Расчет размера вреда от аварий на гтс. Об утверждении Порядка согласования расчёта размера вероятного вреда

Sл - площадь лесов в зоне катастрофического затопления, га;

Кнорм.л - средний норматив платы за перевод лесных земель в нелесные, установленный в субъекте Российской Федерации, с учетом особенностей лесов в зоне затопления;

Альфа2 = 0,4 - доля лесных земель в зоне затопления, подверженных нарушению;

Альфа1 = 0,15 - доля утраченных лесных земель из подверженных затоплению.

5.7.5. Ущерб от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду (И8) определяется исходя из прогнозируемых затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом прогнозируемых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивации и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Ущерб, нанесенный почвам (Ип), может определяться как плата за несанкционированный сброс загрязняющего вещества, например шлама, и загрязнение почв, исходя из норматива платы за отход соответствующего класса токсичности с учетом экологической ситуации.

Ущерб, нанесенный атмосферному воздуху (Иа), может определяться исходя из массы загрязняющих веществ, рассеивающихся в атмосфере.

Ущерб, нанесенный подземным водам (Иг), может определяться, исходя из массы поступающих в них загрязняющих веществ, и рассчитываться в соответствии с методиками исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод (например, в соответствии с положениями Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утвержденной Приказом Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 11.02.98 N 81 ).

Ущерб, нанесенный природным и природно-антропогенным объектам, растительному, животному миру и иным организмам и прочим компонентам природной среды (Иб) может включать в себя потери от снижения биопродуктивности водного объекта. Размер потерь при этом определяется на основе экспертной оценки стоимости снижения биологической продуктивности с учетом положений соответствующих нормативно-методических документов и рекомендаций.

Масса загрязняющих веществ (опасных отходов), поступающих в атмосферу, поверхностные воды и другие компоненты природной среды и природные объекты, размер потерь находятся расчетным (например, по соответствующим методикам - или экспертным путем.

5.7.6. Ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений (И9), определяется необходимыми затратами на восстановление водоснабжения, прерванного из-за отказа или выхода из строя водозаборных сооружений.

И5 = 0,2 x (И1 + Иоб + И2 + И3 + И4) (5.24)

5.9. Прочие виды ущерба (И10) определяются экспертным путем или методом аналогий.

Для гидродинамических аварий И10 допускается рассчитывать по аналогии с вычислением непредвиденных расходов при осуществлении инвестиционных проектов водохозяйственного строительства.

И10 = 0,1 x (И1 + Иоб + И2 + И3 + И4 + И5 + И7с + + И8 + И9) (5.25)

Порядок

согласования расчёта размера максимального вреда,

который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ростовской области в результате аварии гидротехнического сооружения

1. Настоящий порядок согласования расчёта максимального вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ростовской области в результате аварии гидротехнического сооружения (далее – Порядок) разработан во исполнение постановления Администрации Ростовской области от 27.11.2009 № 624 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 30.12.2004 № 526».

2. Расчет размеров максимального вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ростовской области в результате аварии гидротехнического сооружения (далее – расчет) производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с «Порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения», утвержденным совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 243, Министерства энергетики Российской Федерации № 150, Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 270, Министерства транспорта Российской Федерации № 68, Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации № 89 от 18 мая 2002 года (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 июня 2002 г. № 3493, далее – Порядок определения размера вреда) и иными документами, изданными уполномоченными органами по данному направлению.

3. Разработанный расчет в трех экземплярах представляется владельцем гидротехнического сооружения в департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области (далее - ДПЧС Ростовской области) для согласования.

ДПЧС Ростовской области в месячный срок с даты поступления расчета осуществляет проверку наличия в представленных документах сведений, указанных в п.2 раздела III Порядка определения размера вреда и согласование расчета соответствующей записью в листе согласования, подтверждаемой печатью ДПЧС Ростовской области.

Отсутствие указанных сведений в представленном расчете является основанием для возврата расчета владельцу гидротехнического сооружения с указанием причин возврата.

4. При необходимости уточнения представленных на согласование расчетов, ДПЧС Ростовской области вправе направлять в установленном порядке органам исполнительной власти Ростовской области, указанными в п.2 постановления Администрации Ростовской области от 27.11.2009 № 624, один экземпляр расчетаи обращения о рассмотрении обоснованности расчетов в отношении объектов, попадающих в зону затопления в результате аварии гидротехнического сооружения в зависимости от их отраслевой принадлежности и получать ответы по результатам их рассмотрения.

В случае выявления вышеуказанными органами исполнительной власти Ростовской области недостатков в проведении расчетов, ДПЧС Ростовской области возвращает расчет владельцу гидротехнического сооружения для их устранения.

5. После устранения владельцем гидротехнического сооружения недостатков, выявленных органами исполнительной власти Ростовской области и представления документов в ДПЧС Ростовской области, осуществляется повторная проверка и согласование документов в соответствии с п.3 настоящего Порядка.

6. После проведения согласования в ДПЧС Ростовской области первый экземпляр расчета остается у владельца гидротехнического сооружения.

7. Второй экземпляр расчета представляется владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» в федеральный надзорный орган для определения величины финансового обеспечения за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

Владелец гидротехнического сооружения представляет в орган надзора расчет вместе с декларацией безопасности гидротехнического сооружения, а при отсутствии такой декларации - вместе с обоснованием сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред, в срок, согласованный с органом надзора.

8. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. № 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений» государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта - в отношении судоходных гидротехнических сооружений и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении остальных гидротехнических сооружений.

9. В течение десяти дней после определения соответствующим надзорным органом величины финансового обеспечения ответственности третий экземпляр расчета представляется владельцем гидротехнического сооружения в Главное управление МЧС России по Ростовской области.

Приложение к Порядку согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, расположенного на территории Московской области...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАСЧЕТУ ВЕРОЯТНОГО ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНЕН ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМУЩЕСТВУ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО В ДРУГОМ СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕРОЯТНЫЙ ВРЕД ОТ АВАРИИ НА КОТОРОМ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ТЕРРИТОРИЮ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА КОТОРЫМ ПЕРЕДАНЫ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ) 1. Краткая характеристика представленных на экспертизу материалов. 1.1. На рассмотрение представлен: ___________________________________________________________________________ (наименование документа) ___________________________________________________________________________ (год разработки, кем утвержден) ___________________________________________________________________________ (перечень представленных приложений) 1.2. Разработчик документа ____________________________________________ 1.3. Основание для разработки документа: 1.3.1. Федеральный закон от 23.06.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". 1.3.2. Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 N 876. 1.3.3. Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, утвержденный приказом от 18.05.2002 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 243, Министерства энергетики Российской Федерации N 150, Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 270, Министерства транспорта Российской Федерации N 68 и Федерального горного и промышленного надзора России N 89. 2. Общие сведения об объекте, его назначение, состав гидротехнических сооружений. 2.1. Полное и сокращенное наименование ГТС: ___________________________ 2.2. Местоположение ___________________________________________________ 2.3. Назначение _______________________________________________________ 2.4. Состав ГТС: ______________________________________________________ 3. Основные характеристики гидротехнических сооружений. 3.1. Класс ГТС: _______________________________________________________ 3.2. Период эксплуатации ГТС: _________________________________________ 3.3. Характеристики напорных ГТС (при наличии): _______________________ 3.4. Характеристики водопропускных сооружений (при наличии): __________ 3.5. Параметры водохранилища (при наличии): ___________________________ 3.6. Характеристики прочих ГТС: _______________________________________ 4. Принятые к расчету сценарии аварий гидротехнических сооружений. 4.1. Перечень основных внешних и внутренних причин аварии ГТС: ________ 4.2. Описание основного сценария (сценариев) аварий ГТС: ______________ 5. Характеристика зоны затопления при гидродинамической аварии. 5.1. Основные параметры волны прорыва: ________________________________ 5.2. Площадь затопления: ______________________________________________ 6. Замечания (даются при несоответствии представленных по расчету вероятного вреда материалов по своему содержанию и форме соответствующим нормативным документам в области определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, и размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения). 7. Заключение по представленному на согласование расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения (приводятся сведения об основных достоинствах и недостатках представленного на рассмотрение документа и делается вывод о возможности (невозможности) его согласования). ___________________ _____________________ (______________) Должность подпись Ф.И.О.

г. Ханты-Мансийск

Об утверждении Порядка согласования расчёта

размера вероятного вреда

На основании Федерального закона от 01.01.01 года «О безопасности гидротехнических сооружений», постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения», постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 июля 2010 года № 000 «О Департаменте гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и совместного приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 01.01.01 года № 000/150/270/68/89 «Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории в результате аварии гидротехнического сооружения», в целях организации работы по согласованию расчёта размера вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в результате аварии гидротехнического сооружения, приказываю:

1. Утвердить Порядок согласования расчёта размера вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в результате аварии гидротехнического сооружения (приложение).

2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя директора - начальника управления радиационной безопасности и инженерно-технических мероприятий

3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Директор Департамента

Приложение к приказу

Департамента гражданской защиты населения

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

от «_____» ______________ 2012 года № ____-нп

Порядок согласования расчёта размера вероятного вреда,
который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в результате
аварии гидротехнического сооружения

1. Порядок согласования расчёта размера вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - Порядок), разработан во исполнение Федерального закона от 01.01.01 года «О безопасности гидротехнических сооружений», постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения», совместного приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 01.01.01 года № 000/150/270/68/89 «Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории в результате аварии гидротехнического сооружения».

2. Порядок регламентирует процедуру согласования расчёта размера вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) в результате аварии гидротехнического сооружения (далее – расчёт размера вероятного вреда), и обязателен для исполнения всеми владельцами гидротехнических сооружений (собственниками или эксплуатирующими организациями гидротехнических сооружений).

3. Расчёт размера вероятного вреда проводится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с требованиями Порядка определения размера вреда и методиками определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утверждёнными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 01.01.01 года № 000/150/270/68/89, а также, в зависимости от назначения, методик, а именно:

Методики определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утверждённой приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федерального горного и промышленного надзора России от 01.01.01 года № 000/175а;

Методики определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений топливно-энергетического комплекса, утверждённой приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства энергетики Российской Федерации от 01.01.01 года № 000/508;

Методики определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий судоходных гидротехнических сооружений, утверждённой приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства транспорта Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 000/143.

4. Владелец гидротехнического сооружения для согласования расчёта размера вероятного вреда представляет в Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) следующие документы:

Письменное заявление или сопроводительное письмо на имя директора Департамента;

Расчёт размера вероятного вреда, выполненный в соответствии с требованиями пункта 3 настоящего Порядка, в четырёх экземплярах. Расчёт размера вероятного вреда должен быть прошит, подписан владельцем гидротехнического сооружения и скреплён печатью владельца гидротехнического сооружения. В случае если владельцем гидротехнического сооружения является гражданин, расчёт размера вероятного вреда должен быть прошит и подписан владельцем гидротехнического сооружения. На титульном листе расчёта размера вероятного вреда располагается гриф согласования директором Департамента;

Копию декларации безопасности гидротехнического сооружения с окончанием срока действия на момент обращения не менее 3-х месяцев, а при отсутствии такой декларации - обоснование прогнозируемых сценариев аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинён вероятный вред;

Копии учредительных документов и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, полученной не ранее чем за шесть месяцев до дня направления документов в Департамент (для юридического лица - владельца гидротехнического сооружения), выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей , полученной не ранее чем за шесть месяцев до дня направления документов в Департамент (для индивидуального предпринимателя - владельца гидротехнического сооружения), документа, удостоверяющего личность (для физического лица - владельца гидротехнического сооружения);

Копии документов, подтверждающих право собственности или право пользования гидротехническим сооружением;

Копии правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией гидротехнического сооружения, а также разрешительной документации на строительство гидротехнического сооружения;

Гарантийное письмо о предоставлении полиса обязательного страхования риска гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения (копия полиса обязательного страхования риска гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения, предоставляется в Департамент не позднее 3-х месяцев после согласования расчёта размера вероятного вреда);

Графические приложения (фотоматериалы, ситуационный план гидротехнического сооружения и территории нижнего бьефа с нанесёнными на него расчётными границами негативных воздействий от аварии гидротехнического сооружения);

Документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы владельца гидротехнического сооружения;

Дополнительные сведения по вопросам безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения (по усмотрению владельца гидротехнического сооружения).

5. Представление пакета документов для согласования расчёта размера вероятного вреда может быть выполнено экспертной организацией, осуществляющей экспертизу декларации безопасности гидротехнического сооружения, по согласованию с владельцем гидротехнического сооружения.

6. Департамент в срок не позднее пяти дней с момента регистрации документов, представленных владельцем гидротехнического сооружения, направляет копию расчёта размера вероятного вреда в соответствующие органы исполнительной власти автономного округа и запрашивает их заключения по правильности расчёта, в том числе:

жилищно-коммунального хозяйства , энергетики, архитектуры и градостроительства - орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий полномочия в сферах строительства, архитектуры, градостроительной деятельности , электроэнергетики , жилищно-коммунального комплекса;

в части расчёта ущерба объектам дорожного хозяйства и транспорта - орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий полномочия в сфере дорожного хозяйства, использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и осуществления дорожной деятельности;

в части расчёта ущерба объектам связи - орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий полномочия в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий в развитии информационного общества и при формировании электронного правительства), связи и телекоммуникаций;

в части расчёта ущерба сельскохозяйственному производству, рыбному хозяйству , лесному фонду , объектам животного мира, отнесённым к объектам охоты - орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий полномочия в сфере лесных и водных отношений, использования, воспроизводства, охраны объектов животного мира и среды их обитания, агропромышленного комплекс а и туризма;

в части расчёта ущерба окружающей среде от сброса опасных веществ в окружающую среду - орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий полномочия в сфере охраны окружающей среды , обеспечения экологической безопасности , сохранения биологического разнообразия, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, организации и функционирования особо среднего предпринимательства , инвестиционной и инновационной деятельности , дополнительного пенсионного обеспечения граждан;

в части расчёта ущерба объектам культурного и исторического наследия - орган исполнительной власти автономного округа, осуществляющий функции по региональному государственному контролю в сфере историко-культурного наследия.

7. Органы исполнительной власти автономного округа, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, в срок не более пятнадцати дней с момента поступления копии расчёта размера вероятного вреда направляют в Департамент заключение о правильности расчёта размера вероятного вреда.

8. Департамент в срок не более тридцати дней с момента регистрации документов, представляемых владельцем гидротехнического сооружения для получения согласования расчёта размера вероятного вреда:

Проверяет соответствие исходных данных, принятых при расчёте размера вероятного вреда, сведениям, имеющимся в распоряжении Департамента;

Проверяет соответствие расчёта размера вероятного вреда положениям Порядка и методик, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

Согласует все экземпляры расчёта размера вероятного вреда и заверяет их гербовой печатью;

Возвращает владельцу гидротехнического сооружения три экземпляра расчёта размера вероятного вреда;

В случае несоответствия представленных документов требованиям настоящего Порядка возвращает их владельцу гидротехнического сооружения на переоформление в течение десяти дней с момента регистрации документов.

9. В случае представления владельцем гидротехнического сооружения документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, не в полном объёме, представленные документы к рассмотрению не принимаются, возвращаются владельцу гидротехнического сооружения в течение десяти рабочих дней с момента регистрации документов.

10. В случае невозможности оценки представленных владельцем гидротехнического сооружения документов, по причине недостаточности содержащихся в них данных, Департамент вправе запросить у владельца гидротехнического сооружения соответствующие дополнительные документы и материалы.

При непредставлении владельцем гидротехнического сооружения запрашиваемых дополнительных документов и материалов Департамент направляет владельцу гидротехнического сооружения уведомление о невозможности согласования в связи с отсутствием необходимых документов.

11. В исключительных случаях срок рассмотрения и согласования расчёта размера вероятного вреда может быть продлён по решению директора Департамента на срок не более одного месяца.

12. Департамент ведёт учёт и хранение материалов по согласованию расчёта размера вероятного вреда в установленном порядке.

2.1. В перечень возможных сценариев аварий на ГТС, как правило, следует включать сценарии возникновения и развития аварий, связанных с нарушением фильтрационного режима ГТС, и гидродинамических аварий.

При соответствующем обосновании в перечень возможных сценариев аварий ГТС исходя из особенностей эксплуатации сооружений, состава жидких отходов могут включаться сценарии других аварий, например аварий, связанных с испарением, возгоранием жидких отходов, пылением и т.д.

2.2. Перечень сценариев возможных аварий составляется исходя из особенностей конструкции, условий эксплуатации, оценки риска аварий, предварительной оценки потенциальных зон затопления и вредного воздействия, последствий аварий.

Из перечня сценариев аварий выделяются возможные сценарии аварий с наиболее тяжелыми последствиями (при соответствующем обосновании допускается выбор одного сценария наиболее тяжелой аварии), выделяется сценарий наиболее вероятной аварии.

Под наиболее вероятной аварией в настоящей Методике (в целях исключения аварий с высокой вероятностью возникновения и незначительными последствиями) понимаются аварии с наибольшим риском аварии.

2.3. Для выделенных сценариев аварий выполняются определение зон затопления и вредного воздействия, оценка натуральных показателей последствий аварии.

В общем случае в перечень данных по выбранным сценариям аварии включаются: сведения по объему, составу и состоянию жидких отходов, размещенных в хранилище; сведения по объему, составу и состоянию вредных веществ, которые могут попасть в окружающую среду в результате аварии (в том числе в результате фильтрационных утечек); для гидродинамической аварии - результаты расчетов максимальных параметров потока (максимальная высота, скорость волны прорыва и др.); сведения о численности работников ГТС и промышленных предприятий в зоне вредного воздействия, в том числе в зоне токсического поражения людей;

сведения о зданиях и сооружениях, расположенных в зоне вредного воздействия; сведения о размещении населения, землях, компонентах природной среды, природно-антропогенных объектах и других объектах, размещенных в зонах вредного воздействия.

2.4. Показатели последствий силового воздействия волны прорыва при гидродинамической аварии на человека, здания и сооружения (гибель, нанесение ущерба здоровью и нарушение условий жизнедеятельности людей, разрушение и повреждение зданий и сооружений) определяются для территории в пределах зоны затопления, в границах которой воздействие волны опасно для жизни или здоровья человека, может вызвать разрушение и повреждение зданий и сооружений .

2.4.1. Показатель последствий силового воздействия волны прорыва на человека Z_N определяется количеством людей, постоянно N_1 или временно N_2 оказавшихся в зоне воздействия волны прорыва, значения параметров которой (скорость, глубина потока и пр.) равны или превышают критические значения для жизни и здоровья человека:

Z = N + N P , чел, (2.1)

где Р - вероятность пребывания человека в зоне силового воздействия

ч волны прорыва в течение суток.

Например, если в зоне затопления люди присутствуют круглосуточно, Р(в)_ч = 1, если в зоне затопления люди присутствуют неполные сутки, например 8 ч, - Р(в)_ч = 0,33.

При этом границы зоны катастрофического затопления (зоны, в которой параметры волны прорыва равны или превышают критические значения для жизни и здоровья человека) рекомендуется устанавливать от участка зоны затопления со значением максимальной высоты волны прорыва 1,5 м и более (или других обоснованных показателей волны прорыва).

При расчете для наиболее тяжелых аварий вероятность пребывания человека в зоне силового воздействия принимается P(в)_ч = 1.

2.4.2. Показатель силового воздействия волны прорыва Z_c на здания и сооружения определяется прочностными характеристиками зданий и сооружений, а также параметрами волны прорыва

Z = Сумма ──────────. (2.2)

с i=1 фи (i)

Если фи (i) >= фи (i), то ───────── = 1.

Если фи (i) < фи (i), то ───────── = 0.

где фи (i) - значение параметра гидродинамической волны прорыва;

фи (i) - предельное значение параметра волны прорыва для

lim данного вида i-го здания или сооружения (для

различных степеней разрушения зданий устанавливаются

свои предельные значения параметра волны прорыва)

(см. приложение 1 к настоящей Методике);

n - количество зданий и сооружений, оказавшихся в зоне

затопления.

Показатель Z_с численно равен количеству зданий и сооружений, подвергшихся повреждению или разрушению.

2.5. Показатели последствий аварии по воздействию на природную среду при фильтрационных утечках из хранилищ и при гидродинамических авариях, как правило, определяются:

объемами сбросов загрязняющих веществ и опасных отходов в окружающую среду;

соотношением концентраций загрязняющих веществ, в том числе в почве С(п)_i, грунтовых водах С(г.в)_i, в водоемах С(в)_i, и соответствующих предельно допустимых концентраций (С_ПДК) .

2.5.1. Рассчитав показатель для отдельных вредных веществ как Z_i = С_i/С_(ПДК)(i), выбирается несколько веществ, имеющих наибольшее значение Z_i и определяется суммарный показатель последствий Z_п.

Показатели определяются по каждому из выделенных компонентов окружающей природной среды среды - почва, грунтовые воды, поверхностные водоемы:

Z = Сумма ────────; (2.3)

Z = Сумма ────────; (2.4)

Z = Сумма ────────, (2.5)

где k - количество суммируемых вредных веществ.

2.5.2. Для оценки показателей последствий аварии и параметров загрязнения почвы, грунтовых вод и поверхностных водоемов вредными веществами, содержащимися в отходах, при гидродинамических авариях рекомендуются следующие допущения:

инфильтрация жидкой фазы на площади затопления через почву и грунт - свободная, то есть фильтрация происходит без подпора со стороны грунтовых вод;

не учитывается вода, остающаяся в почвенно-растительном слое и в естественных впадинах и понижениях рельефа;

не учитывается дифференциация загрязнения по мощности и площади почв, грунтового потока, акватории водоемов.

2.5.3. При определении степени загрязнения почвы рекомендуется принимать, что вся масса вредных веществ из профильтровавшейся с поверхности жидкости остается в почвенном слое и распределяется равномерно по глубине слоя и площади затопления. При расчете не учитывается, что часть вредных веществ из профильтровавшихся стоков, не задерживаясь в почвенном слое, попадает в грунтовые воды.

2.5.4. При определении степени загрязнения грунтовых вод рекомендуется принимать, что вся масса вредных веществ из профильтровавшейся с поверхности зоны затопления или из хранилища жидкости попадает в грунтовые воды и распределяется равномерно по мощности грунтового потока и (для гидродинамической аварии) по площади затопления. При расчете не учитывается, что часть вредных веществ из профильтровавшихся стоков останется в почве.

2.5.5. При определении параметров загрязнения поверхностных водоемов рекомендуется принимать, что вся масса вредных веществ, содержащихся в вытекшей или профильтровавшейся из хранилища жидкости, распределяется равномерно:

для замкнутых поверхностных водоемов - по всему объему водоема;

для проточных поверхностных водоемов - по сечению водоема.

При расчете не учитывается, что часть вредных веществ из профильтровавшихся в грунтовые воды стоков задержится в почве и грунтах.

2.5.6. Расчет параметров загрязнения почвы.

Объем профильтровавшейся с поверхности почвы жидкости V_ф, м3, определяется по формуле.

V = K J F T , (2.6)

где К - коэффициент фильтрации почвенного слоя, м/сут,

ф определяется по данным изысканий;

J - градиент инфильтрационного потока;

F - площадь фильтрации, м2;

здесь F - площадь затопления при максимальных значениях параметров

з волны от хранилища до водной преграды (реки, озера,

водоотводящего канала), м2;

Т - время фильтрации жидкости, сут.

Значение V_ф не должно превышать общего объема V вытекшей из хранилища жидкости.

Для каждого i-го вредного вещества, содержащегося в жидких отходах, вычисляется концентрация вредного вещества в почве С(п)_i, мг/кг, на площади F_ф:

С = C ──────── + C , (2.7)

где С - концентрация i-го вредного вещества в жидких отходах,

М - мощность почвенного слоя, м;

ро - плотность сухого почвенно-грунтового слоя, т/м3;

С - фоновая концентрация i-го вещества в почве, мг/кг.

Параметры М_п и ро(п)_d определяются по данным изысканий.

Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в почве (приложение 4 ).

При отсутствии конкретных исходных данных для ориентировочных оценок рекомендуется пользоваться следующими значениями параметров:

М = 0,5 - 1,0, м;

ро = 1,4 - 1,6, г/см3;

2.5.7. Расчет параметров загрязнения грунтовых вод.

Для каждого i-го вредного вещества, содержащегося в жидких отходах, вычисляется концентрация вещества в грунтовых водах С(г.в)_i, мг/кг, в зоне затопления

г.в ф i ф фi

C = ──────────────────, (2.8)

где C - концентрация вещества в грунтовых водах до

фi гидродинамической аварии (фоновая концентрация);

m - мощность грунтового потока, м;

n - пористость водоносных грунтов.

Параметры С(г.в)_i, m(г.в) и n(г) определяются по данным изысканий.

Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в воде (приложение 5 ).

2.5.8. Расчет степени загрязнения поверхностных водоемов.

Следует различать два случая:

непроточная водная преграда (замкнутый водоем);

проточная водная преграда.

Объем жидких отходов V_в, попадающих в замкнутый водоем, принимается равным объему жидкости, вылившейся из хранилища:

Для каждого из вредных веществ, содержащихся в жидких отходах, вычисляется концентрация в воде замкнутого водоема С(в)_i, мг/л:

C = ─────────────, (2.9)

где V - объем замкнутого водоема, м3.

Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в воде (см. приложение 2 ).

Для проточного водоема удельное содержание вредного вещества в воде проточного водоема С(в)_i, мг/л, составит

в max i п фi

C = ──────────────, (2.10)

где Q - максимальный расход изливающегося из хранилища потока,

max м3/сут;

Q - расход проточного водоема, м3/сут.

Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в воде.

2.5.9. При наличии соответствующих исходных данных возможно районирование площади фильтрации стоков по значениям К_ф, J, Т_ф, М_п, ро(п)_d, С(п)_фi, n(г). В этих случаях при определении параметров загрязнения почвы и грунтовых вод для каждого выделенного района r рассчитывают величины V_ф(r), С(п)_i(r).

2.5.10. Учет сорбции, ионного обмена, окислительно-восстановительных, других физико-химических и биохимических процессов, которые могут происходить с вредными веществами при фильтрации стоков через почвенный слой и грунты, приведет к снижению параметров загрязнения.

2.5.11. По результатам оценок параметров загрязнения и последствий аварий определяются:

сценарии аварий с максимальным размером вреда по натуральным показателям воздействия на каждый компонент природной среды (почвы, грунтовые воды, поверхностные водоемы);

приоритетные, наиболее значимые для определения вероятного вреда в стоимостном выражении, натуральные показатели вреда, по которым при соответствующем обосновании могут проводиться более точные расчеты, в частности, уточняться количество загрязняющих веществ, профильтровавшихся в грунтовые воды, попавших в поверхностные водоемы и пр.

2.6. По результатам оценки показателей последствий аварии ГТС по силовому воздействию, по воздействию на компоненты окружающей природной среды и пр. определяются сценарии аварий (сценарий аварии) с наиболее тяжелыми последствиями.

Приложение 3

к Методике определения размера вреда,

который может быть причинен жизни,

здоровью физических лиц, имуществу

физических и юридических лиц в результате

аварии гидротехнического сооружения