Статья 38 крф. В нашей стране семья, материнство, детство находится под защитой государства

З аконы Российской Федерации – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы.

К примеру:

    Федеральный закон от 21.12.96 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" или

    Федеральный закон от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Конституция РФ и семейное право

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное зако­нодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В Конституции РФ закреплены основные принципы семейного права. Так, ст. 19, 38 Конституции РФ провозглашают:

    государственную защиту семьи, материнства, отцовства и детства;

    равенство прав супругов в семье, прав родителей по воспитанию детей, которые одновременно являются и родительскими обязанностями.

Основой семейного права в Российской Федерации служит ст. 38 Конституции РФ:

Статья 38 Конституции РФ

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Так в соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ «Материнство и детство, семья находится под защитой государства».

Конституция РФ, как уже отмечалось, устанавливает, что семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, что позволяет, наряду с единообразием общих начал семейного законодательства, учитывать национальные особенности, местные условия и традиции.

Семейный кодекс РФ и семейное право

Семейный кодекс РФ, действующий с 1 марта 1996 года, является основным источником семейного права в Российской Федерации и охватывает широкий круг семейных отношений, подлежащих правовому регулированию.

Семейный кодекс РФ состоит из следующих основных разделов:

    Заключение и прекращение брака,

    Права и обязанности супругов,

    Права и обязанности родителей и детей,

    Алиментные обязательства членов семьи,

    Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей,

    Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Гражданский кодекс РФ и семейное право

Гражданский кодекс РФ также является источником семейного права. Нормы гражданского законодательства применяются к семейным отношениям в случаях:

    непосредственно предусмотренных в Семейном кодексе РФ;

    если семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон при условии, что такое применение не будет противоречить существу семейных отношений (ст. 4 Семейного кодекса РФ).

Законы субъектов РФ, которые регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным Семейным кодексом РФ к ведению субъектов РФ.

Например:

    устанавливают порядок и условия, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет;

    организуют деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей;

    решают вопросы, непосредственно не урегулированные Семейным кодексом РФ.

Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер.

Например:

  • Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и др.

Указы Президента РФ не должны противоречить Семейному кодексу РФ и иным федеральным законам.

Постановления Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение Семейного кодекса РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный или финансовый характер.

К компетенции Правительства РФ в соответствии с Семейным кодексом РФ, в частности, относятся:

    определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ;

    утверждение положения о приемной семье;

    установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие Постановления.

Правительство РФ вправе принимать Постановления, содержащие нормы семейного права, только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Прези­дента РФ.

Например:

    согласно ст. 82 Семейного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 определены виды заработка и иного дохода родителей, из которых произво­дится удержание алиментов на несовершеннолетних детей;

    Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронажную семью.

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.

Нормы международного семейного права

Включение норм международного права и международных договоров в правовую систему Российской Федерации означает, что первое место среди источников права занимают нормы международного права и международные договоры.

Вот почему, если международным договором, заключенным с участием Российской Федерации, установлены иные правила, чем предусмотрены, в частности, семейным законодательством РФ, применяются правила международного договора, о чем специально говорится в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ:

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В число международно-правовых актов в области семейного права входят:

    нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН,

    Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.

Основные принципы семейного права в Российской Федерации

Принципы семейного права – это закрепленные семейным законодательством основные начала и руководящие положения, в соответствии с которыми нормы семейного права осуществляют регулирование личных и имущественных семейных отношений граждан.

К основным началам (принципам) семейного права в Российской Федерации относятся (ст.1 Семейного кодекса РФ):

  1. Признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния.

Актом государственной регистрации подтверждается, что данный союз получил общественное признание и защиту. После государственной регистрации брака органами ЗАГС между супругами возникают правовые отношения, урегулированные семейным законодательством.

  1. Добровольность брачного союза мужчины и женщины.

Брак признается добровольным, свободным и равноправным союзом мужчины и женщины. Добровольность означает право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Данный принцип предполагает и свободу развода.

  1. Равенство супругов в семье.

Этот принцип основан на конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ) и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи.

  1. Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Это распространяется на решение любых вопросов жизни семьи (расходования общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение брачного договора или соглашения об уплате алиментов на содержание детей и т. д.).

  1. Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов.

Этот принцип обеспечивается правами ребенка, предусмотренными Конвенцией ООН "О правах ребенка" 1989 г., участником которой является РФ, положениями Семейного кодекса (ст. 54–60, 61–68, 8 °CК). Особое значение имеет право ребенка жить и воспитываться в семье. СК, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию.

  1. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.

Закон предоставляет право требования нетрудоспособным членам семьи возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования.

  1. Единобрачие (моногамия).

Это означает, что мужчина или женщина может находиться одновременно в одном зарегистрированном браке. Регистрация брака с лицом, ранее состоявшим в зарегистрированном браке, возможно только при наличии документов о прекращении прежнего брака (свидетельство о расторжении брака, о смерти супруга, решение суда о признании брака недействительным).

История развития семейного законодательства в России

Первоначально семейные отношения на Руси регулировались обычным правом, напри­мер, обряд сватовства, обручения, венчания определялись обычаями.

Первым подобием закона в сфере семейного права можно назвать Номокан (Кормчая книга) - собрание византийского семейного права, состоящее в основном из канонических правил и светских постановлений византийских императоров.

Кормчая книга (Номокан) стала применяться на Руси с принятием христианства. Кормчая книга давала определение брака:

  • «Брак есть мужеви и жене сочетание, и событие во всей жизни, божественная и человеческая правды общения».

Нормы семейного права содержались затем:

    в Своде канонического права 1551 г.,

    в Соборном Уло­жении 1648 г.,

    семейное право времен Петра I основывалось на указах 1714, 1722 гг.

Свод законов Российской империи конца XIX - начала XX в. (кн. 1 т. X «О правах и обязанностях семейственных») регулировал семейные отношения вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

В советский период к основным нормативным правовым актам в сфере семейного права относятся:

    Декрет о гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния, а также другие декреты 1917, 1918 г.;

    Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве - первый кодифицированный семейно-правовой акт, принятый 22 октября 1918 г.;

    Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г.;

    указы Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государствен­ной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» и от 14 мая 1945 г. «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке»;

    Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г., который утратил юридическую силу с момента вступления в действие с 1 марта 1996 г. Семейного кодекса РФ.

Последняя редакция Статьи 38 Конституции РФ гласит:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Ст. 38 КРФ

1. Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на формирование и развитие семьи - основной ячейки общества.

10 мая 2006 г. Президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации самой острой проблемой современной России назвал проблему демографии. Было отмечено, что ежегодно население Российской Федерации уменьшается на 700 тысяч человек. Одним из направлений решения этой проблемы глава государства назвал повышение рождаемости (РГ. 2006. 11 мая). Главная задача заключается в создании надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости, в принятии эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи.

В Послании предложены конкретные меры поддержки материнства и детства, семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. В частности, намечено повышение стоимости родовых сертификатов; увеличение размера пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет как для работающих, так и для не работавших до рождения ребенка женщин; введение компенсации затрат родителей на дошкольное воспитание; увеличение выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также заработной платы приемному родителю; разработка программы создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечения роддомов необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой.

Дополнительные меры социальной поддержки, по мнению Президента, должны быть предоставлены женщине, родившей второго ребенка.

Во исполнение намеченных задач был принят ФЗ от 29 декабря 2006 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (РГ. 2006. 31 декабря), который определяет порядок предоставления и использования материнского (семейного) капитала.

Право на дополнительные меры государственной поддержки (семейный капитал) приобретают женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., а также мужчины, являющиеся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Материнский (семейный) капитал может быть использован для:

Улучшения жилищных условий;

Получения образования ребенком (детьми);

Формирования накопительной части трудовой пенсии для женщины.

В охране материнства важная роль принадлежит трудовому законодательству и законодательству о социальной защите населения. Так, в Трудовом кодексе содержится глава 41, посвященная регламентации труда женщин. Среди норм этой главы особо следует выделить ст. 253, ограничивающую применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 (СЗ РФ. 2000. N 10. ст. 1130).

В этой же статье запрещено применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105 (САПП РФ. 1993. N 7. ст. 566).

Повышенные гарантии предоставляются беременным женщинам. Они приобретают право на перевод на другую (более легкую) работу, на снижение норм выработки (ст. 254 ТК), им предоставляется отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ). По желанию женщины перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя ().

В рамках системы социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, им предоставляются: пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Условия, порядок назначения и выплаты перечисленных пособий установлены в ФЗ от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883, с послед. изм. и доп. (СЗ РФ. 1995. N 21. ст. 1929; N 35. ст. 3628).

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация (см. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы, М., 1993, Вып. Второй. С. 274). Ребенком, согласно ст. 1 Конвенции, является лицо, не достигшее 19-летнего возраста, если по национальному законодательству оно не достигает совершеннолетия ранее. Специальная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлены тем, что ребенок пребывает в состоянии физической и умственной незрелости. В ст. 27 этой Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государством также должно обеспечиваться в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6).

Учитывая глобальное значение для человечества проблемы создания условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, 30 сентября 1990 г. на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Дипломатический вестник. 1992. N 6. С. 10-13). Россия подписала указанную Декларацию 31 января 1992 г. и тем самым приняла на себя обязательства по улучшению здоровья и питания детей, оказанию поддержки детям - инвалидам, а также детям, находящимся в крайне трудных условиях; по обеспечению равного отношения к девочкам и мальчикам, созданию девочкам равных возможностей в получении базового образования и др.

В соответствии с Декларацией всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к естественной жизни в свободном обществе.

В период становления гражданского общества наряду с решением политических и экономических задач требуются кардинальные изменения положения человека в системе социальных и нравственных отношений. В первую очередь это касается семьи как естественной сферы жизни человека. В России, по данным официальной статистики, 90 процентов граждан проживают в составе семьи. В ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится, что "семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак". В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах содержатся положения о том, что за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью; ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в него; государством должны быть приняты надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую защиту детей.

Названные международно-правовые нормы по сути воспроизведены и развиты в Семейном кодексе. Так, статья 1 этого Кодекса провозглашает, что: семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства; признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния; запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом особо подчеркивается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В СК прослеживается отчетливое стремление законодателя провести такую правовую регламентацию семейных отношений, которая сводила бы вмешательство государства в эту глубоко личную сферу до разумного минимума. Главный акцент сделан на надлежащей охране и защите прав и интересов семьи, в первую очередь детей; расширении сферы договорного регулирования; применении норм гражданского законодательства к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений; допустимости в соответствующих случаях использования аналогии закона и аналогии права.

2. Одним из главных предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Как указано в п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., интересы ребенка являются предметом заботы прежде всего его родителей. В ст. 54 СК установлено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье , насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В этой же статье прямо указывается, что ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При утрате родительского попечения по разным причинам воспитание ребенка и забота о нем осуществляются органами опеки и попечительства.

Осознание российским законодателем воспитания ребенка в семье как непреходящей общечеловеческой ценности обусловило необходимость решения этого вопроса для тех детей, у которых подлинная семья отсутствует. СК РФ содержит гл. 21 , определяющую правовое положение приемной семьи, приемных родителей и правила содержания ребенка в такой семье.

СК исходит из равенства прав и обязанностей родителей. Реализация родительских прав, как правило, прекращается по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак. Нужно подчеркнуть, что Кодекс впервые закрепил права несовершеннолетних родителей, число которых в последние годы существенно возросло. В нем достаточно подробно раскрываются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей и по защите прав и интересов детей. Воспитание детей есть одновременно право и обязанность родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. При этом они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей и обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители, по общему правилу, являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Важным представляется концептуальное положение СК о неразрывной связи прав и обязанностей родителей с правами несовершеннолетних детей, которые впервые в нашей стране изложены так развернуто. Неслучайно поэтому в ст. 65 закреплен принцип, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, так как обеспечение интересов детей - предмет основной заботы их родителей. В этой же статье провозглашен принцип, в соответствии с которым способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Если факты такого воспитания имеют место, то это является одним из законных оснований для лишения родителей родительских прав.

Труднодостижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение в деле формирования человека будущего является норма этой статьи, устанавливающая решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 СК , закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Интересам ребенка и защите родительских прав служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут обратиться в суд, который вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

Важной формой проявления заботы родителей является их обязанность по содержанию несовершеннолетних детей . При этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

3. Положение ч. 3 комментируемой статьи затрагивает прежде всего морально-этические устои общества. О духовном состоянии общества и восприятии его членами идей гуманизма и справедливости можно судить по его отношению к потребностям лиц преклонного возраста и инвалидов. Забота совершеннолетних трудоспособных детей о своих родителях - одна из граней усвоения этих общечеловеческих ценностей и проявление преемственности поколений. Нормально функционирующее общество - это общество, в котором происходит органичная смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. При этом естественно, что забота взрослых детей о родителях не может сводиться лишь к оказанию им материальной поддержки. Зачастую доброе, участливое отношение детей к своим родителям, моральная поддержка их в трудных жизненных ситуациях, в случае болезни, при уходе на пенсию означают для них больше, чем материальная помощь.

Естественно, что область этих отношений относится к глубоко личностным отношениям и зависит от чувства долга повзрослевших детей, их человеческих качеств, воспитания и других нравственных установок, воспринятых ими с детства. Реальность, однако, такова, что нормы морали, которыми преимущественно регулируются отношения между родителями и взрослыми детьми, во многих случаях последними игнорируются. Поэтому государство не только устанавливает конституционную обязанность взрослых трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, но и конкретизирует ее в СК. В частности, если такие дети не оказывают родителям материальной помощи в силу своего сыновнего или дочернего долга либо дети и родители не пришли к соглашению об уплате алиментов на содержание нетрудоспособных родителей, то они взыскиваются с совершеннолетних детей в судебном порядке. При этом размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей, в том числе были лишены родительских прав (ст. 87).

  • Вверх

Что делать, если к Вам пришли из органов опеки, социальных служб?

Следует знать, что в квартиру комиссия из органов опеки может пройти только в двух случаях: если Вы сами им разрешите или они предъявят решение прокурора. Также имеет право визита судебный пристав при наличии исполнительного листа. Постарайтесь не встречать визитеров в одиночестве, вызывайте подмогу (несколько человек – желательно родственников, доброжелательных соседей, юристов, адвокатов). Главное показать, что Вы во всеоружии и не одна (не один).

Какие принципы и законы могут быть нарушены вследствие того, что органы опеки настаивают на проникновение в ваше жилище:

1. Неприкосновенность частной жизни.

В соответствии со статьей 23 Конституции РФ каждый имеет право нанеприкосновенность частной жизни .

2. Неприкосновенность жилища.

В соответствии со статьей 25 Конституции РФ жилище является неприкосновенным. Против воли проживающих в помещении лиц доступ туда осуществляется только либо по решению суда, либо в случаях, установленных законом.

Единственный установленный законом случай, применимый к подобным ситуациям, - это право сотрудников полиции (но не опеки!) входить, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о полиции, в жилые помещения при наличии достаточных данных, что там совершено или совершается преступление (например, ребенок громко и надрывно кричит, просит о помощи). В любом случае родители имеют право выяснить у полицейских, какие именно основания для таких предположений у них имеются.

Неприкосновенность жилища закреплена также в статье 3 Жилищного кодекса РФ.

Лица, нарушившие неприкосновенность жилища, наказываются в соответствии со статьей 139 Уголовного кодекса РФ.

3. Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

Не так давно вступил в силу Федеральный закон (Об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ от 28.12.2013), который легализует регламенты межведомственного взаимодействия. Данные регламенты - это документы ПОДЗАКОННОГО уровня, т.е. они обладают меньшей юридической силой(!) чем кодексы РФ и тем более – Конституция РФ и не могут им противоречить! 1*



Но противоречие имеется:

Данный Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 узаконивает проводимую на основе этих регламентов систему вмешательства государства в частнуюжизнь семей с возможностью отбирания из них детей по усмотрению чиновников на основании широких, неопределенных критериев. Это нарушает принцип невмешательства кого - либо в дела семьи, установленный в статье 1 Семейного кодекса РФ.

Также нарушение этого принципа вступает в противоречие не только с семейным законодательством Российской Федерации, но и с конституционной нормой - пунктом 1 статьи 38 Конституции РФ о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства.

В тоже время статья 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004г. устанавливает основные обязанности гражданского служащего, в частности пункт 1 - Гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации , федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение.

1* Нормативно-правовые акты по своей юридической силе делятся на законные и подзаконные акты.
Высшей юридической силой обладает Конституция РФ (!) как основной закон государства далее:
Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией.
Федеральные законы: кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) в зависимости от отрасли права;
- текущее законодальство.
Подзаконные нормативные акты, конкретизирующие законы:
- указы президента;
- постановления правительства;
- акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;
- акты органов местного самоуправления
локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Ниже приводятся выдержки из нормативно-правовых актов, на которые ссылаемся выше:


Конституция РФ

Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и...

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 25. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище...

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 38. Материнство и детство, семья находятся под защитой...

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Конституции РФ), в силу, как представляется, особой значимости защиты института материнства, незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. Семейное законодательство, опираясь на Конституцию РФ, в ч. 1 ст. 1, объединяя отцовство, материнство, детство и семью в одну статью, говорит, что все они находятся под защитой государства. И это не случайно, ведь термины «материнство» и «отцовство», как и «детство», неотделимы от понятия семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого института «защиты семьи, материнства, отцовства и детства». Детство - это период возрастного развития от рождения до 18 лет либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле. Материнство - реализованная способность женщины к рождению, вскармливанию и воспитанию детей*(164).

Внимание

Раздел «» содержит три основных подраздела: Социальное законодательство Страховое законодательство Tрудовое законодательство Подраздел «Социальное законодательство» содержит Федеральные законы по детским пособиям, социальным выплатам и социальной поддержке детства и материнства, а также Указы Президента РФ по демографической политике. В подразделе «Страховое законодательство» можно найти Федеральные законы в области обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования и интересен страховщикам при получении страховых выплат за страховые случаи, которыми, в частности, являются отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Статья 38 конституции рф

Важно

Семейный кодекс Российской Федерации запрещает осуществление родительских прав в про­тиворечии с интересами детей. В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие возраста 18 лет, должны заботиться о нетрудо­способных родителях.


Трудовое законодательство также закрепляет ряд гарантий тру­довых прав женщин. В частности, запрещается отказывать в заклю­чении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с бере­менностью или наличием детей.

Для беременных женщин не может устанавливаться испытание при приеме на работу. Женщинам предо­ставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.

По заявлению женщи­ны ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой государственного пособия. Российское законодательство также предусматривает ряд мер материальной поддержки материнства и детства.

Законодательство в области материнства и детства

С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова - как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке*(168). Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой - обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.
Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред.

Статья 38

Женщинам предо­ставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.По заявлению женщи­ны ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой государственного пособия. Российское законодательство также предусматривает ряд мер материальной поддержки материнства и детства. Внимание Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи*(174). Семейный кодекс РФ предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст.
87, 89, 90, 93-98). 3. Важно Часть 3 комментируемой статьи обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст.

Статья 38 конституции россии

Одной из важнейших задач государства является правовая защита материнства от неблагоприятных воздействий, максимальное сохранение физического и психического здоровья матери и ребенка. Предметом особой заботы и защиты государства, общества, законодательства, помимо материнства, является детство. Особенность положения ребенка в семье и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагается на родителей либо на лиц, их заменяющих*(169).
В связи с тем что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует оказывать внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами.

Текст Ст. 38 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год: 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. 1.

Инфо

Часть 1 комментируемой статьи содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В статье 72 сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства.


Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей не только являются частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение. В данной норме не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст.
В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства. Понятием «семья» охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью*(166). Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях.

Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства*(167), отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов. Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение.

  • Статья 38 конституции рф
  • Статья 38
  • Законодательство в области материнства и детства
  • Статья 38 конституции россии
  • § 4. защита материнства, детства и семьи

Семейный кодекс Российской Федерации запрещает осуществление родительских прав в про­тиворечии с интересами детей. В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие возраста 18 лет, должны заботиться о нетрудо­способных родителях. Трудовое законодательство также закрепляет ряд гарантий тру­довых прав женщин. В частности, запрещается отказывать в заклю­чении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с бере­менностью или наличием детей.Для беременных женщин не может устанавливаться испытание при приеме на работу.

Закон о защите материнства и детства рф

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен и в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация. К базовым законам, закрепляющим права детей в России, относятся Конституция РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»*(171) и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г.

N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*(172). Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка.

2. Право родителей на воспитание ребенка объявляется законом и как их обязанность (ст. 63 СК РФ).

Закон о защите материнства и детства рф 2015

Таким образом, в законодательном порядке отражены два аспекта воспитания детей: частноправовой, поскольку оно является одной из личных потребностей человека, и публично-правовой, так как общество заинтересовано в качественном воспитании детей и ему не безразлично, каких членов общества «продуцирует» семья*(173). Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I и III групп, лица пенсионного возраста).

Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи*(174). Семейный кодекс РФ предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст.

87, 89, 90, 93-98). 3.

Закон о защите материнства и детства рф статья 38 глава 51

Конституционные нормы о защите материнства, детства и семьи составляют конституционную основу государственной поддержки се­мьи в Российской Федерации и являются обязательным условием реа­лизуемой государственной политики. Конкретные направления поддержки материнства, детства и се­мьи определяются текущим законодательством.

В частности, семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости про­извольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения бес­препятственного осуществления членами семьи своих прав, включая право на судебную защиту этих прав. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в от­ношении своих детей.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Статья 38 Конституции РФ регламентирует фундаментальные основы семейного права РФ, устанавливая всеобъемлющую государственную защиту детства, материнства и семьи – как составляющую социального общества. Нужно понимать, что такая защита носит комплексно-правовой характер, реализуемый путем принятия существенного количества правовых мер как защиты, так и поощрения материнства, охраны интересов ребенка и матери, социальной поддержки и т.д.

Часть 2 статьи определяет равенство прав и обязанностей родителей ребенка по заботе за ним, попечении и его воспитании. Нужно понимать, что такая норма также является основой семейного законодательства, которое, в подробной форме конкретизирует и раскрывает такую норму. Отметим, что отечественное законодательство, позиционирует данную норму, скорее как обязанность, поскольку оно ОБЯЗЫВАЕТ родителей на заботу о нравственном, духовном и физическом развитии ребенка, до достижения им 18 лет, обязывает способствованию в получении среднего образования, обязывает на защиту прав и интересов ребенка путем его законного представительства и т.д.

В свою очередь, совершеннолетние трудоспособные дети, обязываются Конституцией на заботу о своих нетрудоспособных родителях. Аналогичная норма закреплена и в семейном законодательстве. Важно понимать, что поскольку это обязанность, а не право, граждане могут принуждаться к такой заботе. Важно понимать, что на защиту таких своих прав, могут рассчитывать только те родители, которые не уклонялись от своих обязанностей по воспитанию и заботе о ребенке.