Конституционное право человека на труд и механизм его реализации в российской федерации радченко дмитрий александрович. Право на труд и проблемы его судебной защиты на современном этапе строганов михаил иванович Гарантируется реализация права на труд

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Строганов Михаил Иванович. Право на труд и проблемы его судебной защиты на современном этапе: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05: Москва, 1996 179 c. РГБ ОД, 61:96-12/122-9

Введение

Глава I Право на труд, его сущность и содержание 10 - 33

1 Право на труд как одно из прав человека и гражданина 10-16

2. Сущность и содержание права на труд 17 - 33

Глава II. Реализация и юридические гарантии праве на труд 34 - 70

1. Формы реализации права на труд 34 - 54

2. Юридические гарантии права на труд 54 - 70

Глава III. Особенности судебной защиты права на труд 71 - 158

1. Формы судебной защиты права на труд 71 - 127

2. Особенность процессуальных прав сторон при рас

смотрении трудовых споров 128 - 158

Приложения...,^ 159 - 163

Заключение 164 - 167

Литература 168 - 179

Введение к работе

Новые социально-экономические условия - многообразие форм собственности, рыночные отношения, внедрение новых методов хозяйствования, свобода предпринимательской деятельности, формирование рынка труда неизбежно вносят существенные изменения в содержание трудовых отношений и в правовое положение его субъектов, а также в содержание категории "право на труд".

Появление наряду с государственными предприятиями кооперативов, хозяйственных обществ и товариществ, привело к созданию новой социальной общности трудящихся - работающих "собственников", - работников, имеющих обязательственные права по отношению к предприятию, на котором они трудятся. При децентрализации управления трудом и полной хозяйственной самостоятельности предприятий многие условия трудовой деятельности, ранее составляющие предмет законодательного регулирования, стали устанавливаться соглашением сторон. Тенденции правового развития, связанные с расширением субъектного состава трудовых отношений, признанием способности к труду объектом права собственности, включением работающих в отношения собственности влекут за собой необходимость существенных изменений не только в гражданском, но и в трудовом законодательстве. Трудовое правоотношение представляет собой синтез отношений равенства и власти-подчинения, а в его составе имеются как имущественные, так и не имущественные организационные и процессуальные отношения. Трудовое и гражданское право, являясь "генетически" близкими отраслями права, оказывают влияние друг на друга, формами взаимодействия этих двух отраслей является заимствование трудовым законодательством из гражданского некоторых подходов, инструментов регулирования, таких как дис позитивный характер установления прав и обязанностей, равное положение субъектов правоотношений при заключении договоров и соглашений о труде. К сожалению, преобразования в экономике не адекватно отражаются в такой важной и непосредственно связанной с экономикой отраслью права. В трудовом законодательстве появилось много пробелов, правоприменительная практика юрисдикционных органов стала многообразной и противоречивой, отдельные положения трудового права значительно устарели, многие теоретические выводы нуждаются в уточнении и дальнейшем развитии. В 1995 году 691,2 тысячи граждан в Российской Федерации лишились работы. Всего на 1 января 1996 года органами службы занятости зарегистрировано в качестве безработных 2,3 миллиона россиян.

Серьезные проблемы возникли в сфере трудовых правоотношений. Преобразования в экономике, динамизм развития трудовых отношений, неадекватно отражаются в трудовом законодательстве и практике его применения. В подобных условиях в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: - рост нарушений трудовых прав граждан и ослабление контроля за соблюдением прав граждан. В укреплении стабильности в обществе большое значение имеет реализация гражданами права на труд. Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью государства. В нашем государстве впервые конституцией закреплено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Роль суда в защите прав граждан на труд повышается. Конституция РФ гарантирует право на судебную защиту. Механизм реализации этого права находится в стадии становления.В постановлении Пленума Верховного Суда РФ № от 31.10.95г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" обращено внимание судов на необходимость применения норм Конституции при осуществлении правосудия. Новое отношение государства к праву на труд и становление механизма его судебной защиты требуют глубокой проработки всех вопросов, составляющих многогранную проблему права граждан на труд и его судебную защиту.

С научных позиций актаульность темы диссертации обусловлена, в первую очередь, реформой и динамикой трудового законодательства, необходимостью создания новой теории трудового права. В этой связи особого внимания заслуживает исследование теоретических проблем правового регулирования и реализации судебной защиты права на труд для всех граждан. Отсутствие четкой научной концепции правового регулирования трудовых отношений работников, имеющих обязательственные права по отношению к предприятию, снижает уровень гарантий трудовых прав работников и вызывает противоречивость правоприменительной практики.

Состояние научной разработанности темы.

В результате всестороннего изучения и использования большого теоретического и практического материала, монографических источников, официальных документов, публикаций по проблемам судебной защиты права на труд диссертантом высказаны обоснованные выводы и суждения по различным аспектам исследуемой темы.

При подготовке диссертации широко использована современная отечественная литература. Ценным источником явились работы А.А.Абрамовой, Н.Г.Александрова, С.С.Алексеева, Б.К.Бегичева, С.Н.Братуся, Л.Ю.Бугрова, Е.А.Головановой, К.Н.Гусова, В.В.Ершова, В.М.Жуйкова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, С.А.Иванова, Н.Г.Кобеца, Р.З.Лившица, М.В.Молодцова, В.И.Никитинского, Ю.П.Орловского, А.С.Пашкова, В.Н.Скобелкина, О.В.Смирнова, А.И.Ставцевой, В.Д.Шахова, Е.И.Филиппова, М.Шакарян и других.

Теоретические и практические вопросы темы, имеющие исключительную актуальность в условиях становления рыночных отношений в Российской Федерации, предопределили цели и задачи исследования.

Основной целью диссертационного исследования является анализ теоретических и практических проблем права на труд и судебной защиты данного права, изучение воздействия судебной практики на совершенстсво-вание применения норм права по защите права на труд, выработка предложений по совершенствованию действующего трудового законодательства и практики его применения.

Исходя из этого в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

Изучить теоретико-правовые основы права на труд;

Показать динамику содержания права на труд, связь с другими "естественными " правами человека;

Исследовать формы реализации права на труд и дать анализ содержания категории "трудовой договор (контракт)";

Выявить возможность и условия эффективности судебной защиты права на труд;

Проанализировать особенности процессуальных прав сторон при разрешении споров по защите права на труд наемных работников;

Теоретической и методологической основой диссертации является совокупность научных методов и приемов исследования, включающих в себя комплексный анализ явлений и процессов: конкретно-исторический, диалек-тико-логический, системный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, технико-юридический и другие методы.

При исследовании используются научные выводы по теории государства и права, гражданскому, административному, международному праву.

Нормативную базу диссертационный работы составляют Конституция Рос сийской Федерации, зарубежное и российское законодательство о труде, международные декларации, конвенции, пакты, посвященные правам и свободам человека.

Практическим материалом исследования послужили материалы научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров по проблемам трудового права, архивные и статистические данные судов Челябинской области, Министерства юстиции РФ, практика судов РФ при рассмотрении дел, связанных с защитой права на труд, а также личный опыт работы автора в системе высшей школы и судебной системе.

Научная новизна исследования определяется тем, что комплексный подход к теме позволил диссертанту сформулировать и представить на защиту ряд самостоятельных выводов, положений и решений, которые являются новыми или обладают элементами новизны, представляют теоретический и практический интерес. В частности: углублен анализ правовой природы и содержания права на труд как конституционного и субъективного права граждан;

С точки зрения экономического содержания дана классификация форм реализации права на труд;

С учетом новых социально-экономических отношений исследованы полномочия субъекта права на труд, мера дозволенного ему законом поведения, включающего возможность действия, требования и притязания;

Установлены тенденции развития трудового права: - расширение сферы действия и применения договорного регулирования трудовых отношений, изменение соотношения централизованного, локального и договорного регулирования в пользу локальной и договорной регламентации условий труда и оплаты; - расширение субъектного состава трудовых отношений;

Под углом зрения наличия такой формы реализации права на труд как,- право на "труд предпринимательский" проанализированы юридические гарантии права на труд наемных работников и проблемы судебной защиты данного права;

В силу большого разнообразия ситуаций, складывающихся в сфере примене ния труда, невозможности обеспечить исчерпывающую полноту юридического регулирования различных видов трудовых отношений, обоснована возможность применения в сфере трудовых отношений аналогии закона (п.З ст. 10 ГПК РСФСР) - ст. 133 Основ гражданского законодательства, ст.395 ГК РФ при разрешении споров о задержке выплаты зарплаты, ст. 131 Основ гражданского законодательства, ст. 151 ГК РФ при разрешении споров о возмещении морального вреда, а с 1.03.1996г. - ст. 1099-1110,1107 ГК РФ;

Высказаны суждения о совершенствовании правовых норм, определяющих порядок заключения, исполнения и прекращения трудовых договоров:

1. Закрепление в КЗоТ РФ нормы, предусматривающей последствия признания недействительными условий договоров о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством о труде;

2. Исключение из текста нормы ч.2 ст. 17 КЗоТ РФ такого условия возможности заключения срочного трудового договора, как "интересы работка";

3. Изменение редакции статей КЗоТ РФ, предусматривающих основания увольнения с целью создания более общих оснований увольнения.

4. Изменение ст.ст.170, 235 КЗоТ РФ в направлении придания большей свободы работодателю в расторжении трудового договора за нарушение трудовой дисциплины работников, пользующихся в настоящее время дополнительными гарантиями;

5. Введение норм, регламентирующих возмещение морального вреда и вреда за задержку выплаты зарплаты;

Обоснована позиция о несоответствии действующему законодательству и подлежащему исключению разъяснения Пленума Верховного суда РФ, содержащегося в п.23 Постановления № 16 от 22.12.92г. "О некоторых вопросах применения судами РФ законодательства при разрешении трудовых споров" о возможности, в случае несоблюдения срока предупреждения работника о предстоящем увольнении, изменении даты увольнения с таким расчетом, чтобы трудовой договор был прекращен по истечении установленного законом срока предупреждения.

Научным и практическим работникам предложены для дальнейшего обсуждения вопросы:

1. Об определении научно-обоснованной нагрузки на судей.

2. О создании специализированных судов по рассмотрению дел, вытекающих из трудовых правоотношений.

3. О возможности вынесения заочного решения при неявке в судебное заседание представителя работодателя по делам о восстановлении на работе.

Практическое значение и апробация результатов исследования.

Полученные выводы на основе проведенного исследования и фактический материал диссертационной работы могут способствовать более полному и глубокому пониманию содержания права на труд, его соотношения с другими правами человека, форм реализации права на труд, юридических гарантий.

Выводы, подходы к ним и их аргументы, изложенные в диссертации, могут быть использованы в качестве рекомендаций при разработке конкретных норм трудового права и в процессе правоприменения.

Материалы диссертационного исследования использованы при проведении лекционных и семинарских занятий в Челябинском филиале Екатеринбургской Высшей школы милиции.

Основные положения диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры гражданско-прарвовых наук Российской правовой академии Министерства Юстиции РФ и кафедры гражданского права Челябинского государственного университета, использованы в создании учебного пособия "Рассмотрение судами дел, вытекающих из трудовых правоотношений", нашли отражение в публикациях автора, а также использованы в учебном процессе на юридическом факультете Челябинского госуниверситета.

Цели и задачи исследования обусловили структуру диссертации, состоящей из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Право на труд как одно из прав человека и гражданина

В широком смысле Права человека это права индивида как члена общества, права личности. Развитие общества является объективной основой придания проблеме прав человека не только национального характера, но и интернационального характера. Всеобщая Декларация прав человека и гражданина 1948 года выражает осознание международным сообществом основных общечеловеческих ценностей, признание и гарантирование которых становится условием мира и безопасности в мире.

Теоретические и идейные подходы к правам человека в различных государствах отличаются между собой, что обсуловлено различным развитием экономических отношений, господством в обществе той или иной философии. Существуют различные теории прав человека. На наш взгляд, независимо от того, на каких принципах основано общество, какие в нем социальные, религиозные верования преобладают, должно быть одно видение, общая концепция прав человека. Объективную основу общего видения прав человека составляет общее в самих правах, общечеловеческий характер основных прав. К этому "общему" подходят под разным углом зрения (философским, религиозным, этическим, классовым и прочее), но в нем сосредотачиваются, стыкуются, переплетаются все взгляды, и в этом смысле его признают все, оно становится их общим элементом. Содержание прав в разных социально-экономических системах не одинаково, но национальная и классовая специфика этих систем не должна затенять, игнорировать и тем более попирать общечеловеческое в правах, то, что обусловлено более глубокими общечеловеческими, высшими социальными интересами и ценностями. Признание примата общечеловеческого - вот исходный пункт "общей концепции прав человека". До недавнего времени права и свободы человека понимались, как правило, в узко-нормативном смысле, само понятие в теоретическом плане строго сводилось к совокупности норм, естественные, прирожденные права человека государством не признавались. Каким-бы путем в дальнейшем не развивалось наше общество, какие бы трудности на пути движения не вставали свертывание демократии и ограничение прав человека, отход от обеспечения неотъемлимых и неотчуждаемых прав граждан, свобод и достоинства личности недопустим. Отступление от приоритета прав человека в малом приводит к произволу в широких масштабах, ведь "либо есть соблюдение прав человека, абсолютных и нерушимых, либо его нет".

Основные права человека существуют независимо от их государственного признания как результат общественного развития, как социальные возможности человека обладать различными материальными и культурными благами. Права человека есть общечеловеческая категория, отражающая широкий спектр взаимоотношений человека с обществом. Юридический характер категории "права человека" проявляется в трансформации связи "человек-общество" в связь "гражданин-государство". Одним из основных моментов, характеризующих юридическую природу социальных явлений, обозначаемых термином "права человека" является то, что они служат для предвосхищения субъективных юридических прав, для учета демократических требований, выражающих права человека, через механизм правосознания в процессе юридического регулирования. Права человека представляют собой явления непосредственно-социальные, это своего рода фактические права, которые, обретаются самой действительность-ю, "естественные права". Воспринятые и усвоенные людьми в качестве таковых, непосредственно-социальные права проявляются в социальных притязаниях и облекаются в форму обычаев, морали, в виде требований правосознания.,являются социальной основой права как юридического явления." В классовом обществе непосредственно-социальные притязания (автор имеет в виду право в не юридическом смысле) выражаются в виде требований прав сознания, а те из них, которые соответствуют интересам господствующего класса, воплощаются в результате правотворчества в действующей юридической системе и, следовательно, в юридической свободе поведения". Права человека через механизм правосознания оказывают прямое влияние на юридическое регулирование общественных отношений, правотворчество и правоприменение и, требуя необходимой адекватной их природе идеологической формы, обретают таковую не только в виде морали, обычаев, но и в форме юридических норм, законодательного закрепления соответствующих прав, свобод, обязанностей, обеспечение их реализации экономическими гарантиями. Права личности, выраженные и закрепленные в законе, в нормах права, именуются в теории права - субъективными правами. Права человека становятся фактическими правами граждан, то есть правовой реальностью внутри государства, тогда, когда они закрепляются внутренним позитивным правом. Поэтому права человека, с точки зрения внутригосударственного права, есть ни что иное, как общественные требования, выраженные в юридической форме в международном праве и становящиеся благодаря признанию их отдельными государствами, правом уже на другом уровне. Элементарные права человека, такие как право на жизнь, на труд, на свободу, на собственность существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, но, не будучи признанными и гарантированными, они становятся лишь благими пожеланиями, ибо не могут практически осуществиться.

Сущность и содержание права на труд

Право на труд как право человека - категория, отражающая личностный подход к изучению правового положения граждан в сфере труда, позволяющая лучше понять необходимость совершенствования законодательства именно с точки зрения должного, то есть жизненной важности, значимости права на труд для человека. Как право гражданина оно характеризует сущее - уровень, степень и объем, в которых государство обеспечивает и гарантирует гражданам их реализацию.

"Право человека на труд" - это категория, отражающая человеческую потребность в труде, существующую как в форме идей, требований человека к обществу, государству, так и в форме законодательно закрепленных возможностей по удовлетворению этой потребности".

Совокупность прав, свобод граждан, которыми они пользуются в реальной жизни, определяют их правовое положение или правовой статус. Права, свободы и обязанности, характеризующие правовое положение личности в государстве, выражающие коренные интересы граждан и общества, и в силу этого закрепляются в Конституции, в юридической литературе принято именовать основні ными или конституционными правами, свободами и обязанностями. Конституционные права, свободы и обязанности являются основными в первую очередь по своему содержанию, поскольку они опосредуют наиболее существенные., принципиальные отношения и связи между обществом и его членами, государством и его гражданами и выступает в качестве основополагающих для правового положения человека в обществ. Аналогично другим конституционным правам, право на труд является: 1. Всеобщим, из чего следует, что все граждане независимо от социаль-ьного происхождения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, имущественного положения и других обстоятельств имеют это право. 2. Равным, что означает гарантирование государством для всех граждан равных юридических возможностей осуществления ими рассматриваемого права. 3. Гарантированным, обеспеченным со стороны государства.

Конституционное право на труд характеризуется и другими свойствами основных прав, в частности, аналогично им оно является юридической базой для всех трудовых прав граждан, закрепленных в текущем законодательстве, обладает по сравнению с последними наивысшей юридической силой, что проявляется в принципиальном соответствии всех трудовых прав, закрепленных различными нормативными актами, конституционному праву на труд, в непротиворечии ему.

В историческом плане, равно как и в настоящее время, в правовой науке существуют различные точки зрения о юридической природе конституционного права на труд. О праве на труд говорят как об элементе правоспособности и субъективном праве. Эти две основные точки зрения в исследовании данной проблемы по своему содержанию и аргументации не однозначны. В первоми случае основное право граждан авто-ры относят к элементам общей правоспособности, гражданской правос 2) 3) пособности либо трудовой правосубъектности. Признавая за правом на труд качество субъективного права, одни ученые утвер ч) ждают, что оно существует вне правоотношения, другие - в правоотношени S) і) ях абсолютного характера либо особых, более общих правоотношениях. Некоторые авторы право на труд признают субъективными лишь по линии государственного права и элементом правоспособности - по линии трудового и кол-хозного права.

Юридические категории "субъективное", "объективное право" в теории права достаточно хорошо проработаны. Несомненная заслуга в разработке положительного содержания субъективного права принадшежит С.Н.Братусю, который впервые в советской литературе определил субъективное право как меру воз-можного или дозволенного поведения самого управомоченного. Определение субъективного права усовершенствовалось другими авторами - Александровым Н.Г., Алексеевым С.С.

Формы реализации права на труд

Действительность показала, что любой общественно полезный труд нуждается в государственно-правовой поддержке.

Демократизация общества и приватизация государственной собственности влекут возникновение помимо найма, иных форм труда, например, таких уже признанных, как предпринимательская деятельность, труд в кооперативе, фермерский или иной семейный труд и т.п.

Гражданину предоставляются различные пути реализации права на труд. Формами реализации гражданами их субъективного права на труд являются: 1. труд в качестве наемных работников; 2. труд граждан самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе - труд предпринимателей, - труд фермеров, - труд членов производственных сельскохозяйственных кооперативов. Трудовой договор (контракт) - основная форма реализации права на труд. Наиболее полно регулируются отношения по реализации права на труд в качестве рабочих и служащих.

В зависимости от того, каким образом гражданин решил реализовать свое право на труд, что он выбрал - работу в качестве самостоятельного производителя или работу наемного работника, или работу творческих, свободных профессий, гражданин вступает в различные правоотношения, это могут быть трудовые, кооперативные правоотношения, или отношения, регулируемые административным, гражданским, земельным и т.д. законодательством. В связи с тем, что формы реализации права на труд столь широки, их ни в коем случае не надо сводить к одной и нивилировать с такой формой реализации права на труд, как труд в качестве наемных работников. Отношения по реализации права на труд этих категорий работников является предметом отдельных специальных отраслей права. В связи с разгосударствлением экономики, увеличением доли частных предприятий, расширяется практика вступления граждан при реализации права на труд в ряд правоотношений, в целую систему правоотношений, когда трудовые правоотношения наемного работника наслаиваются одновременно на правоотношения, возникающие с его участием, но как с собственником средств производства - возникает необходимость дальнейшего совершенствования не только таких отраслей права как трудовое, но и гражданское, государственное и т.п. Но это совершенствование не означает вовсе необходимости, чтобы все формы реализации права на труд содержали одинаковые нормы, одинаково гарантированные государством и содержались в одном кодифицированном нормативно правовом акте. У различных правоотношений по реализации права на труд есть и должны быть свои особенности, одни правоотношения должны быть полнее урегулированы правом, другие меньше.

Право на труд двуединое право: право на свободное предпринимательство, право на свободный труд. Реализуя это право, граждане, в первую очередь, выбирают род занятий или самостоятельно обеспечивают себя работой, выбирая, например, работу в качестве свободного предпринимателя, организующего новые рабочие места, дающего возможность другим гражданам реализовать свое право на труд в форме заключения трудового договора в качестве наемного работника, или выбирают работу в качестве наемного рабочего, служащего. Право граждан на выбор рода занятий (право на труд) должно быть гарантировано как для граждан, реализующих его в форме свободного предпринимательства, так и гражданам, реализующим право на труд в виде наемного рабочего. Различие гарантии двух сторон единого права на труд обусловлены различным содержанием права на труд как на труд свободного производителя и на труд по трудовому договору. Считаем необходимым остановиться на содержании данных прав. Так как было сказано выше, главным в содержании права на труд, реализуемого в форме заключения трудового договора, является: - возможность выбора работы, - ее получение и стабильность с оплатой труда в соответствии с количеством и качеством не ниже установленного государством минимума.

Отличие предпринимательства от труда по найму состоит в следующем:

1. Предпринимательство предполагает включение в трудовой процесс материальной, интеллектуальной формы собственности и способности человека к труду, а наемный работник располагает только способностью к труду и в некоторых случаях интеллектуальной собственностью;

2. Правовое регулирование труда наемного работника полностью подпадает под сферу действия КЗоТ РФ, а предпринимательская деятельность регулируется соответствующим законодательством о предпринимательстве, собственности гражданско-правовыми нормами и учредительными документами;

3. Предприниматель является субъектом локального нормотворчества, предопределяет характер трудовых отношений на предприятии, формы, системы, размер оплаты труда, а наемный работник либо соглашается, либо отклоняет предложенные ему условия;

4. Размер и форма получения доходов предпринимателя в значительной степени отличается от трудовых доходов наемного работника.

Формы судебной защиты права на труд

Защита права на труд при трудоустройстве. Наиболее действенной гарантией права на труд является судебная защита, которая находит свое выражение в различных формах. Деление на формы судебной защиты может быть произведено по различным основаниям. Так, в зависимости от характера нарушения права на труд и развития трудового правоотношения могут быть выделены такие формы судебной защиты права на труд, как: 1. при трудоустройстве (отказ в приеме на работу, требование справок и документов, не предусмотренных законодательством и т.п.); 2. при переводах; 3. при нарушении обязательств по трудовому договору (простой, задержка зарплаты и т.п.; 4. при увольнении и др. В зависимости от способа воздействия суда на участников трудовых правоотношений можно выделить такие формы судебной защиты, как: 1. Вынесение решения в порядке искового производства; 2. Вынесение решения по делам, возникающим из адмнистративно-правовых отношений; 3. Вынесение частного определения.

Свобода трудящегося в трудовом договоре (трудовом правоотношении) гарантируется его свободой перед заключением, в период заключения договора, в течение срока действия договора, непосредственно при его прекращении.

В зависимости от различий в содержании прав и обязанностей договаривающихся при заключении трудового договора сторон, процесс оформления трудовых отношений можно разделить на следующие стадии: 1. обращение гражданина с предложением о приеме на работу и рассмотрение заявления гражданина по существу; 2. переговоры сторон в отношении условий договора, определяемых сторонами, и информация об условиях, определяемых в нормативных актах; 3. достижение соглашения о заключении трудового договора; 4. оформление приема на работу

На каждом из вышеуказанных названных этапах существует своя степень защиты права на труд.

Правовая защита работника от необоснованного увольнения включает в себя: - ограничение возможности для предприятия заключения с работником срочного трудового договора (контракта) с последующим увольнением этого работника по истечении срока действия такого договора (контракта); - недопустимость для предприятия перевода работника без его согласия на другую постоянную работу и увольнения работника за отказ от такого перевода; - установление оснований и порядка увольнения работника, в том числе по инициативе администрации; - признание за работниками права на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

На основании доктринального толкования ст. 16 КЗоТ РФ следует вывод о праве гражданина обратиться к избранному им предприятию с предложением о приеме на работу и корреспондирующей обязяанности предприятия принять это предложение и рассмотреть по существу. Бугров Л.Ю. выделяет три вида специальных юридических гарантий от необоснованных отказов, это: 1 .законодатель, подчеркивая антидискриминационный характер трудового права, приводит примерный (не исчерпывающий) перечень необоснованных отказов (ст. 16 часть 2 КЗоТ РФ), закрепляет, что любой необоснованный отказ в приеме на работу недопустим; 2. трудовое право устанавливает особые гарантии при поступлении на работу некоторых категорий работников (беременных женщин, женщин имеющих детей до трех лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет; лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации; молодых рабочих, инвалидов в счет квоты и т.п.); 3. нормативное закрепление правил, касающихся порядка рассмотрения споров d) по поводу отказа в заключении трудового договора

При возникновении спора по поводу необоснованного отказа в приеме на работу, необходимо определиться с критериями обоснованности. На наш взгляд, таковыми в настоящее время должны являться: обязательный письменный мотивированный отказ с обоснованием бездискриминационных мотивов. Определить более жесткие критерии обоснованности, как предполагают некоторые авторы, представляется нецелесообразным. К установлению действующих правил о трудовых спорах по поводу заключения трудового договора законодатель шел долгим и противоречивым путем, но сложившийся порядок разрешения споров и само отношение к праву на обжалование отказа в приеме на работу нуждается в переосмыслении. Независимо от того, сохранится ли в трудовом праве норма, в настоящее время закрепленная в ст. 16 КЗоТ РФ, действующее право России предоставляет любому человеку, считающему, что его права и свободы (в том числе и право на труд) нарушены, защищать их всеми способами, не запрещенными законом, в том числе и путем обращения в суд. Уазанное право следует из ст.ст.2,17,18,19,37,45,46 Конституции Российской Фдерации. Каждый должен иметь равные возможности в реализации своих прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах или получать какие-либо преимущества в их реализации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда.

Важнейшим принципом трудового права признается свобода труда. Этот принцип провозглашен в ст. 37 Конституции РФ и признан международным сообществом. Свобода труда проявляется, прежде всего, в предоставлении возможности человеку свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Каждый гражданин может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной или иной ответственности. Гражданин может свободно выбирать вид трудовой деятельности: заниматься предпринимательством, работать на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора) или по трудовому договору.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется, прежде всего, в договорном характере труда и находит отражение в отраслевом принципе трудового права - принципе свободы трудового договора. Единственным основанием возникновения трудовых отношений является соглашение сторон - трудовой договор. Работник обладает свободой расторжения трудового договора.

Каждый человек в России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый гражданин РФ имеет право на отдых. Человеку, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т.п.

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законодательством способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Однако мало провозгласить какие-либо права и установить гарантии, нужно знать, как претворить их в жизнь. Главное в проблеме прав человека сегодня - не теория, а практика, предполагающая создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации социально-экономических прав человека. Важно устранить прямые нарушения прав, причины, их порождающие, поставить заслоны на пути злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и защиту со стороны власти.

Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них - отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты. Защита права означает возможность государства, его исполнительных органов защитить те или иные права и гарантии человека.

В настоящее время в российской экономике сложилось два правовых режима регулирования трудовых отношений - зафиксированное в законодательстве трудовое право для бюджетных организаций и "обыденное" право для нового коммерческого сектора. Если в бюджетных организациях трудовое законодательство еще как-то соблюдается, то в новом коммерческом секторе требования Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) выполняются далеко не всегда. В организациях малого и среднего бизнеса распространены гражданско-правовые отношения, потому что это удобно работодателю (нет необходимости соблюдать все гарантии, установленные в трудовом законодательстве).

Рост числа малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных прав наемных работников. В этих организациях обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников. Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляет людей принимать любые условия хозяина. Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Государством гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В частности, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК РФ). Возможно, такие действия работников прекратят допущенные работодателем нарушения трудовых прав. Никто не может заставить работника трудиться бесплатно, поэтому действия работников, отказавшихся от выполнения трудовых функций в качестве ответной меры в связи с неполучением заработной платы, будут признаны законными.

Работник имеет право обжаловать факт дискриминации в трудовых отношениях, в том числе необоснованный отказ в приеме на работу (ст. ст. 64, 391 ТК РФ).

Тезис о равенстве сторон трудового договора справедливо подвергается критике. Отношения между ними фактически строятся на основе подчинения работника работодателю. В сложившейся экономической ситуации работники не рискуют открыто защищать свои права и вступать в конфликт с работодателем, поскольку обращение с жалобой на хозяина грозит потерей работы, поэтому очень часто пострадавшему выгоднее отказаться от реализации предоставленных законом прав, чем вступать в спор.

Любое обращение работника в суд (например, по поводу восстановления на работе, оплаты вынужденного прогула) рассматривается работодателем как нежелательное и ненормальное явление, и, чаще всего, такой "смельчак" будет преследоваться им. Восстановленные на работе решением суда работники знают, что их могут уволить вновь, но уже по какому-то другому основанию.

В этих условиях необходима эффективная система юридических гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов наемных работников от неправомерных действий работодателей.

Если раньше работодатели - индивидуальные предприниматели освобождались от обязанности вести трудовые книжки, теперь они в соответствии с поправками в ТК РФ должны будут вести трудовые книжки на своих работников. Законодатели приравняли их к организациям и в отношении других прав и обязанностей, в частности по заключению коллективных трудовых договоров, по расторжению трудовых договоров и по многим другим вопросам, в частности им предоставлено право расторгать трудовой договор в случае сокращения численности или штата работников.

Изменен порядок расчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска. Теперь указанный средний заработок будет исчисляться за последние 12 календарных месяцев (а не за три месяца) путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4.

Дополнен перечень случаев выплаты выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Указанное пособие будет выплачиваться еще в двух случаях: при расторжении трудового договора на основании отказа работника от продолжения работы в связи с изменением условий трудового договора, а также при увольнении в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением. Изменены основания прекращения ученического договора. Теперь он может быть прекращен по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором.

1.6. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ТРУД В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Лещенко Анна Хачатуровна, аспирантка. Место учебы: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права. Должность: Начальник юридического отдела. Место работы: ООО «Росгосстрах», филиал в Тюменской области. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: хартия, право на труд, законодательство, социальные гарантии, свобода труда.

SOME PROBLEMS OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF

CITIZENS TO WORK IN RUSSIA AND EUROPEAN LABOR LAW

Leshchenko Anna Hachaturovna, postgraduate student. Place of study: Tyumen state academy of world economics, management and law. Position: Head of law department. Place of employment: Rosgosstrakh LLC, Tyumen regional branch. E-mail: [email protected]

Annotation: The author considers the right to work in modern Russia and its implementation to meet a number of European instruments in the social sphere. Keywords: Charter, the right to work, legislation, social security, freedom of labor.

Возможность трактовки права граждан на труд как конституционного появилась не так давно. Большинством авторов отмечается, что его закрепление преимущественно произошло в конституциях «третьей волны», что относится к периоду после Второй мировой войны . В СССР это право было включено в перечень конституционных намного раньше, причиной чему послужили внутренние политические и социальные процессы.

Так же как и право на жизнь, право собственности и другие конституционные права, свобода труда относится к адресованным неопределенному кругу лиц абсолютным правам. В качестве абсолютного это право наделяется приоритетным значением в ряду иных прав, составляющих комплексное содержание права на труд.

Свобода труда входит в перечень основных прав человека. Это неотъемлемое и неотчуждаемое право, как и право на свободу слова, свободу мысли, свободу передвижения и пр. Лишая человека свободы труда, его фактически лишают человеческого достоинства - и он становится «говорящим орудием» (instrumentum vocale - лат.), что можно заключить из анализа положе-

ний статьи 8 Международного пакта о гражданских и политических правах человека 1966 г., провозгласившего свободу труда . 1961 год был ознаменован принятием Европейской социальной хартии, которую условно можно назвать аналогом Европейской конвенции о правах человека в сфере экономических и социальных прав. При этом Хартия оказалась беспрецедентным международным документом подобного рода и объединила в себе обширный перечень социальных и экономических прав. Однако отсутствие разработанной процедуры индивидуальных петиций привело к тому, что гарантии, предоставляемые Хартией, оказались намного слабее, чем таковые Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в области гражданских и политических прав. Именно поэтому Хартия всегда занимала вторичное положение по отношению к Конвенции. Такое положение сохранялось до 90-х годов ХХ века, когда в системе самой Хартии было произведено глубокое реформирование; изменения придали Хартии новый импульс и существенно усилили ее. На ее укрепление повлияло и то, что в Совет Европы вступили новые государства - бывшие социалистические страны, и названная организация использовала положения Социальной хартии в качестве основы для приобщения своих новых членов к европейской социальной модели. Были устранены имеющиеся недостатки, разработана система коллективных жалоб (в качестве примера использовались аналогичные процедуры Международной организации труда (МОТ). А в 1996 году произошло принятие обновленного варианта договора - так называемой Пересмотренной европейской социальной хартии.

Европейская социальная хартия как конвенция Совета Европы обеспечивает защиту социальных и экономических прав граждан; документом предусматриваются контрольные механизмы, гарантирующие соблюдение названных прав государствами-участниками.

После принятия постановления №150 от 24 февраля 2009 г., одобряющего Хартию, Правительство РФ представило ее главе государства - Президенту РФ, внесшего ее на ратификацию в Государственную думу РФ. Пересмотренная европейская социальная хартия была ратифицирована 3 июня 2009 года на основании пп. «б» п. 1 ст. 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 3 мая 1996 года (поскольку предметом Хартии являются основные права и свободы человека). Ратифицировав Хартию, Российская Федерация выполнила одно из обязательств, взятых в феврале 1996 года при вступлении в Совет Европы; этим шагом наше государство также подтвердило приверженность нормам и принципам европейского правопорядка.

Путем сравнительного анализа положений Хартии и законодательства РФ было установлено, что в целом можно говорить о соответствии российских конституционных основ социально-экономических гарантий положениям Хартии. Однако стоит учитывать, что гарантии, реально предоставляемые отдельным группам населения, находятся в зависимости от экономических возможностей государства, а повышение уровня гарантий до установленных Хартией стандартов возможно лишь при соответствующих темпах экономического развития.

Одна из основных целей, провозглашенных Хартией, заключается в укреплении европейского единства в социальной области, что может быть достигнуто путем следования всех Договаривающихся Сторон единому своду основных обязательств; при этом Сторона обя-

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ТРУД

Лещенко А.Х.

зуется принять в полном объеме обязательства по шести (как минимум) статьям - из девяти, указанных в Хартии:

1) статья 1: Право на труд;

2) статья 5: Право на объединение;

3) статья 6: Право на заключение коллективных договоров;

4) статья 7: Право детей и молодежи на защиту;

5) статья 12: Право на социальное обеспечение;

6) статья 13: Право на социальную и медицинскую помощь;

7) статья 16: Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту;

8) статья 19: Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь;

9) статья 20: Право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола.

Следует упомянуть, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод, хотя и обладающая бесспорными достоинствами, тем не менее не содержит гарантий прав человека и направлена скорее на повышение благосостояния граждан стран-участниц. В этом смысле Европейская социальная хартия удачно дополняет Конвенцию. Также аналитиками отмечается, что нормы Хартии во многом совпадают с нормами конвенций МОТ и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Хартию можно рассматривать в качестве эффективного механизма контроля над соблюдением социальных и экономических прав граждан. Следование ее положениям будет способствовать повышению уровня социальной защищенности лиц, попадающих под юрисдикцию стран-участниц, послужит стимулом к развитию и совершенствованию их собственной законодательной базы.

Новая редакция Европейской социальной хартии была подписана Российским правительством 14 сентября 2000 г., после чего ее необходимо было ратифицировать, для чего нормы российского законодательства нужно было привести в соответствие европейским стандартам. В итоге РФ приняла десятки законов, регулирующих различные аспекты социально-трудовых отношений; действующее законодательство было изменено и дополнено. Все предпринятые изменения были нацелены на обеспечение защиты экономических и социальных прав человека и гражданина. Однако ратификация Европейской социальной хартии (в редакции 1996 г.) была сопряжена с определенными трудностями в плане обязательств по отдельным пунктам, в частности, п. 2 ст. 12 (поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, по крайней мере, достаточном для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения 1964 г.), п. 4 ст. 13 (применять положения статьи о праве на социальную и медицинскую помощь на равных началах к своим гражданам и гражданам других государств-участников Хартии, которые законно находятся на территории соответствующего государства с учетом обязательств, вытекающих из Европейской конвенции о социальной и медицинской помощи, подписанной в Париже 11 декабря 1953 г.) . Трудности в реализации обязательств по отдельным пунктам легко объяснимы: российское государство в настоящий момент не может обеспечить социальные гарантии своим гражданам на уровне, предусмотренном европейскими конвенциями. В частности, некоторыми статьями Европейского кодекса социального обеспечения уста-

новлены соответствующие стандартам МОТ минимальные уровни социальной помощи, которую государство обязано предоставлять гражданам (в случае болезни, безработицы, трудового увечья, профессионального заболевания, инвалидности, а также потери кормильца, по старости, по материнству, на содержание детей и т.п.). Европейской конвенцией о социальной и медицинской помощи определено обязательство государства предоставлять гражданам других сторон соглашения (на законных основаниях находящихся на его территории и не имеющих достаточных средств) социальную и медицинскую помощь на таком уровне и на тех же условиях, что и своим гражданам .

Российское законодательство о занятости в настоящее время представляет собой целостную систему нормативных актов, в которую входят:

1. Статья 37 Конституции РФ 1993 г., предусматривающая, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

2. Закон РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ», закрепивший понятие занятости и категории занятого населения, права граждан и гарантии государства в области занятости, основы организации и регулирования занятости, участие в этом процессе работодателей и иных субъектов, а также ряд иных положений в сфере обеспечения занятости населения в нашей стране.

3. Указы Президента РФ: «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации» от 05.06.1992 № 554; «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными» от 02.07.1992 № 723; «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25.03.1993 № 394 и ряд других.

4. Постановления Правительства РФ: «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» от 05.02.1993 № 99; «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» от 07.03.1995 № 224; «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.1997 № 458 и др.

5. Нормативные акты, принятые Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Федеральной государственной службой занятости населения РФ, иными министерствами и ведомствами.

6. Нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, предусматривающая нормы по обеспечению занятости, а также ряд дополнительных (по сравнению с законодательством) льгот для отдельных категорий граждан в данной сфере.

Как видно из ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в РФ», любая деятельность граждан, нацеленная на удовлетворение личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной. Более того, незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Право на труд не относится к субъективным правам человека; как следствие, гражданин не вправе требовать предоставления работы от государства . Многие государства Европы поддерживают такой подход, и в целом то же можно сказать и о Российской Федерации .

Российское трудовое законодательство и международные стандарты пока зачастую не согласуются между собой. Россия предпочитает идти по пути сохранения привилегий и льгот для женщин и некоторых других категорий работников, а не стимулировать создание благоприятных для всех условий труда, которое лишило бы смысла эти льготы и привилегии.

Следует признать, что в настоящий момент европейским стандартам в России следовать достаточно сложно, и в основе этого лежат экономические причины. Для того чтобы российское общество получило необходимые социальные гарантии, направленные на повышение уровня жизни, улучшение условий труда, повышение уровня оплаты труда, - требуются значительные финансовые вливания. Кроме того, для реализации некоторых статей Хартии в РФ потребуется внести значительные изменения в российское законодательство, что всегда сопряжено с дополнительными расходами, касающимися и федерального бюджета, и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Список литературы:

1. Европейская социальная хартия от 18.10.61 г., с изм. и доп. от 03.05.96 г.

2. Конституционное право зарубежных стран / отв. ред. В.В. Чиркин. М., 1997.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верх. Суда РФ. 1994. №12.

4. Федеральный закон от 03.06.2009 № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года».

5. Худолей Д.М. Конституализация права на труд в зарубежных государствах. // Вестник Пермского университета. Выпуск 3(9), 2010.

на статью Лешсико Анны Ханатуровкы «Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на труд в России I] европейское трудовое законодательство»

Актуальности рецензируемой работы предопределена тем обстоятельством, "-ЯС" возможность трактовки права граждан на труд как конституционного появилась не так давно. В юридической науке отмечается, что его закрепление преимущественно произошло в конституциях ((третьей волны», нто относится к периоду после Второй мировой войны. В СССР ио право было включено в перечень конституционных намного раньше, причиной чему послужили внутренние политические и социальные процессы.

Раскрывая содержание права гражданина на труд, А.Х. Лещенко справедливо обращая внимание на необходимость указать, что i-o комплекс правомочий, включающий перечень таких прав, как право на свободу труда, ираво на справедливые условия труда, право на безопасные условия труда и т.д. Из перечисленных п ра большая часть - относительные; они адресованы государству, на которое возлагается обязанность их соблюдения. Так же как и право на жизнь, праэо собственности и другие конституционные права, свобода труда относится к адресованным неопределенному кругу лиц абсолютным правам. Трудно не согласиться с автором, что в качестве абсолютного это право наделяется приоритетным значением в ряду иных нрав, составляющих комплексное содержание права на труд.

Проведенное исследование позволило автлору сделать выводы по поводу того, что российские трудовое законодательство и международные стандарты пока зачастую не согласуются межяу собой. Россия предпочитает идти по иути сохранения привилегий и льгот для женщин и некоторых других категорий работников, а не стимулировать создание благоприятных для всех условий труда, которое лишило бы смысла зти льготы и привилегии.

Стэоья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может бьгть рекомендована к публикации а научных журналах, в том числе в журналах из

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права;

Института права ФГБОУ БПО «Тамбовский госула; Университет имени Г.Р. Державина»

Л.H. Шепелев

Literature list:

1. European Social Charter of 10/18/61, p rev. and add. on 03/05/96, the

2. The constitutional law of foreign countries / Ed. Ed. VV Chirkin. Moscow, 1997.

3. The International Covenant on Civil and Political Rights of 16 December 1966 / / Bulletin Top. Court. 1994. Number 12.

4. Federal Law of 03.06.2009 № 101-FZ "On the ratification of the European Social Charter (revised) of 3 May 1996."

5. Khudoley D.M. Konstitualizatsiya right to work in foreign countries. / / Bulletin of the University of Perm. Issue 3 (9), 2010.

Принцип, приведенный в ст. 2 Трудового кодекса, о свободе труда, включая право на труд, соответствует Конституции РФ (ч. 1 ст. 37), провозгласивший свободу труда. В Российской Федерации каждый вправе заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору.

Свобода труда, право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, несовместимы с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом. В противном случае не может быть и речи о “свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности”.4 Каждый гражданин (физическое лицо) свободен в своем выборе труда, как и в выборе профессии и рода деятельности. На основе свободы труда гражданин заключает с работодателем трудовой договор. В полной мере свободен и работодатель в выборе работника.

Между тем, существует точка зрения, что свобода труда включает право на труд. Несмотря на схожесть этих категорий, они имеют принципиальные различия, которые кроются в возможности их реализации. Если, к примеру, Конституция закрепляет право на защиту от безработицы, то этому праву корреспондирует обязанность государства создать специальную службу, которая ведет учет безработных, занимается поиском им работы, а если это невозможно - назначает пособие по безработице (согласно Закону РФ “о занятости населения в РФ”).

Когда провозглашается свобода труда, то это значит, что государство предоставляет индивиду возможность выбора: работать или нет, заниматься предпринимательством либо получать доходы от использования своей собственности. Это его исключительное право. Реализовав свободу труда путем трудового договора, гражданин по соглашению с работодателем определяет конкретную трудовую функцию (профессию, специальность, квалификацию). С момента заключения трудового договора у сторон возникают права и обязанности. Свобода трудового договора существует не только на стадии заключения, но и на стадии расторжения договора по инициативе работника.

Однако свобода заключения трудового договора предполагает не только свободу работника, но и соответствующую свободу работодателя, имеющего право по своему усмотрению подбирать кадры, которые по профессиональным и деловым качествам соответствовали бы поручаемой работе. Работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

Надо отметить, что при реализации указанных прав интересы работника и работодателя нередко не совпадают. Причем это несовпадение не всегда основано на объективных и справедливых представлениях (имеют место субъективизм, непонимание или прямое игнорирование требований закона, в первую очередь со стороны работодателя). С учетом этого в Трудовой кодекс РФ включена специальная норма, запрещающая необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64).

Наличие такой нормы в Трудовом кодексе РФ - явление, безусловно, прогрессивное и объективно необходимое. Оно основано на положениях Конституции РФ (ст. 19) и нормах международного права, ориентирующих государства проводить политику, направленную на поощрение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации. Как свидетельствует практика, существование указанной нормы в законе уже само по себе служит фактором, сдерживающим работодателя от опрометчивых или необоснованных кадровых решений. Вместе с тем необходимо отметить, что предусмотренные ст. 64 ТК РФ гарантии при заключении трудового договора не обеспечивают в настоящее время должной защиты граждан от необоснованного отказа в приеме на работу.

Другой гарантией от необоснованного отказа в заключении трудового договора служит право работника обжаловать такой отказ в суд (часть 6 ст. 64 ТК РФ). Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ч. 4 ст. 3 ТК РФ).

Нормы-принципы трудового права реализуются через права и обязанности работодателей, работников и других субъектов трудового права.

Принцип свободы труда и запрещения принудительного труда позволяет работникам свободно распоряжаться своими способностями к труду, а также отказываться от выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, в частности неоплаченной работы. В свою очередь, работодатель обязан не чинить препятствий работникам при распоряжении своими способностями к труду, в том числе при решении вопроса об увольнении работника по собственному желанию, а также не допускать привлечения работников к принудительному труду. В силу ст. 2 Конституции РФ обязанность по обеспечению данного права работников возлагается на государственные органы.

Принцип зашиты от безработицы и содействия в трудоустройстве реализуется через право граждан обратиться в органы государственной службы занятости с целью получения подходящей работы, а при ее отсутствии пособия по безработице. Тогда как у службы занятости возникает обязанность предоставить гражданину подходящую работу, а при ее отсутствии - выплатить пособие по безработице и предоставить иные предусмотренные законодательством льготы.

Принцип обеспечения справедливых условий труда включает право работников на получение работы, отвечающей требованиям безопасности и гигиены, и на ограничение времени работы. Работодатель призван обеспечить безопасность работника на его рабочем месте и использовать труд работника в рамках установленной продолжительности рабочего времени. На основании ст. 2 Конституции РФ полномочные государственные органы обязаны обеспечить реализацию и данного права работников.

Принцип равенства прав и возможностей работников реализуется через право работников требовать соблюдения равенства при применении норм трудового права и продвижении по службе. В свою очередь, на работодателей данный принцип возлагает обязанность по соблюдению равенства прав и возможностей работников. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ полномочные государственные органы обязаны обеспечить реализацию права граждан на равные возможности в сфере трудовых отношений.

Принцип обеспечения своевременной, справедливой и достойной оплаты труда реализуется через право работников на получение заработной платы. Работодатели обязаны обеспечить получение работниками своевременно справедливой и достойной оплаты труда. Полномочные государственные органы на основании ст. 2 Конституции РФ должны обеспечить соблюдение работодателями данной обязанности.

Принцип равной оплаты за труд равной ценности реализуется путем предоставления работникам права на получение равной оплаты за труд равной ценности. Тогда как работодатели обязаны не допускать нарушения права работников на равную оплату за труд равной ценности. Полномочные государственные органы в силу требований ст. 2 Конституции РФ обязаны обеспечить предоставление работникам права на равную оплату за труд равной ценности.

Принцип запрещения дискриминации при регулировании трудовых отношений реализуется через обязанность работодателей, других лиц, применяющих нормы трудового права, не допускать необоснованного умаления прав и свобод в сфере труда, а также через право работников требовать соблюдения своих интересов и их защиты от дискриминационных действий.

Принцип создания объединений по защите прав и интересов в процессе трудовой деятельности реализуется через право работников и работодателей создавать объединения для защиты своих интересов, а также через обязанность не препятствовать созданию и деятельности указанных объединений. В частности, представители работодателей не вправе создавать препятствия в законной деятельности объединений работников, государственные органы не должны вмешиваться в работу объединений, представляющих работников и работодателей.

Принцип участия работников в управлении организацией означает наличие права у работников и их представителей принимать участие в управлении организацией в установленных правовыми актами формах и возникновение у работодателей обязанности по обеспечению такого участия.

Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений влечет возникновение у представителей работодателя обязанности по соблюдению установленного полномочными государственными органами минимума трудовых прав, а также предоставление работодателям и работникам возможности улучшить положение работников по сравнению с этим минимумом путем заключения договоров о труде.

Принцип ведения коллективных переговоров предполагает наличие права у работников и работодателей инициировать коллективные переговоры и корреспондирующей ему обязанности приступить к таким переговорам после получения соответствующего приглашения.

Принцип обязательного возмещения вреда, причиненного работнику в процессе трудовой деятельности, состоит из права работников требовать данного возмещения и обязанности работодателя возместить причиненный по его вине вред.

Принцип установления государственных гарантий прав работников и государственного контроля за их соблюдением предполагает наличие у работников права требовать соблюдения установленных государством гарантий и корреспондирующей ему обязанности государственных органов по контролю за соблюдением трудового законодательства по обеспечению их реализации.

Принцип защиты трудовых прав реализуется через право участников трудовых отношений требовать защиты своих законных интересов и корреспондирующую ему обязанность государственных органов, в том числе суда, обеспечить их соблюдение.

Принцип обеспечения права на ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, означает возникновение у заинтересованных лиц права требовать защиты своих интересов и корреспондирующей ему обязанности по урегулированию трудового спора полномочными органами и установленными законодательством способами.

Принцип выполнения работником возложенных на него трудовым договором обязанностей предполагает наличие у работника права выполнять лишь возложенные на него трудовым договором обязанности и корреспондирующей ему обязанности представителей работодателя обеспечивать работника работой, обусловленной трудовым договором.

Принцип профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства состоит из права профсоюзов осуществлять данный контроль по отношению к условиям труда своих членов и корреспондирующей ему обязанности представителей работодателя не чинить препятствий в его проведении.

Принцип обеспечения достоинства работников в процессе трудовой деятельности предполагает возникновение у работников права на обращение со стороны представителей работодателя, которое не допускает умаления человеческого достоинства, и корреспондирующей ему обязанности представителей работодателя не совершать действий, ущемляющих достоинство работников.

Принцип обеспечения обязательного социального страхования работников состоит из права работников на данное страхование и обязанности работодателей и полномочных государственных органов обеспечить предусмотренное действующим законодательством страхование работников.

Принцип защиты трудовых прав не запрещенными законом способами состоит из права работников осуществлять такую защиту и обязанности работодателей не препятствовать реализации работниками данного права, а также обязанности государственных органов по обеспечению реализации указанного права работниками.

Таким образом, нормы-принципы трудового права реализуются через права и обязанности работников и работодателей, а также других субъектов трудового права.

Аналогичным образом реализуются и нормы-принципы отдельных институтов трудового права, которые рассмотрены нами в третьем параграфе настоящей главы.

В связи с изложенным следует иметь в виду, что нормы-принципы должны быть использованы при принятии любого правоприменительного решения. На их основании возникают конкретные права и обязанности. Причем другие нормы подлежат применению в части, не противоречащей нормам-принципам.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Трудовое право

Ключевые слова:

1 -1