Применение дисциплинарных взысканий за административные правонарушения. Применение дисциплинарных взысканий за административные правонарушения Образовательный блог по административному праву профессора Арсланбековой Аминат Зайдулаевны

Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Дисциплинарная ответственность - разновидность юридической ответственности. В то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:

1) применяется, как правило, за дисциплинарные проступ­ки, но может наступить и за совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 2.5 КоАП РФ);

2) состоит в применении карательных санкций - дисципли­нарных взысканий;

3) право на ее применение принадлежит субъектам линей­ной власти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю чле­нов коллектива;

4) основания и порядок наступления дисциплинарной ответственность регулируются различными отраслями права. Но наибольшее число лиц несут дисциплинарную ответственность по трудовому и административному праву.

Дисциплинарная ответственность по административному регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил РФ, положениями о прохождении службы (ОВД, УИС) и рядом других административно-правовых актов.

Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов - это замечание, выговор, строгий выговор, исключение. А для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД - это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в долж­ности, лишение поощрительного нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ закрепил перечень взысканий, которые могут налагаться на солдат и матросов: выговор, строгий выговор, лишение нагрудного знака отличника. Солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, кроме того, могут быть досрочно уволены в запас. А к лицам, проходящим службу по призыву, могут применяться и такие взыскания, как назначение до пяти нарядов вне очере­ди, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег.

Общей особенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и служащих правоохранительных органов является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней.

Материальная ответственность - это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих. Соответствующие нормы содержатся в Федеральном законе «О материальной ответственности военнослужащих».


Материальная ответственность реализуется в рамках коллектива, соответствующие полномочия - часть дисциплинарной власти линейного руководителя, ущерб взыскивается с члена устойчивого коллектива.

От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что размер применяемых санкций зависит в основном не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда; что виновный может доб­ровольно возместить причиненный вред полностью или частич­но; что санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия. Сам же вред носит имущественный характер.

Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу. Возмещение ущерба военнослужащими и призванными на сбо­ры военнообязанными производится независимо от привлечения их к административной или дисциплинарной ответствен­ности за действие (бездействие), которым причинен ущерб государству.

Взыскание ущерба с военнослужащих является разновидно­стью дисциплинарного принуждения. Административным пра­вом регулируются не только основания, но и порядок привлече­ния названных выше лиц к материальной ответственности. Он отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом. На основании Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» имущественный ущерб может быть взыскан с любых военнослужащих, в том числе призванных на сборы военнообязанных.

Раздел 3. Административная деликтология

ЛЕЩИНА Э.Л., LESHCHINA E.L.,

кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра государственно-правовых

дисциплин; Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, 454084, г. Челябинск, просп. Победы, 160

Candidate of Legal Sciences,

[email protected]

Chair of state and law disciplines;

Ural Branch of the Russian

State University of Justice,

Pobedy Ave. 160, Chelyabinsk, 454084,

Russian Federation

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

Аннотация. Анализируется дисциплинарная ответственность как один из основных видов юридической ответственности, как одна из форм принуждения, применяемого в порядке подчинения к лицам, совершившим дисциплинарные проступки, как комплексное межотраслевое образование. Характеризуются общеправовые подходы к определению понятия юридической ответственности, ее содержания, цели, функций, основных видов. Поддерживается позиция, согласно которой в законодательстве Российской Федерации закреплена как позитивная, так и ретроспективная (негативная) юридическая ответственность. Рассматривается понятие, содержание, основные черты и принципы дисциплинарной ответственности в административном праве, по этим вопросам приводятся и анализируются мнения авторитетных специалистов в области административного и трудового права. Итогом проведенной работы является авторское определение дисциплинарной ответственности (по административному праву).

Ключевые слова: юридическая ответственность; социальная ответственность; дисциплинарное принуждение; дисциплинарная ответственность; административное право.

DISCIPLINARY LIABILITY IN ADMINISTRATIVE LAW

Annotation. The disciplinary liability is analyzed as one of the main types of legal liability, as one of the forms of coercion applied in the order of subordination to persons who have committed disciplinary offenses, as well as a complex intersectoral phenomenon. General legal approaches to the definition of the concept of legal liability, its content, objectives, functions, main types are characterized. The author of the article supports the position, according to which both positive and retrospective (negative) legal liability is enshrined in the legislation of the Russian Federation. The concept, content, main features and principles of the disciplinary liability in administrative law are considered. The opinions of experts in the field of administrative and labour law concerning these issues are presented and analyzed. The result of this research is the author"s definition of disciplinary liability (under administrative law).

Keywords: legal liability; social responsibility; disciplinary coercion; disciplinary liability; administrative law.

Дисциплинарная ответственность в теории права признается одним из видов юридической ответственности. Вместе с тем в юридической науке до сих пор не прекращается дискуссия о понятии, содержании, функциях и видах юридической ответственности.

Дисциплинарная ответственность в правовой системе России представляет собой сложную систему, комплексный межотраслевой институт, который регламентируется обширным массивом разноуровневых нормативных актов. Вопросы дисциплинарной ответственности наиболее разработаны представителями науки трудового права, однако это обстоятельство не исключает необходимости

дальнейшего исследования вопросов дисциплинарной ответственности в рамках административного (служебного) права, которые исключены законодателем из сферы трудоправового регулирования. Теоретическое осмысление имеющихся проблем предполагает возможность на базе анализа общетеоретических подходов к юридической ответственности, имеющихся научных концепций в науке административного и трудового права определить характерные признаки дисциплинарной ответственности по административному праву и сформулировать ее определение.

Если говорить об ответственности как о сложном и многоплановом социальном явлении, то видится необходимым

изначально проанализировать отдельные точки зрения, современные научные позиции относительно указанной категории.

С точки русского языка ответственность понимается как необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках, отвечать за плохой ход дела, за проступки (С.И. Ожегов). Исходя из этого, в основу понятия ответственности в различных отраслях знаний, в том числе и в праве, может быть положено ее общелитературное смысловое значение.

Ответственность включает в себя, во-первых, осознание своего долга, сформулированного в социальных нормах, и сообразное с этим поведение, во-вторых, оценку поведения и его социально значимых последствий и, в-третьих, наложение взысканий от имени государства, общественной организации, коллектива за поведение, отклоняющееся от нормы, и компенсацию ущерба, причиненного неправильным поведением .

В любом организованном обществе различают моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую и другие виды ответственности, которые в совокупности объединяются родовым понятием «социальная ответственность». Социальная ответственность связывается с объективной необходимостью отвечать за нарушение норм права, морали, обычая, корпоративных норм и может выражаться в наступлении определенных неблагоприятных последствий (осуждение окружающих, негативное общественное мнение, порицание, отказ в доверии и т.д.). Именно такого рода мерами поддерживается соблюдение социальных норм и правил, а общественное осуждение (порицание) иногда может нести и юридические последствия.

Юридическая ответственность -многоплановая категория, «выступающая как способ правового регулирования, как средство укрепления законности и дисциплины, средство воспитания законопослушных граждан и как принцип деятельности правового государства» . Она является ключевым институтом любой правовой системы, одним из важнейших признаков права, необходимым элементом механизма его действия. В силу этого проблема юридической ответственности

занимает одно из центральных мест в общей теории права и в отраслевых юридических науках .

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке .

В то же время не является новым определение юридической ответственности в двух аспектах - ретроспективном (негативном) и позитивном. Такое понимание юридической ответственности позволяет рассматривать этот институт права как показатель активного и сознательного отношения личности к охраняемым общественным и частным интересам, неразрывно связанным с комплексом его собственных интересов .

Р.Л. Хачатуров и Д.А. Липинский полагают, что юридическая ответственность, как и любой вид социальной ответственности, едина и включает в себя ответственность за будущее поведение (позитивную, добровольную ответственность) и ответственность за прошлое противоправное поведение (негативную, государственно-принудительную ответственность) . В подобном понимании позитивная и ретроспективная ответственность - различные формы юридической ответственности, а не самостоятельные ее виды.

А.А. Юрчин высказывает сходное мнение: «В институциональном плане правовая ответственность предстает как связь между двумя субъектами права, при которой одна сторона (субъект ответственности), обладающая свободой воли и выбора, обязывается в силу обладания определенным статусом строить свое поведение в соответствии с ожидаемой моделью, другая же сторона (инстанция ответственности) контролирует, а также оценивает данное поведение и (или) его результаты; в случае отрицательной оценки и наличия вины она вправе определенным образом реагировать» . В рамках данного определения интерес представляет то, что автором в содержание понятия правовой ответственности одновременно включены и позитивная (осознание субъектом ответственности

чувства долга за свое будущее поведение), и ретроспективная составляющие (возможность наступления неблагоприятных последствий за неправомерное поведение субъекта права). Однако далее А.А. Юрчин приходит к весьма сомнительному выводу, что «ретроспективный аспект ответственности в праве точнее было бы именовать

"юридической ответственностью", позитив" Н w // I-7

ный - правовой ответственностью » , не учитывая то обстоятельство, что позитивная ответственность не предполагает обязанности лица отвечать за свои действия и намерения.

В общепринятом понимании позитивная ответственность выступает характеристикой правомерного поведения, как «осознание личностью своего собственного долга перед обществом и другими людьми за свое поведение в будущем» . Например, в Преамбуле к Конституции РФ говорится об ответственности многонационального народа Российской Федерации за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Отдельные законодательные акты содержат в себе элементы позитивной ответственности государственных органов (например, согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач, и в этом случае речь идет об ответственности как о долге, обязанности*), государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности (в части соблюдения установленных статусных запретов и ограничений). Поэтому можно сделать вывод о том, что такой институт не является новым и неизвестным для российского законодателя. Отчет государственного служащего перед непосредственным руководителем за проделанную работу и возможных путях ее совершенствования - это также форма позитивной ответственности. По отношению к гражданам также можно вести речь об их позитивной ответственности, если иметь в виду их долг и обязанности перед обществом и государством .

В связи с этим полностью присоединяемся к позиции Д.Н. Бахраха, согласно которой позитивная ответственность «предполагает осознание необходимости соответствующей деятельности, чувство ответственности. Ее можно рассматривать как внутренний регулятор поведения, теснейшим образом сливающийся с долгом, обязанностью как ответственность за будущее» . Она существует как в сознании, так и в поведении лица. Если поведение лица оценивается как правомерное, то оно признается и ответственным.

Руководствуясь подобным пониманием, с учетом изложенных точек зрения, считаем возможным судить о наличии позитивной ответственности в правовой системе России. Однако чтобы говорить о единообразном понимании позитивной юридической ответственности и самостоятельном ее существовании наряду с ответственностью ретроспективной, как минимум потребуется переработать имеющийся понятийный аппарат применительно к этим двум видам ответственности, а также рассмотреть все вопросы, связанные с правомерным поведением.

Ни у кого из ученых-юристов не вызывает сомнения факт наличия ретроспективной юридической ответственности. Так, Д.Н. Бахрахом негативная ответственность понимается «как отрицательная оценка содеянного коллективом, государством, обществом, как реакция общества на нарушение его интересов и норм, как применение санкций за нарушение общественных правил» . Ретроспективная юридическая ответственность наступает за совершенные противоправные деяния, нарушение установленных государством обязанностей, связана с государственным принуждением, реализуется в процессуальной форме.

Проблема юридической ответственности привлекает к себе внимание теоретиков государства и права, а также представителей отраслевых юридических наук на протяжении длительного периода времени. Имеющиеся представления и взгляды относительно понятия юридической ответственности обусловлены попытками авторов определить ее через такие правовые категории, как «государственное принуждение», «правоотношение», «санкция».

В определении понятия юридической ответственности наиболее правильной считаем авторскую концепцию В.К. Бабае-

ва: «Юридическая ответственность - возникшее в результате лично совершенного правонарушения и предусмотренное юридической нормой политико-правовое состояние, когда компетентный орган, должностное лицо или гражданин на основе закона или в специальной форме требует от правонарушителя отчет в совершенном деянии, возлагает на него определенную меру лишений, а правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия нарушения юридической нормы» . Здесь следует сделать небольшое уточнение: для должностных лиц дисциплинарная ответственность может наступить и за проступки подчиненных (например, за слабый контроль, попустительство, неудовлетворительные показатели, непринятие мер и т.д.).

Целями юридической ответственности выступают следующие: защита правопорядка, наказание виновных, предупреждение правонарушений, возмещение ущерба и воспитание граждан. Эти цели находят свое выражение в функциях юридической ответственности, и их содержание, в зависимости от вида ответственности, различно. Традиционно различают следующие функции юридической ответственности: карательную (или штрафную); правовосстановительную (она присуща прежде всего имущественной ответственности, призвана компенсировать потери потерпевшей стороны, восстановить ее права); воспитательную; предупредительную (или превентивную, причем здесь выделяют частную и общую превенцию) .

Юридическую ответственность в единстве материальных и процессуальных норм можно подразделить на виды, однако в отечественной теории права вопрос о классификации видов юридической ответственности является дискуссионным. Многие авторы небезосновательно полагают, что самая распространенная классификация видов юридической ответственности зависит от того, нормы какой отрасли нарушаются, какой вид правонарушения совершен. По этому основанию выделяют конституционную, уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную ответственность. В науке также выделяют такой вид ответственности, как процессуальная

ответственность, и некоторые другие: налоговая, финансовая, экологическая и т.п. Однако в одной отрасли права может сосуществовать и несколько видов ответственности (например, в административном и трудовом праве), а отдельным видам ответственности (например, процессуальной) не соответствует самостоятельная отрасль права. По форме ее осуществления ответственность может наступать в судебном, административном, ином порядке. Виды юридической ответственности различаются между собой по основаниям, субъектам, применяемым мерам воздействия, процедуре.

Разнообразие круга регулируемых нормами административного права общественных отношений определяет несколько видов ответственности по административному праву: административную, дисциплинарную и материальную. Следует уточнить, что нормы административного права регламентируют материальную ответственность только в отношении военнослужащих.

Дисциплинарная ответственность рассматривается в правовой науке как одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя , а также как правовой институт, регулирующий основания и порядок ее реализации. Для данного вида ответственности характерно, что дисциплинарные правоотношения регулируются нормами различных отраслей права - административного, служебного, трудового, муниципального, судоустройственного, уголовно-исполнительного, образовательного.

В юридической науке выделяют общую (наступает в соответствии с Трудовым кодексом РФ) и специальную дисциплинарную ответственность, которая предусмотрена федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. В рамках специальной дисциплинарной ответственности предусмотрен более широкий перечень оснований для привлечения к ответственности и расширенный перечень дисциплинарных взысканий. Основанием применения дисциплинарных взысканий, предусмотренных нормами о специальной дисциплинарной ответствен-

ности, может служить поведение работника (служащего) не в рабочее время.

Дисциплинарная ответственность по нормам административного (служебного) права также является специальной. Государство возлагает на своих служащих определенные обязанности и одновременно наделяет их необходимыми правами, и при этом устанавливает различные виды ответственности за невыполнение возложенных общих и специальных обязанностей, нарушение порядка пользования предоставленными правами. Однако не все формы правового воздействия выступают мерами юридической ответственности. Так, возложение на должностное лицо обязанности отменить незаконный акт или восстановить незаконно уволенного со службы - меры правовой защиты.

На сегодняшний день в юридической науке отсутствует общепринятое, согласованное, поддерживаемое широкой научной общественностью определение понятия дисциплинарной ответственности, что обусловлено наличием различных несогласованных научных концепций и отсутствием единства в понимании ее характерных признаков. При некоторых различиях в понимании сущности дисциплинарной ответственности большинство ученых относит ее к самостоятельному виду юридической ответственности.

Результаты многолетних научных исследований свидетельствуют о том, что существующие проблемы дисциплинарной ответственности обусловлены ее межотраслевым характером и находятся на стыке ряда юридических наук - административного (служебного), военного, трудового и муниципального права. Это обусловлено особенностями правового регулирования порядка прохождения службы (осуществления трудовой функции) и ответственности различных категорий работников, государственных и муниципальных служащих.

В административно-правовой литературе можно выделить следующие подходы к определению понятия «дисциплинарная ответственность»:

1. Дисциплинарная ответственность представляет собой установленную законом обязанность субъекта служебного правоотношения соблюдать и исполнять принятые на себя обязанности, а в случае противоправного неисполнения или ненадлежащего

исполнения имеющихся предписаний возможность понести меры дисциплинарного взыскания (Сорокин В.Д., 2002).

2. Дисциплинарная ответственность

Это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения (Бахрах Д.Н., 2011).

3. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников) (Старилов Ю.Н., 1996).

4. Дисциплинарная ответственность

Это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке (Попов Л.Л., 2008).

5. Дисциплинарная ответственность представляет собой меру государственного воздействия карательного характера лиц за нарушение дисциплины (трудовой, служебной, учебной и т.д.), т.е. за дисциплинарный проступок (Витрук Н.В., 2008).

6. Дисциплинарная ответственность

Это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения (Дерюга А.Н., 2011).

7. Дисциплинарная ответственность

Это предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за дисциплинарные проступки (Ноздрачев А.Ф., 1999).

8. Дисциплинарная ответственность

Это возникающая из факта совершения дисциплинарного и иного правонарушения обязанность лица понести наказание, заключающаяся в применении соответствующим должностным лицом в установленном порядке дисциплинарных взысканий, выражающих государственное осуждение противоправного, виновного поведения нарушителя служебной дисциплины (Никифоров А.В., 1998).

В приведенных определениях внимание акцентируется на следующем:

Фактическом основании дисциплинарной ответственности - дисциплинарном проступке;

Наличии специальной связи между нарушителем дисциплины и лицом, на которое возложена обязанность реагировать на этот проступок;

Наличии у субъекта дисциплинарной власти права применить предусмотренные законодательством меры дисциплинарной ответственности;

Обязанности лица претерпеть неблагоприятные последствия за совершение дисциплинарного проступка.

Дисциплинарная ответственность, в том числе и в системе советской государственной службы, в течение многих лет рассматривалась исключительно как институт трудового права, в наибольшей степени ее сущность была разработана в трудах представителей этой правовой науки . Тем не менее следует признать, что и в науке трудового права до сих пор нет единства мнений на понятие дисциплинарной (трудоправовой) ответственности.

Характерно, что в литературе по трудовому праву мы обнаруживаем уже совершенно иную трактовку интересующих нас понятий, нежели в административном праве, например:

1. Ответственность в трудовом праве - это обязанность лица - участника трудовых и связанных с ними отношений претерпевать неблагоприятные последствия личностного, организационного или имущественного характера за действия или бездействие, причинившие вред другому субъекту данных отношений (Иван-кина Т.Ф., 2012).

2. Дисциплинарная ответственность - это обязанность работника ответить перед работодателем (его администрацией) за совершенный дисциплинарный проступок и понести те меры воздействия, которые указаны в дисциплинарных санкциях трудового права (Сыроватская Л.А., 1998).

3. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей (Гусов К.Н., Толкунова В.Н., 2004).

4. Дисциплинарная ответственность представляет собой вид юридической от-

ветственности работника за совершение дисциплинарного проступка, связанного с исполнением трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудовой дисциплины (В.А. Ковалев, 2012).

5. Дисциплинарная ответственность

Один из видов юридической ответственности, который заключается в праве полномочного представителя работодателя применить к работнику, совершившему дисциплинарный проступок, предусмотренные законодательством меры дисциплинарного взыскания, и в корреспондирующей данному праву обязанности работника, допустившего совершение дисциплинарного проступка, претерпеть установленные в законодательстве неблагоприятные последствия (Миронов В.И., 2009).

6. В учебнике «Трудовое право» под редакцией Ю.П. Орловского (автор главы - О.Ю. Павловская) дисциплинарная ответственность рассматривается в двух аспектах . Как правовая категория дисциплинарная ответственность включается в состав правового института «дисциплина труда» и означает определенную реакцию государства на правонарушение в сфере трудовых отношений, потенциальную возможность применения к нарушителю мер дисциплинарного взыскания, указанных в законодательстве. Второй аспект представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей конкретным работником и заключается в применении санкций к нарушителю трудовой дисциплины и их реализации. В этом аспекте дисциплинарная ответственность, называемая ретроспективной,

Это обязанность нарушителя ответить за совершенное правонарушение и претерпеть неприятные последствия в виде ограничений личного, организационного или имущественного порядка. Со стороны работодателя реакция на правонарушение заключается в истребовании отчета от нарушителя и применении к нему санкций правовых норм трудового права.

Итогом обобщения многочисленных точек зрения ученых по вопросу определения дисциплинарной ответственности выступают следующие ее основные признаки:

1. Это один из основных видов юридической ответственности, поэтому ей присущи все основные черты последней.

2. Ее фактическим основанием является дисциплинарный проступок (виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных (трудовых) обязанностей) или иное деяние, за которое возможно применение мер дисциплинарного взыскания.

3. Предполагает обязанность виновного лица дать отчет о своем проступке.

4. Субъектами дисциплинарной ответственности выступают только физические лица.

5. Меры дисциплинарного принуждения, за отдельными исключениями, применяются в порядке служебного подчинения, и рамки «дисциплинарной власти» полномочного субъекта определены правовыми нормами.

6. Выступает правовым средством обеспечения надлежащего исполнения должностных обязанностей и способом защиты права работодателя (нанимателя) на добросовестный труд (исполнение служебных обязанностей).

7. Реализуется в правоотношении, характеризующемся правом нанимателя (работодателя) воздействовать на нарушителя дисциплины в установленной процессуальной форме, ухудшая его правовое положение и возлагая на него обязанность претерпеть это воздействие.

8. Следствием привлечения к дисциплинарной ответственности, как правило, выступают наложение дисциплинарного взыскания и последствия его применения, в том числе и прекращение служебно-тру-довых отношений (при увольнении).

Важнейшим признаком дисциплинарной ответственности, как полагают многие авторитетные специалисты, является применение дисциплинарных взысканий. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что дисциплинарная ответственность и дисциплинарное взыскание тесно взаимосвязаны, но не идентичны. Основание их возникновения - дисциплинарный проступок, они предполагают наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя. Они различны по объему, моментам возникновения, порождаемым последствиям. Освобождение от дисциплинарной ответственности одновременно освобождает и от наложения дисциплинарного взыскания, а неприменение взыскания, напротив, не всегда напрямую связано с освобождением

от ответственности (например, применяются меры воспитательного характера). Дисциплинарная ответственность - это более широкая категория.

Для отношений дисциплинарной ответственности также характерно отсутствие закрепленных в законодательстве составов дисциплинарных правонарушений (помимо носящих признаки грубых) и соответствующих им санкций.

По своей правовой природе дисциплинарная ответственность в служебных правоотношениях является не частной, а публичной , что принципиально отличает ее от дисциплинарной ответственности в трудовых правоотношениях, где отсутствует государственное принуждение. При этом не исключено участие государства (в лице суда) в отношениях материальной ответственности. Властные полномочия работодателя ограничены рамками трудового коллектива, и применение мер дисциплинарной ответственности - право, а не обязанность нанимателя (исключение - ст. 195 ТК РФ).

Дисциплинарный проступок госслужащего может причинять ущерб внешне-управленческим отношениям, законным правам и интересам граждан и организаций. Государство, как наниматель, «противостоит» государственному служащему, устанавливая требования к служебному поведению и возлагая на своих представителей обязанности по их соблюдению. Привлечение к дисциплинарной ответственности госслужащего имеет своей целью обеспечение установленного порядка государственного управления, функционирования государственного органа. При этом меры дисциплинарного воздействия, помимо соответствующего субъекта дисциплинарной власти, может применить и вышестоящий руководитель. Неприменение мер дисциплинарного принуждения, особенно в отношении должностных лиц, может нарушать общественный (публичный) интерес, и в таких случаях освобождение служащего от дисциплинарной ответственности невозможно, в отличие от трудоправовых нарушений.

Эта особенность влияет на содержание и функции дисциплинарной ответственности в трудовом и административном праве. В трудовом праве выделяют такие функции дисциплинарной ответственности

работников, как регулятивная, предупредительная (превентивная), карательная, восстановительная и воспитательная. По мнению С.Е. Чаннова, «дисциплинарная ответственность государственных (равно как и муниципальных) служащих должна выполнять совсем другие функции» , чем дисциплинарная ответственность работников, для служебных правоотношений характерна не правововосстановительная функция, а предупреждающая и пресека-тельная. На наш взгляд, дисциплинарный проступок пресекается посредством применения мер дисциплинарного принуждения (мер обеспечения по делу о дисциплинарном проступке), и пресекательная функция дисциплинарной ответственности не имманентна. А привлечение виновного служащего к ответственности по крайней мере восстанавливает справедливость.

Правоотношения, возникающие при привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих, являются:

Охранительными;

Государственно-служебными;

Публичными;

Административно-процессуальными (порядок рассмотрения дел урегулирован соответствующими процессуальными нормами административного права);

Сложными (у каждого участника правоотношений имеются и юридические права, и юридические обязанности);

Вертикальными (когда один из участников подчинен другому) или горизонтальными - когда отношения складываются между не подчиненными субъектами (военнослужащий - суд).

М.Б. Добробаба полагает, что «поскольку регулирование вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих нормами трудового права не допускается, дисциплинарная ответственность государственных служащих имеет исключительно административно-правовую природу и наряду с общей административной ответственностью является подвидом административной ответственности - дисциплинарной административной ответственностью» . Здесь вызывает возражение следующее. В части, не урегулированной специальным законодательством, применяются нормы трудового права (за исключением военнослужащих,

в силу прямого указания закона). Далее, говорить о том, что дисциплинарная ответственность (по административному праву) является подвидом ответственности административной, ошибочно. Это два самостоятельных вида юридической ответственности, существующие в рамках одной отрасли права, которые имеют свои собственные основания, субъектный состав, виды форм воздействия, порядок реализации, сущность и содержание правоотношений, и мы не видим достаточных оснований для того, чтобы менять соотношение известных понятий. Другое дело, что меры дисциплинарной ответственности применяются в административном порядке (порядке подчиненности). Более уместно использовать термин «служебная дисциплинарная ответственность».

Порядок привлечения лица к дисциплинарной ответственности связан с характеристикой принципов дисциплинарной ответственности и производства по делу о дисциплинарном правонарушении. В пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»* среди общих принципов юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности названы справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. Полагаем, что данный перечень должен быть дополнен такими специальными принципами, как обоснованность, объективность, целесообразность, оперативность, экономичность, индивидуализация, неотвратимость, недопустимость удвоения ответственности. Примечательно, что рассмотрению дела о дисциплинарном проступке не присущи принципы гласности, состязательности.

Для привлечения лица к дисциплинарной ответственности необходимы правовые, фактические и процессуальные основания.

Правовые основания дисциплинарной ответственности закреплены в большом массиве нормативных правовых актов. В них закреплены:

Права и обязанности субъектов дисциплинарных правоотношений, и их невыполнение или ненадлежащее выполнение рассматривается как правонарушение;

Меры дисциплинарного воздействия за их нарушение;

Порядок применения принудительных мер.

Фактическими основаниями выступают совершение дисциплинарных проступков, дефиниции (механизм) которых закрепляются в законодательстве, регулирующем соответствующие трудовые или служебные отношения. Из сказанного следует, что дисциплинарная ответственность также выступает структурным элементом служебного (трудового) правоотношения.

В силу незавершенности реформирования института государственной службы современное законодательство о гражданской государственной службе, в том числе касающееся дисциплинарной ответственности, в части, не урегулированной служебным законодательством, базируется на законодательстве о труде.

Для некоторых видов федеральных государственных служащих как специальных субъектов административной ответственности в соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ дисциплинарная ответственность может наступить и за совершение административного правонарушения, за которое указанные лица не подлежат привлечению к административной ответственности на общих основаниях. Однако привлечение лица к дисциплинарной ответственности не освобождает его от уголовной ответственности.

Не исключена кумуляция административной и дисциплинарной ответственности за одно деяние (если объекты противоправного посягательства разные). Например, управление сотрудником ОВД (полиции) транспортным средством в состоянии опьянения квалифицируется как нарушение служебной дисциплины и одновременно влечет лишение его права управления как водителя. Возможность одновременного наступления дисциплинарной и материальной ответственности предусматривается правовыми актами, регулирующими дисциплинарную ответственность некоторых государственных служащих.

Так, в ст. 16 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации»* указано: «За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством». Для военнослужащих согласно положениям ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»** умышленное причинение материального ущерба военному имуществу признается грубым дисциплинарным проступком.

Однако иногда проблематично решить вопрос о выборе вида ответственности - дисциплинарной или административной - для государственного служащего, проступок которого одновременно носит признаки и дисциплинарного (служебного), и административного правонарушения. По различным основаниям за одно деяние может самостоятельно применяться и дисциплинарная, и административная ответственность. Несмотря на отсутствие единого подхода к решению проблемы, полагаем, что удвоение ответственности недопустимо, и выбор вида ответственности должен ставиться в зависимости от вида нарушенных общественных отношений. В случае нарушения отношений внутри организации должна наступать дисциплинарная ответственность. Если проступок причиняет вред отношениям внешнего характера, нарушает права и законные интересы граждан и организаций, должна наступать административная ответственность.

Таким образом, дисциплинарная ответственность по административному праву представляет собой сложный социально-правовой феномен.

Характерные признаки дисциплинарной ответственности:

1. Является отражением потребности государства в лице нанимателя в защите служебно-трудовых отношений от дисциплинарных проступков.

2. Выступает в форме дисциплинарного принуждения в рамках служебных правоотношений.

3. Является одним из основных средств недопущения нарушений установленной дисциплины, добросовестного соблюдения должностных обязанностей.

5. Реализуется в форме администра-тивно-юрисдикционного производства.

Проведенный анализ позволил сформулировать следующее определение: дисциплинарная ответственность (по административному праву) - это предусмотренное

правовой нормой особое правовое состояние, которое наступает вследствие совершенного дисциплинарного проступка или иного правонарушения, когда компетентный орган или должностное лицо от имени государства требует от подчиненного ему члена административного коллектива дать отчет о совершенном им противоправном деянии (бездействии) и возлагает на него в установленной процессуальной форме предусмотренные законодательством меры дисциплинарного принуждения (взыскания), а виновное лицо обязано претерпеть эти лишения и их дополнительные отрицательные последствия в целях воспитания правонарушителей, общей и частной превенции дисциплинарных проступков.

Список литературы

1. Советское административное право / под ред. П.Т. Василенкова. М.: Юрид. лит., 1990. 576 с.

2. Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева. М.: Юрайт, 2016. 715 с. Сер.: Бакалавр. Базовый курс.

3. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: монография. М.: РАП, 2008. 304 с.

4. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. 699 с.

5. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

6. Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности: монография. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2007. 950 с.

7. Юрчин А.А. Институт правовой ответственности в российской системе местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. 27 с.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристь, 2004. 512 с.

9. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. 832 с.

10. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: учеб. пособие. Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1989. 204 с.

11. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации // Трудовое право. 2009. N 8. С. 19-27.

12. Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В.В. Володина. М.: Ось-89, 2009.

13. Трудовое право России: учебник для бакалавров / отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: Юрайт, 2014. 854 с. Сер.: Бакалавр. Академический курс.

14. Миннигулова Д.Б. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих и проблемы его реализации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. 54 с.

15. Добробаба М.Б. Проблема определения правовой природы дисциплинарных правоотношений в служебном праве // Административное право и процесс. 2012. N 5. С. 18-20.

Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов – членов административных коллективов:

    милитаризованных служащих (военнослужащих, аттестованных работников милиции);

    обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

    лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещенных в специальные приемники системы МВД).

Нормативной основой дисциплинарного принуждения в отношении милитаризованных служащих являются Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, Положение о службе в органах внутренних дел и др. Применение дисциплинарных санкций к студентам и аспирантам регламентировано в самом общем виде п.9 ст.16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Дисциплинарная ответственность – разновидность юридической ответственности, следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. В то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:

    она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе;

    применяется, как правило, за дисциплинарные проступки, но может наступить и за совершение иных правонарушений (ст. 2.5 КоАП РФ);

    дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (замечание, выговор, строгий выговор и т. д.) – карательных санкций;

    как правило, дисциплинарные взыскания действуют пока гражданин (служащий) находится в устойчивом коллективе.

Основаниями дисциплинарной ответственности являются:

1) дисциплинарный (должностной) проступок – противоправное, виновное нарушение трудовой или служебной (воинской) дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т. д.);

2) административное правонарушение . В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности;

3) нарушение норм морали, нравственности . Статья 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести...». Пункт «м» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника милиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции». Это одни из немногочисленных вызывающих дискуссию случаев применения юридической ответственности не за правонарушение. По нашему мнению, здесь возникает противоречие принципу права, согласно которому любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих юридических обязанностей. Воинская честь и честь сотрудника милиции чаще всего определяются нормами морали, нравственности, не установленными нормами права. Наступление юридической ответственности за их нарушение является довольно спорным и приводит к многочисленным проблемам в правоприменительной деятельности.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается законами и подзаконными актами в зависимости от категорий лиц, к которым они применяются. Поэтому рассмотрим основные, характерные почти для всех привлекаемых к дисциплинарной ответственности требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания могут быть наложены с учетом соблюдения ряда процессуальных требований:

    они налагаются только уполномоченными на то органами либо должностными лицами (в частности, права соответствующих начальников ОВД по наложению дисциплинарных взысканий закреплены в Инструкции по применению Положения о службе в органах внутренних дел РФ);

До применения дисциплинарного взыскания работодатель (начальник, командир) должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт (ст. 193 ТК РФ);

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников;

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу;

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание;

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт;

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Дисциплинарное взыскание - взыскание (наказание), налагаемое на работника в связи с нарушением им трудовой дисциплины, на военнослужащего - в связи с нарушением им воинской дисциплины и на государственного гражданского служащего - в связи с нарушением им служебной дисциплины.

Наложение дисциплинарных наказаний предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, дисциплинарными уставами, законами(например, Законом о государственной гражданской службе в РФ) и другими нормативно- правовыми актами.

За совершение административных правонарушений устанавливается 7 видов административных взысканий:

1) предупреждение;

3) возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного гражданину;

6) исправительные работы на срок до двух месяцев;

7) административный арест на срок до 15 суток.

Порядок производства по делу об административном правонарушении регламентирован Кодексом РФ об административных правонарушениях. Круг органов, управомоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, является достаточно широким. В него входят суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, органы милиции, разного рода государственные инспекции и другие государственные органы. Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разрешается давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться услугами адвоката.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящий по подчиненности орган. Дисциплинарная ответственность применяется за совершение дисциплинарного проступка. Порядок применения взыскания за нарушение дисциплины регламентируется ТК РФ, уставами о дисциплине и другими нормативно-правовыми актами.

Согласно ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины применяются следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение.

Последняя мера может применяться за наиболее грубые нарушения трудовой дисциплины, в том числе:

1) за систематическое неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей;

2) прогул;

3) появление на работе в нетрезвом виде, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

4) совершение по месту работы хищения.

Законодательством о дисциплинарной ответственности могут предусматриваться и иные дисциплинарные взыскания. Законодательство устанавливает достаточно короткие сроки применения дисциплинарного взыскания. Оно может применяться непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В любом случае взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – не позднее двух лет со дня его совершения. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.


58.Понятие административного производства. Виды производств .

Административное производство - система норм, регламентирующая порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел. Следовательно,оно является относительно самостоятельным административно-процессуальным правовым институтом.

В науке административного права пока еще не существует единого мнения о видах административных производств. Однако в соответствии с вышеуказанным критерием классификации производств в систему административного процесса включают административные производства:

По принятию нормативных правовых актов органами исполнительной власти;

По обращениям граждан;

Поощрительное производство(состоит из 4 стадий: Возбуждение ходатайства о поощрении; Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; Рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; Исполнение поощрения)

Дисциплинарное производство(регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий. Основным правовым документом, регулирующим дисциплинарное производство, является Трудовой кодекс)

По делам об административных правонарушениях.

Выделяют также материальное производство (о возмещении в административном порядке материального ущерба в результате дисциплинарного проступка), регистрационное производство, лицензионное производство, исполнительное производство (по исполнению постановлений о наложении административных наказаний) и др.

Несмотря на имеющиеся различия, указанные виды административных производств осуществляются в сфере государственного управления. Как правило, то или иное производство осуществляют соответствующие органы исполнительной власти и их должностные лица. Отношения, возникающие в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются административно-процессуальными нормами. Именно эти факторы объединяют отдельные производства в единый административный процесс.

Любые образовательные работы на заказ

Административно-правовой институт дисциплинарной ответственности (тема № 38)

Курсовая Купить готовую 940 (25 стр) Узнать стоимостьмоей работы

Во-первых, сохраняется, и даже в некоторых случаях усиливается демократическая, либеральная направленность правовых предписаний, адресованных государственным служащим. Предоставление права пользоваться юридической помощью защитника в случае возникновения спора по поводу дисциплинарного проступка - яркое проявление этой направленности. Во-вторых, увеличивается количество норм, содержащихся...

Административно-правовой институт дисциплинарной ответственности (тема № 38) (реферат , курсовая , диплом , контрольная )

  • Введение
  • Глава 1. Дисциплинарная ответственность как институт административного права
    • 1. 1. Понятие административной ответственности
    • 1. 2. Правовая природа дисциплинарной ответственности
  • Глава 2. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих
    • 2. 1. Дисциплинарная ответственность государственных служащих
    • 2. 2. Дисциплинарная ответственность военнослужащих
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться — основные принципы единоначалия, без которого невозможны воинская дисциплина, боеготовность и боеспособность войск.

Существенное отличие между воинской и гражданской служебной дисциплиной, ответственностью военнослужащих и гражданских служащих, кроме названных положений, состоит и в порядке применения мер дисциплинарных взысканий.

Налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащих могут только прямые начальники. Дисциплинарный устав определяет власть командиров (начальников) по их типовым должностям, например: права командира роты по наложению дисциплинарных взысканий на подчиненных ему солдат, матросов, сержантов и старшин; права командира полка (корабля — I ранга) по применению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных ему офицеров. И так включительно до министра обороны РФ и других руководителей (министров, директоров служб). Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам. Командиры (начальники), должности которых в Уставе не упомянуты, в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным по занимаемой должности. Например, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант — властью командира взвода (группы); генерал-майор и контр-адмирал — властью командира дивизии.

Взыскание должно соответствовать тяжести проступка и степени вины, устанавливаемых командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

В Дисциплинарном уставе перечислены дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат, матросов, сержантов и старшин; на прапорщиков и мичманов; на офицеров, а также права командиров (начальников) по наложению взысканий на подчиненных им военнослужащих. Так, на сержантов и старшин срочной службы могут быть наложены следующие взыскания: выговор; строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; снижение в должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность; лишение сержантского (старшинского) звания; лишение сержантского (старшинского) звания с переводом на низшую должность.

Арест как вид наказания перестал применяться в Вооруженных Силах Р Ф после того, как со вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса содержание под стражей стало возможно лишь по решению суда.

Указом Президента «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ» от 30 июня 2002 г. установлено, что военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу по судебному решению, могут содержаться на гауптвахте не более 48 ч с момента задержания или заключения под стражу; в случае отложения судом принятия решения об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу военнослужащие могут содержаться на гауптвахте не более 72 ч с момента принятия судом такого решения. В исключительных случаях, когда доставка военнослужащих, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, они могут содержаться на гауптвахте до 30 суток.

Дисциплинарный устав определяет порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 дней с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу. Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, то жалоба подается по команде. Важно, что военнослужащий вправе обратиться с жалобой в суд на неправомерные, как он полагает, действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

Заключение

Дисциплинарная ответственность — одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Таким образом, правовое регулирование российского законодательства продолжается. В целом содержание правовых норм соответствует характеру общественных отношений и потребностям общества. Обобщая положения правовых норм, можно выделить наметившиеся тенденции.

Во-первых, сохраняется, и даже в некоторых случаях усиливается демократическая, либеральная направленность правовых предписаний, адресованных государственным служащим. Предоставление права пользоваться юридической помощью защитника в случае возникновения спора по поводу дисциплинарного проступка — яркое проявление этой направленности. Во-вторых, увеличивается количество норм, содержащихся в законах. Переход от закрепления правовых норм в подзаконных актах к их законодательному закреплению носит также позитивный характер.

Представляется, что перечисленные тенденции лишь в некоторой степени показывают характер обновления правового регулирования служебных отношений. Наметившаяся противоречивость требует дальнейшего анализа правовых норм, выявления причин и выработки рекомендаций по их совершенствованию.

Список использованной литературы Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1,

Таможенный кодекс РФ от 28.

06.2003, N 22, ст. 2066,

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215,

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063,

Указ Президента Р Ф от 10 .

11.2007 . № 47 (1 ч.), ст. 5749,

Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. — М., 2001. -150 с.

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В. , Старилов Ю. Н. Административное право. -М.: Норма. 2007. -816 с.

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002. -725с.

Кудащкин А. В. Особенности административной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007.№ 3.

Сунна Н. О дисциплинарной ответственности военнослужащих//Военно-юридический журнал. 2007. № 8.

Туганов Ю. Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России//Российский судья. 2005. № 9.

Чанов С. Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих//Трудовое право. 2006. № 6.

Щербак С. И. Некоторые новации в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007. № 10.

Теория государства и права. Учебник/Под ред. А. С. Пиголкина. -М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. С. 511

Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. — М., 2001. С. 3

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002. С. 157

Трудовой кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3

Туганов Ю. Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России//Российский судья. 2005. № 9. С. 25

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В. , Старилов Ю. Н. Административное право. -М.: Норма. 2007. С. 589

Таможенный кодекс РФ от 28.

05.2003 N 61-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 02.

06.2003, N 22, ст. 2066

Чанов С. Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих//Трудовое право. 2006. № 6. С. 43

Сунна Н. О дисциплинарной ответственности военнослужащих//Военно-юридический журнал. 2007. № 8. С. 15

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1

Кудащкин А. В. Особенности административной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007.№ 3. С. 25

Указ Президента Р Ф от 10.

11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренний службы вооруженной службы вооруженных сил Российской Федерации», Дисциплинарным Уставом Вооруженных сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации)//Собрание законодательства РФ. 19.

11.2007 . № 47 (1 ч.), ст. 5749

Административное право. Учебник/Под ред. Попова Л. Л. -М.: Юрист. 2005. С. 444

Щербак С. И. Некоторые новации в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007. № 10. С. 54

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1,
  2. Трудовой кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3,
  3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 02.06.2003, N 22, ст. 2066,
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215,
  5. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063,
  6. Указ Президента Р Ф от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренний службы вооруженной службы вооруженных сил Российской Федерации», Дисциплинарным Уставом Вооруженных сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации)//Собрание законодательства РФ. 19.11.2007. № 47 (1 ч.), ст. 5749,
  7. Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. - М., 2001. -150 с.
  8. Административное право. Учебник/Под ред. Попова Л. Л. -М.: Юрист. 2005. -697 с.
  9. Административное право Российской Федерации/Под ред. Хаманевой Н. Ю. -М.: Юристъ. 2006. -553 с.
  10. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право . -М.: Норма. 2007. -816 с.
  11. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. Ю. М. Козлова. - М.: Юристъ, 2002. -725с.
  12. Теория государства и права. Учебник/Под ред. А. С. Пиголкина. -М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. -544с.
  13. Кудащкин А. В. Особенности административной ответственности военнослужащих //Право в Вооруженных Силах. 2007.№ 3.
  14. Сунна Н. О дисциплинарной ответственности военнослужащих //Военно-юридический журнал. 2007. № 8.
  15. Туганов Ю. Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России //Российский судья. 2005. № 9.
  16. Чанов С. Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих //Трудовое право. 2006. № 6.
  17. Щербак С. И. Некоторые новации в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих //Право в Вооруженных Силах. 2007. № 10.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой

ИЛИ

Другие работы

Курсовая

Масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующих осуществлению социальной реформы, порож-дающих у граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие, снижаю-щих доверие к органам власти и управления, к проводимой государством по-литики, напрямую угрожает российским стратегическим интересам и нацио-нальной безопасности. Одним из наиболее существенных...

Курсовая

Подзаконные акты. Среди которых в первую очередь идут указы Пре-зидента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Консти-туции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции Р Ф оп-ределяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Кон-ституционного Суда Р Ф рассматривать дела...

Курсовая

Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля может быть осуществлен по определению судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело. Вынесение данного определения...

Курсовая

В России ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан, среди которых около 30% составляют граждане, не достигшие 18 лет. Вступивший в силу с 1 июля 2002 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях коренным образом изменил подход по привлечению к административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Государственная...

Труднее всего подтвердить наличие или отсутствие обстоятельств, существование которых несовместимо с квалификацией правонарушения, даже в тех случаях, когда удалось доказать нарушение публичных правил и его общественно опасные последствия. В соответствии с КоАП юридическое лицо не может быть признано виновным в административном правонарушении, если оно приняло все зависящие от него меры...

Контрольная

Кроме того, по кругу регулируемых общественных отношений, т. е. по предмету отрасли действующего права нередко оказываются весьма близкими, а иногда даже совпадают в своих основных проявлениях (например, имущественные отношения, а также отношения в сфере охраны природной среды, предпринимательской деятельности и т. п.). Поэтому метод регулирования часто выступает в роли определяющего критерия при...

В целях обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики 18 июня 1999 г. Правительством было принято Постановление «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Статус такого научного центра присваивается Правительством научным организациям...