Морская конвенция ООН: что такое «территориальные воды. Знать, что происходит

Илья Жегулев

Против президента Грузии может быть возбуждено уголовное дело за превышение им должностных полномочий в бытность министром иностранных дел СССР. Как следует из запроса члена СФ Александра Назарова в Генпрокуратуру, предметом проверки должно стать соглашение Бейкера–Шеварднадзе от 1990 года о разделе между СССР и США Берингова пролива.

Однако было бы преувеличением сделать вывод о том, что наше действие было чисто и просто осуществлением плана Сообщества или что будет полная идентичность между мнениями Франции и мнениями ее партнеров по концепции зоны. как это уже было реализовано государствами-членами ЕС или его последующими событиями.

Прежде всего, французское законодательство не было принято путем применения решений Сообщества, и хронология ясно показывает, что законодательная процедура предшествует этим решениям. Но несомненно, что французский закон позволил выкристаллизовать тенденции в Сообществе в пользу области в 200 миль и вызвать благоприятное решение по этому вопросу.

Соглашение о разграничении между СССР и США морских пространств в Беринговом и Чукотском морях было подписано в разгар перестройки – в июне 1990 года. В тогдашних газетных публикациях как в СССР, так и за рубежом оно оценивалось как очередной прорыв в советско-американских отношениях. Однако уже в середине 90-х новая линия границы все чаще стала называться в российских публикациях «треугольником Бейкера–Шеварнадзе», «линией Шеварднадзе» и даже «дыркой от бублика».

Коммюнике, состоянию проекта, ЕС и его Французское законодательство не оспаривается. С одной стороны, в отношении отношения к концепции экономической зоны на Конференции по морскому праву Совет счел, что государствам следует стремиться к принятию принципа «учреждение Конференцией в 200-мильной экономической зоне». Таким образом, Совет рассматривал экономическую зону Франции как пример, который, казалось, ожидал ее обобщения, поскольку он ссылался на «экономическую зону государств-членов». Разумеется, последующие решения ЕС и его членов были не в экономических зонах, а на промысловых районах.

Дело в том, что линия эта прошла не на одинаковом расстоянии от берегов двух государств.

В результате Америке отошло 200 миль советской экономической зоны, продуктивность которой оценивается Госкомрыболовством России в 200 тысяч тонн минтая ежегодно. То есть ежегодно из-за этого раздела Россия теряет $200 млн. Кроме того, по словам экспертов, на отданной американцам территории есть месторождения нефти и газа, тогда как на российской части нет ничего.

Вряд ли необходимо добавить, что французские указы об «экономической зоне» считаются правильной реализацией решения Сообщества по «зонам промысла». С юридической точки зрения, следовательно, существует точное сближение действий Сообщества и Франции. Но именно на уровне общего подхода этих проблем необходимо провести различие: если Франция в условиях, изложенных выше, выбрала себе «прибрежную» страну, она Сообщество должно считать себя «прибрежным» субъектом.

Однако для достижения такого вывода у него есть прекрасная причина для добавления гигантских морских пространств, которые подпадают под юрисдикцию его государств-членов. Е. настаивал на том, чтобы не выполнять в этот момент свою культурную революцию, это было бы осудил в дискуссиях по новому морскому праву единственную организацию, юридические теории которой игнорировали бы ее географические характеристики. Текущий спор Франции и Канады: 200-километровая эксклюзивная экономическая зона в Сен-Пьер и Микелон.

Соглашение было ратифицировано только одной стороной – конгрессом США. Верховный Совет СССР, а затем и Госдума отказывались рассматривать документ, как ущемляющий национальные интересы России. В 2002 году проблему вновь поднимали – сначала глава Госкомрыболовства Наздратенко, потом представители Камчатской областной думы и законодательного собрания Сахалина. «Берингово море – целостная экологическая система. Процессы переноса вещества и энергии в ней, в том числе по путям миграций живых организмов и пищевым цепям, а также другие механизмы функционирования этой экосистемы не подчиняются межгосударственным пограничным режимам», – написали в столицу взволнованные депутаты Камчатской областной думы.

Находясь в заливе Святого Лаврентия, Сен-Пьер и Микелонские острова образуют последнюю французскую территорию в Северной Америке. Традиционная экономическая деятельность, так как тресковая рыбалка сильно снижается. Текущий начальник - одна из 200 морских миль, что связано с различием в анализе с Канадой. В этих двух областях Канада занимала бескомпромиссную политическую позицию.

У входа в Залив Святого Лаврентия острова Сен-Пьер и Микелон образуют последний французский плацдарм на североамериканском континенте. Традиционные виды деятельности, такие как тресковая рыбалка, резко сократились. Нынешняя центральная проблема заключается в том, что 200 морских миль, что приводит к разнице в анализе с Канадой. В обеих областях Канада придерживалась бескомпромиссной политической позиции.

Чтобы пересмотреть соглашение, в Совете федерации была создана специальная рабочая группа.

На первом же ее заседании соглашение с США было подробно рассмотрено на предмет всевозможных юридических нарушений, и такое нарушение, судя по дальнейшим действиям координатора рабочей группы, председателя комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Александра Назарова, было найдено.

Нынешний франко-канадский спор. 200-мильная экономическая зона. Фактически любое расширение государственных границ в море угрожает интересам государств, использующих прибрежные части открытого моря. Такое расширение в конечном счете касается всех, поскольку уменьшение поверхности открытого моря уменьшает то, что открыто для свободного использования. всех государств. Поэтому свобода морей - это концепция, которая требует не только определения, но и делимитации. Вот почему меняющаяся граница исключительного территориального моря стала все более сложной международной проблемой, тем более что на политической карте мира появились новые государства, и для их использования были разработаны все более сложные методы. ресурсы моря.

Сразу после заседания Назаров направил запрос в Генпрокуратуру России с просьбой провести прокурорскую проверку подписанного в 1990 году соглашения на предмет превышения бывшим министром иностранных дел СССР своих должностных полномочий.
По мнению Назарова, о таком превышении свидетельствуют действия Шеварднадзе после того, как Верховный Совет СССР отказался ратифицировать документ о территориальной уступке США. Убедившись, что «продавить» ратификацию не удастся, глава МИД СССР и госсекретарь США просто обменялись нотами, на основании которых был применен временный порядок действия соглашения.

Политическая география Мирового океана может быть определена как часть морского права, имеющего пространственный или территориальный оттенок. Такое определение включает такие области, как внутренние воды, 12-мильное территориальное море, прилегающая зона, 188-мильная исключительная экономическая зона, международные проливы, режим острова и архипелага, свобода транзита для обведенных кругами государств, разведка, защита и сохранение морской среды.

Вторая Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву, собравшая 88 стран, не смогла решить проблемы, связанные с промысловыми зонами под государственной прибрежной юрисдикцией и широтой территориального моря. Важно отметить, что Конвенция о континентальной платформе кодифицировала новую концепцию международного права, вытекающую из Декларации Трумэна в прямой линии: прибрежные государства обладают юрисдикцией не только прилегающего моря, но и ресурсов платформы. континентальной формы, простирающейся на неопределенное расстояние, и достаточно скоро все положения Женевских конвенций оказались неадекватными, неприемлемыми и несовместимыми.

То есть фактическое изменение государственной границы было достигнуто путем обмена нотами, что является вопиющем нарушением установленных правил. Кроме того, в самом документе есть недоработки. «Текст соглашения на русском и английском языках не является аутентичным, – пишет Назаров в обращении в Генпрокуратуру. – В американской редакции текста говорится «о разграничении линии границы», в русской редакции – «о разграничении морских пространств». Возникает вопрос – какой человек писал этот документ, если термина «разграничение морских пространств» нет в правовой практике ни в одной стране?»

Третья Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву привела к подписанию 159 государствами Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву. Федеративные Штаты Микронезии, например, теперь охватывают океанский район площадью около 5, 2 млн. км2, приносящий годовые доходы 3 миллионы долларов. Разведка, эксплуатация, сохранение и рациональное использование природных, биологических и минеральных ресурсов.

Юрисдикция над искусственными островами. Морские научные исследования. Защита и сохранение морской среды. Статья 58 повторяет права других государств. Право навигации и пролета. Право прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Важно помнить, что прибрежное государство является державой суверенной власти над природными ресурсами в ЕА, особенно в отношении рыболовных прав. Статья 61 дает прибрежному государству право определять количество уловов, разрешенных в этой области. Статья 62 позволяет прибрежному государству рассчитать размер надбавок, предоставленных иностранным государствам.

На основании изложенных нарушений сенатор просит «провести в установленном порядке проверку фактов по превышению Шеварднадзе Э. А., который являлся министром иностранных дел СССР, своих должностных полномочий». А в случае выявления фактов преступного деяния в действиях сенатор Назаров предложил Генпрокуратуре возбудить против виновного уголовное дело «в соответствии с законодательством».
Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» представитель Генпрокуратуры, по закону просьба сенатора будет рассмотрена в течение 30 дней со дня поступления запроса. Однако уже сейчас следователи столкнулись с проблемой.

Конвенция Монтего-Бей признает суверенитет подписавших государств путем проверки любого процесса разрешения споров, согласованного сторонами, спорящими, и если соглашение не достигнуто путем переговоров, тогда вступает в силу обязательный процесс. четыре уровня процедуры.

Э. Маре Клаусум. Э. был посвящен. За Соединенными Штатами, но перед Великобританией Франция стала второй морской державой значительными размерами своего нового океанского пространства. Теперь, через 11 лет после написания закона, соглашения не были подписаны, поскольку существует глубокое расхождение правовых принципов между Канадой и Францией в плане правовых принципов. типы подхода: теория эквидистантных линий и так называемая теория справедливости. Основываясь на текстах Конференции по морскому праву, Франция имеет право защищать принцип равноудаленности, исправленный некоторыми соответствующих факторов.

Из запроса им не совсем ясно, законодательство какой страны нарушил президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. Если речь идет о законодательстве СССР, то Генпрокуратура России не вправе рассматривать такое дело. Если речь идет о нарушении законодательства России, то оно явно не принималось в расчет МИД СССР при подписании в 1990 году соглашения с США. А это значит, что возбудить уголовное дело против Шеварднадзе «за предательство интересов России» будет, мягко говоря, затруднительно, даже если выяснится, что он действовал в нарушение существовавших в СССР законов.

Преимущество этого принципа заключается в сохранении исторических прав Сен-Пьера и Микелона, а канадская позиция основана на теории справедливых факторов. Эти факторы основаны на смешанных и, для некоторых, колебаниях данных. Рис. - перспективная схема французской экономической зоны Сен-Пьер и Микелон, основанная на принципе равноудаленных линий.

Поселение архипелага, оно сводится к минимуму в начале. С чем, собственно, нужно сравнить поверхность Сен-Пьера и Микелона? Что нужно учитывать, это накопленная поверхность архипелага и его территориальных вод. Суть спора заключается в том, что Франция просит 200-мильную экономическую зону, в то время как Канада готова признать это как 12-мильную территориальную зону, как в случае с Нормандскими островами.

За что хотят судить Шеварднадзе

Из запроса члена Совета федерации Александра Назарова Генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову.

В результате подписания Соглашения к США отошли:

Район площадью 23,7 тыс. кв. км, переданный Советским Союзом США еще в 1977 году. Таким образом, данным Соглашением была фактически оформлена окончательная договоренность о передаче американской стороне суверенных прав и юрисдикции на участке исключительной экономической зоны СССР в центральной части Берингова моря, часть которого в последующем вошла в так называемый «восточный специальный район». С учетом того, что переданный американцам район имел особое экономическое значение для отечественного рыболовства, с советской стороны в 1977 году была заявлена компенсация в объеме 150 тыс. тонн рыбы ежегодно. До 1981 года США компенсировали эти потери предоставлением СССР соответствующих квот на вылов морской рыбы;

Международное право определяет его как эпиконтинентальное море, где глубина не превышает 200 метров. После платформы континентальный склон постепенно переходит с континентальными ледниками. Рис. - Северная Атлантика и место возможной экономической зоны.

Морское дно, выходящее за пределы национальной юрисдикции, является «общим достоянием человечества». Женевская конвенция, определяющая континентальный шельф, не лишена двусмысленности, поскольку, ставя геоморфологический критерий, упомянутый выше, он завершает его другим, что позволяет выйти за пределы этого предела в насколько возможна эксплуатация. На Атлантическом побережье Канада имеет чрезвычайно широкую континентальную окраину, которая выходит за пределы 200 миль.

Район площадью 7,7 тыс. кв. км 200-мильной зоны СССР. По Соглашению граница прошла на разном расстоянии от берегов СССР и США (где общее расстояние между сушей двух государства менее 400 миль). В результате этого экономическая зона США оказалась на отдельном участке на 50 миль выше 200-мильного лимита, с российской же стороны менее 150 миль, в нарушение Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, которой устанавливается, что ширина экономической зоны не должна превышать 200 миль.

Канада ставит под сомнение право невинного прохода, считая, что прохождение загрязняющего судна угрожает экологической целостности страны. Канадская позиция заключается в том, что каждое государство имеет право защищать себя юридическими мерами. любая агрессия против его окружения. Что составляет 40% от его развивающейся территории. Эта часть рабочей силы в восточной части Канады считает, что чрезмерная эксплуатация средств представляет собой угрозу для их средств к существованию, несмотря на то, что на сегодняшний день эксплуатируются неясные виды и огромный рост в уловов, общих уловов в северо-западной Атлантике не увеличилось с тех пор.

Продуктивность этой зоны – 200 тыс. тонн минтая ежегодно. Российская Федерация не вправе использовать ресурсы данной акватории, потери государства составляют более 200 миллионов американских долларов ежегодно. Согласно положению о временном применении Соглашения, оно полностью применяется США в своих стратегических интересах, что приводит к постоянным пограничным эксцессам, когда американские власти необоснованно задерживают российские рыболовецкие суда, в нарушение международных норм права;

Во время некоторых промысловых поездок нередко было видно 300 польских траулеров и 500 советских траулеров на берегах, а также была экологическая катастрофа с полной потерей трески. Е. отняло у иностранных траулеров маржу маневра, необходимую им для компенсации колебаний естественных условий рыбного промысла трески.

Это конец большой торговли. Он объединяет восемь партнеров и распределяет акции в соответствии с общей системой национальных квот. В результате залив Святого Лаврентия и залив Фанди были зарезервированы только для канадских рыбаков. Это соглашение истекло 15 мая. Согласно этому же соглашению, максимум 10 траулеров, зарегистрированных в Сен-Пьерре и Микелоне и менее 50 метров, могут продолжать ловить рыбу в канадских водах, за исключением залива Фанди.

Район площадью 46,3 тыс. кв. км континентального шельфа в открытой анклавной центральной части Берингова моря, находящийся за пределами 200-мильных зон России и США. При этом участок континентального шельфа, отошедший к нашей стороне, составляет всего 4,6 тыс. кв. км.


*В 1982

Такое разрешение, по-видимому, помешало ему филе рыбы на борту, и траулеру было запрещено делать это в канадских водах. То, что, казалось, первоначально было рыболовным бизнесом, намного сложнее, потому что возникает весь вопрос о морском дне. Континентальный шельф, на котором сохранились архипелаг Сен-Пьер и Микелон, продолжается в 270 милях в направлении разведочного месторождения Венчурной нефти от Новой Шотландии, а ближайший к востоку от Ньюфаундленд расширяет другое крупное нефтяное месторождение под названием Хиберния.

Венчурный капитал, банки Сен-Пьер и Микелон и Хиберния имеют потенциал для 15 миллиардов баррелей нефти и 90 миллиардов кубометров природного газа. В районе до недавнего времени было зарегистрировано до 104 подводных буровых скважин для 15 месторождений нефти и газа, а технология подводного бурения быстро развивается.

В 2009-м Россия подаст повторную заявку на расширение границ в полярной зоне.
*В 1982 году была подписана современная "Конвенция ООН по морскому праву". Сначала ряд прибрежных стран даже протестовали. 200-мильная зона воспринималась как пустая ответственность
КРИЗИС САННИКОВА
Хребет Ломоносова - горное плато на океаническом дне. Глубина там - километр и меньше. В океане же- четыре километра и больше. Хребет пересекает Арктику, соединяя Россию с Гренландией. Если доказать, что хребет Ломоносова - затонувшее продолжение континента, Россия поделит его с Данией. Наша граница в океане пройдет почти так, как рисовали ее на картах СССР.
- Чтобы хребет Ломоносова признала нашим, Комиссия ООН по границам континентального шельфа, - говорит "Труду" замдиректора по недрам Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН Леопольд ЛОБКОВСКИЙ. - Надо доказать, что кора на хребте - континентальная. А именно:
Толстая - 20 - 40 км. В отличие от тонкой коры океанического дна - 5 - 7 км.
Сложенная из гранитно-гнейсовых пород. А не из базальтовых - как кора океанического дна.
Тянется непрерывно, без разломов. Вот Мадагаскар откололся от Африки, но не является ее частью - между ними есть участки коры океаничского типа...
Надо доказать, что фрагменты хребта Ломоносова - не утолщенная океаническая кора. Как Гавайский архипелаг или Исландия. Именно такой контраргумент выдвинуло международное научное сообщество на заявку России 2001 года.
- На разрезе, составленном методом отраженных сейчсмических волн, континентальную кору не отличить от утолщенной океанической. - говорили 5 лет назад западные ученые. - Найдите дополнительные доказательства своей теории, тогда и поговорим.
Заявку России на присоединение арктических территорий отправили на доработку - не без вмешательства США. Хотя у России были более весомые наработки на хребте. Но мы не могли представить их на открытое рассмотрение Европы.
- Большая часть данных по батиметрии Арктики получена военными гидрографами и носит закрытый характер, - сообщили нам в одном из профильных российских агентств. - Эти данные не были представлены Комиссии ООН по границам континентального шельфа. Хотя Россия пригласила членов Комиссии ознакомиться с ними в Питере. Но ученые не приехали.
После подачи РФ заявки на присоединение арктических территорий в 2001 году, Госдепартамент США направил в Комиссию ООН по границам континентального шельфа официальную ноту. В ней США прямо возражало против включения в российский шельф поднятий Ломоносова и Менделеева. Поскольку, по мнению американских геологов, эти поднятия являются структурами глубоководных районов океанического дна, а не частями материковой окраины.
Американская нота так повлияла на позицию членов Комиссии, что они не только в Питер не поехали, но и проигнорировали научные из заявки России. А нашу делегацию, специально прибывшую в Нью-Йорк для защиты своей позиции, не пустили на заседание Комиссии. И это при том, что США последними из развитых стран не ратифицируют Конвенцию по морскому праву 1982 года.
Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года, все открытые и могущие быть открытыми земли и острова в полярном секторе (от границы с Норвегией до полюса и от полюса до восточной оконечности СССР) были объявлены собственностью СССР. Принадлежность морских пространств в те времена никого не интересовала.
ПРАВО НА АНЧОУС
Даже прибрежная морская зона появилась тольк о в начале 20-го века. Сначала трехмильная. После Второй мировой - 12-мильная.
- Прорыв совершила рыбка анчоус, - рассказывает "Труду" замдиректора Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН Михаил ФЛИНТ. - До 1972 года страны Чили и Перу добывали у своих берегов 12,7 миллионов метрических тонн рыбы в год - более половины мировой рыбалки. Анчоус крепил половину экономики этих стран. Прошедший в 1972 году феномен Ильниньо уничтожил популяцию анчоуса подчистую. Чтобы выжить, Чили и Перу объявили 200 мильную зону в океане - своей. Мотивировав тем, что весь планктон образуется возле берегов. И вся рыба, живущая перуанским планктоном принадлежит Перу.
Через год собралась Комиссия ООН. Аргументацию Чили и Перу признали правомочной. Всем прибрежным странам так же присвоили 200-мильные экономические (порядка 350 километров) зоны. И 12-мильные политические. 9 лет ушло на подготовку документации и юридической базы. В 1982 году была подписана современная "Конвенция ООН по морскому праву". Сначала ряд прибрежных стран даже протестовали. 200-мильная зона воспринималась как пустая ответственность. Ведь биологические богатства океана сосредоточены на шельфе и склоне. Над глубоководной впадиной - пелагиалью - их меньше. Отношение изменилось, когда технологии позволили добывать в океане нефть.
- Доля мировой морской добычи углеводородов в 2001 году, - поясняют ведущие недропользователи, - составила 35% (1095 млн.т) по нефти и 31,6% (750 млрд. кубометров) по газу. Самые крупные и уникальные месторождения в последние 10 лет открыты именно в море (Бразилия, Ангола, Нигерия, Вьетнам...). Разведка и добыча смещаются с шельфов в глубоководные области. Две трети нефтедобычи Бразилии обеспечивается глубоководными месторождениями Марлин, Ронкадор с суммарными запасами более 1 млрд. т. Они расположенны на 400 -2000 метров под водой. Нефть активно разведывают на глубине до 3 тысяч метров.
Свое "право на анчоус", на этот раз углеводородный, стали отстаивать все прибрежные страны. Сегодня 155 морских стран подписали Конвенцию ООН по морскому праву. А США хотя и отказываются от ратификации документа - своими 200-мильными зонами активно пользуются.
-200 миль нигде не совпадают с подтопленной частью материка - шельфом, - говорит Леопольд Лобковский. - В Черное море шельф выходит на 20 -30 км, а в Индийский океан - до 1000 км. Страны, чьи шельфы выходят за границу 200-мильной зоны занимаются продлением своих морских границ. Их претензии будут законным образом удовлетворены. Для чего и создали в 1997 году Комиссию ООН по границам континентального шельфа.
- Сегодня ООН пользуется не столько географическим, сколько юридическим понятием континентального шельфа, - уточняют в агентстве. - "Юридический" шельф теперь включает не только мелководную окраину материка, но и всю подводную окраину: материковый склон и подножье. Практически граница "юридического" шельфа, где прибрежное государство имеет право на минеральные ресурсы, отодвинута до глубин моря в 2,5 - 3 км. Согласно Морской конвенции, к материковой окраине, а значит к "юридическому шельфу" относятся хребты Ломоносова и Менделеева, если будет доказано их континентальное происхождение и принадлежность к продолжению материка.
Комиссия ООН по границам континентальных шельфов рассматривает 8 заявок на расширение внешней морской границы. Кроме России, там Бразилия, Австралия, Ирландия, Новая Зеландия, Англия, Франция, Испания и Норвегия.
Заявки рассматриваются с тщательной проверкой достоверности первичных данных по батиметрии и геологии морского дна. Используются новейшие компьютерные технологии. Рассмотрение занимает до 2 - 3 лет.
- Еще полтора года уйдет на обсчет данных: - добавляет начальник экспедиции "Арктика-2007", директор ВНИИОкеангеология Валерий КАМИНСКИЙ. - Это сейсморазведка, гравиметрические и маятниковые наблюдения, геологических исследований, и аккустического теле-фото профилирования, собранных нашей экспедицией с 13 мая по 26 июня 2007 года.
ДАВАЙТЕ УТОЧНИМ!
Погружение российских спускаемых аппаратов в районе Северного полюса не имеет отношения к увеличению шельфов России. Проход наших подлодок под лед Северного Ледовитого океана, как и достижение дна на глубине 4,3 км - бескорыстный подвиг.
В 2009-м Россия подаст повторную заявку на расширение границ в полярной зоне.
Ответ Комиссия ООН подготовит к 2011 - 2012 году. Какой - неизвестно.
ТРУДНОЕ ЗОЛОТО ЧУКЧЕЙ
Для зависти соседей по полярному бассейну есть все основания. Площадь континентального шельфа России, по данным наших ведущих ученых, составляет 6,2 миллиона квадратных километров. Это пятая часть всех шельфов Мирового океана. Запасы углеводородов на морской периферии РФ доходят до четверти от объема мировых углеводородов.
По прогнозам разведки, только внутри 200-мильной зоны России, в северных морях, содержится 130 миллиардов тонн углеводородов. На шельфах Баренцева, Печорского и Карского морей пробурено полсотни разведочных скважин. Открыто 10 месторождений. В том числе супергиганты: Штокмановское (3,2 триллиона кубометров газа), Ленинградское и Русановское (9 триллионов кубометров газа), Приразломное (100 миллионов тонн нефти). Это не считая промышленных скоплений: золота, олова, алмазов и платиноидов.
Не меньшей золотоностью обладают шельфы "нерусских" северных морей. На шельфе Норвегии добывается 150 миллионов тонн нефти и 60 миллиардов кубометров газа. На шельфах Великобритании- 138 и 92, Голландии - 3 и 14 соответственно.
Запасы углеводородного сырья за пределами 200-мильной зоны российского шельфа оцениваются минимум в 5 миллиардов тонн. Вглубь хребта Ломоносова еще никто не бурил. Все собранные данные - косвенные. Запасы могут оказаться и меньше, и больше 5 миллиардов тонн.
В любом случае интерес конкурентов к хребту Ломоносова и Менделеева огромен. Определяется он как углеводородной составляющей, так и (в еще большей степени) военно-политической стороной использования морских пространств.
- Только бурение на глубину 4 - 5 км на протяжении всего хребта могло бы окончательно убедить Комиссию ООН присоединить к России новые океанические пространства, - считает Леопольд Лобковский. - Факт, что это бурение произведено не было и отсутствие проб континентальной коры хребта может стать причиной очередного отклонения нашей заявки..
Причина отсутствия проб из глубины хребта Ломоносова проста, полагает Леопольд Исаевич. У России нет ни одной платформы для бурения на такой глубине. Ни одного судна для глубоководного бурения. И дело не только в деньгах - от 1 миллиарда долларов за платформу. В первую очередь - в отсутствии знаний и навыков их строительства. Технологии глубоководного бурения на сегодняшний день - самое сложное, что есть на Земле. Высадка американских астронавтов на Луну по сравнению с бурением под километровой толщей воды - детский сад. Строительство платформы на базе ледокола - вообще новый шаг в освоении бездны. Вложит Россия деньги в технологии глубоководного бурения? Пригласит специалистов из Норвегии и США? Будет от этого зависить деление Северного Ледовитого океана?
Директор ВНИИОкеангеология, начальник экспедиции "Арктика-2007" Валерий Каминский оптимистичнее коллеги.
- Мы предоставим Комиссии ООН по границам континентального шельфа ровно те данные, которые она требует, - говорит он. - Что кора на хребте континентальная - ни у одного ученого мира не вызывает сомнения. Нам надо было доказать, что между хребтом и материком нет разлома. Мы собрали данные. По предварительным результатам - хребет состоит из нескольких блоков. Толщина коры 18 - 30 км. Разрез континентальный. Гранитные пласты на всем протяжении коры не позволяют думать, что фрагменты хребта состоят из океанической коры.
- Заявка России 2001 года была первой в мире, - продолжает Каминский. - Опыта еще не было. Теперь мы учитываем наработки других стран подавших заявки в Комиссию. Пользуемся советами Юрия Казмина, члена Комисси ООН по континентальным шельфам от России, с момента ее основания в 1997 году. Военно-географическая служба России готовит карты рельефа дна. А мы, Федеральное агентство по недропользованию и ВНИИ Океангеология, готовим геологический аспект. Мы провели все требуемые исследования.
- Таким образом, мы не отказываемся от идеи продолжения нашего шельфа до Северного Полюса. - говорят в голос ученые. -И позиция России была подтверждена президентом во время приема чилингаровцев.
А сами подводники, хоть и не внесли научной составляющей в дело деления Северного Ледовитого океана, лишний раз напомнили миру, что позиция России, заявленная 6 лет назад, неизменна.