Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень). Группировка органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

  • 10. Общая характеристика субъектов финансового права.
  • 11. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансового права.
  • 12. Связь финансового права с другими отраслями российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина.
  • 14. Понятие и виды финансово-правовых норм.
  • 15. Финансовые правоотношения: понятие, виды, структура.
  • 16. Финансовая политика государства.
  • 17. Разграничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности: понятие и общая характеристика.
  • 18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.
  • 19. Правовое положение и функции Министерства финансов рф: органы, входящие в его систему.
  • 20. Федеральное казначейство: правовое положение, функции.
  • 21. Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
  • 22. Правовое положение и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации.
  • 23. История развития финансового контроля на территории Российской Федерации.
  • 24. Финансовый контроль: понятие и значение.
  • 25. Виды и формы финансового контроля.
  • 26. Органы, осуществляющие финансовый контроль на территории Российской Федерации.
  • 28. Понятие и социально-экономическая роль бюджета.
  • 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
  • 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
  • 30. Субъекты бюджетных правоотношений.
  • 31. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
  • 32. Бюджетный процесс: понятие, участники, значение.
  • 33. Стадии бюджетного процесса.
  • 34. Бюджетная классификация.
  • 35. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
  • 36. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
  • 37. Общие правила составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области).
  • 38. Исполнение бюджета. Контроль за надлежащим исполнение бюджета.
  • 39. Внебюджетные государственные фонды: понятие, виды, функции.
  • 40. Понятие и функции налогов и сборов.
  • 41. Налоговая система рф. Система налогов и сборов Российской Федерации.
  • 43. Налоговые правоотношения и налогово-правовые нормы.
  • 44. Субъекты налоговых правоотношений: виды, права и обязанности.
  • 45. Налоговый контроль: понятие, формы.
  • 46. Элементы налогообложения.
  • 47. Налоговые льготы: понятие, виды, порядок установления и использования.
  • 48. Порядок установления налогов и сборов на федеральном уровне.
  • 49. Порядок установления налогов и сборов на региональном уровне.
  • 50. Порядок установления налогов и сборов на местном уровне.
  • 51. Виды налоговых правонарушений. 52. Ответственность за налоговые правонарушения.
  • 53. Порядок разрешения налоговых споров.
  • 54. Понятием упрощенной системы налогообложения.
  • 55. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
  • 56. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • 57. Государственный внутренний долг.
  • 58. Государственные расходы: понятие, система, принципы.
  • 59. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, объекты, порядок осуществления.
  • 60. Банковская система рф: структура, значение.
  • 60. Банковская система рф: структура, значение.
  • 61. Центральный банк рф как главное звено банковской системы рф.
  • 62. Цели, задачи и функции деятельности Центрального Банка рф.
  • 63. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.
  • 64. Кредитные организации как основные участники банковской деятельности.
  • 65. «Банк», «небанковская кредитная организация», «кредитная организация». Сходство и различие.
  • 66. Ответственность за нарушение банковского законодательства.
  • 67. Денежная система рф: понятие, состав, правовые основы.
  • 68. Правовые основы обращения наличных денег.
  • 69. Правовые основы безналичных расчетов.
  • 70. Формы безналичных расчетов (платежные поручения, аккредитив, инкассо, чек).
  • 71. Банковское кредитование: понятие, принципы, виды.
  • 72. Валютное регулирование и валютный контроль на территории рф.
  • 73. Правовые основы вкладных операций.
  • 74. Ценные бумаги: понятие, виды, функции.
  • 75. Финансовое правонарушения: понятие и виды.
  • 76. Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)
  • 77.Правовое регулирование страховой деятельности
  • 78.Правовые основы валютного контроля.
  • 79. Валютное регулирование и контроль
  • 80. Органы и агенты валютного контроля.
  • 81. . Электронные безналичные расчеты
  • 82. Аудит как особый вид финансового контроля.
  • 83 Тенденции развития финансового права на территории Российской Федерации
  • 84. Особенности инвестиционной деятельности как одного из направлений финансовой деятельности
  • Лицензирование.
  • 85. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности.
  • 86. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
  • 87. Организация имущественного и личного страхования.
  • 88. Виды обязательного страхования.
  • 89. . Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в России
  • 90. Понятие валюты Российской Федерации. Законодательство о валютном регулировании.
  • 18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.

    Финансовые органы общей компетенции

    Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию.

    Полномочия Президента РФ в области финансов

    Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования.

    Ещё одной из функции Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.

    Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

    Анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

    Рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

    Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

    Полномочия Федерального собрания РФ в области финансов

    Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов федерации рассматривают и утверждают бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ.

    Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы занимается рассмотрением и утверждением федерального бюджета.

    Правительство Российской Федерации выносит проект федерального бюджета на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу РФ.

    После рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете он направляется в Совет Федерации, где происходит одобрение его в целом.

    После одобрения Советом Федерации законопроект подписывается Президентом РФ.

    Федеральным Собранием РФ также, могут вноситься изменения в Федеральный закон о федеральном бюджете.

    Полномочия Правительства РФ в области финансов

    В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации:

    Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

    Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

    Представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

    Разрабатывает и реализует налоговую политику;

    Обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

    Принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;

    Осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

    Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

    Руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;

    Разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

    Финансовые органы специальной компетенции

    Органы государственного управления специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:

    1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты;

    2) государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.

    Министерство финансов РФ

    К основным задачам Министерства финансов РФ относят:

    Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

    Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

    Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

    Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета;

    Составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

    Разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;

    Управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

    Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

    Участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

    Разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

    Осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

    Центральный банк РФ

    Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора.

    Основными задачами ЦБ РФ являются:

    Регулирование денежного обращения;

    Проведение единой денежно - кредитной политики;

    Защита интересов вкладчиков, банков;

    Надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;

    Осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

    Банк России выполняет следующие функции:

    1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

    2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

    3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

    4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

    5) устанавливает правила проведения банковских операций;

    6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

    7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

    8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

    9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

    10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

    Федеральное казначейство

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ - единая централизованная система Министерства финансов РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономичным использованием государственных средств.

    Федеральное казначейство РФ руководствуется Конституцией РФ и законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным Правительством РФ, а также приказами и распоряжениями министра финансов РФ.

    Главные задачи Федерального казначейства РФ:

    Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ;

    Управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;

    Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов;

    Контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.

    В обязанности Федерального казначейства РФ входят:

    Краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;

    Оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов.

    На Федеральном казначействе РФ возлагаются также сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление высшим органам государственной власти и управления РФ отчетности об исполнении федерального бюджета, деятельности федеральных (внебюджетных) фондов, о состоянии бюджетной системы РФ. Одна из основных функций Федеральное казначейство РФ - управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ. Федеральное казначейство РФ разрабатывает методологические и инструктивные материалы, порядок ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательный для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляет подготовку проекта бюджетной классификации, ведет операции по учету государственной казны РФ.

    Счётная палата РФ

    СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.

    К основным задачам Счётной палаты РФ относятся:

    Контроль за своевременным и полным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    Проверка эффективности и целесообразности, а также целевого характера расходования государственных средств и федеральной собственности;

    Финансовая экспертиза законопроектов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

    Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

    Федеральная служба по налогам и сборам

    Федеральная служба по налогам и сборам РФ входит в систему центральных органов государственного управления РФ, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

    Федеральная служба по налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками.

    Основными задачами Федеральной службы по налогам и сборам являются:

    Государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в соответствии бюджеты;

    Участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме;

    Осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;

    Государственное регулирование и межотраслевая координация по вопросам государственной политики в области контроля и осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    Осуществление в соответствии с возложенными на него законодательством РФ функциями и в пределах своей компетенции международного сотрудничества по вопросам налогов и сборов.

    Федеральная служба и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, лицевые счета в органах Федерального казначейства, Минфина РФ, а также счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые в установленном порядке. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по налогам и сборам России и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, целевого бюджетного Федерального фонда Федеральной службы по налогам и сборам, а также за счет иных источников, предусмотренных федеральными законами.

    По времени проведения финансового контроля:

      Предварительный - проводится до совершения финансовых операций, и поэтому имеет важное значение для предотвращения нарушения финансовых норм. В его рамках проверяются обычно либо проекты финансовых документов, либо ещё не исполненные финансовые документы. Напр., при подаче кредитной или кассовой заявки в банк, он проверяет все поданный документы в 100% случаев. Хороший пример - обсуждение проекта бюджета РФ на следующий год.

      Текущий - это контроль в процессе совершения финансовых операций. Напр., контроль в ходе капитального строительства какого-либо объекта.

      Последующий - контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. Напр., контроль исполнительного органа за исполнением бюджета за первые 9-ть месяцев года и т.д.

    В зависимости от обязательств:

      Обязательный - проводится: а) в силу требований закона; б) по решению компетентных органов государства.

      Инициативный - осуществляется по инициативе хозяйствующих субъектов.

    По субъектам: финансовый контроль представительных органов власти; президентский, исполнительно-распорядительных органов, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный финансовый контроль, внутрихозяйственный, независимый хозяйственный контроль.

    Органы финансового контроля:

    Государственная Дума правомочна на образование счетной палаты РФ, порядок действия счетной палаты определяется федеральным законом. К полномочиям Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение председателя счетной палаты и половины состава её аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает заместителя председателя счетной палаты и вторую половину состава. Государственная Дума утверждает федеральный бюджет РФ, а также отчет о выполнении федерального бюджета. В составе Государственной Думы действует комитет по бюджету и налогам, банкам и финансам, который непосредственно занимается всеми видами финансового контроля, основной является работа по формированию и контролю за исполнением федерального бюджета.

    Счетная палата . Органы подобные счетной палате созданы во всех субъектах РФ. Основная задача направлена на проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении различных государственных расходов. Эти мероприятия могут быть:

      организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и субъектов федерации;

      оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета, обычно, когда он ещё находится в проекте;

      финансовая экспертиза законопроекта;

      анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовка предложений по их изменению;

      контроль за законностью и своевременностью движения денежных средств федерального бюджета в ЦентрБанк России и уполномоченные банки;

      регулярное представление Федеральному Собранию информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проведения контрольных мероприятий.

    Счетная палата вправе выносить предписания в случае нарушений хозяйственной и иной деятельности проверяемого субъекта, они являются обязательными для исполнения и в случае неисполнения предписания, коллегия счетной палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении исполнения финансовых операций субъекта-нарушителя. Это решение может быть обжаловано в суд.

    Контрольное управление и ведомства . Ранее контрольное управление находилось в составе администрации Президента, с приходом В.В. Путина статус самого управления повысился, и оно стало называться президентским контрольным управлением, оно имеет свои представительства в федеральных округах. Президентский контроль сегодня олицетворяет государственный контроль, в рамках которого и осуществляется финансовый контроль. Функции этого управления:

      Анализ финансовой деятельности органов исполнительной власти, как федеральных, так и субъектов РФ.

      Рассмотрение жалоб и обращений граждан.

    Контрольное управление президента не наделено полномочиями по применению санкций и обходится представлениями в компетентные органы государства для возбуждения соответствующих процедур (прокуратура и т.д.). Нормативный срок рассмотрения таких представлений - 10 дней.

    Правительство РФ контролирует проведение единой финансовой политики государства, этот процесс реализуется через текущий контроль за федеральным бюджетом на различных стадиях. Одновременно Правительство контролирует подведомственные министерства и ведомства, а также направляет деятельность специализированных органов финансового контроля.

    Министерство финансов осуществляет финансовый контроль за рациональным использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных средств. Для реализации контрольных полномочий Минфин может запрашивать от любых предприятий и организаций необходимую информацию. Минфин вправе давать обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений, ограничивать или приостанавливать государственное финансирование, взыскивать с предприятий, учреждений и организаций, полученные ими средства из федерального бюджета.

    Департамент финансового контроля и аудита , имеет свои территориальные органы, называющиеся контрольно-ревизионными управлениями (КРУ). У этого департамента две основные функции: контроль за предприятиями, работающими с бюджетными средствами и регулирование аудиторской деятельности.

    Федеральное казначейство существует на правах главного управления министерства финансов РФ. Функции федерального казначейства аналогичны функциям Минфина, только для работы с федеральным бюджетом.

    Министерство РФ по налогам и сборам действует как орган финансового контроля, основной задачей которого является обеспечение единой системы соблюдения налогового законодательства РФ. Это министерство наделено достаточно широкими полномочиями, и отвечает в основном за доходную часть бюджета.

    ЦентрБанк РФ как орган финансового контроля надзирает за финансовой деятельностью коммерческих банков. ЦентрБанк вправе применять к банкам нарушителям принудительные меры воздействия вплоть, до частичного (приостановление) или полного отзыва банковской лицензии.

    Ведомственный финансовый контроль - контроль различных министерств и ведомств за деятельностью предприятий и организаций, входящих в систему данного министерства или ведомства. Обычно в их рамках созданы специальные контрольно-ревизионные органы. Основные задачи ведомственного финансового контроля: 1) выполнение плановых заданий; 2)экономное использование материальных и финансовых средств; 3)сохранность государственной собственности; 4)правильность постановки задач.

    Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый внутри хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций). Его осуществляет руководство, специально созданные органы.

    Аудиторские органы осуществляют финансовый контроль в соответствии с федеральным законом "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001-го года. В этом законе урегулирован весь порядок контроля и даны основные термины. Под аудиторско-финансовым контролем понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей.

    Состав и структура органов фин. контроля опр-ся гос. устройством, а так же задачами выполняемые гос-ом да данном этапе. Принципы разделения властей предопределяет создание органов фин. контроля. Подотчетных органам исполнительной и представительной власти.

    Исполнительная власть осуществляет ф-ии фин. контроля посредством след. институтов:

    · Президент РФ , он осуществляет президентский контроль, путемформирования нормативно-правовой базы орг-ии финн. контроля

    · Контрольное упр-ие президента РФ , осуществляет надзор за деят-ью органов фин. контроля. Рассмотрения жалоб и обращений к президенту, проверку исп-ия федеральных законов и распоряжений президента

    · Правительство РФ , контролирует фин. деятельность министерств и ведомств, а так же вопросы бюджетного федерализма.

    · Министерство финансов РФ , - оно занимает особое место в системе гос. контроля.. Фин. контроль осуществляют в пределах своей компетенции все упр-ие министерства финансов.сущ-ют так же спец. подразделения:

    Федеральная служба финансово- бюджетного надзора,- эта служба проводит ревизии и проверки, контролирует исп-ие всех бюджетов, организует контроль ден. обращения и использование валютных и кредитных ресурсов, состояние гос. внутреннего и внешнего долга, предоставление налоговых льгот, а так же деят-ть аудиторских фирм.

    Федеральная служба страхового надзора, осуществляет надзор за деят-ью страхового рынка

    Фед. казначейство, осуществляет контроль за исполнением фед. Бюджета.

    Фед. налоговая служба. Ее основные задачи: контроль за соблюдением налогового законодательства, проверка правильности исчисления полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов.

    Фед. таможенная служба, контролирует уплату таможенных пошлин, а так же осуществляет валютный контроль.

    ЦБ, осуществляет надзор за деят-ью кредитных орг-ий и осуществляет валютный контроль.

    Органы законодательной власти осущ-ют парламентский контроль: В обоих палатах фед. собрания созданы комитеты, к-ые контролируют показатели доходов и расходов, целевое исп-ие привлеченных средств. Кроме того создан спец. контрольный орган - счетная палата РФ. Она ежегодно составляет отчет об исполнении фед. бюджета, а так же проводит экспертизу фед. законов.

    Методы фин. контроля

    Основными методами проведения фин. контроля яв-ся проверки, обследования,анализ и ревизии.

    · Проверки проводимые органами фин. контроля подразделяются на:

    Документальные(выездные). Проводится непосредственно на п/п по отчетным док-ам в присутствии должностных лиц.

    Камеральные, проводятся по месту нахождения органов фед. контроля на основе представленных отчетов.

    · Обследование , оно заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте, с отдельными сторонами финансово-хоз-ой деят-ти п/п, при этом могут рассматривать не только первичные и отчетные док-ты, но проводятся контрольные замеры работ, расходы ресурсов, поверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, наблюдения и т.д.

    · Анализ, проводится на основе изучения периодической и годовой отчетности, в ходе анализа выявляются: уровень выполнения плановых показателей, фин. планов и смет, соблюдение норм и нормативов фин. дисциплины.

    · Ревизия (основной метод).Виды:

    По ведомственной принадлежности:

    Ш Ведомственные

    Ш Внутрихоз-ые

    По полноте обхвата:

    Ш Частичные

    Ш Комплексные

    Ш Тематические

    Ш Сплошные

    Ш Выборочные комбинированные

    По отношению к плану:

    Ш Плановые(раз в 2 года)

    Ш Внеплановые

    Ш Внезапные

    По привлекаемым материалам:

    Ш Документальные

    Ш Фактические

    По очередности исп-ия ресурсов:

    Ш Первичные

    Ш Дополнительные

    Ш Повторные

    В ревизионном процессе выделяют 4 этапа:

    a) Подготовительный

    b) Собственно проверка

    c) Обработка материалов

    По результатам ревизии составляется акт ревизии. В нем констатируются выявленные нарушения, указываются виновные лица, делаются окончательные выводы и предлагаются меры по устранению выявленных нарушений.

    Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы. Различная взаимосвязь с финансовой деятельностью позволяет выделить органы общей компетенции, осуществляющие финансовые полномочия в качестве одного из направлений своей деятельности, и органы специальной компетенции, созданные целенаправленно для реализации государственных функций по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

    Систему органов общей компетенции представляют Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

    Согласно принципу разделения властей прерогативой законодательных (представительных) органов государственной власти является принятие финансовых законов. Кроме правотворческой функции Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ осуществляют полномочия в сфере финансового контроля.

    Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80), соответственно которой строится финансовая политика. Он обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному Собранию (п. «е» ст. 84 Конституции РФ).

    Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных госу-дарственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Главное контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

    В целях совершенствования аналитического и информационного обеспечения деятельности Президента РФ по экономическим вопросам, включая вопросы общегосударственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др., в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое управление Президента РФ.

    Исполнительные органы государственной власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подзаконные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

    В структуре Аппарата Правительства РФ созданы Департамент государственных финансов, Департамент экономики, Департамент финансовых рынков и имущественных отношений.

    К функциям Департамента государственных финансов отнесено обеспечение реализации единой финансовой, налоговой и денежно-кредитной политики. В ведении этого структурного подразделения Аппарата Правительства РФ находится широкий спектр финансово-правовых вопросов.

    В сфере бюджетной деятельности государства основными направлениями компетенции департамента являются: разработка и исполнение федерального бюджета, включая вопросы методологии; формирование источников финансирования дефицита федерального бюджета; совершенствование бюджетной системы и бюджетного законодательства; методология и организация государственного финансового контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и его совершенствование; вопросы финансирования расходов федерального бюджета в иностранной валюте.

    К вопросам ведения Департамента государственных финансов в сфере реализации налоговой политики относятся: совер-шенствование налогового законодательства, развитие налоговой системы Российской Федерации, обеспечение поступления налогов и платежей в федеральный бюджет; реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

    Департамент обладает обширными полномочиями в области государственной кредитной деятельности, поскольку в сферу его компетенции входят:

    государственное регулирование рынка ценных бумаг, вопросы развития различных видов и форм ценных бумаг, регулирование их обращения;

    вопросы восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации и погашения долговых товарных обязательств государства перед населением, защиты прав вкладчиков;

    вопросы выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг и займов, предоставления гарантийных обязательств, обслуживания и погашения государственного внутреннего и внешнего долга;

    порядок привлечения иностранных несвязанных (финансовых) и связанных кредитов (займов) под гарантии Правительства РФ;

    программа государственных, внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на соответствующий финансовый год;

    взаимоотношения с международными финансовыми организациями;

    вопросы государственного долга и финансовых активов Российской Федерации.

    Кредитная деятельность государства тесно связана с валютным регулированием и валютным контролем, поэтому Департа-мент государственных финансов реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использование государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней, организует пробирный надзор.

    Департамент государственных финансов занимается определением основных направлений денежно-кредитной политики и ее реализацией, организацией денежного обращения, регулированием деятельности кредитных организаций, совершенствованием банковской системы, реструктуризацией кредитных организаций.

    К вопросам ведения Департамента государственных финансов относятся также организация и регулирование государственной деятельности в сфере аудита, страхования и бухгалтерского учета.

    Основными направлениями деятельности Департамента экономики являются:

    подготовка концепций и прогнозов, а также программ социально-экономического развития страны, анализ итогов социально-экономического развития страны;

    структурно-инвестиционная политика, бюджет развития и федеральная адресная инвестиционная программа, нормативно-методическое обеспечение подготовки федеральных целевых программ и формирование их перечня, порядок финансирования и кредитования государственных капитальных вложений;

    финансовое оздоровление, несостоятельность (банкротство) предприятий;

    поставки для государственных нужд, подготовка перечня и определение объемов поставок продукции для федеральных государственных нужд;

    составление планов-прогнозов развития государственного сектора экономики;

    нормативно-методическое обеспечение использования контрольно-кассовых машин;

    формирование политики (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

    Отдельные вопросы финансовой деятельности государства отнесены к предметам ведения иных департаментов Аппарата Правительства РФ. Например, Департамент международного сотрудничества в числе прочих функций:

    регулирует вопросы валютного регулирования, валютного контроля и международных расчетов по экспортно-импортным операциям, торговли услугами и движению капиталов, регулирования экспортно-импортных и других внешнеторговых операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

    привлекает иностранные кредиты по межправительственным соглашениям, осуществляет их товарное наполнение, контролирует использование и погашение привлеченных кредитов в рамках общих лимитов государственных внешних заимствований;

    устанавливает двусторонние отношения по долговой проблематике, осуществляет и контролирует предоставление Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам по межправительственным соглашениям.

    Среди предметов ведения, отнесенных к компетенции Департамента регионального развития, к сфере финансовой деятельности государства относятся вопросы межбюджетных отношений с субъектами РФ в части формирования и распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда регионального развития, Фонда развития региональных финансов и оказания финансовой помощи, пре-дусмотренной для бюджетов других уровней. Департамент принимает участие в разработке и реализации предложений по социально-экономическому развитию субъектов РФ, в том числе федеральных целевых программ регионального развития.

    Функции финансовой деятельности выполняют также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т. д.). Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам, формируемым местным самоуправлением (отделы, управления администраций и т. п.).

    Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой дея-тельности.

    В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфин России имеет в составе центрального аппарата департаменты бюджетной политики, налоговой политики, межбюджетных отношений, макроэкономической политики и банковской деятельности и др.

    Основными задачами Минфина России являются: совер-шенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации, участие в проведении и разработке единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществление в пределах своих полномочий государственного финансового контроля и др.

    Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России следующие функции: подготовка предложений по совершенствованию механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ, участие в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики, контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, эмиссия государственных ценных бумаг и др.

    Для выполнения своих задач и функций Минфин России имеет необходимые права, состоящие из полномочий различного характера. К ним относятся права: вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля; определяемые участием в формировании и использовании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов; по регулированию соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов РФ, налоговых поступлений в федеральный бюджет; по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка.

    Деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.

    Субъектами РФ также создаются подобные органы (мини-стерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления.

    Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе» была образована единая централизо-ванная система органов Федерального казначейства, подчиненная Минфину России.

    На органы Федерального казначейства возложены следующие задачи:

    организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета;

    регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов и контроль за этими фондами;

    осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

    управление и обслуживание совместно с Центральным бан-ком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ и др.

    Органы Федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства: проводить проверки денежных документов, смет и т. п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений, организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, учреждений, организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. Органы Федерального казначейства имеют право применять меры принудительного воздействия.

    Органы Федерального казначейства взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.

    Федеральное казначейство (Казначейство России) ныне является одной из федеральных служб в составе Минфина Рос-

    Представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).

    В целях повышения эффективности инвестиционного процесса, создания условий для широкого привлечения финансовых ресурсов, в том числе от иностранных инвесторов, была создана Российская финансовая корпорация, деятельность которой заключается в организации финансирования капитальных вложений в приоритетные проекты.

    Финансово-инвестиционные корпорации создаются также органами власти субъектов РФ.

    В особую систему выделяются налоговые органы, к которым согласно п. 1 ст. 30 НК РФ относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные подразделения. В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» названная структура определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

    Налоговые органы РФ составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

    Кроме осуществления контрольных полномочий в сфере на-логообложения, ФНС России несет ответственность за выработку и реализацию налоговой политики государства с целью обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

    ФНС России свойственно осуществление не только функций контрольного характера, но и полномочий, направленных на совершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС России подготавливает предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного на-логообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений; разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответст-вующий год.

    В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы в числе прочих полномочий обязаны защищать финансовые интересы государства. Налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановле-нии нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства.

    Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности. Рассмотрим специфику главных российских органов финансового контроля подробнее.

    Органы финансового контроля в РФ

    В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

    • Счетная палата РФ;
    • Центральный банк РФ;
    • Министерство финансов;
    • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
    • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

    Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

    В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

    Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

    Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

    Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

    Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

    Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

    Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

    Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

    В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Росфиннадзора по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Росфиннадзора и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

    Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

    Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Росфиннадзор. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

    В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

    Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

    Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

    Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

    Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

    Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

    Банк России как контрольный финансовый орган

    ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

    • защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
    • повышение эффективности работы российских банков;
    • обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
    • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
    • регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
    • внедрение регламентов осуществления банковских операций.

    Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

    • разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
    • обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
    • выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
    • разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
    • моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.

    Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

    Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

    О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк» .

    Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

    Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

    Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

    • страховой бизнес;
    • рынок ценных бумаг;
    • рынок паевых инвестиционных фондов;
    • рынок негосударственных пенсионных фондов;
    • товарные биржи;
    • рынок услуг кредитных бюро;
    • рынок жилищных кооперативов;
    • рынок электронных платежных систем;
    • рынок микрокредитования.

    Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

    Итоги

    За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур - каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.