О задачах по реализации европейских пенитенциарных правил. Европейское пенитенциарное сотрудничество Специальные меры строгого режима или безопасности

«Принимая во внимание Европейскую конвенцию по правам человека и практику Европейского суда по правам человека, а также работу, проделанную Европейским комитетом по предотвращению пыток и других форм бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания 1 , и, в особенности, стандарты, выработанные в его ежегодных отчетах», Совет Европы в 2006 году одобрил новую редакцию Европейских пенитенциарных правил (ЕПП) 2 - европейской версии Минимальных стандартных правил ООН.

Ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах 3 гласит: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Европейские пенитенциарные правила 4 задают странам ЕС стандарты обращения с заключенными в местах лишения свободы, обеспечивающие соблюдение прав человека.

Основополагающие принципы и стандарты. Условия содержания в камерах. Помещен ия

Правила требуют, чтобы лицо, находящееся под стражей до суда или осужденное к лишению свободы, содержалось только в специально предназначенном для этого учреждении, т. е. в тюрьме, причем по возможности ближайшей к месту жительства заключенного. Задержанного необходимо информировать о том, куда он водворен и куда будет переведен. Меры безопасности в тюрьмах не должны быть чрезмерными: достаточно, чтобы они могли предотвратить бегство охраняемого лица из-под стражи, причинение им вреда себе или другим заключенным. Необходимо, чтобы национальные законодательства включали в себя минимальные стандарты для мест лишения свободы. Их нарушение не может оправдываться недостатком средств.

Лица, задержанные до суда, должны содержаться отдельно от тех, кто отбыва ет наказание, женщины - отдельно от мужчин, несовершеннолетние - отдельно от взрослых. В дневное время заключенные разных категорий могут встречаться для организованной совместной деятельности, но ночью их необходимо разделять.

При размещении заключенных в камеры следует уважать их право на уединение, в частности, на время сна заключенные должны по возможности размещаться в индивидуальных камерах. Состояние камер и в особенности спальных мест не должно оскорблять человеческое достоинство. Лиц, содержащихся в общих камерах, следует тщательно проверять, способны ли они жить вместе в таких условиях, нет ли у них склонности к опасному поведению и другим злоупотреблениям, не возникнет ли риска гомосексуального домогательства.

Тюремные помещения должны отвечать гигиеническим стандартам. Они должны иметь достаточную площадь, кубатуру, хорошо освещаться, отапливаться и вентилироваться. В каждой камере должен быть стол, стулья и полки для посуды. В помещениях, предназначенных для жизни и труда заключенных, окна должны пропускать столько света, чтобы можно было читать или работать при естественном освещении.

Информацию о том, как именно следует трактовать термины «достаточные» и «необходимые» условия, можно извлечь из отчетов инспекторов Европейского комитета по предотвращению пыток. Так, посетив стокгольмскую следственную тюрьму, инспекторы указали, что лишать заключенных дневного света, закрывая окна камер жалюзи, недопустимо. После посещения испанских и итальянских тюрем они рекомендовали установить там отопительные системы, поскольку сочли неприемлемой температуру воздуха в камерах 16° С и ниже 5 .

Минимальная допустимой площадью одиночной камеры считается 6 кв. м, и то лишь в том случае, если заключенный проводит значительную часть времени вне ее. Желательно, чтобы двое заключенных занимали камеру не меньше 9 кв. м., 12-метровые камеры были признаны достаточными для трех, а 16-17-метровые - для четырех человек, хотя в последнем случае условия содержания были признаны стесненными. Комитет не одобряет размещения заключенных в многолюдных спальных камерах, даже если они достаточно просторны, поскольку в этом случае нарушается право на уединение, увеличивается риск внутритюремного насилия, а у персонала возникают трудности в осуществлении контроля. Тем не менее инспекторы Комитета сочли помещение площадью 21 кв. м приемлемым для пяти заключенных, 25 кв. м - для шести, 35 кв. м - для семи и 60 кв. м - для двенадцати. Временно Комитет готов согласиться и с более низкими стандартами. Так, после инспектирования тюрем в Словакии властям было рекомендовано, по крайней мере, соблюдать более низкие национальные нормы. В турецкой колонии для несовершеннолетних спальное помещение на 28 человек площадью 76 кв. м инспекторы также сочли терпимым, хотя и рекомендовали уменьшить число кроватей. В общем, в больших помещениях на одного человека должно приходиться хотя бы 3,5 кв. м 6 .

Условием гуманного обращения и сохранения достоинства личности является возможность отправления физиологических потребностей пристойным образом и в любое время. Если уборная находится не при камере, по первому же требованию заключенного его должны проводить туда в любое время суток, так чтобы время ожидания не превышало 10-12 минут. Туалеты должны содержаться в чистоте, их устройство должно позволять заключенному уединиться. Желательно, чтобы туалеты располагались в санитарном отсеке или, по крайней мере, отделялись от основного помещения камеры стеной. Тюремные помещения должны оборудоваться ватерклозетами или, в крайнем случае, биотуалетами. Параша (ведро для нечистот) в камере абсолютно недопустима.

Всем заключенным необходимо обеспечить возможность для соблюдения личной гигиены. В камерах должны быть умывальники. Заключенные должны иметь возможность принимать душ (приемлемой температуры) не реже раза в неделю, в жаркую погоду - не реже двух раз в неделю, а занятые на физических работах - еще чаще 7 . Служащие тюрем обязаны следить за тем, чтобы у всех заключенных имелись гигиенические принадлежности и принадлежности для стирки одежды. Постельное белье должно меняться как минимум раз в две недели, полотенца - не реже раза в неделю. Места заключения женщин необходимо оборудовать с учетом их гигиенических потребностей.

Заключенные в тюрьме должны получать трехразовое питание в надлежащее время, так, чтобы перерывы между приемами пищи не были слишком продолжительными. Энергетическая и белковая ценность суточного рациона должна быть определена законодательно. С точки зрения качества и количества еда должна соответствовать медицинским нормам питания, с учетом возраста, состояния здоровья, характера труда и, насколько это возможно, религии и культурных традиций заключенных. Необходимо, чтобы каждый заключенный всегда имел доступ к питьевой воде.

Стандарты содержания в камерах предварительного заключения, предназначенные для задержания на несколько часов или не более чем на один-два дня, заметно ниже, чем в тюрьмах: так, Комитет согласился с тем, что задержанного на сутки можно поместить в одиночную камеру размером 4-4,5 кв. м. Поэтому признано абсолютно неприемлемым использование помещений в полицейских участках для административного ареста, задержания до суда и, тем более, для содержания осужденных 8 .

Режим, труд, отдых, образовательные программы, медицинское обслуживание, связи заключенных с внешним миром

Тюремный режим должен позволять заключенным проводить достаточно времени вне камер, иметь возможность общаться и поддерживать социальные связи. Тюремному начальству следует обеспечить заключенных работой, по возможности такой, чтобы после освобождения они могли воспользоваться приобретенными навыками. Молодым заключенным следует предоставить возможность получить профессию. Заработанные деньги заключенный должен иметь право хотя бы частично потратить на себя и на поддержку своей семьи или же отложить до освобождения. Важно, чтобы работа ни в коем случае не использовалась как наказание.

Рабочие места в тюремных мастерских должны соответствовать стандартам охраны труда, действующим на аналогичных производствах. Максимальная продолжительность рабочего дня и рабочей недели в тюрьме регулируется общенациональными законами о труде. Заключенные должны иметь по крайней мере один день отдыха в неделю и достаточно времени для образования и других видов деятельности.

Режим заключенных, в том числе тех, кто ожидает суда, должен в обязательном порядке предусматривать прогулки на свежем воздухе и возможность заниматься физическими упражнениями не менее часа ежедневно. Тюремному начальству следует обеспечить для заключенных возможность заниматься спортом, самодеятельностью и отдыхать.

В пенитенциарных правилах указано, что медицинское обслуживание в местах заключения должно быть частью общенациональной политики в области здравоохранения. Лица, задержанные до суда и отбывающие срок наказания, должны иметь доступ ко всем медицинским услугам, доступным в стране, если того требует их состояние здоровья. Правовой статус заключенного не может быть основанием для его дискриминации в части медицинского обслуживания.

Заключенному необходимо предоставить возможность достаточно часто переписываться и говорить по телефону с членами семьи и друзьями, а также встречаться с ними. При необходимости он должен иметь возможность навестить тяжелобольного родственника или присутствовать на похоронах (допустимо - в сопровождении охраны). В интересах безопасности или следствия свидания могут проходить под наблюдением или даже ограничиваться. Тем не менее Комитет по предотвращению пыток настаивает на недопустимости запрета телефонных разговоров для подследственных, равно как и установки прослушивающих устройств в комнатах для встреч с адвокатами 9 . Правила требуют, чтобы в национальном законодательстве было четко оговорено, с представителями каких властей и организаций, в том числе международных, заключенные имеют право разговаривать без свидетелей 10 .

Заключенный имеет право знакомиться с политическими новостями, читать газеты по своему выбору и подписываться на них, слушать радио и смотреть новостные программы по телевидению. Он имеет право делать заявления в СМИ (за исключением особо оговоренных случаев).

Образовательные программы должны охватывать, в первую очередь, неграмотных и молодежь. Программы общего образования и профессионального обучения в тюрьме должны быть интегральной частью национальной системы образования, чтобы после освобождения заключенный мог продолжить обучение. Тюремные библиотеки следует обеспечивать как художественной, так и образовательной литературой, в соответствии с программами.

Особые меры безопасности, дисциплинарные меры, использование средств сдерживания

Особые меры безопасности и дисциплинарные меры наказания могут применяться только в исключительных случаях. Характер этих мер, продолжительность и основания для их применения должны быть четко оговорены в национальном законодательстве. Решение об их применении принимается только уполномоченным руководителем, индивидуально в отношении каждого отдельного заключенного, и лишь тогда, когда другие меры воздействия (переговоры, посредничество) не приносят успеха.

В качестве дисциплинарных мер абсолютно недопустимы телесные наказания, использование смирительных рубашек и наручников, помещение в темную одиночную камеру и другие способы причинения физических и душевных страданий и унижение человеческого достоинства. Одиночное заключение может применяться только в исключительных случаях и на короткий срок.

Тюремные служащие не могут применять силу против заключенных, за исключением случаев самозащиты, предотвращения попытки к бегству или открытого неповиновения законным приказам. Только в исключительных случаях в помощь служащим на территорию тюрьмы могут вводиться подразделения других силовых структур. Все случаи такого рода должны быть определены законом или иным действующим нормативным актом.

Наручники, смирительные рубашки и аналогичные им средства, ограничивающие движение, могут применяться только в качестве меры предосторожности на время транспортировки заключенного, чтобы предотвратить возможный побег, или же в исключительных случаях по приказу начальника тюрьмы, чтобы помешать заключенному нанести травму самому себе, другим или причинить серьезный материальный ущерб - если иные способы воздействия на заключенного не дают результата.

За исключением чрезвычайных ситуаций служащие не должны иметь при себе на территории тюрьмы огнестрельного оружия или угрожать заключенным дубинками.

Инспекторы Европейского комитета, например, признали недопустимой практику использования полицией ножных цепей и кандалов, поскольку ведомый против воли арестованный может в этом случае получить увечья. В 1997 году Комитет выразил обеспокоенность тем, что Лондонская полиция применяет шейные кандалы. Ненадлежащее использование этого средства (служащие не были обучены им пользоваться) стало причиной нескольких смертных случаев 11 .

При необходимости заключенному должна быть предоставлена возможность воспользоваться помощью адвоката и услугами переводчика. Жалоба начальнику тюрьмы, представителям надзирающих инстанций и международных организаций может быть высказана устно, передана в письменном виде или отправлена по почте. Каждое прошение или жалоба, адресованные или переданные пенитенциарным властям, подлежат незамедлительному рассмотрению, и ответ своевременно сообщается заключенному.

Пенитенциарная статистика Совета Европы 12

Средний возраст заключенных по всем странам - членам Совета Европы составляет 33,8 года. В среднем 1,6% заключенных не достигли 18 лет, 5,7% - в возрасте от 18 до 21 года.

Средняя доля женщин среди заключенных составляет 5,1%.

В 2006 году в среднем 14% заключенных отбывали наказание за убийство или покушение на убийство, 8,7% - за нападение и нанесение телесных повреждений, 4,9% за изнасилование, 12,4% за ограбление, 22,3% - за другие виды краж, 16,8% - за преступления, связанные с наркотиками.

На I сентября 2006 года в среднем 20,3% заключенных имели срок до года, 52,2% - свыше трех лет, 33,6% - свыше 5 лет, 12,5% - свыше 10 лет, 3,4% отбывали пожизненное заключение. В течение 2005 года удалось совершить побег из тюрьмы или во время транспортировки из одного учреждения в другое в среднем в 20,4 случаев на каждые 10 000 заключенных. Скрылись из- под надзора, не вернулись из отпуска или бежали из сельскохозяйственных колоний в среднем 211 человек из каждых 10 000 заключенных.

Средний показатель уровня контроля, который рассчитывается как отношение общего числа заключенных к общему количеству надзирающего персонала тюрем, для европейских пенитенциарных учреждений составляет около 772. Больше всего заключенных на одного надзирателя приходится в России - 16 143,5. На втором месте Украина - 2 841,5. В Англии с Уэльсом I 537 человек, в Германии I 055. В Исландии на двух надзирателей приходится три заключенных.

Справку подготовила Наталья Шленская

1 The European Committee for the Prevention o f Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (CPT).

2 The European Prison Rules; другой перевод - Европейские тюремные правила (ЕТТ). Текст доступен на сайте Совета Европы [http://www.coe.int/DefaultEN.asp] . Первая редакция правил была принята Комитетом министров Совета Европы в феврале 1987 года. Правила комментируются в публикации: Международные принципы и стандарты правоприменения в работе сотрудников пенитенциарных учреждений: Справочное пособие для сотрудников исправительных учреждений. Ч. I / Сост.: С. В. Исаев, Е. А. Дорофеева; Пермский региональный правозащитный центр (ПРПЦ). Доступна в Интернете [

12 Council of Europe Annual Penal Statistics. Space I. Survey 2006 / M. F. Aebi., N. Delgrande; University of Lausanne, Switzerland, 2007. Cm. на сайте Совета EBponbi[http://www.coe.int

Хуторская Н.Б., кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника НИЛ-1 НИИ ФСИН России.

  1. В 2006 г. исполняется 10 лет со дня вступления Российской Федерации в Совет Европы. Созданная в 1949 г., эта международная организация призвана защищать права человека и содействовать их развитию.

В правовой области Совет Европы способствует гармонизации и обновлению правовых систем европейских государств на основе общих стандартов, выработанных организацией. Особое место в этих процессах отводится Совету по пенологическому сотрудничеству, или Пенологическому совету, цель деятельности которого - гуманизация и повышение эффективности исполнения наказаний в государствах - членах Совета Европы. Созданный в 1978 г. как Комитет экспертов, он впоследствии был преобразован в Комитет по сотрудничеству в тюремных делах, а в настоящее время Совет - один из структурных элементов европейского Комитета по проблемам преступности.

  1. На 11 членов Пенологического совета, одним из которых впервые избран представитель от России, возлагается обязанность по сбору и обобщению информации о состоянии дел в пенитенциарных ведомствах Европы, оказанию им консультативной помощи, вынесению на рассмотрение ежегодных пленарных заседаний Комитета по проблемам преступности проектов документов, подлежащих утверждению Комитетом министров Совета Европы. Среди резолюций и рекомендаций, разработанных с участием членов Совета, документы, касающиеся труда в тюрьмах; обращения с заключенными, отбывающими длительные и пожизненные сроки лишения свободы; персонала пенитенциарных учреждений; образования заключенных; условно-досрочного освобождения; применения наказаний, альтернативных лишению свободы.
  2. Следует отметить особенно важную роль Европейских тюремных правил 1973, 1987 и 2006 гг., подготовленных при активном участии Пенологического совета. Трудно переоценить значение этих актов, принятых на различных этапах становления и развития как самого Совета Европы, так и пенитенциарной политики на континенте. После принятия Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, которые стали ориентиром в пенитенциарной сфере для всех государств мира, в Совете Европы, состоявшем тогда лишь из 15 государств, было принято решение разработать аналогичный региональный документ, который бы не только учитывал специфику сложившихся пенитенциарных систем, но и намечал некие перспективы их развития.

В 1972 г. были приняты Европейские стандартные правила обращения с заключенными, на смену которым в 1987 г. вступили в силу Европейские тюремные правила, содержавшие принципы и рекомендации, адресованные уже 21 государству - члену Совета Европы. В своей Резолюции N R (87) 3 Комитет министров отмечал, что важные социальные изменения в сфере обращения с правонарушителями и управления тюрьмами обусловливают необходимость корректировки Европейских правил 1972 г. с тем, чтобы способствовать дальнейшему совершенствованию пенитенциарной сферы и наметить ориентиры ее развития в будущем.

  1. За 20 лет, прошедших с момента принятия Европейских тюремных правил 1987 г., количество государств-членов увеличилось до 46 в 2006 г. По выражению эксперта Комитета по проблемам преступности Эндрю Койла, "границы Совета Европы расширились до пределов, о которых и не могли мечтать основатели организации, - от Атлантического до Тихого океана, от Арктики до Кавказа" <*>. Государства, входящие в Совет Европы в настоящее время, отличаются разнообразием и в политической, и в социально-экономической областях, в т.ч. и в пенитенциарной сфере. Причем в странах, вступивших в организацию в 80 - 90-е годы XX столетия, по мнению специалистов, сложилась достаточно проблемная ситуация: в странах Центральной и Восточной Европы лишение свободы назначалось судами в пять-шесть раз больше, чем в государствах - членах Совета Европы с момента его создания; неоправданно широко применялось содержание под стражей в качестве меры пресечения, а условия содержания в СИЗО были негуманными; в большинстве этих государств применялась высшая мера наказания.
<*> Coyle A. Revision of the European Prison Rules. A Contextual Report. Strasbourg, CDPC, 2005. P. 1.
  1. За последние годы с учетом рекомендаций Тюремных правил произошли существенные изменения в пенитенциарных системах как новых членов Совета Европы, так и "ветеранов" этой организации. Прежде всего это коснулось уровня применения лишения свободы. В частности, несмотря на то что этот показатель в расчете на 100 тыс. населения, например, в России, по-прежнему очень высок - 550, наша страна занимает первое место в Европе по темпам сокращения лишения свободы: 1995 г. - 662, 2005 г. - 550 <*>.
<*> Op. cit. P. 3 - 4.

Кроме того, вновь принятые в организацию государства отменили высшую меру наказания или ввели мораторий на ее применение. Несколько улучшились условия содержания под стражей.

  1. Тем не менее в пенитенциарных ведомствах Европы остается много нерешенных проблем. Как отмечалось на 12-й Конференции глав европейских тюремных ведомств (ноябрь 2002 г.), они связаны не только с социально-экономическими условиями, но также и с все возрастающим уровнем преступности в ряде европейских государств, а также в немалой степени зависят от политических решений, принимаемых руководством страны. Таким образом, возникла необходимость выработать современные, отвечающие новым реалиям рекомендации. Их принятию Комитетом Министерств в феврале 2006 г. предшествовала большая работа экспертов Пенологического совета по сбору информации о состоянии дел в пенитенциарных ведомствах Европы, выработке предложений в проект новых Пенитенциарных правил.
  2. Результатом этих усилий стало принятие документа, который, по мнению Комитета министров Совета Европы, отражает изменения в уголовной политике, судебной практике и управлении тюрьмами в Европе. Вместе с тем Комитет по проблемам преступности, высоко оценив значение Правил, допускает возможность их постоянной корректировки с учетом изменяющихся социально-экономических условий на Европейском континенте. На 55-м пленарном заседании Комитета по проблемам преступности было принято решение проводить эту работу регулярно - раз в пять лет. На Пенологический совет в первую очередь будет возложена обязанность по сбору и анализу предложений государств - членов организации и отдельных экспертов.
  3. В ближайших планах работы Пенологического совета - обсуждение проекта Европейских рекомендаций по содержанию под стражей, первого в истории подобного рода документа, который должен дополнить и расширить один из разделов Европейских тюремных правил. Кроме того, ведется обработка материалов анкетирования, которые лягут в основу проекта Европейских правил, касающихся несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы или приговоренных к альтернативным наказаниям.
  4. Свой вклад в решение пенологических проблем вносит и Европейский союз, который, как и Совет Европы, имеет свои особенности и отличительные черты, а работа одной организации дополняет деятельность другой. Это находит свое отражение в тесных и частых контактах, особенно в области правосудия и правоохранительной деятельности. Примером такого взаимодействия может служить предлагаемый Европейской комиссией проект введения электронного мониторинга в России, являющейся членом Совета Европы, но пока не входящей в Европейский союз. От совместных усилий обеих сторон во многом будут зависеть результаты работы, которая, без сомнения, должна способствовать повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы России.

    ПРИМЕНЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРАВИЛ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

    Е.М. ДАНИЛИН, Н.В. ДАВЫДОВА

    В 2016 году исполняется 20-летие вступления Российской Федерации в Совет Европы. Став членом этой авторитетной международной региональной организации, наша страна взяла на себя определенные обязательства, в том числе и в уголовно-исполнительной сфере. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России являются составной частью правовой системы нашей страны. Об этом, в частности, свидетельствует ч. 1 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ). В ч. 4 этой же статьи говорится, что рекомендации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в России при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
    Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) одной из своих целей ставит "повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития".
    Европейские пенитенциарные правила (1973 г., 1987 г.), последняя редакция которых была принята 11 января 2006 года (далее - ЕПП), получили широкое международное признание и воспринимаются как некий кодекс практической деятельности по управлению пенитенциарными учреждениями, содержанию и исправлению осужденных. Этот документ развивает и детализирует универсальные стандарты ООН (Минимальные стандартные правила по обращению с заключенными, 1955 г.), учитывая особенности стран, входящих в Совет Европы .
    Общим правилом служит то, что уровень и условия жизни в закрытых учреждениях не должны отставать от уровня цивилизованности страны, чтобы не вызвать нарушений правопорядка в исправительных учреждениях и отвыкания осужденных от жизни в свободном обществе, которое способствует рецидиву после освобождения из исправительных учреждений. При исполнении наказаний, связанных с лишением свободы, следует учитывать требования безопасности, порядка и дисциплины при одновременном обеспечении таких условий содержания заключенных, которые не ущемляли бы их человеческое достоинство.
    ЕПП - универсальный документ, регламентирующий условия и порядок отбывания наказания. В них сформулированы общие принципы, касающиеся всех категорий осужденных, в том числе и несовершеннолетних. Так, содержание осужденных в условиях, ущемляющих права человека, не может быть оправдано недостаточным финансированием (п. 4); жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе (п. 5); организация условий отбывания наказания в виде лишения свободы должна способствовать возвращению правонарушителя в общество после освобождения (п. 6).
    Помимо общих, касающихся всех категорий осужденных стандартов, в ЕПП есть правило 11.1, непосредственно связанное с несовершеннолетними. Оно свидетельствует: "Дети моложе 18 лет не должны содержаться в тюрьмах для взрослых, для этого используются специализированные учреждения".
    Данное правило нашло отражение в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. Например, в УИК РФ включена гл. 17 "Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях". Лица, совершившие преступление в возрасте 14 - 18 лет и осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в воспитательных колониях (далее - ВК), в которых устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания (ст. 132 УИК РФ).
    За последние четыре года количество ВК уменьшилось более чем в два раза с 62 (2010 г.) до 27 (на 20 апреля 2015 г.). Это произошло в связи с заметным сокращением численности осужденных несовершеннолетнего возраста. Так, если в 2010 году в этих учреждениях отбывали наказание 4053 человека, то в 2015 году - 1607 человек.
    Закрытие ВК в ряде территорий повлекло за собой перевод осужденных в учреждения, расположенные в других регионах страны. Подобное явление зачастую негативно отражается как на самой личности переводимых подростков, так и на процессе их социализации. В отношении значительного количества осужденных возникает положение, осложняющее общение с родными и близкими людьми, что влечет за собой разрыв и без того хрупких социально полезных связей, затрудняет решение вопросов бытового и трудового устройства после освобождения. То есть в настоящее время можно говорить о том, что в отношении значительной части несовершеннолетних осужденных нарушается правило 17.1 ЕПП, свидетельствующее о "необходимости размещать осужденных в пенитенциарные учреждения как можно ближе к месту их постоянного проживания или мест социальной реабилитации".
    Результаты исследования, проведенного сотрудниками НИИ ФСИН России в 2013 году, свидетельствуют, что большинство несовершеннолетних осужденных (60,5%) отбывают наказание недалеко от дома, из них: 46,4% в том субъекте РФ, где постоянно проживали, а 16,1% в том же районе (в городе), где жили до осуждения. Эти данные касаются прежде всего осужденных несовершеннолетних мужского пола, в отношении которых соблюдается правило 17.1 ЕПП и норма УИК РФ (ч. 1 ст. 73) . Чего нельзя сказать об остальной части осужденных (39,5%), которые отбывают наказание вдали от дома, в другом субъекте РФ, не по месту жительства и не по месту осуждения. Подобное положение практически полностью относится к несовершеннолетним осужденным женского пола. Для этой категории осужденных в России функционируют всего два учреждения (Новооскольская ВК и Томская ВК-2). Осужденные в них прибывают со всей страны, в том числе и из самых отдаленных территорий. Рассматривая пути решения возникшей проблемы, следовало бы шире практиковать в отношении их альтернативные виды исполнения наказаний по месту жительства, создание изолированных участков на территории исправительных учреждений для женщин, оставление осужденных несовершеннолетних женского пола в следственных изоляторах для выполнения хозяйственных работ.
    Помимо правил 11.1 и 17.1, о которых ранее шла речь, в ЕПП есть специальный раздел - "Тюремное заключение малолетних" (п. п. 35.1 - 35.4). Эти правила направлены на совершенствование процесса социализации личности несовершеннолетнего. Так, "каждый малолетний заключенный школьного возраста должен иметь доступ к обучению" (п. 35.2). Данное правило соблюдается в отечественной пенитенциарной системе. В ВК функционируют вечерние (сменные) общеобразовательные школы. Все осужденные, отбывающие здесь наказания, получают соответствующий уровень общего образования. В начале 2014 года среди осужденных в ВК было 1,4% человек, не имеющих образования; 36,2% - имеющих только начальное общее образование; 53,7% - основное общее образование; 8% - среднее полное общее образование; 0,7% - среднее профессиональное образование .
    Приведенные результаты исследования позволяют говорить о том, что в ВК поступают несовершеннолетние с низким уровнем образования и, наоборот, с высоким уровнем педагогической запущенности. Кроме того, постоянно растет количество осужденных с психическими отклонениями в развитии. Все это должно изменить содержание образования, методику обучения и организацию самого урока. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности личности ученика. Приоритетной формой работы учителя должна стать индивидуальная работа с учеником. Учитывая низкий уровень знаний осужденных-учащихся, учителя используют разнообразные виды уроков, например консультации, игры, викторины и т.д. Содержание образования несовершеннолетних осужденных должно быть направлено на решение задач подготовки осужденных к освобождению, их исправления, социализации личности.
    Правило 35.3 ЕПП свидетельствует: "Дополнительная помощь должна оказываться малолетним, освобожденным из мест лишения свободы". Данное правило нашло отражение в ст. ст. 180 - 183, вошедших в гл. 22 УИК РФ "Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними". Названные статьи Кодекса относятся ко всем категориям осужденных, в том числе и несовершеннолетним. Они регламентируют обязанности администрации исправительных учреждений по оказанию помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, а также права этих лиц на трудовое, бытовое устройство и другие виды социальной помощи, например медицинскую.
    Значительная роль в этом вопросе принадлежит различным общественным формированиям, в том числе и попечительским советам (ч. 4 ст. 23 УИК РФ). Попечительский совет создается при каждой ВК. Его организация и деятельность регулируется Примерным положением о попечительском совете при ВК, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1295. В попечительский совет входят представители государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, изъявивших желание работать с несовершеннолетними осужденными и способными по своим деловым и моральным качествам выполнять соответствующие задачи.
    Основные направления деятельности попечительского совета связаны с оказанием помощи администрации ВК в:
    - обеспечении защиты прав и законных интересов осужденных;
    - организации учебно-воспитательного процесса в колонии;
    - укреплении материально-технической базы ВК;
    - трудовом и бытовом устройстве освобождающихся.
    Первые три направления деятельности попечительского совета связаны с пенитенциарной деятельностью, ограниченной временем пребывания несовершеннолетнего в ВК. Четвертое направление - постпенитенциарной деятельностью, направленной на работу с лицами, освобожденными из ВК.
    Результаты проведенного исследования позволяют констатировать: пенитенциарная деятельность попечительского совета, по сравнению с постпенитенциарной, осуществляется более успешно, хотя и в ней много проблем. В основном все сводится к оказанию материальной и гуманитарной помощи либо учреждению в целом, либо отдельным осужденным. Это, бесспорно, существенная составляющая в работе данных общественных формирований, особенно в настоящее время, но все-таки - не основная. Думается, что наиболее важным направлением в деятельности попечительского совета должно стать участие в организации процесса исправления осужденных, учебно-воспитательной работы с ними, социальной адаптации лиц, освободившихся из ВК.
    Несмотря на то что в тексте ЕПП больше нет прямых указаний, относящихся к несовершеннолетним осужденным, необходимо сказать о том, что и остальные правила в значительной мере касаются данной категории лиц. Остановимся, например, на правилах, свидетельствующих о создании комфортных материально-бытовых условий содержания осужденных. В ЕПП этому посвящены следующие разделы: "Помещения в местах лишения свободы", "Личная гигиена", "Одежда и постельные принадлежности".
    Результаты исследования показали, что наибольшее влияние на психологическое состояние несовершеннолетних осужденных женского пола оказывают жилищные условия, недостаточная обустроенность комнат личной гигиены, обеспечение питанием, вещевым довольствием. На юношей же в большей степени влияют неудовлетворенность в питании и снабжении постельными принадлежностями.
    Европейский комитет по предупреждению пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения в отношении осужденных рекомендует осуществлять размещение и, в частности, предоставление мест для сна, уважая человеческое достоинство и обеспечивать возможность уединения.
    Площадь, кубатура помещений, освещение, отопление и вентиляция должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и климатическим условиям .
    В настоящее время в ряде учреждений (Брянская ВК УФСИН России по Брянской области, Канская ВК ГУФСИН России по Красноярскому краю, Новооскольская ВК УФСИН России по Белгородской области) созданы комфортные условия содержания несовершеннолетних осужденных, размещенных в маломестных жилых комнатах, рассчитанных на 4 - 6 человек. Каждая комната обеспечена мебелью в соответствии с существующими типовыми нормами. Кроме этого, жилые помещения оснащены телевизионными мониторами. Они приобретаются как для коллективного пользования и устанавливаются в местах, определенных администрацией, так и в каждой комнате с центральным пультом управления. Осужденные спят на одноярусных кроватях.
    Расширяются права несовершеннолетних осужденных по созданию домашней обстановки в комнатах, где они проживают. К оформлению интерьера привлекаются осужденные. Тем самым они приучаются жить среди красивых домашних вещей. Это важно, потому что многие из них - выходцы из маргинальных слоев населения.
    Согласно Европейским пенитенциарным правилам каждому осужденному предоставляется возможность осуществить помывку при температуре, соответствующей климату местности, по возможности ежедневно, но не менее двух раз в неделю или чаще, если это необходимо для поддержания гигиены. В жилых помещениях ВК для помывки осужденных оборудованы душевые кабины из расчета: одна душевая сетка на 15 человек.
    Обязанность осужденных по соблюдению принятых в обществе требований санитарии и личной гигиены закреплена в ст. 11 УИК РФ и гл. IV Правил внутреннего распорядка ВК. В связи с этим государство берет на себя обязанность обеспечить их индивидуальными средствами гигиены, как минимум мылом, зубной щеткой и пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин). Это закреплено ч. 2 ст. 99 УИК РФ. Минимальная норма материально-бытового обеспечения установлена Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 и объявлена Приказом Минюста России от 2 августа 2005 г. N 125.
    В ЕПП есть специальный раздел "Питание заключенных" (п. 25.1, п. 25.2). Многие осужденные, поступающие в ВК, не имеют представления о культуре питания. У значительной части диагностируются функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта. Для них организуется диетическое питание.
    В настоящее время в столовых учреждениях установлено современное оборудование, приобретена новая посуда - сервизная и столовая. Организован предварительный заказ блюд. Например, в ряде ВК осужденные за 4 дня могут заказать одно блюдо из двух, представленных в меню, посредством электронного терминала, установленного в столовой. Данная инновация, несомненно, окажет значительное воспитательное воздействие, позволяя ощутить подростку свою самостоятельность, заботу о нем со стороны администрации учреждения. Норма продовольственного пайка несовершеннолетних осужденных покрывает энергетические затраты подростков, соответствует потребностям растущего организма по всем нутриентам. Осужденные получают пятиразовое питание, что соответствует возрастным физиологическим особенностям растущего организма, в частности уровню развития пищеварительной системы.
    Как видим, Европейские пенитенциарные правила, касающиеся несовершеннолетних осужденных, в той или иной мере нашли отражение в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и реализуются в ВК. Эффективность данной практики во многом зависит от полноты ее научно-методического обеспечения, чем собственно и занимается Научно-исследовательский институт ФСИН России.

    Литература

    1. Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил. Принята Комитетом Министров Совета Европы 11 января 2006 г.
    2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изм. и доп. на 1 февраля 2012 г.).
    3. Характеристика осужденных: аналитический материал на 1 июня 2014 г., ФКУ НИИ ФСИН России. Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2014. С. 43 - 55.
    4. Пункт 18.1 Рекомендации Rec (2006) 2 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил. Принята Комитетом Министров Совета Европы 11 января 2006 г.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА

общие принципы обращения с лицами, заключенными под стражу; характеризуют минимальные условия, которые рассматриваются Советом Европы в качестве приемлемых для обеспечения защиты указанныхлиц от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения, поддержания дисциплины и порядка в пенитенциарных учреждениях. В связи со вступлением в Совет Европы РФ приняла на себя обязательства, вытекающие из международных актов о правах человека и гражданина, а также специализированных международных документов об обращении с осужденными к различным видам наказаний. К таким актам в первую очередь относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, а также соответствующие документы Совета Европы, в числе которых Е.п.п., Европейская конвенция о защите прав человека, Европейская конвенция по предупреждению пыток.

Перечисленные международные акты включают нормы общего характера (нормы-принципы) и нормы-рекомендации. Первые не допускают каких-либо отступлений как в законодательстве, так и в деятельности государственных органов. Это прямо вытекает из ст. 30 Всеобщей декларации прав человека и ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах. Даже исключительные обстоятельства (война или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или чрезвычайное положение) не могут служить оправданием, например, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения.

Приоритетное значение придается следующим нормам Е.п.п.: а) лишение свободы должно осуществляться в таких условиях, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства и соответствуют указанным правилам; б) правила применяются беспристрастно. Не допускается дискриминация, основанная на признаках расы, цвета кожи, пола

языка, религии, политических или иных убеждениях, национальном или социальном происхождении, рождении, экономическом или ином статусе. Необходимо уважать религиозные верования и нравственные принципы группы, к которой принадлежит заключенный; в) цели исправительного воздействия на осужденных состоят в том,чтобы сохранить их здоровье и достоинство и в той степени, в какой это позволяет срок заключения, формировать у них чувство ответственности и навыки,которые будут содействовать их реинтеграции в общество; г) квалифицированные и опытные инспектора,назначенные компетентными органами, должны регулярно проверять пенитенциарные учреждения для контроля за тем, насколько и в какой степени управление этими учреждениями соответствует действующим законам и нормативным актам; д) защита личных прав заключенных, законность применения дисциплинарных наказаний обеспечиваются посредством контроля, осуществляемого в соответствии с национальным правом, представителями судебных или иных органов, не принадлежащими к пенитенциарной администрации; е) правила доводятся до сведения персонала на. соответствующих государственных языках. Заключенные также должны быть ознакомлены с Е.п.п.

В соответствии с указанными принципами основные требования Е.п.п. сводятся к следующему: а) условия содержания в местах заключения не должны усугублять причиняемые таким образом страдания, за исключением отдельных случаев, когда это оправдано необходимостью изоляции и поддержания дисциплины; б) режимы, применяемые в местах лишения свободы, должны: обеспечивать условия жизни, совместимые с человеческим достоинством и нормами, принятыми в обществе: сводить к мини-. муму отрицательные последствия заключения.

В целях индивидуализации исправительного воздействия должна быть создана гибкая система распределения заключенных по различным учреждениям уголовно-исполнительной системы, где для каждого из них было бы предусмотрено соответствующее исправительное воздействие и обучение, подготовлена программа содержания, учитывающая данные, полученные о его индивидуальных потребностях,способностях,состоянии духа, близости к родственникам. Чтобы способствовать общению с внешним миром, должна функционировать система отпусков из мест лишения свободы. Пенитенциарные администрации

обеспечивают свободное отправление религиозных обрядов для всех заключенных (в разумных пределах). Условия и характер труда заключенных, охрана их труда и здоровья должны быть аналогичны тем. что создаются в отношении лиц, находящихся на свободе. Одно из важнейших требований Е.п.п. состоит в обязанности администрации исправительного учреждения обеспечить питание заключенных, "максимально приближенное к среднему уровню в системе общественного питания".

Большое внимание уделяется дисциплине и практике применения взысканий, в основе которых, согласно Е.п.п., должны находиться гуманная и реалистичная политика, высокий профессионализм и специальная подготовка в целях обеспечения адекватности и справедливости мер, применяемых в ходе исполнения наказания. Категорически запрещаются коллективные и телесные наказания, помещение в темную одиночную камеру, а также любое жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство наказание. Представители социальных служб и общественных организаций должны иметь возможность посещать места лишения свободы и общаться с заключенными в целях их подготовки к освобождению, оказывать помощь персоналу мест лишения свободы в их деятельности по социальной реабилитации заключенных.

Все сотрудники мест лишения свободы в ходе обучения должны быть ознакомлены с Е.п.п., Европейской конвенцией о защите прав человека и практикой их применения, с тем чтобы лучше понимать цели исправительного воздействия на заключенных и свою роль в этом деле.

Несмотря на то что Е.п.п. не имеют обязательной юридической силы, они получили широкое международное признание как кодекс практической деятельности по управлению пенитенциарными учреждениями, содержанию и исправлению заключенных. Не случайно одно из требований Совета Европы к государствам, вступающим в его члены, таково:

при подготовке уголовно-исполнитель-ного законодательства в его основу должны быть положены Принципы и стандарты Совета Европы.

Агешов Г.Д


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА" в других словарях:

    При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). Тюрьма в Латинской Америке … Википедия

    Одно из наиболее строгих видов уголовного наказания, применяемых к лицам, совершившим преступления, представляю щие повышенную опасность: заключается в изоляции осужденного от общества путем помещения его в исправительное учреждение. Как… … Энциклопедия юриста

    Суд и другие определенные УИК органы; наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или. почетного звания, классного чина и наград, исполняются судом: наказания в виде обязательных, работ и исправительных, работ… … Энциклопедия юриста

    I (в древнем Риме relegatio, deportatio, в Англии и Франции transportation, в Германии Deportation, в Италии deportazione, в Испании relegacion, confinamiento) принудительное удаление государственной властью своих или чужих граждан (например,… …

    Международные собрания представителей государств. Явившись на смену церковно политических соборов средних веков, К. и конференции продолжают служить выражением существующей между народами солидарности. С течением времени изменяется и их характер … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

В резолюции Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г. отмечалось, что важные социальные изменения, касающиеся тюремных отношений и принципов управления, вызвали необходимость в обновлении Правил Европейского Совета. Комитет указал, что несмотря на значительные успехи в разработке наказаний, не связанных с тюремным заключением, лишение свободы остается необходимой мерой в национальных системах уголовной юстиции. Учитывая важность установления общих принципов уголовных наказаний в государствах--членах Совета Европы, Комитет министров рекомендовал правительствам этих государств руководствоваться во внутреннем законодательстве и практике принципами, изложенными в Европейских тюремных правилах. Особое внимание обращено на то, чтобы текст Правил получил максимальное распространение в государствах--членах Совета Европы.

Таким образом, Европейские тюремные правила являются пересмотренным и дополненным вариантом принятых ООН Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В преамбуле Европейских тюремных правил1 четко обозначено их назначение:

установление минимальных стандартов управления тюрьмами и гуманного обращения с заключенными;

стимулирование тюремной администрации к разработке прогрессивных принципов и стиля управления;

определение критериев, по которым органы управления и инспектирующие инстанции могли бы судить о степени продвижения к более высоким стандартам.

Цель Правил состоит в том, чтобы быть и справочным пособием для персонала учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В ряде случаев обращение к Правилам может использоваться для интерпретации положений национального пенитенциарного законодательства.

Европейские тюремные правила представляют собой довольно объемный документ. Они содержат 100 статей и снабжены подробным Комментарием.

Структура Европейских тюремных правил в целом отвечает структуре Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Европейские правила содержат детальные нормы обращения с осужденными и заключенными, но не разделяют их на особые категории. Дополнительные правила устанавливаются лишь для несудимых заключенных, гражданских заключенных, а также душевнобольных и страдающих психическими отклонениями.

Одной из наиболее существенных особенностей Европейских тюремных правил является приоритетное выделение в них шести основных принципов, представляющих собой базисные гуманистические ценности всей философии обращения с заключенными. Хотя в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными аналогичные положения также нашли отражение, в Европейских тюремных правилах они получили дальнейшее развитие в качестве принципов в специальном разделе (ч. I). Назначение этих принципов состоит в том, чтобы придать всем прочим правилам силу доминирующих стандартов, приемлемых для любой тюремной администрации, принимающей Европейские тюремные правила. Ни при каких обстоятельствах не допускается отход от этих принципов либо компромисс при их практической реализации.

  • 1 В данной работе используется русский перевод Европейских тюремных правил, Комментария и Пояснительной записки к ним, изданных на английском языке в ФРГ (Страсбург: Европейский Совет, отдел публикаций, 1987).
  • 1. Прежде всего устанавливается, что лишение свободы должно осуществляться в условиях, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства, причем эти условия должны находиться в соответствии с Европейскими тюремными правилами.
  • 2. Правила следует применять беспристрастно, без дискриминации, с уважением религиозных верований и моральных принципов социальной группы, к которой принадлежит заключенный.
  • 3. Обращение с лицами, лишенными свободы, должно поддерживать их здоровье и чувство собственного достоинства. Насколько этому позволяет длительность срока, оно должно развивать у заключенных чувство ответственности, поощрять и развивать те отношения и навыки, которые помогут им при возвращении в общество обеспечивать себя и жить в согласии с законом. Понятие «обращение с заключенными» в данном контексте понимается предельно широко. Оно охватывает все меры, применяемые для поддержания или восстановления физического и психического здоровья заключенных, их ресоциализации. В число таких мер входят работа, обучение, профессиональная подготовка, подготовка к освобождению и т. д.

Характерной чертой Европейских тюремных правил является их непосредственно «управленческая» направленность (чего нет, например, у Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Все наиболее важные вопросы исполнения лишения свободы рассматриваются в Правилах сквозь призму эффективного управления местами лишения свободы. Европейские тюремные правила обращены в первую очередь к администрации мест лишения свободы. Они делают акцент на ответственности тюремной администрации, а не на непосредственной защите прав отдельных заключенных. Вместе с тем подчеркивается тот факт, что при достижении эффективного тюремного управления защита прав и законных интересов заключенных не должна ослабевать.

С тем, чтобы усилить значение Европейских тюремных правил, облегчить их интерпретацию и представить в виде целостной философской системы, к правилам приложена пояснительная записка. Она содержит комментарий отдельных статей Европейских тюремных правил, а также дополнительные указания по их применению.

В отличие от Минимальных стандартных правил обращения с заключенными Европейские тюремные правила не сводят прием заключенных к сугубо технической операции. Эта процедура должна соответствовать основным принципам Правил и помогать заключенным решать свои неотложные личные проблемы.

Подготовка осужденного к освобождению должна начинаться уже с момента поступления заключенного в исправительное учреждение. Разумеется, ее конкретное содержание зависит от длительности срока, имеющихся средств и ресурсов. В Европейских тюремных правилах указывается, что доступ к информации, касающейся личных проблем заключенных, должен быть ограничен персоналом или другими лицами, имеющими на то разрешение компетентных органов (например, суда либо тюремной администрации).