Свод законов российской империи. Источники, состав, структура Свода законов Российской империи Подготовка свода законов российской империи 1832

1767 г. - Образована комиссия для создания проекта нового Уложения.

1796 г. - Создана "Комиссия для составления законов".

1810 г. - М.М. Сперанский подготовил проект Гражданского уложения, вызвавший взрыв негодования со стороны помещиков-крепостников и чиновничьего аппарата, в результате чего попал в опалу.

1826 г. - Учреждено второе (кодификационное) отделение Собствен-ной Е.И.В. канцелярии. М.М. Сперанский не числится в штатах отделения, но как член Государственного Совета по Департа-менту законов фактически возглавил работу отделения.

1830 г. - Вышло в свет первое издание "Полного собрания законов.

Российской Империи (ПСЗ), состоявшее из 45 томов и вклю-чавшее в себя 30600 актов, действовавших с 1649 по 1825 г.

1832 г. - Началась публикация "Свода законов Российской Империи" (в 15 томах).

1845 г. - Утверждено подготовленное М.М. Сперанским "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных".

Неуспех всех десяти комиссий определялся тем, что они раздира-лись серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. Когда «главный исполнитель работ» комиссии Г.А. Розенкампф пред-ложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он натолкнулся на резкий отпор Александра I . Не следует думать, что Ни-колай I , несмотря на его размышления о необходимости отмены крепо-стного права, дал директиву открыть дорогу новым веяниям. Как раз наоборот. Он дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы.

За проведением в жизнь этой дирек-тивы Император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном Совете, который должен был заниматься подго-товкой законопроектов. Кодификационная комиссия была просто пре-образована во II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, Император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему законодательству. Проверка облег-чалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник — соот-ветствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.


Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее фактически возглавлял М.М. Сперанский, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг.

Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Со-борного уложения, затем привести их в определенную систему и, на-конец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа эта и развернулась.

Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные материалы с Собор-ного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хро-нологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., соста-вивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской Империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным. Некоторые акты кодифи-каторам не удалось найти. Дело в том, что государственные архивы России находились в скверном состоянии. Ни в одном из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случа-ях отдельные акты умышленно не вносились в ПСЗ. Речь идет о до-кументах внешнеполитического характера, сохранявших еще опера-тивную секретность. Не вносились также законы, изданные по об-стоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, касающиеся какого-либо лица или содержащие правила внутреннего распорядка для государственных органов. По подсчетам А.Н. Филиппова, в пер-вое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов.

В то же время в Полное собрание вошли акты, по существу не имеющие характера законов, поскольку само понятие «закон» в тео-рии не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты и т.п.

Параллельно с систематизацией общеприбалтийского импер-ского права были проведены работы по инкорпорации остзейского права, отражающего привилегированное положение местных дворян, мещан и духовенства. Еще при Александре I задание по систематиза-ции остзейского права было дано Общеимперской кодификационной комиссии, работавшей над ним в течение семи лет. В 1828 г. при II отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии была учреждена комиссия по систематизации остзейского права.

По решению Государственного Совета были собраны и доставлены в Се-нат древние документы со всего края, составившие 23 объемистых пакета. Эти документы на немецком, латинском, польском, швед-ском, русском (немного) языках были из Сената направлены в ука-занную комиссию. Результатом работы этой комиссии, вернее, ее члена Гиммельштерна, явилось издание в 1845 г. первых двух частей Свода местных узаконений губерний Остзейских (часть первая — Уч-реждения, часть вторая — Законы о состояниях). Значительно позже была издана третья часть — Законы гражданские.

После издания Полного собрания законов Сперанский присту-пил ко второму этапу работы — созданию Свода законов Российской Империи (см. схему 37). При его составлении исключались недейст-вующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакцион-ная обработка текста. Отметим, что уже и при создании ПСЗ Сперан-ский позволял себе несколько редактировать публикуемые законы. Конечно, существо не менялось, но форма в определенной мере из-менялась. Прежде всего, акты давались в орфографии XIX в. Отбра-сывались элементы закона, которые кодификатор считал, видимо, несущественными.

Так, например, в «Учреждении для управления губерний» 1775 г. были отброшены заголовки статей. Это значительно сократило объем документа, но вместе с тем потерялся удобный для читателя вспомогательный к тексту аппарат. Иногда, видимо, в силу высокого темпа работы, вкрадывались и ошибки. Именно так, оче-видно, «Краткое изображение процессов» и Артикул воинский попа-ли под шапку Воинского устава и были датированы 1716 г. Однако эти недостатки не умаляют громадного исторического значения рабо-ты, проделанной Сперанским и его небольшим коллективом.

При создании Свода М.М. Сперанский исходил из того, что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование». Вместе с тем он неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.

В Своде законов весь материал был расположен по особой систе-ме, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологиче-скому принципу, то Свод — уже по отраслевому, хотя и не совсем по-следовательно проведенному.

В основу структуры Свода было положено деление права на пуб-личное и частное, восходящее к римскому праву . Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной ко-дификации — римский, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему.

Структура и характеристика статей Свода.

Свод законов (работа над ним и издание были завершены в 1832 г.) заключал в себе только действующие законы, которые систематизировались не по хронологии, а по отраслевому принципу. Свод был издан в 15 томах, содержащих действующие законы на 1 января 1832 г. (издание включало 36 тысяч статей и 6 тысяч приложений). Его статьи соответствовали законам, входившим в Полное собрание. Свод делился на 8 главных отделов (см.Таблицу № 2).

Наиболее детальную классификацию типов статей Свода дал М.В.Шимановский в 1870 году. Он подразделяет их на: 1). Статьи, имеющие «характер уложения или кодекса» - они не имеют под собой ссылок, но при этом содержат нормы положительного права. 2). Статьи выводные – мысль или целиком заимствуется из приведенного закона, но ей дается иная редакция, или же является общим выводом из нескольких перечисленных статей. 3). Статьи, представляющие «прямое заимствование из указа или постановления» - буквальная переписка одного или нескольких узаконений. 4). Статьи переходные. Кроме того, в составе Свода были примечания (следовали за отдельными статьями, чтобы способствовать разъяснению истинного смысла норм) и приложения (для форм, табелей, изложения подробностей, изложение которых в тексте прервало бы естественную связь статей, особенно таковых много в Законах о состояниях).

В докладе Николаю I от 14 января 1828 года Сперанский так характеризует Свод законов: «В сих статьях, составленных более нежели из 20 т/ысяч/ разных указов, заключается: 1. Все то, что в иностранных законодательствах именуется собственно гражданским уложением (code civil, Buergerliches Gesetzbuch). 2. Все то, что в них разумеется под именем Коммерческого уложения (code de commerce). 3. Все то, что в них составляет судебное уложение (code de procedure civile, Buergerliche Gerichtsordnung). Но сверх того в статьях свода заключаются: 4. Законы о состояниях - во Французском уложении они слегка упомянуты, в Австрийском они отнесены к законам политическим и в одном только Прусском изложены с подробностию. 5. Законы о совершении актов состояния, купли и продажи, залога, межевых и проч. - Законы сии известны во Франции отдельно под именем Уставов нотариата, в других же государствах они рассеяны в разных постановлениях. 6. Устав межевой, часть сия в других государствах составляет особенный отдел законов и в Уложение не входит. 7. Учреждение Судебных мест отчасти токмо изложено в Прусском Судебном Уложении, в других не собрано и не приведено в единство.

Следовательно, сколько объем свода нашего обширен и полон, столько составные его части недостаточны и скудны. Сие и быть иначе не могло. Гражданские законы нигде не были произведением умозрения. Они везде возникали от дел и случаев. Следовательно, чем более дел, чем жизнь Государства была продолжительнее, чем круг его действия обширнее, тем гражданские его законы обильнее, тем состав их полнее. Сто семьдесят пять лет гражданского бытия нашего есть эпоха весьма краткая в сравнении с другими. Прибавить к сему должно, что другие народы вступили в гражданскую жизнь с великим наследством; мы, напротив, мы ничего почти не наследовали от Римлян и весьма мало от Греков. Все богатство наше в сем роде есть наше собственное, благоприобретенное. Справедливее можно дивиться тому, что мы имеем, нежели тому, чего у нас нет"

Книга первая

Книга вторая

Книга третья

Книга четвертая

Книга пятая

Свод законов Российской Империи являлся официальным собранием действующих законодательных актов Российской Империи, расположенных в тематическом порядке. Он был впервые напечатан в течение 1832 года. Манифестом 31 января 1833 года «Свод законов» был объявлен действующим источником права с 1 января 1835 года. Законы, изданные после этой даты, подлежали опубликованию по порядку книг Свода и с указанием на их статьи; они распределялись в ежегодном продолжении Свода, о котором было заявлено, что он, «единожды устроенный, сохранится всегда в полноте его единства».

Все тома Свода были переизданы в 1842 и 1857 годах. Вплоть до Судебной реформы 1864 года он издавался в 15 томах. В качестве отдельного – 16-го – тома вышли Судебные уставы. Отбор законодательного материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов (первое Полное собрание законов состояло из 40 томов, содержащих 30 920 актов и 6 томов приложений; все издания Собрания насчитывают более 100 томов).

Громоздкость издания Свода законов, редкие переиздания небольшими тиражами вызвали с конца XIX века появление так называемых неофициальных изданий Свода. Представленное на сайте неофициальное издание Свода законов Российской империи было выпущено в пяти книгах в Санкт-Петербурге в 1912 году. Оно включает в себя полный текст всех 16 томов, согласованных с последними на то время «продолжениями, постановлениями, изданными в порядке ст. 38 Зак. Осн., и позднейшими узаконениями». Издание выпущено под редакцией и с примечаниями И.Д. Мордухай-Болтовского, юрисконсульта Министерства юстиции и преподавателя гражданского судопроизводства в Императорском училище правоведения.

Подробнее об особенностях данного издания читайте в предисловии к нему.

civil.consultant.ru

. Характеристика.

СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ — официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, созданное при царе Николае I.

Составленный в 1826-1830 г.г., как извлечение из «Полного собрания законов Российской империи», Свод начал действовать с 1 (13).01.1835 г. Первое издание — 1832 г., последующие — 1842, 1857, после 1857 полностью не переиздавался, выходили только отдельные тома. Он состоял из 42 тыс. статей, объединенных в 8 разрядов и помещенных в 15 томах. В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подвергались сокращению; из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права. В I-III-м томах Свода излагаются основные законы, государственное и губернское установление и т.п.; в IV-м — уставы о рекрутских и земских повинностях; в V-VIII-м — уставы о налогах, пошлинах, питейном сборе и пр.; в IX-м — законы о сословиях и их правах; в X-м — законы гражданские и межевые; в XI-XII-м — уставы кредитных учреждений, торговые, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности и т.п.; в XIII-XIV-м — уставы благочиния (врачебный, о паспортах и беглецах, о содержании под стражей и др.); в XV-м — уголовные законы. Свод был в основном сборником норм феодально-крепостнического права, направленных на сохранение, защиту и укрепление самодержавия. На Украине Свод вступил в действие с 1835 года лишь в той его части, которая регламентировала государственные и административно-правовые отношения; в 1840 г. на Левобережную, а в 1842 г. на Правобережную Украину распространилось действие Свода так же в части гражданского и уголовного права.

В развитии права следует отметить уникальную систематизацию законодательства — создание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи. В условиях кризиса феодализма абсолютная монархия стремилась удержать власть дворян усилением карательных звеньев государственного аппарата. С этой целью были созданы Третье отделение императорской канцелярии, корпус жандармов.

Будучи в своей основе феодально-крепостническим, Свод законов учитывал в некоторой степени интересы развивающейся буржуазии. Кодификация русского права имела большое значение. Она привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права. Вместе с тем в Своде содержалось много устаревших норм. В 1836 году была начата работа по созданию нового уголовного кодекса. В 1845 году было утверждено «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».

Несмотря на то, что Полное собрание законов и Свод законов Российской империи вобрали в себя немало устаревших норм, которые тормозили развитие капиталистического общества, эти собрания законов значительно подняли авторитет Российского государства в глазах более цивилизованной Европы и просуществовали, претерпев ряд изменений, до 1917.

3. Тестовые задания

1. Форма общественных отношений у древних славян в VII-VIII в. Носила название:

а) абсолютная монархия;

б) военная демократия;

г) ограниченная монархия.

2. Устав Владимира Мономаха

а) регулировал правовое положение холопов;

б) был посвящен церковному праву;

в) уменьшал проценты по займам и ограничивал ростовщичество;

3. Под преступлением Русская Правда понимала:

а) нанесение ущерба государству;

б) общественно опасное деяние;

в) нанесение материального или физического вреда любому лицу;

г) нанесение материального, физического либо морального вреда любому лицу.

а) вступать в брак;

в) служить в хозяйстве кредитора;

г) заниматься торговлей.

5. Крамолой российское законодательство XIV — XVI вв. называло:

а) преступления против церкви;

б) преступления против личности;

в) измену государю, восстание, мятеж или призыв к этим действиям;

г) преступления против собственности.

7. Крепостью в Соборном Уложении 1649 г. называют:

а) состояние принадлежности крестьянина феодалу;

б) документ, удостоверявший право собственности на крепостных и холопов;

в) документ, удостоверявший право собственности на недвижимость, крепостных и холопов;

г) документ, зарегистрированный специальным органом, удостоверявший право собственности на любое имущество.

8. По Манифесту 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему русскому дворянству» дворяне:

а) освобождались от уплаты всех налогов;

б) освобождались от телесных наказаний;

в) получали исключительное право покупать деревни и владеть землей и крестьянами;

г) освобождались от обязательной военной и государственной службы.

9. Порядок передачи престола ближайшему родственнику по мужской линии определялся:

а) Указом о престолонаследии 1724 г.;

б) Табелью о рангах 1722 г.;

в) Манифестом о вступлении на престол Екатерины II;

г) Указом о престолонаследии 1797 г.

10. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1846 г. ставило на первое место преступления:

Свод законов российской империи 1832 г

Свод законов должен был состоять из восьми разделов:

1) основные государственные законы (т. I, ч. 1);

2) учреждения: а) центральные (т. I, ч. 2), б) местные (т. II), в) Устав о государственной службе (т. III);

3) ?законы правительственных сил?: а) Устав о повинностях (т. IV),

б) Устав о податях и пошлинах (т. V), в) Устав таможенный (т. VI),

г) Уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII);

4) законы о состояниях (т. IX);

5) законы гражданские и межевые (т. X);

6) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий; кредитный, торговый, промышленный (т. XI),

б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, сельском хозяйстве, найме на сельские работы, трактирных заведениях, благоустройстве в казачьих селениях, колониях иностранцев на территории империи (т. XII);

7) уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, ссыльных (т. XIV);

8) законы уголовные (т. XV).

Подобное разделение законов, по мысли Сперанского, основывалось на сосуществовании двух правовых порядков: государственного и гражданского. Законы делились по тому же признаку.Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004.(стр. 394-395)

Государственные законы подразделялись на четыре категории: законы основные, учреждения, законы государственных сил, законы о состояниях. Сюда относились также законы предохранительные (уставы благочиния) и законы уголовные.

Свод основных государственных законов состоял из двух разделов: ст. с 1 по 81 включали законы?о священных правах и преимуществах

Верховной Самодержавной Власти?; ст. 82—179 содержали?учреждение о Императорской фамилии?.

В этой части Свода содержались нормы о существе самодержавной власти, о порядке наследования престола, о вступлении на престол и о присяге подданства, о титуле императорского величества, гербе, вере, о законах, о власти верховного управления.

В последующих пяти томах Свода законов (IV—VIII т.) содержались законы?государственных сил?, т.е. нормы, регламентирующие источники доходов, повинности, имущества и пр. факторы, на которые опирается государственная система. В IX т. включены законы о состояниях и сословиях, в X т. — законы гражданские и межевые.

В томах XI—XIV содержатся законы полицейские, о?государственном устройстве и благочинии?, последний, XV т. содержал уголовное законодательство.

Гражданские законы подразделялись на три категории: законы?союза семейственного?; общие законы об имуществах; законы межевые, определяющие порядок?развода? границ владения; особенные законы об имуществах (называемые законами государственного благоустройства или экономии, относящиеся к сфере торговли, промышленности и кредита). Сюда же относились законы о порядке взыскания побесспорным делам, законы о судопроизводстве гражданском, межевом и торговом, законы о мерах гражданских взысканий.Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. (стр. 395-396)

Произошло первое формальное разделение (в истории российского права) на право публичное и частное.

Впервые сфера гражданского права была выделена как особая отрасль (хотя материальное право еще не было отделено от процессуального).

Этот принцип будет действовать в течение всего последующего развития российского права.

По плану Сперанского Свод являлся лишь этапом подготовки Уложения. Однако последнее так и не было составлено, а его роль стал играть Свод.

По мысли Сперанского кодификация должна была пройти через три этапа: на первом составлялось Полное собрание законов, на втором —Свод законов, на третьем — Уложение. На последнем этапе, в Уложении все действующие законы должны были быть переработаны, т.е. исправлены и дополнены на основе общих принципов права. Из-за своего слишком теоретического характера идея об Уложении была отвергнута, ограничились созданием Полного собрания и Свода.

Сильной стороной Свода стало то, что он свел воедино действующие, рожденные жизнью, а не сочиненные нормы. Этот корпус норм послужил позднее базой для создания Гражданского и Уголовного уложений.

Вместе с тем Свод объединил множество противоречащих друг другу правовых норм, не всегда формулируя общие положения и правила, сохранял многие устаревшие нормы, грешил неопределенностью формулировок и многословием.Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. (стр.396)

Полное собрание законов и свод законов

Параллельно с работой над Сводом подготавливалось хронологическое собрание законов. Такие попытки предпринимались и ранее, но работа не доводилась до конца. Второе отделение канцелярии составило свой план работы. Весь правовой материал предполагалось разделить на два этапа: первый — от Соборного Уложения 1649 г. до Манифеста Николая I (12 декабря 1825 г.), второй — от 12 декабря 1825 г. до текущего момента.

Началом Собрания стало Уложение 1649 г., объединившее весь предшествующий ему правовой материал. Собрание законов должно было вобрать в себя всезаконодательные акты, изданные верховной властью и правительственными органами (действующие и отмененные). В Собрание включались те судебные решения, которые стали судебным прецедентом или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые?важны в историческом отношении?.

Создание Полного собрания законов было необходимо для работы над составлением Свода законов и стало подготовительным этапом к его изданию. Кроме того, для работы над каждой частью (отраслью) Свода подготавливалась своя историческая справка. В Собрание вошло более 330 тыс. актов.

Для каждой статьи Свода законов составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Свод включал только действующие законы, что проверяли специальные ревизионные комитеты при министерствах и главные управления, куда направлялись составленные отдельные части Свода. Ревизия окончилась в мае 1832 г. 10 января 1832 г. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. (стр.396)

Государственный совет рассмотрел все подготовленные 15 томов Свода и 56 томов Полного собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской империи с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.

Первое издание Свода законов было осуществлено в 1832 г., за ним последовали два полных (1842, 1857) и шесть неполных (1833, 1876, 1885, 1886, 1887, 1889) изданий.

Но уже в 1836 г. была начата работа по созданию нового уголовного уложения: меняющаяся ситуация требовала пересмотра старых норм. В 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

Однако именно в рассматриваемый период впервые были сформированы основные отрасли отечественного права: государственное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное.

57.Свод Законов Российской империи 1832 г

Первое издание Свода законов было произведено в 1832 г., за ним последовали два полных (1842,1857гг.) и шесть непол­ных (1833,1876, 1885,1886,1887, 1889 гг.) изданий. Но уже в 1836 г. была начата работа по созданию нового уголовного уложения. В 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Впервые сложи­лись основные отрасли права: государственное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное. В ст. I. Основных законов была сформулирована идея самодержавной власти: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верхов­ной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Смертная казнь грозила всякому, кто имел даже умысел на покушение на особу и власть императора. Царская власть закреплялась как наследственная, наслед­ником признавался старший сын императора (в случае без­детности этого наследника престол мог перейти ко второму сыну императора). Средства на содержание членов импера­торской фамилии поступали из казначейства или доходов удельного имущества. Члены императорской фамилии полу­чали титулы «высочество»и «светлость»в зависимости от сте­пени родства с царствующим императором. Законодатель различал верховное и подчиненное управ­ление. Органами верховного управления были Государственный совет. Комитет министров, канцелярии и двор импера­тора. Членами Государственного совета были министры и главноуправляющие, председателем - император. Комитет министров, будучи совещательным органом, как и Государственный совет, некоторые дела разрешал оконча­тельно. В его компетенцию входили дела о назначении пен­сий и пособий, о разрешении православным церквам, монас­тырям и архиерейским домам приобретать недвижимость.Законодатель разделял дела Комитета Закрепленная в законе система местных органов управ­ления сохранялась в том виде, в каком она сложилась в конце XVIII в. Главами административных органов в губернии были губернаторы, опиравшиеся в своей деятельности на губернские правления. По закону 1845 г. губернское правле­ние состояло из общего присутствия и канцелярии (общее присутствие составлялось под председательством губернато­ра из вице-губернатора, советников и асессоров). В 1837 г. система была несколь­ко изменена: был сформирован земский суд, состоящий из исправника, непременного заседателя и двух сельских заседа­телей. Во главе волости стояли волостные управления (во­лостной голова, заседатели, писарь), станы возглавлялись приставами. Развитие частного (гражданского) права проходило на ос­нове кодификации старых форм права, что не могло не по­влиять на характер этой отрасли: сохранились элементы со­словного неравенства, ограничения вещных и обязательст­венных прав. Крестьянам запрещено было выходить из общи­ны и закреплять за собой земельный надел. Крестьяне, не имевшие торговых свидетельств и недвижимой собственнос­ти, не могли выдавать векселя. Ограничивалась правоспособ­ность и дееспособность духовных лиц и евреев. Запрещались браки христиан и нехристиан, усыновление лиц нехристианского исповедания. Мастерам-евреям позво­лялось принимать учеников из христиан лишь с разрешения ремесленной Управы. Поляки не имели права приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земли в ряде регионов страны. Распоряжение землей подвергалось особым ограничени­ям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждать­ся ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Про­должало существовать право родового купца и система майо­ратов, земельных владений, полностью изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде. В области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем сыновья. В сфере гражданского права широко применялись мест­ные обычаи и традиции, уровень юридической техники был невысоким, что отразилось на терминологии: юридическое лицо определялось как «сословие лиц», сервитут - «право участия частного», правоспособность и дееспособность не разграничивались. Система вещного права состояла из права владения, права собственности, права на чужую вещь (сервитуты), залогового права. Различалось законное и незаконное владение. По Своду законов всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому и сделаны соответствующие распоряже­ния о его передаче. Закон различал спор о владении от спора собственности и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от решения второго вопроса.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Свод законов российской империи 1832 г

Свод Основных государственных законов 1832 г.

Вниманию читателей предлагается первая конституция России. Она была составлена под руководством начальника II отделения императорской канцелярии М.М. Сперанского (см. вступительный текст к Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов. 1809) не в законодательном, а в т.н. кодификационном порядке, т.е. при сведении воедино всех действовавших законов. Источниками свода были приведенные выше законы о престолонаследии, Государственном совете, министерствах и др. нормативные акты. Несмотря на неоригинальность, свод был первым в истории российского законодательства текстом, содержащим все основные положения государственного права, кроме постановлений о правах сословий. По своему содержанию Основные законы 1832 г. юридически закрепляли абсолютную монархию. Они действовали до 1906 г., а некоторые их главы – до 1917 г.

Первый раздел Свода (собственно конституция) приводится почти полностью, за исключением статей, пересказывающих близко к тексту Акт о порядке престолонаследия 1797 г., а также имеющих частный характер примечаний к некоторым статьям. Второй раздел (положение об императорской семье) приводится в извлечениях.

Раздел первый. О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти.

I. О существе верховной самодержавной власти.

Ст. 1. Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной самодержавной власти его не токмо за страх, но и совесть сам Бог повелевает.

2. Та же власть верховная и самодержавная принадлежит и императрице, когда наследство престола, в порядке, для сего установленном, дойдёт до лица женского; но супруг её не почитается государем: он пользуется почестями и преимуществом наравне с супругами государей, кроме титула.

II. О порядке наследия Престола.

3. Императорский Всероссийский Престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме.

4. С Императорским Всероссийским Престолом нераздельны суть Престолы: Царства Польского и Великого Княжества Финляндского.

14. Дети, происшедшие от брачного союза лица Императорской Фамилии с лицем, не имеющим соответственного достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому царствующему или владетельному дому, на наследование Престола права не имеют.

15. При действии правил, выше изображенных о порядке наследия Престола, лицу, имеющему на оный право, предоставляется свобода отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола.

16. Отречение таковое, когда оно будет обнародовано и обращено в закон, признается потом уже невозвратным.

17. Император или Императрица, Престол наследующие, при вступлении на оный и миропомазании, обязуются свято наблюдать вышепостановленные законы о наследии Престола.

III. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке.

IV. О вступлении на Престол и присяге подданства.

31. По кончине Императора, Наследник Его вступает на Престол силою самого закона о наследии, присвояющего Ему сие право. Вступление на Престол Императора считается со дня кончины Его предшественника.

32. В манифесте о восшествии на Престол возвещается вместе и законный Наследник Престола, если лице, коему по закону принадлежит наследие, существует.

33. Верность подданства воцарившемуся Императору и законному Его Наследнику, хотя бы он и не был наименован в манифесте, утверждается всенародною присягою.

34. Каждый присягает по своей вере и закону.

Примечание 2. К присяге приводятся все вообще подданные мужеского пола, достигшие двенадцатилетнего возраста, всякого чина и звания.

V. О священном короновании и миропомазании.

35. По вступлении на Престол, совершается священное коронование и миропомазание по чину Православной Греко-Российской Церкви. Время для торжественного сего обряда назначается по Высочайшему благоусмотрению и возвещается предварительно во всенародное известие.

36. Совокупно с Императором, по изволению Его, приобщается сему священнодействию и Августейшая Его Супруга. Но если бы коронование Императора последовало прежде вступления Его в брак, то коронование Супруги Его совершается в последствии не иначе, как по особенному Его соизволению.

Примечание 1. По бывшим доселе примерам, cвященный обряд коронования и миропомазания совершается в Московском Успенском Соборе, в присутствии высших государственных правительств и сословий, по Высочайшему назначению к сему призываемых.

Примечание 2. Император, пред совершением сего священнаго обряда, по обычаю древних Христианских Государей и Боговенчанных Его предков, произносит в слух верных Его подданных Символ Православно-Кафолическия веры и потом, по облечении в порфиру, по возложении на Себя короны и по восприятии скипетра и державы, призывает Царя Царствующих в установленной для сего молитве, с коленопреклонением: да наставит Его, вразумит и управит, в великом служении, яко Царя и Судию Царству Всероссийскому, да будет с Ним приседящая Божественному престолу премудрость, и да будет сердце Его в руку Божию, во еже вся устроити к пользе врученных Ему людей и к славе Божией, яко да и в день суда Его непостыдно воздаст Ему слово. (См. чин действия священного коронования).

VI. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе.

37. Полный титул Императорского Величества в актах, вне государства исходящих, есть следующий:

«Божиею поспешествующею милостию, Мы, NN, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новогорода низовские земли, Черниговский; Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северные страны Повелитель и Государь Иверские, Карталинские и Кабардинские земли и области Армянские; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая.»

38. Титул в грамотах, внутрь государства исходящих, есть следующий:

Божиею милостию, Мы, N.N., Император и Самодержец Всероссийский и прочая, и прочая, и прочая.

39. Российский Государственный герб есть: в золотом щите черный, двуглавый, коронованный тремя золотыми коронами орел, держащий в правой ноге золотой скипетр, а в левой таковую же державу; на груди орла изображён в красном поле Московский герб: Святый Великомученик и Победоносец Георгий, сидящий на белом коне и поражающий копьем змия; на правом крыле орла три щита с гербами: новгородским, киевским и астраханским, на левом также три щита с гербами: владимирским, казанским и сибирским; вокруг же щита на гриди орла обвешана цепь ордена св. Андрея Первозванного; в большой же Государственной печати, сверх того, вокруг щита гербы всех прочих губерний и областей.

Примечание. Везде, где употребляются гербы царств, в титуле упоминаемых, помещается и герб царства Польского.

40. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Православная Восточная греко-российская.

41. Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной греко-российской.

42. Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния.

43. В управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного.

44. Все не принадлежащие к господствующей Церкви подданные Российского Государства, природные и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной.

45. Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных исповеданий, но и Евреям, Магометанам и язычникам: да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих , благословляя царствование Российских Монархов, и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи.

46. Дела церковные Христиан иностранных исповеданий и иноверцев в Империи Российской ведаются их духовными властями и особенными правительствами , Верховною Властию к сему предназначенными.

47. Империя Российская управляется на твёрдых основаниях положительных законов, уставов и учреждений, от самодержавной власти исходящих.

48. Законы в империи действуют или единообразно в общей их силе, или с местными в некоторых их частях изменениями. Пространство сих изменений, места, где они допускаются, и связь их с законами общими, определяются в уставах особенных.

О составлении, пояснении и дополнении законов.

49. Первообразное предначертание законов составляется или по особенному высочайшему усмотрению и непосредственному повелению, или же приемлет начало своё от общего течения дел, когда при рассмотрении оных в Правительствующем Сенате, в Святейшем синоде и в министерствах признано будет необходимым или пояснить и дополнить действующий закон, или составить новое постановление. В сём случае места сии подносят предположения их установленным порядком на высочайшее благоусмотрение.

50. Все предначертания законов рассматриваются в Государственном совете , потом восходят на высочайшее усмотрение, и не иначе поступают к предназначенному им совершению, как действием самодержавной власти.

51. Никакое место или правительство в государстве не может само собой установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения самодержавной власти.

Примечание. Меры, приемлемые к исполнению закона или учреждения существующего, и не отменяющие никаких законов предыдущих, но служащие к единому разрешению недоумений или затруднений в образе исполнения, не составляют сами по себе нового закона.

52. В случае неясности или недостатка существующего закона, каждое место и правительство имеет право и обязанность представлять о том по порядку своему начальству. Если встреченное сомнение не разрешается прямым смыслом закона, тогда начальство обязано представить Правительствующему сенату или министерству, по принадлежности.

О форме законов и хранении их

53. Законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного совета и докладов, удостоенных высочайшего утверждения .

Примечание. Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются сверх сего рескриптами и приказами.

54. Новый закон и дополнение закона постановляется не иначе, как за собственноручным высочайшим подписанием .

55. Изъяснения закона, коими установляется токмо образ его исполнения, или же определяется истинный его разум, могут быть излагаемы по словесным высочайшим повелениям в виде указов, объявляемых местами и лицами, от верховной власти к сему уполномоченными .

Примечание 1. К объявлению высочайших указов уполномочиваются: председатели общего собрания и департаментов Государственного совета, министры и главноуправляющие разными частями, вице-канцлер, начальник Главного морского штаба его императорского величества, сенаторы, члены и обер-прокурор Святейшего синода, государственный секретарь, статс-секретари, дежурные генерал-адъютанты и сверх сего все лица, кои особо будут на то уполномочены императорским величеством.

Примечание 2. Ограничения в силе объявляемых указов изъяснены ниже, в статье 66.

56. Общее хранение законов полагается в Правительствующем сенате. Посему все законы, хотя бы оные содержались в именных повелениях, данных особенно какому-либо лицу или месту, должны быть от тех мест и лиц вносимы в списках в Правительствующий сенат.

57. Законы общие, содержащие в себе новое правило, или пояснение, дополнение, либо отмену прежних законов, обнародываются во всеобщее сведение Правительствующим сенатом.

58. Обнародование закона в губернии принадлежит токмо губернскому правлению . Он обнародывается без всякого сокращения, а тем паче изменения в смысле.

59. Закон получает обязательную силу не прежде, как со дня его объявления. В присутственных местах каждый закон воприемлет свою силу и должен быть прилагаем к делам не прежде, как со дня получения его в том месте, к исполнению коего оный подлежит.

60. Закон действует токмо на будущее время. Никакой закон не имеет обратного действия, и сила оного не распространяется на деяния, совершившиеся прежде его обнародования.

61. Из сего правила изъемлются следующие случаи:

1) Когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и разъяснение смысла закона прежнего.

2) Когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на времена, предшествовавшие его обнародованию.

Об исполнении и применении закона.

62. Никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком.

63. Закон, в надлежащем порядке обнародованный, должен быть свято и нерушимо исполняем всеми и каждым, как подданными, так и иностранцами, в России пребывающими, поколику до них принадлежать может, без различия званий, чина и пола.

64. Законы должны быть исполняемы беспристрастно, несмотря на лица и не внимая ничьим требованиям и предложениям.

65. Законы должны быть исполняемы по точному и буквальному смыслу оных без всякого изменения или распространения. Все без изъятия места, не исключая и высших правительств, во всяком случае должны утверждать определения свои на точных словах закона, не переменяя в них, без доклада императорскому величеству, ни единой буквы, и не допуская обманчивого непостоянства самопроизвольных толкований. Но если бы где-либо, по различию буквального смысла узаконений, встретилось затруднение в избрании и приложении закона к рассматриваемому делу – в таком случае, по невозможности согласить буквальный смысл одного закона с таковым же другого, самая необходимость предписывает, особенно в высших местах, следовать общему духу законодательства и держаться смысла, наиболее оному соответствующего.

66. В силе объявляемых высочайших указов постановляются следующие ограничения:

1) Никакой закон, за собственноручным высочайшим подписанием изданный, не может быть отменён указом объявляемым.

2) Объявляемый указ не может иметь силы в делах: о лишении жизни, чести или имущества; об установлении и уничтожении налогов, о сложении недоимок и казённых взысканий и об отпуске денежных сумм свыше тех, кои особыми постановлениями ограничены; о возведении в дворянство и лишении оного, и о производстве в чины первых шести классов и из 9-го в 8-й класс .

67. Указ, так называемый сепаратный, то есть состоявшийся по частному делу, если в нём не будет именно означено, что он распространяется в подобных случаях и на будущее время, и притом если он не будет надлежащим порядком обнародован, не имеет силы закона.

68. Окончательное судебное решение частного дела имеет силу закона для того дела, по коему оно состоялось.

69. Судебные решения дел частных хотя могут быть приводимы в пояснение в докладах, но не могут быть признаваемы законом общим, для всех обязательным, ниже служить основанием окончательных решений по делам подобным.

70. Высочайший указ, по частному делу последовавший, или особенно на какой-либо род дел состоявшийся, по сему именно делу или роду дел отменяет действие законов общих.

71. Привилегии, дарованные верховной самодержавной властью частным лицам или обществам, изъемлют их от действия общих законов по тем предметам, на которые в тех привилегиях содержатся точные постановления.

72. Закон сохраняет своё действие, доколе не будет отменён силой нового закона.

73. Отмена закона существующего совершается тем же порядком, какой выше означен для составления законов. Закон общий и всенародно объявляемый отменяется не иначе, как таковым же общим законом. Указ, изданный за собственноручным высочайшим подписанием, не иначе отменён может быть, как таковым же указом, за собственноручным высочайшим подписанием.

74. Если бы по делам общим государственным и гражданским существовал закон, сопряжённый с неудобствами в исполнении, то Правительствующему сенату дозволяется представить о том императорскому величеству. Сие разумеется впрочем только о прежних постановлениях, и не может касаться законов, вновь издаваемых или подтверждаемых от верховной власти.

75. При получении в губернии нового общенародного узаконения, главный начальник губернии может созвать палаты , для уважения оного обще с губернским правлением, и буде новый закон усмотрится в чём-либо, по местным обстоятельствам, неудобным, то дозволяется им вообще единогласно сделать своё представление Сенату; но в случае подтверждения от верховной власти имеет быть чинимо непременное и безмолвное исполнение.

76. Если бы в указе, от Правительствующего сената последовавшем, губернское присутственное место что-либо противное законам или интересу его императорского величества, то оно обязано, не исполняя указа, представить о том Правительствующему сенату; если же Сенат, не взирая на то, останется при своём определении и оное подтвердит, то учинить уже безмолвное и непременное исполнение.

77. Если б предписанием министра, содержащим в себе объявление высочайшего повеления, отменялся закон или учреждение, за собственноручным высочайшим подписанием изданное, тогда начальство, ему подчинённое, обязано, не чиня исполнение, представить о сём министру. Если же и за сим представлением предписание будет подтверждено в той же силе, то начальство обязано случай сей представить Правительствующему сенату на окончательное разрешение.

78. Если бы в предписании, непосредственно от власти министра исходящем, начальство, ему подчинённое, усмотрело отмену закона, учреждения или объявленного прежде высочайшего повеления, тогда оно обязано представить о сём министру. Если же и за сим предписание будет подтверждено от лица министра в той же силе, тогда начальство обязано случай сей представить на окончательное разрешение Правительствующему Сенату.

79. Законы, особенно для какой-либо губернии или для какого-либо рода людей изданные, новым общим законом не отменяются, если в нём именно таковой отмены не постановлено. Сие же разумеется и о личных привилегиях.

IX. О власти верховного управления.

80. Власть управления во всём её пространстве принадлежит государю. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчинённого определённый степень власти вверяется от него местам и лицам, действующим его именем и по его повелению.

81. Предметы управления подчинённого, образ его действий, степень и пределы власти, оному вверяемой, во всех вообще установлениях, как высших государственных, так и низших им подведомственных, определяются подробно в учреждениях и уставах сих установлений.

Раздел второй. Учреждение об императорской фамилии

I. О степенях родства в Доме Императорском.

82. Все лица, происшедшие от Императорской Крови в законном браке, царствующим Императором дозволенном, признаются Членами Императорского Дома.

83. Все Члены Императорского Дома степени свои считают по родству с тем Императором, от которого прямою линиею происходят, не смешивая оного приблизившимся родством с последующими императорами, после начальника Фамилии на Престол восшедшими.

89. Родившиеся от женского пола совершенно отличаются от родившихся от пола мужеского; и потому счета в родстве с Императором для получения титула, пенсии и приданого вести не должны, а пользуются всем оным по праву, отцу их принадлежащему, и ничего от государства и от департамента Уделов требовать не имеют.

90. Дети, рожденные от брака, на который не было соизволения царствующего Императора, не пользуются никакими преимуществами, Членам Императорского Дома принадлежащими.

III. О титулах, гербах и прочих внешних преимуществах.

100. Титулы, принадлежащие Членам Императорской Фамилии, суть:

1) Наследник Цесаревич, Великий Князь и Императорское Высочество.

2) Великий Князь, Великая Княгиня, Великая Княжна и Императорские Высочества.

3) Князь, Княгиня, Княжна Императорской Крови и Высочества .

101. Титул Наследника Цесаревича, Великого Князя и Императорского Высочества принадлежит единому, объявленному всенародно Наследнику Престола.

102. Титул цесаревича, по изволению императора, может быть присвояем и другим членам императорского дома, в воздаяние вящее особенных их подвигов.

103. Титул Великого Князя, Великой Княжны и Императорских Высочеств есть общий всем сыновьям, дочерям, внукам, правнукам и праправнукам Императора .

104. Титул князя и княжны крови императорской назначается от детей праправнука, всем последующим родам, в мужеском поколении императорской крови происшедшими .

113. Все Великие Князья при Святом Крещении получают ордены Святого Апостола Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святыя Анны .

114. Великие Княжны при Святом Крещении получают знаки ордена Святой Великомученицы Екатерины.

115. Князья и Княжны Крови Императорской получают те же самые ордены по достижении установленного для них совершеннолетия .

119. К обеспечению на всегдашнее время состояния Императорской Фамилии и к облегчению расходов государственных, на ее содержание определяются особые недвижимые имения и денежный капитал, под наименованием удельных, состав коих и образ управления, посредством учрежденного для сего департамента, определяются в особенном уставе.

120. Из имений сих и капиталов, с пособием от государственного казначейства, назначается приличное и нужное содержание всем без изъятия Членам Императорского Дома, в мужеском поколении происшедшим, а именно: 1) лицам мужеского пола до совершеннолетия, для воспитания, денежное жалованье, а от совершеннолетия на всю их жизнь, для содержания, денежные доходы или уделы; 2) женскому полу до замужества, денежное содержание, а при замужестве единовременно приданое награждение, чем и пресекается уже всякое дальнейшее с их стороны требование; 3) вдовствующим Императрицам, Великим Княгиням и Княгиням Крови Императорской денежная по жизнь их пенсия.

122. Императрица, во время царствования Ее Супруга, получает по шести сот тысяч рублей в год, и содержание Ее двора. Все оное Императрица сохраняет и во вдовственном состоянии, на время пребывания в России; буде же оставит Россию, то получает половину содержания .

124. Наследничье содержание, кроме содержания двора, по триста тысяч рублей в год. Супруге Наследника, во время замужества - по сту пятидесяти тысяч рублей в год, во вдовстве же пенсии по триста тысяч рублей, и содержание двора, а по выезде из России - по сту пятидесяти тысяч рублей пенсии. Детям Наследника обоего пола до совершеннолетия, или до брака, Государем дозволенного, каждому по пятидесяти тысяч рублей .

125. Приданого награждения Великим Княжнам и Княжнам Крови Императорской выдается:

1) Дочерям и внукам Императора, от которого прямою происходят линиею, по миллиону рублей.

2) Правнукам и праправнукам - по триста тысяч рублей .

3) Происходящим от праправнуков Императорских и далее, каждой по сту тысяч рублей , распространяя сие и на все последующие роды мужеских поколений Крови Императорской.

126. Вышеопределенное содержание Императрице, Наследнику, Его Супруге, а также детям Их до совершеннолетия или до брака, равно как приданое награждение Великим Княжнам и Княжнам Крови Императорской, производится из сумм государственного казначейства.

V. О гражданских правах Членов Императорского Дома.

183. На брак каждого лица Императорского Дома необходимо соизволение царствующего Императора, и брак, без соизволения сего совершенный, законным не признается.

184. По соизволению царствующего Императора, Члены Императорского Дома могут вступать в брак, как с особами православного исповедания, так и с иноверными.

185. Брак мужеского лица Императорского Дома, могущего иметь право на наследование Престола, с особою другой веры совершается не иначе, как по восприятии ею православного исповедания (ст. 62 Основных Государственных Законов).

188. Лице Императорской Фамилии, вступившее в брачный союз с лицом, не имеющим соответственного достоинства, то есть, не принадлежащим ни к какому царствующему или владетельному дому, не может сообщить ни оному, ни потомству, от брака сего произойти могущему, прав, принадлежащих Членам Императорской Фамилии.

194. Брак Членов Императорского Дома расторгается по точной силе церковных узаконений и по определенным в оных причинам.

195. Брак в таковых случаях расторгается по положению Святейшего Синода, с утверждения Императора.

196. Члену Императорского Дома, коего брак расторгнуть, дозволяется вступить в новый брачный союз, когда, по причинам расторжения брака предшествующего, сие непротивно правилам Церкви.

198. Для Великих Князей и Великих Княжен, а также Князей и Княжен Крови Императорской, коим присвоен титул Высочества, совершеннолетие назначается с двадцати лет, а если брак этих лиц будет совершен ранее сего возраста, то со дня брака; для Князей и Княжен Крови Императорской, имеющих титул Светлости, возраст совершеннолетия определяется, согласно общим гражданским законам, в двадцать один год.

VI. О обязанностях Членов Императорского Дома к Императору.

220. Каждый Член Императорского Дома обязуется к лицу Царствующего, яко к Главе Дома и Самодержцу, совершенным почтением, повиновением, послушанием и подданством.

222. Царствующий Император, яко неограниченный Самодержец, во всяком противном случае имеет власть отрешать неповинующегося от назначенных в сем законе прав и поступать с ним яко преслушным воле монаршей.

Свод законов Российской империи. Издание 1832 года. Т. 1. Ч. 1. СПб., 1832.

  • Медико-социальная экспертиза Зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2018 № 50338 Начало действия документа - 26.03.2018 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 № 86н"Об утверждении классификации технических средств реабилитации(изделий) в рамках федерального перечня […]
  • А если я не успел заплатить в ПФРФ до 31 декабря, то что теперь? Штрафы? И как быть? Да вообщем то и не знаю что куда платить, и сколько. как ИП по Упращёнке. Пени будут. Рассчитать сколько платить можно тут - http://ipipip.ru/platej-ip/ рассчитать пени можно тут - http://ipipip.ru/shtrafi/ Вопрос задан в 2012 […]
  • Несовершеннолетние(маленькие) мамы в России Многие девушки становятся мамами задолго до своего совершеннолетия. Сегодня мы поговорим об этих несовершеннолетних(маленьких) мамах. Почему девушки становятся мамами в 14-16 лет. Как живут Несовершеннолетние мамы в России и какова их судьба и их детей. Маленькие дети, […]
  • Займы через систему Контакт В современной жизни всё больше и больше популярности набирает интернет. А значит, получить онлайн займы или деньги становится реальностью с системой Contact. Микрофинансовые организации уже долгое время работают в интернете и зарекомендовали себя как надёжные и стабильные партнёры, которые […]
  • Приказ МВД России от 09.01.2018 N 2 "О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2018 N 49864) МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ […]
  • Глава 113 закона о компаниях Рекомендации ЗАКОН О КОМПАНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КИПР Глава 113, с поправками от 2017 года (по состоянию на ноябрь 2017 года) После издания книги “Закон о компаниях Республики Кипр”, Глава 113, с последними изменениями от 31 августа 2011 года, были приняты следующие законодательные акты, […]
  • Полное собрание законов, в силу его характера, было сложно использовать на практике. Поэтому одновременно с 1826 г. в качестве практического руководства по инициативе М.М. Сперанского велась работа по составлению Свода законов Российской империи - систематизированного сборника законов, размещенных в тематическом по- эядке. При его составлении исключались недействующие нормы, уст- эанялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.

    Юридическая техника для составления Свода основывалась на следующей методике: а) статьи Свода, основанные на одном действую- дем указе, излагались без изменений и теми же словами, которые содержатся в тексте указа; б) статьи, основанные на нескольких указах, излагались словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов; в) каждая статья содержала ссылки на указы, в нее вошедшие; г) многосложные тексты законов сокращались; д) из проти- юречащих друг другу законов выбирался лучший или более поздний.

    При создании Свода М.М. Сперанский исходил из того, что «Свод деть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование». Вместе с тем он неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.

    Весь материал в Своде законов был расположен по особой системе. Если ПСЗ построено по хронологическому принципу, то Свод - по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному.

    В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подвергались сокращению; из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие.

    Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации - римские, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему.

    В основу структуры Свода положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций и восходящее к римскому праву. Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими. В первую группу вошли Основные государственные законы, в которых ха рактеризовалась организация публичной власти (высшие органы власти, учреждения центральные и местные, устав о государственной службе). Затем шли законы, характеризующие организацию управления и устройство казны (уставы казенного управления, о повинностях, таможенный, монетный, горный и др.). Третью группу составляли законы об организации сословного строя (о состояниях). В четвертую входили уставы государственного благоустройства (кредитный, торговый, промышленности, путей сообщения, сельскохозяйственный, почтовый, телеграфный идр.).

    В особую группу выделялись Уставы благочиния, объединявшие законы о народном продовольствии, общественном призрении, организации врачебной помощи и др. Сюда же относились помещенные в отдельном томе (14-м) уставы о паспортах, цензуре, ссыльных, беглых идр., определявшие законодательное поле деятельности полиции.

    Наконец впервые в российском законодательстве были отделены друг от друга помещенные в разных томах законы гражданские (т. 10) и законы уголовные (т. 15).

    Такой принцип соединения воедино разрозненных законов (инкорпорация) сохранялся на протяжении всех последующих переизданий Свода.

    Свод законов должен был состоять из восьми разделов: 1) основные государственные законы; 2)учреждения: а) центральные; б) местные; в) устав о государственной службе; 3) уставы казенного управления: а) устав о повинностях; б) устав о податях и пошлинах, питейном сборе; в) устав таможенный; г) уставы монетный, горный и о соли; д) уставы: лесной, оброчных статей и счетные; 4) законы о состояниях

    (о сословиях); 5) законы гражданские и межевые (гражданское право); 6) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный; б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи; 7) уставы благочиния: а) уставы: о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный; б) уставы: о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных; 8) законы уголовные.

    Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права.

    Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книг.

    В 1 -м томе размещались законы основные и законодательные материалы об учреждениях государственных; во 2-м - об учреждениях губернских; в 3-м - уставы о гражданской службе; в 4-м - уставы о рекрутских и земских повинностях; в 5-м - уставы о подаяниях, пошлинах, сборах; в 6-м - устав таможенный; в 7-м - уставы монетный, горный и о соли; в 8-м - уставы лесной, оброчных статей и арендных имений; в 9-м - законы о состояниях; в 10-м - законы гражданские и межевые; в 11-м - законы и уставы кредитных установлений, торговые, постановления в фабричной, заводской и ремесленной промышленности; в 12-м - уставы путей сообщения;

    в 13-м - уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный;

    в 14-м - устав о паспортах и беглых; в 15-м - законы уголовные.

    В связи с появлением новых законов отдельные части Свода должны были изменяться, поэтому к нему практически ежегодно стали печататься Продолжения Свода Законов, в которых показывалось, какие статьи считаются отмененными, а также размещались вновь издаваемые законы. Для удобства пользования к последнему изданию Свода был издан алфавитно-предметный указатель.

    19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившего представленный Свод законов. Было принято решение пользоваться текстами существующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить в силу в полном объеме Свод законов Российской империи. На Украине Свод вступил в действие с 1835 г. лишь в той его части, которая регламентировала государственные и административно-правовые отношения. Лишь в 1840 г. на Левобережную, а в 1842 г. на Правобережную Украину распространилось действие Свода в части гражданского и уголовного права. Своддействовал до 1917 г.

    Составленный как извлечение из Полного собрания законов Российской империи Свод состоял из 42 тыс. статей, объединенных в 8 разрядов и помещенных в 15 томах.

    Первое издание Свода вышло в 1832 г., второе - в 1842 г., третье - в 1857 г. В 1876 г. приступили к новому изданию Свода, но оно осталось незаконченным; в 1885-1897 гг. большинство томов издания 1876 г. было заменено новыми. В 1892 г. после судебной реформы 1864 г. отдельным, XVI, томом вышли «Судебные уставы».

    В целом данную попытку кодификации российского права можно считать успешной. Во многом это заслуга величайшего российского реформатора М.М. Сперанского. После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации - к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если Полное собрание законов и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификационный метод работы, т.е. не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми. Однако именно этого-то и не хотел император.

    Планируя создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался колебать устои феодализма. Он хотел привести законодательство в соответствие с требованиями жизни. Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных - первого настоящего российского уголовного кодекса.

    Параллельно с систематизацией общеимперского права были проведены работы по инкорпорации остзейского права, отражающего привилегированное положение местныхдворян, мещан и духовенства. Еще при Александре I задание по систематизации остзейского права было дано Общеимперской кодификационной комиссии, работавшей над ним в течение семи лет. В 1828 г. при 11 отделении Собственной его императорского величества канцелярии была учреждена комиссия по систематизации остзейского права. По решению Государственного совета были собраны и доставлены в Сенат древние документы со всего края. Эти документы на немецком, латинском, польском, шведском, русском языках были из Сената направлены в указанную комиссию. Результатом работы этой комиссии, вернее, ее члена Гиммельштерна, было издание в 1845 г. первых двух частей Свода местных узаконений губерний Остзейских (часть первая - «Учреждения», часть вторая - «Законы о состояниях»). Значительно позже была издана третья часть - «Законы гражданские».

    Так, в первой половине XIX в. была оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи.

    Кодификация русского права имела большое значение. Она привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права.

    Законы, ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны для многих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиеся богатейшего материала, заключенного в Полном собрании законов и Своде законов, значительно содействовали оживлению юридической мысли в России.

    Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать Скачать
    • Свод законов Российской империи. Том первый. Основные государственные законы. Учреждения государственные
    • Свод законов Российской империи. Том второй. Часть I. Общее губернское учреждение
    • Свод законов Российской империи. Том второй. Часть II. Особенные губернские учреждения
    • Свод законов Российской империи. Том третий. Уставы о службе гражданской
    • Свод законов Российской империи. Том четвертый. Уставы о повинностях
    • Свод законов Российской империи. Том пятый. Уставы о податях, о пошлинах, и о сборах с питей, с свеклосахарного производства, и с табаку
    • Свод законов Российской империи. Том шестой. Уставы таможенные
    • Свод законов Российской империи. Том седьмой. Уставы монетный, горный, и о соли
    • Свод законов Российской империи. Том восьмой. Часть I. Уставы лесной, оброчных статей, и устав казенных населенных имений в западных и прибалтийских губерниях
    • Свод законов Российской империи. Том восьмой. Часть II. Уставы счетные
    • Свод законов Российской империи. Том девятый. Законы о состояниях
    • Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть I. Законы гражданские
    • Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть II. Законы о судопроизводстве и взысканиях гражданских
    • Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть III. Законы Межевые
    • Свод законов Российской империи. Том одиннадцатый. Часть I. Уставы духовных дел иностранных исповеданий
    • Свод законов Российской империи. Том одиннадцатый. Часть II. Уставы кредитный, торговый, о промышленности фабричной и заводской, и устав ремесленный
    • Свод законов Российской империи. Том двенадцатый. Часть I. Уставы путей сообщения, почтовый, телеграфический, строительный, и пожарный
    • Свод законов Российской империи. Том двенадцатый. Часть II. Уставы о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных и казачьих селениях, и о колониях иностранцев в империи
    • Свод законов Российской империи. Том тринадцатый. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении, и врачебные
    • Свод законов Российской империи. Том четырнадцатый. Уставы о паспортах, о предупреждении преступлений, о цензуре, о содержащихся под стражею, и о ссыльных
    • Свод законов Российской империи. Том пятнадцатый. Законы уголовные
    • Алфавитный указатель к своду законов Российской империи, изданному в 1857 году
    • Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №I. По 12 мая 1858 года
    • Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №II. С 13 мая по 31 декабря 1858 года
    • Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №1. С 1 января по 31 марта 1860 года
    • Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №2. С 1 апреля по 31 июня 1860 года
    • Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №3. С 1 июля по 31 сентября 1860 года
    • Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №4. С 1 октября по 31 декабря 1860 года
    • Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 31 мая 1863 года. Часть II. Статьи к IV, V, VII, VIII томам свода
    • Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 31 мая 1863 года. Часть III. Статьи к IX томам свода
    • Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 31 мая 1863 года. Часть IV. Статьи к X, XI, XII, XIII, XIV и XV томам свода
    • Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. С 1 апреля по 31 декабря 1863 года
    • Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. С 1 января 1864 по 31 декабря 1867 года. Часть I. Статьи к I, II, III, IV и V томам свода
    • Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. С 1 января 1864 по 31 декабря 1867 года. Часть II. Статьи к VI, VII, VIII и IX томам свода
    Скачать все тома в Pdf Свод законов Российской империи

    Свод законов Российской империи

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том второй. Часть I. Общее губернское учреждение

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том второй. Часть II. Особенные губернские учреждения

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том третий. Уставы о службе гражданской

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том четвертый. Уставы о повинностях

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том пятый. Уставы о податях, о пошлинах, и о сборах с питей, с свеклосахарного производства, и с табаку

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том шестой. Уставы таможенные

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том седьмой. Уставы монетный, горный, и о соли

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том восьмой. Часть I. Уставы лесной, оброчных статей, и устав казенных населенных имений в западных и прибалтийских губерниях

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том восьмой. Часть II. Уставы счетные

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том девятый. Законы о состояниях

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть I. Законы гражданские

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть II. Законы о судопроизводстве и взысканиях гражданских

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть III. Законы Межевые

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том одиннадцатый. Часть I. Уставы духовных дел иностранных исповеданий

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том одиннадцатый. Часть II. Уставы кредитный, торговый, о промышленности фабричной и заводской, и устав ремесленный

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том двенадцатый. Часть I. Уставы путей сообщения, почтовый, телеграфический, строительный, и пожарный

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том двенадцатый. Часть II. Уставы о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных и казачьих селениях, и о колониях иностранцев в империи

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том тринадцатый. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении, и врачебные

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том четырнадцатый. Уставы о паспортах, о предупреждении преступлений, о цензуре, о содержащихся под стражею, и о ссыльных

    Скачать

    Свод законов Российской империи. Том пятнадцатый. Законы уголовные

    Скачать

    Алфавитный указатель к своду законов Российской империи, изданному в 1857 году

    Скачать

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №I. По 12 мая 1858 года

    Скачать

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №II. С 13 мая по 31 декабря 1858 года

    Скачать

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №1. С 1 января по 31 марта 1860 года

    Скачать

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №2. С 1 апреля по 31 июня 1860 года

    Скачать

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №3. С 1 июля по 31 сентября 1860 года

    Скачать

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №4. С 1 октября по 31 декабря 1860 года

    Скачать

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 31 мая 1863 года. Часть II. Статьи к IV, V, VII, VIII томам свода

    Скачать

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 31 мая 1863 года. Часть III. Статьи к IX томам свода

    Скачать

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 31 мая 1863 года. Часть IV. Статьи к X, XI, XII, XIII, XIV и XV томам свода

    Скачать

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. С 1 апреля по 31 декабря 1863 года

    Скачать

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. С 1 января 1864 по 31 декабря 1867 года. Часть I. Статьи к I, II, III, IV и V томам свода

    Скачать

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. С 1 января 1864 по 31 декабря 1867 года. Часть II. Статьи к VI, VII, VIII и IX томам свода

    Скачать Скачать все тома с BitTorrent (PDF) Свод законов Российской империи

    Свод законов Российской империи

    Свод законов Российской империи. Том второй. Часть I. Общее губернское учреждение

    Свод законов Российской империи. Том второй. Часть II. Особенные губернские учреждения

    Свод законов Российской империи. Том третий. Уставы о службе гражданской

    Свод законов Российской империи. Том четвертый. Уставы о повинностях

    Свод законов Российской империи. Том пятый. Уставы о податях, о пошлинах, и о сборах с питей, с свеклосахарного производства, и с табаку

    Свод законов Российской империи. Том шестой. Уставы таможенные

    Свод законов Российской империи. Том седьмой. Уставы монетный, горный, и о соли

    Свод законов Российской империи. Том восьмой. Часть I. Уставы лесной, оброчных статей, и устав казенных населенных имений в западных и прибалтийских губерниях

    Свод законов Российской империи. Том восьмой. Часть II. Уставы счетные

    Свод законов Российской империи. Том девятый. Законы о состояниях

    Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть I. Законы гражданские

    Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть II. Законы о судопроизводстве и взысканиях гражданских

    Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть III. Законы Межевые

    Свод законов Российской империи. Том одиннадцатый. Часть I. Уставы духовных дел иностранных исповеданий

    Свод законов Российской империи. Том одиннадцатый. Часть II. Уставы кредитный, торговый, о промышленности фабричной и заводской, и устав ремесленный

    Свод законов Российской империи. Том двенадцатый. Часть I. Уставы путей сообщения, почтовый, телеграфический, строительный, и пожарный

    Свод законов Российской империи. Том двенадцатый. Часть II. Уставы о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных и казачьих селениях, и о колониях иностранцев в империи

    Свод законов Российской империи. Том тринадцатый. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении, и врачебные

    Свод законов Российской империи. Том четырнадцатый. Уставы о паспортах, о предупреждении преступлений, о цензуре, о содержащихся под стражею, и о ссыльных

    Свод законов Российской империи. Том пятнадцатый. Законы уголовные

    Алфавитный указатель к своду законов Российской империи, изданному в 1857 году

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №I. По 12 мая 1858 года

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №II. С 13 мая по 31 декабря 1858 года

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №1. С 1 января по 31 марта 1860 года

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №2. С 1 апреля по 31 июня 1860 года

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №3. С 1 июля по 31 сентября 1860 года

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №4. С 1 октября по 31 декабря 1860 года

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 31 мая 1863 года. Часть II. Статьи к IV, V, VII, VIII томам свода

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 31 мая 1863 года. Часть III. Статьи к IX томам свода

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 31 мая 1863 года. Часть IV. Статьи к X, XI, XII, XIII, XIV и XV томам свода

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. С 1 апреля по 31 декабря 1863 года

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. С 1 января 1864 по 31 декабря 1867 года. Часть I. Статьи к I, II, III, IV и V томам свода

    Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. С 1 января 1864 по 31 декабря 1867 года. Часть II. Статьи к VI, VII, VIII и IX томам свода

    Скачать все тома с BitTorrent (DjVU) Свод законов Российской империи

    Свод законов Российской империи

    Свод законов Российской империи. Том второй. Часть I. Общее губернское учреждение

    Свод законов Российской империи. Том второй. Часть II. Особенные губернские учреждения

    Свод законов Российской империи. Том третий. Уставы о службе гражданской

    Свод законов Российской империи. Том четвертый. Уставы о повинностях

    Свод законов Российской империи. Том пятый. Уставы о податях, о пошлинах, и о сборах с питей, с свеклосахарного производства, и с табаку

    Свод законов Российской империи. Том шестой. Уставы таможенные

    Свод законов Российской империи. Том седьмой. Уставы монетный, горный, и о соли

    Свод законов Российской империи. Том восьмой. Часть I. Уставы лесной, оброчных статей, и устав казенных населенных имений в западных и прибалтийских губерниях

    Свод законов Российской империи. Том восьмой. Часть II. Уставы счетные