Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе Тема: Беседа по сказке С. Козлова «Зимняя сказка
Конспек итогового занятия
по художественной литературе
Тема: «Много разных сказок, знаем мы ».
Средняя группа «Светлячок».
Воспитатель: Кузьмина М.В.
с.Самарское 2011г.
Цель:
1. Учить узнавать сказку по заданию.
2.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
3. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
4. Развивать умение действовать согласованно.
5. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству..
Оборудование:
Мягкая игрушка котенка, скалка, искусственная елка, снежинки, столы, стульчики.
Ход занятия: Звучит негромкая музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Сегодня к нам в гости пришел маленький котенок.
Он очень любит рассказывать сказки, и ему очень интересно, знаете ли вы ребята сказки, стихотворения?
Дети. Да. Знаем.
Воспитатель. Давайте порадуем нашего гостя и расскажем стихотворение, в котором идет речь, про кота.
Дети: рассказывают стихотворение : «Как у нашего кота».
Воспитатель: молодцы ребята
Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Воспитатель. Ребята мы с вами читали книгу «Золотые сказки».
Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил народ.
Воспитатель: Верно. Приглашаю вас в путешествие по народным сказкам.
Воспитатель. В круг вставайте дружно,
За руки нам взяться нужно, только вместе, только дружно.
Мы на месте покружились, в сказке чудной очутились.
(Дети имитируют движения)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что это?
Дети: Скалочка.
Воспитатель: Ребята, а в какой сказке идет речь про скалочку.
Дети: Лисичка – со скалочкой.
Воспитатель: Что в этой сказке случилось.
(Ответы детей)
Воспитатель. В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славно семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Воспитатель. Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы говорите отгадки
Маленькая, серенькая, а хвостик, как шило. (Мышка)
Летом серый, а зимой белый. (Заяц)
У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
(Лиса)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Воспитатель : Ребята, скажите, эти все животные в какой сказке все встретились?
Дети: «Рукавичка».
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте вспомним эту сказку.
(Дети по очереди рассказывают сказку. Один начинает, второй продолжает и т.д.)
Воспитатель. Ребята давайте мы с вами расскажем еще один стих.
«Как на горке снег, снег». Кто написал это стихотворение?
Дети : Токмакова.
(Дети рассказывают стихотворение).
Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите и у нас есть елочка, а под елочкой шкатулка. Интересно, что там.
(Дети открывают шкатулку, достают снежинки.)
Воспитатель: Давайте украсим нашу елочку снежинками.
(Дети украшают елочку снежинками).
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
Давайте попрощаемся с нашим гостем, ему очень понравилось, как вы рассказывали сказки. И он вам приготовил угощения.
(Дети прощаются, воспитатель раздает угощения).
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе
Подготовила: Воспитатель-Иващенко Р.П.
Тема: Литературная викторина по сказкам.
Цель: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить и сказать название сказки, её содержание, правильно назвать персонажей, их действие: умение сыграть небольшую сценку из сказки, подражая персонажам. Развивать у детей память, развитие речи, любовь к сказкам: развивать диалогическую речь.
Материал: волшебный сундучок, волшебный мешочек, воздушный шарик с загадками.
Атрибуты: красная шапочка, домики и фигурки трех поросят на магнитиках, варежка, фигурки животных на подставках, маски волка и лисы, короб с Машенькой.
Этапы действия: Дети заходят в группу, где их встречает бабушка -Рассказушка. Она с ними здоровается и приглашает сесть на стульчики.
Б.Р.- Здравствуйте дети. Мне очень приятно видеть вас снова у меня в гостях. А вы меня помните? Я знаю, что вы очень любите сказки. А какие сказки вы знаете?
Дети называют сказки.
Б.Р.- Как много вы знаете сказок. Дети я вам рассказывала много сказок, показывала различные театры по сказкам, а сегодня я хочу узнать, какие сказки вам больше всего понравились и вы их запомнили.
Посмотрите, это мой волшебный сундучок в котором живут сказки, но какие вы должны будете отгадать и назвать сами.
Б.Р. предлагает одному ребенку подойти к сундучку и достать любую сказку.
Ребенок достает короб «Машенькой»
Б.Р.- Дети, что это, а из какой это сказки?
(предлагает 2-3 детям рассказать отрывки из сказки).
Б.Р.- А еще дети у меня есть волшебный мешочек, в котором тоже живут сказки.
Б.Р.- предлагает ребенку взять предмет, который лежит в волшебном мешочке. Ребенок показывает красную шапочку.
Б.Р.- Дети, вы узнали, чья это шапочка?
А почему её так назвали? Что с ней произошло? Кому она понесла пирожки? Кто ей встретился? и.т.д. (ответы детей по содержанию). Молодцы детки. А вы не устали? Давайте с вами немножко подвигаемся.
Физминутка: Вперед четыре шага
Назад четыре шага
Покружились в хороводе
Ножками потопали,
Плечиком подвигали
И слегка попрыгали.
Б.Р.- Размялись немного? Молодцы. Достает из сундучка варежку. Дети, как вы думаете, из какой она сказки? Как она оказалось в лесу? Кто её нашел?
(дети перечисляют персонажей сказки). А что с ними случилось? Дети рассказывают отрывок из сказки.
Б.Р.- Дети, я старенькая, и иногда что - нибудь забываю. Однажды я перепутала сказки.
И теперь персонажи не могут попасть в свою сказку.
Обращает внимание на три домика.
Б.Р.- Дети, как вы думаете: чьи это домики? Из какой сказки?
Дети называют сказку, рассказывают кто построил эти домики, от кого, что с этими домиками случилось, и чей домик остался целым. Затем 3 детей на доске выставляют картинки поросят у своего домика.
Б.Р.- Спасибо дети, вы мне очень помогли.
Дети, а вы загадки любите? Посмотрите, у меня шарик, тоже
волшебный. Предлагает ребенку сказать волшебные слова, и шарик лопается. В нем находятся загадки: Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный? (волк)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост краса.
Кто же это?. .(лиса)
Б.Р.- Молодцы дети, вы умеете хорошо отгадывать загадки. Как вы думаете о каких персонажах и какой сказки, говорится в загадка? Что с ними в этой сказке произошло?
Затем предложить 2 детям рассказать диалог между волком и лисой.
В конце Б.Р. рассказывает отрывок из сказки Чуковского «Айболит:» дети по началу должны назвать сказку о которой говорится.
Б.Р.- молодцы дети. Я очень рада, что вы знаете столько много сказок. Я буду рада, что вы еще не раз придете ко мне в гости. А на прощание я дарю вам небольшие сувениры, в память о нашей встречи. Прощается с детьми.
Программное содержание:
- Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам.
- Развивать память, выразительность речи.
- Воспитывать желание слушать сказки и испытывать от этого удовольствие, желание самим рассказывать отдельные эпизоды.
Предварительная работа:
Рассказывать детям сказки, рассматривать к ним иллюстрации. Разучить стихотворения. Приготовить фланелеграф с картинками к сказке, маски к игре-драматизации, русскую шаль, сундучок, фею с волшебной палочкой, игрушки.
Ход занятия
Воспитатель:
— Здравствуйте, дети! Посмотрите, перед нами на столе сюрприз. Сюрприз спрятан под скатертью. А скатерть просто так нам не открыть, нужно сказать волшебные слова!
Дети читают волшебное стихотворение:
Столик, столик, послужи,
Нам сюрприз покажи,
Всё что ты покажешь,
Мы потом расскажем!
Дети с помощью волшебной палочки открывают скатерть.
Воспитатель: Ой, какой сундучок под скатертью! Давайте, мы вместе его откроем, и узнаем, что же там внутри!
Из сундука воспитатель достаёт русскую шаль.
— Дети, посмотрите какой красивый, большой нарядный платок! Его ещё называют шаль! А кто такие платки и шали носит?
Дети: Бабушки!
Воспитатель: Я накину на плечи эту шаль, и, превращусь в сказочницу! А затем узнаю, проверю, вспомните ли вы сказки, которые мы с вами когда-то читали!
Воспитатель просит одного из детей достать из сундучка игрушки. Ребёнок достаёт курочку с яичком.
Воспитатель: Из какой сказки эти герои?
Дед бил, бил, не разбил!
Баба била, била, не разбила! (золотое яичко)
Дети: Русская народная сказка «Курочка Ряба».
Следующий ребёнок достаёт из сундучка персонажей сказки.
Воспитатель:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Я коза, на лугу была,
Ела травку шёлковую,
Пила воду студёную….
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
С копыт – на зщелёную травку!
Дети: Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
Достают ещё иллюстрации с персонажами.
Воспитатель: Жила в лесу старая Медведица и было у неё два маленьких сына. И решили сыновья-медважата пойти по свету, поискать счастья. Собрала их медведица в дорогу и наказала жить в дружбе и согласии. Долго они шли и увидели под соснами ….. –
— Что увидели медвежата?
Дети: головку сыра!
Как заканчиватся сказка?
Дети: Медвежата жадничали и им достался крошечный кусочек! А Лиса наелась досыта!
Воспитатель:
Правильно! Медвежата жадничали и остались ни с чем! А как называется эта сказка?
Дети: «Два жадных медвежонка»!
Воспитатель : Эту сказку детям рассказывают в другой стране – в Венгрии! Это венгерская сказка!
Дети вытаскивают следующих персонажей. («Лиса и Коза»)
Воспитатель:
Сидела Лиса в яме и не могла выбраться наверх. В это время подошла Коза, которая бродила в поисках воды. Лиса ей рассказала, что в степи зной и жара, а в яме прохладно и водичка под боком.
Из какой это сказки?
Дети : Казахская народная сказка «Лиса и Коза».
Коррекционная разминка для самораслабления, зрительная ориентировка в окружающем пространстве.
Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную музыку:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем –
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко…, ровно…, глубоко…
Напряжение улетело…
И расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на траке,
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать…
Но пора уже вставать!
Крепче кулочки сжимаем!
Их повыше поднимаем!
Потянулись!…..Улыбнулись!…. (Дети открывают глаза)
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз!
А теперь по кругу смотрим,
Что бы лучше видеть мир!
Воспитатель: Как называется следующая сказка, вы узнаете от Полины:
Шёл, шёл медведь и устал, и говорит:
Сяду на пенёк, съем пирожок!
А Машенька отвечает: Вижу, вижу!
Не садись на пенёк, не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке! (показывает детям иллюстрацию)
Дети: Это русская народная сказка «Маша и Медведь»!
Воспитатель: В этой сказке две избушки: одна ледяная, светлая, другая деревянная, тёмная (показывает иллюстрацию)
Дети: Русская народная сказка «Лиса, Заяц и Петух»!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами вспомнили, что сказки могут быть написаны народом и передаваться из уст в уста. И такие сказки называются «народные».
Физминутка:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Стоп!…Сели!…
Травку покушали,
Тишину послушали!
Выше, ….выше, …высоко!
Прыгай на носках легко!
Дети выполняют энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что осталось на дне сундука!
Выкладывает маски для игры-драматизации.
Дети рассматривают.
Воспитатель : Из какой сказки эти маски?
Дети: «Как коза построила избушку»!
Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами сыграем в эту сказку!
Воспитатель начинает предложение, дети продолжают, заканчивают его.
— Жила когда-то Старуха-говоруха, и была у неё Коза с козлятами. Утром люди встанут и за работу принимаются, а Старуха всё на печки полёживает. Только к обеду она поднимается, поест, попьёт, поговорит с прохожими и сама с собой. А Коза с козлятами в хлеву заперты – ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать!
Вот как-то раз и говорит Коза своим козлятам: «Козлятушки-детушки, не житьё нам у Старухи-говорухи!
Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как только выпустила Старуха Козу с козлятами из хлева – они побежали.
Прибежали в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла коза к яблоньке:
Коза: Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими веточками избушку построить?
Яблонька: Не строй подо мной избушку! Яблоки с меня упадут, твоих козляток ушибут! Ступай ещё куда-нибудь!
Воспитатель: Пошла Коза к дубу.
Коза: Дуб, дубок! Можно мне под тобою избушку построить?
Дуб: Не строй подо мной избушку. По осени с меня жёлуди упадут, твоих козляток ушибут! Сама горевать будешь!
Воспитатель: Пошла Коза к осине.
Коза: Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Осина: Мои листочки и днём и ночью шумят, твоим деткам спать не дадут. Найди место другое!
Воспитатель: Нечего делать, отправилась Коза с козлятами дальше. Пришли они к шиповнику.
Коза: Шиповник, шиповник! Можно под тобою избушку построить?
Закачался шиповник: Что ты, что ты, Коза! Будут твои козлятки прыгать-скакать, всю шёрстку свою повыдерут! Ступай Коза дальше, ищи местечка получше!
Воспитатель: Пришла Коза к берёзе.
Коза: Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
Воспитатель: Качнула берёзка ветками, отвечает:
Берёза : Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку!
Воспитатель: Обрадовалась Коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.
Воспитатель:
У каждого зверя домик есть свой!
С тёплой печкой, высокой трубой!
В нём они принимают гостей!
С друзьями на свете жить веселей!
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Воспитатель: Дети, посмотрите, что-то под берёзкой лежит!
Дети : это мешочек!
Воспитатель: А мешочек не пустой! Что здесь? Кто здесь?
Дети: Зайчик!
Воспитатель : А зайчик не простой! Поющий! Теперь он будет жить у нас в группе, радовать нас песенками, а мы будем читать ему сказки!
Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы) в средней группе компенсирующей направленности.
Тема «Народная культура и традиции». Чтение русской народной сказки «Чудесные лапоточки».
Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) на тему «Народная культура и традиции». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети на занятии учатся слушать сказки, делать выводы по содержанию, продолжают знакомство с предметами старины.
Цель: продолжение знакомства детей с предметами старины.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок.
2. Развивающие:
Развивать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение детей слушать сказку внимательно, не перебивать читающего воспитателя.
4. Речевые:
Связная речь:
Продолжать учить детей отвечать на вопросы по тексту, составляя грамматически правильные предложения.
Словарь:
предметный – лапоточки; лапти; изба; барин; кучер; тятенька, маменька
признаки – чудесные, глубокая (река), высокие (берега);
глагольный – умаялся, сплёл, понесло.
Грамматика:
активизировать словарь по теме. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже, числительные с существительным.
Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
Практические:
Неожиданное появление лаптей в группе; слушание сказки;
Наглядные:
рассматривание картинок к произведению.
Словесные:
Повторение названия и героев сказки.
Материалы: лапти, книга, картинки и иллюстрации к произведению.
Индивидуальная работа: поощрять эмоциональные реакции на сказки.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, картинок с изображением предметов старины.
Ход занятия:
В группе раздаётся громкий топот и из-за двери появляются лапти.
Воспитатель:
ой, ребята, кто-то обувь потерял! Чья это обувь?
Дети выясняют, что это обувь не их. Воспитатель приглашает всех сесть в круг и рассмотреть загадочную обувь.
Воспитатель:
Мальчики и девочки, это лапти. Раньше, в старину люди не носили кроссовки, туфли или ботиночки. А обували лапти. Их плели себе люди из соломы. А я знаю сказку про лапоточки. Хотите послушать?
Ответы детей (да, хотим послушать). Воспитатель читает сказку.
Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать.
А день был жаркий, дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт - устал.
“Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну”.
Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, сидит, закусывает. Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку:
- Ты, дедушка, далеко ли собрался?
- Далеко, милый. Я в Москву иду. Удивился Иван:
- В Москву? Пешком? Да ты, дедушка, полгода протопаешь!
А дедушка отвечает:
- Нет, милый, не полгода. Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них, - ноги у меня сами и побегут.
Посидели они рядом, побеседовали; потом дедушка лёг под берёзку и заснул. А Иван думает:
“Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату-то мигом добегу”.
Снял он свои лапти, под берёзку поставил, а дедовы-то взял потихоньку да обулся.
Только он обулся - как подхватило-то нашего Ивана, перекувырнуло в воздухе, да и понесло по дороге! Бежит он со всех ног. Перепугался, кричит:
- Ноги, вы куда? Стойте!
А лапти так его и несут. Не может Иван остановиться.
Подбегает он к селу, где брат живёт. Вот и дом брата. Влетает в сени, - ведро опрокинул, на метлу наскочил, да и повалился на кучу сухих веников. Лежит, ногами в воздухе болтает.
“Ой, - думает, - беда. Плохо я сделал, чужое добро без спроса взял. Надо поскорее лапти сбросить!”
Развязал он лапти, скинул с ног -они и остановились. Стыдно стало Ивану.
“Как же это я-дедушку-то обидел? Ой, нехорошо! Стану возвращаться - отдам ему его лапти. Ну, а уж теперь в избу пойду”.
Входит он в избу, лапти в руках несёт. А в избе гости сидят, угощаются за столом. Увидали Ивана и смеются:
- Ты что это: босой идёшь, а лапти в руках тащишь? Отвечает Иван:
- А эти лапти мне, братцы, тесноваты, ногам больно. Я и снял.
Сел он за стол. А рядом с ним сосед Аким. Поглядел Аким на лапоточки. Думает: “Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном”.
Взял Аким чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо, сел да обулся.
Только обулся - тр-р-рах! - снесло его со ступенек и понесло по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Испугался Аким, кричит:
- Люди добрые, ловите меня! Остановите меня! Мчится он мимо своей избы. А навстречу ему сыновья выбегают. Остановились мальчики у дороги, смотрят на отца, спрашивают:
-Тятенька, ты куда поскакал-то?
А Аким кричит:
- Домой бегу! А мальчики опять:
- Да что ты, тятенька? Дом-то вон где стоит, а ты куда ж это бежишь?
На счастье, тут большущая берёза стояла. Подбежал к ней Аким, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится. Кричит сыновьям:
- Маменьку скорее зовите!
Побежали мальчуганы домой, заплакали со страху. Кричат:
- Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошёл, - вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется!
Побежала мать на улицу. А Аким кругом берёзы вертится да кричит:
- Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял. Снимай, моя милая, эти лапти скорее!
Бегает за ним жена, лапти развязывает. Скинул Аким лапти с ног - ноги остановились. Повели его жена и дети под руки в избу.
- Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану.
Повалился Аким на лавку. Вдруг дверь отворяется - входят барин и кучер.
- Мужичок, - говорит барин, - мы на охоту ходили, - заблудились. Можно у тебя переночевать?
- Можно, барин, ночуй, - Аким отвечает. А сам еле дышит. Поглядел на него барин:
- Да ты что, мужичок, больной?
- Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили.
- Какие лапти? - барин спрашивает. Аким рассказал ему, что с ним случилось.
Барин как схватит лапти - да к дверям.
- Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся!
Оттолкнул он Акима, сам скорее обувается в лапти. Только обулся - как подхватило его да как понесло по улицам! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил:
- Держите, помогите, остановите!
А вся деревня уже спать легла, никто его не видит. И вынесло барина в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, сотню лягушек раздавил. А потом потащили его лапти в лес. В лесу-то темно, звери спят, только вороны:
- Каррр! Каррр!
В лесу река бежит - глубокая, берега высокие. Не удержался наш барин - да бултых в воду! Словно камень, ко дну пошёл. Только пузыри по воде бегут.
Потонул барин. А лапоточки-то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел.
Видит дедушка, - плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся, да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл - они его и слушаются, не бегут, коли ему не надо.
Физминутка
После прочтения воспитатель предлагает немного поиграть в русскую народную игру «Башмачник».
Играющие встают в круг и берутся за руки, если их немного, то держат с соседом за концы свернутый жгутом носовой платок. В середину круга садится «башмачник», выбранный считалкой. Он делает вид, что шьет сапоги, приговаривает: «Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!» Играющие, быстро вращаясь по кругу, отвечают: «Примеряй, примеряй!» После этих слов «башмачник» должен, не вставая со своего места, протянуть руку и «осалить» кого-нибудь из круга. Пойманный и «башмачник» меняются местами.
Воспитатель: ай да ребята! Хорошо поиграли! Понравилась игра?
Ответы детей (да, понравилась!).
Воспитатель: а теперь возвращайтесь в круг, садитесь удобнее – проверим – кто же самый внимательный и помнит сказку?
Вопросы по тексту:
1. Как звали мужчину, который решил навестить своего брата Степана? (Иван);
2. Почему он надумал водички попить? (Потому что день был жарким, и он устал);
3. Кого Иван встретил у речки? (Старичка);
4. Куда собрался старичок? (В Москву);
5. Почему старичок сказал, что до Москвы он быстро дойдёт? (Потому, что у него есть волшебные лапти);
6. Где взял Старичок Лапти? (Сам сплёл);
7. Что сделал Иван, когда старичок заснул? (Поменял свои лапти на лапти старичка);
8. Зачем он это сделал? (Хотел быстрее до брата добраться);
9. Как звали брата Ивана? (Степан);
10. Быстро ли добрался Иван до деревни брата? (Да, он побежал бегом);
11. Как остановились лапти? (Иван упал и снял лапти, они и остановились);
12. Почему Ивану стало стыдно? (Потому, что он украл чужую вещь);
13. Что Иван сказал гостям, когда его спросили – почему он босиком пришёл? (Они ему малы стали);
14. Кто забрал лапти у Ивана? (Аким);
15. Кто увидел, что Аким бежит и не может остановиться? (Сыновья);
16. Кто спас Акима? (Жена);
17. Кто зашёл в гости к Акиму? (Барин и кучер);
18. Кто обул лапти у Акима? (Барин);
19. Куда лапти затащили барина? (В лес);
20. Что с барином случилось? (Утонул);
21. Куда потом делись лапти? (Приплыли сами к старичку);
22. Почему старичок в лаптях не бежал, а шёл спокойно? (Потому, что он их сам сплёл, они его и слушались);
23. Как называлась сказка, которую мы прочитали? (Чудесные лапоточки);
24. Чему учит эта сказка? (Что брат чужое нельзя);
25. Понравилась ли вам сказка? Почему?
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает сделать из конструктора шкафчик для лаптей.