Ограничения судей в рф. Мировой судья минимальный возраст

Закон о статусе судей в РФ (ст.3) устанавливает общие требования, предъявляемые к судье:

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы.

Судья при исполнении своих служебных обязанностей, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе быть народным депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия.

Перечисленные требования вытекают из ст.119 Конституции РФ, которая установила четыре основных требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей - это гражданство Российской Федерации, возрастной ценз не ниже 25 лет, наличие Высшего юридического образования и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Прямо указанные в Конституции требования не могут быть проигнорированы. Только соблюдение обязательных четырех условий дает возможность дальнейшего рассмотрения кандидатур. Конституция дает возможность Федеральному закону в дополнение к первичным условиям ввести дополнительные требования к судьям.

Конституционное требование достижения 25 летнего возраста имеет отношение к мировым судьям и федеральным судьям, выдвигаемым на должность судьи районного (городского) суда. Далее требования к возрасту повышаются. Судьей вышестоящего суда может быть лицо, достигшее 30 летнего возраста. Судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ может быть лицо, достигшее 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть лицо, достигшее 40 лет и имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет и обладающий высокой квалификацией в области права.

Устанавливая 25-летний возрастной ценз как минимальный для претендующих на должность кандидатов в судьи, законодатель учел возможные случаи для выпускников вузов иметь к этому возрасту и диплом о высшем юридическом образовании и пятилетний стаж юридической работы к окончанию вуза с тем, чтобы сразу после вуза стать кандидатом в судьи. На практике кандидаты в судьи оказываются старше 25 лет.

Высшее юридическое образование - обязательное требование для всех судей. В сочетании с возрастом - это соединение дает возможность кандидатам в судьи выполнить третье условие: получить практический опыт. Пятилетний стаж - минимальный для поступления на должность судьи и он, в основном, востребуется при утверждении в должности мирового судьи или судьи районного суда.

Первое же конституционное требование к судьям России - ими могут быть граждане Российской Федерации.

Требования, указанные в статье 3 Закона о статусе судей, относятся к дополнительным, установленным Федеральным законом в связи с их конституционным допуском.

Они обязывают судью в своей деятельности наряду с соблюдением Конституции РФ и других законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдать общепринятые нормы нравственности и правила поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Обязанностям по осуществлению правосудия судья должен придавать приоритетное значение перед другими его занятиями.

Судья должен вести себя таким образом, чтобы не допускать и избегать ситуаций, которые могут умалить авторитет судебной власти. Он должен поступаться своими личными интересами и интересами других лиц, но не допустить причинения ущерба престижу профессии судьи.

Например, председатель Энского районного суда Гриценко сфальсифицировал справку о своей заработной плате с целью получения субсидий от местного органа. Полномочия его были прекращены по основаниям совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи (п.п.9 п.1 ст.14 Закона о статусе судей в РФ).

Другой пример, судья областного суда Самсонова, уволившись с должности, выехала на Украину, получила там украинское гражданство. Через год она вновь подала заявление в областной суд. Зная, Самсонову как хорошего профессионала и получив необходимые документы, ее представили вновь на должность судьи областного суда. После назначения на должность выяснилось, что она приступила к работе судьей в России, будучи гражданской Украины. Ее полномочия были прекращены в связи с утратой гражданства Российской Федерации (п.п.6 п.1 ст.9).

Судья всегда должен сохранять самообладание, личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что может причинить ущерб репутации, поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Примером отсутствия заботы о чести и достоинстве может служить появление судьи в общественном месте в нетрезвом состоянии, игра в казино, поддержание неформальных отношений с имеющими славу «преступного авторитета». Афиширование личных связей с руководящими работниками представительных и исполнительных структур может поставить под сомнение независимость судьи.

Все приведенные примеры показывают, чем судья может опозорить в глазах окружающих себя как носителя судебной власти.

Несовместимы обязанности судьи и народного депутата, так как здесь происходит совмещение в одном лице правомочий от двух разных ветвей государственной власти судебной и представительной. Если гражданин, являясь депутатом, избран судьей, то он должен сложить с себя обязанности депутата. Если судья избран депутатом, то он не может осуществлять полномочия, определенные статусом судьи. Как желающий остаться судьей он подаст заявление о сложении с себя обязанностей депутата в орган государственной власти, в которой состоит депутатом. В случае сохранения статуса депутата, судья подает заявление об отставке с должности судьи в соответствующую квалификационную коллегию судей, которая примет решение по п.1 ст.14 Закона о статусе судей о прекращении его судейских полномочий.

В практике был случай, когда председателя одного из районных судов города Москвы избирали депутатом Госдумы и, поскольку, Госдума первого созыва нуждалась в квалифицированных юристах, предпочтение было отдано статусу депутата.

Действующая Конституция РФ однозначно определила невозможность одному лицу быть сразу и депутатом и судьей, или работать в исполнительной структуре по совместительству и быть судьей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст.10).

Закон запрещает судье принадлежать к политическим партиям и движениям. Такая позиция закона проистекает из того, что всякая политическая активность мешает судье быть объективным и беспристрастным, так как состоя в партиях или принадлежа к движениям он станет перед необходимостью руководствоваться не только Конституцией РФ и законами, но и уставом партии или установками движения, к которым он принадлежит. При этом имеются ввиду партии или движения, преследующие политические цели и действующие для достижения решения политических задач. Надо полагать, что в общественном движении «Гринпис», борющемся за сохранение природы и ее чистоты, судья может принять участие без урона своего авторитета, когда, скажем, выскажется за принятие мер к сохранению редкого вида птиц - розового фламинго или черного лебедя. Может судья состоять в обществе нумизматов или филателистов - это расширяет его кругозор и не ущемляет его полномочий.

Возможность совмещать работу судьи с предпринимательской деятельностью, с другими видами оплачиваемой работы закон также ограничил неслучайно, т.к. эти ограничения будут препятствовать возникновению сложных ситуаций, при которых денежные расчеты могут быть использованы, обыграны, как мздоимство.

Судья, находящийся в отставке, вправе заниматься научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, а также работать в сфере правосудия.

В сфере правосудия помимо судейских должностей имеются другие, где судьи, пребывающие в отставке, могут быть полезны: консультанты, помощники председателя суда, заведующие отделом кадров, заведующие кодификационными кабинетами и т.д. Судье, пребывающему в отставке и работающему одновременно, выплачивается оклад по месту работы и за ним сохраняется пожизненное содержание.

В настоящее врем перечень работ для отставного судьи расширен и он может работать в государственных органах, исключая милицию и прокуратуру, а также в общественных организациях некоммерческого типа.

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предъявляемые к судье, сохраняет гражданство РФ и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Все правила поведения судей, предусмотренные Конституцией РФ, Законом «О статусе судей в РФ», другими федеральными законами, в том числе процессуальными можно по признакам отнести к нормативным. К ненормативным следует отнести Кодекс чести судьи РФ, общепринятые нормы нравственности и правила поведения, а также правила конкретного суда или определенного судейского сообщества.

Кодекс чести судьи Российской Федерации в основе был принят II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 года и доработан Советом судей РФ.

Кодекс чести судьи в России появился впервые, так как судебный корпус России осознавал, что общих требований, записанных в Законе о статусе судей в РФ недостаточно для оценки поведения судьи как поступка, позорящего честь и достоинство судьи, и толковать их зачастую трудно.

Кодекс чести судьи принят всеми органами судейского сообщества России и поэтому, несмотря на то, что ему до настоящего времени не придан нормативный характер он играет роль регулятора поведения судей и применяется квалификационными коллегиями судей, Верховным Судом РФ при оценке профессиональной и внеслужебной деятельности судей.

Иногда говорят, что Кодекс чести не закон и не может служить мерилом поведения судьи. Да, он не закон, если под законом понимать нормативный акт, принятый государственной властью, концентрированное выражение государственной воли. Кодекс чести судьи РФ - концентрированное выражение воли судейского сообщества России, принятый судейским сообществом свод правил. И этим он более ценен, чем нормативный акт.

Возможно, придание Кодексу формы закона способствовало бы повышению уровня требований к лицам, стремящимся стать судьями, предотвращению явлений чванства, коррупции и злоупотреблений в сфере правосудия. В современных условиях привлечение пристального внимания законодателей к статусу судьи может повлечь не приобретение, а потери для судебной власти, т.к. кадровых проблем в судейском корпусе еще много. Хотя есть надежда, что закон, устанавливающий правила поведения судей, будет рассмотрен законодателями с большим рвением и оперативнее, чем какой-либо иной закон, поскольку они понимают, что скорейшее завершение становления судебной власти способствует стабилизации общества.

Кодекс чести судьи и в сегодняшнем его виде четко обозначает высокую планку, которой должен соответствовать судья, является принципиальным ориентиром в выборе поведения судьи и при сознательном к нему отношении достойно восполняет пробелы, имеющиеся в Законе о статусе судей в РФ. Вместе с тем, Кодекс чести судьи нуждается в комментарии его основных положений, что поможет судьям успешнее формировать свое поведение в соответствии с Кодексом. Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М. 2000. с.с. 80-81.

Внешний вид судьи имеет большое значение. На Руси давно живет пословица «по одежке - встречают, по уму - провожают». Она имеет прямое и непосредственное отношение к судье. За его внешним видом: как одет, во что одет, где мог взять костюм или платье - всегда следят не только в зале судебного заседания, но и соседи и жители микрорайона, где проживает судья. Особенно важно судье иметь пристойный вид на работе, в судебном заседании. В настоящее время судьям предписано заседать в судейских мантиях, но это не всегда соблюдается. К тому же из-за климатических условий или по состоянию здоровья (мантия весьма закрытое одеяние) судьи сознательно пребывает на службе без мантии, особенно в день, когда нет судебных заседаний. Судья, одетый по-домашнему в полувер, пестрый растянутый свитер, возлежащий в судейском кресле со скучающим видом человека, вынужденного слушать разную «болтовню», небритый или дама, одетая в платье с очень «откровенным» декольте, разглядывающая только что сделанный маникюр и украшения на руке, за судейским столом не вызывают уважения. Не будет способствовать взаимопониманию и успешному продвижению судебного заседания неаккуратно причесанная, неряшливо одетая, как бы «неубранная» судья. Если она себе дать ума не может, - подумают участники процесса или присутствующие в зале, - как же она разберется с нашим делом?

Закон безусловно требует: «При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантию …» Непривычно это, иногда по обстоятельствам сложно, но закон надо выполнять. Судейская мантия - символ правосудия. Она дисциплинирует всех присутствующих в зале, в том числе и самого судью, вызывает почтение. Поскольку олицетворяет судебную власть, усиливает официальность атмосферы в ходе судебного заседания, снимает вольные реплики, неуместные шутки.

Как бы себя не чувствовал судья, с каким бы настроением не пришел на работу, если он на работе, ведет заседание - его состояние не должно отразиться ни в интонации, ни в форме обращения к участникам процесса, ни на тщательности исследования тех или иных вопросов. Судья должен избрать ровный, спокойный тон, быть уравновешенным - это внешне смотрится как проявление беспристрастности, собранности, объективности, готовности работать профессионально.

Судейская дисциплина и ответственность носителя судебной власти предусмотрены законом.

Правила поведения и ответственность судей закреплены в законе о статусе судей и в Кодексе чести судьи. Правила поведения рассмотрены вместе с предъявляемыми требованиями к судьям, поскольку они имеют отношение к одному и тому же правовому положению - ответственности судей.

За совершение должностного или иного проступка судья несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. На судью не налагаются взыскания в виде строгого выговора, замечания. Наиболее распространенным видом юридической ответственности судьи, а именно дисциплинарной ответственности, является прекращение полномочий судьи.

По данным Высшей квалификационной коллегии судей РФ это дисциплинарное взыскание широко применяется в практике работы региональных квалификационных коллегий судей. Только за последние 3 года с 1996 года по 1998 год по этому основанию отрешены от должности 277 судей, в том числе в 1998 году - 107. Из числа судей, чьи полномочия прекращены в прошлом году, 37% - фальсифицировали судебные документы и (или) изготавливали их вне пределов совещательной комнаты, 30% - систематически и грубо нарушали сроки рассмотрения судебных дел, что повлекло волокиту и нарушения прав граждан, 19%- допустили прогулы, в том числе появление на работе в состоянии опьянения. Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М. 2000. с.с. 86.

Статья 4 Кодекса чести предусматривает основания и порядок привлечения судей к ответственности за нарушение требований данного кодекса и дает понятие проступка, позорящего честь и достоинство судьи. Проступком, позорящим честь и достоинство судьи признается такое действие или бездействие судьи, которое не являясь преступным, по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи.

Прекращение полномочий - это такая же строгая мера как увольнение с работы по инициативе администрации по трудовому законодательству. Это основание предусмотрено п.п.9 п.1 ст.14 Закона о статусе судей в РФ.

Конкретные основания к прекращению полномочий судьи, перечисленные в статье 14 Закона о статусе судей, есть смысл привести полностью без комментариев ввиду ее абсолютной выразительности.

Статья 14. Прекращение полномочий судьи

(в ред. Федерального закона от 21.06.95г. №91-ФЗ)

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

письменное заявление судьи об отставке;

ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако, она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

прекращение гражданства Российской Федерации;

занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

вступление в силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

Завершая тему судьи - носителя судебной власти необходимо акцентировать внимание на присяге, приносимой судьей. Присягу приносят один раз лишь лица, впервые избранные на должности судей общих, военных и арбитражных судов. Судьи Конституционного Суда РФ также приносят присягу, клянясь честно и добросовестно исполнять обязанности Судьи Конституционного суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более.

Законодательство не связывает с принятием присяги судьи каких-либо юридических последствий. Присяга налагает на судью моральное обязательство честно и добросовестно исполнять долг носителя судебной власти, быть беспристрастным и справедливым.

Присяга судьи изложена в п.1 ст.8 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

По смыслу Закона о статусе судей присяга может быть принесена в любом собрании судей соответствующего суда, проводимом в торжественной обстановке.

Защита прав и свобод человека – основополагающая миссия судебной власти. Согласно принципу разделения властей, прописанному в статье 10 Конституции РФ, судебная система является обособленной и самостоятельной, в сфере своей ответственности, ветвью государственной власти в России наравне с законодательной и исполнительной, что обеспечивает равновесие и взаимное их сдерживание. Только при соблюдении условия независимости суда могут быть обеспечены конституционные права и свободы граждан.

Общие положения

Закон РФ N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» был принят 26 июня 1992 года. Структура закона состоит из 22 статей и семи приложений. Рассмотрим подробнее:

  • Судьи как носители судебной власти, единство статуса;
  • Требования к действующим судьям и кандидатам на должность;
  • Медицинское освидетельствование претендентов;
  • Отбор кандидатов;
  • Порядок наделения полномочиями;
  • Полномочия председателей судов и их заместителей; порядок отстранения от должности;
  • Обязанности судей и их исполнение;
  • Принятие присяги;
  • Сведения о доходах, расходах, частной собственности и обязательствах имущественного характера судьи, супруга и детей (до 18 лет);
  • Гарантии независимости;
  • Недопустимость вмешательства;
  • Срок действия полномочий;
  • Несменяемость судьи;
  • Дисциплинарная ответственность;
  • Приостановление и прекращение полномочий, отставка;
  • Неприкосновенность судьи;
  • Материальное обеспечение;
  • Меры соцзащиты судей и их семей;
  • Дополнительное профессиональное образование;
  • Квалификационная аттестация;
  • Символы судебной власти;
  • Действие трудового законодательства РФ в отношении судей.

Приложения 1-4, включавшие сведения о доходах и имуществе судей, претендентов на должность и членов их семей, на настоящий момент утратили свою законную силу (с 2015 г.).

Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее

Приложения 5-7 включают следующие положения:

  • О порядке сообщения информации о доходах, расходах и имуществе судей российским СМИ;
  • О размере ежемесячных премий и окладов судей Конституционного Суда РФ в процентном соотношении к окладу его председателя (ФЗ :);
  • О величине денежных премий и оклада судей различных квалификационных классов в %-ом соотношении к окладу председателя Верховного Суда РФ.

Статья 1 закона гласит, что судебная власть в России принадлежит только судьям (судам) и в некоторых случаях — привлекаемым к осуществлению правосудия гражданам (суд присяжных). Вторя Конституции России, закон в настоящей статье закрепляет следующие положения:

  • Судебная власть является самостоятельной, действует независимо от ветвей исполнительной и законодательной власти;
  • Судьи в своей работе подчиняются только положениям Конституции и никому не подотчетны;
  • Их решения и указания имеют обязательный статус абсолютно для всех.

О судебной системе в РФ читайте подробнее

В статье 2 закона говорится, что все судьи в России обладают единым статусом. Проще говоря, все они между собой равны по статусу вне зависимости от квалификационного класса. Существуют определенные особенности правового статуса отдельных категорий таких должностных лиц: судей военных судов, Конституционного Суда РФ (содержатся в соответствующих федеральных законах).

Права судей согласно закону 3132

Права, которые предоставляются судье по статусу, можно разделить на две категории: процессуальные, реализуемые в рамках профессиональной деятельности, и права в сфере материального и социального обеспечения.

Гарантии независимости прописаны в статье 9 закона о правовом статусе судей. Независимость реализуется посредством:

  • Предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия и запретом чьего бы то ни было вмешательства под угрозой ответственности;
  • Установленного порядка приостановления и прекращения полномочий, правом на отставку;
  • Неприкосновенностью. Рассмотрена в статье 16 закона о статусе судей в РФ и включает в себя неприкосновенность:

Судьи и их семьи состоят под особой защитой. Для обеспечения безопасности жизни и здоровья этих лиц, сохранности принадлежащего им имущества, органы внутренних дел обязаны предпринимать необходимые меры. Человек, обладающий таким статусом, имеет право на получение и ношение служебного огнестрельного оружия (ч. 2 статьи 9).

Осуществление мер по созданию условий, необходимых для беспрепятственной судебной деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также вопросы укомплектования кадрового состава, организационного и ресурсного обеспечения возложены на судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы в субъектах России (ч. 3 статьи 9 закона).

Федеральный закон 171 с последними изменениями на 2018 год читайте

Ни один нормативный акт России или субъекта РФ не может снизить или «урезать» спектр предоставляемых судейскому сообществу гарантий независимости, мер правовой защиты и социального обеспечения, предусмотренные настоящим законом (ч. 4 ст. 9). Распространяются они на всех судей Российской Федерации вне зависимости от статуса, занимаемого лицом в иерархии судебной системы.

Главное в деятельности судьи – осуществление правосудия. Реализация этой функции – исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Всякое стороннее вмешательство в реализацию правосудия по закону наказуемо. Судья вправе не давать никаких комментариев по поводу рассмотренных или находящихся на рассмотрении дел (статья 10 настоящего закона).

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон о судебной системе и о статусе судей внесены были 5 декабря 2017 года. Коснулись они абзаца второго пункта 2 статьи 9. В данной статье прописано право на ношение и хранение служебного оружия.

Оружие выдается по заявлению и в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об оружии» «территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны» (в прежней редакции: «органами внутренних дел» ).

Рассмотрим подробнее положения отдельных статей закона, которых в последней редакции поправки не коснулись.

Статья 14 о прекращении полномочий. Возможные основания:

  • Письменное заявление об отставке (ст. 15);
  • Состояние здоровья, не позволяющее осуществлять полномочия;
  • Переход на другую работу и иные причины (указываются в заявлении);
  • Достижение предельного возраста для данной должности;
  • Выход из гражданства РФ, получение вида на жительство или гражданства другой страны;
  • Нарушение (совершенное в том числе членами семьи) запрета на открытие зарубежных счетов и хранение средств в иностранных банках;
  • Деятельность, не совместимая с должностью;
  • Переход на выборную должность (избрание президентом, депутатом, главой муниципального образования и др. — полный перечень содержится в подпункте 7.1. пункта 1 статьи 14);
  • Объявление обвинительного приговора или решения о принудительном лечении судьи;
  • Признание недееспособным, смерть;
  • Отказ от перевода при реорганизации суда;
  • Близкое родство или свойство (родственные связи супруга) с председателем суда;
  • Совершение серьезного дисциплинарного нарушения.

Если обвинительный приговор или решение квалификационной коллегии о прекращении полномочий было отменено, судья может быть восстановлен в статусе.

Статья 15 об отставке. Под отставкой подразумевается не увольнение, а почетный уход с должности. При этом за ними пожизненно закрепляются статус и гарантия личной неприкосновенности. С уходом в отставку лицо остается участником судейского сообщества. По собственному желанию можно уйти в отставку в любом возрасте (не только к пенсии).

При уходе в отставку положена выплата выходного пособия, рассчитываемого исходя из ежемесячного вознаграждения по последней должности за каждый полный отработанный год (но размером не менее чем за 6 месяцев) и компенсация на покупку проездных билетов на все виды городского, пригородного и местного общественного транспорта. Если судья прежде уходил в отставку, при расчете выходного пособия учитывается только срок, прошедший с момента возобновления деятельности.

Пенсия судье, пребывающему в отставке, выплачивается на общих основаниях. Если стаж работы на данной должности превышает 20-летний срок, по выбору выплачивается пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание величиной от 80% актуальной заработной платы для соответствующей должности, которое увеличивается на 1% за каждый год стажа свыше 20 лет. В итоге должно составлять не более 85 процентов.

Отставной судья, достигший возраста 55 лет (50 — для женщин), если его стаж работы составляет менее 20 лет, получает ежемесячное пожизненное содержание, исчисляемое пропорционально количеству полных проработанных в данной должности лет.

Если находящийся в отставке судья имеет инвалидность, полученную вследствие военной травмы, ему выплачивается пожизненное содержание и пенсия по инвалидности.

Основания для прекращения отставки:

  • Допущенные при исполнении полномочий нарушения, являющиеся основанием для дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий, даже если они были выявлены после ухода лица в отставку (согласно п. 6 статьи 12.1 настоящего закона, срок давности составляет 2 года, после чего привлечь к ответственности будет невозможно);
  • Нарушение установленных запретов и ограничений (указаны в пунктах 3,4 статьи 3);
  • Существенное нарушение, порочащее высокий статус судьи и подрывающее авторитет судебной власти;
  • Деятельность, несовместимая с данным статусом;
  • Вступивший в силу обвинительный приговор;
  • Смерть.

Решение о прекращении или приостановлении отставки по собственной инициативе лица выносится квалификационной коллегией. Может быть обжаловано (подробнее в ч. 7 ст. 15).

В случае прекращения отставки полагается пенсионное обеспечение, предусмотренное по закону.

Скачать действующую редакцию закона о статусе судей

Судебная система играет большую роль в установлении и поддержании баланса всех сфер государственной власти. Суды общей юрисдикции контролируют деятельность органов исполнительной власти, конституционные суды регулируют деятельность законодателя на предмет соответствия нормативно-правовой системы конституционным основам.

Последняя редакция Статьи 119 Конституции РФ гласит:

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 119 КРФ

Большие и разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится судье как носителю судебной власти, действующему от имени государства, наделенному полномочиями по осуществлению правосудия и призванному при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст. 46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченное.

В настоящей статье приводятся лишь минимальные требования, предъявляемые к судьям всех судов судебной системы России. Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии. В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в Законе РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; с изм. и доп.).

Первое общее требование для всех судей - наличие у них гражданства Российской Федерации. Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей в России. Это конституционное требование, и оно не допускает исключения. От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России. Возникает, однако, вопрос: вправе ли быть судьей, гражданин Российской Федерации, имеющий и другое гражданство? Представляется, что по указанной выше причине ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.

Возрастной ценз для судей - не менее 25 лет, выше, чем у депутатов Государственной Думы, который составляет не менее 21 года. К тому же лицо, достигшее 25 лет, может занимать должность судьи только первого звена судебной системы. В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда - 35 лет, а судьей Конституционного Суда - 40 лет. Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, когда возникает сложная ситуация.

В соответствии с комментируемой статьей судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование. Ранее действовавшие конституции СССР и союзных республик, а также законодательство о судопроизводстве такого требования не знали, и судьями часто избирались и работали лица, окончившие юридические школы, а иногда и вовсе не имевшие юридического образования. Понятно, что наличие множества законодательных и иных нормативных актов, рассредоточенных в различных отраслях права, необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требуют разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении.

Конституционное требование, чтобы судья имел стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, распространяется на всех судей первого звена. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д. В понятие "юридическая профессия" входит также научная и преподавательская деятельность в области права.

В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Для судей Конституционного Суда существует и требование обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это требование учитывалось при назначении судей на должность. Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.

Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование - сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" дополнен статьей 4.1 о медицинском освидетельствовании претендента на должность судьи. Этой статьей установлено, что для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Отбор кандидатов на должность суди осуществляется на конкурсной основе.

Кроме упомянутых требований, ко всем судьям предъявляются высокие морально-этические требования, недопустимость совершения порочащих судью поступков. В отношении кандидатов на должность судьи Конституционного Суда сказано, что они должны иметь безупречную репутацию.

Личные качества судьи чрезвычайно важны для принятия законного, обоснованного и справедливого решения. Такие качества, как честность, объективность, непредвзятость, неподкупность, умение терпеливо выслушать каждого участника процесса, рассудительность, способствуют не только осуществлению правосудия, как того требует Конституция и закон, но и играют роль воспитательного, профилактического характера, демонстрируют справедливость суда и правосудия.

В Законе о статусе судей установлено, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законы, при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности" (ст. 3).

Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

В отношении судей Конституционного Суда предусмотрены дополнительные требования и перечень занятий и действий, несовместимых с их должностью, расширен. В этом перечне есть требование, непосредственно связанное с их полномочиями. Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу (ст. 11 ФКЗ о Конституционном Суде).

Устанавливая высокие требования к судьям, Конституция и основанное на ней законодательство предоставляют им гарантии независимости, несменяемости, неприкосновенности и др. (см. комм. к ст. 118-120).

  • Вверх

Судьей может стать гражданин РФ, достигший определенного возраста. Данное ограничение действует для всех потенциальных судей. Дело в том, что в России существует целый ряд правил и ограничений, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Иначе у человека попросту не будет возможности стать судьей. Какие ограничения и правила распространяются на кандидатов? Что в том или ином случае должны делать судьи? Можно ли как-то получить данную должность в обход всех установленных правил отбора?

Разные суды - разные требования

Кто судьей может быть? России, как и всем остальным странам, нужны данные работники. Только к ним выдвигаются определенные запросы, невыполнение которых исключает кандидатуру из списка потенциальных сотрудников судебных органов.

Перед тем как начинать данную карьеру, следует обратить внимание на то, что у человека будет выбор, куда именно трудоустраиваться. В России в разных судебных инстанциях существуют разные требования. Что это значит?

Чем выше в иерархии суд, тем больше требований и ограничений. В том числе возрастных. Этот фактор нужно учитывать. После того как гражданин определится, куда он желает устроиться, следует узнать о порядке назначения судей.

Образование

Огромную роль в данном вопросе играет образование. Требования к кандидатам на должность судьи, независимо от главенствования судебного органа, в обязательном порядке включают наличие у потенциального работника высшего образования. Но это далеко не единственный нюанс.

Основная проблема состоит в том, что образование должно быть в обязательном порядке юридическим. Рассматриваются кандидаты, которые имеют оконченное высшее. Бакалавры в последнее время не принимаются на эту должность.

Наличие нескольких высших образований приветствуется. Но среди них в обязательном порядке должно быть, как уже стало понятно, юридическое. Любое направление юриспруденции годится.

Отношения с законом

Отдельное внимание уделяется истории взаимоотношений с законом. Если есть уголовное наказание или незакрытая судимость, ведь даже преступник порой задумывается по поводу этой должности, то судьей может быть не совершивший его поступков гражданин (то есть преступника). У него не должно быть никаких судимостей. Возможно их наличие лишь тогда, когда уголовные дела закрыли на

Социальное положение

Социальное положение тоже играет роль. Судьей может быть гражданин РФ, достигший определенного возраста и стажа работы. Но при этом учитываются разнообразные факторы. Речь идет о наличии зависимостей любого типа. Только на все 100% имеет право на выдвижение своей кандидатуры в качестве потенциального работника суда. Поэтому во внимание будет приниматься наличие у гражданина справок из психдиспансера, а также от нарколога об отсутствии постановки на учет.

При всем этом проверяются также потенциального кандидата. У них тоже не должно быть зависимостей. На практике данный фактор играет важную роль, хоть документально он никак не закреплен. То есть если у потенциального судьи среди ближайших родственников есть люди, которые страдают алкогольной или наркотической зависимостью, а также имеют проблемы с психикой, то будет весьма проблематично построить выбранную карьеру.

Стаж работы

Еще один момент - это стаж работы. Требования к кандидатам на должность судьи довольно жесткие. Отбор происходит только среди тех, кто соответствует выдвинутым запросам. Среди них стаж работы тоже играет серьезную роль.

Важно отметить, что для разных судов существуют разные ограничения в этом вопросе. Причем работать нужно именно по специальности, связанной с юриспруденцией. Например, юристом. Прочий рабочий стаж не будет учитываться.

Сколько необходимо проработать в том или ином случае? Для выдвижения кандидатуры в арбитражный суд - 5 лет, в Федеральный арбитражный - 7, в Высший арбитражный - 10 лет. Это минимальные показатели. Поэтому допускается иметь больший стаж. Одним из ограничений является возраст гражданина. Какие особенности придется учитывать в данной области?

Возраст и карьера судьи

Судьей может быть гражданин РФ, достигший определенного возраста и имеющий определенный трудовой стаж. Это уже было сказано. С работой все понятно, а как быть с возрастом?

Если речь идет об арбитражном суде, то судьей может быть достигший лет 25 человек. Это минимальный возраст. С него (при наличии необходимого стажа и образования) можно начинать строить выбранную карьеру.

Чем выше инстанция, тем серьезнее требования. Работать в Федеральных арбитражных, а также в арбитражных имеет право которому исполнилось 30 лет. При этом не стоит забывать о трудовом стаже. Если он не соответствует требованиям, придется немного подождать.

А вот когда речь идет о Высшем арбитражном суде РФ, то судьей может быть гражданин РФ, достигший 35 лет минимум. Никаких исключений не делается. При этом важно соответствовать всем остальным требованиям, о которых было упомянуто ранее.

Экзамены

Что еще должны учитывать кандидаты? Независимо от выбранного суда требуется в обязательном порядке сдать так называемый Без него никто не имеет прав на выдвижение своей кандидатуры на роль судьи.

Отбор осуществляется путем проведения конкурса. В первую очередь берется во внимание соответствие всем ранее перечисленным запросам. Однако при этом важно помнить, что судьей может быть сдавший экзамен на знание законодательства РФ гражданин. Это испытание проводится в ходе конкурса, в самом начале. Перед подачей документов на рассмотрение кандидатуры человек обращается в квалификационную коллегию судей с заявлением о сдаче экзамена. После успешного прохождения данного испытания остается только следить за результатами проведения конкурса.

О порядке назначения

Какие еще особенности следует принять во внимание? Например, сам порядок назначения. Он проводится специальной коллегией судей. Кто может стать судьей? Коллегия отвечает за отбор кандидатов, а также за проведение экзаменационных испытаний и выбор победителя. Весь процесс разделен на несколько этапов.

Первый - размещение на официальном сайте высшей коллегии информации о вакантных местах. С этой информацией также можно ознакомиться при помощи некоторых газетных изданий. Далее следует прием заявлений от потенциальных кандидатов.

Судьей может быть гражданин, сдавший экзамен на знание текущего законодательства страны. При этом, как уже было сказано, учитываются возраст, стаж работы в юридической сфере, отсутствие судимости. Не должны рассматриваться кандидатуры, чьи близкие родственники (супруги, родители, братья, сестры, дети или бабушки-дедушки) находятся под подозрением в совершении уголовного преступления.

После приема заявлений коллегия внимательно изучает всю полученную документацию. В конце данное объединение должно принять окончательное решение. Среди всех кандидатов можно отобрать либо одного человека, либо несколько. В последнем случае будет проведен повторный конкурс.

Судьей может быть гражданин РФ, достигший как минимум 25-летнего возраста. Не обязательно начинать карьеру с обычного арбитражного суда. Если человек соответствует всем ранее перечисленным требованиям, то он может подать заявление на выдвижение кандидатуры в высшие инстанции.

Один нюанс, который следует учесть, - это действие сданного квалификационного экзамена. До вступления в должность судьи такой документ действителен 3 года, если человека принимают, то до момента отстранения результаты актуальны.

Выводы

Теперь понятно, кто может стать судьей. Кстати, на данную должность людей набирают на сравнительно долгий период. Судьи работают по 6 лет. Но они могут досрочно отказаться от своих полномочий.

Итак, судьей может быть имеющий квалификационной решение гражданин РФ, достигший 25 лет, со стажем в юридической области не менее 5 лет. С этого можно начинать построение карьеры. Главное - иметь высшее юридическое образование и хорошо знать законодательство страны.

По вопросам приема и отбора кандидатов на себя взяла коллегия судей обязаности. Судьей может быть гражданин РФ, достигший определенных возрастных показателей, а также имеющий определенный стаж. Конкретные требования устанавливаются в соответствии с положением в иерархии судебной системы потенциального места работы.

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон «О статусе судей Российской Федерации» дополнил эти требования следующим: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность судей районных судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Вышеуказанные требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. В Конституции четко оговорено, что Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низового звена Федеральной судебной системы, а также мировых судей. Но эти требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей предъявляются одинаковые требования.

Некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев - неодинаковые. Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляемой ими работы.

Повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - 35 лет. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть лицо, достигшее 40 лет.

Более высокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи:

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон) судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда..

При соответствии требованиям, указанным выше, судьей Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях, с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.