Минимальный возраст для должности судьи районного суда. Общественный антикоррупционный комитет

Последняя редакция Статьи 119 Конституции РФ гласит:

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 119 КРФ

Большие и разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится судье как носителю судебной власти, действующему от имени государства, наделенному полномочиями по осуществлению правосудия и призванному при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст. 46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченное.

В настоящей статье приводятся лишь минимальные требования, предъявляемые к судьям всех судов судебной системы России. Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии. В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в Законе РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; с изм. и доп.).

Первое общее требование для всех судей - наличие у них гражданства Российской Федерации. Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей в России. Это конституционное требование, и оно не допускает исключения. От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России. Возникает, однако, вопрос: вправе ли быть судьей, гражданин Российской Федерации, имеющий и другое гражданство? Представляется, что по указанной выше причине ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.

Возрастной ценз для судей - не менее 25 лет, выше, чем у депутатов Государственной Думы, который составляет не менее 21 года. К тому же лицо, достигшее 25 лет, может занимать должность судьи только первого звена судебной системы. В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда - 35 лет, а судьей Конституционного Суда - 40 лет. Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, когда возникает сложная ситуация.

В соответствии с комментируемой статьей судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование. Ранее действовавшие конституции СССР и союзных республик, а также законодательство о судопроизводстве такого требования не знали, и судьями часто избирались и работали лица, окончившие юридические школы, а иногда и вовсе не имевшие юридического образования. Понятно, что наличие множества законодательных и иных нормативных актов, рассредоточенных в различных отраслях права, необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требуют разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении.

Конституционное требование, чтобы судья имел стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, распространяется на всех судей первого звена. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д. В понятие "юридическая профессия" входит также научная и преподавательская деятельность в области права.

В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Для судей Конституционного Суда существует и требование обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это требование учитывалось при назначении судей на должность. Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.

Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование - сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" дополнен статьей 4.1 о медицинском освидетельствовании претендента на должность судьи. Этой статьей установлено, что для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Отбор кандидатов на должность суди осуществляется на конкурсной основе.

Кроме упомянутых требований, ко всем судьям предъявляются высокие морально-этические требования, недопустимость совершения порочащих судью поступков. В отношении кандидатов на должность судьи Конституционного Суда сказано, что они должны иметь безупречную репутацию.

Личные качества судьи чрезвычайно важны для принятия законного, обоснованного и справедливого решения. Такие качества, как честность, объективность, непредвзятость, неподкупность, умение терпеливо выслушать каждого участника процесса, рассудительность, способствуют не только осуществлению правосудия, как того требует Конституция и закон, но и играют роль воспитательного, профилактического характера, демонстрируют справедливость суда и правосудия.

В Законе о статусе судей установлено, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законы, при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности" (ст. 3).

Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

В отношении судей Конституционного Суда предусмотрены дополнительные требования и перечень занятий и действий, несовместимых с их должностью, расширен. В этом перечне есть требование, непосредственно связанное с их полномочиями. Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу (ст. 11 ФКЗ о Конституционном Суде).

Устанавливая высокие требования к судьям, Конституция и основанное на ней законодательство предоставляют им гарантии независимости, несменяемости, неприкосновенности и др. (см. комм. к ст. 118-120).

  • Вверх

Статус судей в РФ

Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлеченных в установленном законом порядке народных, присяжных и арбитражных заседателей, которые осуществляют правосудие в случаях, предусмотренных законом.

Судья - это лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной системе РФ" полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Существенное значение имеет и другое понятие - статус судей в РФ.

Статус судей - это их правовое положение, закрепленное в Конституции РФ и законах Российской Федерации. Права и обязанности, составляющие правовое положение, судьи получают в силу занимаемого должностного положения.

Эти права и обязанности - исключительны по своему характеру, они даются судьям помимо общих гражданских прав и обязанностей. Таких прав нет у обычных граждан в повседневной жизни.

Статус судей - единый для всех судей вне зависимости от того, в каком суде они работают. Единые требования к судьям, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством являются важным условием единства судебной системы России. Хотя судьи различных ветвей судебной системы РФ имеют различную компетенцию и полномочия. Такие различия зависят от того, в каком суде работает судья, какова его должность, входит ли он в состав какого -либо органа судейского сообщества. Особенности правового положения по отношению к отдельным категориям судей определяются федеральным законами, а в случаях ими предусмотренными - законами субъектов РФ. Такие особенности предусмотрены в настоящее время по отношению к судьям военных судов, судьям Конституционного Суда РФ и к некоторым другим категориям судей.

Статус судей слагается из нескольких элементов:

1. Требования к кандидату на пост судьи и к лицу, назначенному судьей.

2. Порядок наделения судей полномочиями; порядок приостановления полномочий судей и освобождения их от должности.

3. Правила о невмешательстве в судебную деятельность.

4. Меры обеспечения неприкосновенности судей.

5. Меры материального и социального обспечения судей.

Требования, предъявляемые к судьям можно условно разделить на две группы:

Требования, предъявляемые к кандидату на пост судьи;

Требования, предъявляемые к лицу, назначенному судьей.

1. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи. Общие требования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в РФ" (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 г. № 135-ФЗ).

Общие конституционные требования:

Гражданство РФ;

Высшее юридическое образование;

Возраст - не менее 25 лет;

Стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Помимо данных требований, Закон РФ "О статусе судей в РФ" закрепляет следующие требования:

Отсутствие судимости или уголовного преследования в отношении кандидата на должность судьи;

Отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

Отсутствие заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи;

Сдача квалификационного экзамена;

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, достигший установленного Законом РФ «О статусе судей в РФ» возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

По отношению к судьям вышестоящих судов устанавливаются более строгие требования по возрасту и стажу работы по юридической специальности. Соответственно: возраст - 30 (для судей судов среднего звена) и 35 (для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) лет; стаж - для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - не менее 10 лет.


Похожая информация.


Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон «О статусе судей Российской Федерации» дополнил эти требования следующим: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность судей районных судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Вышеуказанные требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. В Конституции четко оговорено, что Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низового звена Федеральной судебной системы, а также мировых судей. Но эти требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей предъявляются одинаковые требования.

Некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев - неодинаковые. Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляемой ими работы.

Повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - 35 лет. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть лицо, достигшее 40 лет.

Более высокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи:

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон) судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда..

При соответствии требованиям, указанным выше, судьей Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях, с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

Защита прав и свобод человека – основополагающая миссия судебной власти. Согласно принципу разделения властей, прописанному в статье 10 Конституции РФ, судебная система является обособленной и самостоятельной, в сфере своей ответственности, ветвью государственной власти в России наравне с законодательной и исполнительной, что обеспечивает равновесие и взаимное их сдерживание. Только при соблюдении условия независимости суда могут быть обеспечены конституционные права и свободы граждан.

Общие положения

Закон РФ N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» был принят 26 июня 1992 года. Структура закона состоит из 22 статей и семи приложений. Рассмотрим подробнее:

  • Судьи как носители судебной власти, единство статуса;
  • Требования к действующим судьям и кандидатам на должность;
  • Медицинское освидетельствование претендентов;
  • Отбор кандидатов;
  • Порядок наделения полномочиями;
  • Полномочия председателей судов и их заместителей; порядок отстранения от должности;
  • Обязанности судей и их исполнение;
  • Принятие присяги;
  • Сведения о доходах, расходах, частной собственности и обязательствах имущественного характера судьи, супруга и детей (до 18 лет);
  • Гарантии независимости;
  • Недопустимость вмешательства;
  • Срок действия полномочий;
  • Несменяемость судьи;
  • Дисциплинарная ответственность;
  • Приостановление и прекращение полномочий, отставка;
  • Неприкосновенность судьи;
  • Материальное обеспечение;
  • Меры соцзащиты судей и их семей;
  • Дополнительное профессиональное образование;
  • Квалификационная аттестация;
  • Символы судебной власти;
  • Действие трудового законодательства РФ в отношении судей.

Приложения 1-4, включавшие сведения о доходах и имуществе судей, претендентов на должность и членов их семей, на настоящий момент утратили свою законную силу (с 2015 г.).

Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее

Приложения 5-7 включают следующие положения:

  • О порядке сообщения информации о доходах, расходах и имуществе судей российским СМИ;
  • О размере ежемесячных премий и окладов судей Конституционного Суда РФ в процентном соотношении к окладу его председателя (ФЗ :);
  • О величине денежных премий и оклада судей различных квалификационных классов в %-ом соотношении к окладу председателя Верховного Суда РФ.

Статья 1 закона гласит, что судебная власть в России принадлежит только судьям (судам) и в некоторых случаях — привлекаемым к осуществлению правосудия гражданам (суд присяжных). Вторя Конституции России, закон в настоящей статье закрепляет следующие положения:

  • Судебная власть является самостоятельной, действует независимо от ветвей исполнительной и законодательной власти;
  • Судьи в своей работе подчиняются только положениям Конституции и никому не подотчетны;
  • Их решения и указания имеют обязательный статус абсолютно для всех.

О судебной системе в РФ читайте подробнее

В статье 2 закона говорится, что все судьи в России обладают единым статусом. Проще говоря, все они между собой равны по статусу вне зависимости от квалификационного класса. Существуют определенные особенности правового статуса отдельных категорий таких должностных лиц: судей военных судов, Конституционного Суда РФ (содержатся в соответствующих федеральных законах).

Права судей согласно закону 3132

Права, которые предоставляются судье по статусу, можно разделить на две категории: процессуальные, реализуемые в рамках профессиональной деятельности, и права в сфере материального и социального обеспечения.

Гарантии независимости прописаны в статье 9 закона о правовом статусе судей. Независимость реализуется посредством:

  • Предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия и запретом чьего бы то ни было вмешательства под угрозой ответственности;
  • Установленного порядка приостановления и прекращения полномочий, правом на отставку;
  • Неприкосновенностью. Рассмотрена в статье 16 закона о статусе судей в РФ и включает в себя неприкосновенность:

Судьи и их семьи состоят под особой защитой. Для обеспечения безопасности жизни и здоровья этих лиц, сохранности принадлежащего им имущества, органы внутренних дел обязаны предпринимать необходимые меры. Человек, обладающий таким статусом, имеет право на получение и ношение служебного огнестрельного оружия (ч. 2 статьи 9).

Осуществление мер по созданию условий, необходимых для беспрепятственной судебной деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также вопросы укомплектования кадрового состава, организационного и ресурсного обеспечения возложены на судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы в субъектах России (ч. 3 статьи 9 закона).

Федеральный закон 171 с последними изменениями на 2018 год читайте

Ни один нормативный акт России или субъекта РФ не может снизить или «урезать» спектр предоставляемых судейскому сообществу гарантий независимости, мер правовой защиты и социального обеспечения, предусмотренные настоящим законом (ч. 4 ст. 9). Распространяются они на всех судей Российской Федерации вне зависимости от статуса, занимаемого лицом в иерархии судебной системы.

Главное в деятельности судьи – осуществление правосудия. Реализация этой функции – исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Всякое стороннее вмешательство в реализацию правосудия по закону наказуемо. Судья вправе не давать никаких комментариев по поводу рассмотренных или находящихся на рассмотрении дел (статья 10 настоящего закона).

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон о судебной системе и о статусе судей внесены были 5 декабря 2017 года. Коснулись они абзаца второго пункта 2 статьи 9. В данной статье прописано право на ношение и хранение служебного оружия.

Оружие выдается по заявлению и в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об оружии» «территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны» (в прежней редакции: «органами внутренних дел» ).

Рассмотрим подробнее положения отдельных статей закона, которых в последней редакции поправки не коснулись.

Статья 14 о прекращении полномочий. Возможные основания:

  • Письменное заявление об отставке (ст. 15);
  • Состояние здоровья, не позволяющее осуществлять полномочия;
  • Переход на другую работу и иные причины (указываются в заявлении);
  • Достижение предельного возраста для данной должности;
  • Выход из гражданства РФ, получение вида на жительство или гражданства другой страны;
  • Нарушение (совершенное в том числе членами семьи) запрета на открытие зарубежных счетов и хранение средств в иностранных банках;
  • Деятельность, не совместимая с должностью;
  • Переход на выборную должность (избрание президентом, депутатом, главой муниципального образования и др. — полный перечень содержится в подпункте 7.1. пункта 1 статьи 14);
  • Объявление обвинительного приговора или решения о принудительном лечении судьи;
  • Признание недееспособным, смерть;
  • Отказ от перевода при реорганизации суда;
  • Близкое родство или свойство (родственные связи супруга) с председателем суда;
  • Совершение серьезного дисциплинарного нарушения.

Если обвинительный приговор или решение квалификационной коллегии о прекращении полномочий было отменено, судья может быть восстановлен в статусе.

Статья 15 об отставке. Под отставкой подразумевается не увольнение, а почетный уход с должности. При этом за ними пожизненно закрепляются статус и гарантия личной неприкосновенности. С уходом в отставку лицо остается участником судейского сообщества. По собственному желанию можно уйти в отставку в любом возрасте (не только к пенсии).

При уходе в отставку положена выплата выходного пособия, рассчитываемого исходя из ежемесячного вознаграждения по последней должности за каждый полный отработанный год (но размером не менее чем за 6 месяцев) и компенсация на покупку проездных билетов на все виды городского, пригородного и местного общественного транспорта. Если судья прежде уходил в отставку, при расчете выходного пособия учитывается только срок, прошедший с момента возобновления деятельности.

Пенсия судье, пребывающему в отставке, выплачивается на общих основаниях. Если стаж работы на данной должности превышает 20-летний срок, по выбору выплачивается пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание величиной от 80% актуальной заработной платы для соответствующей должности, которое увеличивается на 1% за каждый год стажа свыше 20 лет. В итоге должно составлять не более 85 процентов.

Отставной судья, достигший возраста 55 лет (50 — для женщин), если его стаж работы составляет менее 20 лет, получает ежемесячное пожизненное содержание, исчисляемое пропорционально количеству полных проработанных в данной должности лет.

Если находящийся в отставке судья имеет инвалидность, полученную вследствие военной травмы, ему выплачивается пожизненное содержание и пенсия по инвалидности.

Основания для прекращения отставки:

  • Допущенные при исполнении полномочий нарушения, являющиеся основанием для дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий, даже если они были выявлены после ухода лица в отставку (согласно п. 6 статьи 12.1 настоящего закона, срок давности составляет 2 года, после чего привлечь к ответственности будет невозможно);
  • Нарушение установленных запретов и ограничений (указаны в пунктах 3,4 статьи 3);
  • Существенное нарушение, порочащее высокий статус судьи и подрывающее авторитет судебной власти;
  • Деятельность, несовместимая с данным статусом;
  • Вступивший в силу обвинительный приговор;
  • Смерть.

Решение о прекращении или приостановлении отставки по собственной инициативе лица выносится квалификационной коллегией. Может быть обжаловано (подробнее в ч. 7 ст. 15).

В случае прекращения отставки полагается пенсионное обеспечение, предусмотренное по закону.

Скачать действующую редакцию закона о статусе судей

Судебная система играет большую роль в установлении и поддержании баланса всех сфер государственной власти. Суды общей юрисдикции контролируют деятельность органов исполнительной власти, конституционные суды регулируют деятельность законодателя на предмет соответствия нормативно-правовой системы конституционным основам.

В разделе на вопрос какого возраста нужно достигнуть гражданину РФ, чтобы можно было стать судьёй? заданный автором Ѝмилия Дмитриева лучший ответ это Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о Конституционном Суде и Законе об арбитражных судах.
Часть из них условно можно было назвать формальными. Они касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.
Универсальными для кандидатов в судьи всех судов являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права» Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399 .
Что касается требований определенного возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они не одинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем) . Для назначения в суды основного звена (в том числе военные и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена - 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - 35 лет, а в Конституционный Суд РФ - 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен.
Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ - не менее 15 лет) . В отношении же кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено, что они должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ) . Вместе с тем, в отношении кандидатов в военные судьи Указом Президента РФ от 13 марта 1995 года установлено изъятие. «При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях» Положение о военных трибуналах, утвержденное Законом СССР от 25 июля 1980 г. //ВВСС, 1980, № 27, ст. 546
Лица такого рода обращаются с заявлением о допуске их к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Сдается он состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Он обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. При назначении уже работающего судьи в вышестоящий суд сдавать экзамен не нужно. «Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.