Общее руководство рсчс осуществляет. Органы управления системы рсчс

Каждый уровень ЕГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.

Структура координирующих органов управления РСЧС

На федеральном уровне:

Межведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ведомственные комиссии по ЧС федеральных органах исполнительной власти.

На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На территориальном уровне, охватывающем территорию субъектов РФ - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе) - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Структура постоянно действующих органов управления РСЧС

На федеральном уровне - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

На региональном уровне - региональные центры МЧС России.

На территориальном и местном уровнях - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления.

На объектовом уровне - отделы (секторы или специально уполномоченные лица) по делам ГОЧС.

Структура сил и средств РС

1. Силы и средства наблюдения и контроля.

2. Силы и средства ликвидации ЧС.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные решать: проблемы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, финансовые и материальные резервы, системы связи, оповещения, материального обеспечения.

Органы повседневного управления РСЧС: пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Важнейшая составная часть РСЧС - ее силы и средства.

Подсистемы РСЧС создают в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий. Они состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.


Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Таких подсистем более 30. В частности, это подсистемы наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета; охраны лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации; контроля обстановки на потенциально опасных объектах на базе Госгортехнадзора России и Госатомнадзора России; сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Российской академии наук

Силы и средства наблюдения и контроля, будучи принадлежностью подсистемы РСЧС, включают в себя те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря деятельности этих сил удается предупреждать многие чрезвычайные ситуации, прогнозировать возможное возникновение таких ситуаций, оповещать об угрозе органы управления и население.

В силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования гражданской обороны, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Постоянно действующими органами управления являются:

а) на федеральном уровне – МЧС России, подразделения ФОИВ для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;

б) на региональном уровне – территориальные органы МЧС России, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ – главные управления МЧС по субъектам;

в) на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны при органах местного самоупраления;

г) на объектовом уровне – структурные подразделения организаций.

8. Органами повседневного управления единой системы являются: центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы ФОИВ; центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС по субъектам РФ, информцентры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов ФОИВ; дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований и организаций (объектов).

9. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности: аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, инструментами, материалами с учётом обеспечения АСДНР в зоне ЧС в течение 3 суток, иные службы и формирования.

10. Для приёма сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожаром, установлен единый телефонный номер – 01.

11. Органы управления и силы ЕС функционируют в трёх режимах:

а) отсутствие угрозы возникновения ЧС – режим повседневной деятельности;

б) при угрозе возникновения ЧС – режим повышенной готовности;

в) при возникновении и ликвидации ЧС – режим чрезвычайной ситуации.

В каждом режиме проводятся соответствующие мероприятия.

Ликвидация ЧС осуществляется в соответствии с установленной Правительством РФ классификацией ЧС, а именно, в случае ЧС:

а) локальной – силами и средствами органов местного самоуправления;

б) муниципальной – силами и средствами органов местного самоуправления;

в) межмуниципальной и региональной – силами и средствами исполнительной власти субъекта РФ;

г) межрегиональной и федеральной – силами и средствами субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

д) трансграничной – по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами.

Руководство силами и средствами, привлечёнными к ликвидации ЧС, осуществляют руководители работ, определённые законодательством.

Центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно – диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС РФ, информационные центры, дежурно – диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Единые дежурно – диспетчерские службы муниципальных образований;

Дежурно – диспетчерские службы организаций (объектов).

Функции и полномочия МЧС России определены Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года №1011).

На региональный центр мчс России возлагаются следующие основные задачи:

Реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории региона;

Участие в осуществлении мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Координация функционирования территориальных подсистем РСЧС в границах региона;

Осуществление в установленном порядке сбора, обработки и обмена информацией в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление в пределах своих полномочий управления силами гражданской обороны и РСЧС;

Планирование в установленном порядке применения войск гражданской обороны в соответствии с задачами, возложенными на них в мирное время;

Осуществление закупок материально – технических средств для содержания соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно - табельной потребности;

Осуществление финансирования мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также организация финансирования органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, укомплектованных военнослужащими, подчиненных соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы;

Обеспечение по вопросам, относящимся к компетенции регионального центра, проведения мероприятий по сохранению информации, составляющей государственную тайну, развитию специальной связи, защите служебной информации.

Реализация задач, возложенных на региональные центры ГОЧС, осуществляется на основании Положения о региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постоянно действующими органами управления РСЧС на территориальном уровне являются органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (министерства, главные управления ГОЧС), создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на местном уровне - управления, отделы ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления, на объектовом уровне (в организациях) – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Задачи этих органов определены Примерным положением об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления (утверждено приказом МЧС России от 16.08.2000г. №436).

Основными задачами органа управления ГОЧС на территориальном и местном уровне являются:

Реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

Поддержание боевой готовности (готовности к применению) органа управления ГОЧС и обеспечение мобилизационного развертывания вновь формируемых соединений, воинских частей войск гражданской обороны и органов управления ГОЧС.

Планирование и осуществление мероприятий гражданской обороны, мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуаций и контроль за их выполнением;

Разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (на местном уровне – нормативных правовых актов) по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и осуществление контрольных функций за состоянием гражданской обороны, надзорных и контрольных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и подготовка предложений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление в установленном порядке сбора обработки и обмена информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация своевременного оповещения и информирования населения о проведении мероприятий гражданской обороны, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Непрерывное оперативное управление в РСЧС осуществляет создаваемые на всех уровнях органы повседневного управления; пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); оперативно – дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно – диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти организаций.

Для оперативного управления в зависимости от конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления РСЧС могут создаваться нештатные органы управления – оперативные штабы и оперативные группы .

Органы управления РСЧС размещаются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.

Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:

Максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

Заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;

Оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;

сопряжением систем оповещения в связи РСЧС с соответствующими системами оповещения гражданской обороны, Министерства обороны Российской Федерации;

Заблаговременной подготовкой дублирующих органов управления;

Заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.

Управление в РСЧС обеспечивается с использованием систем связи и оповещения, которые представляют собой организационно – техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления РСЧС.

В системе связи МЧС России используется линии и каналы спутниковой, радио-, радиорелейной и проводной связи. Она строится по принципу рационального сочетания сетей общего использования и прямой связи, что позволяет более эффективно использовать единый ресурс связи, повысить ее живучесть, учесть специфические особенности связи.

С целью обеспечения управления в РСЧС создана автоматизированная информационно – управляющая система РСЧС.

Второй учебный вопрос : « Пункты управления, их назначение, оборудование, размещение и организация работы на них. Порядок работы дежурных смен, их обязанности».

Одним из основных элементов систем управления РСЧС и гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления от объекта, муниципального образования, до территориального (субъект Российской Федерации), регионального и федерального уровней управления.

Пункты управления (ПУ) РСЧС и гражданской обороны - это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми техническими средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективной работы органов управления, как в мирное время, так и в особый период.

Все ПУ можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.

Стационарные пункты управления, в свою очередь, можно разделить на:

Повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;

Запасные ПУ, необходимые для защиты органов управления от современных средств поражения и обеспечения устойчивого управления в особый период.

По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.

ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом, постоянный состав включает в себя штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной готовности в мирное время. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время на ПУ дополнительно, согласно «боевому» расписанию, разворачивается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и гражданской обороны, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС,

В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также переменного состава согласно «боевому» расписанию ПУ.

Запасные ПУ должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание, при этом, обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время в условиях нарушения централизованного электроснабжения.

Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляется к загородным запасным ПУ. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую дорожную сеть.

Узел связи такого ПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к опорным узлам связи сети связи общего пользования (филиалы ОАО «Электросвязь» - районные или городские узлы связи) и, по возможности, дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории.

С загородного ПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на старшие и взаимодействующие органы управления. Особо следует подчеркнуть необходимость обеспечения связи по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в обход системы связи административных центров и других категорированных городов. Это одно из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с загородного ПУ.

С узла связи с загородного ПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В необходимых случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.

Загородные запасные ПУ, как правило, включают в себя:

Защищенные рабочие помещения;

Узлы связи;

Помещения для аппаратуры централизованного оповещения;

Помещения спецсвязи;

Пункты приема и передачи информации;

Радиопередающий центр;

Автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;

Наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;

Места стоянки машин;

Посадочные площадки для вертолетов;

Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30%-40% от общей численности работающих.

В составе загородного ПУ обязательно создается центр оповещения, обеспечивающий управление работой системой централизованного оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио – и телевещание).

В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: главы администрации, членов КЧС и ОПБ, рабочей группы органа управления ГОЧС, представителей служб гражданской обороны представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.

Для обеспечения устойчивой и надежной работы пунктов планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи, оповещения и автоматизации. Такие периодические тренировки очень важны для отработки вопросов оперативного занятия ПУ и обеспечению его слаженной работы. Они также помогают выявлять и устранять узкие места в работе органа управления, работе всех технических систем обеспечения пункта управления.

Загородные запасные ПУ в мирное время могут быть использованы по прямому назначению в случае невозможности обеспечения управления в полном объеме непосредственно с повседневных ПУ при организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно – штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должно быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны с учетом их предназначения. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для глав администраций (руководителей гражданской обороны), членов КЧС и ОПБ и оперативных рабочих групп органа управления ГОЧС, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с подчиненными и старшими органами управления, подчиненными силами.

Подвижные пункты управления, помимо автомобильных средств, могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.

Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное управление подчиненным органами и силами при ликвидации чрезвычайной ситуации, в любом районе данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на наиболее ответственных направлениях в военное время, а также выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов управления.

В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные пункты управления можно разделить на:

Воздушные ПУ – на базе самолетов или вертолетов;

Мобильные ПУ - на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, а также других транспортных средств.

К особой группе мобильных ПУ следует ПУ на базе кузововконтейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.

На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они предназначены для управления в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.

В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава органа управления, штабной автобус для работы смены оперативной группы органа управления ГОЧС, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция, машины сопровождения. Вместо отдельной подвижной звукоусилительной станции могут использоваться мобильные громкоговорящие устройства, установленные на машинах сопровождения милиции.

Наиболее частым вариантом мобильного узла связи является мобильный узел на основе штатной комбинированной радиостанции типа Р-142 Н (Г) на базе автомобиля ГАЗ-66. в состав оборудования связи такого мобильного узла входят УКВ и КВ радиостанции, антенные устройства, полевой телефонный коммутатор, полевые телефонные аппараты и полевой телефонный кабель, полукомплект радиорелейной станции. Это оборудование обеспечивает радиосвязь в движении (десятки километров), на стоянке (до 300км), развертывание полевой телефонной сети небольшой емкости (до 10 абонентов), привязку к ближайшему узлу связи сети общего пользования. В состав штатного оборудования мобильного узла связи дополнительно могут включаться также радиостанции транкинговой сети и сотовой сети связи. Радиостанция транкинговой связи обеспечивает выход на телефонные сети общего пользования. В качестве источников питания средств связи используются штатные средства такого мобильного узла связи - бортовая сеть и бензоагрегат типа АБ-1.

В положение о ПУ, разрабатываемом для конкретных ситуаций должны быть отражены следующие вопросы:

Состав, назначение и места расположения стационарных пунктов управления;

Ответственные органы за содержание и приведение в готовность ПУ;

Состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);

Время подготовки и занятия ПУ органом управления соответствующего уровня управления;

Состав рабочих технических групп (постоянного состава), высылаемых на ПУ для их подготовки к занятию органом управления;

Периодичность проведения учебных тренировок по занятию ПУ и организации расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи;

Организация привязки ПУ к опорным узлам связи;

Задачи служб связи и оповещения гражданской обороны по подготовке и развитию систем связи по линии ПУ;

Вопросы организации работы на ПУ;

Вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ, финансирования работ по модернизации средств узлов связи, аппаратуры оповещения, технических систем жизнеобеспечения ПУ;

Состав, место расположения и районы использования подвижных ПУ;

Вопросы организации связи с ПУ;

Мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;

Вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;

Порядок предоставления донесений и обмена данными между ПУ;

При оценке состояния и организации функционирования пунктов управления основное внимание со стороны органов управления РСЧС (ГО), органов управления ГОЧС должно уделяться запасным и подвижным пунктам управления.

При этом на запасном пункте управления должно обращаться внимание на:

Техническое состояние ПУ;

Состав обслуживающего персонала (постоянного состава) ПУ;

Общие вопросы организации управления с ПУ;

Организация проводной и радиосвязи с ПУ, схемы привязки ПУ к опорным узлам связи;

Возможности обеспечения связи с ПУ в обход сети связи административных центров;

Состояние техники связи и оповещения, размещенной на узле связи ПУ;

Состояние систем жизнеобеспечения ПУ, особенно автономного источника питания;

Мероприятия по обеспечению устойчивости управления с ПУ;

Состав и организация рабочих мест расчета ПУ согласно боевому расписанию;

Общая организация работы органа управления на ПУ (время подготовки ПУ к работе и занятия его расчетом, организация обмена информацией внутри и за пределами, организация взаимодействия и др.);

Готовность к работе центра оповещения и радиовещательной аппаратной ПУ.

На ППУ – на:

Общее техническое состояние ППУ и место его размещения в повседневной готовности;

Состав и назначение элементов ППУ;

возможности ППУ по организации устойчивого управления в районах чрезвычайных ситуаций;

Состояние рабочих мест и организация работы органа управления на ППУ;

Состояние техники связи и организация связи с ППУ;

Организация передвижения ППУ к районам возможных чрезвычайных ситуаций.

Впервые вопросы защиты граждан и территорий во время военных действий или непосредственно после них наше правительство рассмотрело только после завершения Гражданской войны. Главный фактор такого изменения был напрямую связан с активным развитием авиации и увеличением потенциала нанесения ударов на тыл противника. Начиная с 1932 года этими вопросами занимались МПВО, а в 1961 году эту миссию возложили на ГО. Со временем актуальность защиты от военных действий снизилась, но начала увеличиваться угроза влияния негативных техногенных факторов и нестабильности природных сил.

Основные сведения

РСЧС - это единая система государства, занимающаяся предупреждением и ликвидацией ситуаций чрезвычайного уровня. В ее обязанности входит уберечь население и местности от ЧС техногенного, природного либо же любого другого характера. Система РСЧС является совокупностью органов управления, их сил и средств, а также организаций любого типа, которые занимаются защитой граждан от любых чрезвычайных ситуаций.

Управление

Система управления в РСЧС представляет собой целенаправленную деятельность руководства и органов управления, благодаря которым осуществляется развитие и совершенствование ее деятельности. Основой разделения системы выступает территориально-производственный принцип. Иными словами, она имеет пять уровней:

  1. Федеральный.
  2. Региональный.
  3. Территориальный.
  4. Местный.
  5. Объектовый.

Правительство страны занимается общим руководством работы РСЧС. Уровни влияют на занимается обеспечением функционирования системы и максимальной защитой населения во время любых Координирующие органы управления есть на каждом уровне системы, они постоянно находятся в действии и отвечают за постановку задач и связь, и информационное обеспечение.

Основные задачи федерального уровня

Каковы цели первого уровня системы РСЧС? Это прежде всего:

  • Построение и внедрение единой политики государственного манипулирования предупреждением и ликвидацией ЧС после аварий, катастроф и стихийных бедствий.
  • Координирование федеральных органов относительно разработки проектов и прочих действий, связанных с их деятельностью, кроме того, представление и рассмотрение этих проектов в правительстве.
  • Подготовка предложений, как лучше сформировать систему мер, позволяющих обезопасить все сферы человеческой деятельности и само население, а также территорию страны от ЧС стихийного, аварийного или катастрофического характера.
  • Должна проводиться единая техническая политика, способствующая созданию и развитию сил, а также средств, влияющих на предотвращение либо же ликвидацию ЧС.

  • Определяются основные направления развития, усовершенствования, контролируется функционирование РСЧС.
  • Организовывается разработка проектов технических и научных программ, помогающих предотвращать ситуации, способные навредить населению или территории страны.
  • Деятельность всех органов, относящихся к РСЧС, должна строго координироваться, затрагивая такие моменты, как медицинская защита граждан, социальный и правовой аспект.
  • Определяются основные направления сотрудничества стран для предотвращения возникновения

Задачи исполнительной власти федерального уровня

Цели данного уровня РСЧС - это:

  • Осуществление руководства проектами по разработке инженерно-технических и организационных мероприятий, которые способны предотвратить ЧС, увеличить надежность защиты опасных объектов, обезопасить экономику в экстренных ситуациях.
  • Участие в создании и осуществлении федеральных и научных программ, контроль за соблюдением правил и норм, а также проверка, нормально ли функционируют режимы РСЧС.
  • Обеспечение подготовки ведомственных органов к проведению необходимых действий во время ситуаций чрезвычайного характера, а также их координирование в момент работы на месте происшествия.
  • Координирование действий органов при неотложных работах во время ЧС.

  • Создание и использование резервов ведомственных органов для работ по ликвидации ситуации.
  • Осуществление мероприятий по социальной защите пострадавших от ЧС, соблюдение прав и обязанностей населения.
  • Влияние на разработку правил безопасности и норм в отраслях, защита работников и предприятий от возникновения
  • Координирование подготовительных мероприятий, обеспечение необходимыми сведениями всех сотрудников, включая руководство, о действиях при ЧС.
  • Проведение аттестации спасателей и других формирований подобного типа.

территориальных органов власти

Как и остальные структурные подразделения организации, территориальные органы власти также должны выполнять определенные задания. Каждый участок подчиняется своим нормам и правилам. Необходимые цели, которых должны достигнуть все организации, относящиеся к РСЧС, - это:

  • Управление деятельностью звеньев и подсистем РСЧС на территории, относящейся к их компетенции.
  • Участие в создании и осуществлении федеральных и научных программ.
  • Они должны участвовать в разработке и воплощении мероприятий, сопутствующих предотвращению ЧС, а также минимизации ущерба после таких ситуаций.

  • Обеспечение готовности всех управленческих органов, средств и сил к работе при возникновении ЧС.
  • Создание системы, объединяющей правовые и экономические меры, предупреждающие возможность возникновения ЧС.

Задачи местных органов власти

  • Создание фондов резервного плана, посредством которых будут осуществляться все задачи РСЧС.
  • Координация работы комиссий, осуществляющих свою деятельность на территории, подведомственной местной власти.
  • Организация взаимосвязи между комиссиями, военными и общественными организациями с представителями предприятий на соседних территориях для обмена данными и совместной работы по предотвращению и ликвидации ЧС.
  • Подготовка и повышение квалификации местного населения и специалистов РСЧС.

Основные задачи объектовых комиссий

  • Осуществление руководства над разработкой и запуском мероприятий, которые предупреждают ЧС, а также максимизация надежности защиты потенциально небезопасных объектов, режимы функционирования РСЧС и работа организаций, если возникает ЧС.
  • Организация работ по созданию и поддержанию локальных систем контроля и оповещения на объектах с потенциальной опасностью возникновения ЧС.

  • Органы управления, силы и средства для ликвидации последствий ситуаций должны находится в полной готовности, кроме того, важно, чтобы персонал смог эвакуироваться с объекта максимально быстро и без потерь.
  • Создание резервов материального и финансового характера для их использования во время ликвидации ЧС.
  • Подготовка руководства сил и персонала к действиям во время ЧС.

Руководство РСЧС

В основном руководящий состав состоит из заместителей руководителей органов власти, местного самоуправления, а также организаций, занимающихся гражданской обороной, предотвращением и ликвидацией ситуаций чрезвычайного характера. Оперативное, непрерывное управление РСЧС обеспечивается созданием органов повседневного управления на всех уровнях системы. При необходимости создают оперативные группы и штабы.

Они должны быть обеспечены связью, возможностью оповестить других, обрабатывать и передавать необходимые информационные данные. Чтобы управлять системой, используются все возможные средства связи на территории страны, на данный момент создана автоматизированная система оповещения, позволяющая максимально быстро среагировать на возникновение проблемы.

Все органы управления на каждом из уровней подразделяются на координационные, постоянно действующие и органы повседневного управления.

Координационными органами единой системы являются:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

на межрегиональном уровне (в пределах соответствующего федерального округа) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет, в установленном порядке, полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;

на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образована для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

Она осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованными организациями и общественными объединениями, а также с соответствующими международными и межправительственными организациями.

Основными задачами Комиссии являются:

координация деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.

Председателем Комиссии является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который руководит деятельностью Комиссии и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями (Рис.2.2.).

Рис.2.2. Структура комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований, организаций.

В состав комиссий входят: заместители руководителей, должностные лица администрации, начальники органов управления (работники) ГОЧС; руководители отраслей и служб; ведущие специалисты отраслей экономики; представители военного командования; руководители крупных организаций в муниципальных образованиях.

В составе КЧС и ПБ по определенным направлениям могут создаваться подкомиссии или рабочие группы для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций связанных с подтоплением, паводком, другими стихийными бедствиями и эпидемиями сельскохозяйственных животных, а также на транспорте, на промышленных, энергетических объектах, газо-,нефте-,продуктопроводах, на объектах жилищно-коммунального хозяйства, мостах, виадуках, строительно-монтажных комплексах и др.

Для организации информирования населения, при КЧС и ПБ от муниципального и выше уровней, создаются информационные группы под председательством руководителей телевизионных и радиовещательных компаний.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

координация деятельности органов управления и сил единой системы;

обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

На соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности могут быть возложены и иные задачи решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:

территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (ГУ МЧС России);

государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС);

спасательные воинские формирования;

государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России (ГИМС);

аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Основными задачами МЧС России в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера являются:

выработка и реализация государственной политики в области, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

осуществление деятельности по организации и экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществлению мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

МЧС России возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.

Между МЧС России и Правительствами субъектов Российской Федерации заключены соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, утвержденные­ постановлениями Правительства Российской Федерации

на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) предназначается для осуществления задач и функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональный центр МЧС России осуществляет в установленном порядке руководство спасательными воинскими формированиями, подразделениями государственной противопожарной службы МЧС России, поисково-спасательными подразделениями, иными подразделениями и организациями МЧС России, непосредственно подчиненными региональному центру МЧС России, а также главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах своих полномочий.

Региональный центр МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и организациями.

Структура и штатное расписание регионального центра МЧС России утверждаются Министром.

Основными задачами регионального центра МЧС России являются:

реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление в пределах своей компетенции управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление в пределах своей компетенции надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление в пределах своей компетенции деятельности по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях федерального уровня.

на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации).

Главное управление МЧС России по субъектам Российской Федерации - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации входит в систему МЧС России и подчиняется Министру.

Общее руководство деятельностью Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации в пределах полномочий, установленных МЧС России, осуществляет в установленном порядке региональный центр.

Основными задачами Главного управления МЧС России являются:

реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации в пределах установленных полномочий;

осуществление управления в пределах своей компетенции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление деятельности в пределах своей компетенции по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации.

на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Структуру, состав и задачи, а также порядок функционирования определяет руководитель муниципального образования.

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Структуру, состав и задачи, а также порядок функционирования определяет руководитель организации.

Организация и функционирование, компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления основывается на требованиях Положений разрабатываемых для них.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы.

Федеральное государственное бюджетное учреждение - Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) сформирован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2008 года № 1515. Он является органом повседневного управления РСЧС и предназначен для обеспечения деятельности МЧС России по управлению в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управления в установленном порядке, деятельностью федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в рамках РСЧС.

Основные задачи:

контроль наличия и готовности сил и средств оперативного реагирования МЧС России к действиям при чрезвычайных ситуациях мирного и военного характера;

обеспечение устойчивого и оперативного управления силами и средствами РСЧС в ходе выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

анализ информации, поступающей, от функциональных и территориальных подсистем, подготовка на его основе предложений по применению сил и средств РСЧС и, совместно с Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера («Антистихия»), прогнозов возникновения и развития чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера;

обеспечение оповещения и информирования органов управления и сил РСЧС о чрезвычайных ситуациях;

обеспечение в рамках РСЧС информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, объектами сети мониторинга опасных процессов и явлений, а также соответствующими силами постоянной готовности;

сбор и обработка информации в области гражданской обороны, обеспечение непрерывного управления силами и средствами гражданской обороны при переходе с мирного на военное время, в том числе передача сигналов о приведении системы гражданской обороны в соответствующие степени готовности;

обеспечение оповещения и информирования населения через средства массовой информации и по другим каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, пожарах, мерах по обеспечению безопасности, приёмах и способах защиты, а также пропаганды в области гражданской защиты;

обеспечение в установленном порядке методического руководства МЧС федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении состава, размещения и оснащения сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС, при создании и обеспечении готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях;

обеспечение поддержки международных гуманитарных проектов, программ, операций, выработки согласованных действий органов повседневного управления Международной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств СНГ и проведения совместных тренировок органов управления;

организация подготовки и обучения специалистов для несения оперативной службы, разработка нормативных и методических документов по организации несения оперативной службы на всех уровнях управления РСЧС;

обеспечение взаимодействия со средствами массовой информации;

обеспечение защиты государственной тайны;

обеспечение деятельности экспертов в ходе выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) региональных центров.

Центр управления в кризисных ситуациях регионального центра является органом повседневного управления РСЧС на межрегиональном уровне, осуществляющим оперативное управление дежурными силами и средствами в системе МЧС России, сбор и обработку информации о чрезвычайных ситуациях и о ходе проведения аварийно-спасательных работ при их ликвидации.

Основные задачи ЦУКС РЦ МЧС России:

обеспечение устойчивого, непрерывного и оперативного управления дежурными силами и средствами в системе МЧС России;

оповещение в установленном порядке руководства регионального центра, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации федерального округа, спасательных воинских формирований постоянной готовности и регионального поисково-спасательного отряда об опасностях, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

сбор, обработка, анализ и обмен оперативной информацией об угрозе или фактах возникновения чрезвычайных ситуаций и ходе проведения аварийно-спасательных работ при их ликвидации в соответствии с Порядком организации информационного обмена, учет и обобщение оперативной обстановки, а также ведение статистических данных;

мониторинг событий, происшествий, чрезвычайных ситуаций, подготовка прогноза их возникновения и развития для своевременного принятия мер по недопущению нарастания угроз;

подготовка сведений для проведения информирования (оповещения) населения о происшествиях, угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

обеспечение выполнения мероприятий по созданию, развитию и устойчивому функционированию автоматизированной информационно-управляющей системы (далее - АИУС) РСЧС по вопросам, относящимся к компетенции ЦУКС;

координация деятельности органов повседневного управления регионального уровня РСЧС.

на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Основные задачи ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ (в перспективе ЦУКС субъекта РФ):

обеспечение устойчивого, непрерывного и оперативного управления дежурными силами и средствами на подведомственной территории;

оповещение руководства, начальников и руководителей разных уровней (региональных центров, ГУ МЧС России по субъекту РФ, спасательных центров, руководителей организаций МЧС) о чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, об угрозе нападения вероятного противника, применении им оружия массового поражения;

координация деятельности оперативных служб РСЧС при ликвидации чрезвычайной ситуации;

сбор и обработка оперативной информации о фактах или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и в ходе проведения АСДНР;

обеспечение выполнения мероприятий по созданию, развитию и устойчивому функционированию автоматизированной информационно – управляющей системы (АИУС);

материальное и информационно-техническое обеспечение работы оперативного штаба по управлению в кризисных ситуациях;

информационно-техническое обеспечение ЗПУ МЧС России.

на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований;

Единая дежурно-диспетчерская служба – орган повседневного управления муниципального образования предназначена для координации совместных действий дежурно-диспетчерских служб (ДДС) различной ведомственной принадлежности, повышения готовности администрации и служб муниципального образования к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.

Основные задачи ЕДДС :

прием от населения и организаций сообщений, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС, анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до дежурных диспетчерских служб (ДДС), в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

сбор от служб контроля и наблюдения муниципального образования (систем мониторинга) результатов контроля и наблюдения и доведение до дежурно – диспетчерских служб полученной информации об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах по её ликвидации;

сбор, обработка и анализ данных о чрезвычайной ситуации, определение ее масштаба и уточнение состава сил, привлекаемых для реагирования на чрезвычайную ситуацию;

оповещение о переводе в высшие режимы функционирования объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ);

обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации, выработка предложений и принятие решений (в пределах полномочий установленных вышестоящими органами управления); представление докладов (донесений), доведение задач, поставленных вышестоящими органами до подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

обобщение информации (за сутки дежурства) и представление соответствующих докладов.

на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций (объектов).

Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Для оперативного управления мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций в зависимости от её характера и масштабов могут создаваться нештатные органы управления:

оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОШ ЛЧС);

оперативные группы (ОГ);

оперативная дежурная смена (ОДС).

Оперативный штаб является нештатным структурным подразделением и может создаваться на всех уровнях реагирования на период ликвидации чрезвычайной ситуации.

Развертывание ОШ ЛЧС осуществляется при возникновении чрезвычайной ситуации, с вводом режима «чрезвычайной ситуации».

Состав и положение об оперативном штабе разрабатывается соответствующими руководителями органов управления.

Помимо оперативного штаба могут создаваться оперативные группы из состава КЧС и ПБ, а также постоянно действующих органов управления.

Оперативная группа создается для принятия оперативных мер на месте возникновения чрезвычайной ситуации, организации работ по их ликвидации, а также своевременного представления докладов руководству соответствующего звена управления РСЧС о складывающейся обстановке и принимаемых мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Оперативная дежурная смена (ОДС) создаётся начальником ЦУКС из личного состава подразделений центра управления в кризисных ситуациях. Руководит ОДС старший оперативной дежурной смены.

Таким образом, существующая многоуровневая система органов управления РСЧС, призвана обеспечить оперативное реагирование и эффективное решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера. Она постоянно совершенствуется с учётом разделения полномочий и необходимости повышения оперативности в решении задач защиты.


Координационными органами РСЧС являются:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

на территориальном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на федеральном уровне – МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);

на территориальном и местном уровнях – соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

на объектовом уровне - структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органами повседневного управления единой системы являются:

Центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

Центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вопрос 3.

Структура и основные функции ГО, РСЧС, государственной противопожарной службы МЧС России и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
МЧС России – федеральный орган управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с Положением «О министерстве российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В систему МЧС России входят:

Центральный аппарат;

Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

Государственная противопожарная служба МЧС России;

Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России;

Аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Основными задачами МЧС России являются:

Выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

Организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

Осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

Осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

Осуществление выработки и реализации государственной политики, а также нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

Организует работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасанию людей при этих чрезвычайных ситуациях;

Организует предупреждение и тушение пожаров;

Организует поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

Организует информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

Организует подготовку в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов.

В пределах своей компетенции МЧС России:

Издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

Создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учреждения, находящиеся в ведении МЧС России;

Создает межведомственные координационные и совещательные органы (комиссии, группы) на представительской основе, а также иные коллегиальные органы (научные, научно-технические, методологические и другие) для обсуждения актуальных вопросов деятельности МЧС России;

Проводит в установленном порядке проверки готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны;

Осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Имеет оборудованные специальными сигналами и средствами связи воздушные, морские и речные суда, специальные транспортные средства с утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками и окраской;

Осуществляет в установленном порядке деятельность за рубежом;

Осуществляет в установленном порядке государственный пожарный надзор и государственный надзор в области гражданской обороны за соблюдением соответствующих требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства;

Проводит в установленном порядке проверки реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является МЧС России;

Осуществляет в установленном порядке функции по управлению государственным имуществом;

Является главным распорядителем средств федерального бюджета;

Запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России, от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, при необходимости для осуществления отдельных работ привлекает специалистов иных федеральных органов исполнительной власти и организаций;

Заключает в установленном порядке с международными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи.

Структура и основные функции ГО

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства, при этом подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В «Основах единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2012 года» определено, что гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:

Выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения. При этом основное внимание должно уделяться готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия;

Принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

В мирное время основными задачами гражданской обороны являются создание органов управления гражданской обороны, подготовка сил гражданской обороны, обучение населения, поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты, планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий гражданской обороны, создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС.

В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) основной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления и сил гражданской обороны к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - к переводу на работу в условиях военного времени.

В военное время основными задачами гражданской обороны являются проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе оружия массового поражения.

Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны должно осуществляться всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Организационную основу гражданской обороны составляют органы, осуществляющие управление гражданской обороной, силы и средства гражданской обороны различных органов власти, местных административно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).

Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Важнейшей особенностью является централизованное руководство гражданской обороной на основе использования принципа единоначалия при осуществлении ее мероприятий. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет МЧС России

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руко­водители.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осу­ществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителе органов местного самоуправления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Указанные органы созданы в федеральных органах исполнительной власти и в организациях.

Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России, которое создает территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением, по решению их руководите­лей, создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

В организациях органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Силы гражданской обороны включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, а также нештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Для решения задач в области гражданской обороны привлека­ются, в соответствии с законодательством Российской Федера­ции, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.

Основная часть сил гражданской обороны - нештатные аварийно-спасательные формирования, которые создаются, прежде всего в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Они предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны.

Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время.