Уголовные правонарушения уголовные правонарушения и административные проступки. Правонарушения: понятие и признаки, виды

3. Проблема личности в философии

Едва ли в отечественной педагогике, психологии, да и историческом материализме, как составной части марксистско-ленинской философии, найдется категория, сравнимая с категорией "личность" по количеству противоречивых определений. Известный отечественный психолог В. П. Зинченко по этому поводу не без юмора отметил: "Конкурировать с понятием "человек" могло бы понятие "личность". Мне второе понятие кажется менее адекватным по двум причинам. Во-первых, понятие личность весьма невразумительно истолковывается в нашей литературе. Д. Б. Эльконин как-то сказал, что, просмотрев около двадцати определений личности в нашей литературе, он пришел к заключению, что он не личность. То есть проблема формирования, становления личности - это часть, конечно, важнейшая, но все же лишь часть более широкой проблемы развития человека. . . " (Зинченко В. П. Проблемы психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. 1991. N 4. С. 126.).

Как личность понимают философы? Сравним несколько точек зрения.

Американский психолог и философ рубежа XIX - XX веков, один из основоположников прагматизма, У. Джемс в фундаментальном труде "Психология", включившем и психологические, и философские выводы автора, писал: "Понимая слово личность в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств и эмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот о самом себе и самосохранения). Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную личность. " (Джемс У. Психология. М. , 1991. С. 82.).

Известный советский философ Э. В. Ильенков, автор работы, в название которой вынесен вопрос: "Что же такое личность?", писал: "Человеческая личность, по старинке называемая иногда "душой", той самой "душой", которую каждый человек знает как свое "Я", как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах. . . " (Ильенков Э. В. Что же такое личность? // Философия и культура. М. , 1991. С. 388.).

Известный грузинский мыслитель М. К. Мамардашвили утверждал: "Личность - это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. Я бы сказал так, что личность - это "крупная мысль природы". Самонастраиваемость ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших ориентиров. . . Понимаете, ведь главная страсть человека - это быть, исполниться, состояться" (Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М. , 1990. С. 173.).

Личность в социальной философии - это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. (Напомним, что дифференциация - следствие общественного разделения труда, разделившего материальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения и т. д.). Понятие "личность" не следует путать с понятием "индивидуальность".

Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Отметим, что социальная философия не изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и субъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которые он формирует сам.

Какие факторы и условия воздействуют на формирование личности? Прежде всего - это мир обыденной повседневности. В социальной философии делается попытка разобраться в этой сложнейшей проблеме - сущности повседневности, для того, чтобы понять специфику, оказывающую формирующее воздействие на личность.

Но что такое повседневность? В. Н. Шевченко отвечает на этот вопрос так: "Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневную активность, обычное (или обыденное) сознание как реально существующее сознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные, как правило, весьма прозаические цели на ближайшие час-два, целый день, на какую-то перспективу и добиваются их практической реализации в той или иной форме в зависимости от обстоятельств" (Очерки социальной философии. М. , 1994. С. 159-160.).

Обыденное, обыденно-практическое или бытовое сознание, - это сложная система, в которую входит освоенная часть устной речи и письменного языка повседневного общения, иерархия ценностей, сформировавшиеся моральные образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и обычаев, определенные знания правовых и политических норм и т. п. И что особенно интересно: все это многообразие взглядов и представлений почерпнуто человеком не специально, а как бы само-собой, из обыденного мира повседневности. Понятно, что в такой форме мировоззрения благополучно уживаются основы научных знаний, народная мудрость, определенная наблюдательность, расчетливость, мистика, суеверия, пережитки многих прошлых веков, предвзятость и ограниченность рамками своих собственных интересов.

Но если человека главным образом формирует повседневность, то не изменив ее, изменить человека невозможно. Трудно рассчитывать на то, что у родителей, не обременяющих себя знаниями норм современного этикета, в убогой обстановке неуютной квартиры, в грязном подъезде, в волнах ненормативной лексики, при засилии на телевизионном экране примитивных и отупляющих фильмов будет воспитан ребенок, воплощающий в себе все земные добродетели. Э. Сепир, знаменитый американский ученый, точно подметил: "Подлинная опасность, в изобилии засвидетельствованная повседневным опытом, заключается в подчинении безжалостным нивелирующим силам нашего культурного наследия и в воздействии заурядного ума на заурядный ум" (Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М. , 1993. С. 485.).

В формировании личности молодого человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается прежде всего философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности.

Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента, становится основным видом их деятельности, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования. Известный современный философ М. Фуко отмечает, что педагогикой мы можем назвать передачу такой истины, функцией которой является снабжение субъекта какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он до этого не имели которые должен будет получить к концу педагогических отношений (Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо - Логос. Социология. Антропология. Метафизика. М. , 1991. С. 311.).

Таким образом, задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре.


Выводят вопрос за рамки назначения, компетенции философии. Если и есть какая-либо "безграничная" дисциплина в изучении человека, то это, по всей видимости, антропология, взятая в ее полном объеме. Сегодня в этот объем вместе с философской антропологией входят также историческая, религиозная (теологическая), социальная, политическая, природно-биологическая (естественнонаучная), экологическая, ...

Элемент природы, подобный животным и подчинённый единым с ними законами функционирования, называется... 1. Социологизаторской 2. Гуманистической 3. Натурализаторской 4. Рационалистической Смысл жизни человека в отечественной религиозной философии трактуется как... 1. Наслаждение земными благами 2. Стремление к успеху и власти 3. Жизнь во благо других людей, человечества 4. ...

Вступительное слово

Понятие личности – одно из центральных в философии. Считается, раздел гуманитарной или социальной науки, посвященный изу­чению личности, всегда вызывает повышенный интерес студентов. И это понятно — человек стремится получить сведения, которые помогут ему лучше разобраться в себе и в других. Надеюсь, что мне удастся помочь вам в этом, хотя это и непросто. Трудности начинаются уже с определения понятия «личность», однозначной трактовки которого, несмотря на его частое употребление в науке, не существует.

Вопросы, рассматривающиеся в рамках данной темы, необходимы для понимания очень широкого круга проблем философии, в той или иной мере затрагивающих каждого человека: что такое человеческое «Я»; структура психики человека; возможные методы установления гармонии; когда происходит «рождение личности» в человеческом обществе; можно ли объективно познать самого себя и как развивается самосознание личности; каковы ее основные характеристики и можно ли создать теоретическую модель структуры личности; какова диалектика личности и общества; чем определяется степень свободы и мера человеческой ответственности?

Ответы на данные вопросы на уровне обыденного сознания существенно отличаются от научного подхода к проблеме личности.

В обыденной жизни часто смешиваются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Понятия индивид, личность, индивидуальность

C точки зрения биологии человек (индивид) – представитель класса млекопитающих вида homo sapiens . Ему присущи прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.

Как общественное существо, человек наделён сознанием, благодаря которому он познаёт и оценивает, преобразовывает и по-своему относится к миру. Понятие личность фиксирует социальную сущность человека. О человеке как о личности можно говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности.

Человек появляется на свет как индивид. Это понятие фиксирует факт принадлежности данного существа к человеческому роду. Индивидом мы можем назвать новорождённого, взрослого нормального человека, идиота, не способного усвоить язык и трудовые навыки.

Личностью же мы назовём лишь второго из перечисленных, поскольку он не только объект общественных связей, но и их субъект, он активен в своей жизнедеятельности, осознаёт своё положение в обществе, природе, занимает свою жизненную позицию, руководствуется в деятельности определёнными мотивами, установками.

Индивидуальность - сочетание личностных особенностей, которые делают личность каждого человека неповторимой, это личность в её своеобразии (характер, темперамент, способности).

Первоначально слово «личность» (личина) обозначало маску актёра, а затем и самого актёра. Как и актёр, человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик, ведёт себя по-разному, играя в жизни несколько социальных ролей (студентка, дочь, сестра, подруга).

Генезис личности

Генезис – происхождение, становление. Одной из возможных иллюстраций генезиса личности может служить теория морального развития личности, которую предложил американский исследователь Л. Кольберг.

В науке общепринято выделять три главных уровня морального сознания личности: 1) доморальный уровень, когда ребенок еще не усвоил понятий о «хорошем» и «плохом» и руководствуется эгои­ стическими побуждениями; 2) уровень конвенциальной морали, т.е. ориентация на заданные извне нормы и требования; 3) уровень автономной морали, т.е. ориентация на внутренне воспринятую, (интернализованную) систему принципов.

Существует множество подходов, раскрывающих генезис личности, некоторые их них особо выделяют этап, когда ребенок выходит из состояния единства с окружающим миром и начинает отличать себя от него, другие подчеркивают важность развития абстрактного мышления и уровня осознанности.

Социализация

Одна из самых сложных проблем современного гуманитарного знания - ответ на вопрос, какие силы, обстоятельства сделали ду ховный мир конкретного человека таким, какой он есть.

Формирование личности процесс предельно сложный. В нем участвует такое множество движущих сил, факторов (каждодневная трудовая деятельность, политические со­ бытия, статья в газете, общение с товарищами, критика со сторо­ ны руководителя, чей-то неодобрительный взгляд, интересная книга и т.д.), что создание единой модели, способной объяснить духов­ ный мир каждого человека, пути его становления, крайне затруд­ нительно.

Социализация — процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря кото­ рым человек становится дееспособным участником социальных свя­ зей, институтов и общностей.

Социализация — достаточно широкий процесс, который вклю­ чает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социально­ го поведения.

Социализация — процесс становления лично­сти как целостного субъекта социальной жиз­ ни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально- типичное и индивидуально-неповторимое.

С одной стороны, деиндивиду ализированные социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и другие стандарты, образцы ролевого пове­дения, предписывающие личности определенный тип поведения, подкрепленные различными формами социального контроля, с другой стороны — автономная, независимая личность, подразуме­вающая потенциальную возможность собственной позиции, не­повторимости, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.

Важнейшая проблема анализа процесса со­циализации — это исследование зависимости общего стиля социа­ лизации (включая обучение и воспитание как ее элементы), роле­ вых матриц взаимоотношений «учитель — ученик», «воспитатель — воспитуемый» и т.д. от соци­ альной организации общества.

В истории известны случаи людей, которые были воспитаны животными, эти люди не смогли полностью адаптироваться в человеческом обществе по причине существенного отставания в развитии, следовательно социальное окружение совершенно необходимо для человеческого развития.

Автономность и целостность личности

Автономия личности подразумевает уровень владения собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поведения, уместного в данной ситуации. Это означает способность принятия сознательного решения в отношении себя несмотря на наследственность и окружающее влияние. Настоящая автономность личности предполагает наличие у нее свободы воли.

Часто люди испытывают иллюзию автономии личности, полагая, что действуют в согласии с собственным решением, на самом же деле находятся в плену у общественного мнения, родительских предписаний или неосознанных чувств (например, чувства протеста, которое заставляет человека поступать прямо противоположно предписаниям).

Целостность личности может проявляться в созвучности разных социальных ролей человека в разных ситуациях, то есть личность остается собой, несмотря на различие требований, которые предъявляют к личности разные социальные роли.

Целостность личности - это такое соединение ее частей, которое создает крепкую и гармоничную целостность. Можно говорить о внешней, или общей целостности личности, имея в виду гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни. Целостность личности предполагает соответствие содержания внутренней жизни человека и его внешней деятельности. Так, верующему человеку бывает трудно служить в армии, убивая людей: это разрушает его целостность.

Понятие “целостность” в философии можно интерпретировать в контексте идеи: ”человек – это микрокосм”, то есть человек имеет тесную связь со Вселенной, в определенном смысле включает Вселенную в себя, строение человека уподобляется Вселенной, тело человека состоит из тех же элементов, что и Вселенная; человек может познать весь мир, познав самого себя.

Структура и составные элементы личности

В соответствии с идеями Платона, можно выделить 3 элемента психики (души):

разум, дух, и то, что он называл аппетит. Разум он представлял в виде возничего на колеснице, дух – в виде льва или послушного коня, аппетит – в виде многоголового чудовища или дикого коня.

Наверно, всем знакомы ситуации, когда разум направляет нас в одну сторону, а дух или аппетит – в другую. Подобную ситуацию характеризует высказывание: “Понимаю, что есть правильное, одобряю это, осуждаю дурное, но стремлюсь к нему”. Этот вопрос очень часто поднимается в Западной литературной традиции, его можно считать основным для философии Востока.

Побуждения идут из той части психики, которую мы не можем непосредственно контролировать с помощью разума. Мы представляем собой связку желаний, которые тянут нас в разные стороны – эта идея лежит в основе очень влиятельной, хотя и справедливо критикуемой, картине психики человека, которую предложил Фрейд. Эго – часть психики человека, которая чувствительна к реальности, она признает, что нельзя одновременно желать противоположных вещей. Мы имеем к Эго рефлективный доступ. Супер-Эго – содержит усвоенные нами правила и нормы поведения в обществе. Ид – элемент психики, аналогичный понятию “аппетит” Платона (его цель стремление к удовольствию, избегание дискомфорта).

Существуют биологические структуры в головном мозге человека, которые влияют на способность самоконтроля. Так, Финеас Гейдж, человек, получивший травму головного мозга (металлический прут повредил лобные доли) не мог следовать своим планам, например, считал, что шуметь в общественных местах недопустимо, но не мог удержаться от крика. В основном, он делал всё то, что аппетит (Ид) диктовал ему делать.

Данные структуры различаются: Супер-Эго и разум имеют лишь некоторые сходства, дух не является тем же самым, что и Эго, Ид и аппетит примерно одинаковы.

Элементы психики конфликтуют друг с другом. Платон считает, что разум должен регулировать психику человека, остальные ее части должны получать разрешения от него.

Он сравнивал психику (или душу) с тремя основными группами населения в городе: рабочие (у них преобладает аппетит), военные (для них честь на первом месте, ее он относит к духовной части) и руководители (философы, которые руководствуются разумом). Как для города хорошо, если военные и рабочие будут подчиняться руководителям (и все они выполняют ту функцию, к которой у них есть предрасположенность), так и для духа и аппетита хорошо подчиняться разуму.

По мнению Аристотеля, гармонию в душе может дать справедливость и устремленность к высшим ценностям: “Справедливость для души как здоровье для тела”. Здоровое тело будет тогда, когда все его части делают то, что надлежит им делать, то же верно и в отношении души.

Недопустимо отдавать лучшую, божественную часть души более низкой: “недопустимо подчинять самую божественную часть себя самой загрязненной”. Дурные дела наносят вред душе: “Нельзя назвать хорошим заработком деньги, полученные за счёт продажи высокой части души низкой”. Рефлексия и мудрость – основные источники счастья. Человек отличается от других предметов и животных развитым разумом, следовательно он и является истинно человеческой особенностью. Зло – действие без рефлексии. Платон считает, что хороший нож – который хорошо режет, то есть выполняет свою отличительную функцию, хороший человек – который хорошо рассуждает, ведет себя разумно, то есть соответствует отличительным особенностям человека.

Составные элементы личности

Составные элементы личности могут быть также подразделены на три класса: физическую личность, социальную личность и духовную личность.

Физическая личность. В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент нашей физической личности. За телесной организацией следует одежда. Старая поговорка, что человеческая личность состоит из трех частей: души, тела и платья, — нечто большее, нежели простая шутка. Затем ближайшей частью нас самих является наше семейство, отец и мать, жена и дети. Далее следует наш домашний очаг. Наиболее тесно связаны с нами произведения нашего кровного труда.

Социальная личность. Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление. На практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит.

Духовная личность. Мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение в каждую конкретную минуту может стать объектом нашей мысли и вызывать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности. Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность.

Список вопросов для беседы по теме «Проблема личности в Философии»

1. Объясните значение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».
2. Сравните понятия «индивид» и «личность».
3. Проиллюстрируйте генезис личности при помощи теории морального развития Л. Кольберга. Какова роль для личности этапа, при котором ребенок начинает отличать себя от окружающего мира?
4. Что такое социализация? Можно ли стать личностью без влияния общества? Поясните свой ответ. К чему ведет полное отсутствие общения для ребенка? Почему общество необходимо для становления личности?
5. Объясните, как Вы понимаете автономность и целостность личности? В чем может состоять опасность влияния социума на личность? Предложите, как можно жить более осознанной жизнью?
6. Приведите структуру личности по Платону. С чем конкретно он сравнивал каждый элемент этой структуры?Какие важные психологические проблемы человека она может иллюстрировать?
7. Сравните структуры личности, предложенные Платоном и З. Фрейдом
8. Исходя из структур личности, которые дали Платон и З. Фрейд предложите конкретные меры для более эффективного самоконтроля.
9. Что может дать гармонию человеку?

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Начинать изучение проблемы личности надо с индивида - неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Гораздо содержательней другой термин - «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личных качеств и свойств. Схематически это выглядит так: человек выступает сначала как особь, «случайный индивид», затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений.

Сущность «особой личности», по словам К. Маркса, составляют не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности - это не то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность.

Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Прежде всего возникает вопрос: когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» неприменим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности, т. е. в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения ею опыта и ценностных ориентации данного общества. Человек учится выполнять социальные роли (вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.). Все эти роли имеют выраженный культурный контекст и, в частности, сильно зависят от стереотипа мышления. Если сравнить европейский канон личности, скажем, с японским, то очевидны существенные различия. Европейцами личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой ведущий «стержень». Для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и не самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью. Европеец предстает как «твердая личность», напоминающая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабочен установлением и поддержанием связей с окружающими.

В европейской традиции становление личности прошло этапы осознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпоративной морали (феодальный мир), утверждение самоценности человеческой индивидуальности и появление феномена отчуждения (Новое время).

Едва ли в отечественной педагогике, психологии, да и историческом материализме, как составной части марксистско-ленинской философии, найдется категория, сравнимая с категорией "личность" по количеству противоречивых определений. Известный отечественный психолог В.П.Зинченко по этому поводу не без юмора отметил: "Конкурировать с понятием "человек" могло бы понятие "личность". Мне второе понятие кажется менее адекватным по двум причинам. Во-первых, понятие личность весьма невразумительно истолковывается в нашей литературе. Д.Б.Эльконин как-то сказал, что, просмотрев около двадцати определений личности в нашей литературе, он пришел к заключению, что он не личность. То есть проблема формирования, становления личности - это часть, конечно, важнейшая, но все же лишь часть более широкой проблемы развития человека..." (Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая О.Мандельштама) // Вопросы психологии. 1991. N 4. С.126.).

Как личность понимают философы? Сравним несколько точек зрения.

Американский психолог и философ рубежа XIX - XX веков, один из основоположников прагматизма, У.Джемс в фундаментальном труде "Психология", включившем и психологические, и философские выводы автора, писал: "Понимая слово личность в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств и эмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот о самом себе и самосохранения). Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную личность." (Джемс У. Психология. М.,1991. С.82.).

Известный советский философ Э.В.Ильенков, автор работы, в название которой вынесен вопрос: "Что же такое личность?", писал: "Человеческая личность, по старинке называемая иногда "душой", той самой "душой", которую каждый человек знает как свое "Я", как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах..." (Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. М.,1991. С.388.).

Известный грузинский мыслитель М.К.Мамардашвили утверждал: "Личность - это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. Я бы сказал так, что личность - это "крупная мысль природы". Самонастраиваемость ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших ориентиров... Понимаете, ведь главная страсть человека - это быть, исполниться, состояться" (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1990. С.173.).

Личность в социальной философии - это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом . Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. (Напомним, что дифференциация - следствие общественного разделения труда, разделившего материальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения и т.д.). Понятие "личность" не следует путать с понятием "индивидуальность".

Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочетание в человеке природного и социального . Отметим, что социальная философия не изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и субъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которые он формирует сам.

Какие факторы и условия воздействуют на формирование личности? Прежде всего - это мир обыденной повседневности. В социальной философии делается попытка разобраться в этой сложнейшей проблеме - сущности повседневности, для того, чтобы понять специфику, оказывающую формирующее воздействие на личность.

Но что такое повседневность? В.Н.Шевченко отвечает на этот вопрос так: "Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневную активность, обычное (или обыденное) сознание как реально существующее сознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные, как правило, весьма прозаические цели на ближайшие час-два, целый день, на какую-то перспективу и добиваются их практической реализации в той или иной форме в зависимости от обстоятельств" (Очерки социальной философии. М.,1994. С.159-160.).

Обыденное, обыденно-практическое или бытовое сознание, - это сложная система, в которую входит освоенная часть устной речи и письменного языка повседневного общения, иерархия ценностей, сформировавшиеся моральные образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и обычаев, определенные знания правовых и политических норм и т.п. И что особенно интересно: все это многообразие взглядов и представлений почерпнуто человеком не специально, а как бы само-собой, из обыденного мира повседневности. Понятно, что в такой форме мировоззрения благополучно уживаются основы научных знаний, народная мудрость, определенная наблюдательность, расчетливость, мистика, суеверия, пережитки многих прошлых веков, предвзятость и ограниченность рамками своих собственных интересов.

Но если человека главным образом формирует повседневность, то не изменив ее, изменить человека невозможно. Трудно рассчитывать на то, что у родителей, не обременяющих себя знаниями норм современного этикета, в убогой обстановке неуютной квартиры, в грязном подъезде, в волнах ненормативной лексики, при засилии на телевизионном экране примитивных и отупляющих фильмов будет воспитан ребенок, воплощающий в себе все земные добродетели. Э.Сепир, знаменитый американский ученый, точно подметил: "Подлинная опасность, в изобилии засвидетельствованная повседневным опытом, заключается в подчинении безжалостным нивелирующим силам нашего культурного наследия и в воздействии заурядного ума на заурядный ум" (Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.,1993. С.485.).

В формировании личности молодого человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается прежде всего философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности.

Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента, становится основным видом их деятельности, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования. Известный современный философ М.Фуко отмечает, что педагогикой мы можем назвать передачу такой истины, функцией которой является снабжение субъекта какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он до этого не имели которые должен будет получить к концу педагогических отношений (Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо - Логос. Социология. Антропология. Метафизика. М.,1991. С.311.).

Таким образом, задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре.