Права, свободы, законные интересы личности. Свободы и законные интересы личности

Законный интерес - это юридическое дозволение, гарантированное государством. Оно выражено в стремлении лица пользоваться определенным социальным благом, а в ряде случаев обращаться к компетентным инстанциям за защитой для удовлетворения своих нужд, не противоречащих общественным потребностям. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет законный интерес: понятие, признаки, виды.

Общие сведения

В истории юриспруденции было несколько ученых, изучавших законный интерес. Понятие, признаки, виды дозволений одним из первых исследовал Шерщеневич. В своем труде он указывал на то, что люди выработали привычку отстаивать свои юридические возможности, восставать против их нарушения, проявлять недоброжелательное отношение к виновным в этом лицам. Соответственно, сами граждане стараются не выходить за пределы своих прав.

Субъективное право и законный интерес: разница

Заслуживает внимания следующая точка зрения. Ее выдвинул Гамбаров. В частности, он писал, что один интерес и обеспечение его защиты не дают полного представления о субъективном праве. В обоснование он приводил следующее. Не для всех интересов предусматривается защита и не все они ведут к праву. Аналогичную мысль высказал и Рождественский. Он отметил, что если охрана интересов имеет место, то из этого не всегда следует возникновение субъективного права. В советское время ученые также разделяли данные категории.

К примеру, Загряцков указывал, что нарушение не только права гражданина, но и его законного интереса может являться основанием для начала административного производства. Позже законный интерес был выделен в обособленную категорию Рясенцевым. Свое мнение он основывал на статьях Основ гражданского судебного производства. Вывод о возможности защищать не только права, но и интересы потерпевших, исходил из ст. 2 и 6. Наиболее остро вопрос был поставлен Ремневым. Он указывал на то, что законный интерес и субъективное право – это не одно и то же. Сущность последнего, по мнению Ремнева, состоит в гарантированной возможности человека совершать конкретные действия. Удовлетворение интересов ограничивается объективными в первую очередь экономическими условиями. Это один из моментов, в котором данные категории не совпадают по степени материальной обеспеченности и гарантированности.

Законный интерес: понятие, признаки, виды (ТГП)

Рассматриваемую категорию не следует отождествлять с выгодой. Равно как и нельзя утверждать, что только процессуальная норма может обеспечить законный интерес. Понятие включает в себя множество элементов, каждый из которых может гарантироваться теми либо иными средствами и способами, юридическими актами и институтами. При этом они могут иметь как процессуальный, так и материальный характер. Законный интерес формируется из следующих стремлений:


Структура рассматриваемой категории заключается во внутренней связи данных элементов, их организации, того либо другого способа соединения. Стремление лица пользоваться благом находится на более высоком уровне, возникает первым. После него при необходимости появляется стремление обратиться за защитой. Законные интересы классифицируются по разным основаниям. В зависимости от принадлежности, они могут быть гражданскими, государственными муниципальными, общественными, коммерческими и так далее. Первые, в свою очередь, разделяются на законные интересы члена семьи, потребителя и пр.

Проводится классификация и по отраслевой распространенности. Так, существует конституционный законный интерес (пример: стремление к повышению общественного благосостояния, улучшению системы здравоохранения и пр.), гражданский, уголовно-процессуальный и так далее. Ученые проводят также разделение в зависимости от уровня. Законный интерес может быть общим (участника процесса в вынесении обоснованного решения) и частным (гражданина в определении конкретных фактов, подтверждающих его невиновность). В зависимости от характера выделяют дозволения имущественные и неимущественные. К первым относят законный интерес в качественном и полном удовлетворении нужд в области бытового обслуживания, ко вторым – стремление обвиняемого встретиться со своими близкими.

Специфика

Рассматривая законный интерес, понятие, признаки существующих дозволений, необходимо отметить ряд отличительных черт. Рассматриваемый институт:


Сущность

Если юридическая дозволенность не нуждается в необходимом правовом поведении иных лиц как в инструменте обеспечения, то она возводится в категорию законного интереса. Его можно считать определенной возможностью, имеющей преимущественно фактический, социальный, но не нормативный характер. Он выражает разрешенность конкретных действий. Суть законного интереса заключается в простой дозволенности определенной модели поведения. Поэтому его можно представить как своеобразную "усеченную юридическую возможность".

Взаимосвязь с обязанностью

Законный интерес позволяет субъекту пользоваться определенным благом, но без конкретных границ разрешенного поведения и возможности требовать от других тех или иных действий. Такая конкретизация отсутствует ввиду того, что ему не соответствует четкая обязанность. В субъективном праве, напротив, она жестко зафиксирована. Обязанность в этом случае позволяет ликвидировать препятствия, которые возникают на пути реализации юридической возможности. При осуществлении законного интереса она не участвует в нейтрализации возникающих помех. Как писал Коркунов, дозволение для одного не является обязанностью для другого. Разрешенное действие может стать правом в том случае, если будут сформулированы запреты на совершение всех препятствующих поведенческих актов. Соответственно, при таких условиях будет установлена и обязанность.

Исследователи выделяют экономическую, количественную и качественную причины существования законного интереса. Соответственно, специалисты называют и одноименные критерии отграничения рассматриваемого института от такой категории, как юридическая возможность. В законном интересе опосредуются только те стремления, которые нельзя обеспечить финансово, материально. В этом состоит экономический критерий. Количественный признак заключается в том, что законный интерес опосредует стремления, которые нормами не переведены в юридические возможности вследствие быстрого развития общественных отношений. Они не могут быть типизированы ввиду их случайности, индивидуальности, редкости. Качественный признак указывает на то, что законный интерес отражает менее существенные и значимые стремления и потребности. Все это говорит о том, что причины, обуславливающие существование рассматриваемого института, достаточно сложны. Нередко их нельзя установить сразу, определить связь между ними, выделить ключевую из них. В тот или иной период главным критерием может стать любой из указанных выше. В этой связи выявлять их необходимо в каждом конкретном случае.

Определенность и конкретность

Кроме указанных выше критериев, существуют и прочие признаки, характеризующие законный интерес. Так, например, юридические возможности формально закрепляются в нормах. Соответственно, они имеют четкую юридическую систему. Законные интересы в основном не отражаются в правовых актах, не обеспечиваются конкретными нормативными предписаниями. Пределы возможностей конкретного лица, таким образом, четко не регламентируются – они исходят из комплекса юридических положений, принципов, дефиниций.

Степень гарантированности и опосредованности стремлений

Законный интерес обладает, в сравнении с субъективным правом, меньшим уровнем обеспеченности. Эти категории являются отличными друг от друга путями удовлетворения потребностей и запросов. Законный интерес считается не основным, однако зачастую не менее важным способом. В сравнении с юридической возможностью, он стоит на нижней ступени реализации стремлений. Это обуславливается более насыщенным нормативным содержанием субъективного права. Оно обладает большей стимулирующей силой. В субъективном праве отражаются наиболее значимые законные интересы, жизненно важные для граждан. Для их реализации предусматривается нормативная возможность. Для осуществления законных интересов правовые положение ее не устанавливают.

Сфера распространения

В ряде случаев действительно законные интересы могут проникнуть в такие области, в которые не может углубиться субъективное право. Это объясняется наличием определенных границ распространения последнего. Например, невозможно опосредовать в субъективное право единожды и навсегда интерес супруга в приобретении большей части имущества при разделении совместной собственности или рабочего в предоставлении ему отпускных дней только в летний период и так далее. В такие сферы могут проникнуть только юридические дозволения. Законный интерес регулирует ту или иную область посредством собственных механизмов, учитывая особенности отношений и ситуаций.

Дополнительно

В юридических изданиях высказывается точка зрения, в соответствии с которой дифференцируют законный интерес и охраняемый законом интерес. Такого мнения, в частности, придерживается Шайкенов. Он указывает на то, что каждый интерес, который выражен в праве, находится под законодательной защитой, в этой связи верным будет рассмотрение их как охраняемых. Существуют стремления и дозволения, которые находятся в сфере нормативного регулирования, но не обеспечены юридическими возможностями. Их, по мнению автора, следует именовать как законные интересы. Однако данную точку зрения не разделяют многие эксперты. Исходя из смысла многих нормативных статей, можно заключить, что понятия законный интерес и интерес, охраняемый законом, не разделяются, а используются в качестве синонимов.


"Законные интересы как элемент правового статуса личности"

Введение

Понятие и сущность категории "законные интересы"

Законные интересы как элемент правового статуса личности

Пути совершенствования правового обеспечения законных интересов личности

Заключение


Введение

Актуальность темы исследования. В современный период интенсивного развития общества законные интересы позволяют удовлетворять и защищать в юридически-легитимном порядке многие вновь появившиеся интересы, которые прямо не закреплены как права и свободы человека и гражданина. Таким образом, законные интересы расширяют правовые возможности личности, обогащают правовой статус человека и гражданина, и, на наш взгляд, занимают важнейшее место наряду с основными правами человека, не только в жизни российского государства и общества, но и в юридической науке. Как реальное явление и как юридическое понятие категорию "законные интересы" в качестве самостоятельного объекта правовой защиты породила сама жизнь. Понятие "законный интерес" не является чем-то случайным, оно имеет под собой реальную основу и используется в целях дополнительного обеспечения разнообразных нужд и запросов граждан.

Целью курсовой работы является рассмотрение законных интересов как элемента правового статуса личности.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие и сущность категории "законные интересы";

дать характеристику законных интересов как элемента конституционного статуса личности;

предложить пути совершенствования правового обеспечения законных интересов личности.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым обеспечением интересов личности.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, постановления Конституционного Суда РФ, касающиеся вопросов обеспечения прав, свобод и законных интересов личности.

Теоретической основой исследования явились работы С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.А. Бобровой, Н.А. Богдановой, Н.С. Бондаря, Л.Д. Воеводина, Л.И. Глухаревой, Т.Д. Зражевской, А.Н. Кокотова, Г.Н. Комковой, И.А. Кравца, В.А. Кряжкова, О.Е. Кутафина и многих других.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие и сущность категории "законные интересы"

Изучение интереса как социального явления - задача общей теории интереса.

Вопросы же исследования правовой категории "законный интерес" в ее соотношении с другими правовыми категориями должны рассматриваться и в теории права, и отраслевыми правовыми науками.

Итак, обратимся к этимологии слова "интерес". Латинское словосочетание inter esse означает "находиться между чем-нибудь", "различаться", "иметь важное значение". Это словосочетание преобразовалось в юридический термин interesse, использовавшийся римскими юристами для названия платы, начислявшейся в виде процентов за предоставление займа. Во второй половине XIII в. термин римского права interesse был использован канонистами - создателями системы западноевропейского канонического права. Цель использования данного термина состояла в разграничении законной платы за предоставление займа и греха ростовщичества.Из канонического права термин перекочевал в немецкий язык - возникло слово Interesse в значении "польза, выгода". В русский язык слово "интерес" пришло из немецкого языка в начале XVIII в. Считается, что впервые его употребил Петр I в 1703 году.

В настоящее время в рассматриваемое понятие вкладываются следующие значения:

) особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять;

) занимательность, значительность;

) нужды, потребности;

) выгода, корысть (разг.).

В результате установления правовых норм, субъекты общественных отношений для реализации своих интересов приобретают правовые средства в виде наделения их статусом участников правоотношений и возможностью реализации субъективных прав и обязанностей. Но, во-первых, далеко не все интересы находят отражение в правовой регламентации.

Употребление в текстах нормативно-правовых актов формулировки "права и законные интересы граждан" говорит о том, что закон признает два самостоятельных правовых средства обеспечения интересов субъектов - "права" и "законные интересы". При этом если наличие прав у конкретных участников правоотношений вытекает непосредственно из текста той или иной нормы, то законные интересы являются "завуалированным" правовым феноменом, упоминание о котором в различных документах не дает четкого понятия о том, что же это такое.

Однако, несмотря на широкое употребление термина "законные интересы" в нормативно-правовых актах, законодатель не разъясняет его. Нет никаких указаний на этот счет и со стороны других государственных органов. Отсутствуют и пояснения высших судебных инстанций по этому вопросу. Более того, в правовой науке нет единого подхода к определению данной категории. Понятно, что рассмотреть все работы, так или иначе затрагивающие этот вопрос, не представляется возможным, поэтому мы остановимся на ключевых, принципиальных моментах, которые были связаны с исследованием категории законных интересов в отечественной юридической науке.

Законные интересы - это не просто разновидность интересов как общенаучной категории, это своеобразный, многогранный синтез права и интереса, юридическая конструкция - правовое средство обеспечения интересов личности, обладающее регулятивными свойствами.

Законный интерес - это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством юридическое дозволение реализации стремлений субъекта к удовлетворению определенных потребностей.

законные интересы обеспечивают реализацию лишь тех стремлений личности, которые так или иначе находятся в сфере правового регулирования;

законные интересы вытекают из субъективных прав, ими зачастую порождаются и обуславливаются;

законные интересы - это юридическая конструкция, правовое средство обеспечения интересов личности, обладающее регулятивными свойствами;

законные интересы - это дозволение правомерного поведения. При этом законные интересы не устанавливают конкретную меру и способы поведения.

Пределы проявления законных интересов очерчиваются правовыми установлениями;

законные интересы обладают некоторыми качествами правовой возможности, гарантированной государством лишь в определенной мере.

В отдельных случаях юридическая обязанность способствует реализации законных интересов, не атрибутивно противостоя им. То есть обязанность, устанавливая определенные рамки поведению одних субъектов, позволяет гарантировать права других и производные от них законные интepecы.

Общие гарантии существования законных интересов воплощены в реальную возможность обратиться к государству за их защитой в случае действительной необходимости.

По вопросу содержания законного интереса в науке также существуют различные точки зрения. Так, одни авторы считают, что у законного интереса нет двухуровневого содержания, так как данная правовая категория не имеет в своем составе каких-либо правомочий. Они появляются только при возникновении охранительного правоотношения, когда законный интерес уже нарушен.

Следовательно, содержание охраняемого законом интереса ограничивается только фактическим интересом.

Законному интересу корреспондирует общая обязанность всех участников каких - либо правоотношений не мешать заинтересованному лицу пытаться использовать возможность для реализации своего интереса.

В отдельных случаях юридическая обязанность способствует реализации законных интересов, не атрибутивно противостоя им. То есть обязанность, устанавливая определенные рамки поведению одних субъектов, позволяет гарантировать права других и производные от них законные интересы.

2. Законные интересы как элемент правового статуса личности

Реализация основных прав личности (и, соответственно, связанных с ними законных интересов) - это процесс их материализации, в ходе которого происходит получение каждым того блага, которое составляет содержание права (или законного интереса).

Специфика же непосредственно категории законных интересов обуславливает и особенности их реализации.

Реализация права - перевод норм права в правомерное поведение субъектов в форме использования принадлежащих им прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей адресатов права, достижения его (права) цели.

Что касается законных интересов, то их реализация предполагает лишь совершение действий, направленных на пользование определенным благом.

Специфика законного интереса заключается в том, что он не обеспечен конкретной обязанностью. Соответственно, у носителя законного интереса нет правомочия требовать соответствующего поведения от других лиц. Однако, любой законный интерес реализуется путем вступления субъекта - носителя интереса в правоотношения, что означает зависимость реализации законного интереса от действий других лиц. При этом, в случае невозможности удовлетворения законных интересов своими действиями и бездействии лиц, которые могут реализовать интерес носителя, а также препятствий в осуществлении законного интереса со стороны третьих лиц или государства возможно использование какой-либо формы защиты.

Законные интересы в большинстве своем не гарантированы конкретно в нормах объективного права, а в конституционно-правовом контексте, нормами Конституции, а обеспечиваются только их общим смыслом, соответственно и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений по недопущению нарушения законных интересов и их защите конкретно законодательно не определены. Более того, смысл, который вкладывается в понятие "нарушение законных интересов", отличен от смысла, который несет понятие "нарушение основных прав", и подразумевает под собой, на наш взгляд, совершение действий или бездействие, препятствующее реализации законных интересов, то есть действиям, направленным на пользование определенным благом, о чем более подробно будет сказано далее. Соблюдение законных интересов соответственно также не соответствует по смыслу, который обычно вкладывается в выражение "соблюдение прав", и подразумевает воздержание от совершения действий (бездействия), препятствующих реализации законных интересов. В конституционно-правовом контексте это во многом касается правотворческой деятельности. То есть, в данном случае, нарушением законных интересов будет принятие нормативного акта, создающего препятствия реализации законных интересов значительного числа лиц.

Уровень материальной обеспеченности человека, его достаток, влияет на характер, направленность и способы реализации законных интересов, а, деятельность государства в лице компетентных органов, направленные на содействие реализации законных интересов, требует наличия достаточной финансовой базы.

Таким образом, экономические гарантии реализации законных интересов являются достаточно комплексным фактором, содействующим их осуществлению.

Безусловно, нельзя не отметить, что в ситуации, когда государство не всегда в состоянии создать материальную базу для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию даже основных прав граждан, экономическая гарантированность реализации законных интересов практически отсутствует.

Политические гарантии связаны с существующим политическим строем.

К их числу необходимо отнести следующие основные условия, по сути, составляющие основы конституционного строя России: демократическое, правовое и социальное государство (ст. 1, ст. 7 Конституции РФ), суверенитет народа и представительство интересов общества в работе законодательных органов различных уровней (ст. 3, ст. 32 Конституции РФ), разделение властей (ст. 10 Конституции РФ), плюрализм и многопартийность (ст. 13 Конституции РФ), свобода слова (ст. 29 Конституции РФ) и т.п.

Политические гарантии, вне всякого сомнения, создают надлежащую атмосферу, которая способствует реализации законных интересов, влияет на методы управления последними, на степень и способы их охраны и защиты.

Идеологические гарантии определяют то, как в государстве будет определяться отношение к правам и законным интересам человека. От этого зависит будет ли у человека вообще возникать желание защищать свои права и законные интересы в надежде на справедливость.

Конституционные гарантии основных прав можно рассматривать как косвенные гарантии законных интересов. Существуют различные классификации конституционных гарантий основных прав.

Наиболее важной гарантией реализации законных интересов является то, что они признаются законодателем самостоятельным объектом правовой охраны.

Это положение подкрепляется рядом нормативных актов, а также следует и непосредственно из конституционных норм, в тексте которых категория "законные интересы" употребляется наряду с правами человека и гражданина.

В настоящее время, в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность министерств, комиссий и служб, касающуюся вопросов контроля, отражена возможность контроля за соблюдением прав и свобод человека, за улучшением деятельности подчиненных подразделений по обеспечению основных прав человека. Упоминания непосредственно о законных интересах в указанных нормативно-правовых актах нами не обнаружено.

При этом, ведомственный контроль обладает наибольшими возможностями по непосредственному воздействию на процесс реализации как основных прав, так и законных интересов. Так, в отношении основных прав, вышестоящий орган, осуществляющий контроль, в случае обнаружения нарушений прав человека, допущенных подчиненным органом, может изменить или отменить акты этого органа, вмешаться в оперативную деятельность, принять конкретные меры для восстановления нарушенного права или пресечения противоправных действий должностного лица. Но это уже об ответственности.

Контрольные функции центральных ведомств реализуются различными их подразделениями: коллегиями, управлениями и отделами. В процессе ведомственного контроля проверяется исполнение законодательных актов, ведомственных приказов и инструкций, оказывается практическая помощь в реализации прав граждан, своевременно выявляются и предупреждаются нарушения основных прав.

Представляется целесообразным, при разработке нормативных актов, регулирующих деятельность ведомственных структур, отражать необходимость осуществления деятельности по обеспечению не только прав и свобод личности, но и ее законных интересов.

Таким образом, можно сделать вывод, что, существуют общие (экономические, политические, идеологические и социальные гарантии законных интересов).


. Пути совершенствования правового обеспечения законных интересов личности

В юридической науке существует относительно устоявшееся понимание механизма правового регулирования как системы правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Для реального формирования эффективного законодательного процесса, обеспечивающего оптимальную реализацию законных интересов личности, необходимо, на наш взгляд, в первую очередь решение следующих проблем, существующих на уровне нормативно-правового регулирования в сфере реализации законных интересов личности:

Отсутствие единства законодательной системы и, как следствие, принятие нормативных правовых актов, нарушающих законные интересы личности или значительного числа лиц.

Причинами, обуславливающими возникновение противоречий, конфликтов и коллизий в законодательной системе, создающими препятствия реализации законных интересов, могут быть и такие объективные причины, как: сложившийся переходный характер российского общества и государства; сложный характер российского общества, что, в свою очередь, обуславливает сложность законодательной системы; неразвитость эффективного механизма правотворческой деятельности, и такие субъективные причины, как: неразвитость правового сознания, правовой культуры, низкий уровень позитивной ответственности.

Как свидетельствует практика, нередко борьба вокруг законопроектов порождается не столько стремлением найти и выбрать наилучший вариант, сколько интересами фракций и узких групп депутатов, региональных элит. Сказывается негативное лоббистское давление ведомств и финансовых структур. В итоге подобного дисбаланса интересов вовремя не решаются актуальные государственные задачи, а законодательство развивается неритмично и противоречиво, с принятием неконституционных нормативных актов и нормативных актов, противоречащих положениям, имеющим высшую юридическую силу, что часто создает препятствия реализации законных интересов значительного числа лиц.

Отсутствие единого понятия законных интересов. Как уже отмечалось, несмотря на широкое употребление термина "законные интересы" в нормативно-правовых актах, законодатель не разъясняет его.

Отсутствуют и пояснения высших судебных инстанций по этому вопросу. Более того, в правовой науке нет единого подхода к определению данной категории.

В значительной степени этот термин используется интуитивно и понимается произвольно, на основании сложившейся в обыденном языке традиции, что, безусловно, не способствует эффективному и справедливому осуществлению законных интересов.

Отсутствие законодательной регламентации конституционно-правового механизма обеспечения законных интересов.

Дело в том, что, несмотря на то, что законные интересы напрямую законодательно не закреплены, все же, основой их обеспечения и эффективной реализации является закон, формирующий, во-первых, сам объект обеспечения, во-вторых, правовое пространство, в пределах которого осуществляется деятельность государственных и негосударственных структур по обеспечению законных интересов, в-третьих, направления, институлизации этой деятельности, формы, методы и правовые средства ее реализации.

Отсутствие законодательно закрепленной концепции конституционно-правовой ответственности за нарушение законных интересов личности.

Как уже отмечалось, не существует не только законодательно закрепленного, но и доктринально определенного подхода к институту конституционно-правовой ответственности. Состав конституционно-правового деликта зачастую не имеет полной формулировки в законодательстве. Отдельные его элементы выводятся только путем толкования.

Обозначив проблемы, существующие на уровне нормативно- правового регулирования в сфере реализации законных интересов, обозначим проблемы, существующих в сфере правоприменения. При этом, еще раз подчеркнем, что правотворчество и правоприменение - это две взаимосвязанные стороны одного процесса. И, соответственно, перечисленные проблемы, существующие в сфере нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения реализации законных интересов личности и проблемы, возникающие в процессе применения нормативных установлений, взаимообусловлены и взаимозависимы.

Сегодня, как показывает практика, наибольший вред интересам граждан наносится неконституционной деятельностью государственных органов и должностных лиц, препятствующих прямому действию Конституции.

В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ впервые закреплен принцип прямого действия конституционных норм, что предполагает непосредственное регулирование ими возникающих общественных отношений. Однако, на пути реального применения данного принципа на практике встают многочисленные проблемы:

во-первых, многие конституционные нормы носят такой абстрактный характер, что гражданин и суд не в состоянии применять их при решении конкретного дела.

во-вторых, в нормах Конституции РФ содержатся ограничения и оговорки, предусматривающие необходимость дополнительного правового регулирования, а государственные органы и должностные лица в такой ситуации придерживаются позиции, что если дополнительное регулирование отсутствует, то реализация данного права невозможна.

в-третьих, существует известная коллизия позиций Конституционного РФ и Верховного Суда РФ по поводу применения данного принципа.

Возникшие противоречия пока не находят разрешения и порождают различные точки зрения ученых-юристов и судей. На наш взгляд, такая ситуация, безусловно, приводит к нарушению законных интересов личности.

Проблемы существуют не только в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности в деятельности судов.

Можно привести примеры невнимательного отношения должностных лиц к нуждам и запросам граждан, формального подхода к жалобам и заявлениям, нарушения срока рассмотрения жалоб, отправления жалоб должностным лицам, действия которых обжалуются и т.п.

Таким образом, можно прийти к выводу, что, даже при внесении соответствующих изменений в правовые установления, чтобы предусмотреть возможность правовой защиты законных интересов в рамках существующей процедуры, установленной в законах о судебных органах, об обжаловании в суд незаконных действий должностных лиц и госорганов, о местном самоуправлении, защита будет не вполне эффективной. Причины кроются в нехватке, а подчас и невысокой квалификации судебных кадров, волокиты, неумения граждан защитить свои права и законные интересы, в этатизированности и коррумпированности государственных органов, низком уровне правовой культуры и профессионализма должностных лиц.

Для решения обозначенных проблем, возникающих в сфере правового обеспечения законных интересов личности, для формирования эффективного законодательного процесса, направленного на оптимизацию реализации законных интересов личности, на наш взгляд, необходимо:

Обеспечение единства законодательной системы РФ, учет законных интересов личности в процессе правотворчества.

На стадии правотворчества вообще необходимо поддерживать строгую ориентацию на соблюдение законных интересов. В ходе законодательного процесса следует объективно учитывать разные правовые позиции. Полезны парламентские слушания по вопросам концепций и содержания проектов законов, публичные обсуждения по линии партий и общественных движений, в СМИ, избирателями. Выявлению, учету и правильному обобщению разнообразных законных интересов способствуют обобщение материалов социологических исследований, объективный анализ общественного мнения.

Важным направлением в обеспечении законных интересов должно стать обеспечение единства законодательной системы, которое заключается в создании государством необходимых организационных, регулятивно-управленческих, методических, правовых и иных условий, при которых законодательная система приобретает состояние согласованности, соответствия и соподчиненности составляющих ее актов, норм, исходя из их юридической значимости.

Среди направлений деятельности по обеспечению устойчивости законодательной системы можно выделить такие способы, как: систематизация законодательства, совершенствование правотворческого процесса, правотворческое прогнозирование, повышение качества проектов нормативных правовых актов - проведение юридической экспертизы проектов, разработка единых правил законодательной техники, усиление контроля за соответствием вновь принимаемых нормативных правовых актов нормативным установлениям высшей юридической силы.

2. Единообразное употребление термина "законный интерес" в нормативных правовых актах.

Единообразное употребление термина "законный интерес" законодателем позволит глубже понять сущность изучаемого феномена, на практике детально разграничить рассматриваемую категорию и субъективные права, что повлияет на методику и формы их охраны и защиты. Данный фактор исключит защиту законных интересов по "остаточному принципу", позволит говорить об эффективном использовании ответственности именно за нарушение законных интересов, а не за нарушение норм материального или процессуального права, как это обычно указывается в мотивировочной части правоприменительных актов.

Для обеспечения единообразного употребления термина "законный интерес" необходима, во-первых, разработка целостной и комплексной доктрины законных интересов в юридической науке, во-вторых, закрепление определения законных интересов, которое, на наш взгляд, может найти свое отражение в актах толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ. Важную роль в реализации данного направления деятельности может сыграть привлечение к разработке законопроектов высококвалифицированных специалистов - экспертов в области юриспруденции и лингвистики.

Законодательная регламентация механизма обеспечения законных интересов.

В рамках данной деятельности можно выделить два направления:

законодательное закрепление механизма обеспечения законных интересов в рамках существующего механизма обеспечения прав и свобод личности;

совершенствование правового регулирования существующего механизма обеспечения прав и свобод личности, в том числе тех направлений деятельности, которые применимы для обеспечения реализации законных интересов.

4. Законодательное закрепление ответственности вообще и за нарушение законных интересов, в частности.

Как показывает опыт зарубежных стран, целесообразно регулирование вопросов ответственности единым нормативно-правовым актом. Оптимально было бы принятие федерального конституционного закона, как это предлагается в литературе. Однако, на сегодняшний день это не возможно, так как принятие федерального конституционного закона по данному вопросу не предусмотрено Конституцией РФ. Соответственно, нормативны правовым актом, устанавливающим основы конституционно-правовой ответственности, может быть лишь федеральный закон.

На наш взгляд, для создания эффективного механизма правовой ответственности вообще, и за нарушение законных интересов, в частности, необходимо принятие федерального закона, в котором обязательно должны найти свое отражение такие основополагающие положения, как:

исчерпывающий перечень оснований для применения конституционно-правовой ответственности;

подробное регулирование всех элементов конституционного деликта;

субъекты ответственности;

субъекты, наделенные правом инициировать вопрос о применении мер конституционно-правовой ответственности;

субъекты, уполномоченные на совершение необходимых действий, направленных на установление признаков деяния, влекущего наступление конституционно- правовой ответственности, форму и содержание указанных действий.законный интерес гарантия ответственность

Безусловно, необходимость внесения поправок в действующую Конституцию обусловлена не только и не столько неудовлетворительным конституционно- правовым регулированием в сфере реализации законных интересов личности в их узком понимании. Еще раз подчеркнем, что основная функция и ценность Конституции заключается в ее способности объединять и направлять усилия всех участников конституционно-правовых отношений к достижению главной цели - созданию таких условий функционирования общества и государства, когда человек, его права, свободы и законные интересы действительно являются самоцелью этого функционирования.

Соответственно, Конституция и иные акты конституционного законодательства должны выступать основой слаженной и эффективной деятельности государственных органов, как условия наиболее полной реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Заключение

Подводя итог работы, хотелось бы отметить, что у субъектов различных правоотношений всегда существовали и существуют интересы, не опосредованные нормами права в силу различных причин, среди которых можно выделить количественную - право более статично, чем регулируемые им общественные отношения, качественную - невозможно регламентировать отдельные сферы жизни в силу их природы, и экономическую - экономические возможности общества ограничены.

Государственная власть учитывала и учитывает наличие таких интересов.

Сегодня закон признает два самостоятельных объекта охраны - "права" и "законные интересы".

На мой взгляд буквальное понимание термина "законные интересы" как "интересы, не противоречащие закону", обедняют содержание рассматриваемого правового явления. Мы рассматриваем "законные интересы" не в качества разновидности интереса как общенаучной категории, а как юридическую конструкцию, результат многогранного синтеза права и интереса - правовое средство обеспечения интересов личности.

Мы понимаем законный интерес как юридическое дозволение поведения, направленного на реализацию стремлений, то есть дозволение правомерного поведения. При этом законный интерес не устанавливает конкретную меру и способы реализации стремлений, представляя собой в своем роде незапрещенность. Пределы же проявления законных интересов очерчиваются правовыми установлениями вообще и конституционно-правовыми установлениями, в частности.

Помимо того, что конституционно-правовые установления очерчивают пределы проявления законных интересов, законные интересы вытекают из конституционных прав человека и гражданина, ими зачастую порождаются и обуславливаются.

На гарантированности законных интересов сказывается отсутствие нормативного закрепления понятия законных интересов, отсутствие единства законодательной системы и, как следствие, принятие нормативных правовых актов, нарушающих законные интересы личности или значительного числа лиц, отсутствие законодательной регламентации конституционно-правового механизма обеспечения законных интересов, и, в частности, отсутствие законодательно закрепленной концепции конституционно-правовой ответственности за нарушение законных интересов личности.

При реализации провозглашенного в Конституции РФ принципа о высшей ценности человека в деятельности государства и общества, нельзя забывать о необходимости обеспечения, наряду с правами и свободами, также законных интересов личности, так как законные интересы как юридическая конструкция выступают правовым средством обеспечения огромной части интересов личности и поэтому эффективное конституционно-правовое регулирование, направленное на оптимизацию реализации законных интересов личности необходимо прежде всего для достижения благополучия каждого человека.

Список использованной литературы

1.Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. - М., 2009

2.Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. Учебник. - М., 2005

.Борисов Г.А. Теория государства и права. Учебник. - Белгород, 2007

.Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2007

.Власенко Н.А. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2011

.Григорьева И.В.Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2009

.Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие (ВСГТУ, 2005)

.Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2007

.Малько А.В.Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. - М., 2010

.Мелехин А.В.Теория государства и права. Учебник. - М., 2009

.Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций.- М., 2010

.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. - М., 2008

.Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права. Учебно-метод. компл.- М., 2008

.Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций. - М., 2009

Введение

1. Права и обязанности ребенка

2. Защита прав детей

Заключение

Список литературы


Введение

Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка. 20 ноября 1989 г. 44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Конвенцию о правах ребенка (ратифицирована 13 июня 1990 г. Верховным Советом СССР). Российская Федерация, как правопреемник СССР, все эти годы на законодательном уровне предпринимала усилия по приведению законодательства в соответствие с международными стандартами по защите прав и свобод ребенка. Однако следует признать, что отсутствовало в течении длительного периода должное внимания со стороны государства к проблемам детей.

Бедственное положение несовершеннолетних в России еще больше усугубляется и ввиду того, что отечественное законодательство до настоящего времени в должной мере не гарантировало им надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых: в семье, в воспитательных учреждениях, обществе. Недостаточно разработаны также правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом (ст.ст.19, 33 и 34).

В этой связи все более актуальной становится проблема более деятельного участия органов внутренних дел в защите прав детей. Таким образом, тема контрольной работы имеет особую актуальность.


1. Права и обязанности ребенка

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

В частности, статья 26 ГК РФ предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

В семейном законодательстве РФ закреплено правило, в соответствии с которым, ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семьи.

Именно поэтому действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63).

В первую очередь на родителей действующее законодательство возлагает обязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных полномочий.

Следовательно, именно к родителям необходимо обращаться в случаях, нарушения прав и интересов несовершеннолетних. Однако на практике могут иметь место случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов.

2. Защита прав детей

В ст.56 СК впервые вопрос о защите прав ребенка занял свое самостоятельное место. При этом под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др.

Объектом защиты со стороны семейного законодательства являются лишь те права несовершеннолетнего, которые предусмотрены ст.54-58, 60 СК. Защита его прав как члена общества претворяется в жизнь с помощью других отраслей права (административного, гражданского, уголовного, трудового и проч.).

Ребенок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов, между которыми нет и не может быть противоречий.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего возлагается на родителей (лиц, их заменяющих), которые осуществляют ее в соответствии с требованиями ст.26, 28 ГК, ст.53-65, 150 СК. Раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанностей по защите его прав и интересов (ст.66 СК). Но защиту прав и законных интересов ребенка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых они отобраны по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные недееспособными. Не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка также граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В случае установления над несовершеннолетним опеки (попечительства), передачи его на воспитание в приемную семью функции по защите прав и законных интересов ребенка в полном объеме выполняют лица, управомоченные в установленном законом порядке на его воспитание. При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя. Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства (п.2 ст.123 СК).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Реферат

на тему: "Право и интерес"

Выполнил: студент 1 курса, 2 группы,

юридического факультета БГУ

специальности "Правоведение"

очной формы обучения

Ковчик Александр Олегович

Научный руководитель:

Калинин Сергей Артурович,

кандидат юридических наук, доцент

Минск - 2012

Введение

1. Классификация интересов

2. Взаимодействие права и интереса

3. Механизм трансформации интересов в правовые нормы

Заключение

Список литературы

Введение

Категория интереса исследуется различными науками, что дает основание говорить о том, что интерес является общенаучной категорией. В философии интерес считается причиной социальных действий и событий, стоящей за побуждениями задействованных субъектов. Экономисты под интересом понимают форму необходимости реализации материальных, объективных потребностей. В социологии интересом считается объективное отношение субъектов к условиям собственной жизни и наличным потребностям. Исследователи-психологи понимают интерес как особое психическое состояние человека, основанием возникновения которого является потребность. Из данных определений видно, что в рамках каждой науки существует особое понятие интереса, ограничивающееся по сущности, содержанию, субъектам, а также по соотношению с другими научными категориями. Проблема интереса как общенаучной категории состоит в том, что ввиду различного его понимания возникли две трактовки категории интереса. В соответствии с психологической трактовкой интерес является субъективной категорией, а в соответствии с социологической трактовкой - объективной либо объективно-субъективной категорией. Таким образом, обобщая существующие точки зрения, можно определить интерес как объективную научную категорию, по форме представляющую общественное отношение, содержанием которого является потребность, имеющая социальный характер и проявляющаяся в осознании и реализации целей.

Задачами работы являются:

Рассмотреть понятие интереса как правовой категории;

Определить взаимосвязь права и интересов граждан;

Дать классификацию интересам;

Дать понятие "трансформации интересов в право".

1. Классификация интересов

Для рассмотрения роли категории интереса в правовом регулировании общественных отношений необходимо произвести их классификацию. По субъективному критерию все интересы можно подразделить на частные и общие. Общие интересы еще называют национальными.

К национальным интересам нашего государства относятся: обеспечение демократического суверенитета Республики Беларусь, социальной справедливости внутри страны, территориальной целостности, принципа единства и разделения ветвей власти, поддержания развития демократии, обеспечение стабильности в обществе, обеспечение национальной безопасности и т.д.

К частным интересам в праве относятся права и желания конкретного индивидуума: это право человека на заключение брака, образование детей, медицинское обслуживание, трудоустройство, участие в политической жизни страны. Тихомиров Ю.А. считает, что все интересы подразделяются на две категории: частные и публичные. А национальные интересы являются предметом ведения юристов-международников. На мой взгляд международно-правовой интерес является лишь составным моментом национальных интересов Беларуси.

Также следует отметить, что существование частных и национальных интересов в отрыве друг от друга невозможно. Так никто из жителей Беларуси не сможет вырастить ребенка, дать ему образование и обеспечить нормальное существование, если государство не обеспечит безопасность государственных границ и не отразит агрессию иностранных государств.

2. Взаимодействие права и интереса

При изучении роли категории интереса в системе правового регулирования необходимо также сопоставить такие близкие понятия, как законный интерес и субъективное право. В процессе развития общества были выработаны различные юридические средства обеспечения потребностей и запросов личности, среди которых особое место занимают субъективные права и законные интересы. категория интерес правовое регулирование

Одними из первых ученых-юристов, кто начал изучать субъективные права, были Фридрих Карл фон Савиньи, сформулировавший теорию воли, и Рудольф фон Иеринг, выступивший с теорией интереса. Учитывая обе данные теории, сегодня под субъективным правом обычно понимают создаваемую и гарантируемую государством через нормы объективного права юридическую возможность, позволяющую субъекту действовать в целях удовлетворения своих интересов и потребностей, не противоречащих общественным. Субъективное право всегда референтно: ему всегда противостоит обязанность, вместе с которой они образуют правоотношение.

Законный интерес, как и субъективное право, является юридической дозволенностью, то есть правовым средством, а с другой стороны, он также является и особым социальным явлением. В научной литературе выделяют группы причин, обусловливающих существование законного интереса: качественные, количественные и экономические, которые, несомненно, тесно связаны между собой. Однако представляется, что именно количественные причины лучше всего помогают объяснить сущность самой категории. В частности, существует множество сфер общественной жизни, которые невозможно урегулировать путем облечения фактического отношения в правовое. В таком случае законный интерес дает возможность использовать в качестве способа регулирования простое дозволение. Также законные интересы помогают решать такую проблему, как пробельность права. При принятии нормативных актов во всем многообразии отношений невозможно учесть все новые появляющиеся социальные возможности и интересы, дабы возвести их в ранг субъективных прав, то есть опосредовать законодательно.

Таким образом, законный интерес может выступать и как самостоятельный предмет защиты, и как особое правовое средство, способствуя тем самым расширению возможности реализации и защиты интересов отдельных лиц.

Право, по мнению Рудольфа фон Иеринга, есть проявление силы и возникает не в результате мирного развития национального духа, как это пыталась представить историческая школа права, а в результате напряжённой борьбы индивидов за обеспечение собственного существования. Иеринг движущим мотивом человеческой жизнедеятельности признавал эгоистический интерес, обеспечению и защите которого и должно служить право. По Иерингу возникновение и развитие права обусловлено борьбой людей за свои интересы, их потребностью в защите собственных интересов. Правда, Иеринг ограничился общими рассуждениями и не сказал, интересами какого класса обусловлено развитие права.

Касаясь социального назначения и функций права, Иеринг исходит из признания того, что важнейшим двигателем человеческих поступков является эгоизм, который необходимо поставить на службу обществу. Добиться этого можно двумя способами: вознаграждением и принуждением. Для осуществления принуждения и существует право. Право, по мнению Иеринга, позволяет гарантировать расчётливому эгоизму практический успех и одновременно обеспечить интересы общества.

Интерес - это то, что влияет на формирование права, но не входит в его содержание. Интерес и право, хотя и можно объединить одним родовым понятием в качестве социальной реальности, но как её виды не могут быть отождествлены ни в какой мере, так как интерес - явление объективное, возникающее и существующее независимо от воли и сознания людей, право же - явление идеологического порядка, возникающее в результате сознательной человеческой деятельности. К числу же функций права может быть отнесена защита интереса. Кроме того, право служит средством достижения и обеспечения пользования различными благами.

Иеринг полагал, что в обществе развивающегося капитализма можно обеспечить посредством права интересы всех индивидов. Ошибка здесь двоякого рода: во-первых; не может быть и речи о единстве интересов всех людей в условиях господства частной собственности; во-вторых, Иеринг, признавая конкуренцию и борьбу интересов в современном ему обществе и считая возможным посредством права поставить границы эгоизму и направить его на пользу обществу, тем самым абсолютизировал роль права в воздействии на экономическое развитие. Экономика, а не право, является главным фактором, определяющим развитие общества.

Учение Иеринга в целом отражало потребности развития германской буржуазии и вполне соответствовало её интересам и устремлениям. Оно было несостоятельной попыткой доказать, что в буржуазном обществе посредством таких социальных инструментов, как государство и право, можно обеспечить и согласовать интересы всех индивидов. В этом состоит апологетическая функция учения Иеринга, пытавшегося теоретически обосновать надклассовый характер буржуазного государства и права, якобы функционирующих в интересах всех слоёв современного ему германского общества.

3. Механизм трансформации интересов в правовые нормы

Ни частные не национальные интересы не могут трансформироваться в правовые нормы без определенного правового механизма. Право отражает вышеуказанные интересы с помощью следующих средств:

Нормативное признание частных и национальных интересов в качестве социальной ценности;

Обеспечение их юридического приоритета в жизненных ситуациях;

Правовое обеспечение;

Система защиты;

Презумпция регулирования и решения правовых задач.

После того как интересы трансформировались в нормах права, их можно подразделить на интересы в области конституционного, уголовного, гражданского, административного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права. Причем, если закреплению, реализации и защиты национальных интересов посвящены Уголовный, Уголовно-исполнительный, Уголовно-процессуальный кодексы, то Трудовой кодекс посвящён закреплению, реализации и защите "смешанных интересов", т.е. охватывает как частные, так и национальные интересы. Так основными задачами трудового кодекса РБ являются:1) регулирование трудовых и связанных с ними отношений; развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления; 3) установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

Вместе с тем основополагающие национальные и частные интересы трансформируются и как следствие этого выражаются в нормах конституционного права Беларуси, так как в конституционном праве есть нормы, признающие обеспечение прав и свобод граждан РБ высшей целю государства, граждане РБ имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, гражданам РБ гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, каждый имеет право на образование и т.д.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Право, призванное регулировать общественные отношения, не может не учитывать существующие интересы общества, так как право должно быть эффективным, и только тогда, когда право будет эффективным, оно обретёт всенародное признание;

Право должно выражать и поддерживать национальные и частные интересы, отвечающие смыслу Конституции, и противоборствовать неправомерным интересам;

Ни одно какое-либо общественное отношение не может возникнуть при отсутствии интереса и цели у участников этих отношений;

Интерес может быть опосредован лишь только через правовую систему. Это значит, что интерес может реализовываться только через право;

Право имеет прямое отношение к интересу и, прежде всего по причине своей предназначенности к его обеспечению.

Список литературы

1. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права: Учебник. - М., 2004.

2. Трудовой кодекс Республики Беларусь.

3. Конституция Республики Беларусь.

4. Рудольф фон Иеринг: Борьба за право (перевод Волкова) - 1874 год.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и характерные признаки субъектного права, его исследование в юридической литературе. Понятие и содержание законного интереса. Соотношение понятий "субъективное право" и "законный интерес". Предпосылки для преобразования интереса личности.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2010

    Сущность и понятие коллизионного права в Российской Федерации. Соотношения законного интереса и субъективного права. Понятие гражданско-правовых отношений в современной российской правовой доктрине. Принцип обеспечения верховенства конституции и закона.

    реферат , добавлен 07.01.2016

    Рассмотрение понятия и признаков реализации права; ее роль в правовом регулировании общественных отношений. Изучение существующих форм правореализации и их специфики. Основные проблемы в осуществлении государственных норм и поиск путей их решения.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Право на защиту в структуре субъективного гражданского права, его задачи и законодательное регулирование. Характер и особенности гражданско-правовых санкций, механизм их реализации. Анализ судебного и административного порядка защиты гражданских прав.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2014

    Право собственности. Понятие права собственности как субъективного права. Содержание правомочий собственника в российском гражданском праве. Экономическое содержание отношений собственности. Приобретение (возникновение), прекращение права собственности.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2008

    Право как неотъемлемый инструмент любого политика. Юридическое значение понятия "право". Регулятор общественных отношений. Права на жизнь, на саморазвитие, на свободу слова. Правовые нормы и их важность. Принцип свободы действий. Вопросы права и свободы.

    эссе , добавлен 09.02.2015

    Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения. Отрасли и институты системы субъективных прав. Юридическая возможность собственных действий как центральный элемент субъективного права. Признаки юридической обязанности.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2014

    Административное право - отрасль правовой системы РФ, правовые нормы регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении государственно-управленческой деятельности: классификация норм права, структура, источники, особенности реализации.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Вопрос о роли и содержании категории интереса. Соблюдение законных интересов обвиняемого, потерпевшего и ряда других участников процесса. Особенности законного интереса. Уголовно-процессуальный закон в отношении участников уголовного судопроизводства.

    контрольная работа , добавлен 22.05.2013

    Понятие "имущество" в конституционно-правовом смысле. Содержание, виды и гражданско-правовые формы имущественных отношений (вещные, обязательственные, исключительные, корпоративные). Роль гражданского законодательства в регулировании имущественных прав.

Законный интерес - это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гаран­тированное государством простое юридическое дозволение, выра­жающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным соци­альным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защи­той к компетентным органам - в целях удовлетворения своих по­требностей, не противоречащих общественным.

Структура законного интереса включает в себя два основных элемента:

1) стремление субъекта пользоваться конкретным социальным благом;

2) обращаться в некоторых случаях за защитой к компетентным органам.

Законные интересы весьма разнообразны. Их можно классифи­цировать по различным основаниям.

Например, по субъектам их можно подразделить на законные интересы граждан, государственных, общественных, муниципаль­ных, коммерческих и иных организаций.

В свою очередь законные интересы граждан подразделяются на законные интересы потребителей, членов семьи и т.п.

Законные интересы в зависимости от отраслевой распространен­ности могут быть материально-правовыми - конституционными (интерес в здоровом подрастающем поколении, в улучшении систе­мы здравоохранения, в повышении благосостояния общества и др.).

Гражданскими (интерес автора в высоком гонораре за опубликованную книгу и проч.) и т.д., и процессуально-правовыми - уголовно-цессуальными (например, если подсудимого принуждают к даче показаний, последний обращается за защитой законного интереса, интерес обвиняемого в предоставлении ему свидания с родственни­ками).

В любом случае соответствующим государственным органам сле­дует считаться с многообразием существующих законных интересов, с их непростой социально-юридической природой, с различными формами проявления в жизнедеятельности современного общества и грамотно использовать имеющиеся в наличии правовые средства для эффективной защиты данных феноменов.

Еще по теме 8. Законные интересы: понятие, структура, виды:

  1. § 5. Участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц 1. Понятие защиты публичных интересов, защиты прав и законных интересов других лиц путем обращения в арбитражный суд государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций и граждан
  2. § 96. Понятие. * I. Многие интересы человечества являются не только интересами отдельных лиц, но и интересами, общими для, большей или меньшей массы людей, и могут быть удовлетворены.
  3. Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях
  4. 1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях
  5. Участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц