.
  4. Получение взятки в особо крупном размере – свыше 1 000 000 рублей.
  5. Должностным лицом: государственным служащим, сотрудником полиции и прочими уполномоченными лицами.
  6. Группой лиц по сговору, при организации преступной деятельности.

Получение взятки считается оконченным с того момента, когда взяточник лично, путём перечисления на счёт или через посредника принял от взяткодателя денежное или иное вознаграждение за незаконное оказание услуги.

Способы

Под получением взятки понимаются следующие способы и признаки незаконного получения вознаграждения :

  1. Принятие за исполнение своих государственных и иных функций любого вознаграждения: денег, услуг, подарков от организаций и физических лиц. Взамен этого осуществляются незаконные действия в пользу взяткодателя по служебной линии или при способствовании других должностных лиц.
  2. Получение подарков или оказываемых услуг от подчинённых, зависимых от должностного лица по службе в счёт покровительства или попустительства в отношении их деятельности.
  3. Использование других непредусмотренных преимуществ, таких как предоставление оплат услуг поездки, путешествия, предоставление санаторно-курортных путёвок, проведение ремонтных работ и т.п.
  4. Завуалированная взятка: предоставление услуг и товаров по заведомо заниженным ценам и т.п.

Получение взятки может осуществляться непосредственно , путём передачи лично в руки или путём перечисления денежных средств на счёт взяткополучателя. А также – через посредника.

Как доказать?


Для доказательства потребуется подтверждение факта
передачи денежных или иных средств, в пользу лица, взамен требования в отношении него, выполнения незаконного действия.

В последние годы студенты учебных заведений проявляют бдительность в отношении преподавателей, вымогающих взятку, используя в качестве доказательства съёмку на камеру или диктофон, сотового телефона.

С этими записями можно обратиться в полицию и инициировать производство уголовного дела.

С крупными должностными лицами, государственными служащими, представителями муниципальных и иных административных служащих – дело обстоит значительно сложнее.

Для этого проводятся специальные операции по задержанию преступника на месте преступления, путём подставного лица, меченых денежных купюр и прочих специализированных методов.

Работа антикоррупционного комитета на сегодняшний день достаточно эффективна, о чём говорят раскрытые громкие дела и предъявленные обвинения, крупным чиновникам.

Доказательством получения взятки может служить также покушение на дачу взятки в том случае, если взяткодатель был задержан за передачу взятки до того момента, как передал средства взяткополучателю.

Таким образом, получение взятки считается оконченным преступлением и признается таковым, с момента попытки дачи взятки взяткодателем, если существуют доказательства договоренности между субъектами.

Это не меняет сути дела , и потенциальному получателю взятки будет вменено равноценное обвинение и ответственность.

Основанием для его обвинения будет договорённость о получении взятки и начало организованного действия по её получению .

То есть основаниями доказательства дачи взятки могут являться :

  1. Записанные аудио и видео материалы.
  2. Показания свидетелей.
  3. Полученные денежные купюры.
  4. Арест (с дачей показаний) взяткодателя или посредника.
  5. Наличие на месте преступления представителей антикоррупционного комитета.

Никакие устные и ничем не подкреплённые заявления , не будут иметь юридической и правовой основы.


Уголовно-правовая характеристика дачи и получения взятки основывается на видах деяний которые осуществил преступник.

Получение взятки вменяется должностному лицу на основании следующих, совершённых им, деяний :

  1. Должностное лицо получает взятку лично.
  2. Должностное лицо получает взятку через посредника.
  3. Взятка получена за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.
  4. Способствование должностного лица получению взятки, другим лицом.
  5. За покровительство или попустительство по службе.

Эти характеристики определяют наличие возможности для вменения уголовной ответственности должностному лицу.

Должностное лицо, при этом, заведомо понимает , что получая незаконное вознаграждение, оно осуществит в пользу лица незаконные действия (бездействие).

Состав преступления

Преступление рассматривается в общем контексте преступлений против государственной власти .

Государственная власть предусматривает планируемое развитие всех социальных, общественных и экономических процессов.

Однако взяткодатель осуществляет деятельность не в соответствии с установленной государством, регламентирующей системой , а – по собственному усмотрению, основанному на корыстных мотивах.

Для определения состава преступления необходимо провести взаимосвязь между принятым вознаграждением и наличием корыстных мотивов, намерение осуществить в адрес лица незаконное действие.

К составу преступления относятся также покушение на получение взятки (вымогательство).

Если лицо, получившее взятку, передало её часть другому лицу для исполнения планируемого незаконного действия, то оно несёт ответственность за получение и дачу взятки.

Объект


Объект преступления
: общественные отношения, представляющие собой и составляющие содержание установленной, упорядоченной работы государственного аппарата.

К объективной стороне преступления относится целый комплекс фактов: деньги, подарки, услуги и прочие преимущества, которые были предоставлены должностному лицу в качестве взятки.

Кроме этого, к объективной стороне будет относиться планируемое незаконное действие в пользу взяткодателя, сумма взятки, место и время поведения действия по получению взятки.

А также свидетели и другие лица, имеющие сведения о процессе передачи взятки или участвующие в незаконных действиях взяткополучателя.

Субъект


Субъект преступления
(специальный) – должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации, получившее взятку.

К субъекту преступления относится также лицо, передавшее взятку для получения и посредник, если дача взятки осуществлялась через него.

За дачу взятки должностному лицу привлекаются лица в возрасте с 16 лет!

К субъективной стороне преступления относится вина в виде прямого умысла и наличие корыстного мотива .

Квалифицирующие признаки

Квалифицированным, получение взятки считается тогда когда оно осуществлено в значительном и крупном размерах, а также — неоднократно .

Особо квалифицирующими признаками получения взятки считаются :

  • получение взятки в составе организованной группы лиц;
  • получение взятки государственным служащим, административным служащим, сотрудником полиции и т.п. должностными лицами;
  • с вымогательством взятки;
  • в особо крупном размере и (или) при систематическом получении.

Проблема квалификации получения взятки по преимуществу заключается в том, что сложно установить её рецидивирующий характер, а также установить взаимосвязь между получением взятки как причиной последующего незаконного действия.

Получение взятки провоцирует другие должностные преступления, такие как халатность, незаконные имущественные и финансовые операции и прочие преступные деяния.

Получение взятки очень близко , по сути, к коммерческому подкупу.

Отличие от коммерческого подкупа

В сравнении с коммерческим подкупом , дача взятки и получение взятки распространяются на более широкие общественные процессы .

При коммерческом подкупе имеют место общественно опасные формы вмешательства в процессы управления деятельностью государственных структур .

Это вмешательство в деятельность структурных предприятий и организаций, процессы управления собственностью и экономическим ресурсом государства .

Коммерческий подкуп подрывает нормальное функционирование рыночных отношений, управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению правовых норм определяемых процессами управления государственных служб.

Наказание и ответственность

Уголовная ответственность за дачу и получение взятки регулируется ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ и может быть как штрафом , так и получением реального срока лишения свободы.

Получение взятки наказывается :


В особо квалифицированных случаях наказание составляет лишение свободы сроком от 7 до 12 лет, со штрафом (или без штрафа) в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за период до 5 лет.

Статья 290 часть 3 УК РФ касается получения взятки за незаконные действия (бездействие).

При этом, в ст. 290 ч.3 УК РФ, определяется круг ответственных лиц: должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации .

Статья 290 часть 5 УК РФ касается деяний, предусмотренных частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены при определенных условиях.

Далее в ст. 290 ч.5 УК РФ, перечисляются эти условия: данные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки ; в крупном размере .

Посреднические услуги наказываются как дача взятки в соответствии со ст. 291 УК РФ:

  1. Штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки;
  2. Принудительными работами на срок до 3 лет;
  3. Лишением свободы до 2 лет, со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Статистика

Обозначенное преступление является крайне распространённым .

За прошедший год было выявлено 4 908 преступлений, с получением взяток на сумму 771 800 000 рублей.

Около 10 % от этого числа преступлений, содержат квалификацию .

Это число преступлений значительно выше, чем в предшествующие годы.

Однако это связано, вероятно, не с увеличением числа преступлений в целом, а с повышением раскрываемости этой категории преступных деяний .

По статистике за дачу взятки осуждено приблизительно в 2 раза больше виновных, чем за её получение.

Преимущественное большинство из них, являются посредниками в передаче взятк и.

Это говорит о высоком риске посреднической деятельности, при передаче незаконных вознаграждений .

Пример из судебной практики

Осужденная предложила незаконный заработок своим сотрудникам, которые занимались учётной кадастровой деятельностью .

Мотивом для совершения преступления стали крайне тяжёлые условия жизни.

Она одна воспитывала малолетнюю дочь и проживала с престарелыми родителями, которые нуждались в медицинском уходе .

Кроме этого, малолетняя дочь страдала тяжёлым врождённым заболеванием, ей были необходимы дорогостоящие процедуры, обследования, санаторно-курортное лечение и лекарственные препараты .

На фоне жизненных осложнений, у осужденной развилось онкологическое заболевание.

Она решилась на крайние меры и составила прейскурант цен за выполнение работ по кадастровому учёту земель.

После раскрытия преступления, она чистосердечно призналась в содеянном правонарушении, и оказала помощь следствию .

После длительного судебного разбирательства, где она была признана организатором преступной группировки, суд отложил дело на дополнительное расследование.

Причиной стало понимание ситуации виновной и её объективная оценка .

Суд принял во внимание тот факт, что при условии лишения свободы, правонарушительница не сможет продолжать лечение, что приведёт её к смерти.

Малолетняя дочь, у которой серьёзные проблемы со здоровьем, окажется в крайне осложнённых условиях, опасных для выживания .

Перепроверив обстоятельства и последствия совершённого преступления, суд выявил, что преступные действия виновной не имели статуса общественно опасного деяния.

С учётом объективной необходимости, вменённый срок лишения свободы ей было разрешено проходить условно .

В заключение необходимо отметить, что дача и получение взятки – достаточно серьёзные преступления, за которые вменяется не менее серьёзное наказание и ответственность.

Многие должностные лица, идя на поводу корыстных мотивов или возникших жизненных сложностей, не адекватно оценивают последствия, к которым может привести незаконный договор о предоставлении незаконных услуг за преступное получение вознаграждения .

На сегодняшний момент антикоррупционная деятельность достигла своего апогея, намечены тенденции к её дальнейшему развитию .

Это останавливает многих взяточников от продолжения преступных деяний .

Объект преступления, предусмотренный главой 30 УК РФ, можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. Предусмотренные этой главой преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и на деятельность (интересы) органов местного самоуправления, что составляет видовой объект этой группы посягательств. При этом под органами власти следует понимать все установленные законом властные структуры. Под интересами государственной службы понимается объем обязанностей лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов и трудовых договоров с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а также организациями, деятельность которых не противоречит закону.

Получение взятки (ст. 290 УК РФ).

Законодатель структурно расположил в УК РФ состав получения взятки (ст.290) впереди статьи, предусматривающей ответственность за дачу взятки (ст. 291). Это означает, что он расценивает получение взятки как значительно более общественно опасное деяние, нежели дачу взятки. Это положение соответствует п.5 ст. 15 УК о том, что уголовно-правовая норма состава ст. 290 УК относится к категории особо тяжких преступлений.

Взятка - наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, пожалуй, во всей гл. 30 УК, ибо является типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.

Объект преступления - противоправные должностные посягательства на основанную на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления.

При этом правоприменителю следует учитывать содержание примечания 1 к ст. 285 УК РФ, формулирующий понятие должностного лица применительно ко всей гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В этой главе находятся и составы преступлений о получении и даче взятки. Это означает, что термин «должностное лицо», фигурирующий в диспозиции ст. 290 УК, надлежит рассматривать во взаимосвязи и совокупности с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ.

Обязательным признаком анализируемого преступления является его предмет. Видовой объект и предмет преступления - дача взятки полностью совпадают с аналогичными признаками состава получения взятки. Проблеме определения предмета всегда отводилась значительная роль в российском уголовном праве. Трудности на практике и разные точки зрения, высказываемые в юридической литературе, по поводу характеристики предмета взятки приводили к расплывчатости и размытости этого понятия. А между тем данный признак состава преступления является исходным моментом при установлении объекта преступления и квалификации деяния.

Ст. 290 УК РФ гласит, что должностное лицо должно получить взятку в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги должны получить в приговоре денежную оценку.

В случаях, если взяткодатель является должностным лицом, в обязанности которого входит контроль за оборотом предметов, изъятых из оборота, то содеянное необходимо дополнительно квалифицировать по ст. 285 и 286 УК РФ, поскольку взяткодатель совершает еще и злоупотребление должностными полномочиями, и превышение власти.

Выгодами, услугами имущественного характера, например предоставление путевок, проездных билетов, квартир, ремонт и строительство домов и квартир, отзыв имущественного иска из суда, уничтожение долговых расписок, оплата долга и т.п.

Действия неимущественного характера не могут выступать в качестве предмета взятки (например, положительная характеристика, рекомендация, статья в газете и т.п.).

По способу вручения различают два вида взяток:

а) явная, при которой, вручая предмет взятки должностному лицу, оговаривают те деяния, которые от него требуются;

б) завуалированная, которую маскируют под передачу денег в долг, подарок к торжественным датам, фиктивно оформленную страховку, проигрыш в карты и т.п.

По времени вручения выделяют два вида взяток:

а) взятка-подкуп, вручаемая до совершения должностным лицом желаемого деяния;

б) взятка-благодарность, которая передается после выполнения обусловленных действий. Однако, передачу такого вознаграждения можно признать взяткой лишь в случае, если она была заранее оговорена между взяткодателем и взяткополучателем. В противном случае мы имеем дело с гражданско-правовым договором дарения.

Любой вид взятки обладает следующими признаками:

а) это должно быть имущественное вознаграждение;

б) оно вручается должностному лицу государственного органа или органа местного самоуправления;

в) передача вознаграждения обусловлена совершением либо не совершением в интересах дающего каких-либо действий, которые входят в компетенцию данного должностного лица. Взятка будет иметь место и за общее покровительство или попустительство по службе. В последней ситуации взяткодатель передает материальные ценности, не оговаривая конкретного деяния, но рассчитывает, что при необходимости должностное лицо предпримет выгодное для него действие либо не будет препятствовать его незаконной деятельности. При этом важно установить содержание вины и взяткодателя, и взяткополучателя. Первый должен сознавать, что он передает взятку должностному лицу для того, чтобы тот при необходимости действовал нужным образом в его интересах. Второй должен понимать, что, принимая взятку, как бы обязуется действовать в интересах взяткодателя.

Фактическое совершение или не совершение в будущем каких-либо действий со стороны должностного лица значения для квалификации по ст. 290 и 291 УК РФ не имеет. Оба состава, предусматривающие ответственность за взяточничество, являются по конструкции формальным и закончены в момент передачи хотя бы части вознаграждения. Взятка может быть получена лично должностным лицом либо с его ведома другими лицами (супругом, детьми, секретарем и т.п.). Если эти лица были осведомлены о том, что они получают взятку для должностного лица, их следует признать пособниками в преступлении, предусмотренном ст. 290 УК РФ.

Достаточно часто должностные лица получают взятку за счет средств, добытых преступным путем. В этом случае возможны различные варианты их поведения:

а) если взятка вручалась в завуалированной форме под видом оплаты, якобы выполненных работ и вознаграждение было получено лично должностным лицом, то его действия квалифицируются по ст. 290 и 160 УК РФ, а действия взяткодателя - по ст. 291 и 160 УК РФ;

б) если должностное лицо получает вознаграждение из средств, добытых преступным путем (обычно путем хищения, незаконного предпринимательства, контрабанды и т.п.), и обещание принять эти средства оно дало до совершения преступления, то его деятельность должна квалифицироваться по ст. 33 (интеллектуальный пособник), соответствующей статье Особенной части и ст. 290 УК РФ;

в) если взяткополучатель осведомлен о том, что эти средства добыты преступным путем, но до совершения преступления он не давал согласия на то, что примет указанные средства в виде вознаграждения, то содеянное квалифицируется по ст. 290 и 175 УК РФ;

г) если должностному лицу не было известно происхождение предмета взятки, то его действия квалифицируются только по ст. 290 УК РФ.

В тех случаях, когда должностное лицо вместе с другими субъектами занимается хищением материальных ценностей с использованием своего служебного помещения, а потом часть похищенного берет себе, то вести речь о взятке нельзя. Здесь налицо одно преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 160 УК РФ.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в получении должностным лицом или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, и оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе.

Взятка всегда вручается за деяния, осуществляемые с использованием служебного положения, должностных полномочий. Использовать служебное положение можно двумя способами:

Совершить действия или воздержаться от совершения действий, входящих в круг служебной компетенции виновного, находящихся в рамках представленных ему прав и полномочий;

Оказать воздействие на другое должностное лицо своим служебным авторитетом или связями. Причем это воздействие может оказываться как на должностное лицо, находящееся в определенной зависимости (например, начальник налоговой службы и проверяемое им лицо), так и на лицо с равным правовым статусом (например, два следователя прокуратуры). В последнем случае используется вовсе не служебное положение, а всего лишь личные связи должностного лица, которые установились при исполнении служебных функций. Поэтому и получение платы за подобное воздействие нельзя квалифицировать как взятку. При наличии других признаков оно может быть расценено как злоупотребление должностными полномочиями.

Взятка передается за деяния, которые должны быть совершены в интересах передающего вознаграждение или в интересах лиц, представленных им. Это могут быть друзья, родственники, партнеры по бизнесу и др.

Взятка возможна и за действия, которые виновный не мог совершить, но взяткодатель об этом не знал. Например, она вручается участковому инспектору в расчете на то, что он может отменить меру пресечения.

Получение взятки - формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда заранее обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (например, ввиду пресечения преступления оперативными сотрудниками милиции в момент ее передачи), содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК РФ.

Предмет преступления, предусмотренного ст. 290, 291 УК РФ - взятка. Закон определяет взятку, как «деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера», получаемые должностным лицом лично или через посредника за “действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе».

Можно определить признаки взятки:

  • 1) имущественный характер выгоды;
  • 2) незаконность ее предоставления;
  • 3) предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;
  • 4) получение ее должностным лицом.

Обязательным признаком взяточничества является предмет преступления - взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера.

Не имеет значения, идет ли речь о российской или иностранной валюте. Обязательным требованием к этому предмету преступления является лишь способность его в принципе быть средством платежа в гражданском обороте.

Под деньгами (валютой) закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте, на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле коммент. статьи не являются и должны относиться к взятке в виде "иного имущества", при условии, если их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная (например, несколько российских копеек или пятаков чеканки 1915 г.), что в силу малозначительности исключает уголовную ответственность за содеянное.

Понятие ценной бумаги дано в ст. 142 ГК РФ. Формулировкой закона "иное имущество» охватываются все остальные случаи, не подпадающие под получение денег или ценных бумаг, - все вещи, делимые и неделимые, индивидуально определенные и обладающие родовыми признаками, движимые и недвижимые.

Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы в любом виде и состоянии за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Получением взятки будет принятие и наручных часов, и квартиры, и картины, и земельного участка, и валютных ценностей. Предметом преступления являются также выгоды имущественного характера, т.е. оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.), а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами).

Например, по одному из дел взяткой была признана оплата взяткодателем стоимости ремонта автомобиля, принадлежащего взяткополучателю. БВС РФ. 1997. N 12. С. 10; 1998. N 5. С. 8, 9.

Взятка как предмет рассматриваемых преступлений всегда имеет имущественную природу. Если должностное лицо получает какую-нибудь неимущественную выгоду (положительный отзыв в печати, согласие выйти замуж и т.п.), получением взятки это не является.

В качестве взятки может рассматриваться только такое имущественное предоставление, которое:

  • 1) выступает в качестве вознаграждения должностного лица за уже совершенное действие (бездействие), связанное с использованием им своего служебного положения (взятка-вознаграждение, “благодарность”), либо
  • 2) призвано побудить должностное лицо к совершению такого действия (взятка-подкуп).

Пленум Верховного Суда в п. 9 постановления от 10 февраля 2000 г. разъясняет: «Суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо... получило взятку от заинтересованного лица. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, Верховный Суд рассматривает в качестве взятки и заранее не обусловленное вознаграждение должностного лица за уже совершенное им действие или бездействие (как законное, так и незаконное). В теоретической литературе обычно отмечается, что заранее не обусловленное вознаграждение за законные действия не представляет общественной опасности и не может рассматриваться в качестве взяточничества, Светлов А.Я. Борьба с должностными преступлениями. Киев. 1970. С. 108. однако Верховный суд занял другую позицию.

Отсутствие встречного предоставления в виде совершения действия (бездействия, общего покровительства, попустительства) с использованием должностного положения позволяет отличить взятку от подарка. Вступление в силу части второй ГК породило некоторые сомнения в этом вопросе. В литературе был предложен новый критерий - размер имущественного предоставления. Аникин А. Ответственность за взяточничество по новому УК. // Законность, 1997. № 6.

Ст. 575 ГК предусмотрела: “Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей”. Этот запрет толкуется некоторыми правоведами как легализация, разрешение мелких взяток: «Это разрешение декриминализирует предусмотренные ст. ст. 290 и 291 УК РФ деяния - получение и дачу взятки-вознаграждения, если ее предметом является обычный подарок, поскольку ст. 575 ГК конституирует дарение обычного подарка государственному служащему, причем не из личных симпатий, а в связи с исполнением последним служебных обязанностей (при отсутствии вымогательства такого подарка), в качестве правомерного действия, что исключает квалификацию этого действия как преступного». Действительно, первое время после вступления в силу части второй ГК по этому пути пошла и судебная практика, были допущены ошибки, связанные с необоснованным прекращением уголовного преследования мелких взяточников, в некоторых случаях даже и при вымогательстве взяток.

Вместе с тем взятка, независимо от ее размера, не является ни “обычным подарком”, ни подарком вообще. Дарение - договор безвозмездный. Ст. 572 ГК прямо предусматривает: “При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением”. Взятка, в отличие от дарения, предполагает обязательное встречное предоставление: она дается за “действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе” (ст. 290 УК).

Таким образом, взятка и подарок, независимо от размера первой и стоимости второго, вовсе не пересекаются, и между нормами ст. 290 УК и ст. 575 ГК нет ни коллизии, ни конкуренции. То обстоятельство, что ГК говорит о подарках, полученных “государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей”, вовсе не означает, что эти подарки могут обусловить встречное предоставление в виде совершения конкретных действий (бездействия) по службе, общего покровительства и попустительства.

Должностное лицо может (и могло до вступления в силу части второй ГК) принимать подарки без такого встречного предоставления, причем “в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей”. Сюда относятся, например, представительственные подарки, иногда очень ценные (например, коллектив оружейного завода торжественно преподносит государственному деятелю драгоценное оружие, иностранная делегация - традиционный сувенир, винодельческое предприятие - лучшие образцы вин и т.п.). Директору школы коллектив школы, выпускники, родители учеников могут сделать подарок в связи с юбилеем директора или школы, в связи с десятилетием его работы в этой должности и т.п. Такие подарки (хотя и связанные с должностным положением или исполнением служебных обязанностей) нельзя рассматривать в качестве взяток ввиду того, что они делаются не за совершение каких-либо конкретных действий (бездействия) по службе и не за общее покровительство или попустительство. ГК лишь ограничил стоимость подобных подарков пятью минимальными размерами оплаты труда, и лишь в случае, если подарок получает государственный или муниципальный служащий. Гражданско-правовой запрет, однако, не исключает принятие представительственных и иных подобных подарков стоимостью и выше 5 МРОТ, но уже от имени и в пользу организации, муниципального или государственного образования (такие подарки приходуются и учитываются на балансе организации, музеев и т.п.).

Таким образом, незначительный размер взятки не исключает ответственности за взяточничество. Это не означает, что взяточничество не может быть малозначительным в смысле ч. 2 ст. 14 УК. В этом случае малозначительное деяние ввиду отсутствия общественной опасности не может рассматриваться в качестве преступления. Так, Б.В. Здравомыслов справедливо отмечал: «при ничтожном размере взятки... содеянное, при отсутствии квалифицирующих признаков и прежде всего неоднократности, не должно влечь уголовной ответственности». Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М. 1979. С. 126. Однако следует отметить, что малозначительность взятки связана не только и не столько с ее размером, сколько обусловленностью ею деятельности должностного лица, степенью влияния на такую деятельность, т.е. продажностью чиновника, изменническим характером его действий. Представляется, что в качестве малозначительных (не являющихся преступлением) взяток можно рассматривать, например:

  • 1) собственно «ничтожные»взятки, когда стоимость имущественного предоставления составляет около 1 МРОТ и менее, если не было вымогательства взятки, и взятка дана за правомерные действия;
  • 2) мелкие (до 5 МРОТ) традиционные (в том числе неоднократные) заранее не обусловленные взятки-вознаграждения (“благодарность”), если взятка дана за правомерные действия.

Вместе с тем необходимо отметить, что «малозначительность деяния»является оценочным признаком, и суд в каждом конкретном случае должен учитывать все обстоятельства дела. Например, важное значение имеет должностное положение взяткополучателя. Особую опасность представляют собой взяточничество работников правоохранительных органов. С другой стороны, аморальным, циничным и несправедливым представляется осуждение к лишению свободы работницы ЗАГС, получившей взятку в виде букета из трех роз и коробки шоколадных конфет. Подобному деянию более соответствует дисциплинарное взыскание, чем уголовное наказание.

Уголовную ответственность влечет как явная, так и прикрытая (замаскированная, завуалированная) взятка. Завуалированная взятка дается, например, под видом подарков родственникам. «Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки». Прикрытая взятка может выразится в предоставлении выгодной работы должностному лицу или его родственником, выплате завышенных авторских гонораров, завышенной оплате лекций, консультаций, проигрыше в азартной игре и т.п. Такие взятки составляют лишь очень незначительную часть выявленных взяток, что указывает не только на их сравнительную редкость, но и на сложность их расследования.

Таким образом, взяточничество предполагает наличие двух сторон, которые несут ответственность в разной мере - получающего взятку и дающего взятку; кроме того, взятка может быть передана и через посредника.

Некоторые элементы состава дачи взятки совпадает с элементами состава получения взятки (объект, предмет).

В ряде случаев установить, где совершается действие должного лица, а где имеет место бездействие, достаточно сложно.

Кроме того, редакционно в этом плане часть 1 ст. 290 УК РФ составлена некорректно. Из буквального толкования статьи получается, что бездействие входит в служебные полномочия должностного лица. Однако бездействие не может входить в служебные полномочия муниципального служащего, как, впрочем, и другого должностного лица. Речь в данном случае может идти только о выполнении или невыполнении своих служебных полномочий.

Исходя из изложенного редакция части 1 ст. 290 УК РФ должна быть изменена и может выглядеть в рассматриваемой части следующим образом:

"1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия, связанные с выполнением или невыполнением своих служебных полномочий, либо оно в силу должностного положения может способствовать решению вопросов в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, а равно за общее покровительство или попустительство».