Древние римские поэты. Поэты и писатели древней греции и рима

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея". В XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных важнейших исторических событиях.

Гомеровский период был бесписьменным. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызрели предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах.

В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях--Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний, победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя.

С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

Древнегреческий театр развивается в VI-V вв. до н.э. Важную роль в развитии театра сыграл культ Диониса, бога виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса - Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. Весной 534 г. до н.э. в Афинах на празднике великих дионисий состоялось первое представление трагедии. Автором был первый трагический поэт Феспид.

V век до н. э.-- время расцвета драматического искусства, ознаменовано творчеством трех великих трагических поэтов: Эсхила (525 - 456), Софокла (ок. 496 - 406), Еврипида (ок. 480 - 406). Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая.

Вначале театры были переносными. Только при Перикле появился первый каменный театр, послуживший прототипом дальнейших построек такого рода. Для амфитеатра выбирали обычно террасовидную площадь. Подровняв и вырубив уступы для сиденья, внизу, в центре круга, устраивали места для хора, а позади него ставили сцену. Сиденья обычно облицовывали мрамором, а верхний ярус увенчивала колоннада. Места были нумерованными, чтобы избежать тесноты и беспорядка. В Греции театр является школой воспитания гражданской позиции. В Греции каждый обязан был посещать театр. Богатые платили за бедных. В Греции актёр - уважаемый человек.

Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлин­ную драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность действия. Появление третьего актера--нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Женские роли исполнялись мужчинами.

Первые литературные произведения были, как и многое в Риме, связаны с практической деятельностью людей: это устная поэзия, песни жрецов, сопровождавших разные обряды, рабочие, песни пастухов, гребцов. Были песни колыбельные, похоронные, свадебные или застольные, в которых могли воспевать «славу предков». На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература. Долгое время поэзия была безымянной. Первым автором с именем считается государственный деятель Аппий Клавдий Слепой, при котором были построены первая значительная дорога и водопровод, но чаще всего первым римским поэтом называют Ливия Андроника, раба из Греции, вольноотпущенника, который перевел « Одиссею» Гомера на латинский язык и переложил его так называемым сатурнийским стихом, т.е. стихотворным размером, присущим древним стихам, связанным с культом бога Сатурна.

Другое имя римской поэзии - Гораций. Его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», вольный перевод которого был сделан А.С. Пушкиным.

Вообще римская культура немыслима без имен таких поэтов как Вергилий (поэма «Эненда»), Плавт (комедии), Овидий (поэма «Метаморфозы»).

Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254--184 гг), по сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влиянием новоаттической комедии, которая в отличие от политической комедии классической эпохи была комедией бытовой.

Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась римская история.

Лирическая поэзия зародилась в I в. до н.э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым талантливым был Катулл. Он первый ввел в латинскую поэзию употребле-ние различных размеров, известных в греческой поэзии. Наиболее известны его лирические стихи, посвященные Лесбии, -- так он называл Клодию, сестру народного три-буна Клодия. Клодия была типичной представительни-цей своего времени, когда в высших классах «нравы пред-ков» пришли в полный упадок и старая нерушимая римская семья сменилась легко и часто расторгавшими-ся браками и столь же легкими связями. Любовные по-хождения Клодии были известны всему Риму. В посвя-щенных ей стихах Катулл с удивительной искренностью и силой запечатлел свою страстную, хотя и смешанную с презрением любовь, мучительную ревность, горечь раз-рывов и счастье примирений. Эти стихи стали не только основой дальнейшего развития римской лирики, но и лучшими ее образцами.

Цирковые зрелища пользовались в Риме большой популярностью с древнейших времен. В 254 г. до н.э. впервые были устроены гладиаторские игры, которые с середины II в. до н.э. становятся излюбленным развле-чением римлян. На устройство игр и цирковых пред-ставлений тратятся весьма крупные суммы. Средств, которые выделялись государством эдилам и преторам для организации игр, обычно не хватало, и занимавшие эти должности римские политические деятели, если толь-ко они стремились к популярности, не останавливались перед тем, чтобы тратить на них собственные средства, иногда даже залезая в крупные долги.

Также среди широких слоев населения пользовались успехом короткие сценки и фарсы, так называемые аттеланы и мимы, выросшие из чисто римских народных игр. Они были не чужды политическим и социальным мотивам. В них участвовали забавные персонажи: плу-ты, обжоры, нахалы, выводились на сцену простые ре-месленники и крестьяне. В конце республики особенной популярностью пользовались мимы отпущенника Сира, из которых потом были извлечены и собраны ходячие поговорки и остроты.

Дальнейшее развитие римской архитектуры и изоб-разительного искусства происходит в III -- I вв. до н.э. В городах строятся общественные здания совершенно нового архитектурного стиля -- базилики; с начала II в. до н.э. появляются монументальные декоративные со-оружения -- триумфальные арки.

Огромное количество статуй, которыми теперь укра-шаются римские площади, общественные и частные зда-ния, было привезено из завоеванных греческих городов в Рим в качестве военной добычи. Сами римляне созда-ют новый жанр скульптуры, в развитии которого они достигают большого совершенства, -- реалистический скульптурный портрет. Следует отметить также разви-тие фресковых росписей, которые со II в. до н.э. начи-нают применяться главным образом для декоративных целей.

Население Италии стекается в Рим целыми толпа-ми, кроме того, в нем живет теперь множество провин-циалов -- это главным образом греки, сирийцы, евреи.

В городе строятся великолепные здания. Форум пре-вращается в площадь, украшенную храмами, базилика-ми, портиками, арками, скульптурными изваяниями. Так, Помпеи построил первый каменный театр, Цезарь -- прекрасный новый Форум, ставший впоследствии об-разцом для такого типа сооружений.

Древний Рим

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого.


Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента (III в до н. э.). При взятии Тарента римлянами, он попал в плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой. Ливий Андроник перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, он переделывал и переводил на латынь греческие комедии и трагедии. По заказу коллегии понтификов Ливий Андроник составил гимн в честь богини Юноны. Переводы Ливия Андроника были очень вольными, это скорее были переделки оригинала, допускающие включение новых отрывков, изменение имен, новые сцены.

Произведения Ливия Андроника, несовершенные и нескладные в литературном отношении, тем не менее сыграли важную роль в становлении римской литературы. Они познакомили римлян с замечательной греческой литературой, мифологией, с эпосом и театром. Ливий Андроник сделал самый трудный, первый шаг, он положил начало римской художественной литературе, и в этом его бессмертная заслуга. Современниками Ливия Андроника были римские поэты Невий и Энний. Гней Невий писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, но влияние римской жизни в его произведениях ощущается гораздо сильнее, чем у Ливия Андроника. Большой заслугой Невия было составление поэмы о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей истории Рима. Энний первый описал в стихах всю историю Рима, расположив события по годам.

Если Ливий Андроник и Гной Невий писали сбой произведения архаическим сатурническим стихом, то Энний первый ввел в оборот более благозвучный стихотворный размер - обычный у греков гекзаметр.

Крупнейшим римским писателем конца III - начала II в. до н. э. был Тит Макций Плавт (254 - 184 гг. до н. э.), актер по профессии. Ему приписывали составление 130 комедий, из которых дошло до нашего времени 20. В отличие от своих предшественников он работал только в одном жанре - комедийном, но зато Плавт создал выдающиеся комедии, которые долго шли на римской сцене. Сюжеты комедий Плавта самые разнообразные сцены из семейной жизни, из жизни воинов-наемников, городской богемы. Одним из непременных героев комедий Плавта были рабы, как правило, хитрые, находчивые, ловкие и жадные.

Герои Плавта носят греческие имена, а действие переносится в греческие города, что говорят о подражательности плавтовских комедий. Однако за греческой внешностью плавтовских персонажей скрываются римляне с их привычками и их бытом. Плавт, например, дает описание римского форума, упоминает римских должностных лиц и римские городские порядки, хотя действие развивается в греческом городе и подразумеваются греческие обычаи. Комедии Плавта были первыми национальными римскими комедиями с ярким римским юмором, сочным латинским языком. Национальный колорит обеспечивал плавтовским пьесам долгий успех у римской публики.

Видное место в римской литературе первой половины I I в до н. э. занимал Публий Теренций Африканец (185 - 159 гг. до н. э.), также составитель комедий. В отличие от Плавта Теренций старался не включать в свои комедии римские сюжеты и ограничивался переска-зом греческих авторов, особенно Менандра. Поэтому Теренция называли полу Менандром. Однако Теренций обращал большое внимание на изящество и чистоту языка, его персонажи были уже не неизменными на протяжении всей пьесы типами, а получали психологическое развитие по ходу действий.

Если Плавт и Теренний были крупнейшими сочинителями комедий, то Пакувий (220-130 гг. до н. 3.) и Акций (170-85 гг. до и. э.) достигли известного совершенства в составлении римских трагедий. Основой для составления их трагедий служили трагедии греческих писателей, особенно Еврипида. Римские трагики познакомили римскую публику с глубоким содержанием греческой трагедии, с ее богатой мифологией и философией. Однако в отличие от комедий Плавта римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной римской действительностью.

Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом «сатура» обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов - длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Поэт Энний назвал словом «сатура» свой сборник стихов, полуразвлекательных, полупоучительных. Как литературный жанр сатура получила большое развитие в творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества: корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность.

Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завоевания Рима привели к росту богатств, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, к моральному разложению аристократии. Реальная жизнь давала сюжеты для сатур Луцелия, которые положили начало реалистическому направлению в римской литературе. После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как небольшого обличительного произведения.

Произведения всех перечисленных писателей были поэтическими, написанными в стихах. От поэта к поэту совершенствовалась латинская поэтическая речь. Теперь уже в стихах научились выражать сложные философские понятия и движение тонких человеческих чувств. Знакомство с греческой литературой, классической трагедией, новоаттической комедией, изящной и изысканной александрийской поэзией обогащало развивающуюся латинскую литературу. Знакомство с греческой религией и мифологией, изучение богатой философии, замечательного греческого искусства расширяло кругозор римских поэтов, писателей, государственных деятелей, ораторов.

Обогащенные и собственным опытом, и влиянием греческой литературы, римские поэты и писатели I в. до н. э. рассматривали произведения авторов III и II вв. до н. э. как грубые и варварские. Римская поэзия I в. до н. э. поднялась на новую, более высокую ступень. В I в. до и. э. жили многие поэты, увлечение писанием стихов было повальным, но среди этого множества высятся два гиганта римской поэзии - Тит Лукреций Кар (95 - 51 гг. до н. э.) и Гай Валерий Катулл (87 - 54 гг. до н. э.). Лукрецию принадлежит замечательная поэма «О природе вещей» в шести книгах. Поэма Лукреция - это философская поэма, она излагает учение эллинистического философа Эпикура (об атомистической теории мироздания, о природе богов, о материальности души, о происхождении земли, неба, моря, небесных тел и живых существ, о развитии человечества и человеческой культуры от первобытного состояния до времени Лукреция). Основная цель поэмы Лукреция - дать материалистическое объяснение всего существующего, освободить разум и чувства человека от страха, суеверия, мистики и религии, показать любовь и наслаждение жизнью. Лукреций излагает сложнейшие философские понятия в увлекательной поэтической форме, его описания наполнены звучными эпитетами, меткими сравнениями, чудными поэтическими образами. Поэма Лукреция - произведение столь же сугубо философское, сколь и истинно поэтическое. «В ней, - справедливо отмечал Цицерон, - много блеска природного дарования, но вместе с тем и искусства».

В поэме Лукреция латинский язык достиг новой вершины; язык земледельцев и воинов, краткий, отрывистый и бедный, в искусных руках Лукреция оказался емким, богатым, полным оттенков, пригодным для передачи тончайших человеческих чувств и глубоких философских категорий.

Крупнейшим поэтом конца Республики был Катулл, мастер лирической поэзии, перу которого принадлежат мелкие стихотворения, где он описывает чувства человека: любовь радостную, любовь и ревность, дружбу, любовь к природе, к милым отеческим местам. Ряд стихотворений Катулла направлен против диктаторских намерений Цезаря, против его алчных клевретов.

На поэтическое творчество Катулла оказала влияние александрийская поэзия с ее особым вниманием к мифологии, изысканности языка, к личным переживаниям автора. В мировой лирической поэзии стихи Катулла занимают заметное место. Поэзию Катулла высоко оценивал Пушкин.

Римская культура основывалась на древнегреческой. Многие древнеримские поэты просто подражали грекам. Но спустя какое-то время ситуация в Риме изменилась. Появились яркие самобытные поэты, такие как:

Гай Валерий Катулл (ок. 87 — 54 гг. до н.э.) Родился в Вероне, городе Цизальпинской Галлии. Так уж получилось, что в годы жизни поэта Рим был охвачен гражданской войной. Правил в те времена Гай Юлий Цезарь. Против его политики выступали республиканцы. Именно к ним и присоединился молодой поэт. Он писал в адрес своих противников едкие и острые на язык стихи и эпиграммы. В своем творчестве поэт попробовал себя и в «ученой поэзии», посвященной мифам и мотивам произведений. Но подобного рода произведения были интересны лишь определенной малочисленной группе людей. Поэт прославил своё имя, благодаря любовной лирике, посвященной Лесбии. Это его лучшие творения. Ибо они пропитаны искренней любовью к женщине. Вдохновение поэт черпал в своих глубоких чувствах к некой римской матроне Клодии Пульхре, к которой в стихах обращался по имени Лесбия. Этот псевдоним был взят не случайно. Ибо родиной великих древнегреческих поэтов Алкея и Сапфо был остров с красивым названием Лесбос. Катулл в своих стихах воспевал красоту любимой и её обаятельность. Рассказывал читателям о своей пылкой страсти к красавице. В его стихах чувство любви описано наиболее полно: зарождение и восторженность, счастье от разделенной любви и наслаждение эмоциями, боль измены и бесконечные страдания по этому поводу. Знатная римлянка Клодия, прославившая своё имя любовными похождениями, по началу ответила поэту взаимностью, но вскоре он ей надоел и она нашла отраду в другом своем поклоннике. Катулл страдал. Его стихи отражали эмоциональную силу горечи и разочарования. Позже в поэте зародилось новое чувство — чувство презрения к изменнице. В своих стихах Катулл писал: «А ты, Катулл, терпи! Пребудь, Катулл, твердым!» Возможно, мир узнал бы из произведений этого древнеримского поэта и о других человеческих чувствах, но поэт умер, не дожив и до 30 лет. были увлечены творчеством Катуллы. Его стихи переводил А.С.Пушкин, его творчество изучал А.Блок.

Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. до н.э.) Родился в Венузии, очень стареньком городишке на юге Италии. Отец поэта мечтал о хорошей жизни для сына и сделал всё возможное, чтобы Гораций попал в привилегированное общество Рима. Он скопил небольшое состояние и дал сыну прекрасное образование на литературном и философском поприще в Афинах. В годы жизни поэта Римом правил Октавиан Август. Когда в империи вспыхнула гражданская война в 44 г., поэт примкнул к республиканцам, которые потерпели поражение. Гораций был арестован. Но попав под амнистию, вернулся на родину и приступил к своему творчеству. Все началось с того, что эпический ввёл Горация в литературный кружок богача Мецената. Меценат всячески поддерживал поэта и оказывал ему своё покровительство. Гораций в своих произведениях призывал жить скромно, держась «золотой середины» (Впоследствии это выражение стало крылатой фразой), он был противником всякой роскоши и богатой излишне сытой жизни. Он держался подальше от императорского двора и писал сатирические произведения, обнажая человеческие пороки: жадность, зависть, властолюбие, расточительство. При этом Горацио старался не касаться острых политических тем, похвальные псалмы в адрес императора писал сдержанно и редко. А вот гимны вину и любви, сатирические насмешки над человеческими пороками — это любимые темы Горация. Творчество Горация составляют сборники од и сатир, «Посланий», одним из которых является знаменитая «Наука поэзии» Именно здесь поэт делится своими взглядами на литературу. А знаменитая ода Горация «К Мельпомене» , известная также под названием «Памятник», переводилась различными поэтами Европы и России в разное время. Например, нам хорошо знакомое со школьной скамьи стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Горацио был одним из самых популярных и востребованных поэтов древности. Он чаще других изучался и имел огромное влияние на европейскую лирику. Это влияние мы можем наблюдать и в творчестве русских поэтов. Например, оно ощутимо в произведениях Ломоносова, Державина, Пушкина, Фета, Брюсова и т.д.

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. — 17 г. н.э.) Величайший поэт, познавший немилость императора. В годы жизни поэта правил Октавиан Август, блюститель порядка и нравов. Ему не понравилось творчество Овидия, в котором поэт воспевал удовольствия и утонченную роскошь городской жизни. Овидий прославился «Любовными элегиями» и знаменитой поэмой «Наука любви» . В этой поэме Овидий очень точно, талантливо и, в ряде случаев, иронично описывает любовные переживания. Август сослал поэта в возрасте 50 лет (8 г.н.э.) в город Томы (Констанца), расположенного на побережье Чёрного моря. Овидий очень страдал и тосковал по родине. Он писал жалостливые стихи, пытаясь смягчить черствое сердце императора и получить разрешение вернуться домой. Но Августа не тронули пронзительные строки страдающего поэта. 10 лет провел Овидий на чужбине и там умер. Если говорить обобщенно, то творчество Овидия условно можно разделить на три основных направления: любовная поэзия (Сборник «Любовные стихотворения» , «Наука любви» ), мифологическая поэзия («Фасты» , «Метаморфозы» ) и творчество на чужбине («Песни скорби» , «Послания с Понта» ) Мировую славу Овидию принесла поэма «Метаморфозы» , состоящая из 15 книг, где поэт подробно и детально обработал множество мифологических сюжетов и преданий. Начинается поэма с сотворения мира и заканчивается превращением императора Юлия Цезаря в комету. От начала и до конца поэмы происходит множество событий с участием богов, которые делятся на сильных и служивших им плебеев. Боги живут на небе, но их жизнь очень сильно напоминает жизнь римского общества. Сильные, т.е. патриции, плетут интриги и принимают участие в любовных приключениях. В целом творчество Овидия оказало очень сильное влияние на поэтов всех времен и европейских народов. Многие сюжеты поэм Овидия послужили образцом и основой для создания других художественных произведений: стихов, балетов, опер и т.д. Во время ссылки А.С.Пушкин часто сравнивал свою судьбу с судьбой великого Овидия. А знаменитые Ромео и Джульетта были созданы Шеспиром под влиянием 4 книги Метаморфоз о Пираме и Фисбе.

В заключение хочу предложить мультфильм, созданный по мотивам сюжета об Аполлоне и Дафне поэмы «Метаморфозы» Овидия.

Латинская культура основана на поэзии.

Одним из самых ранних жанров в римской поэзии была обрядовая - плачи по умершим, «похвальные речи» перед гробом покойного на Форуме. Во время триумфального шествия солдаты импровизировали, распевая «триумфальные песни», где похвалы полководцу перемежались с непристойными шутками. Функция этих песен или словесных перепалок – отвратить беду от удачливого военачальника, уберечь его от зависти богов и призвать к умеренности.

Первые римские поэты были либо вольноотпущенники, либо уроженцы нелатинских областей. И профессия поэта была в то время откровенно презираемой римской знатью.

В 3 в. до н.э. Таранта Рим в глазах всего античного мира приобретает новый политико-экономический и военный вес. Теперь он должен обеспечить пропаганду своего образа жизни, а это может дать только литература. Поэтому официальный Рим прибегает к услугам профессиональных литераторов, получивших греческое образование.

Для римлянина в эпоху расцвета Республики поэзия все еще оставалась синонимом праздности. Пройдет немного времени, и аристократы осознают, что не могут игнорировать развитие литературы без опаски потерять и свой престиж, и свою власть. Поэтому они становятся защитниками поэтов, которые из благодарности посвящают им хвалебные оды. Становится модным иметь при себе двух-трех поэтов, но в обществе их чаще всего презирают, и жили поэты на содержании – если они хотели жить хорошо, они нуждались в материальной поддержке.

Для развития литературы необходимы литературные круги. В кружке сторонников аристократии и эллинофилов, поэтов, историков, философов, римлян и греков, Сципиона Эмилиана рождались произведения, которые пользовались одобрением и почетом.

Латинская литература своим расцветом и распространением обязана многим политическим, экономическим, социальным факторам и моде. Прежде всего это иностранное влияние. Мода на все греческое привела к тому, что многие и писать стали только на греческом. Цицерон блистал в диалоге на манер диалогов Сократа. Исторические сочинения зачастую сводились к автобиографиям.

Автор никогда не мог иметь успеха в своих постановках, если его не поддерживал кто-нибудь из богатых граждан, обладающих достаточным влиянием, чтобы рекомендовать эти пьесы эдилам, ответственным за организацию спектаклей. Прославиться, не числясь в каком-нибудь литературном кружке или свите богатого патриция, было крайне нелегко.

До конца Республики в литературе безраздельно властвовали патриции. С наступлением Империи литературные направления будут меняться по прихоти монарха.

Первым римским поэтом из знати был Гай Луцилий (ум. ок. 102 г. до н.э.). Из богатой семьи всадников, никогда не занимая государственные должности, автор тридцати книг сатир (сохранилось менее двадцатой части, в разрозненных фрагментах), он был также первым римским поэтом, который сделал окружающую его действительность и собственную жизнь главным объектом своей поэзии, смело рассказывая обо всем, что его волнует. Обилие бытовых зарисовок, исключительно пестрая тематика сатир, разнообразие форм (диалог, письмо, речь и др.). Именно Луцилий создал сатиру как форму актуальной полемики, причем персональной. И именно у него сатира становится сатирической в современном понимании.

Тит Лукреций Кар (ум. ок. 55 г. до н.э.), автор поэмы «О природе вещей» задался целью проповеди среди римской знати учения Эпикура, которое способствовало внедрению в сознание римлян идеала, заключенного в понятии досуг . Учение Эпикура не отрицает существование богов, но отрицает существование каких-либо сверхъестественных начал, управляющих людьми, утверждая тем самым идею всеобщего равенства. Цель эпикурейской философии – освободить человека от власти тяготеющих над ним предрассудков и суеверий, препятствующих достижению истинного удовольствия, которое не является привилегией избранных, а доступно всем людям, независимо от их социального положения.

Нам неизвестно, какой нам выпадет жребий в грядущем,

Что нам готовит судьба и какой нас конец ожидает.

На волос даже нельзя продлением жизни уменьшить

Длительность смерти никак и добиться ее сокращенья

Эпикур у Лукреция – мудрец, научивший не страшиться смерти, путь освобождения от суеверий и страха перед богами – путь познания природы и ее законов, объясненных с помощью разума. Учение, которое полагало, что удовольствие есть покой и безмятежность, проповедовавшее «Живи незаметно!» и изоляцию от политической жизни, воспринималось в Риме как чрезвычайно опасная: Цицерон даже заявил о необходимости изгнать эпикуреизм из Рима особым постановлением Сената.

Чтобы выделиться в литературных кругах своего времени, писатели искали новые жанры, способы выражения, изобретали новые слова или использовали старые в новом значении. Произведение, не породившее желания подражать себе, вскоре исчезает и предается забвению. Произведение не может быть полностью отрезано от публики. Если оно резко выделяется на общем фоне, может породить моду.

В 1 в. до н.э. спонтанно сформировался кружок молодых поэтов - неотериков, то есть новых поэтов (poetae novi), новаторов. Они хотели жить, чувствовать и творить по-другому . Они хотят внести в свои стихи фантазии, выражение своих самых разнообразных чувств. Ради этого нет остановки перед чувством меры. Нужно шокировать хранителей окостеневшей традиции, скучной торжественной поэзии, которой не хватало метрического разнообразия, изящества и утонченности. Стремясь к чистоте форм и новой эстетике, они обращаются к поэтам-александрийцам, особенно к Каллимаху, с его эрудированностью стихов, насыщенностью мысли («Истоки»), воспеванием личных чувств («Эпиграммы»). Воспевая наслаждения, для римлян они воплощали новизну.

В их числе был Катулл, восемнадцать лет попавший в Рим. Рекомендательные письма отца позволили ему посещать высшее общество. Нововведения Катулла: тщательный отбор лексики, способной передать все оттенки чувства; забота о простой композиции, поддерживающей любопытство читателя различными приемами (неожиданность высказываемых мыслей, многообразие тем); поиск разнообразных и отточенных размеров. Он обращается к опыту архаических поэтов (заимствует у Сафо описание симптомов влюбленности). Катулл вводит литературную моду на короткие стихотворения на случаи («шутки», «стишки» и т.д.), затрагивающие незначительные темы повседневной и чувственной жизни (ссоры, отъезды и пр.), но содержащие порой жестокую сатиру. Стихи живые, порой малопристойные, удовлетворявший пристрастие к вычурному слогу, к мнимой простоте, к отточенному стиху, изъясняющемуся намеками.

Гай Валерий Катулл . Родился в Вероне в 87 г. до н.э., прожил более тридцати лет. Все сведения о жизни поэта – в его ста шестнадцати сочинениях, собранных в одной книге: небольшие стихотворения «полиметры», «ученые поэмы» и «эпиграммы». В Риме Катулл встретил и страстно полюбил образованную, но легкомысленную замужнюю женщину, которую в стихах называет Лесбией. «Непосредственность и экспрессия, с которыми Катулл рассказывает о своих душевных переживаниях, не имеют аналогов во всей любовной поэзии античности».

Лесбия часто меня в присутствии мужа порочит,

А для него, дурака, радость немалая в том.

Не понимает осел: молчала бы, если б забыла, -

Значит, в здравом уме. Если ж бранит и клянет, -

Стало быть, помнит, притом – и это гораздо важнее –

Раздражена, - потому так и горит, и кипит .

Ссорясь, примиряясь, ревнуя, поэт сознавал, что уважать Лесбию не может, но не в силах перестать любить ее.

И ненавижу тебя и люблю. - Почему же? - ты спросишь.

Сам я не знаю, но так чувствую я – и томлюсь.

Практически все стихотворения Катулла имеют аналоги в греческой поэзии. Например: «Люблю и не люблю тебя, / И буйствую и не буйствую…» (Анакреонт). Но греческие мотивы, темы, элементы поэтической техники, мифологические образы и стихотворные размеры выглядят у Катулла по-новому – опыт греков поэт усваивал творчески, поэтому всё, что он писал, производило впечатление сказанного впервые.

Следует сказать, что не только Катулл, но и поэты последующих столетий «соревновались» с греками, обогащая греческие образцы чертами исключительно римскими. «Для античного человека оригинальность поэта заключалась не в абсолютной новизне его творчества, а в возобновлении и совершенствовании уж достигнутого до него. Именно в сплаве нового и старого усматривали древние своеобразие того или иного автора. Установка только на эксперимент и новаторство была несвойственна самому духу римской литературы...». Например, у греков-александрийцев личный опыт поэта служил лишь поводом для написания стихотворений, у римлян он становится основной темой их поэзии.

Отмеченные печатью личного опыта, стихи Катулла глубоко интимны и предельно конкретны. Всеми отмечаемая особенность поэзия Катулла – ее естественность; неистовость чувства, владеющего им, он передает с непревзойденной непосредственностью и наглядностью. Его стилистическая палитра часто представляет собой причудливое смешение гротеска и лиричности, сарказма и патетики. Подражали Катуллу многие - Гораций и Вергилий, восхищались его искусством Ф.Петрарка, А.Блок, переводили А.Пушкин, А.Фет, В.Брюсов.

В истории римской литературы особое место занимает эпоха правления императора Августа (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Это годы наивысшего расцвета поэзии, достигшей своей вершины в творчестве Вергилия, Горация, Овидия – общепризнанных классиков мировой литературы. Поэтическая техника и искусство стихосложения достигают совершенства. Создается классический язык латинской поэзии. Благодаря поэтам и литераторам латинский язык становится средством распространения цивилизации в самых отдаленных уголках громадной империи. Культурное влияние Рима сравнялось с его политическим авторитетом.

Император Август прославился среди римлян как человек, возвративший Италии мир. Эпоха кровавых гражданских войн закончилась. Сосредоточив в своих руках всю полноту государственной власти, Август стремился укрепить нравственные устои государства путем возвращения к старым добрым нравам: трудолюбию, умеренности, уважению к долгу, благочестию, целомудрию. Возрождение древнего благочестия, уважения к старинным римским обрядам и церемониям становится отличительным признаком культурно-идеологической программы императора. Созданная Августом политическая структура дала возможность объединить самые разные слои населения под общим лозунгом реставрации древних римских ценностей. При Августе были созданы условия для культуры, которая синтезировала ценности прошлого и достижений заката Республики. Наиболее подходящей формой для прославления новых идеалов становится поэзия . Ораторское искусство возвращается с Форума обратно в школы. Гражданин перестает быть политическим деятелем. Страстью подданного империи становится литература, точнее все таланты притянула поэзия. Император объявляет себя покровителем поэтов. Более того, поэзия становится модой. Многие отправлялись в Рим только для того, чтобы увидеть великих писателей.

После гражданских войн публика отдыхает и слушает, как поэты воспевают деяния ее императора. Август назначает «министром» культуры Мецената, увлеченного поэзией и помогавшего поэтам. Новый подъем переживает воспевание чувств. Поэты оспаривают друг у друга честь быть отправленным в путешествие за счет государства. Нерон писал лирику, сатиры, эпопеи. Чтобы заслужить благоволение императора и сохранить свой престиж, знать бросалась наперегонки за императорами в сочинении од, драм, стихов, менее образованные покупали за баснословные деньги рабов, которые в нужный момент могли подсказать им стих из греческих классиков. Толпы поэтов заполонили улицы и площади. …Во времена Адриана и Марка Аврелия (2 в.) доминирует философия. Повсюду увлекаются археологией, изучением древних авторов, интеллектуальными играми. Риторы славословят архаизм. А известных поэтов той эпохи не наберется и десяток.

Появляются и литературные праздники. В театрах читают произведения известных авторов. Появляются литературные соревнования. Нерон учредил конкурс – Неронианы. Домициан построил одеон и устроил конкурс поэзии на греческий манер. Популярность чтения поэзии в одеонах и театрах объясняется прежде всего тем, что они являлись своего рода учебными заведениями для масс. Но и позволяли распространять произведения литературы среди разных сословий, которые иначе не смогли бы ознакомиться с достижениями поэзии.

По примеру эллинистических монархов Август создает публичные библиотеки (частные уже существовали) и, видя в литературе средство формирования общественного мнения, поощряет поэтов и прозаиков. Увеличился спрос на книги, расцветает издательская и - весьма прибыльная - книготорговая деятельность. Тираж книг, пользовавшихся повышенным спросом, доходил иногда до тысячи экземпляров. Однако авторы материальной выгоды от этого не извлекали. Чьей-либо собственностью опубликованное однажды сочинение уже не считалось, авторского права в современном смысле слова не существовало.

Отсутствие у писателей материально-правовой базы стало причиной расцвета меценатства (зародилось в птолемеевской Александрии). Покровительство литературе и искусству связано с именем Гая Цильния Мецената , богатого римского всадника, не занимавшего официальных должностей, выходца из знатного этрусского рода, друга и соратника Августа. Будучи убежденным эпикурейцем, Меценат считал высшей ценностью на земле – дружбу, и покровительствуемые им поэты становились именно его друзьями .

Гай Азиний Поллион положил начало «рецитациям» - публичным чтениям, в которых авторы знакомили приглашенных со своими произведениями еще до их публикации.

Если в эпоху Республики литературная деятельность служила для знати «досугом», то при Августе она становится единственным занятием тех слоев общества, которые живут в тени меценатства, оплачивая свой покой тем, что на все лады прославляют величие Рима и восстановленный в Италии мир. Причем, для поэтов той эпохи, познавшим тяготы гражданских войн, прославление мира (и Августа как его гаранта) было искренним.

Мода на поэзию в 1 в. сказалась на общем качестве литературы.

Вергилий .

Публий Вергилий Марон родился на севере Италии (Анды) в 70 г. до н.э. в семье ремесленника. В тридцать один год заканчивает свое первое значительное произведение «Буколики» . Вошел в кружок Мецената, по совету которого пишет (в течение семи лет) поэму «Георгики» . Последние годы жизни он сочиняет эпическую поэму – «Энеида». Умер в 19 г. до н.э.

Образцом для «Буколик» (название связано с тем, что действие ряда стихотворений посвящено идиллической жизни пастухов) послужили «Идиллии» греческого поэта 3 в. до н.э. Феокрита. Но в использовании феокритовских тем, мотивов, образов, отдельных слов и выражений Вергилий необычайно изобретателен и оригинален, он существенно обогатил жанр идиллии. «Главный герой» «Буколик» - сольное или попеременное пение пастухов, пение - сама радость, следовательно, и полноценная жизнь. В «Буколиках» слились реальность и фантазия, мотивы литературные и автобиографические. Пейзажи соотнесены с реальной местностью. И везде доминирует чувство ностальгии, постепенно основной темой становится ощущение утраты. В 4-й эклоге («избранное стихотворение») поэт предсказывает рождение ребенка, которому суждено увидеть «золотой век» на Земле; это – развитие стоической концепции о возвращении «золотого века», возрождение которого связывается с деятельностью Августа.

…Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,

Дева грядет к нам опять, грядет Сатурного царство.

Снова с высоких небес посылается новое племя.

К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену

Роду железному род золотой на земле расселится .

Дева, в данном отрывке, – Правда, Справедливость, дочь Юпитера и Фемиды, во время золотого века Сатурна жившая среди людей. С наступлением железного века превратилась в звезду в созвездии Девы.

«Георгики» - это рассказ о полевых работах, временах года, атмосферных явлениях и небесных знамениях, явившихся в год смерти Цезаря, садовых растениях, виноградарстве, домашних животных, пчелах.

Но перед тем, как взрезать начнем незнакомое поле,

Надобно веры узнать и различные смены погоды,

Также отеческих мест постигнуть обычай и способ;

Что тут земля принесет и в чем земледельцу откажет:

Здесь счастливее хлеб, а здесь виноград уродится .

Но это не предписания по ведению сельского хозяйства, а воспевание крестьянского труда, прославление труда как средство нравственного возвышения, восхваление добродетельной жизни – спокойной и размеренной. Изображение счастливой жизни земледельцев должно, по замыслу Вергилия, привести читателя к мысли о совершенстве природы и неразумности людей, которых честолюбие толкает на братоубийственные войны. Что же касается целой книги о пчелах, то пчелиный улей – это государство в миниатюре: благодаря совместному труду и рациональному распределению обязанностей в нем постоянно царит согласие. Слаженная жизнь пчел – образец идеального государственного устройства.

В основу «Энеиды », ставшей национальным римским эпосом, был положен миф о родоначальнике римлян – сыне богини Венеры Энее , прародителе рода Юлиев (к которому принадлежал Август), который, избежав смерти при падении Трои, добирается до Италии, чтобы в устье Тибра основать новое государство. Воспевая Энея, поэт одновременно воспевал и Августа. Везде в тексте рассеяны намеки на современные события, скрытые аналогии и обобщения.

Слезы из глаз полились у Анхиза, когда отвечал он:

«Сын мой, великая скорбь твоему уготована роду:

Юношу явят земле на мгновенье судьбы – и дольше

Жить не позволят ему. Показалось бы слишком могучим

Племя римлян богам, если б этот их дар сохранило.

Много стенаний и слез вослед ему с Марсова поля

Город великий пошлет!.. »

Анхиз – в греческой и римской мифологии отец героя Энея, который в ночь падения Трои вынес отца на своих плечах из горящего города. Анхиз умирает в пути, а Эней сыном Юлом заканчивают путешествие в Лации.

Приведенный отрывок имеет аналогию с реальными событиями конца 1 в. до н.э. Император Август назначил 16-летнего сына своей сестры Марцелла наследником и приказал ему жениться на своей 14-летней дочери Юлии (тем самым вернувшись в древнейшим традициям архаических царств, в которых легитимность наследования власти обеспечивалась женитьбой на девушке царского рода). Вскоре Марцелл внезапно умирает. Тело юноши кремировали на Марсовом поле в Риме.

Высокие художественные достоинства поэмы сделали ее самым популярным произведением античности. Многие вергилиевские стихи стали крылатыми выражениями. На протяжении веков Вергилия воспринимали как пророка и чудотворца. У Данте в «Божественной комедии» поэт является воплощением земного разума.

Гораций.

Родился в 65 г. до н.э. в римской колонии в семье вольноотпущенника. Учился в Риме и Афинах. Участвовал в гражданской войне. После нее, ради заработка в Риме, стал членом коллегии квесторских писцов. Первый свой поэтический труд – «Сатиры» посвящает Меценату (стремившегося поставить поэзию на службу государству), от него же получил вознаграждение в виде небольшого поместья. Умер в 8 г. до н.э.

Каждая из восемнадцати сатир Горация представляет собой отдельное художественное законченное произведение. Осуждение скупости, зависти, домогательства любви замужних женщин, рассказ о своей личной жизни, восхваление жизни в деревне, вскрытие и высмеивание пороков и заблуждений…

Цель поэта – узнать и изобразить людей такими, какие они есть в действительности, без язвительности, но с доброжелательностью, веселой серьезностью, найти гармонию между обществом и личностью. Гораций как бы приглашал слушателей к совместному обозрению недостатков и размышлению о природе людей, оставляя за каждым право делать собственные выводы.

Общий порок у певцов, что в приятельской доброй беседе,

Сколько ни просят их петь, ни за что не поют; а не просят –

Пению нет и конца !

Несовершенство жизни и человеческие слабости заслуживают снисхождения, с их наличием надо смириться. Тема самовоспитания становится едва ли не самой главной в его поэзии. В форме шутливой беседы поэт указывает путь праведной жизни. Включение в сатиру философии сообщило жанру универсальный характер.

Если раскроет кто летопись мира, веков и народов,

Должен признать, что закон происшел – от боязни неправды!

Правды с неправдой натура никак различить не умеет

Так, как она различает приятное – с тем, что противно !

Заслуга Горация-сатирика в том, что он первым в римской литературе сознательно связал жанр сатиры с теорией смешного. «При этом ни один античный автор не рассказал о себе так искренне и доверительно, как это сделал в своих стихах Гораций, открывший самые сокровенные глубины своей души и показавший самые разные стороны своей повседневной жизни…».

Сплю до четвертого часа; потом, погулявши, читаю

Или пишу, про себя, что-нибудь, что меня занимает;

После я маслом натрусь, не таким, как запачканный Натта,

Краденным им из ночных фонарей .

«До четвертого часа» по-нашему до десятого.

Лирические стихотворения Горация вышли при его жизни под названием «Песни», но еще в античные времена их стали называть одами. Уже в первой книге од появляется тема, постоянно звучащая в античной поэзии: «Лови день, меньше всего веря грядущему». Гораций призывает не гнаться любой ценой за наслаждениями, а довольствоваться малым; отказ от всего лишнего есть достояние мудрости. «Лови день» сочетается у поэта, убежденного в непрочности всего существующего, с требованием держаться в жизни «золотой середины», которая есть источник счастья. Проповедь умеренности – основополагающий элемент так называемой горацианской мудрости, чрезвычайно популярной в Новое время.

Другая главная тема Горация – стремительный бег времени и неотвратимость смерти. Единственное средство, дающее человеку бессмертие, - поэзия. Человечность Горация «…в совокупности с совершенным владением поэтическим мастерством составляет секрет его поэзии. При чтении стихов Горация складывается впечатление, что поэту всё известно, что всё им выстрадано, преодолено и достигнуто. Выдавая себя за человека обыкновенного, …он устанавливает между собой и читателем отношения исключительной доверительности».

К концу жизни Гораций создает две книги «Посланий». В одном из них – «Наука поэзии» - поэт утверждает, что совершенство заключается в соединении полезного с приятным, наставления с развлечением – для достижения этого поэт должен обладать жизненным опытом, здравым умом и душевным равновесием. Он полемизирует со сторонниками мистического учения о поэзии как о «божественном исступлении»: рассуждая о соотношении таланта (ingenium) и искусства, Гораций считает, что одного природного дарования недостаточно, его надо дополнять изучением поэтического мастерства. «Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!» . Художественное же мастерство поэта выражается в тщательной обработке и совершенной форме произведения, которое следует скрывать девять лет, прежде чем оно будет опубликовано.

Поэзия Горация вдохновляла Петрарку. Особенно часто к Горацию обращались русские поэты.

В эпоху появляются в Риме первые сборники элегий на тему любви: Проперция, Тибулла и Овидия. Считается, что обстоятельные рассказы о любовных переживаниях, которые авторы представляли как свои собственные, - это реакция поэтов на попытки стороны правителей вторгнуться в духовный мир поэта и посягнуть на свободу его творчества.