Определение административного правонарушения назовите признаки административного правонарушения. Понятие административного правонарушения и его признаки

Административный проступок — достаточно распространенное явление. В связи с этим актуально правильное разграничение административного проступка и других деяний, особенно уголовных. Наша статья поможет разобраться в этом вопросе, а также раскроет другие полезные нюансы.

Административный проступок и его отличия от уголовного преступления

Наряду с рассматриваемым, существуют другие нарушения действующего законодательства: гражданско-правовые, дисциплинарные, уголовные. Что является административным проступком? Это действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность.

Чем же отличается административное деяние от уголовного:

  • Основное отличие в том, что административный проступок менее общественно опасен, чем уголовное преступление.
  • Виновными могут быть как люди, так и организации. В уголовном праве — только физические лица.
  • Виновный привлекается к ответственности не только судом, но и другими государственными органами. Например, Федеральной налоговой службой — за налоговые правонарушения, Государственной жилищной инспекцией — за деяния в области жилищных прав.
  • Наказания не такие тяжелые. Нет последствий в виде судимости.
  • Административный процесс более мобильный и простой.
  • Административным проступком может быть даже бездействие определенных категорий лиц.

Отдельные аспекты административного проступка, имеющие практическое значение

Физическое лицо может привлекаться к ответственности с 16 лет, юридическое — с момента государственной регистрации.

Важно! Ответственность по деликтам организаций сохраняется даже в случае реорганизации. Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства несут ответственность на общих основаниях.

Ранее говорилось, что нарушить права возможно как путем совершения действия, так и бездействия (например, не предоставить преимущество автомашине со спецсигналами).

Сроки давности в подавляющем большинстве случаев — 1 год. Исключение составляют нарушения законодательства в области:

Любые постановления об административных проступках могут быть обжалованы в суде. Следует заметить, что часто даже опытные юристы путают сроки административного и гражданского (арбитражного) процессов. Так, обратиться в суд любой инстанции для оспаривания административных решений необходимо в течение 10 суток.

Виды административных проступков, кем они устанавливаются: некоторые примеры

Примечательно, что, помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в каждом субъекте существуют свои законы, устанавливающие дополнительные виды административных проступков. Например, в КоАП не упоминается нарушение режима тишины в многоквартирном жилом доме, зато в региональном законодательстве подобное, как правило, оговаривается.

Из-за большого количества все деяния для удобства распределены законодателем на виды. Они традиционно выделены в 3 большие категории: против личности и гражданских прав, общества, государства. Приведем примеры некоторых из них.

1. Административные проступки против личности и гражданских прав:

  • В сфере избирательных прав (подкуп избирателей).
  • Против свободы религии (осквернение религиозной литературы).
  • Против права о труде (уклонение от заключения трудового договора).
  • В отношении несовершеннолетних (уклонение родителей от обязанностей по содержанию и воспитанию детей, привлечение детей к распитию алкогольных напитков и курению табака).
  • Оскорбление и дискриминация.
  • В отношении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (незаконное занятие народной медициной, нарушение требований к питьевой воде).

2. Административные проступки против общества:

  • Нарушение запрета курения.
  • Против собственности (самовольное занятие земельного участка).
  • В сфере жилищных отношений (нарушение правил пользования жилым помещением, незаконное подключение к электрическим сетям).
  • Мелкое хищение на сумму до 1 000 руб., хулиганство.
  • Нарушение правил дорожного движения.
  • Незаконная деятельность предпринимателей и юридических лиц (предпринимательство без регистрации).

3. Административные проступки против государства:

  • Нарушение таможенных правил (недекларирование перевозимых товаров).
  • В отношении институтов государственной власти (нарушение порядка использования государственных символов).
  • В области защиты государственной границы (нарушение режима в приграничной области, иммиграционных правил).
  • Заведомо ложный вызов специализированных служб.
  • Проживание гражданина без паспорта.
  • Незаконное изымание паспорта, а также его принятие в залог.
  • В области воинского учета.

Итак, на основании изложенного можно убедиться, что риск совершить административный проступок гораздо выше, чем любое другое деяние. Причина в том, что соответствующая отрасль права регулирует огромный спектр отношений. В связи с этим всегда полезно иметь общее представление об отличиях, условиях и видах данных деликтов.

Фактическим основанием административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения со всеми элементами его состава.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Данное определение включает все основные признаки административного правонарушения.

1. Общественная опасность означает, что правонарушение причиняет вред интересам граждан, общества и государства. В юридической науке нет единства мнений относительно данного признака правонарушения. Одни авторы утверждают, что общественной опасностью обладают только преступления (как наиболее тяжкий вид правонарушений), а административные правонарушения являются общественно вредными. Другие отмечают, что по существу административный проступок есть общественно опасное деяние, которое отличается от преступления характером и степенью общественной опасности, о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяний. Законодатель, давая в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ определение административного правонарушения, вообще не называет среди прочих признаков (противоправность, виновность, наказуемость) ни общественную вредность, ни общественную опасность деяния.

2. Противоправность деяния означает, что оно нарушает нормы административного и иных отраслей права (финансового, земельного, экологического и др.), охраняемых мерами административной ответственности. Действующее законодательство не допускает применения аналогии закона, противоправность является обязательным признаком административного правонарушения. «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, - провозглашено в ст. 1.6 КоАП РФ, - не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по деду об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом». Административная ответственность может наступить, если лицо совершило нарушение, предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

3. Виновность деяния. КоАП РФ закрепил данный признак на уровне принципа административной ответственности. Так, согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо (физическое или юридическое) подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.

4. Наказуемость деяния означает возможность применения к лицу, совершившему противоправное деяние, мер административной ответственности (административных наказаний), которые могут быть установлены КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, административному правонарушению должны быть присущи вышеперечисленные признаки.

Любое нарушение закона, даже если оно не несет опасности для общества, должно заканчиваться ответственностью. Она бывает разной. Административное правонарушение (понятие, виды вы будете узнавать по ходу статьи) тоже должно заканчиваться ответственностью, так как является негативным действием для общества. Наказание зависит от целей нарушителя, осознания последствий его действий. Существуют разные формы ответственности. Из этой статьи вы узнаете виды административных правонарушений и наказаний, которые за них можно получить.

Основные термины

Для начала следует рассмотреть все понятия, с которыми вам придется встретиться. Итак, административное право - это специальная отрасль юриспруденции, при помощи которой регулируются отношения сторон в сфере управления. В ней фиксируется большое количество совершенных деяний, запрещенных законом.

Административное правонарушение - это виновное действие (или его отсутствие), которое характеризуется посягательством физического или юридического лица на нормы общественного порядка, свободы и права граждан. За него полагается определенная ответственность.

Административное взыскание - это та мера, которая применяется к нарушителю. Она предполагает воспитательные цели. Ответственность за такие проступки наступает с 16 лет.

Правонарушение не стоит путать с преступлением. Проступок не является общественно опасным, хотя и может иметь определенные последствия.

Состав правонарушения и его виды


Эта информация является очень важной, так как именно от нее зависит степень будущей ответственности. Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, нужно выяснить элементы его состава:

  • Объект . Это именно те общественные отношения, которые подверглись посягательству.
  • Объективная сторона. Она предполагает конкретно выраженные действия, которые нарушают установленные законом нормы.
  • Субъект . Это, собственно, то лицо, которое совершило поступок. При этом оно уже должно достичь 16-летнего возраста и быть вменяемым.
  • Субъективная сторона. Она предполагает собственное отношение лица к совершенному деянию.

Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, необходимо обязательно узнать типы составов таких проступков. Их всего два: формальный (в этом случае достаточно самого действия, последствия при этом совсем не важны) и материальный (здесь основным показателем являются последствия и их взаимосвязь с совершенным нарушением).

В большинстве случаев можно наблюдать именно первый тип состава нарушения. Второй усматривается лишь тогда, когда есть какие-то последствия, связанные с уничтожением имущества.

Какие правонарушения являются административными?

Нужно сказать, что не все проступки регулируются КОАП. К ним относятся нарушения, осуществленные в сферах:

  • Охраны окружающей среды, здоровья, собственности.
  • Энергетики, промышленности, природопользования, строительства.
  • Ветеринарии, сельского хозяйства, мелиорации земель.
  • Дорожного движения и транспорта.
  • Информации и связи.
  • Предпринимательской деятельности и бизнеса.
  • Здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Защиты границ государства.
  • Общественного порядка и безопасности.
  • Армейского учета.

Именно эти виды административных правонарушений административное право рассматривает как такие, которые не могут быть отнесены к криминальным преступлениям. Хотя тут все зависит от формы вины и серьезности наступивших последствий.

Признаки административных проступков

Любое злодеяние имеет определенные особенности. Его признаки помогают определить не только состав действия, но и необходимость, а также размер ответственности. Среди них можно выделить такие:

  1. Вина . Без нее нет нарушения. Она тоже бывает разной: умышленной или неосторожной.
  2. Противоправность . Действия лица являются такими, которые нарушают установленные обществом нормы поведения.
  3. Наказуемость . Любое противоправное деяние должно предполагать ответственность. То есть если лицо совершило проступок, который имеет состав и признаки правонарушения, то оно должно быть наказано. Естественно, есть определенные случаи, при которых ответственность может не наступить.

Вполне понятно, что необходимо знать виды административных правонарушений, однако без признаков вы не сможете определить, является ли действие противозаконным.

Классификация злодеяний


Теперь следует рассмотреть виды административно-правовых правонарушений. Представленная классификация поможет вам познакомиться с ними более подробно:

1. В зависимости от той сферы, в которой были нарушены правила:

  • в экономической;
  • в социально-культурной;
  • в политическо-административной.

2. Относительно того объекта, на который было совершено посягательство: на государственный, общественный порядок, общественную безопасность, собственность, гражданские права и здоровье.

3. В зависимости от формы вины: умышленные или неосторожные.

4. По характеру осуществленного посягательства правонарушения бывают: в результате действия или его отсутствия.

5. В зависимости от того, каким субъектом был совершен проступок: индивидуальным или осуществленным юридическим лицом.

Как видите, КОАП (виды административных правонарушений рассматриваются именно этим кодексом) охватывает достаточно большую часть жизнедеятельности общества.

Субъект и субъективная сторона проступка

Теперь следует более подробно разобраться в составе злодеяния. Итак, как уже говорилось, субъект – это и есть то лицо, которое намеренно или случайно совершило действия, приведшие к нежелательным последствиям. Естественно, именно оно и должно отвечать за содеянное. Однако если все манипуляции воспроизводились в состоянии невменяемости, то виновный может избежать наказания. Что касается субъективной стороны проступка, то она тоже имеет свои элементы:

  1. Вина . Без нее нет нарушения.
  2. Цель . Это тот результат, к которому стремится человек или предполагает его.
  3. Мотив . Он является именно той движущей осознаваемой причиной, которая побуждает лицо действовать именно так, а не иначе.

Надо сказать, что бывают также специальные и особые субъекты. К первому типу относятся водители, должностные лица и несовершеннолетние. Второй вид включает военных и других людей, на которых распространяется действие положений дисциплинарного устава. Отдельные виды административных правонарушений требуют строго прописанных наказаний.

Объект и объективная сторона нарушения административного порядка

Какие виды административных правонарушений существуют, вы уже знаете. Теперь следует подробнее рассмотреть, что же такое объект и объективная сторона проступка. Итак, разберемся с первым термином. Объект – это есть тот порядок или отношения, которые давно урегулированы правовыми нормами и обязательны для выполнения каждым гражданином общества. Они охраняются специальными мерами ответственности. Кроме КОАП, такие отношения могут дополнительно регулироваться другими кодексами: экологическим, трудовым, земельным.

Что касается объективной стороны, то она является внешним проявлением нарушения установленного закона. Она включает в себя такие элементы: нежелательные последствия, которые наступили, а также деяние или бездействие, которое к ним привело. Еще одним признаком объективной стороны является взаимосвязь между нарушением и результатом. В противном случае нет состава проступка. Например, к объективной стороне можно отнести нарушение правил ПДД, которое проявляется в несоблюдении дистанции движения, требований дорожных знаков, превышении разрешенной скорости. Последствием таких действий может стать дорожно-транспортное происшествие или создание аварийной ситуации.

Если говорить о материальном составе, то примером может быть нарушение пожарной безопасности, которое приводит к уничтожению или повреждению имущества. Естественно, в этом случае необходимо проводить расследование и собирать доказательства.

К объективной стороне относятся и другие компоненты, благодаря которым определяется вид ответственности: место и способ совершения деяния, характер проступка, а также злостность и повторность осуществления нарушения.

Понятие и цели административного взыскания

Виды административных правонарушений в РФ вы уже рассмотрели. Теперь следует поговорить об ответственности. Прежде всего, нужно уяснить само понятие административного взыскания. Это практическая форма выражения ответственности. Взыскание осуществляется, предполагая такие цели:

  • Предупредительную . Наказание как превентивная мера призвано обеспечить соблюдение установленных в обществе порядков. Любой человек, который захочет их нарушить, не станет этого делать, если будет знать, что понесет за это определенную ответственность.
  • Карательную . Нарушитель закона должен обязательно ответить за свои деяния.
  • Воспитательную.
  • Восстановительную . Если своими действиями лицо нанесло какой-либо ущерб, то он обязательно должен быть компенсирован.
  • Сигнализирующую .

Виды наказаний

Теперь следует рассмотреть вопрос о том, в каких формах взысканий выражается ответственность нарушителя перед обществом. Их не так уж и много. За разные виды административных правонарушений (КОАП РФ прописывает различные меры наказания) существует всего 7 основных типов взыскания:

  1. Предупреждение . Чаще всего его применяют в том случае, если неправомерное деяние было совершено первый раз и не считается злостным, не привело к каким-либо последствиям. Оно должно иметь письменную форму. К такому взысканию может привлекаться и физическое лицо, и юридическое.
  2. Административный штраф. Это уже материальное взыскание за тот ущерб, который нанес нарушитель. Его размер зависит от установленного прожиточного минимума и серьезности злодеяния: от 5000 до 200 000 рублей. В любом случае, количество средств, которые взимаются, должно быть кратным стоимости поврежденного имущества. Такое наказание не может быть применено к тем лицам, поведение которых регулируется специальными уставами (военнослужащим, курсантам и другим).
  3. Изъятие предмета (возмездное).
  4. Конфискация имущества (предмета). Она производится в пользу государства. При этом предмет может быть продан в ходе торгов. Из вырученной суммы отсчитывается размер ущерба, а также расходы на организацию продажи. Остальные средства отдаются собственнику имущества.
  5. Обязательные (исправительные) работы. Заниматься таким трудом человек обязан только в свободное от основной работы время. Он считается общественно полезным и бесплатным. Нарушитель может получить от 20 до 200 часов обязательных работ. Однако осуществлять их он обязан не более 4 часов в день. Есть категории лиц, к которым такое наказание не может быть применено: инвалиды, беременные женщины и другие.
  6. Лишение специальных прав. Оно производится в том случае, ели лицо уже не в первый раз нарушает установленные порядки, например правила дорожного движения. Срок лишения составляет от 1 месяца до 3-х лет. Следует учесть, что специального права нельзя лишать тех лиц, для которых оно является основным источником дохода.
  7. Административный арест. Он предусматривает изоляцию нарушителя от общества на срок до 15 суток. Назначаться он может только судьей. Устанавливается он только в некоторых случаях особо злостного нарушения порядка. А еще может быть применено административное задержание . Однако использовать его следует только в тех случаях, когда нет возможности на месте выяснить личность нарушителя. Задержание может продолжаться не более 3-х часов.

Есть и дополнительные виды наказаний:

  • Дисквалификация . Может длиться от 3-х месяцев до 3-х лет.
  • Запрет на посещение различных соревнований.
  • Приостановление деятельности. Используется в том случае, если лицо, которое ведет бизнес, нарушает основные правила осуществления действий по его поддержанию и развитию, например не оформляет соответствующие юридические документы. Максимальный срок такого наказания составляет 90 дней.
  • Административное выдворение за пределы государства. Оно происходит под контролем специальных органов. Применяется такая мера в том случае, если лицо, не имеющее гражданства или являющееся подданным другой страны, совершило такое злодеяние, которое приравнивается к действиям должностных лиц. Такое наказание не касается военнослужащих. Принимать такое решение может только суд.

Как видите, административное правонарушение (понятие, виды и другие особенности мы рассмотрели ранее) не может остаться безнаказанным.

Особенности административной ответственности

Этот вопрос тоже является очень важным и необходимым для тех людей, которые не хотят попасть в неприятную историю. Так как виды административных правонарушений и административной ответственности вы уже знаете, нужно еще разобраться в их особенностях, которых достаточно много:

  1. Субъектом представленного проступка может быть только то лицо, которое осознавало свои действия на момент их совершения, то есть считается вменяемым.
  2. Основным документом, который дает право привлечь нарушителя к ответу, считается протокол. Он составляется немедленно на месте осуществления проступка.
  3. Если человек, который не придерживается общественных правил, еще не достиг 16 лет, он все равно отвечает за свои деяния так же, как и взрослый. При этом дело может рассматриваться как в присутствии его родителей, так и без них. Особенно если они были оповещены, но по уважительной причине не смогли посетить заседание.
  4. Согласно статье 3.3 части 2 "Виды административных правонарушений", задержание или арест являются максимальной мерой наказания и могут применяться только в исключительных случаях.
  5. Все дела, связанные с таким видом проступков, рассматриваются по месту жительства лица.
  6. Извещение о том, что будет идти слушание по делу, передаются при помощи повестки или других средств связи.
  7. В статье 3.3 "Виды административных правонарушений" говорится, что все типы наказаний могут применяться как в форме основных, так и дополнительных мер.
  8. Постановление по делу не может быть вынесено позже, чем через 2 месяца после совершения злодеяния.
  9. Обжаловать принятое решение можно в течение 10 суток после его вынесения. Заявление следует подавать в районный суд.
  10. Если нарушителю назначен штраф, то он должен уплатить его в определенный срок. Естественно, это следует сделать добровольно. В противном случае, если он не будет уплачен в течение 70 дней, средства будут удержаны принудительно.
  11. Исполнение судебного постановления производится сразу же после того, как оно вступит в законную силу.
  12. Все виды административных правонарушений и административной ответственности не влекут за собой какой-либо судимости.

Вот и все. Теперь вы знаете, что такое административное правонарушение, понятие, состав, виды взысканий и другие сведения по этой теме. Несмотря на то, что судимости такие проступки за собой не влекут, все-таки не стоит их совершать. Будьте законопослушными гражданами. Удачи!

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности . Легальное определение понятия «административное правонарушения » дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица , за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существо административного правонарушения раскрывается в совокупности его юридических признаков. В узком смысле выделяются три признака административного правонарушения - противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе можно указать дополнительно еще на два признака: деяние и общественную вредность.

Практическая значимость признаков правонарушения выражается в том, что установление их наличия в конкретном деянии позволяет рассматривать его в качестве административного правонарушения, т.е. фактического основания административной ответственности. Иными словами, чтобы деяние как правовое явление можно было признать административным правонарушением, оно должно обладать указанными чертами.

1. Деяние . Законодатель счел нецелесообразным применять обобщенный термин «деяние», который уже используется в других нормативных правовых актах (например, в ст. 106 Налогового кодекса РФ). Представляется, что не является принципиальным закрепление в легальном определении правонарушения термина «деяние» или термина «действие или бездействие», поскольку по своему со-держанию эти понятия абсолютно тождественны.

Действие - это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Часть административных правонарушений может быть совершена только в результате действия (например, мелкое хищение - ст. 7.27 КоАП РФ), часть - путем бездействия (например, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету - ст. 21.5 КоАП РФ). Есть и «смешанные» правонарушения, объективную сторону которых составляет совокупность действия и бездействия (например, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств - ст. 16.2 КоАП РФ).

Административным правонарушением выступают только внешне выраженные акты субъекта. Именно поэтому не могут признаваться правонарушением мысли, чувства и желания субъекта, если они не выражены в определенном поступке. И активное, и пассивное поведение для признания его административным правонарушением, кроме своего внешнего проявления, должно быть осознанным. Отсутствие одной из характеристик - внешнего проявления поведения и его осознания субъектом - исключает рассмотрение деяния в качестве противоправного (например, действие непреодолимой силы или действия невменяемого лица или лица, не достигшего возраста административной ответственности).

2. Противоправность . Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, т.е. запрещенное Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Как правило, административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Так, нарушая нормы права , регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым посягают на общественный порядок и общественную безопасность (ст. 20.2 КоАП РФ). Особенность административной ответственности в том, что противоправность административных правонарушений проявляется в совершении лицом деяния, нарушающего не только нормы административного, но и ряда других отраслей права , например, конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового.

Противоправность является юридическим выражением материальной характеристики общественного свойства административного правонарушения. Признак противоправности деяния не обусловлен обязательным наступлением вредных последствий - административным правонарушением может признаваться только сам факт нарушения (невыполнения) требований, предписанных нормой права и охраняемых мерами административной ответственности (например, ст. 19.3 КоАП РФ). Вместе с тем не может считаться административным правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством об административных правонарушениях, даже если оно и причинило вред общественным интересам.

3. Виновность . Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. с определенным психическим отношением физического лица в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям. Совершение деяния, формально подпадающего под признаки административного правонарушения, при отсутствии такого психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям не может рассматриваться в качестве административного правонарушения. Не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения и невиновное совершение противоправного действия (бездействия) юридическим лицом.

4. Наказуемость . Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

Законодательство об административных правонарушениях связывает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями, предусмотренными статьями главы 3 КоАП РФ. За совершение административного правонарушения к виновным лицам специально уполномоченными органами и должностными лицами применяются административные наказания.

5. Общественная вредность . Наиболее дискуссионным из признаков административного правонарушения является его общественная вредность или общественная опасность. Единого мнения и однозначного подхода к этому вопросу до настоящего времени не сложилось. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

В теории административного права весьма распространена точка зрения о том, что административные правонарушения, как и преступления , тоже являются общественно опасными деяниями, хотя степень этой опасности ниже, чем у преступлений.

Общественная опасность деяния проявляется в посягательстве, в причинении или создании реальной угрозы причинения существенного ущерба общественным отношениям, охраняемым нормами права. Представляется, что большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными, даже с учетом их «массовости» (например, безбилетный проезд - ст. 11.18; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов - ст. 12.6 КоАП РФ). Б то же время нельзя категорически отвергать возможность отнесения административных правонарушений к общественно опасным деяниям, так как эта опасность присуща ряду административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (например, правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения, пожарную, экологическую безопасность).

Не следует использовать категорию «общественная вредность» в качестве универсального отличия административных правонарушений от преступлений, хотя к этому подталкивает беглый анализ уголовного законодательства и законодательства об административ-н^1х правонарушениях. Статья 2.1 КоАП РФ в отличие от ст. 14 УК РФ не дает четкого ответа на вопрос: чем следует считать административные правонарушения - общественно вредными или общественно опасными деяниями? Вместе с тем ст. 2.2 КоАП РФ при определении форм вины прямо упоминает о вредных последствиях административного правонарушения. Б качестве критериев разграничения административных правонарушений и преступлений могут выступать такие факторы, как тяжесть последствий (например, при совершении нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств - ст. 264 УК РФ и нарушения правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего ,- ст. 12.24 КоАП РФ), размер материального ущерба (например, административно наказуемым по ст. 7.27 КоАП РФ признается мелкое хищение, совершенное на сумму до одного минимального размера оплаты труда , а уголовно наказуемым по ст. 158 УК РФ - свыше такого размера), а также иные обстоятельства. При любых условиях правоприменитель должен всесторонне и полно выяснять все обстоятельства, характеризующие состав правонарушения , для правильной квалификации деяния в соответствии с нормами либо Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо Уголовного кодекса РФ.

С учетом сказанного можно утверждать, что общественная опасность административного правонарушения не является его обязательным качеством. Административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут и не быть таковыми. Особенность административных правонарушений заключается в их вредности для общества , и это выражается в их противоправности.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения , общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти , общественному порядку и общественной безопасности, собственности , законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Признаки административного правонарушения образуют его юридический состав - единственное основание административной ответственности и применения административного наказания.

Под составом административного правонарушения традиционно понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Правонарушение есть явление реальной действительности. Состав правонарушения - логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее свойства, существенные признаки реальных явлений, т.е. определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков правонарушений, а лишь отбирает существенные, отличительные черты и конструирует составы. Но состав административного правонарушения - понятие правовое. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков - необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения. Реальное деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом. Вместе с тем для квалификации деяния вполне достаточно, если в нем обнаружены все признаки, входящие в состав, иные признаки деяния на квалификацию влияния не оказывают. Правоприменительные органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить число признаков состава.

Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы:

  1. объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);
  2. объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);
  3. субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);
  4. субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами , может повлечь административную ответственность.

Состав правонарушения представляет собой органичную систему, все его признаки важны, значимы и тесно связаны между собой. Так, для конкретного административного правонарушения (например, мелкого хищения - ст. 7.27 КоАП РФ) такие его признаки, как собственность, отчуждение имущества , психическое от-ношение лица к деянию в форме умысла, достижение 16-летнего возраста, сами по себе ничего противоправного не содержат. Однако когда они существуют в совокупности и объединяются законодателем в диспозиции правовой нормы в качестве перечня признаков правонарушения - это уже правовая модель административного правонарушения, его юридический состав.

Если в деянии отсутствует хотя бы один из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и самого состава, следовательно, оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона, на основе нормы права, закрепляющей данный состав.

Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов. Б нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъект действий и его психическое отношение к деянию. По этой причине в составе административного правонарушения также присутствуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков, характеризующих и детализирующих его (например, для субъективной стороны - это психическое отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям в форме вины, а также мотив и цель).

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

В отличие от уголовного права , в котором существуют основные, квалифицированные и привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) составы преступлений, составы административных правонарушений подразделяются только на основные (например, ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) и квалифицированные (с отягчающими признаками - ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ) составы.

По особенностям конструкции различаются:

  • материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);
  • формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом:

  • казуистичные - как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ);
  • обобщенные - охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

Большое практическое значение имеет и такое деление составов административных правонарушений:

  • однозначные составы, в которых четко указывается единственный признак (например, ст. 12.8 КоАП РФ);
  • альтернативные составы, содержащие два или более вариантов признаков, вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением, т.е. административным правонарушением будет являться совершение одного, нескольких или даже всех из названных в норме действий (например, ст. 20.8 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения - на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Правильное определение всех элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а также способствует предупреждению административных правонарушений.

Кроме того, учение о составе административного правонарушения имеет большое значение: оно способствует выявлению наиболее существенных признаков административных правонарушений, разграничению их и установлению справедливых санкций; помогает правоприменителям правильно квалифицировать правонарушения и избирать соответствующие им меры воздействия; позволяет по-нять закон.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение

(проступок) - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Административ­ная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения не влекут за собой уголов­ной ответственности.

Признаки административного правонарушения образуют:

Деяние, выраженное в форме действия, то есть активного невыпол­нения правового предписания (например, потребление наркотиче­ских средств или психотропных веществ без назначения врача - ст. 6.9 КоАП РФ), или бездействия, то есть пассивного поведения, выражающегося в несовершении лицом тех действий, которые оно должно и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации об объеме производ­ства и оборота этилового спирта - ст. 15.5 КоАП РФ);

Общественная опасность, выражающаяся в причинении админи­стративным правонарушением ущерба каким-либо законным интересам (при этом степень общественной опасности разграни­чивает составы административного правонарушения и преступ­ления);

Противоправность, состоящая в том, что определенное лицо со­вершает действия, запрещенные нормой права (причем не только административного, но и других отраслей, охраняемых от наруше­ния мерами административной ответственности), или не соверша­ет действий, предписанных нормой права;

Виновность (умышленная или неосторожная), характеризующая проявление воли и разума неправомерно действующего (бездей­ствующего) лица;

Наказуемость, означающая, что конкретное действие или бездей­ствие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Состав административного правонарушения образует единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, ха­рактеризующих конкретное общественно опасное деяние как админи­стративное правонарушение.

Состав административного правонарушения образуют четыре эле­мента (признака): объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект административного правонарушения - это регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, среди которых выделяют:

Родовой объект (например, здоровье и санитарно-эпидемиоло­гическое благополучие населения, общественная безопасность, отношения в сфере экономики и т. д.);

Видовой объект, то есть непосредственный объект посягательства (например, здоровье граждан при незаконном занятии фармацев­тической деятельностью).

Объективная сторона административного правонарушения - это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношени­ям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения право­нарушения. Кроме того, объективная сторона характеризуется такими квалифицирующими признаками, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, про­должаемый и длящийся характер правонарушения. Анализ всей сово­купности признаков объективной стороны имеет важное значение для квалификации административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения является тот, кто совершил данное правонарушение, - физическое или юридическое лицо. Применительно к субъекту - физическому лицу КоАП РФ раз­личает:

Общий субъект - вменяемые, достигшие 16 лет граждане РФ;

Специальный субъект - должностные лица; родители несовершен­нолетних детей; иностранные граждане, не пользующиеся дипло­матическим иммунитетом; лица без гражданства;

Особый субъект - военнослужащие и иные лица, на которых рас­пространяется действие дисциплинарных уставов.

Субъективная сторона административного правонарушения вы­ражается в вине, которая имеет две формы: умысел и неосторож­ность.

Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный ха­рактер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему без­различно (косвенный умысел).

Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслие, когда лицо предвидит возможность наступления противоправного результа­та, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить; и небрежность, когда лицо не предвидит возможность наступления противоправных последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

Неосторожную вину необходимо отличать от казуса, то есть не­виновного причинения вреда, когда лицо не должно и не могло пред­видеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий (казусы, например, нередко встречаются при дорожно-транспортных происшествиях). При казусе административная ответственность лица не наступает.

Наряду с умыслом и неосторожностью субъективную сторону адми­нистративного правонарушения образуют мотив и цель правонаруше­ния. Они учитываются правоприменителем при определении вида и размера административного взыскания, налагаемого на виновное лицо.

Еще по теме Понятие, признаки и состав административного правонарушения:

  1. 2. Понятие, признаки и состав административного правонарушения
  2. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав, отличительные особенности от других противоправных деяний.