Анализ опыта работы воспитателя с родителями. «Работа с родителями» (из опыта работы). Традиционные формы работы воспитателя с родителями

Управление Общего Образования администрации города Обнинска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр Развития Ребенка – детский сад «Россиянка»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ:

« Работа с родителями в детском саду»

Выполнила:

воспитатель разновозрастной группы №9

Москаленко С.Н.

Хорошее общение имеет важное значение для построения этих отношений, но хорошее общение не просто происходит. Как профессионалы по уходу за детьми, мы должны быть рефлексивными и намеренными в достижении эффективных отношений между родителями и поставщиками посредством хорошей коммуникации.

Семь «Быть» эффективной коммуникации с родителями

Ниже приведены семь шагов, которые могут предпринять специалисты по уходу за детьми, чтобы заложить основу для позитивного партнерства. Быть заинтересованным. Мы должны задать себе несколько вопросов, которые помогут определить наш интерес к родителям: Я интересуюсь вами как человеком? Мне интересно, что вы думаете, каковы ваши впечатления и перспективы? Мы можем слышать это в их голосе и видеть это на их лице. И это имеет большое значение в том, как реагирует другой человек.

Обнинск, 2012

Условия, необходимые для организации взаимодействия детского сада и семьи

Как утверждает Т.А.Куликова, «Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой» .

Охарактеризуем, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Чтобы установить конструктивные отношения с родителями, самым первым шагом является проявление подлинного интереса к каждому родителю и семье и передать этот интерес к каждому взаимодействию, начиная с первого. Напомните себе, что каждый человек имеет историю, и каждая семья имеет уникальную жизнь. Быть скромным. Хотя может быть правдой, что специалисты по уходу за детьми много знают о маленьких детях и их заботе и обучении, родители иногда могут испытывать страх или отвлекаться на этот опыт, особенно если поставщик услуг по уходу за детьми сталкивается как всезнающий.

По мнению Т.А.Куликовой, придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Правда в том, что многие специалисты по уходу за детьми не знают, особенно о каждом отдельном ребенке. Если наша цель состоит в том, чтобы работать с родителями на благо своего ребенка, полезно поддерживать мнение о себе и родителях в качестве соавторов, причем каждый из них имеет ценную, но недостаточную информацию, необходимую для понимания того, как лучше всего поддерживать ребенок. Когда мы приближаемся к родителям с любопытством и смирением, родители, в свою очередь, будут с большей вероятностью приближаться к нам и искать наши мнения и предложения.

"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Затем мы можем разобраться воедино, что всегда лучше для детей. Быть почтительным. Большинство специалистов по уходу за детьми говорят, что они считают, что родители являются первыми учителями детей. Но иногда мы не сталкиваемся с такой ролью, когда говорим с родителями. Даже если мы не согласны с решением или точкой зрения родителя, все равно важно поддерживать отношение уважения к роли родителя, а также к ценностям и опыту, которые определяют их решения.

Обобщение опыта на тему

Будьте намерены выразить свое убеждение в том, что родители хотят, что лучше для их ребенка, и что их роль родителя невероятно важна, даже если вы не согласны с конкретным решением или подходом. Когда вы признаете и утверждаете родителей таким образом, это помогает установить доверие и открывает путь для диалога, в котором ваша точка зрения более вероятна.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Личностные качества и установки

Уважительное также означает делать все возможное, чтобы обеспечить преодоление коммуникационных барьеров. Чтобы общаться с родителями, которые имеют ограниченное владение английским языком или инвалидность, которая влияет на общение, ищите ресурсы и поддержку, которые облегчают общение между вами и этими родителями.

Будьте приглашены. Мы не можем предположить, что семьи знают, что мы хотим услышать их точку зрения. Хотя большая часть нашего разговора с родителями будет о ребенке, также выражающий интерес к родителям, вероятно, вызовет более глубокий уровень доверия и открытости. По разным причинам некоторые родители должны быть намеренно приглашены для общения с нами. И ничто не приглашает общение, например, на вопрос хорошего! Задавайте вопросы, которые показывают, что вы заинтересованы и обращаете внимание.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Задавайте открытые вопросы, которые требуют вдумчивого ответа. Задайте последующие вопросы, которые отражают искреннюю заинтересованность в том, что дает родитель. Быть хорошим слушателем. У большинства людей нет естественного таланта слушать. Но любой, кто имел опыт общения в разговоре с хорошим слушателем, по достоинству оценит мощный эффект, который он может оказать на качество диалога и отношений.

Некоторые люди очень быстро говорят, а другие занимают больше времени, чтобы перевести мысли в слова. Будьте полностью в данный момент. Это может быть сложным в занятой, шумной обстановке ухода за детьми, но приложите все усилия, чтобы дать родителям ваше полное внимание, даже если это только на короткое время во время пикапа или высадки. Если это невозможно, приносите извинения за невозможность полностью сосредоточиться и настроить телефонный звонок или встречу в другое время.

  • Передайте сообщение «Я слушаю» ваши глаза, лицо и тело, а также ваши слова.
  • Подождите ответа.
  • Разрешить паузы.
  • Не будьте слишком быстры, чтобы прыгать.
Будь позитивным.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Не сообщайте об этом только в случае возникновения проблемы или проблемы или когда вы хотите что-то от родителя. Когда родители ожидают только негативные сообщения, они, вероятно, избегут посланника. Когда основное время коммуникации во время высадки и сбора, проблемы и проблемы, как правило, являются сообщениями, которые передаются, потому что они являются наиболее срочными. С другой стороны, упреждающий многослойный план коммуникации может помочь сохранить большинство сообщений в семьях позитивными, конструктивными и обнадеживающими.

Рассмотрим, какие формы общения педагога с родителями существуют.

Формы общения педагога с родителями в детском саду

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Поделитесь забавными историями и обязательно расскажите родителям о позитивных вещах, которые вы наблюдаете у своего ребенка. Родители, скорее всего, будут беспокоиться о том, как их ребенок живет в эти времена. Ваши обнадеживающие, позитивные слова пройдут долгий путь к ослаблению этого беспокойства.

Будь креативным. Никогда раньше у нас не было так много разных способов общения друг с другом! Специалисты по уходу за детьми должны использовать как можно больше этих методов для удовлетворения потребностей и предпочтений семей. Семьи заняты, заняты, заняты! Лучше отправлять одно и то же сообщение несколькими способами и подвергать риску небольшое раздражение, чем полагаться на один способ общения, который не эффективен для всех родителей. Часто спрашивайте отдельных членов семьи, получают ли они информацию, которую вы отправляете всем семьям и им, в частности.

Презентация дошкольного учреждения

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

При общении с военными родителями особенно важно спросить их о лучших методах общения, особенно во время развертывания. Лучшие методы будут в значительной степени зависеть от технологии в их местоположении и ограничений оперативной безопасности для их миссии. Возможно, нам понадобится дополнительная миля или две, чтобы держать развернутого родителя в цикле, но дополнительные усилия стоит того, чтобы помочь им чувствовать себя уверенно и вовлеченными, когда они находятся далеко от своих детей.

Преимущества хорошей коммуникации

Исследования показывают, что дети приносят пользу, когда те, кто больше всего связан с их повседневным благополучием и обучением, имеют теплую, содержательную коммуникацию. Эти преимущества можно увидеть на многих уровнях. Дети замечают, как мы ладим с родителями, и они слышат, как мы говорим вместе. Когда поставщики углубляют свои беседы с родителями до такой степени, что становятся настоящими сотрудниками по уходу и обучению детей, дети приносят пользу по экспоненте. Умышленное установление хорошего общения с родителями с самого начала также облегчит работу через сложные разговоры, которые могут возникнуть позже.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей

В частности, для двоих-военных и одиноких родителей первичное попечительство иногда может делиться с дедушкой и бабушкой или другими расширенными членами семьи или близкими друзьями. Всюду по этой статье мы использовали термин «родитель», но вся информация и рекомендации относятся к тому, кто оказывает первичный уход за ребенком дома.

Глава 2: Программные мероприятия для здорового развития

Доступен в интернет-магазине Национальной ассоциации по вопросам образования детей младшего возраста.

Стандарт 5: Помощь семьям справляется с разделением

Силы, Стефани. . Для ребенка это должно быть выполнено. В детстве некоторые переживания разделения облегчают психологический рост, мобилизуя новые подходы к обучению и адаптации. Другие разделения болезненны и травматичны. Способ, которым влиятельные взрослые оказывают поддержку и понимание, или не может этого сделать, будет определять опыт ребенка.

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета

Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.

Анкетирование родителей.

Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

Дети могут чувствовать себя неуверенными, грустными, страшными или злыми. Эти чувства могут проявляться в виде повышенной цеплятельности, агрессивности, изъятия, изменения в спящих или пищевых моделях, регрессии или других поведении. Маленькие дети не часто имеют словарь для выражения своих эмоций и могут нуждаться в поддержке, чтобы выразить свои чувства здоровыми и безопасными способами.

Вхождение в уход за детьми в этом возрасте может вызвать проблемы с поведением, такие как трудности сна. Даже для ребенка, который хорошо адаптировался к организации ухода за детьми до этого этапа развития, такие трудности могут возникать, когда ребенок продолжает заботиться и входит в эту стадию развития. Откидываясь, оставляет ребенка неспособным различить, когда кто-то, которому доверяет ребенок, уйдет без предупреждения. В зависимости от характера темперамента и опыта до ухода за ребенком, несколько посещений могут быть рекомендованы до регистрации, а также возможности практиковать этот процесс и последовательность опыта отделения в первые недели приема ребенка.

Подведение итогов анкетирования.

Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

Использование периода ввода в эксплуатацию также может быть полезным. Маленький семейный дом для детей, центр, большой семейный уход за детьми. Минимальный возраст для ухода за ребенком. Консультанты по психическому здоровью детей младшего возраста.

Участие родителей в больнице предоставлено больным детям.

Проанализировать ответы родителей и медицинских работников относительно участия родителей в оказании помощи больным детям. Исследовательское исследование, основанное на концептуальных рамках педиатрического здравоохранения с качественным анализом данных.

Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Посещение семьи

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.

Есть другая форма посещения семьи - обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи (приложение 5).

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Пример 1. Конференция для мам "Поговорим о маме".

Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.

Обыгрывание ситуаций - конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.

Пример 2. Конференция для пап "Самый дорогой мой человек".

Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).

Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.

Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: "Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу "Спокойной ночи, малыши", и вдруг гаснет свет. .. Не ложиться же спать без сказки?" Расскажите ребенку сказку "Колобок" или "Репка".

Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

Тематика конференций для родителей

  1. Эстетическое воспитание дошкольников.
  2. Растим будущих мам и пап.
  3. Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
  4. "Школьное завтра" наших детей.

Общие собрания родителей

На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.

Наглядная пропаганда

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств - привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды - разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть групповой стенд (уголок для родителей).

Наряду с традиционными формами существуют современные формы работы с семьей.

Первые визиты в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

Вводные собрания.

После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

Когда приводить и забирать ребенка

Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.

Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними

Конференции родителей и воспитателей.

Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Как использовать письменные формы общения?

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия.

Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений.

Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты.

Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Существуют приемы создания ролей для родителей.

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Член родительского совета.

Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т. п.

Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

В современном детском саду необходимо использовать новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, педагогам необходимо вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interact», где «inter» - это взаимный, а «act» - действовать.

Интерактивный – означает способность активно взаимодействовать с чем-либо или кем-либо.

Использование интерактивных методов позволяет мне решать следующие психолого-педагогических задачи:

Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию:

В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога «высказать свое мнение», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительских установок:

Детский сад становится не просто местом, куда отводят детей, а местом, куда всегда можно прийти с какой-либо проблемой и найти пути ее решения.

Применение интерактивных методов повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, психологом и другими специалистами:

Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и успех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.

Смысл работы с родителями с помощью интерактивных методов не только в установлении контактов с родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Анализ результативности моего опыта показал следующее:

У родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,

Родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями,

Возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.

Библиография

1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с)

5. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий», 2008.

6. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.

8. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

9. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

10. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.


«Формы взаимодействия

с родителями»

из опыта работы

воспитателя

Милютиной Светланы Ивановны

Самый лучший компас в детстве – родительские советы.
Л. Фейхтвангер

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись – и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.

Ориентированность дошкольного учреждения на развитие педагогической культуры конкретной семьи повышает требования к уровню знаний педагога об особенностях возрастного развития ребенка, о методах воспитания и обучения. Реализуя задачу педагогического просвещения родителей, педагог должен обогащать их такими знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Помимо этого образование родителей заключается в формировании у них элементов педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценивать себя как воспитателей, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Девиз работы с родителями: «От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству».

Принципы взаимодействия ДОУ и семьи:

1. Доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.

2. Личностная заинтересованность родителей – родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической.

3. Эмансипация – освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша; пробуждение их желания познать самих себя.

4. Утверждение самоценности родителей – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность (принцип предполагает создание условий, при которых родители имеют возможность максимально плодотворно проявить свои положительные качества и способности; предельное уважение к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости; отказ от судейской позиции по отношению к родителям, оказание им поддержки).

Формы взаимодействия ДОУ и семьи:

1. Коллективная (родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.).

2. Индивидуальная (консультации, «Почтовый ящик» – банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ и др.).

3. Наглядно-информационная (выставки детских работ, музыкально-поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, устный журнал, «Окно» – короткие новости»).

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов.

На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.

Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо.

Как правило, педагог является инициатором взаимодействия с родителями. Он открыт к контактам, приветлив, эмоционально положительно настроен, старается найти подход к каждой семье. И есть немногочисленная категория родителей, которые не только настроены на позитивное общение, но и готовы подключиться – на уровне конкретных активных действий – к организации педагогического процесса: быть членом родительского комитета, выступить на родительском собрании, безвозмездно оказать психолого-педагогические, юридические, экономические услуги, касающиеся деятельности ДОУ, организовать экскурсию для детей, участвовать в подготовке праздничных мероприятий, ремонтных работах. Такие родители - опора педагогу, который, благодаря их помощи и поддержке, чувствует себя защищенным, компетентным. Чем больше таких родителей, тем у педагога больше сил и желания работать творчески и достигать высоких результатов в развитии детей. Многие из таких родителей не эпизодически, а систематически оказывают посильную помощь педагогу в работе с детьми и участвуют в мероприятиях, проводимых в ДОУ для родителей и детей.

Всем известно, что воспитание ребенка начинается в семье. А как привлечь семью к участию в жизни группы, как сделать так, чтобы от этого процесса удовольствие получали и дети, и педагоги, и родители? Над этим вопросом я часто задумываюсь. За мой тридцатилетний педагогический стаж у меня было много детей и много родителей, и, общаясь с ними, я сделала вывод, что самое главное между воспитателем и родителями это взаимопонимание.

Пять лет тому назад я набрала группу раннего возраста. После долгих лет работы с первоклассниками, хотелось, чтобы новое поколение родителей понимали тебя, ведь за эти годы изменились многие нравственные и человеческие ценности.

Я поняла, что надо изменить саму работу с родителями. И в нашей группе был разработан план взаимодействия с родителями, в котором помимо традиционных форм работы предусматривалось использование и нестандартных форм.

В начале работы была поставлена задача – установить доверительное отношение с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. И первая наша встреча состоялась за «круглым столом» с самоваром и чаепитием. За то время, которое пили чай, и обсудили все вопросы, обменялись мнениями друг с другом. Так прошло наше первое родительское собрание. И с этого момента образовалась одна семья, которая на протяжении 5 лет занималась одним делом: воспитанием детей.

Для полноценной работы с родителями необходимо определить запросы родителей, согласовать с ними режим работы, выработать общие требования к поведению ребенка в семье и дошкольном учреждении. В этом нам помогло анкетирование, которое позволило в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по темам:

  • Особенности воспитания ребенка в семье.
  • Оценка детей родителями.
  • Молодая семья.
  • Что Вам мешает в общении с ребенком?
  • Каким Вы видите своего ребенка?

Для пополнения педагогических знаний родителей были проведены консультации на темы:

  • Подготовка к школе.
  • Азбука общения.
  • Чем занять ребенка в выходные дни.

Родительские собрания, как правило, проходили нетрадиционно в форме диспутов, диалогов, дискуссий, конкурсов.

Оформлена визитка группы. Создано портфолио ребенка.

К каждому празднику проводились выставки. Это такие как: моя мама лучше всех, зимняя сказка, моя семья, светлая пасха, праздник юмора, 9 мая.

Ёще одна нетрадиционная форма работы с родителями – «родительская газета». На протяжении всех лет мы на страницах наших газет описывали события из жизни детей. Писали слова благодарности родителям за помощь в изготовлении пособий, за участие в выставках, праздниках и т.п. – за все, что они делают для того, чтобы помочь воспитателю в его нелегком труде.

Были проведены соревнования:

  • Мама, папа, я – спортивная месья.
  • Воздушные шары.
  • Вместе с папой, вместе с мамой.

Проводилось много групповых праздников-конкурсов, где принимали участие мамы, папы, бабушки и дети. Это такие как: домашние посиделки, день матери, 1 апреля – день смеха, вот и стали мы на год взрослее, супермама, мой папа – лучше всех.

На всех этих праздниках создаются благоприятные условия, не только для физического развития, но и для формирования между родителями и детьми отношений, основанных на любви, взаимопонимании, творчестве.

Дети любят праздники, а если рядом папа или мама – это праздник вдвойне. Сколько радости, счастья можно увидеть на детских лицах. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти детей и взрослых.

Совместно с родителями и детьми ставили сказки. Костюмы для преставлений шили самостоятельно. Были показаны сказки: курочка Ряба, колобок, теремок, гуси – лебеди.

Одной из традиций в нашей группе было - «сладкий час», на который приглашались различные сказочные персонажи. Дети с нетерпением ожидали знакомства с правил этикета и конечно же, вкусных угощений.

Результатом таких форм работы стало то, что общение с родителями помогло ближе узнать семьи воспитанников.

И вот через 5 лет дети ушли в школы, где хорошо учатся. Учителя довольны подготовкой детей. Между родителями и нами остались хорошие отношения. Нас помнят дети и родители. Они приходят в гости, поздравляют с праздниками. И я поняла, что я все делала правильно.

В этом году, набрав новых детей, я решила продолжить традиции тех лет. Первое знакомство с родителями мы провели за «круглым столом», с самоваром и угощениями. Родители были удивлены такой встрече, многие не ожидали, что в детском саду атмосфера будет близка домашней. Немного раскрепостившись, родители выразили благодарность за встречу и готовность к близкому взаимодействию.

Я надеюсь, что и с этими родителями у нас все получиться, ведь мы делаем одно дело.

Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в ДОУ важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивает и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.