Исполнительной власти который уполномочен проводить. Тема: Федеральные органы исполнительной власти. Названия органов судебной власти принято писать так


* СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998 № 1. Ст. 1; 1999. № 34. Ст. 4223.

Федеральная исполнительная власть имеет двухступенчатую струк­туру: Правительство России с его аппаратом и федеральные органы - министерства, государственные комитеты, федеральные службы и иные органы. Начиная с 1994 г. неоднократно производилась их реор­ганизация, обновление состава Правительства и его аппарата. В целом эта перестройка была подчинена политическим, экономическим и со­циальным преобразованиям, происходящим в стране.

По мнению изобретателя этой системы конституционного контроля, эти суды должны выступать в качестве отрицательного законодателя, недействительными неконституционными законами и распоряжениями исполнительной власти, но оставляя в парламенте положительное законодательство.

Возвращаясь к вопросу о юридическом характере Конституционного суда, он считается политической и судебной публичной властью, определяя ряд конкретных особенностей и функций этой власти: в государстве нет другой власти и не выполняет ни одну из функций трех держав классический. Действуйте как настоящий судья. Как государственный орган, он является гарантом верховенства Конституции. Государственная власть поддерживает хорошее функционирование общественных сил в рамках конституционных отношений разделения, баланса, сотрудничества и взаимного контроля.

Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Ос­вобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Предсе­дателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о получен­ных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бу­магах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. На них распространяются и ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об осно­вах государственной службы Российской Федерации»*.

Федеральные органы власти

Он не зависит от какой-либо другой государственной власти и только подчиняется Конституции и ее органическому закону. Он является защитником общественных свобод, его работа осуществляется на службе граждан и их прав. Важный аспект, требующий тщательного изучения, связан с интенсивностью конституционного контроля, осуществляемого Конституционным судом. Ссылаясь исключительно на Центральную и Восточную Европу, мы можем сказать, что независимо от того, что судебная система была наименее уважаемым политическим институтом во время коммунистического режима, сразу после смены режима и перехода к западной конституционной демократии, Государства ввели сильные конституционные суды.


* СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990; 1999. № 8. Ст. 974.

Правительство, согласно ст. 114 Конституции:

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед Государственной Думой;

обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Румыния была также среди бывших коммунистических государств, которые создали систему контроля конституционности в соответствии с европейской моделью и закреплены в Конституции правила организации и функционирования, а также полномочия Конституционного суда.

Власть Конституционного суда в Румынии очень высока. Однако с самого начала следует иметь в виду, что влияние конституционного контроля меньше зависит от его формального существования, чем от силы и частоты его использования судами, особенно верховными и конституционными судами.

обеспечивает проведение единой государственной политики в об­ласти культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны, государственной без­опасности и реализации внешней политики страны;

Теперь его априорные решения являются обязательными для парламента. На практике Конституционный суд имеет последнее слово в проверке конституционности закона. Таким образом, можно сказать, что демократический политический фактор парламентского большинства перестает быть «уникальным» и «высшим» с точки зрения принятия законов, а его «уникальность» и «превосходство» ограничены возможным решением неконституционности к другому органу, а именно к Конституционному суду, который может таким образом аннулировать волю законодателя посредством априорного контроля над конституционностью, в основном политического контроля, если это имеет место в процессе принятия закона.

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, ох­ране собственности и общественного порядка, борьбе с преступ­ностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конститу­цией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г., Правительство в пределах своих полномочий: организует реа­лизацию внутренней и внешней политики; осуществляет регулирова­ние в социально-экономической сфере; обеспечивает единство систе­мы исполнительной власти Российской Федерации, направляет и кон­тролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам; оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъ­ектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

Более того, путем введения новой атрибуции - урегулирования правовых конфликтов конституционного характера - путь к чрезмерному проявлению Конституционного суда открывается в отношениях с другими государственными органами, Суд занимает очень важное положение в «создании правил» на уровне исполнительной, законодательной и исполнительной власти. Не отрицая полезности или необходимости такого присвоения Конституционного суда в определенных напряженных политических или экономических контекстах, следует серьезно проанализировать последствия, которые такие решения могут иметь в конституционном порядке и конституционных атрибутах представительных государственных органов для всех трех полномочия государства.


Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечива­ет их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирова­ния общей правовой базы в сфере управления, что объясняется высо­ким положением Правительства в государстве и в системе исполни­тельной власти.

В вышеназванном Федеральном конституционном законе опреде­лены полномочия Правительства раздельно по сферам (экономика, социальная сфера и т. д.), а также полномочия Председателя Прави­тельства по организации работы Правительства, полномочия замести­телей Председателя Правительства, федеральных министров, Прези­диума Правительства. Кроме того, предусмотрены положения, обеспе­чивающие согласованное функционирование и взаимодействие Пра­вительства с другими органами государственной власти - Президен­том, Федеральным Собранием, органами судебной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Так, в целях повышения эффективности участия Правительства в законодательном процессе, а также обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства от 1 февраля 2000 г. утверждено Положение о его полномочных представителях в палатах Федерального Собрания*. Они без специального решения Пра­вительства участвуют в заседаниях палат Федерального Собрания, в работе их комитетов, комиссий и других органов; выступают от имени Правительства в Совете Федерации и Государственной Думе, представ­ляя согласованную позицию Правительства по рассматриваемым зако­нопроектам и законам; организуют участие руководителей федераль­ных органов исполнительной власти в работе палат Федерального Со­брания по законопроектам, внесенным Правительством; взаимодейст­вуют с полномочными представителями Президента и участвуют в под­готовке для Президента информации об отношении Правительства к принятым палатами Федерального Собрания федеральным конститу­ционным законам и федеральным законам, а также обеспечивают представление интересов Правительства в палатах Федерального Со­брания по другим вопросам, указанным в Положении.

И последнее, но не менее важное: мы должны указать, что, как мы показали выше, существуют системы конституционного контроля, типы и степень интенсивности этого контроля. Поскольку существует множество типов и степеней конституционного контроля, существуют также разные причины для силы Конституционного суда и его роли в отношении других властей. Мы не будем вдаваться в подробности этих причин, потому что они не являются предметом исследования, но некоторые разъяснения в отношении теорий, оправдывающих появление конституционных судов, необходимы для лучшего разъяснения роли, которую Конституционный суд получил в румынской конституционной системе.


* СЗ РФ. 2000 № 6. Ст. 774.

Постановлением Правительства от 9 ноября 1998 г.* установлено, что полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде РФ осуществляет координацию деятельности представителей фе­деральных органов исполнительной власти по представлению ими ин­тересов Правительства в Конституционном Суде РФ. Согласно Указу Президента от 2 апреля 1992 г.** администрации краев и областей по согласованию с Правительством вправе учреждать представительства администраций при Правительстве. Республики имеют свои предста­вительства при Президенте страны. Эти представительства - важные механизмы прямых и обратных связей центра и субъектов Федерации, обеспечивающие целостность государственного организма России.

Таким образом, были определены пять основных предположений о создании конституционных судов: гипотеза о авторитетном прошлом: конституционные суды устанавливаются в странах, которые имели недавнее и стабильное авторитарное прошлое. Гипотеза политической неопределенности: конституционные суды устанавливаются скорее в государствах, где будущий состав институтов неопределен. Гипотеза традиции общего права: страны с другими системами общего права более склонны создавать конституционные суды. Гипотеза Федеративных Штатов: конституционные суды в федеральных государствах скорее установлены, чем в унитарных государствах.

* СЗ РФ. 1998. № 45. Ст. 5530.

** Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 826.

Правительство вправе учреждать организации, образовывать коор­динационные, совещательные органы, а также органы при Правитель­стве (например, имеются Правительственные комиссии по оператив­ным вопросам, миграционной политике, по вопросам СНГ).

Для обеспечения деятельности Правительства и организации кон­троля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства, который состоит из ряда структурных подразделений - департаментов, управ­лений и др. Он взаимодействует с Администрацией Президента и ап­паратами палат Федерального Собрания.

Гипотеза региональной имитации: возникновение конституционных судов зависит от существования в некоторых регионах традиций и моделей конституционного контроля. Роль Конституционного Суда и влияние его решений на политическую жизнь определяются рядом особенно важных факторов, которые должны учитываться при любом анализе решений Суда, различных факторах, некоторые из которых выходят за рамки закона конституционным или административным. Однако эти факторы оказывают чрезвычайно сильное влияние на политическую жизнь, к которой она принадлежит, с учетом ее полномочий и Конституционного суда: ясность конституционных положений о взаимоотношениях между тремя полномочиями государства, а также между властями, которые составляют исполнительную власть; тип конституции: письменный или неписаный; жесткие или гибкие; независимость судебных органов; уровень экономического развития; структура исполнительной власти; уровень гражданских свобод; политическая фрагментация в законодательном органе.

Постановлением Правительства от 18 июня 1998 г. «Вопросы орга­низации деятельности Правительства Российской Федерации»* ут­верждены Регламент Правительства и Положение об Аппарате Прави­тельства. В Регламенте решаются вопросы формирования плана засе­даний Правительства, порядок внесения документов для их рассмотрения на заседаниях Правительства и оформления принимаемых им решений.

Мы не будем вдаваться в подробности об этих факторах. Конфликты конституционного характера. Прежде чем анализировать некоторые из наиболее важных и репрезентативных решений Конституционного суда о правовых конфликтах конституционного характера, нам необходимо прояснить содержание концепции правового конфликта конституционного характера, как это было определено в судебной практике, решениями Конституционного суда, Наконец, мы сделаем ряд критических замечаний о том, как проявилась эта компетенция, и мы попытаемся определить, необходимы ли новые полномочия Суда и достаточно ясные, чтобы разрешить узкие места в организации или сами создают законодательные, или судебной власти.


* СЗ РФ. 1998. №27. Ст. 3176.

Постановлением Правительства от 8 июня 1999 г. «О некоторых во­просах организации работы Правительства Российской Федерации»* установлено, что в целях обеспечения всестороннего рассмотрения со­циально-экономических вопросов развития страны и усиления взаимо­действия с органами государственной власти субъектов Федерации на­равне с членами Президиума Правительства на заседаниях Правитель­ства участвуют в выработке решений Председатель Центрального банка России, специальный представитель Президента по связям с междуна­родными финансовыми организациями и президент Российской акаде­мии наук. Руководители органов исполнительной власти субъектов Фе­дерации, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций, участвуют в заседаниях Правительства на постоянной основе, а другие могут приглашаться на заседания по наиболее важным вопросам и по вопросам, затрагивающим интересы субъектов Федерации.

Новое задание для Конституционного суда. Только президент Румынии, один из президентов двух палат, премьер-министр или президент Высшего совета магистратуры, может передать этот вопрос в Суд. Суд не может сделать заявление по собственному желанию и не может установить существование правовых конфликтов конституционного характера при выполнении другой задачи.

Поэтому эта компетенция по разрешению конфликтов между государственными органами принадлежит конституционным судам, действующим в федеральном или унитарном государстве, где форма правления является парламентской республикой или конституционной монархией. Существование аналогичной компетенции для Конституционного суда, действующего в унитарном государстве с полупрезидентской системой управления, меняет и глубоко влияет на влияние решений Конституционного суда на конституционные отношения между государственными органами государства.


* СЗ РФ. 1999. № 24. Ст. 2979.

Правительство руководит работой федеральных министерств, госу­дарственных комитетов, федеральных служб и иных федеральных ор­ганов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей. Президент как Верховный Главнокоман­дующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности своими указами и распоряжениями направляет деятельность федераль­ных министерств и иных федеральных органов исполнительной влас­ти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юс­тиции, налоговой полиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство осу­ществляет руководство названными органами в соответствии с Кон­ституцией, федеральными конституционными законами, федеральны­ми законами, указами и распоряжениями Президента.

Более того, все эти государства демократически консолидированы с традицией, в которой отношения между государственными полномочиями четко определяются конституцией, а система сдержек и противовесов не подвергается постоянному политическому давлению. И последнее, но не менее важное: фундаментальное обоснование существования такой атрибуции конституционных судов европейских государств, изложенное выше, направлено на обеспечение функционального баланса между центральным правительством и местным самоуправлением, а не между центральными органами власти.

Председатель Правительства систематически информирует Прези­дента о работе Правительства, а Правительство информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по ним решениях.

Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которая прини­мается или отклоняется Президентом.

Однако осуществление этой атрибуции конституционными судами других государств привело к открытому конфликту между конституционными судами и другими органами власти, «эта атрибуция подразумевает участие в часто деликатных областях, конфликты, которые трудно разрешить, и красноречие, которое трудно удовлетворить».

Такая реакция ожидалась, поскольку эти решения были предприняты для разрешения конституционных узких мест, рожденных в политическом или экономическом контексте, характеризующихся обострением конфликта между президентом, премьер-министром, парламентскими партиями и органами судебной власти.

Особенности административно-правового статуса федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в основном отражены в Указах Президента от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти»*, от 6 сентября 1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти»**, от 25 мая 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»*** и от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»****.

Таким образом, конфликты или политические и экономические интересы часто приводили к правовым конфликтам, и Суд, политический и судебный публичный орган, был призван разрешить их в соответствии с компетенцией, предоставленной Конституцией. Это не означает, что решения суда являются политическими решениями. Политические решения отличаются от юридических решений, потому что они не нуждаются в каких-либо оправданиях или объяснениях. Политические решения неверны или неверны в объективном смысле. Скорее, они плохие или хорошие с политической, моральной, социальной или экономической точки зрения, в зависимости от определенных систем ценностей.


* СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4081.

** СЗ РФ. 1996. № 37. Ст. 4264.

*** СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2727; № 24. Ст. 2958.

**** СЗ РФ 1999. № 34. Ст. 4223; 2000. № 2. Ст. 169.

Министерство Российской Федерации - федеральный орган ис­полнительной власти, проводящий государственную политику и осу­ществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными за­конами, указами Президента и постановлениями Правительства, дея­тельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).

Вместо этого юридические решения получают определенную процедуру, гарантирующую их беспристрастность, соблюдение закона и авторитет. Однако, даже если мы сможем добиться теоретического различия между политическими и юридическими решениями, это не означает, что на практике последствия последних не имеют политических, моральных, социальных и экономических последствий. Суды трансформировали общественные споры политического характера в вопросы конституционного толкования, которые могут быть решены с помощью текстов, процедур, принципов и правил, которые обычно принимаются как законные, а не политические, без этого смысла, что эти споры теряют свой первоначальный политический характер.

Из этого определения явствует, что современное министерство дей­ствует в качестве не только отраслевого, но и межотраслевого (коорди­нирующего) органа. Как орган отраслевого управления, министерство осуществляет весь комплекс управленческих функций в пределах своей сферы деятельности, т. е. подведомственной ему отрасли государствен­ного управления. В отношении же неподведомственных (неподчинен­ных) ему федеральных органов исполнительной власти, а следователь­но, и находящихся в ведении таких органов соответствующих объектов, министерство может осуществлять только одну управленческую функ­цию - координацию (согласование) их деятельности по вопросам, от­носящимся к сфере его деятельности. Например, Министерство обра­зования РФ, согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г.*, осуществляет управление в области образования, научной и научно-технической деятельности подведомственных ему учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, включающее все управленческие функции (прогнозирование, планирование, регу­лирование, координацию, контроль и другие). В отношении же орга­нов управления образованием и находящихся в их ведении объектов иных федеральных органов исполнительной власти (например, минис­терств обороны, внутренних дел, здравоохранения) оно выполняет только координирующую роль по вопросам своей сферы деятельности.

Чтобы иметь возможность анализировать решения Конституционного суда о правовых конфликтах конституционного характера, нам необходимо прояснить два аспекта: что подразумевается под юридическим конфликтом конституционного характера и которые являются властями, между которыми может возникнуть такой конфликт.

Что касается первого аспекта, то в доктрине было указано, что новое присвоение, предоставленное Конституционному суду, должно толковаться строго в терминах основополагающего закона, с тем чтобы избежать неявного участия Суда в любых политических конфликтах между государственными органами. Тот же автор считает, что правовой конфликт конституционного характера означает положительные или отрицательные конфликты компетенции с точки зрения конституционных положений и их пределов.


* СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6348

Государственный комитет Российской Федерации, федеральная ко­миссия России - федеральные органы исполнительной власти, осу­ществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное ре­гулирование в определенной сфере деятельности.

Как видим, эти органы отличаются от министерства тем, что их компетенция имеет прежде всего межотраслевую направленность. В то же время они осуществляют функциональное регулирование в опреде­ленной сфере. Сфера их деятельности отражается в наименовании этих органов. Например, Государственный комитет РФ по рыболовству, со­гласно постановлению Правительства от 10 февраля 1999 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим госу­дарственное регулирование и межотраслевую координацию в сфере рационального использования, изучения, сохранения и воспроизвод­ства водных биологических ресурсов и среды их обитания.


* СЗ РФ. 1999. №7. Ст. 920.

Государственный комитет, федеральную комиссию возглавляет со­ответственно его (ее) председатель. В состав Правительства они не входят.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осу­ществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разреши­тельные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах. Например, Федеральная архивная служба России, согласно Положе­нию о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декаб­ря 1998 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ.


* СЗ РФ. 1999. № l . C т. 203.

Перечисленные органы осуществляют функции как отраслевого, так и межотраслевого характера. Четкие правовые признаки этой груп­пы органов отсутствуют. Федеральную службу России возглавляет ру­ководитель (директор), российское агентство - генеральный дирек­тор, федеральный надзор России - начальник.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорга­низация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подве­домственных Президенту по вопросам, закрепленным за ним Консти­туцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждаются Президентом, а о других органах исполни­тельной власти - Правительством. Большинство из этих положений будут рассмотрены во второй части настоящего пособия.

Конкретные наименования всех федеральных органов исполни­тельной власти определены в Указе Президента от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»*.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти регулируется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 года, иными законами, подзаконными актами Президента и Правительства.

Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ, которое в соответствии со ст. 1 Закона «О Правительстве» является высшим исполнительным органом государственной власти, как непосредственно осуществляющим исполнительную власть, так и возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ является органом общей компетенции, осуществляющим на коллегиальной основе руководство различными сферами хозяйства.

Согласно ст. 12 Закона Правительство руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, они подчиняются ему и ответственны перед ним за выполнение поставленных задач; Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов и пр.

Однако важнейшую роль в исполнительной власти федерального уровня играет Президент, который, являясь главой государства и во многом занимая положение как бы «над ветвями власти», обладает к тому же ключевыми полномочиями в сфере исполнительной власти, в том числе по определению внутренней и внешней политики государства; назначению, а также освобождению от должности Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров; непосредственному руководству деятельностью федеральных органов исполнительной власти, подведомственных ему по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, собственными указами и др.

В систему федеральных органов исполнительной власти РФ входят: министерства (федеральные министерства), государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, а также Управление делами Президента РФ.

По характеру компетенции федеральные органы исполнительной власти подразделяются на отраслевые и межотраслевые, по специализации функций выделяют контрольные, надзорные органы, а также органы, выполняющие специфические функции государства.

По сферам деятельности федеральные органы исполнительной власти можно распределить следующим образом:

а) сфера экономики и финансов - министерства: экономики; финансов; внешних экономических связей и торговли; государственного имущества; топлива и энергетики; сельского хозяйства и продовольствия; путей сообщения; транспорта; госкомитеты: по связи и информатизации; по статистике; по антимонопольной политике; по поддержке и развитию малого предпринимательства; по жилищной и строительной политике; по стандартизации, метрологии и сертификации; по государственным резервам; Государственный таможенный комитет; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и другие; ведомства: Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; Государственная налоговая служба; Госгортехнадзор и другие.

б) социальная сфера - министерства: труда и социального развития;

здравоохранения; государственные комитеты: по физической культуре и туризму; по вопросам развития Севера; ведомства: Федеральная миграционная служба.

в) сфера науки, культуры и образования - министерства: науки и технологий; культуры; общего и профессионального образования; госкомитеты: госкомитеты по кинематографии, по печати, по делам молодежи;

Государственный высший аттестационный комитет; ведомства: Федеральная служба по телевидению и радиовещанию; Федеральная архивная служба.

г) сфера природопользования и охраны окружающей среды - министерство природных ресурсов; государственные комитеты: по охране окружающей среды; по земельным ресурсам и землеустройству; федеральные службы: по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

геодезии и картографии; ведомства: Федеральная служба лесного хозяйства.

д) сфера обеспечения законности, общественной и государственной безопасности, обороны - министерства: обороны; внутренних дел; юстиции; министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; ведомства: Федеральная служба безопасности; Федеральная пограничная служба; Федеральная служба охраны; Служба внешней разведки; Федеральная служба налоговой полиции и другие.

е) сфера внешней политики и международных отношений - министерства: иностранных дел; по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ; внешних экономических связей и торговли.

Деятельность ряда органов распространяется на несколько сфер. Например, Государственный комитет по вопросам развития Севера, призван содействовать решению как экономических, так и социально-культурных проблем северных территорий, Государственный таможенный комитет помимо функции сбора таможенных платежей выполняет и отдельные правоохранительные функции; Министерство внешних экономических связей и торговли совмещает как функции по регулированию и надзору за отечественной торговлей, так и деятельность по международному экономическому сотрудничеству.

В целях обеспечения согласованной политики федеральных органов исполнительной власти по вопросам, относящимся к сфере совместной деятельности министерства осуществляют координацию работы иных федеральных органов в соответствии с утверждаемой Правительством структурной схемой. Так, например, учебные заведения находятся в составе многих министерств и ведомств, однако министерство общего и профессионального образования осуществляет методическое руководство этими заведениями, разрабатывает государственные образовательные стандарты. Или, например, многие инструкции и указания министерства здравоохранения обязательны для медицинских служб министерств обороны, ФСБ, МВД и иных органов.

Система (т.е. виды организационно-правовых форм), структура (т.е. конкретный перечень) федеральных органов исполнительной власти, а также порядок их создания, реорганизации и ликвидации определяется Указами Президента РФ. В зависимости от характера полномочий федерального органа, а также правового положения его руководителя, в системе предусмотрено три группы федеральных органов исполнительной власти:

Министерства;

Государственные комитеты, федеральные комиссии;

Федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры.

1) Министерство - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законодательством, деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр (федеральный министр); он назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ, если иное не установлено законом (это исключение касается прежде всего заместителей «силовых» министров).

В министерствах, а также в ряде других федеральных органах исполнительной власти создаются совещательные органы - коллегии. Они состоят из руководящих работников министерства; в их состав могут входить также ученые, государственные и общественные деятели, Состав коллегии утверждается Правительством РФ.

Федеральные министры осуществляют руководство соответствующими федеральными органами исполнительной власти на едино-начальной основе: издают приказы, распоряжения, иные документы нормативного и индивидуального характера. Кроме того, согласно ст. 26 закона «О Правительстве» полномочия федеральных министров заключаются в участии с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в подготовке постановлений и рас-

поряжений Правительства РФ обеспечении их исполнения, в выработке и реализации политики Правительства РФ. В своей деятельности министры подотчетны Президенту РФ и Правительству РФ, а по вопросам соблюдения законодательства - также правоохранительным и контрольным органам.

Юридически все министерства равны и не могут находиться в административном соподчинении, однако могут координировать свою работу, заключая договоры и соглашения о совместной деятельности, в том числе, в решении вопросов, требующих взаимодействия различных структур, например, в выполнении федеральных целевых программ, в борьбе с преступностью и т.п.

2) Государственный комитет РФ, федеральная комиссия России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Возглавляет госкомитет и федеральную комиссию РФ Председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ.

3) Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор); российское агентство - генеральный директор; федеральный надзор - начальник. Руководителей этих федеральных органов исполнительной власти назначает и освобождает от должности Правительство РФ, за исключением руководителей органов, подведомственных Президенту РФ. К федеральным органам исполнительной власти, которые согласно Конституции РФ и федеральному законодательству непосредственно подчинены Президенту РФ, относятся органы, обеспечивающие государственную и общественную безопасность и борьбу с преступностью, суверенитет и территориальную целостность государства, неприкосновенность его границ, добычу разведывательной информации, органы, осуществляющие внешние сношения с иностранными государствами и т.п. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

  • § 5. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 36.Основные направления (сферы) межотраслевого администра­тивно-правового регулирования в области экономики. Государствен­ные органы межотраслевого управления экономикой по указу прези­дента РФ от 12.05.2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».
  • 18. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 5.7. Высшее должностное лицо субъекта РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного управления